Меню Рубрики

Добыча общераспространенных полезных ископаемых

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже поверхностного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой режим пользования недрами в настоящее время регулируется Законом РФ «О недрах» в редакции ФЗ от 3 марта 1995 г.

В состав земель для пользования недрами входят земли:

а) используемые для геологического изучения недр;
б) используемые для добычи полезных ископаемых;
в) предоставленные для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
г) предоставленные для образования особо охраняемых геологических объектов.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Владение, пользование и распоряжение недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться’в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы на условиях лицензии могут находиться в различных формах собственности.

Отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получить статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов субъектов Федерации. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Недра предоставляются в пользование для:

  1. регионального геологического изучения и иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр;
  2. геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
  3. разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитар- но-оздоровительное и иное значение;
  6. сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством (федеральным и субъектов Федерации) они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

Пользование недрами бывает срочным или бессрочным. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых либо образования особо охраняемых объектов.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Между уполномоченным на то органом государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с использованием недр.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Участок недр пользователю предоставляется в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей среды, документы, определяющие указанные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользование недрами является платным, за исключениями, указанными в законе. Установлены следующие виды платежей:

  1. сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;
  2. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  3. регулярные платежи за пользование недрами;
  4. плата за геологическую информацию.

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, — сборы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона); оплату труда привлекаемых экспертов.

Сбор за выдачу лицензии на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр. Правительство РФ устанавливает минимальный и максимальный размеры ставки регулярного платежа за пользование недрами. Конкретный размер ставки устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации. Регулярные платежи уплачиваются пользователями недр ежеквартально.

За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата. Размер платы и порядок ее взимания определяются Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 25 января 20021 г. № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах» установлено, что минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, для пользователей недр составляет 10 000 рублей. Размер платы за геологическую информацию о недрах может быть увеличен с учетом объема предоставленной информации, ее вида, потребительских свойств, но не может превышать величины затрат государственных средств на геологическое изучение недр, в результате которого была получена данная информация. Конкретный размер платы за геологическую информацию о недрах для потребителя данной информации определяется федеральным органом управления государственным фондом недр. Плата за геологическую информацию, взимаемая с пользователей недр, вносится в доходы федерального бюджета.

Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр Российской Федерации:

  1. собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
  2. пользователи недр, ведущие региональные геолого-географические работы и иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр;
  3. пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов;
  4. пользователи недр в целях сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
  5. ведущие разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи таких полезных ископаемых.

Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в границах их участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

источник

Приложение. Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков

Администрации Липецкой области

от 15 августа 2006 г. N 109

Порядок
добычи общераспространенных полезных ископаемых
собственниками, владельцами земельных участков

Настоящий Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков разработан в соответствии со ст. 19 Федерального Закона «О недрах».

1. Деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых, строительству подземных сооружений, устройству и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками, владельцами земельных участков должна осуществляться при выполнении следующих требований:

1) осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах земельного участка собственника, владельца;

2) производить добычу общераспространенных полезных ископаемых без применения взрывных работ;

3) общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся на земельном участке собственника, владельца, не должны числиться на государственном балансе;

4) осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров;

5) осуществлять устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения;

6) соблюдать требования законодательства по охране окружающей среды;

7) обеспечить безопасное ведение работ, связанных с добычей полезного ископаемого, строительством подземных сооружений, устройством бытового колодца или скважины;

8) обеспечить предотвращение загрязнения недр при строительстве и использовании подземных сооружений;

9) не допускать загрязнение подземных вод через принадлежащие им колодцы и скважины;

10) не загромождать отвалами полезного ископаемого и не заливать водой соседние участки земли;

11) в случае прекращения пользования участками недр для добычи подземных вод выполнить ликвидацию (тампонаж) принадлежащих ему бытовых колодцев и скважин с целью предотвращения загрязнения подземного водоносного горизонта.

2. Основанием для добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков является разрешение на добычу общераспространенных полезных ископаемых (далее — разрешение), выданное комитетом экологии и природных ресурсов Липецкой области (приложение 1).

3. Для получения разрешения собственник или владелец земельного участка подает в комитет экологии и природных ресурсов Липецкой области следующие документы:

1) заявление на получение разрешения на добычу общераспространенных полезных ископаемых (приложение 2);

2) сведения о собственнике, владельце земельного участка;

3) копии документов, удостоверяющих право собственности, владения землей;

4) план земельного участка с указанием месторасположения объекта производства работ;

5) сведения о целевом назначении добытого полезного ископаемого, подземного сооружения;

6) сведения о способе (технике и технологии) добычи полезного ископаемого, строительства подземного сооружения;

7) сведения о предполагаемом объеме добычи полезного ископаемого;

8) сведения о сроках работ по добыче, строительству;

9) справку об отсутствии на земельном участке месторождений и проявлений федерального значения;

10) справку об отсутствии на указанном участке числящихся на государственном балансе запасов общераспространенных полезных ископаемых.

В случае устройства и эксплуатации бытового колодца или скважины должна быть дополнительно представлена справка о том, что первый водоносный горизонт не является источником централизованного водоснабжения.

4. Комитет экологии и природных ресурсов Липецкой области рассматривает представленные материалы и, в случае соответствия требованиям, оформляет разрешение в течение 30 дней со дня получения заявки. Оформление разрешения производится бесплатно.

5. Разрешения регистрируются в журнале выдачи разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков (приложение 3).

6. Разрешение оформляется в 3-х экземплярах: 1-ый экземпляр выдается собственнику, владельцу, 2-ой экземпляр остается в комитете экологии и природных ресурсов Липецкой области, 3-ий экземпляр направляется в орган местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок.

7. Разрешением устанавливаются конкретные условия добычи общераспространенных полезных ископаемых собственником, владельцем земельного участка для своих нужд (далее — условия добычи общераспространенных полезных ископаемых).

8. Разрешение может быть выдано на определенный срок или без ограничения срока.

На определенный срок — до 5 лет — разрешение выдается для добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе.

Без ограничения срока разрешение выдается для:

1) строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров;

2) устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

9. Разрешение может быть продлено по истечении срока его действия. Для этого владелец разрешения должен направить в комитет экологии и природных ресурсов Липецкой области заявление о продлении срока действия разрешения не позднее 1 месяца до окончания его действия. Обязательным условием продления срока действия разрешения является выполнение условий добычи общераспространенных полезных ископаемых и предписаний контролирующих органов, Срок продления разрешения проставляется во всех 3-х экземплярах. Их рассылка осуществляется в адреса, установленные п. 6 настоящего порядка. Данные о продлении срока действия разрешения заносятся в журнал выдачи разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков.

10. Разрешение аннулируется в следующих случаях:

1) по истечении установленного в разрешении срока действия;

2) при отказе собственника, владельца земельного участка от добычи общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд;

3) при передаче права собственности, владения данным земельным участком другому юридическому либо физическому лицу;

4) при нарушении условий добычи общераспространенных полезных ископаемых.

11. В случае отказа от добычи общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд собственник, владелец земельного участка должен направить в комитет экологии и природных ресурсов Липецкой области заявление об отказе, бланк разрешения и сведения о выполнении условий добычи общераспространенных полезных ископаемых. Комитет экологии и природных ресурсов Липецкой области рассматривает представленные материалы и аннулирует разрешение, о чем делается соответствующая запись в журнале выдачи разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков и на бланках разрешения.

12. При передаче права собственности, владения данным земельным участком другому юридическому либо физическому лицу прежний собственник, владелец должен направить в комитет экологии и природных ресурсов Липецкой области заявление об аннулировании разрешения, бланк разрешения и сведения о выполнении условий добычи общераспространенных полезных ископаемых. Комитет экологии и природных ресурсов Липецкой области рассматривает представленные материалы и аннулирует разрешение, о чем делается соответствующая запись в журнале выдачи разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков и на бланках разрешения.

13. При нарушении условий добычи общераспространенных полезных ископаемых комитет экологии и природных ресурсов Липецкой области может аннулировать разрешение по истечении одного месяца со дня получения собственником, владельцем земельного участка предписания об устранении допущенных им нарушений, о чем делается соответствующая запись в журнале выдачи разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков и на бланках разрешения.

14. Контроль за выполнением условий добычи общераспространенных полезных ископаемых собственником, владельцем земельного участка для своих нужд осуществляет комитет экологии и природных ресурсов Липецкой области.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

источник

Полезные ископаемые – это образования, образованные в результате изменения литосферы, которые широко применяются на различных производствах. Каждая страна может похвастаться их наличием. Из этой статьи вы узнаете, какие общераспространенные полезные ископаемые можно найти почти повсеместно, как они называются и выглядят.

Читайте также:  Белое или красное вино полезно

Любой человек со школьной скамьи знаком с такими названиями, как природный газ, уголь, торф, нефть и другими. Все они широко используются для обеспечения стран энергией и являются очень важными ресурсами. Грамотное их использование может помочь в улучшении экономического развития того или иного государства. Общераспространенные полезные ископаемые, перечень которых может занять не одну страницу, как правило, обладают знакомыми многим названиями. Вот некоторые из них:

  • Нефть, именуемая черным золотом – это маслянистая черная жидкость, которая обладает резким запахом. Она используется для производства бензина, керосина, этилового спирта и других веществ, которые человек применяет в быту.
  • Известняк, или же ракушечник, по одной из версий, был образован из окаменелых останков древних животных. Он широко используется в строительстве и применяется для создания бетона.
  • Торф – это горючее ископаемое природы. Служит не только отличным топливом и удобрением, но также выполняет очистительную функцию. Различные тяжелые металлы поглощаются торфом, и природная вода, содержащая их, таким образом, очищается.

Общераспространенные полезные ископаемые были поделены учеными на несколько групп, в зависимости от того, в какой области производства используются и каков их качественный состав, в каком агрегатном состоянии они находятся. Кроме того, их классификация зависит и от степени изученности. Вот некоторые из них:

  • По агрегатному состоянию. Они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Уголь и различные руды – твердые общераспространенные полезные ископаемые, нефть – жидкое, а природный газ, соответственно, газообразное.
  • По способу использования. Они могут применяться в производстве в качестве топлива, сырья для химической промышленности, благородных, черных или цветных металлов. Для каждого из них необходима своя технология переработки.
  • По металлическим и неметаллическим свойствам. Некоторые ископаемые, скрытые в недрах земли, пригодны для извлечения из них металлов, а другие – нет.

Несмотря на то что существует великое множество различных классификаций, люди, как правило, используют самую простую. Итак, вот она:

  • Горючие. Название этого вида богатств природы говорит само за себя: те ископаемые, которые входят в этот список, ценятся за хорошую горючесть. Чаще всего они используются в качестве топливных ресурсов. К ним относятся торф, каменный уголь, нефть, сланец и природный газ. С другой стороны, такие общераспространенные полезные ископаемые могут быть опасны: процессы их горения бывают нерегулируемыми.
  • Руды. В них содержится один металл или несколько в таком процентном соотношении, что их удобно извлекать из образования. К ним относятся железные, медные, никелевые, оловянные и другие руды.
  • Некоторые люди задаются вопросом: что такое нерудное общераспространенное полезное ископаемое? Понятие, примеры которого вы найдете в этой статье, означает, что из данного образования невозможно извлечь металл. К этому пункту классификации относится фосфорит, сера, мрамор, известняк, гранит и даже различные камни, такие как изумруды, малахиты, бирюза и агаты.

Это те виды полезных ископаемых, которые чаще всего используются в производстве.

Некоторые их виды образуются по-разному в различных местах нашей планеты.

  • Метаморфогенные месторождения. Это словосочетание означает, что ископаемое было образовано путем изменения уже существующих горных пород. В результате переработки были получены различные металлы, например золото, марганец, а также некоторые неметаллы вроде графита, апатита и мрамора.
  • Экзогенные месторождения. Сера, фосфориты и другие полезные ископаемые были образованы в результате геологических изменений, деформирующих верхний слой земной коры, например, эрозий и выветриваний.
  • Эндогенные месторождения. Ископаемые были образованы в результате деформации внутреннего слоя литосферы, например, движения магмы.

Использование общераспространенных полезных ископаемых зависит от того, где было найдено то или иное месторождение, к какому типу относится найденная порода или минерал и от многих других факторов. Однако же существует несколько способов их использования, которые распространены во всем мире.

В первую очередь, это использование в качестве топлива в чистом виде или создание топлива. Его производят из нефти и торфа, горючих сланцев и природного газа и прочих ископаемых, которые быстро возгораются. Кроме того, сырье для технической и химической промышленности также получается из различных пород и минералов. Гранит, известняк используются в качестве материалов для строительства. Из руд выплавляют металлы, которые впоследствии используются на различных производствах, а всем известная поваренная соль перерабатывается и употребляется людьми в пищу.

Одним из них является уголь. Некоторые страны, на территории которых содержится наибольшее количество его разведанных месторождений, соревнуются за право назваться самой богатой углем страной. Среди них – Россия, Соединенные Штаты Америки, Китай, Австралия, Украина, Великобритания и даже Казахстан.

Черное золото, или же, если называть его менее метафорично, нефть, также является одним из наиболее распространенных ископаемых. Лучше всего его запасы были разведаны такими государствами, как Саудовская Аравия, Россия, Иран, Мексика, Соединенные Штаты Америки, Китай и Норвегия.

Природный газ широко используется в качестве топливного ресурса. В большей мере его запасы были разведаны в России, Иране, Саудовской Аравии, США, Венесуэле, Нигерии, Ираке, Китае и Нидерландах.

Будучи одной из богатейших по площади страной, Российская Федерация обладает огромным количеством природных ресурсов, месторождения которых находятся на ее территории. Общераспространенные полезные ископаемые РФ, которые находятся в пределах ее границ, – это нефть, газ, уголь, алюминий, калийные соли и другие.

На территории нашей страны находятся крупнейшие месторождения угля, например Кузнецкий и Печорский бассейны. Нефть и газ добываются в Балтийской и Анадырской нефтегазоносных областях. Сланцы получают в Сибирском бассейне неподалеку от городского поселения Оленек, торф – в Васюганье, которое по совместительству является самым заболоченным местом на территории России, а железные руды – в Курской Магнитной Аномалии.

Многие запасы полезных ископаемых, которые находятся в Российской Федерации, разведаны лишь поверхностно, а это значит, что у нашей страны есть огромная ресурсная база, богатства которой только предстоит раскрыть!

источник

Статья 19. Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков. Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 19
Данная статья предусматривает порядок непромышленной добычи общераспространенных полезных ископаемых. Такая добыча производится самими владельцами земли свободно, без каких-либо разрешений, но только для своих хозяйственных нужд. При этом Закон устанавливает несколько ограничений: а) добыча осуществляется в границах земельного участка владельца. Для добычи тех же полезных ископаемых за пределами участка требуется отвод места этих работ и получение разрешения компетентного государственного органа в соответствии с законодательством субъекта РФ; б) добыча может производиться без применения взрывных работ, подручными средствами и собственной техникой; в) общераспространенные полезные ископаемые, которые имеются на земельном участке владельца, не должны числиться на государственном балансе. В противном случае владелец земли не вправе вести добычу без разрешения компетентного государственного органа. На практике может оказаться, что один владелец вправе открыть у себя карьер по добыче того или иного полезного ископаемого, а его сосед не будет иметь такого права и для получения его вынужден будет обратиться к местной администрации и органам Министерства природных ресурсов (МПР РФ), которые или откажут ему в этом, или разрешат добычу в определенных объемах и на определенных условиях, не нарушающих интересов государства.
Перечень общераспространенных полезных ископаемых утверждается правительством республики, главой администрации (губернатором) данного субъекта РФ и, как правило, согласовывается с органами Министерства природных ресурсов и Госгортехнадзора (если этого не будет сделано, в дальнейшем недропользователю все равно придется иметь дело с названными госорганами).
Так, в Астраханской области к общераспространенным полезным ископаемым относятся: алевролит, аргиллит (кроме используемых в цементной промышленности), глина (кроме огнеупорной и тугоплавкой), гипс (кроме используемого для цементной и медицинской промышленности), гравий, гравийно-песчаные материалы, опока, известняк (кроме используемого для цементной промышленности), мергель (кроме используемого для цементной промышленности), песок (кроме стекольного), песчаник, суглинок и некоторые другие. Если, например, залежи гипса у одного владельца земли имеют промышленное значение, то он не вправе разрабатывать это месторождение. Другое же хозяйство, имеющее на своем участке малые запасы того же полезного ископаемого, вправе его использовать для своих нужд без каких-либо разрешений, свободно. Однако если для получения дополнительных доходов хозяйство пожелает продавать названные материалы, оно обязано будет получить на то лицензию в общем порядке. Но в любом случае открыть карьер и разрабатывать его для добычи всегда имеющих спрос на рынке строительных материалов он может только под контролем органов МПР, Госгортехнадзора и местной администрации. Поэтому субъекты РФ устанавливают такое требование: необходимо получить лицензию, если объемы добычи превышают 50 тыс. куб. м в год.
Статья 19 разрешает владельцам земли строительство подземных сооружений — хранилищ, гаражей, погребов, холодильников и т.п. В данном случае тоже устанавливаются ограничения: а) строительство должно вестись только для своих нужд, оно недопустимо в коммерческих целях; б) максимальная глубина размещения объектов строительства до 5 м.
И, наконец, разрешается пользоваться подземными водами для нужд хозяйства. Это устройство бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Если владельцу земли необходимо пробурить артезианскую скважину на дачном, садовом и других участках, для этого требуется получить лицензию в порядке, установленном водным законодательством РФ.
Субъекты РФ относят некоторые подземные водоносные горизонты по режиму их разработки к общераспространенным полезным ископаемым. Так, исполнительными органами власти Республики Мордовия утвержден Перечень подземных водоносных горизонтов Республики Мордовия, относимых к общераспространенным полезным ископаемым от 17 февраля 1994 г.
На основании гидрогеологического исследования, проведенного в Республике Мордовия, и анализа полученного при этом фактического материала установлено, что в мезо-кайнозойских песчано-глинистых отложениях содержатся маловодообильные водоносные горизонты и комплексы. Локально обводненные толщи характеризуются удельными дебитами скважин, составляющими тысячные, сотые, реже десятые доли литра в секунду, и могут быть использованы главным образом для водоснабжения индивидуальных приусадебных и садовых участков. С учетом этого на территории Республики в указанных песчано-глинистых отложениях выделены водоносные горизонты и комплексы, в том числе торфяные залежи, отнесенные к общераспространенным полезным ископаемым.

источник

Российский минерально-сырьевой комплекс является основным источником доходов бюджетной системы и гарантом социальной стабильности страны. Минерально- сырьевой сектор российской экономики традиционно обеспечивает более половины доходов федерального бюджета. Фундаментом сырьевых отраслей промышленности России является ее минерально-сырьевая база – совокупность разведанных и оцененных запасов и локализованных ресурсов полезных ископаемых. Отличительными чертами минерально-сырьевой базы России являются ее масштаб и комплексность. В недрах России в том или ином количестве выявлены практически все известные в мире полезные ископаемые. Сегодня Россия является одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту нефти, природного газа, углей, железных руд, никеля, платиноидов, золота, фосфатов, также в недрах Российской Федерации сосредоточены огромные запасы общераспространенных полезных ископаемых[1].

Общераспространенные полезные ископаемые — это вид полезных ископаемых, отнесенный к таковым путем включения в специальные перечни (региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым). Согласно пункту 6.1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах»[2], указанные перечни формируются федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.

В Распоряжении МПР РФ от 7 февраля 2003 № 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным»[3] указывается, что к общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиПов, и служащие для удовлетворения нужд местного производства (п. 2.1).

В пункте 2.2. указанного Распоряжения содержится рекомендация использовать при формировании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, следующий перечень полезных ископаемых: алевролиты, аргиллиты (кроме используемых в цементной промышленности, для производства минеральной ваты и волокон); ангидрит (кроме используемого в цементной промышленности); битумы и битуминозные породы; брекчии, конгломераты; магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности); галька, гравий, валуны; гипс (кроме используемого для цементной промышленности и в медицинских целях); глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина); диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности); доломиты (кроме используемых в металлургической, стекольной и химической промышленности); известковый туф, гажа; известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы); кварцит (кроме динасового, флюсового, железистого, абразивного и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема из нефелина, минеральной подкормки животных и птицы); мергель (кроме используемого в цементной промышленности); облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 — 2 группы); пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы; ракушка (кроме используемой для минеральной подкормки животных и птицы); сапропель (кроме используемого в лечебных целях); сланцы (кроме горючих); суглинки (кроме используемых в цементной промышленности); торф (кроме используемого в лечебных целях).

Например, согласно Распоряжению МПР России № 35-р Правительства Астраханской области № 319-пр от 4 июня 2007 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области»[4], к общераспространенным полезным ископаемым по Астраханской области относятся: гипс (кроме используемого в цементной промышленности и в медицинских целях); глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина); гравий, гравийно-песчаные породы; известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно- бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы); опока (кроме используемой в цементной и стекольной промышленности); пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); суглинки, супеси (кроме используемых в цементной промышленности); сапропель (кроме используемого в лечебных целях).

Читайте также:  Полезные сувениры для дома

Участки недр, которые содержат общераспространенные полезные ископаемые относятся к участкам недр местного значения (п. 1 ст. 23 Закона «О недрах»).

Порядок составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых устанавливается федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (п. 7 ст. 3 Закона «О недрах»). Само же составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (п. 6 ст. 4 Закона «О недрах»).

Согласно пункту 2.1 Приказа Минприроды России от 11 августа 2014 № 362 «Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых[5]» территориальный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых является документом, подготавливаемым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с целью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующего субъекта Российской Федерации по всем видам общераспространенных полезных ископаемых, перечисленных в соответствующем региональном перечне общераспространенных полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 3.1 рассматриваемого Приказа, территориальный кадастр месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых входит в состав государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и включает в себя свод кратких унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых на территории определенного субъекта Российской Федерации.

Контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых осуществляется органами местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования (п. 5 ст. 5 Закона «О недрах»).

Отметим, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование указанными выше субъектами для личных, бытовых и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые названными выше субъектами для личных, бытовых и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому (ст. 19 Закона «О недрах»).

Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с Законом «О недрах» горных отводов и (или) геологических отводов, имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 19.1 Закона «О недрах»).

Нередко общераспространенные полезные ископаемые выступают в качестве предмета правонарушений. Так, Природоохранной прокуратурой была выявлена добыча без лицензии общераспространенных полезных ископаемых в деятельности ООО «Амурдорстрой», ООО «ДВ-Строй», ООО «Бизнес Плюс Консалтинг» и др., которые привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП, каждому ООО назначен штраф в размере 800 тыс. руб.

Выявлялись факты пользования недрами без лицензии юридическими лицами с иностранным капиталом. ООО «Компания строительных материалов «Чжэнь Син» на земельном участке, расположенном в районе села Тамбовка Тамбовского района, осуществляло пользование недрами без лицензии с целью добычи песка, который вывозился и складировался на территории кирпичного завода в с. Тамбовка. Согласно произведенному замеру в результате самовольного пользования недрами ООО «КСМ« Чжэнь Син» добыто 4557 м3 песка.

Правительство РФ приняло Постановление от 4 июля 2013 г. № 564, которым утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ.

По требованию природоохранного прокурора в соответствии с Правилами Министерство природных ресурсов Амурской области произвело расчет размера вреда, причиненного ООО «КСМ «Чжэнь Син» недрам, который составил более 871 тыс. руб.

В связи с этим, Амурский межрайонный природоохранный прокурор направил в Благовещенский городской суд исковое заявление о взыскании с ООО «КСМ «Чжэнь Син» ущерба, причиненного недрам. Требование было удовлетворено, и с ООО «КСМ «Чжэнь Син» был взыскан ущерб, причиненный недрам, в сумме 871890 руб[6].

Обратим внимание, что, по мнению специалистов, существенным недостатком разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, особенно проводимых с нарушением законодательства, является негативное влияние на окружающую среду, выраженное в воздействии на атмосферный воздух, на поверхностные и подземные воды, на земельные ресурсы и др. В связи с принадлежностью к различным географическим ландшафтным зонам, дифференциацией по физико-механическим свойствам и условиям залегания общераспространенных полезных ископаемых, имеют место определенные особенности воздействия открытой разработки на окружающую среду и здоровье занятых в производстве людей[7].

Так, основными видами воздействия на среду при разработке карьеров являются:

— изъятие природных ресурсов (земельных, водных);

— загрязнение воздушного бассейна выбросами газообразных и взвешенных веществ;

— изменение рельефа территории, гидрогеологических условий площадки строительства и прилегающей территории;

— загрязнение территории землеотвода образующимися отходами и сточными водами;

— изменение социальных условий жизни населения[8].

В качестве примера негативного воздействия на окружающую среду добычи общераспространенных полезных ископаемых можно привести ситуацию, сложившуюся при разработке Охотоморского месторождение на юге острова Сахалин. К нему сейчас приковано пристальное внимание ученых. Они считают, что может исчезнуть цепь живописнейших озер на полуострове Пузина, омываемом заливом Мордвинова. Речь идет о семи мелководных водоемах, образовавшихся из древней лагуны.

По словам Виктора Афанасьева, заведующего лабораторией береговых геосистем Института морской геологии и геофизики ДВО РАН, компании-недропользователи брали песок, не соблюдая лицензионные требования. Например, оставляли крохотные перемычки между морем и карьером вместо целиков в 40 метров. Доходило даже до того, что добыча велась на рекультивированных участках. Бесконтрольная добыча песка привела к нарушению гидрогеологического режима, что в свою очередь провоцирует понижение уровня грунтовых вод и соответственно озер[9].

В ввиду сказанного выше, серьезную обеспокоенность вызывает Проект Федерального закона № 1003716-6 «О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 21.06.2016), в котором предлагается разрешить разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в случаях, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр с целью производства строительных материалов в водоохранных зонах морей, устанавливаемых на островах, а также, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах).

Данный законопроект по своей сути сводит на нет саму суть водоохранных зон, которыми согласно ч. 1 ст. 65 ВК РФ являются территории, примыкающие к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Предложенные изменения ВК РФ являются недопустимыми, поскольку они неминуемо приведут к серьезным негативным последствиям как для морских экосистем, так и для окружающей среды в целом.

Особенно остро этот вопрос стоит для Сахалинской области. Почти все залежи песка на ее территории находятся на расстоянии не более 300 метров от берега моря, то есть именно в водоохранной зоне[10].

Подводя итог вышесказанному отметим, что, несмотря на достаточно проработанную в Российском законодательстве систему норм, регулирующих различные аспекты деятельности, связанной с общераспространенными полезными ископаемыми, данный вопрос заслуживает пристального внимания как со стороны науки, так и со стороны контролирующих органов, и в первую очередь с точки зрения охраны окружающей среды.

1См.: Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2014 году». М.: МПР России 2015. С. 7.

3Документ опубликован не был.

4Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 28. 2007. 5РГ. № 263. 2014.

6 См. Подробнее: Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании // Законность. 2016. № 3. С. 12 – 15; Куделькин Н.С. Административная ответственность за экологические правонарушения в сфере недропользования. Аграрное и земельное право. 2014. № 6 (114). С. 79-86.

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 237.

2. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» // СЗ РФ. 1995.№ 10. Ст. 823.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

4. Приказ Минприроды России от 11 августа 2014 № 362 «Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых» // РГ. № 263. 2014.

5. Распоряжение МПР России № 35-р, Правительства Астраханской области № 319-пр от 4 июня 2007 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 28. 2007.

6. Распоряжение МПР РФ от 7 февраля 2003 № 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным» // Документ опубликован не был.

1. Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании // Законность. 2016. № 3. С. 12 – 15.

2. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально- сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2014 году». М.: МПР России 2015.

3. Куделькин Н.С. Административная ответственность за экологические правонарушения в сфере недропользования. Аграрное и земельное право. 2014. № 6 (114). С. 79-86.

источник

Глава XI. Правовое регулирование добычи общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод, а так же пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых.

общераспространённых полезных ископаемых

К общераспространенным полезным ископаемым относятся неметаллические и горючие полезные ископаемые, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих стандартов и служащие для удовлетворения нужд местного производства. В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О недрах», определение региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, осуществляется совместно исполнительными органами власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации 178 . Региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, определяются отдельно по каждому субъекту Российской Федерации, и оформляются совместным Распоряжением МПР РФ и Администрации субъекта Российской Федерации.

Действующее российское законодательство допускает как предпринимательское, так и непредпринимательское пользование общераспространёнными полезными ископаемыми. Закон РФ «О недрах» (ст. 19) устанавливает, что «собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.» Аналогичные нормы содержит и Земельный кодекс РФ (ст.ст. 40), закрепляющий, что собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые и пресные подземные воды. Кроме того, лица, относящиеся к малочисленным народам, и общины малочисленных народов вправе безвозмездно пользоваться общераспространенными полезными ископаемыми, находящимися на территориях традиционного природопользования, для личных нужд 179 . Непредпринимательское использование общераспространённых полезных ископаемых осуществляется свободно и не требует оформления горного отвода и лицензии.

Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (Закон РФ «О недрах», ст. 18). Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья. Так, Закон Томской области от 12 сентября 2003 г. № 116-ОЗ «О недропользовании на территории Томской области» 180 установил следующий порядок предоставления и пользования участками недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Предоставление права пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется как посредством проведения конкурсов или аукционов, так и на бесконкурсной основе. Предоставление права пользования участками недр, содержащими грунты, с целью их добычи для инженерно-строительной деятельности осуществляется без конкурса в порядке, определяемом Администрацией Томской области 181 .

Лицо, заинтересованное в получении прав на пользование недрами, подаёт заявку в Администрацию Томской области. К заявке прилагаются: топографический план испрашиваемого участка, решение органа местного самоуправления о предварительном согласии на предоставление земельного участка для целей недропользования и справка, содержащая следующие сведения о заявителе:

1) данные о субъекте предпринимательской деятельности (наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, органы юридического лица, фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица);

2) данные о специализированных организациях, привлекаемых в качестве подрядчиков, в случае выполнения работ этими организациями;

3) данные о финансовых возможностях, источниках финансирования планируемых работ;

4) сведения о технических и технологических возможностях (техническая база, кадровое обеспечение);

5) сведения об основном виде деятельности организации и деятельности, связанной с недропользованием;

6) предложения по условиям пользования недрами (вид пользования, целевое назначение, объект, территория, сроки, продукция, плата за пользование недрами и природными ресурсами, договоры с органами власти и органами местного самоуправления, сроки отдельных этапов недропользования, охрана окружающей природной среды, безопасное ведение работ, объемы и виды сбрасываемых в недра отходов, право на геологическую информацию и др.);

Читайте также:  Ромашка для детей полезные свойства и противопоказания

7) программу воспроизводства минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых на испрашиваемом участке недр, финансируемую за счет собственных средств;

8) иные сведения, важные с точки зрения заявителя.

Заявка считается принятой и регистрируется после предоставления полного пакета документов.

Администрация Томской области обеспечивает публикацию информации о предоставлении в пользование участка (участков) недр в областных и издаваемых на территории соответствующих муниципальных образований области средствах массовой информации. В случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования информации о предоставлении в пользование участка (участков) недр одной заявки Администрация Томской области принимает решение о предоставлении права пользования участком недр на бесконкурсной основе, при поступлении двух и более заявок – принимается решение об объявлении торгов в форме конкурса или аукциона. Извещение об объявлении торгов публикуется в областных и муниципальных средствах массовой информации. Торги проводятся в порядке, установленном действующим законодательством, не ранее, чем через 30 дней после публикации. Решение об утверждении результатов торгов принимается Администрацией Томской области в течение 30 дней с момента их проведения, информация о результатах проведения торгов публикуется не позднее 30 дней со дня принятия решения в областных и муниципальных средствах массовой информации. Если объектом заявки является месторождение общераспространенных полезных ископаемых, предоставляется лицензия на добычу полезных ископаемых, если объектом заявки является проявление общераспространенных полезных ископаемых, участок недр предоставляется в пользование для геологического изучения с одновременной и (или) последующей добычей полезных ископаемых. Лицензия, включающая лицензионное соглашение, подписывается Администрацией Томской области и после ее регистрации в территориальном фонде геологической информации направляется владельцу. Сбор за выдачу лицензии вносится пользователем недр при выдаче лицензии. Сумма сбора определяется Администрацией Томской области исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию лицензии.

Эксплуатация месторождения общераспространённых полезных ископаемых допускается после оформления горного отвода 182 . Для получения горного отвода субъект предпринимательской деятельности должен представить заявку в администрацию муниципального района или городского округа, на территории которого находится месторождение (проявление) полезных ископаемых. В заявке указываются полное наименование и адрес заявителя, сущность просьбы, наименование месторождения (части месторождения) или проявления полезного ископаемого, местонахождение горного отвода и его размеры, планируемая добыча полезного ископаемого. К заявке прилагаются:

копия лицензии на право пользования недрами;

топографический план поверхности, с контурами испрашиваемого горного отвода в масштабе не менее 1:5000, и копии геологических разрезов, составленных в соответствии с установленными требованиями. Для горных отводов, имеющих значительную площадь, разрешается предоставление копии топографического плана в масштабах от 1:5000 до 1:25000. В свободной части топографического плана помещается ведомость координат (X, Y, Z) угловых точек испрашиваемого горного отвода, указывается площадь (в гектарах) проекции горного отвода на горизонтальную плоскость, дата составления плана;

краткая пояснительная записка, в которой освещаются геологическое строение месторождения или проявления полезного ископаемого; способы и сроки отработки;

справка о разведанности месторождения с указанием количества балансовых запасов полезного ископаемого в пределах горного отвода (только для месторождений).

Администрация муниципального района или городского округа рассматривает представленные материалы по оформлению горноотводного акта в течение 30 дней. Предоставление горного отвода оформляется следующими документами:

постановлением главы муниципального района или городского округа;

графическими приложениями, включающими копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы;

надписью на копии топографического плана.

Горноотводный акт, удостоверяющий границы горного отвода, подписывается и выдается главой муниципального района или городского округа в соответствии с законодательством о недропользовании на основании представленного пользователем недр проекта горного отвода. Проект горного отвода может включаться в состав технического проекта разработки месторождения. Копия топографического плана подписывается главой муниципального района или городского округа, в случаях, когда месторождение или проявление общераспространенного полезного ископаемого находится на территории двух или более муниципальных районов, документы, удостоверяющие границы горного отвода, подписываются и выдаются главой каждого муниципального района. Регистрация горноотводных актов, предоставляемых пользователям недр, производится в территориальном органе горного надзора.

Порядок пользования недрами, рациональное использование и охрана недр, прекращение права пользования участками недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. Аналогичные правила предоставления участков недр для добычи общераспространённых полезных ископаемых установлены и в иных субъектах Российской Федерации.

источник

Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.

  • иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
  • привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).

На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах).

Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 №1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 №39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.

Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

Ключевой момент

Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Реквизиты постановления

от 13.11.2013 по делу № А19-22913/2012

от 24.04.2014 по делу № А70-8268/2013 от 11.06.2014 № Ф05-11034/2013

от 24.10.2013 по делу № А65-5453/2013

от 23.09.2014 по делу № А05-1726/2014

от 03.03.2014 по делу № А56-26703/2013

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

Реквизиты постановления

от 06.03.2013 по делу № А27-14372/2012

от 02.04.2013 по делу № А38-2787/2012

Реквизиты постановления

от 28.05.2013 по делу № А19-20447/2012

от 28.05.2014 по делу № А79-6492/2013

от 25.04.2014 по делу № А27-6302/2013 от 15.02.2013 по делу № А27-13222/2012

от 03.04.2014 по делу № А65-14649/2013 от 04.03.2014 по делу № А65-14450/2013

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу №33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу №33-2180).

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо, где:

– стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р, где:

Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 № ММ-6-21/816@).

Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 № 1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 № 845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 № Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).

В связи с появлением Постановления Правительства РФ № 564, которое, в отличие от Распоряжения Правительства РФ № 1214-р, является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ № 1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу № А52-3535/2013).

Ключевой момент

При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.

Добыча полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии признается самовольным пользованием недрами, кроме ситуации, когда лицензия не нужна (действует исключение из общего правила). Пользование недрами без лицензии – административно наказуемое деяние, за совершение которого на юридическое лицо накладываются достаточно высокие штрафы (в размере от 800 000 до 1 000 000 руб.). Привлечение нарушителя к административной ответственности не освобождает виновное лицо от еще одной меры ответственности – возмещения государству причиненного вреда, что осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Причем добровольная уплата в бюджет НДПИ при добыче полезных ископаемых без лицензии с 16.07.2013 не считается возмещениеaм нанесенного вреда. Безлицензионное пользование недрами не порождает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДПИ.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

источник

Источники:
  • http://base.garant.ru/33720202/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
  • http://businessman.ru/obscherasprostranennyie-poleznyie-iskopaemyie-perechen-ponyatie-primeryi-mestorojdeniya-ispolzovanie.html
  • http://www.lawmix.ru/comm/7599/28534
  • http://izron.ru/articles/osnovnye-problemy-i-tendentsii-razvitiya-v-sovremennoy-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-i/sektsiya-5-prirodoresursnoe-pravo-agrarnoe-pravo-ekologicheskoe-pravo-spetsialnost-12-00-06/obshcherasprostranennye-poleznye-iskopaemye-voprosy-pravovogo-regulirovaniya/
  • http://studfiles.net/preview/4244312/page:52/
  • http://www.klerk.ru/law/articles/409083/