Меню Рубрики

Это полезное ископаемое входит в состав почвы

Цели:

  • Образовательные:
    • формировать представления о почве, ее составе и свойствах.
  • Развивающие:
    • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
    • развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.
  • Воспитательные:
    • прививать интерес к учебному предмету;
    • воспитывать организованность;
    • прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы;
    • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер,
ручки, цветные карандаши, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка, сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений, карточки с планом описания полезного ископаемого, презентация «Почва».

1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир» Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во «Астрель»
2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь № 1 к учебнику «Окружающий мир», 3 класс, изд-во «Астрель»
3. О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во «ВАКО»

1. Организационный момент

– Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

2. Проверка домашнего задания

– Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему «Полезные ископаемые».

К доске вызываются учащиеся, получают образец полезного ископаемого и карточку с планом описания. Три ученика рассказывают о полезном ископаемом (песок, глина, известняк) по плану (Приложение 3)

1. Название.
2. Свойства.
3. Способ добычи.
4. Значение, применение.
5. Добывается ли в нашем крае.

3. Объявление темы урока. Введение в тему

1) – Посмотрите внимательно и скажите:
– Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем)
– Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
Приложение 1, слайд 5
2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
– О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля? (Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству)
Приложение 1, слайд 6
3) Это моя родная земля! (Родина, земля в понимании страна, государство, какая-нибудь большая территория.)
Приложение 1, слайд 7
4) – Вспомните сказку “Репка”
– Где выросла репка? (В земле)
– Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное.
– Земля, на которой растут растения, называется – почва.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе. Какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
– Людям, какой профессии нужны знания о почве? (Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы)
– А вам знания о почве могут пригодиться? Когда? (Ответы детей)
Приложение 1
, слайд 8
Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
Приложение 1, слайд 9
– В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
Приложение 1, слайд 10
– Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы?
– Сделайте вывод:
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы.
– Но что такое почва? Из чего состоит?

4. Изучение нового материала

– Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем с.68.

– Что такое почва?
– Найдите определение в тексте. (Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.)
– Сможете ли вы назвать признак того, что на данном участке местности есть слой почвы? (Там растут растения)
– Что такое перегной? (Отмершие растения и животные, самый плодородный слой земли.)
– Чем отличается почва от горной породы? (Только почва обладает плодородием.)
Приложение 1, слайд 12
– Из каких слов оно состоит?
– Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.
– Почему же почва плодородна?
(Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.)
Приложение 1
, слайд 13

5. Практическая работа

– Давайте теперь выясним, что же это? Что входит в состав почвы?
– Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
– Что же мы будем исследовать?
– Задача сегодняшнего урока:“Исследование почвы”

– Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории.
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.)
– Для чёткости нашей работы каждая парта получила лист, куда будет записывать результаты наблюдений.

1. Названия предмета исследования …
2. Цвет …
3. Слой земли …
4. Состав …

– Заполните 1 строку листа наблюдений
Приложение 1, слайд 15
– Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев почву? (Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
– Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва?
– Заполните 2 строку в листах наблюдений. (Коричневый, чёрный)
Приложение 1, слайд 16
– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?
– Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений.(верхний)
Приложение 1, слайд 17

– Выполняем по очереди!
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
Приложение 1, слайд 18
– Запишите в таблице (воздух)
Приложение 1, слайд 19
– Воздух помогает корням растений дышать.
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.

– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве)
– Сделайте вывод. (В почве есть вода)
Приложение 1, слайд 20
– Зачем в почве вода? (Вода – вещество, необходимое для жизни растений)
Приложение 1, слайд 21

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)
Приложение 1, слайд 22
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду.
Приложение 1, слайд 23

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.
Приложение 1, слайд 24
– Запишите в таблицу.
Приложение 1, слайд 25
Круговорот веществ
Приложение 1, слайд 26
– Илья получил задание, узнать, что такое круговорот веществ в природе.

Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).
Приложение 1, слайд 27
– Запишите в таблицу. слайд 28

(Дети представляют и изображают, что происходило с растением)

Приложение 1, слайд 29

  1. Представьте себе, что вы маленькие семена растений.
  2. Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы согреться.
  3. Весной солнышко согрело землю.
  4. Семя отогрелось (распрямиться)
  5. Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)
  6. И оно начало расти (подняли руки)
  7. Появились корешки у семени (потопали ножками)
  8. Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)
  9. Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими листочками (машем руками)
  10. Появлялись всё новые и новые листочки.
  11. И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)
  12. И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись, улыбнулись)
  13. Стал радоваться жизни, трепетать на ветру, радовать людей.
  14. Прилетали к нему пчёлки и бабочки.
  15. Но вот наступила осень.
  16. На месте цветка образовались семена
  17. Растение сбросило их в почву.
  18. Теперь они будут ждать новой весны.

Игра на внимание

– Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
– Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

(Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.)

– Докажем, что в почве есть минеральные соли.

– Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет)
– Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных горшках. Посмотрите.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
Приложение 1, слайд 30
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы).
Приложение 1, слайд 31

6. Сообщение о Докучаеве

– Науку о почвах почвоведение создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)
– Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.)

1. Сгнившие остатки растений и животных, повышающие плодородие. (Перегной)
2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду. (Глина)
3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем. (Песок)
4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)
7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов. (Соли)

– Какое слово у нас образовалось?
– Да, плодородие. Запишите.
Это главное свойство почвы.

8. Итог урока

– Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)
– Из чего состоит почва?
– Какое главное свойство почвы? (Ответы учащихся с опорой на составленные листы наблюдений и схему на доске).

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – и является переходным звеном от неживого к живому. Почва и растения – единство, созданное природой.
Приложение 1, слайд 33
– Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

источник

Почва – это один из наиболее важных элементов биосферы, который определяет условия обитания человека. Это также неотъемлемое звено в кругообороте веществ в природе. Почва – природная лаборатория, в которой происходит синтез и разрушение органовеществ, жизнь бактерий и различных простейших животных, развитие растительности и образование полезных ископаемых. Состав почвы влияет на потребляемые человеком продукты питания растительного и животного происхождения, а также питьевую воду. Почва – поверхностная часть минерально-органической оболочки Земли – литосферы.

Можно выделить четыре основных компонента в составе почвы:

— минеральная основа, которая составляет основную часть от всего объема (50-60%);

— органические вещества составляют наименьшую часть (всего 10% от общего объема);

Почва обычно состоят из различного по размеру частиц, начиная от мелкозернистого грунта и коллоидных частиц, заканчивая крупными валунами.

В зависимости от соотношения содержащихся в почве песка, ила и пыли различают почвы суглинистые, глинистые, песчаные и супесчаные. Песком принято называть почвы с диаметром частиц от 0,05 до 3 мм. Крупная пыль, или тонкий (пылеватый) песок – это почва с диаметром зерен от 0,01 до 0,05 мм. Пыль состоит из частиц размером 0,001-0,01 мм, ил – менее 0,001 мм. Если механический состав почвы содержит частицы размером до 0,01 мм, то их объединяют в подгруппу глины физической. В песчаной почве содержится менее 10% физической глины, в супесчаной – от 10% до 20%. в суглинистой – 20-50%, в суглинистой – более 50%. Гранулометрический состав почвы – это важный параметр, влияющий на качество грунта, в том числе и его плодородие.

Чтобы определить гранулометрический состав почвы, т.е. содержание в грунте тех или иных механических элементов, можно воспользоваться методом Качинского, который заключается в следующем. небольшой комочек почвы необходимо смочить водой и размять, пока она не станет похожей на тесто. Размяв ее в ладонях, нужно скатать из нее шнур толщиной примерно в 3 мм. Из полученного «шнура» делается кольцо (3 см в диаметре). Из песчаной почвы скатать шнур не получается совершенно. Шнур из супесчаной почвы неустойчив. Легкосуглинистая почва скатывается, однако распадается на дольки. Из среднесуглинистой удается скатать шнур, но не получается свернуть его в кольцо. При использовании тяжелосуглинистой удается замкнуть кольцо, которое трескается. А глинистая почва не растрескивается при замыкании шнура в кольцо.

Читайте также:  Корень имбирь чем полезен

В зависимости от того, какой состав почвы, изменяются и ее свойства, к примеру, водопроницаемость. Наиболее низкая проницаемость воды отмечается в грунте, содержащем много физической глины и небольшое количество песка (тяжелосуглинистые и глинистые). Чем больше в почве песка, тем выше ее водопроницаемость (между сравнительно крупными частичками песка влага с легкостью проходит).

Еще одно свойство грунта – влагоемкость (способность удерживать воду), на которую также в значительной мере влияет состав почвы. Тяжелые глинистые и суглинистые земли удерживают большое количество воды, а супесчаные — совсем незначительное. Чем больше мелких частиц, тем выше влагоемкость.

Способность грунта задерживать питательные вещества называется поглотительной. На нее также влияет состав почвы. Как правило, более мелкие частицы обладают наивысшей поглощающей способностью. В таком грунте отлично закрепляются питательные вещества, определяющие минеральный состав почвы. Легкий грунт также хорошо пропускают воздух, что благоприятно сказывается на росте и развитии растений.

Продуктивность растений во многом зависит от механического состава грунта, влияющего на его свойства. Наиболее приемлемый гранулометрический состав зависит от технологии возделывания почвы и ее условий влагообеспеченности. Так, например, земля с низким запасом влаги (пески и супеси) приводит к значительному понижению урожайности почвы. Если же грунт хорошо увлажняется, то и аэрация происходит более качественно, что благотворно сказывается на росте и развитии растений. Возделывание бедных почв с внесением в них питательных веществ и при условии избыточного полива приводит к повышению урожайности.

Химический состав почвы определяет количество содержащихся в ней химических элементов. Наибольший объем составляет окись кремния. Затем – окись алюминия, железо, калий и натрий. Окись кальция и магния в значительном количестве содержится в карбонатных почвах, в засоленных – хлористый натрий и калий.

В наименьшем количестве в земле содержатся микроэлементы: марганец, йод, кобальт, цинк, фтор, никель, бром, барий, литий и другие. Образуются неорганические соединения благодаря остаткам материнской почвообразующей породы, останкам животных и растений, разлагающимся под действием микроорганизмов. Химический состав почвы (недостаток или переизбыток макро- и микроэлементов в почвенном покрове) через цепь питания может оказывать огромное значение на жизнь и здоровье человека и животных.

Почвообразование на планете началось еще с тех времен, когда на ней появились первые живые существа, останки которых превращаются в питательную среду – гумус, или перегной. Он непосредственно влияет на свойства почвы, в частности, на ее плодородие. Перегной придает земле черный, сероватый или коричневый цвет. В одних типах грунта гумуса содержится больше, в других – практически не имеется.

Перегной образуется из останков микроорганизмов, животных и растений после их глубоко разложения. Останки истлевают под воздействием бактерий и грибков, утрачивают некоторые свои вещества, теряя при этом внешний вид, темнея и бурея.

Перегной состоит из разнообразных частей, наиболее значимая из которых – гуминовые вещества, окрашивающие землю в черный цвет. Эти вещества плохо растворимы в воде. Почва, богатая гуминовыми веществами, чрезвычайно способствует повышению урожайности растений.

Также в грунте содержится светлоокрашенный (кислый) гумус, представленный апокреновой и креновой кислотами. Они легко растворимы в воде, поэтому быстро вымываются и практически не задерживаются в почве. На состав перегноя влияет климат, растения, бактерии, животные и грибы, которые распространены в той или иной зоне планеты.

Вместе с водой растения в процессе своего развития берут из грунта все необходимые для жизни питательные вещества: фосфор, калий, азот, серу, железо, кальций, медь, марганец, кислород, кремний, водород, бор, алюминий. Все эти микро- и макроэлементы необходимы для нормального развития растений. Одни вещества содержатся в достаточном количестве, а другие приходится вносить искусственным способом. Источник всех питательный веществ – это перегной.

Растения в процессе своего роста и развития забирают из земли питательные вещества, которые после отмирания и полного разложения растения возвращаются обратно в почву и снова участвуют в процессе питания. Также при разложении растительного покрова образуются различные кислоты, например, угольная. Они способствуют быстрому растворению минеральных солей, которые также участвуют в процессе развития растений.

Перегной, помимо своей питательности, имеет и другое важное значение – он влияет на структурный состав почвы. Схема образования почвенной структуры состоит в следующем. Пожалуй, каждый видел, как земля распадается на комочки разной формы и величины. Эти кусочки называют структурными отдельностями. Внешне они могут напоминать зернышки, крупинки, пылинки, грудки. В зависимости от содержания структурных отдельностей выделяют следующие типы почвенных структур: пылеватая, комковатая, ореховатая и другая. Почва тем рыхлее, чем пористее и прочнее ее кусочки, поскольку в них содержится меньшее количество пыли. Если же грунт рыхлый, то в него проще проникает воздух и вода, которые жизненно необходимы растениям, грибам и бактериям, а также некоторым животным, обитающим в земле.

Почвы, богатые перегноем, состоят из пористых и прочных зернышек. Они не размокают в воде, оказывают хорошее сопротивление распылению при пахоте. Такая рыхлая земля отлично пропускает воду и воздух. Обедненные гумусом почвы легко превращаются в пыль. Такой грунт покрывается коркой после дождя или полива, что может привести к болезни или даже гибели растений.

Состав, а, следственно, и свойства почвенного покрова, не остаются неизменными. Со временем происходит их размывание водой, дробление, образование одних минералов и разрушение других. Грибы, растения и животные, бактерии появляются, живут и отмирают, изменяя химический состав земли. Воздух и вода, контактирующие с почвой, также изменяют свой состав изо дня в день. Ну и, конечно же, на состав почвенного покрова постоянно влияет человек. В процессе его обработки он вносит те или удобрения, применяет различные средства окультивирования, что влияет на свойства грунта.

источник

В целом, почва представляет собой поверхностный слой твёрдой оболочки нашей планеты, отличающийся плодородием.

Одной из основ для образования почвы служат горные породы.
На протяжении многих лет горные породы, из которых состоят равнины, днища водоемов, равно как и сами горы, разрушались под влиянием воздушных масс, воды, тепла, источаемого солнцем, и живых организмов.

В принципе, процесс образования почвы следует рассматривать с точки зрения непосредственной взаимосвязи живой и неживой природы — как результат жизнедеятельности организмов и выветривания горных пород.

Хвоинки, веточки деревьев, сухие опавшие листья и трава, накапливаются в земле и уже за полгода становятся удобрением; под ними, в свою очередь, находятся камешки, глина и песок, перегной, останки животных и насекомых — божьи коровки, муравьи.

В почве также находятся грибы и бактерии …
Дождевые черви и кроты вообще большую часть своей жизни проводят в почве, лишь изредка показываясь наружу.
Майские жуки в почве откладывают яйца.
Для улиток и лягушек почва является спасением от жаркой погоды.


Земляной шмель в почве зимует.

    Жуки могут проникать в почву на двухметровую глубину; муравьи и того больше – до трёх метров; а кроты – до пяти метров; ну а дождевые черви в этом плане «рекордсмены» – до восьми метров.

Воздух и вода поступают в почву благодаря ходам, которые прокладывают в процессе своей жизнедеятельности животные, тем самым обогащая её.

А ещё животные размельчают остатки растений в почве, а бактерии превращают их в перегной.
Основным свойством почвы является плодородие.

Под плодородием подразумевают наличие в почве веществ, которые обуславливают рост и развитие растений.

Опустите в стакан с водой маленький комочек почвы (сухой). И, вы увидите, как на поверхность воды будут подниматься пузырьки, что и свидетельствует о наличии в почве воздуха.

Опыт №2. Минеральные соли, глина , песок

Опустите почву в стакан с водой, размешайте и оставьте на некоторое время. После чего капните пару капель помутневшей воды на стёклышко и нагрейте его. Когда вода испарится, то на стекле вы увидите белый налёт, указывающий на присутствие в почве минеральных солей.

В самом же стакане можно будет со временем наблюдать следующее: на дне осядет песок, на нём отложится глина, а уже на самой глине – перегной.

Разместите размельчённые комки почвы на какой-либо жестяной поверхности и подогрейте её; одновременно держа стёклышко над почвой: стекло сначала запотеет, а потом на неё появятся капли воды. а значит, что в почве содержится вода.

В продолжение предыдущего: не прекращайте нагрев почвы, и вы почувствуете противный запах. Дело в том, что подобный запах дают горящие гниющие останки животных и растений (перегной).
А если продолжить нагрев, то перегной весь сгорит и почва станет серого цвета. Получается, что именно перегной и обуславливает тёмный цвет почвы.

2. Кроме того, в состав почвы входят элементы живой природы:

Так что всё более чем взаимосвязано.

Поделиться в социальных сетях

Содержание: Зона арктических пустынь Зона тундры Зона лесотундры .

Привычные с раннего детства ели, сосны, берёзы, дубы; знакомые цветы и трава – ничего особенного, -.

Как известно, настоящий мужчина должен помимо того, что построить дом и вырастить сына, — посадить ещё и.

Биологические типы деревьев подразделяют по виду листьев на хвойные и лиственные, которые принято.

Наша планета заселена разнообразными растениями. Существует около 500 000 видов растений. Растения.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

источник

Почва – поверхностный слой земной коры. Почва (согласно учению В.В.Докучаева) представляет собой естественное природное обра­зование в виде поверхностного плодородного слоя земли, сформированного под совокупным воздействием внешних условий: климата, рас­тительности, почвообразующих пород, условий рельефа и жизнедея­тельности организмов (особенно микроорганизмов). Для формирования почвы необходимы тысячелетия взаимодействия почвообразующих элементов. Почва — незаменимый природный ресурс.

Мощность почвы (тол­щина почвенного слоя), в зависимости от типа, колеблется в пределах от нескольких миллиметров до 2 — 3 м при средней величине 18 — 20 см.

Почвенные ресурсы являются одной из самых необходимых предпосылок обеспечения жизни на Земле. Однако их роль в настоящее время недооценивается.

Структура почвы. Почва состоит из нескольких горизонтов (слоев с одина­ковыми признаками), возникающих в результате сложного взаимодействия материнских горных пород, климата, растительных и животных организмов (особенно бактерий), рельефа местности. Для всех почв характерно умень­шение содержания органических веществ и живых организмов от верхних горизонтов почв к нижним.

Горизонт Al – темно-окрашенный, содержащий гумус, обо­гащен минеральными веществами и имеет для биогенных про­цессов наибольшее значение.

Горизонт А2 – элювиальный слой, имеет обычно пепельный, светло-серый или желтовато-серый цвет.

Горизонт В – элювиальный слой, обычно плотный, бурый или коричневой окраски, обогащенный коллоидно-дисперсными минералами.

Горизонт С – измененная почвообразующими процессами материнская порода.

Горизонт В – исходная порода.

Поверхностный горизонт состоит из ос­татков растительности, составляющих основу гумуса, из­быток или недостаток которого определяет плодородие по­чвы.

Гумус – органическое вещество, наиболее устойчи­вое к разложению и поэтому сохраняющееся после того, как основной процесс разложения уже завершен. Постепенно гумус также минерализуется до неорганического вещества. Перемешивание гумуса с почвой придает ей структуру. Обо­гащенный гумусом слой называется пахотным, а нижеле­жащий слой – подпахотным. Основные функции гумуса сводятся к серии сложных обменных процессов, в которых участвуют не только азот, кислород, углерод и вода, но и различные минеральные соли, присутствующие в почве. Под гумусовым горизонтом располагается подпочвенный слой, соответствующий выщелоченной части почвы, и горизонт, отвечающий материнской породе.

Почва состоит из трех фаз: твердой, жидкой и газообразной. В твердой фазе преобладают минеральные образо­вания и различные органические вещества, в том числе гумус, или перегной, а также почвенные коллоиды, имею­щие органическое, минеральное или органоминеральное происхождение. Жидкую фазу почвы, или почвенный ра­створ, составляет вода с растворенными в ней органически­ми и минеральными соединениями, а также газами. Газовую фазу почвы составляет «почвенный воздух», включающий газы, заполняющие свободные от воды поры.

Важным компонентом почвы, способствующим изменению ее физико-химических свойств, является ее биомасса, включающая кроме микроорганизмов (бактерии, водоросли, грибы, одноклеточные) еще и червей и членистоногих.

Образование почв происходит на Земле с момента возникно­вения жизни и зависит от многих факторов.

Субстрат, на котором образуются почвы. От характера материнских пород зависят физические свойства почв (пористость, водоудерживающая способность, рыхлость и т. д.). Они определяют водный и тепловой режим, интенсивность пе­ремешивания веществ, минералогический и химический соста­вы, первоначальное содержание элементов питания, тип поч­вы.

Растительность – зеленые растения (основные создате­ли первичных органических веществ). Поглощая из атмосферы углекислоту, из почвы воду и минеральные вещества, используя энергию света, они создают органические соединения, пригод­ные для питания животных.

С помощью животных, бактерий, физических и химических воздействий органическое вещество разлагается, превращаясь в почвенный гумус. Зольные вещества наполняют минеральную часть почвы. Неразложившийся растительный материал созда­ет благоприятные условия для действия почвенной фауны и ми­кроорганизмов (устойчивый газообмен, тепловой режим, влаж­ность).

Животные организмы, выполняющие функцию пре­образования органического вещества в почву. Сапрофаги (зем­ляные черви и др.), питающиеся мертвыми органическими ве­ществами, влияют на содержание гумуса, мощность этого го­ризонта и структуру почвы. Из наземного животного мира на почвообразование наиболее интенсивно влияют все виды грызу­нов и травоядные животные.

Микроорганизмы (бактерии, одноклеточные водоросли, вирусы) разлагающие сложные органические и минеральные ве­щества на более простые, которые в дальнейшем могут исполь­зоваться самими микроорганизмами и высшими растениями.

Одни группы микроорганизмов участвуют в превращени­ях углеводов и жиров, другие – азотистых соединений. Бак­терии, поглощающие молекулярный азот воздуха, называют азотофиксирующими. Благодаря их деятельности, атмо­сферный азот могут использовать (в виде нитратов) другие живые организмы. Почвенные микроорганизмы принимают уча­стие в разрушении токсических продуктов обмена высших расте­ний, животных и самих микроорганизмов в синтезе витаминов, необходимых для растений и почвенных животных.

Климат влияет на тепловой и водный режимы почвы, а значит и на биологические и физико-химические почвенные про­цессы.

Рельеф перераспределяет на земной поверхности тепло и влагу.

Хозяйственная деятельность человека в настоящее время становится доминирующим фактором в разрушении почв, сни­жении и повышении их плодородия. Под влиянием человека ме­няются параметры и факторы почвообразования — рельефы, ми­кроклимат, создаются водохранилища, проводится мелиорация.

Читайте также:  Полезные вещи для ноутбуков

Значение почвы, как элемента биосферы, заключается в обеспечении биохимической среды для человека, животных и растений, среды, обладающей высокой буферностью и энергоемкостью, значительным резервом механизмов для самоочищения, важных для поддержания сбалансированного прямого и косвенного взаимодействия почвенной биоты и человека. Она является средой обитания многих живых организмов. Только почвой могут быть обеспечены полноценные условия для производства продуктов питания, корма для животных. Неотъемлемыми функциями почвы как природного тела является накопление атмосферных осадков и регулирование водного баланса, концентрация элементов питания растений, образование и обеспечение чистоты подземных вод, трансформация или мобилизация загрязняющих компонентов.

Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов. Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет разрушено, то сложившееся функционирование биосферы необратимо нарушится. Именно поэтому чрезвычайно важно изучение глобального биохимического значения почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности.

Главное свойство почвы – её плодородие, которое определяется наличи­ем в ней гумуса. Плодородием почвы называют её способность обеспечивать растения необходимым количеством питательных элементов, воды и воздуха. Почва – основа для получения урожая сельскохозяйственных культур.

С образованием достаточно развитого почвенного покрова биосфера становится целостной завершенной системой, все части ко­торой тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга.

Полезные ископаемые. Помимо почвы к ресурсам литосферы относятся полезные ископаемые, находящиеся в недрах Земли. Они подразделяются на три группы: твердые (металлические и неметалличе­ские руды, нерудные ископаемые, грунты и горные породы), жидкие (минеральные воды) и газообразные.

К ресурсам литосферы относятся также запасы энергетического сырья (угля, нефти, природного газа и др.), которые ввиду их особой значимости выделены в группу энерге­тических ресурсов.

Практически нет ни одной отрасли хозяйства, где бы ни требовались полезные ископаемые. Минеральные ресурсы относятся к категории не возобновляемых. Запасы их по мере использования не восстанавливаются.

источник

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Почва и её состав». В ходе этого занятия вы сможете познакомиться с главным свойством почвы – плодородием. Учитель расскажет о составе почвы, благодаря которому растения могут получать из нее элементы, необходимые для своего роста.

Знаете ли вы, каково главное свойство почвы? Главное свойство почвы – ее плодородие. Почва – это верхний плодородный слой земли. То есть это слой, содержащий вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов. Чтобы узнать, что растения получают из почвы, давайте изучим ее состав, проделав опыты с почвой.

Почва темного цвета. Если мы рассмотрим образец почвы через лупу, то мы увидим остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных (рис. 1).

Если в стакан с водой опустить кусочек сухой почвы, как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух.

После того как опустить почву в стакан с водой, нужно размешать и дать ей отстояться. С помощью пипетки берется несколько капель этой воды и помещается на предметное стекло. Теперь нужно нагреть стекло над огнем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли. Этот опыт показал, что почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Можно положить почву в крышечку, затем следует ее нагреть над пламенем свечи. Над почвой держится стекло. Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Это вода, которая содержится в почве, при нагревании она испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды (рис. 2).

Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода. Если продолжать нагревать почву, то вскоре появится дым и неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы – перегной. Если очень долго прокаливать почву на огне, то перегной полностью сгорит и почва приобретет серый цвет. Это доказывает, что перегной придает почве темный цвет.

Если вы опустите немного почвы в стакан с водой, перемешаете и дадите отстояться, то увидите, как на дно осядет слой песка, поверх него – слой глины, а сверху слой темного цвета – это перегной. Это доказывает, что в почве содержится песок и глина (рис. 3).

Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии, дождевые черви, муравьи, жуки-навозники и многие другие. Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают.

Что же получают растения из почвы? Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой поглотают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Когда говорят, что земля – кормилица, имеют в виду почву. Растения берут из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. Растениями питаются очень многие животные. Насекомые едят корни растений, стебли, листья (рис. 4), зерноядные птицы лакомятся плодами. Растительный корм поедают коровы, лошади, лоси.

Растительноядные животные становятся добычей для хищников. Следовательно, хищные животные зависят от плодородия почв.

Человек на земле выращивает зерновые, овощные, бобовые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает людей одеждой из хлопка и льна, домашних животных – кормом, а они дают человеку молоко, мясо, яйца, мед, шерсть и многие другие продукты. Почва – это важнейшее богатство страны, поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.

Как люди заботятся о почве? Для того чтобы почва лучше пропускала воздух и удерживала воду, ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после сбора урожая комья земли не разбиваются, зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой. Рыхлят почву весной, перед самым посевом (рис. 5). В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.

В почве очень мало растворенных солей, поэтому необходимо ежегодно пополнять запасы солей. На заводах производят удобрения, которые содержат все необходимые для роста растений минеральные соли. Но есть и очень хорошие природные удобрения, это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем богаче почва перегноем, тем она плодороднее. Благодаря темному цвету, почва лучше прогревается под солнечными лучами.

Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги (рис. 6), сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Но люди научились бороться с оврагами, например, их склоны распахивают не вдоль, а поперек.

Ростки задерживают воду, и она не стекает вниз по склону и не размывает почву. Еще, чтобы остановить рост оврагов, высаживают кустарники и деревья на вершинах и склонах оврага. В тех местах, где сильные ветры частые, люди высаживают лесозащитные полосы и сеют травы.

Сегодня на уроке вы получили знания о составе почвы. Также вы узнали значение почвы для жизни человека.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Каково главное свойство почвы?
  2. Состав почвы?
  3. Как люди заботятся о почве?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Из чего состоит почва? Казалось бы, простой вопрос. Все мы знаем, что это такое. Ежедневно мы ходим по ней, высаживаем в нее растения, которые дают нам урожай. Мы удобряем землю, перекапываем ее. Иногда можно услышать о том, что земля неплодородна. Но что нам известно о почве на самом деле? В большинстве случаев только то, что это самый верхний слой земной поверхности. А это не так уж и много. Давайте разберемся, из каких компонентов состоит земля, какой она может быть и как образуется.

Итак, почва – это верхний плодородный слой земли. Она состоит из различных компонентов. В нее, помимо твердых частиц, включают воду и воздух, и даже живые организмы. Собственно последние играют важнейшую роль в ее формировании. От микроорганизмов зависит и степень ее плодородия. В общем, почва состоит из фаз: твердой, жидкой, газообразной и «живой». Разберем, какие компоненты их формируют.

К твердым частицам относят различные минеральные вещества и химические элементы. В состав почвы входит практически вся таблица Менделеева, но в различных концентрациях. От составляющей твердых частиц зависит степень плодородия земли. Жидкие компоненты также называют почвенным раствором. Это вода, в которой растворяются химические элементы. Жидкость есть даже в пустынных почвах, но ее там мизерные количества.

Итак, из чего состоит почва, помимо этих основных составляющих? Пространство между твердыми частицами заполняют газообразные компоненты. Почвенный воздух состоит из кислорода, азота, углекислого газа и органических соединений. Благодаря ему в земле происходят различные процессы, например дыхание корней растения и гниение. Живые организмы – грибы, бактерии, беспозвоночные и водоросли – активно участвуют в процессе почвообразования и существенно изменяют ее состав, внося химические элементы.

Из чего состоит почва, теперь понятно. Но однородна ли ее структура? Не секрет, что почва бывает разной. Она может быть песчаной и глинистой или же каменистой. Итак, грунт состоит из частиц разного размера. В его структуру могут входить огромные валуны и мельчайшие песчинки. Обычно частицы, входящие в почву, делят на несколько групп: глина, ил, песок, гравий. Это имеет важное значение для сельского хозяйства. Именно структура почвы определяет степень усилий, которые необходимо приложить, чтобы ее обработать. Также от этого зависит то, насколько хорошо земля будет впитывать влагу. Хорошая почва содержит в равных процентных соотношениях песок и глину. Такая земля называется суглинистой. Если песка чуть больше, то грунт рассыпчатый и легко поддается обработке. Но при этом такая почва хуже удерживает воду и минеральные вещества. Глинистая земля сырая и клейкая. Она плохо дренируется. Но при этом именно в ней содержится больше всего питательных веществ.

От того, из каких компонентов состоит почва, зависят ее свойства. Но не только это определяет ее качества. Из отмерших останков животных и растений в почву попадают органические вещества. Это происходит благодаря микроорганизмам – сапрофитам. Они играют важнейшую роль в процессах разложения. Благодаря их активной деятельности в почве накапливается так называемый гумус. Это субстанция темно-коричневого цвета. В состав гумуса входят эфиры жирных кислот, фенольные соединения и карбоновые кислоты. В почве частички этого вещества склеиваются с глиной. Получается единый комплекс. Гумус улучшает качества земли. Повышается ее способность удерживать влагу и минеральные вещества. В болотистой местности образование гумусовой массы протекает очень медленно. Органические остатки постепенно спрессовываются в торф.

Почва формируется очень медленно. Для того чтобы произошло полное обновление ее минеральной части приблизительно на глубину 1 метр, необходимо не менее 10 тысяч лет. То, из чего состоит почва, — это продукты постоянной работы ветра и воды. Так откуда же появляется грунт?

В первую очередь это частички горных пород. Именно они служат основой почвы. Под влиянием климатических факторов они разрушаются и измельчаются, оседая на землю. Постепенно эта минеральная часть почвы заселяется микроорганизмами, которые, перерабатывая органические останки, формируют в ней гумус. Беспозвоночные, постоянно прорывая в ней ходы, рыхлят ее, способствуя хорошей аэрации.

Со временем структура почвы меняется, она становится плодороднее. Также на этот процесс влияют и растения. Произрастая, они вносят в почву органические вещества, меняя ее микроклимат. На формирование почвы влияет и деятельность человека. Он возделывает и обрабатывает землю. А если почва состоит из неплодородных компонентов, то человек удобряет ее, внося как минеральные, так и органические подкормки.

Вообще, общепринятой классификации почв в настоящее время не существует. Но все же принято разделять их по механическому составу на несколько групп. Такое разделение особенно актуально в сельском хозяйстве. Итак, классификация основывается на том, насколько почва состоит из глины:

То, из каких частей состоит почва, влияет на степень ее плодородия. Но что же делает землю таковой? Состав почвы напрямую зависит от множества факторов. Это и климат, и обилие растений, и наличие живых организмов, которые в ней обитают. Все это влияет на химический состав грунта. От того, какие именно компоненты содержатся в почве, и зависит степень ее плодородности. Очень полезными для высокой урожайности считаются такие минеральные компоненты, как кальций, азот, медь, калий, магний, фосфор. Эти вещества попадают в землю при разложении органических остатков. Если почва богата минеральными соединениями, то она плодородна. На ней будут буйно цвести растения. Такая почва идеально подходит для выращивания овощных и плодовых культур.

источник

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Почва и её состав». В ходе этого занятия вы сможете познакомиться с главным свойством почвы – плодородием. Учитель расскажет о составе почвы, благодаря которому растения могут получать из нее элементы, необходимые для своего роста.

Знаете ли вы, каково главное свойство почвы? Главное свойство почвы – ее плодородие. Почва – это верхний плодородный слой земли. То есть это слой, содержащий вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов. Чтобы узнать, что растения получают из почвы, давайте изучим ее состав, проделав опыты с почвой.

Почва темного цвета. Если мы рассмотрим образец почвы через лупу, то мы увидим остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и других мелких животных (рис. 1).

Если в стакан с водой опустить кусочек сухой почвы, как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух.

После того как опустить почву в стакан с водой, нужно размешать и дать ей отстояться. С помощью пипетки берется несколько капель этой воды и помещается на предметное стекло. Теперь нужно нагреть стекло над огнем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли. Этот опыт показал, что почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Читайте также:  Что полезно после сдачи крови

Можно положить почву в крышечку, затем следует ее нагреть над пламенем свечи. Над почвой держится стекло. Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Это вода, которая содержится в почве, при нагревании она испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды (рис. 2).

Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода. Если продолжать нагревать почву, то вскоре появится дым и неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы – перегной. Если очень долго прокаливать почву на огне, то перегной полностью сгорит и почва приобретет серый цвет. Это доказывает, что перегной придает почве темный цвет.

Если вы опустите немного почвы в стакан с водой, перемешаете и дадите отстояться, то увидите, как на дно осядет слой песка, поверх него – слой глины, а сверху слой темного цвета – это перегной. Это доказывает, что в почве содержится песок и глина (рис. 3).

Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии, дождевые черви, муравьи, жуки-навозники и многие другие. Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают.

Что же получают растения из почвы? Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой поглотают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Когда говорят, что земля – кормилица, имеют в виду почву. Растения берут из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. Растениями питаются очень многие животные. Насекомые едят корни растений, стебли, листья (рис. 4), зерноядные птицы лакомятся плодами. Растительный корм поедают коровы, лошади, лоси.

Растительноядные животные становятся добычей для хищников. Следовательно, хищные животные зависят от плодородия почв.

Человек на земле выращивает зерновые, овощные, бобовые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает людей одеждой из хлопка и льна, домашних животных – кормом, а они дают человеку молоко, мясо, яйца, мед, шерсть и многие другие продукты. Почва – это важнейшее богатство страны, поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.

Как люди заботятся о почве? Для того чтобы почва лучше пропускала воздух и удерживала воду, ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после сбора урожая комья земли не разбиваются, зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой. Рыхлят почву весной, перед самым посевом (рис. 5). В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.

В почве очень мало растворенных солей, поэтому необходимо ежегодно пополнять запасы солей. На заводах производят удобрения, которые содержат все необходимые для роста растений минеральные соли. Но есть и очень хорошие природные удобрения, это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем богаче почва перегноем, тем она плодороднее. Благодаря темному цвету, почва лучше прогревается под солнечными лучами.

Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги (рис. 6), сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Но люди научились бороться с оврагами, например, их склоны распахивают не вдоль, а поперек.

Ростки задерживают воду, и она не стекает вниз по склону и не размывает почву. Еще, чтобы остановить рост оврагов, высаживают кустарники и деревья на вершинах и склонах оврага. В тех местах, где сильные ветры частые, люди высаживают лесозащитные полосы и сеют травы.

Сегодня на уроке вы получили знания о составе почвы. Также вы узнали значение почвы для жизни человека.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Каково главное свойство почвы?
  2. Состав почвы?
  3. Как люди заботятся о почве?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Глава 3. МИНЕРАЛЬНАЯ ФАЗА ПОЧВЫ И ЕЁ СОСТАВ

§1. Химический и минералогический состав почвы

Почва состоит из четырех фаз: твердой, жидкой, газообразной и живой (рис. 3). Твердая часть в свою очередь подразделяется на минеральную и органическую часть и составляет 50 % от общего объема почвы. В гумусовых горизонтах на долю минеральной части приходится 87 – 98 %, органической – только 2 – 13 %, в более глубоких доля минеральной части возрастает до 99 –100 %.

Поскольку почва есть продукт изменения горной породы, то она наследует в общих чертах химический и минералогический состав этой породы. В состав почвы входят все химические элементы периодической таблицы. Основу твердой части составляют: О (47,0 %), Si (33,0 %), Al (7,13 %), Fe (3,8 %), Ca (1,37 %), K (1,36 %), Н (1 %), Na и Mg (по 0,63 %), на остальные элементы приходится около 4 %, из них на С приходится 0,023 %, на N2 – 0,002 %, на Р – 0,081 %, на S – 0,085 %.

Химические элементы и их соединения образуют минералы, а они в свою очередь объединяются в горные породы. Минералы – однородные по химическим свойствам природные тела с определенными физическими свойствами, образовавшиеся в земной коре при различных физико-химических процессах. Известно около 4000 минералов, но из них в состав горных пород входит около 50.

Минералы горных пород по химическому составу делятся на следующие классы:

1. Самородные элементы: минералы, находящиеся в свободном состоянии: золото, платина, серебро, из металлоидов – сера, графит, алмаз, составляющие менее0,1% массы земной коры, преимущественно редкие.

2. Сульфиды – соли сероводородной кислоты, составляющие 0,25% массы земной коры, в основном руды (пирит FeS2 или железный или серный колчедан, халькопирит CuFeS2, или медный колчедан, галенит PbS, или свинцовый блеск, киноварь HgS).

3. Галогениды – соли галоидноводородных кислот (HCl, HF), относятся к вторичным минералам, образующимся при осаждении из растворов (галит NaCl или каменная соль, сильвин KCl, флюорит CaF2, или плавиковыйшпат).

4. Оксиды и гидроксиды – широко распространенные породообразующие минералы, играющие важную роль в геологических процессах (кварц SiO2 – самый распространенный породообразующий минерал 65 % в земной коре, халцедон SiO2, опал SiO2•nH2O, илигидроксид кремния, магнетит F3O4, или магнитный железняк, гематит Fe2O3 – красный железняк, лимонит 2Fe2O3•3H2O, или бурый железняк, корунд Al2O3, боксит Al2O3•2H2O, пиролюзит MnO2, или марганцевая руда).

5. Карбонаты – соли угольной кислоты (кальцит CaCO3, или известковый шпат, магнезит MgCO3, доломит CaMg(CO3)2, сидерит FeCO3, или железный шпат).

6. Сульфаты – соли серной кислоты (гипс CaSO4•2H2O, мирабилит Na2SO4•10H2O, или глауберова соль).

8. Нитраты – соли азотной кислоты (натриевая селитра NaNO3, калиевая селитра KNO3).

9. Силикаты и алюмосиликаты – самые распространенные в природе минералы, они составляют 95 % массы земной коры (полевые шпаты – ортоклаз K(AlSi3O8), слюды – мусковит KАl2[AlSi3О10], или бесцветная слюда, биотитK(Mg,Fe)3[Si3Al10](OH)2),или черная слюда).

10. Органические соединения – это углеводородные соединения, образовавшиеся из отмерших остатков биоты (нефть, ископаемые угли, янтарь).

По происхождению минералы делятся на первичные, или магматические, образовавшиеся в недрах Земли при затвердевании магмы в определенных температурах и давлении, и вторичные, или экзогенные, претерпевшие химические изменения, из которых формируются рыхлые осадочные породы. Наиболее распространенными первичными минералами являются кварц, полевые шпаты, слюды, преобладающие в крупных фракциях почвы. От количества первичных минералов зависят физические свойства почв, и они являются резервным источником зольных элементов питания растений, в результате их видоизменения образуются вторичные минералы. Вторичными минералами являются минералы простых солей, минералы оксидов и гидроксидов, глинистые минералы. Минералы простых солей (кальцит, магнезит, доломит, гипс и др.) определяют качественный и количественный состав засоления почв. Минералы оксидов и гидроксидов благодаря своей огромной поверхности поглощают много фосфора, делают его малодоступным растениям. Глинистые минералы (монтмориллонит, каолинит, гидрослюды и др.) преобладают в тонкодисперсных фракциях, в сочетании с гумусовыми кислотами способствуют улучшению водно-физических свойств почв, являются источниками элементов минерального питания для растений, обусловливают поглотительную способность почв.

§2. Гранулометрический состав почвы

Твердая фаза почвы состоит из частиц различной величины, которые называются механическими элементами и могут быть органическими, минеральными и органо-минеральными. Соотношение частиц разного диаметра, выраженное в процентах, называется гранулометрическим (механическим) составом почвы. В почве соотношение частиц разного диаметра зависит в значительной мере от того, на какой материнской породе она формируется и очень мало меняется в процессе почвообразования. Так, кислые, богатые кварцем породы дают много крупного песчаного материала, элювий основных, богатых легко выветривающимися минералами пород (известняк) дает много тонкодисперсных частиц.

Свойства механических элементов зависят от их размеров. Близкие по размерам элементарные частицы объединяются во фракции. Группировка частиц по размерам во фракции называется классификацией гранулометрических элементов. Наиболее широко применяется классификация, разработанная Н.А.Качинским (табл.1).

Несмотря на некоторую условность границ фракций, в целом данная классификация отражает реально существующие различия в свойствах частиц разного диаметра, что в свою очередь определяет свойства почвы в зависимости от преобладания той или иной фракции в составе почвы.

Камни и гравий представлены обломками горных пород и минералов, большое содержание этих фракций придает почвам неблагоприятные физические свойства – провальную водопроницаемость, отсутствие водоподъемной способности и низкую влагоёмкость, затрудняет использование сельскохозяйственных машин и орудий, является механическим препятствием для роста и развития растений. В малом количестве рыхлят почву.

Песчаные фракции состоят из обломков первичных минералов с преобладанием кварца, имеют высокую водопроницаемость, слабое набухание, непластичны. Однако в отличие от гравия обладают некоторой влагоемкостью и капиллярностью, поэтому на природных песках возможно выращивание сельскохозяйственных растений.

Пыль крупная по минералогическому составу и некоторым физическим свойствам мало отличается от песка, непластична, слабо набухает и обладает невысокой влагоемкостью.

Пыль средняя и мелкая состоит из первичных и вторичных минералов. В связи с этим она способна к коагуляции и структурообразоваиию, обладает поглотительной способностью, обогащена гумусовыми веществами, имеет повышенную пластичность, связность и водоудерживающую способность. Однако почвы с высоким содержанием этих фракций имеют такие неблагоприятные свойства, как низкая водопроницаемость, липкость, высокая набухаемость. Такие почвы содержат много недоступной для растений воды.

Илистая фракция состоит преимущественно из высокодисперсных вторичных минералов, имеет большое значение в плодородии почв, обладает высокой поглотительной способностью, содержит много гумусовых веществ, элементов минерального питания, активно участвует в структурообразовании.

На практике часто упрощают классификацию Н.А.Качинского и подразделяют все элементы на крупнозем (скелет или каменистая часть почвы > 1 мм) и мелкозем ( 80 %.

В Республике Беларусь, где преобладают песчаные и супесчаные почвы (рис.4), учитывают каждый процент глины, классификация почв по механическому составу несколько иная (табл. 2).

Различные по гранулометрическому составу почвы значительно отличаются по содержанию элементов питания, водным, воздушным и тепловым свойствам и по сопротивляемости обработке делятся на легкие и тяжелые.

Легкие почвы – песчаные и супесчаные – легко обрабатываются, весной быстрее прогреваются, полевые работы на них можно проводить раньше. К отрицательным свойствам песчаных и супесчаных почв относятся невысокое содержание гумуса и элементов питания, низкая влагоемкость и поглотительная способность. Эти почвы считают бедными и сухими.

Классификация почв Беларуси по гранулометрическому составу

Содержание физической глины (в % от веса почвы)

Для повышения плодородия легких почв необходимо применять органические и минеральные удобрения, возделывание бобовых для запахивания в качестве удобрений – эффективная мера повышения их плодородия. Иногда применяют глинование. Тяжелые почвы – глинистые и тяжелосуглинистые – содержат много элементов питания, но отдают их с трудом, имеют плохие водно-физические свойства. Во влажном состоянии они вязкие, липкие, при высыхании становятся твердыми, тяжело обрабатываются. Для повышения плодородия тяжелых почв необходимо улучшать их структуру путем систематического внесения органических удобрений. Среднесуглинистые и легкосуглинистые почвы сочетают достоинства легких и тяжелых почв и обладают наиболее благоприятными водно-воздушными, питательными, тепловыми свойствами.

Вместе с тем следует учитывать, что в различных климатических условиях значение одного и того же гранулометрического состава проявляется по-разному. В северных областях, где короткое лето и недостаток тепла, легкие почвы ценятся за способность быстро прогреваться, что позволяет раньше провести посев и увеличить продолжительность вегетационного периода. В районах засушливого климата предпочтительнее почвы тяжелые при условии их оструктуривания. Различные сельскохозяйственные культуры также неодинаково относятся к гранулометрическому составу почв. Так, люпин, сераделла, сорго, картофель, кукуруза, гречиха, просо – предпочитают легкие почвы. Пшеница, ячмень, свекла капуста дают устойчивые урожаи на среднесуглинистых почвах, а овес – даже на тяжелосуглинистых и глинистых.

Механический состав почв можно определить и непосредственно в поле. Перед собственно определением механического состава небольшой образец почвы смачивается водой и размешивается до консистенции густого теста – вода из почвы не отжимается, но почва блестит и мажется. Раскатывается на ладони в шнур и сворачивается в колечко. Толщина шнура около 3 мм, а диаметр кольца около 3 см. По признакам, приведенным на рис. 5, определяется гранулометрический состав.

Рис. 5. Мокрый способ определения механического состава почв в поле

Гранулометрический состав имеет большое значение для почвообразовательного процесса и влияет на следующие свойства почв: 1) водопроницаемость и скорость фильтрации воды; 2) водоподъемную силу; 3) влагоёмкость; 4) аэрацию (воздухообеспеченность); 5) набухание и усадку; 6) тепловые свойства; 7) структурность; 8) способность накопления гумуса; 9) запасы питательных элементов и их доступность растениям; 10) затраты энергии на обработку.

Знание гранулометрического состава почв позволяет определить оптимальные сроки сельскохозяйственных работ, дозы и сроки внесения удобрений и весь комплекс мероприятий по рациональному использованию и охране почв.

источник

Источники:
  • http://www.syl.ru/article/174382/new_mehanicheskiy-himicheskiy-granulometicheskiy-i-mineralnyiy-sostav-pochvyi-chto-vhodit-v-sostav-pochvyi
  • http://svetok-v-podarok.ru/sostav-pochvy-3-klass-okruzhayushhij-mir/
  • http://zdamsam.ru/a73515.html
  • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/pochva-i-eyo-sostav
  • http://fb.ru/article/145861/iz-chego-sostoit-pochva-uznayte-sostav-pochvyi
  • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/vzaimosvyaz-nezhivoy-i-zhivoy-prirody/pochva-i-eyo-sostav
  • http://ebooks.grsu.by/pochva_s_osn_rast/glava-3-mineralnaya-faza-pochvy-i-ejo-sostav.htm