Меню Рубрики

География рельеф тектоническое строение и полезные ископаемые 8 класс

Цели: повторить изученный материал, выявить уровень его усвоения учащимися.

  • Определить уровень знаний учащихся основных понятий, размещения основных форм рельефа, полезных ископаемых
  • Проверить умение работать с различными видами географических карт, а также умение показывать на карте основные формы рельефа
  • Формирование умений использования известных средств для решения поставленных задач методом сравнения, сопоставления и анализа
  • Дальнейшее развитие логического мышления, речи, поиска решений
  • Формирование навыков рефлексивно оценить результаты собственной учебной деятельности.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Мотивация. Постановка задач.

Скалистые районы с бурными реками, озерами и водопадами.

Поражает их красота и суровость.

Бескрайние равнины с лесами, холмами, спокойными реками.

Притягательное безмолвие болот. Величие гор с заснеженными вершинами.

Устрашающее дыхание вулканов.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О рельефе)

– Рельеф России мы изучали несколько уроков. Что же мы сегодня будем делать?

Итак, наша цель – повторить изученный материал и выявит уровень наших знаний.

1) Для того, чтобы настроиться на работу, ответим на несколько вопросов.

  1. Что такое рельеф?
  2. Какие крупнейшие формы рельефа суши мы знаем?
  3. Как различают горы по высоте?
  4. Как различают равнины по высоте?
  5. Какая форма рельефа преобладает в нашей стране?
  6. Где расположены горы?
  7. Самая высокая гора России
  8. Самые длинные горы России
  9. Платформа – это
  10. Щит – это
  11. Месторождение –
  12. Выветривание – это

2) Известный путешественник Н.Н. Пржевальский сказал: «А еще жизнь прекрасна, потому что можно путешествовать».

Путь всегда начинается с карты. Проверим, как мы умеем работать с картой. Найдите карточку №1. Вам необходимо показать данные географические объекты. Обратите внимание, один из них зашифрован географическими координатами. (Работа в парах, 6 вариантов, учащиеся показывают географические объекты на карте у доски).(Приложение № 1)

У моей России горы величавы
Выросли грядами, гордые, как павы
У моей России бескрайние просторы,
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.
Отправляйся в горы, пройдись по равнине
Все, что ты увидишь – все – моя Россия
Горы – к небу, вдаль – равнины
Дюны, впадины, барханы –
Все это рельеф России
Е.И. Басалгина

Итак, на ваших партах текст. Прочитайте, пожалуйста, и определите – о каком географическом объекте идет речь. Докажите свою точку зрения. (Приложение № 2)

4) Люди исследуют глубины Земли, проникают в кратеры вулканов, изучают горные породы из космоса.

– Зачем люди исследуют глубины?

– Какие бывают полезные ископаемые?

– Каким тектоническим структурам они соответствуют?

Найдите, пожалуйста, карточку № 3.(Приложение № 3). Найдите соответствие: полезное ископаемое – где размещается на территории России. Для этого поставьте номер с экрана.Презентация № 2 (слайд 2)

Давайте проверим. (Слайд № 3)

5) Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием «Жизнь гор. Молодость и старость» очень возмутился: «Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые». А как вы думаете?

Три человека работают у магнитной доски. Вам необходимо расположить формы рельефа в соответствии с внешними экзогенными факторами.(Приложение № 4.)

– Какие еще процессы, кроме экзогенных, изменяют рельеф?

– Что остается в результате хозяйственной деятельности?

6) Многие природные явления представляют большую опасность для человека

– Какие вы знаете опасные природные явления?

Человек, порой, бессилен перед стихийными природными явлениями. Но человек может попытаться избежать большого количества разрушений и жертв.

Давайте подумаем вместе. (Проблемный вопрос).

– Каковы последствия землетрясений?

– Как избежать разрушений и жертв? (Учащиеся выдвигают свои гипотезы).

– Каковы последствия оползней?

– Каковы ваши предложения для того, чтобы избежать разрушения почвы? (Гипотезы)

А.П.Чехов сказал: «Россия – громадная равнина, по которой носится лихой человек». Россиястрана великих равнин. Она богата полезными ископаемыми. Равнины давно освоены человеком. Человек все глубже проникает в недра земли, добывая все больше и больше полезных ископаемых. Но он оставляет на «теле» Земли раны. Человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. Иначе природа начинает «мстить» человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения. Они как бы напоминают человеку, что человек является частью природы, а не ее хозяином. Древняя индийская мудрость гласит: «Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

– Какую цель мы поставили в начале урока?

А теперь каждый проанализируйте нашу работу и скажите:

– Где вам было трудно, на каком этапе?

– Какие задания у вас вызвали затруднения?

Для того, чтобы еще раз проверить себя, мы выполним небольшой тест (Приложение № 5), но прежде я объясню домашнее задание. Оно состоит из трех заданий разной сложности. Постарайтесь выполнить все задания. (Приложение № 6)

Информационные ресурсы:

  1. География России. Учебник для 8 класса под ред. А.И.Алексеева. – М.: Просвещение
  2. Географический атлас. 8 класс
  3. Николина В.В. География. 8 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся
  4. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа
  5. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа
  6. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. – М.: Дрофа
  7. Ресурсы Интернет

источник

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.

Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:

  • Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
  • Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.

Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.

Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:

  • служит основой для природных территориальных комплексов;
  • равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.

Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.

К крупнейшим тектоническим структурам относятся:

  • Платформа– достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
  • Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
  • Впадины– глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.

Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.

Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.

В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:

  • Твердые(гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
  • Жидкие(нефть, подземные минеральные воды).
  • Газообразные(гелий, природный газ).

Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.

На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.

При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.

источник

Литосфера – это твёрдая оболочка Земли. Она имеет неоднородное строение, различную мощность и возраст. Вся эта неоднородность определяется постоянной эволюцией земной коры. Существуя как оболочка Земли, литосфера непрерывно изменяется, каждый её участок находится в движении и претерпевает изменения. Литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.

Литосфера разделена на блоки – литосферные плиты, которые перемещаются по поверхности мантии относительно друг друга.

Литосферная плита – это крупный стабильный участок земной коры, который является частью литосферы. На Земле выделяют семь очень крупных (Северо-Американская, Евразийская, Австралийская, Тихоокеанская, Антарктическая, Южно-Американская, Африканская плиты) и несколько более мелких литосферных плит, которые постоянно, но медленно перемещаются по пластичному слою мантии. Средняя скорость их движения около 5 сантиметров в год.

Движения земной коры на территориях, которые приурочены к краям взаимодействующих плит, приводит к вертикальным перемещениям отдельных участков земной коры. Одни участки поднимаются, а другие опускаются, то есть земная кора словно сминается в складки, образуя на поверхности мощные горные сооружения. От строения литосферных плит зависит размещение крупнейших форм рельефа Земли, а именно равнин и гор. Крупный участок континентальной земной коры, который характеризуется относительно спокойным тектоническим режимом, называется платформой. На платформах расположены равнины. В зависимости от возраста платформы подразделяются на древние и молодые.

Территория России, как и Евразии в целом, сформировалась в результате постепенного сближения и столкновения отельных литосферных плит и их осколков. Почти вся территория России расположена в пределах Евразийской литосферной плиты. Только на самом востоке к Евразийской плите примыкает несколько крупных литосферных плит – Северо-Американская и Тихоокеанская. На границах литосферных плит идут сложные и разнообразные процессы, которые связаны со столкновением и раздвижением литосферных блоков. Однако большая часть территории России находится в спокойном тектоническом режиме.

Литосферные плиты на территории России

В основе территории России лежат крупные тектонические структуры (платформы, складчатые пояса) которые выражены разнообразными формами в современном рельефе – горами, низменностями, возвышенностями и так далее.

Области России с равнинным рельефом приурочены к платформам – устойчивым участкам земной коры, где складкообразовательные процессы уже давно закончились. В основании территории России лежат две древние платформы: Восточно-Европейская и Сибирская.

Платформы на территории России

Восточно-Европейская платформа – это один из самых крупных, относительно устойчивых участков земной коры, который относится к древним платформам. Общая площадь платформы составляет пять миллионов пятьсот тысяч километров квадратных. Географически Восточно-Европейская равнина занимает территорию Среднерусской и Среднеевропейской равнин, которые охватывают обширную территорию от Урала на востоке и до побережья Атлантического океана – на западе. Морфологически платформа представляет собой равнину, которая расчленена долинами крупных рек. На этой территории расположены бассейны таких рек, как Волга, Днепр, Дон, Рейн и других. На территории России Восточно-Европейская платформа занимает Среднерусскую возвышенность, которая характеризуется преимущественно равнинным рельефом, с абсолютными отметками до пятисот метров. Только на Кольском полуострове и в Карелии проявлен горный рельеф с абсолютными отметками до одной тысячи двухсот метров.

Одним из древнейших блоков континентальной коры Земли является Сибирская платформа. Расположена она в средней части Северной Азии, на северо-востоке Евразийской плиты. Сибирская платформа в отличие от Восточно-Европейской в течение позднего палеозоя представляла собой сушу, на отдельных участках которой накапливались континентальные отложения. Только северная, северо-западная и частично восточная окраины платформы периодически опускались ниже уровня моря.

Что касается границ Сибирской платформы, то западная её граница проходит по долине реки Енисей – реки Сибири, которая является одной из величайших в мире и России. Длина реки – три тысячи четыреста восемьдесят семь километров. Северная граница платформы проходит по южным предгорьям гор Бырранга. Бырранга – это горы на крайнем севере Восточной Сибири, в Красноярском крае, на полуострове Таймыр. Это самая северная в России горная система и самая северная материковая горная система на планете. Восточная граница Сибирской платформы проходит по Предверхоянскому краевому прогибу в низовьях реки Лены – крупнейшей реки Восточной Сибири, длина которой составляет четыре тысячи четыреста километров. Юго-восточная граница платформы проходит по южной оконечности хребта Джугджур. Это горы на Дальнем Востоке России, на территории Хабаровского края, которые отделяют реку Алдан от Охотского моря. Южная граница Сибирской платформы проходит по разломам на юге Станового и Яблонового хребтов, западной оконечности озера Байкал – самого глубокого озера в мире. И, наконец, юго-западная граница платформы проходит вдоль Главного Восточно-Саянского разлома.

Сибирская платформа очень богата полезными ископаемыми. Здесь есть крупные залежи угля, а также месторождения каменной и калийной соли, фосфоритов, золота, слюды и других полезных ископаемых.

Помимо древних, на территории России есть 3 молодые платформы – Западно-Сибирская, Печорская и Скифская.

Молодые платформы на территории России

Западно-Сибирская платформа – молодая платформа, которая расположена на севере Азии, охватывает всю западную часть Сибири от Уральских гор на западе до Среднесибирского плоскогорья – на востоке. На севере платформа ограничена побережьем Карского моря, а на юге простирается до Казахского мелкосопочника. Юго-восточная граница платформы проходит по предгорьям Алтая. Площадь Западно-Сибирской платформы составляет около трёх миллионов пятисот тысяч километров квадратных. Платформа представляет собой заболоченную низменность, покрытую тайгой и тундрой.

Читайте также:  Чем полезен свежий кабачок

Печорская платформа находится на крайнем северо-востоке Европейской части России, между Восточно-Европейской платформой и горной системой Урала. Печорская платформа имеет пологий холмистый рельеф, абсолютные высоты которых в среднем не превышают ста-ста пятидесяти метров.

В рельефе Скифской платформы преобладают равнины Северного Кавказа – это самый густонаселённый регион России, а также равнины Степного Крыма. Фундамент Скифской платформы почти полностью скрыт под покровом мезозойско-кайнозойского осадочного чехла и изучен лишь по данным бурения и геофизики.

Как и вся Земля, территория России пережила несколько периодов активизации горообразовательных процессов. Горы образуются в наиболее подвижных участках земной коры, где в результате тектонических процессов горные породы сминаются в складки. Эти тектонические структуры на территории России возникли в различные время – в эпохи палеозойской, мезозойской и кайнозойской складчатости. Самые молодые горы России – это горы Дальнего Востока, а именно те, которые находятся на Камчатке и на Курильских островах. Эти горы входят в состав Тихоокеанского огненного кольца. Для них характерны частые сильные землетрясения и извержения вулканов.

На территории России, помимо Тихоокеанского сейсмического пояса на востоке, в область кайнозойской складчатости входит и Альпийско-Гималайский сейсмический пояс на юге. Правда к Альпийско-Гималайскому поясу относится сравнительно набольшая область России – Кавказские горы, которые образовались около 5–10 миллионов лет назад.

В результате каледонской и герцинской складчатостей (это 300 – 400миллионов лет назад) между древними платформами России образовались такие горы, как Урал, Алтай, Саяны. Это древние складчато-глыбовые горы России.

источник

Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Курс «География:природа России» 8 кл. Богданова Елена Николаевна – учитель географии КОУВО. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемЕкатерина Кондратович

Презентация по предмету «География» на тему: «Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Курс «География:природа России» 8 кл. Богданова Елена Николаевна – учитель географии КОУВО.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 Тема 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Курс «География:природа России» 8 кл. Богданова Елена Николаевна – учитель географии КОУВО «Калачеевская школа-интернат для детей-сирот»

3 План изучения темы 2. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФА РОССИИ И СТРОЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ ГОРЫ СКЛАДЧАТЫХ ОБЛАСТЕЙ. ПЛАТФОРМЕННЫЕ РАВНИНЫ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ РОССИИ РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА. ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ВНЕШНИЕ ПРОЦЕССЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ РЕЛЬЕФ, И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ закрепление изученного материала

4 Главные особенности рельефа России и строение земной коры В рельефе России преобладают равнины. Территория России имеет общий уклон к северу. Высшая точка России – г.Эльбрус (5642 м). Самая низшая точка расположена в Прикаспийской низменности (-28 м). Самые протяженные горы – Уральские (2100 км). Самая большая равнина России – Западно-Сибирская(3 млн.км.кв.) Территория России сформировалась за счет сближения и столкновения крупных литосферных плит. Платформы – относительно устойчивые участки литосферных плит, на которых расположены равнины Подвижные складчатые пояса возникли в краевых частях литосферных плит при их столкновении друг с другом. В рельефе им соответствуют горные сооружения.

5 Геологическое летоисчисление Геологическое летоисчисление, или геохронология, — термин, принятый в геологии для обозначения времени и последовательности образования горных пород. Время, в течение которого накапливалась каждая группа горных пород называется эрой. Все эры разделены на менее длительные отрезки времени – периоды.

6 Геохронологическая таблица Эра ПериодСкладчатость кайнозойская Четвертичный период Неоген Палеоген кайнозойская (альпийская и тихоокеанская) мезозойская Мел Юра Триас мезозойская палеозойская Пермь Карбон Девон Силур Ордовик Кембрий герцинская каледонская протерозойская архейская байкальская докембрийская

7 Горы складчатых областей Все современные горные хребты нашей страны имеют один возраст – неоген-четвертичный. В области кайнозойской складчатости возникли молодые складчатые горы. Всем другим складчатым областям соответствуют возрожденные горы.Лишь возраст молодых гор совпадает с возрастом складчатости. У возрожденных гор с возрастом складчатости совпадает только возраст фундамента.

9 Платформенные равнины Платформенные равнины с докембрийским фундаментом называют древними, а с палеозойским – молодыми. Участки, где смятые в складки породы фундамента выходят на поверхность называются щитами. Всю остальную территорию платформ, имеющую осадочный чехол различной мощности, называют плитами.

11 Полезные ископаемые России Полезные ископаемые платформ Нерудные полезные ископаемые, сосредоточенные в породах платформенного чехла: уголь, нефть, газ, горючие сланцы. Рудные полезные ископаемые приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и фундамент подходит близко к поверхности. Например: Курская магнитная аномалия – месторождение железной руды. Полезные ископаемые складчатых областей Со складчатыми областями гор связаны рудные полезные ископаемые: железная руда, полиметаллические руды, ртуть, золото и др.; драгоценные и полудрагоценные камни. Крупные скопления руд, имеющие промышленное значение называют месторождениями. Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейнами полезных ископаемых.

12 Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления. Внутренние процессы медленные вертикальные складчатые и разрывные колебательные движения тектонические движения неотектонические магматизм землетрясения движения лавовые плато вулканы отступление и наступление морей

13 Районы распространения землетрясений

14 Внешние процессы, формирующие рельеф и, связанные с ними стихийные явления. Внешние процессы деятельность текучих вод ледников ветра овраги бараньи лбы барханы балки морена дюны речные долины троги дельты рек котловины конусы выноса выпахивания

15 Рельеф, созданный преимущественно внешними процессами

16 Закрепление изученного материала Выберите правильный ответ. 1. В рельефе России преобладают: а)равнины; б)горы; 2. Территория России имеет общий уклон к: а)югу; б)северу; в)западу; г)востоку 3. Относительно устойчивые участки литосферных плит называются: а)платформами; б)складчатыми поясами; в)щитами; г)равнинами; 4. При столкновении литосферных плит возникают: а)щиты; б)платформы; в)подвижные складчатые пояса; г)возвышенности; 5. Какое из перечисленных горных сооружений является молодым: а)Сихотэ-Алинь; б)Кавказ; в)Урал; г)Алтай; д)Саяны; 6. Какая тектоническая структура лежит в основании Среденесибирского плоскогорья: а)Скифская плита; б)Сибирская платформа; в)Русская платформа; г)Западно-Сибирская плита; 7. Крупные скопления руд, имеющие промышленное значение называются: а)месторождениями; б)бассейнами; 8. Установите соответствие: А.Внутренние процессы, а)действие ледников, Б.Внешние процессы; б)неотектонические движения, в)течение рек, г)ветер;

источник

Разработка обобщающего урока по географии в 8 классе по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

Место урока в системе уроков: урок обобщения знаний.

Цели урока ( по очереди появляются на слайдах ):

— повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

— развить географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решений проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

— развивать навыки и умения работы с картами (настенными, атласа).

— воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе;

-самостоятельно и ответственно готовиться к уроку;

— повысить интерес к изучению географии.

Оборудование: 1. Оформление доски:

— дата, тема, эпиграф к уроку.

2. Настенные карты: «Физическая карта России»,

«Тектоническая карта России».

4.Проектор, компьютер, доска.

1. Организационный момент. (1 минута)

Учащиеся рассаживаются по местам, учитель приветствует класс.

2. Повторение изученного материала. (30 минут)

Слово учителя : На сегодняшнем уроке мы с вами повторим, обобщим и систематизируем знания и умения, полученные в ходе изучения темы: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»; будем развивать географическое мышление, устную речь, развивать навыки работы с картами, умение работать в группах, в коллективе.

В ходе сегодняшнего урока мне будут помогать двое ребят: первый – учитывает ваши ответы, фиксирует их в таблице; второй – ведет компьютерное сопровождение урока. В конце урока будут подведены итоги: количество заработанных вами баллов за устные ответы. Оценки за урок будут выставляться по общему количеству заработанных баллов за устные ответы и географический диктант.

Задание 1 . Дайте определение следующим понятиям ( задание и названия понятий по очереди появляются на слайдах).

Правила игры: учащиеся по очереди выходят к доске и показывают на физической карте географические объекты ( задание появляется на слайде ).

II вариант – равнины России.

Задание 3. Заполните схемы, приведите примеры ( на слайдах задание и по очереди появляются схемы; после ответов учащихся появляются слайды с правильными вариантами ответов).

Задание 4 . Распределите формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих фактов: болотные почки, каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, котлованы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, цирки, балки, домены рек, дурные реки, обвалы, коралловые рифы.

Учащиеся работают в группах по 3 -4 человека, каждая группа определяет формы рельефа, сформированные под действием различных сил, затем один ученик из каждой группы называет ответ ( на слайдах задание и представлены названия форм рельефа; после того, как учащиеся называют формы рельефа, появляется слайд с правильными вариантами ответа ).

1группа — деятельность текучих вод (овраги, каньоны, балки, долины рек, дурные земли);

2 группа — деятельность ледников (кары, цирки, морены, бараньи лбы, курчавые скалы);

3 группа — деятельность ветра (барханы, дюны);

4 группа — деятельность человека (курганы, дамбы, терриконы, отвалы, котлованы);

5 группа — деятельность подземных вод (пещеры, воронки);

6 группа — непосредственное действие силы тяжести (осыпь, обвал, оползень);

7 группа — деятельность живых организмов (коралловые рифы, болотные кочки, термитники);

Задание 5 . Игра «Кто такой? Что такое?».

Правила игры: назовите стихийное природное явление ( на слайдах задание и по очереди появляются определения).

— Толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности

вследствие тектонических движений (землетрясение).

— Процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в связи с перемещением магмы (вулканизм).

— Отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части (оползень).

— Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель).

— Снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове

— Обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести (обвалы).

Задание 6. Сопоставив физическую и тектоническую карты России, установите соответствие форм рельефа и тектонических структур

( на слайде появляется задание и данная таблица ).

б) Область герцинской складчатости

в) Область каледонской складчатости

г) Область мезозойской складчатости

д) Область кайнозойской складчатости

Задание 8 . Географический диктант ( на слайдах задание и по очереди появляются вопросы ).

Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)

2. Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника)

3.Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология)

Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это… (Эры)

Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни. (Геохронологическая)

6. Верхний слой платформы, состояний из известняков, глины, песчаников. (Осадочный чехол)

Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)

8. Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)

Внедрение магмы в слои осадочных пород (Интрузия)

11. Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)

Карта с информацией о возрасте пород. (Геологическая)

Горы расположены в … областях. (Складчатых)

Им соответствуют равнины. (Платформы, плиты)

3. Подведение итогов. (8 минут).

Для проверки географического диктанта организована взаимопроверка: учащиеся (соседи по парте) обмениваются тетрадями ( на слайдах на доске по очереди появляются вопросы и правильные ответы ). Затем подсчитываются баллы за географический диктант, заносятся в сводную таблицу. Оценки за урок выставляются по общему количеству набранных за урок баллов:

Оценки выставляются в дневники и журнал.

Слова учителя: Подошел к концу наш урок. На сегодняшнем уроке мы еще раз повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны, навыки работы с картами, умение работать в группах, в коллективе.

4. Домашнее задание. (1 минута)

Опережающее задание по теме «Климат и климатические ресурсы России»: подготовить сообщения об особенностях климата России.

источник

Территория России формировалась постепенно, в различные геологические эпохи. Для пониманий различий современного рельефа надо знать геологическую и тектоническую историю его формирования. На уроке вы познакомитесь с особенностями строения земной коры на территории России. Узнаете, что такое тектонические структуры и как они связаны с различными формами рельефа.

Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Урок: Формирование земной коры на территории России

Земная кора бывает двух типов: океаническая и континентальная (материковая). (см. рис. 1)

Рис. 1. Строение земной коры (Источник)

Слои земной коры отличаются друг от друга строением, составом, мощностью, происхождением. Формирование земной коры зависит от внутренних сил Земли, которые изучает наука тектоника (тектоник — от греч. «относящийся к строительству»).

Для того чтобы узнать какие тектонические структуры располагаются в пределах нашей страны можно воспользоваться картой строения земной коры, или тектонической. (см. рис 2)

Рис. 2. Карта «Строение земной коры» (тектоническая) (Источник)

Читайте также:  Для чего полезно виноград

Для понимания закономерности расположения гор и равнин, то есть форм рельефа, на территории России, необходимо знать не только геологическую историю, но и понять, как эти формы рельефа размещаются по отношению к крупным образованием земной коры — литосферным плитам.

Большая часть территории нашей страны располагаются в пределах Евроазиатской литосферной плиты — одной из самой крупных литосферных плит нашей планеты. (см. рис. 3)

Рис. 3. Евроазиатская (Евразийская) литосферная плита

В пределах Евроазиатской литосферной плиты в её центральной части находятся Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Ближе к восточной окраине этой плиты располагается Среднесибирское плоскогорье. (см. рис.4)

Рис. 4. Равнины, находящиеся в пределах Евроазиатской литосферной плиты

На юго-западе России с Евроазиатской литосферной плитой контактирует Африкано-Аравийская литосферная плита, вернее её часть — Анаталийская плита. В рельефе это выражено горами Кавказа. (см. рис. 5)

На востоке и юго-востоке Евроазиатская литосферная плита граничит с Североамериканской, Амурской и Охотоморской литосферными плитами. Эти три литосферные плиты отделяют Евроазиатскую литосферную плиту от Тихоокеанской, с которой они взаимодействуют. (см. рис.6)

Рис. 6. Границы между литосферными плитами на востоке и юго-востоке

Это часть территории попадает в планетарную зону сжатия и соответствует восточной горной окраине нашей страны. По простиранию горных хребтов, таких как Джугджур, Сунтар-Хаята, Срединный хребет Камчатки, а также по простиранию острова Сахалин можно увидеть границы литосферных плит, например, Охотоморской.

Современной положение литосферных плит, их границы, очертание, размеры изменялись на протяжении многих лет, на протяжении всей геологической истории. В это время участки земной коры тоже изменялись, например: океаническая земная кора расширялась за счет поднятия мантийного вещества в районах среди океанических хребтов (см. рис.7), в мелководных морях происходило накопление осадков.

Рис. 7. Поднятие мантийного вещества (Источник)

И если такие участки попадали в зону сдвижения литосферных плит, то они поднимались, сминались в складки и вместо мелководных морей образовывались горы, например Кавказ. (см. рис.8)

Рис. 8. Столкновение литосферных плит и образование горных хребтов (Источник)

Поднимаясь, горы постепенно разрушаются из-за воздействия на них биологических процессов. С течением времени, скорость поднятия гор, может замедляться, а скорость разрушения, наоборот увеличиваться. В результате образуется относительно невысокая территория (участок разрушенной внешними силами горной страны), сложенная горными породами, которые уже не могут смяться в складки.

Дальнейшее развитие данного участка земной коры идет по одному из путей. Первый путь: в земной коре образуются разломы и трещины, по которым блоки начинают двигаться вверх или вниз на фоне общего поднятия территории. В результате образуются складчатые и глыбовые горы. К таким горам относятся горы Урала. (см. рис. 9)

Рис. 9. Разрез складчато-глыбовых гор (Источник)

Во втором случае интенсивных блоковых движений не наблюдается, территория затапливается морем, накапливаются толщи осадочных пород и на месте моря образуется плоская выровненная территория, например Западно-Сибирская равнина.

По интенсивности и характеру тектонических движений выделяют относительно устойчивые и относительно подвижные участки земной коры. Первые называются платформами, другие – складчатыми поясами (или областями складчатости). (см. рис. 10)

Рис. 10. Основные тектонические структуры

Складчатые пояса – относительно подвижные участки земной коры. Горные породы залегают в виде более или менее хорошо сохранившихся складок, осложненных разломами и внедрениями магматических пород.

В пределах складчатых поясов более ярко проявляется внутренняя активность земли. Амплитуда вертикальных движений может достигать десяти или более километров скорости поднятия и опусканий от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в год. Процесс сопровождается образованием складок и разломов земной коры, вулканизмом и землетрясениями. В рельефе складчатые области соответствуют горам.

Платформы — это относительно устойчивые участки земной коры

Платформа имеет строение: основание – это складчатый фундамент, состоящий из древних магматических и метаморфических горных пород, и верхний ярус – чехол осадочных горных пород, залегающих горизонтально. На платформе выделяются – Щиты и плиты. Щиты – это участки выхода на поверхность древних кристаллических пород фундамента платформы (осадочный чехол практически отсутствует). Плита – участок платформы с двухъярусным строением. Как правило, в рельефе платформы соответствуют равнинам.

Рис. 11. Строение платформы (Источник)

В целом развитие земной коры шло по следующей схеме: подвижные участки земной коры становились малоподвижными, то есть на месте складчатых поясов образовывались платформенные области. Расширение платформенных областей и складчатых поясов шло отдельными толчками. История формирования земной коры разбивается на ряд отрезков, которые называются эпохами складчатости. Каждая из таких эпох длилась около 150 млн лет.(см. рис.12)

Рис. 12. Эпохи складчатости

Подобно складчатым поясам, платформы также имеют различный возраст. Он определяется по возрасту их фундамента. Выделяются молодые и древние платформы.( см. рис.13)

Расположение платформ и складчатых областей мы можем узнать по тектонической карте России. Цветовым фоном показаны те или иные тектонические структуры, соответствующие тем или иным нашей стране. Например, северо-восток нашей страны показан зелёным цветом, что соответствует мезозойской эпохе складчатости. (см. рис. 14)

Рис. 14. Тектоническая карта России

От строения земной коры зависит рельеф территории, а также наличие полезных ископаемых.

— Основными тектоническими структурами являются относительно подвижные (складчатые пояса ) и относительно устойчивые участки земной коры (платформы).

— Складчатые области постепенно превращаются в платформы.

— В геологической истории Земли выделяется несколько эпох складчатости, или горообразования.

— Размещение тектонических структур показывается на тектонических картах.

Домашнее задание

  1. Какие формы рельефа соответствуют древним платформам?
  2. Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
  3. Приведите примеры древних платформ и молодых гор на территории России.

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. География России. Природа. Население. Учебник 8 класс В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя
  4. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012
  5. УМК ( учебно-методический комплект ) « СФЕРЫ» . Учебник « Россия : природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В.П.Дронов, Л.Е Савельева. Атлас.

Другие уроки на эту тему

  • Строение земной коры и рельеф России (Источник).

Узнай больше по теме

  1. Тектоника плит (Источник).
  2. Литосфера и литосферные плиты (Источник).
  3. Строение земной коры (Источник).
  4. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры (Источник).

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

1. От чего прежде всего зависит современный рельеф материка?

2. Что такое платформы, складчатые пояса?

3. Как делятся равнины и горы по высоте?

Анализируя физическую карту. В рельефе Африки преобладают високопідняті равнины — возвышенности, нагорья и плоскогорья с высотами от 200 до 1 000 м и более. Менее 10 % поверхности занимают низменности и около 20 % — горные области. Средняя высота поверхности Африки — 660 м (второе место среди частей света после Азии). Самая высокая точка материка — гора Килиманджаро (5 895 м — мал. 2.8), а самая низкая — впадина озера Ассаль (-155 м в отношении р. м.).

Окраинные части материка в основном приподняты по сравнению с внутренними районами, поскольку заняты горными странами, нагорьями и плоскогорьями. Большая часть поверхности Африки однообразная. Там мало высоких хребтов, нет крупных низменностей, преобладают достаточно ровные, широкие плоскогорья, ступенями поднимающихся друг над другом.

Тектоническое строение и рельеф

Часть Гондваны. Африка отличается единством строения земной коры. Почти целый материк — это древняя Африкано-Аравийская платформа, которая является частью древнего материка Гондваны. В основе платформы лежат древние горы, что существовали еще два-три миллиарда лет назад и позже разрушились под действием внешних сил. Сейчас их корни составляют фундамент материка, который в разных своих частях испытывал поднятий и опусканий.

В зонах опускания накопился мощный чехол из осадочных отложений (рис. 2.9).

Особенно процессы опускания проявились в северной части материка.

Участки платформы, которые подвергались поднятий, представлены кристаллическими породами, выходящими на дневную поверхность.

На них преобладает рельеф нагорий и плоскогорий, особенно в восточной и южной части материка.

Рис. 2.9. Обнажения осадочных пород в северной части материка

Западноафриканские разломы. Значительное влияние на развитие рельефа восточной части материка имела система разломов (рис. 2.10), которая протянулась от Суэцкого канала через Красное море, Эфиопское нагорье и Восточноафриканское плоскогорье к нижней части течения реки Лимпопо. По трещинам происходили вертикальные и горизонтальные перемещения крупных блоков земной коры. Образовались поднятия — гору и опускания — грабены. Горстам в рельефе соответствуют глыбовые хребты Восточноафриканского плоскогорья с плоскими вершинами и отвесными склонами. В грабенах образовались узкие и глубокие озера.

Рис. 2.10. Западноафриканские разломы

Формирование разломов сопровождалось вулканической деятельностью, поэтому на Эфиопском нагорье и Східноафрпканському плоскогорье есть большие участки лавовых плато и значительные вулканические массивы. Среди них и гора Килиманджаро (5 895 м). Горстами сформирован Драконовы горы, расположенные в южной части материка. Вулканическая деятельность продолжается и сегодня. Вдоль разломов в Восточной Африке и на побережье Гвинейского залива есть действующие вулканы, самый известный среди которых в Африке — гора Камерун.

Складчатые сооружения Африки. На крайнем северо-западе и юге материка к древней платформе примыкают подвижные складчатые сооружения — Атласские горы (рис. 2.11) на северо-западе и Капские горы — на юге. Капские горы принадлежат к старых гор. Атласские горы начали формироваться тогда же, что и Капские, но северная часть их принадлежит к молодых гор альпийского горообразования. Они продолжают расти, а потому там нередко происходят землетрясения.

Почему Африка богата руды? Африка богата на разнообразные полезные ископаемые. Это обусловлено особенностями геологического строения. Так, преобладание на материке полезных ископаемых магматического происхождения является результатом того, что кристаллический фундамент платформы, особенно в южной части материка, выходит на поверхность (рис. 2.44). А он в значительной степени сформирован магматическими породами. Мировое значение имеют запасы меди, золота, урана, алмазов. Западная Африка богата алюминиевые и марганцевые руды.

Осадочные полезные ископаемые накапливались во впадинах, которые характерны для северной части Африки. Поэтому именно там есть нефтяные месторождения, также залежи природного газа и фосфоритов.

Рис. 2.12. Медно-рудный карьер на юге Африки

Проработав параграф, попробуй ответить

1. Какие участки земной коры Африки являются старейшими, а какие — самыми?

2. Какой рельеф преобладает на материке и почему?

3. Какие горы Африки сформированы горстами?

4. Области складчатости и где проявились в Африке?

5. Какие полезные ископаемые преобладают на материке?

Примени знания, узнай больше

1. Узнай из разных источников, как можно совершить восхождение самой высокой вершины Африки.

2. Найди описания о крупнейшие алмазы, что их найдено в Африке.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторительно-обобщающий урок географии по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Цель урока: Определить уровень знаний основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор; проверить умение показывать по карте основные формы рельефа России; определить уровень понимания взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

I Проверка домашнего задания: Какие источники географической информации следует использовать для того, чтобы составить характеристику рельефа той или иной территории? Объясните закономерности размещения основных форм рельефа на территории России. Какие карты вы при этом используете и почему? Докажите, что и в наше время продолжается процесс формирования рельефа. 4. На какие группы делятся полезные ископаемые, покажите на карте их крупнейшие месторождения.

Установите соответствия Восточно-Европейская равнина Урал Среднесибирское плоскогорье Кольский полуостров о.Сахалин А) уголь; Б) газ; В) алмазы; Г) нефть; Д) железная руда; Е) апатиты; Ж) поваренная соль

Геоморфология-отрасль географии, изучающая формирование различных форм рельефа. Какие стихийные природные явления способствуют формированию новых форм рельефа?

Осыпь это перемещение по склону щебня и мелких обломков горных пород.

Причинами образования оползней могут быть: 1) быстрое возникновение крутых склонов (например, при подмыве их рекой, морем); 2) присутствие водоносных и водоупорных (глинистых) слоев, обусловливающих повышение влажности пород и тем самым уменьшающих внутреннее трение с возникновением поверхностей облегченного скольжения, по которым и происходит срыв вышележащего блока; 3) геологическое строение — расположение слоев, крупных тектонических трещин и в особенности наличие глинистых пород, пластичность которых резко возрастает при увлажнении; 4) большая высота склона, обеспечивающая минимальный вес горных пород, необходимый для отрыва блока. Оползанию способствует и переувлажнение пород склона водами атмосферных осадков и т.д

Сель временный поток смеси воды и большого количества обломков горных пород от глинистых частиц до крупных камней и глыб, внезапно возникающий в руслах горных рек и лощинах.

II Разминка: «Цифровой географический диктант» Кавказ Восточно-Европейская равнина Уральские горы Саяны Хребет Джугджур Алтай Среднесибирское плоскогорье Верхоянский хребет Чукотское нагорье Ответ: 1,4,8 — 9,2,5 – 3,6,7

III Блиц- опрос 1 Географы называют его «каркасом природы». О чем идет речь Рельеф 2 Самая древняя эра называется: а) протерозойская; б) палеозойская; в) архейская в) 3 Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? Разная скорость движения земной коры 4 К древним складчатым областям приурочены месторождения: а) угля, нефти, газа; б) железных руд, золота; в) и тех, и других б) 5 Горы расположены: а) на платформах; б) на плитах; в) в складчатых областях в)

Читайте также:  Полезные ископаемые 4 класс окружающий мир

6 Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? Озеро Байкал. Между хребтом Черского и Момским хребтом 7 Равнины расположены: а) на границах литосферных плит; б) на платформах; в) в складчатых областях б) 8 Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. О какой территории идет речь? Русская равнина

9 К формам ледникового происхождения относятся: а) морены, троги, бараньи лбы; б) овраги, балки; в) барханы, дюны а) 10 Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину. Кавказ 11 Крупнейшими угольными бассейнами являются: а) Самотлор, Канско-Ачинский; б)Тунгусский, Ленский; в) Уренгой, Ямбург б) 12 Кавказ – Эльбрус, Алтай – …, Урал — … Назовите недостающую пару. г.Белуха, г.Народная

IV Работа с картой (сравнить и сопоставить карты) 1 Сихотэ-Алинь а) Балтийский щит 2 Среднесибирское плоскогорье б) Область герцинской складчатости 3 Урал в) Область каледонской складчатости 4 Кавказ г) Область мезозойской складчатости 5 Алданское нагорье д) Область кайнозойской складчатости 6 Восточные Саяны е) Сибирская платформа 7 хребет Черского ж) Западно-Сибирская плита 8 Хибины з) Алданский щит 9 Западно-Сибирская низменность 10 Западные Саяны

Интересное рядом: Который год глядят рассветы В железный курский океан. Здесь на века, по всем приметам, Старт рудной эстафете дан… Угадайте, о каком природном объекте идет речь?

… двуглавый, величавый, Средь гор Кавказа – Исполин. Спокон веков овеян славой И многих дум он властелин.

Подумай и ответь: О, наша русская равнина, Что на полсвета расплескалась, Ты для меня родней долины, Что где-то там другим досталась. Знавал и я края иные, Что так пленяют красотой, Но наши пажити родные Всегда останутся со мной… Плоскогорье в пределах … платформы в восточной части России на территории … Сибири в Якутии, … крае и … области. Занимает всю западную часть Сибири от … гор на западе до … плоскогорья на востоке

В какой период произошло образование Алтая и Саян? В каком периоде наблюдается горообразование Хр.Черского, Сихотэ-Алинь? Какой период характеризуется образованием Урала? Когда происходило образование гор Кавказа, Камчатки? В какую эру и какой период мы живем? Какой эре соответствует период байкальской складчатости?

источник

Подробное решение параграф § 17 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016

  • Гдз тетрадь-тренажер по Географии за 8 класс можно найти тут

1. Сопоставим физическую и тектоническую карты. Определим, на какой тектонической структуре находится территория.

Территория России расположена на следующих литосферных плитах: Евразийской, Охотоморской, Северо-Американской. На их территории можно выделить следующие тектонические структуры: Восточно-Европейская платформа, Балтийский щит, Скифская платформа, Кавказские горы, Печерская платформа, Уральские горы, Западно-Сибирская платформа, Сибирская платформа, Анабарский и Алданский щит, горы Южной Сибири, горы Дальнего Востока, горы Камчатки и Сахалина.

2. По шкале высот на физической карте установим, какие высоты преобладают в её пределах.

Восточно-Европейская платформа – преобладающие высоты: 150-200 м., Балтийский щит – преобладающие высоты: 200-500 м., Скифская платформа – преобладающие высоты: 0-200 м., Кавказские горы – преобладающие высоты: 2000-3000 м., Печерская платформа– преобладающие высоты: 0-200 м. , Уральские горы – преобладающие высоты: 500-1000 м., Западно-Сибирская платформа – преобладающие высоты: 0-200 м., Сибирская платформа – преобладающие высоты: 200-500 м., Анабарский и Алданский щит – преобладающие высоты: 500-1000 м., горы Южной Сибири – преобладающие высоты: 1000-2000 м., горы Дальнего Востока – преобладающие высоты: 1000-2000 м., горы Камчатки и Сахалина – преобладающие высоты: 2000-3000 м.

3. Определим характер рельефа (горный, равнинный) и его особенности.

Восточно-Европейская платформа – равнинный рельеф, с большим числом возвышенностей, Балтийский щит – невысокие, древние горы, Скифская платформа – низменности и равнины, Кавказские горы – высокие молодые горы в широтном направлении, Печерская платформа– равнины, Уральские горы – древние горы в меридиональном направлении, Западно-Сибирская низменности и равнины с уклоном рельефа на север, Сибирская платформа – плоскогорья и холмы, Анабарский и Алданский щит – древние разрушенные горы, горы Южной Сибири – старые, но высокие горы в широтном направлении, горы Дальнего Востока – высокие горы среднего возраста, горы Камчатки и Сахалина – молодые горы с вулканической активностью.

4. Сделаем вывод о зависимости рельефа от тектонического строения территории.

Сопоставление карт тектонического строения и рельефа, показывает общую закономерность, что древние и молодые платформы соответствуют равнинам и низменностям, щиты – древним, невысоким горам и плоскогорьям, складчатости – высоким горам.

1. На карте на с. 250—251 Приложения найдите: а) древние и молодую платформы (как они называются?); б) выступы кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (как они называются?). Месторождения каких полезных ископаемых с ними связаны?

А) Древние платформы: Восточно-Европейская платформа и Сибирская платформа; молодые платформы: Скифская платформа, Печерская платформа, Западно-Сибирская платформа.

Б) Выступы кристаллических пород на поверхности платформ называются щитами: Балтийский щит, Анабарский и Алданский щит. Им присуще рудные полезные ископаемые (железо, никель, алюминий, медь и др.).

2. Выберите верный ответ. На территории России преобладают: а) низкие горы; б) высокие и средневысотные горы; в) равнины; г) нагорья.

3. Выберите верный ответ. Места выхода кристаллического фундамента платформ на поверхность называют: а) щитами; б) плитами; в) впадинами.

4. Продолжите определения: а) Геосинклиналь — это. ; б) Платформа — это. .

А) Геосинклиналь – очень крупный и протяженный прогиб земной коры с длительным погружением, в результате которого формируются мощные тела осадочных и магматических горных пород, в дальнейшем вовлекаемые в складчатость и горообразование.

Б) Платформа – крупный участок континентальной земной коры, характеризующийся относительно спокойным тектоническим режимом. Платформы противопоставляются высокоподвижным геосинклинальным поясам.

5. Чем отличается строение плиты от строения щита?

В строении плиты присутствует осадочный чехол, на щите он отсутствует.

6. Используя шкалу высот на физической карте России (см. Приложение, с. 244—245), определите средние и максимальные высоты Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

Восточно-Европейская равнина: средние высоты 170 м., максимальная высота 479 м – на Бугульминско-Белебеевской возвышенности в Предуралье; Западная Сибирь: средние высоты 100 м., максимальная высота 285 м.

7. Используя физическую и тектоническую карты, определите, какие из перечисленных гор относятся к области наиболее молодой складчатости и являются самыми высокими: а) Хибины; б) Большой Кавказ; в) Урал; г) Алтай.

Наиболее молодыми являются Кавказские горы (ответ б), однако, Алтай, хоть и возник в период Герцинской складчатости, но в Неогене (Kz), он претерпел вертикальные поднятия, в результате данные горы оказались довольно высокими.

8. Опишите особенности рельефа вашей местности, используя рубрику «Шаг за шагом».

Территория Челябинской области расположена на двух тектонических структурах – Уральские горы (запад области) и Западно-Сибирской (восток области) платформе. На западе преобладающие высоты 800-1000 м., которые в центральной части области понижаются, поскольку восточные склоны Южного Урала переходят в Зауральский пенеплен, где средние высоты составляют 200-500 м., на востоке области пенеплен переходит в Западно-Сибирскую равнину с высотами 0-200 м. Поэтому Уралу – соответствуют горы, Зауральскому пенеплену – холмистые равнины, Западной Сибири – низменности.

источник

Технологическая карта уроков географии по теме «геологическое строение рельеф и полезные ископаемые» (8 класс 6 часов)

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Технологическая карта уроков географии по теме:

«Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» (8 класс, 6 часов)

1. Особенности рельефа России

Лекция с использованием фронтальных форм организации УПД с опорой на индивидуальные особенности.

Сформировать знания об особенностях рельефа России. Объяснить особенности размещения основных форм рельефа. Продолжить формирование умений анализировать физическую, тектоническую карты и делать выводы, выявлять закономерности

Физическая и тектоническая карты России, атласы, учебник, картины, опорный лист.

Объяснительно-иллюстративный с элементами частично-поискового, выполнение самостоятельной работы.

Запись основных тезисов лекции, определение основных форм рельефа России, нахождение их на ф\к.

Определение основных причин разнообразия рельефа России (длительная история формирования, разнообразные тектонические структуры); установление причинно-следственных связей, закономерностей.

2.Геологическое строение территории России

Проверить уровень усвоения знаний об основных формах рельефа, закономерностях их размещения, умения находить и показывать их на карте. Сформировать знания о геологической истории развития территории России. Познакомить учащихся с летоисчислением, геохронологической таблицей. Начать формировать умение анализировать геохронологическую таблицу.

Те же, геохронологическая таблица, геологические часы, картины жизни эр и периодов; геологическая карта России.

Взаимоконтроль по теме «Особенности рельефа России», работа с к\к «Узнай какие горы и равнины скрыты за цифрами», заполнение таблицы. Изучение новой темы с элементами проблемного изложения

Знакомство с эрами, периодами жизни Земли, узнавание характеристик основных этапов геологических эпох.

Прогноз будущего развития Земли в районе современных складчатых областей. Выявление закономерностей при анализе истории развития Земли.

3. Минеральные ресурсы России

Проверить качество усвоения знаний о развитии земной коры на территории России. Сформировать знания о богатстве недр России, закономерностях размещения полезных ископаемых, об экологических проблемах, связанных с их добычей. Сформировать умения находить и показывать основные месторождения полезных ископаемых.

физическая, тектоническая России; атлас,

с. 42-43 учебника, коллекция минералов и горных пород.

Самостоятельная работа в паре, беседа по итогам выполнения заданий в тетради и на к\к.

Знакомство с видами полезных ископаемых, выявление закономерностей в расположении полезных ископаемых

Пргноз последствий экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых.

4. Развитие форм рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов.

Проверить качество усвоения знаний о минерально-сырьевой базе России, умений называть и показывать основные месторождения полезных ископаемых. Продолжить формирование убеждения о постоянном развитии изменении форм рельефа. Познакомить учащихся со стихийными природными явлениями.

физическая, тектоническая России; атлас, картины стихийных явлений, связанных с литосферой.

Групповая работа по вопросам; с учебником, дополнительной литературой и сообщениями по опережающим заданиям учащихся о стихийных явлениях.

Репродуктивное воспроизведение учебного материала из учебной и дополнительной литературы.

Создание сообщений учащимися по предложенным вопросам, прогнозирование рельефа будущего, выдвижение идей по результатам изученного.

5. Изменение рельефа человеком

Систематизировать знание об особенностях рельефа нашей страны, продолжить формирование у учащихся умение работать с географическими картами; рассказать о деятельности человека по формированию рельефа, его роли в его изменении.

Физическая, тектоническая карты, атласы, картины, книги, таблица, информационные тексты

Фронтальная беседа по основным вопросам предыдущего урока, по схемам, созданным группами.

Запись основных форм рельефа созданных человеком в виде схемы или таблицы. Репродуктивное воспроизведение учебного материала.

Работа с к\к по определению районов в которых стихийные явления происходят наиболее часто и районов с активной деятельностью человека по изменению рельефа, формирование выводов по результатам работы.

6. Итоговый урок по теме «Рельеф России»

Урок контроля знаний и умений

Определить уровень знания и умения учащихся по главным чертам рельефа России, по закономерностям, особенностям размещения рельефа, тектонических структур, определить уровень понимания учащимися процессов и явлений, происходящих в земной коре; взаимосвязи, процессы, влияющие на формирование рельефа.

Тестовая работа, к\к с номенклатурой по теме «Рельеф России».

Выполнение уровневой тестовой работы, с ответами ан вопросы, географический диктант по номенклатуре.

Проверка основных понятий и терминов, номенклатуры по данной теме.

Ответ на проблемный вопрос.

Особенности рельефа России

Цель : Формирование знаний об особенностях рельефа России, о связях рельефа с тектоническими структурами.

Вспомни:
Рельеф – это … … поверхности, которые различаются по … , по …, по … строению.

Основные формы рельефа на суше

В России рельеф … , преобладают на 60% площади … , а на юге и востоке — ?

Самая высокая вершина России – … , самое низкое место …

Номенклатура: равнины Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Кавказские, Алтай, Саяны, Салаирский кряж, Кузнейкий Алатау; хребты Прибайкалья, Забайкалья, Хибины, Становой хребет; Становое, Патомское, Алданское нагорья; Сихотэ-Алинь, Джугджур, Буреинский хребет; хребты Черского, Верхоянского.
Ключевая Сопка – это самый …

Тектонические структуры

Подвижные складчатые области

Что знаешь о структурах из 7 класса, о строении

Где фундамент платформы, осадочный чехол?

Определи, что в рельефе соответствует платформам, плитам? Сделай вывод.

Заполни таблицу. Складчатость – форма рельефа.

Поделись своими открытиями с соседом

Вопросы, на которые необходимо знать ответ:

Каков рельеф России (6 тезисов).

Какая территория России более древняя, самая молодая?

На каких тектонических структурах расположены равнины, покажи?

Какие эпохи складчатости ты знаешь, какие формы рельефа им соответствуют?

Назови старые, молодые горы России, как ты это определяешь?

7). Задумайся: Почему Уральские горы ниже Тянь-Шаня?
Почему Среднесибирское плоскогорье выше Русской равнины.

Какие движения земной коры наблюдаются в настоящее время на Кольском полуострове, полуострове Ямал, Кавказе, на Сахалине?

Геологическое строение территории России

Цель : Сформировать знания о геологической истории Земли, научиться читать и анализировать геохронологическую таблицу, продолжить анализ тектонической карты и установления зависимости размещения форм рельефа от тектонических структур.

2. Взаимоконтроль по теме «Особенности рельефа России».

источник

Источники:
  • http://obrazovaka.ru/geografiya/relef-tektonicheskoe-stroenie-poleznye-iskopaemoe-8-klass.html
  • http://videouroki.net/video/9-tektonicheskoe-stroenie.html
  • http://www.myshared.ru/slide/1069094/
  • http://infourok.ru/urrok-geologicheskoe-stroenie-relef-i-poleznie-iskopaemie-klass-1860087.html
  • http://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/geologicheskoe-stroenie-relief-i-poleznye-iskopaemye/formirovanie-zemnoy-kory-na-territorii-rossii
  • http://schooled.ru/textbook/geography/7klas_1/10.html
  • http://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya_po_geografii_na_temu_quotrelyef_geologicheskoe_stroenie_i_poleznye_iskopaemye-34072.htm
  • http://resheba.me/gdz/geografija/8-klass/alekseev/17
  • http://gigabaza.ru/doc/91247.html