Меню Рубрики

Горные породы минералы и полезные ископаемые презентация 5 класс

Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна учитель биологии МБОУ «СОШ №7», г.Когалыма

Земля состоит из ядра, ______, ______ ______. Ядро состоит в основном из никеля и ________. Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что _________________________. Твёрдая верхняя оболочка Земли — _____ ______. Неровности земной поверхности называют _______. Земная кора состоит из _______ _______.

Земля состоит из ядра, мантии, земной коры . Ядро состоит в основном из никеля и железа . Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что на неё давит большое давление . Твёрдая верхняя оболочка Земли – земная кора . Неровности земной поверхности называют рельефом . Земная кора состоит из горных пород .

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже .

Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением.

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.

Узнать о внутренних оболочках Земли Познакомиться с разными группами горных пород Развивать умение выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи Развивать логическое мышление

Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Минералы — это природные тела, из которых состоят горные породы. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.

Горные породы магматические осадочные метаморфические

Осадочные горные породы Известняк Каменная соль Песчаник Формируются на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов. Мел Глина

Магматические горные породы Магматические горные породы – это породы образовавшиеся из магмы при ее остывание и затвердевании. излившиеся базальт, андезит , липарит, пемза. габбро, диорит, гранит .

Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств первоначальных пород. Метаморфические горные породы мрамор кварцит глинистый сланец гнейс

Метаморфические горные породы Мрамор Гнейс Яшма Глинистый сланец

Определение горных пород. Что называют минералами? Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?

Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?

Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?

Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Плотные и рыхлые. Осадочные, магматические, метаморфические. Что называют полезными ископаемыми?

Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Плотные и рыхлые. Осадочные, магматические, метаморфические. Что называют полезными ископаемыми? Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.

Вопросы для повторения 1. Породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердевании………….. . магматические 2. Породы, формирующиеся на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов ………….. . осадочные 3. Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств первоначальных пород … ……….. . метаморфические

Стр. 56-61 Приготовить сообщения о полезных ископаемых , добываемых в ХМАО-Югре

Данный материал может быть использован при проведении практической работы по географии в 6 классе. Приведенная таблица позволяет учащимся систематизировать полученные знания и практические навыки.

P Тип урока: практическая работа.Цель: сформировать представление о составе твёрдой оболочки Земли. P Методы обучения на уроке: репродукт.

Обобщение знаний о составе, свойствах горных пород и минералов, использование их в деятельности человека (на краеведческой основе).

Разработка урока по географии 5 класс на тему:»Горные породы, минералы и полезные ископаемые».

География. 5 класс Тема. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Планируемые результаты: предметные:- должны знать происхождение магматических, осадочных, мет.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Известно более 3000 минералов

Гранит Кварц Слюда Полевой шпат

В начале возникли Породы из магмы, Они первородные самые как бы, Тяжелый гранит В глубине остывал, Базальт на поверхности Лавою стал. Породы весьма симпатичные, Увесистые, …. магматические

Но прочность – не вечность, И вот что случается: Породы выветриванием Разрушаются, Дробятся на глыбы, Обломки, пески, Выносятся водами Быстрой реки Река их по руслу таскает, Обкатывает, отлагает

А там, где горячие воды струятся, Там в них минералы Совсем растворятся. Когда же раствор остывает, То соль из него оседает

А в толще морской Или в темном болоте Вы массу остатков Животных найдете, А также растений Отмерших остатки, Они образуют Породы-осадки. Все то, что разрушено, Переотложено, Осело солями, Остатками сложено

Но вот под давлением магма опять, Стремится земную кору разорвать, И в месте такого вторжения Наметятся вдруг превращения. Сыпучий песок превратился в кварцит, Был мел очень мягкий, вдруг мрамор лежит, Такие породы, весьма специфические, Зовутся геологами… метаморфическими мрамор гнейс кварцит

Пользуясь материалом параграфа, приведите примеры горных пород разного происхождения

Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности называются ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ. Можно ли их разделить на группы? Если да, то по какому признаку? Железная руда Каменный уголь Нефть Природный газ Калийная соль Поваренная соль Золото Алмазы

Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор 1. Гранит, базальт, известняк 2. Гранит, базальт, обсидиан 3. Мрамор, янтарь, нефть Какие ошибки содержатся в следующих суждениях? 1.По своему происхождению горные породы делятся на магматические и осадочные 2.Осадочные породы делятся на химические, органические и метаморфические 3. Среди горных пород выделяют магматические, осадочные и обломочные 4. Среди топливных полезных ископаемых различают уголь, каменный уголь и торф 5. В хозяйстве человек использует строительные полезные ископаемые, торф, нефть и каменный уголь

Самоанализ 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным Я узнал: Я был удивлен: Я открыл для себя: Я еще раз убедился: Я пришел к выводу: Я все же не понял:

В презентации представлены таблицы, схемы, стихи, иллюстрации к теме «Горные породы, минералы, полезные ископаемые». В качестве закрепления изученного материала в конце презентации даются вопросы на анализ и синтез изученного материала, а также вопросы для самоанализа в соответствии с требованиями ФГОС.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Урок проводится согласно УМК В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой «Землеведение» в 5 классе в разделе «Земная кора». На богатом иллюстративном материале рассматриваются основные горные породы и минералы. Приводятся их морфологические классификационные признаки.

природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов

однородные природные тела, находящееся в кристаллическом состоянии

Минералы – природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками.

Самые распространенные на Земле минералы:

различают по признакам: цвет, блеск,

  • Это сочетание минералов естественного происхождения.
  • Наука, изучающая горные породы – петрография

Происхождение горных пород

Происхождение горных пород

Магматические горные породы

Магматические горные породы

1 группа: Глубинные (интрузивные)

образуются из медленно остывающей на глубине магмы (более темные и тяжелые)

— плотные горные породы с крупными кристаллами минералов.

Магматические горные породы

2 группа: Излившиеся (глубинные)

образуются из излившейся лавы на поверхности земли (более светлые и легкие)

— плотные, твердые горные породы с мелкими кристаллами минералов или стекловидной массы

Метаморфические горные породы

Греческое слово «метаморфоза» означает превращение

Метаморфические горные породы

Кимберлитовая трубка в Якутии

Обработанный алмаз – называют бриллиантом

Органические горные породы – образуются путем осаждения и накопления минералов на поверхности земной коры

Обломочные Химические Органические

Обломочные осадочные горные породы

песок, щебень, галька, гравий

Химические осадочные горные породы

Калийная соль Каменная соль Гипс

Органические осадочные горные породы

Органические осадочные горные породы

базальт, пемза, обсидиан, туф

источник

Презентационная работа по географии на тему: «Горные породы и минералы», благодаря которой школьники познакомятся с разными видами горных пород, способом их образования, свойствами и тем, как человек научился использовать их для своих нужд.

  • Земная кора
  • Состав
  • Горные породы по происхождению
  • Магматические горные породы
  • Осадочные горные породы
  • Метаморфические горные породы
  • Относительная крепость (твердость) горных пород
  • Структура горных пород
  • Классификация полезных ископаемых

Для проведения урока учителем

Земная кора состоит из минераллов и горных пород

  • Минералы имеют однородный состав.
  • Горные породы имеют сложное строение и состоят из нескольких минералов.

Горные породы по происхождению

  • глубинные
  • излившиеся
  • органические
  • неорганические
  • обломочные
  • химические

Магматические горные породы – Все начинается глубоко под Землей, на границе нижней и верхней мантии. Расплавленное вещество мантии, называемое магмой, перемещается из глубин Земли в верхние слои земной коры. При этом магма теряет тепло, начинает остывать и затвердевать, превращаясь в горные породы, которые называются магматическими (из магмы). Когда магма достигает земной поверхности и изливается на нее, то она остывает быстро. В таких условиях образуются породы, состоящие из мелких кристаллов, которые называют магматические излившиеся.

Однако, это происходит не всегда, и часть магмы остается в глубине и остывает гораздо медленнее. В таких условиях образуются горные породы с крупнокристаллическим строением. Их называют магматические глубинные.

Осадочные горные породы – Как только образовались магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли: ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. По их законам земная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой. Поэтому они начинают разрушать горы, скалы, их обломки измельчать и переносить на разные участки земной поверхности, заполнять впадины и низины на суше; осаждать на дне океанов и морей и других водоемов. Так образуются осадочные горные породы.

Условия их образования различны, поэтому их большое разнообразие.

Одни возникли в результате жизнедеятельности организмов и образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и насекомых. Их назвали органическими. Происхождение других связано с неживой природой, поэтому они получили название неорганические. В свою очередь их разделили еще на две группы: те, которые образовались из обломков разрушенных скал, осели во впадинах и уплотнились в горные породы, назвали обломочными; а те, которые образовались из химических веществ, содержащихся в воде морей и океанов, уплотнились, осели на дно и превратились в горные породы, назвали химическими.

  • песчаник
  • известняк
  • поваренная соль
  • нефть
  • галька
  • щебень
  • песок
  • глина
  • уголь
Читайте также:  Витамины какие полезны для сердца и сосудов

Метаморфические горные породы –Горные породы обладают прочностью, но при попадании в другие условия их состав и свойства начинают меняться. Так, в результате тектонических движений горные породы могут быть перемещены с поверхности земли в ее глубины. Под давлением пластов других пород, воздействия высоких t глубин Земли, новых потоков магмы горные породы изменяются и превращаются в совершенно другие, которые называются метаморфическими (с греческого «метаморфоз» — превращение).

Относительная крепость (твердость) горных пород — это их способность сопротивляться

механическому разрушению. Многие магматические и метаморфические породы обладают высокой твердостью, поскольку состоят из кристаллов. Например, такая кристаллическая магматическая порода, как гранит, часто залегает на поверхности в горных районах благодаря сопротивляемости к эрозии. Гранит образовался из расплавленной магмы, остывшей и затвердевшей в недрах Земли, и обнажился в результате выветривания более рыхлых пород, залегавших над нею.Вулканические породы, включая застывшую лаву и пепел, обычно разрушаются намного быстрее гранита. Часто от потухшего вулкана остается лишь его некк — своего рода труба, по которой магма выходила на поверхность.Осадочные породы также бывают разной твердости. Так, породы, образовавшиеся из глин, неустойчивы и быстро смываются. Поэтому они часто образуют долины между обнажившимися песчаниками и известняками. Кристаллические, или горные, известняки противостоят эрозии и часто образуют крутые утесы. Этот вид известняка покрывает подстилающие рыхлые породы у Ниагарского водопада в Северной Америке. Мел, слабо кристаллизованный вид известняка, менее устойчив. Поэтому меловые холмы обычно бывают пологими.

Рельеф зависит и от структуры горных пород. Когда застывшая лава превращается в базальт, она часто сжимается в шестигранные колонны. В трещинах между ними порода открыта разрушающему действию дождя, льда и водных потоков.Возникающие в горных известняках вертикальные трещины дождевая вода со временем превращает в глубокие колодцы. Поверхностные воды стекают в эти карстовые воронки, или поноры, вымывая сеть подземных пещер. Такой вид ландшафта называется карстовым — по названию района известняков в Югославии.Движения земной коры разрушают породу, создавая разломы, или сбросы, вдоль которых они сдвигаются, вызывая землетрясения. Иногда блоки выдавливаются наверх, образуя крутые склоны — сбросовые уступы.Или же блок земной коры может осесть между двумя практически параллельными сбросами. Так образуется рифтовая долина, ограниченная двумя крутыми сбросовыми уступами. Когда пласты породы располагаются наклонно в результате сдвига земной коры, более твердые породы формируют гряды — куэсты, — а менее устойчивые выветриваются и образуют между ними долины. При небольшом сдвиге пласта породы одна сторона куэсты обычно образует крутой обрывистый склон, а другая — пологий. Типичными примерами такого ландшафта являются Котсуолдс-Хилс и Чилтерн-Хилс, холмы на юге Англии.Другие характерные виды ландшафта образуют смятые в складки слои пород. Например, Уилд на юго-востоке Англии представляет собой антиклиналь (складка, обращенная выпуклостью вверх). Вершина антиклинали выветрилась.

Некоторые ландшафты своим образованием обязаны не столько подстилающим породам и структурам, сколько внешнему разрушающему воздействию сил природы. Так, многие горные районы сформировались под действием мороза и ледников (ледяных потоков). Этим силам обязаны своим возникновением многие характерные виды рельефа, включая U-образные долины (троги), креслообразные бассейны (кары) и пирамидальные пики (карлинги).

  • Топливные
  • Строительные
  • Рудные
  • Химическое сырье

источник

Презентация содержит тест из 5 вопросов, класификацию горных пород по происхождению, по назначению, значение горных пород в жизни

Цели и задачи: 1.познакомиться сосновными видами горных пород, слагающих земную кору; 2. начать формирование у учащихся умения различать по внешним признакам осадочные и магматические породы; 3.приводить примеры использования горных пород и минералов человеком.

  • КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ»

1. Выполните тестовые задания учителя

1. Самая тонкая оболочка Земли?

2. На рисунке под цифрой 1 показана:

А) океаническая Земная кора

Б) материковая Земная кора

3. Верно ли утверждение, что океаническая ЗК «тоньше», чем материковая?

4. Что общего у материковой и океанической ЗК?

А) наличие осадочного слоя

Б) наличие «гранитного» слоя

В) наличие «базальтового» слоя

А) ядро + мантия + земная кора

Б) мантия + океаническая ЗК

В) верхние слои мантии + нижние слои ЗК

Г) верхние слои мантии + ЗК

Известно несколько тысяч минералов и горных пород

Почему такое разнообразие?

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ — это природные соединения минералов постоянного состава, слагающие земную кору.

МИНЕРАЛЫ (более 3000 шт.) — это природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в результате процессов в глубинах и на поверхности Земли.

Природные обнажения горных пород

Кварц + полевой шпат + слюда = гранит (горная порода)

Откуда берутся горные породы и минералы?

Почему они так разнообразны?

Классификация горных пород по составу:

Горные породы (различия по состоянию)

Горные породы (по происхождению)

  • МАГМАТИЧЕСКИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ — это изверженные горные породы, образовавшиеся при застывании и кристаллизации магмы.
  • ОСАДОЧНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ — это породы, возникшие на поверхности земли в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения.

Образование осадочных пород

Метаморфические горные породы

Возникли из других горных пород при воздействии на них высокой температуры и давления

Увеличение температуры и давления

Образование метаморфических пород

  • МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ — это породы, образовавшиеся в результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных пород с полным или почти полным изменением их минерального состава, структуры и текстуры.

МИНЕРАЛОГИЯ – это наука о минералах, их составе, свойствах, особенностях и закономерностях физического строения (структуры), условиях образования, нахождения и изменения в природе.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ — это такие горные породы, которые человек непосредственно использует в своей хозяйственной деятельности.

МЕСТОРОЖДЕНИЕ — это скопление полезных ископаемых одного вида.

Добыча полезных ископаемых

Использование горных пород

Горные породы своей местности

Огнеупорные, керамзитовые, кирпичные, черепичные

Для получения строительного камня и щебня, морозостойкого бутового камня, для известкования почв, для производства цемента, стекла, силикатного кирпича, в металлургии

В металлургии, для производства черных металлов

III .Контроль знаний, полученных на уроке

Можете ли вы объяснить ключевые термины?

  • минералы
  • горные породы
  • магматические горные породы
  • осадочные горные породы
  • метаморфические горные породы

Откуда берутся горные породы и минералы?

Почему они так разнообразны?

  • Параграф
  • Подготовить небольшой рассказ о применении (использовании) … (горная порода или минерал по выбору).

источник

Урок географии в 5 классе

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

  • сформировать представление о минералах и горных породах;
  • раскрыть особенности происхождения горных пород;
  • начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам;
  • сформировать понятие «полезные ископаемые»
  • знать определения понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое»;
  • называть основные виды горных пород по происхождению, полезных ископаемых по характеру использования;
  • приводить примеры горных пород и полезных ископаемых (в том числе своей местности);
  • уметь определять, сравнивать горные породы разного происхождения;
  • объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами;
  • давать краткое описание горной породы;
  • понимать условные обозначения основных полезных ископаемых на карте;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности;
  • раскрывать значение охраны земных недр.
  • давать определения понятиям;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • преобразовывать схемы (модели) для решения задач;
  • владеть устной (письменной речью), строить монологическое высказывание.
  • формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения;
  • формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
  • горные породы: магматические, метаморфические, осадочные;
  • полезные ископаемые: топливные, рудные, нерудные
  • понять отличие горных пород от минералов;
  • классифицировать виды горных пород;
  • описывать горные породы по внешним признакам;
  • сравнивать свойства горных пород различного происхождения
  • показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека;
  • раскрыть значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость их рационального использования

Тип урока: комбинированный

Проверка домашнего задания (Слайд 2)

  • Выбрать верные утверждения:
    • Материковая земная кора тоньше океанической.
    • Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ».
    • Температура ядра Земли такая же, как и температура поверхности Солнца.
    • Строение литосферы везде одинаково.
  • Как происходит движение литосферных плит?
  • Назвать особенности строения земной коры под материками и океанами.
  • Раскрыть взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.

Изучение нового материала.

«Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…, не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни…»

  • Как вы думаете, о чём говорил автор?
  • Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
  • Нужны ли нам эти знания?
  • Что вы хотите узнать на уроке?

Что мы знаем о горных породах (Слайд 4, 5)

Чтение текста учебника. Беседа:

  • Что такое горные породы?
  • Из чего состоят горные породы?
  • Какими свойствами обладают горные породы?
  • Каково происхождение горных пород ?

Какие бывают горные породы (Слайд 6)

Чтение текста учебника. Беседа:

  • В чём причина разнообразия горных пород?
  • Как образуются горные породы разных групп?

Что такое полезные ископаемые (Слайд 7)

Чтение текста учебника. Беседа:

  • Что называют полезными ископаемыми?
  • Что такое месторождение полезных ископаемых?
  • На какие группы можно разделить полезные ископаемые?
  • Приведите примеры полезных ископаемых. Как они используются?

Практическая работа «Определение горных пород» (Слайд 8)

2-3 образца горных пород. Изучить свойства, записать в таблицу, обсудить результаты.

источник

Учебный проект: Разработка урока по географии, дисциплина «Геология».

Тема урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: создать условия для формирования представления о минералах и горных породах, их

происхождении и практическом использовании.

— обучающая: формировать знания обучающихся о видах горных пород и минералов, их практическом

— развивающие: продолжить развивать формы речевой деятельности учащихся, формировать навыки

правильного изложения информации, способствовать развитию познавательной активности школьников

— воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, бережно относиться к природе и красоте

Оборудование: образцы горных пород, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Учебно-информационное обеспечение: География.5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015.

Создание положительного настроя на урок

проверяет готовность учащихся к уроку.

Контролируют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Повторение изученного материала.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

(Устный опрос по изученной теме.)

Мотивация учебной деятельности.

Постановка проблемного вопроса.

Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

Ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли.

-Как происходит движение литосферных плит?

-Назовите особенности строения земной коры под материками и океанами.

-Раскройте взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.

Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.

Ребята, скажите, что у меня в руках?

А почему все камни разные?

Учитель сообщает ребятам, что материалы, из которых состоят горные породы, называются минералами и на уроке пойдёт речь именно о них.

Учитель сообщает тему урока: Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Вспоминают изученный ранее материал, отвечают на поставленные вопросы.

Высказывают свои предположения и приходят к тому, что это камни, горные породы.

Высказывают предположения, что камни разные потому, что они состоят из разных «материалов».

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

Изучение нового материала

Работа с образцами горных пород.

Введение новых понятий и определений.

Закрепление изученного материала.

Обсуждение и выставление оценок.

Теперь с помощью учебника давайте выясним, что называют горными породами и минералами.

Читайте также:  Чем полезен пчелиные соты

Учитель обобщает: горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно свыше 2 тысяч видов горных пород. Они различаются по составу, свойствам, происхождению и хозяйственному использованию.

Раздаёт образцы горных пород.

-Рассмотрите образцы горных пород: полевой шпат, слюда, кварц.

Это наиболее распространенные горные породы.

Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Они встречаются везде: и в поле, и в горах.

Кварц — тоже одна из распространенных горных пород. Бесцветный кварц называется горным хрусталем; есть также кварцы других цветов: желтого, коричневого, черного, фиолетового.

-Чем различаются предложенные вам горные породы?

-В чем же причина разнообразия горных пород?

Используя рис. 44 учебника, рассказывает особенности образования горных пород. Показывает образцы магматических, осадочных и метаморфических пород.

По происхождению горные породы можно разделить, прежде всего, на магматические и осадочные.

Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору. Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого «магма» — густая мазь).

Магма — расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими.

! Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.

На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит, габбро..

Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт.

Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.

В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов.

В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.

-Как вы думаете, под действием, каких процессов происходит разрушение магматических пород?

В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время — охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить

Три группы осадочных горных пород:

Первая — обломочные — песок, глина, галька и др

Вторая — химические — поваренные и калийные соли, гипс. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.

Третья — органические — уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов. Состоят они из останков растений и животных.

Метаморфические горные породы

Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую глубину, где высокая температура и очень большое давление, то с ними происходят превращения — «метаморфозы». Горные породы изменяются, приобретают новые свойства. Иногда первичные породы так изменяются, что трудно догадаться, какой породой они были до превращения. Только для некоторых горных пород можно с уверенностью установить исходную породу. Так образуется группа метаморфических горных пород.

Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.

— Ребята, а как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности? Для того, чтобы ответить на этот вопрос

обратимся к тексту учебника на стр.72 — 73. Запишите в тетрадь что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. (Вопросы выводятся на экран через проектор)

Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной деятельности.

Добывая их человек должен помнить:

1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать);

2. После добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры ит.д.)

Ребята, а сейчас я предлагаю вам побыть в роли геологов, которые открыли большие залежи горных пород и полезных ископаемых и их нужно исследовать.

Сейчас каждая группа получит по 3 образца горных пород и минералов и выполнит практическую работу.

Организует деятельность по применению новых знаний. Объясняет алгоритм выполнения практической работы.

Учитель формулирует задания для учеников, корректирует их работу:

рассмотрите горные породы и минералы вашей группы

Заполните с помощью раздаточного материала таблицу:Название

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые технологии: ИКТ, эвристическая беседа, проблемная беседа, групповая работа.

Место проведения: компьютерный класс с выходом в Интернет.

Цель урока: познакомить учащихся с горными породами и минералами, слагающими земную кору, закрепить знания учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов.
  2. Познакомить с некоторыми видами минералов.

Воспитательные:

  1. Способствовать пониманию учащимися материальности и познаваемости мира.
  2. Воспитывать умение работать в группе, уважительно относиться к товарищам.

Развитие личности:

  1. Продолжить обучение учащихся анализу, сравнению и обобщению полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультмедийной презентации и Интернет-ресурсов).
  2. Для развития научного языка включить в урок следующие термины: магматические, осадочные и метаморфические горные породы, минерал, магма.

Оснащение урока:

ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация «Горные породы и минералы».

Дидактический и раздаточный материал: набор горных пород и минералов, информационные карточки для групповых заданий.

Мотивация этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

Настрой детей на работу. Создание благоприятной обстановки для работы на уроке.

Мотивация этапа: создать мотивирующую ситуацию для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся.

На ваших партах стоят коробочки. Что в них находится? (возможные ответы детей: камни, полезные ископаемые, кусочки горных пород)

Можно ли их назвать телами и почему? (ответы детей: да, так как это предметы, которые нас окружают)

Можно ли их назвать природными телами и почему? (ответы детей: да, так как они не созданы человеком)

Учитель: а еще, ребята, эти тела можно назвать горными породами (слайд 1). Сегодня мы будем говорить о них, узнаем, из чего они состоят и как их использует человек (слайд 2).

Цель учащихся: научиться классифицировать и различать горные породы и минералы, используя ЗУН, полученные в ходе урока.

Мотивация этапа: повторение изученного на прошлом уроке, актуализация знаний учащихся.

Учитель: прежде, чем начать изучение новой темы, нам надо вспомнить некоторые знания, полученные на предыдущих уроках.

Фронтальный опрос по вопросам:

  1. Как называется каменная оболочка Земли? (литосфера)
  2. Из чего она состоит? (из почвы и горных пород)
  3. Как называются предметы, которые нас окружают? (тела)
  4. Из чего состоят все тела? (из веществ)
  5. В каких состояниях могут находиться вещества? (твердое, жидкое, газообразное)
  6. Какими свойствами обладают твердые тела? (имеют постоянную форму и объем)

V. Этап включения учащихся в целенаправленную деятельность по теме урока (10-12 минут)

Мотивация этапа: формирование у учащихся понятий о горных породах, минералах и их классификации с целью дальнейшего применения этих знаний в новой ситуации.

Учитель: запишем определение (слайд 3): горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Как вы думаете, чем сходны все горные породы? (дети высказывают версии: являются твердыми телами, находятся в земной коре, являются полезными ископаемыми и т.п.) А чем отличаются? (Версии детей: по цвету, по форме, по блеску и т.п.) Горные породы отличаются друг от друга по физическим свойствам, по химическому составу, по происхождению.

Рассмотрим классификацию горных пород по происхождению (слайд 4). Все горные породы делятся на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы сформировались из магмы – расплавленной каменной массы, возникающей во время извержения вулканов (слайд 5). Магма может застыть как на поверхности земли, так и в толще земной коры (слайд 6). Магматические горные породы очень прочные, твердые. Образцы магматических горных пород представлены на слайде 7.

Осадочные горные породы образуются на земной поверхности и вблизи неё в условиях низких температур и давлений (слайд 8). По происхождению осадочные горные породы делятся на обломочные (обломки древних пород), глинистые и биохемогенные (осадок из частиц отмерших организмов). Образцы осадочных горных пород представлены на слайде 9.

Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных пород (слайд 10). Магматические и осадочные горные породы под действием высокой температуры и давления видоизменяются и превращаются в метаморфические (слайд 11).

На слайде 12 вы увидите примеры образования метаморфических горных пород.
Большинство горных пород – твердые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди (слайд 13).

В ходе эвристической беседы дается ответ на вопрос: почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (ответы детей: люди изготавливали оружие и орудия труда из камня, они делали ножи, наконечники для копий и стрел, скребки, топоры).

Учитель: все горные породы состоят из минералов. Минерал – чистое вещество.

Вопрос классу: из чего состоят все вещества? (ответ детей: из молекул).

Каждый минерал состоит из одинаковых молекул. Ответьте мне: минерал – вещество простое или сложное? (Ответ детей – простое, так как состоит из одинаковых молекул). Если мы разотрем его в порошок, то даже маленькая крупинка все равно сохранит все свойства этого минерала (слайд 14). Минералы очень разнообразны, вы можете убедиться в этом (слайды с 15 по 22).

Класс делится на группы по три человека. На партах у учащихся информационные карточки, коробочка с горной породой, учебник, табличка с зеленым кругом.

Учитель: перед вами семь различных горных пород. За 5-7 минут каждая группа, используя образец горной породы, ресурсы Интернет и текст учебника должна найти информацию о данной горной породе, и заполнить информационную карточку.

Один человек из группы, свободно владеющий компьютером, ищет в Интернете материал о горной породе, в это время оставшиеся 2 человека заполняют информационную карточку. По окончании работы группа поднимает табличку с зеленым кругом.

Образец информационной карточки.

Фамилии, имена учащихся, входящих в группу
Название горной породы
В каком состоянии находится (твердое, жидкое, газообразное)
Происхождение (магматическая, осадочная, метаморфическая
Цвет
Твердость
Блеск

Возможные образцы горных пород: гранит, базальт, мел, известняк, мрамор, песок, глина.

Отчет по информационной карточке каждой группы учащихся.

Мотивация этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги урока.

На этом наше путешествие в мир горных пород и минералов закончено.

Домашнее задание:

  1. Параграф 24 (учебник В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природоведение. Природа неживая и живая),
  2. Составить кроссворд, используя термины, изученные на уроке.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мы живем в громадном, плохо разведанном мире и топчем камни … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни. К.Г.Паустовский

Горные породы и минералы – азбука Земли

1. Что такое горные породы 2. Классификация горных пород 3. Минералы

Горные породы – это то, из чего состоит земная кора по происхождению Горные породы различаются: по физическим свойствам по химическому составу Камень — это всякая твердая нековкая составная часть земной коры в виде сплошной массы или отдельных кусков.

Классификация горных пород магматические Горные породы осадочные метаморфические

Читайте также:  Полезна ли соляная пещера детям

Магматические горные породы — это породы, образовавшиеся непосредственно из магмы при ее остывании и затвердевании. Глубинные породы Поверхностные горные породы магма Земная кора Земная кора Верхняя часть мантии Магма (др.- греч. месиво, густая мазь) представляет собой природный, чаще всего силикатный, раскаленный, жидкий расплав, возникающий в земной коре или в верхней мантии, на больших глубинах. Излившаяся магма — это лава.

Образование магматических горных пород Магматические горные породы Застывание магмы в глубине в земли ( интрузивный) Застывание магмы на поверхности земли (эффузивный)

Пе́мза (также пумицит) — пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании кислых и средних лав. Излившиеся горные породы образовались из магмы, застывшей ближе к поверхности или на самой поверхности земли. Вулканические туфы. Горные породы вулканические туфы образованы при уплотнении вулканического пепла, или вырвавшейся на поверхность земли и застывшей лавы, с попавшими в нее пеплом, частицами грунта, песка и т.д. Вулканическое стекло — обсидиан

Базальты — самые распространённые магматические породы на поверхности Земли и на других планетах Солнечной системы. Основная масса базальтов образуется в срединно-океанических хребтах и формирует океаническую кору. Базальты образуются при застывании излившегося на поверхность Земли, подразумевая под этим и дно океана, силикатного магматического расплава основного (базальтового) состава обладает столбчатой отдельностью в виде многогранных столбов, тесно прилегающих друг к другу Название от эфиопского basal — железосодержащий камень

Гигантские статуи на острове Пасхи (Чили) выточены из базальта вулкана Рано Рараку. Назначение этих фигур неизвестно.

Гранит состоит из зёрен. Вот почему назвали так эту горную породу, ведь слово «гранит» произошло от слова «гранул», что означает «зерно». Но это не зёрна пшеницы, это минералы: кристаллы кварца, слюды и полевого шпата. В строении коры нашей планеты это вещество играет огромную роль, его еще называют визитной карточкой Земли. Где используют такой прочный материал? Конечно, в строительстве. Из него сооружают опоры мостов, набережные, фундаменты домов, памятников. Древние египтяне использовали гранит для строительства храмов и знаменитых пирамид. ПОЛЕВОЙ ШПАТ слюда кварц

КВАРЦ Самый распространенный на земле минерал – Кварц – его можно найти повсюду, в песке, горных породах, почве. Кварц имеет множество цветов, и разновидностей: горный хрусталь, аметист, цитрин, авантюрин, зеленый, розовый или белый кварц.

В магме содержится много горных пород и среди них есть руды. Руда — это горная порода, продукт действия вулкана. Из руды получают металлы. Для этого руду очень сильно нагревают в специальной печи. Один из первых известных металлов была бронза. Из бронзы люди делали более совершенные орудия труда, чем из камня. Уже давно люди выяснили, что можно расплавлять красные камни и изготовлять из расплавленной массы чашки и кувшины, эти камни были железной рудой. Почему железная? Это руда, в которой содержится железо. Чтобы добыть железную руду строят рудники и шахты или добывают открытым способом — взрывают

Главное свойство руды — плавкость. Благодаря этому свойству, из железной руды получают металлы: железо — самый распространенный металл на земле. На заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Из них делают стальные ножи, сковородки, посуду, рельсы, станки, машины, космические корабли

Свойства металлов Металлы тверды, как камень, но в отличие от него пластичны: они не хрупкие и поддаются ковке. Все металлы расширяются при нагревании, хотя не так сильно, как жидкости и газы. Вот почему в жару электропровода провисают между опорами, а зимой сильно натягиваются. Металлы обладают способностью хорошо проводить тепло. Вот почему утюги и сковородки делают из теплопроводных сортов стали. Металлы хорошо проводят электрический ток. Особенно медь. Кроме свойств, общих для всех металлов, у каждого из них есть свои особенности. Магний горит так ярко, что из него готовят горючие смеси для фейерверков, салютов Серебристо — белый алюминий очень лёгок: из его твёрдых сплавов строят самолёты. Ртуть — металл, который плавится при температуре ниже нуля. Её использую в приборах. Сплав никеля и хрома от электричества сильно нагревается, а вольфрам даже светится. Из них делают спирали для лампочек, плиток, обогревателей.

Осадочные горные породы образуются на земной поверхности и вблизи неё в условиях низких температур и давлений Осадочные горные породы обломочные химические глинистые органические

Выветриванием называется процесс, в ходе которого горная порода разрушается и распадается на мелкие части. Существуют механические, химические и органические формы выветривания. Органическое выветривание происходит, когда растения разрушают горные породы своими корнями, или, когда они растворяются под воздействием кислот Химическое выветривание приводит к разложению горных пород и минералов (растворение известняка в воде) Механическое выветривание возникает при физическом разрушении пород ( мороз, вода, солнце, ветер )

Следующие полезные ископаемые, которые нам попались в нашей геологической экспедиции, известны всем… песок и глина. Представьте себе, что вот этот кусочек глины был когда-то огромной горой.

Песок под микроскопом Песо́к — осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен размытых горных пород, фрагментов извержений вулканов, мертвых организмов и частиц объектов, созданных человеком. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца (вещество — диоксид кремния).

Когда твёрдая скала подвергается воздействию ветра, дождя, солнца, она распадается на маленькие кусочки — это и есть песок. Песок обычно залегает неглубоко. Поэтому добывают его открытым способом в карьерах. Если у гранита главное свойство — прочность, то у песка и глины — пластичность. Проверим? Намочите слегка. Что обнаружили? ….Верно, она стала мягкой, податливой. Гли́на — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина состоит из одного или нескольких минералов Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, посуду, вазы. Чтобы изделия стали более прочными, их обжигают в печи. Такие изделия называют керамикой. Керамика — «глина». А ещё глина является основным материалом для изготовления кирпичей, которые издавна применяют в строительстве.

Фильм: как делают стекло Песок тоже очень важен. Его добавляют в цемент и получают раствор, которым скрепляют кирпичи. Чтобы получить стекло, нужен песок, только не обычные жёлтый, а белый. Также песок используют для изготовления наждачной бумаги.

Дальше наша дорога в поисках полезных ископаемых вывела нас на болото. Мы заблудились? Нет. Оказывается и в болотах есть полезные ископаемые — торф.

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нём легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Деревья, растущие по берегам болот, падая в воду, постепенно разлагаются и через несколько лет превращаются в спрессованную массу – торф.

Какое же у него главное свойство, которое применяет человек? Он отлично горит. Торф относят к горячим полезным ископаемым. К этой же группе относят и каменный уголь.

Много веков тому назад в одном местечке Дельфы в Греции один пастух заметил, что из земли что-то выделялось такое, что заставляло овец вести себя странно, а у людей путалась речь. Греки решили, что это был дух какого -то бога и построили на этом месте храм. Что же это был за дух?….. Газ. Вы видели на кухне газовую плиту. Мама зажигает конфорку, открывает краник — и на плите расцветает огонёк. Это и есть природный газ.

Вы догадались каким главным свойством он обладает?….. Верно, горение. Газ — это ценное топливо. Кроме того, из него получают пластмасс, каучук (из которого получают резину). Газ — замечательный помощник человека, но он может быть и опасным, если с ним неосторожно обращаться — утечка газа. Всегда проверяйте, выключили ли вы газовую плиту. Приро́дный газ — смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при анаэробном разложении органических веществ, газ относится к группе осадочных горных пород

Вместе с газом глубоко в земле есть ещё одно полезное ископаемое, которое величают «чёрным золотом»….

Нефть (из тур. neft, от персидск. нефт[) — природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, состоящая в основном из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических соединений. (ископаемое топливо)

Известня́к — осадочная горная порода органического, происхождения, состоящая преимущественно из карбоната кальция (CaCO3) в виде кристаллов кальцита различного размера. Известняк, состоящий преимущественно из раковин морских животных и их обломков, называется ракушечником.

Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, органического происхождения.

Образуется каменная соль в результате уплотнения осадочных отложений галита, возникших в прошлые геологические эпохи. Каменная соль — это кладезь нашей планеты. Большая часть добытой соли используется в химической, кожевенной и пищевой промышленности. Для организма человека каменная соль является необходимым минералом. Человечество употребляет около 7 млн. т соли в год Галит (каменная соль)

Жемчуг – минерал органического происхождения. Образует округлые известковые образования, которое находят в раковинах некоторых морских и пресноводных двустворчатых моллюсков. Жемчуг формируют в своих раковинах некоторые моллюски. Ее основные составляющие – углекислый кальций Добывать его очень сложно. Но люди научились делать искусственный жемчуг

Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) осадочных или магматических горных пород

Образование метаморфических горных пород давление температура Метаморфические горные породы осадочные магматические

Янтарь – ископаемая смола. Янтарь – золотистый, матовый и прозрачный, горючий, способен электризоваться при трении.

Кристаллический известняк называется мрамором — белого, серого, голубого. Мрамор (от греческого — «сияющий камень») Мрамор — кристаллическая метаморфическая горная порода, образовавшаяся в результате перекристаллизации известняка или доломита

Примеры образования метаморфических горных пород

Некоторые минералы очень редки и красивы — мы называем их драгоценными камнями. Вы можете назвать какие-нибудь драгоценные камни? Алмаз в переводе с греческого языка означает «несокрушимый» Алмаз — это самый известный драгоценный камень, состоящий только из углерода, самый твердый минерал в мире. Поэтому алмазы используются не только в ювелирных украшениях, но и при производстве дрелей и особо прочных лезвий.

Существуют опасные для человека минералы, например чароит – он радиоактивен, а вот минерал под названием киноварь излучает ядовитые пары, так что его можно сравнить с разбитым ртутным градусником Киноварь — минерал средней распространенности, основной и практически единственный промышленный источник ртути. Известен с глубокой древности

Домашнее задание §8 читать Узнайте, какие горные породы вашей местности используются в строительстве. Начните собирать свою коллекцию горных пород и минералов (с.43-44, учебник)

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Презентация расскажет учащимся 5 класса на уроке природоведения о том, какие горные породы и минералы содержатся в недрах Земли. Эта тема напрямую связана с теми сведениями, которые школьники уже получили при изучении внутреннего строения Земли, только теперь основной акцент будет уделен тем компонентам, которые залегают в земной коре.

В презентации рассматривается, как идет поиск горных пород и минералов. Ребята увидят наглядно на представленных изображениях, что такое шахты, рудники и скважины, как работают шахтеры и геологи, как в добыче минералов задействована сейсмология. На слайдах электронного пособия подробно описаны:

· Гранит и минералы, входящие в его состав

· Магматические, метаморфические и осадочные горные породы

· Разрушение горных пород: выветривание, действие воды, воздействие живых организмов

· Использование полезных ископаемых

Скачать бесплатно презентацию, которая выполнена на 45 слайдах, можно для нескольких уроков природоведения для изучения большой темы «Горные породы и минералы».

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-geografii-v-klasse-na-temugornie-porodi-minerali-poleznie-iskopaemie-2185083.html
  • http://kopilkaurokov.ru/geografiya/presentacii/gornyieporodyiminieralypriezientatsiiakurokughieoghrafiiv5klassie
  • http://pptcloud.ru/geography/gornye-porody-i-mineraly-189136
  • http://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-gornyie-porody-i-minieraly.html
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/gornie_porodi_minerali_i_poleznie_iskopaemie_urok__145050.html
  • http://botana.biz/prepod/geografiya/ojj9r0xn.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/585959/
  • http://www.metod-kopilka.ru/konspekt_uroka_i_prezentaciya_po_geografii_na_temu_quot_gornye_porody_i_mineraly_-_azbuka-27629.htm