Меню Рубрики

Исправьте неправильные утверждения добыча полезных ископаемых относится

( Вопрос 3. Основы общественного производства: простые моменты процесса труда, общественный продукт и его движение

Вопрос 4. Естественные и социальные условия жизни.

Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей

Вопрос 5. Факторы производства, их взаимодействие и комбинация. Производственная функция

Вопрос 6. Кривая производственных возможностей.

Закон возрастания дополнительных затрат)

1. Разграничьте средства и предметы труда;

а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;

б) полезные ископаемые, данные природой;

в) трубы, сосуды, бочки, цистерны;

д) сырье, поступающее в дальнейшую обработку

2. Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:

в) участие в городском субботнике;

е) потребность фирмы в автотранспорте;

и) посещение филармонических концертов;

к) посещение лекции по архитектуре города.

3. Три основных фактора производства — это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:

а) воздух, ученые, автомобили;

б) предприниматели, деньги, рента;

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия?

4. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?

5. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?

6. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?

7. Как Вы считаете, поиск покупателями дефицитных продуктов является ли производительной деятельностью (да, нет)?

8. Верны ли следующие утверждения:

а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет);

б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет);

в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет);

г) продукты питания не являются ресурсами (да, нет)?

9. Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных мер сможет оказаться наиболее полезной:

а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;

б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;

в) увеличить капитальные вложения;

г) уменьшить затраты на образование?

10. Предельная норма технического замещения труда капиталом равна 2. Для того, чтобы обеспечить прежний объем производства продукции при сокращении использования труда на 4 единицы, необходимо увеличить использование капитала:

4) необходима дополнительная информация.

11. Проблема редкости может быть решена, если:

а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;

б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;

в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;

12. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого.

Экономист назовет такую ситуацию:

в) административно-командной системой;

13. Можно ли по рисунку кривой производственных возможностей ответить на следующие вопросы:

а) осуществимы ли комбинации выпуска продукции, если все они расположены с внешней стороны кривой производственных возможностей (да, нет);

б) возможен ли выбор, если разные комбинации выпуска находятся внутри этой кривой (да, нет)?

14. В 1984 и 1985 гг. угольная промышленность Англии бездействовала из-за забастовки. Как это повлияло на положение кривой производственных возможностей английской экономики:

а) точка сместилась по правую сторону кривой;

б) точка сместилась внутрь кривой;

в) точка расположилась на кривой трансформации?

15. Альтернативная стоимость строительства новой школы это:

а) затраты на наем учителей для новой школы;

б) стоимость строительства школы в будущем;

в) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строи­тельства новой школы.

16. Выберите правильный ответ.

Для студентов альтернативную ценность обучения в универси­тете отражает:

б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;

в) затраты родителей на содержание студентов.

17. Разберитесь в ситуации.

Профессор N — самый известный и наиболее высокооплачиваемый преподаватель в университете. Повременная оплата его труда в 2 раза выше, чем у коллег. Кроме этого, он быстро набирает тексты своих статей на компьютере, печатая со скоростью 300 знаков в минуту. Стоит ли ему нанимать секретаря, если лучший секретарь, которого он может нанять, печатает не более 200 знаков в минуту? Почему?

источник

1. Определите предметы труда:

а) инструменты, механизмы, машины, автоматы

б) рыба, нефть, газ

в) трубы, сосуды, бочки, цистерны

2. Определите средства труда:

д) инструменты, механизмы, машины, автоматы

3. Современные экономисты к факторам производства относят:

д) все вышеперечисленные факторы

4. К условиям возникновения товарного производства не относится:

а) общественное разделение труда

б) отделение скотоводства от земледелия

в) обособления производителей друг от друга

г) война за разделение территорий

д) возникновение частной собственности

5. Определите материальную потребность:

а) участие в городском субботнике

д) посещение филармонических концертов

6. Три основных фактора производства – это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:

а) воздух, ученые, автомобили

б) предпринимательская способность, деньги, рента

г) нефть, газопровод, ювелирные изделия

д) автомобили, нефть, станки

7. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?

8. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?

9. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?

10. Как Вы считаете, является ли производительной деятельностью поиск покупателями дефицитных продуктов (да, нет)?

11. Верны ли следующие утверждения:

а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет)

б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет)

в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет)

г) продукты питания являются ресурсами (да, нет)?

12. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления

г) отношения между рабочими в процессе производства определенного товара

д) отношения между людьми в процессе производства, распределения и потребления материальных благ

а) экономическая политика государства

г) производственные отношения

д) семейные и национальные отношения.

Тема 3. Основные типы и модели экономических

1. Классификация типов экономических систем.

3. Административно-командная система.

6. Модели экономических систем. Казахстанская модель экономики.

В экономической литературе встречаются различные классификации экономических систем. В предыдущей теме мы ознакомились с политэкономическим подходом изучения производственных отношений, а в данной теме рассматривается современный подход к экономической системе.

При изучении первого вопроса темы, прежде всего, обратите внимание на основные критерии классификации экономических систем. Выяснив, что различные страны мира в основном различаются по двум признакам: по форме собственности на средства производства и по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность, рассмотрите типы экономических систем.

Обратите внимание на то, что любая система базируется на двух фундаментальных экономических аксиомах: неограниченных потребностях и ограниченных ресурсах. При этом важно понять, что конечной целью производства является потребление, которое, в свою очередь, является стимулом развития производства.

Далее следует уяснить суть основных вопросов экономики. В любой системе в условиях ограниченности ресурсов возникает система выбора. Необходимо найти наиболее эффективный способ их использования, для чего требуется ответить на главные вопросы экономики: Что следует производить? Как эту продукцию следует производить? Сколько следует производить? Кто должен получить эту продукцию? Способна ли система адаптироваться к изменениям?

При этом важно понять, что в различных странах по-разному отвечают на главные вопросы экономики. Определяя эти отличия, используйте фактические данные разных стран, а также материалы по Республике Казахстан.

Второй вопрос посвящён анализу капиталистического способа производства, который рассматривается в работах представителей классической политической экономики Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса и др. Используя работы классиков политической экономики, продумайте, как в результате роста производительных сил и углубления общественного разделения труда развивалось товарное производство и товарное обращение, расширялась внешняя торговля. Здесь важно понять, что развитие товарного производства ведёт к разложению цехового строя в городе и дифференциации крестьян в деревне. Определите роль торгового и ростовщического капитала, который способствовал подрыву натурального хозяйства и усилению влияния рынка, что в дальнейшем привело к возникновению и развитию капиталистического производства.

Выявив основные свойства чистого капитализма, обратите внимание на такие характерные его черты, как частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, свободная конкуренция, а также на то, что частный интерес является главным мотивом поведения людей.

В заключение по данному вопросу определите положительные и отрицательные последствия свойств чистого капитализма.

При изучении третьего вопроса, прежде всего, необходимо рассмотреть суть административно-командной системы, вскрыть отличия этой системы от научного подхода к социализму, понять исторические условия и этапы становления административно-командной системы.

Далее рассмотрите характерные черты административно-командной системы, выявите общие закономерности и общие черты экономических законов «социализма» в бывших социалистических странах.

Важно уяснить отрицательные влияния государственной формы собственности на использование и достижения современной научно-технической революции, на способ соединения в процессе производства работников со средствами производства, на изменение социально-экономического содержания совокупного продукта общества и характер его распределения, обмена и потребления. При изучении этих вопросов используйте статистические данные по экономике бывших социалистических стран. Необходимо отметить, что государственная форма собственности на основные средства производства не изменила характер труда и не придала, как утверждала политическая экономия марксизма-ленинизма, ему такие черты, как свободный труд на себя и общественный, добровольный характер объединения для производства материальных благ и общность экономических интересов. Всё это позволит понять характер хозяйственного механизма административно-командной системы.

Подготовку четвертого вопроса следует начать с изучения положительных сторон чистого капитализма и административно-командной системы. Важно понять, что рыночная экономика находится как бы между чистым капитализмом и социализмом. Но смешанная экономика отличается как от чистого капитализма, так и от административно-командной системы.

Определив, какое важное значение в рыночной экономике имеет развитие производства, выясните, какие существуют социально-экономические отличия рыночной экономики от чистого капитализма. Обратите внимание на то, что особенностями рыночной экономики являются масштабы обособления, преобладающая форма собственности, методы регулирования экономики.

Читайте также:  Игра для детей полезные и вредные продукты для

Используя статистические материалы, обоснуйте преимущества рыночной экономики.

Пятый вопрос темы посвящён традиционной экономике. Здесь, прежде всего, обратите внимание на особенности экономики слаборазвитых стран, где господствуют традиции и обычаи.

Следует раскрыть характерные черты традиционной экономики. Продумайте, почему в традиционной экономике религиозные и культурные ценности первичны по сравнению с экономической деятельностью, технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены, огромную роль играет иностранный капитал, характерна многоукладность экономики, государство активно регулирует социально-экономическую жизнь общества.

О социально-экономическом положении слаборазвитых стран можно подготовить специальное сообщение для СРСП, используя статистические материалы.

При подготовке шестого вопроса темы выясните сущность и особенности экономических моделей. В связи с этим, важно понять характерные черты моделей ведущих стран мира. Изучение вопроса заканчивается подготовкой сообщения для СРСП.

Приступая к изучению казахстанской модели экономики, определите, к какому типу экономических систем относится экономика Казахстана. В связи с этим надо понять, что Казахстан имеет свою собственную историю и своё собственное будущее, поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую.

Выясните десять основных принципов третьего приоритета РК. Обратите внимание на его формулировку: «Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений». Используя фактические материалы по Республике Казахстан, покажите внутренние и внешние возможности Казахстана в решении социально-экономических задач.

3.3 Термины и понятия, которые необходимо усвоить

Типы экономических систем. Чистый капитализм. Административно-командная система. Рыночная экономика. Традиционная экономика. Модели экономических систем. Приоритетные цели Казахстана. Экономические принципы экономического роста. Внутренние и внешние возможности Казахстана.

3.4 Структурно-логические схемы и графики

Критерии классификации типов экономических систем
Типы экономических систем
Традиционная экономика
Чистый капитализм
Административно- командная экономика
Рыночная экономика
Форма собственности на средства производства
Способ организации и управления хозяйственной деятельностью

Традиционная экономика
Многоукладная экономика
Существование религиозных и культурных традиций
Технический прогресс и внедрение инноваций ограничены
Огромную роль в экономике играет иностранный капитал
Государство активно регулирует социально-экономическую жизнь общества
Государственная собственность на все средства производства
Централизованное планирование экономики
Административно-командная экономика
Непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра
Особенности хозяйственного механизма
Государство полностью контролирует производство и реализацию продукции
Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью административно-партийными методами
Развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей
Происходит полная монополизация производства и сбыта продукции
Чистый капитализм
Свобода предпринимательства и выбора
Среди форм собственности преобладает частная форма собственности
Частный интерес как главный мотив поведения
Свободная конкуренция
Свободное ценообразование
Вмешательство государства ограничено

Сочетание командной экономики с рыночной
Рыночная или смешанная экономика
Собственность многообразная
Сильное профсоюзное движение
Активная регулирующая и корректирующая роль государства
Основные вопросы экономики
Что производить?
Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данный период и в каком смысле?
Как производить?
При какой комбинации ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары?
Для кого производить? Кому предназначаются, как распределяются, кто будет покупать выбранные товары?
Сколько производить? В каком объёме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства?
Некоторые модели экономических систем
Американская модель Малый удельный вес государственной собственности и минимальная регулирующая роль государства
Всемирное поощрение предпринимательства (80% новых рабочих мест создаётся за счёт самого предпринимательства)
Резкая дифференциация на богатых и бедных
Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения
Высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики
Японская модель
Составление планов экономики
Незначительное различие в уровне заработной платы между главой формы и служащим
Социальная направленность модели
В целом характеризуется определённым отставанием уровня жизни населения от производительности труда
Немецкая модель Высокий уровень государственного воздействия на экономику
Прогнозирование основных макроэкономических показателей
Различие в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими незначительно
Шведская модель
Социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения
Государство активно вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены
Высокий удельный вес государственного сектора

Французская модель
Вмешательство государства в процесс накопления капитала
Высокая регулирующая роль государства
Значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства

Южнокорейская модель Регулирование экономической сферы направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта
Длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере
Широко используется планирование экономического развития
Китайская модель Осуществлён переход от модели центральной плановой экономики к модели социалистической плановой товарной экономики
Сочетание рыночных отношений с государственным планированием
В сельском хозяйстве осуществлён переход от народных коммун к системе семейного подряда
Оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путём отделения права собственности от права хозяйствования
Создание системы рынков
Миссия Казахстана Построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана с присущими ему национальным единством, социальной справедливостью, экономическим благосостоянием всего населения
Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений
Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана
Энергетические ресурсы
Инфраструктура, в особенности транспортная связь
Профессиональное государство
Основные принципы экономического роста
Ограниченное вмешательство государства в экономику при его активной роли
Использование лучшего международного опыта в области макроэкономических показателей
Оздоровление реального сектора экономики, рост экономики и сильная социальная политика, но в условиях жёстких фискальных и монетарных ограничений
Либерализация цен
Частная собственность на землю
Увеличение доли государства в процессе приватизации
Построение открытой экономики свободной торговли
Дальнейшая разработка энергетических и других природных ресурсов
Формулирование индустриальной технологической стратегии
Защита иностранных инвестиций
Долгосрочные приоритеты Казахстана

Национальная безопасность
Внутриполитическая стабильность, консолидация общества

Дата добавления: 2014-12-26 ; Просмотров: 1438 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Какие из сле­ду­ю­щих вы­ска­зы­ва­ний верны? За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Распашка скло­нов спо­соб­ству­ет за­мед­ле­нию эро­зии почв.

2) Основным ис­точ­ни­ком вы­бро­са пар­ни­ко­вых газов в ат­мо­сфе­ру яв­ля­ет­ся ра­бо­та атом­ных электростанций.

3) Посадки ку­стар­ни­ков на скло­нах спо­соб­ству­ют за­мед­ле­нию эро­зии почв.

4) Молевой сплав леса по рекам на­ру­ша­ет реч­ную фауну и флору.

5) Осушение болот в вер­хо­вьях рек при­во­дит к их об­ме­ле­нию и пересыханию.

1 — неверно, так как рас­паш­ка склонов вы­зы­ва­ет эрозию.

2 — неверно, пар­ни­ко­вые газы вы­де­ля­ют­ся при сго­ра­нии топлива. АЭС тут не при чем.

Какие из сле­ду­ю­щих вы­ска­зы­ва­ний верны? За­пи­ши­те в ответ цифры в порядке возрастания порядкового номера ответа, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Образование кис­лот­ных до­ждей свя­за­но с раз­ви­ти­ем атом­ной энергетики.

2) Посадки ку­стар­ни­ков на скло­нах спо­соб­ству­ют за­мед­ле­нию эро­зии почв.

3) Одним из на­блю­да­е­мых по­след­ствий гло­баль­ных из­ме­не­ний кли­ма­та яв­ля­ет­ся ин­тен­сив­ное та­я­ние ледников.

4) Осушение болот в вер­хо­вьях рек при­во­дит к их об­ме­ле­нию и пересыханию.

5) Молевой сплав леса по рекам на­ру­ша­ет реч­ную фауну и флору.

1 — неверно, так как кис­лот­ные дожди вы­зы­ва­ют­ся попавшими в ат­мо­сфе­ру кислотными остатками, ко­то­рые при со­еди­не­нии с водой ат­мо­сфе­ры образуют сла­бые кислоты. АЭС не дают таких выбросов.

Какие из сле­ду­ю­щих вы­ска­зы­ва­ний верны? За­пи­ши­те в ответ цифры в порядке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Рас­паш­ка кру­тых скло­нов зем­ле­дель­че­ской зоны Си­би­ри стала при­чи­ной раз­ви­тия эро­зии почв в этих районах.

2) В США кис­лот­ные дожди — одна из рас­про­стра­нен­ных при­чин пло­хих урожаев, ги­бе­ли сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур на огром­ных площадях.

3) В Ка­на­де со­зда­ние круп­ных во­до­хра­ни­лищ стало при­чи­ной из­ме­не­ния кли­ма­та при­ле­га­ю­щих к ним территорий.

4) Одной из важ­ных эко­ло­ги­че­ских про­блем Ав­стрии яв­ля­ет­ся про­бле­ма опустынивания.

5) Образование кис­лот­ных до­ждей свя­за­но с раз­ви­ти­ем атом­ной энергетики.

1) Рас­паш­ка кру­тых скло­нов зем­ле­дель­че­ской зоны Си­би­ри стала при­чи­ной раз­ви­тия эро­зии почв в этих районах — верно.

2) В США кис­лот­ные дожди — одна из рас­про­стра­нен­ных при­чин пло­хих урожаев, ги­бе­ли сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур на огром­ных площадях — верно.

3) В Ка­на­де со­зда­ние круп­ных во­до­хра­ни­лищ стало при­чи­ной из­ме­не­ния кли­ма­та при­ле­га­ю­щих к ним территорий — верно.

4) Одной из важ­ных эко­ло­ги­че­ских про­блем Ав­стрии яв­ля­ет­ся про­бле­ма опустынивания — неверно.

5) Образование кис­лот­ных до­ждей свя­за­но с раз­ви­ти­ем атом­ной энергетики — неверно.

Какие из сле­ду­ю­щих вы­ска­зы­ва­ний верны? За­пи­ши­те в ответ цифры в порядке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) На территориях, по­кры­тых дре­вес­ной или ку­стар­ни­ко­вой растительностью, вет­ро­вая эро­зия почв усиливается.

2) Основными ис­точ­ни­ка­ми вы­бро­са уг­ле­кис­ло­го газа в ат­мо­сфе­ру яв­ля­ют­ся производство, транспортировка, пе­ре­ра­бот­ка и по­треб­ле­ние ис­ко­па­е­мо­го топлива.

3) Посадки лесов могут оста­но­вить об­ме­ле­ние малых рек и спо­соб­ство­вать воз­рож­де­нию пе­ре­сох­ших водотоков.

4) Молевой сплав леса по рекам на­ру­ша­ет реч­ную фауну и флору.

5) Внесение удобрений в почву может быть причиной загрязнения реки.

1 — неверно, так как дре­вес­ная или ку­стар­ни­ко­вая рас­ти­тель­но­стью умень­ша­ет вет­ро­вую эро­зию почв.

Какие из сле­ду­ю­щих вы­ска­зы­ва­ний верны? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Одной из ос­нов­ных при­чин гло­баль­но­го по­теп­ле­ния кли­ма­та счи­та­ет­ся уве­ли­че­ние в ат­мо­сфе­ре ко­ли­че­ства азота.

2) Примером ра­ци­о­наль­но­го при­ро­до­поль­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся со­зда­ние тер­ри­ко­нов вб­ли­зи шахт.

3) Уплотненная почва ухуд­ша­ет усло­вия вод­но­ми­не­раль­но­го пи­та­ния дерева, что от­ра­жа­ет­ся на его росте.

4) Солнечная элек­тро­оэнер­ге­ти­ка — один из самых эко­ло­ги­че­ски чи­стых видов про­из­вод­ства электроэнергии.

5) Распашка склонов препятствует развитию водной эрозии почв.

1 — неверно, так как азот не от­но­сит­ся к пар­ни­ко­вым газам, вы­зы­ва­ю­щим потепление.

2 — тер­ри­ко­ны не яв­ля­ют­ся примером ра­ци­о­наль­но­го природопользования. Наоборот, для умень­ше­ния негативного вли­я­ние терриконов на при­род­ную среду тре­бу­ет­ся их рекультивация.

Какие из сле­ду­ю­щих вы­ска­зы­ва­ний верны? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Молевой сплав — наи­бо­лее эко­ло­гич­ный вид транс­пор­ти­ров­ки леса по рекам.

2) Использование тя­же­лой сель­ско­хо­зяй­ствен­ной тех­ни­ки при­во­дит к на­ру­ше­нию струк­ту­ры почв и сни­же­нию их плодородия.

3) Использование си­стем обо­рот­но­го во­до­снаб­же­ния при­во­дит к за­гряз­не­нию вод рек и озер.

4) Ветроэнергетика — один из самых эко­ло­ги­че­ски чи­стых видов про­из­вод­ства электроэнергии.

Читайте также:  Полезен ли спиннер для детей

5) Распашка склонов способствует развитию водной эрозии почв.

←1 — неверно, так как мо­ле­вой сплав (отдельными бревнами) при­во­дит к их затоплению, гни­е­нию утонувших бревен, умень­ше­нию вследствие этого кис­ло­ро­да в воде и ухуд­ше­нию условий для не­ре­ста рыб.

3 — неверно. Обо­рот­ное водоснабжение — при­мер рационального природопользования, когда вода еди­нож­ды берется из во­до­е­ма и очи­ща­ет­ся после ис­поль­зо­ва­ния в про­из­вод­ствен­ном цикле для мно­го­крат­но­го использования.

Остальные высказывания верны

Какие из пе­ре­чис­лен­ных при­род­ных ре­сур­сов от­но­сят­ся к ис­чер­па­е­мым невозобновимым? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Природные ре­сур­сы по сте­пе­ни ис­чер­па­е­мо­сти делят на ис­чер­па­е­мые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ре­сур­сы могут быть воз­об­но­ви­мы­ми (ресурсы рас­ти­тель­но­го и жи­вот­но­го мира, водные, почвенные) и не­воз­об­но­ви­мы­ми (полезные ископаемые). К не­ис­чер­па­е­мым или аль­тер­на­тив­ным ре­сур­сам от­но­сят­ся энер­гия ветра, сол­неч­ная радиация, энер­гия приливов, гео­тер­маль­ная энергия.

Какие из сле­ду­ю­щих вы­ска­зы­ва­ний верны? За­пи­ши­те в ответ цифры в порядке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Размещение во­до­ем­ких про­из­водств на бе­ре­гах рек спо­соб­ству­ет за­щи­те реч­ных вод от загрязнения.

2) Примером не­ра­ци­о­наль­но­го при­ро­до­поль­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся рас­паш­ка це­лин­ных земель.

3) Полное из­вле­че­ние ме­тал­лов из руд яв­ля­ет­ся важ­ным ас­пек­том ра­ци­о­наль­но­го природопользования.

4) Образование кис­лот­ных до­ждей свя­за­но с за­гряз­не­ни­ем воз­ду­ха пред­при­я­ти­я­ми цвет­ной металлургии.

5) Облесение оврагов и склонов является примером рационального природопользования

Из пред­ло­жен­ных ва­ри­ан­тов пер­вое и четвертое утвер­жде­ния не­вер­ны.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных при­род­ных ре­сур­сов от­но­сят­ся к ис­чер­па­е­мым возобновимым? За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Природные ре­сур­сы по сте­пе­ни ис­чер­па­е­мо­сти делят на ис­чер­па­е­мые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ре­сур­сы могут быть воз­об­но­ви­мы­ми (ресурсы рас­ти­тель­но­го и жи­вот­но­го мира, водные, почвенные) и не­воз­об­но­ви­мы­ми (полезные ископаемые). К не­ис­чер­па­е­мым или аль­тер­на­тив­ным ре­сур­сам от­но­сят­ся энер­гия ветра, сол­неч­ная радиация, энер­гия приливов, гео­тер­маль­ная энергия.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го яв­ля­ет­ся при­ме­ром ра­ци­о­наль­но­го природопользования? За­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми ука­за­ны при­ме­ры ра­ци­о­наль­но­го природопользования.

1) рекультивация зе­мель в ме­стах до­бы­чи по­лез­ных ископаемых

2) террасирование скло­нов при их сель­ско­хо­зяй­ствен­ном использовании

3) вырубка де­ре­вьев в вер­хо­вьях малых рек

4) использование си­стем обо­рот­но­го во­до­снаб­же­ния на про­мыш­лен­ных предприятиях

Нерациональным при­ро­до­поль­зо­ва­ни­ем в дан­ном слу­чае яв­ля­ет­ся вы­руб­ка лесов в вер­хо­вьях малых рек, что при­во­дит к сни­же­нию уров­ня под­зем­ных вод, об­ме­ле­нию реки.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го яв­ля­ет­ся при­ме­ром ра­ци­о­наль­но­го природопользования? За­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми ука­за­ны при­ме­ры ра­ци­о­наль­но­го природопользования.

1) создание тер­ри­ко­нов в ме­стах до­бы­чи по­лез­ных ископаемых

2) расчистка лесов от су­хо­стой­ных деревьев

3) создание лес­ных по­ле­за­щит­ных полос в степ­ной зоне

4) сжигание по­пут­но­го при­род­но­го газа при нефтедобыче

5) введение оборотного водоснабжения промышленных предприятий

Рациональное при­ро­до­поль­зо­ва­ние — такой тип вза­и­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства с окру­жа­ю­щей средой, при ко­то­ром об­ще­ство управ­ля­ет сво­и­ми от­но­ше­ни­я­ми с природой, пре­ду­пре­жда­ет не­же­ла­тель­ные по­след­ствия своей деятельности. При­ме­ром может слу­жить со­зда­ние куль­тур­ных ландшафтов; при­ме­не­ние технологий, поз­во­ля­ю­щих более полно пе­ре­ра­ба­ты­вать сырье; по­втор­ное ис­поль­зо­ва­ние от­хо­дов производства, охра­на видов жи­вот­ных и растений, со­зда­ние за­по­вед­ни­ков и т. п.

Нерациональное при­ро­до­поль­зо­ва­ние — тип вза­и­мо­от­но­ше­ния с природой, при ко­то­ром не учи­ты­ва­ют­ся тре­бо­ва­ния охра­ны окру­жа­ю­щей среды, ее улуч­ше­ния (потребительское от­но­ше­ние к природе). При­ме­ры та­ко­го от­но­ше­ния — это не­уме­рен­ный выпас скота, подсечно-огневое земледелие, ис­треб­ле­ние от­дель­ных видов рас­те­ний и животных, радиоактивное, теп­ло­вое за­гряз­не­ние среды. Также вред окру­жа­ю­щей среде на­но­сят сплав леса по рекам от­дель­ны­ми брев­на­ми (молевой сплав), осу­ше­ние болот в вер­хо­вьях рек, до­бы­ча по­лез­ных ис­ко­па­е­мых от­кры­тым сп­со­бом и т.п. При­род­ный газ в ка­че­стве сырья для ТЭС — более эко­ло­ги­че­ски чи­стое топливо, чем ка­мен­ный или бурый уголь.

источник

Существует множество природных месторождений важных для человека веществ. Это ресурсы, которые являются исчерпаемыми и которые следует беречь. Без их разработки и добычи многие стороны жизни людей были бы крайне затруднительными.

Полезные ископаемые и их свойства — это объект и предмет изучения геологии горного дела. Результаты, полученные ей, используются в дальнейшем для переработки и производства многих вещей.

Что вообще называют полезными ископаемыми? Это такие горные породы или минеральные структуры, которые имеют большое народно-хозяйственное значение и широко используются в промышленности.

Разнообразие их велико, поэтому свойства для каждого вида специфичны. Можно выделить несколько основных вариантов скоплений рассматриваемых веществ в природе:

Если же говорить об общем распространении ископаемых, то можно выделить:

Полезные ископаемые и их свойства зависят от конкретного вида сырья. Именно этим определяется и область их использования человеком, а также способ добычи и переработки.

Существует не одна классификация рассматриваемого сырья. Так, если в основу положены признаки агрегатного состояния, то выделяют такие разновидности.

  1. Полезное ископаемое твердое. Примеры: мрамор, соли, гранит, металлические руды, неметаллические.
  2. Жидкое — подземные минеральные воды и нефть.
  3. Газовое — природный газ, гелий.

Если же в основе подразделения на виды применение полезных ископаемых, тогда классификация принимает следующий вид.

  1. Горючие. Примеры: нефть, горючие сланцы, каменный уголь, метан и другие.
  2. Рудные или магматические. Примеры: все металлсодержащее рудное сырье, а также асбест и графит.
  3. Нерудные. Примеры: все сырье, не содержащее металлов (глина, песок, мел, гравий и прочие), а также различные соли.
  4. Камнесамоцветные. Примеры: драгоценные и полудрагоценные, а также поделочные камни (алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, яшма, халцедон, опал, сердолик и прочие).

По представленному разнообразию очевидно, что полезные ископаемые и их свойства — это целый мир, который исследуется огромным количеством специалистов геологов и горняков.

Различные минеральные ресурсы (полезные ископаемые) распространены по планете достаточно равномерно согласно геологическим особенностям. Ведь значительная часть из них образуется за счет платформенных подвижек и тектонических извержений. Можно назвать несколько основных континентов, которые наиболее богаты практически всеми видами сырья. Это:

Все страны, которые расположены на обозначенных территориях, широко используют полезные ископаемые и их свойства. В те же области, где своего сырья нет, проходят экспортные поставки.

Вообще, конечно, сложно определить общий план месторождений минеральных ресурсов. Ведь все зависит от конкретного вида сырья. Одними из самых дорогих являются драгоценные (содержащие благородные металлы) полезные ископаемые. Золото, например, есть везде, кроме Европы (из перечисленных выше континентов плюс Австралия). Оно ценится очень высоко, а его добыча — одно из самых распространенных явлений в горном деле.

Самой богатой на горючие ресурсы является Евразия. Горные полезные ископаемые (тальк, барит, каолин, известняки, кварциты, апатиты, соли) распространены практически повсеместно в большом количестве.

Для того чтобы минеральное сырье извлечь и подготовить для использования, применяются разные методы.

  1. Открытый путь. Необходимое сырье добывается прямо из карьеров. Со временем это приводит к образованию обширных оврагов, поэтому является не щадящим для природы.
  2. Шахтный способ — более правильный, но дорогостоящий.
  3. Фонтанный метод выкачивания нефти.
  4. Насосный способ.
  5. Геотехнологические методы обработки руды.

Разработка месторождений полезных ископаемых — это важный и необходимый процесс, однако приводящий к весьма плачевным последствиям. Ведь ресурсы исчерпаемы. Поэтому в последние годы особый упор делается не на больших объемах добычи минеральных ресурсов, а именно на их более правильном и рациональном использовании человеком.

К данной группе относятся самые важные и большие по объемам добычи полезные ископаемые. Руда — это такое образование минеральной природы, в котором содержится в большом количестве тот или иной нужный металл (другой компонент).

Места добычи и обработки такого сырья называются рудники. Классифицировать магматические породы можно на четыре группы:

Приведем примеры некоторых рудных минеральных ресурсов.

Есть среди рудных и особые полезные ископаемые. Золото, например. Его добыча была актуальна издревле, ведь оно всегда высоко ценилось людьми. Сегодня золото добывают и отмывают практически в каждой стране, на территории которой есть хотя бы небольшие его месторождения.

В природе золото встречается в виде самородных частиц. Самым крупным слитком стал найденный в Австралии весом почти в 70 кг пласт. Часто из-за выветривания месторождений и их размывов образуются россыпи в виде песчаных крупинок из этого драгоценного металла.

Из таких смесей его извлекают отмыванием и просеиванием. В целом, это не слишком распространенные и объемные по содержанию полезные ископаемые. Золото поэтому и называют драгоценным и благородным металлом.

Центрами по добыче данного рудного ископаемого являются:

К данной группе относятся такие минеральные ресурсы, как:

  • бурый уголь;
  • нефть;
  • газ (метан, гелий);
  • каменный уголь.

Применение полезных ископаемых такого рода — это топливо и сырье для получения различных химических соединений и веществ.

Уголь — это такое ископаемое, которое залегает на сравнительно небольшой глубине широкими пластами. Его количество ограничено в одном конкретном месторождении. Поэтому, исчерпав один бассейн, люди переходят на другой. В целом уголь содержит до 97% углерода в чистом виде. Сформировался он исторически, в результате отмирания и утрамбовывания растительных органических остатков. Процессы эти длились миллионы лет, поэтому сейчас запасов угля огромное количество по всей планете.

Нефть по-другому называют жидкое золото, что подчеркивает, насколько важным минеральным ресурсом она является. Ведь это основной источник высококачественного горючего топлива, а также различные ее составляющие — основа, сырье для химических синтезов. Лидерами по добыче нефти являются такие страны, как:

Природный газ, который представляет собой смесь газообразных углеводородов, это также важное промышленное топливо. Относится к самому дешевому сырью, поэтому особенно масштабно используется. Страны-лидеры по добыче — Россия и Саудовская Аравия.

К данной группе относятся такие минералы и горные породы, как:

Все разновидности можно объединить в несколько групп по области использования.

  1. Горно-химические минералы.
  2. Металлургическое сырье.
  3. Технические кристаллы.
  4. Строительные материалы.

К этой же группе часто относят и камнесамоцветные ископаемые. Области использования полезных ископаемых нерудной природы многогранны и обширны. Это сельское хозяйство (удобрения), строительство (материалы), стекловарение, ювелирное дело, техника, общехимическое производство, производство краски и так далее.

источник

ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (а. mineral production, mineral output, mineral reсоvery; н. Gewinnung von nutzbaren Воdenschatzen; ф. exploitation des mineraux ufiles; и. explotacion de minerales utiles) — процессы извлечения твёрдых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр Земли с помощью технических средств. Термин «добыча полезных ископаемых» используется также как экономическая категория и выражается в объёмных или весовых единицах измерения: применительно к природному газу — в м 3 , промышленным водам — в м 3 /сутки (йод, бром и другие компоненты — в тоннах), нефти, углю, рудам, нерудному сырью — в тоннах, драгоценным камням — в каратах, полудрагоценным камням, исландскому шпату, пьезокварцу, флюориту — в килограммах, нерудным строительным материалам (гранит, карбонатные породы, песок, гравий, глина, перлит и др.) — в м3, сырью для цемента, гипсу, флюсам, абразивным материалам, красковому сырью — в тоннах, облицовочному декоративному камню — в м 2 . Исчисление добытых полезных ископаемых ведётся в абсолютных цифрах полученного из месторождения полезных ископаемых с учётом потерь (т.н. товарный продукт) и в пересчёте на полезный компонент (металл или оксид). Последнее делает сопоставимыми данные по добыче конкретного полезного ископаемого из различных месторождений (т. е, учитывает % содержания ценного компонента в полезных ископаемых).

Читайте также:  Презентация для дошкольников вредные и полезные привычки

Добыча полезных ископаемых насчитывает многотысячелетнюю историю (см. горное дело). Процесс добычи полезных ископаемых состоит в извлечении ценного компонента в относительно чистом виде (например, нефть, природный газ, каменный уголь, каменная соль, драгоценные камни и др.) или в виде горной массы (например, руды металлов), которая в дальнейшем подвергается переработке.

На суше добыча полезных ископаемых ведётся шахтами, карьерами и буровыми скважинами; в морских акваториях — буровыми скважинами, драгами и специальными автономными подводными аппаратами, которые осуществляют сбор конкреций со дна.

Подавляющее число месторождений твёрдых полезных ископаемых разрабатывается с помощью шахт и карьеров, а также буровых скважин, путём искусственного перевода ряда твёрдых полезных ископаемых в подвижное (жидкое, газообразное) состояние (самородная сера, фосфаты, каменная соль, уголь и др.). На карьерах добывается около 90% бурых и 20% каменных углей, 70% руд металлов, 95% нерудных строительных материалов. Жидкие и газообразные полезные ископаемые (нефть, рассолы, подземные воды, природный газ) добываются с помощью буровых скважин, ряд нефтяных месторождений разрабатывается с помощью шахт, для выемки нефтенасыщенных песков («тяжёлых» нефтей) используют разработку открытым способом. На ряде месторождений применяется комбинация способов добычи (открытого и шахтного, шахтного и скважинного). Выбор способа добычи полезных ископаемых определяется главным образом горно-геологическими условиями залегания полезных ископаемых, экономическими расчётами.

Ежегодные объёмы добычи твёрдых полезных ископаемых в мире составляют около 20 млрд. т (в т.ч. неметаллических полезных ископаемых — 13 млрд. т), нефти — около 3 млрд. т, газообразных — 1,5 трлн. м 3 (1980). Масштабы добычи полезных ископаемых возрастают по мере развития промышленного производства, технического прогресса и роста народонаселения. Из всего количества полезных ископаемых, извлечённых из земных недр за всю историю человеческой цивилизации, преобладающий их объём добыт в 20 веке (1901-80), в т.ч. нефти 99,5%, угля 90%, железных руд 87%, медных руд свыше 80%, золота 70%. Рост добычи полезных ископаемых обеспечивается за счёт открытия новых месторождений, вовлечения в эксплуатацию месторождений глубокого залегания, разработки руд с низкими содержаниями полезного компонента. Важный резерв увеличения объёмов потребления промышленностью минеральных ресурсов — совершенствование технологий переработки полезных ископаемых, внедрения малоотходных и безотходных технологий с утилизацией всех компонентов добытой горной массы. Наибольшие объёмы добычи полезных ископаемых приходятся на машинные (в ряде случаев автоматизированные) системы, возрастает значение наиболее прогрессивных физико-химических и биологических методов, позволяющих избирательно извлекать металлы из месторождений непосредственно в массивах горных пород, без существенного нарушения их сплошности (например, бактериальное выщелачивание). Добыча полезных ископаемых — энергоёмкий процесс. Основные источники энергии — электрическое, жидкое топливо, взрывчатые вещества. Потребление энергии при открытой разработке полезных ископаемых в 10-30 раз меньше, чем при шахтной.

Добыча полезных ископаемых — важнейшая область человеческой деятельности, обеспечивающая постулат, развитие производительных сил общества. См. таблицу.

источник

Тема. Политическая карта мира

(выполнить задание по последней цифре студенческого билета)

1. Классификация стран по площади.

2. Классификация стран по численности населения.

3. Классификация стран по наличию выхода к морскому побережью.

4. Классификация стран по формам правления (охарактеризовать республиканскую форму правления).

5. Классификация стран по формам правления (охарактеризовать монархическую форму правления).

6. Классификация стран по формам государственного строя и режима.

7. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развитые страны, I группа.

8. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развитые страны, II группа.

9. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развитые страны, III группа.

10. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развитые страны, IV группа

1. Отметить на контурной карте крупнейшие страны мира.

2. Отметить на контурной карте страны мира с численностью населения свыше 100 млн. человек.

3. Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран мира, имеющих республиканскую форму правления.

4. Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран Европы, имеющих монархическую форму правления.

5. Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран Азии, имеющих монархическую форму правления.

6. Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран Европы, не имеющих выхода к морскому побережью.

7. Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран Азии, не имеющих выхода к морскому побережью.

8. Отметить на контурной карте не менее 5-ти стран Африки, не имеющих выхода к морскому побережью.

9. Отметить на контурной карте не менее 5 развитых стран мира.

10. Отметить на контурной карте не менее 5 развивающихся стран мира.

Тема. География населения мира(для всех)

1. Численность населения мира составляет:

2. Выделите страны с наименьшими показателями естественного прироста населения (2 варианта ответа):

3. Выделите регион, для которого характерны наивысшие показатели смертности населения:

4. Выделите страны, население которых составляет более 100 млн человек:

5. Выделите верное утверждение:

а. Занятость женщин в общественном производстве не оказывает влияния на общий уровень рождаемости

б. Первая фаза демографического перехода характеризуется высокой рождаемостью при резком сокращении смертности

в. Вторая фаза демографического перехода характеризуется очень высоким естественным приростом вследствие перехода от малодетной семьи к многодетной

6. Выделите страны с наибольшими показателями средней плотности населения (2 варианта ответа):

7. Выделите страну, столица которой является крупнейшим городом мира:

8. Выделите самую многонациональную страну в мире:

9. Выделите два крупнейших по численности народа мира (2 варианта ответа):

10. Выделите страны, где верующая часть населения исповедует преимущественно католицизм (2 варианта ответа):

11. .Выделите столицы стран, где верующая част населения исповедует преимущественно протестантизм (3 варианта ответа):

12.Выделите столицы стран, где верующая часть населения исповедует преимущественно православие:

е. Все вышеперечисленные варианты

13.Выделите исламские страны Азии (3 варианта ответа):

14.Определите понятие РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:

а. Процесс повышения роли городов в жизни общества, широкое распространение городского образа жизни и городской культуры.

б. Процесс распределения и перераспределения населения по определенной территории, в результате которого появляется сеть поселений.

в. Результат пространственного распределения населения, его «рисунок» на территории Земли на определенный период времени.

г. Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее продолжительное время.

Тема. География мировых природных ресурсов

1. Выделите верные утверждения (2 варианта ответа):

а. Отвалы в местах добычи полезных ископаемых являются примерами антропогенного воздействия на природу;

б. На территории крупных городов только жилые кварталы являются антропогенными ландшафтами, а парковые зоны и скверы – природными, не подвергшимися влиянию человека;

в. Наиболее загрязненными реками Азии являются Дунай, Рейн, Сена, Волга и Днепр;

г. Бедленды – это территории, на которых вследствие интенсивной человеческой деятельности уничтожены естественные почвенные покровы и сложившиеся биоценозы.

2. Выделите неверные утверждения (2 варианта ответа):

а. Подсечные ландшафты связаны с вырубкой лесов;

б. Пастбищные ландшафты сформировались в результате распашки территории;

в. Селитебные комплексы – это ландшафты населенных пунктов;

г. Техногенные ландшафты образовались в результате неумеренного выпаса скота.

3. Выделите верное утверждение. Кислотные дожди являются результатом загрязнения:

4. Выделите верные утверждения, характеризующие проблемы загрязнения литосферы:

а. Накопление углекислого газа приводит к увеличению «парникового эффекта»;

б. Загрязнение почвенного покрова происходит в результате накопления избыточных минеральных удобрений, ядохимикатов и органических соединений;

в. Сброс тепловых вод приводит к уменьшению концентрации кислорода и нарушению природного режима водоемов;

г. Мусорные свалки, занимающие обширные территории около городов, являются острейшей проблемой современности;

д. Верны все вышеперечисленные утверждения.

5. Выделите неисчерпаемые виды природных ресурсов (2 варианта ответа):

6 Выделите исчерпаемые и неисчерпаемые виды природных ресурсов (2 варианта ответа):

в. Гидроэнергетические ресурсы;

7. Выделите неметаллические полезные ископаемые:

8. Выделите топливные минеральные ресурсы:

9. Выделите страну, обладающую наибольшим запасом нефти:

10.Выделите страну, обладающую наибольшими запасами природного газа:

11.Выделите регион, обладающий, наибольшими по совокупности запасами ископаемого угля и железных руд:

12.Выделите группу стран, обладающих одновременно крупными запасами медных и полиметаллических руд:

а. Чехия, Германия, Нидерланды

б. Казахстан, Австралия, Канада

13.Выделите три страны Северного лесного пояса, обладающие большими запасами древесины (2 варианта ответа):

14.Выделите страну, обладающую наименьшим показателем обеспеченности пашней на душу населения, но при этом имеющую высокоразвитое лесное хозяйство:

15.Выделите регион, на долю которого в мире приходится наибольшая площадь пастбищ и лугов:

16.Выделите страну, обладающую наибольшими запасами полного речного стока:

17.Какие из перечисленных видов ресурсов характеризуются такими показателями, как территория, качество почв, климат, рельеф, растительность и т.д.

а. Почвенные (земельные) ресурсы

г. Гидроэнергетические ресурсы

18.Какие из перечисленных ресурсов представляют собой энергию движущейся воды?

а. Почвенные (земельные) ресурсы

г. Гидроэнергетические ресурсы

19.Какие из ресурсов включают в себя запасы древесины, продовольственные ресурсы (грибы, плоды, ягоды)?

источник

Источники:
  • http://studopedia.su/14_77632_potrebitelnoy-stoimosti-pri-nalichii-obshchestvenno-normalnih.html
  • http://geo-ege.sdamgia.ru/test?theme=154
  • http://fb.ru/article/181118/poleznyie-iskopaemyie-i-ih-svoystva-primenenie-poleznyih-iskopaemyih
  • http://www.mining-enc.ru/d/dobycha-poleznyx-iskopaemyx
  • http://megaobuchalka.ru/4/31669.html