Меню Рубрики

История о том как полезно говорить правду 3 класс

— объяснить, почему лгать плохо.

Рассмотреть виды лжи, причины возникновения желания лгать.

Учитель. Каждый из вас слышал и от родителей, и от учителей, что врать плохо. Но объясняли ли они вам, почему это делать нехорошо? Пытались ли с вами разобраться, почему люди начинают врать?

Честность — это одно из тех качеств, которые родители стремятся привить своему ребенку. Честность подразумевает доверие, а если человек врет, значит, не доверяет, поэтому сам факт лжи нас так расстраивает. Отношение людей к вранью может быть различное. Некоторые люди безразлично относятся к чужой лжи, а другие воспринимают ее очень болезненно. А как вы относитесь к тем людям, которые вам лгут?

Учитель. Давайте разберемся, что же приводит людей к вранью.

Учитель. Первая и главная причина, по которой люди врут, — это недоверие к другим. Почему так происходит? Для начала нужно вернуться в детство. Каждый из вас совершал какой-то проступок (разбивал любимый мамин бокал или ломал какую-то вещь). Признайтесь честно, что первое, что вы сказали, это были слова: «Это не я». Дети знают, что за этим должно следовать наказание от родителей. Поэтому они и стараются скрыть его. Родители слишком часто наказывают своих детей, поэтому они и боятся быть с ними откровенными. Чувство страха и недоверие к собственным родителям — вот, что побуждает детей впервые ко лжи.

Другой причиной является возможность самоутвердиться за счет выдуманных качеств. Часто многие люди немного приукрашивают собственные достоинства, когда рассказывают истории из своей жизни. В своих мечтах каждый видит себя идеальным человеком, но не всегда так бывает в реальной жизни. Многим хочется выдавать желаемое за действительное. Хорошо, если у человека есть цель, к которой он стремится, но ведь нужно идти к ней, а не просто быть голословным. Так что, если вы решили приукрасить себя какими-то качествами, то обязательно подумайте о том, не звучит ли это слишком уж надуманно.

Некоторые люди путают фантазии и ложь. Вспомните свое детство: наверняка, каждый из вас любил фантазировать. Вы придумывали своих героев, и они жили в ваших мечтах. Отличие фантазии от вранья заключается в том, что ложь — это осознанное действие человека, а фантазирование — это игра мышления на какую-то тему. Чаще всего в фантазийном мире смешаны 2 реальности: настоящая и вымышленная. Но чем старше человек становится, тем четче становится граница между двумя мирами. И уже к тому времени, когда пошли в школу, вы уже четко осознавали, что сказка, а что быль. Как вы считаете, хорошо или плохо фантазировать всю жизнь?

Способность фантазировать сохраняют на всю жизнь далеко не все люди. Многие так заняты собственными проблемами и неурядицами, что на такую вещь, как фантазия, у них нет просто времени. А люди, которым удалось сохранить способность фантазировать, обычно занимаются творческими профессиями: художники, музыканты, писатели. Их работа — создавать фантазийные иллюзии, и многие занимаются своим любимым делом всю жизнь.

Некоторые люди лгут постоянно. Одним они говорят одно, другим — другое, а затем путаются, кому и что они сказали. Таких людей очень жалко, поскольку их поведение говорит о том, что у них накопилось много проблем. И это не только их личные проблемы. Это и проблемы дома, с друзьями, в школе. Когда все вместе сваливается на человека, то единственный выход, который он находит, — это ложь. Если вы замечаете, что слышите от своего друга каждый раз новые нелепые истории, как вы поступите?

Учитель. Попробуйте с ним просто поговорить «по душам». Скорее всего он расскажет вам, что его беспокоит. Когда он выговорится, ему станет легче. А если вы еще предложите ему дружескую помощь, то он от нее не откажется.

Если человеку будет хватать внимания, ласки и любви, то он не будет нуждаться в каких-то дополнительных мотивах, чтобы на него обратили внимание. Измените отношение к тому человеку, от которого вы постоянно слышите лживые разговоры. Только помните, что за один день ситуацию не исправишь, ведь и проблема выросла не за минуту.

Стремление быть первым и лучшим сейчас характерно для каждого человека. Сама победа намного важнее той сферы, где она получена (учеба, спорт, дружба). Очень хорошо, когда человек пытается найти свою нишу и добиться успехов в ней, но иногда одной бывает недостаточно. Поэтому стремление покорить нескольких вершин и приводит к тому, что люди начинают лгать.

Выделяют несколько разновидностей лжи:

Иногда очень сложно отличить искажение правды от умолчания. Например, вы пригласили домой друзей во время отсутствия ваших родителей, а когда они вернулись, то просто не рассказали им о гостях. Это умолчание. Вы скроете правду, потому что боитесь, что ваши родители узнают правду. И не хотите рассказывать, поскольку сбор гостей в отсутствие родителей — недопустимое поведение.

Другой случай — вы случайно разбили любимую мамину вазу, а потом сказали, что не трогали ее — это искажение правды. В этом случае вы лжете, поскольку знаете, что это любимая мамина вещь и боитесь наказания за то, что разбили ее. Вам еще и не по себе из-за того, что случилось это случайно.

В зависимости от того, какой вид лжи используется человеком, мы реагируем более или менее болезненно, но в любом случае она нас огорчает, а мнение о том человеке, который соврал, портится. Мы бы, может, и простили бы его и поняли, если бы знали мотив, из-за которого он лжет. Как вы считаете, что может двигать человеком, который намеренно лжет?

Учитель. Обычно человеком движет не одна какая-то причина, а целый «букет»: страх, недоверие, защита друзей. А пока мы этого не знаем, считаем человека простым лжецом, который упал в наших глазах.

Учитель. Довольно часто люди идут на обман только из-за того, что боятся разочаровать своих родственников и друзей. Но ведь ложь — это самое большое разочарование. Все окружающие создают давление на человека, требуют, пускай и негласно, выполнения каких-то правил. Например, многие родители считают, что их дети должны учиться только на хорошие оценки. Но иногда, особенно после болезни, успеваемость падает. Как быть школьнику, который не хочет огорчать родителей? Поэтому и приходится выбирать единственный выход — ложь. А как, по- вашему, избежать лжи в этой ситуации?

Учитель. Родители должны понимать, что втянуться в учебный процесс после болезни очень трудно. Не удивительно, что оценки становятся чуточку ниже. В этом нет ничего страшного. Всего через пару недель вы уже сможете догнать по успеваемости своих одноклассников. Поэтому нужно просто объяснить это вашим родителям. Но иногда ложь бывает слишком открытая. Родителей очень сильно обижает ложь, особенно если она явная. Если вы утверждаете, что не ели шоколадку, а следы на вашем лице говорят об обратном, то реакция родителей очевидна. Тут уж ничего не поделаешь.

Учитель. Иногда люди используют ложь в корыстных целях. Например, можно заметить, что иногда ложь бывает очень выгодной. Это, конечно, ничуть не красит человека, но он, усвоив плюсы, продолжает врать. У каждого человека свои идеалы. Иногда ваши идеалы не совпадают с ценностями ваших родителей. И из-за этого у вас могут возникать споры. Есть что-то, что вам нравится, а им нет. Как же здесь определиться: кто прав, а кто нет? В вашем возрасте нужно не только учитывать мнение родителей, но и соглашаться с ним, только если вы действительно так считаете. Можно уступать родителям, но при этом сохранять свое мнение или же говорить им в лицо, что согласны с ними, а на самом деле продолжать все делать по-своему. А так как родители это не узнают, то еще и наградят вас чем-нибудь за то, что вы «одумались». В этом случае ложь — это способ манипулировать человеком, соглашаясь с ним. Чтобы таких случаев не было, нужно быть готовым выслушать человека и понять его. Любое мнение нужно уважать, пусть даже оно не совпадает с вашим собственным.

Учитель. Часто за ложью скрывается достижение каких-то благородных целей. Про такую ложь говорят «ложь во спасение». Например, вы знаете, что должны выучить на завтра новые слова по иностранному языку, а друг зовет вас гулять. Вам проще соврать, чем сказать, что вы учите домашнее задание. Такую ложь называют «героической».

Существует также «партийная» ложь. Она характерна для определенных группировок, которые живут по принципу «правда только для своих». Если к ним обратится посторонний человек, то они никогда не будут разговаривать честно.

«Эгоистическая» ложь — самая распространенная. Человек врет для того, чтобы выгородить себя. Он может подставить всех своих знакомых, но сам попытается «выйти сухим из воды».

«Фантастическая» ложь проявляется чаще всего в играх, когда перед человеком стоит определенная цель — что-то выдумать. Это самая безобидная ложь, поскольку все заведомо знают, что это неправда.

«Патологическая» ложь проявляется в желании обманывать других людей постоянно. Не важно, будет ли это маленьких розыгрыш или же большой обман, — это уже болезнь, которую нужно лечить.

Учитель. Врать и обманывать мы умеем все, а вы когда-нибудь задумывались над тем, кто учит человека лгать. Ведь даже, если в семье все говорят исключительно правду, это вовсе не дает гарантии, что ребенок не будет лгать. Как вы считаете, кто же виновник нашей тяги к лжи?

Учитель. Мы уже говорили, что это закладывается еще в детстве, когда мы живем фактически в двух мирах: фантазийном и реальном. Но и сами родители подливают масла в огонь, когда заменяют одни предметы на другие (дорогое на более дешевое). С возрастом способов обмануть становится все больше. Но вам нужно задуматься: зачем это вам? Если вы будете проявлять уважение к другим, считаться с их мнением, то вы не позволите себе лживых высказываний в их адрес. Если вы знаете, что вы что-то сделали не так, то обязательно признаетесь в этом. Ложь все равно когда-нибудь станет явной, и лучше, если правду узнают от вас самих, а не от посторонних людей. Так вы по крайне мере будете честны не только перед другими, но и перед самим собой.

Подведение итогов

Учитель. Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

источник

классного часа «Правда и ложь»

Классный час «Правда и ложь» знакомит учащихся с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствует навыки культуры общения через речевые упражнения, поговорки, пословицы. Воспитывает такие нравственные качества, как «честность», «справедливость».

Классный час «Правда и ложь».

Участники: учащиеся начальной школы и классный руководитель.

1) выявить представления детей о том, что такое «правда» и «ложь»;

2) содействовать совершенствованию навыков культуры общения через речевые упражнения, поговорки, пословицы;

3) способствовать формированию таких нравственных качеств, как «честность», «справедливость»;

4) убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.

1) Дети пишут сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь».

2) Заполняются анкеты для учащихся.

1) плакаты с пословицами «Красива ложь, да от правды не уйдёшь», «Правда в огне не горит и в воде не тонет», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»;

2) карточки со словами: правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия.

Вступительное слово классного руководителя:

Начинаем наш классный час. Сегодня мы поговорим о правде и лжи. Послушайте сказку. (Учитель читает сказку «Правда и Ложь»).

— Какой вы представляете себе Правду и какой Ложь? (Дети рисуют словесный портрет).

3. Обсуждение понятий «правда», «ложь».

— Как вы понимаете значение слова «ложь»? (Намеренное искажение истины).

— Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?

— На доске таблички со словами. Прочитайте. (Правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия).

-Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»?

— Какими близкими по значению словами можно заменить слово «ложь»?

— Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»? -Нет. Фантазия – это продукт воображения, мечта).

Чтение стихотворения Н.В.Лободиной «Эх!»

— А теперь посмотрим, как вы ответили на вопросы анкеты?

1) Что, значит, быть честным? (Никого никогда не обманывать, говорить только правду. Значит, не лгать и не врать).

2) Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь? (Если не сказать правду, то будет стыдно. Правду, так как ложь бывает сладкая, но всегда наказуема. Правду, потому что она всего сильней).

3) Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? (Лиса, Баба Яга и др.).

4) Как в сказках называется ложь и какое наказание следует, если говорить неправду? (К.Коллоди «Приключения Пиноккио» — растёт нос; Н.Носов «Приключения Незнайки …»- мальчики превращались в ослов).

5. Ситуации из школьной жизни.

— Поговорим о ситуациях из школьной жизни.

— гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?

— А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

6.Чтение домашних сочинений — миниатюр.

Дети читают сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь».

7. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже».

— Почему отец сказал такие слова?

— Как бы вы поступили на месте мальчика?

8. Обсуждение, анализ пословиц.

1.Дети читают и обсуждают пословицы о правде и лжи, которые написаны на плакатах.

2.- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?

9. Чтение рассказа В.Осеевой «Что легче».

— Какая пословица подходит к этому рассказу? («Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»).

10. Чтение рассказа В.Осеевой «Ябеда».

— Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого – то ученика, называют «ябедой». И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда».

Учитель читает рассказ «Ябеда».

— А вы как считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой? Как вы бы поступили на месте Саши, который разбил горшок? Почему?

— Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому?

— Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: что говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной.

Ученик читает стихотворение.

Чтоб только с правдой рядом,

Каждому ученику предлагается выразить свои чувства и мысли

по поводу состоявшегося разговора, употребив только одно предложение.

1.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.:Просвещение,1990

2.С.И.Ожегов «Словарь русского языка», изд-во «Русский язык», Москва,

3.Журнал «Начальная школа» №10,2000

4.И.В. Персидская. Классные часы в 1 – 4 классах, издательство – «Учитель»,Волгоград, 2007

источник

Классный час формирует у учащихся нравственные понятия «правда», «ложь», совершествует навыки общения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа № 1

Завьяловского района» Алтайского края

Составила: Сивер Александра Ивановна

учитель начальных классов

Цель : создать условие для формирования нравственных понятий «правда» и «ложь»;

совершенствовать навыки культурного общения;

Подбор и оформление пословиц, поговорок по теме ( 3 ученика – индивидуальное задание) , 2 человека с Толковым словарём : значение слов «Правда», «Ложь»

1. Проблемная ситуация. Чтение сказки.

За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую — Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь — хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.

Читайте также:  Полезна ли клюква для печени

Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей — хоть бы что, знай себе врет , да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами, и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от нее тогда избавиться.

2. Осмысление темы разговора

-О чем мы будем вести разговор? Согласны ли вы , что человек, а значит и мы,

должны дружить только с правдой?

У кого есть другое мнение?

-Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь?

— Приходилось ли тебе лгать ради пользы?

Результаты наших анкет показали, что вы иногда прибегаете ко лжи, которая по вашему мнению, может и не навредить человеку. Давайте разберёмся в истине .

— Какой вы представляете себе Правду и Ложь? Давайте предоставим слово ребятам, которые нам расскажут о лексическом значении этих слов.

Подбор слов-синонимов к словам «правда» и «ложь»( истина, честность, неправда, вранье, обман)

Предлагаю поразмыслить над ситуацией

Чтение христианского рассказа «Конфета»

Наташа дружила с Михаилом. Однажды Мина пригласил Наташу в гости и тут началась

Миша ушёл на кухню за соком. Наташа огляделась и увидела на столике шоколадного

«Я просто посмотрю», — подумала она и взяла конфету

«Какая красивая, вкусная , наверное…, ну, я только ушки откушу, никто не заметит!»-

Подумала девочка и откусила уши зайчика.

«Нет… заметно, что он надкусанный…лучше я его доем!» -решила Наташа и съела зайчонка.

— Наташ, ты не видела тут…на столе…шоколадного зайчика?

— Нет, Миш, не видела…- ответила девочка. Михаил опустил голову.

Прошло примерно полчаса. «Врать плохо», — подумала Наташа и подошла к Мише.

— Миш, это я. я съела твоего шоколадного зайчонка.

— Тот зайчонок был для тебя! Наташа повеселела и решила больше не брать чужого

Предлагаю поразмыслить над ситуациями школьной жизни

Не выполнил домашнее задание

— Ученики нашего класса Алина, Олег и Соня подобрали пословицы о правде и лжи.

Давайте предоставим им слово.

Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого-то ученика, называют «ябедой». И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда».

Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно, что горшок разбит.

Начался урок. Учительница и ребята ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.

— Кто разбил горшок? – спросила учительница?

Все молчали. Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася сказал

— _Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.

Кто-то из ребят сказал тихо : «ЯБЕДА…»

— А как вы считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой? Как бы вы поступили на месте Саши? Какому человеку легче жить : правдивому или лживому?

О чём был наш разговор? Правда и ложь ходят рядом. Очень важно, чтобы вы поняли одну истину: говорить правду нужно не боясь, а ЛОЖЬ обходить стороной.

Классный час формирует у детей нравственные качества — честность и справедливость.

Классный час, посвященный понятиям «правда» и «ложь».

Цель классного часа :формировать нравственные качества – честность, справедливость, выяснить, что обозначает понятие «обман», его морально-этические стороны, каковы могут быть его последствия.

На классном часе «Правда и ложь» дети вместе с Лунтиком отправились в страну «Познай — ка » , чтобы разобраться с понятиями — правда и ложь. С помощью стихотворений, рассказов, пословиц они выясняли з.

Классный час «Правда и ложь».

Конспект классного часа «Правда и ложь в сказках и в жизни», 4 класс.

источник

классного часа «Правда и ложь»

Классный час «Правда и ложь» знакомит учащихся с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствует навыки культуры общения через речевые упражнения, поговорки, пословицы. Воспитывает такие нравственные качества, как «честность», «справедливость».

Классный час «Правда и ложь».

Участники: учащиеся начальной школы и классный руководитель.

1) выявить представления детей о том, что такое «правда» и «ложь»;

2) содействовать совершенствованию навыков культуры общения через речевые упражнения, поговорки, пословицы;

3) способствовать формированию таких нравственных качеств, как «честность», «справедливость»;

4) убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.

1) Дети пишут сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь».

2) Заполняются анкеты для учащихся.

1) плакаты с пословицами «Красива ложь, да от правды не уйдёшь», «Правда в огне не горит и в воде не тонет», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»;

2) карточки со словами: правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия.

Вступительное слово классного руководителя:

— Начинаем наш классный час. Сегодня мы поговорим о правде и лжи. Послушайте сказку. (Учитель читает сказку «Правда и Ложь»).

— Какой вы представляете себе Правду и какой Ложь? (Дети рисуют словесный портрет).

3. Обсуждение понятий «правда», «ложь».

— Как вы понимаете значение слова «ложь»? (Намеренное искажение истины).

— Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?

— На доске таблички со словами. Прочитайте. (Правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия).

-Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»?

— Какими близкими по значению словами можно заменить слово «ложь»?

— Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»? -Нет. Фантазия – это продукт воображения, мечта).

Чтение стихотворения Н.В.Лободиной «Эх!»

— А теперь посмотрим, как вы ответили на вопросы анкеты?

1) Что, значит, быть честным? (Никого никогда не обманывать, говорить только правду. Значит, не лгать и не врать).

2) Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь? (Если не сказать правду, то будет стыдно. Правду, так как ложь бывает сладкая, но всегда наказуема. Правду, потому что она всего сильней).

3) Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? (Лиса, Баба Яга и др.).

4) Как в сказках называется ложь и какое наказание следует, если говорить неправду? (К.Коллоди «Приключения Пиноккио» — растёт нос; Н.Носов «Приключения Незнайки …»- мальчики превращались в ослов).

5. Ситуации из школьной жизни.

— Поговорим о ситуациях из школьной жизни.

— гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?

— А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

6.Чтение домашних сочинений — миниатюр.

Дети читают сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь».

7. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже».

— Почему отец сказал такие слова?

— Как бы вы поступили на месте мальчика?

8. Обсуждение, анализ пословиц.

1.Дети читают и обсуждают пословицы о правде и лжи, которые написаны на плакатах.

2.- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?

9. Чтение рассказа В.Осеевой «Что легче».

— Какая пословица подходит к этому рассказу? («Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»).

10. Чтение рассказа В.Осеевой «Ябеда».

— Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого – то ученика, называют «ябедой». И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда».

Учитель читает рассказ «Ябеда».

— А вы как считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой? Как вы бы поступили на месте Саши, который разбил горшок? Почему?

— Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому?

— Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: что говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной.

Ученик читает стихотворение.

Чтоб только с правдой рядом,

Каждому ученику предлагается выразить свои чувства и мысли

по поводу состоявшегося разговора, употребив только одно предложение.

1.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.:Просвещение,1990

2.С.И.Ожегов «Словарь русского языка», изд-во «Русский язык», Москва,

3.Журнал «Начальная школа» №10,2000

4.И.В. Персидская. Классные часы в 1 – 4 классах, издательство – «Учитель»,Волгоград, 2007

источник

« ЧЕРНЯХОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ »

МАОУ «СВОБОДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Правда или ложь — какие они?»

учитель начальных классов,

Цель: Создать условия для формирования у учащихся таких нравственных качеств как честность и справедливость.

-Уточнить понятия «правда» и «лож»;

-Рассмотреть причины желания лгать;

-Составить правила честного человека

Оборудование: презентация, карточки для учеников для раскрытия понятий правда, ложь , карточки с высказываниями, 2 конверта, пословицы (карточки для работы на доске), рассказ В. Осеевой «Что легче всего?».

— Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.

— Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сегодня быть открытыми и честными.

— Послушайте строчки стихотворения и скажите о чем будет наш разговор?

— Тема нашего разговора «Почему мы порой говорим неправду?»

-(изображение развилки дороги стрелка-правда, стрелка-ложь)

— Почему, оказавшись у этой развилки дорог, люди порой сомневаются какой путь выбрать? (не понимают что такое правда(ложь), не знают что из этого хорошо(плохо), не знают куда их может привести та или иная дорога.

-Как вы думаете, что мы сегодня в ходе нашего занятия попробуем выяснить?(Какой путь лучше)

3. Раскрытие темы. Работа с понятиями.

Попробуем дать определение этим понятиям «ПРАВДА» и «ЛОЖЬ».

— Обсудите и выберите из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.

Работа в парах (слова на карточках)

(Если не все, открыть определения из словарей.Или проверить по словарю)

— В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:

Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

— Людям бывает трудно отличить ложь от правды. А вы это умеете делать.

Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».

* Если дома становиться скучно, мы идем гулять.

* Ложь может приносить вред окружающим.

-В игре вы ни разу не ошиблись. Но в жизни все сложнее и нужно быть очень внимательными, чтобы отличить ложь от правды.

4. Раскрытие темы. Работа с понятиями.

— Слышали ли вы от родителей, от воспитателей, от учителей, что лгать плохо?

-Люди знают, что лгать плохо, но все же иногда лгут.

Давайте попытаемся с вами разобраться, почему люди начинают лгать?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

— Нет, — говорит, — в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

— Почему первые два мальчика решили сказать неправду родителям? (Они боялись, им было страшно)

— А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

— Что вы испытывали, после того как сказали неправду? А становилось ли после этого вам легче, исчезали ли страх, боязнь?

— А чего боятся люди, которые сказали неправду? (боятся, что обман раскроется).

— Прочитайте, что случилось с первыми двумя мальчиками, когда они пришли домой? (Их обман был раскрыт, а родители рассердились вдвойне).

— Что чувствуют люди, которых они обманули?

— Что при этом чувствовали сами мальчики?

-Что чувствует человек, оказавшись в такой же ситуации как эти мальчики? (Ему стыдно)

— Как решил поступить третий мальчик? Пришлось ли ему краснеть и стыдится за свой поступок?

-Получается, что легче? (Сказать правду)

-О правде и лжи сложено много пословиц.

«Правда в огне не горит и в воде не тонет»,

«Лучше горькая правда , чем сладкая ложь».

«Красива ложь , да от правды не уйдёшь.»

«Один раз обманул, другой не поверят»

— Какая пословица подходит к рассказу В.Осеевой.

-А может ли неправда, сказанная человеком, навредить ему самому? (Раз солжёшь, другой не поверят.)(Басня «Лгун» Л.Н. Толстого»)(человеку не верят, с ним не хотят общаться)

СОСТАВИТЬ ПРАВИЛА ЧЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА .

Впиши данные слова вместо пропусков

(не обещай, сделай , признайся, честно, объясни почему)

— Как нужно вести себя, чтобы заслужить репутацию честного человека? (ПРОВЕРКА)

— Чтобы вас считали честным человеком, что вы для этого делаете?

Я хочу быть честным человеком, поэтому я…..

( Ответы детей:не буду обманывать, буду говорить правду, не буду обещать если знаю, что не смогу выполнить обещанное, не буду обманывать даже в шутку….)

— Я надеюсь, что вы всегда будете поступать именно так, и это поможет вам быть честными людьми.

Что мы хотели выяснить сегодня на занятии?

-Закончить наше занятие я хотела бы стихотворными строчками:

Не будем лгать, а будем, лишь

— Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов. (Подарок книга В Осеевой)

Впиши данные слова вместо пропусков, чтобы получилось правило.

(не обещай, сделай , признайся, честно, объясни почему)

Не уверен – ___________________________________________________

Не можешь сказать правду – _____________________________________

Поступай только __________________________________________________

Впиши данные слова вместо пропусков, чтобы получилось правило.

(не обещай, сделай , признайся, честно, объясни почему)

Не уверен – ___________________________________________________

Не можешь сказать правду – _____________________________________

Поступай только ________________________________________________

Впиши данные слова вместо пропусков, чтобы получилось правило.

(не обещай, сделай , признайся, честно, объясни почему)

Не уверен – ___________________________________________________

Не можешь сказать правду – _____________________________________

Поступай только _______________________________________________

источник

1. Определить понятия словам – правда, ложь.

2. Формировать нравственные качества обучающихся – честность, справедливость.

3. Воспитывать положительные человеческие качества.

Оборудование: слайды: «Правда свет разума», « Правда в воде не тонет и в огне не горит», «Правда-это общая совесть людей»; слайд с изображением богини Фемиды и бога Гермеса, одежда для ведущих( Фемида и Гермес); весы с двумя чашами, грецкие орехи (орехи правды); заранее написанные на уроке литературы сочинения на заданную тему, класс разделен на две команды, соответсвенно стоят парты, жюри.

Ход мероприятия

Тема нашего сегодняшнего разговора: « Правда и ложь».

Важен ли этот разговор для каждого из нас? Почему важно говорить о правде и лжи? Всегда ли следует быть честными? Попробуем сформулировать правила честного поведения.

Давайте подберем антонимы к слову «правдивость» .

Дети: ложь, вранье, клевета, обман, притворство, выдумка, фантазия.

Дети: искренность, честность, открытость, откровенность.

А теперь, на основе сказанного сформулируйте определение словам «правда» и «ложь».

Дети: Правда – это то, что соответствует действительности, истина, правота, уверенность.

Ложь – намеренное искажение действительности.

Сегодня нам помогут вести беседу о правде и лжи богиня правосудия –Фемида и Гермес – бог интеллекта, ловкости, обмана, воровства и красноречия. Они будут задавать вам вопросы, проведут конкурсы, не стесняйтесь высказывать свое мнение, будьте внимательными и активными, призы команде-победителю и самым активным.

1. Есть правда мудрая, седая,

Мой друг, ты прожил жизнь свою,

А ложь и ловкость, как известно,

Читайте также:  Слива желтая чем полезна

Незрима пусть твоя награда,

Спокойным и открытым вглядом

Всегда смотреть в глаза людей.

2.Зажигая лучину на Руси говорили: «Святой огонешек, дайся нам!». Символ чистоты душевной-огонь- не терпитничего нечистого. По мнению древних славян, правда на земле (правое дело) имеет естество огня. Огненным, искренним должно быть и ее выражение. Не случайно до сих пор в русском языке «искренностью» («искрой») называют правдивое проявление душевного движения, порыва, а «искренним» — человека, чьи речи и поступки дают образ подлинной сущности и подлинной жизни его души.

Учащийся: Что такое искренность?

Открытость жаждущей доверия души.

Это чувства и рассудка слитость,

Встретясь с нею – распознаешь быстро:

Так она бесхитросна, проста…

Искренность – негаснущая искра

Сильного и доброго костра.

1. «Правда в воде не тонет и в огне не горит» — говорит русская пословица. Правда сама есть огонь палящий и неиссякаемый родник подлинной жизни. Ребята, а вы знаете пословицы о правде? Конкурс, какая команда знает больше пословиц. (Можно заранее детям дать задание выучить пословицы).

2. «Своей природе верен будь! – воскликнул Шекспир. – Не лги, говори, что ты думаешь и чувствуешь». В этом заключается основной принцип честности, но часто люди нарушают его.

1. Понимают ли люди, что врать нехорошо? С какой целью они говорят неправду?

Рассуждения детей: из лучших намерений, чтобы не огорчить родителей;

из трусости, опасаясь последствий;

из корыстных расчетов, стремясь что-то выгадать для себя;

по легкомыслию, нечаянно, не задумываясь, для чего они это делают.

2. По определению психологов, в анкетах при устройстве на работу, в разных тестах при социальном опросе 80% всех ответов полная или частичная неправда. Почему, как вы думаете?

Полную информацию смотрите в файле.

Учитель: Володина Марина Александровна

Классный час на тему: «Правда и ложь».

Классный час на тему: «Правда и ложь».

Определить понятия словам – правда, ложь.

Формировать нравственные качества обучающихся – честность, справедливость.

Воспитывать положительные человеческие качества.

Оборудование: слайды: «Правда свет разума», « Правда в воде не тонет и в огне не горит», «Правда-это общая совесть людей»; слайд с изображением богини Фемиды и бога Гермеса, одежда для ведущих( Фемида и Гермес); весы с двумя чашами, грецкие орехи (орехи правды); заранее написанные на уроке литературы сочинения на заданную тему, класс разделен на две команды, соответсвенно стоят парты, жюри.

Тема нашего сегодняшнего разговора: « Правда и ложь».

Важен ли этот разговор для каждого из нас? Почему важно говорить о правде и лжи? Всегда ли следует быть честными? Попробуем сформулировать правила чесного поведения.

Давайте подберем антонимы к слову «правдивость» .

Дети: ложь, вранье, клевета, обман, притворство,выдумка, фантазия.

А теперь, на основе сказанного сформулируйте определение словам «правда» и «ложь».

Дети: Правда – это то, что соответствует действительности, истина,правота,уверенность.

Ложь – намеренное искажение действительности.

Сегодня нам помогут вести беседу о правде и лжи богиня правосудия –Фемида и Гермес – бог интеллекта, ловкости, обмана, воровства и красноречия. Они будут задавать вам вопросы,проведут конкурсы,не стесняйтесь высказывать свое мнение,будьте внимательными и активными, призы команде-победителю и самым активным.

Мой друг, ты прожил жизнь свою,

А ложь и ловкость, как известно,

Незрима пусть твоя награда,

Спокойным и открытым вглядом

Всегда смотреть в глаза людей.

2.Зажигая лучину на Руси говорили: «Святой огонешек, дайся нам!». Символ чистоты душевной-огонь- не терпитничего нечистого. По мнению древних славян, правда на земле (правое дело) имеет естество огня. Огненным, искренним должно быть и ее выражение. Не случайно до сих пор в русском языке «искренностью» («искрой») называют правдивое проявление душевного движения,порыва, а «искренним» — человека,чьи речи и поступки дают образ подлинной сущности и подлинной жизни его души.

Учащийся: Что такое искренность?

Открытость жаждущей доверия души.

Это чувства и рассудка слитость,

Встретясь с нею – распознаешь быстро:

Так она бесхитросна, проста…

Искренность – негаснущая искра

Сильного и доброго костра.

«Правда в воде не тонет и в огне не горит» — говорит русская пословица. Правда сама есть огонь палящий и неиссякаемый родник подлинной жизни. Ребята,а вы знаете пословицы о правде? Конкурс, какая команда знает больше пословиц. (Можно заранее детям дать задание выучить пословицы).

«Своей природе верен будь! – воскликнул Шекспир. – Не лги, говори, что ты думаешь и чувствуешь». В этом заключается основной принцип честности, но часто люди нарушают его.

Понимают ли люди,что врать нехорошо? С какой целью они говорят неправду?

Рассуждения детей: из лучших намерений, чтобы не огорчить родителей;

из трусости,опасаясь последствий;

из корыстных расчетов,стремясь что-то выгадать для себя;

по легкомыслию, нечаянно, не задумываясь, для чего они это делают.

По определению психологов, в анкетах при устройстве на работу, в разных тестах при социальном опросе 80% всех ответов полная или частичная неправда. Почему, как вы думаете?

Рассуждения детей: стараются показать себя лучше,чем они есть на самом деле; по незнанию правильных ответов; надеются, что их ответы могут что-то изменить в обществе.

Как видите, у лжи много оттенков, но все-таки есть разница в том, когда человек не сказал правды, чтобы не расстроить болную мать, и когда нахально обманул товарища.

Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной,

Слишком сложной и совсем простой.

Ложь бывает грешной и святой,

Скромненькой бывает и нарядной,

Ложь бывает страшной и смешной,

То всесильной,то совсем бесправной,

То униженной, то своенравной,

Ложь бывает дикой и ручной,

Будничной бывает и парадной,

Вдохновенной, скучной и иной…

Правда же бывает только правдой.

Ведущие. Задают вопросы чтецам:

Как вы думаете, можно ли узнать, когда человек говорит неправду?

Рассуждения детей:- Стремящийся обмануть другого,пржде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие были просто вежливы или у них не было против прямых улик. Ложь всегда выдает себя. Ложь всегда чувствуется.

-У человека, который лжет блуждающий вгляд, человек избегает смотреть в глаза людям. В его глазах трудно увидеть мысль – он прячет их. Не зря когда от кого- то хотят добиться правды, просят смотреть прямо в глаза.

Я предпочитаю говорить правду, потому что…

Когда я встречаюсь с неправдой, то…

Послушайте сказку: «Почему наша улица не совсем прямая.» и ответьте на вопросы:

-В народе говорят прямой путь-самый короткий. Почему же улица изменила свое направление?

— Что имеет в ввиду автор, рассказывая о ходе улицы? Какую мысль старается донести?

Наша улица старалась быть прямой, потому что прямота – это очень хорошее качество. И вот она шла, шла, стараясь все время быть прямой, пока не наткнулась на лесок, который мы называем парком.

— Если я пройду через лесок, то придется погубить деревья, — подумала улица. – А ведь лесок может быть парком. Красивым городским парком.

И улица чуть свернула в сторону.

Потом она опять шла, шла, стараясь быть прямой, пока не наткнулась на старинное здание, которое построили еще тогда, когда нашей улицы не было на свете.

-Что бы мне идти прямо, нужно снести это здание, — подумала улица. – Но как его сносить? Ведь это же памятник архитектуры!

И она немножко свернула в сторону, чтобы сохранить городу памятник архитектуры. Потому что памятник архитектуры – это память города о прошлых временах, и не может город остаться без памяти.

Так шла наша улица. Прямо, но не совсем. Не всегда прямо.Хотя прямота – это хорошее качество. Но она не должна сметать все на своем пути. Кое-что она должна сохранять на своем пути. Вот почему наша улица не совсем прямая.

-Чтобы идти и не сметать все на своем пути, нужно стараться обходить препятствия,иногда, щадить человека и его чувства.

— Иногда можно не обманывать, а просто умолчать о чем-то, не говорить правду.Например,когда можно скрыть от пожилого человека, которому нельзя расстраиваться, какое-то неприятное событие, которое произошло с его внуком. Меры уже приняты, — последствий нет, так зачем же лишний раз расстраивать уже слабого здоровьем человека.

1.Есть такое выражение: «Ложь во спасение». В каких случаях ложь может быть оправдана?

-Во всем мире считается возможным не сказать всю правду тяжело больному человеку.Даже врачи, часто, утаивают страшную правду от больного, но они обязательно должны сообщить эту правду близким людям, родственникам, а уже те решат,как поступать дальше.

-Ученые выявили, что продолжительность жизни безнадежных больных не зависит от того, знают ли они об исходе заболевания. На самом деле, если больной человек не будет знать, что обречен, возможно,он проведет свои последние дни в хорошем настроении. И хотя на этот счет есть разные мнения – страшная правда не всегда должна сообщаться. Лишать больного человека надежды — не гуманно.

1. Таких этических ситуаций может быть довольно много, но решать в каждом отдельном случае будет человек, который по каким-либо причинам собирается обмануть. Что лучше в данном случае – обман или тяжелая правда, ложь или умолчание – вопрос сложный.

2. Конкурс на лучшее сочинение миниатюру.(Дети читают свои сочинения).

1. Когда мы были маленькими, родители читали нам потешки,небылицы,сказки.Всказках много магического, волшебного,фантазийного. Сказка – ложь, да вней намек. За выдумкой и сказочными событиями всегда стоит намек на поучения. Сказки учат не быть жадными, не хвастать, по доброму относиться к людям и животным.

2.Конкурс: кто больше назовет сказок, в которых ложь наказана.

(Н.Носов «Приключения Незнайки» мальчики превратились в ослов;

К.Коллоди «Приключения Пиноккио» растет нос;

Заключительные слова учителя:

Правда и ложь всегда сопровождают человека по жизни. Дети, старайтесь не обманывать других людей так , чтобы доставить им боль. Лучше делайте это в исключительных случаях и на 1-е апреля, когда праздничные традиции велят обмануть кого-то. Но при этом пусть ваши шутки не будут жестоким и злыми. И мне очень хочется, чтобы вы были честными, добрыми, милосердными, соблюдая правила честного поведения.

Выходят по одному с плакатами:

Говори только то,что думаешь!

Не можешь сказать правду – объясни почему!

И в заключение нашей беседы звучит песня в исполнении. (учащиеся)

Жюри подводит итоги, вручаются орехи правды, призы командам и активным учащимся.

источник

Притчи на тему правды и лжи.

Когда-то давно старый индеец, сидя у костра, открыл своему внуку одну жизненную истину:

— Понимаешь, малыш, в каждом человеке идет борьба. Эта борьба очень-очень похожа на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, жадность, ложь, и другие плохие качества человека… Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, заботу, доброту, верность, правду… И другие хорошие качества человека.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, надолго задумался, а потом спросил:

— Дед, а какой волк в конце побеждает? Злой волк или добрый?

Старый индеец, едва заметно улыбнувшись, ответил:

— Запомни: всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Уважаемый читатель! Если вам понравились притчи на этом сайте, лучшей благодарностью будет клик по рекламе от Google. Этим Вы помогаете развивать наш сайт. Большое спасибо! ?

По дороге шла женщина, прекрасная, как фея. Вдруг она заметила, что следом за ней идет молодой человек. Она обернулась и спросила:

– Скажи, зачем ты идешь за мной?

– О, повелительница моего сердца, твои чары столь неотразимы, что повелевают мне следовать за тобой. Тебе я хочу объясниться любви, потому что ты пленила мое сердце.

Девушка молча посмотрела некоторое время на молодого человека, а потом сказала: Читать далее «Красавица»

В Лондоне жил купец, имевший несчастье задолжать ростовщику большую сумму денег. А тот – старый и уродливый – заявил, что простит долг, если купец отдаст ему в жены свою дочь.

Отец с дочерью пришли в ужас.

Тогда ростовщик предложил тянуть жребий. В пустой кошелек он положит два камешка – черный и белый. Девушка должна была вытащить один из них. Если ей попадется белый камень – она останется с отцом, если черный – станет женой ростовщика. Долг будет прощен в любом случае.

Купец и дочь вынуждены были принять это предложение.

Когда ростовщик клал в кошелек камешки, девушка заметила недобрую улыбку на лице ростовщика, и заподозрила неладное.

– А вдруг он положил оба камушка черные? – подумал девушка, и решила проверить.

Так и оказалось. Дочь купца сначала хотела об этом заявить, но передумала.

Они пошли в сад. Девушка сунула руку в кошелек, вытащила камешек, и, не взглянув на него, как будто случайно выронила его на дорожку. Камешек мгновенно затерялся среди других. Сложно было определенно сказать, какой из лежащих на дорожке камней только что выпал из рук девушки.

– Ах, какая досада, – воскликнула девушка. – Ну, да это дело поправимое. Мы посмотрим, какого цвета камешек остался в кошельке, и тогда узнаем, какой камешек вытащила я.

Она снова засунула руку в кошелек и показала свидетелям оставшийся черный камушек.

– Значит, первым я вытащила белый камушек, – обрадовалась девушка.

Разгневанный ростовщик всё понял, но не мог признаться в своем мошенничестве.

Уважаемый читатель! Если вам понравились эти притчи, пожалуйста, сделайте клик по рекламе от Google. Большое спасибо! Это – лучшая благодарность! ?


Одна женщина привела к старцу своего сына и начала излагать свою проблему:

– На моего мальчика, наверное, напала порча, — сказала она. — Представьте себе, он ест только сладкое. Любые сладости: конфеты, варенье, финики… И ничего другого. Никакие уговоры и наказания не помогают. Что мне делать?

Старец лишь взглянув на мальчика и сказал:

– Добрая женщина, возвращайся с сынишкой домой. Приходите с сыном завтра, я постараюсь помочь твоему сыну.

– Может быть сегодня? Наш дом очень далеко отсюда.

– Нет, сегодня я никак не могу.

На следующий день старец повел мальчика к себе в комнату и долго с ним разговаривал.

Ребенок подбежал к матери и воскликнул:

– Мама! Я больше не буду кушать так много сладкого!

Обрадованная мама начала благодарить старца. Но потом спросила у него:

– Вчера был какой-то особый день? Почему Вы не поговорили с ребёнком вчера?

– Добрая женщина, – ответил старец. — Вчера был самый обычный день. Но, поверьте мне, я не мог вчера убедительно сказать твоему сыну то, что сказал сегодня. Потому что вчера я и сам с наслаждением ел сладкие финики. Как я мог убеждать твоего сына не есть сладости, если я сам в этот день был сладкоежкой?

Уважаемый читатель! Если вам понравились притчи на этом сайте, лучшей благодарностью будет клик по рекламе от Google. Этим Вы помогаете развивать наш сайт. Большое спасибо! ?

/ Убедительность / Сладости / Притча о честности / Финики / Притча об убедительности /

Однажды жил профессиональный свидетель. Его постоянно приглашали давать различные показания на заседаниях суда, и за это он получал деньги.

Но вот, какая была у него особенность. Когда его приводили к присяге, он всегда клялся, что ему пятьдесят лет.

Однажды прокурор заявил судье:

– Я вижу этого человека много лет. И он каждый раз присягает что ему 50 лет. Он лжец!

Судья кивнул, и задал этот же вопрос свидетелю.

Притча с комментарием от Юрия Зайцева

Закончив службу, некий священник объявил своим прихожанам:
— В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам было легче понять, о чём пойдет речь, прочитайте дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.

В следующее воскресение священник перед началом своей проповеди громко попросил:

— Прошу тех, кто прочитал семнадцатую главу, поднять руки. Почти все присутствующие подняли руки.

— Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, — сказал священник, — дело в том, что у Марка нет семнадцатой главы. Читать далее «Притча. О лжи»

Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.

— Подожди, — остановил его старец. — Как ты думаешь, правдива ли эта история?

— Не знаю. Может и правдива. А, может, и нет.

Читайте также:  Рецепты полезные с фото

— Принесет ли она кому-нибудь пользу?

— Не уверен. Какая с этого может быть польза?

— Слегка смешная. Только вот, почему-то, не радостная.

— Ну вот. Тогда зачем мне ее слушать? Лучше промолчи.

— Вы правы, Мастер. Наверное, незачем Вам ее слушать. Да и никому это слушать не нужно, – ответил слегка озадаченный Ученик.

Уважаемый читатель! Если вам понравились притчи на этом сайте, лучшей благодарностью будет клик по рекламе от Google. Этим Вы помогаете развивать наш сайт. Большое спасибо! ?

Два друга поссорились. И один начал всем знакомым говорить плохие слова о своем друге.

Но потом он успокоился и понял, что был неправ. Он пришел к другу и начал у него просить прощения.

– Хорошо! Я тебя прощу. Только при одном условии.
– Каком?
– Возьми подушку и выпусти все перья на ветер.

Первый друг так и сделал. Он разорвал подушку. А ветер разнес перья по всему селу.

Довольный друг пришел к другому и сказал:

– Выполнил твое задание. Я прощен?
– Да, если ты соберешь все перья обратно в подушку.

Но сами понимаете, что это невозможно собрать все перья обратно. Так и плохие слова, которые уже разлетелись по всему селу нельзя забрать обратно.

Уважаемый читатель! Если вам понравились эти притчи, пожалуйста, сделайте клик по рекламе от Google. Она от проверенных рекламодателей. Большое спасибо!

Ты при всех на меня накликаешь позор:
Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор!
Я готов согласиться с твоими словами.
Но достоин ли ты выносить приговор?
(Омар Хайям)

Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма:

– Ты безбожник! Ты пьяница! Ты бездарь!

В ответ на это Хайям лишь улыбнулся и громко произнес:

– Я готов согласиться с твоими словами… при условии, что ты сам являешься достойным человеком.

И он обратился к присутствующим рядом людям:

– Согласны ли вы назвать этого человека достойным?

– Нет! – сказали вокруг люди. – Если бы это был достойный человек, он не стал бы говорить плохого о других людях.

Это было давным-давно. Но эта история до сих пор жива.

Один седой человек сидел около оазиса, у входа в один восточный город. К старику подошел юноша и спросил:

– Я ни разу здесь не был. Скажи мне, Старик, а какие люди живут в этом городе?

Старик ответил ему вопросом:

– А какие люди были в том городе? В том, из которого ты ушел?
– Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда!
– Что ж. Не повезло тебе. И здесь ты встретишь точно таких же людей, – ответил ему старик.
– Что ж, пойду погляжу на город.

Юноша пошел дальше к городу.

Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал такой же самый вопрос:

– Я здесь ни разу не был. Скажи мне, старик, какие люди живут в этом городе?

– А скажи, сынок, а какие люди были в том городе? в том, откуда ты пришел?
– Мне приятно ответить на твой вопрос, старик. О, это были добрые, гостеприимные и благородные люди. У меня там было много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться. Мне так не хотелось уходить.
– О! как! Повезло тебе! Ты найдешь таких же людей и здесь, – с улыбкой ответил старик.
– Большое спасибо тебе, старик. Дай Бог тебе здоровья на долгие годы! Пойду, посмотрю на этот город!

Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба разговора. И как только второй человек ушел, он обратился к старику с упреком:

– Как ты можешь так бросать слова на ветер? Ты же дал два разных ответа на один и тот же вопрос. Да и кто ты, чтобы судить о людях в этом городе?

Старик молча выслушал купца. И ответил:

– Сын мой, мне приятно, что ты принял так близко к сердцу смысл моих слов. Вижу, тебе не безразлично то, что люди говорят друг другу.

Но мои слова не были сказаны просто так.

Каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда он пришел, здесь и тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них.

Да, ты прав, вопросы были одинаковые, но люди были разные.

Уважаемый читатель! Если вам понравились эти притчи, пожалуйста, сделайте клик по рекламе от Google. Большое спасибо! Это – лучшая благодарность! ?

Говорят, что однажды собрались в одном уголке Земли все человеческие чувства и качества.

Когда Скука зевнула уже в третий раз, Сумасшествие предложило: “А давайте играть в прятки?!”

Интрига приподняла бровь: “Прятки? Что за игра?!”

И Сумасшествие объяснило, что один из них, например, оно, водит, закрывает глаза и считает до миллиона, в то время, как остальные прячутся. Вот только Апатия, которую никогда ничего не интересовало, отказалась участвовать в игре.

Правда предпочла не прятаться, потому что ее всегда находят.

Трусости очень не хотелось рисковать.

Первой спряталась Лень, она укрылась за ближайшем камнем на дороге.

Зависть спряталась в тени.

Триумф взобрался на верхушку самого высокого дерева.
Кристально чистое озеро подходило для Красоты.
Расщелина дерева – для Страха…

Крыло бабочки – для Сладострастия
Дуновение ветерка – для Свободы.
Эгоизм нашел для себя теплое и уютное место.

Ложь спряталась на глубине океана (на самом деле, она укрылась в радуге)
А Страсть и Желание затаились в жерле вулкана.

Забывчивость… Даже не помню, где она спряталась!
Только Любовь не знала, где ей спрятаться. И тогда она выбрала куст роз. Сумасшествие нашло всех, кроме Любви.

Когда Сумасшествие раздвигало ветки, острые шипы поранили Любви глаза.
С тех пор Любовь слепа, а Сумасшествие водит ее за руку.

Уважаемый читатель! Если вам понравились притчи, лучшая благодарность – клик по рекламе от Google. Этим Вы помогаете развивать наш сайт. Большое спасибо!

источник

Со времен грехопадения, человечество все больше и больше погрязало во лжи. Сегодня этим уже никого не удивишь. Она вошла в нашу жизнь настолько глубоко и засела в ней, что теперь стоит сильно постараться над тем, чтобы ее искоренить. Ложь, пустые обещания, скверна и ругательства, исходящие из уст людей, клевета и злоба стали постоянными спутниками современного общества.

Политики и правители, чтобы добиться своих целей, обманывают народ, в общественном транспорте нельзя уже спокойно проехаться, чтоб не услышать какое-то ругательство или мат. Потому что в утреннее и вечернее время суток люди более раздражительные и невольное движение соседа в маршрутке заставляет человека высказываться некорректно. Адвокаты, чтобы оправдать своего подзащитного, врут, даже если он на самом деле является преступником. Потому что хотят лишний раз провести отпуск на Канарах. И люди не обращают внимание на все это.

Лгут все, истину выбирают единицы.

Как часто мы кривим душой,

На сцену шлем аплодисменты,

Нам легче с этой ложью зыбкой –

Ведь трудно с доброю улыбкой

Впечатать злую правду в лоб.

Солги – никто не будет дуться!

Солги – пусть верят дураки!

И все друг другу улыбнутся,

Удивительно то, что обманщиков никто не любит, хотя ежедневно каждый человек лжет осознанно или нет. Ребенок, не сделав домашнего задания, лжет, что забыл тетрадь, муж, сочиняет небылицу, чтоб жена не узнала о его пристрастиях, жена, жалуется на проблемы со здоровьем лишь для того, чтобы не выполнять супружеский долг, подруга говорит другой о том, что та отлично выглядит, хотя это не так, для того, чтобы выглядеть на ее фоне лучше. Все это делается для того, чтобы «как бы не навредить ближнему своему». Многие думают, что это ложь во благо! Хотя зачем тогда врать родному человеку?

Ведь вся сила в правде. Сила правдивого слова – это мощнейшая энергия, которая может сокрушить неправду. Говоря ложь, мы, возможно, меняем свою судьбу. А человеку, который говорит правду, нечего боятся, ведь он ничего лишнего не добавляет к своей действительности и не дает пустых обещаний, которых не может исполнить. За то, что срывается с наших уст, мы будем расплачиваться. И на кону стоит не что иное, как ваша жизнь и жизнь близких вам людей.

Еще с детства родители нас учили всегда говорить правду. Ведь человек получит отличную репутацию и уважение в коллективе, если будет говорить правду. Когда человек говорит то, что соответствует реальности, то и чувствуется его внутренняя сила.

Вот что говорит Писание о тех, кто обманывает:

4 «Гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он [у] [тебя], коварный!

5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;

6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:

7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых». (Пс.51:4-7)

Возможно, кто-то скажет, что иногда правда может причинить боль человеку. Безусловно! Правда ударит прямо в сердце. И от человека зависит, выдержит он ее или так и будет продолжать верить лжесвидетельствам. Существует такой тип людей, которые не могут принять правду. Они верят в что, что им удобно. Многие под грузом тяжелой и жестокой жизни хотят увидеть чудо и сказку. Поэтому так и ведут себя.

Первых христиан гнали именно за правду. Иисуса Христа распяли тоже за нее. Но все же они знали, что впереди их ждет жизнь вечная вместе с их Господом. Прит.11:4 «Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти». Людей, которые обманом нажили себе богатство, постигнет печальная участь в день Божьего суда. А праведные уста будут спасены от смерти.

Прит.10:2 «Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти».

Прит.13:6 «Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника».

Ниже будут представлены примеры нескольких вариантов притч, которые смогут вразумить человека и убедить, что с ложью стоит бороться. Ее нельзя допускать в жизни. Ее последствия всегда будут губительно сказываться на Вас же самих и людях, которым вы солгали.

Притча №1
«Услышал человек, что есть на свете правда. Пошел ее искать.

Идет себе, видит – Ложь идет. – «Куда, человек, идешь?» – Спрашивает. – «Иду Правду искать!» – «Вот, хорошо! – Говорит Ложь. – Я тоже хочу Ее раз увидеть, а то никогда не встречала!» Пошли они вместе.

Пришли в один край, спрашивают: «Правда здесь есть?» – «Была, ушла только что! Куда – не знаем!» Пошли человек и ложь дальше правду искать.

Пришли в другой край, опять спрашивают: «Была здесь Правда?» – «Была! – Отвечают. – Где-то неподалеку ходит. А кто это с тобой? А кто это с тобой?» – Спрашивают люди у человека. – «Это – Ложь!» – Отвечает. А люди ему говорят: «Да кто же Правду может вместе с Ложью найти? Ты прогони Ложь!» – Советуют…

«И то правда!» – Изумился человек и прогнал от себя Ложь.

Только прогнал, глядь – Правда заходит! – «Здравствуйте, – говорит, – добрые люди!» Вот чудеса-то!».

Покупателю приглянулся дом, выставленный на продажу. Он спросил о цене.

– Один доллар, – ответил управляющий.

– А почему так дешево? – поразился покупатель.

– Видите ли, в чем дело, – сказал продавец. – Покойная хозяйка приказала продать дом по минимальной цене, при условии, если покупатель, во – первых, пожертвует на содержание ее кошки один миллион долларов, а во – вторых, сохранит в тайне условия сделки. Таково завещание.

Человек купил дом за одни доллар, пожертвовал кошке покойной хозяйки один миллион. Когда знакомые спрашивали его, за какую сумму приобретен такой красивый дом, он отвечал:

– К чему говорить ложь? Этого не может быть – упрекали нового хозяина все знакомые.

– Нет. Это правда! – настаивал тот, но ему никто не верил, и все утвердились во мнении, что он чудовищный лжец.

«И дивился неверию их…» (от Марка 6:6).

«Однажды, закончив службу, священник сказал:

– В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам легче было понять, о чем пойдет речь, прочитайте перед этим дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.

В следующее воскресенье священник перед началом своей проповеди объявил:

— Прошу тех, кто выполнил задание и прочел семнадцатую главу, поднять руки.

Почти все прихожане подняли руки.

Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, – сказал священник. – В Евангелии от Марка нет семнадцатой главы.»

Из этих историй видно, что ложь – это необязательно должен быть какой-то серьезный обман. Иногда мы можем обманывать по мелочам, сами того не замечая. Или же поступаем как иезуиты, говорим только ту часть правды, которая выгодна нам самим, утаивая все остальное.

Правду всегда говорить непросто. Нужно приложить немало сил для того, что бы сказать все как есть. Сегодня много кто из нас говорит правду лишь тогда, когда уверен, что ничем не рискует. Не рискует потерять квартиру, машину, работу, уважение…

Горькая правда всегда меняла и будет менять и самого человека, отношение других к нему. Причем кардинально.

И иногда мы обманываем, называя это «ложью во благо» (добродетельный обман). Выражает интересы того, кому лгут. К примеру, подруга, которая целый час выбирала, что ей надеть, спрашивает у вас: «Как я выгляжу?». Естественно вы ответите: «Хорошо». Даже если это не так. Но вы скажете это, что не обидеть ее или не расстроить, ведь она так старалась, так долго наряжалась. А, возможно, вам просто все равно, как она выглядит, вы своим ответом отмазались и все. Либо другой пример, ложью во благо можно назвать ту ситуацию, когда тяжело больному человеку сказать, что он мелкими шагами, но идет на поправку. Это делается для того, чтобы уберечь людей от нервных срывов или больших всплесков эмоций.

А есть та категория людей, которые любят придумывать или приукрашивать всякие истории, и сами искренне верят в то, что это правда.

В любом случае, как бы люди ни оправдывали свою ложь, Писание говорит, что это грех. Прит.19:9 «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет».

Правда – верный выход из любой ситуации!!

Греховная человеческая природа такова, что хотим мы этого или нет, все же грешим. И было бы глупо это отрицать. Однако это не значит, что нужно опустить руки и пустить все на самотек. Человек имеет огромную власть, и она дана ему Богом. И несмотря на то, что маленький член тела очень трудно усмирить, все же это сделать можно. Как же научиться говорить правду?

  1. Прежде всего, нужно постоянно просить Бога о том, чтоб Он помог контролировать свою речь.
  2. В Библии написано, что чем наполнено сердце, то и будет из него выходить. А значит, если мы наполняем себя ложью и пустыми разговорами, то это мы и будем говорить сами.
  3. Общайтесь с теми людьми, которые тоже следят за своей речью.

1Кор.15:33 «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы».

  1. Постоянно контролировать свою мысль и речь.

Говори правду, и возможно, мир вокруг тебя станет чуточку лучше и добрее.

«… Посему отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не взойдет во гневе вашем и не давайте место диаволу.»

«… Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» . (Еф. 4:25 – 29).

источник

Источники:
  • http://globuss24.ru/doc/klassniy-chas-dlya-3-klassa-pravda-i-lozhy
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/01/07/klassnyy-chas-pravda-i-lozh
  • http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/klassniy-chas-dlya-klassa-pravda-i-lozh.html
  • http://infourok.ru/klassniy-chas-v-klasse-po-teme-pravda-ili-lozh-kakie-oni-1365577.html
  • http://videouroki.net/razrabotki/klassnyy-chas-na-temu-pravda-i-lozh.html
  • http://inoskaz.com/tag/pravda-i-lozh/
  • http://obodrenie.info/principles/series-about-word/theme-12-righteous-lips-examples-from-the-book-of-proverbs/