Меню Рубрики

Как пишется общественно полезный труд

1) имена прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся слитно:водосточный ( Общественно-полезный или общественно полезный? Слитно или через дефис?

2) прилагательные, образованные из сочетаний слов с сочинительной связью: русско-английский (русский и английский), отчётно-выборный (отчетный и выборный).

Необходимо запомнить правописание слов с первой частью общественно- и словосочетаний с наречием общественно:

общественно-политический, общественно-экономический, общественно-исторический, общественно-трудовой, но: общественно полезный, общественно необходимый.

3) имена прилагательные, образованные от имён существительных, которые пишутся через дефис:

юго-восточный ( Общественно полезный или общественнополезный как правильно?

Общественно полезный труд подразделяется на три вида: физический; умственный; смешанный.

Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе, — говорится в статье 14 Конституции СССР.

Любой общественно полезный труд имеет большое значение в жизни человека и всего общества, поскольку человек, общество может потреблять лишь то, что создается трудом. Труд создал и самого человека, его прямую походку, высвободив руки для труда, его речь для общения в процессе общего труда.

Обеспечение высокой эффективности общественно полезного труда невозможно без формирования соответствующего отношения к нему представителей общества, чему за рубежом, например, в Японии 1 уделяется самое пристальное внимание. Принимая те или иные программы развития экономики, всегда предполагают ( в явном или неявном виде), чте исполнители этих программ будут действовать вполне определенным образом, то есть такие программы опираются на некоторые модели поведения людей, хотя разработчики программ в ряде случаев даже не подозревают об этом. От того, насколько эти модели соответствуют действительности, во многом зависит успех или неудача в достижении целей программы, даже при ее 100 % — ном обеспечении материальными ресурсами. Опыт реализации принятых в стране в недалеком прошлом продовольственной программы, программы развития Нечерноземья, программы жилищного строительства и т.п. свидетельствует о том, что с заложенными в их основу моделями поведения дела обстояли не совсем благополучно. Исходный постулат, в соответствии с которым прогнозировалось интенсивное развитие социалистической экономики, заключался в следующем: общественная собственность на средства производства означает, что трудящиеся работают на себя, а это, в свою очередь, стимулирует их трудиться более производительно, чем при работе на собственника-капиталиста.

Учащиеся, занятые общественно полезным трудом на предприятиях или в кооперативах, могут являться членами профессиональных союзов СССР.

Не забывайте, что общественно полезный труд учащихся должен быть подчинен учебным и воспитательным целям.

Поэтому задача повышения производительности общественно полезного труда заключается в уменьшении суммы обоих видов труда, затрачиваемого в единицу времени. Отсюда одной из основных задач технологии машиностроения является непрерывное снижение себестоимости выпускаемой продукции.

В соответствии с Конституцией СССР общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в советском обществе. Социалистическое общенародное государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряет новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека. Священным долгом каждого гражданина СССР является защита социалистического Отечества, укрепление дружбы наций и народностей Советского многонационального государства, забота о воспитании подрастающего поколения.

Заработная плата — это оплата общественно полезного труда, труда в коллективе, в общественном хозяйстве на благо всего общества и, кроме того, главный источник дохода рабочих и служащих, посредством которого устанавливается зависимость степени удовлетворения их потребностей от количества и качества труда; поэтому в заработной плате переплетаются, скрещиваются экономические интересы всего общества, трудового коллектива и каждого работника.

Недооцениваются возможности таких сфер приложения общественно полезного труда, как кооперативная и индивидуальная трудовая деятельность, работа не полный день, надомный труд.

Если в среднем по СССР в кооперативах занято 0 9 процента трудоспособного населения, то в Узбекской ССР и Киргизской ССР — 0 7, в Таджикской ССР — 0 5, в Азербайджанской ССР — 0 4 процента. Индивидуальной трудовой деятельностью занято в Таджикистане, Киргизии, Азербайджане до 0 3 процента трудоспособного населения, что ниже, чем в целом по стране.

Большую роль в формировании специалиста играет общественно полезный труд студентов.

Опыт разграничения сферы приложения производительного и общественно полезного труда на однородные виды деятельности, накопленный отдельными странами-членами СЭВ в процессе строительства социализма, обобщен и систематизирован в методологическом документе Классификация отраслей народного хозяйства стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи. Унификация содержания национальных сводно-экономических классификаторов Постоянной комиссии СЭВ по сотрудничеству в области статистики была осуществлена еще в начале 60 — х годов, в результате чего был разработан первоначальный ( 1966 г.), а затем ( 1975 г.) усовершенствованный вариант международной научно обоснованной рекомендации группировки предприятий, учреждений и организаций в отрасли хозяйства. В этих методологических рекомендациях обосновываются принципы объединения хозяйственных единиц в различные по своему уровню экономические классы: виды деятельности, укрупненные группы отраслей, отрасли, подотрасли.

В предъюбилейных обязательствах магнитогорцев важное место занимает общественно полезный труд. Каждый комсомолец города отработает не менее 10 часов на воскресниках на строительстве стана 2500 холодной прокатки, на благоустройстве новых жилых районов, закладке скверов и парков.

БРОДЯЖНИЧЕСТВО И ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО — формы уклонения от общественно полезного труда, связанные с па-разитич.

Страницы: 1 2 3 4

источник

Вопрос № 299875

Добрый день! Ответьте, пожалуйста, почему «социально преобразующий» пишется раздельно, а «социально-преобразовательный» – через дефис? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

О написании части социально подробно написано в информационно поисковой системе «Орфографическое комментирование русского словаря»:

социа́льно слитно/дефисно/раздельно: 1) пишется через дефискак первая часть сложных прилагательных с суфф., несмотря на подчинительное отношение основ, в сочетании со второй частью – относительным прилагательным, напр.: социально-гуманитарный, социально-культурный, социально-политический, социально-правовой, социально-утопический, социально-экономический § 51; 2) пишется раздельно в сочетании со второй частью – качественным прилагательным, напр.: социальноактивный, социально значимый , социально нетипичный, социальнооднородный, социально полезный, социально опасный, социальноразнородный, социально успешный, социально чуждый § 51; 3) пишется раздельно с прилагательным-причастием, напр.: социальнозакрепленный, социальнонезащищенный, социальнообусловленный, социальноокрашенный, социально осознанный, социально ориентированный § 51

Здравствуйте! В следующем предложении использован стилистический прием — эллипс ? Привезли — и сразу нету её.

Ответ справочной службы русского языка

Здесь нет эллипсиса. Эллипсис – это стилистически значимый пропуск какого-либо члена предложения.

Добрый день! Системно значимый — с пробелом?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Правильно именно так: социально значимый .

Подскажите,что такое Концепт – желательно простым язы-ком и Чем он отличается от Слова (значения). В книгах и словарях полно определений – ментальная сущ-ность, квант, идея, смысловое значение знака (а что это по-русски) и т.д. – мало что понятно. А простым языком? Разве, если подумать: смысл, понятие, значение – не близ-кие термины. Например, есть слово Дуб – его значения: дерево (прямое), (переносные) — крепкий человек, упертый человек и т.д. А зачем тут еще концепт (и какой концепт у слова Дуб). Я так поняла, концепт связан с культурой, понятие – может быть научным. А как концепт отличается или связан со Словом?

Ответ справочной службы русского языка

Концепт – модный сейчас термин, под ним понимают и смысл слова, значимый для определенной культуры, менталитета, и связь между звучанием и значением слова, сложившуюся в индивидуальном сознании каждого отдельного человека. Распространенность и в то же время малопонятность этого термина вызывают и ироническое к нему отношение. Например, вот что пишет об этом слове известный прозаик и критик, профессор МГУ В. И. Новиков в только что вышедшем из печати «Словаре модных слов» (М.: Словари XXI века, 2016):

«Латинское слово conceptus означает «понятие». Это и есть простой русской эквивалент для «концепта».

Однако не все стремятся к простоте. «Она всего нужнее людям, но сложное понятней им», – сказано у Пастернака.

Профессиональные гуманитарии словечка в простоте не скажут, они предпочитают изготавливать сложные языковые коктейли. Вот наглядный пример: где-то была статья на тему «Концепт водка в русской культуре». Речь там шла о самом слове водка и его жизни в языке, о соответствующем литературном мотиве, об образе «зеленого змия» в искусстве. «Концепт» в таком употреблении – то ли слово, то ли понятие, то ли образ, то ли мотив.

Хамелеонистый какой-то термин, собственной устойчивой окраски не имеет».

Однако самый масштабный и социально значимый проект, который реализуется в крае(,) – мост через Керченский пролив_ Подскажите, нужна ли в таких случаях запятая. Дайте, пжлст, ссылку на правило. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна. Здесь действует общее правило о выделении запятыми придаточного предложения. Тире не «съедает» запятую.

Как правильно написать «социально значимый «: отдельно, вместе или через дефис и почему.

Ответ справочной службы русского языка

Пишутся раздельно словосочетания, состоящие из наречия и прилагательного или причастия: социально значимый .

вместе или отдельно пишется общественно значимый ?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день!
Какую форму правильнее выбрать при написании номинаций конкурса, описывающих трудовые достижения сотрудников — » значимый вклад. » или «значительный вклад. «?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте!
Я хотела бы получить консультацию о том, как правильно писать сложные слова, начинающиеся с «общественно», например, общественно активный

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: общественно активный (раздельно). Ср.: общественно значимый , общественно опасный, общественно полезный .

Раздельное написание используется всегда, когда реализуется значение «для общества, в обществе». Если же реализуется значение «общественный и еще какой-то», то слово пишется через дефис: общественно-культурный, общественно-исторический, общественно-политический . Заметим, что в таком случае (при дефисном написании) компоненты слова можно поменять местами ( культурно-общественный, историко-общественный ) или соединить союзом И ( общественный и культурный , общественный и исторический ).

Здравствуйте. Слитно или раздельно пишется «общественно значимый » в сочетании формирование общественно значимых связей? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Это сочетание пишется раздельно.

Как правильно: коммуникативно значимый , коммуникативно- значимый или коммуникативно значимый ? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

как правильно написать слово «социально- значимый » — нужен ли дефис?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание: социально значимый .

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание: социально значимый .

В «социально значимый » дефис не нужен? Почему?

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать без дефиса. Это словарная рекомендация.

источник

Расстановка ударений: ОБЩЕ`СТВЕННО ПОЛЕ`ЗНЫЙ ТРУД учащихся

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД учащихся — разнообразная трудовая и общественная деятельность школьников, направленная непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющая целью содействовать всестороннему развитию личности, формированию коммунистич. отношения к труду; важнейший фактор нравственного воспитания и физического воспитания. Дети начинают свой жизненный путь как потребители общественного продукта, и для того, чтобы у них не выработалось потребительское отношение к жизни, детей и подростков необходимо возможно раньше вовлекать в посильный труд на общую пользу. В речи на III съезде комсомола В. И. Ленин указывал: «Надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде» (Соч., т. 31, с. 274). И далее, обращаясь к комсомолу, он призывал «. все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» (там же).

В соответствии с Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958) О. п. т. включён в уч. план, является составной частью всей учебно- воспитательной работы школы. Связь обучения с О. п. т. стала одним из ведущих принципов организации учебно-воспитательной работы в сов. школе.

О. п. т. педагогически оправдан и эффективен, если он удовлетворяет ряду условий: является обязательным для всех здоровых детей и охватывает весь коллектив; проводится систематически; способствует физич. и умственному развитию уч-ся; посилен, но в то же время достаточно сложен, требует известного напряжения; соответствует нормам санитарии, гигиены и техники безопасности детского труда; отвечает совр. требованиям науки и техники к процессу производства; тесно связан с трудом взрослых.

Воспитание коммунистич. отношения к труду как первой жизненной потребности возможно только на основе созидательного О. п. т. Чем выше общественное значение результатов детского труда, чем это очевиднее и убедительнее для детей, тем легче они осознают необходимость О. п. т. Однако осознание необходимости труда, являясь обязательной предпосылкой для воспитания коммунистич. отношения к труду, еще не обеспечивает коммунистич. поведения. Соответствующие навыки вырабатываются в процессе длительных упражнений в трудовой деятельности на общую пользу (см. Трудовое воспитание, Трудовое обучение).

Воспитательное значение О. п. т. школьников определяется не только тем, что и как они делают, но и тем, для кого предназначен результат их труда. По этому признаку можно различать три вида О. п. т.:

1) Труд, результат к-рого предназначен для нужд своего коллектива: уборка классных помещений, ремонт школьной мебели, изготовление приборов и оборудования уч. кабинетов, устройство спортивных площадок на пришкольных участках, дежурства по классу и школе и др. В процессе такого труда растёт самосознание и укрепляется дисциплина уч-ся, причём критерий обязательности трудовой деятельности определяется самим школьным коллективом. Не выполнив, или плохо выполнив работу, коллектив несёт ответственность лишь перед самим собой (см. Самообслуживание).

2) Труд, результат к-рого предназначен для нужд др. коллективов: шефство над детскими садами, дежурства в клубах, кинотеатрах, выступления с лекциями, докладами, концерты художественной самодеятельности на предприятиях и в колхозах, участие в озеленении и благоустройстве района и др. виды труда в зоне пионерского действия и т. д. Уч-ся несут моральную ответственность за результат труда не только перед своим, но и перед др. коллективами.

Читайте также:  Полезна ли брокколи замороженная

3) Труд, результат к-рого предназначен для всего общества, — производство товарной продукции.

Для младших классов сначала характерен труд по самообслуживанию, затем возрастает роль труда 2-го вида. В старших классах всё большее значение приобретает производительный труд.

Применение того или иного конкретного вида труда определяется местными условиями.

Лит.: Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, Соч., 4 изд., т. 31; его же, О политехнич. образовании. Заметки на тезисы Н. К. Крупской, там же, т. 36; Крупская Н. К., К вопросу об общественно необходимой работе школы, Пед. соч., т. 3, М., 1959; её же, Коммунистич. воспитание детей и подростков, там же, т. 4, М., 1959; её же, К вопросу об отмене детского труда, там же; Макаренко А. С., Трудовое воспитание. [Сост. Л. Ю. Гордин], М., 1964; Бушли А. К., Нравственное воспитание уч-ся-подростков в общественно полезном труде, М., 1960; Свадковский И. Ф., О воспитании трудолюбия у детей, 2 изд., М., 1959; Гордин А. Ю., Производительный труд уч-ся в восьмилетней школе, «Школа и производство», 1963, № 10; его же, Труд в городской восьмилетней школе, «Сов. педагогика», 1964, № 5.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.

источник

Положение об организации общественно полезного труда обучающихся I. Общие положения 1.1. Общественно полезный труд обучающихся в школе

Положение
об организации общественно полезного труда обучающихся

1.1. Общественно полезный труд обучающихся в школе организуется в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиНа 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профильного обучения и труда подростков», Уставом школы.

1.2. Направлениями общественно полезного труда являются работы для своей школы по охране природы и благоустройству ее территории.

1.3. Педагоги школы осуществляют педагогическое руководство трудовой деятельностью обучающихся, обеспечивают связь с трудовым обучением, общеобразовательной подготовкой, воспитательную и профориентационную направленность.

1.4. Конкретное содержание общественно полезного труда обучающихся определяется руководителем школы по согласованию с родителями обучающихся ( их законными представителями ).

1.5. На общественно полезный труд выделяется время от 0,5 часа до 1,5 часа в зависимости от характера выполняемой деятельности.

· формирование осознанной потребности в труде,

· воспитание уважения к людям труда,

· воспитание заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе,

· закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения,

· участие в экологически значимой деятельности обучающихся на территории школы.

III. Содержание и организация общественно полезного труда обучающихся.

3.1. Общественно полезный труд является составной частью содержания трудового обучения и воспитания обучающихся.

3.2. Формы организации общественно полезного труда включают:

· субботники, экологические акции и десанты,

· работу в летнем оздоровительном учреждении дневного пребывания,

3.3. При организации общественно полезного труда необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда.

4.1. Обучающиеся допускаются к участию в общественно полезном труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, а также обучения безопасным приемам труда и проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

4.2. Запрещается привлечение обучающихся к работам:

· противопоказанным их возрасту,

· опасным в эпидемиологическом отношении,

· связанным с применением ядохимикатов,

· с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

4.3. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляют учителя и воспитатели.

5.1. Обучающиеся школы, участвующие в общественно полезном труде, организаторы и руководители труда школьников могут поощряются в установленном порядке.

Программа «Общественно-полезный труд»

Общественно- полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

В основных направлениях реформы общеобразовательной школы особое значение придается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания. Используя широкие возможности общественно- полезного труда, следует прививать младшим школьникам необходимые в жизни навыки самообслуживания, приемы ручной работы с различными материалами, умение ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия, участвовать в благоустройстве школьных дворов, оздоровительных площадок и других общественно полезных делах.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. ^ Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в школе, классе, на учебно-опытном участке, школьном дворе. Учащихся приучают к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию своих вещей в определенном месте, пришиванию пуговиц, чистке обуви и одежды и др. Их привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой, к уборке классных помеще­ний, рабочей комнаты, коридоров, уходу за растениями в классах, на учебно-опытном участке школы. Учащиеся могут зани­маться подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др. Самообслуживание планируется учителем, в общем плане предусматриваются виды работ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, место и сроки проведения, материальное обеспечение.

Работа организуется по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказы­вают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюде­ние правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окру­жающей среды, ставят задачу выполнения задания в опреде­ленный срок.

Основное условие успеха воспитательной работы — единство требований к учащимся школы и семьи. Для достижения такого единства воспитатели школы проводят беседы с родителями об обязанностях учащихся по самообслуживанию в дома.

Трудовая деятельность учащихся поощряется учителем в устной форме, как в процессе выполнения работы, так и после ее завершения. При этом обращается внимание на то, как выполняется работа (порядок на рабочем месте, аккуратность, помощь товарищу, качество выполненной работы и др.).

В школе дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. Создаются уголки живой природы, проводятся вечера и праздники знатоков природы..

В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе.

Организуя труд на цветнике, учебно-опытном участке, можно выработать у учащихся жизненно необходимые практические навыки.

В младших классах, как правило, ученики выращивают цветочные растения. Они обрабатывают почву, высевают семена цветочных культур в грунт, ведут уход за посевами, удаляя сорняки, проводя полив и т. д.

Работа с однолетними растениями должна чередоваться с уходом за многолетними цветами. Необходимо так подобрать культуры, чтобы с весны до осени — всегда были цветущие растения. Обилие их вызывает у школьников радость от проделанной работы.

Внеурочное время предусматриваются специальные трудовые занятия на территории школы. Осенью дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках. Зимой своевременно нужно очищать от заносов запасные выходы, подъезды и подходы к школе. Весной учащиеся отбрасывают снег от стен школы, прокапывают канавы для вешних вод, разбрасывают слежавшийся снег, убирают вытаявший после зимы мусор. Как правило, хозяйственная необходимость этих работ осознается учащимися без долгих убеждений.

Если же у учащихся возникает нежелание наводить порядок во дворе школы, преодолеть его можно с помощью индивидуальных заданий и строгого учета, различных моральных поощрений. Быстрое выполнение задания не освобождает сильных учеников от помощи слабым и особенно девочкам. После уборки полезно бывает в качестве подведения итогов собрать всю группу и показать ей результаты работы. Прилегающая к школе территория, т. е. все то, что находится в непосредственной близости от школы, представляет объект для организованного детского труда по благоустройству. Осенью необходимо прочистить канавы, убрать отмирающие растения, листья, засохшие и ломанные ветки, обрезать лишние ветки на деревьях и кустарниках. Зимой воспитанники расчищают от снега и льда дорожки, во время гололеда посыпают их песком. Весной перекапывают цветники, окапывают кусты и деревья, сажают но­вые, выращивают цветы, борются с сорняками, поправляют и ремонтируют изгороди, тротуары и дороги.

При проведении этих работ приходится часто напоминать учащимся об осторожности, так как работают они вблизи проезжей части улицы, а то и на ней. Особенно много внимания необходимо уделять младшим учащимся, которые, расшалившись, могут выбежать на проезжую часть улицы. Учителям приходится держать детей компактно, хотя это нередко и мешает работе. Если на школьном дворе группа может быть рассредоточена, то за пределами школьной территории этого делать нельзя, иначе можно потерять управление детьми.

Много объектов общественно полезного труда дети найдут в микрорайоне школы. Работа по благоустройству воспитывает у школьников такие качества, как хозяйственность, аккуратность, способствует возникновению чувства сопричастности к заботам своего города.

Материалы реформы ориентируют учительство на необходимость экономического воспитания учащихся. Большое значение придается воспитанию у учащихся бережного отношения к общественному достоянию, школьному имуществу, учебникам, привитию навыков рачительного хозяйствования. Формирование этих качеств — неотделимая часть процесса трудового воспитания учащихся. Экономическое воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, планируемой работой в школе, микрорайоне.

Родители по рекомендации педагогов продолжают целенаправленное трудовое воспитание детей дома. Труд взрослых и детей по хозяйству закрепит приобретаемые учениками умения и навыки, превратит труд в привычку, которая не будет отягощать детей, а станет их потребностью.

^ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА.

ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА

Трудовое воспитание — процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов и диафильмов, экскурсии, ‘встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры. Но главное — это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения и навыки.

«Примерным содержанием воспитания школьников» и учебными программами предусматриваются разнообразные виды общественно полезного труда младших школьников:

1.Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений; определение сроков посева семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора, близлежащей улицы, посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.

Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Помощь шефам в уборке территории двора, усадьбы и помещений. Выполнение поручений ГАИ, пожарных инспекций, почты, общества охраны природы и других организаций.

Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

Названные виды труда не исчерпывают всего многообразия видов общественно полезного труда. В каждой школе и классе учитывают местные условия, ближайшее окружение и находят свои виды труда.

Что же должен делать учитель, чтобы детский труд стал содержательным?

  1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.
  2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.
  3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
  4. Использовать в системе такие трудовые задания, кото­рые требуют применения на практике знаний, рациональных дей­ствий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации труда должно быть сосредоточено внимание учителей и воспитателей. В этом ключ к использованию воспитательных и образовательных возможностей общественно полезного труда школьников в его коллективных формах.

Читайте также:  Виноград его полезные свойства

Ожидаемый результат
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;
— развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
— вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;
-формирование активной жизненной позиции.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТЫ

ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

Экскурсия по школе, в библиотеку и на пришкольный участок. Встреча с работниками библиотеки. Прогулки в лес, парк, сквер: наблюдение за трудовой деятельностью людей; сбор опавших листьев для гербариев. Выполнение обязанностей санитаров, цветоводов, хозяйственников и дежурных. Экскурсия «Наша улица — частица Родины». Беседы: «Кто для нас трудится», «Для чего руки нужны», Участие в операции «Наша улица», «Чистый город». Утренник «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки», «В гостях у Мойдодыра». Конкурс «Что растет на грядке?».

Беседы: «Говорят ли вам «спасибо»?», «Как мы помогаем дома?», Инсценировка «Говорят вещи (книга, карандаш, тетрадь, парта)». Смотры сохранности учебников и тетрадей. Посты бережливых. Организация соревнования между рядами. Сборы «Кто что умеет делать?», «Когда мамы дома нет». Занятие «Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки). Выставка рисунков «Я помогаю дома». Сооружение снежной горки для катания на санках. Экскурсия в зимний лес. Подкормка зимующих птиц.

Беседы: «Всякая вещь трудом создана», «Есть профессий на свете немало», «О самых важных событиях в стране».

Чтение книг и рассказов о труде. Чтение рассказов, стихотворений и статей из журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» и детских журналов.

Экскурсия на почту. Игра в почту. Праздник сказки. Чтение сказок, постановка инсценировок на темы народных сказок. Рисунки к прочитанным сказкам (для выставки).

Праздник посвященный Дню Российской Армии и Военно-Морского Флота. Выставка поделок и рисунков по военной тематике. Классные часы «Наши папы и мамы на работе», «Как мы учились выполнять работу по дому

Праздник «Мамин день». Конкурс-выставка рисунков и поделок (подарков для мам, бабушек, старших сестер). Участие в празднике «Птицы — наши друзья». Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Конкурс «Кто нас обслуживает?». Изготовление поделок из природного материала. Выставки книг и тетрадей.

Беседы: «Чувствуй себя за все в ответе», «Кого называют трудолюбивым?», «Мой друг — режим», «Про колосок и хлеба кусок». Подготовка к Дню космонавтики: игры, соревнования, изготовление из бумаги и картона ракетопланов и самолетов, рисование и лепка. Классный час «Книжкины именины». Участие в празднике «Хлеб — наше богатство». Экскурсия в магазин. Игра в «магазин». Выход во двор школы. Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях. Весенние работы на пришкольном участке. Операции «Чистый двор», «Послушная метелка» (уборка улицы, части сквера или парка). Сбор «Чему мы научились?». Выставка рисунков, поделок, макетов, вышивок. Подведение итогов выполнения общественных поручений. Задания на лето.

источник

Общественно полезный труд подразделяется на три вида: физический; умственный; смешанный. [1]

Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе, — говорится в статье 14 Конституции СССР. [2]

Любой общественно полезный труд имеет большое значение в жизни человека и всего общества, поскольку человек, общество может потреблять лишь то, что создается трудом. Труд создал и самого человека, его прямую походку, высвободив руки для труда, его речь для общения в процессе общего труда. [3]

Обеспечение высокой эффективности общественно полезного труда невозможно без формирования соответствующего отношения к нему представителей общества, чему за рубежом, например, в Японии 1 уделяется самое пристальное внимание. Принимая те или иные программы развития экономики, всегда предполагают ( в явном или неявном виде), чте исполнители этих программ будут действовать вполне определенным образом, то есть такие программы опираются на некоторые модели поведения людей, хотя разработчики программ в ряде случаев даже не подозревают об этом. От того, насколько эти модели соответствуют действительности, во многом зависит успех или неудача в достижении целей программы, даже при ее 100 % — ном обеспечении материальными ресурсами. Опыт реализации принятых в стране в недалеком прошлом продовольственной программы, программы развития Нечерноземья, программы жилищного строительства и т.п. свидетельствует о том, что с заложенными в их основу моделями поведения дела обстояли не совсем благополучно. Исходный постулат, в соответствии с которым прогнозировалось интенсивное развитие социалистической экономики, заключался в следующем: общественная собственность на средства производства означает, что трудящиеся работают на себя, а это, в свою очередь, стимулирует их трудиться более производительно, чем при работе на собственника-капиталиста. [4]

Учащиеся, занятые общественно полезным трудом на предприятиях или в кооперативах, могут являться членами профессиональных союзов СССР. [5]

Не забывайте, что общественно полезный труд учащихся должен быть подчинен учебным и воспитательным целям. [6]

Поэтому задача повышения производительности общественно полезного труда заключается в уменьшении суммы обоих видов труда, затрачиваемого в единицу времени. Отсюда одной из основных задач технологии машиностроения является непрерывное снижение себестоимости выпускаемой продукции. [7]

В соответствии с Конституцией СССР общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в советском обществе. Социалистическое общенародное государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряет новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека. Священным долгом каждого гражданина СССР является защита социалистического Отечества, укрепление дружбы наций и народностей Советского многонационального государства, забота о воспитании подрастающего поколения. [8]

Заработная плата — это оплата общественно полезного труда , труда в коллективе, в общественном хозяйстве на благо всего общества и, кроме того, главный источник дохода рабочих и служащих, посредством которого устанавливается зависимость степени удовлетворения их потребностей от количества и качества труда; поэтому в заработной плате переплетаются, скрещиваются экономические интересы всего общества, трудового коллектива и каждого работника. [9]

Недооцениваются возможности таких сфер приложения общественно полезного труда , как кооперативная и индивидуальная трудовая деятельность, работа не полный день, надомный труд. Если в среднем по СССР в кооперативах занято 0 9 процента трудоспособного населения, то в Узбекской ССР и Киргизской ССР — 0 7, в Таджикской ССР — 0 5, в Азербайджанской ССР — 0 4 процента. Индивидуальной трудовой деятельностью занято в Таджикистане, Киргизии, Азербайджане до 0 3 процента трудоспособного населения, что ниже, чем в целом по стране. [10]

Большую роль в формировании специалиста играет общественно полезный труд студентов . [12]

Опыт разграничения сферы приложения производительного и общественно полезного труда на однородные виды деятельности, накопленный отдельными странами-членами СЭВ в процессе строительства социализма, обобщен и систематизирован в методологическом документе Классификация отраслей народного хозяйства стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи. Унификация содержания национальных сводно-экономических классификаторов Постоянной комиссии СЭВ по сотрудничеству в области статистики была осуществлена еще в начале 60 — х годов, в результате чего был разработан первоначальный ( 1966 г.), а затем ( 1975 г.) усовершенствованный вариант международной научно обоснованной рекомендации группировки предприятий, учреждений и организаций в отрасли хозяйства. В этих методологических рекомендациях обосновываются принципы объединения хозяйственных единиц в различные по своему уровню экономические классы: виды деятельности, укрупненные группы отраслей, отрасли, подотрасли. [13]

В предъюбилейных обязательствах магнитогорцев важное место занимает общественно полезный труд . Каждый комсомолец города отработает не менее 10 часов на воскресниках на строительстве стана 2500 холодной прокатки, на благоустройстве новых жилых районов, закладке скверов и парков. [14]

БРОДЯЖНИЧЕСТВО И ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО — формы уклонения от общественно полезного труда , связанные с па-разитич. [15]

источник

Участие детей в общественно полезном труде является необходимым условием воспитания в любом обществе. В общественно полезном труде есть проявление высокой сознательности и инициативы, подчинения узко личных интересов высоким идеалам нового общества. В этих условиях выполнение работы на общественных началах стало нормой поведения человека. Народные дружины, ателье добрых услуг при многих домохозяйствах, участие в благоустройстве и озеленении городов, общественный контроль над работой магазинов, столовых привлекают огромное количество людей, которые не хотят жить по принципу: “Моя хата с краю”. Строительство новых городов, гидроэлектростанций, освоение целинных и залежных земель, разбивка парков, помощь крестьянским хозяйствам — все это совершается при непосредственном участии молодежи.

В нашей школе вся трудовая деятельность учащихся: самообслуживание, производительный и даже учебный труд — должна носить общественно полезный характер, так как труд, лишенный идейной направленности, высокой цели, для воспитания является процессом нейтральным. Даже производственный труд старших учащихся, который объективно всегда должен быть общественно полезным, может оказаться нейтральным процессом, если высокая социальная цель его будет заслоняться иными, узкими, эгоистическими целями (например, заработать побольше денег). Снижение мотивации любого, пусть самого значительного, вида труда может иметь отрицательные последствия: стремление выбирать работу полегче, повыгоднее, делать быстрее в ущерб качеству, где можно — словчить.

Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.

Окончив вспомогательную школу, наши учащиеся приходят на производство, вливаются в рабочие коллективы, в коллективы общежитий, поэтому школы должны подготовить ребят к тому, чтобы они были не только хорошими производственниками, но и участвовали во всей общественной жизни. Конечно, эта задача должна решаться сообразно с возможностями каждого ребенка. Школа VIII вида дает нашим учащимся возможность разобраться в человеческих отношениях, найти свое место в жизни, причем моральная победа ребенка над имеющимся органическим дефектом и всеми его отрицательными последствиями часто приходит именно в процессе активного участия в общественно полезном труде.

Самым главным и самым ценным в общественно полезном труде являются его высокие мотивы, которые хорошо понятны детям. Труд на общую пользу, во имя высокой цели — вот мотивация общественно полезной деятельности. Для учащихся она воплощается в мотивах: “Поможем детскому саду”, “Сделаем наглядные пособия для урока”, “Поможем школе, городу, селу, нашим шефам”.

Характер и глубина мотивации общественно полезного труда с возрастом усложняются и развиваются. Для младшего школьника это чаще всего труд по самообслуживанию, который помогает понять необходимость труда для других людей, для коллектива (“Уберем класс, нянечкам будет легче”, “Не будем сорить, дежурным легче”). Мотивация эта бывает более ограниченной и узкой, связанной с достижением конкретной цели, не выходящей за пределы личного опыта ребенка.

Подростки, трудовой опыт и знания которых расширяются, могут руководствоваться уже более отдаленными мотивами: “Сделаем для детского сада игрушки”, “Поможем малышам”. В этом они часто осознают свой гражданский долг. Поэтому при выполнении учащимися любых общественно полезных дел нужно показывать общественную необходимость их труда, ставить перед ними доступную и вместе с тем значительную в общественном отношении цель.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с учащимися вспомогательных школ, страдающими пассивным отношением к жизни.

Н.К.Крупская неоднократно указывала на то, что детскую активность надо направлять на поиски общественно полезных дел. Необходимо, чтобы каждый школьник пристально вглядывался в жизнь, умел видеть сам, что ему нужно сделать для общества.

Опыт работы школ VIII вида говорит о том, что эти формы вполне могут быть использованы при организации общественно полезного труда учащихся.

Общественно полезный труд учащихся нельзя ограничить заранее составленной программой, здесь можно указать лишь примерный перечень трудовых дел, так как решать эти вопросы в связи с жизнью данной школы, без учета необходимости данного вида работы, без учета особенностей коллектива нельзя.

Учащиеся школ VIII вида принимают участие в общественно полезном труде, который можно разделить на две группы:

общественно полезный труд в школе;

общественно полезный труд вне школы.

При этом конкретные дела для учащихся городских и сельских школ будут различны.

К первой группе следует отнести: участие в самообслуживании, изготовление и ремонт учебного оборудования и инвентаря, участие в ремонте школьного здания, выполнение заказов предприятий и организаций в учебных мастерских, работу на пришкольном участке и благоустройстве школьной территории, помощь в работе библиотеки и методического кабинета школы.

Ко второй группе можно отнести: работы по охране в близлежащих скверах зеленых насаждений, заготовку и развешивание кормушек для птиц, заботу о памятниках героям, помощь предприятиям, общественно полезный труд в лагерях летнего отдыха, сбор лекарственных растений.

В сельской школе в содержание общественно полезного труда входит участие детей в сельскохозяйственных работах.

Каждый школьник принимает участие в разнообразных видах общественно полезного труда, что дает ему возможность овладеть большим количеством навыков, полезных в практической жизни, выработать привычку часть своего времени отдавать общественным делам.

Читайте также:  Чем полезен отказ от мяса

Однако воспитательное значение общественно полезных дел зависит не только от выбора объекта труда, распределения заданий между учащимися и учета их работы. Оно зависит и от сознательного подхода к выполняемой работе и положительного, эмоционального отношения к ней. Важно поэтому все время поддерживать бодрый ритм работы, не допускать спада настроения. Наибольший подъем вызывает успех, он приносит удовлетворение от общественной деятельности, является залогом положительного отношения к работе и стимулом развития общественной активности.

В общественно полезном труде всегда должно быть место для детского изобретательства и творчества. Развитию изобретательности, находчивости, смекалки способствует соревнование на лучшую организацию выполнения полезных дел, на лучшее качество работы и т.д. Соревнование поддерживает трудовой подъем, побуждает каждого жить общими интересами.

В младших классах общественно полезные дела тесно связаны с ручным трудом, самообслуживанием. А в старших классах часто устанавливается связь между трудом общественно полезным и производительным. Чем старше учащиеся, тем более тесная связь у них с окружающей действительностью, тем ближе они знакомятся с трудом и жизнью людей.

источник

Полезный атавизм Первый обход мы начали с Мальчиком с того путика, где еще в начале зимы он водил меня по забытым тропам, а потом прихватил первого соболя. Не проверял я этот путик два с лишним месяца, то есть с середины ноября. Естественно, лыжня давно исчезла. Но я теперь

Полезный атавизм Первый обход мы начали с Мальчиком с того путика, где еще в начале зимы он водил меня по забытым тропам, а потом прихватил первого соболя. Не проверял я этот путик два с лишним месяца, то есть с середины ноября. Естественно, лыжня давно исчезла. Но я теперь

Полезный подарок Накануне Вовкиного дня рождения у нас в доме состоялся семейный совет.– Терпеть не могу делать бесполезные подарки! – начала разговор его бабушка, моя мама.– А сколько у нас выделено для этого денег? – поинтересовалась Вовкина мама, моя жена

Полезный совет Родители Андрея Миронова — артисты А. Менакер и М. Миронова — решили сделать из мальчика пианиста. И заставляли Андрея играть на фортепьяно по два часа в день. Занятия эти шли неважно — по разным причинам не давалось ему исполнительское искусство. Но он

4.2.2. Социально-экономический строй общества, общественно-экономический уклад, способ производства, общественно-экономическая формация и параформация

4.2.2. Социально-экономический строй общества, общественно-экономический уклад, способ производства, общественно-экономическая формация и параформация Как уже отмечалось, согласно материалистическому пониманию истории, в основе эволюции человеческого общества лежит

1.2.7. Общественно-экономический уклад и подуклад, способ и образ производства, общественно-экономическая формация и параформация

1.2.7. Общественно-экономический уклад и подуклад, способ и образ производства, общественно-экономическая формация и параформация Социально-экономический строй разных обществ может быть совершенно разным по своему характеру. Как известно, существует несколько

§ 5. Тип социально-экономических отношений, общественно-экономический уклад, способ производства, базис и надстройка, общественно-экономические формации и параформации

§ 5. Тип социально-экономических отношений, общественно-экономический уклад, способ производства, базис и надстройка, общественно-экономические формации и параформации Как явствует из сказанного выше, существует несколько качественно отличных друг от друга типов

IV Общественная деятельность и общественно-полезный труд А. Какие общественные обязанности имеет (постоянные, разовые, не имеет). Как их выполняет.Б. Какие общественные поручения хотел бы иметь и в какой области.В. Какое участие принимает в классных и школьных

30. Воспитательная работа с осужденными, общественно-полезный труд и его функции Воспитательные мероприятия являются необходимым условием исправления осужденных. Они включают разнообразные средства и методы в зависимости от личностных свойств воспитуемых. Среди них

63. Общественно полезный труд и профессиональная подготовка Общественно полезный труд также относится к основным средствам исправления осужденных. В исправительных учреждениях он используется в воспитательных целях. В ч. 1 ст. 103 УИК РФ говорится: «Каждый осужденный к

Общественно полезный труд и профессиональная подготовка Общественно полезный труд также относится к основным средствам исправления осужденных. В исправительных учреждениях он используется в воспитательных целях. В ч. 1 ст. 103 УИК РФ говорится: «Каждый осужденный к

Общественно полезный труд как средство исправительно-трудового

13. Полезный Влюбился в ведьму рационалист И в камень превращен в процессе спора: Сверхпопулярный тронулся, когда все отреклись, И сверхбогач добычей стал для вора, И озверел от поцелуев сверхсамец. Но зелья действия надолго не хватило, Хотя восстановилась под

источник

Участие детей в общественно полезном труде является необходимым условием воспитания в любом обществе. В общественно полезном труде есть проявление высокой сознательности и инициативы, подчинения узко личных интересов высоким идеалам нового общества. В этих условиях выполнение работы на общественных началах стало нормой поведения человека. Народные дружины, ателье добрых услуг при многих домохозяйствах, участие в благоустройстве и озеленении городов, общественный контроль над работой магазинов, столовых привлекают огромное количество людей, которые не хотят жить по принципу: “Моя хата с краю”. Строительство новых городов, гидроэлектростанций, освоение целинных и залежных земель, разбивка парков, помощь крестьянским хозяйствам — все это совершается при непосредственном участии молодежи.

В нашей школе вся трудовая деятельность учащихся: самообслуживание, производительный и даже учебный труд — должна носить общественно полезный характер, так как труд, лишенный идейной направленности, высокой цели, для воспитания является процессом нейтральным. Даже производственный труд старших учащихся, который объективно всегда должен быть общественно полезным, может оказаться нейтральным процессом, если высокая социальная цель его будет заслоняться иными, узкими, эгоистическими целями (например, заработать побольше денег). Снижение мотивации любого, пусть самого значительного, вида труда может иметь отрицательные последствия: стремление выбирать работу полегче, повыгоднее, делать быстрее в ущерб качеству, где можно — словчить.

Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.

Окончив вспомогательную школу, наши учащиеся приходят на производство, вливаются в рабочие коллективы, в коллективы общежитий, поэтому школы должны подготовить ребят к тому, чтобы они были не только хорошими производственниками, но и участвовали во всей общественной жизни. Конечно, эта задача должна решаться сообразно с возможностями каждого ребенка. Школа VIII вида дает нашим учащимся возможность разобраться в человеческих отношениях, найти свое место в жизни, причем моральная победа ребенка над имеющимся органическим дефектом и всеми его отрицательными последствиями часто приходит именно в процессе активного участия в общественно полезном труде.

Самым главным и самым ценным в общественно полезном труде являются его высокие мотивы, которые хорошо понятны детям. Труд на общую пользу, во имя высокой цели — вот мотивация общественно полезной деятельности. Для учащихся она воплощается в мотивах: “Поможем детскому саду”, “Сделаем наглядные пособия для урока”, “Поможем школе, городу, селу, нашим шефам”.

Характер и глубина мотивации общественно полезного труда с возрастом усложняются и развиваются. Для младшего школьника это чаще всего труд по самообслуживанию, который помогает понять необходимость труда для других людей, для коллектива (“Уберем класс, нянечкам будет легче”, “Не будем сорить, дежурным легче”). Мотивация эта бывает более ограниченной и узкой, связанной с достижением конкретной цели, не выходящей за пределы личного опыта ребенка.

Подростки, трудовой опыт и знания которых расширяются, могут руководствоваться уже более отдаленными мотивами: “Сделаем для детского сада игрушки”, “Поможем малышам”. В этом они часто осознают свой гражданский долг. Поэтому при выполнении учащимися любых общественно полезных дел нужно показывать общественную необходимость их труда, ставить перед ними доступную и вместе с тем значительную в общественном отношении цель.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с учащимися вспомогательных школ, страдающими пассивным отношением к жизни.

Н.К.Крупская неоднократно указывала на то, что детскую активность надо направлять на поиски общественно полезных дел. Необходимо, чтобы каждый школьник пристально вглядывался в жизнь, умел видеть сам, что ему нужно сделать для общества.

Опыт работы школ VIII вида говорит о том, что эти формы вполне могут быть использованы при организации общественно полезного труда учащихся.

Общественно полезный труд учащихся нельзя ограничить заранее составленной программой, здесь можно указать лишь примерный перечень трудовых дел, так как решать эти вопросы в связи с жизнью данной школы, без учета необходимости данного вида работы, без учета особенностей коллектива нельзя.

Учащиеся школ VIII вида принимают участие в общественно полезном труде, который можно разделить на две группы:

· общественно полезный труд в школе;

· общественно полезный труд вне школы.

При этом конкретные дела для учащихся городских и сельских школ будут различны.

К первой группе следует отнести: участие в самообслуживании, изготовление и ремонт учебного оборудования и инвентаря, участие в ремонте школьного здания, выполнение заказов предприятий и организаций в учебных мастерских, работу на пришкольном участке и благоустройстве школьной территории, помощь в работе библиотеки и методического кабинета школы.

Ко второй группе можно отнести: работы по охране в близлежащих скверах зеленых насаждений, заготовку и развешивание кормушек для птиц, заботу о памятниках героям, помощь предприятиям, общественно полезный труд в лагерях летнего отдыха, сбор лекарственных растений.

В сельской школе в содержание общественно полезного труда входит участие детей в сельскохозяйственных работах.

Каждый школьник принимает участие в разнообразных видах общественно полезного труда, что дает ему возможность овладеть большим количеством навыков, полезных в практической жизни, выработать привычку часть своего времени отдавать общественным делам.

Однако воспитательное значение общественно полезных дел зависит не только от выбора объекта труда, распределения заданий между учащимися и учета их работы. Оно зависит и от сознательного подхода к выполняемой работе и положительного, эмоционального отношения к ней. Важно поэтому все время поддерживать бодрый ритм работы, не допускать спада настроения. Наибольший подъем вызывает успех, он приносит удовлетворение от общественной деятельности, является залогом положительного отношения к работе и стимулом развития общественной активности.

В общественно полезном труде всегда должно быть место для детского изобретательства и творчества. Развитию изобретательности, находчивости, смекалки способствует соревнование на лучшую организацию выполнения полезных дел, на лучшее качество работы и т.д. Соревнование поддерживает трудовой подъем, побуждает каждого жить общими интересами.

В младших классах общественно полезные дела тесно связаны с ручным трудом, самообслуживанием. А в старших классах часто устанавливается связь между трудом общественно полезным и производительным. Чем старше учащиеся, тем более тесная связь у них с окружающей действительностью, тем ближе они знакомятся с трудом и жизнью людей.

источник

В разделе Домашние задания на вопрос напишите пожалуйста правила для этих слов! (как пишутся слитно или через дефис!)? огромное спс заранее заданный автором шеврон лучший ответ это Овощно-мясные консервы, угольно-графитовый стержень, хлебобулочный комбинат, машинопрокатный стан, лесостепная зона, лесисто-болотистая местность, геологоразведочная станция, северорусские достопримечательности, северно-русские говоры, старославянский язык, западноевропейская литература, Западно-Сибирская магистраль, горнодобывающая промышленность, древнеримские полководцы, сильнодействующее лекарство, декоративно-прикладное искусство, электронно-вычислительные машины, южно-китайские диалекты, юго-восточный ветер, сердечно-сосудистая система, сине-фиолетовые волны, свежеиспеченный хлеб, белоснежная скатерть, железобетонное перекрытие, пуленепробиваемый жилет, многообещающий проект, общественно полезный труд, социально-экономический процесс, социально опасный эксперимент.
Пишутся СЛИТНО:
1. Сложные прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью, то есть таких сочетаний, в которых есть главное и зависимое слово (от главного слова к зависимому слову можно задать вопрос)
древнеримские полководцы (древний Рим)
2. Сложные прилагательные, образованные путём сращения словосочетания (наречие + прилагательное / причастие) в одно слово. Как правило, это научно-технические термины и выражения, используемые в книжной речи, первая часть которых образуется из наречий: высоко, низко, выше, ниже, глубоко, мелко, легко, тяжело, остро, плоско, широко, узко, сильно, слабо, тонко, круто, крупно
сильнодействующее лекарство
Пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС:
1. Сложные прилагательные, образованные от сочетаний с сочинительной связью (между словами, образующими такое сочетание, можно поставить сочинительные союзы и; но; не только.. ,но и) , или образованные от слов, обозначающих неоднородные признаки
овощно-мясные консервы (овощные и мясные)
2. Сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или другие качества (вкусовые, слуховые и др. ) с оттенком
сине-фиолетовые волны
3. Сложные прилагательные, входящие в состав некоторых географических названий, образованных от словосочетаний с подчинительной связью
Западно-Сибирская магистраль
Следует различать термины и книжные слова, которые образованы путём сращения, от соответствующих сочетаний «наречие + прилагательное/причастие» , которые пишутся РАЗДЕЛЬНО. Слова в таких словосочетаниях сохраняют свою самостоятельность: от прилагательного/причастия можно поставить вопрос к наречию; их можно поменять местами; каждое из этих слов может иметь при себе зависимые слова.
социально опасный эксперимент
подробнее

Ответ от сложносокращенный[активный]слитно: если образовано от словосочетания (лесостепной — от «лесная степь, западносибирская и т. п. )
через дефис — если части света, приставки унтер-, лейб, т. п. В основном так

Овощно-мясные консервы, угольно-графитовый стержень, хлебобулочный комбинат, машинопрокатный стан, лесостепная зона, лесисто-болотистая местность, геологоразведочная станция, северо-русские достопримечательности, северно-русские говоры, старославянский язык, западноевропейская литература, Западносибирская магистраль, горнодобывающая промышленность, древнеримские полководцы, сильнодействующее лекарство, декоративно-прикладное искусство, электронно-вычислительные машины, южнокитайские диалекты, юго-восточный ветер, сердечнососудистая система, сине-фиолетовые волны, свежеиспеченный хлеб, белоснежная скатерть, железобетонное перекрытие, пуленепробиваемый жилет, многообещающий проект, общественно-полезный труд, социально-экономический процесс, социально опасный эксперимент.

источник

Источники:
  • http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9
  • http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s01/e0001673/index.shtml
  • http://pandia.ru/text/81/182/5448.php
  • http://www.ngpedia.ru/id527862p1.html
  • http://studfiles.net/preview/1721167/page:30/
  • http://slovar.wikireading.ru/3462966
  • http://helpiks.org/5-10821.html
  • http://22oa.ru/obshchestvenno-poleznyy/