Меню Рубрики

Какое значение имеют запасы полезных ископаемых для развития цивилизации

§ 37. Использование и охрана недр

Вспомните
Основные
месторождения
полезных
ископаемых:
каменного угля,
нефти,
газа
железной руды,
цветных металлов в России и в мире
Методы добычи,
обогащения и использования
полезных ископаемых.


Недра и их значение для человека.
Недра — это верхняя часть земной коры, в которой добывают полезные ископаемые. Исключительно важное значение полезных ископаемых в развитии человеческого общества отражено в названиях длительных исторических периодов: «каменный», «бронзовый», «железный».

В настоящее время использование полезных ископаемых достигло максимума и темпы эксплуатации их запасов продолжают возрастать.

Большинство полезных ископаемых относится к невозобновимым природным ресурсам, и их запас уменьшается по мере использования. По прогнозам ученых, в начале XXI века человечество исчерпает пятую часть железных руд, половину запасов никеля и кобальта, большую часть запасов свинца, цинка, вольфрама (рис. 122). В настоящее время многие богатые месторождения с высоким содержанием металлов в рудах уже отработаны и используют бедные месторождения. Например, сейчас считается рациональной разработка медных руд с содержанием меди менее 1% — в 10 раз ниже, чем в первой половине XIX века.

Создаются новые технологии извлечения металла, обогащения и переработки руд. Следовательно, одной из важнейших задач охраны недр является бережное расходование минеральных и энергетических ресурсов.

Потери при разработке полезных ископаемых достигают огромных размеров. Так, при мировой добыче ежегодно теряется меди 600 тыс. т, свинца — 300, цинка — 500. Отдача нефтеносных слоев в 1975 г. не превышала 30%, к концу столетия она достигла почти 40%.

При современных технологиях добычи и переработки только 1—5% от всего объема извлекаемых полезных ископаемых реализуется в виде чистой продукции, а остальное является отходами. Поэтому важнейшим направлением в рациональном использовании и охране недр является совершенствование методов добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых.

Добывая полезные ископаемые шахтным и открытым методом, человек иногда полностью преобразует природные ландшафты. Сейчас открытым способом в мире добывают до 70% минерального сырья. В районах открытых горных разработок обычными становятся безжизненные рукотворные, «лунные» ландшафты. Такие рукотворные каньоны, «лунные долины», характерны для Курской магнитной аномалии, Криворожского бассейна, Черемховского угольного месторождения.

Охрана недр включает в себя максимально полное использование разрабатываемых месторождений, что позволяет не начинать разработку новых. Полнота выработки служит характеристикой рациональности работы добывающего предприятия.

Преимущество отдается открытым способам добычи полезных ископаемых, при которых месторождения разрабатываются с более высоким КПД. Наиболее полной выработке месторождений способствует использование сопутствующих компонентов. Так, рационально одновременно с железом добывать сопутствующие ему титан, ванадий, молибден, кобальт, вместе с медью — кадмий, селен, галлий, вместе с нефтью — иод, бром, серу. Применяемая ранее добыча только одного металла на месторождении полиметаллических руд считается сейчас нерациональной.

Большое значение в сохранении месторождений полезных ископаемых имеет использование в промышленности вторичного сырья. Так, существенное увеличение производства металлов может быть достигнуто благодаря сбору и использованию металлолома. Общая масса изделий из металла, которые сейчас находятся в обращении, составляет 6 млрд т. Многие изделия сравнительно быстро изымаются из обращения из-за технического износа и морального старения. Подсчитано, что 20—25/о металла, заключенного в них, может сравнительно быстро вновь использоваться в производстве, а еще 40—45% — через более долгий срок. Общие запасы потенциального металлолома таковы, что могут долгое время полностью удовлетворять промышленность в сырье. При этом чугунного или стального лома может сберечь 3,5 т минерального сырья, 2 т железной руды, 1 т кокса и 0,5 т известняка.

Для сокращения потерь при транспортировке сырья все чаще переходят на использование трубопроводов и контейнеров. Газопроводы и нефтепроводы постепенно вытесняют другие средства доставки газа и нефти по суше.

Одним из путей сохранения полезных ископаемых служит использование попутных энергетических ресурсов. Например, мало используется тепло, образующееся при сжигании топлива на цементных заводах, в мартеновских печах. Оно в этих производствах теряется и рассеивается вместе с отходящим паром.

Экономия ископаемых энергетических ресурсов возможна также при переходе на использование альтернативных источников энергии — геотермальных вод, энергии солнца, ветра и морских приливов.

Важное значение имеет замена редкого минерального сырья синтетическими материалами. Металлы во многих случаях успешно заменяют пластмассами.

Охрана природной среды при разработке полезных ископаемых. Добыча полезных ископаемых сопровождается существенными изменениями окружающей природной среды из-за создания отвалов, терриконов, карьеров, появления провальных воронок, загрязнения воздуха, воды, почвы. Отвалы образуются из пустой породы, которую поднимают из недр вместе с рудой и углем и после сортировки сваливают вблизи шахт и штолен. Порода, сложенная в терриконы и содержащая остатки каменного угля, часто самовозгорается. Поэтому терриконы дымят в течение многих лет, дополнительно загрязняя окружающую среду. Когда месторождения разрабатывают открытым способом, в карьере, вынутые породы покрывают большие площади плодородных земель, занятых ранее полями, лугами, лесами. Рекультивация — восстановление промышленно нарушенных территорий — предусмотрена законом. Предприятия, добывающие минеральные ресурсы, обязаны еще до начала работ обеспечить возможности для восстановления нарушенного ландшафта. В районах добычи угля шахтным способом ликвидируют терриконы, используя породу для строительства дорог, фундаментов домов. Это приносит двойную пользу: сохраняется естественный ландшафт и снижаются затраты на строительство из-за использования дешевого сырья. На месте бывших терриконов разбивают парки, сажают леса. Остающиеся пустые породы используют для заполнения выработанных шахт и штолен.

После прекращения открытой выработки поверхности отвалов выравнивают, делают террасы на стенках карьеров, а токсичные и бесплодные породы покрывают почвой, на которой могут жить растения. Часто используют плодородные почвы, которые были удалены отсюда в начале разработки месторождения. Рекультивированные участки используют для посадки лесов, создания зон отдыха.

• Примеры и дополнительная информация

1. Прогресс человечества определяется возрастающим количеством использования энергии. В доисторические времена универсальным источником энергии была древесина, в XVI—XVII вв. н. э. человек научился использовать каменный уголь, в XVIII в. стал широко применять его для выплавки металлов, в середине XIX в. стал использовать нефть, в XX в. — горючие газы и сланцы. При этом постоянно возрастало энергопотребление. В каменном веке, когда люди научились пользоваться огнем, потребление энергии в среднем на 1 человека в сутки составляло около 29,9 тыс. кДж, в средние века достигло 50 тыс. кДж на 1 человека в сутки, а после использования в качестве топлива каменного угля — 109 тыс. кДж.

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. расход энергии в сутки на человека превышал 840 тыс. кДж. Процесс возрастания потребления энергии продолжается. Во второй половине 1980-х гг. человечество получало энергии за счет гидроресурсов 5%, сжигания древесины и торфа — 5%, сжигания нефти — около 36%, газа — 24%, угля — 24%, на атомных электростанциях — 6% .

2. Результаты добычи полезных ископаемых достигли сейчас таких масштабов, что они не уступают последствиям происходящих на Земле геологических процессов. Так, все реки мира выносят ежегодно в моря и океаны (твердый сток) 15 млрд т горных пород, 3,4 млрд т выдувает ветер (эоловый вынос). В результате промышленно-технической деятельности людей из недр в 1980 г. было добыто 3,8 млрд т руды и горючих ископаемых. Количество щебня, гравия, глины, сырья для производства цемента и других материалов при городском и дорожном строительстве, сооружении плотин составляет не менее 120 млрд т в год. При распашке полей, разработке недр и строительных работах перемещается 4 тыс. км3 почвы и грунта.

3. Потери полезных ископаемых происходят и при транспортировке. Так, только за счет выдувания угольной пыли при перевозке угля из Новокузнецка в Магнитогорск теряется в среднем 1,2 т на каждый железнодорожный открытый полувагон. Устранение этих потерь возможно при устройстве в пунктах отправки продукции несложных установок для поливки угля водомазутными эмульсиями, образующими на поверхности устойчивую пленку.

4. Различают два основных этапа рекультивации земель: горнотехнологический и биологический. При горнотехнологической рекультивации разравнивают отвалы, террасируют склоны, наносят плодородный слой почвы, проводят мелиоративные работы, строят подъездные пути и т. д. При биологической рекультивации проводят восстановление плодородия почвы путем посадки растений, завоза животных. Сначала высаживают малотребовательные культуры с большой растительной массой (злаки и бобовые), вносят удобрения и торф. Перед посадкой деревьев часто высевают люпин многолетний и донник белый. На Урале при озеленении терриконов и каменистых осыпей используют вяз обыкновенный, иву козью, кизильник. На отвалах фосфоритных разработок в Брянской области хорошо растут сосна и береза, на отвалах бурого угля в Подмосковье успешно используют эти же растения.

1. В чем преимущества использования вторичного сырья?
2. Каковы пути сокращения потерь сырья при добыче, обогащении, обработке, транспортировке?
3. В чем сущность рекультивации земель?
4. Какое значение для развития цивилизации имеют запасы полезных ископаемых?
5. В чем различия с точки зрения охраны природы в разработке рудных месторождении и запасов торфа?
6. Хорошо известны слова Д. И. Менделеева: «Нефть — это не топливо топить можно и ассигнациями». Что имел в виду великий химик и какое отношение эти слова имеют к охране недр?

Рассмотрите карту вашего района. Установите, какие полезные ископаемые здесь добываются, в чем состоят основные меры по их охране.

1. Обсудите, возможно ли развитие металлургии без добывающей промышленности.
2. Как, по вашему мнению, будет развиваться общество, если будут исчерпаны все запасы руд и горючих материалов.
3. Скажите свое мнение, могут ли металлы в будущем быть полностью синтетическими материалами.
4. Промышленные циклы должны быть аналогичными природным циклам. Расшифруйте смысл этого утверждения. Найдите сходные черты в некоторых промышленных циклах природным циклам.

Чернова Н. М., Основы экологии: Учеб. дня 10 (11) кл. общеобразоват. учеб. заведений/ Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов; Под ред. Н. М. Черновой. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 304 с.

Материалы по экологии онлайн, задачи и ответы по классам, планы конспектов уроков по экологии скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

источник

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Проблема исчерпаемости природных ресурсов

Цель:изучить проблему исчерпания природных ресурсов и ознакомиться с методикой подсчета времени исчерпания природного ресурса.

Теоретическая часть

Природные (естественные) ресурсы — это природные объекты и явления, которые человек использует для создания материальных благ, обеспечивающих не только поддержание существования человечества, но и постепенное повышение качества жизни.

Природные ресурсы могут быть классифицированы по трем основным признакам: по источникам происхождения, по использованию в производстве и по степени исчерпаемости ресурсов.

Классификация ресурсов по источникам происхождения: 1) биологические, 2) минеральные, 3) топливно-энергетические; по использованию в производстве: 1) земельные, 2) лесные, 3) водные, 4) гидроэнергетические, 5) ресурсы фауны, 6) полезные ископаемые.

По степени исчерпаемости ресурсы могут быть классифицированы как неисчерпаемые и исчерпаемые, которые в свою очередь делятся на возобновимые и невозобновимые.

Неисчерпаемые ресурсы, такие как солнечная энергия, действительно неисчерпаемы с точки зрения истории человечества.

Возобновимые ресурсы – ресурсы, скорость расходования которых близка к скорости возобновления. Они могут возобновляться, если есть к этому естественные возможности или этому способствует человек (искусственная очистка воды, воздуха, повышение плодородия почв, восстановление поголовья диких животных и т. п.).

Невозобновимые ресурсы – ресурсы, скорость расходования которых во много раз (порядков) больше скорости возобновления. Они существуют в ограниченных количествах (запасах) в различных частях земной коры. Примерами являются нефть, уголь, медь, алюминий и др. Они могут быть истощены как потому, что не восполняются в результате природных процессов (медь, алюминий), так и потому, что их запасы восполняются медленнее, чем происходит их потребление (нефть, уголь). Невозобновимые ресурсы считаются экономически истощенными, когда выработаны 80 % их оцененных запасов. По достижении этого предела разведка, добыча и переработка остающихся запасов обходится дороже рыночной цены.

Практическая часть

Задание:Из таблицы 1 выберите вариант согласно последней цифре учебного шифра (зачетной книжки). Каждому варианту соответствуют 4 варианта ресурсов, которые выбираются из таблицы 2. Используя известные данные об уровне добычи ресурса в текущем году, уровне потребления ресурса и данные о скорости прироста ежегодного потребления в последующие годы добычи – оцените срок исчерпания природных ресурсов. Исходные данные для выполнения работы представлены в таблице 2. Пример оформления титульного листа в Приложении (см. далее).

Оформите отчет согласно плану:

§ Краткое теоретическое описание

§ Исходные данные для выполнения работы по выбранному варианту

§ Вывод (основывается на цели, содержании работы и полученных результатах)

§ Ответы на контрольные вопросы.

Варианты заданий

Вариант Варианты ресурсов из табл. 2 Вариант Варианты ресурсов из табл. 2
1, 2, 3, 5 3, 4, 7, 10
4, 6, 8, 10 4, 7, 9, 10
3, 5, 6, 9 3, 5, 7, 8
1, 4, 5, 7 1, 2, 6, 9
3, 6, 7, 9 2, 4, 5, 10
1, 3, 6, 8 2, 7, 8, 10
2, 4, 9, 10 3, 4, 7, 9
1, 7, 8, 9 7, 8, 9, 10
1, 4, 6, 8 3, 4, 8, 10

Данные для расчета срока исчерпания ресурса

Обработка результатов:

Для предварительной оценки запасов какого-либо ресурса в геологической практике используется следующая формула:

Q= ((1 + TP/100) t — 1) · q
TP/100

где Q – запас ресурсов; q – годовая добыча ресурса; ТР – прирост потребления ресурса; t – число лет.

Логарифмирование выражения для Q дает следующую формулу, которая позволяет произвести расчеты срока исчерпания ресурса:

t = ln ((Q · TP / q · 100) + 1)
ln (1 + TP/100)

Рассчитайте время исчерпания (t) выбранных согласно варианту ресурсов, вставьте данные в виде добавочной строки в таблицу. Сделайте вывод о последовательности прекращения добычи ресурсов.

Контрольные вопросы

1. Какое значение для развития цивилизации имеют запасы полезных ископаемых?

2. В чем опасность исчерпаемости природных ресурсов?

3. В чем заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов?

4. Каковы пути сокращения потерь сырья при добыче, обогащении, обработке, транспортировке? Приведите конкретный пример.

5. Рассмотрите карту вашего района/области. Установите и опишите, какие полезные ископаемые здесь добываются, в чем состоят основные меры по их охране.

Пример оформления титульного листа практической работы

Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 1965 | Нарушение авторских прав

источник

Примеры и дополнительная информация. 1. Прогресс человечества определяется возрастающим количеством использования энергии

1. Прогресс человечества определяется возрастающим количеством использования энергии. В доисторические времена универсальным источником энергии была древесина, в XVI—XVII вв. н. э. человек научился использовать каменный уголь, в XVIII в. стал широко применять его для выплавки металлов, в середине XIX в. стал использовать нефть, в XX в. — горючие газы и сланцы. При этом постоянно возрастало энергопотребление. В каменном веке, когда люди научились пользоваться огнем, потребление энергии в среднем на 1 человека в сутки составляло около 29,9 тыс. кДж, в средние века достигло 50 тыс. кДж на 1 человека в сутки, а после использования в качестве топлива каменного угля — 109 тыс. кДж.

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. расход энергии в сутки на человека превышал 840 тыс. кДж. Процесс возрастания потребления энергии продолжается. Во второй половине 1980-х гг. человечество получало энергии за счет гидроресурсов 5%, сжигания древесины и торфа — 5%, сжигания нефти — около 36%, газа — 24%, угля — 24%, на атомных электростанциях — 6% .

2. Результаты добычи полезных ископаемых достигли сейчас таких масштабов, что они не уступают последствиям происходящих на Земле геологических процессов. Так, все реки мира выносят ежегодно в моря и океаны (твердый сток) 15 млрд т горных пород, 3,4 млрд т выдувает ветер (эоловый вынос). В результате промышленно-технической деятельности людей из недр в 1980 г. было добыто 3,8 млрд т руды и горючих ископаемых. Количество щебня, гравия, глины, сырья для производства цемента и других материалов при городском и дорожном строительстве, сооружении плотин составляет не менее 120 млрд т в год. При распашке полей, разработке недр и строительных работах перемещается 4 тыс. км3 почвы и грунта.

3. Потери полезных ископаемых происходят и при транспортировке. Так, только за счет выдувания угольной пыли при перевозке угля из Новокузнецка в Магнитогорск теряется в среднем 1,2 т на каждый железнодорожный открытый полувагон. Устранение этих потерь возможно при устройстве в пунктах отправки продукции несложных установок для поливки угля водомазутными эмульсиями, образующими на поверхности устойчивую пленку.

4. Различают два основных этапа рекультивации земель: горнотехнологический и биологический. При горнотехнологической рекультивации разравнивают отвалы, террасируют склоны, наносят плодородный слой почвы, проводят мелиоративные работы, строят подъездные пути и т. д. При биологической рекультивации проводят восстановление плодородия почвы путем посадки растений, завоза животных. Сначала высаживают малотребовательные культуры с большой растительной массой (злаки и бобовые), вносят удобрения и торф. Перед посадкой деревьев часто высевают люпин многолетний и донник белый. На Урале при озеленении терриконов и каменистых осыпей используют вяз обыкновенный, иву козью, кизильник. На отвалах фосфоритных разработок в Брянской области хорошо растут сосна и береза, на отвалах бурого угля в Подмосковье успешно используют эти же растения.

1. В чем преимущества использования вторичного сырья?
2. Каковы пути сокращения потерь сырья при добыче, обогащении, обработке, транспортировке?
3. В чем сущность рекультивации земель?
4. Какое значение для развития цивилизации имеют запасы полезных ископаемых?
5. В чем различия с точки зрения охраны природы в разработке рудных месторождении и запасов торфа?
6. Хорошо известны слова Д. И. Менделеева: «Нефть — это не топливо топить можно и ассигнациями». Что имел в виду великий химик и какое отношение эти слова имеют к охране недр?

Дата добавления: 2014-11-12 ; просмотров: 630 . Нарушение авторских прав

источник

Значение полезных ископаемых в жизни человека. Практическая работа ( Определение свойств полезных ископаемых).

Тема. Значение полезных ископаемых в жизни человека. Практическая работа ( Определение свойств полезных ископаемых).

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

усвоения учащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников, работать в парах постоянного состава.

3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактический материал и оборудование: физическая карта Казахстана, условные знаки ПИ, презентация; раздаточный материал.

Организационный момент. Психолого- педагогический настрой на работу.

Чтоб природе другом стать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Что такое полезные ископаемые

Какие полезные ископаемые нашего края вы знаете? Назовите.

Продолжи мысль: «Месторождения-это…….»

— Как можно по-другому назвать подземные богатства? (полезные ископаемые) Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. На доске таблички.

-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми?

Сделай общий вывод. Дай определение полезных ископаемых.

Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Но для добычи определённого вида полезного ископаемого важно, что бы этого ресурса было сконцентрировано как можно больше на ограниченном пространстве. Такое скопление полезных ископаемых на ограниченно территории называется месторождением. ( вывесить слово)

-Назови виды полезных ископаемых и приведи по 2 примера.

2). Тест- контроль по пройденному материалу.

1. Укажи, что называется полезными ископаемыми:

А) металл, получаемый из железной руды;

Б) природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве

В0 твердая оболочка земли

Назови три группы полезных ископаемых.

А) полезные, бесполезные, очень полезные;

Б) горючие, рудные , нерудные;

В) горные породы, минералы, металлы.

Горючие полезные ископаемые:

Разведчики земных недр- это

6. Нефть и природный газ добывают в

7. Полезные ископаемые по способу применения бывают:

А) жидкие, твердые, газообразные

Б) горючие, рудные , нерудные;

В) горные породы, минералы, металлы.

3). Взаимопроверка по ключу. Работа в парах. Взаимооценка.

7б-«5» 6б- «4» 5или 4 б- «3» 3 и менее баллов- «2»

3. Постановка учебной задачи. Определение целей урока. Работа в паре.

Как вы думаете, какова тема урока? Предположите, рассмотрев слайды.

Подумайте, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?

(В ходе обсуждения составляется план.)

«+» — если по этой теме я всё уже знаю и хорошо ориентируюсь

« — если очень плохо знаю эту тему, почти ничего раньше не слышал об этом

«?» кое-что знаю, но хотел бы знать больше

Мы геологами станем (шагать на месте)

Будут все гордиться нами (шагать на месте)

Что ждет нас впереди? (руки в стороны)

Высокая гора (руки над головой)

Бурная река (показать руками волны0

Ее не обойдешь (шагать на месте)

Ее не проплывешь (движения пловцов)

А надо напрямик (руки вперед0

Все пройдем и все сумеем (шагать на месте)

И своей достигнем цели. Да! Да!

Работа в группах. Составление интеллект- карты «Значение полезных ископаемых для человека».

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

Что называется горючими полезными ископаемыми?

Что относится к горючим пол. ископаемым?

Месторождения на территории Казахстана. 4. Применение горючих пол. ископаемых.

Дополнительное сообщение делает подготовленный ученик.

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Торф темно-коричневого цвета, он легкий, легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.

Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Высушенный торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных. Торф хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая.

Прежде чем в местах залежей добыть торф, эти места осушают. Специальные машины прорывают глубокие канавы, куда с осушаемого участка стекает вода. Затем машинами убирают растения. На подготовленном участке снимают слоями торф, измельчают его, дают подсохнуть.

То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превратилось в торф. Сдавленный пластами земли торф постепенно твердел, превращался в бурый уголь. Бурый уголь сдавливается под землёй очень долго и превращается в чёрный каменный уголь.

Каменный уголь имеет обычно чёрный цвет, блестит на солнце, тонет в воде, он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. Главное свойство угля – он хорошо горит, выделяя много тепла. Это свойство и использует человек. Каменный уголь идёт на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах, применяется при выплавке стали и чугуна.

Посмотрим на карту нашей страны – вы видите чёрные квадраты; это обозначены месторождения каменного угля. Их можно найти в разных местах нашей родины.

Знаменитое месторождение каменного угля: Карагандинское угольное месторождение.

Нефть – маслянистая непрозрачная жидкость, цвет от светло-коричневого до чёрного, запах специфический, резкий, Легче воды. Главное свойство нефти – горючесть. Это свойство в основном и использует человек. При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь.

В настоящее время нефть широко используется в хозяйстве. Главным образом она применяется в изготовлении топлива для всех видов машин. Из неё производят:

— керосины для самолётов, вертолётов

— солярку для тракторов, комбайнов;

— мазут для моторных морских кораблей;

Кроме топлива и масел, из нефти на химических заводах делают ещё много разных веществ: пластмассы, полиэтиленовая плёнка, удобрения, взрывчатку, пластилин, моющие средства. Шины и камеры для колёс всех машин делают из каучука, а каучук получают из нефти.

На физической карте вы увидите условные знаки в виде вышек; это месторождения нефти.

Учитель: Ещё в давние времена люди находили в некоторых местах на воде маслянистые пятна. В пониженных местах эти пятна сливались и образовывали пленку тёмного цвета – жирную, резко пахнущую. Жидкость была похожа на дёготь, который делали из берёзовой коры. Раньше эту жидкость, похожую на дёготь, стали называть «земляным дёгтем». Использовали «земляной дёготь», как обыкновенные дёготь, для смазки телег, кожаной обуви и даже как лекарство. Его для этого смешивали с молоком и пили.

При штурме укреплённых крепостей войскам штурмующих не всегда удавалось проломить стену или взломать ворота. И тогда вперёд выходили лучники с привязанными к стрелам пучками пакли, пропитанной этой тёмной жидкостью. Пакля поджигалась, и ливень горящих стрел обрушивался на крыши и стены домов за крепостной стеной – в крепости начинались сотни пожаров, которые невозможно было потушить. Горело все, что могло гореть, а враг тем временем врывался в горящую крепость. Кроме горючих стрел, в войне применялись специальные глиняные сосуды, в которые была налита эта тёмная жидкость. Её поджигали, и с помощью специальных камнемётных машин сосуды забрасывались в крепость. Глиняные сосуды разбивались, а горящая жидкость сжигала всё.

Природный газ. Вместе с нефтью глубоко в земле имеется природный газ. Многие из вас видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Но не все знают, откуда он берётся и какие у него свойства.

Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие, как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготавливают резину и многие другие ценные вещества.

Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.

Учитель: Некоторые полезные ископаемые можно добывать в том же виде, как их добывают. Например, каменный уголь. Подняли и можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Но есть и другое полезные ископаемые. Чтобы они стали действительно полезными, их надо сначала переработать. Когда добывают железную руду из земли, она похожа на обыкновенный камень, чтобы получить железо или сталь надо переплавить в специальной печи. Об этом нам расскажут ребята 2 ряда.

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых и материал карточки. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к рудным пол. ископаемым?

3. Месторождения на территории Казахстана.

Читайте также:  Омега 3 для чего полезно отзывы

4. Применение рудных пол. ископаемых

Железная руда – плотное, мелко-зернистое вещество, тёмно-коричневого цвета. Железная руда тяжёлая, она тяжелее гранита; очень прочная.

Важное свойство железной руды – плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют чугун, затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из чугуна варят сталь. У мартенов работают сталевары. Чугун и сталь применяют в быту, в промышленности, на транспорте. Из чугуна и стали делают посуду. Чугунные сковороды, стальные ножи, вилки, ножницы. Железнодорожные рельсы, вагоны, трактора, комбайны, станки, трубы, отдельные детали машин, оружие все это изготовлено из стали.

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых и материал карточки. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

Что называется строительными полезными ископаемыми?

Что относится к строительным пол. ископаемым?

Месторождения на территории Казахстана.

4. Применение пол. ископаемых этой группы

Мы взяли в руки кусочек гранита. Обратили внимание, что в нём видны разные по форме и цвету частицы. Попытались разъединить их. Это нам не удалось. Частицы – полевой шпат, кварц, слюда – прочно скреплены между собой, поэтому гранит очень прочный камень. Он бывает серого или темно-красного цвета. В переводе с итальянского гранит значит «зернистый»

Из-за большой прочности гранит используется там, где нужен особо прочный материал,- для опор мостов, фундаментов зданий, постаменты памятников.

Но как ни крепок гранит, со временем и он разрушается. Днем солнце нагревает камень и от этого он расширяется, а ночью холод охлаждает его, и он сжимается. Так повторяется много-много раз, и за сотни и тысячи лет в граните образуются трещины, от него откалываются куски и дробятся еще больше. Проходит время, и гранит разрушается, причем из кварца образуется песок, а из шпата и слюды – глина.

Песок и глина. Мы никогда не задумывались о происхождении песка, а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца образуются песчинки, а из слюды и полевого шпата – глина.

Свойства. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Песок бывает желтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать. Песок – сыпучее вещество. Глину пересыпать нельзя. Сырая глина не пропускает воду. Она обладает связывающим свойством.

Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Глина – основной материал для изготовления кирпичей. Кирпич издавна применяют в строительстве. Фарфоровые чашки, тарелки, которыми ты пользуешься каждый день, тоже из глины. Немало красивых, изящных фарфоровых изделий – сервизы, вазы, статуэтки – стали музейными экспонатами. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, свистульки, а потом расписывают яркими красками.

Из песка делают оконное стекло, стеклянную посуду; из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона.

Известняк. Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливались раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк.

Немало в нашей стране добывается известняка. Это белый или беловато-серый камень, плотный, тяжелее воды. Добывают его обычно в карьерах открытым способом. Удивительное это полезное ископаемое. Каким только не предстаёт известняк перед нами! Ни одна стройка не обходится без известняка. Из известняка получают известь, которая идет на побелку стен и потолков. Известь входит в состав штукатурки. Она составная часть стекла. Мел это тоже известняк. Мел мягкий, легко раскалывается на кусочки. Наоборот, мрамор очень прочный и твёрдый. Мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах. Мел и мрамор – это известняки.

Закрепление. Практическая работа в группах. Заполни таблицу.

источник

Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества. Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.

Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле!

Внимательно присмотревшись, ко всем окружающим нас предметам, многие из нас впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.

Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли

Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых человечество на данном этапе своего развития существовать не может.

Мы используем их для того что бы обогреть и осветить свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.


Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.

Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.


Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.


Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется в качестве топлива для электростанций и котельных, металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:

  • пластмасс;
  • лекарственных средств;
  • духов;
  • различных красителей.


Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.

Бокситы — основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.

Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.

Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении.

6.Железные руды — металлическое сердце Земли

Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:

  • металлообработка и машиностроение;
  • космическая и военная промышленности;
  • автомобильная и кораблестроительная промышленность;
  • отрасли легкой и пищевой промышленности;

Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.


В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.


Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.


Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:

  • специальных зеркал для лазерной техники;
  • в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
  • для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
  • из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
  • высокоточных стеклянных приборов.


Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.

Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

источник

ТЕМА 1. ГОРНОЕ ДЕЛО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

«Основная задача горной науки состоит в том,

чтобы, используя достижения математики, физики,

химии, механики, цикла геологических дисциплин,

обеспечить научное понимание сложных явлений и

процессов, происходящих в недрах земли

при разработке месторождений полезных

ископаемых, и создать научно-обоснованную

базу для коренного усовершенствования

современной техники горного дела».

Изучив эту тему, вы будете иметь представление:

о роли полезных ископаемых в жизни человека;

о видах и масштабах горных работ, их влиянии на земную поверхность;

основные группы отраслей горной промышленности;

особенности состояния и основные направления развития минерально-сырьевой базы России.

Почти все материалы, из которых сделаны окружающие нас предметы, современная техника – от канцелярской кнопки и пластикового пакета до высотного здания, компьютера и космического корабля, в своем первоначальном виде находились под Землей. Так не похожие друг на друга мрамор и нефть, железная руда и природный газ, алмаз и каменный уголь на самом деле очень близкие между собой и называются, как и очень многие другие, – полезными ископаемыми.

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются от ее каменной оболочки. Полезные – потому что служат человеку и по его воле превращаются в разнообразные и необходимые вещи, которые создают уют, обогревают, кормят, перевозят, обеспечивают безопасность.

Все, чем богат и силен человек: дома, плотины, автомобили и самолеты, электрические и электронные машины, все из чего он создает энергию и орудия производства, добывается из недр земли. Полезные ископаемые составляют материальную основу, сырье промышленного производства (подробнее).

Невозможно переоценить роль полезных ископаемых в становлении цивилизации. Американский этнолог Генри Льюис Морган писал, что именно с того момента, когда варвары научились получать и применять металл, 9/10 борьбы за цивилизацию было выиграно. Использование металла стимулировало развитие земледелия, строительства, ремесел, военного дела и культуры, способствовало бурному социальному прогрессу.

Благодаря сокровищам недр развивались все области человеческой цивилизации: политика, экономика, техника, сельское хозяйство, искусство, философия, религия, язык, литература и др. С древнейших времен служат человеку неметаллические и металлические полезные ископаемые, значительно позже стали использоваться горючие полезные ископаемые. За долгую историю человечества было открыто громадное число месторождений самых различных полезных ископаемых. Но и в наше время люди обнаруживают все новые и новые богатства в недрах Земли. К тому же, давно известные минералы и руды, добываемые человеком, находят новые области применения.

Рисунок 1.1. Соотношение содержания полезных компонентов и общей массы руды.

В течение всей своей истории человечество стремилось обладать полезными ископаемыми. Сначала люди находили их на поверхности, затем стали искать и добывать под землей. Долог и труден был путь человека к богатствам земных недр, он сопровождался немалыми опасностями. Недаром существует множество легенд, сказаний и мифов о грозных и таинственных подземных духах, стерегущих земные сокровища.

На рисунке 1.1 показано, что по мере развития цивилизации и перехода от ручного труда к использованию современных механизмов в производство вовлекаются месторождения с все более низкими концентрациями полезных компонентов. При этом масса руд непременно должна увеличиваться.

Поиск и добыча полезных ископаемых требовали от человека мужества и силы воли, смелости и отваги, сопровождались радостью находок и скорбью о потерях родных и товарищей. Работа горняка всегда считалась наиболее трудной и опасной, труд рудокопа являлся почетным, к нему с давних пор относились с уважением. Желание преодолеть трудности в достижении богатства и преуспевания на протяжении столетий было тем, что принесло мировую славу горным мастерам разных стран. Горные школы и объединения шахтеров и в наше время являются носителями горняцких традиций и хранителями их культурного наследия.

Читайте также:  Полезные штуки с алиэкспресс

Студенты горных специальностей должны изучать не только горную науку, разведку, добычу и переработку руды, работу машин и механизмов, а опираясь на исторический опыт, расширять свои представления об основах государственной, политической и хозяйственной жизни страны и со временем научиться управлять горной промышленностью «ко благу человечества и государств».

1.2. Горное производство – определяющий фактор материальных ресурсов общества и сфера реализации технических достижений

«Для России (как, впрочем, для любой страны) ее

природные ресурсы, особенно невозобновляемые –

это Богом данное богатство, которое принадлежит

всем, а не только нынешним поколениям. И расходовать

его нужно максимально эффективно, с наибольшей

пользой для собственных граждан».

Горное дело(англ. – mining, mining engineering; нем. – Bergbau; франц. – Industrie miniere, genie minier; исп. – Ingenieria minera) – область деятельности человека по освоению недр Земли. Горное дело включает все виды техногенного воздействия на земную кору, главным образом извлечение полезных ископаемых, их первичную переработку и научные исследования, связанные с горными технологиями.

Теоретический фундамент горного дела создает горная наука, которая вбирает в себя достижения фундаментальных наук – математики, физики, химии и смежных технических наук для использования их в горном деле и горной технике.

Совокупность отраслей производства, занимающихся разведкой и добычей полезных ископаемых, а также их первичной обработкой и получением полуфабриката, называется горной промышленностью (таблица 1.1).

Таблица 1.1. Основные группы отраслей горной промышленности

Группа Отрасли горной промышленности и основные виды сырья
Минерально-энергетического сырья Нефтяная, газовая, угольная, торфяная, сланцевая, урановая, геотермия
Руд черных и легирующих металлов Железорудная, марганцоворудная, хромитовая, вольфрамовая, молибденовая, ванадиевая
Руд цветных металлов Алюминиевая, медная, никелевая, оловянная, свинцово-цинковая, сурьмяная
Руд благородных металлов Золото, серебро, платина
Горно-химическая Апатит, калийные соли, серный колчедан, нефелин, селитры, борные руды и фосфатное сырье
Нерудного индустриального сырья Асбест, графит, гипс, глины
Строительных материалов Гранит, известняк, доломит, кварц, мел, мергель, полевой шпат, щебень
Драгоценных и поделочных камней Алмаз, яшмы, берилл, малахит
Минеральных подземных вод Гидроминеральная

Развитие горной промышленности и размещение ее отраслей обусловлены как природными (наличие в недрах достаточных ресурсов полезных ископаемых), так и социально-экономическими факторами.

Неравномерное размещение месторождений по отдельным континентам и регионам привело к развитию активной международной торговли. Минеральное сырье занимает I место по тоннажу в мировой торговле. Объемы перевозок сырья и топлива потребовали создания и развития морского и трубопроводного транспорта.

Непрерывно возрастающая потребность в минеральном сырье требует усовершенствования оборудования и горной техники. Горное производство занимает ведущее место в экономике России: на его долю приходится более 33 % валового внутреннего продукта (ВВП). Крупнейшие горно-обогатительные комбинаты, такие как Норильский, Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс, становятся центрами экономики и промышленности целых областей.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 6693 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Цель: ознакомить учащихся с важнейшими полезными ископаемыми, экономным и рациональным их использованием; развивать наблюдательность, умение сравнивать; воспитывать чувство гордости за богатство родного края, желание экономно использовать полезные ископаемые.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

— Посмотрите вокруг. По улице мчатся машины. Из чего изготовлены детали к ним? (Из металла, который выплавляется из железной руды.)

— Аз чего изготовлены резина, бензин, пластмассы? (Из нефти)

— Стоят кирпичные дома. А кирпич — это. (глина).

— Без какого полезного ископаемого не может работать ни один учитель? (Мел)

— Да, известь, песок, глина — все это тоже из земли. Мы отапливаем свои дома каменным углем или газом, что тоже добывают из земли.

— Какое общее название можно дать извести, песке, глине, каменному углю, газу?

— Объясните название «полезные ископаемые». Приведите их примеры.

— Как различаются между собой полезные ископаемые? Расскажите и приведите примеры.

— Почему нефть называют «жидким золотом»?

— Для добычи полезных ископаемых строят буровые установки?

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке вы узнаете об использовании различных полезных ископаемых.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 50-51)

Вспомните! Какие полезные ископаемые вам известны?

— Назовите полезные ископаемые и предметы, которые из них изготавливают.

— Рассмотрите фотографии на с. 50 и расскажите, как люди используют полезные ископаемые.

— Все полезные ископаемые делят на три большие группы: руды металлов, или рудные полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые и строительные.

— Что рассказал господин Крот об использовании полезных ископаемых?

— Что производят из топливных полезных ископаемых?

— Как используют рудные полезные ископаемые?

— Что изготавливают из строительных полезных ископаемых?

— Рассмотрите иллюстрации на с. 51 и составьте рассказ «кладовой полезных ископаемых». Добавьте собственные примеры.

— Наибольшую группу полезных ископаемых составляют руды металлов, состоящие из металла (железа, меди, цинка, золота, серебра и т. др.) и различных примесей. Железная руда похожа на камень. Она бурого или красного цвета, тяжелая и твердая. Ее добывают в шахтах и открытым способом — в карьерах. В специальных печах из железной руды выплавляют чугун и сталь. Затем из них изготавливают станки, тракторы, автомобили, поезда и др.

Горючие полезные ископаемые во время горения выделяют тепло. К ним относятся торф, бурый и каменный уголь, нефть и природный газ.

Строительные полезные ископаемые — гранит, мрамор, известняк, глина, песок, гипс.

Запасы полезных ископаемых в недрах Земли не безграничны. С каждым годом они уменьшаются, так как потребности людей постоянно растут. Со временем запасы могут иссякнуть.

• Все полезные ископаемые делят на три большие группы: руды металлов, или рудные полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые и строительные.

• На территории Украины есть месторождения всех групп полезных ископаемых, но запасы их ограничены. Поэтому полезные ископаемые требуют экономного использования.

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Практическая работа. Ознакомление с коллекцией полезных ископаемых

— Представим себя геологами. Мы должны найти в коллекции соответствующие полезные ископаемые.

Работа над загадками (приложение)

С меня топливо замечательное,

Как пластмассы, резина, краска,

Лекарства, спирт, бензин, смола.

Лекарства и картон, пластмассы,—

Итак, истинное я богатство.

Потому что я еще и удобрение замечательное.

Потому и на топливо згоджусь.

Из нее делают, дорогой друг,

Керосин, бензин, машинное масло,

Краску, резину и пластмассы. (Нефть)

Кувшины изготавливают из. (глины).

• В шахтах, карьерах его добывают.

Из нее в печах чугун выплавляют.

Ну, а основа металлических вещей —

Буро-красная, тяжелая и твердая

Это железная руда. (железная руда).

• Я родом со дна морского, природы я ребенок.

От мрамора к мела — это все моя семья.

Мы містим газ, от уксуса пускаєм пузыри.

Нужны в строительстве, все мы — . (известняки).

• Хочешь построить детский сад,

Используй в растворе. (песок).

И хоть у тебя настроение скис,

В больнице оденут быстро. (гипс).

2. Исследовательский практикум. Какие полезные ископаемые есть в моем крае?

В Харьковской области добывают горючее полезное ископаемое — газ. Значительные залежи природного газа в Шебелинке, Краснограде. Харьковщина была и остается главным газодобывающим регионом Украины.

Также добывают нерудные полезные ископаемые: известняк, мел и руды цветных металлов.

— Как вы считаете, нужно ли охранять месторождения, если их так много? Для чего?

Использовать полезные ископаемые можно быстро. За один год добывают из недр земли их столько, что надо было бы построить такой гигантский поезд, чтобы перевезти все полезные ископаемые, который бы семнадцать раз опоясал земной шар. А на образование каменного угля, нефти в природе нужны миллионы лет. Об этом необходимо знать, помнить и тратить горные породы бережливо и экономно.

— Можете ли вы сделать свой унесок в дело ответственного отношения к полезных горных пород? (Бережно относиться к вещам, которые из них изготовлены, построены, сочиненные.)

— Найдите на карте Украины в школьном атласе крупнейшие месторождения каменного угля, нефти и газа. Как их обозначают на карте? Условные обозначения зарисуйте в тетради.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

— Прочитайте страницы Книги важных знаний о природе на сек. 51.

— На какие группы распределяют все полезные ископаемые?

— Приведите примеры топливных полезных ископаемых. Что между ними общего?

— Расскажите, какие полезные ископаемые называют строительными. Почему они получили такое название?

— Найдите в коллекции железную руду. Опишите ее. Расскажите, что из нее изготавливают.

— Подумайте и объясните, почему люди собирают металлолом. Расскажите, как дома члены вашей семьи экономят полезные ископаемые.

— Для чего вам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке? (Чтобы беречь природные запасы.)

источник

Природные ресурсы — исходная база развития человеческой цивилизации. Человек берет необходимые ресурсы для своего существования только из природной среды. Любой материальный ресурс, пока он в недрах, представляет для человека лишь потенциальную потребительскую стоимость. Его природные качества в большинстве случаев еще не отвечают требованиям потребителей и необходимы значительные затраты труда, чтобы до вести природный ресурс до таких свойств, которые бы отвечали потребительским кондициям.

Климатические ресурсы — атмосферный воздух и энергия ветра — неисчерпаемы. С развитием промышленности и транспорта воздух стал сильно загрязняться вредными веществами: пылью, дымом. В городах и промышленных агломерациях загрязнение атмосферы принимает опасный для здоровья людей характер. Борьба за чистоту воздуха стала важной природоохранительной задачей [12].

К космическим ресурсам относятся солнечная радиация и энергия морских приливов и отливов. Сами по себе эти ресурсы в масштабах планеты неисчерпаемы, но в городах и промышленных центрах солнечная радиация сильно уменьшается из-за задымленности воздуха, что отрицательно сказывается на здоровье людей.

В основе экономической классификации природных богатств заложено их преимущественное использование в сферах и отраслях хозяйственной деятельности.

По этим признакам выделяются ресурсы:

промышленные — топливные, энергетические, металлические, агрохимические, строительные, водные, лесосырьевые и др.;

сельскохозяйственные — почвенно-земельные, в том числе пашни и кормовые угодья, воды для орошения, суммы температур и осадков вегетационного периода, промысловые животные и др.;

непроизводственной сферы — водоемы и их использование для нужд населения, леса в окружении городов и природоохранные, ресурсы для отдыха и оздоровления людей (рекреационные и бальнеологические), ресурсы спортивной охоты и рыболовства и др.

Природные ресурсы различают так же, как источники производства средств производства и предметов потребления.

Важным дополнительным признаком экономической (хозяйственной) классификации ресурсов выступает возможность их использования как одноцелевых или многоцелевых. К первым относятся минеральные ископаемые и источники энергии, служащие для производства промышленного сырья, топлива, тепловой и электрической энергии; ко вторым — площади лесных, сельскохозяйственных, рекреационных угодий, земли промышленного и другого несельскохозяйственного назначения, водоемы, сама вода, предполагающие многие способы и направления их использования (иногда сюда включают и топливно-энергетические ресурсы).

Все больше внимания уделяется многоцелевым ресурсам в силу возрастающей конфликтности между природопользователями и поиском наилучшего варианта многостороннего применения. [4]

Залежи полезных ископаемых имеют различную степень изученности и различную степень точности оценки. В зависимости от степени разведанности запасы в России подразделяются на четыре категории: А, В, С1, С2: A — это запасы, изученные и разведанные с наибольшей детальностью; В и C1 — запасы, разведанные с относительно меньшей детальностью; С2 — запасы, оцененные предварительно. Кроме запасов этих категорий, которые подсчитываются обычно по отдельным месторождениям, выделяются прогнозные запасы (т. е. предполагаемые, неизученные) для оценки потенциальных возможностей новых рудных зон или районов, бассейнов и перспективных территорий. Суммарные запасы полезных ископаемых района, бассейна, республики или страны целом (т. е. все запасы, изученные или разведанные, а также прогнозные) объединяются в общие геологические запасы.

По своему хозяйственному значению запасы полезных ископаемых делятся на две группы.

1. Балансовые (кондиционные) — это те запасы, использование которых экономически целесообразно в настоящее время и которые удовлетворяют промышленным требованиям, как по качеству сырья, так и товарно-техническим условиям эксплуатации.

2. Забалансовые (некондиционные) — это те запасы, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно вследствие малой мощности залежей, низкого содержания ценного компонента, особой сложности условий эксплуатации, необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут быть объектом промышленного освоения [2].

Общие проблемы использования природного потенциала
Объемы потребления природных ресурсов в мире постоянно растут. После некоторого временного падения в России также идет рост их потребления. Но следует отметить, что платежи от их использования в России почти на порядок ниже платежей в развитых странах, что, в частности, отмечалось в параграфе по ле .

Основные показатели рождаемости
Для определения интенсивности процесса рождения обычно пользуются показателями рождаемости [3, С.354]. 1. Общий показатель рождаемости. Средняя численность населения за год вычисляется как сумма чисел населения на первое число каждого месяца, деленная на 12, или как полусумма чисел на начало и коне .

Транспортная система
Метро 27 февраля 2008 года, в Санто-Доминго было проведено официальное открытие первой линии метро. Метро пока что состоит из одной линии, которая начинается на пересечении av. W. Churchill и av. Independencia и заканчивается на av. Hermanas Mirabal. Метро в Санто-Доминго Доминикана, Санто-Доминго. .

источник

Источники:
  • http://lektsii.org/16-17575.html
  • http://studopedia.info/1-70592.html
  • http://infourok.ru/znachenie-poleznih-iskopaemih-v-zhizni-cheloveka-prakticheskaya-rabota-opredelenie-svoystv-poleznih-iskopaemih-846301.html
  • http://idoorway.mirtesen.ru/blog/43597017523/next
  • http://studopedia.su/14_81263_rol-poleznih-iskopaemih-v-zhizni-cheloveka.html
  • http://schooled.ru/lesson/nature/3klas/18.html
  • http://www.geodesire.ru/dgirs-875-2.html