Меню Рубрики

Какой класс общества аристотель считал наиболее полезным

Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу начал употреблять еще Аристотель. Он считал, что хребтом социального порядка выступают классы, но не все и не любой, а именно средний класс. Вот кто стабилизирует общество. Два других, полярных, класса, а именно богатая плутократия и пролетариат, расположенные в самой верхней и в самой нижней частях общественной пирамиды, представляют своего рода социальные девиации (отклонения) и им свойственны множество недостатков. Аристократия — это праздный класс, не занимающийся общественно-полезным трудом, но зато вовлеченный в постоянные интриги, козни и борьбу за власть. На социальном дне находится плебс (низшие соц. слои, “простонарод”), который существует за счет государственной помощи, привилегий и отчислений. И его можно называть социальным паразитом. Рабы вообще не включались ни Платоном, ни Аристотелем в общественную структуру, так как к обществу античные философы причисляли только свободное население, прежде всего афинских граждан. Представитель среднего класса — ремесленник, торговец, моряк, воин, земледелец — внимателен к любому новшеству, любому усовершенствованию (и отечественному, и заграничному), способному хоть ненамного повысить производительность и качество продукции.

Если привести в действие указанные выше три условия процветания античного общества у Аристотеля, а именно опора на многочисленный средний класс, привлечение к управлению широких слоев населения и обуздание политических амбиций элиты, мы получим современную ромбовиную форму социальной стратификации: богатых 5-6%, бедных 14-15%, и 80% — средний класс.

Только при таком профиле социальной структуры можно достичь стабильности в обществе. В подобных условиях средний класс выполняет функцию промежуточного звена, которое разъединяет два полюса стратификационной шкалы, не позволяя им конфликтовать между собой. Средний класс разводит по разные стороны две враждебные группировки — класс богатых, в руках которого концентрируются наибольшие богатства, которому завидуют другие слои, и класс бедных, который ничем не обладает, которому никто не завидует, но который, в свою очередь, завидует всем другим слоям общества. Многочисленный средний класс выполняет функцию межклассовой прослойки, которая разводит враждующие стороны и позволяет достичь социальной стабильности. По существу Аристотель 2500 лет назад предвосхитил ту модель, которую сегодня на практике реализует постиндустриальное общество. Это, на мой взгляд, является главным тезисом сочинения Аристотеля о политике применительно к теме реферата. Приведу «ударную» цитату по этому вопросу:

«В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина — наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума; напротив, трудно следовать этим доводам человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному по своему общественному положению. Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами. Люди второго типа часто делаются злодеями и мелкими мерзавцами. А из преступлений одни совершаются из-за наглости, другие — вследствие подлости. Сверх того, люди обоих этих типов не уклоняются от власти, но ревностно стремятся к ней, а ведь и то и другое приносит государствам вред. Далее, люди первого типа, имея избыток благополучия, силы, богатства дружеских связей и тому подобное, не желают, да и не умеют подчиняться. И это наблюдается уже дома, с детского возраста: избалованные роскошью, в которой они живут, они не обнаруживают привычки повиноваться даже в школах. Поведение людей второго типа из-за их крайней необеспеченности чрезвычайно униженное. Таким образом, одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая проявляется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами. Получается государство, состоящее из рабов и господ, а не из свободных людей, государство, где одни исполнены зависти, другие — презрения. А такого рода чувства очень далеки от чувства дружбы в политическом общении, которое должно заключать в себе дружественное начало. Упомянутые же нами люди не желают даже идти по одной дороге со своими противниками. Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного, по нашему утверждению, состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».[5]

Стоит отметить, Аристотель говорил о том, что бедные ни в коем случае не должны быть отстранены от участия в управлении общественной жизнью, что очень актуально сегодня. По существу в нем сконцентрирована формула современной демократии. Государство политически процветает лишь при всеобщем участии граждан в политической жизни. Привлечение к управлению социальных низов открывает им доступ к каналам социальной мобильности, продвижению наверх, дает возможность наиболее одаренным личностям проявить себя и добиться политического успеха во благо общему делу. Средний класс должен рекрутироваться за счет лучших представителей низшего класса. Ему необходима свежая и здоровая кровь. Хуже обстоит дело, если средний класс будет пополняться за счет представителей высшего класса, поскольку для них межклассовый переход означает падение, а не восхождение. Опускаются на ступеньку ниже те, кто не выдержал конкуренции, погряз в разврате и чревоугодии, промотал состояние, вытеснен представителями своего же класса. Короче говоря, таким путем средний класс пополняется наихудшими элементами.

Подводя итог, нужно сказать, что проблема среднего класса (состояния, сословия и т.д.) является ровесницей первых философских размышлений о политике и обществе. Ее популярность переменчива, но в исторической почтенности отказать ей никак нельзя. Этим тема среднего класса обязана «Политике» Аристотеля. Чтобы понять, почему она столь привлекательна на протяжении уже даже не одного тысячелетия, достаточно прочитать соответствующее аристотелевское рассуждение, которое на данный момент является фундаментальной основой современной политики и социологии.

источник

б)культура общества, человека

2) Что означает греческий термин «пайдея»

а)образование, обучение, просвещение

3) Что означает греческий термин «полис»

4) Назовите две системы представлений о культуре:

5) Главное в культуре Спартанского общества?

б)низы обще6ства в Древней Греций

в)путешественники на Востоке

7) Система управления в Спарте

8) Что характерно во взглядах на культуру в античности

9) Что характерно во взглядах на культуру в средневековье

10) Что характерно во взглядах на культуру в Новое время

1) Согласно О. Шпенглеру, цикл каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал. Он включает в себя четыре периода, назовете их

а) зарождение; расцвет; старение; смерть

б)смерть, зарождение, расцвет, старение

в)младенчество, отрочество, юность, смерть

2) Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением каким-либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами?

3) Назовите одно из крупных направлений в христианстве, оформившееся в ходе Реформации в XVIвеке:

4) Как называлась «столица» итальянского Возрождения?

5) Как называется один из наиболее древних сводов законов, дошедших до наших дней?

6) Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением какому-либо животному или растению и с верой в происхождение от них?

7) Какие религии относятся к мировым?

а) зороастризм, синтоизм, даосизм;

б) буддизм, христианство, индуизм;

в) буддизм, христианство, ислам.

8) Назовите одну из мировых религий:

9) Первый материал, который освоил человек, или прачеловек?

1) На смену культуре камня приходит культура обработки металлов, а какого именно?

2)В рамках культуры производства выделяются два вида деятельности. Какие?

а)земледелие и скотоводство

3) Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии. Какие?

а) аграрно-традиционную и индустриальную

в)присваивающую и производящую

4) Некоторые ученые предлагают разделить все цивилизации на два типа: одна из них – объявляется характерной для Западной Европы, а вторая – для восточных стран. Назовите их

б)техногенная и психогенная

5) Кто из философов выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией, а также лозунг о «возврате в природу»

6) Кто из ученых смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти)?

7) Культура выполняет несколько жизненно важных функций. Назовите главную из них

8) Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру?

б) «Идеи к философии истории человечества»

9) Назовите страну — родину готики:

10) Век, который по традиции принято считать концом античности и началом средневековья:

1) Философ, создавший концепцию «Осевого времени»:

2) Мировая религия, которая не является монотеистической

3) Общее наименование древнейших священных текстов в индийской культурной традиции

4) Не относится к «7 чудесам света»

5) Этап каменного века, считающийся временем революционного перехода от присваивающего хозяйства к производящему

6) Страна, от которой приняла «культурную эстафету» Киевская Русь

7) Универсальная исторически первая форма культуры

8) Основоположник учения о культурных архетипах как коллективном бессознательном

9) Государство, которое принято считать местом возникновения древнейшей письменности

10) Представители одного из направлений русской общественной мысли, выступавшие за принципиально отличный от западного путь развития России на основе самобытности

1) Согласно К. Ясперсу, в спектр пяти «осевых культур» входят

а) Китай, Индия, Персия, Палестина, Греция

б) Индия, Китай, Италия, Греция, Македония

в) Греция, Персия, Палестина, Италия, Индия

2) В какой стране началось (раньше других) эпоха Ренессанса:

3) Какая религия из перечисленных не является мировой

4) Какая религия из перечисленных является самой молодой

5) Целью какого религиозно-философского учения является слияние с первоосновой мира и обретение телесного бессмертия посредством магии, алхимии и психофизического тренинга

а) Поклонение обожествленному животному

б) Вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов

7) Религиозное и социально-политическое движение XVI в. в Германии, направ­ленное на преобразование христианской церкви

8) Что первоначально означало латинское слово «cultura»

9) Столица эллинистической цивилизации

10) Основоположник русского книгопечатания

1) Богиня любви в Древней Греции

2) Богиня мудрости в Древнем Риме

3) Богиня любви у восточных славян

4) Бог — Хранитель в брахманизме

5) Бог Древнего Египта, вершивший (согласно верованиям египтян) суд в Царстве мертвых

6) Бог – Творец в мифологии большинства восточных славян в древности

7) Апостол — покровитель Святой Руси

8) Христианский мыслитель, автор труда «О граде Божьем»

9) Когда возник термин «цивилизация»

10) Автором знаменитого «Дискобола» является скульптор

1) Кто впервые употребил термин «культура» применительно к человеческому уму, духу

2) Понятия «культура» и «цивилизация»

а)искусство и все, что связано с его созданием, воспроизведением, изучением, распространением

б) деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты, результаты этой деятельности.

в)материальное производство с точки зрения его влияния на развитие человека

4) Древнерусская культура относится к периоду:

5) В средневековом обществе формируется

в) народная культура (фольклор)

6) На развитие древнерусской культуры большое влияние оказала культура:

7) Андрей Рублев был выдающимся русским

8) В культуре России XVII века начинается процесс

9) Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»

10) Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии

1) Как назывался древнегреческий город, где, по сохранившимся сведениям, родилась европейская философия

2) Кастовый строй — общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего Востока

3) Когда произошел разрыв между западной и восточной ветвями христианской церкви

4) Какой класс общества Аристотель считал наиболее полезным

5) Как переводится греческое слово «Библия»

6) Почему люди античности называли своих северных соседей варварами

а) за их необразованность и невоспитанность

б) за то, что те не знали греческого или латинского языка

7) Какие формы управления Аристотель считал «хорошими»

8) В какой картине мира естественное не отличается от сверхъестественного

9) Что такое артефактный мир

а) искусственно созданная природа

б) природа, окружающая человека

10) Какой древнегреческий полис стал эталоном древнегреческой демократии

1) Назовите одну из «неправильных» форм государства, с точки зрения Аристотеля

2) Важнейшим видом искусства республиканского Рима считается

3) Хронологические рамки европейского Средневековья

4) Где в древнем мире существовали города-государства, политически организованные как рабовладельческие демократии

5) Что означало слово «демократия»у древних греков

6) Кто был третьим по счету человеком на земле, первым сыном Адама и Евы по христианской версии

7) Когда и где возникла религия

а) в Древнем Египте в V тысячелетии до н. э.

б) в Древней Месопотамии вIVтысячелетии до н. э.

в) в эпоху верхнего палеолита, около 40—50 тыс. лет назад

8) Важнейший памятник английской литературы XIII в.

9) Назовите имя знаменитого римского оратора

10) Что такое религиозный синкретизм

а) религиозная нетерпимость

в) синтез нескольких религиозных учений

1) Что является средством приобщения человека к образу жизни и образу действия общества, т. е. к его культуре

2) Какое государство было самым крупным из основанных германцами в раннем средневековье

б) государство Одоакра в Италии

Читайте также:  Герцинская складчатость форма рельефа и полезные ископаемые

3) На территории какой современной европейской страны было образовано первое феодальное государство

4) Суть какого архитектурного стиля Средневековья выражает геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей

5) Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства

6) Мировую славу Вергилию принесла поэма

7) Как называется система взглядов, отвергающих религиозные представления (вера в бога, в бессмертие души, в потусторонний мир и т. п.) и религию в целом

8) Назовите одну из ранних форм религии, означавшую веру в существование сверхъестественных сил в виде духов, душ:

9) Как, по религиозным представлениям, называется осуществление высшей божественной справедливости, награда или кара человеку в зависимости от исполнения или неисполнения им христианских заповедей?

10) Главным художественным языком Просвещения был(о):

источник

полное собрание произведений даосизма

«Дурными», как бы «выродившимися» формами правления Аристотель считал: 1) тиранию; 2) крайнюю демократию; 3) олигархию

«Железный закон олигархии» сформулировал

«Идти в народ», «поднимать народ на революцию» — основные направления деятельности народников 70 — х гг. Однако единства по тактическим вопросам в народническом движении не было. Разногласия возникли по следующим темам:

готовность народа к революции, движущие силы и средства совершения революции

«Неправильной» (с точки зрения Аристотеля) формой государства является

«Общественный договор» — это

философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми

«Полицейский социализм» в России внедряли

«Свободный подход к праву», который можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место «свобода судейского усмотрения», характерен для

Автором «Города солнца» является

Автором «Декларации независимости США» является

Автором «Утопии», после опубликования которой это слово стало употребляться ко всем проектам идеального общества, является

Автором книги «Об общественном договоре» является

Автором работ «Воля к власти», «Так говорил Заратустра» является

Акция отмены долгов в Древней Греции называлась

Аристотель развивал идеи государственно — политического устройства общества в своем труде:

Аристотель считал наиболее полезным такой класс общества, как

Борьбу за существование главным фактором социальной жизни считали

религиозно — философская система, воплощенная в Ведах

В 1830 — е гг. немецкий историк ввел понятие «эллинизм» для обозначения:

античного общества с 323 до 30 гг. до н. э.

В 335 г. до н. э. Аристотель, вернувшись в Афины, основал школу. Она получила название

В анализе реальности Фома Аквинский пользуется наследием

В буддизме и индуизме существует такое понятие, как «карма». Оно означает:

сумму совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющих характер его нового рождения (нового воплощения его души)

В качестве основных в производственных отношениях Маркс и Энгельс выделили отношения

В основе догматизма лежат

слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений

В своем труде «О духе законов» конституционно — монархическую форму правления отстаивал

Варварские племена, разрушившие Рим с такой жестокостью, что их имя стало нарицательным, —

древнейший памятник индийской письменности, сборник религиозных гимнов, молитв, заклинаний (конец II — середина I тысячелетия до н. э. )

Высказывание: «Человек рождается свободным» принадлежит:

римскому юристу Ульпиану (III в. )

Главную защиту государства Цицерон видит в защите

частной собственности и господствующего положения оптиматов

Главные политические цели, которые были поставлены в программе «Русская правда», не могли быть достигнуты без решения главного вопроса — земельного. Земельный фонд страны должен был быть разделен на 2 части:

Государство как «идею разума, свободы и права» трактовал

Греческие города — государства (полисы) возникли в период

перехода от патриархально — общинного к рабовладельческому строю

Группа философов- мыслителей, сложившаяся в V-IV вв. в Древней Греции, ставших позднее платными учителями

Д. Локк придавал первостепенное значение ___________ ветви власти

Два наиболее крупных направления в исламе — это

Движущими силами исторического развития: прогресс науки, морали и религии считали представители

Для истории политических и правовых учений опорной базой являются: 1) сумма историко — юридических знаний; 2) основные положения теории государства и права; 3) представления о структуре государственно — правовых институтов и механизме взаимодействия ее отдельных звеньев.

Документ, в котором была изложена программа Северного общества декабристов, назывался

Древнегреческий полис — это

город — государство гражданской общины

Древнеримский философ, автор труда «О граде Божьем», в котором он выдвинул идею универсальности истории развития человечества в соответствии с волей Божьей, — это

Заложил основы науки о государстве и праве и первым выдвинул идею «общественного договора»

Знаменитый римский оратор —

Идею «категорического императива» выдвинул

Идея разделения властей в государстве впервые была выдвинута

Из всех форм государства Фома Аквинский больше симпатизировал

Из мировых религий наиболее поздней по своему происхождению является:

К исполнительной ветви власти относится

К концу 1830 — х гг. застой общественной жизни сменяется некоторым ее оживлением. В этот период были сформированы такие течения общественной жизни, как

славянофильство и западничество

К памятникам древнеегипетской литературы относится

К представительной ветви власти относится

Как «отец международного права» в историю политических учений вошел

Как идеолог и основатель либерализма в историю вошел

Как несториане воспринимали и толковали образ Христа?

Бог — сын, то есть Иисус Христос не может быть равен Богу — отцу, а лишь подобен ему

Каким общим названием именовались все существовашие ереси

Кастовый строй — общая черта многих древневосточных цивилизаций, но с наибольшей силой он проявился в

Книга, в которой изложены основы ислама, называется

Конфуцианство возникло и распространилось в

Конфуций (гг. до н. э. ) создал свой идеал совершенного человека (цзюнь цзы), который должен отличаться двумя основными достоинствами:

гуманность и чувство долга

Личную свободу человека и неприкосновенность частной собственности во главу угла ставили представители

Маркс и Энгельс назвали «казарменным коммунизмом» модель коммунистического общества

Механизмы удержания политической власти, поставив политику вне морали, впервые проанализировал

Мировой религией является

Мировой религией является

Мировой религией является

Назовите течение русской общественной мысли, для которого характерны следующие идеи: своеобразие исторического пути России, движущая сила развития в особых формах его организации (например, община); особые формы собственности и владения землей, взаимоотношения народа и власти; развитие страны возможно при восстановлении мира и понимания между «землей» (народом) и государством (царем)

Назовите течение русской общественной мысли, для которого характерны следующие идеи: признание общности пути развития России и Европы, полезность прогресса, цивилизации, свободы личности, резкое неприятие официальной теории «православия, самодержавия, народности»

Наиболее радикальная из программ декабристов — это

Натуральное хозяйство – это:

хозяйство, ориентированное на производство продуктов для собственного потребления

Общественный договор — это

философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми

Общность имущества провозгласил (-а, — о)

Один из источников политико-правовой мысли Древнего Египта

Один из мыслителей Древней Греции, не излагавший своих взглядов в письменной форме

Один из наиболее древних сводов законов, дошедших до наших дней, — это

Один из основных источников буддизма —

Одна из основных идей, положенных в основу утопического социализма, — это идея

Одной из отличительных черт восточных обществ была:

Определение: «Государство, в котором верховная государственная власть принадлежит главе церкви» относится к следующей форме правления

Определение: «Государство, в котором власть принадлежит представителям родовой знати» относится к форме правления

Определение: «Государство, в котором власть принадлежит узкой группе лиц» относится к форме правления

Определение: «Государство, в котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть» относится к форме правления

Определение: «Государство, при котором народ или его большинство служит источником и носителем государственной власти» относится к следующей форме правления

Определение: «Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства», марксизм определяет как

Определение: «Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности» относится к понятию

Определение: «Направление, рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан — институций», относится к

Определение: «Преобразование, изменение, переустройство какой — либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры», относится к понятию

Основателем юридического позитивизма является

Основной движущей силой преобразований Бакунин считал народ. Как он оценивал готовность народа к революции?

«Народ уже созрел к революции. Необходимо лишь поднять его на выступление, которое будет успешным, так как большинство населения его (восстание) поддержит»

Основной чертой политической системы Советской Республики, сложившейся в ходе гражданской войны, является

однопартийная диктатура при неравенстве прав граждан

Основные произведения Гегеля:

«Наука логики», «Философия права»

Основными формами правления являются

Основоположником «теории элит» является

Основу политического учения Конфуция составляет принцип

Отказ от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, освободиться от которых можно, лишь избрав «восьмеричный путь спасения», является основным принципом

Парижская коммуна относится к

Первые древнегреческие мыслители, давшие начало древнегреческой философии:

Первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства

Первым разработал концепцию суверенитета государства

Платон считал идеальным типом государственного устройства

По «Конституции» самодержавие должно быть ликвидировано, император оставался главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим. Верховная законодательная власть принадлежала

По мнению Августина Блаженного светская и церковная власть

различны, независимы и каждая обладает суверенитетом

По мнению Маркса и Энгельса, диктатура пролетариата необходима для периода

перехода от капитализма к социализму

Под «гражданским обществом» Гегель понимал

современное ему буржуазное общество

Под социализмом марксизм понимает

первую (низшую) фазу коммунистической формации

Под термином «разночинцы» подразумевается

Политико-правовой трактат «Слово о Законе и Благодати» был создан

Политическая мысль Древнего Востока неразрывно связана с

невидимый, вездесущий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления одного человека, неотделимый от основного материального мира и управляющий им

Понятие общественно — экономической формации ввел

Понятие, включающие в себя весь круг обязанностей и ответственности человека

После победы пролетарской революции на первое место ставил функцию

Поэма о Гильгамеше – литературный памятник

Право народа на сопротивление угнетению любыми средствами (в том числе насильственными) допускал

Предметом истории политических учений являются: 1) направления политической мысли; 2) отдельные теории и доктрины, в которых рассматриваются проблемы, связанные с происхождением государства, его сущностью, формами организации и т. д.; 3) комплекс идей, посредством которых происходит легитимизация власти и средств ее реализации в обществе. Выбирите правильный ответ.

Представителем либерального направления русской мысли второй половины 19 в. был

Представителями «исторической школы права» являлись

Программа декабристов, по которой гарантировалось всеобщее избирательное право, это

Ранняя форма религии, связанная с поклонением каким — либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами, называется

Ранняя форма религии, связанная с поклонением какому — либо животному или растению и с верой в происхождение от них, называется

Республиканскую форму правления и идею народного суверенитета в своих работах отстаивал

С получением личной свободы по Реформе 1861 г. крестьяне получили права

перехода в другие сословия, участия в крестьянском самоуправлении.

Сборник законов Хаммурапи был составлен в

Сборник изречений и бесед Конфуция, основателя религиозно-этического учения конфуцианства называется

Свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора пытались представители

Слова: «Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, то обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять и унести твою рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» принадлежат

совмещающие законодательные, исполнительные и контрольные функции

Современная политическая история выделяет 3 основных этапа русского революционного движения: дворянский, разночинский, пролетарский. В основание этой периодизации был положен критерий

Современное религиозно — политическое течение, призывающее возродить основы ислама, называется

Согласно «Конституции» Никиты Муравьева, после захвата власти в России должна была установиться

Согласно Сократу зло твориться :

по незнанию и по неведению

Соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении, создав «дуалистическую теорию государства», пытался

крупные социальные группы, объединяющие людей с принципиально общим социально-экономическим и политическим статусом

Старую буржуазную государственную машину, по мнению B. И. Ленина, пролетариат должен

Сторонники активной политической борьбы и террора создали в рамках «Земли и Воли» специальную организацию. Она называлась

Судебная реформа, предусматривавшая бессословность суда и открытость, гласность судебного процесса, состязательность судебного процесса и мировой (выборный) суд, участие присяжных заседателей и несменяемость судей, была проведена в России в

Сущность римского права заключается в

верховенстве закона над властью

Теория происхождения государства, выдвинутая Г. Гроцием и широко распространившаяся в эпоху буржуазных революций, называется теорией

Термин «социология» впервые был введен в научный оборот

Термином «эллинизм» обозначают определенный греко — восточный синкретизм, явившийся результатом:

завоевательной политики Александра Македонского

Течения в Христианской церкви, не совпадающие с официальным вероучением

Трактовка государства как результата договора между людьми встречается у

Трактуют историю человечества как единую целостную универсальную схему: 1) христианство; 2) ислам; 3) буддизм

Труд «Чистая теория права» принадлежит

Труд Т. Гоббса, в котором он изложил взгляды на общество и государство и развил идею «общественного договора», называется

Читайте также:  Чем полезен китайский чай

Труды: «Государство и революция», «Что делать? «, «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» – принадлежат

Учитель философии и теологии — крупнейший представитель схоластики

Феноменальное развитие античных государств, искусства, науки стало возможным благодаря

системе рабства, которое предоставило человеку время для занятий

Философ, который считается основателем даосизма, —

Форма правления, при которой существует бюрократическая монархия со строго централизованным и многочисленным чиновничьим аппаратом, экономической основой которого является государственная собственность на землю, налоги и военную добычу — это

Формы управления, которые Аристотель считал «хорошими»: 1) монархия; 2) аристократия; 3)полития

Французский юрист начала 20 в. Л. Дюги является основоположником

Халкедонский собор состоялся в

Христианская мораль изложена в

«Нагорной проповеди» Иисуса Христа

Этот мыслитель считал, что до возникновения государства царила «война всех против всех»

источник

Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство он понимает как развитое сообщество общин, а общину — как развитую семью. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. В их численном увеличении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших.

Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими — тиранию, олигархию и демократию. Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, — общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояние общества (относящиеся к интеллектуальной деятельности и к характеру человека).

11.Основные категории Аристотеля.

Категории» (др.-греч. Κατηγορίαι, лат. Categoriae или Praedicamenta) — первое по порядку сочинение в «Органоне» Аристотеля, в котором перечисляются все возможные виды того, что может быть субъектом или предикатом суждения.

Аристотель подводит каждую вещь, о которой возможно сделать высказывание, под одну из десяти категорий — наивысших родов (известных средневековым авторам под именем praedicamenta). Они предназначены для перечисления всего, что может быть выражено без состава или структуры, то есть всего, что может быть или предметом или предикатом суждения.

Вводные положения (Главы 1-3)

Разбору категорий у Аристотеля предпосланы вводные положения, которые средневековые авторы называли «антепредикаментами» (лат. ante — перед).

Текст начинается с объяснения того, что подразумевается под «одноименными» предметами, что подразумевается под «соименными» предметами, и что подразумевается под «отыменными» предметами.

Все, что мы говорим о вещах мы говорим:

§ Без связи с другими предметами, то есть имя/субъект или глагол/предикат отдельно — «человек», «бык», «побеждает», и т.д;

§ В связи с другими предметами, то есть создаём высказывание (предложение) — «человек побеждает», «человек бежит».

Далее Аристотель проводит различие между тем, что говорится о подлежащем, и тем, что говорится в подлежащем.

Далее Аристотель сообщает о категориях, или предикатах, выделяемых на основании того, как тот или иной предикат относится к сущности вещи

Десять категорий (Главы 4-9)

Десятью категориями, или наиболее общими родами (классами) являются (по списку главы 4):

Субстанция, или «сущность» др.-греч. οὐσία. Слово «предикат» означает предикат сущности, если соответствующая ему характеристика вещи ни на чём, кроме себя, не основана. «Этот единичный человек» или «это единичное дерево» являются сущностями. Ниже в тексте Аристотель называет эти особенные сущности «первыми сущностями» отличая их от «вторых сущностей», которые являются универсалиями. Следовательно, «Сократ» — первая сущность, в то время как «человек» — вторая сущность.

Количество (др.-греч. τὸ πόσον — «сколько») — пространственно-числовые характеристики вещи. Все средневековые споры о природе континуума, бесконечно большого количества и бесконечно делимого являются длинным комментарием к тексту главы 6. Она оказала большое влияние на развитие математических идей в средневековый и позднесхоластический период.

Качество (др.-греч. τὸ πόιον «какое») — предикат, который характеризует все неколичественные свойства предмета. Эти свойства не совпадают с природой (сущностью) вещи.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 17 ; Нарушение авторских прав

источник

Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу начал употреблять еще Аристотель. Он считал, что хребтом социального порядка выступают классы, но не все и не любой, а именно средний класс. Вот кто стабилизирует общество. Два других, полярных, класса, а именно богатая плутократия и пролетариат, расположенные в самой верхней и в самой нижней частях общественной пирамиды, представляют своего рода социальные девиации (отклонения) и им свойственны множество недостатков. Аристократия — это праздный класс, не занимающийся общественно-полезным трудом, но зато вовлеченный в постоянные интриги, козни и борьбу за власть. На социальном дне находится плебс (низшие соц. слои, “простонарод”), который существует за счет государственной помощи, привилегий и отчислений. И его можно называть социальным паразитом. Рабы вообще не включались ни Платоном, ни Аристотелем в общественную структуру, так как к обществу античные философы причисляли только свободное население, прежде всего афинских граждан. Представитель среднего класса — ремесленник, торговец, моряк, воин, земледелец — внимателен к любому новшеству, любому усовершенствованию (и отечественному, и заграничному), способному хоть ненамного повысить производительность и качество продукции.

Если привести в действие указанные выше три условия процветания античного общества у Аристотеля, а именно опора на многочисленный средний класс, привлечение к управлению широких слоев населения и обуздание политических амбиций элиты, мы получим современную ромбовиную форму социальной стратификации: богатых 5-6%, бедных 14-15%, и 80% — средний класс.

Только при таком профиле социальной структуры можно достичь стабильности в обществе. В подобных условиях средний класс выполняет функцию промежуточного звена, которое разъединяет два полюса стратификационной шкалы, не позволяя им конфликтовать между собой. Средний класс разводит по разные стороны две враждебные группировки — класс богатых, в руках которого концентрируются наибольшие богатства, которому завидуют другие слои, и класс бедных, который ничем не обладает, которому никто не завидует, но который, в свою очередь, завидует всем другим слоям общества. Многочисленный средний класс выполняет функцию межклассовой прослойки, которая разводит враждующие стороны и позволяет достичь социальной стабильности. По существу Аристотель 2500 лет назад предвосхитил ту модель, которую сегодня на практике реализует постиндустриальное общество. Это, на мой взгляд, является главным тезисом сочинения Аристотеля о политике применительно к теме реферата. Приведу «ударную» цитату по этому вопросу:

«В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина — наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума; напротив, трудно следовать этим доводам человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному по своему общественному положению. Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами. Люди второго типа часто делаются злодеями и мелкими мерзавцами. А из преступлений одни совершаются из-за наглости, другие — вследствие подлости. Сверх того, люди обоих этих типов не уклоняются от власти, но ревностно стремятся к ней, а ведь и то и другое приносит государствам вред. Далее, люди первого типа, имея избыток благополучия, силы, богатства дружеских связей и тому подобное, не желают, да и не умеют подчиняться. И это наблюдается уже дома, с детского возраста: избалованные роскошью, в которой они живут, они не обнаруживают привычки повиноваться даже в школах. Поведение людей второго типа из-за их крайней необеспеченности чрезвычайно униженное. Таким образом, одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая проявляется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами. Получается государство, состоящее из рабов и господ, а не из свободных людей, государство, где одни исполнены зависти, другие — презрения. А такого рода чувства очень далеки от чувства дружбы в политическом общении, которое должно заключать в себе дружественное начало. Упомянутые же нами люди не желают даже идти по одной дороге со своими противниками. Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного, по нашему утверждению, состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».[5]

Стоит отметить, Аристотель говорил о том, что бедные ни в коем случае не должны быть отстранены от участия в управлении общественной жизнью, что очень актуально сегодня. По существу в нем сконцентрирована формула современной демократии. Государство политически процветает лишь при всеобщем участии граждан в политической жизни. Привлечение к управлению социальных низов открывает им доступ к каналам социальной мобильности, продвижению наверх, дает возможность наиболее одаренным личностям проявить себя и добиться политического успеха во благо общему делу. Средний класс должен рекрутироваться за счет лучших представителей низшего класса. Ему необходима свежая и здоровая кровь. Хуже обстоит дело, если средний класс будет пополняться за счет представителей высшего класса, поскольку для них межклассовый переход означает падение, а не восхождение. Опускаются на ступеньку ниже те, кто не выдержал конкуренции, погряз в разврате и чревоугодии, промотал состояние, вытеснен представителями своего же класса. Короче говоря, таким путем средний класс пополняется наихудшими элементами.

Подводя итог, нужно сказать, что проблема среднего класса (состояния, сословия и т.д.) является ровесницей первых философских размышлений о политике и обществе. Ее популярность переменчива, но в исторической почтенности отказать ей никак нельзя. Этим тема среднего класса обязана «Политике» Аристотеля. Чтобы понять, почему она столь привлекательна на протяжении уже даже не одного тысячелетия, достаточно прочитать соответствующее аристотелевское рассуждение, которое на данный момент является фундаментальной основой современной политики и социологии.

источник

Современный этап (середина XIX — начало XX века)

Новое время (XV-XVII века)

Первых социологов античности называютсоциальными философами. Среди них выделяются два гиганта —Платон (427—347 до н.э.) иАристотель(384—322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Поскольку в античности «общество» и «государство» не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

Платон. Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высший состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам. (Как вы думаете, а сегодня высший класс следует этим требованиям?)

Аристотель. У него опорой порядка выступалсредний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатаяплутократия и лишенный собственностипролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них — любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Николо Макиавелли (1469—1527). Он первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. В работе Макиавелли социология и политология обрели новое измерение, они стали наукой о поведении людей в обществе.

Читайте также:  Карта иркутской области полезные ископаемые

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.Первый закон гласит, что нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками — страсть приобрести то, чего их лишили. Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие.Третий закон: творить зло надо сразу, а добро — постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени. Наказание не нуждается в оценке и ответной благодарности (как поощрение).

Следующий шаг сделалТомас Гоббс (1588—1679). Он разработалтеорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти — причины мятежей и войн. У людей все это есть. Неправильно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему выгоднее. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.

Что побуждает людей создавать общество? Взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду либо достичь уважения и почестей. Поэтому человеческое общество не будет ни очень большим, ни очень устойчивым. Оно стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется. Страх не разъединяет, а объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство — наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества — взаимный страх, а не любовь и расположение.

Естественное состояние — война всех против всех или социальная борьба за выживание. Она характеризует повседневную жизнь людей в догражданском обществе. Иное делогражданское общество высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. У неготри формы правления, демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникает собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате прекращается война против всех.

Он отличается от предшествующего этапа тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Два первых из рассматриваемых нами мыслителей, а именно, О. Конт и К. Маркс, застали начальную стадию капитализма, а два других (Э. Дюркгейм и М. Вебер) — продвинутую. Между ними качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества. Отсюда и различие их взглядов.

Огюст Конт (1798—1857), давший имя социологии, начал творить чуть раньше Маркса. Поэтому он выразил в своем творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Новая наука называется «социология». Открытые наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы научить людей тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения.

О. Конт настолько уверовал в свое детище, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину — выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.

Конт совершил поистинекоперниканский переворот в социологии, определил предмет и метод социологии. По его мнению, наука должна раз и навсегда отказаться от нерешаемых вопросов. К ним Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Прежде всего к ним относятся философские суждения, оторванные от жизни.

Конт преклонялся не только перед созданной им социологией, но и перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид— почти ничто, а точнее абстракция. Общество же есть высшая реальность. Под ним подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связаннаяконсенсусом (всеобщим согласием). Учение Конта состояло из двух частей —социальной статики, описывающей законы существования, исоциальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.

Карл Маркс (1818—1883) куда более пессимистично смотрел на возможности капитализма, нежели Конт. Он воочию наблюдал «зверства первоначального накопления»: рост преступности и нищеты в городах, разорение крестьянства, сказочное обогащение кучки буржуев, продажу своих детей в рабство и т. п. Поэтому Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателемтеории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное — стабилизация общества, то для Маркса — его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи — за реформистский.

В отличие от Конта и Дюркгейма Маркс придаваланомалиям, т. е. негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм.Антагонизм — непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Эмиль Дюркгейм (1858—1917), как и О. Конт, был французом. Но, в отличие от последнего, он застал свою страну на качественно ином этапе развития. Капитализм превратился в мировую систему, охватившую все континенты. Крупные банки, предприятия и офисы, машинная индустрия, пароходы, автомобили и аэропланы определяли лицо европейского общества рубежа XX века.

Дюркгейм предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически.Подсоциальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Считать их фактами, доступными объективному изучению, наряду с магнетизмом или гравитацией, было по тем временам революционным шагом. Но Дюркгейм был уверен, что они существуют независимо от индивида наподобие природных фактов. Собрав обширный фактический материал, он доказал, что число самоубийств в разных социальных группах неодинаково: у католиков их меньше, чем у протестантов, а у горожан больше, чем у сельчан. Почему так происходит? Дело в том, что чем выше уровень интеграции (сплоченности, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. Горожане и протестанты больше разобщены и индивидуалистичны, нежели сельчане и католики.

Как видим, одни социальные факты (самоубийства) Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция), не прибегая к психологическим или физическим причинам, например, расстройству памяти или росту человека. И это еще одно достижение французского социолога. По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.

Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Главным в человеческом обществе, что цементирует и сплачивает его, он считалсоциальную солидарность,а силой, создающей общественное целое, полагал разделение труда, т. е. специализацию и распределение людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться, значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим — формасоциального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

В примитивных обществах, основанных намеханической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном наорганической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

Макс Вебер (1864—1920) — соотечественник К. Маркса — жил в одно время с Э. Дюркгеймом. Тем не менее, взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Веберпревыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид, обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание — скорее метафора, нежели точное понятие. «Класс», «государство», «общество» — собирательные понятия. Мы говорим о «капиталисте», «предпринимателе», «рабочем» или «короле» как о среднетипичном представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего «вообще» не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать «идеальными типами».

Говоря о методах исследования, Вебер подчеркивал, что уповать только на социальную статистику неправильно. Это первый и далеко не последний шаг ученого. Второй и более главный шаг — поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений.Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм, — взаимодополнительные части социологического исследования. Таково ядро научного метода.

Но как выяснить мотивы? Ведь мы их не видим. Ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал. Наблюдая цепочку реальных действий, например забастовку, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково. Так Вебер подошел ктеории социального действия, выделив четыре его типа: целерациональное; ценностно-рациональное; традиционное; аффективное. Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет их либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными).

Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.

Сделаем выводы: развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей — от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогащались. Наивысшим выражением стали идеи Дюркгейма и Вебера. Они не только создали самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложили методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее. Конечно, и общество в их время стало намного богаче и сложнее. Дюркгейма принято считать пионером социальной статистики в социологии, а Вебера — самым крупным теоретиком среди всех когда-либо живших социологов.

Итак, мы совершили небольшое путешествие в историю социологии и остановились у самого порога ее современного этапа. Но мы переступим его в следующих разделах книги, ибо вся она посвящена тем понятиям, методам и концепциям, которые созданы социологами XX века.

Ключевые понятия:

Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 3369 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/957900/
  • http://pandia.ru/text/77/445/3805.php
  • http://lektsii.com/2-45047.html
  • http://studwood.ru/973923/filosofiya/aristotel_srednem_klasse
  • http://studopedia.su/13_22854_platon-aristotel-n-makiavelli.html