Меню Рубрики

Карта полезные ископаемые россии 8 класс

— формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности;

— проявлять устойчивый познавательный интерес;

— воспитывать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;

— формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплины;

— формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

— понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и знаний для решения практических задач в повседневной жизни

Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строить речевые высказывания; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений; выдвигать гипотезу и обосновывать ее,

соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе; строить логическую цепь рассуждений

устанавливают причинно-следственные связи; использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания; самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия; осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД : Планировать свою деятельность; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, слушать в соответствии с целевой установкой; формирование умений целеполагания; уметь использовать речь для регуляции своей деятельности; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет); контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения

Коммуникативные УУД : Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя; уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений; слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи; строить понятные для собеседника речевые высказывания, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью; осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах, добывать необходимую информацию с помощью карт атласа; перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; Умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей

— показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

— объяснять закономерности их размещения;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Межпредметные и метапредметные связи

Информационный материал : Баринова, И.И. География: природа России. 8 кл. учебник. Дрофа. 2016.

Раковская, Э.М. Атлас с комплектом контурных карт «Физическая география России. 8 класс». АСТ-Пресс Школа. 2016.

Интернет-ресурсы: Полезные ископаемы России https://goo.gl/RHzFEq

Интерактивный материал: листы с заданием, атласы с картами, контурные карты «Физическая карта России»

источник

Наша страна занимает одно из первых мест в мире по запасам многих полезных ископаемых (а по запасам природного газа — первое). В чехле древней платформы на Восточно-Европейской равнине имеются различные полезные ископаемые осадочного происхождения. На Средне-Русской и Приволжской возвышенностях добывают известняки, стекольные и строительные пески, мел, гипс и другие минеральные ресурсы. Каменный уголь и нефть добывают в бассейне реки Печора (Республика Коми). Есть бурые угли в Подмосковье (к западу и к югу от Москвы) и другие полезные ископаемые (в т. ч. фосфориты).

К кристаллическому фундаменту древних платформ приурочены месторождения железных руд. Особенно велики их запасы в районе Курской магнитной аномалии, где руду высокого качества добывают в карьерах.

Разнообразные руды приурочены к Балтийскому щиту. Это месторождения железной руды (в Мурманской области — Оленегорское и Ковдорское, а в Карелии — Костомукшское), медно-никелевых руд (в Мурманской области — Мончегорское). Здесь же находятся месторождения неметаллических полезных ископаемых — апатито-нефелиновых руд (Хибинское около Кировска).

Одним из важных железорудных районов России по-прежнему остается Урал, хотя запасы его уже сильно истощены. Богаты железными рудами Сибирь и Дальний Восток.

Месторождения медных руд сосредоточены в основном на Урале, на Кольском полуострове (медно-никелевые руды), а также в горах южной Сибири. В районе разработки месторождений медно-никелевых руд, а также кобальта, платины и других металлов на севере Восточной Сибири вырос крупный город Заполярья — Норильск.

После распада СССР России приходится приступать к освоению месторождений марганца, титано-циркониевых и хромовых руд, концентраты которых ранее полностью завозились из Грузии, Украины и Казахстана.

Сибирь и Дальний Восток — исключительно богатые рудными и нерудными полезными ископаемыми регионы РФ.

С гранитными внедрениями Алданского щита связаны запасы золота (россыпные месторождения в бассейнах рек Витим, Алдан, Енисей, Колыма) и железных руд, слюды, асбеста и ряда редких металлов.

В Якутии организована промышленная добыча алмазов. Оловянные руды представлены на Янеком нагорье, в районе Певека, на Колымском нагорье, на Дальнем Востоке (Дальнегорск). Широко представлены полиметаллические руды (Дальнегорское, Нерчинские месторождения и др.), медно-свинцово-цинковые руды (на Рудном Алтае) и т.д.

Месторождения цветных металлов встречаются также в Кавказских горах — Садонское свинцово-пинковое месторождение (Республика Северная Осетия) и вольфрамо-молибденовое в Тырныаузе (Республика Кабардино-Балкария).

Из месторождений и районов распространения сырья для химической промышленности (нерудного) следует отметить: Кингисеппское в Ленинградской области и Вятско-Камское в Кировской области (фосфориты), в озерах Эльтон, Баскунчак и Кулундинское, а также в Усолье-Сибирском (поваренная соль), Верхнекамское месторождение — Соликамск, Березники (калийная соль) и другие.

На юге Западной Сибири находятся большие запасы каменного угля. В отрогах Кузнецкого Алатау располагается обширный Кузнецкий каменноугольный бассейн. Именно этот бассейн является в настоящее время в России наиболее используемым.

России принадлежит также юго-восточная часть Донецкого угольного бассейна (большая часть которого находится на территории Украины) и также ведется добыча угля (Ростовская область). На северо-востоке европейской части страны находится Печорский каменноугольный бассейн (Воркута, Инта — Республика Коми).

Огромны запасы каменного угля на Средне-Сибирском плоскогорье (Тунгусский бассейн) и в Якутии (Ленский бассейн), но эти месторождения практически не используются из-за сложных природно-климатических условий и слабой освоенности территории. Это перспективные месторождения.

Множество каменноугольных месторождений разрабатываются в Сибири и на Дальнем Востоке (Южно-Якутское — в Якутии, Углегорское — на Сахалине, Партизанское — у Владивостока, Ургальское — на р. Бурее, Черемховское — у Иркутска и др.).

Наиболее крупным, известным и разрабатываемым ныне месторождением бурого угля является Канско-Ачинское месторождение в Красноярском крае.

Еще с прошлого века на Северном Кавказе добывают нефть (Грозненская и Майкопская нефтегазоносные области — Республики Чечня и Адыгея). Эти месторождения тесно связаны с нефтеносными бассейнами северной части Прикаспия в Казахстане, а также на Апшеронском полуострове в Азербайджане.

В 1940-е годы начали осваиваться месторождения нефти и газа Поволжья и Предуралья (Ромашкинское, Арланское, Туймазинское, Бугурусланское, Ишимбайское, Мухановское и др.), а затем и месторождения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции на северо-востоке Европейской России (нефтяные — Усинское, Пашнинское, газоконденсатные — Войвожское, Вуктыльское). И только в 60-х годах стали быстро осваиваться месторождения Западно-Сибирского бассейна, являющегося ныне крупнейшим регионом добычи нефти и газа в России.

На севере Западной Сибири (Ямало-Ненецкий автономный округ) сосредоточены крупнейшие газовые месторождения России (Ямбургское, Уренгойское, Медвежье, Балахнинское, Харасавэйское и др.), а в средней части Западно-Сибирского региона (Ханты-Мансийский автономный округ) — нефтяные (Самотлорское, Мегионское, Усть-Балыкское, Сургутское и другие месторождения). Отсюда нефть и газ подаются по трубопроводам в другие районы России, страны ближнего зарубежья, а также в государства Европы.

Есть нефть также в Якутии, ведется ее добыча на острове Сахалин.

В последние годы в РФ были открыты новые месторождения: природного газа на шельфе Баренцева моря (Штокмановское), газоконденсатное — на шельфе Карского моря (Ленинградское), нефтяное — на шельфе Печорской губы и др.

В России имеются почти все виды полезных ископаемых.

источник

Тема урока: «Минеральные ресурсы России». Сегодня мы вспомним, что такое минеральные ресурсы и полезные ископаемые, узнаем, как они располагаются по территории России и какая существует закономерность между геологическим (тектоническим) строением рельефа и местом положения полезных ископаемых. Также узнаем о способах добычи полезных ископаемых и о связанных с этим некоторых экологических проблемах.

Хозяйство России тесно связано с минеральными ресурсами, оцененными, по геологическим данным, запасом полезных ископаемых. Наличие минеральных ресурсов, которые зависят от строения земной коры, во многом формируют картину хозяйства территории. Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми (рис. 1).

Рис. 1. Карта минеральных ресурсов России (Источник)

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые используются или могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Скопление полезных ископаемых образуют месторождения, а скопления большого количества месторождений образуют бассейны или районы. По происхождению полезные ископаемые, так же, как и горные породы, бывают: метаморфические, магматические и осадочные. Полезные ископаемые формируются в ходе геологической истории под воздействием внутренних сил (эндогенных) и внешних (экзогенных). Все полезные ископаемые можно классифицировать по агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Большая часть минеральных ресурсов представляет собой твердые неорганические образования, а горючее – полезное ископаемое органического происхождения – лишь условно относится к минеральным ресурсам. За последние годы все большее значение приобретают минерализованные источники, в которых растворено огромное количество полезных веществ. Можно классифицировать полезные ископаемые и по использованию: рудные, нерудные, горючие.

Рудные полезные ископаемые сформировались в результате излияния магмы и в местах её контакта с другими горными породами. Магматическими и метаморфическими горными породами слагаются складчатые области и фундаменты древних пород. Поэтому рудные полезные ископаемые встречаются в горах и на щитах. Наиболее богат рудами Урал. Здесь залегают железные, медно-цинковые, никелевые, марганцевые, хромитовые руды, золото, платина (рис. 2).

Рис. 2. Карта полезных ископаемых Урала (Источник)

Кроме этого, на Урале встречаются драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. На Алтае открыты месторождения полиметаллических, свинцовых, цинковых руд, серебра, ртути и др. (рис. 3). В горной Шории – железных руд, в Кузнецком Алатау – марганцевых. Вольфраммолибденовые руды имеются в Прибайкалье, а в Забайкалье – урановые руды и золото.

Рис. 3. Карта минеральных ресурсов Алтайского края (Источник)

Основными полезными ископаемыми мезозойской складчатой структуры востока России являются оловянные руды. На Кавказе представлены полиметаллические и вольфраммолибденовые руды. Следует обратить внимание на то, что большая часть рудных полезных ископаемых сосредоточена не в молодых складчатых горах, а в возрожденных складчато-глыбовых. Это связано с тем, что рудные тела залегают в осевых частях гор и перекрыты мощными складками осадочных пород. В результате разрушения эти складки исчезают, поэтому там легко находить и добывать полезные ископаемые. Поэтому Урал и богат рудными полезными ископаемыеми.

Магматические и метаморфические полезные ископаемые, кроме складчатых областей, встречаются и на щитах – выступах древних кристаллических фундаментных пород. Так, на севере Восточноевропейской равнины, в районе Кольского полуострова, где имеется выход Балтийского щита, встречаются медные, никелевые металлы, найдены апатиты (сырье для фосфорных удобрений). На Тиманском кряже обнаружены алюминиевые руды, а в районе Воронежской антиклизы находится самое крупное месторождение железных руд – Курская магнитная аномалия (рис. 4).

Рис. 4. Тектоническая карта России (Источник)

Тем не менее для платформ наиболее характерны полезные ископаемые осадочного происхождения, в том числе горючее. Так, в осадочном чехле Восточноевропейской равнины сосредоточено огромное количество угля, нефти и газа. Но наиболее крупные запасы нефти, угля и газа России находятся в мощном осадочном чехле молодой Западносибирской платформы. Также на Древнесибирской платформе располагается крупнейший Тунгусский угольный бассейн. Помимо топлива с осадочными породами связаны месторождения солей, которые приурочены к югу Западной Сибири, Предуралью и Прикаспийской низменности.

Первые алмазы в мире были обнаружены на юге Африки. Коренные месторождения алмазов были найдены в местечке Кимберли (ЮАР), после чего коренные месторождения алмазов были названы кимберлитовыми трубками (рис. 9).

Рис. 9. Кимберлитовая трубка в Якутии (Источник)

Считается, что первооткрывателем алмазов в России стал 14-летний мальчик, сын крепостного крестьянина Крестовоздвиженского прииска на Урале. Именно он обнаружил твердые камни, а оказавшийся рядом минеролог определил, что эти камни – алмазы.

Поиск алмазов на территории России начался после Великой Отечественной войны.

В результате кропотливой работы ученого В.С. Соболева (рис. 10) было выдвинуто предположение, что алмазы следует искать в таких же по условиям местах, как и в Южной Африке, а это Западная Якутия. В 1947 г. на реку Вилюй в Якутию была отправлена первая экспедиция в поисках алмазов. Одна кимберлитовая трубка может снабжать алмазами реки и их притоки на многие десятки и сотни километров. Чтобы определить, есть ли в ключе золото, достаточно промыть несколько небольших ковшей галечника, но чтобы найти алмазы, приходится промывать несколько кубических метров. Геологам пришлось прошагать много сотен километров, преодолевая болота, буреломы, спасаясь от туч комаров и мошкары. Радостную весть после долгих поисков принес коллектор вместе с пиропами и кристаллом алмазов в 4 карата. Пиропы, или «слезы алмазов», – это минералы красного цвета, которые являются спутниками алмазов. Нашел пиропы – нашел алмазы, но главное – найти кимберлит – зеленоватую породу, в которой встречаются алмазы. Найти кимберлит – значит, найти коренное месторождение алмазов.

Читайте также:  Чем полезен сироп клоповки

Первая кимберлитовая трубка в Якутии была найдена экспедицией Л.А. Попугаевой (рис. 11) в 1954 г. Найти вторую кимберлитовую трубку помогла лиса. Члены экспедиции наткнулись на лисью нору, возле которой лежала небольшая кучка зеленоватой земли. Это и был кимберлит. На высокой лиственнице, стоявшей почти в самом центре трубки, геологи сделали топором большую зарубку и вывели надпись: «Трубка мира». В Москву полетела зашифрованная телеграмма: «Закурили трубку мира. Табак отличный». Потом были найдены другие кимберлитовые трубки, а вскоре был заложен поселок алмазодобытчиков Мирный. Через несколько десятков лет месторождения алмазов были обнаружены на другой древней платформе – Русской, в Архангельской области.

Добыча полезных ископаемых осуществляется по-разному. В зависимости от глубины и мощности залегания полезного ископаемого добыча осуществляется либо открытым (карьерным) (рис. 5),

Рис. 5. Добыча полезных ископаемых в карьере (Источник)

либо закрытым (шахтным) способом (рис. 6).

Рис. 6. Добыча полезных ископаемых в шахте (Источник)

Жидкие полезные ископаемые добываются методом бурения скважин (рис. 7). Открытый способ добычи полезных ископаемых наиболее простой и дешевый, однако именно он наносит самый большой урон природе.

Из-за лишения территории растительного покрова, на ней образуются индустриальные пустыни, от которых поднимаются пыльные бури, а из-за осушения земли понижается уровень грунтовых вод. Открытым способом в России добывается более 90 % руд, более 50 % углей и практически все строительные материалы. Самый большой в России карьер находится на Урале – это Качканарский карьер (рис. 8), глубина которого свыше 700 м. Глубина шахт в России достигает примерно 1 км.

Рис. 8. Качканарский карьер (Источник)

Россия – самая богатая минеральными ресурсами страна мира.

Институт нефти и газа носит имя И.М. Губкина (рис. 12).

Рис. 12. Памятная доска И.М. Губкину (Источник)

Именно при его непосредственном участии началось исследование и исследование Западно-Сибирской равнины. В 1953 г. было открыто и начало действовать первое месторождение газа, а через 7 лет забил первый нефтяной фонтан Шаима. Но этому предшествовали длительная работа, научные споры и подвиг первопроходцев. Западно-Сибирская равнина – огромная низменность площадью 3 млн км 2 (рис. 13).

Рис. 13. Западно-Сибирская равнина (Источник)

Лежит равнина на плите. Толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти. На поверхности сотни километров топких болот и темнохвойной неосвоенной тайги. Как определить точку для буровой? Это сродни поиску иголки в стоге сена. И.М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 г. в Среднее Приобье была послана поисковая партия, которая открыла невиданные запасы нефти: Усть-Балыкское и нефтяную жемчужину, месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре. В Заполярье открыли газовое месторождение Ямбург, Медвежье, Заполярное, а у Северного полярного круга Уренгойское – газовую жемчужину России (рис. 14).

Рис. 14. Уренгойское месторождение газа (Источник)

Сегодня Россия занимает первое место по добыче природного газа. В Северной Сибири в европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ – экологически чистое и калорийное топливо – идет не только в европейскую часть России, но и в Западную Европу. Открытие месторождения нефти и газа дали мощный толчок в освоении Западной Сибири. Здесь построены новые города.

Столица нефтяников – Сургут (рис. 15), столица газовиков – Новый Уренгой (рис. 16).

Рис. 16. Город Новый Уренгой (Источник)

Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.

Домашнее задание

  1. Дайте определение и классификацию полезных ископаемых.
  2. Подготовьте доклад о рудных полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.
  3. Подготовьте доклад о магматических и метаморфических полезных ископаемых на территории России. Приведите примеры.

Список литературы

  1. География России. Природа. 8 кл.: уч. для общеобразоват. учрежд. / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2011. – 303 с.: ил., карт.
  2. География России. Природа. Население: 8 кл. / В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 320 с.
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

План-конспект урока по географии (8 класс) на тему:
Конспект урока по географии Минеральные ресурсы России 8 класс

Представлен теоретический метериал по теме и практические задания для текущего контроля и закрепления материала.

Конспект урока по географии для 8 класса

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»; 6-7 правильных ответов –«3»; менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

( Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся — в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I. Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II. Металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1) По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3) Определите основные месторождения угля и нефти.

4) Определите размещение месторождений железных руд.

5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6) К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7) Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8) Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. ( Работа с картой).

Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды — Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ — север Западной Сибири.

Каменный уголь — Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы — Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся заносят в таблицу:

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи ( записать в тетради ):

1.Открытая добыча руды — (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор — (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов — (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»; менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Читайте также:  Полезные вещи в армии

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

источник

Минеральные ресурсы – это совокупность запасов полезных ископаемых в недрах Земли, пригодных для использования в различных отраслях хозяйства. Минералы могут образовываться как эндогенным путём, так и экзогенным.

Минералы экзогенного происхождения образуются из магмы путём её кристаллизации в процессе остывания – внутри земной коры, или на её поверхности – если магма в виде лавы изливается при вулканических процессах. Минералы экзогенного происхождения образуются на земной поверхности – на суше или в водных бассейнах. Отличаясь друг от друга по химическому составу, минералы весьма разнообразны по своим физическим свойствам и внешнему виду. Они обычно представляют собой кристаллы разной формы. Минералы могут быть твёрдыми в разной степени (например, гипс и гранат); жидкими (вода, нефть) и газообразными (природный газ). Всего из земной коры человек добывает более 200 видов ископаемых. Полезные ископаемые не рассеяны по земной коре, а концентрируются на определённых её участках, которые называются месторождениями. В свою очередь, районы, в пределах которых встречается большое количество месторождений однотипных полезных ископаемых, называются бассейнами. Например, каменноугольный бассейн, железорудный, нефтегазовый.

Многообразие условий формирования, длительный период геологической истории определили большое количество разнообразных минеральных соединений, различную их встречаемость (есть редкие – алмаз, есть распространённые – гранит). Как правило, в природе минералы встречаются в виде смесей, которые называют горными породами.

Горная порода – это естественное соединение минералов определённого химического состава и строения. По происхождению горные породы делятся на магматические – образованные непосредственно из магмы (базальты), метаморфические – образованные в результате их преобразования под действием высокого давления и температуры (слюда), и осадочные – породы экзогенного происхождения, образованные либо химическим путём (калийная соль), либо в результате консервации органического материала (известняк). Магматические и метаморфические породы, как правило, образуются на значительной глубине, в толще земной коры, при активных тектонических процессах. Осадочные горные породы формируются на поверхности земной коры или на определённой глубине, но обязательно на кристаллическом фундаменте.

Россия – самая большая по площади страна. Как правило, чем больше площадь страны, тем больше в её недрах полезных ископаемых. Россия не стала исключением. Эта страна является одной из самых богатых в мире по показателю количества минеральных ресурсов. В ней открыто более 20 тысяч месторождений полезных ископаемых.

Отличительная черта минерально-сырьевой базы России – это её комплексность. Здесь представлены практически все виды полезных ископаемых. Главный же недостаток минерально-сырьевой базы страны заключается в особенностях размещения. Дело в том, что основная часть полезных ископаемых расположена в Восточной зоне, для которой характерны экстремальные природные условия; также она слабо населена и плохо освоена в хозяйственном отношении.

Распределение полезных ископаемых на территории Российской Федерации.

Нефтью называют горючую маслянистую жидкость красно-коричневого или чёрного цвета с специфическим запахом. Она является самым важным полезным ископаемым Земли, так как именно из неё получают наиболее используемые в настоящее время виды топлива. Обычно нефть образуется вместе с другим, не менее важным полезным ископаемым – природным газом. Поэтому зачастую эти два вида полезных ископаемых добываются в одном и том же месте.

Нефтегазоносные провинции России. Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Это крупнейшая провинция на территории России. Её площадь составляет 2 миллиона 200 тысяч км 2 . Находится она на Западно-Сибирской равнине. На востоке ограничена горной системой Урал, на юге граница проходит с Казахстаном и горной системой Алтай, а на севере – с Карским морем. Всего в две тысячи пятнадцатом году здесь было открыто около пятисот месторождений нефти и газа.

На севере Европейской части России расположена Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. Она ограничена Тиманским кряжем на юго-западе, а на востоке – горной системой Урал. Площадь Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции составляет 600 тысяч км 2 .

В Российской Федерации имеются большие запасы угля. По его количеству наша страна занимает 3-е место в мире после Соединённых Штатов Америки и Китая. Уголь – это осадочная горная порода, которая образуется при разложении остатков растений.

На западном склоне Полярного Урала и Пай-Хоя расположен Печорский угольный бассейн. Пай-Хой – это старый, сильно разрушенный горный кряж в центре Югорского полуострова. Общая площадь Печорского угольного бассейна составляет около 90 тысяч км 2 . Уголь здесь добывается очень сложным способом – шахтным методом.

Одним из самых крупных угольных месторождений мира является Кузнецкий угольный бассейн России. Находится он на юге Западной Сибири. Его площадь составляет 26 700 км 2 . Добыча каменного угля здесь ведётся подземным и открытым способами. Стоит отметить, что Кузнецкий угольный бассейн имеет невыгодное географическое положение. Дело в том, что он сильно удалён от основных районов потребления угля. Уголь сложно транспортировать из-за слабого развития железнодорожных путей на востоке страны. Большие транспортные затраты снижают конкурентоспособность кузнецкого угля, что приводит к снижению перспективы дальнейшего развития Кузнецкого бассейна.

По общим запасам железняка Россия занимает 1-е место в мире. Железные руды страны отличаются значительной глубиной залегания, они характеризуются высокой прочностью и сложным минеральным составом. В основном залежи железняка находятся в европейской части страны. Самый большой бассейн Российской Федерации – это Курская магнитная аномалия. Это самый мощный в мире железорудный бассейн – крупнейший по запасам железа район в мире. Общая площадь бассейна составляет около ста двадцати тысяч километров квадратных. Расположен бассейн в пределах Курской, Белгородской и Орловской областей.

По запасам серебра Россия занимает одну из лидирующих позиций в мире. Основные запасы серебряных руд (около 98 %) расположены в Охотско-Чукотском и Восточно-Сихотэ-Алиньском вулканических поясах.

Россия очень богата различными видами полезных ископаемых. Россия занимает главенствующие места по разведанным запасам никеля, золота, платины, алмазов и других полезных ископаемых. Широкое распространение в России имеют и нерудные полезные ископаемые, месторождения которых встречаются как в платформенных, так и в складчатых областях страны. Россия обладает крупнейшими запасами торфа, фосфорита, калийной соли и так далее.

Разработка месторождений полезных ископаемых и добывание горных пород и минералов имеют большое значение, так как без этого не будет возрастать благосостояние людей, а также прекратится развитие экономики всех стран в мире. Добыча полезных ископаемых необходима для создания машин, деталей, механизмов. Своё применение многие горные породы нашли и в различных отраслях строительства, а такие из них, как, например, золото, серебро, алмазы, широко применяются для создания ювелирных изделий.

Занимая ведущие места в мире по запасам многих полезных ископаемых, Россия развивает свою экономику почти полностью на собственных минерально-сырьевых ресурсах. Однако, несмотря на значительные запасы полезных ископаемых, следует помнить, что они являются невозобновимыми. Учёные подсчитали, что если добыча полезных ископаемых сохранится в таком же объёме, как в настоящее время, то большое количество месторождений будет исчерпано через несколько десятилетий. А это значит, что необходимо рационально и бережно их использовать.

Экологические проблемы, которые связаны с добычей полезных ископаемых.

Следует помнить, что извлечение из недр Земли огромных масс вещества не проходит бесследно. Человек создаёт антропогенные формы рельефа – карьеры, искусственные насыпи из горных пород, называемые терриконами.

Добыча горных пород приводит к комплексному нарушению земель, деградации естественных кормовых угодий, истощению водных ресурсов и нарушению гидрологического режима подземных и поверхностных вод. Также загрязняется приземной слой атмосферы твёрдыми и газообразными вредными веществами. Изменение состава воздуха сводится к уменьшению содержания кислорода и увеличению содержания углекислого газа, азота, а также к появлению вредных газов и пыли.

Рациональное использование и охрана недр Земли предусматривают следующие мероприятия:

· создание новых высокоэкологичных технологий разработки месторождений полезных ископаемых;

· утилизация отработанной горной породы или надёжное её захоронение;

· предотвращение потерь минерального сырья в период эксплуатации месторождений;

· использование альтернативных, экологически чистых источников энергии (солнца, ветра, приливов и отливов).

источник

учитель географии МОБУ « СОШ №5» г.Оренбурга

Конспект модульного урока по географии

по теме: « Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России »,

1. Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

2.Уметь работать с текстом учебника, картами атласа.

Задачи урока для учащихся:

1.Совершенствовать навыки работы с технологической картой.

2.Осуществлять разные виды контроля.

3.Учиться работать в парах.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебники, коллекция полезных ископаемых, атлас 8 класс, технологические карты урока, тетради.

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны знать состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, атласы, учебники, коллекция полезных ископаемых, презентационный материал, технологические карты урока.

Внимательно прочитайте цели урока

Цель: проверить уровень усвоения знаний и умений.

Географический диктант.

1.Наука о строении земной коры и формировании тектонических структур.

2.Выход на поверхность фундамента платформы.

3.Древний устойчивый участок земной коры.

4.Молодая платформа.

5.Молодые горы России.

6.Возрожденные горы России.

7.Эра новой жизни.

8.Карта, на которой показаны части земной коры.

9.Карта с информацией о возрасте пород.

10.Горы расположены в ….. областях.

11.Им соответствуют равнины.

12.Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость.

Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:

12 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5»;

10-11 правильных ответов – средний уровень знаний – «4»;

6-7 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3»;

Менее 6 правильных ответов – очень низкий уровень знаний – «2».

Проанализируйте ошибки.

Цель: сформулировать понятия «полезные ископаемые», «месторождения полезных ископаемых», «бассейн».

Тектоническая карта России в атласе и карта полезных ископаемых

Цель: изучить состав полезных ископаемых и сформировать представление о связях между полезными ископаемыми и тектоническими структурами.

I .Задание: составить схему деления полезных ископаемых на группы и отметить к каким тектоническим структурам они приурочены (платформам или складчатым областям)

II . Проверьте правильность заполнения схемы по приложению №2.

III . Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Цель: изучить особенности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых.

I .Задание: по карте полезных ископаемых (рис. 16 учебника) и тексту учебника определите в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.

Читайте также:  Чем полезна семга слабосоленая

II .Полученные сведения зафиксируйте в таблице:

III . Проверьте правильность заполнения таблицы по приложению №3.

IV . Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Делайте записи в таблице (№ 1 -7)

Цель: сформировать знания об экологических проблемах, связанных с добычей полезных ископаемых .

I .Прочитайте текст учебника.

II . Установите причинно-следственные связи:

1.Открытая добыча руды …

3.Добыча строительных материалов — …

III . Оцените работу по приложению №4 (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Работайте индивидуально

Настенная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России»

Цель: закрепить знания по теме «Минеральные ресурсы России»; уметь самостоятельно применять полученные знания.

3. Месторождение каменного угля.

4. Месторождение железной руды.

II . . Проверьте правильность ваших ответов по приложению №5.

III . Оцените вашу работу . Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»; менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Все закрыть

Работайте индивидуально

(значки на карте)

Проведите взаимопроверку

Выходной контроль: занесите полученные баллы в сводную ведомость, суммируйте баллы. Если набрали 40 баллов и более, то, значит, работали отлично — итоговая оценка 5.

Набрали 34-39 баллов — работали хорошо, оценка 4. Если не успели усвоить все УЭ, продолжайте работать дома.

Рефлексия:

1.Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2.При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?

3.Что вызвало наибольшую трудность?

4.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?

5.С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем неинтересно)?

Работа в сводной ведомости

Д/З: 1) п.7, вопросы и задания, модуль в тетрадях;

2)закончить таблицу (№7-14)

2) задание на к/к. : нанести месторождения полезных ископаемых на контурную карту.

источник

Цели и задачи урока:

-определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор;

-проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России;

-определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование:

Атласы, учебники, физическая карта России, компьютеры, проектор, учебное электронное издание (диск): География России. Природа и население.8 класс.

I. Организационный момент.

На фоне музыки ученик читает отрывок из стихотворения Ираиды Мордовиной.
(Все сопровождается слайдами с видами различных форм рельефа России)
(Приложение 1).

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Равнины в бесконечность убегают
И степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим наш путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем,
Как много изучить нам предстоит!

II. Объявление темы урока и целей, знакомство с «Зачетным листом»
(Приложение 2).

Задание 1. Составление общей схемы «Рельеф» (По мере ответов учащихся на интерактивной доске создается схема)

— Вспомните, что такое рельеф?
— Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют?
Как различаются горы по высоте?
Как различаются равнины по высоте?
— Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы)
— Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания, землетрясения, вулканизм)
— Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)

Задание 2.
Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа?
(Приложение 3)

(На слайдах появляются разные формы рельефа)

  1. Деятельность ветра
  2. Карстовые процессы – вода
  3. Деятельность человека
  4. Моренный рельеф — ледник
  5. Эоловые процессы – ветер
  6. Землетрясения
  7. Вулканизм
  8. Овраг – деятельность текучих вод

Задание 3. Диктант на проверку знания терминов и понятий.

1. Выход на поверхность кристаллического фундамента платформы. (щит)
2. Бурные грязекаменные потоки. (сели)
3. Древние относительно устойчивые участки земной коры. (платформы)
4. Крупные скопления полезных ископаемых. (месторождения)
5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (морена)
6. Группы близкорасположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (бассейн)
7. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли. (эры)
Учащиеся обмениваются работами, проводят проверку, сверяясь с ответами на доске, и выставляют в «Зачетный лист» количество баллов (правильный ответ-1балл)

Задание 4. Работа по вариантам.

1 вариант выполняет интерактивный тест на ПК. 2 вариант путем сопоставления физической и тектонической карт устанавливают соответствие между формой рельефа и тектонической структурой.
1 вариант. Тест.
1. Высшая точка России расположена в пределах.
а) Алтая
б) Кавказа
в) Саян

2. Самая высокая и расчлененная равнина в России.
а) Восточно-Европейская равнина
б) Западно-Сибирская равнина
в) Среднесибирское плоскогорье

3. В виде какого щита выходит на поверхность фундамент Восточно-Европейской платформы.
а) Алданского
б) Балтийского
в) Анабарского

4. Какие окраины России расположены на границах современных литосферных плит.
а) Восточные
б) Западные
в) Северные

5. Какая складчатость протекала во второй половине палеозоя.
а) Байкальская
б) Герцинская
в) Каледонская

6. Равнины расположены на .
а) границах литосферных плит
б) платформах
в) в складчатых областях

7. Крупнейшими каменно-угольными бассейнами являются.
а) Кузбасс, Канско-Ачинский
б) Тунгусский, Ленский
в) Уренгой, Ямбург

8. Поверхность России понижается к .
а) югу
б) северу
в) западу
г) востоку

9. Если скорость поднятия земной коры равна скорости разрушения, то образуются.
а) впадины
б) горы
в) равнины

10. Геологическая эра, продолжающаяся и сейчас.
а) мезозойская
б) кайнозойская
в) палеозойская

2 вариант. Таблица соответствия.
Установите соответствие.

источник

Задачи: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений по­лезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископае­мыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

I. Проверка знаний и умений по теме «Главные черты рельефа России».

Возможные варианты проверки:

1. Географический диктант. Проводится с целью проверки зна­ния номенклатуры географических объектов. Учитель показывает на физической карте 10 объектов рельефа, учащиеся должны напи­сать их географические названия.

2. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся, используя таблицы «Анализ рельефа равнин» и «Анализ рельефа гор», должны описать какую-либо форму рельефа. В результате этой работы проверяется умение сопоставлять физическую и тек­тоническую карты России.

3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам пре­дыдущего урока и включает устные задания по физической и тек­тонической картам России.

1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физиче­ской картой России).

2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ уче­ника должен опираться на знания физической картины России).

3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причин­но-следственные связи между рельефом и тектоническим строени­ем).

4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

5. Письменная проверочная работа по вариантам.

Пользуясь необходимыми картами, установите взаимосвязи

между тектоническими структурами и формами рельефа, ответы запишите в таблицы.

Соответствие тектонических структур формам рельефа

Область байкальской складчатости Область каледонской складчатости Область мезозойской складчатости Область кайнозойской складчатости

Соответствие форм рельефа тектоническим структурам

Сихотэ-Алинь Г оры Камчатки Западно-Сибирская равнина Среднесибирское плоскогорье Алданское нагорье Г оры Бырранга Уральские горы

6. Проверка домашнего задания должна включать проверку практической работы № 3, которая выполнялась учащимися в ра­бочих тетрадях.

Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Зем­ли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле пре­вращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Определение «полезные ископаемые» и их виды желательно записать в тетрадь, также необходимо добавить определения «ме­сторождение», «бассейн».

Полезные ископаемые — это природные минеральные образова­ния в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естест­венном виде как сырье или после соответствующей переработки.

По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I. Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II. Металлические — руды черных, цветных, редких, благород­ных и радиоактивных металлов.

III. Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драго­ценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

1. Учащиеся уже знают из курса географии материков и океа­нов о размещении полезных ископаемых магматического и осадоч­ного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся сле­дующие вопросы и задания:

1) По карте определите, какими полезными ископаемыми бога­та территория нашей страны.

2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3) Определите основные месторождения угля и нефти.

4) Определите размещение месторождений железных руд.

5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6) К каким структурам приурочены месторождения полиметал­лических руд?

7) Почему месторождения руд приурочены к горным масси­вам?

8) Какими полезными ископаемыми богата территория вашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтвержда­ет наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность оса­дочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхожде­нием. Магма и горючие магматические растворы, из которых обра­зовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещи­нам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

2. Практическая работа № 4 «Определение и объяснение зако­номерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых». Эта работа позволяет закрепить сформулированные ранее выводы о зависимости набора полезных ископаемых от тек­тонического строения и об обеспеченности России основными ви­дами полезных ископаемых и особенностях их размещения по тер­ритории страны. Задания приведены в рабочей тетради на с. 40-41.

3. На этом этапе урока необходимо сформировать понятие «минерально-сырьевая база Росси» и записать его в тетрадь.

Минерально-сырьевая база России — это совокупность всех по­лезных ископаемых, расположенных на территории нашей страны.

Характерные черты минерально-сырьевых ресурсов России можно прочитать в учебнике на с. 46.

4. Очень важный вопрос — охрана недр.

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обес­печивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим стра­нам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных иско­паемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоря­жались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании по­лезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонен­тов, содержащихся в руде, комплексным использованием мине­ральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полез­ных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ис­копаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47).

I. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, закончить практическую работу № 4, знать ключевые слова и номенклатуру бассейнов полезных иско­паемых выучить.

источник

Источники:
  • http://geographyofrussia.com/poleznye-iskopaemye-rossii/
  • http://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/geologicheskoe-stroenie-relief-i-poleznye-iskopaemye/poleznye-iskopaemye-na-territorii-rossii
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2016/08/03/konspekt-uroka-po-geografii-mineralnye-resursy-rossii-8-klass
  • http://videouroki.net/video/11-mineralnye-resursy-rossii.html
  • http://kartograf.uef.ru/poleznye-iskopaemye-rossii-8-klass-karta/
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645003/
  • http://tak-to-ent.net/load/398-1-0-9585