Меню Рубрики

Карта рельеф и полезные ископаемые 7 класс

Технологическая карта урока-

«Рельеф и полезные ископаемые Африки «

Практическая работа № 8 «Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

Планируемые образовательные результаты

Формирование представлений об особенностях размещении зон в Африке, дать характеристику форм рельефа Африки, выявить взаимосвязь форм рельефа, тектоники и полезных ископаемых.

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний, практических навыков и умений по анализу карты.

Создание условий для развития коммуникативных навыков.

Решаемые учебные проблемы

Выявить взаимосвязь размещения форм рельефа, тектоники и полезных ископаемых

Основные понятия, изучаемые на уроке

Плоскогорья, Великие Африканские разломы, тектонические озера — Виктория, Танганьика, Ньяса.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Телевизор, компьютер, интерактивная доска

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 Организационный момент. 2мин

Сообщение темы, целей и задач урока

Подготовка к уроку, организация рабочего места

2 Проверка домашнего задания. – 10мин.

1).Устный опрос История исследования Африки.

2. Путешествие Давида Левингстона.

3.Путешествие Генри Стенли

.4 Путешествие Василия Юнкера, Николая Гумилева, Николая Вавилова.

2). Проверка заполнения таблицы о путешественниках, исследовавших Африку.

2. ЭТАП Актуализация знаний — 5мин

1. Каковы особенности географического положения Африки.

3. Какие существуют формы рельефа.

4. Что такое полезные ископаемые.

5. Какие существуют виды полезных ископаемых?

6. Как связано размещение полезных ископаемых и формами рельефа.

Работают по физической карте Африки, участвуют в диалоге, предлагают варианты ответов

2. Сегодня на уроке вы узнаете.

1. О геологической истории Африки.

2. О современном рельефе материка.

3. О размещении полезных ископаемых на материке.

3. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Как вы думаете- Почему в Африке нет крупных горных хребтов?

Предлагают варианты ответов

Какую карту надо пранализировать, чтобы ответить на этот вопрос?

Анализ тектонической карты, выявление закономерности (связи форм рельефа с складчатыми областями и с платформами) стр.3-4 и 14 атласа (Физическая и тектоническая капта Африки)

5 ЭТАП Изучение нового материала- 20мин

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Просмотр Инфоурока «Основные черты природы Африки. Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые».- 4 мин.

Вопросы после просмотра «Инфоурока»

1. Что лежит в основании материка- ?

2.Какие формы рельефа преобладают на территории Африки ?

3. Где в Африке находятся горы. Какого они возраста.?

4. Назовите самую высокую вершину материка- гора

5. Почему Африка в далеком будущем разделится на две части — узнаем из текста учебника стр 158 последний абзац

6. Почему в Африке преобладают на северной и западной части- полезные ископаемые осадочного происхождения , а на юге и востоке в горных районах преобладают магматического происхождения?

Формулировка вывода, после просмотра инфоурока. записать в тетрадь

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи

Присмотр инфоурока «Основные черты природы Африки. Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые»- 4 мин.

Древняя Африканская платформа.

— на северо — западе Атласские альпийская фаза складчатости, на юге- Драконовы и Капские

(.на востоке материка наметился Восточно-Африканский разлом или Рифтовая долина, проходящий через Восточно-Африканское нагорье, озера – Таганьика, Ньяса, Виктория,)

— Потому что северная и западная Африка была в прошлом дном моря и там полезные оскопаемые осадочного происхождения, а в южной и западной Африке находятся древние горные сооружения , где и залегают магматические горные породы.

-Общий характер поверхности равнинный. Так как большая часть материка расположена на платформе, на крайнем северо-западе – молодая складчатая область, северная и центральная части – равнинный рельеф, южная часть – горный.

Физкультминутка- динамическая пауз —1мин.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Практическая работа: «Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

Коррекция выполнения заданий учащимися, оказание помощи слабоуспевающим учащимся

Нанести на контурную карту основные формы рельефа по тексту учебника. И полезные ископаемые по карте атласа.

-Какие формы рельефа преобладают в различных частях Африки.

-Назовите наивысшую точку Африки и где она находится.

-Назовите полезные ископаемые Африки и особенности их размещения на материке.

Оказание помощи в формулировке выводов к содержанию уроку

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока)3 мин

Рефлексия по вопросам учителя (на отдельных листах)

8 ЭТАП Домашнее задание .п.21 Основные формы рельефа.

Номер материала: ДБ-1287775

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

План-конспект урока по географии (7 класс) на тему:
Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. 7-й класс

Данный урок географии разработан для 7-го класса образовательных учреждений VIII вида. Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавателной деятельности: учит анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые объекты и явления. При работе с географической картой развивается пространственный анализ. В процессе использования ИКТ активизируется познавательная деятельность и повышается мотивация к обучению.

Вложение Размер
lesnaya_zona._polozhenie_na_karte._relef._poleznye_iskopaemye.doc 80 КБ
zona_lesov.ppt 1.96 МБ
samoanaliz_uroka.docx 23.76 КБ

Тема урока: Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые

  • познакомить с географическим положением лесной зоны, особенностями поверхности и полезными ископаемыми, добываемыми в данной природной зоне;
  • развивать пространственный анализ при работе с картой; развивать диалогическую речь учащихся;
  • формировать бережное отношение к природе; формировать основы экологического сознания.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, приложение к учебнику, рабочая тетрадь по географии, настенные карты: «Природные зоны России», «Физическая карта России», МУП, таблички с условными обозначениями полезных ископаемых, карточки с заданиями.

Улыбнулись и тихонько сели.

Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать. Не забудьте в течение урока встать за конторку Базарного.

Приветствуют учителя. Дети встают за конторки Базарного.

-Какое событие отмечает наш округ сегодня?

-Как называется столица нашего округа?

-Перед вами карта «Наш край на карте Родины».

-Где расположен Ханты-Мансийский автономный округ?

-Какие реки протекают в нашем округе?

-А в какой природной зоне расположен наш округ? Чтобы ответить на вопрос, откройте карту «Природные зоны России» на с. 6-7 приложения к учебнику. Приложите контур нашего округа к карте. Ориентироваться мы будем на такие географические объекты, как река Обь и наш город Сургут.

В случае затруднения учитель подсказывает учащимся, что эта зона на карте обозначена зелёным цветом, и обращает внимание учащихся на легенду карты, где дети находят зелёный прямоугольник и читают название природной зоны.

Итак, сегодня начнётся наше длительное и очень интересное путешествие по лесной зоне. Прочитайте на слайде тему сегодняшнего урока.

Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые

Откройте рабочие тетради на странице 52 и напишите сегодняшнюю дату.

-Что мы должны узнать на уроке?

  1. Положение лесной зоны на карте.
  2. Рельеф (поверхность) лесной зоны.
  3. Полезные ископаемые, которые добывают в лесной зоне

Отвечают на вопросы учителя.

Прикладывают контуры нашего округа к карте. Определяют, что наш округ расположен в лесной зоне.

Формулируют с помощью учителя цели урока.

Актуализация опорных знаний

Итак, наступило время отправляться в путь. С нами хочет путешествовать ещё один ученик, Это Дима Любознайкин. Для начала он приготовил вам вопросы:

-Какое дерево изображено на слайде? Как называется лес, в котором больше хвойных деревьев?

-Какое дерево изображено? Как называется лес, в котором преобладают лиственные деревья?

-Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья вместе?

Мы продолжаем работать с картой «Природные зоны России»

– В каком направлении от тундры находится лесная зона?

-Сравните её по размерам с зоной тундры.

Объяснение нового материала.

Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась широкой полосой с запада на восток – от Балтийского моря до берегов Охотского и Японских морей, а с севера на юг – от зоны тундры до зоны степей. Она занимает почти половину территории нашей страны. Эта самая большая природная зона России. Возьмите в руки карандаш и его незаточенным концом обведите лесную зону по контуру на своих картах.

А сейчас по карте совершим путешествие по лесной зоне с севера на юг. Расскажите, как меняется растительность.

Первичное закрепление знаний.

I и II группа – выполняют задание №1 на стр. 52;

III – задание №2 на стр. 53 в «Рабочей тетради по географии России»

Лесная зона расположена южнее тундры.

Лесная зона самая большая.

На севере – хвойные леса, затем – смешанные, на самом юге – лиственные.

Граница между Европой и Азией проходит через Уральские горы

Находят изучаемые географические объекты на физической карте России (на стр. 2-3 в приложении к учебнику).

Восточнее Уральских гор расположена Западно-Сибирская равнина.

Выполняют задание по карточке.

Учащиеся отгадывают загадки и находят месторождения полезных ископаемых лесной зоны на физической карте России.

Лесная зона расположена в европейской и азиатской частях России. Вспомните, где проходит граница между Европой и Азией?

Демонстрация Уральских гор на слайде. Показ на карте.

-Как называется часть России, расположенной от Западной границы до Уральских гор?

Почти всю европейскую часть лесной зоны занимает Восточно-Европейская (Русская) равнина. Демонстрация на слайде. Показ на карте.

На севере равнины расположена Валдайская возвышенность. Найдите на карте.

Продолжаем наше путешествие по азиатской части лесной зоны.

-Какая равнина расположена восточнее Уральских гор?

На Западно-Сибирской равнине редкие возвышенности и пологие склоны чередуются с обширными низменностями. Большая территория ХМАО расположена на Западно-Сибирской равнине.

Демонстрация на слайде. Показ на карте.

Среднесибирское плоскогорье отличается разнообразным рельефом.

Демонстрация на слайде. Показ на карте.

Лесами покрыты горы Алтай и Саяны.

Демонстрация на слайде. Показ на карте.

Первичное закрепление знаний.

Рассмотри карту России. Впиши в таблицу названия равнин, обозначенных цифрами на карте.

Впиши в таблицу названия гор, обозначенных буквами на карте.

Рассмотри карту России . Заполни перфокарту.

Чтобы узнать, какие полезные ископаемые добывают в лесной зоне, отгадаем загадки.

1)Это горючее полезное ископаемое стало применяться гораздо позднее, чем торф и каменный уголь. Его используют главным образом для получения топлива для автомобилей, самолётов, ракет.

2)Это горючее полезное ископаемое летучее вещество без цвета и запаха, легче воздуха. Его запасы находятся глубоко под землёй, чтобы его добыть бурят скважины.

3)Горючее полезное ископаемое темно бурого цвета, рыхлое. Образовалось из остатков растений произрастающих на болотах.

4)Это горючее полезное ископаемое долго возгорается, но затем хорошо горит и выделяет много тепла. Оно образовалось миллионы лет назад из древних растений.

Бережное отношение к полезным ископаемым и к лесу!

Полезные ископаемые являются естественными ресурсами, поэтому люди должны к ним относиться бережно. Добывать ископаемые надо разумно, чтобы полностью не исчерпать все запасы.

Лесные растения обогащают воздух кислородом. Лес – зелёный друг человека, и его нужно беречь!

Где расположена лесная зона в нашей стране?

-Почему нужно бережно относиться к природным богатствам?

Д/з– прочитать рассказ о географическом положении лесной зоны, поверхности, полезных ископаемых на с. 67-69 учебника;

Читайте также:  Какой хлеб полезнее ржаной или пшеничный

I группа- подготовить пересказ об охране природных богатств;

II группа – выполнить задание № 5 (С.53); III группа — №10 (с.54) в рабочей тетради.

1.Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География России. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. С приложением. М: «Просвещение», 2013

2.Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по физической географии России. 7 класс. М: «Просвещение», 2011

3.Т.М. Лифанова, .Е.В.. Подвальная. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе. М: «Просвещение», 2013

Лесная зона. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые

Хотим узнать: Что такое лес? Положение лесной зоны на карте. Рельеф (поверхность) лесной зоны. Полезные ископаемые, которые добывают в лесной зоне

В каком направлении от тундры находится лесная зона.

Расскажите и покажите на карте зону лесов? Зона лесов расположена к югу от тундры. От Балтийского моря и берегов Охотского и Японского морей.

Самоанализ урока по географии

Тема урока: « Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые »

1. Тема: « Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые »

Образовательные: формировать представление о географическом положении, рельефе, полезных ископаемых лесной зоны;

развивать пространственный анализ при работе с картой; развивать диалогическую речь учащихся;

Воспитательные: формировать бережное отношение к природе; формировать основы экологического сознания.

В результате изучения темы урока учащиеся должны знать:

— положение лесной зоны на карте России;

— особенности рельефа лесной зоны;

— полезные ископаемые, добываемые в лесной зоне.

В результате изучения темы учащиеся должны уметь:

—показывать на карте Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье;

— выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России».

Данный урок является первым уроком в разделе: « Лесная зона ».

Цели и содержание соответствуют теме урока, тематическому планированию. В ходе урока прослеживается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

На данном уроке происходит формирование представлений обучающихся о географическом положении, рельефе, полезных ископаемых лесной зоны.

Содержание урока соответствует требованиям Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, теме урока, его целям, современным дидактическим требованиям. Материал доступен для обучающихся, соответствует умственным возможностям данных школьников, опирается на ранее изученные темы. Содержания образования излагается логично.

Все содержание урока полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном объеме.

3.Организация и структура урока

Каждый этап урока был интересным и продуктивным. В начале урока целенаправленно была создана атмосфера благоприятного психологического микроклимата урока, доброжелательные отношения между учителем и учащимися, которые способствовали успешному изучению нового материала.

Использование дидактического правила “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому» подготовило школьников к восприятия нового материала. Использование краеведческого материала на данном этапе урока помогло в раскрытии личностного смысла изучаемого материала, повысило учебную мотивацию обучающихся.

Актуализация знаний об отличиях хвойных, лиственных и смешанных лесов подготовило школьников к восприятия нового материала. Учащиеся привлекались к дополнению, уточнению, обобщению ответов одноклассников.

Новая тема изучались по плану, которую составили учащиеся с помощью учителя. План корригировал у них излишнюю акцентированность на второстепенных моментах, несистематизированность их знаний, помогал им охватить всю тему в целом, понять логическую последовательность в изучаемом. При изучении темы учитель опирался на ранее изученный материал: ребята с помощью пространственного анализа при работе с картой определили географическое положение лесной зоны. Для закрепления знаний использовалась «Рабочая тетрадь по географии России», которая позволила проводить урок более эффективно, осуществить дифференцированный подход.

При изучении поверхности лесной зоны ученики сначала рассматривали слайды с изображением географического объекта, а затем находили их на карте. Такая предварительная работа позволила создать конкретный зрительный образ изучаемого географического объекта и запоминание названия и местонахождения его было более осознанное.

Активизации мыслительной деятельности способствовало отгадывание загадок о полезных ископаемых.

На каждом этапе урока применялась мультимедийная презентация для учащихся. содержания отдельных слайдов и всей презентации в целом соответствовала теме, целям и задачам урока. Каждый этап урока имел коррекционную направленность: развивались пространственный анализ, внимание, речь.

Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам. В процессе деятельности были использованы здоровьесберегающие технологии: конторки Базарного, офтальмотренажёр для снятия зрительного напряжения. Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности. Все этапы урока были выдержаны.

4. Методы и приёмы обучения.

Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, коррекционно-развивающими и воспитательными задачами.

На уроке удачно сочетались словесные, наглядные и практические методы.

5. Результативность занятия.

Считаю, что. заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном объеме.

источник

Африканские равнины формировались по-разному. Одни образовались за счёт разрушение гор, существовавших здесь в докембрийскую эру. Другие образовались за счёт поднятия Африканской платформы.

Африкано – Аравийская платформа, на которой стоит Африка, также является рельефообразующей для Аравийского полуострова, Сейшельских островов и Мадагаскара.

Кроме равнин в Африке также есть:

  • плоскогорья;
  • котловины(самые крупные расположены в государствах Чад и Конго);
  • разломы (именно на этом континенте находится самый крупный разлом земной коры – Восточная Африка, от Красного моря до устья реки Замбези, через Эфиопское нагорье).

Рис 1. Карта рельефа Африки

Если судить по карте высот, всю Африку можно разделить на две части: Южная и Северная Африка и Восточная и Западная Африка. Есть ещё одно условное деление: Высокая и Низкая Африка.

Низкая часть более обширна. Она занимает до 60% всей территории континента и территориально расположена на севере, западе и в центральной части материка. Здесь преобладают вершины до 1000 метров.

Высокая Африка – это юг и восток материка. Средние высоты здесь 1000 – 1500 метров. Здесь же находятся самая высокая точка, Килиманджаро (5895) и чуть уступающие ей Рувензори и Кения.

Если говорить о характеристике рельефов, то их можно представить кратко следующим образом.

Преобладающий рельеф

Здесь находится горная цепь Атлас (самая длинная на материке – боле 6 тысяч км), достаточно молодая, образовавшаяся на стыке двух литосферных плит (самая высокая точка – гора Тубкаль, Марокко, 4165 метров). В этом регионе также расположена часть Эфиопского нагорья с максимальными вершинами в 4 т метров (наиболее сейсмически регион, который иногда называют «крышей Африки»).

Большую часть этого региона занимает Восточно – Африканское плоскогорье (или Восточно – Африканская рифтовая долина). Здесь находятся самые высокие горы и потухшие вулканы (Килиманджаро), а также самые глубокие озёра континента.

В этом регионе рельеф достаточно разнообразный. Есть горы (Капские, Драконовы), котловины и Южно – Африканское плоскогорье.

В этом регионе также преобладают горы (Атлас) и плоскогорья.

По средней высоте, 750 метров над уровнем моря, Африка занимает третье место в мире после Антарктиды и Евразии. Так что, Африку по праву можно считать одним из самых «высоких» материков на планете.

Полезные ископаемые Африки, благодаря её тектоническому строению, разнообразны. Кроме того, месторождения некоторых из них являются самыми крупными в мире.

Так как в Африке на заре её формирования происходила серьёзная тектоническая активность, то здесь очень много магматических пород, которые привели к образованию различных рудных полезных ископаемых. Эти месторождения находится не глубоко, особенно в Южной и Восточной Африке, где кристаллические породы залегают близко к поверхности, так что их добыча ведётся открытым способом.

В Южной Африке располагаются крупнейшие месторождения:

Северная и Западная Африка богата также:

  • каменным углём;
  • солями (различного типа и свойств);
  • марганцем;
  • нефтью (побережье Гвинейского залива; Алжир, Ливия, Нигерия);
  • природным газом;
  • фосфоритами;
  • хромитами;
  • боскитами.

Здесь были обнаружены месторождения кобальта, олова, сурьмы, лития, асбеста, золота, платины и платиноидов.

Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки – ЮАР. Здесь добывают практически все виды природных ископаемых, за исключением нефти, природного газа и бокситов. Особенно много в ЮАР угля, причём его залежи здесь максимально поверхностные, так что добыча этого природного ресурса не вызывает сложностей.

Рис 3. Карта полезных ископаемых Африки

Несмотря на то, что Африка очень богатый на природные ресурсы материк, более 80% всего добытого здесь идёт на экспорт и перерабатывается за его пределами. Дело в том, что перерабатывающая промышленность здесь развита очень слабо.

Какими полезными ископаемыми богата Африка ещё? Естественно, алмазами, которые используются не только для изготовления бриллиантов, но и в промышленности благодаря своей исключительно твёрдости.

Африканский рельеф сложный. В основном, он состоит из равнин, плоскогорий и нагорий. Низменностей очень мало, хотя присутствуют разломы и впадины.

Благодаря тому, что когда-то Африка переживала сильнейшую тектоническую активность, на территории материка большое количество залежей самых разнообразных природных ископаемых.

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок по данной теме содержит большой теоретический материал, требует наглядности, с целью облегчения усвоения темы, было создано электронное приложение к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Евразии». Поскольку это урок изучения и первичного закрепления знаний, электронное приложение в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал, повышает мотивацию к обучению, активизирует познавательные процессы, повышает эффективность урока. В данное приложение собран из различных источников весь необходимый материал по теме, что делает его удобным в использовании. Оно включает в себя презентацию, видеофрагмент, флэш-анимации, подробную разработку урока, рабочую тетрадь. В изложении материала использовался творческий подход, присутствуют схемы, с помощью которых лучше усваивается материал.

В ходе урока, для проверки домашнего задания и закрепления нового материала, используется интерактивная доска «Smart Board» (в приложении есть файл Notebook «Крайние точки Евразии» для интерактивной доски), а также при работе на контурной карте учащиеся отмечают крайние точки и формы рельефы маркерами на интерактивной доске.

Цель и задачи урока: создать условия для формирования знаний о современном рельефе материка Евразия; создать условия для формирования образного представления о формах рельефа материка; формирования эмоционально – ценностного отношения к миру; совершенствовать умение называть и показывать крупные формы рельефа на карте; устанавливать причинно- следственные связи, закономерности размещения тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых .

Оборудование: физическая карта Евразии, атласы, карта строения земной коры, презентация «Рельеф Евразии», рабочая тетрадь, видеофрагмент «Гималаи», интерактивная доска «Smart Board», анимации «Образование складчатых гор», «Равнины мира» «Вулканы Камчатки».

  1. Задание на интерактивной доске: установить соответствие между крайними точками Евразии и их географическими координатами (файл notebook «Крайние точки»).
  2. Фронтальный опрос по вопросам об особенностях ГП Евразии, работа с физической картой Евразии.
  3. Задание на интерактивной доске: отметить и подписать название крайних точек Евразии на контуре материка.

— Какой компонент природы мы всегда изучаем после ГП материка? (Слайд №1)

— Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?

2. Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности. (Слайд №2)

Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.

— Разнообразен ли рельеф Евразии?

— Что вы можете сказать высоте Евразии?

— Назовите величайшую горную систему земного шара.

— Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?

— Посчитайте колебания высот на материке. (Слайд № 3)

Чем объясняется разнообразие поверхности материка? В чем причины такого расположения гор и равнин? (Слайд №4)

География опять!
Рельеф Евразии мы будем изучать.
Его разнообразие по карте замечается
От других материков он очень отличается.
Почему так? Не поймете, коль причин не разберете.
Мы до сути докопаемся,
И узнать все постараемся.

4. Строение земной коры в пределах Евразии.

-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии?

Какой тип земной коры залегает в основании материков? Какие участки на нем выделяются? Какие формы рельефа им соответствуют? (работа по схеме) (Слайд № 5)

5. Анализ карты строения земной коры. (Слайд № 6)

— Что лежит в основании материка Евразии?

— Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты?

— Выделите по карте самые древние участки Евразийской литосферной плиты, определите их возраст.

— Где в основании находятся области складчатости? Назовите их возраст.

— Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка?

Читайте также:  Полезные приложения для iphone 6

Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.

6. Землетрясения и вулканизм.

— С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?

— Чем отличаются эти части материка?

— Что происходит в таких зонах и как они называются? (Слайд № 7)

— Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?

— Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне? (Слайд №8)

— Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой, Слайды № 9-10)

— Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).

— Что еще повлияло на рельеф Евразии?

Сообщение учащегося (индивидуальное задание) «Древнее оледенение на материке Евразия».

Работа по схеме (Слайд № 11), заполнение таблицы в рабочей тетради с помощью карты (смотри рабочую тетрадь), проверка по слайду (Слайд № 12).

10. Виртуальное путешествие по Евразии.

Горы Евразии. (Слайды №13-23)

Гималаи (просмотр видеофрагмента «Гималаи» (Слайд № 14), просмотр анимации «Образование складчатых гор» (Слайд № 15), работа с картой, беседа)

Памир, Альпы, Тянь– Шань, Кунь– Лунь, Тибет, Кавказ.

Равнины Евразии. (Слайд № 24-26)

— Вспомнить закономерности распределения полезных ископаемых и тектонических структур (Слайд № 27).

— Богата ли Евразия полезными ископаемыми? (работа с картой, слайд № 28)

Заполнить таблицу в рабочей тетради, проверка по слайду (Слайд № 29)

1. Задание на интерактивной доске: на контурной карте Евразии подписать три крупные равнины и три горные системы, по выбору учащегося.

2. Задание (рабочая тетрадь, проверка по слайду №30)

С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры,
Трудно это, или просто,
Нам расставить их по росту?

Определить и расставить по мере увеличения высоты горные вершины: Монблан, Эльбрус, Белуха, Джомолунгма, Чогори.

3. Работа по тренажерам на интерактивной доске.

Д/З. п. 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.

Интернет – ресурсы, использованные при подготовке презентации:

  1. http://geograph/ucoz/kz/load/videokollekcija/7klass.
  2. http://images/yandex.ru
  3. http://ru.wikipedia/org/wiki/
  4. http://lotoskaj/ucoz/ru
  5. http://narod/ru
  6. http://school-collection/edu/ru
  7. http://img12.nnm.ru
  8. http://img15.nnm/ru
  9. http://0222.bu/upload/world
  10. http://novost.ge/wp-content
  11. http://graphics8/nutimes.com/images
  12. http://upload:wikimedia/org/wikipedia
  13. http://wwwalt-guide.ru
  14. http://wwwtrekkingsclub.ru

Приложение 1 (Рабочая тетрадь)

источник

Технологическая карта урокА географии

Тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Африки».

Тип урока – комбинированный.

Цель – изучить особенности рельефа и полезные ископаемые Африки.

определить причины размещения крупных форм рельефа;

связать размещение форм рельефа со строение земной коры;

выявить закономерности размещения месторождений полезных ископаемых;

продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;

развивать умения работать с географическими картами, анализировать их и сопоставлять;

развивать знания об особенностях природы Африки;

развивать умения самостоятельно выполнять работу (развитие регулятивных УУД).

Планируемые результаты (ученик научится, ученик получит возможность научиться)

формирование представлений о размещении крупных форм рельефа Африки;

формирование умения связывать полезные ископаемые со строением поверхности Африки;

ученик научится называть и показывать крупные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых в пределах Африки;

ученик научится объяснять особенности формирования поверхности Африки, связывать крупные формы рельефа со строением земной коры;

ученик получит возможность научиться прогнозировать, что произойдёт с Африканской плитой, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов Восточной Африки, будут усиливаться.

повышение учебной мотивации;

осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности;

формирование целостной картины мира.

развитие умений работать с информацией: с текстом учебника и картами атласа (познавательные УУД);

ученик научится отбирать материал по теме, составлять логические цепочки (познавательные УУД);

ученик научится проводить синтез изученного материала, выявлять причинно-следственные связи (познавательные УУД);

ученик получит возможность научиться анализировать связи соподчинения и зависимости компонентов (познавательные УУД);

ученик получит возможность научиться выделять и формулировать познавательные задачи урока (регулятивные УУД);

развитие умений монологической речи, дополнять ответ, доказывать свою точку зрения (коммуникативные УУД);

развитие умений в ретроспективе видеть свою деятельность в ходе рефлексии (все группы УУД).

Средства обучения: учебник (Коринская В. А. География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – 6-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 335 с.: ил., карт.), атлас (География. 7 кл.: атлас. – 4-е изд. испр. – М.: Дрофа, 2018. – 64 с.: карт. ил.), контурные карты (География. 7 кл.: контурные карты. – М.: Дрофа, 2018. – 44 с.), мультимедийная презентация.

Деятельностный компонент урока

(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1. Организационно-мотивационный этап урока

Подготовиться к работе на уроке.

Подготовка рабочего места: учебник, тетрадь, атлас, контурные карты.

Проверка наличия выполненного домашнего задания

– Подготовьте, пожалуйста, свои контурные карты, на которых вы отмечали особенности географического положения Африки.

Сдают свои работы на проверку.

Показывают выполненное задание на контурных картах.

Проверка ранее изученного материала

Приём «Да-нет», блиц-опрос по цепочке.

– Верны ли следующие утверждение?

Африка – самый большой материк.

Экватор пересекает Африку практически по середине.

Африка расположена во всех четырёх полушариях.

На севере Африка омывается Чёрным морем.

Африку и Евразию только разделяет Суэцкий канал.

На западе Африка омывается Атлантическим океаном.

Северная крайняя точка материка – мыс Игольный.

Самый крупный остров у берегов Африки – остров Мадагаскар.

Большой вклад в открытие внутренних районов материка внёс Васко да Гама.

Давид Ливингстон открыл водопад Виктория.

У северо-восточных берегов Африки проходит Сомалийское течение.

Анализируют суждения, формулируют краткий ответ: либо «да», либо «нет».

Сообщение темы урока, создание мотивационной установки

– Удивительны и прекрасны горные цепи Африки: Атлас, Драконовы горы, Капские горы, Эфиопское нагорье и др. Только взгляните на их красоту и величие. Одно из самых красивых мест в Африке – это потухший вулкан Килиманджаро. Его первооткрывателем был немец по имени Йоханнес Ребан, который отправился исследовать эти места в 1848 году, однако первое успешное восхождение на Килиманджаро состоялось в 1889 году и заняло порядка 6 недель. Как вы думаете, почему покорение данной вершины заняло столь длительный срок?

Анализируют фото горных цепей Африки, показанные на слайде мультимедийной презентации.

Высказывают предположение о том, почему покорение Килиманджаро заняло около 6 недель (высота вулкана около 6 км).

Предложить полистать текст параграфа и определить цель.

– Как вы думаете, что нам предстоит сегодня изучить?

Просматривают текст параграфа.

Предлагают цель урока – изучить особенности рельефа и полезные ископаемые Африки.

В ходе обсуждения выдвигают следующие задачи урока:

определить причины размещения крупных форм рельефа;

связать размещение форм рельефа со строение земной коры;

выявить закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

2. Процессуально-содержательный этап урока

Актуализация опорных знаний и умений

Провести фронтальный опрос по следующим вопросам:

Какие формы рельефа выделяют на суше?

На какие крупные блоки разбита вся литосфера Земли?

Какие формы рельефа размещаются на платформах?

Какие полезные ископаемые преобладают на платформе: осадочные или рудные? Почему?

Отвечают на поставленные учителем вопросы:

формулируют определение (рельеф – совокупность неровностей земной поверхности);

перечисляют и называют формы рельефа суши (равнины и горы);

формулируют суждение (литосфера разбита на отдельные блоки – литосферные плиты);

формулируют определение (платформа – относительно устойчивый участок литосферной плиты, имеющий двухъярусное строение: осадочный чехол и кристаллический фундамент);

формулируют суждение (на платформах размещаются как правило равнины);

формулируют суждение (для платформ характерны осадочные полезные ископаемые, т. к. это – устойчивый участок, мало подверженный внедрению мантийного вещества).

– Как называется литосферная плита, на которой расположена Африка? Куда и с какой скоростью она движется?

– Что занимает большую часть материка: платформа или складчатые пояса?

– Какая платформа лежит в основании Африки?

– Имеется ли на территории Африки зона расхождения литосферных плит? Докажите свою точку зрения.

– Какие формы рельефа преобладают на материке?

– Где в Африке расположены горы и нагорья? Назовите их.

– Какая часть Африки наиболее гористая? С чем это связано?

– Где расположена и как называется самая высокая точка Африки? Назовите её высоту.

– Назовите самую низкую точку Африки. В какой части Африки она находится?

Анализируют карту атласа: «Строение земной коры и полезные ископаемые», формулируют суждение (материк находится на Африканской плите, которая движется на северо-восток со скоростью 1,9 см/год).

Анализируя карту атласа: «Строение земной коры и полезные ископаемые», формируют суждение (платформенная область).

Анализируя карту атласа: «Строение земной коры и полезные ископаемые», формируют суждение (древняя Африкано-Аравийская платформа).

Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (возвышенные равнины – плоскогорья).

Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (на северо-западе – Атлас, на востоке – Эфиопское нагорье, на юго-востоке – Драконовы горы, на юге – Капские).

Сопоставляют карты «Строение земной коры и полезные ископаемые» и «Африка. Физическая карта», формируют суждение (восточная часть материка наиболее гористая, так в зоне расхождения лит на поверхность изливается магма).

Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (вулкан Килиманджаро, 5895 м).

Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (уровень озера Ассаль, побережье Аденского залива, – 155 м).

Доказывают факт раздвижения литосферных плит на востоке Африки, приводят следующие аргумента: узкое, но глубокое Красное море, наличие многочисленных озёр в зоне Великих разломов на востоке.

Составляют кластер «Рельеф Африки». Рядом со стороной горизонта подписывают крупнейшие горы, нагорья и плоскогорья.

– Восстановите логические цепочки:

равнина – складчатая область – осадочные полезные ископаемые;

горы – платформа – магматические полезные ископаемые.

– Определите, какие полезные ископаемы преобладают в восточной части Африки? С чем это связано?

– Как вы думаете, почему в зоне Великий разломов преобладают месторождения золота и алмазов?

– Где в Африке преобладают рудные полезные ископаемые, а где – садочные? С чем это связано?

– Какова ценность, имеющихся на материке полезных ископаемых?

Находят ошибки в цепочке причинно-следственных связях, формулируют правильные суждения.

Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (на востоке материка преобладают месторождения золота и алмазов).

Сопоставляют сведения о ранее изученных особенностях строения поверхности Африки, формулируют суждение (в зоне разломов под большим давлением на поверхность изливается магма, что приводит к образованию месторождений золота и алмазов).

Анализируя карту атласа: «Африка. Физическая карта», формируют суждение (на западе материка преобладают осадочные месторождения полезных ископаемых, а на востоке и в горах – рудные).

Высказывают предположения о важности полезных ископаемых (нефть и природный газ – важнейшие топливные ресурсы, алмазы и золото применяются в ювелирном деле, руды необходимы для производства различных изделий).

Закрепление нового материала

– Определите форму рельефа Африки по краткому описанию, найдите её в атласе, подпишите название на контурной карте, значками покажите месторождения полезных ископаемых.

Эти горы находятся на северо-западе Африки, приурочены к складчатым структурам герцинского и альпийского возрастов. На территории этих гор преобладают рудные полезные ископаемые.

Эта форма рельефа лежит вблизи экватора; сформировалось в зоне Великих Африканских разломов. Его территория обрамляется множеством озёр, крупнейшим из которых является Виктория. Также здесь находится наивысшая точка Африки.

Используя атлас и контурные карты, выполняют поставленную задачу (в первом случае подписывают горы Атлас, наносят значки медных, железных и полиметаллических руд; во втором – подписывают Восточно-Африканское плоскогорье, наносят значки золота и алмазов.

Выполнение работы на контурной карте.

4. Рефлексивный этап урока

– Назовите тему и цель сегодняшнего урока.

– Какие задачи мы поставили в начале урока? Все ли из них удалось решить?

– Что мы использовали в процессе урока? Для чего?

– В какой последовательности мы с строение поверхности Африки? Почему именно в такой?

– Связаны ли изученные нами элементы между собой? Каким образом?

Вспоминают и называют тему, цель и задачи урока.

Определяют, какие задачи выполнены в полном объёме, какие частично, а какие не удалось решить. Предполагают, по какой причине не удалось решить те или иные задачи.

Называют средства обучения, которые использовалась в ходе урока.

Называют последовательность изученных смысловых блоков. Объясняют правильность изучение строения поверхности именно в такой последовательности.

Находят связи между смысловыми блоками урока.

Доказывают целесообразность использования учебника и атласа на уроке.

Выстраивают причинно-следственные связи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми.

Читайте также:  Чем полезнее хлебцы чем хлеб

Анализируют результаты своей деятельности.

Информирование домашнего задания, обсуждение способов его выполнения

– Прочитайте параграф 19, устно ответьте на вопросы после параграфа из блока «Вопросы и задания».

– Отметьте на контурной карте все формы рельефа, которые мы называли на уроке. Значками покажите крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Уточняют не понятные моменты.

Обсуждают, на какой карте в брошюре выполнять задание, какими цветами и т. д.

источник

§ 13 . Геологическое строение и рельеф

1. Вспомните, какую строение имеет платформа.

3. Как различают равнины и горы по высоте?

Геологическое строение. Еще 180 млн лет назад Африка входила в состав древнего суперматерик Гондвана. Когда произошел раскол Гондваны, от нее отделилась Африканская литосферная плита. В основе же современной Африки лежит часть этой плиты Африкано-Аравийская платформа .

Нижнюю часть платформы – фундамент — Составляют твердые кристаллические горные породы, имеющие магматические и метаморфические происхождения. Они очень древние по возрасту, ведь образовались около 3 млрд лет назад. На фундаменте вследствие действия внешних сил ( выветривания, работы ветра, поверхностных и подземных вод) образовывались континентальные осадочные отложения, а в понижениях накапливались морские осадочные отложения. По миллионы лет они образовали многокилометровый осадочный чехол платформы.

Осадочный чехол покрывает фундамент неравномерно, так как течение геологического времени тяжелая платформа подвергалась медленных вертикальных колеблющихся движений (поднятий и опусканий. На тех участках, длительное время поднимались, древние кристаллические породы фундамента оказались на поверхности, образовав щиты. Другие же участки платформы, опускались, заливались водами древних морей. Там фундамент перекрывался мощной толщей морских осадочных отложений, поэтому в этих местах платформы образовались плиты. Через миллионы лет древнее докембрийска платформа на северо-западе и юге была «достроена» частями океанического дна, толщи осадочных пород которого зимьялися в складки, образовав складчатые области ..

Наконец (около 60 млн лет назад) вся Африкано-Аравийская платформа интенсивно поднималась. Это сопровождалось гигантскими разломами земной коры. Тогда образовалась крупнейшая на суше система Восточноафриканских разломов ( рифтов). Она протянулась на 4 000 км от Суэцкого перешейка дном Красного моря и далее по суше до реки Замбези. Ширина рифтов местами 120 км. Эти разломы, будто ножом, рассекли Африкано-Аравийскую платформу. Вдоль них дают о себе знать землетрясения, кое-где действуют вулканы.

Рис. Строение земной коры Африки

1. На которой литосферные плиты лежит Африка?

2. В каком направлении и с какой скоростью перемещается эта плита?

3. Где проходят границы литосферных плит по отношению к материку?

4. Какая платформа лежит в основе Африки? Какую часть Африканской литосферной плиты она занимает?

5. В каких частях Африки фундамент древней Африкано-Аравийской платформы выходит на поверхность?

6. Какие полезные ископаемые залегают в фундаменте платформы?

7. В каких местах Африкано-Аравийская платформа была достроена складчатыми областями? В какой геологический период они сформировались?

8. В какой части Африки проходит зона разломов (рифтов)?

РЕЛЬЕФ. В рельефе Африки преобладают равнины. Это обусловлено платформой, которая является основой почти всего материка. Особенностью африканских равнин является то, что среди них господствуют высокие равнины — возвышенности, плато, плоскогорья. На тех участках платформы, в геологическом прошлом поднимались, лежат высокие плоскогорье, На тех, что опускались — впадины. Интересно, что даже те участки платформы, опускались (Например территория пустыни Сахара) и где поначалу образовались низменности, сейчас являются высокими равнины, превышающих 200 м. Это объясняется общим поднятием всей территории Африки в кайнозое. Низменности же протянулись лишь узкими полосками вдоль морских побережий. Так же горы в Африке занимают совсем небольшие площади. Всего по высоте над уровнем моря материк делят на две части: Низкую Африку і Высокую Африку .

Рельеф Низкой Африки, Охватывающей северную и западную части материка, имеет высоты до 1000 м. В этой части расположены большие равнины. Их поверхность очень неоднородна: возвышенности чередуются с низменностями и плато. В тех местах, где на поверхность выходят кристаллические породы фундамента (щиты), среди песков Сахары вздымаются нагорье Ахаггари Тибести с высотами 3 000 м и более. Среди высоких плато высотой до 1000 м лежит относительно низкая заболоченная впадина Конго, Что имеет вогнутую поверхность. На северо-западе материка возвышаются г паши Атлас , Что образовавшихся на стыке двух литосферных плит, где земная кора была смята в складки.

Высоты Высокой Африки, Охватывающая восточную и южную части материка, превышают 1000 м. Самые высокие отметки имеет Восточноафриканское плоскогорье — Огромная при поднята равнина. Там расположены потухшие вулканы Кения (5 199 м) і Килиманджаро(5 895 м). Эти вулканические горы приурочены к зоне восточноафриканских разломов. Эфиопское нагорье также является высоко приподнятой (2 000 — 3 000 м) большой равниной, усеянной потухшими вулканами. Оно круто обрывается на востоке и лестницей снижается на западе. Впадина Калахари со всех сторон окружена плато и плоскогорьями. Горы поднимаются на юге материка. Капские горыневысокие и плосковерхие. Драконовы горы выше, от побережья гигантскими лестнице они спускаются к внутренним районам материка.

Задача . Рассмотрите профиль и установите:

а) каким равнинам по высоте соответствует участок платформы, где ее фундамент выходит на поверхность;

б) которым равнинам по высоте соответствует участок платформы, что сложена осадочными породами чехла платформы.

Рис. Физическая карта Африки

1. Определите, какие формы рельефа (горы или равнины) господствуют в Африке.

2. Каким структурам — платформам или складчатым областям — соответствует равнинная часть Африки?

3. Которые на материке распространены равнины по высоте? Назовите обширные плоскогорья и плато.

4. Найдите на карте низменность, имеющая отрицательную отметку высоты. На сколько метров ниже уровня моря она лежит? Где в Африке распространены низменности?

5. Где расположены горы? К которым гор по высоте (низких, средних, высоких) они принадлежат?

6. Назовите крупные формы рельефа Низкой Африки. Которые превосходящие отметки высот они имеют?

7. Какие формы рельефа охватывает Высокая Африка? Какие отметки высот они имеют?

8. Где находится самая высокая отметка высоты Африканского континента?

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. Надра Африки богатые разнообразные полезные ископаемые. Их размещение тесно связано с геологической строением отдельных частей материка.

Залежи рудных полезных ископаемых — Железных, медных, цинковых, оловянных, хромовых руд, золота — приурочены к древнего фундамента платформы, составленного магматическими и метаморфическими породами. Крупнейшие их месторождения находятся на юге и востоке Африки, где фундамент залегает неглубоко и руды находятся близко от поверхности. Здесь, в частности, расположены залежи золота и меди, по запасам которых Африка занимает первое и второе места в мире.

Африка славится алмазами — ценнейшими драгоценными камнями. Их используют не только как изысканные украшения, но и как непревзойденный по твердости материал. В Африке добывают половину всех алмазов мира. Их залежи открыто на юго-западном побережье и в центре Африки.

Залежи нерудных полезных ископаемых — Каменного угля, нефти, природного газа, фосфоритов — залегают в осадочных породах, мощным чехлом покрывают пониженные участки платформы. Огромные месторождения нефти открыты на севере Сахары и побережье Гвинейского залива. Богатые залежи фосфоритов, из которых производят удобрения, сосредоточены на севере материка. В осадочных толщах есть и рудные ископаемые, образовавшихся в результате выветривания магматических и метаморфических пород. Так месторождения железных, медных, марганцевых руд и золота осадочного происхождения распространены на западе и юге Африки. Размещение полезных ископаемых Африки продолжают изучать.

1. Чем обусловлено господство равнин на Африканском континенте?

2. Какими породами (осадочными или магматическими и метаморфическими) составлено Восточноафриканское плоскогорье? Которые по происхождению полезные ископаемые там находятся?

3. Какие виды равнин по высоте соответствуют участкам выхода на поверхность фундамента платформы?

4. Какими по происхождению горными породами сложена котловина Конго?

5. Как взаимосвязаны рельеф, геологическое строение и размещения полезных ископаемых на материке?

6. Подумайте, почему в Африке нет таких высоких и протяженных горных цепей, как, например, Гималаи в Евразии, Анды в Южной Америке, Кордильеры в Северной Америке.

источник

Технологическая карта урока географии » Рельеф и полезные ископаемы Африки» для дистанционного образования

Урок адаптирован под дистанционное образование, поэтому используется электронная тетрадь( Google документ), разработанный и адаптированный индивидуально для каждого ученика, ИРЛ, упражнения LearningApps.org , презентация

Технологическая карта урока-Касьянова Екатерина Валерьевна

Рельеф и полезные ископаемые Африки

Планируемые образовательные результаты

Формирование представлений об особенностях размещении зон в Африке, дать характеристикуформ рельефа Африки,выявить взаимоствязь форм рельефа, тектоники и полезных ископаемых.

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний, практических навыков и умений по анализу карты.

Создание условий для развития коммуникативных навыков.

Решаемые учебные проблемы

Выявить взаимоствязь размещения форм рельефа, тектоники и полезных ископаемых

Основные понятия, изучаемые на уроке

Плоскогорья,Великие Африканские разломы, тектонические озера

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Электронная тетрадь( Google,), презентация, Индивидуальные рабочие листы в Google, упражнения LearningApps.org

Урок адаптирован под дистанционное образование, поэтому используется электронная тетрадь( Google документ), разработанный и адаптированный индивидуально для каждого ученика( Приложение1), ИРЛ( Приложение 2), упражнения LearningApps.org ( Приложение 3), презентация ( Приложение 4)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Мы шли к ней длинным перевалом,
Завал, штурмуя за завалом.
Потом карабкались на кручу,
Набрав камней в ботинки кучу.
И вот взошли на пик, ура!
Ты покорилась нам . .
( гора)

Показ фотографий (Приложение 5)

А о каком материке говорили мы на последнем уроке( Африка) Давайте попробуем

сопоставить ответ загадки и название материка, который мы изучаем. Что получается?( горы Африки)

А что такое горы? ( возвышенная форма рельефа) А какие еще бывают

формы рельефа?( показ фото Приложение 5)

Вывод учителя совместно с детьми- тема сегодняшнего урока- Рельеф Африки

Откройте свои рабочие электронная тетрадь ( Google документ) , ( Приложение1)

А что вы уже узнали об Африке?

Что хотели бы узнать о рельефе Африки? Выполним упражнениие( Дети выполняют упражнение, проверка друг у друга через демонстрацию экрана )

упражнение на проверку знания географического положения Африки http://learningapps.org/1173700

А что нам необходимо для изучения нашей темы урока? Физическая карта, тетрадь, учебник, дополнительные источники информации.

1.Что называется рельефом?
2. Назовите основные формы рельефа.
3. Почему рельеф изучается перед изучением других компонентов ПК?

4 Что нужно вспомнить, чтобы объяснить размещение форм рельефа ?

Работают по физической карте Африки, участвуют в диалоге, предлагают варианты ответов

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

В Африке нет таких высоких и протяженных цепей, как например Анды. Кордильеры или Гималаи. Какие формы рельефа преобладают? преобладает? Как это можно объяснить?

Предлагают варианты ответов

Какую карту надо пранализировать, чтобы ответить на этот вопрос?

Анализ тектонической карты, выявление закономерности( связи форм рельефа с складчатыми областями и с платформами)

4. ЭТАП планирования работы.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия «нового» знания.

5 ЭТАП Изучение нового материала.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?

Выполнение, каких действий приведет нас к ответу электронная тетрадь

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Вносят ответы в

электронную тетрадь ( Приложение 1)

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания .

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

А как связан рельеф и полезные ископаемые( вспоминаем по презентации), находим в учебнике ответ на вопрос -Как эта взаимосвязь отражается в Африке?

Выполняют задания по новому материалу: Анализ карт и текста учебника, заполнение таблицы

электронная тетрадь https://docs.google.com/document/d/12Au5Ek_j7WM2Lt0o4-1l87PR4ttiSuSpU8GXqhE8KwQ/edit

Выполняем упражнение в Индивидуальном рабочем листе ИРЛ «Полезные ископаемые Африки» https://docs.google.com/drawings/d/1MbyP1CgfrNd0CUdX1DNVgiOQwlqC6hHNm248LwoXhJ8/edit?usp=sharing Приложение

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Какие сложные вопросы мы сегодня рассмот

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Используя свои новые знания попробуйте определить по фотографии объекта в тетради, какой это объект и где он находится в Африке ?

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2016/03/28/lesnaya-zona-polozhenie-na-karte-relef-poleznye-iskopaemye-7-y
  • http://obrazovaka.ru/geografiya/relef-i-poleznye-iskopaemye-afriki-7-klass.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631130/
  • http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-geografii-po-teme-relef-i-poleznie-iskopaemie-afriki-klass-3417014.html
  • http://geomap.com.ua/ru-g7/805.html
  • http://intolimp.org/publication/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-ghieoghrafii-riel-ief-i-polieznyie-iskopaiemy.html