Меню Рубрики

Карта рельеф тектоническое строение и полезные ископаемые 8 класс

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.

Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:

  • Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
  • Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.

Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.

Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:

  • служит основой для природных территориальных комплексов;
  • равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.

Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.

К крупнейшим тектоническим структурам относятся:

  • Платформа– достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
  • Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
  • Впадины– глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.

Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.

Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.

В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:

  • Твердые(гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
  • Жидкие(нефть, подземные минеральные воды).
  • Газообразные(гелий, природный газ).

Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.

На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.

При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.

источник

Авторы:
Класс: 8
Предмет: География

Готовые решенные ответы к рабочей тетради по географии для восьмиклассников под авторством Кима Э. В., Марченко Н. А., Низовцевой В. А. к учебнику Алексеева А. И., только благотворным образом воздействуют на усвоение материала и успеваемость ученика 8 класса по этому занимательному предмету. Школьник при помощи незаменимого пособия намного легче учится работать с основными географическими объектами, прикладывая минимальные усилия, знакомится с пространством России и всего мира. С гдз вам предстоит меньше времени тратить вечерами над географическими книгами и атласом, повреждая зрение, утомляясь и ощущая усталость, а уверенно и плодотворно уяснить, разобрать и переписать каждый ответ.

Гдз автора Кима Э. В. для рабочей тетради по географии подробным образом охватывает следующий материал:

  1. География для восьмиклассников начнется со всестороннего исследования положения России на карте мира – это поступающая информация важна для патриотических умов подростков. Решения для заданий из рабочей тетради дают однозначный и точный ответ.
  2. Не зная российских часовых поясов и их зонального распределения, сложно ориентироваться в современной жизни страны, представлять существование на бескрайних просторах нашего государства.
  3. Границы России на карте мира, соседствующие с нами страны и результат этого соседства тоже является сложным материалом для систематизации и запоминания. Поиск помощи в гдз, и дополнительное исследование по этой теме успешно для усвоения предмета.
  4. Рабочая тетрадь содержит задания для подготовки к государственным экзаменам.
  5. Еще больший интерес, а отсюда и лишние вопросы может вызвать информация о природе нашей страны и воздействии человека на нее.
  6. Исследования многообразного рельефа России от гор и равнин до бескрайних сибирских лесов и болотистой местности, а также изучение недр нашей русской земли дадут восьмикласснику четкое представление значимости богатств Отечества для внутренней и внешней жизни.
  7. Мир геологии, этапы летоисчисления окажутся не под силу для абсолютного понимания большинства восьмиклассников, а гдз автора Кима по географии смогут справиться с возникающими проблемами.
  8. Вопросы, связанные с климатом нашей Родины, климатообразующими факторами, особенностей циклонов и антициклонов станут частью рабочей программы по географии. Обращение к готовому учебному пособию сделает географию в 8 классе увлекательным предметом.
  • Несложный поиск подробно прокомментированных решений для каждого упражнения и практикума из рабочей тетради. Подобные развернутые ответы очень полезны при повторении пройденного на уроке материала, в то же время для лучшей систематизации его в памяти восьмиклассника.
  • В гдз превосходно, со всеми подробностями выполнено каждое упражнение вне зависимости от того, является ли оно простым или сложным, важным или неважным, потому что нельзя изначально знать, в каком разделе географии у ребенка появятся неразрешимые трудности.
  • Верный, безотказный помощник в процессе проверки домашних работ. Отсюда, контролировать успеваемость учебного процесса у школьника помимо непосредственно учителя, имеющего некую вероятность пропустить те или иные ошибки в работе, могут еще и родители ученика, а важнее всего – самостоятельная проверка.
  • Разносторонняя помощь для подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ, в случае определения восьмиклассником своей будущей профессии.
  • При затруднении в выполнении домашних заданий ученик может сиюминутно обратиться к готовым ответам, которые гарантированно отложатся под корой головного мозга.

Интернет-сайт ГдзМонстр рекомендует пользоваться электронным вариантом пособия при любых вынуждающих обстоятельствах с помощью персонального компьютера или смартфона. Но следите за тем, чтобы не просто зубрить готовые строки решебника по географии, а попытаться пересказать своими словами тот же текст, так как учитель знаком с этим пособием.

Таким образом, решебник к рабочей тетради по географии Кима – очень полезное средство в успешном усвоении географических тем.

источник

Территория России формировалась постепенно, в различные геологические эпохи. Для пониманий различий современного рельефа надо знать геологическую и тектоническую историю его формирования. На уроке вы познакомитесь с особенностями строения земной коры на территории России. Узнаете, что такое тектонические структуры и как они связаны с различными формами рельефа.

Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Урок: Формирование земной коры на территории России

Земная кора бывает двух типов: океаническая и континентальная (материковая). (см. рис. 1)

Рис. 1. Строение земной коры (Источник)

Слои земной коры отличаются друг от друга строением, составом, мощностью, происхождением. Формирование земной коры зависит от внутренних сил Земли, которые изучает наука тектоника (тектоник — от греч. «относящийся к строительству»).

Для того чтобы узнать какие тектонические структуры располагаются в пределах нашей страны можно воспользоваться картой строения земной коры, или тектонической. (см. рис 2)

Рис. 2. Карта «Строение земной коры» (тектоническая) (Источник)

Для понимания закономерности расположения гор и равнин, то есть форм рельефа, на территории России, необходимо знать не только геологическую историю, но и понять, как эти формы рельефа размещаются по отношению к крупным образованием земной коры — литосферным плитам.

Большая часть территории нашей страны располагаются в пределах Евроазиатской литосферной плиты — одной из самой крупных литосферных плит нашей планеты. (см. рис. 3)

Рис. 3. Евроазиатская (Евразийская) литосферная плита

В пределах Евроазиатской литосферной плиты в её центральной части находятся Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Ближе к восточной окраине этой плиты располагается Среднесибирское плоскогорье. (см. рис.4)

Рис. 4. Равнины, находящиеся в пределах Евроазиатской литосферной плиты

На юго-западе России с Евроазиатской литосферной плитой контактирует Африкано-Аравийская литосферная плита, вернее её часть — Анаталийская плита. В рельефе это выражено горами Кавказа. (см. рис. 5)

На востоке и юго-востоке Евроазиатская литосферная плита граничит с Североамериканской, Амурской и Охотоморской литосферными плитами. Эти три литосферные плиты отделяют Евроазиатскую литосферную плиту от Тихоокеанской, с которой они взаимодействуют. (см. рис.6)

Рис. 6. Границы между литосферными плитами на востоке и юго-востоке

Это часть территории попадает в планетарную зону сжатия и соответствует восточной горной окраине нашей страны. По простиранию горных хребтов, таких как Джугджур, Сунтар-Хаята, Срединный хребет Камчатки, а также по простиранию острова Сахалин можно увидеть границы литосферных плит, например, Охотоморской.

Современной положение литосферных плит, их границы, очертание, размеры изменялись на протяжении многих лет, на протяжении всей геологической истории. В это время участки земной коры тоже изменялись, например: океаническая земная кора расширялась за счет поднятия мантийного вещества в районах среди океанических хребтов (см. рис.7), в мелководных морях происходило накопление осадков.

Рис. 7. Поднятие мантийного вещества (Источник)

И если такие участки попадали в зону сдвижения литосферных плит, то они поднимались, сминались в складки и вместо мелководных морей образовывались горы, например Кавказ. (см. рис.8)

Рис. 8. Столкновение литосферных плит и образование горных хребтов (Источник)

Поднимаясь, горы постепенно разрушаются из-за воздействия на них биологических процессов. С течением времени, скорость поднятия гор, может замедляться, а скорость разрушения, наоборот увеличиваться. В результате образуется относительно невысокая территория (участок разрушенной внешними силами горной страны), сложенная горными породами, которые уже не могут смяться в складки.

Дальнейшее развитие данного участка земной коры идет по одному из путей. Первый путь: в земной коре образуются разломы и трещины, по которым блоки начинают двигаться вверх или вниз на фоне общего поднятия территории. В результате образуются складчатые и глыбовые горы. К таким горам относятся горы Урала. (см. рис. 9)

Рис. 9. Разрез складчато-глыбовых гор (Источник)

Во втором случае интенсивных блоковых движений не наблюдается, территория затапливается морем, накапливаются толщи осадочных пород и на месте моря образуется плоская выровненная территория, например Западно-Сибирская равнина.

По интенсивности и характеру тектонических движений выделяют относительно устойчивые и относительно подвижные участки земной коры. Первые называются платформами, другие – складчатыми поясами (или областями складчатости). (см. рис. 10)

Рис. 10. Основные тектонические структуры

Складчатые пояса – относительно подвижные участки земной коры. Горные породы залегают в виде более или менее хорошо сохранившихся складок, осложненных разломами и внедрениями магматических пород.

В пределах складчатых поясов более ярко проявляется внутренняя активность земли. Амплитуда вертикальных движений может достигать десяти или более километров скорости поднятия и опусканий от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в год. Процесс сопровождается образованием складок и разломов земной коры, вулканизмом и землетрясениями. В рельефе складчатые области соответствуют горам.

Платформы — это относительно устойчивые участки земной коры

Платформа имеет строение: основание – это складчатый фундамент, состоящий из древних магматических и метаморфических горных пород, и верхний ярус – чехол осадочных горных пород, залегающих горизонтально. На платформе выделяются – Щиты и плиты. Щиты – это участки выхода на поверхность древних кристаллических пород фундамента платформы (осадочный чехол практически отсутствует). Плита – участок платформы с двухъярусным строением. Как правило, в рельефе платформы соответствуют равнинам.

Рис. 11. Строение платформы (Источник)

В целом развитие земной коры шло по следующей схеме: подвижные участки земной коры становились малоподвижными, то есть на месте складчатых поясов образовывались платформенные области. Расширение платформенных областей и складчатых поясов шло отдельными толчками. История формирования земной коры разбивается на ряд отрезков, которые называются эпохами складчатости. Каждая из таких эпох длилась около 150 млн лет.(см. рис.12)

Рис. 12. Эпохи складчатости

Подобно складчатым поясам, платформы также имеют различный возраст. Он определяется по возрасту их фундамента. Выделяются молодые и древние платформы.( см. рис.13)

Расположение платформ и складчатых областей мы можем узнать по тектонической карте России. Цветовым фоном показаны те или иные тектонические структуры, соответствующие тем или иным нашей стране. Например, северо-восток нашей страны показан зелёным цветом, что соответствует мезозойской эпохе складчатости. (см. рис. 14)

Рис. 14. Тектоническая карта России

От строения земной коры зависит рельеф территории, а также наличие полезных ископаемых.

— Основными тектоническими структурами являются относительно подвижные (складчатые пояса ) и относительно устойчивые участки земной коры (платформы).

— Складчатые области постепенно превращаются в платформы.

— В геологической истории Земли выделяется несколько эпох складчатости, или горообразования.

— Размещение тектонических структур показывается на тектонических картах.

Домашнее задание

  1. Какие формы рельефа соответствуют древним платформам?
  2. Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
  3. Приведите примеры древних платформ и молодых гор на территории России.

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. География России. Природа. Население. Учебник 8 класс В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя
  4. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012
  5. УМК ( учебно-методический комплект ) « СФЕРЫ» . Учебник « Россия : природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В.П.Дронов, Л.Е Савельева. Атлас.

Другие уроки на эту тему

  • Строение земной коры и рельеф России (Источник).

Узнай больше по теме

  1. Тектоника плит (Источник).
  2. Литосфера и литосферные плиты (Источник).
  3. Строение земной коры (Источник).
  4. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры (Источник).
Читайте также:  Чем полезен l карнитин

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Цели и задачи урока:

-определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор;

-проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России;

-определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование:

Атласы, учебники, физическая карта России, компьютеры, проектор, учебное электронное издание (диск): География России. Природа и население.8 класс.

I. Организационный момент.

На фоне музыки ученик читает отрывок из стихотворения Ираиды Мордовиной.
(Все сопровождается слайдами с видами различных форм рельефа России)
(Приложение 1).

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Равнины в бесконечность убегают
И степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим наш путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем,
Как много изучить нам предстоит!

II. Объявление темы урока и целей, знакомство с «Зачетным листом»
(Приложение 2).

Задание 1. Составление общей схемы «Рельеф» (По мере ответов учащихся на интерактивной доске создается схема)

— Вспомните, что такое рельеф?
— Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют?
Как различаются горы по высоте?
Как различаются равнины по высоте?
— Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы)
— Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания, землетрясения, вулканизм)
— Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)

Задание 2.
Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа?
(Приложение 3)

(На слайдах появляются разные формы рельефа)

  1. Деятельность ветра
  2. Карстовые процессы – вода
  3. Деятельность человека
  4. Моренный рельеф — ледник
  5. Эоловые процессы – ветер
  6. Землетрясения
  7. Вулканизм
  8. Овраг – деятельность текучих вод

Задание 3. Диктант на проверку знания терминов и понятий.

1. Выход на поверхность кристаллического фундамента платформы. (щит)
2. Бурные грязекаменные потоки. (сели)
3. Древние относительно устойчивые участки земной коры. (платформы)
4. Крупные скопления полезных ископаемых. (месторождения)
5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (морена)
6. Группы близкорасположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. (бассейн)
7. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли. (эры)
Учащиеся обмениваются работами, проводят проверку, сверяясь с ответами на доске, и выставляют в «Зачетный лист» количество баллов (правильный ответ-1балл)

Задание 4. Работа по вариантам.

1 вариант выполняет интерактивный тест на ПК. 2 вариант путем сопоставления физической и тектонической карт устанавливают соответствие между формой рельефа и тектонической структурой.
1 вариант. Тест.
1. Высшая точка России расположена в пределах.
а) Алтая
б) Кавказа
в) Саян

2. Самая высокая и расчлененная равнина в России.
а) Восточно-Европейская равнина
б) Западно-Сибирская равнина
в) Среднесибирское плоскогорье

3. В виде какого щита выходит на поверхность фундамент Восточно-Европейской платформы.
а) Алданского
б) Балтийского
в) Анабарского

4. Какие окраины России расположены на границах современных литосферных плит.
а) Восточные
б) Западные
в) Северные

5. Какая складчатость протекала во второй половине палеозоя.
а) Байкальская
б) Герцинская
в) Каледонская

6. Равнины расположены на .
а) границах литосферных плит
б) платформах
в) в складчатых областях

7. Крупнейшими каменно-угольными бассейнами являются.
а) Кузбасс, Канско-Ачинский
б) Тунгусский, Ленский
в) Уренгой, Ямбург

8. Поверхность России понижается к .
а) югу
б) северу
в) западу
г) востоку

9. Если скорость поднятия земной коры равна скорости разрушения, то образуются.
а) впадины
б) горы
в) равнины

10. Геологическая эра, продолжающаяся и сейчас.
а) мезозойская
б) кайнозойская
в) палеозойская

2 вариант. Таблица соответствия.
Установите соответствие.

источник

Раздел 2. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Урок 12. Минеральные ресурсы России

Цели: изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; обучить приему наложения карт; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

Оборудование: физическая и тектоническая карты, коллекция полезных ископаемых, рисунки с изображением добычи нефти, угля.

II. Проверка домашнего задания

— Верхний слой платформы, состоящий из известняков, глины, песчаников. (Осадочный чехол.)

— Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит.)

— Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа.)

— Возрожденные горы. (Алтай, Урал.)

— Внедрение магмы в слои осадочных пород. (Интрузия.)

— Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая.)

— Карта с информацией о возрасте пород. (Геологическая.)

— В каких областях расположены горы? (В складчатых.)

— Им соответствуют равнины. (Платформы, плиты.)

— Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость. (Молодые горы.)

— Расскажите, как образуются горы (возраст, происхождение, закономерности размещения).

— Расскажите об образовании, размещении равнин. С какими тектоническими структурами связано размещение равнин?

III. Изучение нового материала

Полезные ископаемые — это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве.

В земной коре залегают полезные ископаемые. Это минералы и горные породы, которые используются в хозяйстве.

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Труднее обнаружить полезные ископаемые в молодых горах, где месторождения находятся под толщей горных пород и обнаружение их затруднено. В старых горах скопления полезных ископаемых обнаружить легче, т. к. при разрушении гор они оказываются близко у поверхности.

Полезные ископаемые делятся на две группы.

(По ходу объяснения материала учитель демонстрирует образцы полезных ископаемых, а также показывает на карте полезных ископаемых (по Б.: рис. 21 на с. 42—43), в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.)

Железные руды — Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды — Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды — Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) — Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край.

Апатиты — Кольский полуостров.

Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль — Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть — Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн.

Газ — север Западной Сибири.

Каменный уголь — Печорский, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский, Ленский бассейны.

Бурый уголь — Канско-Ачинский бассейн.

Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах. В Якутии алмазы связаны с траппами. Найдены алмазы и в Архангельской области. В обоих случаях месторождения алмазов находятся на платформах, но связаны с интрузиями, т. е. с вулканической деятельностью. (Вспомните кимберлитовые трубки.)

2. Работа с контурными картами

Отметьте месторождения полезных ископаемых:

1) нефти и газа — Западно-Сибирская равнина, Волго-Уральский бассейн, Северный Кавказ, остров Сахалин;

2) каменного угля — Кузбасс, Донбасс, Печорский, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский бассейны;

3) бурого угля — Канско-Ачинский бассейн;

4) железных руд — КМА, бассейн Ангары, Кольский полуостров, город Норильск;

5) медно-никелевых руд — Кольский полуостров, город Норильск;

6) алмазов — Якутия (город Мирный), Архангельская область;

7) золота — Забайкалье (город Бодайбо);

8) калийных солей — Предуралье.

1. О добыче алмазов в Якутии; о трубках взрыва.

2. О поисках месторождений геологами.

3. О месторождениях нефти, газа в Западной Сибири.

4. Рассказ учителя с элементами работы с учебником

Россия богата полезными ископаемыми, но они исчерпаемы и не возобновимы, а значит, необходимо рационально, бережно использовать минеральные ресурсы. Кроме того, добыча минерального сырья создает экологические проблемы: это карьеры, терриконы (отвалы пустой породы), пустоты в земной коре.

— Составьте цепочку экологических последствий при добыче руды в зоне Курской магнитной аномалии (по Б.: с. 45).

(Открытая добыча → карьеры, отвалы пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта.)

Крупнейшее в России месторождение железной руды — Курская магнитная аномалия — расположено в центре Русской равнины на территории Среднерусской возвышенности. Добыча железных руд ведется открытым способом в карьерах — это огромные ямы диаметром до 10—12 км и глубиной около 100 м. Рядом возвышаются огромные отвалы пустой породы — терриконы. Во время дождя с терриконов льются потоки грязной воды, а в сухую погоду ветер разносит по окрестностям пыль.

Открывая карьер, люди снимают плодородный слой черноземов, который формируется тысячи лет. Для сохранения плодородного слоя необходимо использовать чернозем для землевания малоплодородных участков, рекультивации (восстановления) отвалов.

IV. Закрепление нового материала

1. Повторите понятия: месторождение, бассейны, шахты, отвалы, рекультивация, трубки взрыва.

2. Повторите по карте основные месторождения и бассейны (работа в парах).

3. Закончите выполнение практической работы. Заполните третью колонку таблицы и сделайте вывод о закономерности размещения полезных ископаемых, связи между полезными ископаемыми, тектоническим строением и рельефом.

По Р.: § 11, вопросы и задания к параграфу.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рельеф и геологическое строение России Презентация к уроку географии в 8 классе Автор: учитель географии МБОУ лицея №10 г. Батайска Ильченко Оксана Владимировна 2017 год

Геологическое строение Большая часть территории России находится в пределах Евроазиатской плиты. На востоке к ней примыкают несколько плит, как крупных (Северо-Американская и Тихоокеанская), так и несколько небольших (Охотоморская и Амурская).

Восточно-Европейская платформа — один из крупнейших относительно устойчивых участков земной коры. Занимает территорию Восточной Европы между каледонскими складчатыми сооружениями Норвегии на северо-западе, герцинскими складками Урала на востоке и альпийскими складчатыми хребтами Карпат, Крыма и Кавказа на юге. Морфологически Восточно-Европейская платформа представляет собой равнину, расчленённую долинами крупных рек.

В пределах Восточно-Европейской платформы выделяют крупнейшие тектонические структуры Синеклизы- пологий прогиб земной коры в пределах платформы Антеклизы- пологое поднятие слоев земной коры в пределах платформы I. Тиманская гряда II. Воронежский массив III. Белорусский массив IV. Волго- Уральская антеклиза Щиты: А Балтийский Б Украинский

Сибирская платформа — древняя платформа в средней части Северной Азии, полностью расположена в пределах России и в своих границах почти полностью соответствует Среднесибирскому плоскогорью. Это один из древнейших блоков континентальной коры Земли.

В пределах Сибирской платформы выделяют крупнейшие тектонические структуры Сибирская платформа- докембрийская платформа, расположенная в основном между Енисеем, Леной и оз. Байкал. Фундамент выступает на поверхность в пределах Алданского щита и Анабарского массива. Чехол сложен рифейскими, палеозойскими и мезозойскими отложениями; широко распространены траппы; крупнейшие синеклизы — Тунгусская и Вилюйская.

Тектоническая карта Области складчатости чехол древних платформ щит древних платформ плиты молодых платформ

Западная часть — преимущественно равнинная, с невысокими холмами и возвышенностями Восточная часть — преобладают горы (хотя имеется и несколько крупных низменностей).

Горы Равнины высокие низкие средние низменности возвышенности плоскогорья Формы рельефа

На территории России можно выделить шесть основных орографических частей: 1. Фенноскандию 2. Восточно-Европейскую равнину 3. Уральские горы 4. Западно-Сибирскую равнину 5. Среднесибирское плоскогорье 6. Горы юга и востока России

В составе Уральских гор выделяют: Полярный Урал Приполярный Урал Северный Урал Средний Урал Южный Урал

Среднесибирское плоскогорье Расположенное на территории между реками Енисей и Лена. На юге ограничено хребтами Восточного Саяна. На западе ограничено Западно-Сибирской равниной. На севере — Северо-Сибирской низменностью. На востоке — Центральноякутской низменностью.

Орография Алтай- Саянской страны 1.Кузнецкая 4. Уймонская 7. Катунская 10. Хемчинская 2.Чулымо- Енисейская 5. Курайская 8. Убсу- Нурская 11. Тоджинская 3. Минусинская 6. Чуйская 9. Тувинская

Горы Востока занимают большую часть территории и выходят к берегам Тихого океана. Станово́й хребе́т— система горных хребтов южной части Дальнего Востока России протяженностью 700 км. На западе смыкается со Становым нагорьем, на востоке — с горами Джугджур. Является водоразделом рек Северного Ледовитого и Тихого океанов. Высота до 2412 м. Характерны складчатые среднегорные плосковершинные хребты, разделённые продольными долинами. Повсеместно многолетнемёрзлые породы.

Северо-восточным продолжением Станового хребта является: Хребет Джугджур Хребет Сунтар-Хаята Верхоянский хребет Хребет Черского Преобладает средне-низкогорный рельеф; распространены криогенные формы рельефа. С севера к этим хребтам примыкает болотистая Колымская низменность, выходящая к Северному Ледовитому океану. Небольшая низменная полоса между Охотским и Беринговым морями отделяет эту горную систему от Камчатско-Курильской горной провинции.

Главная горная цепь полуострова Камчатка — Срединный хребет, являющегося зоной активного вулканизма, длина — 1200 км, некоторые из вулканических пиков довольно высоки; здесь находится высочайшая (4750 м) вершина Дальнего Востока — действующий вулкан Ключевская сопка; имеется ещё несколько вулканов высотой более 3000 м (Ичинская, Кроноцкая, Корякская сопки и др.). Вулканическая зона Камчатке продолжается далее в юго-западном направлении по цепи Курильских островов к Японии. Курильская островная дуга с 85 вулканами (наибольшая высота — 2339 м) состоит из двух субпараллельных дуг, разделённых глубокой (до 3000 м) депрессией.

На юге Дальнего Востока имеется ряд высоких горных хребтов, из которых наиболее значительный — Сихотэ-Алинь (до 2090 м высотой) между Амуро-Уссурийскими низменностями и Тихим океаном, характеризующийся преобладанием низкогорного эрозионно-денудационного рельефа. К западу от нижнего течения Амура протянулся Буреинский хребет (максимальная высота — 2167 м) с платообразным рельефом и глубокими плейстоценовыми долинами.

Значение литосферы Литосфера во многом определяет условия жизни и особенности хозяйственной деятельности человека. На ее поверхности люди живут, строят города и заводы, прокладывают дороги, возделывают поля; из недр добывают полезные ископаемые. Значительные территории подвержены стихийным бедствиям, связанным с литосферой.

Что такое полезные ископаемые Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Полезные ископаемые платформ Рудные (приурочены к щитам и фундаменту платформ) Балтийский щит медные, никелевые руды Осадочные (приурочены к осадочному чехлу платформ) Крупные угольные бассейны Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Донецкий

Читайте также:  Почему на жестком спать полезно

Полезные ископаемые складчатых областей Магматические герцинская складчатость Урал, Алтай Метаморфические Кайнозойская складчатость Кавказ, Срединный хребет

Месторождения – это крупные скопления руд. Всего из земной коры человек добывает более 200 видов ископаемых. Месторождения

Бассейны Бассейны – это группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого. http://www.daat.ac.il/daat/animation/pencil3.gif

Воздействие человека на литосферу

Домашнее задание Параграфы №6 -9, ответить на вопросы в конце параграфов. Выучить конспект.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Твердая оболочка нашей планеты имеет неоднородное строение, причиной которого являются сложные процессы, происходящие в недрах Земли. Глубинные разломы, складки, трещины, впадины и возвышенности, залежи ценных природных ископаемых – все это формирует уникальное геологическое строение поверхности земного шара.

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.

Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:

  • Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
  • Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.

Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.

Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:

  • служит основой для природных территориальных комплексов;
  • равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.

Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.

К крупнейшим тектоническим структурам относятся:

  • Платформа– достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
  • Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
  • Впадины– глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.

Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.

Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.

В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:

  • Твердые(гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
  • Жидкие(нефть, подземные минеральные воды).
  • Газообразные(гелий, природный газ).

Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.

На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.

При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 124.

источник

Название Урок повторения в 8 классе. «Рельеф, геологическое и тектоническое строение, полезные ископаемые России»
Дата конвертации 04.08.2012
Размер 38.85 Kb.
Тип Урок
скачать >>>
1. /Рразработки уроков географии/8 класс ВОЛГА.docx
2. /Рразработки уроков географии/8 класс Западная Сибирь.docx
3. /Рразработки уроков географии/8 класс Рельеф, геологическое и тектоническое строение, полезные ископаемые России.doc
4. /Рразработки уроков географии/Всероссийский заочный конкурс тит лист.docx
Тема урока «Волга» Класс 8
Тема: западная сибирь
Урок повторения в 8 классе. «Рельеф, геологическое и тектоническое строение, полезные ископаемые России»
Всероссийский заочный открытый конкурс

Урок повторения в 8 классе.

«Рельеф, геологическое и тектоническое строение, полезные ископаемые России»

Черепанова Светлана Викторовна
Предмет преподавания: география
Должность: учитель географии
Наименование образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №47,

ГО ЗАТО Свободный, Свердловской области.

Задачи урока: систематизировать и закрепить знания и умения по теме: «Рельеф, геологическое и тектоническое строение, полезные ископаемые России»

Оборудование: физическая карта России, к/к России, атласы, папка «Географическая почта», конверты с заданиями.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Ход урока

  1. Орг. момент (наличие дневников, тетради, атласы)
  2. Географическая почта.
  3. Конкурс знатоков.
  4. Знаешь ли ты карту?
  5. «Угадай меня».

Мы с вами завершили изучение темы «Рельеф, геологическое, тектоническое строение и полезные ископаемые России» и сегодня на уроке мы должны закрепить полученные знания.

Наш урок пройдет в игровой форме. Суть игры состоит в том, что у нас 2 команды, и 2 консультанта. Они помогут оценить ваши знания и подвести итоги.

Знания оцениваются — номенклатура — карта

Мы пойдем по этапам.

  1. «Географическая почта» 3. «Знаешь ли ты карту»
  2. «Конкурс знатоков» 4. «Угадай меня»

1 -й этап «Географическая почта»

Выдаю конверт с темой, «письмо» Даю задание.

1 -команда «Рельеф и полезные ископаемые»

2-команда «Геология, тектоника»

«Письма» — рельеф, месторождение, магматические породы, архейская, Урал, равнина, платформа, Балтийский щит, геохронология, складчатые области.

Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности.

Равнина — обширные участки с ровной или слабо волнистой поверхностью.

Месторождение — крупные скопления руд, имеющих промышленное значение. Магматические — горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы.

Урал — горы, образовавшиеся в герцинскую складчатость, разрушились в начале мезозоя и испытали вторичное поднятие в кайнозой.

Геохронология — время и последовательность образования горных пород

Платформа — двухъярусное строение, нижний фундамент — твердое кристаллическое основание и осадочные породы — чехол.

Щит — смятые в складки породы фундамента выходят на поверхность.

Архейская — эра самая древнейшая. Самый ранний этап в развитии Земли.

Складчатые области — граница столкновения.

Отберите понятия и определения относящиеся к вашей теме и объясните их..

Следующий этап- конкурс «знатоков» — «Третий лишний»
назвать лишний объект (объяснить почему)
1.Хибины Таймыр Кайнозойская Нефть

Кавказ Урал Мезозойская Уголь

р. Урал Саяны Каледонская Золото

платформа Анабарское Четвертичный

чехол Ямал Палеозой
2. Ленский

Следующий этап- конкурс «Знаешь ли ты карту»

Нужно показать как можно больше объектов за минуту.

источник

1. Организация учащихся на урок

Проверка готовности к уроку.

На предыдущих уроках географии мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России, который я надеюсь, останется в вашей памяти надолго. Ребята, тот багаж знаний, который вы получили при изучении данной темы, понадобится вам и в старших классах. НАПРИМЕР: в 9 классе при составлении экономико-географической характеристики России, а также при изучении отраслей хозяйства страны.
Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их прочность, используя нетрадиционную форму урока – игровую, провести отчетно-докладную конференцию.
Сегодня на уроке присутствуют 3 группы специалистов:
группа: геоморфологи и геологи , они предоставят отчёт о рельефе и тектоническом строении территории России.
группа: сейсмологи, дадут информацию о стихийных явлениях, наиболее часто встречающихся в нашей стране.
группа :экологи и антропологи, составила отчетную информацию об антропогенных проявлениях человека на литосферу в пределах России, нашего города.
Подготовка к уроку .За 10 дней специалисты получают задания и источники литературы по определённому разделу. В течение данного времени дети готовят не только доклад, материалы которого выходят за рамки учебника, но и сопровождают его демонстрацией объектов на карте и презентацией с использованием мультимедийной установки. Во главе каждой группы стоит главный специалист, а остальные учащиеся являются его помощниками ( 4-5 человек ). Во время подготовки доклады и презентации корректируются учителем. Выступают все: специалисты и помощники. После выступления каждой группе задаются вопросы другими специалистами.
3. Выступление специалистов.
УЧИТЕЛЬ: итак, начинает 1 группа – руководитель Пименова Анастасия.
(слайд № 1) Рельеф и тектоническое строение России.

(слайд № 2) Изучив карты тектонического и геологического строения России, мы выяснили, что большая часть нашей страны занята равнинами, в основе земной коры России лежат древние (В – Е и Сибирская) и молодые (З – С, Печорская и Скифская) платформы. Мы знаем, что платформы — относительно устойчивые участки континентальной земной коры и они имеют 2-х ярусное строение: (слайд № 3). Давайте еще раз вспомним: нижний ярус составляет складчатый фундамент, верхний осадочный чехол. Фундамент древних платформ сложен смятыми в складки древнейшими породами докембрийского возраста .Такой фундамент называют кристаллическим (помечен крестиками). Фундамент молодых платформ тоже состоит из смятых в складки, но более молодых пород. Это осадочный чехол. Поверхность фундамента, как мы знаем неровная и в некоторых местах осадочный чехол отсутствует, такие участки называются щитами (перечислить + показать).
Платформы обрамляются горно – складчатыми областями, они отличаются характером залеганием горных пород и высокой подвижностью.В результате горообразования образуются 2 вида складок: простые и сложные. Простые складки называют синклиналями (вогнутая – отрицательная форма рельефа), примером служат небольшие возвышения на Таманском полуострове, и антисинклиналями (выпуклая – положительная форма рельефа.),
А сложные складки называются (антиклинориями и синклинориями) , пример тому – Большой хребет Кавказа.
(слайд № 4) Мы хорошо знаем, что земная кора неоднородна, поэтому изучив геохронологическую таблицу, установили – все формы рельефа и слагающие их горные породы имеют различный геологический возраст. Анализируя таблицу и сравнивая геологическую карту легко установить возраст тектонических структур и форм рельефа на территории России. Данные представлены в слайде (слайд № 5), здесь четко видно, что каждая складчатая область образовалась в определенный период и ей соответствует своя форма рельефа. В настоящее время происходит складкообразование отдельных территорий России, кайнозойские (альпийская складчатость) горы формируются в результате взаимодействия литосферных плит, например: на территории полуострова Камчатка, где взаимодействуют несколько литосферных плит: Евразийская и Тихоокеанская.
(СЛАЙД № 6) Еще раз рассмотрим и вспомним, что каждой тектонической структуре соответствует форма рельефа . С развитием геосинклинальных областей также связаны месторождения рудных полезный ископаемых, они размещаются в кристаллических( а также магматических и метаморфических) породах. В осадочных породах платформ в основном нерудные полезные ископаемые, но иногда находятся рудные, пример: Курская магнитная аномалия ( Железо)
В итоге мы выделили основные черты рельефа России. (слайд).
Если говорить о рельефе Волгоградской области, то мы знаем, он равнинный, мы находимся на Ю – В Русской платформы, а раньше примерно 1,5 – 2,5 млрд. лет назад здесь были горные массивы, с вулканической деятельностью , землетрясениями. Постепенно горообразовательные процессы прекратились, а внешние силы – разрушили хребты и поверхность стала ровной с жестким фундаментом. Далее происходило образование осадочного чехла, в результате неоднократного поднимания и опускания территории, а так же многочисленные регрессии( отступление) и трансгрессии( наступление) моря. Некоторые крупные формы рельефа связаны с тектоническими движениями, поэтому заволжская часть нашей области медленно опускается, а правый берег Волги поднимается. Так образовалась Приволжская возвышенность и Прикаспийская низменность (слайд).
А Хоперско – Бузулуцкая равнина, на которой живем мы располагается между Калачской возвышенностью и Приволжской, возникла на месте прогиба земной коры.

В заключении мы выделили несколько причин изменения рельефа на территории нашей страны: ( СЛАЙД)
1. На разнообразие рельефа оказывают влияние экзогенные и эндогенные процессы, их действия параллельны друг другу.
2. В целом основные формы рельефа России – равнины и горы, нагорья – обязаны своим происхождением внутренним силам Земли.
3. Неотектонические движения приводят к изменению в залегании горных пород и их деформации, что приводит к перемещению крупных блоков земной коры, не только в складчатых областях, но и на равнинах (Б. Кавказский хребет поднимается со скоростью 8 – 14 мм в год, Среднерусская возвышенность — 6 мм в год).
4. Существенные детали современного рельефа образовались в результате действия внешних сил:
— деятельности моря (трансгрессия и регрессия) – районы Прикаспия, Печорская, Сев. – Сиб. низменность.
— покровных четвертичных оледенений – северная половина европейской части России, Полярный Урал, плато Путорано и г. Таймыра.
— деятельность ветра (дюны, песчаные холмы, гряды) Прикаспийские низменности, Калининградская область, Куршская коса)
— текущих вод (эрозионные процессы) большую долину имеет река Обь в нижнем её течении – 160 км, Амур – 150 км.
— человека (антропогенез) – котлованы, Ж/Д насыпи, каналы.

Вопрос группе № 1: Всем известно, что горы расположены в основном на юге и востоке России. Объясните, почему так произошло?
Предполагаемый ответ: Горы Южной Сибири расположены на древнем докембрийском и палеозойском основании. Территория разбита глубокими тектоническими разломами, т.к. постоянно находится на месте взаимодействия Тихоокеанской, Индийской, Таримской платформ.
Доказательство этому служит тектоническое происхождение озера Байкал.
Горы Кавказ молодые и активные, поскольку находятся в зоне столкновения Евразийской и Аравийской литосферных плит.

Вопрос группе № 1: Какие геосинклинальные области возникли в результате альпийского горообразования?
Предполагаемый ответ: Кавказ, Корякское нагорье, горы Камчатки, Курильские острова, о. Сахалин, а также были активны горы Алтай, Саяны, хребты Забайкалья.

УЧИТЕЛЬ: Спасибо, продолжит отчет 2 группа – руководитель- Юрина Диана.
СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ – сейсмологи.

( СЛАЙД) При изучении темы рельефа и тектонического строения земной коры на территории России мы рассматривали такую важную тему, как стихийные природные явления, процессы не подвластные влиянию человека. Узнали о более часто встречающихся стихийных процессах. Коротко обобщили их в виде схемы. ( СЛАЙД). Поверхность Земли постоянно изменяется под воздействием внешних и внутренних сил и изменения в рельефе которые мы видим – это результат последних геологических отрезков времени.
Вулканическая деятельность ( СЛАЙД) всегда свидетельствует о том, что и в настоящее время продолжаются тектонические движения. Самыми вулканогенными территориями в нашей стране является полуостров Камчатка, Курильские острова, ( СЛАЙД) ,причиной этого, как вы помните служит положение территории на стыке Евразийской литосферной плиты с Тихоокеанской, именно здесь проходит Тихоокеанский сейсмический пояс — «огненное кольцо». Только здесь в нашей стране расположены действующие вулканы и гейзеры. Примером может служить извержение вулкана Шивелуч в июне 2001 г., последнее катастрофическое извержение этого вулкана случилось в ноябре 1964 г. в результате которого образовался 2 километровый кратер глубиной около 500 м, а по силе извержения можно было сопоставить с взрывом водородной бомбы, высота пепла составила 2,5 кг/м2, также из действующих наиболее активны Авачинский, Безымянный. К затухающим вулканам относится: Кроноцкая Сопка. Недавно потухшие вулканы находятся на Кавказском Хребте — Эльбрус и Казбек, в Забайкалье, в Восточном Саяне. Даже основной центр исследования вулканизма в России — институт вулканологии находится в Петропавловске – Камчатке.
Землетрясения ( СЛАЙД) также частые явления в России, мы установили — более подвержены значительным землетрясениям Б. Кавказ, ю-в часть Алтая. В последние 16 лет на просторах нашей страны свершилось не менее 15 сильных землетрясений. Сейсмические карты показывают, что около 50 % площади находится в сейсмоактивной зоне. Среди последних землетрясений: Шикотанское (1994 г.), Кроноцкое (1997 г.), Алтайское (2004 г.).
Землетрясение в 2007 г. на ю-з побережья Сахалина спровоцировало цунами, волны которого к счастью были невысокими. По данным РИА «Новости» в октябре 2005 г. на Камчатке и Курильских островах произошло данное стихийное явление силой 4,4 балла по шкале Рихтера в Кроноцком заливе. В Петропавловске – Камчатском, удаленном от эпицентра на 150 км значительных толчков не ощущалось. Последние подземные толчки произошли в Иркутске, интенсивностью 6 – 7 балов, в городе Байкальск 8 баллов, Ангарске — 5 баллов. А в Читинской области совершилось сразу 4 землетрясения, силой около 5,5 баллов, а позже силой 8,2 балла по шкале Рихтера. По данным МЧС сообщении о жертвах и разрушениях не поступало. В 1995 г. в Нефтегорске погибло 2,5 тыс. человек, потому что , в эпицентре было 9 – 10 баллов.
Цунами – ( СЛАЙД) большинство подводных сейсмоактивных участков расположено в Тихом океане, этому доказательством служат частые цунами на побережье Камчатки. Еще в XVIII веке были зафиксированы огромные массы воды из Тихого океана, всего было отмечено 20 цунами. В 1923 году на побережье полуострова обрушилась волна, высотой более 20 м., с земли было стерто несколько заводов и строений. В 1952 году – цунами накрыло несколько поселков, волны высотой 10 м, дошли до берега (200 км) за 20 минут.
В 1960 г. – волна, начавшаяся у побережья Чили дошла и до Камчатки, высота волн – 10 м.
Наиболее благоприятное место на полуострове – Авачинский залив, он не позволяет волне высоко подняться, мешают тесные проходы и большие водные пространства.
Экзогенные геологические процессы (оползни, обвалы, сели) имеют не территории России широкое распространение. ( СЛАЙД) В районах с сильно расчлененным рельефом большую роль играет действие силы тяжести, что вызывает перемещение обломков горных пород вниз по склонам. Такие процессы проявляются на Северном Кавказе, Камчатке, о. Сахалин, в Забайкалье, Поволжье, здесь пораженность территории оползнями достигает 10 – 30 %, а в некоторых местах до 70 – 90 %. Крупные оползни находятся в районе г. Волгограда и Камышинского района (с. Щербаковка Даниловский овраг). Действиям оползней подвержены 725 городов России.
Опасность лавин ( СЛАЙД) существует на 9 % территории страны. Наиболее лавинными считаются Алтай, Сахалин, Забайкалье, Северный Кавказ (именно здесь в Кармадонском ущелье погиб актер Сергей Бодров).
Губительными для человека являются сходы селевых потоков. ( СЛАЙД) Селевой поток собирается в горах, идет несколько километров, набирает скорость и разрушает, примером служит город Тырнау на Кавказе, районы Пятигорска, Ессентуков. Так в 2002 году здесь произошел разрушительный сход селя , жилые дома были разрушены, погибло много людей.
Вопрос группе № 2: Какие меры предосторожности должен предпринимать человек в хозяйственной деятельностью?
Предполагаемый ответ: Причинами большой активности этих процессов становится человек, не соблюдающий меры безопасности при строительстве дорог, нефтегазопроводов, зданий, прокладке водопроводов, канализации, необходимо соблюдать определенные правила ведения хозяйства в районах подверженных действию тех или иных процессов и проводить специальные работы противоэрозионного, противооползневого характера. В России создана карта экзогенных геологических процессов, и показаны наиболее опасные территории, где строительство ведение хозяйственной деятельности запрещено.
УЧИТЕЛЬ: молодцы, и в заключении свой отчёт предоставляет 3 группа – руководитель Митина Марина.
АНТРОПОГЕННЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА
— экологи, антропологи.

Мы знаем, что наиболее активно человек преобразует литосферу. Изменения рельефа очень активно протекает и на территории нашей страны.
Процесс технической деятельности человека (техногенез) изменяет поверхность Земли, создавая антропогенные формы рельефа: рельефоиды – инженерные сооружения (города, гидротехнические сооружения, карьеры) и рельефиды – механические устройства, самоходные установки.
Человек ежегодно извлекает миллиарды тонн полезных ископаемых, разработка их открытым способом приводит к возникновению крупных отрицательных антропогенных форм, одна из распространённых форм – карьеры, в России они охватывают площадь 20 тыс. км2, ежегодно она увеличивается на 350 км2, средняя глубина карьеров к 2000 г. составляла 250 – 300 м. (слайд).
Нам удалось найти космические снимки, на которых изображены карьеры в Оренбургской и Мурманской области (слайд). На первом слайде хорошо видны эти искусственные формы рельефа, они имеют округлую форму, белый и темно – голубой цвет, отвалы нанесены пятнистым цветом (фиолетового и белых оттенков, озера имеют темно синий и черный цвет т. к. являются отстойником жидких отходов).
На слайде Мурманской области карьеры имеют неправильную форму и также темно – голубой цвет с четкими белыми полосками – дорогами в карьер, отвалы имеют синий цвет, пятнистый рисунок. Все это приводит к просадке грунта, активизированию процессов выветривания и эрозии.
Перемещение материала при горных выработках вызывает техногенные землетрясения. Так в 1971 г. в 16 км от Грозного в районе нефтедобычи было зафиксировано землетрясение силой 7 баллов. Причиной послужила откачка нефти, которая не была компенсирована притоками подземных вод. По прогнозам такие землетрясения могут быть и в Волгоградской области в местах откачки нефти.
Все перечисленные техногенные формы рельефа требуют либо рекультивации земель, либо предупредительных мер против их возникновения. В настоящее время активно используется рекультивация – мероприятия по восстановлению природных ландшафтов, утраченных в процессе производства или стихийных бедствий. Примером является силикатное озеро в Липецке. Происхождение озера искусственное, это бывший карьер по добыче силикатного песка для кирпичного завода, его видно на заднем плане. По исчерпанию песка — эти территории были заброшены, но потом заполнены водой, предназначенной для хозяйственных нужд. Со временем озеро приобрело естественные очертания, поросло деревьями и кустарниками. Вписалось в ландшафт как природный водоем. На следующих снимках изображен наш Песчаный карьер в районе трикотажной фабрики, который также был рекультивирован под гаражи, жилые постройки.
Изменяя природную среду человек обязан думать о последствиях, ведь от изменения рельефа или горной породы изменяется весь природный комплекс , который находится на данной территории.

Вопрос группе № 3: Мы знаем, существует определение « культурный ландшафт».
Что вы понимаете под этим термином?

Предполагаемый ответ: «Культурный ландшафт» — это искусственно созданные устойчивые территории.
Данный ландшафт должен включать следующие компоненты:
— он не однообразен, в нем лучше чередовать небольшие участки, например: пашни и леса, чем укрупнять пашни и развивать эрозию
— здесь не должно быть свалок, пустошей, карьеров. Все должно быть рекультивировано.
— по возможности расширять площади лесных массивов
— сохранять естественные ландшафты ( заповедники, заказники, резерваты и нац.парки)

В заключение выступлений, учитель задаёт несколько вопросов, которые учащиеся обсуждают в группе и дают ответы. Если дается не полный ответ или неправильный, то другие команды дополняют и дают верный ответ. Учитель помогает наводящими вопросами.
Маленький мальчик, увидев книгу с названием « Жизнь гор. Молодость и старость» очень возмутился: « Горы не деревья! Они не могут расти и стареть, они не живые». А вы как думаете?
Приведите примеры неблагоприятного воздействия человека на рельеф в результате его хозяйственной деятельности?
Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная Аномалия?
Почему в предгорьях Урала – крупные месторождения нефти и газа?
Может ли деятельность человека спровоцировать движения земной коры?

УЧИТЕЛЬ : Ребята, всем большое спасибо за представленные работы, они были очень содержательные и интересные. Мы многое узнали о нашей стране нового и совершили необычное путешествие в страну Знаний по России. Любить, значит знать свою Родину.
Вы все поработали хорошо, но оценить вы можете себя сами, и не только себя, но и свою команду, а также своих соперников. Предлагаю вам оценочную шкалу, вы знаете как с ней работать.

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ( личная рефлексия)

Каждой группе составить кроссворд по своей теме.
Ответить письменно на вопросы. ( вопросы раздаются каждому ученику).
Вопросы для домашнего задания:
Назвать минерал, из которого изготавливали самые древние очки (хрусталь).
Он бывает ландшафтный, перистый, цветочный, моховой, глазковый, морозный. Что за камень? (агат).
Этот камень переходил из рук в руки, начиная с 1000 года. Наконец в 1829 году он был преподнесен русскому царю как искупление крови русского посла Грибоедова, автора комедии “Горе от ума”, растерзанного толпой фанатиков. Сейчас он хранится в нашей стране, на нем выгравированы имена всех прежних хозяев. Носит имя Шах. Что за камень? (алмаз).
Назвать минерал, стоящий на втором месте после алмаза, но встречающийся реже алмаза (рубин).
Перечислить ювелирные камни ( алмаз, рубин, опал, топаз, )
«Черное золото» — вряд ли стоит объяснять, что это такое. Правда. в глубокой древности это полезное ископаемое называли иначе. Славяне — ропанкой; греки — петролеум. Но смысл был один — горное масло. С тех древних времен ещё сохранилось название «петролеум», а к нам пришло новое слово. Считают. что оно родилось от арабского слова «нафта» – вытекать ( нефть)
«Солнечный камень» — так долгое время называли этот минерал. Почему его называют солнечным? Потому, что рождался он под лучами небесного светила из остатков растений. О нём давно узнали наши предки, а добывать его начали около 3 тысяч лет назад. Древним итальянцам и грекам он помогал выплавлять медь, выпаривать соль из растворов. В 1696 году «Солнечный камень» впервые показали русскому царю Петру I. Когда он увидел как горит этот «камень», то воскликнул: «сей минерал. если не нам. то потомкам нашим полезен будет»( каменный уголь)
Этот минерал не только важнейший пищевой продукт, но и очень ценное промышленное сырьё, применяемое в различных отраслях народного хозяйства. Его применяют при выделке кож, в красильном деле, стекольном и керамическом производстве. В большом количестве расходуется для соления рыбы, мяса, овощей ( поваренная соль)
Этот металл называют «благородным». В ряде стран он выполняет функцию денег. или же из него делают монеты. Он входит в состав некоторых лекарств, т.к. убивает микробы. В большом количестве этот металл используется для производства электрических приборов, столовой посуды. Он не боится сильных кислот, поэтому его можно применять для изготовления специальной химической посуды.( серебро) .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
городского округа город Урюпинск

« Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»

Урок подготовила и провела:
учитель географии
Караим Вера Геннадьевна

источник

Источники:
  • http://gdzmonster.net/8-klass/gdz-po-geografii/konturnyie-kartyi/
  • http://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/geologicheskoe-stroenie-relief-i-poleznye-iskopaemye/formirovanie-zemnoy-kory-na-territorii-rossii
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645003/
  • http://compendium.su/geographic/8klas_1/13.html
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-na-temu-relef-i-geologicheskoe-stroenie-rossii-2315662.html
  • http://karta.uef.ru/relef-tektonicheskoe-stroenie-i-poleznye-iskopaemye/
  • http://www.rushkolnik.ru/docs/index-19631213-3.html
  • http://profhelp.net/974847/