Меню Рубрики

Картотека полезных стихов и сказок гигиенические процедуры средняя группа

  • Вы здесь:
  • Главная страница
  • Главный раздел
  • Медицинские советы
  • Сказки и рассказы о гигиене

О мыле, расческе и зеркале.

Вы, дорогие девочки и мальчики, уже научились мыть руки и теперь можете умываться са­ми. Надеемся, вы догадались, что лицо моют чистыми руками. Но помнить надо еще кое о чем. Послушайте, пожалуйста, что было с Дашей и, Федей, когда Даше шел уже пятый год, а Феде бы­ло чуть больше трех, если быть более точным, то ему исполнилось три года и три месяца.

Федя, набрав воды в ладони, забыл наклониться над умывальником и облил свою маечку, а потом просто провел мокрыми руками по щекам и уже хотел вытираться полотенцем. «Так не годится, — сказала ему Даша. — Посмотри, как надо делать». Федя посмотрел и увидел, что Даша моет лицо и шею мылом, намыленными пальчиками протирает уши и за ушами.

— Я, боюсь мыла, оно щиплет глаза, — захныкал Федя.

— А ты зажмурься, — шепнула ему Даша.

Федя послушался. И правда, мыльная пена совсем не щипалась,- она была такая мягкая, ласкова, что хотелось с ней играть.

Но Даша предупредила: ее ли долго тереть лицо мылом, кожа станет шелушиться. Пора смывать пену! И не снизу вверх, а сверху вниз, со лба к подбородку. Так, чтобы нигде не остава­лось, и особенно; за ушами. Федя так и сделал; лицо было совсем чистое, а он все еще боялся от­крыть глаза.

— Посмотри на меня!— сказала ему Даша. Она сложила ладони лодочкой, набрала полную лодочку воды и опустила в нее лицо.

— Это я учусь нырять! — похвалилась Даша;

-Ведь пловцы всегда ныряют с открытыми глазами. Иначе как бы они увидели, что делается на дне и рядом с ними?

Федя, расхрабрившись, тоже промыл прохладной водой глаза. И сразу почувствовал, как это приятно! Потом они повесили полотенца на место, и Даша стала причесываться. У Феди не было расчески, и он попросил Дашу:«Дай мне свою на минутку!»

Но Даша сжала губы и покачала головой. Федя было подумал: «Вот жадина», но мама, услышав разговор, сказала;

— Расческу, никогда и, у кого не проси! Чужой расческой при­чесываться нельзя, даже если она принадлежит твоей сестре.

Мама подарила Феде совсем новенькую расческу, а он не забыл сказать «спасибо!» и сразу убежал к ребятам. Даша причесалась, и посмотреться в зеркало не забыла

Эй, ты, человек рассеянный с улицы Бассейной! — крикнул Феде один мальчик.

— Какой ты смешной! — сказал другой. Федя не донял, в чем дело, обиделся и чуть не заплакал. Даша подошла к нему и спросила:

-Так тебе кажется, для чего люди придумали зеркало? На­верное, для того, чтобы осмотреться и проверить, все ли в порядке. Ну-ка посмотрись. Федя подошел к зеркалу и увидел, что волосы у него стоят торчком, а верхняя пуговица рубашки застег­нута, на среднюю петлю, он быстро все поправил и настроение у него улучшилось.

А вы, уважаемые девочки и мальчики, умывшись и причесавшись, не забываете посмотреть в зеркало?

Для чего нужен носовой платок?

Однажды утром, когда Федя пришел в сопровождении Даши в детский сад, воспитательница по­просила»

— Ну-ка, дети, покажите свои носовые платки.

Все быстро выну ли из карманов сложенные вчетверо розовые, белые, клетчатые платочки. А Федя долго копался в своих карманах, потом даже вывернул их, и на пол посыпались бумажки от жвачек, камешки, детали от игрушечной машины, и, наконец, последним выпал скомканный шариком носовой платок! Выпал, покатился и спрятался за шкаф.

— Смотрите, — сказал один мальчик, — платочек обиделся на Федю и
убежал.

— Да, — улыбнулась воспитательница, — Фединому платочку плохо
живется в кармане со всяким мусором. И тебе, Федя, от этого плохо!
Грязным платком нос вытирать нельзя.

— И рот грязным, скомканным платком закрывать нельзя, — добавила Даша.

— А почему надо закрывать рот платком? — удивился Федя — Потому, когда ты кашляешь или чих­нёшь, у тебя изо рта вылетают микробы. Если не закроешь им путь, они разлетятся в разные стороны, попадут в рот и нос другим детям и все начнут чихать и кашлять, — сказала воспитательница:

— А я вот кашляю и никаких микробов не вижу, — заупрямился Федя.

— Это потому, что микробы маленькие премаленькие; — объяснила воспитательница. — Но я вам сейчас покажу их— И показала картинку, на которой огромный дядя стоял и кашлял, из его открытого рта вы­ летали тысячи

крохотных, злых зверушек микробов.

Федя очень внимательно рассмотрел их. А, придя, домой попросил у мамы чистый носовой платок. И с тех пор у него всегда чистый и аккуратно сложенный платок наводится в чистом кар­мане. А у тебя?

Сколько дел перед сном?

Дело было вечером. Мама сказала Даше и Феде:

— Если вы сегодня быстро уснете и хорошенько выспитесь, мы завтра встанем пораньше и поедем в зоопарк.

— Я сейчас же лягу спать! — закричал Федя.

— Ну, нет, — сказала мама — До сна надо еще сделать пять дел. Вспомните, Надо убрать на место игрушки

— Надо умыться! — добавила Даша.

-Я утром умывался, — возразил Федя. — Я еще чистый. Но Даша одошла к нему и пропела известный всем стишок: « Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

-Правильно! — похвалила мама. — Не умытым нельзя ложиться в постель. Уберите игрушки и пошли в ванную!

А когда они вернулись в комнату, мама сказала:

— Ну, четыре дела сделали. Игрушки убрали, лицо умы, зубы почистили, ноги вымыли.
Осталось последнее. Что? Я лягу и подумаю, — схитрил Федя. Он швырнул правый ботинок на лево, левый направо, стянул рубашку и бросил через голову, да так что она отлетела далеко в угол, а сам быстро за­брался под одеяло и закрыл глаза.

Мама увидела все это и грустно покачала головой — ведь мамы всегда, огорчаются, когда дети плохо себя ведут.

— А я поеду завтра в зоопарк? — шепотом спросила Даша — Ведь я и пятое дело сделала — сло­жила свою одежду.

И правда, две ее туфель стояли возле кровати, платье висело на спинке стула, а на сиденье ле­жали аккуратно сложенные колготки и рубашка.

Ладно, не будем Федю огорчать поедем все вместе, — сказала мама,— Только нам, наверное, при­дется долго ждать, пока он оденется. Пусть ему тогда будет стыдно.

Утром Даша оделась очень быстро, а Федя, полчаса ползал по полу, собирая свои одежки. Чувствовал он себя в этот момент не очень хорошо. И хотя вслух ничего не сказал, но про себя решил: сегодня не ля­гу спать, пока не сделаю все деть дел! И даже шестое сделаю — скажу всем «спокойной ночи!»

А вы, ребята, умываетесь перед сном? Раздеваетесь сами? Аккуратно складываете свои вещи? Не забываете сказать всем «спокойной ночи»?

КОРОЛЕВСТВО СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ

. Было это или не было, а если было, то очень давно. В Королевстве столовых приборов среди всякой посуды жили не тужили ложки, вилки, ножи. А Королевством тем правили король Беспорядок и королева Ленивица. В таком Королевстве, где правит беспорядок, как правило, нет никакого порядка, Поэтому вилки, ножи, ложки расположились на столе как хотели. Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и перепутались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго спорили они и решили идти за советом к тарелке. Подошли и с поклоном обратились: «Ты, тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место занимать на столе:». И, конечно же, умная тарелка дала им совет:

-Вилка, зубцами вверх смотрела.

Вилки, ложки и ножи поблагодарили умную тарелку и разошлись. И с тех пор из Королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица, Там воцарились порядок и уют. Ложки и ножи всегда лежат справа от тарелки, а вилка зубцами вверх слева.

источник

Татьяна Плотникова
Культурно-гигиенические навыки в средней группе

Питание Одевание-раздевание Умывание

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.

Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать умение детей быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Закреплять умения детей правильно размещать свои вещи в шкафу.

Закреплять умения детей аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Закреплять у детей навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.

Закреплять навыки у детей пользоваться личной расческой.

Приучать детей пользоваться своим носовым платком, разворачивая его.

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.

Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Закреплять умение детей пользоваться всеми видами застежек.

Учить детей узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Учить детей замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым.

Закреплять у детей навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.

Приучать детей пользоваться своим носовым платком, разворачивая его.

Учить полоскать рот после приема пищи.

Закреплять умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить детей словесно выражать просьбу о помощи.

Закреплять у детей навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь.

Закреплять умения детей правильно надевать обувь.

Формировать умение у детей правильно вести себя в умывальной комнате: не шу-меть, не толкаться, не разбрызгивать воду.

Учить детей перед умыванием засучивать рукава.

Закреплять навыки у детей мыть руки после пользования туалетом.

Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.

Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости. Приучать детей соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика.

Продолжать приучать детей соблюдать правила поведения в детском саду: вытирать ноги при входе в помещение.

Закреплять умения детей самостоятельно, с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т. д.

Формировать умение у детей правильно вести себя в умывальной комнате: не шу-меть, не толкаться, не разбрызгивать воду.

Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.

Учить детей отворачиваться при кашле или чихании или закрывать рот платком, от других.

Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу.

Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить детей замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.

Совершенствовать умения детей поддерживать порядок в своем шкафу.

Учить детей самостоятельно выворачивать свои вещи налицо.

Закреплять умение у детей пользоваться индивидуальной расческой.

Учить детей отворачиваться при кашле, чихании от других.

Учить детей перед умыванием засучивать рукава.

Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу.

Закреплять умения детей узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Закреплять умения детей наводить и поддерживать порядок в своем шкафчике.

Закреплять навыки у детей поддерживания аккуратного внешнего вида.

Учить детей чистить одежду друг другу от снега с помощью взрослого.

Учить детей отворачиваться при кашле или чихании или закрывать рот платком, от других.

Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.

Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать навыки детей, полученные в течение года, быстро и аккуратно выполнять необходимые действия.

Учить детей шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки, упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, липучки.

Совершенствовать навыки у детей аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок свою одежду.

Учить детей правильно, пользоваться носовым платком: развернуть, освободить нос, поочередно зажимая одну ноздрю, свернуть платок использованной частью внутрь.

Учить детей перед умыванием засучивать рукава.

Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать навыки детей, полученные в течение года, быстро и аккуратно выполнять необходимые действия.

Учить детей шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки, упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, липучки.

Закреплять у детей навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.

Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.

Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу.

Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить детей замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.

Закреплять умения детей наводить и поддерживать порядок в своем шкафчике.

Совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду.

Закреплять умение у детей пользоваться индивидуальной расческой.

Учить детей перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом.

Дидактические игры «Развиваем навыки общения» Как научить детей общаться? Как развивать навыки общения? Как научить детей дружить, бережно относиться друг к другу? Эти вопросы очень.

Консультация для родителей «Формируем культурно-гигиенические навыки» Консультация для родителей «Формируем культурно — гигиенические навыки» Подготовила социальный педагог Елшанская Ю. Г. Для того, чтобы сформировать.

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки у детей» Консультация для родителей Культурно-гигиенические навыки у детей Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку.

План работы кружка в подготовительной группе «Графические навыки» Месяц Неделя Тема Цель Сентябрь 3 неделя 16.09.15 18.09.15 Дождик 1. Выработать навык ориентирования в разлинованной тетради. 2. Учить проводить.

Культурно-гигиенические навыки .

Лепбук «Навыки самообслуживания» Здравствуйте хочу предложить вам работу,которую я использую в работе с родителями. Вместо привычных всем консультаций в уголке для родителей,я.

Лэпбук «Культурно — гигиенические навыки для детей» Лэпбук «Культурно — гигиенические навыки для детей» Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей.

Родительское собрание «Культурно-гигиенические навыки» во второй младшей группе 1. Актуальность Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию.

Проектирование ситуации общения детей с взрослым культурно-гигиенические навыки «Умывалочка» Тема: Культурно-гигиенические навыки «Умывалочка». Ведущая потребность в общении (с взрослыми и сверстниками): Потребность в сотрудничестве.

Вокальные (певческие) навыки Вокальные установки. При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот.

источник

(средний дошкольный возраст)

Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»

(средний дошкольный возраст)

Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать.

Беседа «Каждой вещи — свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнениеи развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умение пользоваться разными видами застежек «Кто правильно и быстро сложит одежду»

(средний дошкольный возраст)

Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком.

Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

(средний дошкольный возраст)

Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом .

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять кровать»

(средний дошкольный возраст)

Закреплять умение есть второе блюдо. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Беседа «Культура поведения во время еды»

(средний дошкольный возраст)

Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.

Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды

(средний дошкольный возраст)

Совершенствовать умения быстро и пра¬вильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках.

Игра-драматизация по произве¬дению А. Барто «Девочка чумазая»

(средний дошкольный возраст)

«Содержание в порядке одежды и обуви»1

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Закреплять умение пришивать оторвавшиеся пуговицы.

Читайте также:  Омега 3 чем полезна

Беседа «Как заботиться о своей одежде».

(средний дошкольный возраст)

Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять кровать»

(средний дошкольный возраст)

Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно

Беседа «Культура еды – серьезное дело»

(средний дошкольный возраст)

Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь

Чтение: М. Зощенко «Глупая история»

(средний дошкольный возраст)

Совершенствовать умения быстро и акку¬ратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посе¬щения туалета и по мере необходимости.

Чтение: Е. Винокуров «Купание детей»

(средний дошкольный возраст)

«Содержание в порядке одежды и обуви»2

Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им. Совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду.

Беседа «Чистота — залог здоровья». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».

(средний дошкольный возраст)

Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку.

Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья.

(средний дошкольный возраст)

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды: держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол

Чтение: О. Григорьев «Варенье».

(средний дошкольный возраст)

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п.

Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам»

(средний дошкольный возраст)

Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела

Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно»

(средний дошкольный возраст)

«Содержание в порядке одежды и обуви»3

Закреплять привычку постоянно следить за своим внешним видом, устранять недостатки. Учить пришивать оторвавшиеся петли.

Показ, напоминание, указания.

Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.

(средний дошкольный возраст)

Совершенствовать умение полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья.

Показ, напоминание, указания.

КГН (средний дошкольный возраст)

«Содержание в порядке одежды и обуви»1

«Содержание в порядке одежды и обуви»2

«Содержание в порядке одежды и обуви»3

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Умывание.
С самого раннего возраста необходимо приучать малыша к соблюдению элементарных гигиенических требований. Проснувшийся малыш, которого несут в ванную комнату, чтобы умыть личико, позже, когда немного подрастет, уже сам побежит умываться и чистить зубки. Самые несложные действия позвольте ему совершить самостоятельно, хвалите за каждое, самое незначительное достижение, и тогда утренний визит в ванную будет вызывать у него только положительные эмоции. Не забудьте объяснить ему, зачем нужны эти ежедневные процедуры.
Если же у Вас возникли проблемы с утренним умыванием, то, надеемся, наши стихи и сказки помогут Вам преодолеть сопротивление маленького неряхи.

Для самых маленьких.
Мы проснулись-потянулись,
Маме нежно улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться нам пора!
Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля! (Девочка-чистюля!)
Целуй меня, мамуля!

Для малышей постарше.
Под утренним небом
Стояла ромашка.
— Умыться мне где бы?
Страдала бедняжка.
А рядом порхал
Голубой мотылек.
Он плач услыхал
И ромашке помог.
Высокую рядом
Нашел он травинку,
Согнул: с нее градом
Скатились росинки.
Росинка упали
На нежный цветочек,
Они умывали
Листок, лепесточек,
И в золотистой
Ее серединке,
Стало так чисто!
Спасибо, росинки!

Сказка про Зайца-грязнулю.
Жил-был в лесу заяц. Все зайцы были как зайцы: летом серые, зимой белые. А этот и зимой и летом был одним цветом. И цвет этот был ни белый, ни серый, а просто грязный, потому что заяц никогда не умывался.
Шел как-то он по тропинке, а навстречу ему лиса.
— Ты кто? – спрашивает лиса.
— Заяц, — ответил заяц.
— Не может быть, — замотала головой лиса. – Я никогда таких зайцев не видела, таких страшных не бывает! Может быть ты еж?
— Почему? – удивился заяц.
— Потому что на тебе солома старая, шелуха от шишек и шерсть вся свалялась, на иголки стала похожа.
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по земле, стряхнул старую солому и шелуху от шишек и пошел дальше. А навстречу ему волк.
— Ты кто? – спрашивает волк.
— Заяц, — ответил заяц.
— Не может быть, — сел на задние лапы волк. – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты крот?
— Почему крот? – удивился заяц.
— Потому что ты весь в земле, вон какой черный!
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по траве, стряхнул землю и пошел дальше. А навстречу ему медведь.
— Ты кто? – спрашивает медведь.
— Заяц, — ответил заяц.
— Не может быть, — замотала головой медведь. – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты лягушка?
— Почему? – удивился заяц.
— Потому что весь зеленый!
Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет.
— Ну и что, зато не съели, — подумал он и пошел дальше. Видит, на поляне играют зайцы.
— Привет, — закричал заяц, выскочив на опушку. – Возьмите меня к себе поиграть.
— А ты кто? – хором спросили зайцы.
— Как кто? Заяц!
— Не может быть, — сказал один из игравших на поляне зайчиков. – Ты на нас совсем не похож.
— Как не похож? – расстроился грязный заяц. – Разве я не такой же, как вы?
— Нет! – хором прокричали зайцы. – Вот пойдем к речке, посмотрим в воду, отражения сравним.
И поскакали они все к речке. Сели чистые зайцы рядком, а грязный заяц в самом конце пристроился. Наклонились они над водой, а там…
Все зайцы, как зайцы – серые, а рядом с ними кто–то такой страшный. Закричал грязный заяц от страха и свалился в воду. Поплавал-поплавал, понырял, да и выпрыгнул на берег.
— Ой, — закричали зайцы. – И правда, ты заяц!
Он осторожно вернулся к реке и посмотрел на свое отражение.
— Какой я красивый, оказывается, — удивился заяц и пошел играть к своим новым друзьям. С того дня он каждое утро бегал вместе со всеми к речке умываться.

Чистим зубки
Особое внимание следует уделять обучению малыша навыкам чистки зубов. Ухаживать за первыми зубками следует с того момента, как в ротике ребенка появится первый белоснежный красавец. Первые зубки Вы можете чистить при помощи специальной силиконовой щеточки, которая одевается на палец. В 1-1,5 года можно уже начинать приучать малыша к самостоятельной чистке зубов. Он должен привыкнуть к тому, что зубки необходимо чистить 2 раза в день: утром и вечером. Сначала он воспримет это, как интересную игру, а позже это станет привычным ритуалом. Ваша задача: сформировать привычку и объяснить необходимость этой гигиенической процедуры.

Для самых маленьких
Снует зубная щетка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход
По зубам она идет,
Вверх и вниз, туда-обратно.
Счистим мы налет и пятна.
Чтобы зубки не болели,
Чтоб как зимний снег белели

Сказка про медвежонка.
Жил-был медвежонок. Он ужасно не любил чистить зубки.
— Зубы надо обязательно чистить 2 раза в день: утром и вечером, — говорила ему мама.
Но Мишка ее не слушал.
— Не будешь чистить зубы, они заболят, — сердился папа.
Но Мишка и его не стал слушать.
Подумаешь, — решил глупый медвежонок, — Какая разница, чищу я зубы или нет! Не могут они от этого заболеть.
Однажды он сидел на кухне и грыз яблоко. Вдруг ему стало больно-пребольно.
— Неужели, зуб заболел? – удивился медвежонок. – Ну и что! Это потому что яблоко очень твердое. Буду есть мед. Он мягкий, и от него-то уж точно зубы болеть не будут.
И он взял бочонок с медом. Но и от меда зубы болеть не перестали. Медвежонок расстроился и пошел к друзьям за советом.

Медвежата весело играли на лесной опушке.
— Мишка, привет! – закричали они. – А почему ты такой грустный?
— Зубы болят, — печально сказал медвежонок.
— Наверное, ты забывал их чистить? – предположили друзья.
— А вы что, каждый день чистите? – удивился медвежонок.
— А как же, — наперебой закричали медвежата. – Не просто каждый день, а утром и вечером. Разве родители тебе не говорили, что если за зубками не ухаживать, то они будут болеть?
— Говорили, — загрустил медвежонок. – Только я их не слушался.
Он побежал к маме-медведице и прямо с порога закричал:
— Мама, мама! Где моя зубная щетка, давай ее скорее сюда!
С тех пор медвежонок никогда не забывал чистить зубы.

Сказка про больные зубки.
Жили-были зубки. Жили они, не тужили во рту у мальчика Ванечки. Сначала они жили хорошо, были они белые, красивые и здоровые. Только очень не долго они радовались. Плохой им хозяин достался, просто неряха. Он их почти совсем не чистил. Ванечка вообще очень не любил умываться. Грустили зубки и обижались на Ванечку. Печальная жизнь у них настала, и заболели они от расстройства.
— Мы слышали, — сказали передние зубы, — что если хозяин зубы не чистит, то они могут обидеться и уйти от него совсем.
— Как так? – не поверил Ванечка. – Куда уйти? А как же я конфеты есть буду? А яблоки как грызть? Не может быть!
И он побежал к старой мудрой бабушке. Бабушка была старенькая и много всего знала.
— Бабуля, — спросил Ванечка, — а правда, что зубки могут обидеться и уйти?
— Конечно правда, — сказала бабушка. – Зубки всегда обижаются, если их не чистят. Они начинают болеть и выпадать.
— Выпадать? – удивился Ванечка. – Это как?
— А так: выпрыгивают изо рта и убегают искать другого хозяина.
Задумался Ванечка, а потом и спрашивает:
— Бабуля, а как же я? Я ведь не могу без зубов!
— Тогда тебе надо с ними помириться.
— Да, — закричали зубки, — давай мириться, давай. Почисти нас и мы не будем больше на тебя обижаться. Только не забывай, мы любим мыться утром и вечером.
— Хорошо, — обрадовался Ванечка.
С тех пор они больше не ссорились и жили дружно.

Про Витю-грязнулю
В одном городе, в высоком красивом доме жил да был мальчик Витя. Он был почти совсем взрослый и ходил в детский сад. Витя уже умел считать до пяти и знал букву «А». В общем, очень хороший и умный мальчик. Он всегда слушался маму, убирал игрушки на место, хорошо кушал и не залезал в лужи, чтобы не промочить ножки и не простудиться. И только одно важное дело было Вите не по душе – не любил он умываться.
Как только утром мама его будила, он закрывался в ванной, включал воду и сидел на бортике. Потом выходил и радостно говорил:
— Я умылся и почистил зубки!
Витины руки становились все грязнее, а лицо все более чумазым. Однажды он как обычно закрылся в ванной и повернул краники, но вода почему-то не пошла. Витя очень удивился и постучал по крану.
— Эй, — раздалось вдруг оттуда. – Чего гремишь, не видишь – я застрял. Погоди, сейчас вылезу.
Витя ужасно удивился и заглянул в дырочку. Но там было темно, и он ничего не увидел.
— Ты кто? – осторожно спросил Витя.
Но в кране что-то шуршало, бормотало и шкрябало. Никто ему не ответил. Наконец, показались крохотные черные ботиночки.
— Ой, — наклонился Витя поближе, чтобы разглядеть это чудо. – Ты что, гном?
Из крана уже торчали две крохотные ножки, потом появилась курточка, а потом что-то спрыгнуло на дно раковины.
— Привет! – пискнуло это что-то. – Я не гном. Я – Немытик.
— Кто? – удивился Витя.
— Ты что, глухой? Я Немытик! Меня так зовут. Мы с тобой братья.
— Да? – с сомнением протянул Витя, разглядывая черного человечка. – Но мы же совсем непохожи.
— Как это «непохожи»! – воскликнул Немытик. – Ты в зеркало посмотри!
Витя глянул в зеркало и едва не закричал от страха. На него смотрел мальчик с черным лицом и черными зубами. Он посмотрел на свои руки: они тоже были абсолютно черными.
— Что со мной случилось? – дрожащим голосом спросил Витя.
— Да ничего особенного. Ты же мылся и не чистил зубы, как и я, вот и почернел! – весело ответил человечек. – Ну-ка, вынь меня отсюда! Мы теперь должны друг другу помогать, потому что никто не любит таких грязных, и никто не хочет с нами дружить.
— Не правда! – ответил Витя. – Меня мама любит. А в садике у меня много друзей.
Он выскочил из ванной и прибежал на кухню.
— Ой, — испугалась мама. – Кто это?
— Это я, Витя!
— Нет! – замахала руками мама. – Не может быть! Мой Витенька чистенький, у него розовые щечки, чистенькие ушки и беленькие зубки. А ты какой-то грязный и страшный. Уходи!
Витя испугался и побежал в садик. Как только он вошел в группу, все сразу закричали:
— Смотрите, новенький! Какой ужасный, грязный! Ты что, не умеешь мыться и чистить зубы? Фу, уходи отсюда! Мы не будем с тобой играть!
Витя заплакал и вернулся домой. На пороге его встретил Немытик:
— Ну, что я тебе говорил? Меня тоже отовсюду выгнали, никто меня не любит!
— А что же теперь делать? – захныкал Витя. – Почему так случилось?
— Потому что мы с тобой не умывались и не чистили утром и вечером зубы. Далеко-далеко, за черным лесом, за черным озером, на черной горе живет в своем черном замке злая колдунья Грязильда. Она мечтает о том, чтобы весь мир стал черным. У нее есть слуги – черные вороны. Они летают по свету и ищут мальчиков и девочек, которые не любят умываться и чистить зубы. Как только ворон видит неумытого ребенка, он громко каркает. Грязильда тут же заколдовывает этого неопрятного малыша, и его перестают любить. Никто не узнает его, и он теряет своих друзей.
— Что же нам теперь делать? – всхлипнул Витя.
— Надо победить Грязильду и разрушить колдовские чары.
— Но она же колдунья! Я не умею драться с колдуньями, — расстроился Витя.
— Я тебе помогу, — ответил Немытик. – Я все узнал. В старинной книге я прочитал, как ее можно победить. Бери мыло, зубную щетку, полотенце и отправляемся в путь.
— А зачем мыло, щетку и полотенце брать? – удивился Витя.
— Это нужно для нашего волшебства, — ответил Немытик.
Витя взял мешочек, сложил туда все необходимые вещи, добавил еще шоколадку, чтобы подкрепиться в дороге, и они отправились в царство Грязильды.
Много дней и ночей шли они по зеленым лесам, цветистым лугам, мимо голубых озер и прозрачных рек, и, наконец, подошли к краю черного леса. Желтая песчаная дорога скрывалась в черной чаще.
Корявые черные деревья с кривыми сучьями перегородили путь. Ни одного зверя, ни одной птицы не было в этом лесу. Он был страшным и молчаливым.
— Я боюсь, — честно сказал Витя. – Там так темно! Мы можем заблудиться. Даже дорога, по которой мы шли, в этом лесу стала черной. Мы можем потерять ее в темноте!
— Сначала надо сделать то, о чем я вычитал в книге! – ответил Немытик. – Нам нельзя в этот лес заходить. Еще никто никогда из него не выходил живым! Делай как я, повторяй все за мной!
Немытик достал из кармана крохотную зубную щетку, мыло, полотенце, взял их в руки и произнес:
Рузильда, брузильда!
Исчезни Грязильда!
Щетка и мыло,
Чтоб чисто все было!
Лейся вода!
Грязильде беда!
Витя слово в слово повторил заклинание вслед за Немытиком. Как только они замолчали, с неба хлынул волшебный дождь. Капли улыбались бегали друг за другом, кружились хороводом и прыгали с ветки на ветку.
— Лейся вода! Грязильде беда! – пели они, приплясывая вокруг Вити и Немытика.
Раздался гром и на черный лес посыпались тысячи маленьких капелек с крошечными щеточками в руках. Они мыли корявые черные ветки, шершавые стволы и почерневшую от грязи дорогу.
Внезапно дождь закончился и Витя увидел, как на небе появилась яркая радуга, а деревья в черном лесу распрямились, покрылись свежей зеленой листвой и зашумели на теплом летнем ветру. У их корней расцвели нежные цветы, и пробилась чистенькая изумрудная травка. В глубине леса зачирикали птицы. Лес больше не был черным.
— Ура! – обрадовался Витя. – Мы победили Грязильду.
— Нет, — покачал головой Немытик. – У нас впереди еще очень много дел. Мы только отняли у нее часть ее волшебной силы.
И они побежали по умытой желтой дороге через приветливо шумевший лес. Долго бежали они по лесу, и, наконец, вышли к черному озеру. У другого берега виднелась маленькая черная лодка.
— Как же нам переправиться на тот берег? – спросил Немытика Витя. – Плыть через черное озеро я боюсь. Вон какая вода страшная. Вдруг там чудище какое-нибудь живет?
Но в этом озере никто не жил. Даже лягушки и головастики избегали его.
Немытик снова достал из кармана крохотную зубную щетку, мыло, полотенце, взял их в руки и произнес:
Рузильда, брузильда!
Исчезни Грязильда!
Щетка и мыло,
Чтоб чисто все было!
Лейся вода!
Грязильде беда!
Витя слово в слово повторил заклинание вслед за Немытиком. Вдруг, откуда ни возьмись появилась серебряная река. Она лилась в черное озеро прямо из воздуха. А с другой стороны потекла из озера черная река. Она текла почему-то вверх и исчезала, превращаясь в белые облака.
— Лейся вода! Грязильде беда! – журчали прозрачные струи. Озеро становилось все чище и чище. Наконец, оно стало прозрачным, на дне можно было увидеть разноцветных рыбок, у берега расцвели желтые кувшинки, заквакали лягушки, затрещали крылышками стрекозы. Черная лодка, умытая волшебной рекой, оказалась светленькой и чистенькой. Рыбки и лягушки впряглись в длинную веревочку, свисавшую с бортика, и притащили лодку к Вите и Немытику.
— А теперь мы победили? – спросил Витя.
— Нет еще, — ответил Немытик. – Самое сложное еще впереди.
Они переправились на другой берег и пошли к черной горе, видневшейся далеко впереди. Они шли и шли, а гора все никак не приближалась. Наконец, через три дня они подошли к ее подножью. Гора оказалась огромной. Ее черная вершина скрывалась высоко в черных облаках.
— Теперь нам надо вымыть гору, — сказал Витя. – Давай, говори свое заклинание!
— Нет, — грустно сказал Немытик. – Гору нельзя вымыть. Нам надо подняться по ней и попасть в замок к Грязильде.
— Но она такая высокая, как же мы поднимемся? – удивился Витя.
Немытик взял Витино полотенце, расстелил на траве и прошептал:
Шум-бурум-барабах!
Эни-вени-тарабах!
Ты ковер-самолет!
Отправляйся в полет!
Через два дня пути
Нас у замка опусти!
Полотенце взмыло над землей, сделало круг над поляной и покорно улеглось у ног отважных путешественников. Витя и Немытик взялись за руки, ступили на волшебное полотенце, осторожно уселись, и оно немедленно отправилось в путь.
— Запомни, Витя! – сказал Немытик. – Слуги Грязильды будут нам мешать. Чтобы они ничего не смогли нам сделать, надо повторять магическое заклинание:
— Ручки в мыле
Чисто мыли!
Паста, щетка,
Чистят четко!
Зубки белы,
Ярче мела!
Моем уши
Мы под душем!
— Запомнил! – сдвинул брови Витя и приготовился к атаке врагов. Чем выше они поднимались, тем сильнее становился ветер. Он толкался, выл и пытался скинуть Витю и Немытика на землю. Но они, крепко зажмурившись, бормотали спасительное заклинание. Ветер ничего не смог с ними сделать и отступил.
Чем ближе они подлетали к вершине, тем яснее становилось, что над ними не тучи, а что-то другое.
— Это же вороны! – испуганно крикнул Витя. Он спрятал маленького Немытика в карман, чтобы его не съели злые слуги коварной Грязильды.
Воронья туча каркала и набрасывалась на съежившегося Витю, но он только громче твердил волшебное заклинание. И вороны отступили.
Наконец полотенце приземлилось во дворе перед замком Грязильды.
Двор был грязным и пыльным. Черная дверь на ржавых петлях со скрипом отворилась и на пороге появилась грязная-прегрязная, черная-пречерная старуха.
— Зачем пожаловали, грязнули? – громовым голосом спросила она.
— Мы не хотим больше быть грязнулями! – смело сказал Витя.
— Мы хотим умываться по утрам и чистить зубы! – добавил Немытик.
— Мы хотим, что бы нас опять все полюбили! – крикнул Витя.
— Мы хотим, чтобы все дети знали, что надо быть чистыми! – подпрыгнул Немытик.
— Ха-ха-ха! – расхохоталась Грязильда зловещим смехом. – Меня нельзя победить!
— А вот и можно! – Намытик достал толстый бумажный свиток, украшенный волшебной печатью и произнес:
Шум-бурум-баравай!
Ну-ка, дождик, умывай
Гору, замок и крыльцо!
Лей Грязильде на лицо!
Пропади чернота!
Вернись чистота!
Шум-бурум-баравай!
Все вокруг умывай!
Тут хлынул голубой волшебный ливень. Он был такой сильный, что даже черные вороны от ударов его струй попадали на землю и расползлись в разные стороны. Крупные капли падали на Грязильду, и она становилась все меньше и меньше. Злая колдунья таяла, словно пломбир на солнышке. Сначала она стала меньше кошки, потом меньше мышки, а потом и вовсе исчезла.
— Ура! – закричали Витя и Немытик, которых ливень тоже отмыл, и теперь они сияли розовыми щечками и белыми зубками. Немытик оказался обычным мальчиком, только очень маленьким. Он был из страны Крохляндии, в которой все жители были чуть крупнее хлебного сухарика. Он тоже, как и Витя, хотел вернуться домой к маме.
Ливень вымыл и черную гору, на склонах которой тут же появилась ярко-зеленая травка. Черный замок Грязильды рассыпался и превратился в горку маленьких льдинок, которые тут же растопило жаркое солнышко.
Волшебное полотенце подхватило двух чистеньких мальчиков и в одно мгновение перенесло в Витину квартиру.
— Витенька, — всплеснула руками мама. – Где ты был, я так по тебе соскучилась!
— Мама, я только что с улицы, — сказал Витя. – Мне надо помыть руки. А еще почистить зубы, потому что утром я забыл их почистить. Но обещаю тебе, что это в последний раз. Теперь я всегда буду умываться по утрам и чистить зубы, а иначе Грязильда опять построит свой замок и будет пачкать весь мир.
— Ты одолжишь мне свое летающее полотенце? – спросил Немытик. – Я тоже хочу вернуться к своей маме.
— Конечно, — радостно ответил Витя. – Бери! А ты теперь тоже всегда будешь умываться?
— Обязательно буду! – ответил Немытик, запрыгнул на полотенце и вылетел в окошко.
На следующий день полотенце вернулось, а Витя с Немытиком больше никогда не встречались, потому что они никогда больше не нарушали свое обещание умываться, и им не надо было сражаться с Грязильдой.

Читайте также:  Полезные свойства яиц куриных сырых

источник

Автор: Алексеева Марина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С №1 «Ромашка» МР Учалинский район РБ
Населённый пункт: РБ г Учалы
Наименование материала: Разработка картотеки по КГН в раннем возрасте
Тема: Картотека культурно — гигиенических навыков
Дата публикации: 21.09.2016
Раздел: дошкольное образование

В группе раннего возраста

Навык — автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате

многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а

складывается в результате многократных повторов.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь?

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки(прием пищи, умывание, мытьё рук, пользование горшком и т.п.); Навыки культуры

поведения (Формирования положительного отношения к окружающим взрослым и детям); Навыки элементарного самообслуживания (посильная

Формирование культурно-гигиенических навыков

Культурно гигиенические навыки – важная основная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела,

одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу. Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенца для лица и рук, полотенца для тела, полотенца для ног, банная простынка, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щетка для мытья ногтей, мочалка для тела.
Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
 Мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;  Умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;  Принимать ежедневный гигиенический душ перед ночным сном, а летом – и перед дневным сном;  Мытья с мылом и мочалкой(через два дня на третий);  Подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;  Полоскать рот после приема пищи(с двух лет);  Пользоваться зубной щеткой (с двух лет);  Пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке(самостоятельно с двух с половиной лет);  Пользоваться расческой, стоя перед зеркалом(с полутора-двух лет);  Ухаживать за ногтями с помощью щетки(с двух с половиной лет);
 Не брать пищу грязными руками(под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);  Мыть руки перед сном; Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра. Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя времени на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.
Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:
 Разместите крючок ля полотенца на уровне роста(но не глаз!) ребенка;  Поставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;  Прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за неё обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;  Положите в ванной коврик, чтобы ребенок не поскользнулся. Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных особенностей, размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенца и пеленка на нём должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскании рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а её размер должен соответствовать его руке. Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года, ребенок способен находить своё полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный орнамент(рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т.д.) Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.
Учим умываться
 Завернуть рукава одежды ребенка;  Проверить температуру воды;  Намылить ладони малыша до образования пены, потереть или друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки(дочки)» и т.д.  Смыть мыло под струёй воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям  Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.  Еще раз обмыть водой руки ребенка.
 Закрыть воду.  Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.  Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.  Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!» При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка( «Это водичка. Вот какая бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой,ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!») Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности. Очень важно, начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки, его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа, трещинки и т.д.
Учим пользоваться полотенцем
 Снять полотенце с крючка.  Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.  Ровно держа полотенца посередине, поднести его к лицу, прижимая касаться каждой части лица.  Насухо вытерев лицо, освоить одну руку из-под полотенца и вытирать её движениями руки, спрятанной под ним.  Вытереть вторую руку Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайки, мишки, спросить: «Какие теперь ручки?» Ответить: «Сухие, чистые!» Затем прочитать потешку «Мальчик-пальчик». Мальчик-пальчик, , Где ты был? С этим братцем в лес ходил С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.
Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.
Учим пользоваться носовым платком
 Знать назначение носового платка, не использовать как предмет игры.  Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению  Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п.  Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать(в случае необходимости обращаться за помощью).  Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман  Обращать внимание на чистоту носового платка
Учим пользоваться расческой
 Знать свою расческу и место, где она лежит  Показать функциональное назначение расчески и формировать навык её использования  Учить спокойно относиться к процедуре расчесывания, повторять её по мере надобности (после сна, прогулки, пользования головным убором и т.п.)  Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания(«Я сам!»)  Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.  Исключить возможность пользования чужой расческой
Учим пользоваться зеркалом
 Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение(причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т.д.)  Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.

Цель КГН (умывание): Приучать детей следить за своим внешним видом.

Напомнить им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать приучать

аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания,

вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во

Алгоритм содержания работы по КГН (Умывание) в течение дня.
Режимный момент Содержание Время Утро Обед Полдник Ужин  Использование художественного слова  Умывание перед завтраком.  Индивидуальная работа  Использование художественного слова  Беседы  Умывание перед обедом  Умывание после обеда  Умывание после сна  Использование художественного слова (потешки, беседы)  Беседы  Умывание перед ужином  Умывание после ужина 7,00-8,00 8,15-8,25; 10,00-10,10 11,45-12,00 12,00-12,10 12,40-12,50 15,10-15,20 16,50-17,00 16,50-17,00 17,30-17,40

Читайте также:  Болгарского перца полезные свойства и противопоказания

Сентябрь
Виды организационной деятельности по КГН / Развернутое содержание работы Период Название мероприятия Формы работы
Формировать у детей умение знать и находить

свои картинки, символизирующие место его вещей,

подворачивать рукава одежды перед умыванием и

мытьем рук с помощью взрослого.

Познакомить детей с предметами личной гигиены

(мыло полотенце, расческа, носовой платок).

Соблюдать последовательность действий при

мытье рук и самостоятельно мыть руки, прибегая

к помощи взрослого в отдельных действиях,

вызывающих затруднение. Знать свое полотенце и

пользоваться им. Замечать грязные руки и мыть

их. Прививать интерес детей к умыванию,

используя художественное слово
1.09.12- 30.09.12 Дидактическая игра «Моем куклу Машу» Показ, объяснение, образец взрослого, словесные указания, помощь взрослых. Индивидуальная работа с детьми: 1) закатать рукава; 2) смочить руки 3) взять мыло, намылить до появления пены; 4) мыть руки; 5) смыть мыло 6) умыть лицо 7) сухо вытереть лиц, руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку
Октябрь

Виды организационной деятельности по КГН / Развернутое содержание работы Период Название мероприятия Формы работы
Приучать детей следить за чистотой

своих рук и мыть их при необходимости,

приучать подставлять руки под струю

воды, делать круговые движения

Воспитывать желания всегда быть

аккуратным и опрятным, приучать

снимать одежду в определенной

последовательности, вешать на стул.

Приучать детей помогать в уборке

игрушек. Продолжать прививать интерес

детей к умыванию, используя

художественное слово.
1.10.12- 31.10.12 Дидактическая игра «Умывалочка» Словесные указания, обьяснения, упражнения, похвала, пример взрослых, совместная деятельность. Индивидуальная работа с детьми: 1) закатать рукава; 2) смочить руки 3) взять мыло, намылить до появления пены; 4) мыть руки; 5) смыть мыло 6) умыть лицо 7) сухо вытереть лиц, руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку
Ноябрь
Виды организационной деятельности по КГН / Развернутое содержание работы Период Название мероприятия Формы работы Формировать у детей умение и желание всегда быть аккуратным и опрятным. Продолжать 1.11.12- 30.11.12 Чтение сказки С.Маршака «Мойдодыр» Пример взрослого, похвала, словесные указания, совместная
приучать детей правильно пользоваться предметами личной гигиены (мыло, полотенце, расческа, носовой платок). Приучать примечать неполадки в одежде с помощью взрослого устранять их. Продолжать формировать у детей умение следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, приучать подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. деятельность, Индивидуальная работа с детьми: 1) закатать рукава; 2) смочить руки 3) взять мыло, намылить до появления пены; 4) мыть руки; 5) смыть мыло 6) умыть лицо 7) сухо вытереть лиц, руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку
Декабрь
Виды организационной деятельности по КГН / Развернутое содержание работы Период Название мероприятия Формы работы Формировать у детей умение самостоятельно брать мыло, смочив его, намыливать руки, приучать пользоваться носовым платком. Приучать детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, продолжать 1.12.12- 31.12.12 Чтение В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо» Словесные указания, помощь взрослых, похвала, показ, рассказ, игровые упражнения, Индивидуальная работа с детьми: 1)
приучать детей подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Формировать навык аккуратного умывания, правильно пользоваться полотенцем. Продолжать прививать детям интерес к умыванию, используя художественное слово. закатать рукава; 2) смочить руки 3) взять мыло, намылить до появления пены; 4) мыть руки; 5) смыть мыло 6) умыть лицо 7) сухо вытереть лиц, руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку
Январь
Виды организационной деятельности по КГН / Развернутое содержание работы Период Название мероприятия Формы работы Формировать у детей умение отжимать воду от рук (кулачки), не капать на пол, пользоваться своим полотенцем, своевременно пользоваться туалетом. Приучать детей вежливо выражать свою просьбу, пользоваться словами «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините». Продолжать приучать детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости. 14.01.13- 31.01.13 Рассказывание историй про Машу и Мишу «Как Маша и Миша учились мыть руки» Поощрение, упражнение, напоминание, словесные указания, похвала, показ, помощь, одобрение, Индивидуальная работа с детьми: 1) закатать рукава; 2) смочить руки 3) взять мыло, намылить до появления пены;
Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. 4) мыть руки; 5) смыть мыло 6) умыть лицо 7) сухо вытереть лиц, руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку
Февраль
Виды организационной деятельности по КГН / Развернутое содержание работы Период Название мероприятия Формы работы Формировать у детей представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты, совершенствовать навык мытья рук, самостоятельно подворачивать рукава и опускать после мытья. Формировать навык аккуратного умывания, правильно пользоваться полотенцем. Продолжать прививать интерес детей к умыванию, используя художественное слово. 1.02.13- 28.02.13 Занятие на тему «Водичка, водичка…» Показ, помощь, пример воспитателя, словесное указание, похвала, пример других детей, просьбы, поощрения. Индивидуальная работа с детьми: 1) закатать рукава; 2) смочить руки 3) взять мыло, намылить до появления пены; 4) мыть руки; 5) смыть мыло 6) умыть лицо 7) сухо вытереть
лиц, руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку
Март
Виды организационной деятельности по КГН / Развернутое содержание работы Период Название мероприятия Формы работы Приучать детей самостоятельно пользоваться развернутым полотенцем в процессе умывания. Закреплять у детей знания о предметах личной гигиены, названий одежды, приучать детей поддерживать порядок в своих вещах и группе, закреплять навыки одевания и раздевания, соблюдать последовательность. Продолжать приучать детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости. 1.03.13- 31.03.13 Чтение Н.Найденова «Наши полотенца» Показ, похвала, словесные указания, игровые упражнения, поручения, одобрения, пример других детей. Индивидуальная работа с детьми: 1) закатать рукава; 2) смочить руки 3) взять мыло, намылить до появления пены; 4) мыть руки; 5) смыть мыло 6) умыть лицо 7) сухо вытереть лиц, руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку

Апрель
Виды организационной деятельности по КГН / Развернутое содержание работы Период Название мероприятия Формы работы Формировать у детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользоваться полотенцем, носовым платком. Приучать детей помогать друг другу, продолжать закреплять навыки личной гигиены. Продолжать формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты. Совершенствовать навык самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания. 1.04.13- 30.04.13 Чтение Е.Благининой «Девочка чумазая» Поручения, напоминания, показ, похвала, просьбы, Индивидуальная работа с детьми: 1) закатать рукава; 2) смочить руки 3) взять мыло, намылить до появления пены; 4) мыть руки; 5) смыть мыло 6) умыть лицо 7) сухо вытереть лиц, руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку

Май
Виды организационной деятельности по КГН / Развернутое содержание работы Период Название мероприятия Формы работы Совершенствовать навык умывания, мытья рук. Приучать детей быть последовательными в умывании и мытье рук. Продолжать развивать самостоятельность в соблюдении навыков умывания. Поощрять у детей желание убирать вещи личной гигиены на места и поддерживать порядок во всём. 6.05.13- 31.05.13 Различные игры на закрепление на закрепление навыков самообслуживания и культурной гигиены Режимные процессы, напоминание, контроль, похвала, поощрение, помощь, словесные указания, упражнения. Индивидуальная работа с детьми: 1) закатать рукава; 2) смочить руки 3) взять мыло, намылить до появления пены; 4) мыть руки; 5) смыть мыло 6) умыть лицо 7) сухо вытереть лиц, руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку

Мытьё рук перед завтраком.

Потешка:
Мышка плохо лапки мыла, Лишь водичкою смочила. Мыло мылить не старалась – И на лапках грязь осталась.
2.

Потешка:
Так что дети, постарайтесь, Чаще с мылом умывайтесь! Надо теплою водою Руки мыть перед едою!
3.

Побудка:
Вместе с солнышком встаем, Вместе с птицами поём, С добрым утром, ясным днем
1.

Мытьё рук перед завтраком.

Потешка:
Знаем, знаем – да-да-да, Где тут прячется вода? Выходи, водица, Мы пришли умыться!
2.

Потешка:
Закатаем рукава, Откроем кран-вода. Моем глазки, моем щечки, Моем ушки и ладошки Ах какие ладошки – чистые ладошки
3.

Побудка:
Потягушечки, потягушечки. На Ваню растушечки,
Вот как славно мы живём!
Общеразвивающие упражнения:
 Руки вверх подняли, потянулись  Сесть и лечь обратно  «Езда на велосипеде»  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытье рук перед ужином
На кошку ленушечки
Общеразвивающие упражнения:
 Голову повернуть вправо, влево  Поднять ноги вместе, согнуть в коленях и вытянуть  Повернуться сбоку набок, потянуться  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытьё рук перед завтраком.

Потешка:
Водичка, водичка умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
2.

Потешка:
Эх, водичка, добрый друг, Грязь смывай с лица и рук. Чистоту подаришь нам, Взрослым всем и малышам.
3.

Побудка:
Вот проснулся петушок! Встала курочка, Поднимайся, мой дружок, Встань мой Димочка!
Общеразвивающие упражнения:
 Руки в стороны, потянулись  С боку на бок повернулись
1.

Мытьё рук перед завтраком.

Потешка:
Ай, лады, лады, лады Не боимся мы воды Чисто умываемся, Маме улыбаемся
2.

Потешка:
От водички, до водицы, Все улыбками искрится! От водички до водицы Веселей цветы и птицы
3.

Побудка:
Потягушечка,потянись, Поскорей, скорей проснись День настал давным давно, Он стучит в твоё окно.
Общеразвивающие упражнения:
 Лежа потянулись, руки над головой.  Поднятие прямых ног по очереди.  «Езда на велосипеде»
 Поднять правую ногу, опустить(с левой ногой так же)  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытье рук перед ужином
 Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытьё рук перед завтраком.

Потешка:
Мыло душистое, белое, мылкое, Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою, Если б грязнуля вспомнил про мыло, Мыло его, наконец, бы умыло
2.

Потешка:
Знаем, знаем – да-да-да, Где тут прячется вода? Выходи, водица, Мы пришли умыться!
3.

Побудка:
Потягушечки, потягушечки. Поперек толстушки, А в ногах – ходушки, А в роток – говорок, А в голову — разумок
Общеразвивающие упражнения:
 Руки в стороны, потянулись.  Сбоку на бок повернулись  Сели-легли  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытьё рук перед завтраком.

Потешка:
Лейся, лейся на ладошку По-нем-ножку. Лейся, лейся, лейся По-сме-лей! Катя умывайся веселей
2.

Потешка:
Водичка, водичка, Умой Лёшино личико, Чтобы глазки глядели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок
3.

Побудка:
Вместе с солнышком встаем, Вместе с птицами поём. С добрым утром, ясным днем, Вот как славно мы живём
Общеразвивающие упражнения:
 Руки вверх подняли, потянулись  Сесть и лечь обратно  С боку на бок повернулись  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытьё рук перед завтраком.

Потешка:
Чище мойся, воды не бойся! Кран откройся, воды не бойся! Мойтесь сразу оба глаза Мойтесь уши, мойтесь шейка, хорошенько!
2.

Потешка:
Руки мыли? Мыли. Ушки мыли? Мыли. Щечки мыли? Мыли. Все помыли? Ничего не забыли?
3.

Побудка:
Потягушечки, потягушечки. На Ваню растушечки, На кошку ленушечки
Общеразвивающие упражнения:
 Голову повернуть вправо, влево  Поднять обе ноги вместе, согнуть в коленях и вытянуть  Повернуться с боку на бок  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытьё рук перед завтраком.

Загадка:
Много можно умываться, Я умею проливаться, В кране я живу всегда. Ну, конечно, я … (вода)
2.

Стихотворение:
Надо чаще умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам, стыд и срам.
3.

Побудка:
Вот проснулся петушок, Встала курочка. Поднимайся, мой дружок, Встань, мой Димочка!
Общеразвивающие упражнения:
 Руки в стороны, потянулись.  Сбоку на бок повернулись  Поднять правую ногу, опустить(то же левой)  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытьё рук перед завтраком.

Потешка:
Знаем, знаем – да-да-да, Где тут прячется вода? Выходи, водица, Мы пришли умыться!
2.

Потешка:
Эй, водичка, добрый друг, Грязь смывай с лица и рук. Чистоту подаришь нам, Взрослым всем и малышам.
3.

Побудка:
Потягушечка,потянись, Поскорей, скорей проснись День настал давным давно, Он стучит в твоё окно
Общеразвивающие упражнения:
 Лежа потянуться, руки над головой прямые  Поднимание прямых ног поочереди  «Езда на велосипеде»  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытьё рук перед завтраком.

Потешка:
Закатаем рукава, Откроем кран-вода. Моем глазки, моем щечки, Моем ушки и ладошки
1.

Мытьё рук перед завтраком.

Потешка:
Нужно мыться, непременно, Утром, вечером и днём, Перед каждою едою, После сна и перед сном.
Ах какие ладошки – чистые ладошки
2.

Потешка:
От водички, до водицы, Все улыбками искрится! От водички до водицы Веселей цветы и птицы
3.

Побудка:
Потягушечки, потягушечки. Поперек толстушки, А в ногах – ходушки, А в роток – говорок, а в голову — разумок
Общеразвивающие упражнения:
 Руки в стороны, потянулись.  С боку на бок повернулись  Сели-легли  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна
5.
Мытье рук перед ужином

Потешка:
Таня, Машенька и Женька Мойте руки хорошенько. Не жалейте мыла, Я уж стол накрыла
3.

Побудка:
Вместе с солнышком встаем, Вместе с птицами поём, С добрым утром, ясным днем Вот как славно мы живём!
Общеразвивающие упражнения:
 Руки вверх подняли, потянулись  Сесть и лечь обратно  «Езда на велосипеде»  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытьё рук перед завтраком.

Поговорка:
Руки мой перед едой, Грязные руки грозят бедой.
2.

Потешка:
Теплою водою Ручки чисто мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру.
3.

Побудка:
Потягушечки, потягушечки.
1.

Мытьё рук перед завтраком.

Стихотворение:
Что такое чистым быть? Руки чаще с мылом мыть. Умываться по утрам И еще по вечерам.
2.

Потешка:
Ай, лады, лады, лады Не боимся мы воды Чисто умываемся, Маме улыбаемся
На Ваню растушечки, На кошку ленушечки
Общеразвивающие упражнения:
 Голову повернуть вправо, влево  Поднять ноги вместе, согнуть в коленях и вытянуть  Повернуться сбоку набок, потянуться  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Побудка:
Вот проснулся петушок! Встала курочка, Поднимайся, мой дружок, Встань мой Димочка!
Общеразвивающие упражнения:
 Руки в стороны, потянулись  С боку на бок повернулись  Поднять правую ногу, опустить(с левой ногой так же)  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытьё рук перед завтраком.

Стихотворение:
Я сегодня утром рано Умывался из-под крана. Я и сам теперь умею Вымыть личико и шею
2.

Поговорка:
Чище умойся, воды не жалей. Будут ладошки снега белей.
3.

Побудка:
Потягушечки, потягушечки. Поперек толстушки, А в ногах – ходушки, А в роток – говорок, А в голову — разумок
1.

Мытьё рук перед завтраком.

Потешка:
Мышка плохо лапки мыла, Лишь водичкою смочила. Мыло мылить не старалась – И на лапках грязь осталась.
2.

Потешка:
Эх, водичка, добрый друг, Грязь смывай с лица и рук. Чистоту подаришь нам, Взрослым всем и малышам.
3.

Побудка:
Вместе с солнышком встаем, Вместе с птицами поём. С добрым утром, ясным днем,

Общеразвивающие упражнения:
 Руки в стороны, потянулись.  Сбоку на бок повернулись  Сели-легли  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытье рук перед ужином
Вот как славно мы живём
Общеразвивающие упражнения:
 Руки вверх подняли, потянулись  Сесть и лечь обратно  С боку на бок повернулись  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытьё рук перед завтраком.

Потешка:
Так что, дети, постарайтесь, Чаще с мылом умывайтесь! Надо теплою водою, Руки мыть перед едою.
2.

Потешка:
Знаем, знаем, да-да-да Где ты прячешься, вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться.
3.

Побудка:
Потягушечки, потягушечки. На Ваню растушечки, На кошку ленушечки
Общеразвивающие упражнения:
 Голову повернуть вправо, влево  Поднять обе ноги вместе, согнуть в коленях и вытянуть
1.

Мытьё рук перед завтраком.

Потешка:
Руки мыли? Мыли. Ушки мыли? Мыли. Щечки мыли? Мыли. Все помыли? Ничего не забыли?
2.

Потешка:
Эх, водичка, добрый друг, Грязь смывай с лица и рук. Чистоту подаришь нам, Взрослым всем и малышам.
3.

Побудка:
Вот проснулся петушок, Встала курочка. Поднимайся, мой дружок, Встань, мой Димочка!
Общеразвивающие упражнения:
 Руки в стороны, потянулись.  Сбоку на бок повернулись
 Повернуться с боку на бок  Свободный подъем
4.

Умывание после дневного сна

Мытье рук перед ужином
 Поднять правую ногу, опустить(то же левой)  Свободный подъем
4.

источник

Источники:
  • http://www.maam.ru/detskijsad/kulturno-gigienicheskie-navyki-v-srednei-grupe.html
  • http://infourok.ru/kartoteka-kulturno-gigienicheskih-navikov-v-sredney-gruppe-3253581.html
  • http://www.stranamam.ru/post/62741/
  • http://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2822