Меню Рубрики

Классическая литература чем полезна

Нынче только и говорят о вреде классической литературы. Чаще с призывами выкинуть пыльные тома, поскольку чтение классики — это смерть, тупик и пустая трата времени. Большой вклад тут внес специалист по всем вопросам жизнедеятельности Александр «Глебыч» Невзоров, внезапно выплывший из трясины девяностых и начавший промывать мозги населению по поводу ненужности родины, ужасности православия и омерзительности русской литературы. Спасибо Александру Глебычу за поднятие интереса к важным вещам и несение просвещенческой миссии, пусть и от противного. Но давайте к литературе.

В чем обвиняют отечественную классику критики? Во-первых, ей пеняют в том, что она устарела. Конечно же, это полный бред. Сюжеты, придуманные Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым были актуальными и будут актуальными все время, пока существует человечество (может перестанут быть таковыми, когда нас тут всех заменят роботами). Почему?

Потому что почти все сюжеты наших классиков о жизни, о простой повседневной жизни. Они показывают, что мы одиноки, мир жесток, власть уродлива, а сегодняшние проблемы суть те же проблемы, что и в 19 веке, просто несколько видоизмененные. У Толстого есть совершенно великая вещь на 50 страниц под названием «Смерть Ивана Ильича». И как все великое и гениальное эта повесть до смехотворного проста. Чиновник средней руки жил себе и жил, старался всем нравиться, исповедовал умеренные взгляды, выгодно женился, стал проводить ремонт в новой квартире, неудачно упал и стал умирать. Тут начинаются 30 холодных и жутких страниц, где показывается вся жалость, хрупкость и бессмысленность жизни простого человека. Ивану Ильичу безумно страшно – он осознает, что прожитое было ни о чем. Самое крупное достижение – покупка квартиры, все знакомства с непростыми людьми, которым он старался нравиться – бессмысленны, он им не нужен. Он вообще никому не нужен, как и любой в этом мире. И прочитав эту вещицу вы очень многое поймете про жизнь, как бы это комично не звучало. 50 страниц такого мощнейшего, мистического, исключительного и нужного опыта, который вам никто не покажет и не расскажет, кроме бородатого русского гения.

Сюда же относятся и упреки по адресу разрабатывания темы маленького человека. Как ни удивительно, мир и состоит из маленьких людей. Извините, но мы тут все люди маленькие. Таких Фигур, как, например, Эдуард Лимонов рождается немного. Мало кто может стать французским интеллигентом, начиная свой путь харьковским гопником, прожить до 74 лет на съемных квартирах и спокойно отказаться от французского гражданства. Нас всех волнуют наши мелкие проблемы: устроиться на теплое место, получить премию, заработать репутацию у начальника, купить памперсы по скидке и съездить в Турцию по горящей путевке. И, кстати, именно поэтому школьники должны читать такую литературу, потому что она про них. И прочитав тексты про себя они будут обладать необходимым знанием, которое не даст им потеряться в огромном море жизни. А тот, кто родился особенным и так будет особенным, и «Шинель» ему в этом никак не помешает.

Если же не дать подростку прививку русского реализма, то он останется инфантилом. Он не будет знать, что такое смерть, любовь, страдание, радость, печаль и трагедия. То есть он будет дегенератом. Уберите из рациона Достоевского, и он никогда не поймет, что юношеский максималистический порыв может быть ужасен, что надо себя смирять и, попросту говоря, думать головой. Подсуньте вместо что-нибудь из приключенческой литературы, и вы получите дурака, который будет размышлять в категориях круто-не круто, рефлексия будет не его лучшим качеством. Такому будет легче и закладки попрятать, и на Донбасс поехать, и человека убить. А че, движ!

Конечно, я сгущаю краски, но смысл верен. Без русской классики вы не будете обладать глубиной и мудростью, оставленной в подарок предками. Кстати, мудрость эта не всегда печальна и грузна, по сложившемуся стереотипу. Чехов, Гоголь, Достоевский авторы серьезные, но вы найдете у них и немало веселых вещей. «Медведь», «Село Степанчиково», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Коляска» и еще много-много легких и смешных и литературных шедевров поднимут настроение и порадуют тонкостью и остроумием.

Отдельно коснемся Достоевского. Уж ему не повезло больше всех. Сложился образ Достоевского как мракобеса, повернутого на религии и безумно занудного писателя. Что, безусловно, чушь чушь чушь. Возьмем один из основных романов «Братья Карамазовы», в лихости которому уступил бы самый горячий номер газеты «Спид-инфо». Все начинается с рассказа о том, как старик женится на девушке 16-ти лет и устраивает оргии с проститутками прямо при ней, а его сын-монах, когда уже совсем разнос пошел, покидает дом, а далее, сходу, начинается рассуждение о роли церкви в государственной жизни и отличиях нарциссизма от настоящего самопожертвования. Неплохо, да?

Еще про актуальность. В современной российской культуре с упорством Натальи Поклонской обходится вопрос денег и имущественных отношений. Про это было занимательное исследование «Коммерсанта», из которого следует, что в наших сериалах не обсуждаются темы наследства, долгов, деньги если присутствуют, то несут с собой негатив . Очевидно, тут сыграла роль идеологическая промывка мозгов в советские годы. Мы же двигались к коммунизму, а там таких низких вещей как деньги не должно было быть по определению. Время, как обычно, все поставило на свои места и дела материальные все больше волнуют людей: бабушки умирают, оставляя в наследство квартиры, которые делят злые родственники; пары разводятся, и бесчисленная армия мужчин платит алименты бывшим женам, а в мегаполисах все больше плодится средний класс, у которого вопрос имущества находится на первом месте (многие стараются купить квартиру, а они сейчас недешевые). Здесь нельзя не отметить гениальность и чутье Юрия Дудя, постоянно спрашивающего своих гостей про деньги. Это абсолютно верное попадание, это слом барьера, порожденного советским временем, когда о заработке спрашивать было неприлично. Это то, что интересно людям. Вопрос «сколько ты сейчас зарабатываешь?» тараном пробил застенчивость русского человека и вознес передачу спортивного журналиста на вершину рейтингов.

Вернемся к Достоевскому. Один из конфликтов «Братьев Карамазовых» — спор между отцом и сыном насчет наследства, сама ситуация не вызывает ни у кого удивления и воспринимается совершенно спокойно. Денежным отношениям отводится места чуть ли не больше, чем вопросам секса и духовности. И скажите, что это не актуально. Актуальней некуда. А по телевизору вам про такое не расскажут, зато расскажут про добрых ментов и сильное государство с населением-дурачком.

И напоследок приведу вам пример бессмертного текста, который всегда будет лозунгом любого приличного человека. Пушкин «Из Пиндемонти».

источник

Классическая литература вызывает у людей разные эмоции. Кому-то она надоела еще со школы и бесконечного «списка книг для чтения летом», кому-то пришлось столкнуться с ней и в университете.

К сожалению, учебные программы часто составлены так, что в них попадают далеко не самые интересные произведения, поэтому учащиеся приходят к выводу, что классика — скучна и бесполезна.

На самом деле это далеко не так. Мы научим, как полюбить классическую литературу, расскажем, какую пользу она приносит и порекомендуем список интересных книг.

Если хотите регулярно получать больше полезных советов и мотивирующих статей, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу.

Есть люди, которые читают классику ради удовольствия: их привлекает эпоха ХІХ или первой половины ХХ столетия, нравятся яркие герои, трагичные судьбы.

Но есть и другие ответы на вопрос «почему полезно читать классическую литературу?». Классические произведения литературы:

  • благотворно влияют на интеллект;
  • учат концентрировать внимание;
  • развивают память;
  • формируют грамотность;
  • делают читателя эрудированным;
  • дают ответы на «вечные» вопросы.

Есть проверенные способы чтобы «наладить отношения» с классикой. Для лучшего эффекта их применяют в комплексе.

Классические книги часто кажутся скучными потому, что читатель плохо представляет себе время и условия, в которых жили персонажи. Если вы предварительно изучите главные исторические сведения об эпохе, то лучше поймете поступки героев и их мотивацию.

Это поможет и изучению самой истории: исторические факты лучше усваиваются, если воспринимать их через призму интересного персонажа.

Чтобы лучше проникнуться ощущением эпохи, обратите внимание на ее культурные компоненты.

  1. Посмотрите картины того времени.
  2. Послушайте популярные в те годы музыки,
  3. Обратите внимания на типичный облик живших тогда людей.

После этого вы лучше поймете смысл книги, сможете наглядно представить героев и условия их жизни.

Часто интерес к произведению вызывает снятый по нему фильм. Посмотрев его, вы поймете, насколько интересен сюжет книги и персонажи. После этого, прочтя оригинал, сравните его с кинофильмом.

В книгах герои раскрываются более полно, в сюжете больше линий и важных деталей, так что сравнение часто оказывается не в пользу киноленты.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Книги можно закачать на смартфон, так вы сможете читать чаще

Предлагаем список альтернативных книг от знаменитых авторов. Они не успели надоесть в школе, поэтому знакомство с классикой лучше начать именно с этих произведений.

1. А. С. Пушкин «Повести Белкина»

Небольшие по объему рассказы отличаются динамичным сюжетом и яркими героями. Мотивация персонажей гораздо проще, чем в «Евгении Онегине», поэтому их поступки кажутся логичными и понятными.

2. Л. Н. Толстой «Анна Каренина»

Роман о сложных отношениях нескольких семей читается гораздо легче, чем знаменитая «Война и мир».

3. Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»

Семейная сага, в которой нашлось место даже загадочному убийству. Моральных вопросов автор поднимает не меньше, чем в «Преступлении и наказании», но детективная интрига делает чтение интереснее.

4. И. С. Тургенев «Дворянское гнездо»

Здесь, в отличие от известных «Отцов и детей» нет никакого нигилизма и острого конфликта поколений. Это, в первую очередь, роман о чувствах: любви, уважении, честности, принципиальности, ответственности.

5. А. Н. Островский «Бесприданница»

История главной героини этой пьесы не менее трагична, чем Катерины из «Грозы». В то же время «Бесприданница» наполнена множеством событий: здесь кипят страсти, а любовь борется с желанием спокойной обеспеченной жизни.

1. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

Вместо сложных и объемных романов Ч. Диккенса можно прочесть посвященную той же эпохе «Ярмарку тщеславия». Ее сюжет более динамичный, в нем больше интриг и любовных линий.

В отличие от своей предшественницы, Дж. Остин, Ш. Бронте уделяет внимание не только чувствам и переживаниям героинь, но и размышляет о положении женщине в обществе, что делает произведение более ярким.

3. Г. Джеймс «Женский потрет»

Не слишком известный в нашей стране, но на западе писатель пользуется заслуженной популярностью. В его книгах психологический реализм соединен с мистическими нотками, а герои совершают непредсказуемые поступки.

4. Э. Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой»

Одна из самых жизнерадостных книг писателей «потерянного поколения», поэтому начинать знакомство с их творчеством лучше именно с нее.

Относится к современной классической литературе. Как и «1984», «Скотный двор» посвящен тоталитарному обществу. Но читать его гораздо проще, т. к. действие происходит не в непонятном будущем, а на обычной ферме.

А если вы слишком увлеклись классической литературой и забыли про учебу, не беда. Ведь есть студенческий сервис, специалисты которого готовы всегда прийти на помощь и решить все учебные проблемы.

источник

В современном мире все реже можно встретить человека с книгой в руках. Многие отдают предпочтение электронным или же аудио книгам. А есть среди нас и те, кто в силу своей занятости или по другим причинам и вовсе отказываются от чтения в пользу видео. Между тем польза чтения книг очевидна. Попробуем выяснить, в чем она заключается.

10 фактов в пользу чтения книг:

  1. Помогает увеличить словарный запас.
  2. Добавляет уверенности в себе.
  3. Помогает общаться с людьми.
  4. Снижает стресс.
  5. Развивает память и мышление.
  6. Защищает от заболевания Альцгеймера.
  7. Способствует улучшению сна.
  8. Делает человека более творческим.
  9. Имеет омолаживающий эффект.
  10. Улучшает концентрацию.

Современные школьники и студенты за редким исключением неохотно читают классическую литературу. Многим такие произведения изначально кажутся скучными и неинтересными. Они даже не догадываются чем полезно чтение книг, а особенно классической литературы:

  1. Читая классику, а особенно поэзию, начинает активно работать правое полушарие мозга, отвечающее за креативность, образность и пространственность.
  2. Согласно исследованиям ученых, ежедневное чтение классической литературы благоприятно воздействует на развитие личности.
  3. У ценителей классики всегда отличная память.
  4. Каждый день читая такую литературу, человек может тренировать свои познавательные способности.
  5. Польза книг в том, что они являются отличной профилактикой старческого слабоумия.

Если говорить о том, чем полезно чтение, важно сказать о саморазвитии. Ведь благодаря книгам каждый человек может стать более грамотным, интеллектуальным и в итоге успешным. В зависимости от того какие знания необходимы сейчас, литературу можно разделить на три типа:

Книги, которые дают советы на самые разные темы:

  1. «Правила. Как выйти замуж за Мужчину своей мечты» Эллен Фейн, Шерри Шнайдер — руководство для женщин, мечтающих встретить своего принца.
  2. «Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым» Михаил Лабковский — книга известного психолога о том, как добиться гармонии с собой и окружающим миром и научиться радоваться жизни.
  3. «Как разбогатеть с нуля» Брайан Трейси — в этой книге можно найти не только идеи и психологические наставления автора, но и практические советы, как стать успешным и богатым.
  1. «Моя жизнь, мои достижения» Генри Форд — книга, которая стала классикой и позволяет посмотреть на многое другими глазами.
  2. «Игнорируй всех или Как стать креативным» Хью Маклаод — книга для тех, кто стремится стать не только неиссякаемым источником идей, но и хочет укрепить свой дух.
  3. «Успех без стратегии» Марк Розин — книга, провоцирующая на жесткую полемику с самим собой и показывающая два противоречивых пути развития.
  1. «Ищу Человека» Н.И. Станкевич — автор показывает современное общество и его ценности и нещадно все критикует, но не бездумно, а предоставляя возможность читателю самому найти вход из складывающихся ситуаций и понимать, что для него приемлемо, а что нет.
  2. «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя» Карен Прайор — книга о том, как найти общий язык с самим собой, другими людьми и даже животными.
  3. «Ментальные ловушки. Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь» Кукла А. — о том, как перестать попадать в ловушки, которые мы сами себе устраиваем, нарушая элементарные правила.

Не всем хорошо известно, чем полезно чтение книг для мозга. Последние исследования доказывают, что во время чтения задействованы области головного мозга, которые не функционируют во время просмотра телевизора или в процессе компьютерной игры. Когда человек читает, то происходит своеобразное погружение в сюжет книги, тогда включается воображение и все, что изложено на страницах книги оживает посредством зрительных образов. Этот уникальный эффект возможен только при чтении, вот почему это занятие никогда не утратит свей полезности и актуальности.

Читайте также:  Мед из кермека полезные свойства

Современные молодые люди иногда задаются вопросом, зачем читать книги и в чем польза чтения. Читая книги, каждый может расслабиться и успокоиться. Чтение действительно релаксирующе действует на человека. Когда мы читаем интересные книги, можем отвлечься от повседневной суеты и так снять негативно влияющий на организм стресс. Чтение книги можно сравнить с беседой в кабинете психотерапевта. Воздействие такое же успокаивающее и восстанавливающее душевные силы. Выбрав своим увлечением чтение книг можно стать здоровее и счастливее.

Зачастую все мы читаем про себя. Однако исследования доказывают, что читать вслух не менее полезно. Итак, чем полезно чтение вслух? Оно оказывает благотворное влияние на дикцию, помогает наладить навыки общения между детьми и взрослыми, супругами. Важно, чтобы литература была интересной для обоих. Читать лучше не спеша, при этом хорошо выговаривая фразы и слова, расставляя акценты и паузы, артистически озвучивая персонажей. Самым лучшим тоном принято считать тон живого рассказа.

Для чтения вслух может подойти любая литература. Детям будут интересны сказки и детские рассказы. Взрослым людям может понравится поэзия, роман или научно-публицистическая статья. Вначале можно воспользоваться диктофоном. Так удастся заметить все недостатки дикции и своевременно исправить. Благодаря чтению вслух можно улучшить память и речь. В результате такое занятие может стать одним из самых полезных, которые позволяют правильно организовать свободное время и провести его с удовольствием.

Все, кто мечтают овладеть профессией телеведущего, должны как можно чаще читать скороговорки. С их помощью улучшается дикция и другие голосовые навыки ораторского мастерства. Скороговорки читать полезно не только профессиональным актерам и телеведущим. Иногда даже родители применяют их с целью обучить ребенка правильно произносить звуки родного языка. Скороговорки являются результативным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия и дефектов речи. При этом рекомендуется вначале читать четко и не спеша. Со временем темп чтения следует увеличить.

источник

Поделиться в социальных сетях:

Нужна ли классическая литература в школьной программе, какой профит от ее изучения может получить современный подросток? И если это зачем-то нужно, какие доводы нужно привести в пользу чтения классики? Об этом − в колонке журналиста и мамы троих детей Анны Кудрявской-Паниной.

В моей жизни был период, когда я не могла читать книги. Случилось это сразу после окончания университета. Мое литературное воздержание длилось несколько лет. Я с удовольствием читала газеты и журналы, вполне сносно относилась к детским книгам сына и дочери, но совершенно не могла заставить себя прочесть хотя бы строчку серьезной, взрослой литературы. Меня не интересовали ни классики, ни современники. За предыдущие 15 лет я наелась книгами досыта. Я даже думала сосчитать, сколько произведений я прочла за свою школьную и студенческую жизнь, но так и не сделала этого. А число получилось бы о-о-очень внушительным. Иногда я думаю, что среднестатистический человек может за всю жизнь столько не прочитать. Это издержки моего образования − сначала советского школьного, а потом российского высшего филологического. Я жалуюсь? Нет. Хвастаюсь? Наверное, тоже нет. Хотя бы потому, что из этого потока книг очень мало что помню. Даже то, что нравилось и читалось запоем, вымывалось из памяти новым книжным томом. Было ли это иногда мучительным? Да. Думала ли я в школе и университете: господи, да зачем мне все эти «саги о форсайтах»? Да. Жалею ли я спустя годы о затраченном на чтение сотен томов времени и силах? Безусловно, нет.

Моя приятельница, очень начитанная и образованная, пытаясь объяснить дочери-подростку, зачем им, современным молодым людям, читать классические литературные произведения из школьной программы (и вообще зачем они в ней присутствуют), споткнулась на том, что не очень понимает, какие аргументы нужно привести ребенку, который твердит: «Зачем мне это? Как мне это пригодится в жизни?» А это действительно интересно, в чем польза чтения классики даже через «не хочу» и есть ли она вообще.

Я филолог, поэтому первое, что пришло мне в голову, − это развитие языкового интеллекта. И я не только про визуальное закрепление языка. Я про активный и пассивный словарь, про стилистически выверенную речь, про грамотность, про эрудицию, про все, что непременно пригодится во взрослой жизни, чтобы стать успешным профессионалом в любой сфере. И все это в избытке нам предлагает классическая литература − с неизвестными словами, непонятными реалиями, странными, на взгляд современного человека, представлениями о жизни и отношениями. Пропустить это мимо или через себя − зависит только от нас.

Одна голова, прокачанная в свое время сотнями книг, − это, конечно, хорошо, а коллективный разум − лучше. Я с интересом читала аргументы других − знакомых и незнакомых мне − взрослых людей под постом своей приятельницы, в котором она этих аргументов и просила.

Не знаю как подростков, а меня они убеждали. Более того, в какой-то момент я поняла, что если бы дала себе время подумать, то почти все из перечисленных другими доводов, скорее всего, пришло бы в голову и мне.

Если говорить о классической русской литературе, то именно она закладывает в нас какие-то общие и очень важные культурные коды, необходимые для понимания русской культуры. «Чтобы он понимал, что такое обломовщина, что скрывается за фразой «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», что стоит за образом Анны Карениной и старухи-процентщицы − это, мне кажется, важно, чтобы человек не чувствовал себя в культурной среде так, как будто он не владеет родным языком. «Человек, не знающий своей литературы, не может познать все богатство родного языка и культуры своего народа, а значит, не будет носителем культурного кода. Недаром Даль определял национальность человека не по крови, а по языку, на котором человек думает. И язык этот должен быть не примитивен, а обогащен слогом великих писателей».

Классическая русская литература − это энциклопедия человеческих образов и психологических типов, она учит философии и развивает эмпатию «к самым разным людям, историям, судьбам». Мне кажется, это некий этап взросления человека − умение понять многообразие мира, попытка понять другого.

Фото: портал мэра и правительства Москвы

Категоричных подростков убедить всеми этими умными словами, конечно, непросто, а иногда и просто невозможно, но это не значит, что пытаться не стоит. Мою дочь убеждать было и не нужно, а вот ее старшего брата приходилось. Несмотря на обилие книг, прочитанных с ним в раннем детстве, в старших классах он категорически отказывался читать книги из школьной программы. Да бог с ней с программой, я была бы рада увидеть его с любой книгой в руках. Но, увы. Гораздо интереснее было висеть в соцсетях или играть в «доту». О, скольких нервных клеток стоило мне это его увлечение! Знаете, на какую книгу удалось неожиданно уговорить этого молодого игрока? Правильно, на одноименную. «Игрок» Достоевского неожиданно парню понравился, да так, что он даже периодически зачитывал нам оттуда цитаты. Одним словом, мотивировать к чтению классики возможно даже самого несговорчивого ребенка. Главное − правильно подобрать литературу. И подход.

Если ребенок амбициозен и думает о будущем всерьез, можно аргументировать необходимость чтения классики тем, что это поможет и при учебе в вузе, и при овладении профессией, какую бы из них он ни выбрал, потому что это занятие вырабатывает привычку «хорошо ориентироваться в многофигурных и многоплановых сюжетах и удерживать в голове большой объем связей, а это в свою очередь, отбрасывая вопросы рабочей необходимости, для уменьшения вероятности постановки диагноза «старческая деменция» в пожилом возрасте».

Если ваш ребенок начнет ссылаться на «весь цивилизованный мир», напомните ему, что в любой стране каждый интеллигентный человек ассоциирует Россию с великой литературой: «Не красавицами и не «калашниковым», а, извините, Достоевским и Толстым мы в мире ценны. И даже если мы до конца не в силах понять, почему (лично я не могу понять, почему Достоевский?), то надо просто из интереса узнать, что находят такие разные люди в этих книгах. Даже если не понравится, тем более! Сам потом не прочитаешь, а школа − отличный шанс узнать. Ну а некоторых наших классиков так и просто очень интересно читать».

Ну и если этого окажется недостаточно, сводите ребенка на «Грозу» под саундтрек группы «Ленинград» в постановке Евгения Марчелли или на крымовского «Онегина». Может быть, такое современное прочтение классики взбодрит вашего старшеклассника?

Я отчасти согласна с тем, что многие обязательные произведения школьникам не по возрасту, не по знаниям и, может быть, даже не по уму. Мне так в свое время были совсем не по уму логарифмы и интегралы. Вопрос: кто мешает вам перечитать это в зрелом возрасте, чтобы осознать всю глубину произведения? И еще вопрос: а многие ли возьмутся за классику в возрасте «кому за. «? Не за одну книгу, не за две. И я не одна так думаю: «Закладывается хоть какая-то база общего развития. Когда дорастешь, захочешь перечитать (возможно), так как переосмыслишь многие вещи. А если не читать в школе, то в 30 уж точно и не будешь думать, что это нужно».

На самом деле меня (и не только меня) удивляют аргументы противников изучения тех или иных предметов или отдельных их частей в школе, будь то тригонометрия или классическая литература, в стиле «А ты хотя бы раз после школы использовал таблицу синусов?» или «А как мне в жизни поможет то, что я буду знать, кто такой Базаров и что с ним случилось?». Точно так же можно спросить, когда последний раз взрослый человек собирал пирамидку и пригодился ему навык надевания колец.

Кто вообще сказал, что все это должно иметь прикладное значение? Идет формирование общей интеллектуальной базы и развитие мышления конкретного человека, в то время пока оно, это мышление, проделывает довольно сложные математические или лингвистические процедуры в школе. И говорить про конкретные практические цели в этом смысле просто нелепо.

И именно поэтому совершенно не важно, что логарифмы и интегралы вам в жизни не пригодились ни разу, да и вообще вы не помните, что это и с чем их едят. Не имеет значения, что вы забыли почти все, о чем читали (или по крайней мере вам так кажется). Все это однозначно имело значение в тот момент, когда вы осваивали это. Все это так или иначе навсегда осталось в вас и сформировало ваш интеллект, который теперь должен постараться и найти аргументы в пользу чтения классики или изучения любой другой науки для интеллекта подрастающего.

источник

Почему мы стремимся найти мораль там, где её искать бесполезно?

В школе на тему «Чему нас учит русская литература?» пишут сочинения. Ученики, которые получают за них пятёрки, воспроизводят расхожие фразы учителей и чиновников про великий и могучий русский язык, про патриотизм и, что самое интересное, про нравственность. Рассуждая об этом, ограничиваются самыми общими формулировками: наша литература делает человека лучше и пробуждает возвышенные чувства.

При этом как конкретно классики помогли подросткам развить моральные качества, история умалчивает.

Разговоры о воспитании литературой ставили меня в тупик ещё в школьные годы. Многие вопросы, поднимавшиеся в книгах школьной программы, были мне так же близки, как дилеммы каких-нибудь первобытных племён: нравственно ли есть то же мясо, что и шаман, можно ли удить рыбу в новолуние? А ведь эти люди всерьёз верили, что, нарушив табу, могут нанести оскорбление духам и умереть. Само собой, знание о том, что такие обычаи в принципе существовали, не бесполезно. Но это польза культурологическая, а не руководство к действию.

Существует наивное представление, что нравственность в литературе — это следование примеру идеального субъекта, с которым нужно сверять свои действия.

Если бы учебники выстроили какой-то мостик между классицистскими проблемами недорослей, нравственным разложением дворянства, историями о лишних людях и миром конца 90-х — начала нулевых, всё выглядело бы иначе. Возможно, тогда Чацкий, боровшийся с идеями «века минувшего», вызвал бы у меня отклик.

Кроме революционного вывода о том, что крестьянки тоже любить умеют, повесть содержит максимум пасторальную печаль о том, что бедной девушке пришлось утопиться.

В стране, где школьникам показывают на уроках ОБЖ такие ролики, подобная «мораль» выглядит небезопасно. Литература XVIII столетия разве что от противного помогает понять, как мы пришли к принятию базовых общечеловеческих принципов, к осознанию ценности личности вне зависимости от происхождения. Пожалуй, с такой ремаркой здесь действительно можно откопать мораль.

К слову, если мальчики ещё как-то могут найти для себя подходящие ролевые модели, девочки часто остаются в замешательстве. Анна Каренина, которая бросилась под поезд, потому что Толстой считал, что счастья после развода быть не может? Или, может быть, Настасья Филипповна, которая занята тем, что страдает и заставляет мучиться других?

В лучшем случае приходит Пьер Безухов, который решает их проблемы. Отвественности за свою жизнь, саморазвитию или силе духа тут можно научиться разве что по принципу дурных советов. Не говоря уже о том, что эти ценности справедливы для всех людей, а само разделение этики на мужскую и женскую — явление прошлого.

Классические романы хорошо рассматривать с позиций патографии. Это способ аналитики творчества, который помогает понять, чем был болен автор.

В старших классах выяснилось, что литература действительно может волновать. В романах конца XIX — начала ХХ века, в поэзии Серебряного века попадалось что-то сложное, захватывающее и страшное. Однако школьные учителя этого как будто не видели. То, что вызывало у меня мурашки, они умудрялись облечь в такие скучные и формальные слова, что я предпочитал держать переживания при себе. На фоне вурдалачьих историй Алексея Толстого, безумия Гаршина, «красного смеха» Андреева они все так же продолжали говорить о морали, которая должна быть выведена в школьных работах. Примерно тогда же я узнал, что «липкое, склизкое ощущение» — это не подходящие слова для сочинения.

Кажется, даже представители РПЦ чуть ближе ухватили суть некоторых произведений, включенных в школьную программу, когда советовали исключить из нее Чехова и Бунина. Само собой, исключать ничего не нужно.

С безжизненным, сусальным, рафинированным образом богоспасаемой русской культуры — очевидно, так выглядит патриотизм, который литература, если верить сочинениям из ГДЗ, должна прививать — это имеет мало общего. Именно поэтому полезно сталкиваться с такими вещами лицом к лицу.

Нетленные классики были, в первую очередь, живыми людьми, творчество которых стало результатом конкретных условий жизни, переживаний и драм. Кое-что из книг, которые имеет смысл почитать, чтобы классика приобрела человеческое лицо:

  • Авдотья Панаева. Воспоминания. Супруга Ивана Панаева и гражданская жена Некрасова написала живые и язвительные мемуары. Здесь, в частности, можно прочитать о том, как во время пожара на пароходе Тургенев стремился в спасательную лодку с детьми и женщинами, повторяя по-французски, что не хочет умереть таким молодым.
  • Одоевцева И.В. На берегах Невы. На берегах Сены. Анекдоты и истории о современниках, из которых можно узнать, какой жилет был у Михаила Кузмина, и как супруга прятала от Ивана Бунина ветчину то в кастрюле, то в книжном шкафу.
  • Ольга Форш. Сумасшедший корабль. Истории о Доме искусств на углу Мойки и Невского, где в революционную эпоху собирались литераторы: «Утром, проходя мимо умывальников, человек мог быть остановлен окриком: “Эй, послушайте. Поговорим о Логосе”».
  • Даниил Хармс. Литературные анекдоты. «Лев Толстой очень любил детей…» и другие истории разбавят любой пафос здоровым духом абсурда.
Читайте также:  Полезна ли гречка для кур

Русская классическая литература в школе — это священная корова вроде тех, что бродят на индийских пляжах. Никто не понимает, что она там делает, далеко не все религиозны в такой степени, чтобы всерьёз возносить ей почести при встрече, но прогнать корову никто не решается.

Когда учителя с придыханием говорят о том, что «Есенин — золотой голос русской поэзии, тончайший лирик, который облагораживает душу», хочется адресовать их к этому ролику. У исполнителей куда больше общего с есенинской лирикой, чем у «правильного» сочинения о ней.

В нашей литературе есть историческая ценность — наблюдая, какие проблемы мучили людей прошлых эпох, мы видим культурную динамику и прогресс. Есть в ней и много жестокого, тяжёлого и сложного — неврозы, рефлексия, саморазрушительные импульсы. Даже в самых легких и юмористических произведениях русских писателей почти всегда есть какая-то затаённая меланхолия, особая беспредметная тоска — переживание путешественника, который смотрит из окна поезда на проносящиеся бескрайние поля и леса, затянутые серой пеленой дождя.

Никто не обещал, что где-то в книгах найдутся готовые ответы или национальная идея. Литература, русская или какая-то ещё, ничему не должна учить и ничего не должна прививать. Прививает врач. Таким же образом, как живопись не обязана быть «красивой», литература не обещает поставлять хорошие примеры для подражания или дарить позитивные эмоции. Литература просто существует в культуре и может будить вдохновение, сомнения или протест. В этом смысле фраза из сочинений «литература учит нас думать» верна. Только нужно учитывать, что способность к самостоятельному мышлению скорее лишает ориентиров и почвы под ногами, чем даёт определённость.

4 мая 2016, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

источник

В чем польза чтения? Что имеют в виду люди, утверждая, что читать полезно? Почему многие продолжают читать, ведь не только для того чтобы расслабиться, отдохнуть, или просто занять свободное время?

Польза чтения книг очевидна. Полезное чтение (чтение хороших книг) расширяет кругозор человека, обогащает его внутренний мир, делает умнее и положительно сказывается на памяти. А еще важно читать книги, потому что:

Чтение книг увеличивает словарный запас человека , способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение. Тот, кто раньше и «двух слов связать не мог», заметит, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли , изъясняться и подбирать нужные слова, заметит, что из лексикона исчезают слова-паразиты.

Чтение серьезных произведений, заставляет нас постоянно думать о том, какую же мысль хотел выразить автор, а это заставляет наши извилины шевелиться быстрее.

Еще чем полезно чтение книг, это тем, что оно развивает логическое мышление . Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например «Приключения Шерлока Холмса» — небезызвестное произведение Артура Конан Дойла. Уверяю вас, после прочтения, в любой ситуации вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, улучшится наблюдательность и вы поймете, что читать полезно и выгодно.

Анализируя прочитанное, мы задаемся вопросами, почему тот или иной персонаж поступил определенным образом, думаем над тем, как бы на его месте поступили мы, что бы мы чувствовали, представляем, как бы в этой ситуации поступил кто-то из наших знакомых. Мы примеряем типаж описанных персонажей на людей из жизни, кого-то узнаем. Таким образом, мы учимся на примерах познавать психологию.

Чем полезно чтение книг, людям, находящимся в подавленном настроении? Если вас посещают мрачные мысли или вас что-то тревожит, книга поможет поднять настроение и побороть грусть-печаль. Произведения, авторы которых обладают остроумием и тонким юмором, помогут вам, пусть и на время, забыть обо всем, что вас тревожит. Возьмите, например какую-нибудь из новелл О. Генри, которые славятся юмором и неожиданными развязками.

Еще полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.

В пользу чтения также можно привести доводы ученых, которые выяснили, что чтение помогает человеческому организму дольше оставаться молодым. Урсула Ленз из Федерального объединения организаций, работающих с людьми пожилого возраста (BAGSO) утверждает – «Для пожилых людей чтение книг полезно по нескольким причинам. Во-первых, способность переводить слова в мысленные формы и образы положительно сказывается на когнитивных функциях. Во-вторых, чтение помогает концентрироваться. Поэтому чтение книг можно считать универсальным способом, сохранить живой ум даже в старости

Надеюсь, эти доводы, приведенные в пользу чтения, сделают вас с книгой лучшими друзьями. А теперь «несколько слов» о том, как должен выглядеть ваш лучший друг и о том какое чтение полезно, а какое вредно.

«Образование создало огромное количество людей, способных читать, но неспособных определять, что достойно чтения.» Тревельян Д.

Что можно назвать полезным чтением? Что такое «хорошая книга»? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной, после прочтения первых страниц не должно возникать желание поставить ее на полку. Речь идет о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции: любовь, негодование, смех а может и страх. Во-вторых, книга должна быть написана разнообразным, богатым языком. В-третьих, она должна нести определенный (глубокий) смысл, а не быть поверхностной. Оригинальные и необычные идеи, креативность и особый стиль подачи тоже делают книгу полезной.

Читать «желтые издания» и дешевые детективчики противопоказано! Также не стоит пристращаться исключительно к какому-либо одному жанру или роду литературы при неприятии всего остального. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези, способно превратить молодых неискушенных читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, нежели путь домой.

Если вы не читали книги из школьной программы или читали их в сокращенном виде, следует начать именно с них. Отечественная и зарубежная классическая литература — это обязательная база для каждого человека.

Следующее на что следует обратить внимание — историческая литература. Заговоры, интриги, любовные романы, судьбоносные решения, вошедшие в мировую историю, биографии великих деятелей – все это не только информативно, но и довольно-таки захватывающе.

Чтение поэзии великих авторов, безусловно, является полезным чтением. В великих произведениях, написанных в стихах, есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Помимо эстетического удовольствия эти произведения обогащают нашу речь красивыми речевыми оборотами. Волей неволей пропускаешь сквозь себя эмоции и чувства, вложенные в них автором.

Не стоит забывать и о существовании современной литературы, которая, к сожалению уже не так пестрит талантами, как прежде. Но все же, среди наших современников есть хорошие авторы, чьи книги, заставят задуматься.

Естественно в целях развития профессиональных знаний и навыков читайте специальную литературу. Какое количество профессиональной литературы вам надо читать, зависит от изучаемого вами предмета и от вашего стремления к саморазвитию .

В заключении хотелось бы сказать, перефразировав известную поговорку – «Чтение свет, а не чтение тьма!»

Будет полезно прочесть — Как правильно читать книги

источник

То, что чтение полезно, многими воспринимается как аксиома, однако в этом утверждении немало белых пятен. Во-первых, оно вовсе не так уж и очевидно, ведь измерить «полезность» чтения очень непросто. Большинство выводов о благотворном влиянии чтения на человека на самом деле основаны на теоретических предположениях, чем реальных научных исследованиях. Недоверчивые граждане в свою очередь замечают, что чтение художественной литературы не тренирует никаких важных в реальной жизни навыков, не снабжает важной информацией, а если что и развивает — так это только воображение. Находятся даже люди, утверждающие, что чтение не только не полезно, а наоборот — может принести вред, так как «отрывает» человека от действительности, погружая в воображаемые миры, и тем самым делает его менее социально приспособленным. Так что польза чтения отнюдь не очевидна.

Второй важный вопрос, это качество прочитанного. Интуитивно мы предполагаем, что прочтение полного собрания сочинений Дарьи Донцовой принесет вам меньшую пользу, чем самый коротенький рассказ Чехова. Но подтвердить это оказывается ещё сложнее, чем с чтением вообще. В этой заметке мы постарались собрать воедино последние исследования ученых, касающиеся той пользы, которую приносит людям чтение именно художественной литературы. Подборка составлена по материалам СМИ, выбраны только те материалы, где есть указание на организацию, проводившую исследование, и хоть какое-то описание экспериментальной методики.

Матвеева, Екатерина: Полиглот по собственному желанию

Начнем с поэзии. Ученые из Ливерпульского университета измеряли активность мозга испытуемых во время чтения ими стихов Шекспира, Элиота и других известных поэтов. Выявлено, что чтение поэзии приводит мозг в состояние повышенного возбуждения, сохраняющегося и после прекращения чтения. Особенно активизировались зоны, связанные с автобиографической памятью. Дополнительно ученые пересказали содержание стихотворений «своими словами». Так вот, чтение этих пересказов не оказывало почти никакого влияния на мозговую активность.

Исследователи из Университета Эмори в Атланте проводили магнитно-резонансную томографию (МРТ) 12 студентов, которые каждый день прочитывали по 30 страниц исторического триллера Роберта Харриса «Помпеи». Сканирование показало, что чтение вызывало повышенную активность в левой височной доли коры мозга, связанной с речевой деятельностью и когнитивными способностями в центральной извилине, отвечающей за сенсомоторные реакции. Причем возбуждение сохранялось в этих областях и спустя время после прочтения книги. Ученые выяснили также, что читатели переживают опыт «телесной семантизации», когда в процессе обдумывания того или иного действия конфигурация межнейрональных связей начинает повторять их конфигурацию в момент совершения этого действия. К примеру, мысли о плавании могут приводить к образованию тех же межнейрональных связей, что и сам физический процесс плавания.

Мариупольская, Виктория: Чтобы вы гордились детьми, а дети — вами

Специалисты из Оксфордского университета также использовали МРТ и выяснили, что при чтении у человека активизируются те же самые участки мозга, как и при наблюдении описанных в книге сцен вживую. Профессор оксфордского университета Джон Стейн утверждает: мы настолько «вживаемся» в происходящее, что мозг реагирует на книгу так же, как если бы мы реально участвовали в описанном. Иными словами, утверждение: «Читатель проживает тысячи жизней», — очень недалеко от истины.

А в 2008 году исследователи из Университета Дьюка выяснили, что чтение может быть использовано при лечении от ожирения. Они обследовали 30 девочек в возрасте от 9 до 13 лет, страдавших ожирением. Одним из них предложили прочитать роман «Спасительное озеро» — о девочке с избытком веса и низкой самооценкой, которая пытается похудеть. Вторая группа читала книгу, где такого персонажа не было, а третья вообще ничего не читала. В результате снижение индекса массы тела в первой группе почти в два раза превысило результаты второй и третьей групп. Ученые связали это с влиянием чтения на мотивацию девочек. Польза чтения специфической литературы подтверждалась и в других исследованиях.

Миваки, Ингмар: Тот, кто не спит

Коллектив ученых (преимущественно из Франции) под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene) сравнивал активность мозга (с помощью всё того же МРТ) неграмотных людей, людей, научившихся читать в зрелом возрасте и «обычных», грамотных с детства. Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров. Но не только это характеризует работу „грамотного мозга“ — даже при восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.

Исследователи из Стэнфордского университета попросили группу кандидатов наук по литературе прочитать роман Джейн Остин (Jane Austin), находясь внутри аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ). Причем разными способами. Сперва они читали «просто так», а потом их просили сосредоточиться на анализе текста, как будто им нужно будет сделать доклад на научной конференции. Обнаружено, что для аналитического, подробного чтения требуется выполнение определенной сложной когнитивной функции, которая обычно не задействована. При переходе от чтения «для удовольствия» к «аналитическому» чтению происходит резкая смена видов нервной деятельности мозга и характера кровообращения в головном мозге.

Нейрофизиолог Дэвид Льюис с коллегами провели исследование, как разные виды активности способствуют снятию стресса. Группу добровольцев вводили в состояние стресса, а затем предлагали этот стресс снять при помощи того или иного метода. Оказалось, что самым эффективным антистрессом является именно чтение. Шести минут чтения было достаточно для того, чтобы расслабить мышцы и нормализовать частоту сердечных сокращений. Чтение обошло такие методы как прослушивание музыки, распитие чая и прогулка.

Колядина, Елена: Цветочный крест. Потешная ракета

Американский исследователь Роберт Уилсон с группой ученых в течение 6-ти лет наблюдали за группой из почти трехсот человек старческого возраста (в среднем около 89 лет). А после смерти испытуемых их мозг исследовали на наличие патологических изменений. Оказалось, что люди, которые на протяжении жизни читали больше среднего, на 32% меньше были подвержены проблемам с памятью, в то время как люди, которые совсем не читали, теряют память на 48% быстрее тех, кто уделяет среднее количество времени на эту активность.

Теперь перейдем к несколько неожиданным исследованиям. Вопреки распространенному мнению, сотрудники университета Тулузы доказали, что читать во время еды не только не вредно, а наоборот — полезно! У тех людей, которые не расстаются с книгой за столом, пища усваивается гораздо лучше, чем у тех, кто смотрит телевизор. Во время чтения человек пережевывает пищу медленнее, в результате чего еда поступает в желудок в более измельченном виде и хорошо пропитывается пищеварительными соками.

Ученые Нюрбергской академии нравственного и физического здоровья пришли к ещё боле экзотическому выводу. Оказывается, полезно читать в туалете. Особенно тем, кто страдает запорами. Текст отвлекает читателя от собственных переживаний, а захватывающий сюжет благоприятно влияет на сокращение стенок кишечника, поэтому исследователи рекомендуют оставлять в туалете детективы и шпионские романы.

Читайте также:  Полезные витамины для зрения

Но вне конкуренции оказались сексологи из лаборатории эякуляторной патологии при госпитале святого Патрика. Эти ребята установили, что определенную пользу может принести чтение.. да, во время секса! Оказалось, что чтение математических книг во время соития способствует продлению полового акта. Я, по правде сказать, не рискну воспользоваться этим ценным советом, но если кто-то попробует — пишите в комментариях, что получилось.

Ну а самую большую пользу от чтения выявили вовсе не ученые, а полицейские Новосибирска. В феврале прошлого года в городе произошел такой инцидент. Давний «приятель» девушки, видимо решил насильно вернуть её расположение и угрожая пистолетом пытался затащить в свой автомобиль. Друг девушки, оказавшийся поблизости, решил помешать и получил пулю прямо в грудь. Однако, пуля застряла в страницах книги, лежавшей в нагрудном кармане парня, который в результате отделался ушибом.

На этом мы заканчиваем наш и без того затянувшийся экскурс в науку. Надеюсь, что теперь вам будет что сказать на вопрос: «Чем вообще полезно, твоё чтение?» Ведь польза чтения – научно доказанный факт.

источник

Какая польза классической литературы, нужна ли она человеку?

Классическая литературу и учит на доброму, славному и вечному. Без классической литературы невозможно представить становление человека на путь истинных жизненных ценностей. Человек, не читавший и не знающий элементарного базового, не способен адаптироваться в обществе и, вообще, возникают сомнения, заслуживает ли он того, чтобы называться человеком. Чтение книг — способ научиться воспринимать мир адекватно, не уподобляясь животному, которого интересует только лишь жратва и крепкий сон.

Влияние классических произведений на нравственное сознание и здравомыслие читающего сугубо сомнительна, ибо среди великого множества достойных авторов есть ещ более великое множество их творений; и не осилить и сотой части этих сокровищ за земную жизнь.

И потому лишь читателю предлагается из десятилетия в десятилетие один и тот же канонизированный перечень, а кто рискнт заглянуть далее перечня, тот и упустит нечто общее в объединяющем знании образованных людей, и отделится в спесивой гордыне осилевшего лишнее.

Что ж, значит, от каждого автора довольно по одной книжке, и того много будет; иль заменить суррогатом, как Новый Завет замещн Уроком Закона божьего первой ступени?

А можно просто закрыть глаза на правду и вольтижировать словесами о великой пользе классики. Библиотеки открыты, читают же все quot;милорда глупогоquot; да Чарскую с Боборыкиным.

Классическая литература называется классической потому, что большое количество людей, прочитав то, или иное произведение, решили, что этим можно поделиться с другими и, со временем, поколения начинают понимать, что произведение стоящее и его нужно прочесть. Вот именно так произведение становится классическим.

Далеко не все произведения стоит читать. Например Солженицына читать не стоит — он лжет. Ничего из того, что он написал, не является правдой и хоть как-то близко к здравому смыслу. Как пример — quot;Архипелаг Гулагquot;. Такого бреда я еще не читал. Хотя бы потому, что он там пишет, что в лагерях сидело 180 миллионов человек. Это при населении страны в 123 млн., на тот момент.

А вот Горького, Гоголя, Достоевского, ПУШКИНА, Булгакова, Шолохова и многих других читать не просто стоит, а необходимо!

Это делает твой внутренний мир богаче и ты становишься более образованным и сквозь эти произведения начинаешь лучше понимать и себя и окружающий мир и людей в целом.

Очень советую читать классику.

Ну конечно нужна,с помощью классики мы узнам как надо жить правильно,какие есть правила морали,что такое высокие чувства,уважение,достижение,развитие, модели поведение в разных ситуациях.

Конечно, живут люди и без классической, и вовсе безо всякой литературы.

Но что я была бы без книги? Не могу себе даже представить этого. Живу книгой, дышу книгой. Когда не читаю несколько дней, то чувствую себя голодной).

Польза от литературы — это сочетание меня слегка коробит, как если б спросили, а есть ли вам польза от любви), звучит примерно одинаково.

Прежде чем попасть художественному произведению в классический репертуар, оно проходит проверку временем и популярностью у нескольких поколений читателей, и если остатся общепризнанным произведением имеющим культурную и духовную ценность, то попадает в разряд классических. А классика актуальна в любое время, как в момент написания, так и до наших дней, ведь там затронуты самые важные для человечества темы о добре и зле, любви и предательстве, народе и власти, о вражде и понимании о человеческих ценностях, о которых не стоит забывать никогда, хотя бы из уважения к истории своих предков, благодаря которым мы все рождены.

Польза — это не то понятие, которое имеет отношение к произведениям искусства. Полезное искусство — это басни Демьяна Бедного, они были очень полезны большевикам, печатались с первого номера газеты quot;Правдаquot;.

Там, где начинаются разговоры о пользе искусства, там заканчивается само искусство и начинается торжество его профанации. Искусство и литература как его составная часть — это выражение свойственных человеку стремлению к прекрасному, склонности к выдумке и необходимости в самовыражении. Поэтому то, что потом входит в литературу и музыку как фольклор, появилось абсолютно везде, даже у самых незатейливых дикарей.

Утилитарный подход к литературе как к чему-то, способному принести пользу, губителен для литературы, потому что она изначально призвана принести эстетическое наслаждение, а уже потом начинается вс, что можно посчитать quot;пользойquot;

Классическая литература состоит из тех произведений, которые заставляют думать. Человеку полезно думать. Если этот механизм запустила книжка, то честь и хвала е автору. Именно такие произведения, собранные в некий воображаемый список, составляют классику.

Классическая литература развивает речь. А как же иначе, ведь речь — это словесное выражение мыслительного процесса. Где много думают, там умеют хорошо говорить. При этом quot;хорошоquot; — это не значит quot;многоquot;.

Классика отечественной литературы повышает грамотность. Эталонный русский язык в виде текстов, оформленных по всем правилам орфографии и пунктуации, не может навредить. Детектив здесь не подходит, потому что книги, читаемые на одном дыхании, не позволяют обращать внимание ни на слог, ни на то, как написаны слова и оформлены предложения.

Вот и вся quot;пользаquot; от чтения классики.

источник

Сегодня я хотел бы поговорить с вами о наболевшем и затронуть тему так называемой классической литературы. Проблема в том, что классика уже давно превратилась в некое подобие культа. Стоит тебе выложить в соцсетях или на каком-то форуме фотографии каких-нибудь детективов или любовных романов, которые ты читаешь, как сразу со всех щелей вылезают эстеты и начинают писать свои никому не нужные комментарии о том, какой же ширпотреб ты, оказывается, читаешь. Но вот что я хочу сказать по поводу классиков и подобных комментаторов в частности. Начну с того, что большинство людей боготворят классическую литературу просто потому, что так принято. Так же как принято считать американцев глупой нацией, а девушек за рулем обезьянами с гранатой. Другая причина популярности классической лит-ры заключается в том, что все мы в душе немного тщеславны и для многих людей чтение классики это возможность почувствовать себя чуточку умнее остальных. Так сказать, возвыситься над серой биомассой.

И, быть может, многим из этих эстетов куда больше по душе какие-нибудь «50 оттенков серого» или другие трендовые сегодня книги, но они все равно будут пытаться подавить в себе эти чувства и продолжат с пеной у рта доказывать насколько совершенна их классика. Кстати, я заметил одну забавную вещь: далеко не все, кто разглагольствует о гениальности классической лит-ры, является постоянным читателем. Так, я знаю немало людей, которые практически не читают худ. лит-ры, но при этом гордятся тем, что когда-то в незапамятные времена читали классические произведения, которые проходили по школьной программе. Стоит ли говорить, что многие люди даже не понимают то, о чем написано в их любимой классике? Но они никогда в этом не признаются даже самим себе, потому что тогда в глазах других таких же эстетов они могут показаться скудоумными. Вместо этого они просто промолчат, а когда кто-то снова поделится с людьми тем, какой классный детектив он недавно прочитал, дружно набросятся со своими поучениями.

Но это что касается любителей классики (не всех, но многих). А теперь давайте поговорим непосредственно о самой литературе. Начну я с того, что классическая лит-ра сама по себе уже давно устарела. Устарела как в плане описываемых в ней событий и быте, так и в плане речевых оборотов. Затрагиваемые там темы уже давно неактуальны и не вызывают должного отклика. Нужно понимать, что все эти книги писались для людей того времени, когда царил совершенно другой строй общества. Кому сейчас какое дело до крепостных, помещиков и далее по списку? Поклонники классики обычно в таких случаях сразу же начинают писать о том, что в их любимых книгах помимо всего прочего затрагиваются и вечные темы, НО разве всего этого нет и в современных произведениях? Разве любовь, дружба, долг родине не присутствуют и в сегодняшних бестселлерах? Мало того, что присутствует, так еще и предстает в более актуальном антураже. Ну и, конечно, многие явно преувеличивают значение классики, приписывая книгам то, чего там нет и подавно.

Взять, к примеру, ту же «Мастера и Маргариту». Считается, что это книга о любви, но где там любовь я, собственно говоря, так и не понял. Для меня МиМ является, скорее, хаотичным набором сумбурных эпизодов, нежели какой-то лавстори. Никто из героев не резал ради другого вены, никто ни с кем не сражался за счастье быть вместе, никто не признавался в вечной любви. В общем, хоть я не самый заядлый читатель любовных романов, но сколько я не старался в итоге так и не смог увидеть в МиМ ни одного признака любовной истории. Какой вывод из этого можно сделать? Многие не понимают о чем читают и делают это просто ради галочки, чтобы принадлежать к числу эдакой элиты и считать себя просвещенным человеком. А на крайняк ищут в интернете примеры сочинений и думают, что все действительно так и есть, как описывается в этих сочинениях. Если вы до сих пор думаете, что люди понимают классику, то позвольте представить вашему вниманию следующий абзац.

Хоть это и не классика в традиционном смысле, но книжка очень популярная и у нее очень высокий рейтинг. Но вот в чем вопрос: скольким из прочитавших ее людей она действительно понравилась и сколько людей прочли ее просто для галочки? Не знаю насчет вас, но что-то мне подсказывает, что последних куда больше.

источник

В сегодняшней статье Арина Милосердова рассказывает о том, как осознанно подойти к чтению классических произведений и не бояться чего-то не знать.

Мы не можем в полной мере осознать, как ужасна потеря мужчиной чести перед обществом, не чувствуем подлинного сострадания к крепостному сословию. Мы знаем, что так было раньше, но испытать схожих с героями эмоций не способны. Все потому, что классические произведения писались не для нас. Писатели творили для своих современников, и несложно предположить, что с того времени общество сильно изменилось. Мы не можем до конца понять образ и ход мысли, ценности героев классической литературы.

Также мы располагаем лишь поверхностными знаниями о быте и деталях повседневной жизни того периода времени, когда произведение было написано. Кроме разве что людей, посвятивших себя гуманитарным наукам и обладающих глубоким знанием истории. Их восприятие литературы Золотого века приближено к изначальному, но все равно не соответствует восприятию человека, жившего в то время.

Изменилось не только общество, но и язык. Употребление тех или иных слов, а также многих речевых оборотов и конструкций тоже сошло на нет. Их заменили новые слова, устойчивые выражения, иноязычные заимствования и так далее.

Факт: не понимать, что символизирует лиловое платье, расщепленный молнией дуб и небо Аустерлица — это нормально. В современном диалекте большое количество литературных приемов видоизменилось, а некоторые стали редко использоваться или вовсе исчезли.

В нас уже заложили «основную мысль», проблематику произведения, и сделали это еще в школе. Школьная программа эволюционирует все сильнее с каждым годом. Однако некоторые факты для нас остаются неизменными. «Лицо Золотого века», Пушкин и Тургенев, были против крепостничества, а Мцыри — страдающая душа, а не сумасбродный молодой человек. Между тем, есть множество других авторов того времени, которые даже не упоминаются в учебниках, а на каждое известное нам произведение существует множество трактовок. Условности остаются в голове и мешают самостоятельному осознанию произведений.

Как барышня, жившая в 18 веке, не сможет осознанно прочитать «Ешь, молись, люби», как настольную книгу, так и мы не можем использовать классику в качестве повседневного легкого чтива. Для того, чтобы осознанно прочесть том классики, необходимо подойти к этому занятию серьезно и следовать несложным правилам.

Попробуйте абстрагироваться от навязанного школьной программой мнения. Читайте комментарии критиков и других литераторов, в особенности современников автора. Так вы сможете создать разностороннее мнение о произведении.

Обратитесь к историческим справкам, повествующим о том времени, когда произведение было написано. Изучение исторической информации — это ключ к пониманию и чувствованию классической литературы.

Необходимо использовать словарь, чтобы разъяснить для себя устаревшие слова, которые давно вышли из нашего обихода, но активно использовались в прошлом.

Делайте пометки на полях, подчеркивайте ключевые фразы. Выделяйте важные по вашему мнению моменты и пишите к ним свои комментарии.

Найдите единомышленника или целую заинтересованную компанию и обсуждайте прочитанное вместе. Отбросьте стеснение и отправляйтесь на собрание одного из литературных клубов, которые снова набирают популярность. Облекать свои мысли в слова может быть очень полезно. И опять же, участие стороннего мнения благотворно влияет на создание собственного.

Многие пугаются, что классику понимают лишь высокоинтеллектуальные личности. И оставляют идею чтения таких книг. Но следуя этим простым правилам и приложив к процессу чтения долю усидчивости, можно достигнуть максимально возможного понимания классических произведений.

Советы также актуальны для чтения зарубежной классики. Однако стоит помнить, что эти произведения, помимо всего прочего, проходят через призму литературного перевода, который накладывает свой отпечаток на достоверность и восприятие повествования читателем.

А если именно сейчас вы находитесь в раздумьях, что почитать, Арина совсем недавно рассказывала о пяти лучших книгах этой весны.

источник

Источники:
  • http://zaochnik.ru/blog/pochemu-polezno-chitat-klassicheskuju-literaturu-i-kak-ee-poljubit/
  • http://womanadvice.ru/v-chem-polza-chteniya-i-chto-chitat-dlya-samorazvitiya
  • http://www.m24.ru/articles/obshchestvo/20112017/151568
  • http://newtonew.com/opinion/sacred-cow-of-literature
  • http://constructorus.ru/samorazvitie/polza-chteniya.html
  • http://animedia-company.cz/use-of-reading-blog/
  • http://info-4all.ru/obrazovanie/filosofiya-nepoznannoe/kakaya-polza-klassicheskoj-literaturi-nuzhna-li-ona-cheloveku/
  • http://pikabu.ru/story/o_klassicheskoy_literature_4141768
  • http://simplebeyond.com/how-to-read-classic-books-6-advices/