Меню Рубрики

Конспект урока полезные ископаемые 6 класс домогацких

«Полезные ископаемые» технологическая карта урока по ФГОС в 6 классе, по программе Домогацких Е.М.

Тип урока: (по целям) изучение нового материала

Вид урока по форме проведения: нетрадиционный (урок рефлексия с элементами экологического тренинга)

Методы урока: репродуктивный с элементами частично-поискового и исследовательского.

Технологическая карта урока географии по ФГОС (урок открытия новых знаний)

Тема урока: Полезные ископаемые

Учитель: Ислам С.К. (учитель географии и биологии)

Тип урока: (по целям) изучение нового материала

Вид урока по форме проведения: нетрадиционный (урок рефлексия с элементами экологического тренинга)

Методы урока: репродуктивный с элементами частично-поискового и исследовательского.

— ввести, сформировать понятие «полезные ископаемые», «топливные», «рудные», «нерудные» и «геология».

— способствовать формированию знаний о полезных ископаемых.

— Закрепить знания о группах полезных ископаемых, о их свойствах о их использовании и способах добычи.

— продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии;

— совершенствовать навыки взаимоконтоля и самоконтроля;

— стимулировать стремление к познанию и любознательность.

в) воспитательные: формирование бережного отношения к природным богатствам страны.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для 6 кл., учебник географии для 6 кл. Домогацких Е.М., и др., (М.: «Русское слово», 2012г); рисунки, схемы: магматические горные породы, конверты с сигнальными карточками, коллекция горных пород, проектор и компьютер.

Плакат: «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни.» К.Г.Паустовский.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организацион-ный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас на нашем уроке, но на урок вы пришли с разным настроением — отразите его, подняв «Смайлик — настроения».

Подготовка класса к работе. Поднимают смайлики( красный-хорошее настроение, зелёный- грустное, синий-безразличное)

Личностные : самоопределение; « я и другие люди»

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Прошу выбрать капитанов команды и ппридумать название.

-Сегодня мы с вами совершим ппутешествие. Отвечая на вопросы, ввыполняя задания, члены каждой команды ззаработают за каждый верный ответ 1 жетон, себе и команде. Капитан будет вести ббортовой журнал путешествия, куда знапишет фамилии и имена членов команды и будет отмечать заработанные вами жжетоны. Оценку «отлично» получит тот, ккто наберет больше жетонов, оценку «хорошо» получит тот, кто по количеству жжетонов будет на 2 месте и оценку «удовлетворительно» получит тот, кто по кколичеству жетонов окажется на 3 месте. ККапитанов прошу заполнить журнал и ддоложить о готовности команд.

-Желаю Вам приятного путешествия!

Записываются в бортовой журнал членами команды. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. ……отвечая на вопросы учителя. За правильные ответы получают жетоны.

познавательные: логически из полученного слова и определений, которые использовались для решения кроссворда выделить мысль, что породы имеют разные свойства.

3. Постановка учебной задачи

— Представьте себе, что из космоса на Землю летят наши космические корабли. Чтобы увидели не только мы, но и другие пришельцы (инопланетяне), приближаясь к Земле?

Задает учащимся вопросы, о внешних оболочках земли: (фронтальный опрос)

— Назовите оболочку Земли, где образуется облака, туманы, осадки и северное сияние? Что такое атмосфера? (команда №1)

— Назовите оболочку Земли, состоящих из горных парод и минералов? Что такое литосфера? (команда №2)

— Наши корабли видят: океаны, моря, реки, озера, как называется эта оболочка земли? Что такое гидросфера? (команда №3)

Учитель раздает каждой команде на карточках творческое задание (на знание изученного материала (Приложение №1)

Наблюдает за работой ребят и по ее завершении предлагает каждой команде прикрепить свои работы на доску.

-Подберите слово похожее по смыслу к слову нужное, необходимое? (синоним)

–искать, копать в земле? И что получилось

Необходимое нужное искать копать. (где в земле) Как звучит тема сегодняшнего урока?

Проблема: Где же расположены полезные ископаемые и где их используют?

атмосфера (воздушная оболочка земли) команда №1;

литосфера (твердая оболочка земли) команда№2;

гидросфера (водная оболочка земли)команда№3;

Творческая работа по изученному материалу (команды).

Выполненную работу учащиеся прикрепляют у доски.

«Полезные ископаемые» ответы детей

Формулируют (уточняют) тему урока: Полезные ископаемые. Ставят цели: узнать какие полезные ископаемые есть в нашей стране и в нашей области; виды полезных ископаемых.

источник

В 6 классе по программе Домогацких Е.М. выделен 1 урок на тему «Поелзные ископаемые». Он проводится после урока «Горные породы». Эта тема вызывает у ребят большой интерес и ее хорошо сочетать с практической работой по изучению и классификации полезных ископаемых.

ОТКРЫТЫЙ УРОК КНЯЗЕВОЙ Е. П. ГЕОГРАФИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА

Урок – поиск. Тема : Полезные ископаемые

Место урока: 6 класс, третий урок в теме «Литосфера».

Цель урока: Формирование представлений о полезных ископаемых их использование и принципах размещения.

Тип урока: Комбинированный: практическая работа, построенная на технологии критического мышления с использованием поискового метода.

Учитель: Князева Е.П. Дата проведения: 26.11.2014г

1. Настенные карты: Физическая Евразия, контурная полушарий;

2. Компьютер с мультимедийным проектором;

3. Видеопрезентации, подготовленные ребятами: «Полезные ископаемые вокруг нас во Всеволожске», «Профессия геолог»; видеозаставка «Панорама Санкт-Петербурга»;

4. Коллекция полезных ископаемых с раздаточным материалом;

5. Учебник «География 6 класс» Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский с печатной рабочей тетрадью;

6. Карточки индивидуальных групповых заданий;

7. Дополнительная литература: толковые словари русского языка; учебное пособие «Природа родного края», З.А. Томанова, А.Н. Любарский,СПБ, «Специальная Литература».

8. Выставка литературы и экспонатов по теме «Горные породы и минералы».

1. Давать определение терминов, понятий по тематике урока;

2. Классифицировать полезные ископаемые;

3. Приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной и хозяйственной деятельности человека;

4. Уметь видеть в окружающей среде результаты труда других людей, с использованием природных ресурсов.

1. Находить достоверные сведения в источниках географической информации;

2. Анализировать и обобщать тематическую информацию;

3. Осуществлять поиск информации для решения учебных задач по теме урока.

1) Организовывать работу в паре и группе;

2) Активно участвовать в групповой практической работе, излагать свое мнение, прислушиваясь к мнению одноклассников .

1) Аргументировано оценивать свою работу и работу одноклассников;

2) Уметь исправлять ошибки;

1)Определять самостоятельно цель и тему урока;

2) Выдвигать гипотезы предположения;

3) Устанавливать причинно-следственные связи.

1)Осознание целостности мира;

2)Понимание значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразие и вариативность использования;

3)Формирование познавательного интереса к профессии геолог.

Деятельность учителя учащихся на уроке

Цель: настройка на работу по географии.

1. Географическая разминка по настенной контурной карте:

класс по очереди задает вопрос по номенклатуре 1 ученику и он

показывает объекты на контурной карте. Тема разминки : горы и

равнины, изученные в 5 классе.

-Предметные : развитие памяти и образного мышления, умение читать карту.

четко и кратко формулировать ответы и вопросы.

II. Фронтальный опрос-повторение с целью «погружения» в тему урока.

— какую оболочку мы изучаем?

— каково строение литосферы?

— из чего состоит литосфера?

— сколько известно горных пород и минералов?

— Предметные: развитие логического мышления и памяти.

ясно формулировать ответы на вопросы.

III. Практическая работа –опрос по домашнему заданию.

Класс поделен на 6 групп. Каждая группа имеет набор образцов горных пород.

Задание: Классифицируйте горные породы по происхождению, выбрав их из набора. Разложите на месте и подпишите их.

Проверка: заслушать одного представителя от группы по одному виду горных пород.

Выставление оценки: групповое самооценивание, отметка письменно на листе, устная оценка учителя

-развивать умение классифицировать горные породы.

-исправление ошибок и самооценка

IV. Изучение нового материала.

Показ видеофрагмента «Панорама СПБ»

Вопрос учителя: 1) Догадайтесь: почему, изучая горные породы, я показала вам наш прекрасный Санкт-Петербург? Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми и их использованием.

2) Как вы понимаете словосочетание «полезные ископаемые?» Что вы знаете о них?

источник

Кисина Валентина Сергеевна

I квалификационной категории

План – конспект по теме: Полезные ископаемые.

Образовательные сформировать у учащихся представление:

Развивающие: продолжить формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию из дополнительной литературы, анализировать, обобщать.

Воспитательные: сформировать мировоззренческую идею о познаваемости мира.

атласы, учебник (план местности), доска, мел, тетради, план – конспект.

— проверки (прием устного опроса)

— устного изложения (прием объяснения, беседы)

Тип урока: комбинированный

Проверяем готовность к уроку, у каждого на столе должен лежать атлас, дневник, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь к учебнику, ручка, карандаш. Здравствуйте, садитесь

Проверяют готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания

1) Что называют горными породами?

3) Назовите основные группы горных пород по происхождению.

1) Горными породами называют то, чем сложена земная кора.

2) То, из чего состоит горная порода.

Базальт, Андезит, Липарит, Пемза.

Щебень, галька, гравий, песок, глина

III. Изучение нового материала

Приступаем к изучению нового материала.

Тема сегодняшнего урока “Полезные ископаемые”.

Открываем тетради, записываем на полях сегодняшнее число, тема урока: “Полезные ископаемые”.

Задачи урока: узнать, что называют полезными ископаемыми, какие они бывают по происхождению, где может использовать их человек, и какие существуют способы их добычи и как их показывают на картах.

Выясним, что же называют полезными ископаемыми?

Минералы и горные породы, используемые человеком в своих целях, называют полезными ископаемыми.

Минералы и горные породы, используемые человеком в своих целях, называют полезными ископаемыми .

Первые полезные ископаемые на Земле образовались очень давно, вместе с самой каменной оболочкой планеты. Некоторые из них существуют уже несколько миллиардов лет, другие появились позже: их возраст исчисляется десятками и сотнями миллионов лет. Следовательно, полезные ископаемые формировались постепенно, в течение всей жизни нашей планеты. А такие породы, как песок, глина и торф продолжают накапливаться и по сей день. И чтобы увидеть этот процесс, не надо спускаться в неведомые глубины – достаточно выйти на берег реки или побывать на одном из многочисленных болот.

Однако полезными ископаемые были далеко не всегда. Когда древний человек только начал познавать Землю, они для него как бы не существовали. Человека окружала природа: воздух, вода, животные и растения. И вместе с ним – минеральная твердь Земли, каменная основа мироздания, необходимая для всего сущего.

Чтобы ископаемые стали полезными, человек должен был ощутить ту пользу, которую может принести камешек, лежащий на берегу реки или отколотый от скалы. Ему надо было научиться использовать свою находку, обрабатывать её. Немало воды утекло, прежде чем люди поняли, что у них под ногами находится поистине неисчерпаемая кладовая, богатства которой сделают многотрудную жизнь легче и интереснее. И тогда полезные ископаемые “родились” вторично – теперь уже в сознании человека.

Какие же бываю по происхождению полезные ископаемые?

По происхождению полезные ископаемые, как и все горные породы, делятся на магматические, осадочные и метаморфические.

По происхождению полезные ископаемые, как и горные породы, могут быть:

Для того чтобы узнать, где человек использует полезные ископаемые, мы сейчас с вами выполним задание. Задание мы оформим в виде таблице. Таблица будет состоять из трёх равных колонок, чертим.

Первая колонка будет называться – название полезных ископаемых; вторая – происхождение, третье – где используется человеком.

Это задание вы будете выполнять в командах. Первая команда, вторая, третья.

Каждая команда получит образцы полезных ископаемых и дополнительную литературу с помощью, которой вы должны будете заполнять третью колонку.

Так как у нас не так много образцов, вы будете получать карточки с названием полезных ископаемых и образцы, по мере того как вы сделаете, я буду вам их менять. Это таблица должна быть выполнена у каждого ученика.

Приступаем к выполнению задания.

Учитель следит за ходом выполнения задания и при необходимости помогает.

источник

Ефимова О.П., учитель географии

Цель : формирование знаний о видах и способах добычи полезных ископаемых, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между способом добычи полезных ископаемых и видом полезного ископаемого; углубление знаний о полезных ископаемых Тульской области .

Задачи , поставленные перед учащимися:

Познакомить с видами полезных ископаемых

Познакомиться со способами добычи различных видов полезных ископаемых.

Выявить взаимосвязь между способом добычи полезных ископаемых и видом полезного ископаемого.

Читайте также:  Полезные ископаемые в уральских горах

Расширить знания о полезных ископаемых Тульской области.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель. Прослушайте эти загадки и скажите, чему будет посвящен наш сегодняшний урок.

Учитель. Сегодня мы посвятим урок полезным ископаемым, поиску и изучению способов добычи полезных ископаемых(слайд 1).

Учитель. Давайте познакомимся со структурой нашего сегодняшнего урока (слайд 2).

Вопросы для учащихся. Какие цели вы можете перед собой поставить, изучая эту тему (слайд 3)?

Учитель. В ходе работы я предлагаю вам заполнять таблицу самоанализа знаний. Над ликвидацией пробелов в знаниях по графе 3 вы можете самостоятельно поработать дома, используя дополнительные источники информации.

(Пустые таблицы заранее приготовлены на партах)

Учитель. Перед тем, как перейти к изучению нашей темы давайте вспомним, что мы знаем о полезных мскопаемых (слайд 4).

Дети читают вопросы со слайда и отвечают на них (фронтально).

Как вы понимаете термин «полезные ископаемые» (Слайд 4)?Проверка (слайд 5).

На какие группы можно разделить полезные ископаемые (Слайд 4)?Проверка (слайд 6).

Какие полезные ископаемые Тульской области вы знаете (слайд 4)? Проверка (слайд 7).

3. Изучение нового материала (возврат к слайду 2) .

Вопросы для учащихся. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны? Как добывают такие полезные ископаемые как песок, известняк. Можно ли таким образом добывать глубоко залегающие полезные ископаемые?

Учитель. Этот способ добычи называется карьерным.

Вопросы для учащихся. Каким образом добываются глубоко залегающие полезные ископаемые, например уголь?

Учитель. Этот способ добычи называется шахтный.

Вопросы для учащихся. А какой способ добычи можно использовать при разработке полезных ископаемых, залегающих мощными пластами, начинающимися на небольшой глубине, а заканчивающимися на больших глубинах?

Учитель. Это открыто-подземный или комбинированный способ добычи.

Вопросы для учащихся. Какие типы полезных ископаемых можно добывать таким способом? А как добывают жидкие или газообразные полезные ископаемые?

Учитель. Есть еще два способа добычи. Это добыча со дна моря и так называемые «другие способы добычи».

Ну а теперь подробнее рассмотрим каждый способ. (Слайд 8) Открытый способ представляет собой процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами. Минеральные ресурсы, которые находятся на поверхности земной коры или же залегают неглубоко в недрах, добываются открытым способом. Открытый способ добычи полезных ископаемых представляет собой процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами. Размеры таких разрезов и карьеров зависят от обширности месторождения и глубины залегания полезных ископаемых. При помощи открытого способа в основном добывают сырье, используемое для строительства: известняк, песок, мел и тому подобное (слайд9). Также открытым способом добывают торф, некоторые виды угля, также железные и медные руды.

Вопросы для учащихся. Какие полезные ископаемые добывают открытым способом на территории Тульской области? Какие карьеры Тульской области вам известны?

Учитель. Твердые полезные ископаемые, которые залегают на большой глубине в недрах земли, добывают с помощью сооружения подземных шахт (слайд 10). Чаще всего таким способом добывается уголь.

Вопросы для учащихся . Шахтный способ добычи полезных ископаемых считается наиболее опасным для жизни сотрудников таких предприятий. Почему? Ведется ли шахтный способ добычи на территории Тульской области? Какие полезные ископаемые области добывают в шахтах?

Учитель. Полезные ископаемые жидкого и газообразного типа извлекают из земли путем бурения специальных скважин, откуда полезные ископаемые поступают на поверхность по трубам (слайд 11). Для добычи полезных ископаемых определенного вида используют дополнительные методы. К примеру, для добычи соли ее растворяют под землей путем подачи в скважину воды. А такое сырье, как сера, предварительно расплавляется под действием горячего пара, подающегося через скважину.

Интересным является способ добычи полезных ископаемых со дна моря (слайд 12). В середине 1960 –х годов при исследовании морского дна обнаружили, что его поверхность может содержать значительное количество конкреций – шаровидных тел, размером от нескольких сантиметров, до 20-30 сантиметров в диаметре, представляющих собой металлы и их соединения. Конкреции образуются из-за того, что на больших глубинах многие растворенные в воде соединения металлов выпадают в осадок. В таких конкрециях обнаружены: железо, марганец, медь, титан, кобальт, никель и многие другие металлы.

Вопросы для учащихся. Как вы думаете, данный способ добычи широко распространен сейчас? Почему? А в перспективе? Он будет дорогим или дешевым? Почему?

Учитель: Ученые уже нашли способы добычи подобных конкреций. Скорее всего, данное направление будет развиваться, так как их запасы составляют миллионы, а по некоторым данным триллионы тонн.

Интересна группа так называемых «других способов добычи» (слайд 13). Это собранные воедино разнообразные и достаточно редко используемые способы добычи. Так при добыче некоторых цветных металлов в горнодобывающем деле используется вода, точнее примеси из подземных вод. Именно таким образом добывается литий – его находят в подземных водах, где он растворен и находится в минеральной оде в виде соединений. Также можно встретить месторождения подземных вод, из которых осаждают медь. Ярким таки примером является Дегтярский рудник на Урале. Медь растворяется в подземных водах под действием бактерий, способных растворять соединения меди с серой, превращая их в медный купорос.

Вопросы для учащихся. Как вы думаете, эти способы добычи дешевые или дорогие? Почему человек не отказывается от столь сложных способов?

Учитель. Ежегодно разрабатываются новые способы добычи полезных ископаемых. Развитие современных технологий способствует появлению новых методов и оборудования для добычи тех или иных полезных ископаемых.

Вопросы для учащихся. Почему человек продолжает осваивать новые способы добычи полезных ископаемых? Все ли страны одинаково обеспечены полезными ископаемыми? Обеспечена ли ими наша страна? Давайте рассмотрим карту «Полезные ископаемые России» и определим наиболее распространенные полезные ископаемые нашей страны.

Закрепление изученного материала проводится в игровой форме. «Звездный час» — слайды с 16 по 25.

Что такое полезные ископаемые? ( Горные породы, используемые человеком в своей хозяйственной деятельности )

Что такое топливные полезные ископаемые? ( Горные породы, которые могут гореть )

Какой вид углей добывался на территории Тульской области? (Бурый уголь)

Что такое руды? ( Горные породы, в состав которых входит метал )

Каково второе название закрытого способа добычи полезных ископаемых? (Шахтный)

Какие полезные ископаемые добывают путем бурения скважин? (Нефть и газ)

Перечислите нерудные полезные ископаемые? ( Гранит, базальт, мрамор, глина, песок, соль )

Что такое геологическая разведка? ( Процесс поиска полезных ископаемых )

Какой способ добычи полезных ископаемых наиболее опасен для человека? (Шахтный)

Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока по правилу «5 – Я». По цепочке каждый из вас заканчивает предложение. Предлагаю вам начальные фразы для 5 предложений: Я знал…. Я удивлен…. Я считаю… Я узнал…. Я хочу узнать…

А теперь давайте вернемся к нашей таблице. Проанализируйте ее самостоятельно. Постарайтесь дома при помощи дополнительных источников информации найти ответы на вопросы, представленные вами в третьей колонке. Ответы на многие из них можете найти в представленных на слайде источниках информации (слайд 26). На следующем уроке мы их обязательно обсудим.

Выставление оценок за работу на уроке. /data/files/g1476799359.ppt (презентация к уроку «Полезные ископаемые»)

источник

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Учебник «Введение в географию» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский

Планируемые образовательные результаты

объяснять причины разнообразия минералов и горных пород,

горные породы и минералы своей местности, полезные ископаемые области;

различать по внешним признакам осадочные и магматические породы своей местности,

приводить примеры использования горных пород и минералов человеком

Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

связи строения земной коры и видов полезных ископаемых.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Обучающиеся смогут выработать личностное отношение к вопросу изменения окружающей среды при добыче полезных ископаемых.

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.

Решаемые учебные проблемы

Меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества.

Основные понятия, изучаемые на уроке

.Полезные ископаемые, топливные полезные ископаемые, рудные полезные ископаемые, нерудные полезные ископаемые, руда, геологическая разведка.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийный проектор с экраном, электронная презентация «Полезные ископаемые»,

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I . ЭТАП 1 Актуализация знаний

— Что такое магма и как она превращается в горную породу?

Расскажите, как образуются магматические глубинные горные породы. По каким признакам их можно определить?

Расскажите, как образуются магматические излившиеся горные породы.

Расскажите, встречаются ли в нашей местности магматические породы. Какие? Как они залегают?

Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника и рисунки, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы. План урока:

1. Что такое полезные ископаемые

2.Какие существуют виды полезных ископаемых

3. Где залегают разнообразные полезные ископаемые

4. Что такое разведка полезных ископаемых

Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения.

II . ЭТАП Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос: Меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества? (Слайд № 3)

Что называют полезными ископаемыми?

Вступая в диалог с учителем, определяют, что не хватает знаний о типах и видах полезных ископаемых Беседа: отвечают на вопросы: ?

Деятельность учителя → постановка цели урока

Так какая же цель сегодняшнего урока?

Обучающиеся формулируют цель урока – узнать, что такое полезные ископаемые, виды полезных ископаемых, где залегают полезные ископаемые.

IV ЭТАП. «Открытие» нового знании.

Из чего состоит земная кора?

Что такое горные породы и минералы?

3. Какие существуют виды горных пород и минералов?

Чтение отрывка из сказа Бажова «Каменный цветок»

Как вы думаете: если бы сняли фильм о нашем крае, какие бы горные породы и минералы стали его главными героями? Какие из них можно считать полезными ископаемыми?

Сформулируем определение понятия «полезные ископаемые»:

и спользуются человеком в повседневной жизни и хозяйственной деятельности

Чаще всего выделяют три группы полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные . Рассмотрите рисунок 38 учебника

1. Составьте схему « Виды полезных ископаемых»

Знание такой закономерности помогает геологам в поисках месторождений полезных ископаемых (рис. 39 учебника).

Прочтите на странице 69-70 информацию о поиске полезных ископаемых

Не случайно, что этот процесс называют геологической разведкой

знание такой закономерности помогает геологам в поисках месторождений полезных ископаемых (рис. 39 учебника).

Поиски полезных ископаемых ( слайды 10-22)

Обсуждают варианты решения задачи.

Обосновывают выбор: песок , глина, песчаник, мел, известняк.

Применение этих горных пород в хозяйстве.

Оценивают правильность выводов, решений.

Формулируют определение понятия «горные породы», «месторождения»

Пользуясь текстом учебника на стр. 8 находят ответы на вопросы.

Учащиеся заполняют схему и выполняют задания 1 — 3

1. Запишите примеры каждой группы полезных ископаемых.

2. По физической карте определите месторождения полезных ископаемых каждой группы .

3. Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа ?

Учащиеся читают текст на стр.69-70 и выбирают информацию о поисках полезных ископаемых.

Обучающиеся выполняют задание в тетради.

V ЭТАП. Применение нового знания .

(По какому принципу классифицируют полезные ископаемые?

Рассмотрите предложенную классификацию, найдите ошибку и исправьте ее классификация проведена по разным признакам: происхождению и использованию)

Приведите примеры их использования

Учащиеся находят и исправляют ошибку, заменив

в третьей колонке строительное сырьё на нерудные полезные ископаемые и приводят примеры видов полезных ископаемых.

железо, медь, алюминий, свинец, цинк, олово, серебро, золото

песок, глина, известняк, гранит, базальт, мрамор

VI этап. Рефлексия (итог урока).

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Что нового узнали на уроке и чему научились?

Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Учащиеся дают ответы на вопросы и делают выводы:

Вывод: Количество и разнообразие полезных ископаемых увеличивается

VII ЭТАП. Домашнее задание: § 11, выполните задания и ответьте на вопросы на странице 71-72

,выполнить задания к §11 в рабочей тетради

На уроке происходит процесс формирования представлений о полезных ископаемых, об основных принципах их размещения. Учащиеся смогут:

  1. объяснять причины разнообразия минералов и горных пород,
  2. горные породы и минералы своей местности, полезные ископаемые области;
  3. различать по внешним признакам осадочные и магматические породы своей местности;
  4. приводить примеры использования горных пород и минералов человеком.
  5. давать понятие что такое разветка полезных искомаемых
Читайте также:  Хлебцы вредны или полезны

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Автор публикации: Блаженов В.А.

Технологическая карта урока

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

Болотникова Н.В.Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география . 6 класс».

Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география . 6 класс».

Географический атлас, контурные карты.

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о полезных ископаемых, основных принципах их размещения

Задачи урока

(планируемые результаты)

Личностные: осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций, понимание значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразия и вариативности использования.

Метапредметные: ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, выявлять причинно-следственные связи строения земной коры и видов полезных ископаемых, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные: давать определения терминов, понятий по тематике урока; классифицировать полезные ископаемые; описывать свойства полезных ископаемых; приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека; проводить тематические эксперименты и формулировать выводы на основе их результатов.

Решаемая учебная проблема

Меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества?

Основные понятия, термины

Полезные ископаемые, топливные полезные ископаемые, рудные полезные ископаемые, нерудные полезные ископаемые, руда, геологическая разведка.

Методы обучения

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Средства обучения

Учебник, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, географический атлас, образцы полезных ископаемых

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест-вляемые учебные действия

Формиру-емые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы.

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя

Взаимодействуют с учителем

Умение ставить перед собой реальные цели

Умение настраиваться на занятие

2. Постановка цели и задач урока

Проводит диалог по ранее изученному материалу, акцентирует внимание на основных моментах и подводит обучающихся к определению темы, цели и задач урока. Ставит учебную проблему.

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока.

Умение анализировать тематическую информацию

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками

Умение правильно формулировать ответы, вопросы, тему и задачи урока

Умение планировать порядок действий по достижению поставленной цели

Принятие учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний

3. Актуализация знаний

Читает отрывок из сказа Бажова «Каменный цветок». Даёт задания учащимся: какие горные породы и минералы стали бы главными героями фильма о нашем крае? Какие из них можно считать полезными ископаемыми? Сформулируйте понятие «полезные ископаемые». Следит за самостоятельностью выполнения заданий.

Работают в парах с текстом учебника.

Принимают участие в обсуждении

Умение строить высказывание

Сотрудничество с учителем и сверстниками. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями.

Слушание учителя и сверстников. Умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

4 . Первичное усвоение новых знаний

Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний и методики воспроизведения изучаемого материала. Мотивирует на работу с коллекциями полезных ископаемых.

Слушают учителя, объясняют рисунки и схемы в презентации

Способность анализировать информацию.

Участвуют в совместном обсуждении материала, излагают своё мнение с аргументами, фактами.

Согласование усилий по решению учебной задачи, умение приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Правильность ответов учащихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группах.

Умение слушать. Планирование своих действий по достижению поставленных целей.

5. Первичная проверка понимания

Организует работу учащихся с текстом и рисунками в учебнике. Учитель наблюдает за работой, консультирует и стимулирует учебные действия учащихся. Проверяет правильность ответов

Читают параграф и рассматривают рисунки, выделяют существенную информацию. Систематизируют учебный материал.

Анализ содержания параграфа. Выделение существенной информации.

Участвуют в обсуждении содержания параграфа в групповом режиме. Инициируют сотрудничество в поиске и сборе информации. Принимают решение.

Уметь формулировать собственное мнение. Уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Строить логически обоснованные суждения. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

6. Первичное закрепление

Организует выполнение практической работы «Виды полезных ископаемых».

Работают в тетрадях по заполнению таблицы (стр. 39 рабочей тетради)

Умение самостоятельно находить нужную информацию.

Выражают свои мысли по составленным таблицам. Слушают друг друга

Умение правильно выражать свои мысли. Уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Контроль правильности ответов. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Способность давать объективную оценку собственным действиям и достигнутым результатам, а также внешним факторам и явлениям.

7. Домашнее задание

§11, рабочая тетрадь §11 (тестовые задания и картографический практикум)

Записывают домашнее задание в дневник.

Анализируют возможность отбора и сравнения материала по нескольким источникам.

Взаимодействия с учителем.

Осознание качества и уровня усвоения.

Регуляция учебной деятельности.

8. Итог урока

Формулирует вопросы, возвращается к учебной проблеме. Подводит итоги учебного занятия.

Отвечают на вопросы, приводят варианты решения учебной проблемы

Определять уровень усвоения изученного материала.

Взаимодействие с учителем

Умение отвечать на вопросы.

Проводят контроль, самоконтроль и коррекцию правильности ответов обучающихся

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

9. Рефлексия

Определяет степень усвоения нового материала. Выявление затруднений обучающихся. Коррекция знаний.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях

источник

Конспект урока по биологии в 6 классе : «Полезные ископаемые применяемые для получения металлов»( Урок с применением здоровьесберегающих технологий)

Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 6 классе : «Полезные ископаемые применяемые для получения металлов»( Урок с применением здоровьесберегающих технологий)»

СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»

Конспект урока по биологии в 6 классе:

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

(Урок с использованием здоровьесберегающих технологий

Яковченкова Валентина Михайловна

Тема урока: Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.

Цель урока: познакомить учащихся с металлическими рудами

Образовательные: формировать представление о том, что для получения металлов используют металлические руды, дать понятие самородным металлам.

Коррекционные: развивать внимание, умение наблюдать и сравнивать, связную устную речь.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою странуэ

Здоровьесберегающие задачи: сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни. снятие напряженности зрения, мышечной усталости, тревожности.

Оборудование и наглядность: учебник, тетрадь, мультимедийная презентация, карточки для проверки д/з.

Тип урока: комбинированный.

1. Здоровьесберегающие технологии.

2. Технология дифференцированного и индивидуального обучения.

3. Информационно — коммуникационные технологии.

5. Элементы проблемного обучения.

А) Психологическая настройка класса.

— А с каким настроение вы пришли на урок биологии?

Перед вами карточки с солнышком и тучкой. Выберите карточку в соответствии со своим настроением и прикрепите к доске.

-Для более эффективной и плодотворной работы, мы выполним упражнения на внимание:

— Какие минеральные удобрения необходимы для роста и развития растений? (Фосфорные, азотные, калийные)

— Из чего получают калийные удобрения? (Из калийной руды)

— Из чего получают фосфорные удобрения? (Из фосфоритов)

— По какому признаку можно отличить фосфориты? (По неприятному запаху)

— Как называют фосфориты в народе? (Камнями плодородия)

— Какого цвета могут быть фосфориты? (Коричневого, бурого, светло-серого, черного)

Б) Индивидуальная работа по карточкам:

1. При трении фосфориты издают

А) из древних растений
Б) из болотных мхов

В) из трупов морских животных

4. На заводах фосфориты превращают в

5. Для растений суперфосфат лучше, чем фосфоритовая мука

Б) он лучше растворяется в воде и усваивается растениями

В) он хуже растворяется в воде и плохо усваивается растениями

6. Для чего растению нужен суперфосфат

Б) для роста стеблей и листьев

В) для цветения и созревания плодов

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Игра на коррекцию внимания.

Перед вами картинки предметов — самолет, вертолет, ведро, гвоздь, чайник, ложка, резиновый мяч. Закройте глаза. Откройте, посмотрите внимательно и скажите, какой предмет я убрала?

4. Этап усвоения новых знаний.

А) Сообщение темы и цели урока.

— Почему я убрала именно картинку с изображением мяча? Из чего сделан мяч? Из чего сделаны остальные предметы? Как вы думаете, что мы с сегодняшнего урока начнем изучать?

— Мы начинаем изучать полезные ископаемые, из которых получают металлы.

Б) Рассказ учителя с опорой на слайды презентации, беседа с учащимися.

— Для строительства и изготовления многих прочных предметов используют металлы.

— Какие названия металлов вам известны? А знаете, что из них изготавливают?

— Из меди делают провода, из легкого алюминия — самолеты и вертолеты, из прочного железа — ведра, гвозди, а из золота и серебра — украшения.

— Для изготовления могут использовать один металл, а могут использовать несколько смешанных металлов. Это сплавы.

— Из сплавов делают рельсы, станки, детали автомобилей. (Слайд 4)

— В природе могут встречаться металлы в чистом виде. Это золото, платина, медь. (Слайд 5)

— Многие металлы получают из металлических руд, которые залегают в земле на разной глубине. Руды добывают, транспортируют на заводы, где из них выплавляют металлы. Так алюминий получают из алюминиевых руд, железо — из железной руды, медь – из медной руды. (Слайд 6-7)

-Учитель: Ребята, вы устали. Выполним физкультминутку для глаз.

5.Физминутка для глаз (проводится стоя) (Слайд8)

Простейшие упражнения для глаз:

1)вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальные движения вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении

1. Записать число, тему урока.

2. Записать новые термины и определения.

МЕТАЛЛЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ РУДЫ

СПЛАВ – это смесь нескольких расплавленных металлов.

САМОРОДОК – это металл, который в природе встречается в чистом виде.

Г) Работа с текстом учебника:

Прочитать дополнительный материал учебника на стр.151 и найти ответы на вопросы:

Какой металл входит в состав организма человека?- Какой металл использовали для изготовления украшений в древности?

Просьба, повторять за учителем:

Читайте также:  Тунец вреден или полезен

Представьте, что мы в лесу:

А теперь представим, детки,

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

(Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Шесть – за парты сесть опять.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх,

потом то же, стоя на другой ноге)

(Наклоны корпуса влево-вправо)

(Рывки руками перед грудью)

И в заключение :Игра “Умный светофорик”.

Красный цвет – дети стоят, желтый – садятся за парты, зеленый – шагают на месте.

— Из чего получают большинство металлов?

— Какие металлы в природе встречаются в чистом виде?

На доске картинки разных предметов. Класс делится на две команды. Учащиеся по одному человеку из каждой команды выбирают изображение предмета из металла. Чья команда больше и быстрее выберет картинок.

Стр.150-151 читать, отвечать на вопросы, пересказывать.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— С каким настроением мы закончили урок?

— У вас есть карточки с изображением настроения..

Прикрепите соответствующую карточку к доске.

1. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школыVIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011 г. – Сб.1.

2. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида / А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2012.

источник

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида

«Крупнейшие месторождения полезных ископаемых в России»

Выполнила: учитель географии Дедюхина Т.Н.

Закрепить представления учащихся:

а) о морях Северного Ледовитого океана;

б) о поверхности нашего края (равнины и горы).

2. Сформировать первоначальные представления о крупнейших месторождениях полезных ископаемых в России; познакомить с условными знаками полезных ископаемых на физической карте России.

Развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся через закрепление умения анализировать, обобщать и сопоставлять; устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Воспитывать чувство патриотизма к своей стране на

основе показа многочисленных месторождений

1. Развивать субъектность учащихся через развитие способности к целеполаганию, воли, рефлексии.

2. Профилактика нарушения осанки и зрения.

Оборудование: жетоны, мультимедийный проектор, экран, диск «Крупнейшие месторождения полезных ископаемых», сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4; физическая карта России, карточки с названиями полезных ископаемых, карточки для самостоятельной работы трёх уровней трудности, карточка со словом месторождение.

Актуализация знаний 10 минут

темы и целей урока 3 минуты

(Гимнастика для укрепления позвоночника,

5. Изучение нового материала 8 минут

(Комплекс упражнений для глаз) 3 минуты

7. Закрепление пройденного материала 7 минут

Содержание работы учителя

Содержание работы ученика

2.1. Мотивация учебной деятельности.

2.5 Подведение итогов этапа

5.Изучение нового материала.

5.2 Работа с физической картой.

Комплекс упражнений для глаз.

7. Закрепление пройденного материала.

7.1 Самостоятельная работа

Учитель настраивает учащихся на урок.

-В начале урока, чтобы настроиться на хорошую работу, выполним упражнение «Ухо-нос»: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а провой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

Упражнение «Змейка»: скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе, подвигайте указательным пальцем правой руки. Палец должен двигаться точно и четко. Проделать работу с каждым пальцем поочерёдно.

-Сегодня на уроке мы продолжим изучать карту России. Мы уже прошли темы: Сухопутные и морские границы. Острова и полуострова. Поверхность нашей страны.

-Тему сегодняшнего урока вы узнаете после того, как повторим пройденный материал.

-За каждый правильный ответ вы получите жетон. Если наберёте больше 7 жетонов, то получите оценку-5; от 5 до 7 жетонов- 4; до 4 жетонов-3.

-Один ученик будет выполнять работу индивидуально (задание смотрите в приложении)

-Что объединяет все эти моря? (показывает слайд презентации №1)

— Какие моря вы бы ещё добавили?

-Для ответов на следующие вопросы вам понадобятся сигнальные карточки. Приготовьте сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.

-Определите, по какому признаку одно из них лишнее?

-Почему Баренцево море зимой не замерзает?

-Проверим ответ. (Открывает слайд №2).

1. Какая из равнин находится в Европейской части нашей страны?

2. Это одна из самых больших низменностей на Земле. Здесь образуется очень много болот.

3. Почему здесь образуется много болот?

Проверим ответ. (Открывает слайд №4).

1.Какая из горных систем самая высокая в России?

2. По каким горам проходит граница между Европой и Азией?

3. Чем покрыты вершины гор: Кавказа, Алтая, Саян?

Проверим ответ. (Открывает слайд №6).

(Подводит итог.) Посчитайте количество ваших жетонов. Поднимите руку те ученики, которые набрали 8 жетонов,6 жетонов.

За индивидуальную работу выставляется оценка.

-Для того, чтобы узнать тему урока, расшифруйте слова (задание на доске):

-Тема нашего урока связана с данными словами и будет звучать так: (открывает слайд №7 ) и читает:

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

-Что такое полезные ископаемые, вы уже знаете.

-А что такое месторождение?

-На уроках биологии вы знакомились с образцами полезных ископаемых, изучали их свойства.

Сегодня на уроке вы узнаете:

какие полезные ископаемые добывают в нашей стране;

познакомитесь с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых;

узнаете, какими условными знаками они обозначаются на физической карте.

-Но сначала давайте отдохнём.

Для этого выполним упражнение «Обезьяна».

Встаньте, поставьте ноги на ширину плеч, присядьте и подпрыгните несколько раз как можно выше. Представьте, что вы срываете с дерева бананы, для этого весело попрыгайте по классу, при этом можно сколько угодно корчить рожи и громко кричать.

Встаньте и со всей силой начните себя бить кулаками в грудь. Теперь на краешек стула, скрестите ноги, положите руки на живот и немного посидите в таком положении до тех пор, пока дыхание не успокоится, сердце перестанет сильно биться.

-Наша страна богата полезными ископаемыми. По запасам многих полезных ископаемых Россия занимает ведущее место.

-Главные природные богатства нашей страны – нефть и природный газ.

По добыче нефти наша страна занимает одно из ведущих мест в мире, а по добыче природного газа – 1 место в мире.

Рассмотрите физическую карту России и скажите, какими условными знаками обозначается нефть и газ?

-Рассмотрите карту и скажите, где сосредоточены условные знаки нефти и газа?

-Значит, Западно-Сибирская равнина – крупнейшее в России месторождение нефти и газа. Отметим это место на физической карте карточкой «нефть и газ» (прикрепляет карточку на физическую карту России).

-Рассмотрите карту и скажите, где находится месторождение каменного угля?

Прикрепляет карточки «каменный уголь» на месторождения каменного угля на физической карте.

-Где находится крупнейшее месторождение железной руды?

Прикрепляет карточку «железная руда»

-Где находится крупнейшее месторождение калийной соли?

Прикрепляет карточку «калийная соль» на физическую карту.

-Кто из вас видел условный знак калийной соли в нашем городе?

-Почему кристалл калийной соли имеется на гербе г. Березники?

-Где находится крупнейшее месторождение алмазов?

Прикрепляет карточку с названием полезного ископаемого на физическую карту.

-Где находится крупнейшее месторождение золота?

Прикрепляет соответствующую карточку на физическую карту России.

-А теперь посмотрите на карту и скажите, богата ли наша страна полезными ископаемыми?

-Для того, чтобы продолжить работу дальше, давайте отдохнём и проведём разминку для глаз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно, считая до пяти.

Крепко зажмурить глаза (считая до трёх), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти).

Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 5-6.

Проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

-А теперь проверим, все ли поняли тему сегодняшнего урока, для этого выполним задания самостоятельно.

( Предлагает учащимся на выбор задания трёх уровней трудности: низкий уровень – оценка «3», средний – «4», высокий уровень — «5») (задания в приложении)

-Чтобы проверить ваши работы, рассмотрите последний слайд, где нужно соединить стрелками полезные ископаемые с соответствующим местом добычи.

-Что нового узнали на уроке?

-Давайте подсчитаем количество жетонов, которое получил каждый из вас в течение всего урока.

-А теперь узнаем, что показалось сложным, или, наоборот, простым при изучении этой темы. Для этого дополните начатые предложения:

Все эти моря относятся к Северному Ледовитому океану.

-Можно добавить моря Карское и Лаптевых.

-Эти моря тоже относятся к Северному Ледовитому океану.

Поднимают карточку с цифрой 1 и объясняют ответ:

-Лишнее море Баренцево, т.к. зимой оно не замерзает.

-С запада заходит в море тёплое Северо-Атлантическое течение, поэтому оно не замерзает.

Поднимают карточку с цифрой1 и объясняют ответ:

-В Европейской части нашей страны находится Восточно-Европейская равнина.

Поднимают карточку с цифрой 2 и объясняют ответ:

Западно-Сибирская равнина – одна из самых больших низменностей на Земле.

-Она имеет ровную поверхность, поэтому дождевая вода застаивается. А если дождевая вода застаивается, то образуются болота.

Поднимают карточку с цифрой 1 и объясняют ответ:

-Самая высокая горная система в России – Кавказ.

Поднимают карточку с цифрой 2:

-Границей между Европой и Азией служат Уральские горы.

-Вершины этих гор покрыты снегом и льдом.

-Высоко в горах низкая температура, значит, на вершинах вечные снега.

Учащиеся расшифровывают название темы:

-Здесь зашифрованы слова: полезные ископаемые.

Тему записывают в тетрадь.

-Месторождение – это скопление полезных ископаемых в земной коре.

Показывают условные знаки нефти и газа на физической карте и отвечают:

-Больше всех таких условных знаков на Западно-Сибирской равнине.

-Месторождение каменного угля находится на юге Сибири, северо-западе Урала, у реки Дон.

-Крупное месторождение – около города Курск, на Кольском полуострове, на Урале.

-Крупнейшее месторождение калийной соли находится на Урале, в городе Соликамске.

-Условный знак калийной соли есть на гербе нашего города.

-В нашем городе имеется крупное месторождение калийной соли.

-Крупнейшее месторождение алмазов находится в Сибири, в Якутии.

-Крупнейшее месторождение золота находится в Сибири.

-Наша страна богата полезными ископаемыми.

Ученик, страдающий астигматизмом, самостоятельно выполняет упражнение «Нитка жемчуга». (Ребёнок сначала смотрит на самую отдалённую бусинку, затем на ближайшую, несколько раз проводит взглядом вперёд-назад по шнурку.)

Письменно выполняют задания.

Выполняют задание, проверяя себя.

-Сегодня на уроке мы познакомились с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых.

(Дополняют данные предложения)

Упражнения направлены на развитие межполушарных связей.

Цель: настроить учащихся на активную работу на уроке.

Ученик выполняет работу по карточке

С запада тёплое Северо-Атлантическое течение, значит,

1.Восточно-Европейская равнина, 2.Западно-Сибирская равнина, 3.Средне-Сибирское плоскогорье.

Ровная поверхность, значит

дождевая вода застаивается и

1.Кавказ, 2. Урал, 3. Алтай, 4. Саяны.

Слайд №6. Низкая температура, значит, на вершинах

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Весёлая гимнастика для укрепления позвоночника, основанная на Китайском искусстве движений Кун Фу, Тай-цзи и Цигун.)

Это упражнение помогает снять эмоциональное напряжение.

Учащиеся работают с атласами и демонстрационной физической картой России.

Этот комплекс укрепляет глазные мышцы, снимает с них напряжение, активизирует кровоснабжение глаз, способствует поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода.

Упражнение выполняется в среднем темпе, 1-2 раза.

По мере выполнения заданий учитель проверяет работы и раздаёт жетоны.

Учащиеся ещё раз проговаривают названия полезных ископаемых и соответствующие места добычи.

Незаконченные предложения записаны на доске.

Задания для закрепления нового материала по теме

«Крупнейшие месторождения полезных ископаемых в России».

(Низкий уровень трудности) Даются в конверте названия полезных ископаемых (каждое название на отдельной карточке) и условные знаки полезных ископаемых (каждый знак на отдельной карточке). Нужно каждому условному знаку подобрать соответствующее название.

(Средний уровень трудности)

1. Вместо условных знаков вставь слова.

Наша страна богата полезными ископаемыми. Западно-Сибирская равнина занимает ведущее место по запасам_________________________________________________ .

В районе города Курска, на Кольском полуострове находится месторождение___________________________________ .

Около города Соликамска открыты запасы_______________________________________ .

На юге Сибири, на северо-западе Урала (у города Воркуты), на юге России (у реки Дон) находится крупное месторождение ____________________________________ .

В Сибири, в Якутии, добывают самые драгоценные камни ________________________ .

На северо-западе России добывают ______________________________

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/01/15/urok-geografii-po-teme-poleznye-iskopaemye-6-klass
  • http://doc4web.ru/geografiya/plankonspekt-po-teme-poleznie-iskopaemie-klass.html
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/elektronnij_obrazovatelnij_resurs_poleznie_iskopa_160330.html
  • http://infourok.ru/konspekt-uroka-poleznie-iskopaemie-klass-domogackih-fgos-296706.html
  • http://docbaza.ru/naurok/geografiya/text-81675299.html
  • http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-biologhii-v-6-klassie-polieznyi.html
  • http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-geografii-krupneyshie-mestorozhdeniya-poleznih-iskopaemih-v-rossii-dlya-6-klassa