Меню Рубрики

Конструктивные способности детей полезные практические навыки развивает

Развитие конструктивных навыков

На протяжении многих десятилетий детей увлекает игра с деревянными кубиками, брусочками, конструкторами, пластинами. Безграничная фантазия ребенка, стремление и возможность сделать своими руками – вот то, что не дает ей состарится и исчезнуть в мире новых компьютерных игр.

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливают почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка.

Конструирование – это основа раннего интеллектуального развития. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).

Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления. Большое значение для эмоционального развития имеет обыгрывание построек.

Основная цель развития конструктивных навыков:

    научить детей играть с разнообразными конструкторами; развить у детей навыки ориентирования в пространстве; развить способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям; развить психические функции: мышление, память, внимание, воображение; активизировать словарь.

Анализируя программу раннего возраста, размышляя о том, каким должен быть конструктивный уголок, мы постарались создать для детей предметно-развивающую среду с учетом их возрастных особенностей. При организации уголка конструирования учитывалось наличие достаточного количества развивающих игр для развития конструктивной деятельности детей.

Кубики. Самый простейший и самый первый в жизни ребенка конструктор. С ними очень интересно играть и именно они знакомят ребенка с формой предметов, их цветовым восприятием, развивают его пространственное воображение.

Конструкторы «Лего». Все они имеют самые различные элементы и способы крепления между собой, что позволяет создавать из них также различные конструкции.

Фигурки-вкладыши. Дети подбирают правильные по размерам и форме фигурки, разворачивают их под разными углами и соединяют вместе. Таким образом, ребенок изначально, еще до сборки, должен представлять в своем воображении тот объемный предмет, который у него должен получиться после сборки.

Мозаика. Мозаика бывает двух видов: шестигранные детали из разноцветной пластмассы в виде крышечек и мелкая мозаика. Эти два достаточно простых конструктора учат детей работе с небольшими по своим размерам предметами, развивают зрительно-моторную координацию и мелкую моторику (совершенствование щипкового захвата указательного и большого пальцев), цветоощущение и фантазию.

Пирамидки, матрешки, разрезные картинки. А также наличие иллюстративного материала, дополнительного материала для развертывания строительных игр (игрушки для обыгрывания).

Для формирования конструктивной деятельности для развития мелкой моторики руки используем дидактические игры и пособия: «Сделай бусы», «Подарки из прищепок», «Покорми зайку», «Застегни пуговицы» и т. д. А также пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока, сорока», «Салатик» и т. д.

На третьем году жизни у детей интенсивно развивается способность к подражанию, под воздействием взрослых развивается способность к сосредоточению, а действия приобретают большую самостоятельность.

Сначала детей этого возраста последовательно знакомят с деталями, которыми они будут чаще всего пользоваться. Это кирпичик, кубик, пластина, затем – брусок, цилиндр и треугольная призма. По мере ознакомления детали сравниваются между собой, устанавливается их отличие друг от друга, называются. Специально названия не заучиваются, они осваиваются детьми по мере использования в совместной работе с взрослым. При сравнивании деталей необходимо обращать внимание детей не только на размеры и форму их сторон, но и на устойчивость или неустойчивость деталей при определенном их положении на плоскости стола. Очень важно научить ребенка создавать из такого материала простейшие объемные модели предметов, передающие в общем виде содержание (строение и функцию) При создании таких конструкций (моделей, предметов) основным средством работы для ребенка (ориентиром) может служить конкретный образец постройки. Такие образцы дети сначала анализируют (сравнивают с реальным предметом) совместно с взрослым. В ходе анализа образца дети узнают предмет, находят в постройке его основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Взрослый направляет работу ребенка своими вопросами типа: «С чего ты начнешь строить? Какие детали возьмешь для своей постройки?» и т. д.

Все это позволяет научить конструированию как творческой деятельности, а также эмоциональному, эстетическому и речевому развитию детей, формированию умения договариваться, проявлять бережное отношение к природе и к другим объектам окружения.

источник

муратова елена
Развитие конструктивных навыков у детей подготовительной группы

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Кроме того, конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Конструктивная деятельность ребенка — достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования — это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материалы. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость, умение налаживать деловые отношения). Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе. У детей формируются обобщенные представления о предметах. Конструктивная деятельность развивает умение тесно связывать приобретённые знания с их использованием. Можно выделить следующие задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей: 1. Воспитывать у детей необходимые умения и навыки конструирования. 2. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях,их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которым они работают. 3. Научить работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.

4. Воспитывать детей самостоятельность в работе, творческую инициативу. 5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять её на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. 6. Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе. В процессе совместного выполнения конструкции ребята должны оказывать помощь друг другу, доброжелательно откликаться на просьбы товарищей, быть чуткими и внимательными к их работе. 7. Конструктивная деятельность требует аккуратного пользования материалами. С самых первых дней обучения необходимо, чтобы дети выполняли соответствующие правила: перед занятием раскладывали материал в удобном порядке, после занятия или окончания игры не разрушали, а разбирали постройки, собирали неиспользованный материал (коробки, кусочки, бумагу, природный материал) и аккуратно, в определенном порядке укладывали его на постоянное место хранения. Порядок на рабочем месте -необходимое условие для успешного выполнения любого задания, воспитание у детей организованного труда, эстетических чувств. Для успешного развития конструктивных навыков детей в группе должна быть организованна развивающая среда для конструктивной деятельности. Мелкий и крупный строительный материал, настольные, дидактические игры, различные виды конструкторов, подобран природный материал. Конструктивная деятельность детей встречается в непосредственно – образовательной деятельности – это и ФЭМП, лепка, аппликация, конструирование грамота. Но для того чтобы повысить у детей интерес к конструированию, необходимо организовывать игры и в самостоятельной деятельности. Игры детей с конструктором – это их самое любимое занятие. В ходе игр с «Конструкторами» у детей развивается пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка-постройка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы. Дети с большим интересом конструируют из счётных палочек, геометрических фигур. Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Конструирование с бумагой развивает у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Занятия с бумагой благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересны детям. Также можно широко использовать природный материал в качестве конструирования. Собирать вместе с детьми на прогулке листья, семена растений, камни. Привлекать к сборке природного материала и родители попросить принести шишки, ракушки, мох и т. д. для изготовления поделок.

При взаимодействии с родителями использовать разные формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел проводить с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания.

В подготовительной группе наиболее важной задачей является подготовка детей к школе. Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам. Они уже в состоянии дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры. Стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность. Для этой группы, как и всех других групп, занятие конструированием тесно связано с игрой. Основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установлении связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни, а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование здесь направленно и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных положениях и представить последовательность процесса конструирования. В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее, обдумать и выбрать нужный материал. Дети должны знать, что для успешной работы необходимо: — четко представлять предмет, его строение, пространственное положение; -иметь хорошие технические навыки; -видеть последовательность операции, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Воспитатель так должен вести занятие, чтобы у детей появился интерес к приобретению знаний. Для этого, обучая ребят конструированию, он должен во время прогулок знакомить их с различными видами транспорта, зданиями, мостами, обращая внимание не только на общую структуру, способы скрепления частей, но и различные варианты, одних и тех же сооружений и строений, на художественные, архитектурные достоинства. Дети должны комментировать увиденное, анализировать свою работу и работу товарищей. Обучение детей коллективному труду – одна их важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого педагог предлагает ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно относиться к участию в общей работе. Особое внимание следует уделять организованности в работе, трудолюбию. Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы. В подготовительной группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Конечно, и в этой группе используют образец, выполненный воспитателем из материала, с которым дети работают. Например, нужно показать, как работать с природным материалом, что можно сделать из него, каковы приемы работы с ним, способы скрепления, придания выразительности образу и т. д. но в этой группе уже можно показать общие приемы, которые пригодятся для изготовления разных игрушек, а не конкретного предмета. Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать со взрослыми, опережая последних в нестандартности решений. Исходя из выше изложенного, педагог должен ставить перед собой задачу поддержать и развить интерес детей к конструированию, открытиям, созданию чего-либо своими руками, стремление познать окружающий мир, активизировать мыслительную деятельность детей средствами конструирования.

Презентация на тему «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень!» Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Ручной труд в детском саду Ручной труд в детском саду – это всевозможные занятия, зафиксированные в программе по обучению детей дошкольного возраста. Всевозможные занятия.

источник

Важную роль в жизни человека имеют способности к практической деятельности. Среди них особая роль принадлежит организаторским способностям. Зачатки их можно наблюдать даже в конце раннего возраста. Особенно ярко они проявляются и интенсивно развиваются в игровой деятельности детей. Дети с организаторскими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому наиболее подходящую для него роль, проявляя наблюдательность, зачатки практически-психологического ума. При этом сами они не всегда выполняют в игре главные роли, но даже на «второстепенных» ролях фактически продолжают руководить действиями своих партнеров. Характерным для таких детей является высокая коммуникативность. Замечена их способность поразному устанавливать контакт, общаться с детьми в зависимости от некоторых индивидуальных качеств партнера.

Дошкольный и младший школьный возраст — благоприятный период для проявления задатков, развития и такой практической способности, как конструктивно-техническая. Эта деятельность, бесспорно, имеет ряд отличий, особенностей в детском возрасте.

Детское конструирование представляет собой процесс создания конструкций, построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Способности к этому виду деятельности проявляются, например, в умении легко установить пространственное расположение между элементами предмета и подчинить его определенной логике, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкций, в умении внести элемент новизны в решение конструктивно-технической задачи. Успеху в конструктивно-технической деятельности способствует практическая направленность ума ребенка, пространственное воображение, учет им важных для достижения результата требований действительности, хорошая техническая наблюдательность, рациональный подход к решению задачи. Конструктивные способности ребенка развиваются во всех доступных ему видах конструирования. Так, в процессе конструирования по условиям ребенок создает постройку не на основе образца, а на основе конкретных условий, выдвинутых игрой или взрослым (построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, построить мост через широкую и глубокую реку для трамваев, пешеходов, машин и др.).

Читайте также:  Маньчжурского ореха полезные свойства

Этот вид конструирования предполагает усвоение детьми зависимости конструкции предмета от его назначения, умение считаться с предъявляемыми условиями, выполнить их.

В процессе конструирования по условиям ребенок учится варьировать, поразному решать задачи на основе одних и тех же условий, что создает важные предпосылки для творчества. К концу детского периода дети могут успешно выполнять постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным условиям.

Проявляются и развиваются конструктивные способности и в конструировании по замыслу.

Нередко постройки, созданные в процессе этого типа конструирования, используются и самими детьми в их деятельности (построенный корабль отправляется в плавание, в домике дети размещают не только кукол, но поселяются и сами).

Для создания сооружений детьми используется и специальный строительный материал (напр., бруски), и любой другой (палки, фанерные и картонные ящики, коробки, зонты, доски и т. д.). Этот тип конструирования не только развивает конструктивные способности ребенка, но и способствует активному формированию важных навыков общения, нравственных качеств. Дети учатся согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать свои предложения, уступать, помогать друг другу, радоваться общему успеху.

В конструировании по замыслу ярко проявляется, особенно к концу детского периода, способность к самостоятельному планированию своей деятельности,

Не у всех детей любознательность развита в достаточной степени. Необходимую предпосылку ее развития психологи видят в ориентировочно-исследовательских реакциях, вызываемых новизной окружающих предметов Характер этой новизны не является постоянным, он изменяется. Если в младшем возрасте любопытство ребенка вызывает яркая игрушка, неожиданное ее исчезновение или появление новой, звон бубенчиков (внешняя сенсорная новизна), то потом, с развитием, свою любознательность он проявляет к новизне внутренней, интеллектуальной. Но такого перехода может и не произойти, если роль ребенка ограничена всего лишь пассивным созерцанием окружающего.

Нужно помочь ребенку включаться в процесс активного познания действительности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не просто усваивают знания, они активно привносят от себя в этот процесс такое содержание собственного опыта, которое обусловливает возникновение новых, подчас неожиданных знаний в виде догадок, предположений, удивляющих своей новизной и оригинальностью. Важно поддержать данный процесс. А ведь эта незапрограммированная активность может и легко погаснуть, если воспитатель будет направлять ее в жесткие рамки регламентированного обучения.

Исследования выявили: деятельностью, в которой ярко проявляется активность ребенка, является детское экспериментирование. В процессе экспериментирования с новым объектом ребенок может получить совершенно неожиданную

Для себя информацию, что часто влечет к изменению направленности этой деятельности, перестраивает ее. В детском экспериментировании имеют место две тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания в свою очередь рождают новые вопросы, новые, более сложные преобразования1.

Детское экспериментирование создает благоприятные условия для наиболее содержательной формы психической активности детей — творчества, которое не без основания рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных форм деятельности.

Созданию интереса к определенному виду деятельности, развитию способностей способствует «атмосфера увлеченности», царящая в детском саду, в семье.

Увлеченность взрослых членов семьи общественно полезной деятельностью способствует пробуждению интереса, склонности к ней и детей. «Атмосферой увлеченности» в значительной степени объясняются нередкие случаи, когда дети в семье музыкантов обнаруживают склонность к музыке, в семье инженера — к конструктивной деятельности, к технике; в семье агрономов, ботаников, селекционеров — к живой природе, в семье учителей — к педагогической деятельности.

Характер увлечений педагогов отражается на формирующихся интересах, способностях их воспитанников. Создание атмосферы увлеченности — важное условие для развития способностей.

Другим значимым условием формирования способности является трудолюбие, высокая работоспособность человека. В справедливости высказанного положения убеждают истории вундеркиндов — детей, в раннем возрасте достигших больших успехов в какой-либо деятельности.

Однако, как показывает жизненная практика, далеко не все вундеркинды достигают значительных успехов на избранном пути. Почему? Что тормозит их развитие? Одной из важных причин чаще всего является отсутствие у них трудолюбия, усидчивости, настойчивости.

Об исключительной роли работоспособности, трудолюбия свидетельствуют и специальные психологические исследования. Так, например, отечественный психолог Н.С. Лейтес, изучавший индивидуальные случаи детской одаренности, приходит к выводу: склонность к труду, умственному напряжению представляет собой основополагающий фактор одаренности.

Способности ребенка связаны и с его навыками, умениями. Надо помочь ему овладеть не только ориентировочными действиями, но и исполнительской «рабочей» частью деятельности — определенной «техникой» рисования, приемами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальными движениями, умениями действовать с игрушками и др. Владение ими будет способствовать дальнейшему развитию способностей. Слабое же развитие умений и навыков делает способности бескрылыми, лишает ребенка средств для реализации своего замысла, своих способностей.

Важное условие успешного развития способностей детей — знание их во всех отношениях. У одних детей способности рано проявляются и они достаточно ярки, так что их нельзя не заметить. Каково должно быть отношение к таким детям?

Развивать дальше их способности. Правильно поступают воспитатели, когда способному, например, к рисованию ребенку дают более сложные задания, предъявляют к его результатам более высокие требования, развивают стремление помогать другим. Специалисты советуют поддерживать сложившиеся интересы ребенка, но и не допускать однобокости в его развитии, не пророчествовать.

Неправильное отношение взрослых к способностям ребенка ведет к появлению у него целого ряда негативных качеств (зазнайство, высокомерие, тщеславие, эгоизм и др.), что опасно как для самого ребенка, так и для окружающих. Развивая способности ребенка, важно не забывать о главном — о нравственной основе его личности.

Далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности. Нередко приходится «раскапывать», отыскивать их. Необходимо изучать внутренний мир каждого воспитанника, его склонности, интересы, познавать возможности ребенка в разных видах деятельности. Это поможет обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребенок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого ребенка.

Итак, дошкольное детство и младший школьный возраст — период, когда начинают формироваться как познавательные, так и практические и специальные способности. Важной предпосылкой развития способностей является активность и саморегуляция ребенка. Развитие познавательных способностей ребенка тесно связано с овладением и применением им сенсорных эталонов в перцептивных действиях, с овладением принципами построения и использования модельных представлений в интеллектуальных действиях. Из специальных способностей особенно активно развиваются художественные, что связано и с возрастными особенностями дошкольника и младшего школьника. Формирование способностей — сложный процесс. Важную роль здесь играют воспитание, обучение, социальная среда, в которой живет ребенок.

Контрольные вопросы:

1. Понятие способностей и факторы их развития.

3. Содержание познавательных способностей в структуре общих и условия их развития.

4. Содержание практических способностей в структуре общих и условия их развития.

Специальные способности, сферы их выражения и условия развития

источник

Ручной труд(вводится со старшей группы) развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о св-вах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни,то другие инструменты, способы соединения частей. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребёнок подбирает крупный жёлудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает жёлудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т.д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клёна делают крылышки стрекозы, из шишки – лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребёнку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Всё это оказывает огромное воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.Классификация:изготовление игрушек из различных материалов:дети приобретают много новых знаний и умений, они задумываются над устройством различных предметов, заполняют свой досуг разумным содержанием как в дет.саду, так и дома. Сначала дети наблюдают за тем,как воспитатель из материалов делает игрушки,затем сами пытаются сначала помочь воспитателю, а потом уже самостоятельно смастерить какую-нибудь незамысловатую игрушку.Материал должен храниться в ящике,разделённых на несколько частей, где материал можно разложить по видам:коробки,кускикартона,ткань,катушки,бечёвка, проволока. В старшей и подготовительной к школе группах необходимо иметь ножницы, маленькое шило с короткой колющей частью, кисточки для клея, клей канцелярский, синтетический, а также кусочки столярного клея, который воспитатель готовит по мере необходимости.Дети 4-5 лет могут сделать самые простые игрушки. Для того чтобы они успешно справились с поставленной задачей, надо дать им заготовленные части, которые можно легко соединить. Коллективной формой работы, которая рекомендуется для старшей и подготовительной к школе групп,является изготовление макетов. С детьми старшей и подготовительной групп готовят оборудование и атрибуты для игр-драматизаций.Они могут сделать шапочки для козлят и волка, а потом поиграть в игру «Волк и семеро козлят». Дети старшей и подготовительной групп могут изготовить для младшей группы лото. Работа с деревом: детей 7-ого года жизни следует приучать пользоваться молотком, пилой,клещами,плоскогубцами. Воспитание этих навыков возможно в практической деятельности по изготовлению каких-либо полезных предметов. Работа по дереву привлекает детей своей новизной, использованием разнообразных инструментов. Особенно она важна в воспитании мальчиков, которым на 6-ом, а тем более на 7-ом году жизни необходима такая деятельность, в которой они могли бы приложить физические усилия, достигнуть известной сноровки в работе с настоящими инструментами, в обработке дерева, превращая его из простой доски или чурбака в разные вещи. Здесь проявляются смекалка, находчивость, инициатива, поиски путей реализации замысла, взаимопомощь, стремление сделать игрушку прочной, красивой, что особенно ценно в подготовке детей к школе. В работе по дереву особенно важно соблюдение основных дидактических принципов: следует идти от простого к сложному, соблюдать последовательность усложнения в подборе конструкций.Необходимо обеспечить повторность действий при выполнении новых поделок, но с использованием тех умений, которые требовались в изготовлении ранее выполненных конструкций. Работу с деревом целесообразно организовывать не со всей группой.При фронтальной организации создаётся большой шум, воспитателю трудно руководить одновременно работой большой группы, он не имеет возможности уделить внимание каждому ребёнку, оказать конкретную помощь. Наиболее целесообразно при этом виде работы разделять группу на 2-3 подгруппы по 7-8 человек. Важно, чтобы дети договорились, кто с кем будет работать. Т.к. работа с деревом часто требует взаимопомощи, наиболее удобно организовать труд детей парами. У детей старшей и подготовительной к школе групп развивается умение ставить перед собой цель и элементарно планировать процесс работы, рационально использовать материал, применять целесообразные приёмы работы. У детей 7-ого года жизни развивается относительная ловкость, точность и быстрота действий, точность глазомера, умение приспосабливать материал, самостоятельно находить выход из затруднительного положения.

источник

Эта тема привлекла моё внимание, потому что конструктивное умение является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в развитии восприятия, мышления. Благоприятным условием для комплексного воздействия на весь ход психофизического развития ребёнка. Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. В связи с этим возникла необходимость раскрыть важность развития конструктивных умений у детей дошкольного возраста.

Цель моей работы создание условий для развития конструктивных умений, и способствует решению следующих задач:

  • развитие конструктивного мышления;
  • создание условий для формирования предпосылок творчества;
  • создание условий для сотрудничества в совместной деятельности;

Для работы были созданы необходимые условия: центр “Конструкторское бюро”, где ребёнок делает первые шаги на пути овладения удивительным искусством конструирование, альбом “Архитектор” (где представлены геометрические формы в трёх проекциях), разнообразные виды конструкторов (деревянные, металлические, кнопочные, магнитные), графические модели, по которым дети учатся строить предметы. При условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребёнка, его умственных способностей.

Итак, в процессе конструкторской деятельностью, детям предоставлена возможность выбора различных материалов для конструирования, созданы все условия для интересной, плодотворной деятельности.

Первоначальный этап моей работы, начался с ознакомлением детей с деталями конструктора, с простейшим анализом построек, видение элементов наглядного моделирования, использование графических моделей. Проблемы на начальном этапе связаны с неразвитостью мелкой моторики, это объясняется возрастными особенностями детей. С целью развития мелкой моторики, я использовала различные приёмы:

  • бимануальное обследование строительных деталей;
  • перенос на бумагу;
  • перенос на цветную бумагу с последующим вырезанием;

К концу года мы видим существенные изменения в конструктивной деятельности. При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию, для облегчения запоминания последовательности постройки, я использую игры: “На что это похоже?”, “Что изменилось?”, “Чего не стало?”. Определяю игровую проблемную ситуацию: “Друзьям нужна помощь”, “У щенка нет друзей”. Проблемную ситуацию стараюсь создавать таким образом, чтобы ребёнок сам захотел построить для решения поставленной перед ним игровой задачи. При проигрывании и обговаривании постройки, дети учатся строить по образцу и показу, запоминают последовательность действий и применяют свой опыт в самостоятельной игровой деятельности.

На следующем этапе, использовала модели, схемы, шаблоны, трафареты, и моделирование схем действий. Учила детей анализировать графическую модель по детально, стимулировала детей к совместной деятельности.Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Обогащается речь детей новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий – узкий, большой – маленький).В точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди). В процессе конструктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Самым сложным этапом является научить детей читать чертежи конструкции, представленные в трёх проекциях, и обучить заранее, обдумывать замысел будущей постройки.

Самое главное, чтобы детям было интересно на занятии, и это способствует успешному усвоению материала. В своей работе я применяю личностно — ориентированный подход к детям. У каждого ребёнка свой темперамент и складывающийся на основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность, неуверенность в поведении непосредственно обуславливается особенностями нервной системы ребёнка и другими врождёнными качествами. Я строю свою работу так, чтобы стимулировала развитие каждого в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными возможностями. Бережное отношение к личности ребёнка — это, прежде всего признание его непохожести, особенности проявления характера, воли, мышления.

Читайте также:  Что полезнее батат или картофель

Эта работа ведётся третий год и уже можно сказать о результатах:

  • дети умеют планировать, конструировать по схемам, чертежам;
  • технически мыслить;
  • работать коллективно (подгруппами, парами);
  • творчески фантазировать;
  • применять в самостоятельной деятельности приобретённые знания и умения;

Родители воспитанников мои первые помощники в организации и создании среды оздоровления и развития у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиваться эффективных результатов в воспитании у малышей этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьёй.

Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребёнка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребёнка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным стереотипам действительности. Известна подражательность детей, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям.

На первом родительском собрании я рассказала о своём увлечении конструированием, о значении конструирования в развитии ребёнка, видах конструирования. Я рассказала родителям о своих планах по обучению детей конструированию. Результатом стала заинтересованность родителей. Они помогли приобрести материал: конструкторы, изготовили различные чертежи и схемы. Был проведён совместный проект с родителями “Ноябрьск – город будущего”. По мере развития взаимоотношений, крепнет доверие, и родители приобретают определённые полномочия, используя те способы и средства, которые необходимы для воспитания ребёнка. Это и есть цель нашего общения и сотрудничества.

Изучив и овладев знаниями по развитию конструктивных действий, я делюсь своим опытом с коллегами.

Провела семинар на тему: “Развитие конструктивных умений и навыков для развития самостоятельности и творчества дошкольников”. Составила картотеку игр и упражнений по развитию конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста, разработала перспективный план по конструированию вне занятия по всем возрастам. Составила рабочие программы по конструированию для всех возрастов.

Каждый ребёнок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребёнку понять окружающий мир и своё место в этом мире.

источник

Какие условия нужно создать для развития воображения и творческих способносте детей дошкольного возраста посредством конструирования.

Вложение Размер
конструирование 2.71 МБ
текст слайдов к презентации о конструировании 22.55 КБ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

К презентации «Создание условий для развития воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования» и 1 слайд. Заголовок

Основные цели и задачи конструктивной деятельности:

Цель: приобщение к конструированию;

— развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

— воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, выразительность образа, создавать общие композиции.

— развивать фантазию, воображение.

— закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Это слово пришло из латинского языка, в котором construere означает «построение, создание модели». Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер.

Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях. Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном.

К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов: строительных элементов, деталей конструктора, крупногабаритных модулей.

Моделирование из стройматериалов считается наиболее легким, поэтому им можно заниматься с малышами раннего возраста. Этот вид деятельности составляет основы конструирования. Суть состоит в создании построек различного типа. При этом используются кубики, кирпичики, пластины и 3-гранные призмы. Сначала дети знакомятся с названиями элементов, их формой, характеристикой (большой-маленький, высокий-низкий). Потом учатся делать постройки: сначала простые из минимального количества элементов (дорожки, лесенки, домики), а со временем более сложные (мебель, башни, мосты).

Конструирование из деталей конструктора Конструирование из деталей конструктора предполагает наличие различных креплений: гайки, пазы, шипы. Этот вид деятельности считается сложным и используется в старшей группе. Дети учатся создавать реально существующие объекты по схемам, которые присутствуют в любом конструкторском наборе. Они уже понимают, что все предметы состоят из более мелких деталей. А чтобы постройка была прочнее, ее необходимо скрепить.

Конструирование из крупногабаритных модулей Конструирование из крупногабаритных модулей представляет собой создание крупномасштабных объемных или плоскостных конструкций. Этот вид близок к строительному, но здесь используются большие площади помещений. По сути, дети сами себе делают постройки для спортивных соревнований, игр.

Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Эта деятельность также делится на три подвида.

Конструирование из бумаги – более сложный вид творчества. Здесь используются различные техники: оригами, киригами, бумажная скульптура. Особенностью данной деятельности является то, что поделку нельзя переделать. Если малыш что-то неправильно отрезал или склеил, этого уже не исправишь. Это учит его внимательности и ответственности.

Конструирование из бросового материала используются катушки, пластиковые бутылки, крышки, коробки, пенопласт, проволока и т. п. Такой подход способствует формированию у ребенка нестандартного взгляда на окружающие его предметы, преодолению штампов и стереотипности мышления.

Конструирование из природного материала. Традиционно в детских садах применяются природные материалы для конструирования ( шишки, камешки, семена и т. д)Занятие по конструированию из природного материала проводится с детьми младшего возраста. Малыши учатся видеть необычное в обычном, сближаются с природой. В начале обучения в ход идут песок, снег. Позже делаются поделки из веток, шишек, листьев, коры, орехов. Ребята учатся сопоставлять предметы по форме, размеру. Анализируют и принимают решения, какой материал больше подойдет, к примеру, для туловища животного, а какой выбрать для головы. Постепенно поделки становятся все сложнее за счет количества элементов и способов их соединения.

Этапы становления детского творческого конструирования

I этап – первичного освоения знаний и умений (по образцам )

II этап – творческого применения знаний и умений в специально организованных взрослым условиях (по условиям)

III этап – самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений (по замыслу)

Формы организации обучения

Конструирование по образцу . Эта форма обучения состоит в том, что ребенку показывают образцы построек, сделанных из деталей, и учат способам их воспроизведения. Детям передают готовые знания, показывают алгоритм действий, которому они должны подражать. В полном смысле слова такой вид деятельности трудно назвать творческим процессом, но это важный этап в освоении техники.

Конструирование по модели . Это более сложная разновидность творчества. В качестве образца детям показывают модель, в которой скрыты составляющие ее детали. Таким образом, перед ребенком стоит задача, а способ ее решения приходится выискивать самостоятельно. Благодаря этому развивается образное мышление.

Конструирование по условиям . В этом случае детям не дают ни образца, ни способов возведения постройки, а просто ставят требования, которым должна соответствовать поделка. Данный вид в наибольшей степени способствует развитию аналитических способностей.

Конструирование по замыслу . Ребенку дается полная свобода действий: он сам решает, что и каким способом будет создавать. Это очень сложная задача, но она способствует развитию самостоятельности и творческого начала.

Конструирование по схемам и чертежам . Дети учатся использовать шаблоны, чтобы потом преобразовать их в объемные геометрические тела. Такой вид деятельности развивает логику и образное мышление. Конструирование по теме. Детям дают тематическое направление («Птицы», «Транспорт»), а что именно они будут делать, из какого материала и каким способом – они решают сами.

Взаимосвязь конструирования и игры

Ранний возраст конструирование слито с игрой.

Младший дошкольный возраст игра становиться побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение

Старший дошкольный возраст Сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само, порой, приобретает сюжетный характер, когда создаётся несколько конструкций, объединённых общим сюжетом.

Сооружение в помещении конструктивного уголка. Для детей старшего дошкольного возраста важно, чтобы в этом уголке были следующие комплектующие:

1.Конструкторы, выполненные из пластмассы и дерево разных размеров. Детали этих конструкторов должны иметь разные формы. Благодаря тому, что такие конструкторы очень просты в использовании, дети с удовольствием ими пользуются.

2.Конструкторы кампании «Лего» разного размера. Опираясь на рисунки, дети смогут создавать из деталей этого конструктора разные модели. Благодаря тому, что эти конструкторы обладают очень большими возможностями дети часто создают с их помощью не отдельные объекты, а целые композиции с сюжетной линией.

3.Конструктор технической направленности. С его помощью дети могут создавать большие модели настоящих технических устройств, опираясь на образцы. Также дети могут придумывать свои собственные технические объекты.

4.Плоскостные конструкторы, которые позволяют детям работать с геометрическими фигурами. Так дети могут работать, опираясь на готовую схему или на собственный замысел. В качестве материала для конструирования применяются фанеры, линолеум или толстый картон.

5. Танграм – тоже разновидность плоскостного конструктора, с помощью которого дети из геометрических фигур создают различные животные и дома. Этот конструктор можно использовать для конструирования, опираясь на образцы и замысел. Задания нужно вводить от простого к сложному.

6. Так называемые кубики Никитина. Они обладают большой обучающей и развивающей способностью. Детям нравится с ними играть. В тоже время они анализируют образцы, работают со схемами и ориентируются в пространстве.

Деятельность конструирования увлекает детей. Правильно организованный уголок для конструирования дает возможность грамотно развивать у дошкольников тягу к конструированию, их навыки моделирования совершенствуются, творческие способности активизируются. Дети начинают любить эксперименты и часто пытаются что-то изобрести.

2 условие: Графическое моделирование.

Дети моделируют пространство, создавая в нем новые отношения между предметами. Дети развивают образное мышление, учатся использовать наглядные и схематические карты, развивают своё представление об окружающих предметах. Модели – это то, что замещает реальные предметы во время игры. Модель всегда старается как можно точнее отобразить признак изображаемого предмета, повторяет его структуру, демонстрирует связи между отдельными его компонентами.

Деят-ть конструирования невозможна без графического моделирования. Графическое моделирование позволяет детям ориентироваться в предмете.

3 условие. Конструирование должно сочетаться с другими режимными типами деятельности: лепка из пластилина, рисование на картоне, раскрашивание красками. В результате ребенок одновременно занят разными видами деятельности

Организуя работу по конструированию и ручному труду, воспитатели должны помнить, что детям не предлагают: мех, бархатную бумагу, ткань на нейлоновой основе, проволоку без оболочки, канцелярский клей, коробки от сыпучих лекарственных средств, плоды репейника, колосья, ядовитые растения, скорлупу сырых яиц, спички, скрепки, булавки, кнопки и другие колющие предметы (кроме иголок, хранящихся у воспитателя), баллоны от аэрозолей и т.д.

4 условие. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» В федеральном государственном стандарте дошкольного образования говорится, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного образовательного учреждения, повышать культуру педагогической грамотности семьи.

Рекомендуемые средства в работе с родителями: «Развиваемся, играя»: практикумы, тренинги, обучающие семинары, проекты, ЛЕГО — праздники, леготеки, мастер-классы, консультирование, выставки и фотовыставки совместных работ родителей и детей. В результате такого взаимодействия у родителей формируется активная позиция на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи, развивается инициативность родительского сообщества в условиях введения ФГОС ДОО, а также повышается компетентность родителей в вопросах современного образования.

В любом виде конструирование – это творческий процесс, способствующий умственному развитию ребенка. Этот вид деятельности создает благоприятные условия для формирования математических знаний о форме, размере, количестве предметов. В ходе создания поделки стимулируется воображение, мышление, память.

Конструирование является важным видом продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. При занятиях конструированием у детей дошкольного возраста развивается кругозор, познавательные способности, уточняются знания об окружающем мире и действительности. Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий. В процессе конструирования в дошкольников формируются конструктивные умения, которые имеют значение не только для деятельности ребёнка на занятиях в дошкольном учреждении, а также используются в практической деятельности.

источник

«Детское строительство».
Немного о развитии конструктивных умений и навыков.
ПОДГОТОВИЛА КАРГИНА О.А.

Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр . В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых. В играх детей средства изображения предметов разнообразны : в одних дети просто подражают звукам и движениям предметов, связанных с деятельностью взрослых, в других действуют с предметами, передают взаимоотношения взрослых в процессе труда. При этом дети подражают и процессу создания самих предметов. Поэтому значительное место в играх занимает сооружение построек как один из способов осуществления игрового замысла.

Иногда с тройка предшествует игре : дети строят пароход, вокзал, мост, а затем развивают сюжет; а иногда процесс стройки является собственно игрой : дети строят, например, детский сад и берут на себя роль рабочих-строителей. Необходимость в постройке может возникнуть и в процессе игры. В этом случае дети переключаются на стройку, а по окончании ее продолжают развивать сюжет. Стройка может быть лишь поводом для развития сюжета игры . Так, построив из строительного материала сказочный домик, дети начинают игру в «сказку».

К конструкции своей постройки в игре дети не всегда одинаково требовательны. Иногда, начиная игру с постройки, дети стараются сделать ее по внешнему виду максимально похожей на настоящий предмет и в то же время такой, чтобы можно было с ней играть. Пароход, например, должен вмещать играющих, на нем должны быть мостик для капитана, трап для пассажиров и т. д.

В других случаях дети ограничиваются весьма условными сооружениями, даже если навыки конструирования у них хорошие. Их удовлетворяет изображение того, что необходимо для соответствующих действий. Например, нужно по ходу игры как можно скорее лететь на самолете, поэтому достаточно руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет детей. В этом случае такая постройка целесообразна.

Стройка и сама по себе может увлечь детей. Такие игры наиболее характерны для старших дошкольников . В этом случае все внимание играющих сосредоточивается на конструктивном процессе, а сюжетная сторона выступает иногда в форме своеобразного опробования готовых построек: ребенок тут же заселяет жильцами новый дом, сажает шофера в автомобиль, дает гудок паровоза и т. д.

Иногда строительство продолжается несколько дней, а сюжет отсутствует. Когда дети строили здание Большого театра, все внимание, умственное напряжение и воображение были направлены на правдивое изображение театра с особенностями его архитектуры. Постройка продолжалась несколько дней. Дети меняли конструкцию театра, стараясь придать ей более правдоподобный вид, но сюжета не развивали.

Читайте также:  Витамин д чем полезен для организма

Для строительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев, чурбаки; они превращают стулья, скамьи в самолеты, поезда, трамваи.

С развитием конструктивных способностей примитивное изображение не всегда удовлетворяет детей, и им хочется, чтобы сделанные ими постройки имели как можно больше сходства с настоящими. Для развития конструктивных способностей детей необходимы специальные строительные материалы. Строительные наборы дают возможность детям воплощать в реальные образы все новые и новые игровые строительные замыслы. «. Дети, — писал К. Д. Ушинский, — не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии. лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом. ».

Строительные наборы представляют собой сочетание разнообразных геометрических те л (куб, цилиндр, призма и т. д.). Для успешного осуществления игровых строительных замыслов важно знать свойства и конструктивные возможности строительных наборов, так как дети часто воспроизводят в своих постройках довольно сложные сооружения.

Для более полного представления о конструктивных особенностях моста нужно рассказать детям о том, что существенной частью в нем являются опорные части (устои, быки), так как на них держится ездовое полотно. Важно обратить внимание на массивность опорных частей, на особенности их скрепления с полотном моста. После такой предварительной работы детям будет понятно, почему при сооружении игрового моста для опорной части нужны наиболее устойчивые детали.

На занятиях со строительным материалом осуществляется развитие сенсорных способностей детей . При правильной организации строительной деятельности дети приобретают не только умения конструировать отдельные предметы (здания, виды транспорта и т. д.), но и такие качества личности, как:

  • умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения,
  • расчленять их на части,
  • сравнивать предметы и сооружения,
  • видеть в них общее и различное,
  • делать умозаключения и обобщения,
  • разбираться в конструкции,
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,

т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются.

В процессе развития сенсорных способностей формируется умение пользоваться общественно выработанными сенсорными эталонами (системами геометрических форм и тел, пространственных отношений, спектральных цветов и др.).

Действия детей становятся осознанными. В связи с этим вырабатывается способность самостоятельно овладевать обобщенными способами выполнения ряда однородных построек, а не только отдельных, конкретных. Это позволяет легко ориентироваться в измененных условиях и сооружать знакомые постройки в новых вариантах. Условия эти определяются либо воспитателем на занятиях (например, построить такой железнодорожный мост, под которым могли бы проплывать катера, теплоходы), либо диктуются игрой. Например, дети никогда на занятиях не строили здания фабрики, а в игре возникла в этом необходимость. Владея обобщенным способом постройки зданий, дети легко самостоятельно справляются с новой возникшей перед ними задачей, выполняя новую постройку в знакомой для них последовательности и усвоенным способом, а не методом проб и ошибок.

Дети в процессе обучения усваивают, что прежде чем строить, нужно хорошо представлять предмет, внимательно и определенным способом рассмотреть его, а уже затем, владея обобщенным способом действий при сооружении подобных построек, в определенной последовательности возводить новый вариант ее.

Поэтому при планировании занятий уделяется внимание не только тому, чтобы научить детей сооружать конкретные постройки, но особенно тому, чтобы эти занятия способствовали развитию качеств личности, развитию умственных способностей, произвольности психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения). При этом овладение навыками уже не становится самоцелью. Ребенок приобретает их осознанно как средство для решения более сложных умственных задач. Воспитателю при планировании занятий каждый раз необходимо подумать, какими приемами наиболее целесообразно можно решить те или иные задачи, связанные с развитием личности ребенка, его умственной деятельностью, и какими техническими умениями он должен при этом овладеть.

При определенной организации обучения целенаправленному рассматриванию у детей развивается способность самостоятельно осуществлять его, когда возникает желание воспроизвести какое-нибудь новое сооружение. В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность, дети приобретают некоторые сведения технического характера, знакомятся с простейшими свойствами геометрических тел (детали строительных наборов представляют собой различные геометрические тела).

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели и т. д.

Умение обдумывать, планировать работу является важной стороной развития умственных способностей, которые формируются во всех видах деятельности. Конструктивная деятельность предоставляет богатые возможности для этого.

Планирование состоит в том, чтобы, прежде чем строить, хорошо изучить, рассмотреть предмет или образец, учесть возможности имеющегося строительного материала, затем определить форму основания будущей постройки, ее размеры, учесть те условия, с которыми связано практическое назначение постройки.

Свои постройки ребенок предназначает для практического использования в игре:

  • гараж — для автомобилей,
  • дом — для кукол,

при этом автомобили, куклы, животные должны размещаться в постройке.

Практическое назначение постройки учит детей решать конструктивные задачи с учетом назначения постройки, количества имеющегося материала, его свойств. Все это возможно выполнить лишь при наличии определенных знаний, которые помогут предварительно рассчитать размер постройки, необходимое количество игрушек, помогут сделать постройку прочной. Эти знания ребенок приобретает на занятиях в процессе обучения, ведущая роль в котором принадлежит воспитателю.

Строительные материалы можно отнести к группе игрушек-материалов (по классификации А. С. Макаренко). Антон Семенович писал, что один из видов игрушек — различные материалы. Они «представляют самый дешевый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Правильно организованные игры с материалами способствуют развитию высокой культуры деятельности : в них широко развивается фантазия ребенка, причем «творческая рабочая фантазия».

Когда перед детьми ставится задача не воспроизведения постройки по образцу, а более сложная — самостоятельного создания ее на основе представлений, которые сформировались ранее в процессе наблюдений, или по заданным условиям, — перед ребенком выдвигаются конструктивные задачи, требующие самостоятельного решения, целесообразного использования приобретенных ранее умений. Такая деятельность приводит к развитию не только конструктивных способностей детей, но и мышления в целом, к развитию основных умственных операций.

Конструктивная деятельность, способствуя практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, развивает у детей стереометрические представления . Учителя постоянно отмечают, что при изучении геометрии и стереометрии в школе возникает много затруднений именно потому, что эти представления у детей очень бедны.

При сооружении игровой постройки ребенок должен считаться с расположением ее в пространстве. Для определения направления в пространстве часто дети пользуются указательными наречиями (туда, сюда, здесь, там), вместо того чтобы точно указать направление (вверх, вниз, дальше, ближе и т. д.).

Иногда неправильно употребляют такие понятия, как высокий — низкий, большой — маленький, длинный — короткий и др., путают их, называют, например, короткие или низкие предметы маленькими. Это происходит потому, что в повседневной жизни внимание детей на таких понятиях фиксируется редко, кроме того, дети не упражняются в правильном употреблении их. Конструктивная же деятельность дает возможность воспитателю упражнять детей в правильном употреблении указанных понятий. Усвоение при этом происходит в непосредственной деятельности детей и закрепляется в общении со сверстниками.

Конструируя, дети усваивают такие слова, геометрические названия (например: брусочек, пластина, кубик, пирамида и т. д.), которые в других видах деятельности почти не употребляются, но в школе им будут очень нужны.

Ни один вид детской изобразительной деятельности не дает такой четкости образа, как стройка. В лепке, например, ребенок получает аморфную массу глины, из которой сам создает части предмета. Это требует довольно тонкого развития мускулатуры пальцев, сложных умений. В рисовании получение изображения вначале затруднено тем, что ребенку трудно еще управлять своей рукой, координировать ее движения глазом настолько, чтобы получить необходимую в данный момент линию: круг, овал, прямую и т. д.

Изображение формы предметов в рисунке и лепке дается ребенку нелегко. В стройке же мысль его направляется на процесс конструирования предмета из уже готовых и правильных по форме частей, находящихся друг с другом в определенном соотношении. Создание конструкции здесь достигается с меньшими трудностями.

В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работой сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает представления о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития.

В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, обсуждают замыслы, мотивируют, отстаивают свои предложения, договариваются о совместной стройке. Речь детей обогащается новыми понятиями, терминами, употребление которых делает ее более точной, в какой-то степени технически грамотной.

Строительные игры и занятия при условии систематического обогащения опыта детей являются не только средством знакомства с окружающим, но и средством воспитания моральных качеств. Постоянно наблюдая, как сооружаются вокруг все новые жилые дома, школы, детские ясли, магазины, дети под руководством воспитателя знакомятся с реальным воплощением заботы нашей партии и правительства о народе.

Конкретные примеры строительства, которые непосредственно наблюдают дети, помогут им понять, что советские люди любят свой труд. Это окажет влияние на воспитание трудолюбия у детей.

Обучение строительной деятельности детей, организованное в соответствии с указанными требованиями, способствует формированию таких ценных качеств личности, как умение проявлять самостоятельность, инициативу, быть организованными и ответственными в деятельност и. Кроме того, в непосредственной деятельности детей по сооружению игровых построек воспитываются волевые качества, умение доводить работу до конца, преодолевать при этом встречающиеся трудности, выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями.

Игры и занятия со строительным материалом имеют большое значение для организации детского коллектива . В детском саду ребята часто играют со строительным материалом группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. При определенной направленности строительных игр и обучении детей на занятиях совместной конструктивной деятельности имеются большие возможности для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе.

«Способные» строители часто оказываются плохими товарищами. Они подавляют инициативу малоактивных детей, не приобретают опыта внимательного отношения к работе товарища, совместного обдумывания замысла. И такие положительные черты, как умение проявлять инициативу, творчески воплощать свои замыслы, легко уживаются с отрицательными чертами личности ребенка, которые ставят его вне коллектива.

У «малоспособных» строителей закрепляется неуверенность в своих силах, так как им не удается практически осуществлять свои замыслы, накапливать опыт. Они вынуждены подчинять свои действия воле и инициативе более активных детей и постепенно привыкают к мысли, что строить они не умеют или строят плохо. Чтобы воспитать дружный коллектив, воспитатель должен постоянно следить за взаимоотношениями детей. Опыт передовых воспитателей убеждает в том, что у каждого ребенка можно воспитать интерес к игровой строительной деятельности, каждый ребенок при известных условиях способен к творческому участию в строительной игре, где воспитывается уважение к товарищам, к их труду.

Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое, конкретное дело собственной творческой мысли вызывает особое удовлетворение, так как укрепляет веру в свои силы, утверждает чувство собственного достоинства. Причем все это происходит в процессе игры , где дети одновременно перевоплощаются в своих любимых героев: либо это летчик, сооружающий самолет; либо капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода, на котором предполагается далекое плавание; либо строители нового канала, охваченные единым стремлением скорее завершить свое сооружение.

Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза . Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.

Знакомя детей с некоторыми сооружениями и постройками нашей эпохи (каналы, жилые дома, здания детских садов, школ, театров), а также с доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др.), воспитатель имеет возможность развивать художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны. Кроме того, у детей развивается понимание целесообразности конструктивного оформления здания: назначение витрин в магазинах, часов на вокзале и т. д.

Прежде всего воспитатель знакомит детей с интересными постройками и сооружениями своего города. Воспитатель учит детей выполнять и свои постройки как можно лучше, видеть красоту их форм. Важно довести до сознания ребенка, что красота постройки состоит, с одной стороны, в максимальном удовлетворении практической потребности, а с другой — в продуманном украшении, в грамотности и четкости форм.

Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы детей. Воспитатель учит их умению создавать и поддерживать определенный порядок в процессе работы, чтобы действия были экономными ; учит целесообразному подбору деталей, определенной последовательности и согласованности действий, если постройка выполняется группой детей, учит детей видеть красоту самого процесса стройки.

Занятия и игры со строительным материалом помогают осуществлять подготовку детей к школе. В этих играх формируются такие качества личности, как сосредоточенность внимания, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу на базе приобретенных знаний и умений, способность анализировать, умение правильно ориентироваться в пространстве.

Велика роль конструктивной деятельности в подготовке детей к школе: она способствует формированию у детей умения учиться. Основная особенность учебной деятельности заключается в том, что в процессе ее дети начинают видеть основной смысл обучения не в получении практического результата, а в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив учебной деятельности, говорит он, вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами, направляя их на решение учебных задач, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, в способности к умственным действиям, в способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Но такое многостороннее значение строительная деятельность имеет только тогда, когда перед детьми раскрываются конструктивные возможности материала, когда программа конструктивной деятельности предусматривает развитие ценных качеств личности ребенка, его умственной деятельности и в педагогическом процессе в ходе обучения применяются для решения программных задач наиболее эффективные методы.

Решение этих задач облегчается тем, что на протяжении всего дошкольного возраста строительные игры привлекают к себе внимание детей, доставляют им большое удовлетворение, так как строительный материал является наиболее доступным для осуществления их созидательных замыслов.

источник

Источники:
  • http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-konstruktivnyh-navykov-u-detei-podgotovitelnoi-grupy.html
  • http://megapredmet.ru/2-4700.html
  • http://megaobuchalka.ru/2/19797.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625394/
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/30/usloviya-dlya-razvitiya-konstruktivnyh-sposobnostey-detey-doshkolnogo
  • http://sad48.ru/o-detskom-sade/personal/vospitateli/2-mladshaya-gruppa/272-detskoe-stroitelstvo-nemnogo-o-razvitii-konstruktivnyx-umenij-i-navykov