Меню Рубрики

Консультация для воспитателей оригами полезное занятие интересная игра цель

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Оригами – полезное занятие, интересная игра».

Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить «оригами». Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадратика разнообразных поделок и игрушек. Искусство складывания из бумаги – оригами – родилось в Японии около пятнадцати лет назад. Сейчас же оригами увлекаются и взрослые, и дети всего мира. В развитии детей, оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Основной материал для занятий по типу оригами – бумага ярких цветов. Бумагу выбирают определенного тона, в зависимости от того, что решено сделать, чтобы цвет совпадал с образом предметов или объектов, например, лису, белку, складывают из оранжевой бумаги, а для зайца берут белый или серый цвет.

Сколько удивительных возможностей таится в таком, казалось бы простом материале, как бумага. Бумага играет важную роль в жизни человека, хотя и является привычным атрибутом повседневности. На ней можно написать роман, нарисовать картину, её можно измять и расправить снова, чтобы отыскать в причудливых изгибах необыкновенные образы. Бумагу можно порвать, проткнуть, разрезать и снова склеить. Но не все знают, что лист бумаги настолько пластичен, что из него можно лепить, создавая удивительные, совершенные формы.

Педагоги высоко оценивают её возможности в развитии творческих способностей детей. Техника бумажной пластики столь проста, что заниматься ею можно с годовалым малышом. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага как материал для детского творчества несравнима ни с чем. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка. Любая работа с бумагой (складывание, плетение, скручивание, скатывание) не только увлекательна, но и познавательна, полезна для развития мелкой моторики.

Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: здесь дети учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребёнка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность.

Занимаясь оригами, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал. Каждому ребёнку бумага даёт возможность проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Творческий процесс, средствами оригами предполагает работу с детьми не только в рамках художественно – продуктивной деятельности. Воспитанники осваивают технику в игровой форме, в совместной деятельности с педагогом, а также в самостоятельной творческой деятельности. Большое значение в осуществлении художественно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества имеет интеграция, как важный принцип осуществления воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, бумажных оберток, из разноцветных фантиков. Одним словом, пригодится любая тонкая и прочная бумага. Для изготовления фигурок в технике оригами «волшебный квадрат», можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки называются базовыми формами. На основе, какой-либо из базовых форм строится множество известных моделей.

Участие же в коллективном создании той или иной композиции позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учит детей взаимодействовать друг с другом: совместно ставить цель, добиваться ее достижения, работать, согласуя свои действия с действиями товарищей. Оригами помогает развивать художественный вкус, логику, мелкую моторику рук. Не перечесть всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.

Модульное оригами. Это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей – модулей.

Терпения Вам, удачи и творческих свершений!

источник

Консультация для воспитателей на тему: «Оригами – как одно из средств развития мелкой моторики рук в среднем дошкольном возрасте»

Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить «оригами». Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадратика разнообразных поделок и игрушек. Искусство складывания из бумаги – оригами – родилось в Японии около пятнадцати лет назад. Сейчас же оригами увлекаются и взрослые, и дети всего мира. В развитии детей, оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Основной материал для занятий по типу оригами – бумага ярких цветов. Бумагу выбирают определенного тона, в зависимости от того, что решено сделать, чтобы цвет совпадал с образом предметов или объектов, например, лису, белку, складывают из оранжевой бумаги, а для зайца берут белый или серый цвет.

Сколько удивительных возможностей таится в таком, казалось бы простом материале, как бумага. Бумага играет важную роль в жизни человека, хотя и является привычным атрибутом повседневности. На ней можно написать роман, нарисовать картину, её можно измять и расправить снова, чтобы отыскать в причудливых изгибах необыкновенные образы. Бумагу можно порвать, проткнуть, разрезать и снова склеить. Но не все знают, что лист бумаги настолько пластичен, что из него можно лепить, создавая удивительные, совершенные формы.

Педагоги высоко оценивают её возможности в развитии творческих способностей детей. Техника бумажной пластики столь проста, что заниматься ею можно с годовалым малышом. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага как материал для детского творчества несравнима ни с чем. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка. Любая работа с бумагой (складывание, плетение, скручивание, скатывание) не только увлекательна, но и познавательна, полезна для развития мелкой моторики.

Оригами — это искусство, которое:

  • помогает развивать художественный вкус и логику;
  • эффективно способствует формированию пространственного воображения;
  • развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
  • активизирует мыслительные процессы;
  • совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
  • развивается глазомер;
  • дисциплинирует;
  • воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
  • способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
  • влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышает самооценку.

Общие правила при обучении технике оригами:

  • Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый;
  • Заготовка должна иметь точно квадратную форму;
  • Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной;
  • Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей;
  • При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия;
  • Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми;
  • Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться;
  • Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным;
  • После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания;

В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Вывод: занятия оригами положительно влияют на развитие всех психических функций детей. Не менее важна и воспитательная функция занятий оригами, чтобы выполнить работу надо затратить достаточное количество времени, сидя за столом, следовательно, вырабатывается – усидчивость. При этом надо соблюдать постепенность усложнения поделок. Сначала детей следует учить складывать фигурки по произвольным линиям, затем по намеченным. Сначала в поделке малое количество сгибов, затем все больше и больше. Сначала поделка состоит из одного листа бумаги – затем из нескольких. Однако не будем забывать, что эта работа требует аккуратности. Вот и второй навык. Чем аккуратнее действия ребенка в процессе труда, тем красивее поделка.

Следовательно: оригами положительно влияет на развитие и воспитание детей, реализует многие задачи, содержащиеся в повседневной жизни.

Перспективное планирование для средней группы

источник

Консультация для воспитателей «Оригами — полезное занятие, интересная игра»

В дошкольном возрасте продолжается формирование и развитие речи детей. Всем известно, что хорошо и правильно развитая речь — залог успешной учёбы в школе. Сегодня уже не требует доказательств тесная связь речевого развития и развития мелкой моторики пальцев рук: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Неоспорим факт пользы тренировки тонких движений пальцев рук для стимуляции общего развития ребёнка, развития речи. Разработка тонких и точных движений необходима ребёнку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, синтезировать.

Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит художественному и ручному труду и, в частности, конструированию из бумаги — «оригами». Оригами — искусство складывания фигурок из бумаги. Оригами родилось в Японии много веков назад. Слово «оригами» в переводе с японского языка означает «сложенная бумага». С помощью оригами из обычного листа бумаги складываются тысячи разных фигурок.

«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» — утверждал В. А. Сухомлинский.

Но развитие умственных способностей — не единственное назначение оригами в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок воспитатель может решить многие другие задачи обучающего и воспитательного характера. Дошкольников привлекает возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы ими в играх, театральных инсценировках, оформлении группы и дошкольного учреждения. Знания, умения, навыки, полученные на занятиях оригами, дают возможность детям самим изготовить оригинальные подарки маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнкам, братишкам и другим членам семьи, своим друзьям, воспитателям, взрослым. Также дети могут создавать и придумывать своих героев для сюжетно — ролевых игр, настольных игр, участвовать в изготовлении коллективных работ, которые сближают детей общим делом и помогают установить добрые отношения с детьми.

Изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников.

Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру; кораблик плывёт в ручейке; самолётик, змей взлетают ввысь; самодельные кошельки, коробочки, стаканчики используются в играх; шапочки, сложенные из газетной бумаги защищают в летний зной от палящих лучей солнца и т. д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Целью занятий оригами в дошкольном возрасте является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения в школе.

Складывая фигурки из бумаги, ребёнок поневоле концентрирует своё внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь ребёнка от повседневных мыслей, т. е. направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведет к позитивному изменению целого ряда показателей.

Конструируя из бумаги, дети создают модели, признаки которых отображаются в обобщённом виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги).

Несмотря на то, что поделки часто лишь отдельно напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребёнку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части. Таким образом, при изготовлении оригами активно развивается воображение, фантазия, абстрактное мышление.

Экспериментальные психологические исследования влияния оригами на

дошкольников показывают, что это занятие:

-развивает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и

-повышает активность правого и левого полушарий мозга;

-развивает интеллектуальные способности;

-активизирует творческое мышление;

-развивает пространственное воображение;

-стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние.

Афонькин,С. Ю., Афонькина, Е. Ю. Весёлые урокиоригами в школе и дома/ С. Ю. Афонькин, Е. Ю. –СПб: Литера, 2001. – 208с.: ил. Богатеева, З. А. Чудесные поделки избумаги: книга длявоспитателей детского сада и родителей/ З. А. Богатеева. – М: Просвещение, 1992. – 208с.: ил. Пенькова, С. Н., Дубровская, С. Г., Оксеем, М. В. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, в дошкольной образовательнойорганизации: методические рекомендации/ С. Н. Пенькова, С. Г. Дубровская, М. В. Оксеем. –Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – 48с.

источник

Уважаемые воспитатели!
Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить «оригами».

см. Мастер – класс для воспитателей в технике оригами на тему: «Объемная снежинка».

Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадратика разнообразных поделок и игрушек. Искусство складывания из бумаги – оригами – родилось в Японии около пятнадцати лет назад. Сейчас же оригами увлекаются и взрослые, и дети всего мира. В развитии детей, оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Основной материал для занятий по типу оригами – бумага ярких цветов. Бумагу выбирают определенного тона, в зависимости от того, что решено сделать, чтобы цвет совпадал с образом предметов или объектов, например, лису, белку, складывают из оранжевой бумаги, а для зайца берут белый или серый цвет.

Сколько удивительных возможностей таится в таком, казалось бы простом материале, как бумага. Бумага играет важную роль в жизни человека, хотя и является привычным атрибутом повседневности. На ней можно написать роман, нарисовать картину, её можно измять и расправить снова, чтобы отыскать в причудливых изгибах необыкновенные образы. Бумагу можно порвать, проткнуть, разрезать и снова склеить. Но не все знают, что лист бумаги настолько пластичен, что из него можно лепить, создавая удивительные, совершенные формы.

Педагоги высоко оценивают её возможности в развитии творческих способностей детей. Техника бумажной пластики столь проста, что заниматься ею можно с годовалым малышом. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага как материал для детского творчества несравнима ни с чем. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка. Любая работа с бумагой (складывание, плетение, скручивание, скатывание) не только увлекательна, но и познавательна, полезна для развития мелкой моторики.

Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: здесь дети учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребёнка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность.

Читайте также:  От чего полезно калина

Занимаясь оригами, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал. Каждому ребёнку бумага даёт возможность проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Творческий процесс, средствами оригами предполагает работу с детьми не только в рамках художественно – продуктивной деятельности. Воспитанники осваивают технику в игровой форме, в совместной деятельности с педагогом, а также в самостоятельной творческой деятельности. Большое значение в осуществлении художественно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества имеет интеграция, как важный принцип осуществления воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, бумажных оберток, из разноцветных фантиков. Одним словом, пригодится любая тонкая и прочная бумага. Для изготовления фигурок в технике оригами «волшебный квадрат», можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки называются базовыми формами. На основе, какой-либо из базовых форм строится множество известных моделей.

Участие же в коллективном создании той или иной композиции позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учит детей взаимодействовать друг с другом: совместно ставить цель, добиваться ее достижения, работать, согласуя свои действия с действиями товарищей. Оригами помогает развивать художественный вкус, логику, мелкую моторику рук. Не перечесть всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.

Модульное оригами. Это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей – модулей.
Терпения Вам, удачи и творческих свершений!

источник

Консультация на тему:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Оригами – полезное занятие, интересная игра».

Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить «оригами». Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадратика разнообразных поделок и игрушек. Искусство складывания из бумаги – оригами – родилось в Японии около пятнадцати лет назад. Сейчас же оригами увлекаются и взрослые, и дети всего мира. В развитии детей, оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Основной материал для занятий по типу оригами – бумага ярких цветов. Бумагу выбирают определенного тона, в зависимости от того, что решено сделать, чтобы цвет совпадал с образом предметов или объектов, например, лису, белку, складывают из оранжевой бумаги, а для зайца берут белый или серый цвет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

на тему: «Оригами – полезное занятие, интересная игра».

Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить «оригами». Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадратика разнообразных поделок и игрушек. Искусство складывания из бумаги – оригами – родилось в Японии около пятнадцати лет назад. Сейчас же оригами увлекаются и взрослые, и дети всего мира. В развитии детей, оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Основной материал для занятий по типу оригами – бумага ярких цветов. Бумагу выбирают определенного тона, в зависимости от того, что решено сделать, чтобы цвет совпадал с образом предметов или объектов, например, лису, белку, складывают из оранжевой бумаги, а для зайца берут белый или серый цвет.

Сколько удивительных возможностей таится в таком, казалось бы простом материале, как бумага. Бумага играет важную роль в жизни человека, хотя и является привычным атрибутом повседневности. На ней можно написать роман, нарисовать картину, её можно измять и расправить снова, чтобы отыскать в причудливых изгибах необыкновенные образы. Бумагу можно порвать, проткнуть, разрезать и снова склеить. Но не все знают, что лист бумаги настолько пластичен, что из него можно лепить, создавая удивительные, совершенные формы.

Педагоги высоко оценивают её возможности в развитии творческих способностей детей. Техника бумажной пластики столь проста, что заниматься ею можно с годовалым малышом. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага как материал для детского творчества несравнима ни с чем. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка. Любая работа с бумагой (складывание, плетение, скручивание, скатывание) не только увлекательна, но и познавательна, полезна для развития мелкой моторики.

Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: здесь дети учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребёнка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность.

Занимаясь оригами, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал. Каждому ребёнку бумага даёт возможность проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Творческий процесс, средствами оригами предполагает работу с детьми не только в рамках художественно – продуктивной деятельности. Воспитанники осваивают технику в игровой форме, в совместной деятельности с педагогом, а также в самостоятельной творческой деятельности. Большое значение в осуществлении художественно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества имеет интеграция, как важный принцип осуществления воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, бумажных оберток, из разноцветных фантиков. Одним словом, пригодится любая тонкая и прочная бумага. Для изготовления фигурок в технике оригами «волшебный квадрат», можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки называются базовыми формами. На основе, какой-либо из базовых форм строится множество известных моделей.

Участие же в коллективном создании той или иной композиции позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учит детей взаимодействовать друг с другом: совместно ставить цель, добиваться ее достижения, работать, согласуя свои действия с действиями товарищей. Оригами помогает развивать художественный вкус, логику, мелкую моторику рук. Не перечесть всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.

Модульное оригами. Это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей – модулей.

Терпения Вам, удачи и творческих свершений!

источник

наталья горовая
Консультация для воспитателей «Оригами — полезное занятие, интересная игра»

Влияние занятий оригами на всестороннее развитие ребёнка или зачем детей обучать оригами в детском саду.

В дошкольном возрасте продолжается формирование и развитие речи детей. Всем известно, что хорошо и правильно развитая речь — залог успешной учёбы в школе. Сегодня уже не требует доказательств тесная связь речевого развития и развития мелкой моторики пальцев рук: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Неоспорим факт пользы тренировки тонких движений пальцев рук для стимуляции общего развития ребёнка, развития речи. Разработка тонких и точных движений необходима ребёнку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, синтезировать.

Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит художественному и ручному труду и, в частности, конструированию из бумаги- «оригами». Оригами — искусство складывания фигурок из бумаги. Оригами родилось в Японии много веков назад.

Слово «оригами» в переводе с японского языка означает «сложенная бумага» .

С помощью оригами из обычного листа бумаги складываются тысячи разных фигурок.

«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок,»- утверждал В. А. Сухомлинский.

Но развитие умственных способностей — не единственное назначение оригами в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок воспитатель может решить многие другие задачи обучающего и воспитательного характера. Дошкольников привлекает возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы ими в играх, театральных инсценировках, оформлении группы и дошкольного учреждения. Знания, умения, навыки, полученные на занятиях оригами, дают возможность детям самим изготовить оригинальные подарки маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнкам, братишкам и другим членам семьи, своим друзьям, воспитателям, взрослым. Также дети могут создавать и придумывать своих героев для сюжетно — ролевых игр, настольных игр, участвовать в изготовлении коллективных работ, которые сближают детей общим делом и помогают установить добрые отношения с детьми.

Изготовление красочных поделок из бумаги приёмами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей-дошкольников.

Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру; кораблик плывёт в ручейке; самолётик, змей взлетают ввысь; самодельные кошельки, коробочки, стаканчики используются в играх; шапочки, сложенные из газетной бумаги защищают в летний зной от палящих лучей солнца и т. д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Целью занятий оригами в дошкольном возрасте является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения в школе.

При организации и проведении занятий в кружке оригами для детей средней группы я ставлю основную цель: заинтересовать и увлечь детей занятиями оригами; научить разнообразным способам самостоятельного складывания из бумаги различных форм, фигурок, моделей.

Так же в ходе проведения кружковой работы при помощи оригами планирую осуществить следующие задачи:

– развивать способность работать руками, точность движений пальцев, улучшать кинестетическое восприятие информации;

– развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации, учить читать чертёж;

– учить следовать устным инструкциям и последовательности действий;

– стимулировать развитие памяти, в том числе мышечной;

– учить концентрации внимания;

– развивать уверенность в собственных силах;

– развивать коммуникативные и творческие способности, исследовательские навыки;

– знакомить на практике с основными геометрическими понятиями.

Складывая фигурки из бумаги, ребёнок поневоле концентрирует своё внимание

на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься

оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной

психотерапией, способной на время отвлечь ребёнка от повседневных

мыслей, т. е. направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает

активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует

одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь,

ведет к позитивному изменению целого ряда показателей.

Конструируя из бумаги, дети создают модели, признаки которых отображаются

в обобщённом виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя

наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые

черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной,

угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги).

Несмотря на то, что поделки часто лишь отдельно напоминают те или иные

предметы, объекты, это не мешает ребёнку узнавать их, живо дополняя в

воображении недостающие части. Таким образом, при изготовлении оригами

активно развивается воображение, фантазия, абстрактное мышление.

Экспериментальные психологические исследования влияния оригами на

дошкольников показывают, что это занятие:

-развивает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и

-повышает активность правого и левого полушарий мозга;

-развивает интеллектуальные способности;

-активизирует творческое мышление;

-развивает пространственное воображение;

-стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние.

1. Афонькин,С. Ю., Афонькина, Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома/ С. Ю. Афонькин, Е. Ю. – СПб: Литера, 2001. – 208с.: ил.

2. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З. А. Богатеева. – М: Просвещение, 1992. – 208с.:ил.

3. Пенькова, С. Н., Дубровская, С. Г., Оксеем, М. В. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, в дошкольной образовательной организации: методические рекомендации/ С. Н. Пенькова, С. Г. Дубровская, М. В. Оксеем. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. – 48с.

Акция «Сделай полезное селфи — подари детям «Счастье» (фотоотчет) В нашем Кущевском районе проходит акция «Сделай полезное селфи – подари детям «Счастье»! Ради спасения тяжелобольных малышей нужно было.

Бисероплетение для дошкольников — это полезное во всех отношениях искусство Занимаясь в детском саду с детьми бисероплетением я поняла, что этот вид творчества доступен не только искусным мастерицам, но и маленьким.

Консультация для родителей «Оригами» Уважаемые родители! Вспомните свое детство. Кто из вас на переменах не складывал прыгающую лягушку? Кто не надувал тюльпанчик, с восхищением.

Консультация для родителей «Применение оригами в преодолении речевых нарушений» В решении речевых проблем логопеды применяют много новых технологий. С каждым годом количество их растет – это и Су-Джок терапия, игры с.

Консультация «Оригами как средство развития и воспитания детей в игре» Оригами («ори» – сгибать, «гами» – бумага) – японское искусство складывания из бумаги, зародилось в 16 веке в Японии, пользуется большой.

Логопедическое занятие для детей с ОНР по лексико-грамматической теме «Осень». Игра-викторина «Золотая осень» Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексико-грамматической.

Открытое занятие в средней группе «Полезное и вредное в окружающей ребенка среде» Воспитатель: Ванькаева Наталия Борисовна. МКДОУ «Детский сад «Алтн Булг». Республика Калмыкия. п. Цаган Аман Открытое занятие в средней группе.

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей второй младшей группы с техникой «оригами» Ознакомление с техникой оригами во второй младшей группе. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Педагогический проект «Поделки из бросового материала. Новое и полезное из ненужных вещей» «Поделки из бросового материала «Новое и полезное из ненужных вещей» для детей дошкольного возраста» Паспорт проекта Наименование проекта.

источник

Консультация для воспитателей «Оригами — искусство всестороннего гармоничного развития ребёнка»

Использование техники оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспоримо. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С.Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами – искусство, близкое ему и доступное. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал И. Кант: «Рука – это своего рода внешний мозг».

сделать рывок в развитии речи;

улучшить звукопроизношение и обогатить лексику;

подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;

предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;

развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз — умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

Читайте также:  Полезна ли рисовая лапша для похудения

стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов;

ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические игры и упражнения с ребенком в технике оригами – гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению. В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что игры с использованием оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Цель обучения детей оригами: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами как художественного способа конструирования из бумаги, повышение эффективности обучения. Задачи:

Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.

Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Эвристический: работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.

Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Приёмы, используемые при обучении детей технике оригами:

объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.

выполнение действий с детьми с проговариванием

выполнение действий по пооперационным картам.

Памятка по использованию техники оригами:

Заготовки делает взрослый.

Бумага тонкая, упругая, хорошо сгибающаяся, цветная.

Заготовка точной квадратной формы.

Показ проводится – на столе.

При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов.

Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение ребёнком, показ второго – выполнение ребёнком.

Линии сгиба тщательно проглаживаются.

Совмещение углов и сторон должно быть точным.

После того, как игрушка будет полностью готова необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Обязательно включать пальчиковые игры и динамические паузы.

источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Оригами – полезное занятие, интересная игра».

Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить «оригами». Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадратика разнообразных поделок и игрушек. Искусство складывания из бумаги – оригами – родилось в Японии около пятнадцати лет назад. Сейчас же оригами увлекаются и взрослые, и дети всего мира. В развитии детей, оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Основной материал для занятий по типу оригами – бумага ярких цветов. Бумагу выбирают определенного тона, в зависимости от того, что решено сделать, чтобы цвет совпадал с образом предметов или объектов, например, лису, белку, складывают из оранжевой бумаги, а для зайца берут белый или серый цвет.

Сколько удивительных возможностей таится в таком, казалось бы простом материале, как бумага. Бумага играет важную роль в жизни человека, хотя и является привычным атрибутом повседневности. На ней можно написать роман, нарисовать картину, её можно измять и расправить снова, чтобы отыскать в причудливых изгибах необыкновенные образы. Бумагу можно порвать, проткнуть, разрезать и снова склеить. Но не все знают, что лист бумаги настолько пластичен, что из него можно лепить, создавая удивительные, совершенные формы.

Педагоги высоко оценивают её возможности в развитии творческих способностей детей. Техника бумажной пластики столь проста, что заниматься ею можно с годовалым малышом. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага как материал для детского творчества несравнима ни с чем. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка. Любая работа с бумагой (складывание, плетение, скручивание, скатывание) не только увлекательна, но и познавательна, полезна для развития мелкой моторики.

Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: здесь дети учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребёнка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность.

Занимаясь оригами, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатный материал. Каждому ребёнку бумага даёт возможность проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Творческий процесс, средствами оригами предполагает работу с детьми не только в рамках художественно – продуктивной деятельности. Воспитанники осваивают технику в игровой форме, в совместной деятельности с педагогом, а также в самостоятельной творческой деятельности. Большое значение в осуществлении художественно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества имеет интеграция, как важный принцип осуществления воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Поделки в технике оригами можно выполнять не только из цветной бумаги, но и из газет, бумажных оберток, из разноцветных фантиков. Одним словом, пригодится любая тонкая и прочная бумага. Для изготовления фигурок в технике оригами «волшебный квадрат», можно складывать несколькими способами. Получившиеся заготовки называются базовыми формами. На основе, какой-либо из базовых форм строится множество известных моделей.

Участие же в коллективном создании той или иной композиции позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учит детей взаимодействовать друг с другом: совместно ставить цель, добиваться ее достижения, работать, согласуя свои действия с действиями товарищей. Оригами помогает развивать художественный вкус, логику, мелкую моторику рук. Не перечесть всех достоинств оригами. Вы поймете это, когда откроете для себя и своих детей волшебное искусство – оригами.

Модульное оригами. Это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей – модулей.

Терпения Вам, удачи и творческих свершений!

источник

Уважаемые взрослые! Вспомните свое детство. Кто из вас на переменах не складывал прыгающую лягушку? Кто не надувал тюльпанчик, с восхищением наблюдая за волшебным превращением сложенного листика в полу раскрывшийся бутон? И наконец, кто не запускал в полет собственноручно сделанный самолетик, а дальнее плавание – пароход?
Наверное почти все! Однако мало кто из вас знал тогда, что эти фигурки называются оригами! Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Искусство оригами находит применение в образовательных целях, элементы складывания оригами применяются в космических технологиях.
Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.
При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. При конструировании игрушек полезно использовать игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми.
Оригами это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

Общие правила при обучении технике оригами:

источник

Автор: Самойлова Людмила Ивановна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества», г.Красноярск.

Одним из важнейших факторов развития личности ­ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.

Развитие ребенка и направление его деятельности во многом зависит от нас, взрослых, от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, становится источником его знаний и социального опыта.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить: она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самодеятельности и самостоятельности ребенка.
Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Появились новые направления оригами и области его применения.
Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что прямо связано с развитием интеллекта.
Единственный рабочий материал в оригами — это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.
Оригами развивают познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества.
Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение.
При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук.
Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал.
В ходе работы ребенку необходимо запомнить последовательность изготовления фигурки, приемы и способы складывания – все это стимулирует развитие внимания, логической памяти и воображения.
В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике оригами; расширяется кругозор: дети получают дополнительную информацию о животном мире, среде их обитания в ходе складывания фигурок и обыгрывания их в игровых ситуациях.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.

Воспитатель, с одной стороны, является автором среды, с другой стороны — ее компонентом.
Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая «среду обитания» ребенка, воспитатель решает много творческих задач.
Компонент потому, что определяет свое место в среде относительно каждого ребенка. Если ребенок сильный в интеллектуальном развитии, то он не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности, ему только надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу.
Другому ребенку нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога, как ее компонента, ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.
Педагоги, воспитатели создают ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания, которое завершилось, осуществилось.
В данном случае огромное значение имеет организация условий пространства дошкольного учреждения.
Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды могут стать оригамские фигурки.
Оригамские игрушки могут быть использованы в уголках-микроцентрах для самостоятельной деятельности детей:
Центр сюжетно-ролевой игры – Игра «Магазин» (кошельки, сумочки).“Игра в цветочный магазин” (тюльпан, астра, роза, цветик-семицветик).
Центр физической культуры — «Игрушка-ловушка» позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость. Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из модулей цветной бумаги: “Два Мороза”, “У медведя во бору”, “Гуси-лебеди” и др.
Центр изобразительного искусства — Композиции, объединяющие ИЗО и оригами: «В стране листопадии», «Лиса и заяц», «В сказочном подводном царстве», «Теремок», «Дымковская барышня» и др.
-Музыкальный центр — Игрушки-самоделки из бумаги (пианино, гармошка, трещотка)
-Театральный центр — а) Пальчиковый театр (оригамские головки);
б) Настольный театр “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Снегурочка”, “Репка”;
в) Игрушки для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает.
-Центр развития сенсорики — Материалы для развития мелкой моторики. Динамические карты-схемы фигурок, где действия с квадратом представлены поэтапно, помогут ребенку при самостоятельном складывании моделей оригами.
-Книжный Центр – Книги со схемами оригами (весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения) — в них дети найдут понравившуюся игрушку и при помощи условных знаков смогут её сложить.
-Центр природы — Оригами в интерьере. «Времена года», «Журавли улетают на юг», «Ветка с еловыми шишками», «Птичий двор» и др.
— Учебный уголок — На занятиях по математике фигурки используются, как счетный материал, так и для распознавание геометрических понятий: квадрат, треугольник, стороны, углы, диагональ, противоположные стороны и углы, деление на 2, 4, 6 частей.
Оригамские модели также применяются:
— на праздниках (дарим оригамские открытки);
— на музыкальных вечерах, утренниках (оформление зала, танцы и песни с оригамушками);
— в летных соревнованиях (в честь 9 мая, в день защиты детей);
— на выставках и олимпиадах (в группе, внутри учреждения, на районных и городских, на российских и международных).
Предметно-развивающая среда, обогащенная с помощью оригами, позволяет ребенку проявлять любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Читайте также:  Красный перец полезные свойства сладкий

источник

Ручной труд является огромным фактором умственного развития ребенка.

Слово “Оригами” — японское. В переводе оно означает – “сложенная бумага”, а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных композиций. Издавна считается, что искусство оригами возникло в Японии после прихода в страну технологии изготовления бумаги. Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, читая книги, рассматривая альбомы. Редко кто задумывается о том, что бумага необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших и величайших его завоеваний. Она была впервые получена во втором веке в Китае. Считается, что бумагу изобрёл ЦАЙ-ЛУНЬ, официальной датой появления бумаги считается 105 год. Китайский чиновник ЦАЙ ЛУНЬ доложил императору о технологии производства. В течение многих веков перед его изобретением в древнем китайском храме ГУЭ-ФЭНГ паломники ежегодно возжигали курение. Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на её изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей – в Средней Азии, Японии, Кореи.

В 610 году странствующий буддийский монах ДАН-ХО, открыл японским монахам секрет изготовления бумаги, сырьем для изготовления бумаги служили коконы тутового шелкопряда, древесная кора, стебли бамбука, конопля и тряпье. В Японии стали вырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет после появления первых образцов Японская бумага превзошла по качеству китайскую. В ТОКИО в 1871 году мелких мастерских в стране насчитывалось более 3.5 тысяч, некоторые существуют, и по сей день. Применяя различные технологические способы, дающие возможность экономить немало хвойной древесины, бумажники создают новые виды бумаги. В настоящее время начата выработка синтетической бумаги, ведутся поиски производства бумаги из стекла, полимерной плёнки, чтобы изменить технологию, увеличить её производство и сэкономить лес.

Некоторые историки полагают, что искусство оригами было и в других странах. Но только в Японии это искусство проникло почти во все сферы жизни человека – театр, образование, приятный и полезный досуг, оригами используется в определенных церемониях и религиозных ритуалах. За пределы храмов искусство оригами вышло в периоды КАМАКУСА в 1185 – 1333 годы. В периоды МУРОМАТИ 1333 – 1573 годы распространилось в императорском дворце. Самураи настолько искусно сворачивали свои послания, что развернуть их могли только посвященные люди. В период АДЗУТИ – МОМАЕМА 1573 – 1603 и ЭДО 1603 – 1867 годы оригами из церемониального искусства превратилось в любимое занятие и времяпровождение всех Японцев. Именно в оригами японцы смогли воплотить чувство красоты, характерное для культуры этой страны. Японская культура, является продуктом культурного наследия Востока, тем не менее, выделяется своей уникальностью: предпочтение отдается внутреннему изяществу в противовес внешнему великолепию. В Японии зарождение оригами, произошло в религиозной сфере при проведении различных синтостических церемоний. Самое раннее известное использование художественного складывания из бумаги в религиозных целях в Японии связано с КАТАШИРО. Это фигурки человека, вырезанные из сложенной бумаги. Зачатки оригами можно найти и в ГОХЕЙ. Это палочка, отделанная узкими бумажными или полотняными лентами, которые особым образом вырезаны и сложены. ГОХЕЙ используется священнослужителями в храмах СИНТО при проведении обрядов, первые упоминания о них появились в литературе 1300 лет назад.

Искусство складывания как форма развлечений в период ХЕЙЯН не практиковалась, так как бумага была дефицитом и очень ценилась. К периоду МУРОМАТИ сложилась традиционная форма оригами, имеющая в своей основе квадратный лист бумаги и базовые формы с определенным количеством остроконечных сегментов.

Искусство складывания бумаги зародилось в Японии приблизительно в восьмом веке, и на протяжении нескольких столетий развивалось только в этой стране. Постепенно искусство складывания из бумаги стало проникать в светскую жизнь японцев, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков. Особая роль складывания из бумаги отводится в системе образования младших школьников. Во второй половине девятнадцатого века оригами перешло границы Японии, а после Второй мировой войны началось его бурное развитие в других странах мира. Произошло это благодаря усилиям всемирно известного мастера АКИРЫ ЙОШИЗАВЫ в 1880 году, который изобрел универсальную систему знаков “оригамную азбуку”, международный знак с помощью которой можно записывать схему складывания любой фигурки. Это своеобразный “язык” оригами, который очень легко выучить. Во многих странах искусство оригами находит применение в образовательных целях, в реабилитационный период, после некоторых болезней, элементы складывания в стиле оригами применяются в космических технологиях.

Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки – базовой формы. Все они очень древние, были придуманы японцами в далекие времена, когда искусство оригами только зарождалось. Каждая базовая форма имеет свое название, всего их двенадцать: треугольник, книжка, дверь, воздушный змей, рыба, дом, катамаран, блинчик, водяная бочка, квадрат, птица, лягушка. На первый взгляд, кажется, что сложить фигурку из листа бумаги просто, однако это занятие требует некоторого творческого потенциала. Увлечение оригами помогает развить наблюдательность. Ведь для того чтобы сделать животное или птичку, необходимо знать их форму, движения и повадки, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Кроме того, важно чувствовать и видеть объект, иначе работа не даст удовлетворения и останется чисто механическим повторением. Для выполнения изделий нужно иметь лист бумаги соответствующего формата. Оптимальные размеры бумаги для оригами: 15х15, 20х20,12х18, 15х30, 20х30. Квадрат в древнем Китае был символом ЗЕМЛИ, Земля составляла единое целое. В знаменитом афоризме ЛАО – ЦЗЫ как бы объединяя КВАДРАТ и КРУГ, провозгласив: “У великого квадрата нет же и углов”. Квадрат считается отражением КОСМОСА основой ВСЕЛЕННОЙ, ЕДИНОГО, символом ПУСТОТЫ в буддизме. Существует три потока создания фигурок способом оригами: 1 поток – сложенные в традиционной манере из квадрата, без единого надреза. 2 поток это модели сложенные из правильного треугольника, половины того же квадрата. 3 поток составления модулей из 2 – 3 и более модулей. Отрабатывая технику складывания элементов изделий, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически острыми и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. Когда основные моменты отработаны, можно переходить к выполнению сложных фигурок или орнамента. В процессе изготовления форма животного может принять более абстрактный вид, но он должен быть всегда узнаваемым. Есть определённая точка зрения на понимание красоты оригами. Воспринимать его как искусство возможно, только имея тонкий вкус. Это искусство очень личностное, так как изделие, выполняемые разными людьми, несут отпечаток их характеров, наклонностей, интересов. Не случайно в настоящее время искусством оригами активно занимается высшая школа во многих странах мира. Международным символом оригами является бумажный журавлик, символ удачи и долгой жизни. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции “Волна мира” в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме. Классическая тема оригами являются цветы, выглядят очень привлекательно и изящно. Бесконечно разнообразен зоопарк оригами, модульные конструкции, представляют собой фантастические сложные фигуры, поражающие богатством, многообразием и необычностью форм. Техника оригами постоянно совершенствуется. Галерея дома оригами открытого в 1989году в Токийском районе БУНКЁ собраны невероятные бумажные экспонаты, поражает восточный дракон, сложенный из прямоугольного листа в 120сантимметров, высота фигурки составляет 25сантимметров. В 1999году директор дома оригами Макато Ямагути основал общество оригами в Японии, ассоциация в Токио “НИППОН-ОРИГАМИ ” входит более 10тысяч членов из 30 стран, в том числе из России. Для чего нужно оригами? В каждой стране на него находится свой ответ. С Японией все ясно, для Японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Оригами для британцев – еще один вид клубной деятельности, продемонстрировать свою новую работу и научится складывать чужую. В Америке все поставлено с американским размахом, толстые сводные тома, тысячи участников со всех сторон. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками пошли своим путем. Они используют оригами как чисто прикладное искусство. В России свой путь развития, большинство взрослых отечественных оригамистов – педагоги, а юные складыватели – их ученики. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии. Для изготовления игрушек используется обычная бумага. Это, пожалуй, самый доступный материал. Иногда могут понадобиться ножницы, клей, карандаши или фломастеры, чтобы вырезать или приклеить, или дорисовать какую -нибудь мелкую деталь. Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка, ведь эту милую игрушку он сделает сам. Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. При конструировании игрушек полезно использовать игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми. Оригами это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие? Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе. Одно из первых слов, которое учится произносить ребенок – «Я сам». Все ему хочется сделать самому.

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе по художественному конструированию из бумаги в стиле оригами и конструирование из природного и бросового материала.

1. Повышать интерес к занятиям оригами.

2. Учить делать игрушки, складывая квадрат в разных направлениях.

3. Развивать творчество, фантазию, воспитывать любовь к Родине, деревне и ее обитателям.

4. Учить создавать коллективную картину, объединяя части общей композиции.

Материал: листы цветной бумаги, разноцветная самоклеющаяся пленка, фломастеры, гелиевые ручки, пооперационные карты, ножницы, клей, русские народные мелодии.

Рассматривание иллюстраций и беседы о домашних животных.

Прочитать книгу Т.А. Шорыгина “Домашние животные. Какие они?”

Наблюдение за повадками животных в быту, рассказы о любимых животных.

Дидактические игры: “Кто как кричит?” — круглое поле, разделено на сектора, в каждом секторе нарисованы по одному домашнему животному. В середине расположена стрелка, дети по очереди раскручивают стрелку, на какого животного стрелка укажет, например поросенка – громко хрюкайте, на корову – мычите, на кошку – мяукайте и так далее. Кто первый правильно закричал тому и записывается очко. У кого больше всех очков тот выиграл.

“Кто что делает?” — отвечать полным ответом.

— Кролик – грызет морковь, шевелит ушами, прыгает ловко.

— Лошадь – бьет копытом, жуёт овес, траву, перевозит грузы, ржет.

— Корова – дает молоко, мычит, жуёт траву.

— Кошка – лакает молоко, мяукает, ловит мышей, умывается.

— Собака – сторожит дом, лает, виляет хвостом, грызет кость.

— Свинья – роет землю, ест желуди, хрюкает.

— Курица – кудахчет, несет яйца.

“Игра в слова” — хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее собаке, кошке, лошади, свинье…

“Голоса домашних животных” — вставить подходящее звукоподражание:

Кто похлебку съел мою? – Свинка хрюкает: (Хрю – хрю)

“Четвертый лишний” — выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

— корова, коза, утка, овца; — свинья, лось, лошадь, собака;

— котенок, щенок, жеребенок, корова; — лошадь, корова, коза, кошка (кошка – питается животной пищей, а не травой).

Изготовление поделок в стиле оригами. Разучивание стихов, отгадывание загадок.

Щенок — лает, жеребенок, грива, мурлыкает, котенок пестрый, коготки,

поросенок — хрюкает, блеет, козленок.

Педагог. Ребята, вы хотите поиграть, я сегодня приготовила игру которая называется “Собери картинку”, из маленьких частей вы должны собрать картину, и узнать что на ней нарисовано и какое время года наступило. Правильно, ребята, конечно, наступило долгожданное лето.

Педагог читает стихотворение В. Берестова “Веселое лето”

Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло.
Кружат пчелы, вьются птицы, а Маринка веселится.
Увидала петуха! – Вот так чудо! Ха – ха – ха!
Удивительный петух: сверху перья, снизу пух!
Увидала поросенка. Улыбается девчонка:
— Кто от курицы бежит, на всю улицу визжит?
А барбос, рыжий пес, рассмешил её до слёз.
Он бежит не за котом, а за собственным хвостом.
Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло!

— Ребята, какое время года описано в стихотворении?

— Каких животных увидела девочка?

— Какие еще животные и птицы могут жить рядом с человеком?

— Ребята, где можно сразу увидеть всех домашних животных? (ответы детей)

Правильно всех этих животных мы можем увидеть в деревне.

— А кто летом ездил в деревню к бабушке и дедушке?

— Ребята, хотите побывать в деревне?

Я предлагаю вам необычное путешествие в деревню, мы смастерим домашних животных и объединим их в большую общую композицию “Лето в деревне”.

Педагог: Подумайте? Какого животного вы хотите смастерить, выберите себе бумагу соответствующего цвета, пооперационные карты и приступайте к работе.

Когда поделки готовы, проводится

Физкультминутка: “ПРОГУЛКА ПО ЛУГУ”

Дети на лугу гуляли
Любовались, наблюдали
Вверх на солнышко смотрели, нас лучи его согрели
Вокруг бабочки летали, дружно крыльями махали
Поглядим на них немножко и похлопаем в ладошки
Раз присели, два присели и на место тихо сели
дети ходят по комнате
поворачиваются вправо, влево.
смотрят вверх круговые движения руками
плавные взмахи руками
по тексту
по тексту

(во время игры звучит задорная русская мелодия)

После игры приступаем к изготовлению макета деревни, обклеиваем соломинками дом, мастерим забор,хлев, поилки, цветники. Дети раскрашивают готовые поделки, и постепенно начинаем объединять их в единую композицию.

Ребята полюбуйтесь нашей работой, каждый из вас сделал по одной работе, объединив наши усилия, мы создали большую красивую композицию, которую можно использовать и для игры!

Прямо как в пословице: “С миру по нитке – голому рубаха”.

Мы украсим композицией группу, будем с вами играть и вспоминать прекрасное лето, проведенное в деревне.

источник

Источники:
  • http://dohcolonoc.ru/cons/12746-origami-kak-odno-iz-sredstv-razvitiya-melkoj-motoriki-ruk.html
  • http://kazarina-push-solnyshko63.edumsko.ru/articles/category/127072
  • http://xn----8sbemrjbfeve6ap5e8f.xn--p1ai/blogi-pedagogov/pryadko-svetlana-mihaylovna/pryadko-metodicheskaya-kopilka/origami-poleznoe-zanyatie-interesnaya-igra/
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/04/17/konsultatsiya-dlya-vospitateley-na-temu-origami
  • http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-po-teme-origami-poleznoe-zanjatie-interesnaja-igra.html
  • http://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-origami-iskusstvo-vsestoronnego-garmonichnogo-razvitiya-rebyonka-2308568.html
  • http://www.uchmet.ru/portfolios/users/586/292719/24.03.2016_VoXXP/data/953_960_1021_1029_content.html?QvqLl3qqEcc7LZpE
  • http://xn--80ajaugdbops3m.xn--p1ai/?p=1584
  • http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2034.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/501535/