Меню Рубрики

Контурная карта по географии 10 класс рельеф и полезные ископаемые

Дополнительный материал для подготовки учащихся по географии в 10 классе. Ископаемые ресурсы Земли. Материал представлен в таблицах, по которым легко определить ресуосообнспеченность стран некоторыми видами ресурсов.

Структура знаний о природных ресурсах Земли

Структура знаний о природных ресурсах Земли

Единой классификации минеральных ресурсов нет. Существует достаточно условная классификация по видам использования:

Примеры полезных ископаемых

нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды.

— руды цветных металлов: алюминий, медь, никель, свинец, кобальт, цинк, олово, сурьма, молибден, ртуть.

— горно-химические: апатиты, соли, фосфориты, сера, бор, бром, йод.

— руды редких и драгоценных металлов: серебро, золото,

— драгоценные и поделочные камни.

— индустриальное сырье: тальк, кварц, асбест, графит, слюда.

— строительные материалы: мрамор, сланец, туф, базальт, гранит.

Зависимость между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых

Строение и возраст участка земной коры

Характерные полезные ископаемые

Щиты архейско-проте-розойских платформ

Обильные месторождения железных руд

Балтийский шит Русской платформы, Украинский шит

Плиты древних платформ, чехол которых сформировался в палеозойское и мезозойское время

Нефть, газ, каменный уголь, строительные материалы, сера

Западно-Сибирская низменность, Русская равнина

Молодые складчатые горы альпийского возраста

Полиметаллические руды, строительные материалы

Омоложенные горы мезозойской и палеозойской складчатостей

Руды черных и цветных металлов, коренные и россыпные месторождения золота, платины и алмазов

Урал, Аппалачи, горы Центральной Европы

Затопленная часть плит, платформ

1. Размещены неравномерно; 2. Размещение зависит от строения земной коры и уровня добычи МР;

3. Многоцелевое использование; 4. Возможность транспортировки на дальние расстояния;

5. Исчерпаемые и невозобновимые; 6. Пополнить запасы возможно только путем разработки новых месторождений.

Список стран по добыче угля

Список стран по добыче нефти

Список стран по добыче газа

Список стран по добыче железо/руды

Список стран по добыче медь/руды

Список стран по добыче олово/руды

Чили (5600 млн. т ) ,
США (1310),
Перу (1220),
Китай (1000),
Австралия (0,850),
Россия (0,750),
Индонезия (0,650),
Канада (0,590),
Замбия (0,560),
Казахстан (0,460),

Австралия (7 млрд. т) , Бразилия (6 млрд. т) ,

Список стран по добыче алмазов

Ботсвана — 3,9 млрд. долларов;

Список стран по ВВП на душу населения

Номенклатура «география отраслей мировой экономики (хозяйства)»

Горнодобывающая промышленность, металлургия

Крупнейшие страны по запасам железной руды: Россия, Украина, Бразилия, Китай, Австралия, США.

Основные месторождения и бассейны железных руд в мире: КМА (Россия), Уральский (Россия), Кольско – Карельский (Россия), Кузнецкий (Россия), Западно-Австралийский (Австралия), Айрон-Ноб (Австралия), Каражас (Бразилия), Верхнеозерный (США), Ньюфаундлендский (Канада), Лабрадорский (Канада), Трансвааль (ЮАР), Сингбхум (Индия), Кирунавааре (Швеция), Урукум (Бразилия), Аньшань (Китай).

Крупнейшие страны по добыче железной руды: Китай, Бразилия, Австралия, Индия, Россия, Украина, ЮАР, Иран, Канада, США.

Крупнейшие страны по выплавке чугуна: Китай, Индия, Республика Корея, Бразилия, Россия, Румыния, Казахстан, Украина, Австралия.

Крупнейшие страны по выплавке стали: Китай, Япония, Россия, США, Индия, Республика Корея, Германия, Украина, Бразилия, Турция.

Ведущие сталелитейные компании мира: Митал Стил (Нидерланды), Арселор (Люксембург/ Франция), GFE Стил (Япония), Ниппон Стил (Япония), ПОСКО (Республика Корея), Ниппон Кокан (Япония), Юнайтед Стейт Стил (США), Бритиш Стил (Великобритания), Тиссен (Германия).

Основные районы черной металлургии мира: Рурский (Германия), Саарский (Германия), Лотарингский (Франция), Южно-Уэльский (Великобритания), Остравско-Карвинский (Чехия), Верхнесилезский (Польша), Токийский (Япония), Осакский (Япония), Уральский (Россия), Приозерный (США), Приатлантический (США), Донецкий (Украина), Приднепровский (Украина).

Крупнейшие страны по запасам бокситов: Гвинея, Австралия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Мали, Индонезия, Камерун, Суринам, Ямайка.

Основные месторождения и бассейны бокситов в мире: Ямайский, Гайанский, Суринамский, Гвинейский, Кейп-Йорк (Австралия), Гов (Австралия), Дарлинг-Рейндж (Австралия), Парагоминас (Бразилия).

Крупнейшие страны по добыче бокситов: Австралия, Бразилия, Индия, Китай, Гвинея, Индонезия, Ямайка, Россия, Казахстан, Суринам, Венесуэла.

Крупнейшие страны по производству глинозема: Австралия, Китай, Бразилия, США, Ямайка, Россия, Индия, Суринам, Венесуэла, Ирландия, Украина.

Крупнейшие страны по выплавке первичного алюминия: Китай, Япония, Россия, Канада, США, Австралия, Бразилия, Норвегия, Индия, Бахрейн, ОАЭ.

Крупнейшие страны по запасам медной руды: Чили, Перу, Мексика, Индонезия, США.

Основные месторождения и бассейны медной руды в мире: Ла-Эскондида (Чили), Эль-Теньенте (Чили), Коппербелт (Замбия/ Конго (Заир), Норильск (Россия), Уральский (Россия), Кольский (Россия), Юго-Западный (США), Северо-Западный (Мексика), Манитобский (Канада), Квебекский (Канада), Джезказган (Казахстан), Балхашский (Казахстан).

Крупнейшие страны по добыче медной руды: Чили, США, Перу, Китай, Австралия, Россия, Индонезия, Канада, Замбия, Польша.

Крупнейшие страны по выплавке черновой меди: Китай, Чили, Япония, Индия, Россия, США, Республика Корея, Польша, Австралия, Канада.

Крупнейшие страны по выплавке рафинированной меди: Китай, Чили, Япония, США, Россия, Германия, Замбия, Польша, Республика Корея, Австралия.

Крупнейшие страны по добыче цинковых руд: Китай, Перу, Австралия, США, Канада, Индия, Мексика, Ирландия, Казахстан, Боливия.

Крупнейшие страны по добыче никелевых руд: Канада, Новая Каледония, Австралия, Индонезия, ЮАР, Ботсвана, Колумбия, Филиппины.

Крупнейшие страны по выплавке рафинированного никеля: Россия, Канада, Япония, Австралия, Норвегия, Новая Каледония, Финляндия, ЮАР.

Основные районы и центры цветной металлургии мира: Северный (Бельгия), Ило (Перу), Чукикамата (Чили), Потрерильос (Чили), Китве-Нкана (Замбия), Китимат (Канада), Арвида (Канада), Садбери (Канада), Кольский (Россия), Уральский (Россия), Норильск (Россия), Джезказган (Казахстан), Восточно-Казахстанский (Казахстан), Алтайский (Россия), Анаконда (США), Солт-Лейк-Сити (США), Юго-Западный (США), Тихоокеанский (США), Сан-Луис-Потоси (Мексика), Шэньян (Китай), Эвре-Ордал (Норвегия), Тояма (Япония), Маунт-Айза (Австралия), Белл-Бей (Австралия).

Крупнейшие страны по добыче золота: ЮАР, США, Австралия, Канада, Китай, Россия, Индонезия, Узбекистан, Перу, Бразилия.

Ведущие золотодобывающие компании мира: Баррик Голд (Канада), Голд Филдс (ЮАР), Ньюмант (США), Плейсер Дам (Канада), Хамстейк (США), Фрипорт-Мак-Моран (США), Ранголд (ЮАР), РТЗ-КРА (Великобритания), Англо-Американ (ЮАР).

Крупнейшие страны по добыче алмазов: Россия, Ботсвана, Конго, Австралия, Канада, ЮАР, Ангола, Намибия, Гана, Китай, Гвинея.

источник

Методическая разработка по географии (10 класс) по теме:
Практические работы по географии для 10 класса

Методические разработки для проведения практических работ по географии для 10 класса. Предложенные практические работы соответствуют примерным программам среднего (полного) общего образования по географии. Некоторые работы предлагаются в нескольких вариантах.

Практические работы по географии.

Анализ карт различной тематики. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт различной тематики с целью отбора и фиксации на контурной карте заданных географических объектов.

Ход занятия: С помощью карт атласа выполните предложенные задания:

Читайте также:  Чем полезен напиток из овса

— Изучите физическую карту материка Северная Америка, отметьте на контурной карте основные географические объекты – крупные реки и озера, горные хребты и цепи, подпишите названия морей и океанов, которые омывают берега материка.

— Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки.

— Изучите карту «Добывающая промышленность мира», нанесите на контурную карту основные центры добывающей промышленности Северной Америки, подпишите их названия.

— Сделайте выводы о взаимосвязи рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых и центров добывающей промышленности США и Канады.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных и статистических материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте

Ход занятия: С помощью карт атласа, текста учебника и статистических материалов выполните предложенные задания:

— Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения нефти.

— С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче нефти, обозначьте их границы на контурной карте.

— С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления нефти, обозначьте их на контурной карте.

— Составьте картосхему «Основные грузопотоки нефти», для этого соедините стрелками основные районы добычи нефти с главными районами её потребления.

— Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения природного газа.

— С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче газа, обозначьте их границы на контурной карте.

— С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления газа, обозначьте их на контурной карте.

— Составьте картосхему «Основные грузопотоки природного газа», для этого соедините стрелками основные районы добычи газа с главными районами его потребления.

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей

Ход работы: Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:

1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:
а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.
2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.
3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:
а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.
4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.
5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Занесите результаты в таблицу.

Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран

Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Цель: Работа над формированием понятия «демографическая политика», формирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.

Ход работы: Используя материал учебника, заполните таблицу:

Страны первого типа воспроизводства населения

Страны второго типа воспроизводства населения

Характерные черты естественного движения населения

Цель демографической политики

Мероприятия, проводимые государством в рамках демографической политики

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.

Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки уровня и качества жизни населения в разных странах и определения влияния этих факторов на среднюю продолжительность жизни населения.

Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, заполните таблицу:

Уровень социально-экономического развития (размер ВВП на душу населения)

Наличие\отсутствие экологических проблем

Средняя продолжительность жизни

— Сделайте сравнительный анализ данных, внесенных вами в таблицу.

— Сделайте вывод о взаимосвязи уровня социально-экономического развития страны и качества жизни населения

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Цель: Формирование умений сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информации.

Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому типу воспроизводства населения, другую – ко второму типу воспроизводства населения.

Используя возрастно-половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения.

Сравнить доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран. Сделать вывод о причинах отличия в структуре занятости населения.

Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу.

— Дать оценку общей численности населения страны (по выбору). Назвать районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения

— Охарактеризовать показатель естественного прироста населения. Определить тип воспроизводства населения в выбранной стране.

— Дать характеристику возрастного состава населения, определить обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделать вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами в настоящее время, дать прогноз обеспеченности трудовыми ресурсами через 20-30 лет.

— Оценить уровень урбанизации, дать сравнительную оценку городского и сельского населения

— Охарактеризовать занятость населения, сравнить с показателями уровня урбанизации, сделать вывод об уровне развития экономики страны.

Статистические материалы для практической работы

(кол-во чел. на 1000 жителей)

Доля городского населения

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения стран – экспортеров различных товаров и услуг.

1. Используя статистические данные, предоставленные в учебнике В.П.Максаковского (стр. 123 таблица 6), на контурной карте мира постройте картодиаграмму производства отдельных видов машиностроительной продукции в середине 90-ых годов;

2. Используя карты атласа (стр. 19), заштрихуйте страны с высоким уровнем развития машиностроения;

3. Условными знаками нанесите на карту и подпишите названия крупнейших центров машиностроения мира;

4. Стрелками покажите основные пути транспортировки продукции машиностроения;

5. Сделайте вывод о развитии машиностроения по странам и регионам мира.

Читайте также:  Как используют полезные ископаемые

1. Используя данные таблицы «Основные показатели химической промышленности мира в 1998 году «, на контурной карте мира постройте картодиаграмму производства основных видов продукции химической промышленности;

2. Используя карты атласа (стр. 20), заштрихуйте страны с высоким уровнем развития химической промышленности;

3. Условными знаками нанесите на карту крупнейшие центры химической промышленности мира и подпишите их названия;

4. Стрелками покажите основные пути транспортировки химического сырья и продукции химической промышленности;

5. Красным цветом подчеркните страны, использующие собственное сырьё, синим – привозное, зелёным – собственное и привозное;

6. Сделайте вывод о развитии отрасли по странам и регионам мира.

Основные показатели химической промышленности мира в 1998 году.

Производство минеральных удобрений (млн. т)

Производство пластмасс (млн. т)

Производство химических волокон

Германия Белоруссия Индонезия Франция Украина

Нидерланды Великобритания Бельгия

1. Используя текст и рисунки учебника Максаковского В.П. (стр. 128 — 129, рис. 32 и 33), карты атласа и данные таблицы «Крупнейшие производители основных зерновых культур во второй половине 90-ых годов», постройте на контурной карте мира, самостоятельно подобрав масштаб, столбиковые диаграммы различного цвета крупнейших производителей пшеницы, кукурузы и риса;

Крупнейшие производители основных зерновых культур в 2000 году.

Канада Австралия Германия Пакистан Великобрита-ния

Стрелками разного цвета нанесите на контурную карту основные пути транспортировки основных зерновых культур;

Обозначьте границы и подпишите названия крупнейших стран – производителей, экспортёров и импортёров пшеницы, кукурузы и риса;

Сделайте вывод о размещении главных производителей основных видов зерновых культур по странам и регионам мира.

1. На контурной карте мира или соответствующего региона условными знаками нанесите некоторые уникальные объекты природы и общечеловеческой культуры, которые Вы предлагаете посетить;

2. Выберите вид (или виды) транспорта, на котором (-ых) Вы предполагаете отправиться в путешествие;

3. Нанесите на карту маршрут Вашего международного путешествия с посещением указанных Вами достопримечательностей;

4. Дайте обоснование выбора объектов, которые Вы предполагаете посетить и вида (видов) транспорта (т.е. проведите рекламную кампанию).

Вариант 1. Составление туристического маршрута по странам СНГ .

Вариант 2. Составление туристического маршрута по странам Зарубежной Европы .

Вариант 3. Составление туристического маршрута по странам Зарубежной Азии .

Вариант 4. Составление туристического маршрута по странам Африки .

Вариант 5. Составление туристического маршрута по странам Северной Америки .

Вариант 6. Составление туристического маршрута по странам Южной Америки .

Вариант 7 . Составление туристического маршрута по Австралии и Океании .

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.

Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, выполните задания.

1. Используя карты атласа, текст учебника Максаковского В.П. (стр. 230 — 231) и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии.

2. Подпишите названия стран — основных потребителей австралийской продукции.

3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути австралийского импорта;

4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Австралии.

5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Австралии и о структуре её импорта и экспорта.

1. Используя карты атласа, текст учебника Максаковского В.П. и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Японии.

2. Подпишите названия стран — основных потребителей японской продукции.

3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути японского импорта;

4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Японии.

5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Японии и о структуре её импорта и экспорта.

Выберите три страны Восточной Европы и дайте их характеристику по плану:

Нанести на контурную карту границы выбранных стран.

Нанести на карту с помощью условных знаков те ресурсы, которыми богаты выбранные страны.

С помощью круговых диаграмм указать крупнейшие промышленные центры стран и отрасли их специализации. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию и сырье.

Оценить возможность каждой страны обмениваться с другими странами своей продукцией, сырьем, трудовыми ресурсами.

Факторы, определяющие международную специализацию

Отрасли международной специализации

Производственные связи с другими странами

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий .

Цель: Развитие и конкретизация знаний учащихся о неравномерности социально-экономического развития отдельных стран и регионов мира (районов внутри страны), о тесных взаимосвязях между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Ход работы: Выберите один из макрорегионов США, выполните предложенные задания:

Вариант 1. Северо-Восток США.

Вариант 2. Средний Запад США.

Используя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 276 — 281), атлас (стр. 40 — 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание предложенной схемы, для чего:

а) выделите характерные черты экономико-географического положения;

б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата), влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и развитие хозяйства региона;

в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион;

г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона и назовите крупнейшие города региона;

д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной специализации региона;

е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе.

2. Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта населения и хозяйство региона.

Ход работы: Выберите два из макрорегионов США, выполните сравнительный анализ по плану:

Вариант 1. Северо-Восток США.

Вариант 2. Средний Запад США.

План для сравнительного анализа:

Плотность населения и крупные города макрорегиона.

Отрасли промышленности (преобладающие).

Доля сельскохозяйственной продукции в общем производстве.

Проблемы и перспективы развития сравниваемых районов.

Вывод о наличии диспропорции в развитии и размещении производительных сил или отсутствие такой диспропорции.

Основные причины, обусловливающие территориальные диспропорции в развитии отдельных районов страны.

Наиболее эффективные пути ликвидации территориальных диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов.

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Цель: Развитие умений давать экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники информации.

Ход работы: Охарактеризуйте выбранную страну по предложенному плану:

План характеристики страны:

1. Общие сведения о стране (тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т.п.);

Читайте также:  Чем полезен сухой укроп

2. Географическое положение : вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико- и экономико-географического положения;

3. Природные условия и ресурсы ;

4. Население : численность, особенности размещения, воспроизводства, полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов;

5. Структура национального хозяйства ;

6. Отрасли специализации промышленности , крупнейшие промышленные районы и центры;

7. Отрасли специализации сельского хозяйства , главные сельскохозяйственные районы;

8. Характерные черты развития транспорта ;

9. Характерные особенности непроизводственной сферы ;

10. Внешние экономические связи : главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта;

11. Вывод о развитии страны .

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Цель: Научить учащихся оценивать ПГП страны, выявлять положительные и отрицательные черты геополитического и геоэкономического положения, отмечать изменения геополитического положения во времени, выявлять тенденции развития.

Ход работы: Используя карты атласа и справочную литературу, выполнить письменное описание геополитического и геоэкономического положения страны по плану:

Политическая и экономическая оценка государственных границ:

а) уровень экономического развития соседних стран

б) принадлежность соседних стран к политическим и экономическим блокам

в) принадлежность России к политическим и экономическим группировкам и блокам

г) стратегическая оценка государственной границы, возможных рисков и угроз

2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции:

а) возможность использования морского и речного транспорта

б) торговые отношения и другие экономические связи с соседними странами

в) обеспеченность страны сырьем

3. Отношение к «горячим точкам» планеты:

а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам

б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом

в) отношение правительства страны к международной разрядке, разоружению

4. Общая оценка геополитического и геоэкономического положения страны на современном этапе.

5. Прогноз тенденций дальнейших процессов геополитики и геоэкономики.

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции .

Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию страны. Развитие умений оценивать основные показатели экономико-географической характеристики страны, используя различные источники информации

Ход работы: Используя текст учебника и карты атласа, применяя знания, полученные в 8-9 классах, выполните задания:

1. На контурной карте мира нанесите границы России и границы её главных экономических районов, подпишите названия соседних с Россией стран и регионов, моря и океаны, омывающие её берега.

2. Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения полезных ископаемых.

3. Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными, рыбными, агроклиматическими, гидроэнергетическими и рекреационными ресурсами.

4. Условными знаками нанесите на карту основные районы добывающей и обрабатывающей промышленности, отразив специализацию каждого промышленного района.

5. Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием растениеводства, а другого цвета — животноводства.

6. Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского хозяйства России.

7. Обозначьте на карте страны, которые являются торговыми партнерами России в качестве экспортеров или импортеров какой-либо продукции.

8. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию и сырье.

9. Сделайте вывод о структуре российского экспорта и импорта.

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт атласа, материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных регионов с неблагоприятной экологической ситуацией и выявления причин появления таких регионов.

Ход работы: Используя карты атласа и учебник, выполните задания:

1. Нанесите на контурную карту США государственные границы страны.

2. Используя атлас и учебник В.П. Максаковского ( стр. 268, рис. 89) условными знаками обозначьте на контурной карте важнейшие районы добычи минеральных ресурсов и главные промышленные пояса США.

3. Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной среды в результате деятельности человека: под воздействием добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС и т.д.

4. Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских акваторий.

5. Назовите пути решения экологических проблем в США и меры, которые следует предпринять правительству США для улучшения экологического состояния страны.

6. Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации в США.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Цель: Формировать умение находить применение географической информации, давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в разных странах и регионах мира, тенденциям их возможного развития.

Ход работы: Применяя знания, полученные в ходе изучения курса географии, используя материалы СМИ и дополнительной литературы, дайте характеристику политических и экономических тенденций развития предложенных стран (на ваш выбор).

Вариант 4. Северная Африка

Регион, в котором находится страна, краткая характеристика её соседей, вывод об особенностях ЭГП и ПГП.

Уровень экономического развития страны, отрасли специализации, торговые связи с другими странами (регионами) мира.

Участие страны в международных экономических и политических организациях и блоках, её роль в этих блоках

Оценка влияния страны в мире, её роль на международной арене

Участие в международных конфликтах

Общая оценка экономической и политической ситуации в стране, прогноз перспектив развития и роли на международной арене.

Предлагаю практические работы №1 и №2. В работе используются таблицы, диаграммы.

Материал поможет учителю подготовиться к выполнению практической части программы по географии для 9 класса.

Готовая разработка инструктивной карточки для проведения практической работы. Данный материал можно использовать как раздаточный материал на уроке или для индивидуальной работы учащи.

Агроклиматические ресурсы Омской области. Практическая работа по географии для 8 класса (региональный компонент).

Здесь представлены задания для выполнения программных практических работ по географии за курс экономической и социальной .

Здесь представлены задания для выполнения программных практических работ по географии за курс экономической и социальной .

Сборник итоговых практических работ предназначен для учителей географии, работающих по УМК «Вентана — Граф&quot.

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/11/15/prakticheskie-raboty-po-geografii-dlya-10-klassa