Меню Рубрики

Кроссворд по теме рельеф геологическое строение и полезные ископаемые

Ипользование кроссвордов поможет учителю в проведении итоговых уроков, уроков обощения и систематизации знаний.

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

По горизонтали: 2. Высочайшая гора Алтая, название которой говорит о снеге и льде. 4. Глубоко опущенная часть платформы с мощным (до 10-16 км ) осадочным покровом. 9. Драгоценный металл, открытый 250 лет назад, его название происходит от испанского слова «platina», что означает «серебришко». 10. «Сползла гора и вышла в Волгу саженей на пятьдесят, а где и больше. И стали на Волге бугры великие (рельефообразующий процесс). 11. Обширный малоподвижный участок земной коры. 13. « Россия – громадная… по которй носится лихой человек!» ( А.П. Чехов). 14.Один из крупнейших угольных бассейнов в нашей стране, расположенный в Восточной Сибири. 15. Горная страна в Южной Сибири, названная по народу сайоны.

По вертикали: 1. Русский землепроходец, который первым увидел и описал самый высокий вулкан в нашей стране. 3.Горы, простирающиеся на 200 км, которыев древности называли Рифейскими – «горами на краю Земли»5. Ископаемая смола хвойных деревьев, «Слезы моря». 6. Отложения, принесенные ледником.7. Благородный газ, содержание которого увеличивается в подземных водах вблизи будущих эпицентров землетрясений. 8. Самоцвет, воспетый в сказах П.П. Бажова.9.Плато, название которого произошло от эвенкийского «пэтэроми» — «Ппокрытый облаками» 12. «Хоть я судьбой на заре моих дней,/ О южные горы, отторгнут от вас,/ Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:/ Как сладкую песню отчизны моей,/Люблю я…» (М.Ю.Лермонотов)

По горизонтали: 3. Европейское государство, носящее имя столицы Италии. 5. «Как в конце, так и в начале/ Меру площади встерчаем,/А в середине – удивленье! -/Тоже площадь(в сокращеньи)./ Вцелом – нидерландский двор / Разместился с давних пор» (шарада). 6. Скандинавы, участники морских завоевательных походов VII – XI вв.; на Руси их называли варягами. 8. Самая распрстраненная фамилия в Великобритании. 9. Стран, главный»цветочный база» в мире. 11. Столица самого возвышенного государства в Европе, где находися почтовый музей с самой большой коллекцией марок. 13. Город, где можно увидеть Елисейские поля и Триумфальную арку. 14. Эта страна без леса, что медведь без шерсти». 15. Крупнейшая культовая постройка II тысячелетиядо н.э., расположенная в Великобритании. 16. Вулкан на о. Сицилия, куда ежегодно приезжают миллионы туристов. 17. Столица Италии и название произведения Э.Золя. 18. Крупнейший морской порт Испании.

По вертикали: 1. Господствующая религия в зарубежной Европе. 2. Страна, «молочная ферма» Европы. 4. Государство, название которого переводится с древнеирландского как «западная земля», что соответствует его положению в Европе.7. «Азиатская страна/Первой частью мне дана,/ А в конце — не сбейтесь только — / Европейский «город шелка»./ Коль подряд вы все прочтете — / Порт на Крите назовете» (шарада). 10. «Обычно я зверька скрываю,/ Хоть и узка, но глубока./ А если буквы переставишь,/ То я в Швейцарии и Вранции река» (шарада). 12. Государство в Европе; слово образовано от самоназвания его жителей – «латвиеши».

«Климат и агроклиматические ресурсы России»

По горизонтали: 4. Карта, на которой цифрами и условными знаками нанесены результаты одновременных наблюдений за погодой. 5. «Повелитель ветров». 6. Оптическое явление в атомосфере в виде разноцветеой радуги на небосводе. 7. «Холодильник» Северного полушария. 10. …батюшка не любит баловать (поговорка). 12. Ветер, название котрого в переводе с арабского означае «сезон». 13. Время года, когда по древним поверьям славян празднуется «свадьба солнца и земли». 14. … прилетит – о зиме известит (поговорка). 15. «От цветов на полях/ Льется запах кругом,/ И сияет…/Натраве серебром» (И.Суриков). 16. Если животные вечером мало пьют, то на следующий день будет… (примета). 17. «… белогривые лошадки..» (песня).

По вертикали: 1. Условная величина, характеризующая максимально возможное испарение в данной местности при неограниченном запасе воды. 2. Область пониженного атмосферного давления, возникающая в теплой воздушной массе при столкновении её с холодной. 3. Атмосферные осадки, обычно выпадающие из слоистых облаков в виде мелчайших капелек, диаметром менее 0,5 мм. 8. Незамерзающий порт, расположенный на Кольском полуострове. 9. Месяц, котрый раньше на Руси называли листопад. 11. Название этого ветра происходит от латинского слова «бореас», что означает «северный ветер».

«Внутрееннин воды и водные ресурсы России»

По горизонтали: 2. «Озерный край России». 4. Место жителства кикимор. 5. Затопление местности, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов. 8. Река, у которой один берег находится в Европе, а другой — в Азии. 9 Яма в глубоком месте в озере или в русле реки. 10. Самая извилистая река России. 12. Самое большое по объему водохранилище в нашей стране. 14. Один из крупнейших горных ледников России. 15. «У тебя, краса-река,/Женское обличье,/ Даже имя у тебя/ Женское, девичье» (Е.Д. Черных). 16. Затопленное морем устье равнинной реки или балки, превратившееся в мелководный залив с извилистыми невысокими берегами.17. Озеро, схожее название с которым имеют ещё 20 озер,, котловины и берега которых сложены породами белого цвета.

По вертикали:1. Река, нижнее течение котрой описал древнегреческий ученый Птолемей, под названием Ра («поток»), а позже нижнее и среднее течение этой реки называли Итиль.2. Самая большая карстовая пещера в нашей стране, расположенная на Среднм Урале.3. «Алмазна сыплется гора/ С небес четыремя скалами,/ Жемчугу бездна и сребра/ Кипитвнизу, бъетвверх буграми;/ От брызгов синий холм стоит,/ Далече рев в лесу гремит» (Г.Р. Державин). 6. Самая длинная река России. 7. Озеро, в котром купец Садко поймал чудесную рыбу – Золото Перо. 11.Время самого низкого уровня воды в реке. 12.Коь ль навйдешь синоним сказки, / Звук займешь у слова ласка,/ То получишь водоем/ С глубиной морскоюв нем» (шарада). 13. «Ты меня, наверно, знаешь,/Я сказки Пушкина герой,/Но если «л» на «н» поменяешь,/Сибирской стану я рекой» (шарада).

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

По горизонтали:2 – Белуха, 4- плита, 9 – платина, 10 – оползень, 11 – платформа, 13 – равнина, 14 – Туегусский, 15 – Саяны;

По вертикали:1 – Атласов, 3 – Урал, 5 – янтарь, 6 – морена,7 – ге6лий, 8 – малахит, 9 – Путорана, 12 – Кавказ.

«Климат и агроклиматические ресурсы России»

По горизонтали:4- синоптическая. 5-Эол, 6-радуга, 7 – Оймякон, 10 – сентябрь, 12 – муссон, 13 – лето, 14 – снегирь, 15 – роса, 16 – дождь, 17 – облака;

По вертикали:1- испаряемость,2 – циклон, 3 – морось, 8 – Мурманск, 9 – октябрь, 11 – бора.

«Внутрееннин воды и водные ресурсы России»

По горизонтали:2 – Карелия, 4- болото, 5 – наводнения, 8 – Урал, 9 – омут, 10 – Пьяна, 12 – Братское, 14 – Базенги, 15 – Лена, 16 – лиман, 17 – Белое;

По вертикали:1 – Волга, 2 – Кунгурская, 3 – водопад, 6 – Обь, 7 – Ильмень, 11 – межень, 12 – Байкал, 13 – Енисей.

По горизонтали:3 – Румыния, 5 – Гаага, 6 – викинги, 8 – Смит, 9 – Нидерланды, 11- Берн, 13 – Париж, 14-Финляндия, 15 – Стонхнндж, 16 – Этна, 17 – Рим, 18 – Барселона;

По вертикали:1 – христианство, 2 – Дания, 4 – Ирландия, 7 – Ираклион, 10 – Рона, 12- Латвия.

источник

МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) ОШ»

«Рельеф, геологическое строение»

Горы на юге азиатской части России

Устойчивый участок земной коры

Выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность

Самая высокая точка России

Учение о строении земной коры и формировании тектонических структур

Наука о вымерших (ископаемых) организмах и о развитии органического мира Земли

Раздел геологии, занимающийся изучением возраста, продолжительности и последовательности формирования горных пород, слагающих земную кору

Хребет Северо-Восточной Сибири

Промежуток времени развития земной коры

По горизонтали: 1. Алтай. 2. равнина. 3. Чукотское. 4. платформа. 5.трапп. 6.Колымское. 7. мезозой. 8. Сибирская. 9. Щит. 10.архей

По вертикали: 1. Эльбрус. 2. геотектоника. 3. палеонтология. 4. геохронология. 5. рельеф. 6. Черского. 7. Русская. 8. эра.

источник

Урок-игра обобщающего повторения и систематизации ЗУН по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» (8-й класс)

  1. Закрепление знаний, навыков, полученных по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»
  2. Формировать умения применять эти знания при выполнении творческих заданий.
  3. Расширить кругозор учащихся, навыки коллективной работы.
  4. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: Физическая карта России, конверты, карточки с заданиями, кроссворды (3 шт.).

Сообщение темы и цели урока, деление учащихся на 3 группы.

Объяснение хода работы (команды должны работать очень дружно, при выполнении каждого задания получают определённое количество баллов, на выполнение заданий команда должна сама решить кот будет выполнять данное задание. Команда выбирает капитана, который должен просчитывать все заработанные баллы и оценить работу каждого в команде и прокомментировать).

1. Конкурс «Разминка» — (опрос по карте) – 4 балла за каждый правильный ответ.

Представители команд должны показать на карте следующие объекты:

I II III
Западно-Сибирская равнина Восточно-Европейская равнина Среднесибирское плоскогорье
Урал Кавказ Алтай
Хребет Черского Верхоянский хребет Становой хребет
Алданский щит Анабарский щит Балтийский щит

2. Конкурс «Географическая почта» — 12 баллов.

Представители команд должны разложить в два конверта (первый- название форм рельефа, во второй — внутреннее строение) названия, записанные на отдельных карточках (горы, платформа, щит, низменность, плита, Балтийский щит, возвышенность, Урал, Алтай, осадочный чехол, кряж, Евроазиатская плита).

3. Конкурс «Грамотей» — за каждое правильное написанное слово участник получает 1 балл. От команды принимает участие один человек.

Слова: платформа, возвышенность, тектонические движения, землетрясения, вулканизм, оледенение, морена, оползни, обвалы, осыпи.

4. Конкурс «Знаешь ли ты свою страну» — нужно по устному описанию определить территорию.

Команды работают на местах, обсуждая правильный ответ, та команда, которая правильно и быстро ответит, получает — 2 балла.

Учитель читает описание территории:

А) Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра в его среднем течении (ответ: Восточно – Европейская (Русская) равнина).

Б) Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиальном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно – Сибирскую. (ответ: Уральские горы).

Читайте также:  Полезна ли морская соль для кожи

В) Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы (ответ: Кавказ).

Г) Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озёр и болот (ответ: Западно-Сибирская равнина).

5. Конкурс «Третий лишний» — на карточках написаны географические названия, нужно определить лишнее название. За правильный ответ – 2 балла.

Таймыр, Урал, Кавказ.
Хибины, Бырранга, Енисей.
Алданский, Балтийский, Памир.
Западно-Сибирская равнина, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

6. Конкурс «Путаница» найти соответствие. Каким тектоническим структурам соответствует форма рельефа. За правильный ответ – 3 балла.

Сибирская платформа………………………………Русская равнина
Западно-Сибирская плита… ……………………. Среднесибирское плоскогорье
Восточно-Европейская платформа..……………… Западно-Сибирская равнина

7. Конкурс «Человек и природа»

Приведите два примера благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на рельеф – за каждый пример 1 балл.

8. Конкурс «Разгадай кроссворд» — каждой команде даётся кроссворд с одним словом по вертикале, учащиеся каждой команды должны ответить на 6 вопросов по горизонтали. За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.

Слово по вертикали: вулкан

  1. Горная система на юге Европейской части России.
  2. Высочайшая вершина Кавказа.
  3. Излившаяся магма из кратеров вулканов или из трещин в земной коре.
  4. Горы на юго-западе Восточно – Европейской равнины.
  5. Горная система, с которой берёт начало река Обь.
  6. Горы на северо-западе Европейской части России.

Слово по вертикали: период

  1. Смещение тела по слою глины под действием силы тяжести.
  2. Наука о движении земной коры.
  3. Форма рельефа ускоренной эрозии.
  4. Участки платформы, где кристаллический фундамент выступает на поверхность.
  5. Древняя эра.
  6. Древнее время развития жизни на Земле.

Слово по вертикали: рельеф

  1. Горная система, образовавшаяся в герцинское время.
  2. Крупный интервал геологического времени.
  3. Часть платформы, фундамент, которой погружен на глубину.
  4. Форма поверхности Земли.
  5. Система обозначения дат истории Земли, принятая в геологии.
  6. Крупнейший этап геологической истории, объединяющий эры жизни.

капитаны подсчитывают заработанные командой баллы, выставляют оценки, комментируя каждую. Учитель подводит итог.

повторить параграф 8-13 по учебнику Э.М. Раковской «География: природа России».

источник

МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) ОШ»

«Рельеф, геологическое строение»

Горы на юге азиатской части России

Устойчивый участок земной коры

Выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на поверхность

Самая высокая точка России

Учение о строении земной коры и формировании тектонических структур

Наука о вымерших (ископаемых) организмах и о развитии органического мира Земли

Раздел геологии, занимающийся изучением возраста, продолжительности и последовательности формирования горных пород, слагающих земную кору

Хребет Северо-Восточной Сибири

Промежуток времени развития земной коры

По горизонтали: 1. Алтай. 2. равнина. 3. Чукотское. 4. платформа. 5.трапп. 6.Колымское. 7. мезозой. 8. Сибирская. 9. Щит. 10.архей

По вертикали: 1. Эльбрус. 2. геотектоника. 3. палеонтология. 4. геохронология. 5. рельеф. 6. Черского. 7. Русская. 8. эра.

источник

Автор: Выдрина Л.Г. 12.05.2015 00:00

Конспект урока по теме

«Рельеф России»

(обобщающее повторение, 8 класс)

Тема «Рельеф России»

— повторить и обобщить знания по теме «Рельеф России»

— развивать познавательный интерес к предмету географии

  1. 1.Цели и задачи урока:

Образовательные цели:

1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Рельеф и полезные ископаемые России».

  1. Закрепление основных понятий и терминов.

3. Углубить знания, полученные в процессе обучения.

Развивающие цели:

1. Развивать пространственное воображение, память, мышление.

  1. Продолжить развитие логического мышления учащихся, для чего создавать проблемные ситуации и формировать умение выхода из них.
  2. Способствовать развитию самостоятельности, умению работать в группе.
  3. Развитие речи, умение доказывать свою точку зрения.

Воспитательные цели:

1. Формировать гражданские и патриотические чувства учащихся.

  1. Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, чувства коллективизма.

3. Формирование интереса к географии.

3. Оборудование:

  1. Большой рисунок горы (на доске).
  2. 4 фигурки человека (разного цвета, по количеству команд).
  3. Выставка минералов, книг, картин, рисунков.
  4. Карты России.
  1. 1.Организационный момент

Обобщение темы «Рельеф России». Ученики записывают тему урока в тетрадях.

Цели: — повторить и обобщить знания по теме «Рельеф России»

— развивать познавательный интерес к предмету географии

  1. 2.Проверка знаний
  2. Письменная проверка знаний.

А.Географический диктант

1. Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется …(геология)

2. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это …(эры)

3. Самая древняя эра — …(архейская)

4. Мы живем в эру новой жизни … (кайнозойскую)

5. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется … (геохронологическая)

6. Самые молодые горы образовались в … (альпийскую складчатость)

7. Карта, на которой показано строение земной коры, называется … (тектоническая)

8. Выход на поверхность фундамента платформы … (щит)

9. Древние устойчивые участки земной коры называются … (платформы)

10. Молодая платформа . (плита)

Б. Распределите компоненты природы в два столбика:

Платформа, щит, горы, возвышенности, кряж, низменности, плита, Урал, Карпаты, Приволжская возвышенность, Евроазиатская плита, Балтийский щит, Алтай, складчатый фундамент, осадочный чехол.

Горы, возвышенности, кряж, низменности, Урал, Карпаты, Приволжская возвышенность, Алтай

Платформа, щит, Евроазиатская плита, Балтийский щит, складчатый фундамент, осадочный чехол

Установите соответствие между вершинами и названиями гор:

г. Мунку-Сардык Уральские горы

Что лишнее? Объясните почему?

г. Мунку-Сардык Уральские горы

Лишнее: г. Монблан (Альпы, за пределами России)

А) Заочное путешествие по карте (проверка номенклатуры). Один учащийся работает у карты. Читаю рассказ, учащийся показывает маршрут путешествия по карте и называет пропущенные в рассказе объекты номенклатуры:

«Наш самолет взлетел с аэродрома и взял курс на город Норильск. Через несколько часов полета самолет приземлился на аэродроме этого города. Мы совершим путешествие по Сибири.

Рано утром мы отправились в путь. Справа виднелись на горизонте хребты (плато Путорано), слева и впереди расстилались заснеженные просторы (Северо-Сибирской) низменности. Через несколько дней пути мы увидели впереди на правом берегу реки (Лены) горный хребет (Верхоянский). Перевалив по удобному перевалу, мы вступили на просторы (Яно-Индигирской) низменности, которые за долиной реки (Индигирка) переходят в (Колымскую) низменность.

Повернув на юг, мы подошли к хребту (Черского), где находится самая высокая вершина Восточной Сибири – гора (Победа).

Перевалив через хребет, мы сделали остановку в городе (Оймяконе), который считается полюсом холода северного полушария. Отдохнув, мы отправились в путь к великой сибирской реке Лене, на берегу которой расположен город Якутск. От Якутска мы отправились к станции Усть-Кут. Проезжая на поезде, мы любовались пейзажами (Среднесибирского) плоскогорья».

Б) Определите, какие формы рельефа находятся на территории России:

Альпы, Уральские горы , Кавказ , Гималаи, Алтай , Хибины , Саяны, Карпаты, Анды, плато Путорана , Сихотэ-Алинь , горы Бырранга , Кордильеры, Северные Увалы , Аппалачи, хребет Джугджур , Атлас , Среднерусская возвышенность.

Альпы – Европа, Гималаи – Азия, Карпаты – Европа, Анды – Южная Америка, Кордильеры – Северная Америка, Аппалачи – Северная Америка, Атлас — Африка

В) Найдите лишнее слово, объясните свой выбор.

► Землетрясение, вулкан, оползень (землетрясение, вулкан -тектонические движения)

Сибирская платформа, Урал, Кавказ (Сибирская платформа – тектоническая структура, Урал и Кавказ – формы рельефа)

Кайнозой, ордовик, триас (кайнозой – эра, ордовик и триас периоды)

► Медные руды, каменный уголь, никелевые руды (каменный уголь – осадочная горная порода, остальные – магматические)

► г. Белуха, г. Народная, г. Мак-Кинли (г. Мак-Кинли находится в Северной Америке, остальные – в России)

► щит, гора, платформа (гора – форма рельефа, щит и платформа – тектонические структуры)

овраг, бархан, дюна (овраг – образован деятельностью текучих вод, бархан и дюны – эоловые формы рельефа)

Г) Установите соответствие:

Мезозойская складчатость, кайнозойская складчатость, Сибирская платформа, Западно-Сибирская плита, Восточно-Европейская платформа, каледонская складчатость, герцинская складчатость.

источник

Урок-игра обобщающего повторения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Украины»

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор Джантимирова М.Х.
Дата 20.10.2015
Формат docx
Изображения Нет

Урок-игра обобщающего повторения и систематизации знаний , умений и навыков по теме « Рельеф ,геологическое строение и полезные ископаемые Украины»(8 класс)

Цель: 1. Обобщение ,систематизация ,закрепление знаний ,навыков ,полученных по теме :»Рельеф , геологическое строение и полезные ископаемые Украины».

2.Формировать умения применять эти знания при выполнении творческих заданий.

3. Расширить кругозор учащихся ,навыки коллективной работы при совместном принятии решений.

4.Воспитать любовь к Родине ,интерес к предмету.

Оборудование: Физическая карта ,конверты ,карточки с заданиями ,кроссворды (3 шт).

Сообщение темы и цели урока ,деление учащихся на 3 группы.

Объяснение хода работы (команды должны работать дружно,при выполнении заданий получают определенное количество баллов. Команда выбирает капитана ,который должен просчитать все заработанные баллы и оценить работу каждого в команде и прокомментировать).

1. Конкурс «Разминка»- (опрос по карте)-4 балла за каждый правильный ответ.

Представители команд должны показать по карте следующие объекты:

1группа: Подольская возвышенность, Карпаты, Хотинская возвышенность, Причерноморская низменность.

2 группа: Восточно-Европейская возвышенность, Крым, Полеская низменность, Роман-Кош.

3 группа: Донецкий Кряж, Говерла, Приднепровская возвышенность, Украинский щит.

2.Конкурс «Географическая почта»-12 баллов.

Представители команд разлаживают в 2 конверта (первый — название форм рельефа, второй -тектонические структуры )названия ,записанные на отдельных карточках (горы ,платформа , щит ,низменность , плита ,Украинский щит ,возвышенность ,Закарпатская низменность ,Приазовская возвышенность, осадочный чехол , Расточье, Евроазиатская плита)

3.Конкурс «Грамотей»- за каждое правильное написанное слово участник получает 1 балл. От команды принимает участие один человек.

Слова : платформа, возвышенность, тектонические движения, землетрясения, вулканизм, оледенение, морена ,оползни, обвалы, осыпи.

4.Конкурс «Угадай форму рельефа»- нужно по устному описанию определить территорию.

Команды работают на местах ,обсуждая правильный ответ ,та команда ,которая правильно и быстро ответит ,получает -2 балла.

Учитель читает описание территории :

А) Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа — равнинность. Складчатый фундамент з алегает на различной глубине и выходит на поверхность ,а также на правобережье Днепра в его среднем течении( ответ: Восточно-Европейская равнина).

В) Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов , протянувшихся с севера запада на юго восток. Вершины округлые (Карпаты).

Г)Эта возвышенность богата историей .На горе Монашьей , на Каневских кручах похоронен украинский поэт.

Читайте также:  Какой болгарский перец полезнее красный или зеленый

5. Конкурс «Третий лишний» — на карточках написаны географические названия ,нужно определить лишнее название .За правильный ответ -2 балла.

Донбасс, Криворожский ,Белозерский.

Калуш, Самотканское, Стебник.

6.Конкурс «Заморочка»- найти соответсвие . Каким тектоническим структурам соответствует форма рельефа. За правильный ответ — 3 балла.

Скифская платформа ……………………………Полтавская равнина

Волыно -Подольская плита…………………Приазовская возвышенность

Днепровско -Донецкая впадина……………..Северо -Крымская низменность

7.Конкурс «Человек и природа» — привидите 2 примера благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на рельеф -за каждый пример — 1 балл.

8.Конкурс «Разгадай кроссворд»- каждой команде дается кроссворд с одним словом по вертикале,учащиеся каждой команды должны ответить на 6 вопросов по горизонтали.За каждое правильно угаданное слово -1 балл.

Слово по вертикали : Впадина

1.Высочайшая точка Украины.

3.Впадина ,образовавшаяся после добычи песка или глины.

4.Самая высокая точка равнинной части Украины.

5.Промежуток геологического времени.

Слово по вертикали: период

1.смещение тела по слою глины под действием силы тяжести.

2.наука о движении земной коры.

3.форма рельефа ускоренной эрозии.

4.участки платформы ,где кристаллический щит выступает на поверхность.

6.Древнее время развития жизни на земле.

Слово по вертикали : рельеф

1.возвышенность на северо-востоке

Итог урока: капитаны подсчитывают заработанные баллы ,выставляют оценки комментируя.

источник

Наибольшее количество антропогенных форм рельефа образуется в результате разработки полезных ископаемых. Это карьеры и отвалы, которые возникают в местах открытых разработок, терриконы в районах шахтной добычи, нарушенные долин рек в следствии промывки рассыпных месторождений. В ресурсе приведены изображения открытой разработки рудных месторождений в Оренбургской и Мурманской областях, а также нарушение речных долин на Чукотке.

В ресурсе представлены изображения структур герцинского возраста — Горного Алтая и Северного Урала. В отличие от Урала Алтай представляют собой возрожденные горы, возникшие в результате активизации новейших тектонических движений, которые деформировали древние выровненные поверхности и преобразовали их в той или иной степени различными экзогенными процессами. В сравнении с Уралом Горный Алтай имеет не только большую абсолютную высоту, но и более расчлененный рельеф, что видно на снимке.

Особенности тектонического строения хорошо просматриваются на спутниковых снимках. Так кристаллические щиты выделяются не только в рельефе, но по особенностям почвенно-растительного покрова, который более разрежен, чем в районах с осадочным чехлом. Реки в этих районах или огибают выступы фундамента или, прорезая их, имеют не достаточно разработанные долины. В ресурсе приведены изображения Балтийского щита Восточно-Европейской платформы и Алданского и Анабарского щитов Сибирской платформы.

В ресурсе приводятся мелкомасштабные обзорные изображения горных районов России — Кавказа, Урала, Гор Юга и Северо-Востока Сибири и Дальнего Востока. Изображения синтезированы в псевдоцветах, что позволяет более четко увидеть особенности высотной поясности в каждом регионе, водораздельный характер горных сооружений, морфоструктуру горных областей. Так, в отличии от Кавказа и Алтая, горы северной части Урала и Сибири практически лишены растительности, только долины рек выделяются наличием растительного покрова.

Представлены изображения Гайского месторождения медного колчедана и Хибинского месторождения апатитов, на которых хорошо видно влияние разработок на изменение ландшафта территории. На изображении оз. Баскунчак заметны выломы, образовавшиеся в результате добычи самосадочной поваренной соли.

Представлены изображения Самотлорского нефтяного и Уренгойского газового месторождений. Инфраструктура месторождений оказывает существенное влияние на изменение ландшафта территории, появляются площадки у мест добычи, соединенные линиями трубопроводов. Отличительной чертой многих нефтяных месторождений Среднего Приобья (Самотлор) является сооружения искусственных островков для буровых площадок на озерах и болотах таежной зоны. Скважины газовых месторождений тундровой зоны (Уренгой) размещены на относительно сухих местах.

Комплекс «Вулканы Камчатки» площадью в 3,32 млн. га был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году. Каждый из вулканов по отдельности не является уникальным природным объектом, но благодаря огромному количеству вулканов на довольно малой территории этот район может считаться единственным в своем роде. Здесь находится и самый высокий на евразийском материке действующий вулкан — Ключевской. Природный парк «Ключевской» был создан в 1999 году. Его площадь составляет 375 тыс. га. В ресурсе показано извержение 1994 года, которое является одним из наиболее ярких и мощных проявлений эруптивной активности Ключевского вулкана в историческое время. После этого эруптивная деятельность на вулкане практически прекратилась и в течение последних 8 лет вулкан находится в стадии покоя.

Вулкан Шивелуч — самый северный действующий вулкан Камчатки — расположен в северной части центральной Камчатской депрессии. Он начал формироваться около 60-70 тысяч лет назад. Диаметр его основания 45-50 км, площадь не менее 1300 км2. Абсолютная высота 3283 м (главная вершина), высшая точка действующего аппарата (Молодой Шивелуч) — 2800 м. Это одно из крупнейших вулканических сооружений Камчатки. По объему и массе изверженных продуктов, скорости выноса вещества, частоте сильных извержений Шивелуч — одно из самых уникальных вулканических образований Камчатки и Курильских островов. Представлены изображения извержений вулкана в 2004 году и фотография вулкана по состоянию на лето 2007 года. В этом Камчатки отмечается постоянная активная вулканическая деятельность.

Представлены изображения территории Западно-Сибирской равнины и республики Коми — районов, где палеозойский фундамент перекрыт толщей мезокайнозойских отложений. В рельефе это равнинные низменные участки, покрытые лесами и болотами, имеющие слабый уклон поверхности. С осадочным чехлом связаны месторождения нефти и газа, структура разработки которых также видна на снимках.

Оползни возникают на склонах речных берегов, в горах, на берегах морей. Наиболее часто они образуются на склонах, сложенных чередующимися водоупорными и водоносными породами. В ресурсе представлены изображения оползневых районов в Ульяновской области на берегу Волги, на берегу Москвы-реки, и черноморского побережья в районе Новороссийска. Оползни вредят сельскохозяйственным угодьям, предприятиям, населённым пунктам, поэтому строительство зданий и крупных сооружений на оползневых склонах не рекомендовано. Для борьбы с оползнями применяются берегоукрепительные сооружения, насаждение растительности и другие противооползневые мероприятия.

В ресурсе представлены изображения основных крупных форм рельефа на территории России, на которых можно отметить следующие особенности: В рельефе страны преобладают равнины; Равнины окружены горами разной высоты; Общий уклон большей части территории России — к северу, о чем свидетельствует направление течения большинства крупных рек Европейского Севера и Сибири.

В ресурсе представлены изображения ландшафтных районов Московского региона, которые выделяются по характеру рельефа и почвенно-растительному покрову — Верхне-Волжской и Мещерской низменностей, Смоленско-Московской и Средне-Русской возвышенностей, Клинско-Дмитровской гряды и Москворецко-Окской равнины. На снимках, выполненных в псевдоцветах, хорошо различимы и особенности хозяйственного использования этих территорий.

Представлены изображения Михайловского (Курская магнитная аномалия), Оленегорского (Кольский п-ов) и Костомукшского (республика Карелия) железорудных месторождений, где разработка ведется открытым способом. На снимках хорошо видны гигантские карьеры, образовавшиеся в результате горнодобычи и отвалы пустой породы, занимающие значительные площади.

Землетрясения относятся к опаснейшим стихийным явлениям, следствием которых является появление разломов в земной коре, смещение пластов горных пород, изменение русел рек, разрушение зданий и сооружений. В ресурсе приведены изображения последствий землетрясений в районе Кавказа, Алтая и на Сахалине.

В ресурсе представлены изображения некоторых внешних процессов рельефообразования на территории нашей страны: Водная эрозия — овражно-балочная сетью на территории Самарскаой области; Деятельность ледника — Карелия; Аккумуляция — конусы выноса в Волгоградской области Протаивание многолетней мерзлоты и образование термокарстовых озер и просадок грунта.

К эндогенным рельефообразующим процессам относят землетрясения, вулканизм и неотектонические движения. В ресурсе представлены изображения, иллюстрирующие эти процессы: извержение вулкана на Камчатке, горы Кавказа, изменение рельефа в результате неотектонических движений на территории Ямало-Ненецкого АО.

В данном ресурсе приводятся обзорные изображения крупнейших равнин страны — Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Средне-Сибирского плоскогорья. На снимках по рисунку речных систем, особенностям растительного покрова можно судить о характере рельефа каждого района. Возвышенные участки на снимках имеют более светлые оттенки. По направлению течения рек также можно судить о наклоне поверхности даже при небольшом перепаде высот.

В ресурсе представлены изображения районов современного горного оледенения Кавказа, Алтая и Приполярного Урала. Отчетливо видно, что хотя Кавказ и Алтай расположены на юге нашей страны из-за высоты ледники занимают там большие площади по сравнению с самой высокой частью Урала, которая расположена на севере.

В ресурсе представлены изображения Восточно-Европейской равнины, Западно-Сибирской низменности и Среднесибирского плоскогорья, которые соответствуют районом плит и платформ. На изображении виден равнинный характер рельефа этих территорий, обусловленный тектоническим строением.

Покровное оледенение на территории нашей страны отмечено на арктических островах. Самые большие площади оледенения на островах Новая Земля и Северная Земля, изображения которых представлены в ресурсе. Для этих районов характерны ледниковые щиты и купола, а также области горно-покровные ледники.

источник

Урок-игра обобщающего повторения и систематизации знаний, умений и навыков по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Украины»

Урок-игра обобщающего повторения и систематизации знаний , умений и навыков по теме « Рельеф ,геологическое строение и полезные ископаемые Украины»(8 класс)

Цель: 1. Обобщение ,систематизация ,закрепление знаний ,навыков ,полученных по теме :»Рельеф , геологическое строение и полезные ископаемые Украины».

2.Формировать умения применять эти знания при выполнении творческих заданий.

3. Расширить кругозор учащихся ,навыки коллективной работы при совместном принятии решений.

4.Воспитать любовь к Родине ,интерес к предмету.

Оборудование: Физическая карта ,конверты ,карточки с заданиями ,кроссворды (3 шт).

Сообщение темы и цели урока ,деление учащихся на 3 группы.

Объяснение хода работы (команды должны работать дружно,при выполнении заданий получают определенное количество баллов. Команда выбирает капитана ,который должен просчитать все заработанные баллы и оценить работу каждого в команде и прокомментировать).

1. Конкурс «Разминка»- (опрос по карте)-4 балла за каждый правильный ответ.

Представители команд должны показать по карте следующие объекты:

1группа: Подольская возвышенность, Карпаты, Хотинская возвышенность, Причерноморская низменность.

2 группа: Восточно-Европейская возвышенность, Крым, Полеская низменность, Роман-Кош.

3 группа: Донецкий Кряж, Говерла, Приднепровская возвышенность, Украинский щит.

2.Конкурс «Географическая почта»-12 баллов.

Представители команд разлаживают в 2 конверта (первый — название форм рельефа, второй -тектонические структуры )названия ,записанные на отдельных карточках (горы ,платформа , щит ,низменность , плита ,Украинский щит ,возвышенность ,Закарпатская низменность ,Приазовская возвышенность, осадочный чехол , Расточье, Евроазиатская плита)

3.Конкурс «Грамотей»- за каждое правильное написанное слово участник получает 1 балл. От команды принимает участие один человек.

Слова : платформа, возвышенность, тектонические движения, землетрясения, вулканизм, оледенение, морена ,оползни, обвалы, осыпи.

4.Конкурс «Угадай форму рельефа»- нужно по устному описанию определить территорию.

Читайте также:  1с полезные ссылки для скачивания

Команды работают на местах ,обсуждая правильный ответ ,та команда ,которая правильно и быстро ответит ,получает -2 балла.

Учитель читает описание территории :

А) Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа — равнинность. Складчатый фундамент з алегает на различной глубине и выходит на поверхность ,а также на правобережье Днепра в его среднем течении( ответ: Восточно-Европейская равнина).

В) Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов , протянувшихся с севера запада на юго восток. Вершины округлые (Карпаты).

Г)Эта возвышенность богата историей .На горе Монашьей , на Каневских кручах похоронен украинский поэт.

5. Конкурс «Третий лишний» — на карточках написаны географические названия ,нужно определить лишнее название .За правильный ответ -2 балла.

Донбасс, Криворожский ,Белозерский.

Калуш, Самотканское, Стебник.

6.Конкурс «Заморочка»- найти соответсвие . Каким тектоническим структурам соответствует форма рельефа. За правильный ответ — 3 балла.

Скифская платформа ……………………………Полтавская равнина

Волыно -Подольская плита…………………Приазовская возвышенность

Днепровско -Донецкая впадина……………..Северо -Крымская низменность

7.Конкурс «Человек и природа» — привидите 2 примера благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на рельеф -за каждый пример — 1 балл.

8.Конкурс «Разгадай кроссворд»- каждой команде дается кроссворд с одним словом по вертикале,учащиеся каждой команды должны ответить на 6 вопросов по горизонтали.За каждое правильно угаданное слово -1 балл.

Слово по вертикали : Впадина

1.Высочайшая точка Украины.

3.Впадина ,образовавшаяся после добычи песка или глины.

4.Самая высокая точка равнинной части Украины.

5.Промежуток геологического времени.

Слово по вертикали: период

1.смещение тела по слою глины под действием силы тяжести.

2.наука о движении земной коры.

3.форма рельефа ускоренной эрозии.

4.участки платформы ,где кристаллический щит выступает на поверхность.

6.Древнее время развития жизни на земле.

Слово по вертикали : рельеф

1.возвышенность на северо-востоке

Итог урока: капитаны подсчитывают заработанные баллы ,выставляют оценки комментируя.

источник

Раздел 2. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Урок 14. Обобщающий урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

Цели: определить уровень знаний основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор; проверить умение показывать по карте основные формы рельефа России; определить уровень понимания взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование: карты России (физическая, тектоническая), атласы.

Класс делится на группы по пять-шесть человек (всего пять-шесть групп).

В раунде участвуют две команды, а все остальные команды принимают участие в обсуждении вопроса и пишут ответ на листке, отвечают устно, если ни одна из играющих команд не дала правильного ответа. Раунд заканчивается, когда одна из команд набирает 3 балла. В следующем раунде играют команда, выигравшая предыдущий раунд, и вторая команда по выбору выигравших.

Если ни одна из команд не ответила на вопрос, то следующий вопрос оценивается в 2 балла. Третий вопрос, при неправильных ответах на предыдущие, — последний. Обе команды выбывают из раунда, если и на третий вопрос ни одна из команд не дала правильного ответа.

Учащиеся могут получить оценки на уроке: команда, набравшая больше 12 баллов, получает «5» при условии, что отвечали все ученики по очереди. За очередностью должен следить капитан команды. Участники команды, занявшей второе место, получают «5» и «4». Оценки каждому определяет команда в зависимости от вклада каждого в игру. Участники команды, занявшей третье место, получают «4». Команда, не набравшая ни одного балла, оценки не получает или получает «2». На усмотрение учителя в игре могут быть изменены условия.

На обсуждение вопроса дается 30 с, но команды могут отвечать досрочно.

1. Географы называют его «каркасом природы». О чем идет речь? (Рельеф.)

2. Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? (Разная скорость движения участков земной коры.)

3. Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? (Озеро Байкал. Между хребтом Черского и Момским хребтом.)

4. Что общего у лакколита и вулкана? (Лакколит — несостоявшийся вулкан.)

5. Возрожденные горы — глыбовые, а омоложенные? (Складчато-глыбовые.)

6. Подумайте, о каком горном хребте написаны стихи поэта С. Щипачева?

Пришелся каменным порогом.

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами

Чтобы строкою засверкали грани.

Железо, никель, хромовые руды

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зеленым глазом смотрит в темноту. (Урал.)

7. Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. О какой территории идет речь? (Русская равнина.)

8. Морены, троги, озы, камы. Что общего в образовании этих форм рельефа? (Ледниковые формы рельефа.)

9. В 1920 г. был создан первый в мире минералогический заповедник. Достопримечательность его — драгоценные, полудрагоценные минералы. Назовите этот заповедник. Где он находится? (Ильменский заповедник. Южный Урал.)

10. Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер. (Западно-Сибирская равнина.)

11. Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину. (Кавказ.)

12. Алтай — Белуха, Кавказ — Эльбрус, Урал — . Назовите недостающую пару Урала. (Гора Народная.)

13. Какие формы рельефа образуют эоловые процессы? (Барханы, дюны.)

14. Архейская, протерозойская эры не разделены на периоды, а палеозойская, мезозойская, кайнозойская эры делятся. Почему? (В архее и протерозое не было организмов, имевших скелеты, это было время одноклеточных организмов, которые не оставили отпечатков (следов) деятельности.)

15. Назовите современный геологический временной адрес. (Эра кайнозойская, период четвертичный, или антропогеновый.)

16. Где в России сошлись вода и пламень? (Например, на Камчатке — вулканы.)

17. Что общего у следующих полезных ископаемых: фосфориты, уголь, нефть, калийные соли?

18. Что общего у карьеров и терриконов? (Антропогенные формы рельефа.)

19. Это самый большой по запасам угля бассейн, но добычи угля здесь нет. Назовите его. (Тунгусский.)

20. Что можно найти в кимберлиговой трубке? (Атазы.)

21. Каждую весну жители этой части России собирают камни на поле. Откуда они? (Осколки щита в Карелии.)

22. О каких полезных ископаемых говорят «черное золото», «солнечный камень». (Нефть, уголь.)

23. Равнины — на древних платформах, а горы? (В складчатых областях.)

24. Дыхтау. Шхара. Казбек. Назовите четвертую. (Эльбрус.)

25. Ичинская, Кропотская, Корякская, Ключевская. Какое слово объединит эти названия? (Сопки или вулканы, а возможно — Камчатка.)

26. Водные потоки — овраги, ветер — дюна, а какая сила образует бараний лоб? (Ледник.)

Индивидуальные задания по теме «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России»

1. Где сильнее будет выражено оврагообразование: на Кольском полуострове или на Среднерусской возвышенности? Объясните. почему? (Примерный ответ. На Среднерусской возвышенности, сложенной более рыхлыми осадочными породами и имеющей большую распаханность почв. На Кольском полуострове — шит из твердых магматических пород менее подвержен водной эрозии. В целом в Западной Сибири осадков выпадает меньше.)

2. Зевнул медведь пересохшей пастью так. что горы задрожали, и сполз к морю воды напиться. Опустился он на колени, погрузил в голубую воду свою страшную пасть и стал долго и жадно пить. И стали каменеть огромные члены медведя. Могучие бока превратились в страшные отвесные пропасти, высокая спина стала округлой вершиной горы, медвежья его голова над морской пучиной сделалась острой скалой, густая шерсть превратилась в непроходимую дуговую чащу.

— О каком объекте Крыма повествует данный отрывок? Какие существуют научные гипотезы, объясняющие происхождение этого объекта? Где в России есть объекты подобного происхождения? Назовите их. (Примерный ответ. Скорее всего, речь идет о Крымских горах — лакколитах: Аю-Даг, Ай-Петри. Это несостоявшиеся вулканы с застывшей внутри горы лавой. Подобные объекты есть на Кавказе — горы Бештау, Машук.)

3. Почему в Забайкалье наблюдаются землетрясения, но нет действующих вулканов? (Здесь район древнего горообразования с мощной земной корой.)

4. Распределите перечисленные формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих процессов: каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, дамбы, терриконы, курчавые скалы. (Примерный ответ. Флювиальные (деятельность текучих вод) — овраги, каньоны; гляциальные (ледниковые) — кары, цирки, морены, бараньи лбы, курчавые скалы; эоловые — барханы, дюны; антропогенные — курганы, дамбы, терриконы.)

Перед работой желательно провести тренировочный показ географических объектов по карте (работа в парах): один ученик показывает равнины, второй — горы.

Географический диктант в парах. Сначала показывает один ученик, а второй проверяет и отмечает правильный показ знаком «+». Затем ученики меняются местами. Одновременно учитель проверяет показ объектов.

Вариант 1: Кавказ, Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Саяны, хребет Джугджур, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хребет, Ключевская сопка, горы Бырранга.

Вариант 2: Западно-Сибирская равнина, Алтай, Алданское нагорье, Эльбрус, хребет Черского, Корякское нагорье, Становой хребет, Среднесибирское плоскогорье, Становое нагорье, Валдайская возвышенность.

За выполнение задания учащиеся получают первую оценку. Если правильно показано 10 объектов — оценка «5»; 8—9 объектов — «4»; 7 — «3».

2. Терминологический диктант

— Древние устойчивые участки земной коры. (Платформы.)

— Наука о вымерших организмах. (Палеонтология.)

— Карта, содержащая информацию о горных породах. (Геологическая.)

— Скопление полезных ископаемых. (Месторождение.)

— Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (Морена.)

— Внутренние процессы, связанные с движением земной коры. (Эндогенные.)

— Смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. (Оползень.)

— Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность. (Щит.)

— Учение о строении земной коры. (Геотектоника.)

— Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур. (Тектоническая.)

— Работы по восстановлению почвы. (Рекультивация.)

— Внешние рельефообразующие процессы. (Экзогенные.)

— Формы рельефа, образованные деятельностью ветра. (Эоловые.)

— Бурные грязекаменные потоки. (Сели.)

За 7 правильных ответов — оценка «5»; за 6 правильных ответов — «4»; за 5 правильных ответов — «3».

Вариант 1: Русская равнина.

Вариант 2: Среднесибирское нагорье.

1. Географическое положение.

2. Какой тектонической структуре соответствует.

6. Внешние процессы, формирующие рельеф.

Третье задание можно заменить работой по выявлению соответствия форм рельефа и тектонических структур путем сопоставления карт физической и тектонической.

2) Среднесибирское плоскогорье

9) Западно-Сибирская низменность

б) Область герцинской складчатости

в) Область каледонской складчатости

г) Область мезозойской складчатости

д) Область кайнозойской складчатости

В конце урока учитель собирает тетради на проверку.

источник

Источники:
  • http://www.alllessons.ru/geography/krossvord-po-geografii-relef-geologicheskoe-stroenie-8-klass.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/532728/
  • http://globuss24.ru/doc/krossvord-po-geografii-relyef-geologicheskoe-stroenie-8-klass
  • http://sud-rusp.ru/obychenie/metodicheskaya-kopilka/geografiya/131-urok-po-geografii.html
  • http://for-teacher.ru/edu/geografiya/doc-1renzx2.html
  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6/69752/?interface=themcol
  • http://botana.biz/prepod/geografiya/o19zi1hv.html
  • http://compendium.su/geographic/8klas_1/15.html