Меню Рубрики

Налоговый период налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — это федеральный налог, регулируемый главой 26 Налогового кодекса РФ. Так как его уплачивают пользователи недр, одним из важнейших документов для понимания и применения НДПИ также является Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и признаваемые пользователями недр.
  2. Организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

По общему правилу налогоплательщики должны встать на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, который они используют, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Особый порядок постановки на учет установлен для пользователей недр в Крыму и Севастополе.

Постановка на учет производится по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (если налогоплательщик является ИП).

Минфин РФ также дополнительно определяет особенности постановки на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ — см. приказ Приказ МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731.

Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые:

  1. добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);
  2. извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
  3. добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.

Не являются объектами налогообложения:

  • общераспространенные полезные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;
  • добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
  • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • дренажные подземные воды;
  • метан угольных пластов.
  1. Уголь и горючие сланцы
  2. Торф
  3. Углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов)
  4. Товарные руды черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения
  5. Полезные компоненты комплексной руды
  6. Горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.)
  7. Горнорудное неметаллическое сырье
  8. Битуминозные породы
  9. Сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.)
  10. Неметаллическое сырье, используемое, в основном, в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни)
  11. Кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.)
  12. Природные алмазы, др. драгоценные камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь)
  13. Концентраты и др. полупродукты, содержащие драгметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) а также лигатурное золото , соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика
  14. Соль природная и чистый хлористый натрий
  15. Подземные воды, содержащие полезные ископаемые и лечебные ресурсы, а также термальные воды
  16. Сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок. Она определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

Особым образом определяется стоимость углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья. Как определять по нему налоговую базу, говорится в статье 340.1 НК РФ. О таких месторождениях налоговые органы информирует федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых.

В отношении иных видов добываемого углеводородного сырья, а также угля, налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Общий порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы указан в статье 340 Налогового Кодекса РФ.

Ставки установлены по каждому виду полезных ископаемых статьей 342 Налогового Кодекса РФ.

Ставки в 2017 году

  • 0% или 0 рублей, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.);
  • от 3,8% до 8% для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости;
  • 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель. Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 — на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 — на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 — с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;
  • 42 рубля за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива, на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, и на корректирующий коэффициент;
  • 35 рублей за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья. Полученное произведение суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного. Если полученная сумма оказалась меньше 0, значение налоговой ставки принимается равным 0.
  • 47 рублей за 1 тонну добытого антрацита.
  • 57 рублей за 1 тонну добытого угля коксующегося;
  • 11 рублей за 1 тонну добытого угля бурого;
  • 24 рубля за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого;
  • 730 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы;
  • 270 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, не содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.

Налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, которые определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 902 «О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля»).

Коэффициенты-дефляторы на 1 квартал 2017 года составят:

  • на антрацит — 1,102;
  • на уголь коксующийся — 1,668;
  • на уголь бурый — 0,996;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, — 1,132.

Это установлено приказом Минэкономразвития России от 18.01.2017 N 8 «О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля».

В прошлом году улучшились условия, при которых коэффициент Ккан равен нулю в отношении участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море. Эти условия вынесены в отдельный подпункт 9 пункта 4 статьи 342.5 НК РФ.

В отношении нефти, добытой на этих участках недр, коэффициент Ккан сохраняет нулевое значение до 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором наступило одно из перечисленных в НК РФ обстоятельств. Таким обстоятельством является, например, достижение определенного уровня накопленного объема добычи нефти (за исключением накопленного объема на новых морских месторождениях на данном участке недр). С 2016 года этот предел составляет 15 млн т. вместо 10 млн т., как было установлено ранее.

При расчете НДПИ по газу применяется коэффициент Кгп, характеризующий экспортную доходность. Напомним, базовое значение ставки НДПИ в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья умножается на коэффициент Ккм, а также на базовое значение единицы условного топлива Еут и коэффициент Кс, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья.

Значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

С 1 января 2017 года пункт 15 статьи 342.4 гласит, что коэффициент Ккм равен результату деления числа 6,5 на значение коэффициента Кгп. Кгп новой нормой установлен такой: 1,7969 — на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно, 1,4022 — на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 1,4441 — на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — для налогоплательщиков — собственников объектов Единой системы газоснабжения, либо участников с долей собственности;

Для остальных налогоплательщиков Кгп равен 1.

Статья 343.1 Налогового кодекса РФ регулирует право налогоплательщика на получение налогового вычета — можно по своему выбору уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр.

В налоговый вычет включаются следующие расходы:

  • материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ;
  • расходы налогоплательщика на приобретение и (создание) амортизируемого имущества;
  • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.

Право на применение данного налогового вычета непосредственно связано с обязанностью налогоплательщика НДПИ — работодателя обеспечивать безопасные условия труда и их охрану.

Порядок признания расходов в целях применения данного вычета должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.

По итогам месяца исчисляется сумма налога отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пользователи недр уплачивают регулярные платежи ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1).

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр устанавливаются Правительством РФ, а суммы этих платежей направляются в федеральный бюджет.

Декларация по НДПИ представляется в налоговый орган по месту нахождения российской организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, месту осуществления деятельности иностранной организации через филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Обязанность представления налоговой декларации возникает, начиная с налогового периода, в котором стала осуществляться фактическая добыча полезных ископаемых. Представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговую декларацию по НДПИ можно подавать как в бумажном, так и в электронном виде.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

В 2017 году изменились некоторые налоговые ставки и значения, необходимые для расчета коэффициентов.

При уплате налога при добыче нефти ставка составит 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель.

Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 — на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 — на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 — с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;

Налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, которые определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 902 «О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля»).

Коэффициенты-дефляторы на 1 квартал 2017 года составят:

  • на антрацит — 1,102;
  • на уголь коксующийся — 1,668;
  • на уголь бурый — 0,996;
  • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, — 1,132.

Это установлено приказом Минэкономразвития России от 18.01.2017 N 8 «О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля».

При расчете НДПИ по газу значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

С 1 января 2017 года пункт 15 статьи 342.4 гласит, что коэффициент Ккм равен результату деления числа 6,5 на значение коэффициента Кгп. Кгп новой нормой установлен такой: 1,7969 — на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно, 1,4022 — на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 1,4441 — на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — для налогоплательщиков — собственников объектов Единой системы газоснабжения, либо участников с долей собственности;

Читайте также:  Полезные расширения для safari

Для остальных налогоплательщиков Кгп равен 1.

Обращаем внимание!

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

источник

Налог на добычу полезных ископаемых – один из самых «молодых» налогов в российской налоговой системе. Он был введен в действие с принятием гл. 26 НК РФ с 1 января 2002 г. Одновременно были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользо­вание недрами.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предпри­ниматели, признаваемые пользователями недр. Пользовате­лями недр в соответствии с Законом РФ «О недрах» от 21 фев­раля 1992 г. № 2395-1 могут быть субъекты предприниматель­ской деятельности, в том числе участники простого товарище­ства, иностранные граждане, юридические лица. Недра могут быть предоставлены в пользование для следующих целей:

— геологического изучения, включающего поиски и оцен­ку месторождений полезных ископаемых и иных работ, не связанных с добычей полезных ископаемых;

— разведки и добычи полезных ископаемых;

— строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей;

— образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;

— сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Как видно из приведенного перечня, только один вид нед­ропользования может формировать объект налогообложения, а именно добыча полезных ископаемых.

Объектом налогообложения (ст. 336 НК РФ) являются:

— полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;

— полезные ископаемые, извлеченные из отходов добыва­ющего производства;

— полезные ископаемые, добытые из недр за пределами тер­ритории РФ, если эта добыча осуществляется на территори­ях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также на арендуемых у иностранных государств или используемых на основа­нии международного договора территориях.

Добытое полезное ископаемое – это продукция горнодо­бывающей промышленности и разработки карьеров, содержа­щаяся в добытом (Извлеченном) из недр (отходов) минераль­ном сырье.

Не может быть признана полезным ископаемым продук­ция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении) полезного ископаемого, так как она считается уже продукци­ей перерабатывающей промышленности.

К числу основных видов добываемых полезных ископае­мых для целей налогообложения НК РФ (ст. 337) относит:

— антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;

— руды черных и цветных металлов, редких металлов, мно­гокомпонентные руды;

— горно-химическое неметаллическое сырье;

— природные алмазы и другие драгоценные камни;

— соль природную и чистый хлористый натрий;

— подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;

— сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.

Не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых:

— общераспространенные полезные ископаемые и подзем­ные воды, не числящиеся на государственном балансе полез­ных ископаемых;

— добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы;

— полезные ископаемые, извлеченные из собственных от­валов или отходов горнодобывающего производства, если они уже подлежали налогообложению.

Определение налоговой базы по НДПИ.Налоговый период при уплате налога на добычу полезных ископаемых составляет один календарный месяц.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду по­лезного ископаемого отдельно как стоимость добытого полез­ного ископаемого. Законодательство устанавливает, как сле­дует исчислять количество добытого полезного ископаемого и каков порядок расчета стоимости всего добытого полезного ископаемого.

Количество полезного ископаемого может определяться как прямым, так и косвенным методом.

При использовании прямого метода количество добытых полезных ископаемых (ДПИ) определяется непосредственно с помощью применения измерительных средств и приборов (вес, объем извлеченного ресурса).

Косвенный метод – это определение объема добытого по­лезного ископаемого на основании данных о содер­жании добытого полезного ископаемого в общем объеме из­влеченного минерального сырья. Косвенный метод применя­ется в тех случаях, когда применение прямого метода невоз­можно.

Оценка стоимости полезного ископаемого может прово­диться одним из следующих трех методов.

Первый метод предполагает использование сложивших­ся у налогоплательщика за соответствующий налоговый пе­риод цен реализации полезного ископаемого без учета полу­ченных государственных субвенций.

Второй метод аналогичен первому и применяется в тех случаях, когда государственные субвенции отсутствуют. Для этих методов выручка от реализации определяется без учета НДС. Выручка от реализации также уменьшается на расходы налогоплательщика по доставке продукции до потребителя. В сумму расходов по доставке продукции до потребителя, ко­торая может быть вычтена из выручки от реализации, в част­ности, включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке или перевозке продукции, по обязательному страхованию перево­зимой продукции и некоторые другие.

Третий метод предполагает определение стоимости добы­того полезного ископаемого расчетным способом. Этот метод применяется в тех случаях, когда в налоговом периоде отсут­ствовал факт реализации добытого полезного ископаемого и поэтому невозможно использовать фактические цены реали­зации. В этом случае определяется расчетная стоимость до­бытых полезных ископаемых.

При определении расчетной стоимости ДПИ учитываются следующие виды расходов, про­изведенных налогоплательщиком в налоговом периоде (за ис­ключением расходов, не связанных с добычей полезных ис­копаемых):

— материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 НК РФ, за исключением материальных расходов, по­несенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную), при реализации ДПИ (включая материальные расходы), а также за исключе­нием расходов, осуществленных при производстве и реализа­ции иных видов продукции, товаров (работ, услуг);

— расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;

— суммы начисленной амортизации, определяемой в поряд­ке, установленном ст.ст. 258-259 НК РФ;

— расходы на ремонт основных средств;

— расходы на освоение природных ресурсов;

— прочие расходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 263, 264 и 269 НК РФ.

Налоговые ставки НДПИ и его уплата.Самостоятельную проблему представляет определение сто­имости добытых драгоценных металлов, извлеченных из ко­ренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений. Их оценка производится исходя из цен реализации химиче­ски чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке до получате­ля (ст. 340 НК РФ). По драгоценным металлам оценка произ­водится по продукции более высокой степени технологиче­ского передела.

НДПИ подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором ведется их добыча. Однако это не оз­начает, что вся сумма налога зачисляется в субфедеральные бюджеты.

НДПИ, будучи федеральным налогом, поступает как в фе­деральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Федерации. Установлен следующий порядок распределения НДПИ:

— 40% налога поступает в доход федерального бюджета и 60% налога — в доход бюджета субъекта Федерации по всем полезным ископаемым, кроме углеводородного сырья;

— 95% налога поступает в доход федерального бюджета, а 5% — в доход бюджета субъекта Федерации по углеводо­родному сырью (кроме газа горючего природного);

— 100% – в доход федерального бюджета по газу горюче­му природному;

— 100% – в доход федерального бюджета при добыче по­лезных ископаемых на континентальном шельфе.

— В таблице 1. приведены ставки налога на добычу полезных ископаемых, установленные НК РФ.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых

Вид полезного ископаемого Ставка, %
1. Полезные ископаемые в части нормативных потерь; попутный газ; подземные воды, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных иско­паемых; полезные ископаемые при разработке некон-
диционных или ранее списанных запасов; минераль­ные воды, используемые налогоплательщиком исклю­чительно в лечебных и курортных целях без их непо­средственной реализации, и некоторые другие
2. Калийные соли 3,8
3. Торф, каменный уголь, бурый уголь, антрацит, горю­чие сланцы, апатит-нефелиновые, апатитовые и фос­форитовые руды 4,0
4. Кондиционные руды черных металлов 4,8
5. Сырье радиоактивных металлов, горно-химическое сырье (кроме перечисленных выше позиций); неметал­лическое сырье, используемое в основном в строи­тельной промышленности; соль природная и чистый хлористый натрий; подземные промышленные и тер­мальные воды; нефелины, бокситы 5.5
6. Горнорудное неметаллическое сырье; битуминозные породы; концентраты и другие продукты, содержащие золото; иные полезные ископаемые, не включенные в другие группировки
7. Концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы; драгоценные металлы (кроме золота), являющиеся полезными компонентами много­компонентной руды; кондиционный продукт пьезоопти-ческого сырья и др. 6.5
8. Минеральные воды 7,5
9. Кондиционные руды цветных металлов (кроме ука­занных выше); редкие металлы; многокомпонентные комплексные руды; природные алмазы и другие драго­ценные камни
10. Углеводородное сырье (если иное не установлено ниже) 16,5
11. Газовый конденсат из всех месторождений углево­дородного сырья 17.5
12. Газ горючий природный (за 1 тыс. м3) 135 руб.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10043 — | 7157 — или читать все.

источник

Длительность налогового периода для НДПИ установлена продолжительностью, равной календарному месяцу (ст. 341 НК РФ). Налог исчисляется и уплачивается по итогам каждого налогового периода по каждому виду полезного ископаемого. Срок уплаты НДПИ − не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 342 НК РФ). Налоговая декларация предоставляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту своего нахождения не позднеепоследнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 343 НК РФ).

Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Налог, исчисленный по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения налогоплательщика.

Налоговые ставки и их применение в отношении отдельных видов полезных ископаемых установлены в ст.342 НК РФ. Характерной особенностью налоговых ставок по НДПИ, во-первых, является их большое количество. Во-вторых, ежегодное изменение либо самих ставок, либо коэффициентов их корректирующих.

Приведенные ниже налоговые ставки по НДПИ соответствуют их уровню по состоянию на 2015 г. Значения этих ставок рекомендуется использовать в качестве освоения методики расчета НДПИ.

Налоговым Кодексом РФ предусмотрено применение следующих видов ставок:

адвалорные ставки (как правило, в процентах), применяемые к стоимостной налоговой базе;

специфические (например, – в рублях за тонну) применяются к количеству добытого полезного ископаемого;

льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей).

По большей части полезных ископаемых установлены адвалорные налоговые ставки, а по нефти, природному газу, газовому конденсату и углям – специфические.

Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:

природных ресурсов в размере нормативных потерь;

подземных вод, которые содержат природные ресурсы, в частности, если от их добычи зависит разработка иных полезных ископаемых;

природных ресурсов во время разработки остаточных запасов полезных ископаемых;

полезных ископаемых, которые остались в породах или в отходах перерабатывающих производств, по причине отсутствия в РФ технологии их извлечения;

минеральных вод, которые используются в лечебных целях, за исключением их непосредственной продажи в переработанном виде;

подземных вод, которые находят свое применение в сельскохозяйственных целях;

нефти, добытой, на территории Якутии, Иркутской области и Красноярского края в объеме до 25 млн. тонн, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет;

нефти, добытой, на территории Северного полярного круга в объеме до 35 млн. тонн, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет;

нефти, добытой, на территории Азовского и Каспийского морей в объеме до 10 млн. тонн, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 7 лет;

нефти, добытой, на территории полуострова Ямал в объеме до 15 млн. тонн, если разработка запасов на участке недр происходила не более 7 лет.

По остальным полезным ископаемым установлены следующие налоговые ставки налогообложения:

добыча калийных солей – 3,8% ;

добыча торфа, горючих сланцев, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд – 4,0% ;

добыча кондиционной руды черных металлов – 4,8%;

добыча сырья радиоактивных металлов, горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд), неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, соли природной и чистого хлористого натрия; подземных промышленных и термальных вод, нефелинов, бокситов – 5,5%;

добыча горнорудного неметаллического сырья, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки – 6,0 %;

добыча концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота), драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота), кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья, 7,5 процента при добыче минеральных вод – 6,5 %;

добыча кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов), редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды, за исключением драгоценных металлов; природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней – 8,0%;

Читайте также:  Полезны ли семечки абрикоса

добыча 1 тн нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной:

на период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно 766 рублей;

на период с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно 857 рублей;

на период с 1 января 2017 года 919 рублей;

добыча 1 тн газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья − 42 руб.;

добыча газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья 622 руб. за 1 000 кубических метров;

на период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно 766 рублей;

антрацит − 47 рублей за 1 тн;

уголь коксующийся − 57 руб. за 1 тн;

уголь бурый − 24 руб. за 1 тн;

прочие виды и марки углей − 24 руб. за 1 тн.

источник

«Российский налоговый курьер», N 23, 2004

Налог на добычу полезных ископаемых — это федеральный налог, который действует на территории России с 1 января 2002 г. . Но несмотря на почти трехлетний «возраст» этого налога, ему в нашем журнале было посвящено немного публикаций. В этой статье рассмотрены основные принципы исчисления НДПИ, его плательщики и ставки с учетом накопленного опыта в администрировании этого налога.

Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации». — Прим. ред.

Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели. Об этом сказано в ст.334 НК РФ. Как следует из ст.9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах), статус пользователя недр лицо приобретает с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр или вступления в силу соглашения о разделе продукции .

Согласно ст.11 Закона о недрах предоставление участка недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами.

Отсутствие лицензии на право пользования недрами означает, что нет и обязанности по уплате налога, поскольку в данном случае в соответствии с п.1 ст.17 НК РФ не определен налогоплательщик. Однако в такой ситуации (отсутствие обязанности по уплате НДПИ) лицо, пользующееся недрами без соответствующей лицензии, должно возместить государству убытки. Это установлено ст.51 Закона о недрах и Распоряжением Правительства РФ от 22.08.1998 N 1214-Р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами».

Нередко на практике складываются ситуации, когда полезные ископаемые добываются в рамках осуществления совместной деятельности или для фактического выполнения работ по добыче привлекаются подрядчики. Плательщиком НДПИ в таком случае является лицо, которому выдана лицензия на право пользования недрами. Именно оно должно вести учет количества добытого полезного ископаемого, исчислять и уплачивать налог, а также представлять налоговую декларацию.

Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Для этого организации и предприниматели должны быть зарегистрированы в качестве плательщиков налога. На это указывает п.1 ст.335 НК РФ.

Если полезные ископаемые добываются на территории России, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ осуществляется по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование. Что следует понимать под местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование? Для целей гл.26 Налогового кодекса это — территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр.

Если же добыча полезных ископаемых производится на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне России, а также за пределами России, но на территории, находящейся под ее юрисдикцией или арендуемой у иностранных государств, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ происходит по месту нахождения организации (месту жительства физического лица).

Особенности постановки на учет в качестве плательщика НДПИ определены Приказом МНС России от 31.12.2003 N БГ-3-09/731 «Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых» .

В соответствии с п.3 ст.335 НК РФ особенности постановки на учет плательщиков НДПИ определяются Минфином России. Однако поскольку на сегодняшний день соответствующий документ Минфином России не принят, продолжает действовать Приказ МНС России N БГ-3-09/731. — Прим. ред.

Как следует из этого документа, постановка на учет (снятие с учета) происходит в уведомительном порядке. Лицензирующие органы передают в налоговые органы соответствующие сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами. Те в свою очередь направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе. На все эти операции государственным органам отведено 30 дней с момента выдачи лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Обратите внимание: если налогоплательщик ведет добычу полезных ископаемых на нескольких участках, расположенных в разных муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, постановка на учет производится только в одном налоговом органе.

Тот факт, что плательщики НДПИ подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, определяет особенности уплаты этого налога и порядок заполнения платежных документов. Что же касается взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами — представления налоговой декларации, подачи заявлений о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога или излишне взысканного налога, — то оно осуществляется через инспекцию по месту нахождения (жительства) налогоплательщика или межрайонную (межрегиональную) инспекцию (в случае постановки на учет в такой инспекции).

Согласно ст.341 Налогового кодекса налоговый период по НДПИ — один календарный месяц. Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.344 НК РФ). Как уже упоминалось, уплата налога осуществляется на территории того субъекта (субъектов) РФ, в котором налогоплательщик зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ (п.2 ст.343 НК РФ).

Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Она заполняется в единственном экземпляре в целом по всей добыче, произведенной налогоплательщиком, и подается в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик зарегистрирован по месту своего нахождения (жительства), а не в тот, где он зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ. Обязанность по представлению декларации возникает у налогоплательщика с того налогового периода, в котором фактически началась добыча полезных ископаемых. Так сказано в ст.345 НК РФ. В случае приостановления добычи обязанность по представлению декларации сохраняется.

Объекты налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых определены в п.1 ст.336 НК РФ. Ими признаются полезные ископаемые:

  • добытые из недр на территории России на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование;
  • извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством о недрах;
  • добытые из недр за пределами территории России (на территориях, находящихся под юрисдикцией России, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Полезное ископаемое, добытое из недр на лицензионном участке, признается объектом налогообложения вне зависимости от вида пользования недрами, указанного в лицензии. Так, если полезное ископаемое добыто при пользовании недрами на основании лицензии только на поиск и оценку месторождений (только на строительство и эксплуатацию подземных сооружений), оно подлежит налогообложению. Если лицензия на право пользования недрами отсутствует, добытое полезное ископаемое не является объектом налогообложения.

Что касается полезных ископаемых, извлеченных из отходов (потерь) добывающего производства, то они являются самостоятельным объектом налогообложения, только если на их использование выдана отдельная лицензия в соответствии с Законом о недрах. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь), подлежат налогообложению, если использование последних выделено в отдельный объект лицензирования, отличный от добычи полезных ископаемых из недр.

Что же такое полезное ископаемое? В ст.337 НК РФ дано такое определение: это — продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту. Если для отдельного добытого полезного ископаемого такие стандарты отсутствуют, то применяется стандарт организации (предприятия).

Таким образом, для налогообложения значение имеет не производство продукции, соответствующей какому-либо стандарту, а извлечение из недр минерального сырья, содержащего (потенциально) такую продукцию. Минеральное сырье может быть реализовано без проведения каких-либо операций по производству из него соответствующей продукции — объект налогообложения тем не менее возникнет.

Не признается полезным ископаемым продукция обрабатывающей промышленности, то есть продукция, полученная в результате дальнейшей переработки. Например, бензин и другие нефтепродукты, аффинированный (химически чистый) металл, известь и др.

Налоговая база по НДПИ — это стоимость добытых полезных ископаемых. Сказанное не относится к добыче нефти, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При их добыче налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Это следует из ст.338 НК РФ.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что для формирования налоговой базы по НДПИ нужны две составляющие: количество добытого полезного ископаемого и его стоимость.

Порядок определения количества добытого полезного ископаемого установлен ст.339 НК РФ. Как сказано в п.7 этой статьи, при определении количества добытого полезного ископаемого учитывается только то полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь). Комплекс технологических операций устанавливается в техническом проекте разработки конкретного месторождения полезных ископаемых.

Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом. Прямой метод — это определение количества путем применения измерительных средств и устройств непосредственно к добытому полезному ископаемому. Косвенный — это метод, при котором количество добытого полезного ископаемого определяется по данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

Метод, который применяет налогоплательщик, должен быть зафиксирован в его учетной политике. В течение всей деятельности налогоплательщика по добыче полезного ископаемого этот метод изменению не подлежит. Единственное исключение из правила — внесение корректив в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Прямой метод. При его применении налогоплательщик должен учитывать фактические потери, определяя количество добытого полезного ископаемого. Об этом сказано в п.3 ст.339 НК РФ.

Фактические потери полезного ископаемого — это разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого. Налогообложению подлежит расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы. Забегая вперед, заметим, что нормативные потери полезных ископаемых (а ими признаются фактические потери, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, но только в пределах нормативов, утвержденных в порядке, определяемом Правительством РФ), облагаются по налоговой ставке 0% (руб.).

Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы (при добыче твердых полезных ископаемых используется также термин «погашенные запасы»), определяет геолого-маркшейдерская служба на основании соответствующих замеров. При добыче углеводородного сырья расчетное количество определяется на основании замеров, производимых на устье скважины (с учетом данных анализа о содержании в минеральном сырье добытого полезного ископаемого).

Запасы полезных ископаемых могут уменьшаться как по причине добычи, так и в результате разведки, переоценки, списания неподтвердившихся запасов, изменения технологических границ и т.д. В целях налогообложения учитывается количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы в результате добычи (сюда же относятся потери при добыче). Количество списываемых запасов по причинам, не связанным с добычей, не может быть отнесено к количеству добытого полезного ископаемого.

Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение. При этом размер потерь определяется по итогам этих измерений. Это означает, что если, например, количество фактических потерь рассчитывается ежеквартально, то в налоговом периоде, когда они были определены, они будут в полном объеме учтены и в целях налогообложения. Причем независимо от того, относятся они к другим налоговым периодам в пределах соответствующего квартала или нет.

Пример 1. ООО «Альфа» определяет фактические потери добываемого полезного ископаемого один раз в квартал.

Количество фактически добытого полезного ископаемого (без учета потерь) составило:

  • в июле 2004 г. — 100 т;
  • в августе 2004 г. — 120 т;
  • в сентябре 2004 г. — 140 т.

Таким образом, подлежат налогообложению по общеустановленной налоговой ставке:

  • по итогам июля 2004 г. — 100 т;
  • по итогам августа 2004 г. — 120 т;
  • по итогам сентября 2004 г. — 140 т.

По итогам проведенных в октябре 2004 г. измерений установлено, что фактические потери за III квартал 2004 г. составили 20 т. Количество добытого за III квартал 2004 г. полезного ископаемого с учетом фактических потерь составило:

100 т + 120 т + 140 т + 20 т = 380 т.

Норматив потерь составляет 5%. Рассчитаем нормативные потери полезных ископаемых, которые можно учесть при налогообложении:

В октябре 2004 г. добыто 110 т полезных ископаемых. Следовательно, по итогам октября 2004 г. обложению НДПИ подлежат:

  • по налоговой ставке 0% (руб.) — 19 т;
  • по общеустановленной налоговой ставке — 110 т + 20 т — 19 т = 111 т.

При определении количества добытого полезного ископаемого не учитывается то его количество, которое содержится в минеральном сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого. То есть количество в остатках незавершенного производства. Это следует из п.7 ст.339 НК РФ. Указанное количество нужно учесть в том налоговом периоде, в котором минеральное сырье будет обработано (подготовлено) до требуемых кондиций, за исключением следующего случая. Если минеральное сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого, реализовано и (или) использовано на собственные нужды, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется на момент реализации или отпуска в производство этого минерального сырья соответственно. Количество добытого полезного ископаемого в этом случае равно количеству полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье.

Читайте также:  Рыба полезная для беременных

Косвенный метод. Налоговый кодекс не содержит каких-либо положений или рекомендаций по применению косвенного метода при определении количества добытого полезного ископаемого. Существует лишь одно ограничение. Косвенный метод применяется только в том случае, если применение прямого метода невозможно (п.2 ст.339 НК РФ). То есть в рамках применяемой технологии не представляется возможным произвести замер непосредственно добытого полезного ископаемого. Это должно подтверждаться техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. Косвенный метод будет применяться, в частности, в случае реализации или использования на собственные нужды минерального сырья до проведения комплекса необходимых операций.

В соответствии со ст.340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  1. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
  2. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  3. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Итак, что означает оценить стоимость добытого полезного ископаемого исходя из сложившихся цен его реализации? Это предполагает определить стоимость единицы добытого полезного ископаемого как средневзвешенной цены реализации по всем сделкам, по которым в налоговом периоде произошел переход права собственности на добытое полезное ископаемое. Средневзвешенная цена определяется так: сумма выручки от реализации полезного ископаемого в налоговом периоде делится на количество реализованного в этом же периоде добытого полезного ископаемого.

Полученный результат (то есть стоимость единицы реализованного полезного ископаемого) умножается на количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого. Это и есть стоимостная оценка налоговой базы.

Если налогоплательщик получает государственные субвенции из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, суммы этих субвенций он должен исключить из выручки.

Пример 2. ООО «Альфа» в сентябре 2004 г. осуществило добычу 300 т полезного ископаемого. В том же месяце 200 т этого или аналогичного полезного ископаемого было реализовано, в том числе (цены указаны без НДС и расходов на доставку):

  • 60 т по цене 130 руб/т ;
  • 100 т по цене 100 руб/т;
  • 40 т по цене 120 руб/т.

Выручка от реализации полезного ископаемого составила:

60 т х 130 руб. + 100 т х 100 руб. + 40 т х 120 руб. = 22 600 руб.

Стоимость единицы полезного ископаемого как средневзвешенная цена реализации равна:

22 600 руб. : (60 т + 100 т + 40 т) = 113 руб.

Таким образом, стоимость добытого в сентябре 2004 г. полезного ископаемого составила:

113 руб. х 300 т = 33 900 руб.

Как правило, количество реализованного добытого полезного ископаемого не совпадает с количеством добытого. Это связано с наличием нереализованных остатков добытого полезного ископаемого на начало и на конец налогового периода. Для целей налогообложения не имеет значения, когда было добыто полезное ископаемое, реализованное в данном налоговом периоде. Если оно было реализовано, его цена должна быть учтена при определении выручки в соответствии со ст.340 НК РФ. Также не имеет значения, было ли реализовано все добытое в налоговом периоде полезное ископаемое. Ведь для расчета налоговой базы берется все количество добытого полезного ископаемого, а не та его часть, которая была реализована.

Выручка от реализации добытых полезных ископаемых определяется исходя из цен, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки. К вычету принимаются все расходы налогоплательщика по доставке (транспортировке) соответствующей партии добытого полезного ископаемого вне зависимости от периода осуществления указанных расходов. Например, в случае если транспортировка началась в предыдущем налоговом периоде, а закончилась — в текущем. При этом ст.340 НК РФ содержит исчерпывающий перечень расходов по доставке (транспортировке), уменьшающих цену реализации в целях исчисления налога. Это расходы:

  • на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках;
  • по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя;
  • по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях гл.26 Кодекса к расходам по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя, в частности, относятся расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно-экспедиционных услуг.

Если у налогоплательщика не было реализации добытого полезного ископаемого в налоговом периоде, он должен применить способ оценки исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. Перечень расходов, учитываемых при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, указан в п.4 ст.340 НК РФ. Заметим, что порядок определения расходов, поименованных в этом перечне, аналогичен порядку, установленному гл.25 Кодекса. Но есть некоторые ограничения, которые в общем сводятся к следующему. При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитываются расходы, не связанные с добычей.

В соответствии с Налоговым кодексом можно выделить три группы расходов.

  1. Прямые расходы. Это материальные расходы (пп.1 и 4 ст.254), расходы на оплату труда (ст.255), амортизация (ст.ст.258 — 259) и суммы ЕСН (ст.264). Эти расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода.
  2. Косвенные расходы, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (все подпункты ст.254, кроме пп.1 и 4), расходы на ремонт основных средств (ст.260), расходы на освоение природных ресурсов (ст.261), прочие расходы (ст.ст.264 и 265). Все косвенные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым, в полном объеме включаются в расчетную стоимость этих ископаемых.
  3. Сумма косвенных и внереализационных расходов, относящихся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности. К таким расходам помимо перечисленных выше могут быть отнесены расходы на НИОКР (ст.262) и расходы, связанные с реализацией имущества (ст.268). Эти расходы должны быть распределены между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Сумма указанных расходов даст расходы по добыче всех полезных ископаемых. Чтобы определить расчетную стоимость отдельного полезного ископаемого, нужно из общей суммы расходов выделить часть расходов, приходящуюся на количество этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.

Пример 3. Организация осуществляет добычу нефти и песка. В течение сентября 2004 г. ею добыто 50 т нефти и 8 т песка. Реализация песка в налоговом периоде не производилась.

Остаток незавершенного производства на начало сентября 2004 г. (суммарно в отношении нефти и песка) — 2000 руб., а на конец — 5000 руб.

По итогам сентября 2004 г. по обоим видам добываемых полезных ископаемых были сформированы:

а) расходы на оплату работ производственного характера по добыче полезных ископаемых, выполняемых сторонними организациями, — 3500 руб.;

б) расходы на оплату труда работников, занятых при добыче полезных ископаемых, а также сумма ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда, — 8700 руб.;

в) суммы начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, используемому при добыче полезных ископаемых, — 1400 руб.;

г) расходы на ремонт основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, — 2900 руб.;

д) расходы на освоение природных ресурсов — 1200 руб.;

е) расходы на управление организацией — 5000 руб.;

ж) общая сумма прямых расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде (включая иные виды деятельности), — 12 700 руб.

Прямые расходы по добыче полезных ископаемых (нефти и песка) составляют (пп.»б» и «в»):

8700 руб. + 1400 руб. = 10 100 руб.

Сумма прямых расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым с учетом остатков незавершенного производства, составляет:

10 100 руб. + 2000 руб. — 5000 руб. = 7100 руб.

Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым (пп.»а», «г» и «д»), равна:

3500 руб. + 2900 руб. + 1200 руб. = 7600 руб.

Косвенные расходы, которые связаны как с добычей полезных ископаемых, так и с другими видами деятельности (пп.»е»), составляют сумму 5000 руб.

Доля косвенных расходов, приходящаяся на добытые в налоговом периоде полезные ископаемые (определяемая пропорционально доле прямых расходов), равна:

5000 руб. х (10 100 руб. : 12 700 руб.) = 3976,38 руб.

Общая сумма косвенных расходов, приходящаяся на добытые полезные ископаемые, составляет:

7600 руб. + 3976,38 руб. = 11 576,38 руб.

Общая сумма расходов по добыче полезных ископаемых (прямых и косвенных) равна:

7100 руб. + 11 576,38 руб. = 18 676,38 руб.

Доля добытого песка в общем количестве добытых полезных ископаемых составляет:

Сумма расходов по добыче песка, а следовательно, и его расчетная стоимость равна:

18 676,38 руб. х 0,1379 = 2575,46 руб.

Примечание. Некоторые особенности применения налоговых ставок НДПИ

В период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2006 г. при добыче нефти применяется налоговая ставка, установленная ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, а не ст.342 НК РФ. Налоговая ставка является «твердой», то есть установленной в рублях за тонну нефти, и применяется с коэффициентом динамики мировых цен на нефть. Заметим, что аналогичный порядок применялся также и в отношении газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г. В 2004 г. налоговая ставка на нефть установлена в размере 347 руб/т. Коэффициент динамики рассчитывается по формуле:

где Кц — коэффициент динамики мировых цен на нефть;

Ц — средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс» (в долларах США за баррель; ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, публикуется в «Российской газете»);

Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России (определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое курсов Банка России, действовавших на каждый календарный день налогового периода).

Обратите внимание: с 2005 г. налоговая ставка на нефть изменена. Она составит 419 руб/т. А коэффициент динамики будет рассчитываться по формуле:

С 2005 г. увеличится налоговая ставка в отношении газа горючего природного: со 107 (в 2004 г.) до 135 руб. за 1 тыс. куб. м.

В соответствии с последним абзацем п.2 ст.342 НК РФ отдельным категориям налогоплательщиков предоставлено право применения к сумме налога понижающего коэффициента 0,7. Это право может быть реализовано при одновременном соблюдении двух условий. А именно:

  1. при осуществлении налогоплательщиком за счет собственных средств поиска и разведки разрабатываемых месторождений полезных ископаемых или в случае полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых;
  2. при наличии освобождения по состоянию на 1 июля 2001 г. согласно федеральным законам от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке соответствующих месторождений (что подтверждается наличием нормы в лицензии на право пользования недрами, действовавшей на указанную дату).

В соответствии с п.1 ст.342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% (0 руб. — если налоговая база определяется в натуральном выражении) при добыче:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативные потери полезных ископаемых — это фактические потери в пределах нормативов, установленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» ;
  • попутного газа;
  • полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 «Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства» ;
  • в иных случаях.

По твердым полезным ископаемым нормативы утверждаются МПР России по согласованию с Госгортехнадзором России (преобразован в Ростехнадзор). По углеводородному сырью — Минпромэнерго России по согласованию с МПР России и Госгортехнадзором России.
По твердым полезным ископаемым решение принимается МПР России (Федеральным агентством по недропользованию). По углеводородному сырью — МПР России по согласованию с Минпромэнерго России и Минэкономразвития России.

Если нет оснований применять налоговую ставку 0% (руб.), применяются ставки, установленные п.2 ст.342 НК РФ.

Сумма налога исчисляется в целом по всем объектам налогообложения. Для определения суммы, подлежащей уплате по отдельному участку недр (месту постановки на учет в качестве налогоплательщика НДПИ), следует исходить из количества добытого на данном участке недр полезного ископаемого, включая количество, подлежащее обложению по налоговой ставке 0% (руб.), в общем количестве добытого полезного ископаемого данного вида.

источник

Источники:
  • http://studopedia.ru/5_82251_nalog-na-dobichu-poleznih-iskopaemih-ndpi.html
  • http://studfiles.net/preview/5965794/page:61/
  • http://wiseeconomist.ru/poleznoe/20697-nalog-dobychu-poleznyx-iskopaemyx-poryadok-ischisleniya-uplaty