Меню Рубрики

Налоговым периодом для налога на добычу полезных ископаемых признается

Налог на добычу полезных ископаемых – один из самых «молодых» налогов в российской налоговой системе. Он был введен в действие с принятием гл. 26 НК РФ с 1 января 2002 г. Одновременно были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользо­вание недрами.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предпри­ниматели, признаваемые пользователями недр. Пользовате­лями недр в соответствии с Законом РФ «О недрах» от 21 фев­раля 1992 г. № 2395-1 могут быть субъекты предприниматель­ской деятельности, в том числе участники простого товарище­ства, иностранные граждане, юридические лица. Недра могут быть предоставлены в пользование для следующих целей:

— геологического изучения, включающего поиски и оцен­ку месторождений полезных ископаемых и иных работ, не связанных с добычей полезных ископаемых;

— разведки и добычи полезных ископаемых;

— строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей;

— образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;

— сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Как видно из приведенного перечня, только один вид нед­ропользования может формировать объект налогообложения, а именно добыча полезных ископаемых.

Объектом налогообложения (ст. 336 НК РФ) являются:

— полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;

— полезные ископаемые, извлеченные из отходов добыва­ющего производства;

— полезные ископаемые, добытые из недр за пределами тер­ритории РФ, если эта добыча осуществляется на территори­ях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также на арендуемых у иностранных государств или используемых на основа­нии международного договора территориях.

Добытое полезное ископаемое – это продукция горнодо­бывающей промышленности и разработки карьеров, содержа­щаяся в добытом (Извлеченном) из недр (отходов) минераль­ном сырье.

Не может быть признана полезным ископаемым продук­ция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении) полезного ископаемого, так как она считается уже продукци­ей перерабатывающей промышленности.

К числу основных видов добываемых полезных ископае­мых для целей налогообложения НК РФ (ст. 337) относит:

— антрацит, каменный и бурый угли, сланцы;

— руды черных и цветных металлов, редких металлов, мно­гокомпонентные руды;

— горно-химическое неметаллическое сырье;

— природные алмазы и другие драгоценные камни;

— соль природную и чистый хлористый натрий;

— подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы;

— сырье радиоактивных металлов и некоторые иные виды полезных ископаемых.

Не признаются объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых:

— общераспространенные полезные ископаемые и подзем­ные воды, не числящиеся на государственном балансе полез­ных ископаемых;

— добытые минералогические, палеонтологические и иные геологические коллекционные материалы;

— полезные ископаемые, извлеченные из собственных от­валов или отходов горнодобывающего производства, если они уже подлежали налогообложению.

Определение налоговой базы по НДПИ.Налоговый период при уплате налога на добычу полезных ископаемых составляет один календарный месяц.

Налоговая база НДПИ определяется по каждому виду по­лезного ископаемого отдельно как стоимость добытого полез­ного ископаемого. Законодательство устанавливает, как сле­дует исчислять количество добытого полезного ископаемого и каков порядок расчета стоимости всего добытого полезного ископаемого.

Количество полезного ископаемого может определяться как прямым, так и косвенным методом.

При использовании прямого метода количество добытых полезных ископаемых (ДПИ) определяется непосредственно с помощью применения измерительных средств и приборов (вес, объем извлеченного ресурса).

Косвенный метод – это определение объема добытого по­лезного ископаемого на основании данных о содер­жании добытого полезного ископаемого в общем объеме из­влеченного минерального сырья. Косвенный метод применя­ется в тех случаях, когда применение прямого метода невоз­можно.

Оценка стоимости полезного ископаемого может прово­диться одним из следующих трех методов.

Первый метод предполагает использование сложивших­ся у налогоплательщика за соответствующий налоговый пе­риод цен реализации полезного ископаемого без учета полу­ченных государственных субвенций.

Второй метод аналогичен первому и применяется в тех случаях, когда государственные субвенции отсутствуют. Для этих методов выручка от реализации определяется без учета НДС. Выручка от реализации также уменьшается на расходы налогоплательщика по доставке продукции до потребителя. В сумму расходов по доставке продукции до потребителя, ко­торая может быть вычтена из выручки от реализации, в част­ности, включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы по доставке или перевозке продукции, по обязательному страхованию перево­зимой продукции и некоторые другие.

Третий метод предполагает определение стоимости добы­того полезного ископаемого расчетным способом. Этот метод применяется в тех случаях, когда в налоговом периоде отсут­ствовал факт реализации добытого полезного ископаемого и поэтому невозможно использовать фактические цены реали­зации. В этом случае определяется расчетная стоимость до­бытых полезных ископаемых.

При определении расчетной стоимости ДПИ учитываются следующие виды расходов, про­изведенных налогоплательщиком в налоговом периоде (за ис­ключением расходов, не связанных с добычей полезных ис­копаемых):

— материальные расходы, определяемые в соответствии со ст. 254 НК РФ, за исключением материальных расходов, по­несенных в процессе хранения, транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая предпродажную), при реализации ДПИ (включая материальные расходы), а также за исключе­нием расходов, осуществленных при производстве и реализа­ции иных видов продукции, товаров (работ, услуг);

— расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых;

— суммы начисленной амортизации, определяемой в поряд­ке, установленном ст.ст. 258-259 НК РФ;

— расходы на ремонт основных средств;

— расходы на освоение природных ресурсов;

— прочие расходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 263, 264 и 269 НК РФ.

Налоговые ставки НДПИ и его уплата.Самостоятельную проблему представляет определение сто­имости добытых драгоценных металлов, извлеченных из ко­ренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений. Их оценка производится исходя из цен реализации химиче­ски чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке до получате­ля (ст. 340 НК РФ). По драгоценным металлам оценка произ­водится по продукции более высокой степени технологиче­ского передела.

НДПИ подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором ведется их добыча. Однако это не оз­начает, что вся сумма налога зачисляется в субфедеральные бюджеты.

НДПИ, будучи федеральным налогом, поступает как в фе­деральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Федерации. Установлен следующий порядок распределения НДПИ:

— 40% налога поступает в доход федерального бюджета и 60% налога — в доход бюджета субъекта Федерации по всем полезным ископаемым, кроме углеводородного сырья;

— 95% налога поступает в доход федерального бюджета, а 5% — в доход бюджета субъекта Федерации по углеводо­родному сырью (кроме газа горючего природного);

— 100% – в доход федерального бюджета по газу горюче­му природному;

— 100% – в доход федерального бюджета при добыче по­лезных ископаемых на континентальном шельфе.

— В таблице 1. приведены ставки налога на добычу полезных ископаемых, установленные НК РФ.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых

Вид полезного ископаемого Ставка, %
1. Полезные ископаемые в части нормативных потерь; попутный газ; подземные воды, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных иско­паемых; полезные ископаемые при разработке некон-
диционных или ранее списанных запасов; минераль­ные воды, используемые налогоплательщиком исклю­чительно в лечебных и курортных целях без их непо­средственной реализации, и некоторые другие
2. Калийные соли 3,8
3. Торф, каменный уголь, бурый уголь, антрацит, горю­чие сланцы, апатит-нефелиновые, апатитовые и фос­форитовые руды 4,0
4. Кондиционные руды черных металлов 4,8
5. Сырье радиоактивных металлов, горно-химическое сырье (кроме перечисленных выше позиций); неметал­лическое сырье, используемое в основном в строи­тельной промышленности; соль природная и чистый хлористый натрий; подземные промышленные и тер­мальные воды; нефелины, бокситы 5.5
6. Горнорудное неметаллическое сырье; битуминозные породы; концентраты и другие продукты, содержащие золото; иные полезные ископаемые, не включенные в другие группировки
7. Концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы; драгоценные металлы (кроме золота), являющиеся полезными компонентами много­компонентной руды; кондиционный продукт пьезоопти-ческого сырья и др. 6.5
8. Минеральные воды 7,5
9. Кондиционные руды цветных металлов (кроме ука­занных выше); редкие металлы; многокомпонентные комплексные руды; природные алмазы и другие драго­ценные камни
10. Углеводородное сырье (если иное не установлено ниже) 16,5
11. Газовый конденсат из всех месторождений углево­дородного сырья 17.5
12. Газ горючий природный (за 1 тыс. м3) 135 руб.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8174 — | 7161 — или читать все.

источник

Инструкция для недропользователя: по какой ставке ведется расчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а так же о сроках уплаты и новая форма декларации

Полезные ископаемые не зря так называются. Уголь, нефть, алмазы и другие материалы – все это сырье, крайне необходимое для промышленности и в целом для развития науки и техники.

Российская Федерация располагает огромными запасами природных ресурсов. Но разрабатывать их могут не все желающие.

В этой статье будет описано, кто может заниматься добычей и разработкой полезных ископаемых (ПИ).

Также, какие виды налогов применяются к такому роду деятельности, как он рассчитывается, какими законодательными нормами регулируется и какой у НДПИ срок уплаты.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (495) 212-90-15 . Это быстро и бесплатно !

Чтобы разобраться в налоговом обложении этого рода деятельности, нужно определить, кто ею занимается.

В российском законодательстве лица, занимающиеся добычей ПИ, называются недропользователями. Плательщикоми налога на добычу полезных ископаемых является именно они.

Недропользователями признаются компании или индивидуальные предприниматели как российские, так и иностранные, признанные пользователями недр.

Эти лица должны получить соответствующее разрешение от властей на разработку земель – лицензию.

В течение месяца после получения такого разрешения, эти лица обязаны встать на учет в налоговом органе как налогоплательщики, выплачивающие налог НДПИ – это налог на добычу полезных ископаемых.

Как и любой другой налог, НДПИ регулируется Налоговым кодексом РФ, а именно 2 его частью, главой 26. Статья 336 определяет конкретный список объектов, подлежащих налогообложению.

Налоговый кодекс РФ. Статья 336. Объект налогообложения

  1. Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются:
    • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях настоящей главы залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов;
    • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
    • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
  2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
    • общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
    • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
    • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
    • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
    • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
    • метан угольных пластов.

Туда входят:

  1. Ископаемые, добытые на конкретном участке земель, предоставленном лицу для пользования.
  2. Полезные ископаемые, добытые из отходов добывающей промышленности.
  3. ПИ, добытые на территории, находящейся под юрисдикцией РФ или взятой ею в аренду у других государств на основании международного договора.

Та же статья описывает те объекты, которые не могут относиться к ПИ, подлежащим налогообложению:

  1. Полезные ископаемые, признанные общераспространенными, подземные воды, которые не числятся на государственном балансе. Эти ресурсы вырабатываются и потребляются пользователем в личных целях.
  2. Минералы, палеонтологические образцы и другие геологические находки, которые можно определить как коллекционные.
  3. Находки, которые были добыты при образовании, использовании либо реконструкции объектов, имеющих культурную, санитарно-оздоровительную, эстетическую, научную или другую социально-общественную ценность.
  4. Полезные ископаемые, которые были добыты из отходов горнодобывающей промышленности, в случае если они были обложены налогом в общеустановленном порядке.
  5. Дренажные подземные воды.
  6. Газ метан угольных пластов.

Чтобы рассчитать сумму налога на полезные ископаемые, которую необходимо уплатить в казну государства, необходимо знать, как происходит расчет НДПИ.

При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Устанавливается налоговая база согласно стоимости добытого сырья.
  2. В случае добычи углеводородных смесей на некоторых морских месторождениях, она определяется как стоимость добытых смесей до истечения определенных сроков, установленных законом.
  3. База устанавливается для каждого вида добытых ископаемых.
  4. Если для какого-то вида ископаемых установлены свои определенные ставки или коэффициенты, то налоговая база рассчитывается для каждого вида ископаемых согласно ставкам.
Читайте также:  Что в банане полезно

Какие расходы включаются при расчете налога НДПИ? В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию продукции делятся на две группы — НДПИ расходы прямые или косвенные.

Налоговый кодекс РФ. Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию

  1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:
    • прямые;
    • косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

    • материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254. настоящего Кодекса;
    • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
    • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

    К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265. настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

    Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

    1. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
    2. В случае, если в отношении отдельных видов расходов в соответствии с настоящей главой предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.

    Чтобы определить объемы или количества добытых ископаемых, плательщики НДПИ самостоятельно производит измерения.

    Это может быть прямой или косвенный метод определения. Обычно в качестве единицы измерения берут единицы массы или объема.

    Применительно к нефти используют нетто. Причем нетто высчитывают именно самой нефти, за минусом всех примесей и газов.

    Для расчета налога учитываются только те ископаемые, в отношении которых был пройден весь технологический цикл их добычи.

    Стоимость также определяется самим разработчиком месторождения. Она берется из расчета стоимости, по которой происходит реализация полезных ископаемых, расчетной стоимости и цены реализации без субсидий.

    Ставка НДПИ зависит от видов полезных ископаемых как специфические или как адвалорные. В некоторых случаях НК РФ предусматривает ставку НДПИ, равную 0% при расчете суммы.

    Налог на добычу полезных ископаемых по такой ставке распространяется на:

    1. Добычу ПИ, относящуюся к нормативным потерям. То есть, при разработке метода добычи ресурса, высчитываются предельно допустимые потери при этом методе.
    2. Попутный газ.
    3. Подземные (промышленные) воды, извлекаемые при добыче основного вида ресурсов или строительстве подземных сооружений.
    4. Добычу некондиционных ПИ (некондиция в результате выработки месторождения сюда не относится).
    5. Добычу ископаемых, находящихся во вскрышных, разубоживающих породах, в связи с тем, что в России нет технологий для извлечения ископаемых из таких пород.
    6. Минеральные воды, используемые в качестве лечебно-оздоровительных.
    7. Подземные воды, используемые для сельского хозяйства и его нужд.
    8. Добычу сверхвязкой нефти.
    9. Природный горючий газ (не попутный!), который был закачан с тем, чтобы поддерживать давление в пластах при извлечении газового конденсата.
    10. И другие случаи, описанные в статье 342 (всего 21 пункт).

    В других случаях налоговые ставки НДПИ, прописанные в 342-й статье, равны:

    1. 3,8%на добычу калийных солей.
    2. 4% при добыче горючих сланцев, торфа и определенных руд (апатитовых, апатит-нефелиновых и фосфоритовых).
    3. 4,8% при добыче руд черных металлов.
    4. 5,5% при добыче горнорудных ископаемых, радиоактивных металлов, неметаллических ископаемых для строительных работ, соли и хлористого натрия, подземных термальных и промышленных вод, нефелинов и бокситов.
    5. 6% при добыче горнорудных неметаллов, битуминозных пород, золотосодержащих пород.
    6. 6,5% при добыче пород, содержащих драгметаллы (кроме золота), драгметаллов в составе многокомпонентной руды, особо чистого кварца и самоцветных камней.
    7. 7,5% при добыче лечебных грязей и минеральной воды.
    8. 8% при добыче руды цветных металлов,редких металлов.
    9. При добыче нефти используются ставки в рублях на тонну добытого вещества. 766 рублей – на 2015 год, 857 рублей – на 2016 год и 919 рублей – на 2017 год. Кроме того существует коэффициент, отображающий динамику изменений мировых цен на это сырье.
    10. На тонну добытого газа устанавливает ставка в размере 42 рублей.
    11. На тонну природного горючего газа – 35 рублей на 1000 кубических метров.
    12. На тонну антрацита – 47 руб.
    13. 57 руб. на тонну кокса.
    14. 11 руб. на тонну бурого угля.
    15. На другие виды угля – 24 рубля.

    Для некоторых видов полезных ископаемых, находящихся на определенных территориях и добытых до некоторых сроков устанавливаются свои процентные ставки налога на добычу: от 1 до 30%.

    По НДПИ налоговым периодом признается календарный месяц.

    Исходя из способов определения налоговой базы и типов применяемых ставок, выделяют четыре модели, по которым определяют размер налога.

    1. Модель №1. Эта модель применяется для большинства полезных ископаемых. База для расчета налога здесь определяется как стоимость добытых ПИ, а ставки берутся из НК РФ.
    2. Модель №2. Здесь рассматривается случай, в котором облагается НДПИ на газ. При этом учитывается физический объем добытого сырья и особы ставки, указанные в предыдущей части статьи.
    3. Модель №3. Применяется для расчетов размера налогов при добыче драгоценных металлов. Налоговая база определяется как стоимость реализации либо химически чистого сырья, либо самородков, добываемых на месторождении.
    4. Модель №4. Эта модель касается НДПИ на нефть и на ее добычу. База для определения налога определяется в тоннах. Ставка при этом корректируется на определенные коэффициенты.

    Основная формула для расчета размера НДПИ имеет вид:

    НБ – налоговая база, а НС – налоговая ставка.

    Для примера расчета НДПИ возьмем условную фирму «ФЕЛИКС», занимающуюся добычей такого полезного ископаемого как серебро.

    За отчетный период было добыто 10 тысяч тонн серебряной руды. Цена за одну тонну на рынке составила 650 рублей. В том числе НДС – 118 рублей (в каких случаях НДС могут возместить?).

    Получается, что размер налоговой базы будет равен: 10 000*(650 – 118) = 5 320 000 рублей. Налоговая ставка на добычу серебряной руды равна 6,5%. Размер налога составит: 5 320 000*6,5% = 345 800 руб.

    Как рассчитать НДПИ? Об этом говорится в видеоролике.

    Для того чтобы уплатить НДПИ в казну, нужно сначала заполнить определенный документ, который называется налоговая декларация.

    Заполнять и оплачивать ее необходимо по месту нахождения разрабатываемого месторождения или по адресу физического лица, если месторождение находится, например, не на территории РФ.

    Бланк документа включает в себя три раздела и титульный лист, на котором указываются реквизиты налогоплательщика, сотрудник налоговой службы, принявший декларацию и количество приложений.

    В разделах декларации необходимо прописать все издержки по добыче ископаемых, код того ископаемого, которое добывается, сумму налога, рассчитанную налогоплательщиком и сами расчеты.

    Заполненная декларация НДПИ должна быть подана не позднее последнего дня месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом. То есть отчитываться необходимо каждый месяц.

    В случае если организация в отчетном месяце не занималась добычей ПИ, то допустимо отослать нулевую декларацию в электронном виде в ФНС.

    Вопрос добычи полезных ископаемых достаточно сложен. Не менее трудоемким делом является расчет сумм НДПИ, которые необходимо уплатить в срок.

    Много нюансов возникает в связи с определениями типов ресурсов, коэффициентами на налогообложение и даже получением лицензии на разработку.

    Поэтому пробовать заниматься такого рода деятельностью лучше, окружив себя штатом из квалифицированных юристов.

    Либо можно самому стать таким юристом и самостоятельно решать все возникающие вопросы и споры.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (495) 212-90-15 (Москва)
    Это быстро и бесплатно !

    источник

    Длительность налогового периода для НДПИ установлена продолжительностью, равной календарному месяцу (ст. 341 НК РФ). Налог исчисляется и уплачивается по итогам каждого налогового периода по каждому виду полезного ископаемого. Срок уплаты НДПИ − не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 342 НК РФ). Налоговая декларация предоставляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту своего нахождения не позднеепоследнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 343 НК РФ).

    Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Налог, исчисленный по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения налогоплательщика.

    Налоговые ставки и их применение в отношении отдельных видов полезных ископаемых установлены в ст.342 НК РФ. Характерной особенностью налоговых ставок по НДПИ, во-первых, является их большое количество. Во-вторых, ежегодное изменение либо самих ставок, либо коэффициентов их корректирующих.

    Приведенные ниже налоговые ставки по НДПИ соответствуют их уровню по состоянию на 2015 г. Значения этих ставок рекомендуется использовать в качестве освоения методики расчета НДПИ.

    Налоговым Кодексом РФ предусмотрено применение следующих видов ставок:

    адвалорные ставки (как правило, в процентах), применяемые к стоимостной налоговой базе;

    специфические (например, – в рублях за тонну) применяются к количеству добытого полезного ископаемого;

    льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей).

    По большей части полезных ископаемых установлены адвалорные налоговые ставки, а по нефти, природному газу, газовому конденсату и углям – специфические.

    Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:

    природных ресурсов в размере нормативных потерь;

    подземных вод, которые содержат природные ресурсы, в частности, если от их добычи зависит разработка иных полезных ископаемых;

    природных ресурсов во время разработки остаточных запасов полезных ископаемых;

    полезных ископаемых, которые остались в породах или в отходах перерабатывающих производств, по причине отсутствия в РФ технологии их извлечения;

    минеральных вод, которые используются в лечебных целях, за исключением их непосредственной продажи в переработанном виде;

    подземных вод, которые находят свое применение в сельскохозяйственных целях;

    нефти, добытой, на территории Якутии, Иркутской области и Красноярского края в объеме до 25 млн. тонн, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет;

    нефти, добытой, на территории Северного полярного круга в объеме до 35 млн. тонн, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет;

    нефти, добытой, на территории Азовского и Каспийского морей в объеме до 10 млн. тонн, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 7 лет;

    нефти, добытой, на территории полуострова Ямал в объеме до 15 млн. тонн, если разработка запасов на участке недр происходила не более 7 лет.

    По остальным полезным ископаемым установлены следующие налоговые ставки налогообложения:

    добыча калийных солей – 3,8% ;

    добыча торфа, горючих сланцев, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд – 4,0% ;

    добыча кондиционной руды черных металлов – 4,8%;

    добыча сырья радиоактивных металлов, горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд), неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, соли природной и чистого хлористого натрия; подземных промышленных и термальных вод, нефелинов, бокситов – 5,5%;

    добыча горнорудного неметаллического сырья, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки – 6,0 %;

    добыча концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота), драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота), кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья, 7,5 процента при добыче минеральных вод – 6,5 %;

    добыча кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов), редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды, за исключением драгоценных металлов; природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней – 8,0%;

    добыча 1 тн нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной:

    на период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно 766 рублей;

    на период с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно 857 рублей;

    Читайте также:  Чем полезен свежевыжатый тыквенный сок

    на период с 1 января 2017 года 919 рублей;

    добыча 1 тн газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья − 42 руб.;

    добыча газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья 622 руб. за 1 000 кубических метров;

    на период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно 766 рублей;

    антрацит − 47 рублей за 1 тн;

    уголь коксующийся − 57 руб. за 1 тн;

    уголь бурый − 24 руб. за 1 тн;

    прочие виды и марки углей − 24 руб. за 1 тн.

    источник

    «Российский налоговый курьер», N 23, 2004

    Налог на добычу полезных ископаемых — это федеральный налог, который действует на территории России с 1 января 2002 г. . Но несмотря на почти трехлетний «возраст» этого налога, ему в нашем журнале было посвящено немного публикаций. В этой статье рассмотрены основные принципы исчисления НДПИ, его плательщики и ставки с учетом накопленного опыта в администрировании этого налога.

    Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации». — Прим. ред.

    Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели. Об этом сказано в ст.334 НК РФ. Как следует из ст.9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах), статус пользователя недр лицо приобретает с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр или вступления в силу соглашения о разделе продукции .

    Согласно ст.11 Закона о недрах предоставление участка недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами.

    Отсутствие лицензии на право пользования недрами означает, что нет и обязанности по уплате налога, поскольку в данном случае в соответствии с п.1 ст.17 НК РФ не определен налогоплательщик. Однако в такой ситуации (отсутствие обязанности по уплате НДПИ) лицо, пользующееся недрами без соответствующей лицензии, должно возместить государству убытки. Это установлено ст.51 Закона о недрах и Распоряжением Правительства РФ от 22.08.1998 N 1214-Р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами».

    Нередко на практике складываются ситуации, когда полезные ископаемые добываются в рамках осуществления совместной деятельности или для фактического выполнения работ по добыче привлекаются подрядчики. Плательщиком НДПИ в таком случае является лицо, которому выдана лицензия на право пользования недрами. Именно оно должно вести учет количества добытого полезного ископаемого, исчислять и уплачивать налог, а также представлять налоговую декларацию.

    Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Для этого организации и предприниматели должны быть зарегистрированы в качестве плательщиков налога. На это указывает п.1 ст.335 НК РФ.

    Если полезные ископаемые добываются на территории России, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ осуществляется по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование. Что следует понимать под местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование? Для целей гл.26 Налогового кодекса это — территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр.

    Если же добыча полезных ископаемых производится на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне России, а также за пределами России, но на территории, находящейся под ее юрисдикцией или арендуемой у иностранных государств, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ происходит по месту нахождения организации (месту жительства физического лица).

    Особенности постановки на учет в качестве плательщика НДПИ определены Приказом МНС России от 31.12.2003 N БГ-3-09/731 «Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых» .

    В соответствии с п.3 ст.335 НК РФ особенности постановки на учет плательщиков НДПИ определяются Минфином России. Однако поскольку на сегодняшний день соответствующий документ Минфином России не принят, продолжает действовать Приказ МНС России N БГ-3-09/731. — Прим. ред.

    Как следует из этого документа, постановка на учет (снятие с учета) происходит в уведомительном порядке. Лицензирующие органы передают в налоговые органы соответствующие сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами. Те в свою очередь направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе. На все эти операции государственным органам отведено 30 дней с момента выдачи лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

    Обратите внимание: если налогоплательщик ведет добычу полезных ископаемых на нескольких участках, расположенных в разных муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, постановка на учет производится только в одном налоговом органе.

    Тот факт, что плательщики НДПИ подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, определяет особенности уплаты этого налога и порядок заполнения платежных документов. Что же касается взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами — представления налоговой декларации, подачи заявлений о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога или излишне взысканного налога, — то оно осуществляется через инспекцию по месту нахождения (жительства) налогоплательщика или межрайонную (межрегиональную) инспекцию (в случае постановки на учет в такой инспекции).

    Согласно ст.341 Налогового кодекса налоговый период по НДПИ — один календарный месяц. Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.344 НК РФ). Как уже упоминалось, уплата налога осуществляется на территории того субъекта (субъектов) РФ, в котором налогоплательщик зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ (п.2 ст.343 НК РФ).

    Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Она заполняется в единственном экземпляре в целом по всей добыче, произведенной налогоплательщиком, и подается в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик зарегистрирован по месту своего нахождения (жительства), а не в тот, где он зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ. Обязанность по представлению декларации возникает у налогоплательщика с того налогового периода, в котором фактически началась добыча полезных ископаемых. Так сказано в ст.345 НК РФ. В случае приостановления добычи обязанность по представлению декларации сохраняется.

    Объекты налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых определены в п.1 ст.336 НК РФ. Ими признаются полезные ископаемые:

    • добытые из недр на территории России на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование;
    • извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством о недрах;
    • добытые из недр за пределами территории России (на территориях, находящихся под юрисдикцией России, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование.

    Полезное ископаемое, добытое из недр на лицензионном участке, признается объектом налогообложения вне зависимости от вида пользования недрами, указанного в лицензии. Так, если полезное ископаемое добыто при пользовании недрами на основании лицензии только на поиск и оценку месторождений (только на строительство и эксплуатацию подземных сооружений), оно подлежит налогообложению. Если лицензия на право пользования недрами отсутствует, добытое полезное ископаемое не является объектом налогообложения.

    Что касается полезных ископаемых, извлеченных из отходов (потерь) добывающего производства, то они являются самостоятельным объектом налогообложения, только если на их использование выдана отдельная лицензия в соответствии с Законом о недрах. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь), подлежат налогообложению, если использование последних выделено в отдельный объект лицензирования, отличный от добычи полезных ископаемых из недр.

    Что же такое полезное ископаемое? В ст.337 НК РФ дано такое определение: это — продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту. Если для отдельного добытого полезного ископаемого такие стандарты отсутствуют, то применяется стандарт организации (предприятия).

    Таким образом, для налогообложения значение имеет не производство продукции, соответствующей какому-либо стандарту, а извлечение из недр минерального сырья, содержащего (потенциально) такую продукцию. Минеральное сырье может быть реализовано без проведения каких-либо операций по производству из него соответствующей продукции — объект налогообложения тем не менее возникнет.

    Не признается полезным ископаемым продукция обрабатывающей промышленности, то есть продукция, полученная в результате дальнейшей переработки. Например, бензин и другие нефтепродукты, аффинированный (химически чистый) металл, известь и др.

    Налоговая база по НДПИ — это стоимость добытых полезных ископаемых. Сказанное не относится к добыче нефти, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При их добыче налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Это следует из ст.338 НК РФ.

    Из сказанного выше можно сделать вывод, что для формирования налоговой базы по НДПИ нужны две составляющие: количество добытого полезного ископаемого и его стоимость.

    Порядок определения количества добытого полезного ископаемого установлен ст.339 НК РФ. Как сказано в п.7 этой статьи, при определении количества добытого полезного ископаемого учитывается только то полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь). Комплекс технологических операций устанавливается в техническом проекте разработки конкретного месторождения полезных ископаемых.

    Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом. Прямой метод — это определение количества путем применения измерительных средств и устройств непосредственно к добытому полезному ископаемому. Косвенный — это метод, при котором количество добытого полезного ископаемого определяется по данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

    Метод, который применяет налогоплательщик, должен быть зафиксирован в его учетной политике. В течение всей деятельности налогоплательщика по добыче полезного ископаемого этот метод изменению не подлежит. Единственное исключение из правила — внесение корректив в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

    Прямой метод. При его применении налогоплательщик должен учитывать фактические потери, определяя количество добытого полезного ископаемого. Об этом сказано в п.3 ст.339 НК РФ.

    Фактические потери полезного ископаемого — это разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого. Налогообложению подлежит расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы. Забегая вперед, заметим, что нормативные потери полезных ископаемых (а ими признаются фактические потери, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, но только в пределах нормативов, утвержденных в порядке, определяемом Правительством РФ), облагаются по налоговой ставке 0% (руб.).

    Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы (при добыче твердых полезных ископаемых используется также термин «погашенные запасы»), определяет геолого-маркшейдерская служба на основании соответствующих замеров. При добыче углеводородного сырья расчетное количество определяется на основании замеров, производимых на устье скважины (с учетом данных анализа о содержании в минеральном сырье добытого полезного ископаемого).

    Запасы полезных ископаемых могут уменьшаться как по причине добычи, так и в результате разведки, переоценки, списания неподтвердившихся запасов, изменения технологических границ и т.д. В целях налогообложения учитывается количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы в результате добычи (сюда же относятся потери при добыче). Количество списываемых запасов по причинам, не связанным с добычей, не может быть отнесено к количеству добытого полезного ископаемого.

    Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение. При этом размер потерь определяется по итогам этих измерений. Это означает, что если, например, количество фактических потерь рассчитывается ежеквартально, то в налоговом периоде, когда они были определены, они будут в полном объеме учтены и в целях налогообложения. Причем независимо от того, относятся они к другим налоговым периодам в пределах соответствующего квартала или нет.

    Пример 1. ООО «Альфа» определяет фактические потери добываемого полезного ископаемого один раз в квартал.

    Количество фактически добытого полезного ископаемого (без учета потерь) составило:

    • в июле 2004 г. — 100 т;
    • в августе 2004 г. — 120 т;
    • в сентябре 2004 г. — 140 т.

    Таким образом, подлежат налогообложению по общеустановленной налоговой ставке:

    • по итогам июля 2004 г. — 100 т;
    • по итогам августа 2004 г. — 120 т;
    • по итогам сентября 2004 г. — 140 т.

    По итогам проведенных в октябре 2004 г. измерений установлено, что фактические потери за III квартал 2004 г. составили 20 т. Количество добытого за III квартал 2004 г. полезного ископаемого с учетом фактических потерь составило:

    100 т + 120 т + 140 т + 20 т = 380 т.

    Норматив потерь составляет 5%. Рассчитаем нормативные потери полезных ископаемых, которые можно учесть при налогообложении:

    В октябре 2004 г. добыто 110 т полезных ископаемых. Следовательно, по итогам октября 2004 г. обложению НДПИ подлежат:

    • по налоговой ставке 0% (руб.) — 19 т;
    • по общеустановленной налоговой ставке — 110 т + 20 т — 19 т = 111 т.

    При определении количества добытого полезного ископаемого не учитывается то его количество, которое содержится в минеральном сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого. То есть количество в остатках незавершенного производства. Это следует из п.7 ст.339 НК РФ. Указанное количество нужно учесть в том налоговом периоде, в котором минеральное сырье будет обработано (подготовлено) до требуемых кондиций, за исключением следующего случая. Если минеральное сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого, реализовано и (или) использовано на собственные нужды, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется на момент реализации или отпуска в производство этого минерального сырья соответственно. Количество добытого полезного ископаемого в этом случае равно количеству полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье.

    Читайте также:  Что полезнее морская или речная рыба

    Косвенный метод. Налоговый кодекс не содержит каких-либо положений или рекомендаций по применению косвенного метода при определении количества добытого полезного ископаемого. Существует лишь одно ограничение. Косвенный метод применяется только в том случае, если применение прямого метода невозможно (п.2 ст.339 НК РФ). То есть в рамках применяемой технологии не представляется возможным произвести замер непосредственно добытого полезного ископаемого. Это должно подтверждаться техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. Косвенный метод будет применяться, в частности, в случае реализации или использования на собственные нужды минерального сырья до проведения комплекса необходимых операций.

    В соответствии со ст.340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

    1. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
    2. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
    3. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

    Итак, что означает оценить стоимость добытого полезного ископаемого исходя из сложившихся цен его реализации? Это предполагает определить стоимость единицы добытого полезного ископаемого как средневзвешенной цены реализации по всем сделкам, по которым в налоговом периоде произошел переход права собственности на добытое полезное ископаемое. Средневзвешенная цена определяется так: сумма выручки от реализации полезного ископаемого в налоговом периоде делится на количество реализованного в этом же периоде добытого полезного ископаемого.

    Полученный результат (то есть стоимость единицы реализованного полезного ископаемого) умножается на количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого. Это и есть стоимостная оценка налоговой базы.

    Если налогоплательщик получает государственные субвенции из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, суммы этих субвенций он должен исключить из выручки.

    Пример 2. ООО «Альфа» в сентябре 2004 г. осуществило добычу 300 т полезного ископаемого. В том же месяце 200 т этого или аналогичного полезного ископаемого было реализовано, в том числе (цены указаны без НДС и расходов на доставку):

    • 60 т по цене 130 руб/т ;
    • 100 т по цене 100 руб/т;
    • 40 т по цене 120 руб/т.

    Выручка от реализации полезного ископаемого составила:

    60 т х 130 руб. + 100 т х 100 руб. + 40 т х 120 руб. = 22 600 руб.

    Стоимость единицы полезного ископаемого как средневзвешенная цена реализации равна:

    22 600 руб. : (60 т + 100 т + 40 т) = 113 руб.

    Таким образом, стоимость добытого в сентябре 2004 г. полезного ископаемого составила:

    113 руб. х 300 т = 33 900 руб.

    Как правило, количество реализованного добытого полезного ископаемого не совпадает с количеством добытого. Это связано с наличием нереализованных остатков добытого полезного ископаемого на начало и на конец налогового периода. Для целей налогообложения не имеет значения, когда было добыто полезное ископаемое, реализованное в данном налоговом периоде. Если оно было реализовано, его цена должна быть учтена при определении выручки в соответствии со ст.340 НК РФ. Также не имеет значения, было ли реализовано все добытое в налоговом периоде полезное ископаемое. Ведь для расчета налоговой базы берется все количество добытого полезного ископаемого, а не та его часть, которая была реализована.

    Выручка от реализации добытых полезных ископаемых определяется исходя из цен, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки. К вычету принимаются все расходы налогоплательщика по доставке (транспортировке) соответствующей партии добытого полезного ископаемого вне зависимости от периода осуществления указанных расходов. Например, в случае если транспортировка началась в предыдущем налоговом периоде, а закончилась — в текущем. При этом ст.340 НК РФ содержит исчерпывающий перечень расходов по доставке (транспортировке), уменьшающих цену реализации в целях исчисления налога. Это расходы:

    • на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках;
    • по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя;
    • по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В целях гл.26 Кодекса к расходам по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя, в частности, относятся расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно-экспедиционных услуг.

    Если у налогоплательщика не было реализации добытого полезного ископаемого в налоговом периоде, он должен применить способ оценки исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. Перечень расходов, учитываемых при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, указан в п.4 ст.340 НК РФ. Заметим, что порядок определения расходов, поименованных в этом перечне, аналогичен порядку, установленному гл.25 Кодекса. Но есть некоторые ограничения, которые в общем сводятся к следующему. При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитываются расходы, не связанные с добычей.

    В соответствии с Налоговым кодексом можно выделить три группы расходов.

    1. Прямые расходы. Это материальные расходы (пп.1 и 4 ст.254), расходы на оплату труда (ст.255), амортизация (ст.ст.258 — 259) и суммы ЕСН (ст.264). Эти расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода.
    2. Косвенные расходы, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (все подпункты ст.254, кроме пп.1 и 4), расходы на ремонт основных средств (ст.260), расходы на освоение природных ресурсов (ст.261), прочие расходы (ст.ст.264 и 265). Все косвенные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым, в полном объеме включаются в расчетную стоимость этих ископаемых.
    3. Сумма косвенных и внереализационных расходов, относящихся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности. К таким расходам помимо перечисленных выше могут быть отнесены расходы на НИОКР (ст.262) и расходы, связанные с реализацией имущества (ст.268). Эти расходы должны быть распределены между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

    Сумма указанных расходов даст расходы по добыче всех полезных ископаемых. Чтобы определить расчетную стоимость отдельного полезного ископаемого, нужно из общей суммы расходов выделить часть расходов, приходящуюся на количество этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.

    Пример 3. Организация осуществляет добычу нефти и песка. В течение сентября 2004 г. ею добыто 50 т нефти и 8 т песка. Реализация песка в налоговом периоде не производилась.

    Остаток незавершенного производства на начало сентября 2004 г. (суммарно в отношении нефти и песка) — 2000 руб., а на конец — 5000 руб.

    По итогам сентября 2004 г. по обоим видам добываемых полезных ископаемых были сформированы:

    а) расходы на оплату работ производственного характера по добыче полезных ископаемых, выполняемых сторонними организациями, — 3500 руб.;

    б) расходы на оплату труда работников, занятых при добыче полезных ископаемых, а также сумма ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда, — 8700 руб.;

    в) суммы начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, используемому при добыче полезных ископаемых, — 1400 руб.;

    г) расходы на ремонт основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, — 2900 руб.;

    д) расходы на освоение природных ресурсов — 1200 руб.;

    е) расходы на управление организацией — 5000 руб.;

    ж) общая сумма прямых расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде (включая иные виды деятельности), — 12 700 руб.

    Прямые расходы по добыче полезных ископаемых (нефти и песка) составляют (пп.»б» и «в»):

    8700 руб. + 1400 руб. = 10 100 руб.

    Сумма прямых расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым с учетом остатков незавершенного производства, составляет:

    10 100 руб. + 2000 руб. — 5000 руб. = 7100 руб.

    Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым (пп.»а», «г» и «д»), равна:

    3500 руб. + 2900 руб. + 1200 руб. = 7600 руб.

    Косвенные расходы, которые связаны как с добычей полезных ископаемых, так и с другими видами деятельности (пп.»е»), составляют сумму 5000 руб.

    Доля косвенных расходов, приходящаяся на добытые в налоговом периоде полезные ископаемые (определяемая пропорционально доле прямых расходов), равна:

    5000 руб. х (10 100 руб. : 12 700 руб.) = 3976,38 руб.

    Общая сумма косвенных расходов, приходящаяся на добытые полезные ископаемые, составляет:

    7600 руб. + 3976,38 руб. = 11 576,38 руб.

    Общая сумма расходов по добыче полезных ископаемых (прямых и косвенных) равна:

    7100 руб. + 11 576,38 руб. = 18 676,38 руб.

    Доля добытого песка в общем количестве добытых полезных ископаемых составляет:

    Сумма расходов по добыче песка, а следовательно, и его расчетная стоимость равна:

    18 676,38 руб. х 0,1379 = 2575,46 руб.

    Примечание. Некоторые особенности применения налоговых ставок НДПИ

    В период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2006 г. при добыче нефти применяется налоговая ставка, установленная ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, а не ст.342 НК РФ. Налоговая ставка является «твердой», то есть установленной в рублях за тонну нефти, и применяется с коэффициентом динамики мировых цен на нефть. Заметим, что аналогичный порядок применялся также и в отношении газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г. В 2004 г. налоговая ставка на нефть установлена в размере 347 руб/т. Коэффициент динамики рассчитывается по формуле:

    где Кц — коэффициент динамики мировых цен на нефть;

    Ц — средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс» (в долларах США за баррель; ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, публикуется в «Российской газете»);

    Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России (определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое курсов Банка России, действовавших на каждый календарный день налогового периода).

    Обратите внимание: с 2005 г. налоговая ставка на нефть изменена. Она составит 419 руб/т. А коэффициент динамики будет рассчитываться по формуле:

    С 2005 г. увеличится налоговая ставка в отношении газа горючего природного: со 107 (в 2004 г.) до 135 руб. за 1 тыс. куб. м.

    В соответствии с последним абзацем п.2 ст.342 НК РФ отдельным категориям налогоплательщиков предоставлено право применения к сумме налога понижающего коэффициента 0,7. Это право может быть реализовано при одновременном соблюдении двух условий. А именно:

    1. при осуществлении налогоплательщиком за счет собственных средств поиска и разведки разрабатываемых месторождений полезных ископаемых или в случае полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых;
    2. при наличии освобождения по состоянию на 1 июля 2001 г. согласно федеральным законам от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке соответствующих месторождений (что подтверждается наличием нормы в лицензии на право пользования недрами, действовавшей на указанную дату).

    В соответствии с п.1 ст.342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% (0 руб. — если налоговая база определяется в натуральном выражении) при добыче:

    • полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативные потери полезных ископаемых — это фактические потери в пределах нормативов, установленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» ;
    • попутного газа;
    • полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 «Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства» ;
    • в иных случаях.

    По твердым полезным ископаемым нормативы утверждаются МПР России по согласованию с Госгортехнадзором России (преобразован в Ростехнадзор). По углеводородному сырью — Минпромэнерго России по согласованию с МПР России и Госгортехнадзором России.
    По твердым полезным ископаемым решение принимается МПР России (Федеральным агентством по недропользованию). По углеводородному сырью — МПР России по согласованию с Минпромэнерго России и Минэкономразвития России.

    Если нет оснований применять налоговую ставку 0% (руб.), применяются ставки, установленные п.2 ст.342 НК РФ.

    Сумма налога исчисляется в целом по всем объектам налогообложения. Для определения суммы, подлежащей уплате по отдельному участку недр (месту постановки на учет в качестве налогоплательщика НДПИ), следует исходить из количества добытого на данном участке недр полезного ископаемого, включая количество, подлежащее обложению по налоговой ставке 0% (руб.), в общем количестве добытого полезного ископаемого данного вида.

    источник

    Источники:
    • http://101million.com/buhuchet/nalogi/ndpi.html
    • http://studfiles.net/preview/5965794/page:61/
    • http://wiseeconomist.ru/poleznoe/20697-nalog-dobychu-poleznyx-iskopaemyx-poryadok-ischisleniya-uplaty