Меню Рубрики

Нерудные полезные ископаемые казахстана 4 класс

Цель урока: закреплять знания учащихся о полезных ископаемых

— познакомить с нерудными полезными ископаемыми Казахстана;

— развивать умение работать с текстом, находить информацию, анализировать ее;

— воспитание бережного отношения к природным ископаемым

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: учебник, презентация, карточки с тестовыми вопросами.

А) Игра «Закончи предложение»

Образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства называется -…….

— Какие полезные ископаемые вы знаете?

— На какие группы их можно разбить?

Заполни схему недостающими данными:

— Что мы относим к рудным полезным ископаемым?

-Какая группа полезных ископаемым нами еще не изучена?

3. Сообщение темы и цели урока

Нерудные полезные ископаемые Казахстана.

Асбест. Освоение асбестовых месторождений связано с магматическими породами. Самые крупные месторождения находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Кара­гандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы асбеста залегают в рудных месторождениях Богетсай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.

Фосфориты. Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место в мире после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов (Чулактау, Аксай, Жанатас). По качеству и мощности эти месторождения не имеют себе равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.

Соль. На территории Казахстана сосредоточены огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов (соляных куполов) превышает 2 км. В некоторых пластах наряду с поваренной солью находятся калийные и другие соли. Кроме того, во многих соленых озерах Прикаспийской низменности, Западно-Сибирской равнины и других районов республики образуется самосадочная соль.

Казахстан богат также и строительными материалами — известняками, мергелем, мелом, мрамором, гипсом, огне­упорными глинами, кварцевыми песками, минеральными красками. Их месторождения встречаются во многих рай­онах республики.

Полезные ископаемые имеют огромное значение для народного хозяйства. Многие месторождения расположены близко друг к другу (железо — марганец, железо-каменный уголь, известняки-огнеупорные глины), что дает возможность их комплексной разработки. Неглубокое залегание полезных ископаемых позволяет вести разработку открытым способом. Значительная часть разведанных месторождений в Казахстане уже используется. На их базе построены многие заводы.

В Казахстане сосредоточены все виды ресурсов минерального сырья. Однако запасы нефти, угля, железной руды и др. минералов небезграничны. Запасы их по мере освоения истощаются. Использование старых и освоение новых месторождений полезных ископаемых оказывает влияние на состояние и других природных ресурсов (почвенный по­кров, подземные и поверхностные воды, леса, посевные площади, воздух и т.д.). Поэтому исчерпаемые ресурсы необходимо использовать рационально, комплексно и эффективно. В природе химические элементы в чистом виде практически не встречаются. Например, в структуре многих месторождений железа содержится фосфор, сера, редкие металлы. Вместе с основной рудой следует извлекать и дополнительные компоненты. Необходимо, чтобы запасы основных и смешанных полезных ископаемых из недр извлекались по возможности полнее, при добыче сырья, его пере­возке и переработке уменьшались потери. Следует эффективнее использовать продукты переработки сырья, осваивать безотходные технологии.

Учащиеся самостоятельно обрабатывают материал учебника, конспектируют, отвечают на вопросы

Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении темы «Полезные ископаемые»

Тестовые задания по теме «Полезные ископаемые»

1. Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются:

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

расширение общего кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи урока закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;

развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

развивать в детях чувство патриотизма и гордости за свою страну;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Результаты обучения научиться классифицировать полезные ископаемые по группам;

знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Источники заданий Учебник “Познание мира” 4 класс, Издательство “Атамура”, Алматы, 2011; интернет-ресурсы, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/test-poleznye-iskopaemye. Задания классификация полезных ископаемых на группы;

работа с физической картой Казахстана;

развитие ассоциативного мышления;

обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;

закрепление-составление карты горючих полезных ископаемых Казахстана;

Записи по уроку 1. Организационный момент.

Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:

рудные ископаемые — алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.

горючие ископаемые — каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.

нерудные ископаемые — соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.

— Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).

Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.

— На какие группы можно разбить полезные ископаемые?

(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).

— Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.

2. Актуализация знаний. Кластер.

— Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.

(Каждая команда представляет свой кластер).

За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.

— Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)

Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.

— Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).

— Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).

6. Работа с новым материалом.

— Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева — это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.

1. Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)

2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)

3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

— К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).

— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые

(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).

— Какими полезными ископаемыми богата наша область? (Нефтью, газом, солью).

— Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.

7. Работа с текстом. Инсерт.

Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.

— Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).

— Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).

8. Работа с тестами. Обобщение.

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) Врачи Б) Строители В) Геологи

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) Песок, глина Б) Гранит, торф В) Каменный уголь, поваренная соль

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) Оловянная и медная руды Б) Каменный уголь, природный газ В) Графит, сера

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

А) Природный газ, нефть Б) Мрамор, гранит В) Золото

5. Зачем люди собирают металлолом?

А) Очищается территория от мусора Б) Так сохраняются запасы руды В) Люди участвуют в соревнованиях

6. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

А) Содержащие руду Б) Нерудные ископаемые В) Горючие ископаемые

Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы. (Слайды).

9. Творческая работа. Синквейн.

— Каждая команда составляет синквейн о природном ископаемом, о котором был текст.

Залучший синквей команды награждают друг друга смайликами.

10. Комментирование оценок.

Выставление оценок за урок.

— О чём сегодня мы говорили на уроке?

Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.

источник

Нерудные полезные ископаемые.

Цель урока: закреплять знания учащихся о полезных ископаемых

— познакомить с нерудными полезными ископаемыми Казахстана;

— развивать умение работать с текстом, находить информацию, анализировать ее;

— воспитание бережного отношения к природным ископаемым

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: учебник, презентация, карточки с тестовыми вопросами.

А) Игра «Закончи предложение»

Образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства называется -…….

— Какие полезные ископаемые вы знаете?

— На какие группы их можно разбить?

— Что мы относим к рудным полезным ископаемым?

-Какая группа полезных ископаемым нами еще не изучена?

3. Сообщение темы и цели урока

Нерудные полезные ископаемые Казахстана.

Асбест. Освоение асбестовых месторождений связано с магматическими породами. Самые крупные месторождения находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Карагандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы асбеста залегают в рудных месторождениях Богетсай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.

Фосфориты. Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место в мире после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов (Чулактау, Аксай, Жанатас). По качеству и мощности эти месторождения не имеют себе равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.

Соль. На территории Казахстана сосредоточены огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов (соляных куполов) превышает 2 км. В некоторых пластах наряду с поваренной солью находятся калийные и другие соли. Кроме того, во многих соленых озерах Прикаспийской низменности, Западно-Сибирской равнины и других районов республики образуется самосадочная соль.

Казахстан богат также и строительными материалами — известняками, мергелем, мелом, мрамором, гипсом, огнеупорными глинами, кварцевыми песками, минеральными красками. Их месторождения встречаются во многих районах республики.

Полезные ископаемые имеют огромное значение для народного хозяйства. Многие месторождения расположены близко друг к другу (железо — марганец, железо-каменный уголь, известняки-огнеупорные глины), что дает возможность их комплексной разработки. Неглубокое залегание полезных ископаемых позволяет вести разработку открытым способом. Значительная часть разведанных месторождений в Казахстане уже используется. На их базе построены многие заводы.

В Казахстане сосредоточены все виды ресурсов минерального сырья. Однако запасы нефти, угля, железной руды и др. минералов небезграничны. Запасы их по мере освоения истощаются. Использование старых и освоение новых месторождений полезных ископаемых оказывает влияние на состояние и других природных ресурсов (почвенный покров, подземные и поверхностные воды, леса, посевные площади, воздух и т.д.). Поэтому исчерпаемые ресурсы необходимо использовать рационально, комплексно и эффективно. В природе химические элементы в чистом виде практически не встречаются. Например, в структуре многих месторождений железа содержится фосфор, сера, редкие металлы. Вместе с основной рудой следует извлекать и дополнительные компоненты. Необходимо, чтобы запасы основных и смешанных полезных ископаемых из недр извлекались по возможности полнее, при добыче сырья, его перевозке и переработке уменьшались потери. Следует эффективнее использовать продукты переработки сырья, осваивать безотходные технологии.

Учащиеся самостоятельно обрабатывают материал учебника, конспектируют, отвечают на вопросы

Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении темы

источник

Казахстан расположен в центральной части Евразии. Протяженность его границ составляет 12, 2 тысяч километров, 600 км из которых пролегают по Каспийскому морю. Природные и климатические условия Казахстана в значительной мере определяются его глубоким материковым расположением. Практически половину территории страны занимают пустыни и полупустыни, а четверть территории – степи. Высокогорные области занимают около 10 % территории. В Тянь-Шанских горах, которые находятся на юго-востоке Казахстана, расположена самая большая вершина страны – пик Хан-Тегри. Его высота достигает почти семи тысяч метров (6995м над уровнем моря).

Наличие таких вершин говорит о том, что эта горная система образовалась относительно недавно. И действительно, процесс образования Тянь-Шанских гор, который начался в неогене, продолжается и сейчас. Об этом свидетельствуют тектонические колебания земной коры (землетрясения). На юго-востоке, на границе Казахстана и Китая, расположен большой горный массив – Джунгарский Алатау, вершины которого покрыты ледниками.

На востоке расположена более древняя горная система – Алтайская. Средняя высота горных вершин здесь от 2500 до 3500 метров, а наивысшая точка достигает высоты 4506 м.

Казахстан занимает огромную площадь и поэтому граничит с регионами, которые сильно отличаются по своим климатическим условиям: с Западно-Сибирской низменностью на севере страны и с Центральной Азией – на юге. Под воздействием холодных и теплых воздушных масс сформировался резко континентальный климат Казахстана, который характеризуется жарким летом, холодными зимами, большими сезонными и суточными перепадами температур, а также неравномерным распределением осадков.

Читайте также:  Что полезно при жировом гепатозе

Гидрография Казахстана представлена множеством рек и озер. В число озер Казахстана входит и Аральское море, которое еще недавно было на третьем месте среди самых больших озер мира. Но в результате изменений климата и хозяйственной деятельности человека, количество водных артерий, которые питали Аральское море, резко сократилось. Реки Чу, Сары-Су, Талас больше не питают Аральское море, а поступление воды из Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи сильно уменьшилось. Сыр-Дарья и Чу относятся к крупнейшим рекам Казахстана, наряду с Иртышем, Тоболом, Уралом и Ишимом.

Флора Казахстана представлена шестью тысячами видов. Но их распределение по природным зонам неравномерно. На пустынную зону, которая занимает значительную часть территории Казахстана, приходится всего лишь 250 видов, которые приспособились к жизни в суровых пустынных условиях. В основном это травы, среди которых несколько видов полыней. Деревья представлены одним видом – черным саксаулом.

Степная растительность особенно разнообразна в весенний период, когда выпадает много дождей. В это время в степях расцветает множество эфемерных растений. Среди растительности лесных зон большие площади занимают хвойные (кедр, сосна, пихта).

Почвы Казахстана достаточно разнообразны, но большая часть площадей приходится на бедные песчаные и засоленные почвы. Для почвенных ресурсов Казахстана характерно ярко выраженное широтное зонирование. Черноземы локализованы на севере страны, а по мере продвижения на юг, переходят в каштановые грунты, затем в бурые почвы полупустынь, солончаки и песчаные пустынные почвы. К сожалению, варварское использование природных ресурсов Казахстана во времена Советского Союза, привело к разрушению почв. Примитивные методы земледелия, распахивание степей под посевы зерновых, послужили причиной эрозии грунтов и разрушения экосистем, которые существовали сотни лет.

источник

Безгина Татьяна Александровна учитель географии и биологии высшей категории КГУ Дубровинская средняя школа имени С. Г. Гуденко Северо-Казахстанская область Мамлютский район с. Дубровное

Цель: Сформировать понятия о полезных ископаемых нерудного происхождения

1 Познакомить учащихся с полезными ископаемыми нерудного происхождения, их применением, способами добычи
2 Развивать познавательную активность учащихся, умения работать с картами атласа, раздаточным материалом.
3 Развивать речь учащихся, логическое мышление, сравнивать, делать выводы

Психологический настрой

Элювий — это всё, что от гряды
Останется — потугами воды,
Мороз, солнце, ветер — что тайком
Рассыпалось и стало лишь песком
(коль это был песчаник иль кварцит)
Теперь он пустынею лежит,
И сверху кое-где осколков слой
Да щебень. А звалось оно — горой.

Но сланец, и гранит, и известняк
Ведут себя, рассыпавшись, не так
В суглинок превращается гранит,
Песчаной глиной вязкою лежит
А известняк и сланец — прямиком
В обычной глины обернется ком

Актуализация опорных знаний, умений и навыков

Составьте схему полезных ископаемых. (на доске в разброс расположены карточки, учащиеся располагают их в правильной последовательности ): нефть, песок, рудные, мрамор, железо, полезные ископаемые, газ, нерудные, золото, горючие.

— Проверьте правильность выполнения работы. (слайд 3)

Полезные ископаемые

Горючие рудные нерудные
Газ железо мрамор
Нефть золото песок

— Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)

Этот мастер белый — белый
В школе не лежит без дела
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.

А каком полезном ископаемом шла речь в этом четверостишие? К какой группе полезных ископаемых вы его отнесете?

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Правильно. Речь сегодня на уроке пойдет о нерудных полезных ископаемых

Рассмотрите коллекцию нерудных полезных ископаемых, хорошо вам знакомых: песок, глина, мел, соль.

Попробуйте дать определения: нерудные полезные ископаемые это.

Нерудные полезные ископаемые — неметаллические полезные ископаемые, используемые в промышленности и строительстве в естественном виде или как сырье.

По ходу объяснения учителя, ученики работают с коллекцией минералов, находят месторождения на карте в атласе и заполняют рабочий лист

Нерудные полезные ископаемые

Асбест (слайд 5-7)
Самые крупные месторождения асбестовых руд находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Карагандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы находятся на месторождениях Богетскай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.

Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов. По качеству и мощности они не имеют равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.

Соль (слайд 10-11)
В Казахстане имеются огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов превышает 2 км. Кроме того во многих районах соленых озёр образуется самосадочная соль.

Известняк (слайд 12-13)
Бешкудукское месторождение известняка-ракушечника расположено на землях Агашского района Южно-Казахстанской области

Месторождение СЫР-ИЛЕКСКОЕ (Сарыилекское) — Байганинский район Актюбинской области
Мел (слайд 16-17)

Самый крупный пояс запасов мела проходит из Азии (Сирия и Ливия), через Грузию, Западный Казахстан, Россию, Украину, Польшу вплоть до Великобритании.

Мрамор (слайд 18-19)
Мрамор в Казахстане можно встретить в юго-восточной и восточной части этой среднеазиатской страны. Наиболее крупные месторождения мрамора в Казахстане — Таскольское, Каратауское, Насынкольское, Акбастау-Кызылсайское, Тешиктасское.

Гипс (слайд 20-21)
Открыто и освоено месторождение гипса Майозек, где сейчас идет добыча гипса для цементного завода «Central Asia Cement».

Березовское — светложгущихся огнеупорных глин. Кокчетавский массив

Кварцевый песок (слайд 24-25)
В настоящее время добыча песка производится на базе кварцевых песков Айсаринского месторождения, Северо-Казахстанской области (ж/д станция Даут), с запасами кварцевого песка около 14 млн. тонн.

После знакомства с нерудными полезными ископаемыми выполняют задание.

Работа с текстом учебника: стр. 80 абзац 4 со слов: «Полезные ископаемые имеют. » Задание: Выпишите ключевые предложения характеризующие способы залегания полезных ископаемых и особенности их использования.

Тест «Полезные ископаемые» (слайд 30-32)

Ответы на тест:1с 2б 3с 4б 5с 6с 7б 8с 9с 10с 11б 12с

Рефлексия Лесенка успеха (слайд 33) на рабочем листе, на фигуре человечка поставь галочку соответствующею твоей ступеньки успеха на уроке.

Домашнее задание (слайд 34)

Фамилия, имя ученика: _____________________
Рабочий лист по тема: «Нерудные полезные ископаемые ».
1. Нерудные полезные ископаемые это —

2. Асбест
Где используют?_____________________________________________________________

Где добывают? — _____________________________________________________________

3. Фосфориты
Где используют ____________________________________________________________

Где добывают? — ____________________________________________________________

4. Соли
Использование: ______________________________________________________________

Где добывают? ______________________________________________________________

5. Строительные материалы это ________________________________________________

6. Известняк.
Использование: _________________________________________________________

Где добывают? _____________________________________________________________

7. Мергель
Использование: ____________________________________________________________

Где добывают ____________________________________________________________

8. Мел
Использование: ____________________________________________________________

Где добывают? _____________________________________________________________

9. Мрамор
Добывают _________________________________________________________________

10. Гипс
добывают _________________________________________________________________

11. Глина
добывают _________________________________________________________________

12. Кварцевый песок
добывают_________________________________________________________________

Работа с текстом учебника: стр. 80 абзац 4 со слов: «Полезные ископаемые имеют. » Задание: Выпишите ключевые предложения характеризующие способы залегания полезных ископаемых и особенности их использования.

Тест «Нерудные полезные ископаемые»

источник

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Другие методич. материалы
Класс: 4 класс
Автор: Ратегова Дайнеп Шаеховна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 13.28 Kb

Данный урок № 13 в системе уроков по предмету, № 4 по теме в 1 четверти

Тема: Нерудные полезные ископаемые с 39-42 (4)

Цель урока: знать о нерудных полезных ископаемых

Планируемые результаты (задачи):

— способствовать формированию знаний о нерудных полезных ископаемых, их свойствах и применении;

-развивать умение излагать свои мысли своими словами;

-уметь различать полезные ископаемые;

-уметь собирать и систематизировать информацию, выполнять практическую работу;

-развивать логическое мышление, умение работать с текстом, выделять главную идею, задавать вопросы;

-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Технология : личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, КМ, игровая.

Методы: словесный, иллюстративный, проблемно-поисковый, практическая и самостоятельная работа;

Вид урока : урок новых знаний.

Виды работ: по учебнику, в тетради, с текстом, в паре, п/р

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная;

Оборудование, средства обучения, учебные пособия: учебник, тетрадь, физическая карта Казахстана, набор полезных ископаемых, тест, таблица

Межпредметная связь: математика

Проблемный вопрос: может ли человек потратить все полезные ископаемые?

Проверка готовности к уроку

Проверка отсутствующих в классе

II. Психологический настрой

В школу мы пришли учиться

***Вам было задано задание №6

-Какие условные знаки используют в картах? (Таблица)

###Тест «Горючие полезные ископаемые»

-Какие три группы полезных ископаемых вы знаете?

-Какие полезные ископаемые мы относим к горючим?

-Какими свойствами обладает каменный уголь?

-Какими свойствами обладает нефть?

-Какие месторождения называют нефтегазовыми?

-Почему нефть не тушат водой?

Игра «Узнай полезное ископаемое по описанию»

Загадки о соли: меня не едят, но и без меня не едят

о песке: я сыпучее, белое и жёлтое, из меня детки куличи стряпают

о глине вязкая я, гончару очень нужная…

Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы подробнее остановимся на

полезных ископаемых, которые относятся к третьей группе… НЕРУДНЫЕ полезные ископаемые

-Прочтите, что вы отнесли к нерудным полезным ископаемым

Работа над новым материалом

-Вспомните, как выглядит песок и глина?

-Что вы знаете об известняке и граните?

-Что бы вы отнесли к строительным материалам? (песок, глина, известняк, гранит, мрамор)

***Рассматривание этих полезных ископаемых

-Теперь поговорим о каменной соли, ракушечнике, известняке, асбесте, и фосфоритах

*Чтение рассказа в учебнике, попутно смотрим полезное ископаемое

3.Работа с картой полезных ископаемых Казахстана

-Какими знаками отмечены на карте полезные ископаемые :соль, асбест, фосфориты

-В каких районах Казахстана добывают эти полезные ископаемые?

-Назовите нерудные полезные ископаемые

-Где используют фосфориты, ракушечник, известняк?

-Как образуются залежи соли?

-Где человек использует соль?

***Напишите названия полезных ископаемых, которые использует человек

VII.Подведение итогов урока

-Что вы хотели бы узнать ещё?

-Каким образом вы можете получить ответы на свои вопросы?

-О чём вы могли бы рассказать своим родным дома после нашего урока?

-Достигли ли мы своей цели?

-Какое задание вам понравилось?

-Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий?

-Больше всего мне понравилось на уроке….

VIII. Оценивание работы учащихся на уроке

IX.Д/з: ч/п, выполнить задание в тетради, вопросы, №4

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 57 Скачиваний: 43

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2019
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

источник

Краткосрочное планирование 4 класс

Познание мира. 2 четверть. 9.11

Нерудные полезные ископаемые.

Закрепить знания учащихся о полезных ископаемых, их применении, свойствах, способах добычи.

Развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

Развивать чувство патриотизма и гордости за свою страну;

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята!

Доброму делу – доброе начало.

Каждый из вас, улыбнувшись, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

Актуализация опорных знаний

В находке геолога много железа,

И тем она людям, конечно, полезна.

Среди ископаемых ценной всегда

Считалась добытая в шахте…

Чтоб сделать миску или вазу —

А теперь это топливо и удобрение.

Одну меня — не съешь никогда,

А без меня — не вкусна еда.

По какой теме будем работать?

1. Что называется полезным ископаемым?

2 На какие группы делятся полезные ископаемые?

3. Что такое месторождение? Бассейн?

5. На к группы делится руда?

6. Что такое обогащение руды?

3. Проверка домашнего задания

Б) Терминологический диктант

1 . густая масялнистая жидкость ,которая хорошо горит(нефть)

2. Как называется место добычи угля в шахте (забоем)

3. как называются коридоры, которые прорубают от ствола шахты?(штреки)

4. Какой вид угля не имеет блеска, легко крошится и выделяет меньше тепла?

5. какой уголь самый качественны выделяет много тепла. Чёрный, металлического блеска. Для выплавки металлов (антрацит)

6. Основные месторождения каменного угля в Казахстане? (близ Экибастуза и караганды)

7. Где был найден бурый уголь? Южный Каз. Около города Ленгер

8. Где расположены месторождения газа и нефти? Как называется это месторождение? (в Прикаспийской низменности и на полуострове Мангыстау.

9.Как называется самое крупное месторождение по добыче нефти и газаТенгизское мест.)

10. Как обозначается на карте нефть, газ, каменный уголь, бурый уголь?

Мотивация учебной деят. Сообщение темы и цели урока.

На флипчарте картинки с названиями полезных ископаемых

Ракушечник, каменная соль, известняк, асбест, фосфориты, мрамор, антрацит

-Определите тему и цель урока.

— Что вы уже знаете о нерудных полезных ископаемых?

Работа в группах по изучению нового материала

Каждая группа готовит выступление в виде таблицы, кластера и т.д. о полезном ископаемом нерудного происхождения, которые остались на доске. Используют учебник Алматыкитап и Атамура и информационные листы

Выступление группы готовят по плану:

Закрепление пройденного материала

Что нового узнали на уроке?

— Что было самым трудным на уроке?

Рефлексивно – оценочный этап

Каждый ученик на карточках пишет: Х – что было хорошего:

И – что было интересно; М – что мешало в работе; С – что взял с собой. Прикрепляют в таблицу.

Асбест. Освоение асбестовых месторождений связано с магматическими породами. Самые крупные месторождения находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Карагандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы асбеста залегают в рудных месторождениях Богетсай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.

Читайте также:  Основные средства срок полезного использования 2017

Фосфориты. Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место в мире после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов (Чулактау, Аксай, Жанатас). По качеству и мощности эти месторождения не имеют себе равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.

Соль. На территории Казахстана сосредоточены огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов (соляных куполов) превышает 2 км. В некоторых пластах наряду с поваренной солью находятся калийные и другие соли. Кроме того, во многих соленых озерах Прикаспийской низменности, Западно-Сибирской равнины и других районов республики образуется самосадочная соль.

Мрамор в Казахстане можно встретить в юго-восточной и восточной части этой среднеазиатской страны. Наиболее крупные месторождения мрамора в Казахстане — Таскольское, Каратауское, Насынкольское, Акбастау-Кызылсайское, Тешиктасское.

Мини тест «Нерудные полезные ископаемые»

1.Нерудные полезные ископаемые:

А) Поваренная соль, гранит, газ. Б) Нефть, алмазы, песчаник С) Глина, песок, асбест.

2. О каком нерудном полезном ископаемом говорится в загадке:

«В воде родится, а воды боится»:

А) Известняк Б) Соль С) Глина.

А) Фосфорит Б) Асбест С) Гранит

4. Месторождение асбеста открыты в:

А) Карашыганах. Б) Жетыбай С) Жетыкара

А) Фосфорит Б) Асбест С) Гранит

6. Месторождение асбеста открыты в:

А) Карашыганах. Б) Жетыбай С) Жетыкара

7. Удивительное волокно, которое не горит, не пропускает ток. Из него изготавливают спецодежду для пожарных:

А) Каменное волокно Б) Горное волокно С) Асбестовое волокно

8. Горы, состоящие из этого вещества, кажутся особенно белыми:

А) Ракушечник Б) Мел С) Известняк

9. Какое свойство глины используют при изготовлении посуды:

А) Твердость Б) Водонепроницаемость С) Лёгкость

10. Самая твёрдая разновидность известняка:

А) Мел Б) Мрамор С) Ракушечник

11. Залежи (месторождение ) мрамора в Казахстане:

А) Центральные и Южные области Б) Северная часть Казахстана

источник

Дата проведения: четверг 10.11.16

Тема: «Нерудные полезные ископаемые»

Цели: образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения.

развивающая: развивать познавательную активность обучающихся, умение работать с картой Казахстана.

воспитательная : воспитывать бережное отношение к природе и ее ресурсам.

Учитель: Федоренко Клавдия Андреевна.

Оборудование: карта полезных ископаемых Казахстана, коллекция полезных ископаемых, электронная презентация.

Организационный момент (2 мин)

Психологический настрой.(1 мин)

Изучение нового материала, работа с наглядностью(10 минут.)

Закрепление изученного материала.

Задание для групп (7 минут)

Подведение итогов урока. 3 мин

Приветствую всех. Предлагаю ребятам станцевать.

Сообщение темы и целей урока.

О полезных ископаемых знаете вы,

Открыты ворота подземной страны,

Любые клады по карте найдете вы.

— сейчас я вам предлагаю вспомнить тему которую мы изучаем на протяжении нескольких последних уроков.

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них.

Что такое полезные ископаемые?

На какие 2 большие группы делятся полезные ископаемые?

Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

сейчас я вам предлагаю поработать со схемой-таблицей, и понять на какие две группы делятся нерудные полезные ископаемые.

Гранит, известняк, песок, глина, мел, мрамор

Уголь, торф, нефть, природный газ

— молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием!

Ребята у вас на столах лежат образцы нерудных полезных ископаемых. Давайте мы их рассмотрим, расскажем о их свойствах и структуре, а также где мы можем их использовать.

Выделить основные группы нерудных полезных ископаемых, заполнить таблицу. (описать полезные ископаемые)

Актау на острове Мангыстау

Белого, сероватого или желтоватого цвета. Это пористый, прочный камень.

В производстве защитных костюмов для пожарных.

Волокнистый минерал белого цвета.

Это минерал. Из него путем очистки от примесей вырабатывают поваренную соль

Каспийское море, Тениз,Аральское море, оз. Балхаш.

Мы хорошо потрудились и немного устали, поэтому я предлагаю нам всем немного отдохнуть

Ребята, у каждого из вас есть шаблон с изображенным на нем полезным ископаемым, я прошу вас поделиться на группы, согласно шаблонам.

Разгадать кроссворд. (приложение 1)

1.Назовите известные вам нерудные полезные ископаемые.

2.Как мы используем поваренную соль?

3. как называется места скопления полезных ископаемых?

4.какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в следующем списке? Гранит, нефть, природный газ, поваренная соль.

Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче.

Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: взрывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.

А как отвечает нам природа?

Мы сегодня хорошо потрудились и теперь я предлагаю вам оценить себя и своих товарищей для этого на оценочном вы ставите баллы от 1 до 3

Ребята, открываем дневники, записываем домашнее задание на четверг 17 ноября 3 урок стр.39-42 чит. на конт. карту нанести полезные ископаемые.

Ребята, спасибо вам за урок, я желаю вам хорошего дня и чудесного настроения!

Выполняют движения по видео.

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

Железная руда, медная руда, бокситы, полиметаллические руды

рассматривают таблицу. Делают вывод.

Рассматривают полезные ископаемые. Делают вывод. Рассуждают.

Используя материал учебника и образцы заполняют таблицу.

Выполняют движения по видео

Песок, глина, фосфориты, асбест, известняк и др.

Песок, глина, известняк, руда, мел, асбест и др.

1.Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске — Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен .

3. Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.

5. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это?

6. Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи.

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.

7. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение.

8. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.

9. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

расширение общего кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи урока закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;

развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

развивать в детях чувство патриотизма и гордости за свою страну;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Результаты обучения научиться классифицировать полезные ископаемые по группам;

знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Источники заданий Учебник “Познание мира” 4 класс, Издательство “Атамура”, Алматы, 2011; интернет-ресурсы, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/test-poleznye-iskopaemye. Задания классификация полезных ископаемых на группы;

работа с физической картой Казахстана;

развитие ассоциативного мышления;

обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;

закрепление-составление карты горючих полезных ископаемых Казахстана;

Записи по уроку 1. Организационный момент.

Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:

рудные ископаемые — алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.

горючие ископаемые — каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.

нерудные ископаемые — соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.

— Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).

Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.

— На какие группы можно разбить полезные ископаемые?

(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).

— Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.

2. Актуализация знаний. Кластер.

— Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.

(Каждая команда представляет свой кластер).

За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.

— Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)

Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.

— Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).

— Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).

6. Работа с новым материалом.

— Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева — это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.

1. Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)

2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)

3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

— К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).

— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые

(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).

— Какими полезными ископаемыми богата наша область? (Нефтью, газом, солью).

— Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.

7. Работа с текстом. Инсерт.

Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.

— Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).

— Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).

8. Работа с тестами. Обобщение.

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) Врачи Б) Строители В) Геологи

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) Песок, глина Б) Гранит, торф В) Каменный уголь, поваренная соль

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) Оловянная и медная руды Б) Каменный уголь, природный газ В) Графит, сера

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

А) Природный газ, нефть Б) Мрамор, гранит В) Золото

5. Зачем люди собирают металлолом?

А) Очищается территория от мусора Б) Так сохраняются запасы руды В) Люди участвуют в соревнованиях

6. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

А) Содержащие руду Б) Нерудные ископаемые В) Горючие ископаемые

Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы. (Слайды).

9. Творческая работа. Синквейн.

— Каждая команда составляет синквейн о природном ископаемом, о котором был текст.

Читайте также:  Что можно найти полезного на свалке

Залучший синквей команды награждают друг друга смайликами.

10. Комментирование оценок.

Выставление оценок за урок.

— О чём сегодня мы говорили на уроке?

Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.

источник

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов.

В. Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.

По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Давайте рассмотрим, какие полезные ископаемые можно найти в разных регионах Казахстана:

Нефть
Запасы нефти сосредоточены в Атырауской, Мангыстауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях. В первый раз фонтан нефти забил из скважин Карашунгула в 1899 году на Эмбинском месторождении. Затем в Доссоре (1911) и Макат (1915).
На начало 2009 года объём доказанных запасов нефти по данным BP составлял 39,6 млрд баррелей или 6,5 млрд тонн, что составляет 3,2 % от общемировых запасов. Прогнозные запасы нефти только по месторождениям, расположенным в казахстанском секторе Каспийского моря, составляют более 17 млрд тонн. Основные нефтедобывающие компании Казахстана — НК Казмунайгаз, Тенгизшевройл, CNPC-Актюбемунайгаз, Карачаганак Петролиум Оперейтинг, Роснефть и другие.

Природный газ
Доказанные газовые запасы Казахстана на начало 2009 года составляют 1,82 трлн м³ (по оценке BP), что составляет 1,7 % от мировых запасов. Основные газодобывающие компании Казахстана — Карачаганак Петролиум Оперейтинг, НК Казмунайгаз, CNPC-Актюбемунайгаз и другие. Основные месторождении Казахстана — Карашыганак, Жанажол, Кызылойское и другие.

Уголь
Общие запасы угля в Казахстане достигают 162 млрд тонн. Насчитывается 10 бассейнов каменного и бурого угля, разведано более 300 месторождений. В республике ежегодно добывается 100 млн. тонн угля. Большинство месторождений каменного угля находится в Карагандинской, Павлодарской и Костанайской областях. Карагандинский угольный бассейн занимает площадь более 3600 км”2. Это основная угольная база Казахстана. Карагандинский уголь коксуется, поэтому качество его очень высокое. Обнаружено 80 пластов каменного угля. Их общая толщина 120 м. Общий запас угля – 45 млрд тонн.

Второй по значимости угольный бассейн – Екибастузский – расположен между Сарыаркой и Приертысской равниной.

Рудные полезные ископаемые.

Железо
Казахстан занимает третье место после России и Украины в СНГ по запасам железной руды (16,6 млрд т). Месторождения находятся в основном в Северном Казахстане. Особое значение играют Качарское и Соколовско-Сарбайское месторождения.

Марганец
К наиболее крупным месторождениям марганца относятся Атасуское и Жездинское, расположенные в Центральном Казахстане. В местных рудах содержание марганца 27%. Месторождения марганца были также обнаружены в Сарыарке.

Хром
99% месторождений хрома встречается в Мугоджарских горах. Большой известностью пользуются Кемпирсайская и Донская группы месторождений, содержащий высококачественные руды. Месторождения хромитов также открыты в Костанайской и Восточно-Казахстанской областях.

Никель
Значительные запасы никеля сосредоточены в Мугоджарах. Более 40 крупных месторождений расположены на северо-востоке Сарыарки (окрестности Астаны) и в Тургайском прогибе (Амангельдинская группа). В них запасы бокситов незначительны. Казахстан занимает одно из первых мест СНГ по производству алюминия.

Медь
Казахстан обладает огромными запасами медной руды. Основные промышленные типы руд – медистые песчаники (71%) и медно-порфировые (24%). Самым крупным месторождением руды медистых песчаников является Жезказган. Казахстан по добыче меди занимает седьмое место в мире. 92% меди экспортируется в зарубежные страны.

Полиметаллы
Эти руды содержат ценные минералы – свинец и цинк, а также медные соединения, золото, серебро и другие металлы. Богатейшие месторождения свинца и цинка – Риддерское, Зыряновское и другие – находятся на Рудном Алтае. В местных рудах много металлов, полиметаллические месторождения имеются в Текели – в Жунгарском Алатау, Ачисае и Мыргалымсае – в горах Каратау.

Золото
В Казахстане имеется 190 месторождений золота. Оно добывается на востоке республики – на Алтае, в районе Калбинского хребта, на северо-западе – в Жетыгаринском районе Костанайской области. Золотоносные месторождения на северной окраине Центрального Казахстана (Степняк, Аксу, Майкаин) представлены кварцевые жилы и россыпи. Небольшие залежи есть в Жунгарском и Заилийском Алатау.

Редкие металлы
К этим металлам относятся: вольфрам, молибден, ванадий, висмут, сурьма и прочие. Некоторые редкие метталлы имеются в полиметаллических месторождениях Жунгарии и Алтая.

Нерудные полезные ископаемые

Асбест
Самые крупные месторождения асбестовых руд находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Карагандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы находятся на месторождениях Богетскай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.

Фосфориты
Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов. По качеству и мощности они не имеют равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.

Соль
В Казахстане имеются огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов превышает 2 км. Кроме того во многих районах соленых озёр образуется самосадочная соль.

источник

Технологическая карта урока познания мира класс 4 Тема урока Нерудные полезные ископаемые. ЭиФГ Национальное богатство страны Место урока по теме

Технологическая карта урока познания мира

Нерудные полезные ископаемые.

ЭиФГ Национальное богатство страны

Формирование понятия о полезных ископаемых нерудного происхождения.

фронтальная, индивидуальная, групповая

наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

словесный, объяснительно-иллюстративный, диалоговый, частично-поисковый , направленного чтения, работа с учебником, работа со схемой, интерактивный, ИКТ, рефлексии «Светофор»

Коллективная и индивидуальная система обучения, технология развивающего обучения, игровые , проблемное обучение

Формируемые компетенции/аспекты компетенций

I Организационно момент-время (2 мин)

Задачи этапа: создать позитивную атмосферу на уроке

Проверяет готовность к уроку, организует внимание детей

Проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку, организуют свое рабочее место.

Готовят тетрадь к работе-записывают дату. тему

УПК/ подготовка тетради к работе

II Проверка домашнего задания – время (5 мин)

Задачи этапа: проверить уровень знаний по ранее изученной теме

Проводит Словарный диктант.

*Легкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота и удобрением (торф).

*Добывается в шахтах, она тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен (железная руда).

*Черного цвета, с заметным блеском, твердый, тонет в воде, горюч (каменный уголь).

*Прочная, тяжелая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зерен нескольких минералов; полевого шпата, кварца, слюды (гранит).

*Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов (известняк).

*Темная маслянистая жидкость, горит, из нее получают бензин, керосин, мазут (нефть).

*Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла (песок).

*Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле (глина).

Записывают название полезного ископаемого.

УПК/ воспроизведение и применение знаний

ИК\ письменная коммуникация

ЦСК/ вычленение ответа из имеющихся знаний

III Актуализация знаний –время (3 мин)

Задачи этапа: воспроизвести имеющиеся знания по теме

А) Игра «Закончи предложение»

Образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства называется -…….

— Какие полезные ископаемые вы знаете?

— На какие группы их можно разбить?

Заполни схему недостающими данными:

— Что мы относим к рудным полезным ископаемым?

-Какая группа полезных ископаемым нами еще не изучена?

ЛСК/ культура мышления и природоведческая речь

ЦСК\ умение высказывать суждение и доказывать его

IV Целеполагание-время (1мин)

Задачи этапа: сообщить цель урока, его задачи, настроить на восприятие новых знаний

Сообщает тему и цель урока

Слушают, воспринимают, осмысливают информацию

ИК\ умение воспринимать информацию

ЦСК\ настрой на восприятие новой темы

V Работа над новым материалом -время (20мин)

Задачи этапа: познакомить с нерудными полезными ископаемыми Казахстана, развивать умение работать с текстом, находить информацию, анализировать ее, воспитывать бережное отношение к природным ископаемым-как национальному богатству страны

Физминутка « БУРАТИНО» (3 мин)

Задачи этапа: снять общую утомляемость организма

1.«Слово учителя» с работой по карте стр33

2.Организует работу с учебником

Слушают. Запоминают. Находят на карте месторождения

Учащиеся самостоятельно обрабатывают материал учебника, конспектируют, отвечают на вопросы

УПК\ активизация имеющиеся знаний

ЦСК/ культура мышления и речи

ЦСК\ способность к полноценному восприятию научного текста

УПК/ работа в тетради УПК\восприятие новой информации

VI Обобщение по теме-работа в группах (7мин)

Задачи этапа: способствовать развитию навыка обобщения на основе диалогового обучения

Организует выполнение Тестовых заданий

Отвечают на вопросы теста способом коллективного обсуждения

ЦСК/ активизация знаний по теме

КК/ продуктивная коллективная коммуникация

ЛСК\ развитие личностных качеств говорения

VII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению– время (2 мин)

Задачи этапа: обеспечить необходимой информацией по выполнению домашнего задания

Разъясняет домашнее задание-пересказ стр43-45

Слушают, задают вопросы. Записывают

ЦСК\понимание смысла задания

VIII Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – время (2 мин)

Задачи этапа: организовать работу по оцениванию собственной деятельности

ИК/умение адекватно воспринимать информацию

Нерудные полезные ископаемые Казахстана.

Асбест. Освоение асбестовых месторождений связано с магматическими породами. Самые крупные месторождения находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Кара­гандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы асбеста залегают в рудных месторождениях Богетсай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах.

Фосфориты. Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место в мире после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов (Чулактау, Аксай, Жанатас). По качеству и мощности эти месторождения не имеют себе равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба.

Соль. На территории Казахстана сосредоточены огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов (соляных куполов) превышает 2 км. В некоторых пластах наряду с поваренной солью находятся калийные и другие соли. Кроме того, во многих соленых озерах Прикаспийской низменности, Западно-Сибирской равнины и других районов республики образуется самосадочная соль.

Казахстан богат также и строительными материалами — известняками, мергелем, мелом, мрамором, гипсом, огне­упорными глинами, кварцевыми песками, минеральными красками. Их месторождения встречаются во многих рай­онах республики.

Полезные ископаемые имеют огромное значение для народного хозяйства. Многие месторождения расположены близко друг к другу (железо — марганец, железо-каменный уголь, известняки-огнеупорные глины), что дает возможность их комплексной разработки. Неглубокое залегание полезных ископаемых позволяет вести разработку открытым способом. Значительная часть разведанных месторождений в Казахстане уже используется. На их базе построены многие заводы.

В Казахстане сосредоточены все виды ресурсов минерального сырья. Однако запасы нефти, угля, железной руды и др. минералов небезграничны. Запасы их по мере освоения истощаются. Использование старых и освоение новых месторождений полезных ископаемых оказывает влияние на состояние и других природных ресурсов (почвенный по­кров, подземные и поверхностные воды, леса, посевные площади, воздух и т.д.). Поэтому исчерпаемые ресурсы необходимо использовать рационально, комплексно и эффективно. В природе химические элементы в чистом виде практически не встречаются. Например, в структуре многих месторождений железа содержится фосфор, сера, редкие металлы. Вместе с основной рудой следует извлекать и дополнительные компоненты. Необходимо, чтобы запасы основных и смешанных полезных ископаемых из недр извлекались по возможности полнее, при добыче сырья, его пере­возке и переработке уменьшались потери. Следует эффективнее использовать продукты переработки сырья, осваивать безотходные технологии.

3. Тестовые задания по теме «Полезные ископаемые»

1. Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются:

А) каменного угля, янтаря, мела

Б) жемчуга, известняка, торфа

В) железной руды, медной руды

3. Горные породы, которые добывают из земной коры и используют для нужд человека, называются …

4. Узнай полезное ископаемое: добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.

5. Месторождения полезных ископаемых отыскивают:

6. Самые крупные месторождения нефти в Казахстане находятся:

А) в Центральном Казахстане

Б) на Мангыстауском полуострове

7. Крупнейшие месторождения меди:

А) Жезказган, Конырат, Сарыарка

Б) Жезказган, Рудный, Кокшетау

8. Мягкий металл красного цвета, легко обрабатывается:

9. Из чего сделаны железнодорожные рельсы?

10. В Костанайской области добывают:

11. Узнай полезное ископаемое: чёрного цвета, обладает металлическим блеском. Из всех видов угля самый твёрдый.

Б) обыкновенный каменный уголь

12. Самое распространённое нерудное полезное ископаемое:

13.Месторождение фосфоритов, которое по своим запасам занимает одно из первых мест в мире:

14. Карагандинское, Экибастузское месторождения:

16. Полезное ископаемое, являющееся хорошим удобрением.

источник

Источники:
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631040/
  • http://infourok.ru/urok-poznaniya-mira-na-temunerudnie-poleznie-iskopaemie-klass-1607530.html
  • http://moxnpn.ru/kazakhstan/47-nerudnye-poleznye-iskopaemye-kazaxstana.html
  • http://www.azbyka.kz/nerudnye-poleznye-iskopaemye-kazahstana
  • http://www.infouroki.net/razrabotka-uroka-po-poznaniyu-mira-nerudnye-poleznye-iskopaemye-4-klass.html
  • http://urokinachalki.ru/konspekt-uroka-po-poznaniyu-mira-v-klasse-nerudnie-poleznie-iskopaemie-3542.html
  • http://infourok.ru/urok-poznanie-mira-klass-nerudnie-poleznie-iskopaemie-1688024.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631040/
  • http://testent.ru/load/ucheniku/geografija/poleznye_iskopaemye_kazakhstana/59-1-0-2543
  • http://pandia.ru/text/82/322/4660.php