Меню Рубрики

Нормативные потери при добыче полезных ископаемых

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921
«Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения»

5 февраля 2007 г., 7 ноября 2008 г., 23 июля 2009 г., 3 февраля 2012 г.

В соответствии со статьей 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2002 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921)

5 февраля 2007 г., 7 ноября 2008 г., 23 июля 2009 г., 3 февраля 2012 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее именуются — нормативы потерь).

О перечне материалов, рассматриваемых территориальными органами МПР РФ при установлении нормативов потерь при добыче твердых полезных ископаемых см. письмо МПР РФ от 19 декабря 2002 г. N 19-53/4636

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 пункт 2 настоящих Правил изложен в новой редакции

2. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах».

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

См. Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с расчетом нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче технологически связанных с принятой системой и технологией разработки месторождения и порядком уточнения нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ, утвержденные распоряжением МПР РФ от 5 февраля 2003 г. N 42-р

Согласно письму МПР РФ от 12 января 2005 г. N ВС-58-42/39 нормативы потерь твердых полезных ископаемых при добыче, согласованные и утвержденные в установленном порядке, при налогообложении учитываются исходя из периода их действия с 1 января по 31 декабря рассматриваемого года

Согласно письму Госгортехнадзора РФ и МПР РФ от 13, 16 августа 2002 г. NN АС-04-35/472, ПС-19-46/4467 нормативы потерь твердых полезных ископаемых, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 г., утвержденные до 1 января 2002 г., повторному утверждению не подлежат

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 в пункт 3 настоящих Правил внесены изменения

3. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами.

См. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по согласованию нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утвержденный приказом Минприроды России от 4 сентября 2013 г. N 322

Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь, в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует Федеральную налоговую службу о выявленных случаях нарушения недропользователями настоящих Правил.

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 настоящие Правила дополнены пунктом 3.1

3.1. Решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии лицензий на право пользования недрами;

б) копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», N 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче», N 11-шрп «Сведения о потерях угля (сланца) в недрах» и N 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» за предыдущий период;

в) копии утвержденных нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод за предыдущий период;

г) копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод;

д) пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;

е) сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемый период по выемочным единицам;

ж) графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 настоящие Правила дополнены пунктом 3.2

3.2. В случае непредставления недропользователем документа, указанного в подпункте «а» пункта 3.1 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган самостоятельно запрашивает в Федеральном агентстве по недропользованию указанный документ.

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 настоящие Правила дополнены пунктом 3.3

3.3. Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в течение 30 дней со дня их подачи. По результатам рассмотрения указанных заявления и документов принимается решение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), которое направляется недропользователю в течение 5 дней со дня его принятия. Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод являются:

а) представление документов, предусмотренных подпунктами «б» — «ж» пункта 3.1 настоящих Правил, не в полном объеме, а также недостоверность представленной информации, либо отсутствие лицензии на право пользования недрами у заявителя;

б) неверно произведенные расчеты нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод.

4. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 в пункт 5 настоящих Правил внесены изменения

5. Нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии) и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.

Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в соответствующее управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в 10-дневный срок со дня их утверждения.

См. Административный регламент предоставления Министерством энергетики РФ государственной услуги по утверждению нормативов технологических потерь углеводородного сырья при добыче, транспортировке сырья и продуктов его переработки трубопроводным транспортом, утвержденный приказом Минэнерго России от 4 апреля 2016 г. N 261

6. Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 9 января 2002 г. N 3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (Часть II) ст. 42

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 23 июля 2009 г. N 605

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 833

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2007 г. N 76

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

источник

«Главбух». Приложение «Учет в производстве», 2006, N 1

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ нормативные потери при добыче полезных ископаемых облагаются налогом по ставке 0 процентов. И вот здесь-то может возникнуть спор с налоговиками, если они сочтут, что вы необоснованно не уплатили налог с потерь. Далее мы рассмотрим подобную ситуацию на примере Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2005 г. N Ф04-7097/2005(15628-А46-31).

Подробнее о порядке расчета налога на добычу полезных ископаемых — в статье, опубликованной в журнале «Учет в производстве» N 2, 2005, с. 27.

Общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых. По результатам ее проверки налоговая инспекция вынесла решение о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа. А также предложило ему уплатить сумму налога на добычу полезных ископаемых и пени. Основание для такого решения — рассчитывая налог, общество использовало нормативы потерь, размер которых установлен не по Правилам утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 (далее — Постановление N 921).

Однако общество не согласилось с таким решением налоговиков, обратившись с иском в арбитражный суд.

Прежде чем рассматривать выводы суда, сразу скажем: он занял сторону общества.

Как мы сказали в самом начале, нормативные потери при добыче полезных ископаемых облагаются налогом по ставке 0 процентов. Правила утверждения таких нормативов потерь установлены Постановлением N 921.

В соответствии с п. 2 этих Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ. И в составе проектной документации утверждаются МПР России по согласованию с Госгортехнадзором России (так называлось это министерство на момент возникновения спора).

Обязательное согласование нормативов потерь с Госгортехнадзором России предусмотрено также Распоряжением МПР России от 19 апреля 2002 г. N 224-р и Приказом того же министерства от 29 ноября 2002 г. N 783 (они действовали на тот момент). Более того, в п. п. 12 и 13 Регламента, утвержденного Приказом МПР России N 783, указано, что после утверждения нормативов потерь они направляются на согласование в Госгортехнадзор России и только после этого направляются в МНС России.

Суд отметил, что до того, как было утверждено Постановление N 921, применялась Инструкция Госгортехнадзора России от 24 ноября 1999 г. N 85 (действующая по настоящее время). В ней было предусмотрено, что нормативы потерь и уточненные нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются территориальными органами Госгортехнадзора России в составе годовых планов развития горных работ.

В данном случае, чтобы утвердить нормативы потерь песка, общество представило пакет документов в территориальный орган Госгортехнадзора России — Управление Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России. Сделало оно это в порядке, предусмотренном Инструкцией N 85. Управление Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России в свою очередь составило протокол. В данном документе были согласованы нормативы потерь по месторождениям, разрабатываемым обществом, в составе годовых планов развития горных пород.

Затем эти планы общество представило для согласования в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Омской области, которое вынесло экспертное заключение, согласовав представленные нормативы потерь песка.

Суд отметил, что в период обращения общества в ГУПР МПР России по Омской области с необходимой документацией МПР России приостановило свою работу по утверждению нормативов потерь и рекомендовало использовать прежний порядок такого утверждения через территориальные органы Госгортехнадзора России.

Таким образом, общество обоснованно применяло в целях налогообложения утвержденные нормативы потерь песка.

Сейчас нормативы потерь твердых полезных ископаемых при их добыче утверждает МПР России, согласовывая их с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).

Причем, как указано в Письме МПР России от 12 января 2005 г. N ВС-58-42/39 «О применении налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых», эти нормативы устанавливаются в составе годового плана развития горных работ (годовой программы работ). Поэтому срок их действия — с 1 января по 31 декабря рассматриваемого года.

источник

Под потерями понимается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченная из недр при разработке месторождения, полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на транспортных путях горного производства, а также потери при первичной переработке минерального сырья. Потери драгоценных металлов и драгоценных камней при их первичной переработке отнесены к потерям при добыче [74].

Запасы полезных ископаемых, не извлеченные из недр при разработке месторождения по причинам утраты промышленного значения, неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения, а также заключенные в предохранительных целиках, предусмотренных техническими проектами для охраны зданий, сооружений и природных объектов, в согласованных с органами Госгортехнадзора охранных целиках у геологических нарушений и водных объектов, в случае их своевременного списания в установленном порядке с учета организации по добыче полезных ископаемых в потери при добыче не включаются.

Читайте также:  Полезные свойства хмеля соплодия

Потери при добыче минерального сырья подразделяются на нормативные и сверхнормативные.

К нормативным потерям полезных ископаемых при добыче относятся потери, технологически связанные с принятой схемой и системой разработки месторождения согласно утвержденному техническому проекту. Расчетная величина нормативных потерь определяется в процентах от величины погашаемых запасов.

Нормативные потери устанавливаются в планах развития горных работ по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку и т.п.) на год и согласовываются в установленном порядке с органами Госгортехнадзора. Объем фактических потерь определяется маркшейдерской, геологической и технологической службами предприятий не менее одного раза в год.

Объемы нормативных (проектных) потерь, заключенные в предохранительных целиках, предусмотренных в технических проектах для охраны зданий, сооружений, природных объектов, магистральных нефтегазопроводов, продуктопроводов, железных дорог и других объектов от вредного влияния горных работ, в охранных целиках у геологических нарушений и подземных водных объектов, согласованные с органами Госгортехнадзора, при расчете платежей за право пользования недрами не учитываются. Оплате подлежат только объемы добытого полезного ископаемого из этих целиков.

Сверхнормативные потери определяются как разность между фактическими и нормативными (плановыми) потерями, установленными в планах развития горных работ по каждой выемочной единице.

На предприятиях, где ведется прямое определение объемов потерь и добытых полезных ископаемых, плата за право на добычу полезных ископаемых и за сверхнормативные потери производится с учетом фактически допущенных потерь.

При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных и нефтегазовых месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются их расход сверх расчетных технологических расходов на собственные нужды, а также потери, не предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений (прорывы трубопроводов, открытое фонтанирование, неисправность и негерметичность промыслового и резервуарного оборудования).

Потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти в пределах, установленных Минэнерго по согласованию с Госгортехнадзором (процент утилизации), относятся к нормативным потерям. Потери попутного (растворенного) газа сверх установленного предела (процента утилизации) относятся к сверхнормативным потерям.

Извлекаемые из недр природный и попутный нефтяной газы, закачиваемые обратно в пласт для поддержания пластового давления и осуществления сайклинга — процесса для повышения конденсатоот- дачи, а также газлифта, являются рабочими технологическими агентами, и их соответствующие объемы к потерям не относятся.

Платежи за сверхнормативные потери осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Размер платежей за сверхнормативные потери при добыче увеличивается в два раза по сравнению с нормативными отчислениями.

Под потерями при переработке понимается часть полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, потерянных при первичной переработке добытых полезных ископаемых. Потери при переработке, за исключением случаев добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также при особых способах добычи подлежат специальному нормированию и в потери при добыче не включаются.

За сверхнормативные потери при переработке, за исключением случаев их включения в потери при добыче, штрафные санкции не установлены. Лица, виновные в нарушении требований охраны недр и допущении сверхнормативных потерь при переработке, подлежат административной или уголовной ответственности !в соответствии с действующим законодательством.

Основы налогообложения и система платности недропользования. 2.

Налоги и сборы при пользовании недрами в НК РФ. 3.

Налог на добычу полезных ископаемых. 4.

Акциз на минеральное сырье. 5.

Платежи за право пользования недрами. 6.

Разовые платежи при пользовании недрами. 7.

Регулярные платежи при пользовании недрами. 8.

Налоги и платежи в режиме раздела продукции. 9.

Особенности таможенного налогообложения минеральных ресурсов. 10. Потери при добыче полезных ископаемых.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых

источник

Понятие «потери полезных ископаемых» введено для использова­ния при расчетах платежей за пользование недрами, а также для осу­ществления контроля за достоверностью этих данных применительно к добыче различных видов минерального сырья.

Под потерями понимается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченная из недр при разработке месторождения, полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на транспортных путях горного производства, а также потери при первичной переработке минерального сырья. Потери дра­гоценных металлов и драгоценных камней при их первичной перера­ботке отнесены к потерям при добыче [74].

Запасы полезных ископаемых, не извлеченные из недр при разра­ботке месторождения по причинам утраты промышленного значения, неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения, а также заключенные в предохранитель­ных целиках, предусмотренных техническими проектами для охраны зданий, сооружений и природных объектов, в согласованных с орга­нами Госгортехнадзора охранных целиках у геологических наруше­ний и водных объектов, в случае их своевременного списания в уста­новленном порядке с учета организации по добыче полезных ископа­емых в потери при добыче не включаются.

Потери при добыче минерального сырья подразделяются на нор­мативные и сверхнормативные.

К нормативным потерям полезных ископаемых при добыче отно­сятся потери, технологически связанные с принятой схемой и систе­мой разработки месторождения согласно утвержденному техническо­му проекту. Расчетная величина нормативных потерь определяется в процентах от величины погашаемых запасов.

Нормативные потери устанавливаются в планах развития горных работ по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку и т.п.) на год и согласовываются в установленном порядке с органами Госгортех­надзора. Объем фактических потерь определяется маркшейдерской, геологической и технологической службами предприятий не менее одного раза в год.

Объемы нормативных (проектных) потерь, заключенные в предох­ранительных целиках, предусмотренных в технических проектах для охраны зданий, сооружений, природных объектов, магистральных нефтегазопроводов, продуктопроводов, железных дорог и других объектов от вредного влияния горных работ, в охранных целиках у геологических нарушений и подземных водных объектов, согласован­ные с органами Госгортехнадзора, при расчете платежей за право пользования недрами не учитываются. Оплате подлежат только объе­мы добытого полезного ископаемого из этих целиков.

Сверхнормативные потери определяются как разность между фак­тическими и нормативными (плановыми) потерями, установленными в планах развития горных работ по каждой выемочной единице.

На предприятиях, где ведется прямое определение объемов потерь и добытых полезных ископаемых, плата за право на добычу полезных ископаемых и за сверхнормативные потери производится с учетом

фактически допущенных потерь. На предприятиях, где имеется толь­ко расчетное (косвенное) определение потерь и добычи полезного ископаемого, платы за право на пользование недрами, определяется с учетом соответствующего установленного норматива потерь с после­дующей корректировкой по фактическим потерям в целом за год.

При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных и нефтегазовых месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются их расход сверх расчет­ных технологических расходов на собственные нужды, а также по­тери, не предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений (прорывы трубопроводов, открытое фонтанирование, неисправность и негерметичность промыслового и резервуарного обо­рудования).

Потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти в преде­лах, установленных Минэнерго по согласованию с Госгортехнадзором (процент утилизации), относятся к нормативным потерям. Потери попутного (растворенного) газа сверх установленного предела (про­цента утилизации) относятся к сверхнормативным потерям.

Извлекаемые из недр природный и попутный нефтяной газы, зака­чиваемые обратно в пласт для поддержания пластового давления и осуществления сайклинга — процесса для повышения конденсатоот-дачи, а также газлифта, являются рабочими технологическими агента­ми, и их соответствующие объемы к потерям не относятся.

Платежи за сверхнормативные потери осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Размер платежей за сверхнормативные потери при добыче увеличивается в два раза по сравнению с нормативными отчислениями.

Под потерями при переработке понимается часть полезных иско­паемых и содержащихся в них полезных компонентов, потерянных при первичной переработке добытых полезных ископаемых. Потери при переработке, за исключением случаев добычи драгоценных ме­таллов и драгоценных камней, а также при особых способах добычи подлежат специальному нормированию и в потери при добыче не включаются.

За сверхнормативные потери при переработке, за исключением случаев их включения в потери при добыче, штрафные санкции не установлены. Лица, виновные в нарушении требований охраны недр и допущении сверхнормативных потерь при переработке, подлежат административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основы налогообложения и система платности недропользования.

Налоги и сборы при пользовании недрами в НК РФ.

Налог на добычу полезных ископаемых.

Акциз на минеральное сырье.

Платежи за право пользования недрами.

Разовые платежи при пользовании недрами.

Регулярные платежи при пользовании недрами.

Налоги и платежи в режиме раздела продукции.

источник

Если организация занимается добычей полезных ископаемых, она является плательщиком НДПИ. Порядок исчисления и уплаты данного налога регулируется гл. 26 НК РФ (ст. 334 – 346). Так, размеры налоговых ставок установлены ст. 342 НК РФ. В пункте 1 этой статьи перечислены случаи, когда налогообложение производится по нулевой ставке: например, при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь этих ископаемых (пп. 1). Разберемся, при каких обстоятельствах можно воспользоваться данной льготой и в каком порядке утверждаются нормативы потерь.

Об утверждении нормативов потерь…

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ нормативными признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ. Такой порядок [1] утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 (далее – Правила). До недавнего времени Правила применялись при добыче твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и углеводородного сырья и не распространялись на добычу подземных (минеральных, промышленных, термальных) вод, что вызывало определенные трудности при налогообложении (об этом мы писали в рубрике «Обзор новостей» прошлого номера журнала, стр. 7). Этот пробел в правовом регулировании был устранен благодаря изменениям, внесенным в Правила Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 82, вступившим в силу с 21.02.2012. При этом изменился и сам порядок утверждения нормативов потерь.

… при добыче твердых полезных ископаемых и подземных вод

Ранее нормативы потерь твердых полезных ископаемых (кроме общераспространенных) утверждались Федеральным агентством по недропользованию (Роснедрами), а нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых – органами государственной власти субъектов РФ и включались в состав проектной документации. В течение 10 дней сведения об утвержденных нормативах потерь направлялись данными органами в налоговую инспекцию. В таком же порядке производилось уточнение нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ).

Теперь нормативы потерь при добыче твердых полезных ископаемых, а также подземных вод должны утверждаться недропользователями в составе проектной документации. Нормативы потерь рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ. Извещение налоговиков об утвержденных нормативах – также забота недропользователя. Сведения о нормативах потерь вместе с протоколом согласования проектной документации представляются в территориальный орган ФНС по месту постановки на учет в 10-дневный срок со дня их утверждения.

Проектная документация утверждается недропользователем только после ее согласования с комиссией, созданной Роснедрами или их соответствующим территориальным органом. Рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией в течение 30 дней со дня представления материалов недропользователем. Этот срок может быть увеличен (максимум на 30 дней) в случае рассмотрения проектной документации по уникальным и крупным месторождениям полезных ископаемых. О принятом комиссией решении недропользователь должен быть извещен в течение семи дней [2] .

… при добыче углеводородного сырья

В этом случае нормативы потерь также рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь. Для этого используются принятые схема и технология разработки месторождения, проект обустройства месторождения или план пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии). Нормативы ежегодно утверждаются Минэнерго (причем теперь без согласования с Роснедрами). Именно Минэнерго направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в соответствующее управление ФНС по субъекту РФ в течение 10 дней с момента их утверждения.

Об уточнении утвержденных нормативов потерь

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (речь идет о нормативах, утвержденных в составе проектной документации) могут быть уточнены в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, разработка которого планируется в предстоящем году. Обратите внимание: по-прежнему не производится уточнение нормативов, утвержденных для месторождений, срок разработки которых не превышает пяти лет.

Уточненные нормативы также подлежат утверждению недропользователем. Если их величина не превышает нормативов, включенных в состав проектной документации, утверждение данных нормативов производится ежегодно без каких-либо согласований. В том случае, если уточненные нормативы по величине превышают нормативы, утвержденные в составе проектной документации, недропользователи утверждают их только после согласования:

а) с органами государственной власти субъектов РФ (в отношении нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых) – в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ;

б) с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) или ее территориальным органом (в отношении нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод) – в порядке, установленном Правилами. Решение о согласовании нормативов потерь указанный орган принимает на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:

  • копии лицензий на право пользования недрами. Если копии лицензий не будут представлены, указанная служба самостоятельно запросит их в Роснедрах;
  • копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения № 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче», 11-шрп «Сведения о потерях угля (сланца) в недрах» и 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» за предыдущий период;
  • копии утвержденных нормативов потерь за предыдущий период;
  • копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь;
  • пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;
  • сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемом периоде по выемочным единицам;
  • графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).

На рассмотрение заявления и приложенных к нему документов Росприроднадзору отводится 30 дней. По результатам их рассмотрения должно быть принято решение о согласовании или мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь, которое направляется недропользователю в течение пяти дней со дня его принятия. Причинами вынесения отрицательного решения являются:

  • представление документов не в полном объеме;
  • недостоверность представленной информации;
  • отсутствие у заявителя лицензии на право пользования недрами;
  • неверно произведенные расчеты нормативов потерь.

Сведения об утвержденных после уточнения нормативах потерь с письмом, подтверждающим их согласование (когда таковое должно проводиться), направляются недропользователем в налоговый орган по месту учета. Срок также составляет 10 дней после утверждения.

Заметим: Росприроднадзор обязан проинформировать ФНС о выявленных случаях нарушения недропользователями Правил.

Читайте также:  Чем полезен свекольный отвар

В каких случаях можно воспользоваться налоговой льготой?

Напомним: нормативными признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче в пределах нормативов потерь. Понятие фактических потерь приведено в ст. 339 НК РФ, в которой прописан порядок определения количества добытого полезного ископаемого. Согласно п. 1 данной статьи это количество определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объекта прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено указанной статьей. При этом косвенный метод используется только в том случае, если отсутствует возможность применения прямого метода.

При прямом методе количество добытого полезного ископаемого рассчитывается с учетом фактических потерь полезного ископаемого (п. 3 ст. 339 НК РФ). Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между его расчетным количеством, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

Означает ли это, что нулевая ставка по НДПИ в части нормативных потерь может применяться только в случае расчета количества добытых полезных ископаемых прямым методом? Финансисты в свое время ответили так: положениями ст. 339 НК РФ не установлено, при каком методе учета количества добытого полезного ископаемого возможно применение данной нормы. Следовательно, применение нулевой ставки в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода учета количества добытого полезного ископаемого (письма от 22.05.2007 № 03-06-06-01/21, от 19.02.2007 № 03-06-06-01/7).

Однако, как показывает практика, налоговые органы придерживаются другой позиции, которая в ряде случаев нашла поддержку и у судей. Так, в Постановлении от 06.07.2010 по делу № А29-3421/2009 [3] ФАС ВВО указал: учет фактических потерь полезного ископаемого при определении количества добытого полезного ископаемого косвенным методом нормами гл. 26 НК РФ не предусмотрен. При использовании косвенного метода фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Кстати, именно на этом настаивает Минэкономразвития: фактические потери учитываются только при прямом методе. При косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье (Письмо от 07.11.2006 № 16542-КА/Д07).

Арбитры выяснили: в спорном периоде общество определяло количество добытой нефти, которая является объектом обложения НДПИ, расчетным путем, по данным о содержании нефти в извлекаемой из недр нефтесодержащей жидкости, то есть фактически применялся косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого. В связи с этим было признано обоснованным доначисление налоговым органом НДПИ из-за неправомерного применения налогоплательщиком ставки 0% к величине нормативных потерь (как части фактических потерь).

Общество при определении количества добытой нефти использовало косвенный метод, поэтому применение нулевой ставки в части нормативных потерь полезных ископаемых в данном случае неправомерно. Судьи согласились с таким выводом налоговиков (см. Постановление ФАС ВВО от 24.09.2010 № А29-13698/2009).

В другом деле суд этого же округа отклонил довод общества о том, что применение нулевой ставки по НДПИ в части нормативных потерь возможно при учете количества добытого полезного ископаемого как прямым, так и косвенным методом. Такой подход основан на неверном толковании налогового законодательства (Постановление от 19.07.2011 по делу № А29-11750/2009).

В то же время судьи других округов заступились за налогоплательщиков. Положения ст. 342 НК РФ не исключают возможности применения налоговой ставки 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых при использовании налогоплательщиком косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого. Поэтому применение нулевой ставки в части нормативных потерь полезных ископаемых правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого (Постановление ФАС ЗСО от 17.09.2009 № Ф04-5633/2009(19823-А75-43)). Доводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки 0% в связи с тем, что количество добытого полезного ископаемого должно определяться косвенным методом, предусмотренным п. 8 ст. 339 НК РФ, являются незаконными и необоснованными (Постановление ФАС МО от 24.02.2011 № КА-А40/643-11).

В пользу того, что расчет количества добытого полезного ископаемого косвенным методом не исключает возможности применения нулевой ставки в отношении фактических потерь в пределах нормативов, высказался и Президиум ВАС в Постановлении от 15.11.2011 № 7838/11. Высший арбитр отметил: правила определения количества добытого полезного ископаемого с учетом фактических потерь и налогообложения части этих потерь, находящихся в пределах утвержденных нормативов, по нулевой ставке направлены на обеспечение методами налогового регулирования принципа рационального недропользования, закрепленного в п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». В соответствии с этим пунктом недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Налогоплательщики, применяющие прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, имеют возможность непосредственно замерять добытое полезное ископаемое, определять фактические потери и облагать налогом часть из них (в пределах утвержденного норматива) по нулевой ставке. Что касается налогоплательщиков, применяющих косвенный метод, то положения Налогового кодекса не содержат прямого указания на возможность применения ими ставки 0%. Однако последние не должны по причинам, от них не зависящим, в нарушение принципа равного положения всех налогоплательщиков перед налоговым законодательством находиться в худшем положении по сравнению с налогоплательщиками, использующими прямой метод определения объема добытого полезного ископаемого. Поэтому оставшиеся в недрах полезные ископаемые в пределах утвержденного норматива потерь не должны учитываться при определении налоговой базы по НДПИ не только налогоплательщиками, применяющими прямой метод, но и налогоплательщиками, использующими косвенный метод. Необходимо помнить: возможность применения в отношении фактических потерь в пределах установленных нормативов налоговой ставки 0% появляется только в том случае, если эти потери включены в объем добытого полезного ископаемого, определенного косвенным методом.

В том деле, которое дошло до Президиума ВАС, суды не выяснили, суммировалось ли обществом при определении налоговой базы по НДПИ количество соли, оставшееся в недрах (в пределах утвержденного норматива потерь), с объемом рассола, замеренного при выходе из скважины, и умножалось ли все количество на коэффициент 0,310, поэтому дело было направлено на новое рассмотрение. Арбитры подчеркнули: исследование указанного вопроса имеет существенное значение для правильного рассмотрения спора. Если количество не извлеченной из недр соли (в пределах утвержденного норматива потерь) не включалось в объем рассола, выкачиваемого из скважин, и общество не учитывало в налоговой базе неизвлеченную соль, в налоговой декларации по данному налогу может быть ошибочно отражено количество соли, облагаемое налогом по ставке 0%.

Что делать, если нормативы не утверждены?

В пункте 4 Правил зафиксировано: при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь. Своя норма есть и в Налоговом кодексе: если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов применяются нормативы, утвержденные ранее в установленном порядке. В отношении вновь разрабатываемых месторождений в такой ситуации используются нормативы, установленные техническим проектом (абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). Таким образом, требования Правил противоречат нормам НК РФ. Большей юридической силой, естественно, обладает Налоговый кодекс. Следовательно, в отсутствие утвержденных нормативов на соответствующий период при определении фактических потерь полезного ископаемого следует учитывать нормативы потерь, утвержденные ранее (Постановление ФАС ВСО от 06.12.2011 по делу № А78-2/2011), причем, как подчеркнули финансисты, последние из утвержденных ранее в установленном порядке. Кроме того, необходимо учитывать, что вновь утверждаемые нормативы потерь действуют с момента их утверждения. Перерасчет по НДПИ при утверждении новых нормативов потерь законодательством не предусмотрен (Письмо Минфина РФ от 22.05.2007 № 03-06-06-01/21).

Кстати, указанный абзац был введен Федеральным законом от 27.07.2006 № 151-ФЗ (опубликован в «Российской газете», № 165, 29.07.2006) и его положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2006. В связи с этим в 2006 году налогоплательщики в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке нормативов потерь до появления обозначенных изменений не могли применить нормативы потерь полезных ископаемых для исчисления налоговой базы по НДПИ. Однако затем у них появилась возможность представить уточненные декларации, пересчитав налоговые показатели с учетом ранее утвержденных нормативов. При этом предусмотренный п. 7 ст. 78 НК РФ [4] трехлетний срок для обращения с заявлением о зачете (возврате) переплаты по налогу истек 28.08.2009. Это связано с тем, что об излишней уплате налога налогоплательщик в любом случае не мог узнать ранее 29.07.2006, когда был официально опубликован Федеральный закон № 151-ФЗ (Постановление ФАС МО от 07.07.2010 № КА-А40/6852-10).

При добыче полезных ископаемых их фактические потери в пределах утвержденных нормативов облагаются НДПИ с применением нулевой ставки. Причем эта ставка применяется не только в том случае, когда расчет количества добытых полезных ископаемых осуществляется прямым методом, но и при использовании косвенного метода. Правда, в последнем случае нужны доказательства того, что потери учтены в объеме добытого полезного ископаемого. Что касается нормативов потерь, то порядок их утверждения претерпел существенные изменения, о чем подробно рассказано в статье.

[1] Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

[2] Данный порядок согласования прописан в положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118.

[3] Определением ВАС РФ от 21.10.2010 № ВАС-14168/10 отказано в передаче указанного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

[4] Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

источник

Для организаций, осуществляющих поиски, оценку, разведку месторождений полезных ископаемых — договорная (сметная) стоимость соответствующих работ. Для организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых — стоимость добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах, исчисленная по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость [c.84]

Примечание нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. [c.147]

До утверждения нормативов в указанном выше порядке налогообложение по налоговой ставке 0 процентов добытых полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых не производится. [c.235]

Нормативные потери полезных ископаемых 490 [c.903]

Размеры платежей за право на добычу определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых. Положение о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна определяет предельные уровни регулярных платежей. Конкретные размеры роялти определяются по каждому месторождению с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, природно-гео-графических, горнотехнических условий, оценки риска пользователя недр и рентабельности разработки месторождения. Указанное положение устанавливает предельные уровни платежей за право на добычу нефти, конденсата и природного газа в размере от б до 16%. [c.335]

Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные [c.157]

Согласно первому методу все затраты на геологоразведочные работы за текущий год (период), предлагалось относить на себестоимость всей добычи полезного ископаемого данного года (периода). По второму методу ставку возмещения затрат на геологоразведочные работы рекомендуется исчислять путем деления всех затрат на них в текущем периоде на объем добычи полезного ископаемого в этом периоде с учетом нормативных потерь. [c.77]

Уже почти 30 лет существует платный отпуск лесозаготовителям запасов леса — попенная плата. С 1974 г. предприятия, эксплуатирующие запасы твердых полезных ископаемых, оплачивают их расход по специально установленным ставкам платежей за погашаемые запасы (имеются в виду добыча и нормативные потери). С 1982 г. действуют плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных источников и некоторые другие виды платежей за использование природных ресурсов. [c.193]

Налог исчисляется отдельно в части нормативных потерь по нулевой ставке и отдельно в части добытых полезных ископаемых с учетом сверхнормативных потерь по налоговой ставке, установленной для этого полезного ископаемого. [c.241]

Так, в части затрат на геологоразведочные работы было бы целесообразно более широко использовать в качестве критерия затрат ставки на тонну плановых погашенных (объем добычи плюс нормативные потери) запасов полезных ископаемых. При этом сюда не следует включать затраты на научно-исследовательские и региональные геологоразведочные работы перспективного характера и затраты на безрезультатные поиски. [c.23]

Определенные виды полезных ископаемых облагаются по ставке 0%, что обусловлено предоставлением льготных условий со стороны государства при освоении сложных горно-геологических территорий, добычей ископаемых пониженного качества, а также внедрением экологически безопасных технологий и технологий, повышающих извлечение основных и попутных полезных компонентов. По данной налоговой ставке облагаются, например, полезные ископаемые в части их нормативных потерь добыча попутного газа полезные ископаемые при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых добыча минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях разработка воды для сельскохозяйственного назначения и т.д. [c.379]

источник

Налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях 26 главы НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 342 НК РФ).

Налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых . В целях 26 главы НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 342 НК РФ). В настоящее время указанные предельные нормативы не утверждены, что дает основания налоговым органам утверждать, что налогоплательщики не могут применять указанную норму. Насколько правомерна такая позиция, рассматривали в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 1 марта 2004 года № Ф04/911-213/А27-2004:

Читайте также:  Какие полезные ископаемые есть в северной америке

«Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией по результатам камеральных проверок налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых на январь, февраль, март 2003 года ООО «Разрез «Камышанский» приняты решения от 23.05.2003 «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» (в решениях допущены неточности в отношении организационно-правовой формы общества), которыми заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 21354 руб. (по решению N 17), штрафа в размере 3144 руб. (по решению N 18), штрафа в размере 26967 руб. (по решению N 19).

Арбитражный суд, оставляя без удовлетворения требование налоговой инспекции, принял законный и обоснованный судебный акт.

Принимая решение, суд надлежащим образом исследовал фактические обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу, указав, что предприятие не может быть лишено права на льготное налогообложение, предусмотренное статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии нормативов потерь, утвержденных в прежнем порядке, поскольку законодатель ограничивает нормативами лишь пределы применения льготы, а не само право на применение ставки ноль процентов .

Суд кассационной инстанции считает, что налоговый орган, принимая оспариваемое решение, формально исходил из требований подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче , технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, не устанавливают сроки утверждения нормативов, порядок их направления на согласование и т.д .

Кроме того, порядок утверждения нормативов потерь требует дополнительной доработки, о чем свидетельствует совместное письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 16.08.2002 N ПС-1946/4467 «О нормативах потерь твердых ископаемых на 2002 год».

В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговая инспекция не представила доказательств, опровергающих правомерность использования ООО «Разрез «Камышанский» налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, ООО «Разрез «Камышанский» обоснованно воспользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ссылка налоговой инспекции на Приказ Министерства природных ресурсов России от 29.11.2002 N 783 не может быть принята во внимание, поскольку указанный ведомственный акт не утверждает порядок рассмотрения и перечень документов, необходимых для утверждения нормативов потерь, и не регламентирует процедуру утверждения нормативов.»

Таким образом, подпункт 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ устанавливает право налогоплательщика воспользоваться пониженной ставкой по НДПИ. Отсутствие утвержденных предельных нормативов не лишает права применения нулевой ставки , это лишь означает, что в данный момент отсутствует верхний предел, превысив который, налогоплательщик не мог бы использовать нулевую ставку.

Требования налоговых органов о запрете пользования льготой ввиду отсутствия предельных нормативов не основаны на нормах НК РФ и не подлежат исполнению.

источник

При расчете НДПИ воспользуйтесь следующим алгоритмом:

По общему правилу количество добытого полезного ископаемого признается налоговой базой по НДПИ только при добыче:

  • нефти (обезвоженной, обессоленной и стабилизированной);
  • природного горючего газа, добытого из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • попутного газа;
  • газового конденсата;
  • угля.

При добыче остальных полезных ископаемых налоговой базой по НДПИ признается их стоимость .

Кроме того, стоимость полезных ископаемых является налоговой базой в отношении нефти, газа и газового конденсата, добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья .

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 338 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, как определяется налоговая база по НДПИ, для расчета налога количество добытых полезных ископаемых должно быть известно (абз. 7 п. 2 ст. 340 НК РФ).

Количество добытого полезного ископаемого определяйте в натуральном выражении (подп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ). Рассчитать этот показатель можно либо прямым , либо косвенным методом (п. 2 ст. 339 НК РФ).

Выбранный метод расчета для каждого добываемого полезного ископаемого (или разрабатываемого месторождения) закрепите в учетной политике для целей налогообложения. Менять этот метод в течение всего срока добычи полезного ископаемого нельзя. Исключением является случай, когда организация меняет технологию добычи и технологический проект разработки месторождения. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Прямой метод применяйте, если количество добытого полезного ископаемого можно определить с помощью измерительных приборов (п. 2 ст. 339 НК РФ).

При этом в расчет налоговой базы (кроме налоговой базы по нефти) включите фактические потери полезных ископаемых:

Фактические потери при прямом методе рассчитываются по следующей формуле:

При расчете НДПИ фактические потери полезных ископаемых учтите в том месяце, в котором проводилось измерение этих потерь.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 339 и статьей 341 Налогового кодекса РФ.

В отношении добытой нефти налоговую базу и объем фактических потерь определяйте в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2014 г. № 451 (п. 10 ст. 339 НК РФ). Эти правила содержат порядок количественного учета нефти для расчета НДПИ при:

  • добыче нефти;
  • передаче ее третьим лицам для подготовки и транспортировки, переработки и потребления;
  • использовании нефти на технологические нужды;
  • определении остатков нефти на объектах сбора и подготовки;
  • установлении фактических потерь добытого полезного ископаемого.

Размер фактических потерь тоже нужно сравнить с нормативными потерями.

Если организация только начинает разрабатывать месторождение и норматив потерь еще не утвержден, воспользуйтесь нормативом, установленным техническим проектом. Если организация разрабатывает месторождение не первый год, но на момент уплаты налога за январь (не позднее 25 февраля) утвержденный норматив отсутствует, для расчета НДПИ применяйте прошлогодний норматив. В этом случае прежние нормативы можно применять до утверждения новых. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

После того как появятся новые нормативы потерь, организация имеет право пересчитать НДПИ с начала года, на который эти нормативы установлены. Однако сделать это можно только в том случае, если нормативы были установлены с опозданием по не зависящим от организации причинам (например, Минэнерго России своевременно их не утвердило). Такой вывод следует из писем Минфина России от 25 июля 2013 г. № 03-06-05-01/29519, от 22 ноября 2013 г. № 03-06-06-01/50342, ФНС России от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 и подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. № 12232/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2012 г. № А19-16360/2011).

Следует отметить, что ранее ФНС России настаивала на том, что пересчет НДПИ с учетом новых нормативов потерь является не правом, а обязанностью организации. Независимо от того, увеличились или уменьшились значения нормативов. Об этом говорилось в письме ФНС России от 21 августа 2013 г. № АС-4-3/15165. Однако после выхода определений ВАС РФ от 10 апреля 2014 г. № ВАС-898/14 и от 30 мая 2014 г. № ВАС-6969/14 налоговая служба отказалась от своей позиции. Письмом от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 прежние разъяснения были отозваны, а новый документ доведен до сведения налоговых инспекций.

Если фактические потери полезного ископаемого не превышают нормативные потери, то НДПИ по ним рассчитайте по ставке 0 процентов. Если фактические потери превышают нормативы, то в части превышения примените обычную ставку налога по данному виду полезного ископаемого. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что потери углеводородного сырья, произошедшие на неразрабатываемых месторождениях в результате аварийных выбросов, нормативными потерями не признаются, в качестве объекта обложения НДПИ не рассматриваются и в расчет налоговой базы не включаются. Об этом сказано в письме Минфина России от 21 апреля 2011 г. № 03-06-06-01/5.

Кроме того, при добыче угля в состав фактических потерь и в расчет налоговой базы не нужно включать общешахтные потери и потери у геологических нарушений. То есть потери в виде неизвлекаемых (недоступных) пластов угольных месторождений. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС РФ от 30 октября 2012 г. № 6909/12, а также в письмах Минфина России от 21 ноября 2013 г. № 03-06-05-01/50290 и ФНС России от 25 марта 2014 г. № ГД-4-3/5370.

Косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого в целях расчета НДПИ используйте, когда прямой метод применять невозможно. Метод заключается в определении количества добытого полезного ископаемого расчетным путем исходя из доли его содержания в добытом минеральном сырье. При этом саму величину добытого сырья определяют измерительными приборами. Такие требования установлены в пункте 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли применить ставку 0 процентов при расчете НДПИ по нормативным потерям полезного ископаемого? Организация использует косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого.

НДПИ по нормативным потерям полезного ископаемого рассчитывается по ставке 0 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). При этом статья 342 Налогового кодекса РФ не ограничивает право на применение нулевой налоговой ставки в зависимости от метода определения количества добытого полезного ископаемого (прямой или косвенный). Следовательно, организация, применяющая косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого, может рассчитывать НДПИ по ставке 0 процентов в отношении фактических потерь, которые не превышают нормативной величины.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 22 мая 2007 г. № 03-06-06-01/21 и от 19 февраля 2007 г. № 03-06-06-01/7, а также арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 декабря 2008 г. № ВАС-16551/08 и от 10 апреля 2009 г. № ВАС-3275/09, постановления ФАС Московского округа от 28 августа 2008 г. № КА-А40/7979-08, Уральского округа от 27 ноября 2008 г. № Ф09-6261/08-С3, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2009 г. № Ф04-5633/2009(19823-А75-43)).

Количество добытого полезного ископаемого в зависимости от его вида определяется в единицах массы или объема.

При определении налоговой базы по нефти используйте единицы массы нетто. Для этого из массы сырой нефти нужно вычесть массу:

  • воды и ее взвеси;
  • попутного газа и примесей;
  • хлористых солей;
  • механических примесей.

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

На последний день месяца у организации может быть объем ископаемых, по которым полный технологический цикл не завершен. Количество таких ископаемых при расчете НДПИ не учитывайте. Их нужно включать в расчет налоговой базы в том периоде, в котором технологический цикл добычи будет полностью завершен. Исключение составляют только случаи, когда ископаемые, полученные до завершения технологического цикла, реализованы или использованы организацией для собственных нужд. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

При определении продолжительности технологического цикла добычи учитывается не весь комплекс технологических операций (процессов) по получению конечной продукции разработки месторождения, а только те операции, которые относятся к добыче (извлечению) полезного ископаемого (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64).

Налоговая ставка для расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого (ст. 342 НК РФ). Для полезных ископаемых, налог по которым рассчитывается исходя из их количества, ставка установлена в рублях за единицу добытого ископаемого. Действующие ставки НДПИ представлены в таблице .

Некоторые особенности имеет порядок применения налоговых ставок при добыче нефти, угля, газа и газового конденсата.

При добыче нефти налоговую ставку (кроме случаев, когда применяется нулевая ставка ) нужно умножить на коэффициент Кц, который характеризует динамику мировых цен на нефть, и полученное произведение уменьшить на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

При добыче угля нужно принимать во внимание ежеквартальную индексацию налоговых ставок с учетом коэффициентов-дефляторов , отражающих изменение цен на уголь (п. 2 ст. 342 НК РФ). Величину этих коэффициентов определяет Минэкономразвития России. Коэффициенты-дефляторы должны публиковаться в «Российской газете» не позднее первого числа второго месяца квартала, на который они установлены (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902). Методика расчета коэффициентов-дефляторов утверждена приказом Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 г. № 763. При расчете НДПИ ставку налога нужно последовательно перемножить на коэффициент-дефлятор текущего налогового периода и на все коэффициенты-дефляторы предыдущих налоговых периодов. Об этом сказано в подпункте 15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 сентября 2012 г. № 03-06-05-01/95 и ФНС России от 21 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15835.

Ставку НДПИ по углю после перемножения на коэффициенты-дефляторы округлите до третьего знака после запятой. В учетной политике порядок округления закреплять не нужно. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7977. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Если организация является участником регионального инвестиционного проекта , направленного на добычу угля, или организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, то ставку НДПИ дополнительно нужно умножить на коэффициент Ктд , характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (п. 2.2 ст. 342 НК РФ).

При расчете НДПИ по природному горючему газу налоговую ставку (35 руб. за 1000 куб. м) сначала нужно умножить на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа (Кс). А затем полученное произведение сложить со значением показателя, который характеризует расходы на транспортировку газа (Тг). Если результат оказался меньше нуля, налоговая ставка считается равной 0.

При расчете НДПИ по газовому конденсату ставку (42 руб. за 1 т) умножают на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газового конденсата (Кс) и на корректирующий коэффициент Ккм.

Такой порядок установлен подпунктами 10 и 11 пункта 2 статьи 342 и статьей 342.4 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не применяется в отношении газа, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья , для которого налоговой базой по НДПИ является стоимость добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 338 НК РФ).

Кроме того, если организация добывает полезные ископаемые на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ, то при выполнении определенных условий она вправе рассчитывать НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,7 (п. 2 ст. 342 НК РФ).

НДПИ рассчитывайте ежемесячно отдельно по каждому виду полезного ископаемого (п. 2 ст. 343 НК РФ).

Сумму НДПИ, подлежащую уплате в бюджет, рассчитайте по формуле:

источник

Источники:
  • http://wiseeconomist.ru/poleznoe/15512-normativy-poter-poleznyx-iskopaemyx
  • http://uchebnik.online/ekologicheskoe-pravo-rf/poteri-pri-dobyiche-poleznyih-35926.html
  • http://studfiles.net/preview/2827862/page:115/
  • http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a48/438250.html
  • http://economy-ru.info/info/74892/
  • http://taxpravo.ru/analitika/statya-69609-nalogoooblojenie_normativnyih_poter_po_ndpi
  • http://nalogobzor.info/publ/nalogi_s_juridicheskikh_lic/ndpi/kak_rasschitat_ndpi_ishodja_iz_kolichestva_dobytogo_poleznogo_iskopaemogo/12-1-0-268