Меню Рубрики

Обозначения полезных ископаемых на карте 4 класс

В недрах нашей планеты залегает огромное количество разнообразных топливных и минеральных ресурсов. Их распространение отображено на специальных географических картах. В этой статье мы познакомим вас с основными знаками и обозначениями полезных ископаемых, а также расскажем о главных минеральных богатствах России.

Под полезными ископаемыми подразумевают те природные образования в земной коре, которые используются или же могут быть использованы в материальном производстве (в качестве топлива либо сырья). Чаще всего они пребывают в твердом агрегатном состоянии. Но могут быть жидкими или газообразными (как нефть или газ, к примеру).

По своему происхождению полезные ископаемые бывают органическими или неорганическими, по условиям формирования — метаморфическими, магматическими или экзогенными. По функциональному назначению они делятся на три большие группы:

  1. Рудные (алюминий, медь, железо, золото).
  2. Нерудные (алмазы, известняк, песок, каменная соль).
  3. Топливные или горючие (нефть, природный газ, уголь, сланцы).

Иногда в отдельную группу выделяют драгоценные и полудрагоценные камни.

Полезные ископаемые залегают на различной глубине. В недрах земной коры они встречаются в виде жил, линз, пластов, россыпей и т. д. Многие из них извлекаются человеком на поверхность при помощи шахт, карьеров и скважин. Сфера экономической деятельности, которая занимается освоением и добычей полезных ископаемых, называется горным делом.

Месторождения тех или иных минеральных ресурсов отмечены на ряде карт: общегеографических, геологических, экономических и прочих. При этом используются специальные обозначения полезных ископаемых. Они относятся к разряду внемасштабных картографических знаков.

Географические обозначения полезных ископаемых, используемые в картографии, являются общепринятыми. Как они выглядят – вы можете увидеть на схеме ниже. Эти знаки изучаются в школе в рамках учебных предметов общей географии и природоведения. Их также можно встретить в школьных и тематических атласах.

Помимо этого, существует особый ГОСТ под номером 2.857-75, который был разработан рядом российских научных институтов. В этом стандарте указаны не только обозначения полезных ископаемых, но и условия их залегания. Однако эти знаки используются исключительно геологами. Так, месторождения алмазов в данном ГОСТе обозначаются красным цветом, серы – лимонным, нефти – коричневым, каменной соли – пурпурным.

Но мы все же вернемся к тем обозначениям полезных ископаемых, которые широко используются в картографии. Давайте более детально рассмотрим, как выглядят условные значки тех минеральных ресурсов, которые имеют наиболее важное промышленное значение в современном мире.

Примеры: железная и марганцевая руда, медь, никель, ртуть, олово, алюминий, золото, вольфрам.

Условные знаки рудных полезных ископаемых на картах чаще всего имеют красный цвет. Выглядят они следующим образом:

  • Железные руды – закрашенный равносторонний треугольник.
  • Титан – ромб с затушеванной левой половиной.
  • Молибден – ромб с белым квадратом внутри.
  • Медь – закрашенный удлиненный прямоугольник.
  • Вольфрам – незакрашенный квадрат.
  • Ртуть – незакрашенный круг.
  • Алюминий – равносторонний квадрат с кругом внутри.
  • Золото – круг с затушеванной левой половиной.
  • Полиметаллические руды – обозначение, напоминающее знак радиационной опасности.

Примеры: графит, известняк, песок, каолин, гранит, глина, каменная соль, фосфориты, мрамор.

Условные знаки нерудных полезных ископаемых на картах обычно имеют зеленый оттенок. Выглядят они следующим образом:

  • Асбест – знак простого греческого креста.
  • Сера самородная – равносторонний треугольник с затушеванной левой половиной.
  • Слюда – пустой квадрат, пересеченный по одной диагонали.
  • Фосфориты – закрашенный круг с вертикальной прорезью посредине.
  • Апатиты — закрашенный круг с горизонтальной прорезью посредине.
  • Алмазы – восьмиконечная звездочка.
  • Известняк – пустой квадрат, пересеченный по обеим диагоналям.
  • Каолин – квадрат, пересеченный по одной диагонали, с затушеванной правой половиной.

Примеры: нефть, природный газ, торф, каменный уголь, бурый уголь, горючие сланцы.

Условные знаки топливных полезных ископаемых на картах, как правило, имеют черный цвет. Выглядят они следующим образом:

  • Нефть – закрашенный равнобедренный треугольник.
  • Природный газ – пустой равнобедренный треугольник.
  • Каменный уголь – затушеванный равносторонний квадрат.
  • Бурый уголь – пустой квадрат с диагональной штриховкой.
  • Горючие сланцы – затушеванный параллелограмм.

Россия – крупнейшая по площади страна в мире. Поэтому неудивительно, что на ее территории сосредоточено огромное количество самых разнообразных полезных ископаемых. В недрах России выявлены, разведаны и разрабатываются месторождения нефти, газа, руд черных и цветных металлов, драгоценных камней.

Цепь Уральских гор чрезвычайно богата рудными месторождениями. Здесь залегают медные, железные, марганцевые, никелевые, хромитовые руды, а также золото и платина. Встречаются здесь и поделочные камни великолепной красоты. На Алтае сосредоточены огромные запасы полиметаллических руд и ртути. Забайкалье богато ураном и золотом.

В осадочном чехле древней Восточно-Европейской платформы сосредоточены колоссальные запасы каменного угля. В Западной Сибири расположены богатейшие месторождения нефти и газа. В предгорьях Урала и на Прикаспийской низменности добываются калийные соли – ценнейшее сырье для химической промышленности. Более подробно обозначения полезных ископаемых России показаны на следующей карте.

Согласно подсчетам геологов, страна обладает колоссальными запасами нефти (12% от общемировых запасов), природного газа (3%), железных руд (25%), никеля (33%), цинка (15%), калийной соли (31%). Однако степень их промышленного освоения остается достаточно низкой. Общие минеральные запасы России оцениваются экспертами цифрой в 28 000 миллиардов американских долларов.

источник

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

если я правильно понял вопрос то вот. надеюсь помог

источник

06.04.2019
Открываем физику для 7 класса в режиме тестирования.

28.03.2019
Отредактировали предметы 4 класса в актуальный формат

26.03.2019
Отредактировали предметы 6 класса в актуальный формат

22.03.2019
Отредактировали предметы 11 класса в актуальный формат

17.03.2019
Открываем обществознание, английский и географию для 7 класса

08.03.2019
Открываем биологию для 7 класса.

07.03.2019
Открываем математику 7 класса.

06.03.2019
Открываем русский язык и историю для 7 класса.

07.03.2019
Обновили каталоги по русскому языку для 6 класса. Задания с деепричастиями перенесли в 7 класс.

На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах.

Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, обозначенной на профиле буквой В.

Железные руды Алмазы Марганцевые руды Медные руды

На уроке географии Сергей построил профиль рельефа Южной Америки, представленный на рисунке. Используя рисунок и карту мира выполните задания.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить условные знаки полезных ископаемых, изображенные в легенде карт (физической карты мира или материков, а также на комплексных картах материков). И из предложенных вариантов выбрать те значки, которые соответствуют указанным полезным ископаемым в таблице к заданию.

Правильный ответ должен содержать таблицу с внесёнными в неё значками полезных ископаемых:

На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах.

Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, обозначенной на профиле буквами А и Б.

Золото Нефть Природный газ Алюминиевые руды

На уроке географии Сергей построил профиль рельефа Южной Америки, представленный на рисунке. Используя рисунок и карту мира выполните задания.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить условные знаки полезных ископаемых, изображенные в легенде карт (физической карты мира или материков, а также на комплексных картах материков). И из предложенных вариантов выбрать те значки, которые соответствуют указанным полезным ископаемым в таблице к заданию.

Правильный ответ должен содержать таблицу с внесёнными в неё значками полезных ископаемых:

На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах.

Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, обозначенной на профиле буквами А и Б.

Золото Нефть Природный газ Алюминиевые руды

На уроке географии Сергей построил профиль рельефа Южной Америки, представленный на рисунке. Используя рисунок и карту мира выполните задания.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить условные знаки полезных ископаемых, изображенные в легенде карт (физической карты мира или материков, а также на комплексных картах материков). И из предложенных вариантов выбрать те значки, которые соответствуют указанным полезным ископаемым в таблице к заданию.

Правильный ответ должен содержать таблицу с внесёнными в неё значками полезных ископаемых:

На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах.

Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, обозначенной на профиле буквами А и В.

Железная руда Золото Полиметаллическая руда Урановая руда

На уроке географии Андрей построил профиль рельефа Австралии, представленный на рисунке. Используя рисунок и карту мира выполните задания.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить условные знаки полезных ископаемых, изображенные в легенде карт (физической карты мира или материков, а также на комплексных картах материков). И из предложенных вариантов выбрать те значки, которые соответствуют указанным полезным ископаемым в таблице к заданию.

Правильный ответ должен содержать таблицу с внесёнными в неё значками полезных ископаемых:

На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах.

Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, через которую построен профиль..

Нефть Урановые руды Марганцевые руды Золото

На уроке географии Даниил построил профиль рельефа Африки, представленный на рисунке. Используя рисунок и карту мира выполните задания.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить условные знаки полезных ископаемых, изображенные в легенде карт (физической карты мира или материков, а также на комплексных картах материков). И из предложенных вариантов выбрать те значки, которые соответствуют указанным полезным ископаемым в таблице к заданию.

Правильный ответ должен содержать таблицу с внесёнными в неё значками полезных ископаемых:

На рисунке представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах.

Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, через которую построен профиль.

Каменный уголь Нефть Природный газ Золото

На уроке географии Сергей построил профиль рельефа Австралии, представленный на рисунке. Используя рисунок и карту мира выполните задания.

Для выполнения данного задания необходимо вспомнить условные знаки полезных ископаемых, изображенные в легенде карт (физической карты мира или материков, а также на комплексных картах материков). И из предложенных вариантов выбрать те значки, которые соответствуют указанным полезным ископаемым в таблице к заданию. Правильный ответ должен содержать таблицу с внесёнными в неё значками полезных ископаемых:

источник

Практическая работа № 4 по географии «Обозначение на контурной карте Донецкой области месторождений полезных ископаемых» (8 класс)

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ

Читайте также:  Какие осенью полезны продукты

Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых

Цель работы: закрепить знания о полезных ископаемых Донецкой, закономерностях их размещения; совершенствовать умения и навыки работы с картами атласа и контурной картой Донецкой области.

Источники знаний: атлас, контурная карта (шаблон) Донецкой области, дополнительная информация.

Примерное время проведения работы: 15-20 минут.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые используются человеком в хозяйственной деятельности.

Дополните схемы, используя перечень горных пород и минералов (газ, базальт, гранит, мрамор, мел, титановая руда, торф, мергель, золото, уголь, горючие сланцы, олово, алюминий):

Полезные ископаемые по происхождению

Полезные ископаемые по использованию

При помощи условных знаков на контурной карте (картосхеме) Донецкой области обозначьте месторождения полезных ископаемых (топливных, рудных, нерудных, минеральных источников).

Вывод. Каковы особенности обеспеченности Донецкой области полезными ископаемыми?

( Недра области богаты разнообразными полезными ископаемыми, из которых наибольшее значение имеет каменный уголь. Значительны запасы каменной соли. Также д обывают доломиты, каменные строительные материалы, строительные пески, мел, гипс, формовочные пески, флюсовый известняк, тугоплавкие и кирпично-черепичные глины и др.).

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

спасибо
но я не знаю что значит три кирпичика белого цвета и белый куб

Три кирпича белого цвета-торф а про белый куб это Поваренная соль

Три кирпичика белого цвета это торф.

что значит закрашенный круг внутри со звездочкой?

спасибо помоли мне с домашкой:)

и мне ты преведуший из школы 856 6 а это я каракай

Этот комментарий был удален администратором блога.

хах каракай ты уже в 8 а, а я в 6 а классе )

каракай это ты это я Иван приве вииии))

кружок с точкой посередине это что?

что такое :белый квадрат в нем четыре черные точки.

спасибо большое за сведения, а то вообще жесть

скажите а как отмечать
медь,сурьма,гранит,песчаник,мрамор.

Что значит вертикальный прямоугольник?

каких размеров должен быть знак нефти

да вообще хоть на всю карту, не играет роли

Как обозначается вулканический туф?

а что значит чёрный круг и внутри белая звезда

Что означает вытянутый чёрный треугольник?

а что значит белый кружок в чёрном квадрате

А что обозначает знак:чёрный кружок,а в нём звезда?)

как изображаетсь на карте торф

три белых кирпича — два вместе, один на них лежит

Что обозначает белая звезда в чёрном кружочке? плиииз скажите

что зачет квадрат а внутри ромб

А что означает ромб заштрихованый и ромб на половину зарисованый?

Что значит черный куб а внутри кружок,

а что значит чёрный кубик а в нём кружок?

да спасибо но как обозначается уголь?

что значит чёрный квадрат с двумя белыми кружочками внутри

огромное спасибо. хоть что-то умное нашла!

а что значит перевернутый не закрашенный треугольник

и закрашенный на половину ромб

а молоточки крест накрест?

Мне помогло благодарю за помощь!

СПАСИБО ПОМОГЛО ДЛЯ 4 КЛАССА

что такое прямоугольник в ширину и чёрный?

а что значит треугольник чёрный в нём белый круг а в белом круге маленький чёрный круг

Что значит треугольник по типу кобальтовых руд,но не закрашенный ?

а как серебро обозначается?

Что значит чёрный треугольник внутри белый круг?

Что значит чёрный треугольник внутри белый круг?

А что значит круг в квадрате , с кругом внутри?
Похоже на аллюминиевы руды, но с ещё одним кругом внутри?

Что обозначаем чёрный квадрат с белым квадратиком поменьше внутри?

что означает квадрат с полосками а так спасибо

источник

Практическая работа

  1. Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.
  2. Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.
  3. Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.

Разнообразие полезных ископаемых

Используйте эти тексты для получения информации о полезных ископаемых вашего края.

Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами.

Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в мире экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз товаров за границу для их продажи.)

В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.

Природный газ

Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.

Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию.

От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в мире экспортёров газа.

Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добывая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использовать, как и обычный природный газ.

Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно. Природный газ нужно экономить и на производстве, и в быту. Никогда не оставляйте газовую плиту гореть впустую!

Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа — горючесть.

Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Значит, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого полезного ископаемого.

Торф используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хорошее удобрение.

Использовать торф надо экономно. Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возникнуть они могут из-за забытого костра, от неосторожно брошенной спички.

Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.

Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Железная руда

Это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойство железной руды — плавкость.

На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чугун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не используется.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!

Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.

Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использовать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и космических ракет.

Как вы знаете, гранит состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мощения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

Песок и глина

Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы. Ведь влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью.

Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» — глина).

Это довольно прочный камень белого или серого цвета. Интересно, что люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океаны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка. Рассматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.

Известняк с давних пор используют при строительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей построены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.

Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

  • Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Проверь себя

  1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.
  2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору).
  3. Почему к подземных богатствам нужно относиться бережно?
Наша страна богата полезными ископаемыми. Но их запасы в недрах Земли не безграничны, а использованные месторождения невозможно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства.

Задания для домашней работы

  1. Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?
  2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?
  3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?

Ты уже знаешь, что памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге установлен на таком огромном гранитном камне, что в перевозке его участвовало более пяти тысяч человек.

Другой памятник этого города — Александровская колонна — тоже из гранита. Основная часть этой колонны, изготовленная из одного камня, имеет массу 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали её 200 человек!

На следующем уроке

Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять почву. Будем учиться ответственному отношению к природе.

Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

источник

Тип урока: комбинированный

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении , местах и способах добычи, описывать полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых, обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Читайте также:  Что полезнее ряженка или йогурт

Знать важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование, об охране полезных богатств.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Применять установленные правила.

К. – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно – познавательных задач

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Основные понятия и определения

полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование, об охране полезных богатств.

Подготовка к усвоению нового материала

По карте на с. 58 — 59 определи, какими условными знаками обозначают различные по­лезные ископаемые. Есть ли среди них те, ко­торые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё добывают эти полезные ископаемые.

Изучение нового материала

РАЗНООБРАЗИЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Используйте эти тексты для получения инфор­мации о полезных ископаемых вашего края.

Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверх­ности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

При переработке нефти получают жидкое топ­ливо (бензин, керосин, мазут), смазочные мас­ла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами

Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в ми­ре экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз то­варов за границу для их продажи.)

В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные под­земные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.

Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остат­ков растений и животных, которые когда-то жи­ли на планете.

Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электро­станциях, в котельных, на заводах. На предпри­ятиях химической промышленности из него полу­чают пластмассы, волокна и другую продукцию

От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в ми­ре экспортёров газа

Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добы­вая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использо­вать, как и обычный природный газ

Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездум­но. Природный газ нужно экономить и на про­изводстве, и в быту. Никогда не оставляйте га­зовую плиту гореть впустую!

Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свой­ство торфа — горючесть.

Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Зна­чит, нужно очень много лет, чтобы образова­лись залежи этого полезного ископаемого.

Торф используется как топливо в жилых до­мах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хоро­шее удобрение

Использовать торф надо экономно. Очень важ­но также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возник­нуть они могут из-за забытого костра, от неосто­рожно брошенной спички.

Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько раз­новидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.

Бурый уголь Каменный уголь Антрацит

Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из не­го получают краски, пластмассы и другие ценные материалы

Это общее название нескольких разновиднос­тей минералов, которые служат источником же­леза. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойст­во железной руды — плавкость.

На металлургических заводах из железной ру­ды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чу­гун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не использует­ся.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изго­товление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных ку­хонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!

Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.

Железная руда На металлургическом заводе

Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использо­вать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и косми­ческих ракет.

Как вы знаете, гранит состоит из зёрен поле­вого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применя­ют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мо­щения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

Гранит Гранитная набережная Невы

Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гра­нита. Песок используют в строительстве, а так­же для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые ва­зы. Ведь влажная глина хорошо лепится и со­храняет форму, которую ей придают. Это свой­ство глины называют пластичностью.

Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины назы­ваются керамическими или керамикой (от грече­ского слова «керамос» — глина).

Это довольно прочный камень белого или се­рого цвета. Интересно, что люди, которые до­бывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океа­ны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, осе­дали на дно. Из их скелетов, раковинок и об­разовались постепенно толщи известняка. Рас­сматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.

Известняк с давних пор используют при стро­ительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей по­строены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.

Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

Известняк Кремль в городе Зарайске

Самостоятельное применение знаний

Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах

1.Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Исполь­зуйте для этого атлас-определитель.

2.Изучите свойства этого полезного ископае­мого и заполните таблицу в рабочей тетради.

3.Познакомьтесь с применением данного по­лезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.

4.Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное полезное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.

5.Обобщите изученное. С этой целью составь­те описание изученного полезного ископаемого по плану: 1) название; 2) условное обозначение на карте; 3) основные свойства; 4) применение; 5) места и способы добычи в нашем крае.

6.Результаты работы представьте классу. Вы­слушайте сообщения других групп. Сравните изученные полезные ископаемые по тому же плану, по которому описывали их.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не ис­чезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природ­ный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрыв­ная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

1.Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.

2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору). 3. Почему к подземных богат­ствам нужно относиться бережно?

Наша страна богата полезными ископаемыми.

Но их запасы в недрах Земли не безгранич­ны, а использованные месторождения невоз­можно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства

Задания для домашней работы

1.Подумай, использует ли твоя семья в до­машнем хозяйстве какие-нибудь полезные иско­паемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?

Полезные ископаемые: уголь, нефть, газ и торф, презентация для детей, окружающий мир.


Как добываются некоторые полезные ископаемые летом

Горючие полезные ископаемые



Наши подземные богатства презентация 4 класс

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

Хостинг презентаций окружающий мир

источник

Конспект урока окружающего мира,4 класс по теме : «Наш край», ( Ульяновская область)

Вложение Размер
Окружающий мир.Наши подземные богатства 163.5 КБ
Презентация 907 КБ
nashi_prirodnye_bogatstva.doc 317.5 КБ
marshrutnyy_list.doc 34.5 КБ
kartochka1.doc 28 КБ
tablitsa.doc 61.5 КБ

Тема: Наши подземные богатства.

образовательные : конкретизировать знания учащихся о полезных ископаемых; познакомить детей с их свойствами, применением, способами добычи, охраной подземных богатств;

развивающие : развивать речь, познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, умение мыслить логически, делать выводы.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно использовать богатства нашей природы.

Оборудование: физическая карта России, физическая карта Ульяновской области; коллекции полезных ископаемых; карточка-помогайка, конверты с заданием для групповой работы, карточки с условными знаками полезных ископ-х, листы с таблицами для заполнения учащимися, компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с записью презентации по теме урока, выставка книг по данной теме, ,

  • Microsoft Word
  • Microsoft Power Point
  • Internet Explorer.

Ребята! Сегодня чудесный день, потому что светит солнце, которое всех любит и греет.

Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро .

А теперь направьте к ней лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку .

Наша звездочка стала большой, как солнце.

Расставьте свои руки в стороны и поделитесь друг с другом теплыми чувствами, добрыми мыслями.

Дети, я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой умения слушать и слышать, думать и обобщать.

— Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

— Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». ( откройте глаза)

— Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём.

— О чем же мы будем говорить сегодня?

2.Актуализация знаний учащихся.

— Ребята, вы уже знаете, что на поверхности,

тогда , какой ещё вопрос у вас может возникнуть?

— Что находится у нее внутри? ( под землей)?

— А, что находится под землёй?

( ответ: подземные богатства)

— Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах и скажите о каких же подземных богатствах мы будем говорить сегодня конкретно на уроке?

(ответ: о полезных ископаемых)

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование , на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Правильно! (Геологи ) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

— Каким образом геологи изучают полезные ископаемые?( отправляются в экспедиции)

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами, и отправитесь в экспедицию. И так, в путь!

_ Вы разделились на три группы по результатам выполнения домашнего задания .Каждая группа – отправляется в экспедицию по своему маршруту. Руководители групп получите задания.

3.Постановка целей и задач урока.

Наши подземные богатства. ( тема урока – на доске)

По результатам работы каждой экспедиции нужно заполнить таблицу

-Какие источники информации нам могут помочь ответить на данные вопросы?

-Какую форму работы на уроке мы будем использовать?

-Давайте, вспомним правила работы в группе.

  1. Работать дружно.
  2. Уметь слушать мнение своего друга.
  3. Не выкрикивать.
  4. Работать тихо.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

— Ребята, у каждой экспедиции на столе лежит конверт с заданием.

Читайте также:  Чем полезны бобовые каши

В своей работе вы можете использовать всё, что есть у вас на столе.

( «карточку- помогайку», карточки с условными обозначениями полезных ископаемых, коллекцию полезных ископаемых, физическую карту России.)

Вам нужно будет открыть конверт, прочитать задание, выполнить его и в ходе работы над заданием заполнить лист-таблицу.

1 экспедиция : Знакомится со строительными полезными ископаемыми (по учебнику )

карточка — помогай-ка, карта России, карточки с условными

2 экспедиция: Знакомится с горючими полезными ископаемыми (по учебнику )

карточка — помогай-ка, карта России , карточки с условными

3 экспедиция: Поисково-творческая работа Изучает месторождения полезных ископаемых Ульяновской области ( по интернет –источникам, энциклопедиям), дом зад.

карточка — помогай-ка, карта Ульяновской области, карточки с

Группы работают самостоятельно, обсуждают изученный материал, составляют план ответа, используя карточку-помогайку.

Карточка — помогай-ка (для каждой группы):

Далее 1 и 2 экспедиции рассказывают об изученном материале.(1 чел )

Рассказы учеников сопровождаются показом образцов природных материалов из коллекции, карточек с условным обозначением полезных ископаемых., заполнением таблицы

Учитель одновременно с рассказом показывает слайды

  • слайд с условным обозначением полезного ископаемого, о котором рассказывают группы,

минералы чёрного,бурого,желтоватого или красноватого цвета, плавкость

густая маслянистая жидкость с резким запахом.,растекается по поверхности воды плёнкой

растений, рыхлый, непрочный ,легче воды, хорошо впитывает воду,горюч, убивает болезнетворные бактерии

горная порода образовалась из остатков древних растений, чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

известково-глинистая порода серого или коричневато-серого цвета, горюч

Волга и Свияга севернее г.Ульяновска,Ундоровское,

зернистый, твёрдый и прочный.

строительство и сооружение

рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм.

стекольное производство, хрусталь,зеркала,

плотный камень белого, серого или желтоватого цвета..

очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. пластична.

очень легкая тонкозернистая осадочная горная порода из останков диатомовых водорослей

лекарства,бумага, жидкое стекло, глазурь.кирпич, теплоизоляционные

горная порода, состоящая из сцементированных кварцевых песчинок.

цвет варьируется от светло-жёлтого до тёмно-бурого, содержит включения пирита,перламутра

Поделки , сувениры, ювелирные украшения

Цвет от чёрного до серо-зелёного, твёрдость выше ,чем у симбирцита

— Ребята, как вы думаете, а в какие группы мы можем объединить полезные ископаемые по способу применения?

(ответы: в строительстве; горючее; руда)

— Ребята, а как вы думаете, есть ли полезные ископаемые в нашей Ульяновской области ? (да)

— Правильно. На территории Ульяновской области полезные ископаемые есть.

( ответы ребят 3 экспедиции)-

_Ребята нашли ещё одну группу полезных ископаемых, добываемых только в Ульяновской области.

( презентация поделочных камней: симбирцита и сенгилита)

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Вы попробовали себя в роли геологов. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

— Наш урок подходит к концу.

— На какие вопросы мы ответили на уроке?

— Какие вы для себя сделали открытия?

  • -Какие бывают полезные ископаемые?

-Какие свойства имеют полезные ископаемые?

— Условные обозначения на карте

Месторождения в Ульяновской области

— Я надеюсь, что все вы будете не только охранять бесценное богатство –

полезные ископаемые, но и любить и беречь землю, на которой мы с вами живём.

1.Запомнить условные обозначения

2. Закрепить знания о полезных ископаемых, найти интересные сведения

3. Придумать условные обозначения для поделочных камней

Вы очень хорошо потрудились. Вы все были дружелюбными, активными, проявили творчество.

«Светофорик» поможет нам оценить свою работу на уроке

Спасибо за урок , вы все молодцы!

ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ Ульяновская область ПОДГОТОВИЛИ Махмутов Ильнур, Ефремов Дмитрий МБОУ СОШ №35

Симбирцит — это уникальный древний камень, хотя название свое он получил только в 1985 году — в честь единственного в мире месторождения под Симбирском (Ульяновском). На протяжении многих миллионов лет минералы заполняли пустоты в раковинах древних огромных головоногих моллюсков-аммонитов, современников динозавров, создавая при этом неповторимые сказочные узоры и гамму цветов — от лимонно-желтого до темно-коричневого с блестящими прожилками пирита и огненно-красными вкраплениями перламутра. Симбирцит — теплый камень. Он отдает свою энергию, и когда прикасаешься к нему, кажется, берешь в руки маленькое солнышко. Изделия из симбирцита являются символами достатка, семейного благополучия и счастья, способными восстановить душевное спокойствие и равновесие. Камень привлекает своим сиянием удачу.

Симбирцит – Ульяновский самоцвет

Сенгилит (пласт) уникальная разновидность, симбирцита, который в свою очередь, является разно- видностью кальцита

источник

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Во что превращается полевой шлам и слюда?

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

— Кто же добывает полезные ископаемые?

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

к рудным полезным ископаемым?

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

а) Тест «Полезные ископаемые».

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На парте полезные ископаемые.

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

Как называется это полезное ископаемое.

(зернистый, твердый и прочный)

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

источник

Источники:
  • http://otvet.mail.ru/question/83231642
  • http://geo7-vpr.sdamgia.ru/test?theme=7
  • http://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-po-geografii-oboznachenie-na-konturnoy-karte-doneckoy-oblasti-mestorozhdeniy-poleznih-iskopaemih-klass-3366848.html
  • http://julia-pirogova.blogspot.com/2012/02/blog-post_06.html
  • http://tepka.ru/okruzhayuschij_mir_4/22.html
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_25_nashi_podzemnie_bogatstva_razdel_rodno_064541.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/10/06/nashi-podzemnye-bogatstva
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/529485/