Меню Рубрики

Общераспространенных полезных ископаемых это

Согласно подпункту 48) статьи 1 Закона о недрах, общераспространенные полезные ископаемые – это песок, глина, гравий и другие полезные ископаемые, используемые в их естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой для удовлетворения в основном местных хозяйственных нужд.

Более полный перечень общераспространённых полезных ископаемых, аналогичный их наименованиям в статье 342 Налогового кодекса 2009 года, приведён в постановлении Правительства РК от 7 апреля 2011 года № 397.

Именно для них применяются положения налогового кодекса по НДПИ, налогу на сверхприбыль и другим налогам.

Перечень общераспространённых полезных ископаемых, утверждённый постановлением Правительства РК от 07.04.2011 года № 397

1. Нерудное сырье для металлургии:

глиноземсодержащие породы (полевой шпат, пегматит);

известняк, доломит, известняково-доломитовые породы, известняк для пищевой промышленности.

3. Местные строительные материалы:

вулканические пористые породы (туфы, шлаки, пемзы);

вулканические водосодержащие стекла и стекловидные породы (перлит, обсидиан);

галька и гравий, гравийно-песчаная смесь;

гипс, гипсовый камень, ангидрит, гажа;

глина и глинистые породы (тугоплавкая и легкоплавкая глина, суглинок, аргиллит, алевролит, глинистые сланцы);

мел, мергель, мергельно-меловые породы;

кремнистые породы (трепел, опоки, диатомит);

осадочные, изверженные и метаморфические породы (гранит, базальт, диабаз, мрамор);

песок (строительный, кварцевый, кварцево-полевошпатовый), кроме формовочного;

Ссылки на НПА.

Подпункту 48) статьи 1 Закона «О недрах»;

Статья 342 Налогового кодекса 2009 года;

Постановлением Правительства РК от 07.04.2011 года № 397.

Владимир Бобров, Старший Менеджер Группы «Минтакс»,

Советник налоговой службы I ранга,

Налоговый консультант Республики Казахстан.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 25 сентября 2003 г. N 437-р ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ 25 сентября 2003 г. N 437-р (Д) В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст.

141; 2001, N 21, ст. 2061, N 33 (часть I), ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174) и Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федераций от 25 сентября 2000 г. N 726 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст. 3971), утвердить прилагаемый перечень общераспространенных полезных ископаемых по Томской области. Министр природных ресурсов Российской Федерации В.Г.АРТЮХОВ Начальник Федерального горного и промышленного надзора России В.М.КУЛЬЕЧЕВ Глава Администрации Томской области В.М.КРЕСС 25 сентября 2003 г. N 437-р Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 8 декабря 2003 г. N 5306 УТВЕРЖДЕН Распоряжением МПР России, Госгортехнадзора России и Администрации Томской области от 25 сентября 2003 г. N 437-р ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Алевролит, аргиллит (кроме используемых в цементной промышленности). Битуминозные породы. Глина (кроме огнеупорной, формовочной, бентонитовой, кислотоупорной, используемой для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина). Гипс (кроме декоративно-поделочного и используемого для цементной и медицинской промышленности). Диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности). Доломит (кроме используемого в металлургической, химической и стекольной промышленности). Известняк (кроме используемого в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы). Кварцит (кроме динасового, флюсового и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов). Магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности, для минеральной подкормки животных и птицы, декоративно-поделочных камней). Мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема, минеральной подкормки животных и птицы). Мергель (кроме используемого в цементной промышленности). Облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 — 2 группы). Песок (кроме стекольного, формовочного, абразивного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащий рудные минералы в повышенных концентрациях). Песчаник (кроме динасового, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния, ферросплавов и флюсов). Песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы. Ракуша (кроме используемой для минеральной подкормки животных и птицы). Сапропели. Суглинок (кроме используемого в цементной промышленности). Торф и торфовивианит.

Приказ МПР РФ от 3 марта 2000 г. N 65

1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», приказываю:

Утвердить прилагаемый Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Иркутской области.

Перечень
общераспространенных полезных ископаемых Иркутской области
(утв. приказом МПР РФ от 3 марта 2000 г. N 65, постановлением Госгортехнадзора России от 14 марта 2000 г. N 8, постановлением Губернатора Иркутской области от 11 февраля 2000 г. N 54-п)

Алевролит, аргиллит (кроме используемых в цементной промышленности).

Блочный камень (кроме уникальных месторождений, определяемых МПР России).

Вулканогенные, метаморфические и магматические породы (кроме используемых для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и волокон, в цементной промышленности, декоративно-поделочных камней).

Галька, гравий, песчано-гравийные отложения.

Глина (кроме тугоплавкой, огнеупорной, формовочной, бентонитовой, кислотоупорной, для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной, цементной промышленности и каолина).

Диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности).

Доломит (кроме используемого в металлургической, химической и стекольной промышленности).

Известняк, мел (кроме битуминозных, используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, резиновой, лакокрасочной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птиц).

Мергель (кроме используемого для цементной промышленности).

Кварцит (кроме динасового, флюсового, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов).

Песок (кроме стекольного, формовочного, абразивного, для огнеупорной и цементной промышленности).

Песчаник (кроме битуминозного, динасового, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, ферросплавов и флюсов).

Подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, не являющегося источником централизованного водоснабжения, для добычи подземных вод собственниками, владельцами земельных участков путем устройства бытовых колодцев и скважин.

Суглинок (кроме используемого в цементной промышленности).

Слюдяной скрап (отвалы слюдодобычи и отходы обработки слюды ГОКа «Мамслюда») Мамско-Чуйского слюдоносного района.

«ПОЗНАНИЕ МИРА 1. Самое распространенное нерудное полезное ископаемое A) глина B) известняк C) соль D) песок 2. Пустыни и полупустыни на террритории Казахстана …»

1. Самое распространенное нерудное полезное ископаемое

2. Пустыни и полупустыни на террритории Казахстана расположены на

A) западеB) востокеC) севереD) юге

3. Среда обитания моллюсков

4. Исчезающие растения и животные занесены вA) Красную книгу

источник

Полезные ископаемые – это образования, образованные в результате изменения литосферы, которые широко применяются на различных производствах. Каждая страна может похвастаться их наличием. Из этой статьи вы узнаете, какие общераспространенные полезные ископаемые можно найти почти повсеместно, как они называются и выглядят.

Любой человек со школьной скамьи знаком с такими названиями, как природный газ, уголь, торф, нефть и другими. Все они широко используются для обеспечения стран энергией и являются очень важными ресурсами. Грамотное их использование может помочь в улучшении экономического развития того или иного государства. Общераспространенные полезные ископаемые, перечень которых может занять не одну страницу, как правило, обладают знакомыми многим названиями. Вот некоторые из них:

  • Нефть, именуемая черным золотом – это маслянистая черная жидкость, которая обладает резким запахом. Она используется для производства бензина, керосина, этилового спирта и других веществ, которые человек применяет в быту.
  • Известняк, или же ракушечник, по одной из версий, был образован из окаменелых останков древних животных. Он широко используется в строительстве и применяется для создания бетона.
  • Торф – это горючее ископаемое природы. Служит не только отличным топливом и удобрением, но также выполняет очистительную функцию. Различные тяжелые металлы поглощаются торфом, и природная вода, содержащая их, таким образом, очищается.

Общераспространенные полезные ископаемые были поделены учеными на несколько групп, в зависимости от того, в какой области производства используются и каков их качественный состав, в каком агрегатном состоянии они находятся. Кроме того, их классификация зависит и от степени изученности. Вот некоторые из них:

  • По агрегатному состоянию. Они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии. Уголь и различные руды – твердые общераспространенные полезные ископаемые, нефть – жидкое, а природный газ, соответственно, газообразное.
  • По способу использования. Они могут применяться в производстве в качестве топлива, сырья для химической промышленности, благородных, черных или цветных металлов. Для каждого из них необходима своя технология переработки.
  • По металлическим и неметаллическим свойствам. Некоторые ископаемые, скрытые в недрах земли, пригодны для извлечения из них металлов, а другие – нет.

Несмотря на то что существует великое множество различных классификаций, люди, как правило, используют самую простую. Итак, вот она:

  • Горючие. Название этого вида богатств природы говорит само за себя: те ископаемые, которые входят в этот список, ценятся за хорошую горючесть. Чаще всего они используются в качестве топливных ресурсов. К ним относятся торф, каменный уголь, нефть, сланец и природный газ. С другой стороны, такие общераспространенные полезные ископаемые могут быть опасны: процессы их горения бывают нерегулируемыми.
  • Руды. В них содержится один металл или несколько в таком процентном соотношении, что их удобно извлекать из образования. К ним относятся железные, медные, никелевые, оловянные и другие руды.
  • Некоторые люди задаются вопросом: что такое нерудное общераспространенное полезное ископаемое? Понятие, примеры которого вы найдете в этой статье, означает, что из данного образования невозможно извлечь металл. К этому пункту классификации относится фосфорит, сера, мрамор, известняк, гранит и даже различные камни, такие как изумруды, малахиты, бирюза и агаты.

Это те виды полезных ископаемых, которые чаще всего используются в производстве.

Некоторые их виды образуются по-разному в различных местах нашей планеты.

  • Метаморфогенные месторождения. Это словосочетание означает, что ископаемое было образовано путем изменения уже существующих горных пород. В результате переработки были получены различные металлы, например золото, марганец, а также некоторые неметаллы вроде графита, апатита и мрамора.
  • Экзогенные месторождения. Сера, фосфориты и другие полезные ископаемые были образованы в результате геологических изменений, деформирующих верхний слой земной коры, например, эрозий и выветриваний.
  • Эндогенные месторождения. Ископаемые были образованы в результате деформации внутреннего слоя литосферы, например, движения магмы.

Использование общераспространенных полезных ископаемых зависит от того, где было найдено то или иное месторождение, к какому типу относится найденная порода или минерал и от многих других факторов. Однако же существует несколько способов их использования, которые распространены во всем мире.

В первую очередь, это использование в качестве топлива в чистом виде или создание топлива. Его производят из нефти и торфа, горючих сланцев и природного газа и прочих ископаемых, которые быстро возгораются. Кроме того, сырье для технической и химической промышленности также получается из различных пород и минералов. Гранит, известняк используются в качестве материалов для строительства. Из руд выплавляют металлы, которые впоследствии используются на различных производствах, а всем известная поваренная соль перерабатывается и употребляется людьми в пищу.

Одним из них является уголь. Некоторые страны, на территории которых содержится наибольшее количество его разведанных месторождений, соревнуются за право назваться самой богатой углем страной. Среди них – Россия, Соединенные Штаты Америки, Китай, Австралия, Украина, Великобритания и даже Казахстан.

Черное золото, или же, если называть его менее метафорично, нефть, также является одним из наиболее распространенных ископаемых. Лучше всего его запасы были разведаны такими государствами, как Саудовская Аравия, Россия, Иран, Мексика, Соединенные Штаты Америки, Китай и Норвегия.

Природный газ широко используется в качестве топливного ресурса. В большей мере его запасы были разведаны в России, Иране, Саудовской Аравии, США, Венесуэле, Нигерии, Ираке, Китае и Нидерландах.

Будучи одной из богатейших по площади страной, Российская Федерация обладает огромным количеством природных ресурсов, месторождения которых находятся на ее территории. Общераспространенные полезные ископаемые РФ, которые находятся в пределах ее границ, – это нефть, газ, уголь, алюминий, калийные соли и другие.

На территории нашей страны находятся крупнейшие месторождения угля, например Кузнецкий и Печорский бассейны. Нефть и газ добываются в Балтийской и Анадырской нефтегазоносных областях. Сланцы получают в Сибирском бассейне неподалеку от городского поселения Оленек, торф – в Васюганье, которое по совместительству является самым заболоченным местом на территории России, а железные руды – в Курской Магнитной Аномалии.

Многие запасы полезных ископаемых, которые находятся в Российской Федерации, разведаны лишь поверхностно, а это значит, что у нашей страны есть огромная ресурсная база, богатства которой только предстоит раскрыть!

источник

Российский минерально-сырьевой комплекс является основным источником доходов бюджетной системы и гарантом социальной стабильности страны. Минерально- сырьевой сектор российской экономики традиционно обеспечивает более половины доходов федерального бюджета. Фундаментом сырьевых отраслей промышленности России является ее минерально-сырьевая база – совокупность разведанных и оцененных запасов и локализованных ресурсов полезных ископаемых. Отличительными чертами минерально-сырьевой базы России являются ее масштаб и комплексность. В недрах России в том или ином количестве выявлены практически все известные в мире полезные ископаемые. Сегодня Россия является одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту нефти, природного газа, углей, железных руд, никеля, платиноидов, золота, фосфатов, также в недрах Российской Федерации сосредоточены огромные запасы общераспространенных полезных ископаемых[1].

Общераспространенные полезные ископаемые — это вид полезных ископаемых, отнесенный к таковым путем включения в специальные перечни (региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым). Согласно пункту 6.1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах»[2], указанные перечни формируются федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.

Читайте также:  Для сердца какие овощи полезны

В Распоряжении МПР РФ от 7 февраля 2003 № 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным»[3] указывается, что к общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиПов, и служащие для удовлетворения нужд местного производства (п. 2.1).

В пункте 2.2. указанного Распоряжения содержится рекомендация использовать при формировании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, следующий перечень полезных ископаемых: алевролиты, аргиллиты (кроме используемых в цементной промышленности, для производства минеральной ваты и волокон); ангидрит (кроме используемого в цементной промышленности); битумы и битуминозные породы; брекчии, конгломераты; магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности); галька, гравий, валуны; гипс (кроме используемого для цементной промышленности и в медицинских целях); глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина); диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности); доломиты (кроме используемых в металлургической, стекольной и химической промышленности); известковый туф, гажа; известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы); кварцит (кроме динасового, флюсового, железистого, абразивного и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема из нефелина, минеральной подкормки животных и птицы); мергель (кроме используемого в цементной промышленности); облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 — 2 группы); пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы; ракушка (кроме используемой для минеральной подкормки животных и птицы); сапропель (кроме используемого в лечебных целях); сланцы (кроме горючих); суглинки (кроме используемых в цементной промышленности); торф (кроме используемого в лечебных целях).

Например, согласно Распоряжению МПР России № 35-р Правительства Астраханской области № 319-пр от 4 июня 2007 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области»[4], к общераспространенным полезным ископаемым по Астраханской области относятся: гипс (кроме используемого в цементной промышленности и в медицинских целях); глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина); гравий, гравийно-песчаные породы; известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно- бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы); опока (кроме используемой в цементной и стекольной промышленности); пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); суглинки, супеси (кроме используемых в цементной промышленности); сапропель (кроме используемого в лечебных целях).

Участки недр, которые содержат общераспространенные полезные ископаемые относятся к участкам недр местного значения (п. 1 ст. 23 Закона «О недрах»).

Порядок составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых устанавливается федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (п. 7 ст. 3 Закона «О недрах»). Само же составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (п. 6 ст. 4 Закона «О недрах»).

Согласно пункту 2.1 Приказа Минприроды России от 11 августа 2014 № 362 «Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых[5]» территориальный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых является документом, подготавливаемым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с целью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующего субъекта Российской Федерации по всем видам общераспространенных полезных ископаемых, перечисленных в соответствующем региональном перечне общераспространенных полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 3.1 рассматриваемого Приказа, территориальный кадастр месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых входит в состав государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и включает в себя свод кратких унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых на территории определенного субъекта Российской Федерации.

Контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых осуществляется органами местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования (п. 5 ст. 5 Закона «О недрах»).

Отметим, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод понимается их использование указанными выше субъектами для личных, бытовых и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые названными выше субъектами для личных, бытовых и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому (ст. 19 Закона «О недрах»).

Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с Законом «О недрах» горных отводов и (или) геологических отводов, имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 19.1 Закона «О недрах»).

Нередко общераспространенные полезные ископаемые выступают в качестве предмета правонарушений. Так, Природоохранной прокуратурой была выявлена добыча без лицензии общераспространенных полезных ископаемых в деятельности ООО «Амурдорстрой», ООО «ДВ-Строй», ООО «Бизнес Плюс Консалтинг» и др., которые привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП, каждому ООО назначен штраф в размере 800 тыс. руб.

Выявлялись факты пользования недрами без лицензии юридическими лицами с иностранным капиталом. ООО «Компания строительных материалов «Чжэнь Син» на земельном участке, расположенном в районе села Тамбовка Тамбовского района, осуществляло пользование недрами без лицензии с целью добычи песка, который вывозился и складировался на территории кирпичного завода в с. Тамбовка. Согласно произведенному замеру в результате самовольного пользования недрами ООО «КСМ« Чжэнь Син» добыто 4557 м3 песка.

Правительство РФ приняло Постановление от 4 июля 2013 г. № 564, которым утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ.

По требованию природоохранного прокурора в соответствии с Правилами Министерство природных ресурсов Амурской области произвело расчет размера вреда, причиненного ООО «КСМ «Чжэнь Син» недрам, который составил более 871 тыс. руб.

В связи с этим, Амурский межрайонный природоохранный прокурор направил в Благовещенский городской суд исковое заявление о взыскании с ООО «КСМ «Чжэнь Син» ущерба, причиненного недрам. Требование было удовлетворено, и с ООО «КСМ «Чжэнь Син» был взыскан ущерб, причиненный недрам, в сумме 871890 руб[6].

Обратим внимание, что, по мнению специалистов, существенным недостатком разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, особенно проводимых с нарушением законодательства, является негативное влияние на окружающую среду, выраженное в воздействии на атмосферный воздух, на поверхностные и подземные воды, на земельные ресурсы и др. В связи с принадлежностью к различным географическим ландшафтным зонам, дифференциацией по физико-механическим свойствам и условиям залегания общераспространенных полезных ископаемых, имеют место определенные особенности воздействия открытой разработки на окружающую среду и здоровье занятых в производстве людей[7].

Так, основными видами воздействия на среду при разработке карьеров являются:

— изъятие природных ресурсов (земельных, водных);

— загрязнение воздушного бассейна выбросами газообразных и взвешенных веществ;

— изменение рельефа территории, гидрогеологических условий площадки строительства и прилегающей территории;

— загрязнение территории землеотвода образующимися отходами и сточными водами;

— изменение социальных условий жизни населения[8].

В качестве примера негативного воздействия на окружающую среду добычи общераспространенных полезных ископаемых можно привести ситуацию, сложившуюся при разработке Охотоморского месторождение на юге острова Сахалин. К нему сейчас приковано пристальное внимание ученых. Они считают, что может исчезнуть цепь живописнейших озер на полуострове Пузина, омываемом заливом Мордвинова. Речь идет о семи мелководных водоемах, образовавшихся из древней лагуны.

По словам Виктора Афанасьева, заведующего лабораторией береговых геосистем Института морской геологии и геофизики ДВО РАН, компании-недропользователи брали песок, не соблюдая лицензионные требования. Например, оставляли крохотные перемычки между морем и карьером вместо целиков в 40 метров. Доходило даже до того, что добыча велась на рекультивированных участках. Бесконтрольная добыча песка привела к нарушению гидрогеологического режима, что в свою очередь провоцирует понижение уровня грунтовых вод и соответственно озер[9].

В ввиду сказанного выше, серьезную обеспокоенность вызывает Проект Федерального закона № 1003716-6 «О внесении изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 21.06.2016), в котором предлагается разрешить разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в случаях, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр с целью производства строительных материалов в водоохранных зонах морей, устанавливаемых на островах, а также, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах).

Данный законопроект по своей сути сводит на нет саму суть водоохранных зон, которыми согласно ч. 1 ст. 65 ВК РФ являются территории, примыкающие к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Предложенные изменения ВК РФ являются недопустимыми, поскольку они неминуемо приведут к серьезным негативным последствиям как для морских экосистем, так и для окружающей среды в целом.

Особенно остро этот вопрос стоит для Сахалинской области. Почти все залежи песка на ее территории находятся на расстоянии не более 300 метров от берега моря, то есть именно в водоохранной зоне[10].

Подводя итог вышесказанному отметим, что, несмотря на достаточно проработанную в Российском законодательстве систему норм, регулирующих различные аспекты деятельности, связанной с общераспространенными полезными ископаемыми, данный вопрос заслуживает пристального внимания как со стороны науки, так и со стороны контролирующих органов, и в первую очередь с точки зрения охраны окружающей среды.

1См.: Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2014 году». М.: МПР России 2015. С. 7.

3Документ опубликован не был.

4Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 28. 2007. 5РГ. № 263. 2014.

6 См. Подробнее: Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании // Законность. 2016. № 3. С. 12 – 15; Куделькин Н.С. Административная ответственность за экологические правонарушения в сфере недропользования. Аграрное и земельное право. 2014. № 6 (114). С. 79-86.

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 237.

2. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» // СЗ РФ. 1995.№ 10. Ст. 823.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

4. Приказ Минприроды России от 11 августа 2014 № 362 «Об утверждении Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых» // РГ. № 263. 2014.

5. Распоряжение МПР России № 35-р, Правительства Астраханской области № 319-пр от 4 июня 2007 «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Астраханской области» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 28. 2007.

6. Распоряжение МПР РФ от 7 февраля 2003 № 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным» // Документ опубликован не был.

Читайте также:  Чем полезен миндальное масло

1. Абросимов А.А., Кислов И.Ю. Надзор за исполнением законодательства о недропользовании // Законность. 2016. № 3. С. 12 – 15.

2. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально- сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2014 году». М.: МПР России 2015.

3. Куделькин Н.С. Административная ответственность за экологические правонарушения в сфере недропользования. Аграрное и земельное право. 2014. № 6 (114). С. 79-86.

источник

Приложение к Бюллетеню «Недропользование в России».

По многочисленным заявкам недропользователей и органов управления фондами недр местного значения Издательский дом «Геоинформ» начинает выпуск нового Приложения к Бюллетеню «Недропользование в России» — «Общераспространенные полезные ископаемые».

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ВЫХОДА:
электронная версия – 2 раза в месяц (примерно 1 и 15 числа каждого месяца),
печатная версия выходит с той же периодичностью, но с задержкой на время пересылки-доставки.

ПОДПИСКА на Приложение на II полугодие 2018 г. пока только редакционная — на сайте издательства www.geoinform.ru, с 2019 г. – дополнительно через агентства по распространению (Роспечать, Почта России и др.). Для подписчиков на Бюллетень «Недропользование в России» – льготная цена.

Приложение «Общераспространенные полезные ископаемые» за период апрель-июнь 2018 г. предоставляется бесплатно. Оглавления – всегда в свободном доступе.

В номере:
Объявления аукционов на право пользования недрами участков общераспространенных полезных ископаемых в Брянской, Волгоградской, Иркутской, Кемеровской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Томской, Челябинской областях, а также в Еврейской автономной области, Камчатском крае, Карачаево-Черкесской Республике и др.

Следующий выпуск выйдет 15 июня 2018 г.

  • объявления о конкурсах и аукционах на права пользования участками недр местного значения, то есть на общераспространенные полезные ископаемые, находящиеся в ведении региональных органов управления фондом недр;
  • перечни объектов, которые планируется выставить на конкурсы и аукционы;
  • итоги прошедших конкурсов и аукционов.

Общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ) являются важнейшим компонентом ресурсного потенциала любого региона России. ОПИ – это сырьевая основа для дорожного строительства, производства строительных материалов и т.д., то есть, это одна из составляющих социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований, в чьей компетенции находятся процессы управления местными природными ресурсами. В силу разных причин, процесс развития и перспективы использования ОПИ, в настоящее время, характеризуются недостаточным информационным обеспечением процессов конкурсного и аукционного отбора потенциальных претендентов на право пользования объектами недр на участках местного значения. Это обусловлено целым рядом причин — сравнительно невысоким уровнем компьютеризации организаций, занимающихся добычей ОПИ, недостатком высококвалифицированных специалистов, а также плохой обеспеченностью информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет». Так, например, в среднем по стране обеспеченность Интернетом составляет 70% , при этом в Поволжье и Восточной Сибири этот показатель всего 57-58%. В результате, определенная часть потенциальных потребителей информации о конкурсах и аукционах на право недропользования ОПИ, остается вообще не охваченной. Публикация в местных СМИ является малоэффективной из-за их локального распространения. В итоге, имеет место невысокий уровень конкуренции среди участников конкурсов и аукционов, а в некоторых случаях, их вообще приходится переносить или отменять.

Приложение к Бюллетеню «Недропользование в России», которое называется «Общераспространенные полезные ископаемые» создано специально для заполнения определенного «информационного вакуума», который существует в этой сфере, а также для повышения эффективности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся вопросы, связанные с предоставлением права и установлением порядка пользования участками недр местного значения. Данный источник информации может быть получен потребителем не только в электронном виде через сеть Интернет, но и в печатном виде (на бумажном носителе) как почтовое отправление, что может быть доступно в любом населенном пункте (независимо от наличия провайдера) и очень удобно для составления архивов, баз данных, при рассмотрении споров и т.п.

источник

Статья 18 Закона РФ “О недрах” регулирует порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Порядок предоставления недр для использования их в указанных целях, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья.

Применительно к правам лиц, использующим земельные участки, законодательство о недрах регулирует в комплексе порядок добычи не только общераспространенных полезных ископаемых, но и порядок пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также добычи пресных подземных вод. Собственники и владельцы земельных участков согласно ст. 19 Закона РФ “О недрах” имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

ЗК РФ закрепляет в ст. 40 и 41 право собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые и пресные подземные воды. Кроме того, согласно ст. 10 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” (с изм. от 24 декабря 1993 г.) гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или собственности, предоставляется право использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, а также другие полезные свойства земли 1 . Такое же право имеет гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на условиях договора аренды. Указанные нормы предоставляют право лицам, использующим земельные участки, вести добычу общераспространенных полезных ископаемых, строить и эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, и осуществлять забор подземных вод.

Горное законодательство конкретизирует права лиц, использующих земельные участки, установленные в земельном законодательстве. Закон РФ “О недрах” связывает осуществление указанных видов деятельности с соблюдением ряда условий. Гак, добыча общераспространенных полезных ископаемых может осуществляться только в границах земельных участков без применения взрывных работ, а общераспространенные полезные ископаемые не должны числиться на государственном балансе и их добыча

1 ВВС РФ. 1990. № 26. Ст. 324; CAI111 РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.

должна вестись только для своих нужд. Подземные сооружения должны быть расположены на глубине до 5 м и использоваться для своих нужд. Забор подземных вод для своих нужд допускается посредством устройства бытовых колодцев и скважин только на первый водоносный горизонт, который не является источником централизованного водоснабжения.

Закон содержит и некоторые иные положения, касающиеся добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также осуществления указанных выше видов деятельности. Например, п. 6 ст. 3 Закона РФ “О недрах” относит к компетенции органов федеральной государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования определение совместно с субъектами Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным. Согласно п. 9 ст. 4 Закона к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Пункт 5 ст. 5 Закона наделяет органы местного самоуправления районов и городов правом осуществлять контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Кроме того, согласно п. 1 ст. 40 Закона собственники и владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд, освобождаются от платежей при пользовании недрами.

ВК РФ (ст. 17) определяет понятие “подземные водные объекты . Подземные водные объекты — это сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К подземным водным объектам относятся:

  • • водоносный горизонт — воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи;
  • • бассейн подземных вод — совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах;
  • • месторождение подземных вод — часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;
  • • естественный выход подземных вод — выход подземных вод на суше или под водой.

Статья 107 В К РФ устанавливает особые требования, касающиеся охраны подземных водных объектов. Граждане и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказывать вредное влияние на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод. Орошение земель сточными водами, если это влияет или может повлиять на состояние подземных водных объектов, запрещается.

Устройство и эксплуатация скважин допускаются с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и федеральным законодательством о недрах. Буровые скважины, в том числе самоизли- вающие и разведочные, а также скважины, не пригодные к эксплуатации или использование которых прекращено, подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации в установленном порядке. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры, предотвращающие их вредное влияние на поверхностные водные объекты и окружающую природную среду.

источник

Глава XI. Правовое регулирование добычи общераспространённых полезных ископаемых и подземных вод, а так же пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых.

общераспространённых полезных ископаемых

К общераспространенным полезным ископаемым относятся неметаллические и горючие полезные ископаемые, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих стандартов и служащие для удовлетворения нужд местного производства. В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О недрах», определение региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, осуществляется совместно исполнительными органами власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации 178 . Региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, определяются отдельно по каждому субъекту Российской Федерации, и оформляются совместным Распоряжением МПР РФ и Администрации субъекта Российской Федерации.

Действующее российское законодательство допускает как предпринимательское, так и непредпринимательское пользование общераспространёнными полезными ископаемыми. Закон РФ «О недрах» (ст. 19) устанавливает, что «собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.» Аналогичные нормы содержит и Земельный кодекс РФ (ст.ст. 40), закрепляющий, что собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые и пресные подземные воды. Кроме того, лица, относящиеся к малочисленным народам, и общины малочисленных народов вправе безвозмездно пользоваться общераспространенными полезными ископаемыми, находящимися на территориях традиционного природопользования, для личных нужд 179 . Непредпринимательское использование общераспространённых полезных ископаемых осуществляется свободно и не требует оформления горного отвода и лицензии.

Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (Закон РФ «О недрах», ст. 18). Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья. Так, Закон Томской области от 12 сентября 2003 г. № 116-ОЗ «О недропользовании на территории Томской области» 180 установил следующий порядок предоставления и пользования участками недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Предоставление права пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется как посредством проведения конкурсов или аукционов, так и на бесконкурсной основе. Предоставление права пользования участками недр, содержащими грунты, с целью их добычи для инженерно-строительной деятельности осуществляется без конкурса в порядке, определяемом Администрацией Томской области 181 .

Лицо, заинтересованное в получении прав на пользование недрами, подаёт заявку в Администрацию Томской области. К заявке прилагаются: топографический план испрашиваемого участка, решение органа местного самоуправления о предварительном согласии на предоставление земельного участка для целей недропользования и справка, содержащая следующие сведения о заявителе:

Читайте также:  Пряности полезные для здоровья

1) данные о субъекте предпринимательской деятельности (наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, органы юридического лица, фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица);

2) данные о специализированных организациях, привлекаемых в качестве подрядчиков, в случае выполнения работ этими организациями;

3) данные о финансовых возможностях, источниках финансирования планируемых работ;

4) сведения о технических и технологических возможностях (техническая база, кадровое обеспечение);

5) сведения об основном виде деятельности организации и деятельности, связанной с недропользованием;

6) предложения по условиям пользования недрами (вид пользования, целевое назначение, объект, территория, сроки, продукция, плата за пользование недрами и природными ресурсами, договоры с органами власти и органами местного самоуправления, сроки отдельных этапов недропользования, охрана окружающей природной среды, безопасное ведение работ, объемы и виды сбрасываемых в недра отходов, право на геологическую информацию и др.);

7) программу воспроизводства минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых на испрашиваемом участке недр, финансируемую за счет собственных средств;

8) иные сведения, важные с точки зрения заявителя.

Заявка считается принятой и регистрируется после предоставления полного пакета документов.

Администрация Томской области обеспечивает публикацию информации о предоставлении в пользование участка (участков) недр в областных и издаваемых на территории соответствующих муниципальных образований области средствах массовой информации. В случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования информации о предоставлении в пользование участка (участков) недр одной заявки Администрация Томской области принимает решение о предоставлении права пользования участком недр на бесконкурсной основе, при поступлении двух и более заявок – принимается решение об объявлении торгов в форме конкурса или аукциона. Извещение об объявлении торгов публикуется в областных и муниципальных средствах массовой информации. Торги проводятся в порядке, установленном действующим законодательством, не ранее, чем через 30 дней после публикации. Решение об утверждении результатов торгов принимается Администрацией Томской области в течение 30 дней с момента их проведения, информация о результатах проведения торгов публикуется не позднее 30 дней со дня принятия решения в областных и муниципальных средствах массовой информации. Если объектом заявки является месторождение общераспространенных полезных ископаемых, предоставляется лицензия на добычу полезных ископаемых, если объектом заявки является проявление общераспространенных полезных ископаемых, участок недр предоставляется в пользование для геологического изучения с одновременной и (или) последующей добычей полезных ископаемых. Лицензия, включающая лицензионное соглашение, подписывается Администрацией Томской области и после ее регистрации в территориальном фонде геологической информации направляется владельцу. Сбор за выдачу лицензии вносится пользователем недр при выдаче лицензии. Сумма сбора определяется Администрацией Томской области исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию лицензии.

Эксплуатация месторождения общераспространённых полезных ископаемых допускается после оформления горного отвода 182 . Для получения горного отвода субъект предпринимательской деятельности должен представить заявку в администрацию муниципального района или городского округа, на территории которого находится месторождение (проявление) полезных ископаемых. В заявке указываются полное наименование и адрес заявителя, сущность просьбы, наименование месторождения (части месторождения) или проявления полезного ископаемого, местонахождение горного отвода и его размеры, планируемая добыча полезного ископаемого. К заявке прилагаются:

копия лицензии на право пользования недрами;

топографический план поверхности, с контурами испрашиваемого горного отвода в масштабе не менее 1:5000, и копии геологических разрезов, составленных в соответствии с установленными требованиями. Для горных отводов, имеющих значительную площадь, разрешается предоставление копии топографического плана в масштабах от 1:5000 до 1:25000. В свободной части топографического плана помещается ведомость координат (X, Y, Z) угловых точек испрашиваемого горного отвода, указывается площадь (в гектарах) проекции горного отвода на горизонтальную плоскость, дата составления плана;

краткая пояснительная записка, в которой освещаются геологическое строение месторождения или проявления полезного ископаемого; способы и сроки отработки;

справка о разведанности месторождения с указанием количества балансовых запасов полезного ископаемого в пределах горного отвода (только для месторождений).

Администрация муниципального района или городского округа рассматривает представленные материалы по оформлению горноотводного акта в течение 30 дней. Предоставление горного отвода оформляется следующими документами:

постановлением главы муниципального района или городского округа;

графическими приложениями, включающими копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы;

надписью на копии топографического плана.

Горноотводный акт, удостоверяющий границы горного отвода, подписывается и выдается главой муниципального района или городского округа в соответствии с законодательством о недропользовании на основании представленного пользователем недр проекта горного отвода. Проект горного отвода может включаться в состав технического проекта разработки месторождения. Копия топографического плана подписывается главой муниципального района или городского округа, в случаях, когда месторождение или проявление общераспространенного полезного ископаемого находится на территории двух или более муниципальных районов, документы, удостоверяющие границы горного отвода, подписываются и выдаются главой каждого муниципального района. Регистрация горноотводных актов, предоставляемых пользователям недр, производится в территориальном органе горного надзора.

Порядок пользования недрами, рациональное использование и охрана недр, прекращение права пользования участками недр при добыче общераспространённых полезных ископаемых осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. Аналогичные правила предоставления участков недр для добычи общераспространённых полезных ископаемых установлены и в иных субъектах Российской Федерации.

источник

Распоряжение МПР РФ от 07.02.2003 N 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным»

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

от 7 февраля 2003 г. N 47-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ И РАССМОТРЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ, СВЯЗАННЫХ

С ФОРМИРОВАНИЕМ, СОГЛАСОВАНИЕМ И УТВЕРЖДЕНИЕМ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЧНЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ,

ОТНОСИМЫХ К ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫМ»

В целях упорядочения рассмотрения материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным:

1. Утвердить прилагаемые «Временные методические рекомендации по рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным».

2. Структурным подразделениям центрального аппарата, территориальным органам и подведомственным организациям МПР России при разработке территориальных программ развития и освоения минерально-сырьевой базы, а также при рассмотрении материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, руководствоваться настоящими Временными методическими рекомендациями.

3. Управлению минерально-сырьевых ресурсов (Михайлов) обобщить практику применения настоящих Временных методических рекомендаций и до 1 февраля 2004 года внести руководству министерства предложения по их доработке.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Руководитель государственной службы,

Министерства природных ресурсов

от 7 февраля 2003 г. N 47-р

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И РАССМОТРЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ, СВЯЗАННЫХ

С ФОРМИРОВАНИЕМ, СОГЛАСОВАНИЕМ И УТВЕРЖДЕНИЕМ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЧНЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ,

ОТНОСИМЫХ К ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫМ

1.1. Настоящие Временные методические рекомендации разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061, N 33 (часть 1), ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026) и Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 726 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст. 3971), определяют принципы отнесения полезных ископаемых к группе общераспространенных и содержат рекомендуемые требования по рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным на основе анализа природных и экономических особенностей регионов.

1.2. Рекомендации направлены на оказание методической помощи должностным лицам центрального аппарата МПР России, территориальных органов МПР России и подведомственных МПР России организаций при рассмотрении материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным.

2. Рекомендуемые требования к рассмотрению материалов,

связанных с формированием, согласованием и утверждением

региональных перечней полезных ископаемых,

относимых к общераспространенным

2.1. К общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиПов, и служащие для удовлетворения нужд местного производства.

2.2. При формировании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, рекомендуется использовать следующий перечень полезных ископаемых:

— алевролиты, аргиллиты (кроме используемых в цементной промышленности, для производства минеральной ваты и волокон);

— ангидрит (кроме используемого в цементной промышленности);

— битумы и битуминозные породы;

— магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности);

— гипс (кроме используемого для цементной промышленности и в медицинских целях);

— глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина);

— диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности);

— доломиты (кроме используемых в металлургической, стекольной и химической промышленности);

— известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы);

— кварцит (кроме динасового, флюсового, железистого, абразивного и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

— мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема из нефелина, минеральной подкормки животных и птицы);

— мергель (кроме используемого в цементной промышленности); облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 — 2 группы);

— пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях);

— песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

— песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы;

— ракушка (кроме используемой для минеральной подкормки животных и птицы);

— сапропель (кроме используемого в лечебных целях);

— суглинки (кроме используемых в цементной промышленности);

— торф (кроме используемого в лечебных целях).

2.3. При рассмотрении материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, следует основываться на анализе количества и качества запасов полезных ископаемых, учтенных государственным (сводным территориальным) балансом, с учетом текущей и перспективной потребности местного рынка в готовой продукции и инфраструктуры района.

3. Рекомендуемый порядок рассмотрения материалов,

связанных с формированием, согласованием и утверждением

региональных перечней полезных ископаемых,

относимых к общераспространенным

3.1. В соответствии со статьями 3 и 4 Закона Российской Федерации «О недрах» определение региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, осуществляется совместно органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.

3.2. В соответствии с подпунктом 29 пункта 6 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 726, региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых определяются МПР России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральным органом исполнительном власти в области горного надзора.

3.3. Региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, определяются отдельно по каждому субъекту Российской Федерации.

3.2. Поступающие от органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации материалы, связанные с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, рассматриваются на научно-техническом совете (далее — НТС) территориальных органов управления государственным фондом недр.

3.3. Материалы, одобренные НТС территориальных органов управления государственным фондом недр, направляются на рассмотрение в МПР России, Госгортехнадзор России и в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

3.4. В случае положительного рассмотрения материалов в указанных в пункте 3.3 настоящих Временных методических рекомендаций органах на их основе формируются и утверждаются в установленном порядке региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным.

3.5. В отношении материалов, не одобренных на НТС территориальных органов, территориальными органами делается заключение с обоснованием отрицательного решения НТС по представленным материалам, которое вместе с данными материалами направляется в МПР России, Госгортехнадзор России и орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — Распоряжение МПР РФ от 07.02.2003 N 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным»

6.1) формирование совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым;

6.2) согласование перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказ в согласовании указанных перечней;

источник

Источники:
  • http://businessman.ru/obscherasprostranennyie-poleznyie-iskopaemyie-perechen-ponyatie-primeryi-mestorojdeniya-ispolzovanie.html
  • http://izron.ru/articles/osnovnye-problemy-i-tendentsii-razvitiya-v-sovremennoy-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-i/sektsiya-5-prirodoresursnoe-pravo-agrarnoe-pravo-ekologicheskoe-pravo-spetsialnost-12-00-06/obshcherasprostranennye-poleznye-iskopaemye-voprosy-pravovogo-regulirovaniya/
  • http://geoinform.ru/obshherasprostranennye-poleznye-iskopaemye/
  • http://studref.com/380856/ekologiya/pravovoe_regulirovanie_dobychi_obscherasprostranennyh_poleznyh_iskopaemyh
  • http://studfiles.net/preview/4244312/page:52/
  • http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-mpr-rf-ot-07022003-n-47-r/