Меню Рубрики

Общественно полезная деятельность это

Общественно — полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

Цель : содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

— ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью). Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

То же, что в I классе, и дополнительно:

Уборка комнаты после труда.

Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

То же, что во II классе, и дополнительно:

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Забота о больных товарищах.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

То же, что в III классе, и дополнительно:

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

Участие в санитарной комиссии по школе.

Работа в составе совета дружины.

То же, что в IV классе, и дополнительно:

Шефство в I, II и III классах.

Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

Украшение школы к праздникам.

То же, что в V классе, и дополнительно:

Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

То же, что в VI классе, и дополнительно:

Посадка деревьев и цветов на своих участках.

Починка парт, столов, стульев.

Организация уголка по подготовке к экзаменам.

Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; — развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; — вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

источник

Трудовые и нравственные качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобретает их через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно-полезный труд. Дети учатся понимать, что любая деятельность требует усилий, напряжения, но вместе с тем доставляет радость, приносит пользу.

Общественно-полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию колллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учится руководить и самому выполнять распоряжения других.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развить у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно-полезной деятельности успешно решаются многие воспитательные задачи:

— ребенок живет заботами о важном деле,

-стремится добиться определенных результатов в работе,

— знает, что для этого надо сделать,

— проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

Актуальность общественно-полезной деятельности заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его добрые дела – это ценность на земле, и что счастье его самого, родных, и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.

Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда.

Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.

1. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьника;

2. Организация многообразной общественно-полезной и творческой деятельности учащихся;

3. Формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;

4. Развитие интереса школьников к общественно-полезному виду деятельности;

5. Активизация общественно-значимой деятельности учащихся;

6. Формирование здорового образа жизни;

7. Воспитание нравственности и патриотизма у школьников.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания – воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в ОУ, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с поручением по классу, в столовой и в реакреации, к уборке классных помещений, уходу за растениями в классе.

Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды.

Дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране.

В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном участке, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые практические навыки.

Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции. Общественно-полезная деятельность ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и трудовое развитие ребенка и тесно связана с такими дисциплинами как ИЗО, окружающий мир, технология.

2. Конструирование из разных материалов;

3. Рисование с натуры и по воображению;

6. Творческие конкурсы( рисование, лепка, сочинение стихов, песен)

7. Проектная деятельность, наблюдение;

8. Коллективные разработки;

10. Встречи с интересными людьми;

11. Организации круглых столов;

16. Просмотр видео и слайдов;

17. оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности:

1. Подготовка к труду, трудовому процессу;

2. Подведение итогов, анализ;

В результате учащиеся начальной школы знают и выполняют:

ü Знают и выполняют правила дежурных по классу

ü Знают несколько видов комнатных растений

ü Знают пословицы о труде

ü Знают особенности труда обслуживающего персонала школы

ü Знают способы ухода за комнатными растениями

ü Знают правила бережного отношения к книгам

ü Знают правила личной гигиены

Читайте также:  Чем полезна озонированная вода

ü Выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей

ü Выполняют творческие работы с использованием различных материалов.

источник

Во многих странах Европейского союза растет внимание к проблеме регулирования деятельности общественно полезных организаций. Эта проблема очень важна с точки зрения налогового регулирования некоммерческого сектора, поскольку понятие общественно полезного статуса напрямую предполагает получение от государства льгот, включая и льготное налогообложение. Страны, постоянно испытывающие нехватку бюджетных средств, постепенно начинают понимать, что некоммерческий сектор и особенно общественно полезные организации, могут взять на себя выполнение некоторых государственных обязательств и помочь удовлетворять потребности общества, занимаясь, например, предоставлением гуманитарной помощи, медицинских и социальных услуг, оказывая поддержку образовательным и культурным программам и т. д. Именно поэтому государство и общество должны быть заинтересованы в оказании поддержки общественно полезным организациям.

Общественно полезная деятельность – это любая законная деятельность, направленная на поддержание и развитие общественного блага путем оказания содействия развитию начинаний в таких сферах, как:любительский спорт;искусство;оказание помощи и защита интересов людей с физическими и умственными недостатками; оказание помощи беженцам;благотворительность;защита гражданских прав и прав человека;защита прав потребителей;культура;демократия;экология и защита окружающей среды;образование, обучение и просвещение; борьба с дискриминацией людей по расовому и этническому признаку, вероисповеданию, другими формами дискриминации, запрещенными законом;охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;охрана исторических памятников;гуманитарная помощь и преодоление последствий стихийных бедствий;медицинская помощь; защита детей, молодежи и неимущих;защита животных и уход за больными животными;освобождение государства от некоторых обязанностей;религиозная деятельность;наука;консолидация общества;социально-экономическое развитие;социальное обеспечение;любая другая деятельность, идущая во благо общества.

Данный перечень охватывает все виды деятельности, признаваемые общественно полезными в одной или нескольких странах Европы. Перечни разных стран, конечно, могут отличаться друг от друга, поскольку они отражают потребности, ценности и традиции конкретной страны. Так, например, в Голландии общественно полезной считается также церковная деятельность, деятельность, основанная на идеях философии жизни; благотворительная, культурная, научная деятельность, а также деятельность по производству общественно полезных услуг. В Венгрии этот список включает 24 вида деятельности, среди которых есть и охрана здоровья, и научные исследования, и образование, и культура. Примерно такой же список из 24 позиций предусматривается и законодательством Польши. В Великобритании, стране общего права, благотворительный характер деятельности определяется исходя из прецедента. По прошествии времени английские суды стали придерживаться следующей классификации благотворительной деятельности: (1) помощь бедным; (2) развитие образования; (3) содействие религии, и (4) иные полезные для общества цели. Принято считать, что определение понятия «благотворительная цель» нужно время от времени пересматривать с целью более точного отражения текущих социальных условий.

Законы, регулирующие деятельность негосударственных некоммерческих организаций (НГО), обычно допускают создание самых различных по своей форме организаций с целью достижения любой законной цели, в том числе с целью взаимной или общественной пользы. В странах гражданского права самыми распространенными формами организаций такого рода являются ассоциации и фонды. Как и все другие организационные формы НГО, они обязаны соблюдать в своей деятельности принцип нераспределения дохода, что означает, что любой доход или прибыль может быть использован данными организациями только на свои уставные цели и не может быть распределен между учредителями, членами правления, сотрудниками этих НГО. Во многих странах закон проводит различия между НГО в зависимости от цели их деятельности. Государство признает, что НГО, преследующие общественно полезные цели и осуществляющие общественно полезную деятельность, должны иметь более привилегированное положение, чем другие НГО. Существует целый ряд причин, которые могут заставить государство принять отдельные законы в отношении общественно полезных организаций:


  • повысить роль общественно полезных организаций (ОПО) в обществе;
  • содействовать их общественно полезной деятельности;
  • сделать их работу более прозрачной и финансово подотчетной;
  • увязать наличие общественно полезного статуса с возможностью льготного налогообложения;
  • рекомендовать правительству возможные способы привлечения ОПО к производству услуг необходимых для всего общества.

Такое отдельное законодательное регулирование помогает правительству следить за тем, чтобы НГО, изначально созданные и работающие на благо общества, получали соответствующую государственную поддержку в виде налоговых льгот или прямого финансирования. В то же время это позволяет государству установить более строгий контроль за деятельностью данных НГО, а также следить за тем, чтобы они использовали свое имущество – и предоставляемые им государственные средства – на общественно полезные цели. В то же время НГО, не ведущие общественно полезную деятельность, не имеют налоговых льгот, но и не подлежат столь строгому контролю.

Статус общественно полезной организации может быть присвоен НГО либо прямо – путем принятия нормативного акта об общественно полезной деятельности, либо косвенно – путем включения в различные законы положений, касающихся осуществления общественно полезной деятельности, которые в целом и будут образовывать действующую нормативно-правовую базу для этой сферы деятельности. Во многих странах, например, в Голландии, классификация видов общественно полезной деятельности и описание налоговых льгот для НГО, занимающихся такой деятельностью, является частью налогового законодательства. В других странах, например, в Боснии, Болгарии и Румынии, конкретные положения о том, что следует считать общественно полезной деятельностью, включены в нормативно-правовые законы, регулирующее деятельность НГО, в целом. Недостатком второго варианта является тот факт, что обычно реформа налогового законодательства проводится с опозданием, в результате чего НГО, ведущие общественно полезную деятельность, остаются без соответствующих финансовых стимулов и, как следствие, не видят необходимости в получении официального статуса общественно полезной организации. Так, в Болгарии, налоговое законодательство было пересмотрено с целью предоставления льгот ОПО, в том время как в Боснии только готовятся провести такую реформу. В то же время все большее количество стран начинает принимать отдельные законы об общественно полезной деятельности. В Венгрии закон об общественном благе был принят в 1997 г., в Литве в 2002 г. был принят закон «О благотворительности и финансовой помощи», в Польше в 2003 г. вышел закон «Об общественно благотворительной деятельности и добровольном труде». Парламент Латвии готовится принять закон об общественно полезной деятельности. Каждый из этих законов охватывает весь спектр вопросов, связанных с регулированием деятельности общественно полезных организаций, в том числе содержит определение и критерии предоставления статуса ОПО, объясняет какие преимущества и какие обязательства подразумевает этот статус.

Основные проблемы, связанные с регулированием ОПО, состоят в следующем: какую деятельность следует считать общественно полезной, кто должен решать, может ли НГО получить статус ОПО, какие преимущества и обязательства должны возникать у организации в связи с присвоением ей статуса ОПО. Ниже мы остановимся на некоторых вопросах, связанных с регулированием этих проблем.

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Если регулирование общественно полезной деятельности осуществляется в рамках налогового законодательства, то решение о том, можно ли предоставить НГО соответствующие налоговые льготы принимается налоговыми органами (как в Голландии). В других странах решение о присвоении статуса ОПО принимается автономно либо судебными органами (как в Венгрии и Польше), либо министерством юстиции (как в Болгарии). Возможно, наиболее прогрессивный подход к решению этого вопроса демонстрирует Великобритания, где работает специальная комиссия по вопросам благотворительности. Несмотря на то, что комиссия является составной частью правительства, ее работа не зависит от политической конъюнктуры, она регулируется специальным парламентским законом и находится под контролем пяти членов комиссии, не участвующих ни в каких политических партиях или добровольных организациях. Основные преимущества комиссии состоят в том, что (1) ее работа не зависит от политической конъюнктуры и что (2) она позволяет максимально эффективно использовать знания и опыт экспертов для принятия обоснованных и качественных решений. Стоит отметить, что в Молдавии на основании принятого Закона об ассоциациях также была создана аналогичная структура, получившая наименование Молдавской комиссии. В состав этой комиссии входит девять членов, три из которых назначаются президентом страны, три – парламентом и три – правительством. Хотя бы один член каждой тройки должен быть представителем ОПО и в то же время он не должен быть ни госслужащим, ни членом правительства, ни членом парламента. Цель включения в состав комиссии представителей ОПО состоит в том, чтобы не допустить принятия репрессивных или дискриминационных решений и укрепить доверие к работе комиссии со стороны широкой общественности. Следует особо подчеркнуть, что комиссия по вопросам регулирования общественно полезной деятельности может работать эффективно только тогда, когда сохраняется ее независимость от политической конъюнктуры. Как видно из опыта Великобритании и Молдавии, в состав комиссии должны входить представители гражданского общества, а не просто государственные функционеры. Модель регулирования, используемая в Голландии и большинстве других стран, не имеющих отдельного закона об ОПО, получила гораздо большее распространение: здесь решение о том, является ли деятельность организации общественно полезной или нет, принимают налоговые органы. В этом случае в стране может официально и не существовать такой правовой формы или статуса как ОПО; вместо этого, налоговые органы сами решают, нужно ли предоставлять той или иной организации налоговые льготы исходя из целей и характера ее деятельности. В Голландии, несмотря на отсутствие официальной процедуры признания организации общественно полезной, НГО может потребовать признать ее таковой. Такое признание позволяет избежать потенциальных споров, что особенно важно, когда речь идет о крупных пожертвованиях. Налоговые органы в Голландии разработали определенные критерии оценки такого требования, которые никак не зафиксированы в законе, но тем не менее способствуют внедрению в деятельность НГО стандартов прозрачности и подотчетности.

Какие критерии используются в качестве основания?

Квалификационные требования разных стран очень не похожи друг на друга. В целом, нормативно-правовое регулирование призвано гарантировать, чтобы ОПО создавались и работали, в основном, в сфере общественно полезной деятельности, чтобы ОПО приносили большую пользу обществу, в целом, и конкретным группам благополучателей, в отдельности, а также чтобы ОПО применяли в своей работе предусмотренные законом повышенные требования к ведению внутреннего управления и отчетности. И в Голландии, и в Великобритании разработкой критериев занимались судебные инстанции для того, чтобы подтвердить, что НГО служат общественным интересам. В обеих странах вопрос, является ли интерес общественным или частным, имеет критически важное, а для благополучателей – решающее значение. Например, если НГО обслуживает интересы лишь небольшой группы лиц, то она не может иметь статус ОПО. В Голландии установлен очень низкий порог прохождения НГО в ОПО; если какая-нибудь НГО занимается деятельностью как в интересах своих членов, так и в интересах общества (например, музыкальное объединение, дающее публичные концерты), то для того, чтобы ее признали общественно полезной, соотношение частной и общественной пользы в ее деятельности должно составлять примерно 50/50. В Великобритании получение частной выгоды не лишает НГО статуса благотворительной организации, если эта работа носит второстепенный характер по сравнению с ее основной благотворительной деятельностью. В странах гражданского права, например, в Венгрии и Польше, законодательство, регулирующее общественно полезную деятельность, предлагает конкретные квалификационные критерии, соблюдение которых обязательно. Например, в Венгрии НГО, претендующие на получение статуса ОПО, должны включить в свой устав следующие пункты и положения:


  • перечень общественно полезных видов деятельности, осуществляемых НГО;
  • положение, согласно которому НГО ведет предпринимательскую деятельность исключительно в интересах достижения общественно значимых целей;
  • положение, согласно которому доходы организации от предпринимательской деятельности не распределяются, а направляются на финансирование ее общественно полезной деятельности;
  • положение, запрещающее НГО непосредственно участвовать в политической деятельности или финансировать какие бы то ни было политические партии.

В Польше для того, чтобы получить статус ОПО, НГО обязаны соответствовать еще более строгим критериям, в том числе:


  • Вести свою уставную деятельность в интересах всего общества или конкретной группы людей, оказавшихся в тяжелых финансовых обстоятельствах по сравнению с остальными членами общества.
  • Гарантировать, что общественно полезная деятельность является единственной уставной деятельностью организации.
  • Воздерживаться от ведения экономической деятельности или ограничивать масштабы своей экономической деятельности только теми видами, которые полностью соответствуют уставным целям организации.
  • Направлять все свои доходы на осуществление общественно полезной деятельности.
  • Предусмотреть в уставе требование образовать коллегиальный контролирующий орган, работающий независимо от Правления и не подчиняющийся ему.
  • Предусмотреть в уставе запрет на ведение некоторых видов индивидуального предпринимательства и недопущение случаев конфликта интересов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Необходимость признания статуса ОПО во многом возникает в связи с необходимостью увязать льготы, предоставляемые государством НГО, с целями и характером их деятельности. Государство хочет предоставлять финансовые льготы не всем без исключения НГО, а только тем из них, кто преимущественно занимается общественно полезной деятельностью. Государство заинтересовано в оказании финансовой поддержки ОПО, поскольку понимает, что они способны реагировать на нужды общества и, значит, могут облегчить груз обязанностей, лежащих на государстве. Государственная финансовая поддержка может быть как прямая, так и косвенная. Прямая финансовая поддержка в виде дотаций, грантов или контрактов может предоставляться как центральными, так и местными органами власти. Непрямая финансовая поддержка предоставляется через систему налоговых льгот. Налоговые льготы могут предоставляться ОПО в различной форме. Основные виды льгот включают в себя:


  • освобождение дохода или прибыли от налогообложения при условии, что доход направляется на финансирование общественно полезной деятельности;
  • освобождение от уплаты НДС с товаров и услуг, производимых в общественно полезных целях;
  • налоговые льготы частным и корпоративным спонсорам ОПО.
Читайте также:  Чем полезна морковь беременным

В Венгрии регистрация организации в качестве ОПО означает возможность получения сразу целого набора налоговых льгот. Спонсорам ОПО и потребителям их услуг предоставляется налоговая льгота в виде налогового вычета. Само зарегистрированное ОПО имеет право на следующие льготы:


  • освобождение от налогообложения всех видов деятельности, указанных в уставе ОПО;
  • уменьшение налогооблагаемой суммы дохода ОПО от предпринимательской деятельности;
  • льготные ставки по уплате местных налогов;
  • льготные ставки по уплате государственной пошлины;
  • таможенные льготы.

В Польше организации, зарегистрированные как ОПО, освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога с недвижимости, пошлины, уплачиваемой с заявлений и исков, подаваемых в суды общей инстанции, гербовых и судебных сборов. В Великобритании благотворительным организациям предоставляется три вида льгот.


  • Они автоматически получают право пользоваться целым рядом налоговых льгот.
  • Они получают более широкий или даже исключительный доступ ко многим источникам безвозмездного финансирования, в том числе доходам от национальных лотерей.
  • Репутация, с которой ассоциируется статус благотворительной организации, помогает им успешно вести сбор средств среди населения.

Какова должна быть степень регулирования?

Организации, получающие прямую или косвенную финансовую поддержку государства, подвергаются более строгому контролю со стороны правительства. Цель этого контроля защитить общество от возможного мошенничества и нецелевого использования средств со стороны НГО и обеспечить невозможность использования государственных средств в целях, отличных от интересов общества. Однако этот контроль не должен быть слишком назойливым, лишающим организацию ее независимости. Как гарант прозрачности и подотчетности деятельности ОПО, государство имеет законное право получать всю необходимую информацию о том, как расходуются предоставляемые им государственные средства, а именно (1) финансовую информацию (например, годовые финансовые отчеты, отчеты об использовании активов, приобретенных за счет государственных источников и предназначенных для использования во благо общества) и (2) профессиональную информацию (отчеты об осуществленной общественно полезной деятельности). Для получения данной информации государство может использовать различные инструменты: годовые финансовые отчеты и отчеты о проделанной работе, внутренние и внешние аудиторские проверки, инспекции на местах (при условии предварительного уведомления) и специальные отчеты, подготавливаемые по требованию комиссии или агентства. В Венгрии разработана очень детальная система отчетности для ОПО, в частности она предусматривает следующие требования:


  • В уставных документах должно быть указано, как организация собирается вести публичную отчетность.
  • Вместе с годовым отчетом ОПО должна опубликовать отчет о результатах ее общественно полезной работы.
  • Кроме финансовой части и краткого описания проделанной общественно полезной работы, данный отчет должен содержать данные об использовании предоставленных организации государственных средств, использовании ее собственных активов, использовании целевой финансовой помощи, а также указать, органами власти какого уровня была предоставлена помощь, а также какова была стоимость или размер пожертвований, предоставленных руководителям ОПО.

Подготовлено Международным центром некоммерческого права (ICNL)

источник

Общественно полезная деятельность — любой, не противоречащий Конституции вид деятельности, связанный с удовлетворением личных и общественных потребностей. [1]

ЗАНЯТОСТЬ, общественно полезная деятельность граждан , связанная с удовлетворением личных и обществ, потребностей и приносящая, как правило, доход. Характеризуется половозрастными и терр. [2]

ЗАНЯТОСТЬ — общественно полезная деятельность граждан , связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им, как правило, заработок. К занятым относятся работающие по найму; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой ( предприниматели, фермеры); учащиеся; все, кто проходит службу в любых родах войск. Уровень занятости зависит от соотношения численности трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы ана-ниями. Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость служит источником безработицы. [3]

ЗАНЯТОСТЬ, общественно полезная деятельность граждан , связанная с удовлетворением личных и обществ, потребностей и приносящая, как правило, доход. Характеризуется половозрастными и терр. [4]

ЗАНЯТОСТЬ — общественно полезная деятельность граждан , связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им, как правило, заработок. К занятым относятся работающие по найму; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой ( предприниматели, фермеры); учащиеся; все, кто проходит службу в любых родах войск. Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость служит источником безработицы. [5]

ЗАНЯТОСТЬ, общественно полезная деятельность граждан , связанная с удовлетворением личных и обществ, потребностей и приносящая, как правило, доход. Характеризуется половозрастными и терр. [6]

Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. [7]

Индивидуальной трудовой деятельностью является общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с внутриколхозными трудовыми отношениями. [8]

Умственный труд — составная часть общественно полезной деятельности людей , проявляется преимущественно в нервно-психических усилиях, необходимых для воспроизводства и развития процессов познания и преобразования природы и общества. Доля умственной деятельности отражает степень содержательности Tpv — ra, его интеллектуализации, что o6vc ювлено использованием достижений научно-технического прогресса и творческой инициативы трудящихся. [9]

Социальная группа, члены которой заняты общественно полезной деятельностью и разделяют идеалы и нравственные нормы, присущие социалистическому обществу. [10]

Индивидуальная трудовая деятельность ( ИТД) — общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг населению, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с внутриколхознымн трудовыми отношениями. Осуществляется в процессе производства и реализации товаров, оказания платных бытовых и социально-культурных услуг. ИТД основывается на личном труде граждан и членов их семей, исключает применение наемного труда. [11]

Характер в основном формируется в процессе активной общественно полезной деятельности . [12]

Итак, страхование — это такой вид необходимой общественно полезной деятельности , при которой граждане и организации заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в особый фонд специализированной организации ( страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счет средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму. [13]

СТИМУЛЫ МОРАЛЬНЫЕ — 1) нравственные побуждения к общественно полезной деятельности , которые при социализме базируются на глубокой общности общественных, коллективных и личных интересов; 2) система поощрений, призванная поставить в пример лучшие образцы социалистического труда. Общественная практика социализма развивает новую систему ценностей, включающую свободный труд, социальную справедливость, товарищеские отношения. На этой основе возникает и укрепляется добровольная сознательная дисциплина, трудовая активность и инициатива, новое отношение к труду. [14]

Социалистическая кооперация является постоянно развивающейся, прогрессивной формой общественно полезной деятельности . [15]

источник

Проявить социальную активность, социальную позицию уча­щийся, как и любой другой человек, может в общественно-по­лезной деятельности.

В рамках этой деятельности подростки овладевают способнос­тью к социальному взаимодействию в зависимости от различ­ных задач личности и требований социума, учатся ориентиро­ваться в личных особенностях и качествах других людей, созна­тельно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возраст­ном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся созда­вать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Подростку крайне важно получить со стороны других людей признание сво­их способностей, добиться доверия. Необходимо помочь подрост­ку в поиске таких видов деятельности, которые имеют обще­ственно-полезное значение и получают положительную оценку на разных социальных уровнях.

Таким образом, общественно-полезная деятельность позволя­ет оценить жизнь и деятельность личности с точки зрения обще­ственных интересов, поскольку социальная значимость человека определяется тем, насколько его деятельность способствует бла­гу общества. Когда подросток раз­мышляет о смысле жизни, то он думает одновременно и о на­правлении общественного развития, и о конкретной цели соб­ственной жизни. Для него важно «не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта дея­тельность ему самому, насколько соответствует она его инди­видуальности» [11], определить, в какого рода деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способ­ности.

Ценностная ориентация на обществен­но-полезную деятельность имеет особое значение в связи с фор­мированием у школьников деятельно-практического отношения к миру, которое основывается на потребности испытать собствен­ные возможности для воздействия на окружающий мир, т.е. быть субъектом, чувствовать себя активным, деятельным, что предусматривает:

— приобщение к социально-выработанным формам активности;

— овладение способами позитивного преобразования окру­жающего мира;

— овладение целеполаганием, планированием, прогнозиро­ванием, оценкой своих действий и их результатов (последствий).

Опыт социального взаимодействия и участие в общественно-полезной деятельности формируют у подростков социальную ком­петентность, совершенствуют их способность ориентироваться в изменяющемся социуме и успешно решать проблемы социаль­ного взаимодействия.

Формирование у школьников ценности обществен­но-полезной деятельности будет свидетельствовать об их готов­ности к социальной активности как форме проявления личност­ной сущности и приобщения себя к социуму, стремления к со­циальному взаимодействию, о желании войти в круг широких общественных отношений, об осознании себя общественно зна­чимым субъектом. Ценностное восприятие общественно-полез­ной деятельности означает сознательное отношение к другим людям, стремление найти свое место в социуме и играть в нем определенную роль, готовность к социальному функционирова­нию в обществе.

Исходным педагогическим моментом в данном случае явля­ется необходимость развития у учащихся качеств, которые по­могут им реализовать себя: самостоятельности и инициативнос­ти, уверенности в себе, способности к рефлексии, социальной мобильности, способности к сотрудничеству. Ценность же обще­ственно-полезной деятельности будет свидетельствовать о спо­собности подростков к социокультурному самоопределению, яв­ляющемуся стержневым свойством личности, свидетельствую­щим о готовности включиться в личностно мотивированную общественную деятельность.

Психолого-педагогическими условиями формирования цен­ности общественно-полезной деятельности следует считать усло­вия, которые обеспечивают реализацию познавательных побуж­дений учащихся, развитие у них потребности в активных дей­ствиях, стимулируют проявление их активности в социальном взаимодействии, способствуют созданию мотивации к овладе­нию новыми формами и средствами деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8487 — | 7325 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Школа и учение по-прежнему занимают большое место в жизни подростка, по на ведущие позиции выходит обшественно полезная деятельность,в которой реализуется потребность в самоопределении, самовыражении, признании взрослыми.

Определение общественно полезной деятельности:

1) это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других людей;

2) это любая деятельность, выполняемая для коллектива, общества;

3) это деятельность, исключающая производственные цели, но имеет воспитательные.

Ее формы-трудовая, учебная, художественная, общественная, спортивная.

Особенности общественно полезной деятельности:

1) часто не является обязательным компонентом воспитательного процесса;

2) не дифференцирована по возрастам;

3) часто ограничена рамками классного или школьного коллектива;

4) не затрагивает мотивационную сферу подростков.

Структура общественно полезной деятельности (А.Н. Леонтьев):

  1. мотив — личная ответственность за порученное дело, самовыражение в обществе;
  2. содержание — общественно полезное дело;
  3. структура задается многоплановыми взаимоотношениями подростка в системе
    различных групп.

Специфическая для подросткового возраста ситуация — нрава взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и доверие.

Переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфичному для общения взрослых людей. Избавление от родительской опеки — универсальная психологическая цельвозраста.

Формированию у взрослых равноправного отношения к
подростку мешают:

  1. неизменность общественного положения подростка — он по-прежнему школьник;
  2. полная материальная зависимость от родителей;
  3. привычный стиль взрослых в воспитании •- направлять и контролировать;
  4. сохранение у подростка детских черт в поведении.

: Формирование чувства взрослости у подростков

Основное изменение в личностной сфере подростка — формирование черт взрослости, чувства взрослости.

Виды взрослости (Т.В. Драгунова):

1. По внешним признакам— такой способ созидания в себе взрослости дается подростку легче всего, в подражании облику и манерам поведения взрослых, некоторым взрослым привилегиям. Приобретение этих признаков мужской или женской взрослости для подростка — средство проявления и демонстрации собственной взрослости родителям и сверстникам. Это самый легкий способ демонстрации взрослости, видный всем, поэтому такая взрослость очень распространена в отрочестве, отличается стойкостью и плохо поддается развенчанию.

2. Активная ориентация подростков на определенное содержание мужского или
женского идеала
— тех качеств, которыми нужно овладеть, чтобы чувствовать себя «настоящим мужчиной» или «настоящей женщиной». Идеал формируется подростковым сознанием как набор черт и качеств персонажей из книг, фильмов, знакомых, родителей и т.п. Подросток всегда хочет походить на типичного сверстника своего пола с набором освященных традицией или модой качеств. Стремление следовать идеалу заставляет подростка подражать другим, и часто они бывают очень похожи друг на друга в одежде, прическах, жаргоне, манерах.

3. Социально-моральное направление развития взрослости.Оно осуществляется в условиях сотрудничества со взрослыми, если подросток начинает равняться на взрослого как образец деятельности и старается выступить в роли его помощника. Подростки в целом стремятся овладеть разными взрослыми умениями, начало подросткового возраста -очень благоприятное время для этого. Участие в труде наравне со взрослыми создает такие качества, как ответственность, самостоятельность, заставляет его перенимать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону норм, по которым живут взрослые.

Читайте также:  Молоко чем полезно для детей

4. Интеллектуальная взрослость— взрослость в познавательной сфере и интересах. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. У подростка обнаруживаются интересы, касающиеся науки, техники, искусства, религии, ремесел, причем они далеко не всегда связаны с будущими профессиональными намерениями. Увлечение может носить характер страсти, которой отдаются все свободное время и вся активность подростка. Это очень важный шаг в развитии интересов и продуктивной деятельности — необходимость в новых знаниях удовлетворяется самостоятельно. Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких подростков личный смысл.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

источник

общественно-полезный — , ая, ое. Полезный для общества. ◘ Неоспоримо положительное влияние на школьников таких общественно полезных дел, как коммунистические субботники, трудовые десанты. СиШ, 1984, № 3, 10. == Общественно полезная деятельность. ◘ Работа по… … Толковый словарь языка Совдепии

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, выполнение к рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой… … Российская педагогическая энциклопедия

Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в начале 1940 х гг. А.Н.… … Педагогический терминологический словарь

Индивидуальная трудовая деятельность — общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг населению, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными и др. общественными предприятиями, учреждениями, организациями и… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ведущая деятельность — термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие «В. д.» в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики,… … Большая психологическая энциклопедия

Внеучебная деятельность — составная часть воспитательной системы школы, включающая в себя все виды деятельности учащихся под руководством и совместно с педагогами за исключением учебной. Внеучебная деятельность по составу подобна внеклассной работе. В нее входят:… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Индивидуальная трудовая деятельность — общественно полезная деятельность физических лиц по производству товаров и услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с предприятиями любого типа. По английски: Indiv >Финансовый словарь

Индивидуальная трудовая деятельность — общественно полезная деятельность граждан (по производству товаров и оказанию платных услуг), не связанных трудовыми отношениями с государственными, общественными и др. организациями и учреждениями. См. также Труд … Российская энциклопедия по охране труда

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Термин «индивидуальная трудовая … Профессиональное образование. Словарь

индивидуальная трудовая деятельность — общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Термин индивидуальная… … Словарь экономических терминов

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — (ИТД) общественно полезная самостоятельная личная деятельность граждан, проводимая в целях обеспечения занятости, получения дополнительных доходов, более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах. Термин индивидуальная… … Экономический словарь

источник

МОУ «Ананьинская основная общеобразовательная школа»

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно — потребностную сферу растущего человека. Деятельностью, наиболее сензитивный подростковому возрасту, является специально организуемая общественно полезная деятельность, выступающая как основное усилие целенаправленного педагогического воздействия на личность ребенка, на формирование у него в процессе деятельности определенной иерархии потребностей, мотивов и целей (). Именно эта деятельность в наибольшей степени обеспечивает развитие социальной активности школьника, способствуя его самоутверждению в глазах взрослых и своих собственных.

Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т. е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.

В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

Следует также разнообразить формы и методы организации выполнения заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.

Виды и содержания общественно полезной деятельности

1.Самообсуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

2.Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.

3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.

4.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

Что же должен делать учитель, чтобы общественно полезная деятельность стала содержательной?

1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.

2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.

3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.

4. Использовать в системе такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знания, национальных действий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.

Памятка по организации коллективной общественно полезной деятельности.

1.Проверь, все ли готово к работе.

2.Приступай работе сразу, не теряй ни минуты.

3.Выполняй задания старательно, не отвлекайся от дела.

4.Думай, что нужно сделать, чтобы ускорить работу.

5.Выполнил свое задание – помоги товарищу.

1.Сначала выясни, какое значение имеет работа, в которой предстоит участвовать. 2.Точно определи объем своего задания и задания для всех. Помни : твое задание — часть общего задания. 3.Точно знай, кто что будет делать, за какой участок будет отвечать. 4.Выполняй свою работу в срок и как можно лучше. 5.Смотри за работой товарищей. Если надо, ускорь работу, чтобы не задерживать других. 6.Помогай товарищам. Научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа. 7.Проверяй качество своего труда, требуй от других, добивайся, чтобы все работали на совесть. 8.Будь справедливым в оценке своей работы и труда товарищей. Учись хорошей работе у других.

Содержи в порядке свое рабочее место

1.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

2.Используй подкладные листы во время выполнения каждой работы.

3.Закрепляй заготовки надежно, так, чтобы они не двигались и не портили стол.

4.Не забивай гвоздей в стол, не делай надписей и пометок на нем.

5.Не пробуй остроту инструментов на деталях и столе.

6.Бумагу, стружку и прочий мусор выбрасывай в отведенное для этого место.

1.В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчетливо расходуй их. Помни правило: у нас расходы идут в доходы.

2.Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.

3.Наглядные пособия, книги, журналы, газеты, рисунки, чертежи не мни, не ври, сохраняй и береги.

4.Береги время, используй каждую минуту в деле.

5.Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.

1.Природа – это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.

2.Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.

3.Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.

4.Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.

Примерные планы подготовки и проведения нескольких видов общественно полезной деятельности учащихся во внеурочное время.

1.Операция «Книжка заболела»

Цель этой операции – воспитание у детей бережного отношения к книге.

Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.

2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»

Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.

3. Операция «Поиск волшебных трав»

Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных лекарственных растений.

4.Рейд «Скорая зеленая помощь»

Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.

5.Рейд-смотр «Как живешь учебник?»

Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.

Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.

Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.

«Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки»,

«Всякая вещь трудом создана»,

«Что значит быть бережливым?»,

«Буду маме помогать, буду всюду убирать»,

«За что надо любить и беречь книгу?»,

«Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям»,

«Про колосок и хлеба кусок»,

«Крошка хлеба на землю упала»,

«Как завтрак к тебе на стол пришел?»,

«Кто своим трудом радует других?»,

«Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»,

«Учись приносить людям пользу»

«Всегда найдется дело для умелых рук»,

«Где и кем работают мои родители»,

«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»

«Папа, мама, я – спортивная семья!»,

«Что могут сделать наши руки?»,

«Как много на свете интересных профессий!»,

«Что мы знаем друг о друге»,

I четверть «Осенние мотивы»

Экскурсия на пришкольный участок.

Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян.

Сбор листьев для гербарий.

Папка-гербарий «Мои любимые цветы»

Операция «Витамин». Сбор желудей и шишек.

Праздник урожая «Хлеб-наше богатство.

Путешествие в страну «Золотая осень»

Конкурс рисунков «Я рисую осень!»

Выставка «Мы творим чудеса!»

Литературно музыкальный вечер «Наши родники»

II четверть «Мы сами мастера»

Изготовление флажков к празднику

Поход в садик к празднику «Я люблю свою страну»

Встреча с мастерами-плотниками.

Разучивание песен о мамах.

Конкурс стихов «Я люблю тебя мама.»

Праздник «Дорогие наши мамы.»

Игра «Мы делаем снежные фигурки»

Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!»

источник

Источники:
  • http://poisk-ru.ru/s47791t5.html
  • http://nkozakon.ru/8/
  • http://www.ngpedia.ru/id625p1.html
  • http://studopedia.ru/17_25809_obshchestvenno-poleznaya-deyatelnost-kak-tsennost.html
  • http://studopedia.org/10-66482.html
  • http://economics_ru_ch.academic.ru/7272/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
  • http://pandia.ru/text/78/249/86178.php