Трудовые и нравственные качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобретает их через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно-полезный труд. Дети учатся понимать, что любая деятельность требует усилий, напряжения, но вместе с тем доставляет радость, приносит пользу.
Общественно-полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию колллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учится руководить и самому выполнять распоряжения других.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развить у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно-полезной деятельности успешно решаются многие воспитательные задачи:
— ребенок живет заботами о важном деле,
-стремится добиться определенных результатов в работе,
— знает, что для этого надо сделать,
— проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Актуальность общественно-полезной деятельности заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его добрые дела – это ценность на земле, и что счастье его самого, родных, и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.
Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда.
Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.
1. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьника;
2. Организация многообразной общественно-полезной и творческой деятельности учащихся;
3. Формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;
4. Развитие интереса школьников к общественно-полезному виду деятельности;
5. Активизация общественно-значимой деятельности учащихся;
6. Формирование здорового образа жизни;
7. Воспитание нравственности и патриотизма у школьников.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников.
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания – воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в ОУ, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с поручением по классу, в столовой и в реакреации, к уборке классных помещений, уходу за растениями в классе.
Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды.
Дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране.
В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном участке, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые практические навыки.
Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции. Общественно-полезная деятельность ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и трудовое развитие ребенка и тесно связана с такими дисциплинами как ИЗО, окружающий мир, технология.
2. Конструирование из разных материалов;
3. Рисование с натуры и по воображению;
6. Творческие конкурсы( рисование, лепка, сочинение стихов, песен)
7. Проектная деятельность, наблюдение;
8. Коллективные разработки;
10. Встречи с интересными людьми;
11. Организации круглых столов;
16. Просмотр видео и слайдов;
17. оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.
Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности:
1. Подготовка к труду, трудовому процессу;
2. Подведение итогов, анализ;
В результате учащиеся начальной школы знают и выполняют:
ü Знают и выполняют правила дежурных по классу
ü Знают несколько видов комнатных растений
ü Знают пословицы о труде
ü Знают особенности труда обслуживающего персонала школы
ü Знают способы ухода за комнатными растениями
ü Знают правила бережного отношения к книгам
ü Знают правила личной гигиены
ü Выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей
ü Выполняют творческие работы с использованием различных материалов.
источник
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно полезная деятельность» для 1 класса разработана в соответствии ФГОС.
Общественно полезная деятельность
Рабочая программа «Общественно полезная деятельность» разработана
на основе авторской программы Д.В.Григорьев,Б.В.Куприянов
«Социальное творчество» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа «Общественно полезная деятельность»» основывается на следующих программно-методических материалах:
Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов.-М.: Просвещение, 2011.
ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст№17785 от 22.12.2009.
направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Программа предназначена для детей 7-8 лет и рассчитана на 1 год – 33часа (1 час в неделю).
Предлагаемая программа курса по ОПД дополняет и расширяет интегрированные курсы «Технология» и «Окружающий мир».
Данная программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
Общественно полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.
Она организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.
Общественно полезная деятельность должна решать общеобразовательные задачи ,способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.
Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный труд. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.
Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.
В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников
новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые
занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.
При выполнении общественно полезных работ успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Следует также разнообразить формы и методы организации выполнения заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.
Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познанииприроды, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.
воспитание любви к своей школе, к своему посёлку, к своей Родине;
формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти.
Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.
Организация занятий по программе основывается на ряде принципов.
Принцип гуманизации: на занятиях необходимо создавать атмосферу доверия и сотрудничества;учитель старается предоставить возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и личный опыт, реализовать себя в разных видах познавательной деятельности, а также в играх и в процессе создания творческих работ.
Принцип сезонности: является систематизирующим при структурировании материала .
Принцип единства логического и эмоционально-чувственного познания окружающей природной среды выражается в сочетании естественнонаучных методов с гуманитарными при изучении природы.
Принцип практической направленности заключается в ориентире учителя при реализации программы курса не только на содействие учащимся в овладении знаниями и умениями, но и на создание условий для развития коммуникативной компетенции как интегрированной общепредметной компетенции, направленной на непрерывное образование в современном информационном обществе. В разработанной программе акцентируется внимание на развитие личного опыта человеко — и природосберегающей деятельности школьников в процессе занятий в социоприродном окружении школы. Важно опираться на личный опыт школьников при раскрытии каких-либо закономерностей или решении конкретных экологических проблем. В такой ситуации учащиеся осознают уникальность собственного опыта и приучаются сберегать его в сознании как основу для новых знаний и осмысленных действий.
Принцип креативности: впрограмме предусмотрены задания на организацию творческой деятельности учащихся, в процессе которой человек наряду с материальными и духовными ценностями создаёт и самого себя как личность.
Виды и содержания общественно полезной деятельности:
Самообсуживание– дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей.Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
Сельскохозяйственный труд. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы). Подготовка семян к посеву, внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.
Волонтерская работа– забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.
Разные трудовые операции.Сбор плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятником. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);
индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
игровая деятельность (высшие виды игры — игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
Формы проведения занятий: экскурсии, презентации, ролевые игры, коллективные творческие дела, спектакли, продуктивные игры.
источник
МОУ «Ананьинская основная общеобразовательная школа»
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно — потребностную сферу растущего человека. Деятельностью, наиболее сензитивный подростковому возрасту, является специально организуемая общественно полезная деятельность, выступающая как основное усилие целенаправленного педагогического воздействия на личность ребенка, на формирование у него в процессе деятельности определенной иерархии потребностей, мотивов и целей (). Именно эта деятельность в наибольшей степени обеспечивает развитие социальной активности школьника, способствуя его самоутверждению в глазах взрослых и своих собственных.
Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.
Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т. е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.
В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.
При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Следует также разнообразить формы и методы организации выполнения заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.
Виды и содержания общественно полезной деятельности
1.Самообсуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2.Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.
3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.
4.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Что же должен делать учитель, чтобы общественно полезная деятельность стала содержательной?
1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.
2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.
3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
4. Использовать в системе такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знания, национальных действий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.
Памятка по организации коллективной общественно полезной деятельности.
1.Проверь, все ли готово к работе.
2.Приступай работе сразу, не теряй ни минуты.
3.Выполняй задания старательно, не отвлекайся от дела.
4.Думай, что нужно сделать, чтобы ускорить работу.
5.Выполнил свое задание – помоги товарищу.
1.Сначала выясни, какое значение имеет работа, в которой предстоит участвовать. 2.Точно определи объем своего задания и задания для всех. Помни : твое задание — часть общего задания. 3.Точно знай, кто что будет делать, за какой участок будет отвечать. 4.Выполняй свою работу в срок и как можно лучше. 5.Смотри за работой товарищей. Если надо, ускорь работу, чтобы не задерживать других. 6.Помогай товарищам. Научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа. 7.Проверяй качество своего труда, требуй от других, добивайся, чтобы все работали на совесть. 8.Будь справедливым в оценке своей работы и труда товарищей. Учись хорошей работе у других.
Содержи в порядке свое рабочее место
1.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
2.Используй подкладные листы во время выполнения каждой работы.
3.Закрепляй заготовки надежно, так, чтобы они не двигались и не портили стол.
4.Не забивай гвоздей в стол, не делай надписей и пометок на нем.
5.Не пробуй остроту инструментов на деталях и столе.
6.Бумагу, стружку и прочий мусор выбрасывай в отведенное для этого место.
1.В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчетливо расходуй их. Помни правило: у нас расходы идут в доходы.
2.Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.
3.Наглядные пособия, книги, журналы, газеты, рисунки, чертежи не мни, не ври, сохраняй и береги.
4.Береги время, используй каждую минуту в деле.
5.Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.
1.Природа – это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.
2.Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.
3.Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.
4.Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.
Примерные планы подготовки и проведения нескольких видов общественно полезной деятельности учащихся во внеурочное время.
1.Операция «Книжка заболела»
Цель этой операции – воспитание у детей бережного отношения к книге.
Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.
2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»
Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.
3. Операция «Поиск волшебных трав»
Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных лекарственных растений.
4.Рейд «Скорая зеленая помощь»
Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.
5.Рейд-смотр «Как живешь учебник?»
Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.
Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.
Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.
«Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки»,
«Всякая вещь трудом создана»,
«Что значит быть бережливым?»,
«Буду маме помогать, буду всюду убирать»,
«За что надо любить и беречь книгу?»,
«Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям»,
«Про колосок и хлеба кусок»,
«Крошка хлеба на землю упала»,
«Как завтрак к тебе на стол пришел?»,
«Кто своим трудом радует других?»,
«Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»,
«Учись приносить людям пользу»
«Всегда найдется дело для умелых рук»,
«Где и кем работают мои родители»,
«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»
«Папа, мама, я – спортивная семья!»,
«Что могут сделать наши руки?»,
«Как много на свете интересных профессий!»,
«Что мы знаем друг о друге»,
I четверть «Осенние мотивы»
Экскурсия на пришкольный участок.
Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян.
Сбор листьев для гербарий.
Папка-гербарий «Мои любимые цветы»
Операция «Витамин». Сбор желудей и шишек.
Праздник урожая «Хлеб-наше богатство.
Путешествие в страну «Золотая осень»
Конкурс рисунков «Я рисую осень!»
Выставка «Мы творим чудеса!»
Литературно музыкальный вечер «Наши родники»
II четверть «Мы сами мастера»
Изготовление флажков к празднику
Поход в садик к празднику «Я люблю свою страну»
Встреча с мастерами-плотниками.
Разучивание песен о мамах.
Конкурс стихов «Я люблю тебя мама.»
Праздник «Дорогие наши мамы.»
Игра «Мы делаем снежные фигурки»
Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!»
источник
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
На заседании МО зам.директора по УВР Директор ГБОУ СОШ №332
Протокол №____ _____________________ Красюк С.И..
От « » ___________2012г. _____________________ __________________
_____________________ « »______________2012г. « »______________2012г.
по внеурочной деятельности
Общественно – полезная деятельность «Помогайка».
Программа «Помогайка» разработана и предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта начального образования второго поколения.
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования:
— приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
— воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
— создание условий для самореализации;
— интеграция личности в национальную культуру;
— учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного пребывания на воздухе.
Цель : воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.
Главными задачами данной программы являются:
— воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников;
— организация многообразной общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;
— формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы и самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;
— развитие интереса школьников к общественно полезному виду деятельности;
— активизация общественно значимой деятельности учащихся;
— формирование здорового образа жизни;
— воспитание нравственности и патриотизма у школьников.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего, труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в лицее, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой и в рекреации, к уборке классных помещений, коридоров, уходу за растениями в классах, на пришкольном участке. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др.
Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.
В лицее дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном участке, в саду, питомнике, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые практические навыки.
Шефская работа эмоционально значима для младших школьников. Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции.
Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и трудовое развитие ребёнка.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
Виды деятельности и предполагаемые формы работы:
- Практическое занятие
- Конструирование из разных материалов
- Рисование с натуры и по воображению
- Лепка по воображению
- Игровые программы
- Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
- Проектная деятельность, наблюдение, исследование объекта
- Коллективные разработки
- Экскурсии
- Встречи с интересными людьми
- Организации круглых столов, диспутов
- Проведение фотосессии
- Репортажи, интервью
- Акции
- Лекции
- Просмотр видео и слайдов
- Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.
Программа рассчитана на 135 часов:
1 класс- 33 часа (1 час в неделю)
2 класс- 34 часа (1 час в неделю)
3 класс- 34 часа (1 час в неделю)
4 класс- 34 часа (1 час в неделю)
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд . Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Охрана зеленых насаждений и уход за ними.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранов Вов. Шефство над детским садом, над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Забота о птицах и домашних питомцах. Забота о близких людях.
4 . Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.
Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации общественно-полезного труда сосредоточено внимание учителей и воспитателей.
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой. Уборка класса, пришкольного двора, игровых площадок. Ремонт книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд. Уход за комнатными растениями (правильный полив, рыхление, подкормка, уход за листьями). Наблюдение за оформлением школьных клумб.
- Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых, ветеранах Вов. Шефство над детским садом. Забота о птицах. Забота о близких людях.
4 . Разные трудовые операции. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.
Требования к уровню подготовки
В результате реализации программы обучающиеся:
— знают и выполняют правила дежурных по классу, в столовой
— знают несколько видов комнатных растений;
— знают особенности труда обслуживающего персонала школы
— знают способы ухода за комнатными растениями;
— знают правила бережного отношения к книгам
— знают правила личной гигиены
— выполняют правильный полив, очистку листьев;
— выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей
— выполняют творческие работы с использованием различных материалов.
Универсальные учебные действия,
которыми должен овладеть обучающийся 1 класса
- принимает и выполняет правила школьной жизни;
- соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу;
- проявляет познавательный интерес к трудовому процессу;
- ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
• знает о факторах, наносящих вред здоровью.
- принимает учебную задачу под руководством учителя;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- принимает элементарный план действий при работе в группе ;
- определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя;
- составляет элементарный план действий при работе в группе;
- переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;
- вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
- вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец;
- оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место;
- эмоционально рефлексирует свои действия;
- готовит необходимые инструменты для занятия ; удерживает организованное поведение во время занятия.
- отличает новое от уже известного под руководством учителя;
- устанавливает очевидные причинно – следственные связи под руководством учителя;
- владеет элементарными навыками чтения информации;
- сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя;
- выполняет работу практического действия под руководством учителя;
- использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования;
- умеет выделять существенные признаки;
- способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач;
- устанавливает последовательность основных событий в тексте;
- действует по аналогии;
- проводит сравнение и классификацию по заданным критериям.
- вступает в диалог; умеет слушать и понимать речь других;
- соблюдает нормы речевого этикета;
- оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает правила работы в паре;
- готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя);
- умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них;
- понимает, что у других людей есть своя точка зрения;
- умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).
Тематическое планирование занятий по общественно-полезному труду 1 класс
источник
Министерство образования и молодежной политики
Организация общественно-полезной деятельности с младшими школьниками во внеурочное время
С 23 Организация общественно-полезной деятельности с младшими школьниками во внеурочное время (сборник конспектов): [Текст] / сост. О.О. Сидорчук. – Воркута: ГПОУ «ВПК». 2016. – с.98
Научный руководитель: Ивлева С.Л., преподаватель ГПОУ «ВПК», к.п.н.
В сборнике раскрыты особенности включения младших школьников в общественно-полезный труд в рамках организации внеурочной деятельности, представлен примерный план внеурочных мероприятий в соответствии с календарем, а также примеры конспектов внеурочных занятий по общественно-полезной деятельности с учащимися 2-3 классов.
Сборник предназначен для учителей начальных классов базовых общеобразовательных школ, которые заинтересованы в формировании у учащихся стремления к общественно-полезному делу.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность является одним из важнейших компонентов образования и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, и т.д.) через разнообразные формы работы, такие как: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезная деятельность.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным и многоплановым процессом. И, как правило, является организованным, целенаправленным, комплексным и интегрированным воздействием педагога на духовно-нравственную сферу личности ученика, которую можно организовать посредством внеурочной деятельности, направленную на освоение общественно-полезной деятельности.
Общественно-полезная деятельность в педагогической практике рассматривается как объективная необходимость в развитии ребенка и общества, которая на сегодняшний день не нашла должного понимания в системе воспитательного процесса, что предполагает ее развитие во внеурочное время с младшими школьниками.
В сборнике «Организация общественно-полезной деятельности во внеурочное время » представлены примерный план-сетка внеурочных мероприятий, примеры конспектов внеурочных занятий по общественно-полезной деятельности с учащимися 2-3 классов, раскрыты особенности проведения внеурочных занятий с младшими школьниками. Тематика занятий разработана с учетом знаменательных событий календаря и условий города Воркуты.
Практические материалы сборника ориентированы для работы с учащимися 2-3 классов и отражают преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности, характерные для данного возраста, а именно: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного общения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое внимание уделено взаимодействию школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде младший школьник сможет получить первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начнет их ценить.
В соответствии с требованиями СанПин, продолжительность занятия: от 30 до 45 минут. Периодичность внеурочных занятий определяется общим расписанием занятости обучающихся. Занятия начинаются не ранее чем через 40-50 минут после окончания уроков.
Сборник конспектов может иметь практическую реализацию в общеобразовательных школах, а также может быть использован в работе учреждений дополнительного образования г.Воркуты.
Общественно-полезная деятельность – это любая законная деятельность, направленная на поддержание и развитие общественного блага путем оказания содействия развитию начинаний в разных сферах жизнедеятельности человека.
Попытки выделить структуру общественно-полезной деятельности с тем, чтобы ее формировать, предпринимались неоднократно. Лучше всего это удалось А.Н.Леонтьеву, различавшему в общественно-полезной деятельности несколько компонентов:
1) ее мотивом является личная ответственность за порученное дело как реализация потребности в самовыражении себя в обществе;
2) ее содержанием является общественно-полезное дело (особенно эффективным оказывается включение в трудовую, производственную деятельность);
3) ее структура задается многоплановыми, определяемыми поставленными целями взаимоотношениями ребенка в системе различных групп.
Это значит, что во главу угла построения общественно-полезной деятельности ставится задача сформировать систему мотивов на основе потребности ребенка в самовыражении в общественно оцениваемых делах, потребности в общении, вовлекающем его в систему социальных отношений.
Формы общественно-полезной деятельности могут быть любыми — трудовая, учебная, художественная, общественная, спортивная и т.д. Однако, если учебная деятельность систематизирована и организована, общественно-полезная часто игнорируется или организуется на формальном уровне.
Практический опыт школы показывает, что чаще всего дети принимают участие в общественно-полезной деятельности вначале потому, что им предложен интересный для них предмет занятий, затем они участвуют в деятельности, ориентируясь на товарищей, и только позже, в результате развития деятельности, её мотивам становится труд, забота, адресованные обществу. Важно помнить, что на всех этапах развития общественно-полезной деятельности в ней происходит активное усвоение норм и нравственных ценностей общества, норм общественных отношений.
Ведущей деятельностью для младшего школьника является учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Через учебную и внеурочную деятельность ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, накапливает практический опыт жизни и поведения в окружающем мире, природе и обществе.
Общественно-полезный труд как компонент воспитания предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействие всестороннему развитию личности.
Общественно-полезная деятельность воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие качества. Правильно организованная деятельность учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционирования нервной системы, повышает активность, помогает соблюдать режим дня и т.д.
Эффективность общественно-полезной деятельности зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей. Прежде всего, деятельность ребенка должна быть осмысленной, посильной и разнообразной. Если детям понятны цели и общественное значение их труда, они будут с интересом трудиться, это в свою очередь вызовет чувство морального удовлетворения, на основе которого сформируется положительное отношение к труду.
Виды общественно-полезной деятельности младших школьников
1. Самообслуживание — дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2. Сельскохозяйственный труд – выращивание овощных и цветочно-декоративных растений; проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений; охрана зеленых насаждений.
3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над дошкольниками, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных.
4. Разные трудовые операции – сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала; сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой; уход за памятниками; изготовление игрушек и поделок; шитье и вышивание; работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Ожидаемые результаты по направлению общественно-полезной деятельности:
формирование умения жить и трудиться в коллективе;
формирование твердой уверенности в необходимости труда, что труд – это дело чести, доблести;
развитие познавательного интереса и любви к труду;
обучение планированию своей работы;
вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
воспитание необходимой культуры труда;
выработка умения четко представлять конечный результат труда;
воспитание уважения к людям труда;
воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
выработка навыков рациональной организации труда и экономичного использования времени;
воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;
формирование активной жизненной позиции.
Основное условие успеха общественно-полезной деятельности – единство требований к учащимся школы и семьи. Для достижения такого единства проводятся беседы с родителями, они привлекаются к совместной деятельности с детьми.
источник
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Что это такое, как и зачем
- Электронный журнал Экстернат.РФ
- Начальная школа. Другое
- Организация внеурочной деятельности в начальной школе
Цель внеурочной деятельности : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
— изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
— определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;
-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
— проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
— теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
— определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
— разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.
— овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.
— эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
Организация внеурочной деятельности
Принципы организации внеурочной деятельности:
- · соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- · опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- · опора на ценности воспитательной системы школы.
- · свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Создание условий для реализации внеурочной деятельности
При организации внеурочной деятельности обучающихся будут использованы:
- собственные ресурсы школы ( педагог-организатор, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители);
- привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования, работающие на базе школы);
- педагогические работники,имеющие соответствующую квалификацию.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Виды и направления внеурочной деятельности.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Спортивно – оздоровительная деятельность:
Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.
Взаимодействие учебной и внеучебной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Рекомендуются следующие формы:
Первая половина учебного дня
Утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками
Вторая половина учебного дня
Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр
Учреждения дополнительного образования детей, спорта
Вторая половина учебного дня, выходные дни
Детские спортивные секции, кружки
Школьные оздоровительные лагеря
Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря)
Художественно-эстетическая деятельность:
Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.
У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.
Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.
Вторая половина учебного дня
Кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества (Лего — конструирование), домашних ремесел;
посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре,
художественные акции школьников в окружающем школу социуме.
инсценирование сюжетов из истории,
чтение и просмотр красочных познавательных программ,
компьютерные игры (специально отобранные специалистом),
прослушивание музыкальных произведений и т.д
Учреждения дополнительного образования детей, культуры
Школьные оздоровительные лагеря
Научно – познавательная деятельность:
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии.
В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.
В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.
В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.
Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Подобные темы могут быть темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.
Вторая половина учебного дня
Познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др. «Детская риторика» и др., кружок «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др. олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др.
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.
Учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения
Школьные оздоровительные лагеря
Военно – патриотическая деятельность :
Военно — патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Военно – патриотическая работа предполагает использование самых разнообразных видов деятельности:
Вторая половина учебного дня
Военно – историческая подготовка: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др.
Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности: учебно – познавательные: встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов военно – патриотической направленности.
Прикладная физическая подготовка: творческо – игровые: тематические сборы, творческие конкуры (песни, рисунка, фотографии и др.), военно – спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.) и др.
Волонтёрская деятельность: шефство.
Церемониальные: смотры, месячник оборонно-массовой работы, вахта памяти и др.
Учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, общественных объединений и организаций
Школьные оздоровительные лагеря
Общественно – полезная деятельность:
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.
Направление внеурочной работы, связанное с общественно – полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно — полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Особое внимание необходимо обратить на нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе.
Согласно п.14 ст. 50. Закона «Об образовании» привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Аналогичная норма закреплена в п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, согласно которому общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).
Следовательно, при создании образовательной программы ОУ необходимо учитывать требования ФГОС НОО нового поколения, где общественно – полезная деятельность младших школьников является одним из приоритетных направлений.
Вторая половина учебного дня
Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); КТД (коллективное творческое дело); социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др.
Вторая половина учебного дня, выходные дни
Учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, общественных объединений и организаций
Школьные оздоровительные лагеря
Проектная деятельность :
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.
В процессе проектной деятельности младший школьник использует полученные знания, выбирает определённые учебные действия. В процессе работы над проектом к младшему школьнику предъявляются определённые требования.
В организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница результатов и эффектов. Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога. Невнятность понимания самими профессиональными педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
— формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
— формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
Используя методический конструктор (Григорьев Д. В., Степанов П. В. «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе») педагоги смогут самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
источник
- http://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-obshchiestvienno-polieznaia-d.html
- http://pandia.ru/text/78/249/86178.php
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/05/27/vneurochnaya-deyatelnost-obshchestvenno-poleznyy-trud-1-klass
- http://infourok.ru/sbornik-konspektov-po-obschestvennopoleznomu-delu-2956661.html
- http://ext.spb.ru/site/6113