Меню Рубрики

Общественно полезная деятельность является ведущим видом деятельности в

Подростковый возраст характеризуется неоднозначностью в определении ведущей деятельности распространенными являются точки зрения, согласно которым ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение (ДБЕльконин н), общественно полезный труд (ДИФельдштейнтейн).

Общение подростка со сверстниками по уровню значимости занимает ведущую позицию. В отличие от младшего школьного возраста, когда взрослый занимает авторитетное положение, подросток сильное стремление к сп пилкування со сверстниками всего желание подростка — заслужить уважение и признание сверстников, стать авторитетным в группе. Поэтому он должен соответствовать ожиданиям сверстников, а это иногда противоречит мор альным нормамам.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Для этого ему необходимы личная свобода и ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои»кодексы чести»В отношениях со сверстниками подросток стремится реализува ты свою личность, определить свои возможности в общении. Для этого ему необходимы личная свобода и ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. В подростковых. Объединить аннях зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои»кодексы чести»Подросток начинает ценить такие качества как принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную акти ость, искренность, честность, доброту, силу, а также качества, относящиеся к его взаимодействия с сверстникамйого взаємодії з однолітками.

Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть побит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересси.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Группа создает чувство»Мы», которое поддерживает подростка и закрепляет его внутренние п позиции. Часто подростки для усиления этого»Мы»используют автономную групповую язык, автономные невербальные знакомні невербальні знаки.

В неформальных подростковых объединения формируется своеобразный сленг — слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными слоями. Сленг создает впечатление усиления чувства я»Мы»тем, что сокращает дистанцию ??между общающимися, через идентификацию всех членов группы общими знаками общенииспілкування.

Кроме автономной сленгового языка, которая объединяет подростков в группы, необходимо выделить также площадные жесты и позы-агрессивные, снимающие дистанцию, иногда откровенно циничные. Невербальное общение может вызвать протест со стороны дорослих.

Подростки мало интересуются глубинным смыслом невербальных средств, которые они используют в общении. Конечно, значительную роль в вербальных и невербальных формах общения определяют культурная среда овище, в котором живет подросток, и его внутренняя позиция относительно сленга и ненормативных жестов вообщеі.

Для подросткового возраста большое значение имеет приобретение друга, имеет особую ценность. Характерной чертой дружбы в подростковом возрасте является непостоянство, изменчивость отношений и интересов, авторитетов, посы илення или ослабления влияния сверстников в группе. Это проявление процесса внутреннего осмысления, переживания поступков друзей, соответствие их мораллі.

Подросток начинает больше времени проводить вне дома, с друзьями. Большое значение приобретает подражания рис высокостатусных, авторитетных сверстников и старших по возрасту подростков или юношей. Появляется я дружба, основанная на общих интересах и симпатиях. Друзья вместе проводят время, имеют сходство в манере одеваться и вести себя, читают одинаковые книги, слушают одинаковую музыку. Подростки поз итивно оценивают своих друзей, наделяя их такими качествами как ум, веселье, искренность, а все негативные реплики взрослых по поводу друзей отрицаются и не имеют никакого влияниеливу.

время для подростка важное значение имеет оценка друзьями его личностных качеств, знаний и умений, способностей и возможностей. Друзья лучше, чем взрослые проявляют сочувствие, адекватное восприятие радости и проблем друг другао.

Подростковая дружба, начавшись в 11-12 лет, постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации

Общению подростка со взрослыми также отводится важная роль в общении со взрослыми подросток усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действий йсности и способы действий. При этом подросток находится в позиции младшего, подчиненного, а это не всегда способствует усвоению морально-этических норрм.

Из-за возникновения у подростка чувство взрослости, он стремится выглядеть как взрослый, мать его права и возможности. Для него характерно подражание взрослого, поэтому в совместной деятельности взрослый имеет возм ности влиять на становление личности подростка, его взросленияя.

Общение с родителями, учителями и другими взрослыми складывается под влиянием чувства взрослости, возникшее. Подростки начинают оказывать сопротивление относительно требований со стороны взрослых, которые раньше выполнял, ак ктивнише отстаивать свои права на самостоятельность, которая отождествляется в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или мнимые ограничения своих прав, пытаются ограничить претензии д орослих по себбе.

Вместе с тем подросток начинает критически оценивать взрослых, их слова, поступки, поведение, отношения, социальную позицию. Однако, требования подростка к взрослому является категоричными и противоречивыми. С одной стороны в, он стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля, недоверия, с другой испытывает страх и тревогу при необходимости преодолевать проблемы, надеется на помощь и поддержку взрослого, хотя не завж ди откровенно признается в этомму.

Несмотря на внешнюю противодействие, которое проявляется по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особенно благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга в этом случае ку взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, совместное проведение свободного времени помогают подростку по-новому узнать взрослых, которые с ним сотрудничают. При этом создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Через легкую вразливис во подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но ему самом в трудно начать такое близкое общениеування.

Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Подросток скорее добивается определенных прав, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Поэтому для усвоения подростком новой системы отно сын важна аргументация требований, исходящее от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отрицаетсяься.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неповиновение с целью изменить устоявшиеся отношения. И взрослые постепенно под влиянием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс не всегда происходит безболезненно, поскольку на восприятие взрослыми подростков, как подчиненных и зависимых от них влияет ряд факторов, прежде всего, экономический фактор (подросток материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут вин икаты конфликткти.

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроений течение незначительного промежутка времени он может изменяться на прямо противоположный. Смена настроений ведет к неадекватности реакций подлые итка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении освободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента таких крайних форм выражения, как побег с домому.

Характерными для подросткового возраста является имитации чьей-то поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем, в первую очередь, обращается внимание на ее внешний би ик. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется негативная имитация, когда определенная человек избирается как отрицательный образец. Это бывает кто-то из родителей, которые принесли много горя и обид подросткуітку.

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком, поскольку он чувствует себя лишним. В таких случаях подросток начинает жить своей тайной жизнью

Чрезмерная опека и контроль со стороны родителей также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае в нь ього активизируется стремление к самостоятельности, на что взрослые реагируют более жестким контролем, изоляцией подростка от сверстников. Противостояние подростка и родителей лишь возрастаетає.

При привязанности взрослых, подростки способны во многом доверять им. Наличие взрослого друга является важным условием нормального развития личности подростка. Положительным в отношениях со взрослыми является вкл лючення подростка к совместной деятельности, которая организуется на основе единства интересов, увлечений. В ходе выполнения такой деятельности возникают совместные переживания, чувства, настроения, намерения, зумов ляют эмоциональную и духовную близостьсть.

Общение со взрослыми помогает подростку понять особенности взрослой жизни, сопоставлять свои поступки и поступки взрослого. Подросток категорически и критически относится к просчетов и ошибок доро ослого, особенно остро реагирует на несправедливость учителемя.

Несмотря на важное место, которое занимает общения подростка со взрослыми, все же типичной для этих отношений является наличие конфликтов, проявлений грубости, упрямства, агрессии. Это связано с тем, что подросток в чувствует себя взрослым и требует соответствующего отношения к себе, а взрослый все еще продолжает относиться к нему как к ребенку. При условии изменения отношения взрослого к подростку ситуация может нормализоваться я и их общение станет продуктивнымим.

Таким образом, интимно-личностное общение в подростковом возрасте является ведущей деятельностью, в ходе которой происходит полноценное развитие личности подростка

Общественно полезная деятельность является не только средством овладения знаниями, развития умений и навыков, но и развития личности подростка. В ходе этой деятельности подросток усваивает правила поведения, общественное мора аль, у него формируются взгляды, убеждения, принципы, идеалы, жизненные цилі.

Исследованием общественно полезной деятельности в 60-80-е годы занимался. Д. И. Фельдштейн, который считал эту деятельность ведущей в подростковом возрасте. Исходными положениями для исследования были: во-первых, здатнис во подростков осознавать свои возрастающие возможности, которые дают основы для реализации потребности в самостоятельности, потребности в признании со стороны взрослых, его прав и потенциальных возможностей, во-вторых, решение иток у подростков ориентирован на нормы человеческих отношенийків.

ДЛФельдштейн показал, что подростки стремятся утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях общественно полезной деятельности. В связи с перестройкой государственной системы 1991 года, потребность в общественно коры исний деятельности не исчезла — она ??является потребностью возраста и прямо не зависит от государственной системеми.

Как правило, учащиеся средних классов охотно берутся за любую общественно полезное дело, их увлекает содержание и форма внеклассной или внешкольной деятельности, романтика, им нравятся походы, путешествия. Эта ди ияльнисть обеспечивает условия для самовыражения подростка в общественно значимых делах, позволяет занять весомое положение в системе общественных отношений. Главной положительной чертой здесь есть возможность мод елювання реальных общественных отношений, что соответствует потребности подростка войти в активную жизнь обществва.

источник

Школа и учение по-прежнему занимают большое место в жизни подростка, по на ведущие позиции выходит обшественно полезная деятельность,в которой реализуется потребность в самоопределении, самовыражении, признании взрослыми.

Определение общественно полезной деятельности:

1) это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других людей;

2) это любая деятельность, выполняемая для коллектива, общества;

3) это деятельность, исключающая производственные цели, но имеет воспитательные.

Ее формы-трудовая, учебная, художественная, общественная, спортивная.

Особенности общественно полезной деятельности:

1) часто не является обязательным компонентом воспитательного процесса;

2) не дифференцирована по возрастам;

3) часто ограничена рамками классного или школьного коллектива;

4) не затрагивает мотивационную сферу подростков.

Структура общественно полезной деятельности (А.Н. Леонтьев):

  1. мотив — личная ответственность за порученное дело, самовыражение в обществе;
  2. содержание — общественно полезное дело;
  3. структура задается многоплановыми взаимоотношениями подростка в системе
    различных групп.

Специфическая для подросткового возраста ситуация — нрава взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и доверие.

Переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфичному для общения взрослых людей. Избавление от родительской опеки — универсальная психологическая цельвозраста.

Формированию у взрослых равноправного отношения к
подростку мешают:

  1. неизменность общественного положения подростка — он по-прежнему школьник;
  2. полная материальная зависимость от родителей;
  3. привычный стиль взрослых в воспитании •- направлять и контролировать;
  4. сохранение у подростка детских черт в поведении.

: Формирование чувства взрослости у подростков

Основное изменение в личностной сфере подростка — формирование черт взрослости, чувства взрослости.

Виды взрослости (Т.В. Драгунова):

1. По внешним признакам— такой способ созидания в себе взрослости дается подростку легче всего, в подражании облику и манерам поведения взрослых, некоторым взрослым привилегиям. Приобретение этих признаков мужской или женской взрослости для подростка — средство проявления и демонстрации собственной взрослости родителям и сверстникам. Это самый легкий способ демонстрации взрослости, видный всем, поэтому такая взрослость очень распространена в отрочестве, отличается стойкостью и плохо поддается развенчанию.

2. Активная ориентация подростков на определенное содержание мужского или
женского идеала
— тех качеств, которыми нужно овладеть, чтобы чувствовать себя «настоящим мужчиной» или «настоящей женщиной». Идеал формируется подростковым сознанием как набор черт и качеств персонажей из книг, фильмов, знакомых, родителей и т.п. Подросток всегда хочет походить на типичного сверстника своего пола с набором освященных традицией или модой качеств. Стремление следовать идеалу заставляет подростка подражать другим, и часто они бывают очень похожи друг на друга в одежде, прическах, жаргоне, манерах.

3. Социально-моральное направление развития взрослости.Оно осуществляется в условиях сотрудничества со взрослыми, если подросток начинает равняться на взрослого как образец деятельности и старается выступить в роли его помощника. Подростки в целом стремятся овладеть разными взрослыми умениями, начало подросткового возраста -очень благоприятное время для этого. Участие в труде наравне со взрослыми создает такие качества, как ответственность, самостоятельность, заставляет его перенимать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону норм, по которым живут взрослые.

4. Интеллектуальная взрослость— взрослость в познавательной сфере и интересах. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. У подростка обнаруживаются интересы, касающиеся науки, техники, искусства, религии, ремесел, причем они далеко не всегда связаны с будущими профессиональными намерениями. Увлечение может носить характер страсти, которой отдаются все свободное время и вся активность подростка. Это очень важный шаг в развитии интересов и продуктивной деятельности — необходимость в новых знаниях удовлетворяется самостоятельно. Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких подростков личный смысл.

Читайте также:  Крахмал полезен или вреден

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

источник

Общественно полезная деятельность — любой, не противоречащий Конституции вид деятельности, связанный с удовлетворением личных и общественных потребностей. Так звучит классическое определение данного вида деятельности. В разные периоды истории менялись основные догматы, на которых держится общество, но определение общественно полезной деятельности оставалось неизменным. При самых идеальных условиях человек, занимающийся общественно полезной деятельностью, удовлетворяет ряд личных потребностей – потребность в самореализации, потребность быть полезным и востребованным, потребность в творческой реализации, и при этом приносит пользу обществу, решая определенную социальную проблему.

Современные реалии внесли корректировки, в том числе и в мировоззрение населения, которое в большинстве своем ставит личные интересы превыше общественных. Таковы основные признаки общества, основной костяк которого составляют потребители. В настоящее время крайне сложно сформировать общественные потребности таким образом, чтобы они преобладали над личными интересами каждого члена общества. После распада Советского Союза и водворения на территории Российской Федерации некого подобия рыночной экономики, нивелировалось само понятие «коллектив». В мировоззрении человека и гражданина все больше укоренились индивидуальные черты, благодаря которым человек начал максимально обосабливаться от общества в целом. Именно благодаря подобному мировоззренческому слому, в настоящее время на территории Российской Федерации практически не осталось массовых, многомиллионных общественных организаций, которые преобладали в общественной жизни страны еще 30 – 40 лет назад. Вместо этого мы имеем колоссальное количество малочисленных общественных организаций и объединений, которые не могут и не хотят решать сколь-нибудь значимые социальные проблемы. Данные структуры создаются исключительно для решения узких специфических вопросов и проблем, либо и вовсе без явной и определённой цели. Благодаря подобным тенденциям мы сегодня можем наблюдать довольно удивительное явление в общественной жизни, которое нам наглядно демонстрирует, что даже представители активной общественности не ставят общественные интересы превыше личных, зачастую занимаясь общественной деятельностью исключительно ради удовлетворения своих амбиций либо получения определенного социального статуса.

Таким образом, на сегодняшний день мы имеем абсолютно конкретную проблему, выраженную в неумении представителей общественной и гражданской среды реализовывать свои начинания на поприще общественно полезной деятельности. Общественные объединения в большинстве своем утратили функцию, позволяющую им решать определенную социальную проблему путем консолидации большого количества неравнодушных граждан. И причина этой проблемы даже не в общественниках, которые являются продуктом нашего социума, а прежде всего в потребительском мировоззрении населения, неспособного объединятся в коллективы для решения определенных социальных проблем в долгосрочном периоде.

Способность к общественно полезному труду, готовность ставить интересы общественные превыше интересов личных, являются теми факторами, которые способны качественно оздоровить наше общество. Именно благодаря им у общества появляется иммунитет, который препятствует насаждению чуждых ценностей и традиций, а каждый индивид в отдельности начинает осознавать себя частью единого целого, сплоченного, сильного и неделимого. Именно такое общество является благоприятной средой для внедрения общественных инициатив и развития человека как личности и гражданина.

Учитывая сложившиеся в обществе тенденции, можно сделать вывод, что представители российских общественных объединений и организаций должны стать той движущей силой, которая вновь привьет у населения привычку периодически заниматься общественно полезной деятельностью, тем самым внося свой вклад в решение определенных социальных проблем. И именно для этого представители общественности страны и гражданские активисты должны отодвинуть на второй план личные интересы, отдав предпочтение интересам общественным, а также осознать необходимость консолидации с тождественными силами, хотя бы на краткосрочный период, необходимый для реализации определенных общественных и социальных проектов.

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

источник

Проявить социальную активность, социальную позицию уча­щийся, как и любой другой человек, может в общественно-по­лезной деятельности.

В рамках этой деятельности подростки овладевают способнос­тью к социальному взаимодействию в зависимости от различ­ных задач личности и требований социума, учатся ориентиро­ваться в личных особенностях и качествах других людей, созна­тельно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возраст­ном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся созда­вать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Подростку крайне важно получить со стороны других людей признание сво­их способностей, добиться доверия. Необходимо помочь подрост­ку в поиске таких видов деятельности, которые имеют обще­ственно-полезное значение и получают положительную оценку на разных социальных уровнях.

Таким образом, общественно-полезная деятельность позволя­ет оценить жизнь и деятельность личности с точки зрения обще­ственных интересов, поскольку социальная значимость человека определяется тем, насколько его деятельность способствует бла­гу общества. Когда подросток раз­мышляет о смысле жизни, то он думает одновременно и о на­правлении общественного развития, и о конкретной цели соб­ственной жизни. Для него важно «не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта дея­тельность ему самому, насколько соответствует она его инди­видуальности» [11], определить, в какого рода деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способ­ности.

Ценностная ориентация на обществен­но-полезную деятельность имеет особое значение в связи с фор­мированием у школьников деятельно-практического отношения к миру, которое основывается на потребности испытать собствен­ные возможности для воздействия на окружающий мир, т.е. быть субъектом, чувствовать себя активным, деятельным, что предусматривает:

— приобщение к социально-выработанным формам активности;

— овладение способами позитивного преобразования окру­жающего мира;

— овладение целеполаганием, планированием, прогнозиро­ванием, оценкой своих действий и их результатов (последствий).

Опыт социального взаимодействия и участие в общественно-полезной деятельности формируют у подростков социальную ком­петентность, совершенствуют их способность ориентироваться в изменяющемся социуме и успешно решать проблемы социаль­ного взаимодействия.

Формирование у школьников ценности обществен­но-полезной деятельности будет свидетельствовать об их готов­ности к социальной активности как форме проявления личност­ной сущности и приобщения себя к социуму, стремления к со­циальному взаимодействию, о желании войти в круг широких общественных отношений, об осознании себя общественно зна­чимым субъектом. Ценностное восприятие общественно-полез­ной деятельности означает сознательное отношение к другим людям, стремление найти свое место в социуме и играть в нем определенную роль, готовность к социальному функционирова­нию в обществе.

Исходным педагогическим моментом в данном случае явля­ется необходимость развития у учащихся качеств, которые по­могут им реализовать себя: самостоятельности и инициативнос­ти, уверенности в себе, способности к рефлексии, социальной мобильности, способности к сотрудничеству. Ценность же обще­ственно-полезной деятельности будет свидетельствовать о спо­собности подростков к социокультурному самоопределению, яв­ляющемуся стержневым свойством личности, свидетельствую­щим о готовности включиться в личностно мотивированную общественную деятельность.

Психолого-педагогическими условиями формирования цен­ности общественно-полезной деятельности следует считать усло­вия, которые обеспечивают реализацию познавательных побуж­дений учащихся, развитие у них потребности в активных дей­ствиях, стимулируют проявление их активности в социальном взаимодействии, способствуют созданию мотивации к овладе­нию новыми формами и средствами деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Ведущая деятельность (ВД) (ввел Блонский) это та деятельность ре­бенка в рамках социальной ситуации развития, вы­полнение которой определяет возникновение и фор­мирование у него основных психологических ново­образований на данной ступени развития. Чем старше ребенок, тем больше видов д-ти он осваивает. Но разные виды д-ти оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и л-и ребенка происходящие на каждом возрастном этапе обусловлены ВД. Ученик и последователь Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев выделил 3 признака ВД:1.В форме ВД возникают и дифференцируются новые виды д-ти.2.В этой д-ти формируются и перестраиваются отдельные психич-е функции (в игре – творческое воображение).3.От нее зависят наблюдаемые в это время изменения л-ти. Ведущей не может стать любая д-ть, которой ребенок отдает много времени. Все многообразиечеловеческой д-ти можно свести к трем основным видам: труд, учение и игра. Каждый из этих видов д-ти является на определенных этапах жизни: игра – дошкольный период; учение – младший школьный возраст, отрочество, юношество; труд – зрелость и старость. Младенчество – непосредственное эмоциональное общение. Раннее детство – предметная д-ть. Дошкольный возраст – игра. Младший школьный возраст – учебная Деятельность. Подростковый возраст – интимно-личностная (Эльконин), общественно-полезная. Юношество – учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение «Кто Я?». ВД порождает центральные новообразования (Выготский). Эта теория получила наибольшее признание. Вместе с тем некоторые психологи рассматривают в качестве определяющих факторов психического развития другие аспекты д-ти. С.Л. Рубинштейн выражает сомнение по поводу тезиса об игре как ведущей форме д-ти в развитии ребенка-дошкольника. Идея Д.Б. Эльконина о чередовании фаз развития. В разных по уровню развития группах ведущими временно или постоянно оказываются весьма различающиеся по содержанию, интенсивности и социальной ценности типы д-ти. Это полностью размывает представление о «ведущем типе Деятельности» как основании периодизации развития л-ти. Личностно образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не доминирование одного типа д-ти, преимущественно ответственного за успешное достижение целей развития. У каждого индивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий ему ведущий тип д-ти, позволяющий отличать его от многих других. Общий вывод состоит в том, что нельзя указать один, раз навсегда данный, фиксированный для каждого возрастного периода «ведущий тип д-ти».

Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Мальчик играетРоль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

источник

Общепризнанным в отечественной психологии является положение о том, что развитие происходит в процессе присвоения индиви­дом общественно-исторического опыта людей. При этом «присвоение» не есть пассивное приспособление ребенка к сложившимся условиям окружающей жизни. Оно выступает как результат его активной деятельности, посредством которой он овла­девает общественно выработанными способами ориентации в предметном мире и средствами его преобразования, которые постепенно становятся формами деятельности растущего человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др).

Необходимо указать на исключительно важный момент: для того, чтобы правильно отражать окружающие явления и усвоить подлинные значения этих предметов ребенок «. должен осуществить по отношению к ним деятельность, адекватную той человеческой деятельности, которая в них «опредмечена», «воплощена».

Читайте также:  Полезно ли море для организма

Развитие психических процессов и свойств личности ребенка зависит от особенностей содержания и структуры его деятельности.

Все качества, свойства личности ребенка, и желания, и цели, интересы и способности проявляются и формируются в делах, в различных видах её активной деятельности. Именно в процессе активного усвоения общественного опыта ребенком раскрываются его цели и мотивы, его стремления и желания, его личностные особенности. В процессе деятельности (игровой, учебной, трудовой) ребенок вступает в многочисленные и разнообразные отношения со своими сверстниками и взрослыми. Разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства и способности. В зависимости оттого, что и как ребенок делает, т.е. каково содержание его деятельности, от организации и условий этой деятельности и отношения самого ребенка к выполняемой деятельности, у него формируются определенные склонности, способности, черты характера, устойчивые привычки поведения. Личность ребенка формируется в деятельности.

Проблема роли различных видов деятельности в психическом развитии ребенка интенсивно разрабатывается в различных направлениях: производились изучения психологических особенностей игры, учения, труда и общения детей различных возрастов и влияния этих видов деятельности на развитие отдельных психических процессов и формирование личности ре­бенка в целом.

Содержание и структура деятельности изменяются на протяжении детства. Как известно, переход от одного этапа возрастного развития к другому связан со сменой одного вида «ведущей деятельности» другим.

Ведущее значение в младенческом возрасте имеет своеобразная деятельность – непосредственно-эмоциональное общение – которая была выявлена в исследованиях М.И. Лисиной и её сотрудников. Оказалось, что наблюдаемый уже в первые месяцы жизни ребенка и описанный Н.П. Фигуриным и А.М. Щеловановым «комплекс оживления» — это особая форма эмоционального общения ребенка со взрослыми. Первоначально оно про­является как «пассивная» комплексная эмоциональная реакция на появле­ние взрослого с помощью мимически-выразительных средств (улыбка, движения, в большей степени хаотические и т.п.). При определенных усло­виях эти реакции перестают в систему активных действий, направленных на привлечение внимания окружающих, на общение с ними и т.д. (голосовая реакция, смех, плач и т.п.). Многочисленные факты, накоплен­ные в детской психологии, свидетельствуют, что непосредственно-эмоциональные общение играет очень важную роль в разви­тии и становлении личности ребенка.

К концу первого года жизни ребенка ведущее значение начинает приобретать предметно-манипулятивная деятельность, производимая совместно со взрослым. В ходе ее ребенок овладевает общественно сложив­шимися способами употребления предметов домашнего обихода и простейших инструментов. В процессе действия с предметами и игрушками у детей интенсивно развиваются отдельные психические процессы, особенно восприятие и наглядно-действенное мышление. По мере овладения действиями с конкретными предметами дети начинают переносить эти действия на другие предметы, имеющие другое назначение в жизни. Происходит обобщение предметных действий. Тем самым создается предпосылка для перехода к игровой деятельности, которая становится ведущей в дошколь­ном детстве.

Игру необходимо рассматривать как форму «жизни и особой деятельности ребенка по ориентации в мир человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности»1.

Большой вклад в формирование личности и развитие отдельных сторон психики ребенка вносит ролевая игра, которая достигает высшей точки своего развития в старшем дошкольном возрасте.

Роли, игровые действия, игровое употребление предметов и межличностные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется ход игры — все это составные части ролевой игры. Дети при помощи игровых действий, соответствующих принятым ролям, выражают отношение между людьми.

Таким образом, игра является особым способом проникновения в недоступные для непосредственного участия детей сферы жизни и отноше­ния взрослых, одной из форм подготовки детей к последующему участию в жизни общества.

Необходимо различать обще развивающее и узко дидак­тическое значение игры в развитии ребенка. Дидактическое значение сводится к приобретению новых представлений, навыков и уме­ний. Обще развивающее значение игры проявляется в возникновении но­вых по своему содержанию мотивов деятельности, формировании некото­рых общих механизмов познавательной деятельности и развитии произвольного поведения. Например, к концу дошкольного возраста возникает стремление стать взрослым, конкретным выражением которого является желание поступить в школу и начать выполнять серьезную общественно значимую деятельность.

Именно в игровой деятельности у дошкольника возникают основные психологические новообразования — ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, развиваются личностные «механизмы» поведения – контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

В игре также развиваются детское воображение, способность оперировать символами и знаками, которые в обобщенном виде представляют или замещают реальные предметы и их отношения. Стремление к общественной оценке, развитое воображение и умение использовать символику служат основными моментами, характеризующими готовность ребенка к школе.

Все познавательные сведения и умения усваиваются дошкольниками в форме игры (через богатую серию дидактических игр). Учение в этот период еще не стало самостоятельным компонентом дошкольного воспитания.

Учебная деятельность как специальная деятельность человека по усвоению теоретических форм мышления или более сложной формы опыта людей становится ведущей в младшем школьном возрасте. Она становится главным содержанием жизни ребенка, хотя определенную часть опыта ребенок усваивает в игре, общении, в предметных действиях. Учебная деятельность формируется в результате постепенной перестройки игровой деятельности, в процессе которой существенно изменяются мотивы поведения ребенка, открываются новые источники развития его познавательных и нравственных сил.

По данным Л.И. Божович и других, учебная деятельность отличается от игры, прежде всего, своей мотивацией. Уже к концу дошкольного возраста игровые мотивы постепенно утрачивают для ребенка свою побудительную силу, и у ребенка возникает стремление к серьезной познавательной, общественно значимой деятельности. Однако социальный смысл учения открывается в процессе школьного обучения: дети постепенно начинают понимать, что не достижение каких-либо внешних результатов, а само совершенствова­ние путем усвоения новых знаний и приемов, развития способностей, не­обходимых для будущей деятельности, является главным в учебной дея­тельности.

Формирование в процессе учебной деятельности новых мотивов и новых задач ведет к коренному изменению внутренней позиции ребенка, переход от позиции «практической» или «утилитарной» к позиции «теоретической» или «познавательной».

Структура учебной деятельности во многом отличается от структуры игры: она целенаправлена, результативна, обязательно, произвольна. Она служит предметом общественной оценки и поэтому определяет положение школьника среди окружающих, от чего зависит и его внутренняя позиция и его самочувствие.

В силу этих особенностей учебная деятельность становится той деятельностью, которой формируются основные психологические новообразования младшего школьного возраста: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающего от детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность, по мнению известного психолога В.В. Давыдова, является основой возникновения у младших школьников двух основ­ных свойств психических процессов – их произвольности, а также возмож­ности протекать «в уме», «про себя», что позволяет ребенку заранее плани­ровать свою работу.

О ведущей деятельности подросткового возраста нет единого мнения. В 60-е годы выдвинуто два предположения. Согласно одному из них, ведущим типом деятельности у подростка является общение, предмет ко­торого — другой человек, а содержание — построение взаимоотно­шений и взаимодействий с ним. Согласно второму, ведущим является общественно-полезная деятельность. Работы последних лет отдают пред­почтение последнему. Так, В.В. Давыдов указывает, что «ведущей деятельностью подросткового возраста выступает общественно-полезная деятельность в любых её формах: производственно-трудовой, художест­венной, общественно-организационной, спортивной, учебной. Все формы общественно-полезной деятельности, а главное, свободный переход от одной формы к другой, являются основой построения разных видов обще­ния» ( ).

Таким образом, общественно полезная деятельность, которая обеспечивает развертывание разнообразных форм общения, расширение общения в разных системах является ведущей деятельностью подросткового возраста. Именно эти деятельности наиболее полно отвечают социальной ситуации развития подростка и его внутренней позиции.

В старших классах школы, по мнению некоторых исследователей, на передний план вновь выступает учебная деятельность, но уже с профессиональным уклоном. Происходит, согласно В.В. Давыдову, как бы возвращение к учению, но не просто к усвоению основ отдельных наук, а возможных областей профессиональной деятельности (дифференциация учебных интересов, более углубленное занятие какими-то учебными предметами).

Однако многие отечественные психологи единодушны, что проблемы самоопределения, поиска цели и смысла своего существования впервые возникают как актуальные и поэтому начинают играть роль важнейших факторов психического развития в период ранней юности.

«Основным психологическим новообразованием старшего школьника, – пишет В.В. Давыдов, – является самосознание, т.е. рефлексия на собственный жизненный путь и на принятые общественные ценности».

По мнению Л.И. Божович, выбор дальнейшего жизненного пути, са­моопределение, становятся для юношей и девушек тем центром жизнен­ной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, и все их интересы.

Ранняя юность – пора нравственного самоопределения. В эту пору мир идей начинается все более пристально сопоставляться с реальной жизнью, поведением других людей. Юноша как бы примеряет к себе то, о чем слышит, что видит вокруг: а как бы поступил я на его месте, смог бы, согласился бы и. т.д.

В пору юности – человек начинает сам сознательно строить свои идеалы. Вначале ставится вполне осознанная цель — найти свой идеал, а затем идет сложная внутренняя работа по созданию такого преднамеренного идеала. Переход к обобщенному идеалу – важнейший пункт для всего нравственного и психического развития личности в ранней юности. Лишь теперь принципы поведения из нестойких и подражательных полностью становятся внутренними и устойчивыми, образуя в своей совокупности единую, отчетливо создаваемую нравственную позицию — стержень личности. Теперь эта позиция сама все более властно строит и преобразовывает юношу или девушку, все более определяет главные направления их душевного развития, а вместе с тем и конкретные черты их облика. У юношей и девушек интеллектуальная деятельность приобретает личный характер, что связано с самоопределением и стремлением их к выработке своего мировоззрения. По словам Л.И. Божовича, у них «есть настоящая потребность составить обо всем окружающем свое собственное представление, утвердить свое личное миропонимание, мировоззрение»1. Все это дает основание говорить о том, что деятельность самоопределения становится ведущей в этом возрасте.

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 7664 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

МОУ «Ананьинская основная общеобразовательная школа»

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно — потребностную сферу растущего человека. Деятельностью, наиболее сензитивный подростковому возрасту, является специально организуемая общественно полезная деятельность, выступающая как основное усилие целенаправленного педагогического воздействия на личность ребенка, на формирование у него в процессе деятельности определенной иерархии потребностей, мотивов и целей (). Именно эта деятельность в наибольшей степени обеспечивает развитие социальной активности школьника, способствуя его самоутверждению в глазах взрослых и своих собственных.

Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т. е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.

В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

Следует также разнообразить формы и методы организации выполнения заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.

Виды и содержания общественно полезной деятельности

1.Самообсуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

2.Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.

3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.

4.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

Что же должен делать учитель, чтобы общественно полезная деятельность стала содержательной?

1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.

2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.

3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.

Читайте также:  Простые вкусные и полезные блюда

4. Использовать в системе такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знания, национальных действий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.

Памятка по организации коллективной общественно полезной деятельности.

1.Проверь, все ли готово к работе.

2.Приступай работе сразу, не теряй ни минуты.

3.Выполняй задания старательно, не отвлекайся от дела.

4.Думай, что нужно сделать, чтобы ускорить работу.

5.Выполнил свое задание – помоги товарищу.

1.Сначала выясни, какое значение имеет работа, в которой предстоит участвовать. 2.Точно определи объем своего задания и задания для всех. Помни : твое задание — часть общего задания. 3.Точно знай, кто что будет делать, за какой участок будет отвечать. 4.Выполняй свою работу в срок и как можно лучше. 5.Смотри за работой товарищей. Если надо, ускорь работу, чтобы не задерживать других. 6.Помогай товарищам. Научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа. 7.Проверяй качество своего труда, требуй от других, добивайся, чтобы все работали на совесть. 8.Будь справедливым в оценке своей работы и труда товарищей. Учись хорошей работе у других.

Содержи в порядке свое рабочее место

1.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

2.Используй подкладные листы во время выполнения каждой работы.

3.Закрепляй заготовки надежно, так, чтобы они не двигались и не портили стол.

4.Не забивай гвоздей в стол, не делай надписей и пометок на нем.

5.Не пробуй остроту инструментов на деталях и столе.

6.Бумагу, стружку и прочий мусор выбрасывай в отведенное для этого место.

1.В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчетливо расходуй их. Помни правило: у нас расходы идут в доходы.

2.Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.

3.Наглядные пособия, книги, журналы, газеты, рисунки, чертежи не мни, не ври, сохраняй и береги.

4.Береги время, используй каждую минуту в деле.

5.Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.

1.Природа – это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.

2.Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.

3.Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.

4.Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.

Примерные планы подготовки и проведения нескольких видов общественно полезной деятельности учащихся во внеурочное время.

1.Операция «Книжка заболела»

Цель этой операции – воспитание у детей бережного отношения к книге.

Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.

2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»

Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.

3. Операция «Поиск волшебных трав»

Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных лекарственных растений.

4.Рейд «Скорая зеленая помощь»

Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.

5.Рейд-смотр «Как живешь учебник?»

Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.

Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.

Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.

«Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки»,

«Всякая вещь трудом создана»,

«Что значит быть бережливым?»,

«Буду маме помогать, буду всюду убирать»,

«За что надо любить и беречь книгу?»,

«Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям»,

«Про колосок и хлеба кусок»,

«Крошка хлеба на землю упала»,

«Как завтрак к тебе на стол пришел?»,

«Кто своим трудом радует других?»,

«Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»,

«Учись приносить людям пользу»

«Всегда найдется дело для умелых рук»,

«Где и кем работают мои родители»,

«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»

«Папа, мама, я – спортивная семья!»,

«Что могут сделать наши руки?»,

«Как много на свете интересных профессий!»,

«Что мы знаем друг о друге»,

I четверть «Осенние мотивы»

Экскурсия на пришкольный участок.

Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян.

Сбор листьев для гербарий.

Папка-гербарий «Мои любимые цветы»

Операция «Витамин». Сбор желудей и шишек.

Праздник урожая «Хлеб-наше богатство.

Путешествие в страну «Золотая осень»

Конкурс рисунков «Я рисую осень!»

Выставка «Мы творим чудеса!»

Литературно музыкальный вечер «Наши родники»

II четверть «Мы сами мастера»

Изготовление флажков к празднику

Поход в садик к празднику «Я люблю свою страну»

Встреча с мастерами-плотниками.

Разучивание песен о мамах.

Конкурс стихов «Я люблю тебя мама.»

Праздник «Дорогие наши мамы.»

Игра «Мы делаем снежные фигурки»

Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!»

источник

Общественно — полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

Цель : содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

— воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

— ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью). Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

То же, что в I классе, и дополнительно:

Уборка комнаты после труда.

Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

То же, что во II классе, и дополнительно:

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Забота о больных товарищах.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

То же, что в III классе, и дополнительно:

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

Участие в санитарной комиссии по школе.

Работа в составе совета дружины.

То же, что в IV классе, и дополнительно:

Шефство в I, II и III классах.

Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

Украшение школы к праздникам.

То же, что в V классе, и дополнительно:

Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

То же, что в VI классе, и дополнительно:

Посадка деревьев и цветов на своих участках.

Починка парт, столов, стульев.

Организация уголка по подготовке к экзаменам.

Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; — развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; — вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

источник

Источники:
  • http://studopedia.org/10-66482.html
  • http://russiancommun.livejournal.com/230122.html
  • http://studopedia.ru/17_25809_obshchestvenno-poleznaya-deyatelnost-kak-tsennost.html
  • http://studfiles.net/preview/4190214/page:26/
  • http://studopedia.su/11_76121_rol-deyatelnosti-v-razvitii-lichnosti-rebenka.html
  • http://pandia.ru/text/78/249/86178.php
  • http://infourok.ru/doklad-na-temu-obschestvennopoleznaya-deyatelnost-904745.html