Воспитание, развитие и обучение детей с ограниченными возможностями в коррекционной школе
Общественно полезный труд
Наиболее специфичным для коррекционной школы методом воспитания чувства долга и ответственности служит приучение школьников к трудовой деятельности. Систематическое участие школьников в общественно полезном труде (ОПТ), детальная мотивированная оценка его результатов приучат к выполнению порученного задания.
К специфическим задачам этапа обучения 1 — 4 классов относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в условиях мастерских профессионального обучения. Необходимо формирование ряда организационных умений и навыков, например, необходимо научить школьников не мешать друг другу во время работы, не отвлекаться на посторонние дела. Они должны научиться правильно и быстро надевать спецодежду, убирать на рабочих местах, подметать пол и т.п., то есть овладеть теми конкретными умениями, на формирование которых не имеет смысла тратить учебное время в дальнейшем обучении.
Примерный план по ОПТ в 1 классе
1. Беседа о дежурстве по классу. Практикум-дежурство по классу
2. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски
1. Оказание помощи в поддержании чистоты школьного двора
2. Удаление мусора, остатков растений, сухих веток и т.д.
1. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)
2. Размножение комнатных растений
3. Самообслуживание дома. Помощь родителям. Сервировка стола
1. Изготовление дидактического материала
2. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий
Примерный план по ОПТ во 2 классе
1. Уход за комнатными цветами (пересаживание, рыхление почвы)
3. Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников
1. Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор)
2. Удаление мусора с клумб, рыхление почвы
3. Влажная уборка классной комнаты
4. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями)
1. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски
3. Сухая чистка одежды щеткой
1. Вывешивание кормушек, подкормка птиц
2. Мытье стен и дверей классной комнаты
3. Изготовление геометрического материала
4. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)
1. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий
3. Подкормка зимующих птиц
1. Изготовление учебных пособий
2. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями, за животными, за птицами)
3. Мелкий ремонт учебников и книг
4. Мытье парт, подоконников, батарей в классной комнате
1. Мелкий ремонт книг и журналов из библиотеки
2. Влажная уборка классной комнаты
3. Пересадка и размножение комнатных растений
1. Рыхление приствольных кругов деревьев и кустарников
2. Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе
3. Экскурсия в магазин. Покупка хлеба.
4. Посев цветочно-декоративных растений
2. Уход за цветочно-декоративными растениями
3. Экскурсия в столовую. Сервировка стола
Примерный план по ОПТ в 3 классе
1. Заготовка семян древесных и кустарниковых пород
2. Перекопка почвы, разравнивание почвы на пришкольном участке
3. Посадка и посев цветочных растений
4. Работа по благоустройству школьного двора
5. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски
1. Уборка школьного двора (подмести листья, собрать мусор)
2. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями)
3. Работа по благоустройству школьного двора
4. Мелкий ремонт мебели (закручивание болтов в стулья)
5. Генеральная уборка класса
1. Уход за комнатными растениями
2. Мелкий ремонт учебников и книг
3. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями)
4. Работа по благоустройству школьного двора
1. Работа по очистке школьной территории от снега
2. Уход за комнатными растениями
3. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски
4. Мелкий ремонт книг и журналов
5. Изготовление поделок к Новому году
2. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски
4. Подкормка зимующих птиц
5. Работа по очистке школьной территории от снега
1. Работа в «зимнем саду» (уход за растениями, за животными, за птицами)
2. Подкормка зимующих птиц
3. Мелкий ремонт учебников и книг
4. Работа по очистке школьной территории от снега
5. Уход за комнатными растениями
1. Работа по благоустройству школьного двора
2. Изготовление поделок к празднику женщин
3. Протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски
4. Уход за комнатными растениями
5. Мелкий ремонт мебели
1. Удаление мусора, остатков растений в школьном дворе
2. Уход за комнатными растениями
3. Перекопка почвы, разравнивание почвы на пришкольном участке
4. Посев цветочных растений
5. Мелкий ремонт мебели
2. Уход за комнатными и овощными культурами
4. Выращивание цветочно-декоративных растений
5. Генеральная уборка класса
Примерный план по ОПТ в 4 классе
1. Вводное занятие, посвященное живой природе
2. Экскурсия на природу (сбор репейника)
4. Работа по благоустройству школьного двора
1. Перекопка и выравнивание почвы
2. Влажная уборка классной комнаты
3. Уход за кустарниками и подготовка их к зиме
1. Уход за комнатными растениями
2. Изготовление кормушек из пакетов
3. Сбор рябины (для подкормки зимующих птиц)
4. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий
1. Изготовление кормушек из картона
2. Изготовление кормушек из полиэтиленовых бутылок
3. Изготовление кормушек из фонеры в школьной мастерской
4. Развешивание кормушек на деревьях
1. Проращивание семян для витаминной подкормки
2. Раскладывание корма по кормушкам
3. Работа по очистке школьной территории от снега
1. Подкормка зимующих птиц
2. Генеральная уборка класса
3. Поделки к празднику 23 февраля
4. Уход за растениями в классной комнате
1. Уборка клеток, поилок, кормушек в зимнем уголке
2. Изготовление поделок к празднику 8 марта
3. Генеральная уборка класса
2. Подготовка почвы к посеву овощных культур, посадка капусты, помидоров
1. Посадка цветочно-декоративных растений
2. Высадка овощных культур на пришкольном участке
3. Генеральная уборка класса
Название | Образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей №121» |
страница | 34/89 |
Дата публикации | 01.02.2015 |
Размер | 12.72 Mb. |
Тип | Образовательная программа |
h.120-bal.ru > Документы > Образовательная программа
Тематическое планирование раздела « Общественно-полезный труд» |
Планирование составлено на основе программы «Начальная школа21 век»
Лихолат Т.В. «Наблюдаем и трудимся»
№ | Тема | Часы |
1. | Осенняя экскурсия « Деревья и кустарники» | 2 |
2. | Осенняя экскурсия «Травянистые растения» | 1 |
3. | Осенняя экскурсия «Хвойные растения» | 2 |
4. | Сувениры для выставки « Краски осени» | 2 |
5. | Проверка качества семян овощных культур | 1 |
6. | Подзимний посев семян овощей на пришкольном участке | 1 |
7. | Птицы зимой. Изготовление кормушек. | 3 |
8. | Живые витамины. Выращивание зелёного лука. | 3 |
9. | Цветник на окне. | 2 |
10. | Сад на окне | 2 |
11. | Класс и школа – цветущий сад. | 2 |
12. | Комнатные растения и уход за ними | 2 |
13. | Аквариум и его обитатели | 1 |
14. | Весенний посев семян. Посадка деревьев и кустарников | 4 |
15. | Весенняя экскурсия. | 2 |
Основные разделы:
- Операция « Книжкина лечебница». Оказание помощи работникам библиотеки. 3часа
- Операция «УЮТ» Поддержание порядка в классе, школе и дома.10 часов
- Уроки Мойдодыра. Формирование навыков личной гигиены.10 часов
4)Город мастеров. Изготовление поделок и рисунков по тематическим мероприятиям.10 часов
Планируемые результаты: выпускник начальной школы должен владеть простейшими приемами ухода за растениями, книгами и школьными принадлежностями. Ученики должны испытывать чувство сопричастности и сострадания к ближнему.
Шаг№6 Проектная деятельность.
Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся
Задачи: — формировать коммуникативные умения, учить работать с различными источниками информации,
воспитывать целеустремленность и настойчивость
Требования к проектной деятельности учащихся:
— краткосрочные, безопасные, групповые или индивидуальные, работа с различными источниками информации
1.Математика: игры с числами, магические квадраты, фокусы с числами, логические игры (шашки, шахматы, морской бой), пословицы с числами
2. Семейная культура, моя родословная , мой семейный альбом, семейные путешествия, семейные увлечения
3. Окружающий мир, погода своей местности, местные виды насекомых (птиц, зверей), — домашние животные вокруг нас, географические названия.
Направление внеучебной деятельности | Образовательные формы | Уровень результатов внеучебной деятельности | Преимущественные формы достижения резулдьтатов |
Проектная деятельность 3.Окружающий мир и технология 4 класс | Школьный клуб «Хочу все знать» | 1. Приобретение школьником социальных знаний | Создание проектов |
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Проведение конкурсов на выбор лучшего проекта | ||
3. Получение опыта самостоятельного социального действия | Презентация своих проектов в сети Интернет |
Планируемые результат: выпускник начальной школы должен владеть простейшими приемами работы с источниками информации, уметь организовывать совместную деятельность со сверстниками при создании проектов.
Календарно- тематическое планирование
В.Н.Касаткина « Педагогика здоровья»
1 класс. 33 часа.
урока
Календарно-тематическое планирование
1 класс 33 часа
Уроки речевого творчества.
Составитель: Н.Н.Каландарова Москва « ВАКО» 2008 год
Пояснительная записка.
Важнейшая задача учителя создание условий для появления у учащихся положительных эмоций
по отношению к учебной деятельности. Разнообразные методы и приемы, используемые на уроке речевого творчества, повышают эмоциональный уровень учащихся, способствуют формированию позитивного отношения к учёбе. Урок речевого творчества- это попытка интеграции уроков русского языка, развития речи и литературного чтения.
Цель занятий: углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, речи. Эмоционального мира учеников.
занятия
Литература:
- Бетенькова Н.М,Фонин Д.С. « Конкурс грамотеев:Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы» Книга для учителя. Москва, 1995 год
- Ефремушкин О.А. «Школьные олимпиады для начальных классов» Ростов –на-Дону, 2004.
- В.Волина «Занимательное азбуковедение» Просвещение, 1991 год
4.Кириллова О.Н. Проект» Любимые игрушки»
5.Кузнецова И.В. « Интеллектуально-личностный марафон по «Школе 2100»
источник
Методические рекомендации по обеспечению системной организации общественно полезного труда
учащихся 5‑11 классов учреждений общего среднего образования
Общественно полезный труд учащихся учреждений общего среднего образования является важнейшим средством трудового воспитания, способствует реализации профессионального выбора, осознанию социальной значимости профессиональной деятельности.
Общественно полезный труд организуется в учреждениях общего среднего образования с целью формирования:
культуры трудовой и профессиональной деятельности, уважения к людям труда;
интереса к рабочим профессиям, закрепления знаний, умений и навыков, получаемых в процессе трудового обучения;
трудолюбия, бережливости, стремления к созданию общественно полезных продуктов.
Необходимыми условиями организации общественно полезной деятельности учащихся являются:
взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей, учреждениями производственной и социокультурной сферы по развитию трудовой активности учащихся;
оптимальный выбор и сочетание различных форм организации трудовой деятельности;
использование разнообразных видов общественно полезного труда.
Основные виды общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования:
самообслуживание (уборка рабочего места, сервировка обеденного стола, дежурство в обеденном зале, влажная уборка учебного помещения и др.);
изготовление и ремонт наглядных и учебных пособий (изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов и др.);
уход за растениями (работы на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), уход за садом и цветниками, выращивание продукции для школьных столовых и др.);
благоустройство территории (озеленение, уход за газонами, поддержание чистоты дворов, улиц, скверов и парков, ремонт и благоустройство мест отдыха и др.), благоустройство помещений (ремонт мебели, спортивного и игрового инвентаря и др.);
уход за мемориальными комплексами, памятниками, воинскими захоронениями и другими исторически значимыми местами;
оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе.
В учреждении общего среднего образования используются следующие формы организации общественно полезной деятельности учащихся 5-11 классов: конкурсы, соревнования, акции, трудовые и экологические десанты, творческие проекты, субботники, смотры-конкурсы, «зеленые» и «голубые» патрули, концерты агитбригад, дежурства и др.
Общественно полезный труд организуется в соответствии с планом работы учреждения общего среднего образования и реализуется в течение учебного года во внеурочное время и каникулярный период.
Координация деятельности по организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов в учреждениях общего среднего образования возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, в классе – на классного руководителя, на учебно-опытном участке (школьном лесничестве), производственной (учебно-производственной) мастерской – на педагогического работника, ответственного за данный участок. Контроль за распределением и выполнением работ осуществляет заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по административно-хозяйственной работе учреждения общего среднего образования.
Педагогические работники, при организации общественно полезного труда учащихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, несет ответственность за:
подготовку оборудования (инструментов, приспособления, материалов);
инструктаж учащихся по охране труда с регистрацией (записью) в журнале;
выполнение учащимися правил техники безопасности, правил охраны труда и санитарно-гигиенических требований;
сохранение жизни и здоровья учащихся в период выполнения общественно полезных работ.
В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬот 27 декабря 2012 г. № 206 Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов
(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,
П.121. ГЛАВА 9.
Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:
25 минут в учебную неделю в 1–2-х классах;
45 минут в учебную неделю в 3–4-х классах;
одного часа в школьную неделю в 5–8-х классах;
1 часа 30 минут в школьную неделю в 9–11-х классах.
В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:
самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1–2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3-го класса; уборка территории – с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения – с 8-го класса;
собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3–11-х классов;
ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3–11-х классов;
благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5–11-х классов;
изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5–11-х классов;
ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8–11-х классов.
Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:
со списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 «Аб Спісе работ, на якіхзабараняеццапрымяненнепрацыасобмаладзейвасемнаццацігадоў»;
с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 8/22875);
с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 274, 8/22916).
Также запрещается привлекать учащихся:
к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;
к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;
к мытью полов учащимися младше 14 лет;
к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.
источник
Положение об организации общественно полезного труда обучающихся I. Общие положения 1.1. Общественно полезный труд обучающихся в школе
Положение
об организации общественно полезного труда обучающихся
1.1. Общественно полезный труд обучающихся в школе организуется в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиНа 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профильного обучения и труда подростков», Уставом школы.
1.2. Направлениями общественно полезного труда являются работы для своей школы по охране природы и благоустройству ее территории.
1.3. Педагоги школы осуществляют педагогическое руководство трудовой деятельностью обучающихся, обеспечивают связь с трудовым обучением, общеобразовательной подготовкой, воспитательную и профориентационную направленность.
1.4. Конкретное содержание общественно полезного труда обучающихся определяется руководителем школы по согласованию с родителями обучающихся ( их законными представителями ).
1.5. На общественно полезный труд выделяется время от 0,5 часа до 1,5 часа в зависимости от характера выполняемой деятельности.
· формирование осознанной потребности в труде,
· воспитание уважения к людям труда,
· воспитание заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе,
· закрепление умений и навыков, знаний, получаемых в процессе трудового обучения,
· участие в экологически значимой деятельности обучающихся на территории школы.
III. Содержание и организация общественно полезного труда обучающихся.
3.1. Общественно полезный труд является составной частью содержания трудового обучения и воспитания обучающихся.
3.2. Формы организации общественно полезного труда включают:
· субботники, экологические акции и десанты,
· работу в летнем оздоровительном учреждении дневного пребывания,
3.3. При организации общественно полезного труда необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда.
4.1. Обучающиеся допускаются к участию в общественно полезном труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, а также обучения безопасным приемам труда и проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.
4.2. Запрещается привлечение обучающихся к работам:
· противопоказанным их возрасту,
· опасным в эпидемиологическом отношении,
· связанным с применением ядохимикатов,
· с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.
4.3. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляют учителя и воспитатели.
5.1. Обучающиеся школы, участвующие в общественно полезном труде, организаторы и руководители труда школьников могут поощряются в установленном порядке.
Программа «Общественно-полезный труд»
Общественно- полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.
В основных направлениях реформы общеобразовательной школы особое значение придается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания. Используя широкие возможности общественно- полезного труда, следует прививать младшим школьникам необходимые в жизни навыки самообслуживания, приемы ручной работы с различными материалами, умение ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия, участвовать в благоустройстве школьных дворов, оздоровительных площадок и других общественно полезных делах.
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. ^ Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в школе, классе, на учебно-опытном участке, школьном дворе. Учащихся приучают к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию своих вещей в определенном месте, пришиванию пуговиц, чистке обуви и одежды и др. Их привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой, к уборке классных помещений, рабочей комнаты, коридоров, уходу за растениями в классах, на учебно-опытном участке школы. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др. Самообслуживание планируется учителем, в общем плане предусматриваются виды работ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, место и сроки проведения, материальное обеспечение.
Работа организуется по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.
Основное условие успеха воспитательной работы — единство требований к учащимся школы и семьи. Для достижения такого единства воспитатели школы проводят беседы с родителями об обязанностях учащихся по самообслуживанию в дома.
Трудовая деятельность учащихся поощряется учителем в устной форме, как в процессе выполнения работы, так и после ее завершения. При этом обращается внимание на то, как выполняется работа (порядок на рабочем месте, аккуратность, помощь товарищу, качество выполненной работы и др.).
В школе дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране. Создаются уголки живой природы, проводятся вечера и праздники знатоков природы..
В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе.
Организуя труд на цветнике, учебно-опытном участке, можно выработать у учащихся жизненно необходимые практические навыки.
В младших классах, как правило, ученики выращивают цветочные растения. Они обрабатывают почву, высевают семена цветочных культур в грунт, ведут уход за посевами, удаляя сорняки, проводя полив и т. д.
Работа с однолетними растениями должна чередоваться с уходом за многолетними цветами. Необходимо так подобрать культуры, чтобы с весны до осени — всегда были цветущие растения. Обилие их вызывает у школьников радость от проделанной работы.
Внеурочное время предусматриваются специальные трудовые занятия на территории школы. Осенью дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках. Зимой своевременно нужно очищать от заносов запасные выходы, подъезды и подходы к школе. Весной учащиеся отбрасывают снег от стен школы, прокапывают канавы для вешних вод, разбрасывают слежавшийся снег, убирают вытаявший после зимы мусор. Как правило, хозяйственная необходимость этих работ осознается учащимися без долгих убеждений.
Если же у учащихся возникает нежелание наводить порядок во дворе школы, преодолеть его можно с помощью индивидуальных заданий и строгого учета, различных моральных поощрений. Быстрое выполнение задания не освобождает сильных учеников от помощи слабым и особенно девочкам. После уборки полезно бывает в качестве подведения итогов собрать всю группу и показать ей результаты работы. Прилегающая к школе территория, т. е. все то, что находится в непосредственной близости от школы, представляет объект для организованного детского труда по благоустройству. Осенью необходимо прочистить канавы, убрать отмирающие растения, листья, засохшие и ломанные ветки, обрезать лишние ветки на деревьях и кустарниках. Зимой воспитанники расчищают от снега и льда дорожки, во время гололеда посыпают их песком. Весной перекапывают цветники, окапывают кусты и деревья, сажают новые, выращивают цветы, борются с сорняками, поправляют и ремонтируют изгороди, тротуары и дороги.
При проведении этих работ приходится часто напоминать учащимся об осторожности, так как работают они вблизи проезжей части улицы, а то и на ней. Особенно много внимания необходимо уделять младшим учащимся, которые, расшалившись, могут выбежать на проезжую часть улицы. Учителям приходится держать детей компактно, хотя это нередко и мешает работе. Если на школьном дворе группа может быть рассредоточена, то за пределами школьной территории этого делать нельзя, иначе можно потерять управление детьми.
Много объектов общественно полезного труда дети найдут в микрорайоне школы. Работа по благоустройству воспитывает у школьников такие качества, как хозяйственность, аккуратность, способствует возникновению чувства сопричастности к заботам своего города.
Материалы реформы ориентируют учительство на необходимость экономического воспитания учащихся. Большое значение придается воспитанию у учащихся бережного отношения к общественному достоянию, школьному имуществу, учебникам, привитию навыков рачительного хозяйствования. Формирование этих качеств — неотделимая часть процесса трудового воспитания учащихся. Экономическое воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, планируемой работой в школе, микрорайоне.
Родители по рекомендации педагогов продолжают целенаправленное трудовое воспитание детей дома. Труд взрослых и детей по хозяйству закрепит приобретаемые учениками умения и навыки, превратит труд в привычку, которая не будет отягощать детей, а станет их потребностью.
^ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА.
ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА
Трудовое воспитание — процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов и диафильмов, экскурсии, ‘встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры. Но главное — это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения и навыки.
«Примерным содержанием воспитания школьников» и учебными программами предусматриваются разнообразные виды общественно полезного труда младших школьников:
1.Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений; определение сроков посева семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора, близлежащей улицы, посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.
Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Помощь шефам в уборке территории двора, усадьбы и помещений. Выполнение поручений ГАИ, пожарных инспекций, почты, общества охраны природы и других организаций.
Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Названные виды труда не исчерпывают всего многообразия видов общественно полезного труда. В каждой школе и классе учитывают местные условия, ближайшее окружение и находят свои виды труда.
Что же должен делать учитель, чтобы детский труд стал содержательным?
- Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.
- Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.
- Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
- Использовать в системе такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.
Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации труда должно быть сосредоточено внимание учителей и воспитателей. В этом ключ к использованию воспитательных и образовательных возможностей общественно полезного труда школьников в его коллективных формах.
Ожидаемый результат
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;
— развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
— вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;
-формирование активной жизненной позиции.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТЫ
ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
Экскурсия по школе, в библиотеку и на пришкольный участок. Встреча с работниками библиотеки. Прогулки в лес, парк, сквер: наблюдение за трудовой деятельностью людей; сбор опавших листьев для гербариев. Выполнение обязанностей санитаров, цветоводов, хозяйственников и дежурных. Экскурсия «Наша улица — частица Родины». Беседы: «Кто для нас трудится», «Для чего руки нужны», Участие в операции «Наша улица», «Чистый город». Утренник «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки», «В гостях у Мойдодыра». Конкурс «Что растет на грядке?».
Беседы: «Говорят ли вам «спасибо»?», «Как мы помогаем дома?», Инсценировка «Говорят вещи (книга, карандаш, тетрадь, парта)». Смотры сохранности учебников и тетрадей. Посты бережливых. Организация соревнования между рядами. Сборы «Кто что умеет делать?», «Когда мамы дома нет». Занятие «Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки). Выставка рисунков «Я помогаю дома». Сооружение снежной горки для катания на санках. Экскурсия в зимний лес. Подкормка зимующих птиц.
Беседы: «Всякая вещь трудом создана», «Есть профессий на свете немало», «О самых важных событиях в стране».
Чтение книг и рассказов о труде. Чтение рассказов, стихотворений и статей из журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» и детских журналов.
Экскурсия на почту. Игра в почту. Праздник сказки. Чтение сказок, постановка инсценировок на темы народных сказок. Рисунки к прочитанным сказкам (для выставки).
Праздник посвященный Дню Российской Армии и Военно-Морского Флота. Выставка поделок и рисунков по военной тематике. Классные часы «Наши папы и мамы на работе», «Как мы учились выполнять работу по дому
Праздник «Мамин день». Конкурс-выставка рисунков и поделок (подарков для мам, бабушек, старших сестер). Участие в празднике «Птицы — наши друзья». Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Конкурс «Кто нас обслуживает?». Изготовление поделок из природного материала. Выставки книг и тетрадей.
Беседы: «Чувствуй себя за все в ответе», «Кого называют трудолюбивым?», «Мой друг — режим», «Про колосок и хлеба кусок». Подготовка к Дню космонавтики: игры, соревнования, изготовление из бумаги и картона ракетопланов и самолетов, рисование и лепка. Классный час «Книжкины именины». Участие в празднике «Хлеб — наше богатство». Экскурсия в магазин. Игра в «магазин». Выход во двор школы. Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях. Весенние работы на пришкольном участке. Операции «Чистый двор», «Послушная метелка» (уборка улицы, части сквера или парка). Сбор «Чему мы научились?». Выставка рисунков, поделок, макетов, вышивок. Подведение итогов выполнения общественных поручений. Задания на лето.
источник
Источники:- http://www.metod-kopilka.ru/rabochaya_programma__po_uchebnomu_kursu__obschestvenno-poleznyy_proizvoditelnyy_trud_v_3_klasse-19879.htm
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/04/22/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-obshchestvenno
- http://multiurok.ru/files/obshchestvenno-poleznyi-trud-4-klass.html
- http://infourok.ru/rabochaya-programma-obschestvenno-polezniy-trud-klassi-3343398.html
- http://h.120-bal.ru/doc/3886/index.html?page=34
- http://peski.kobrin.edu.by/ru/main.aspx?guid=24071
- http://pandia.ru/text/81/182/5448.php