Меню Рубрики

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых

Под действием каких сил постоянно изменяется рельеф Земли.

Рельеф Земли постоянно изменяется под действием внутренних и внешних сил.

*Какие территории России испытывают наиболее интенсивные поднятия. Как вы думаете, почему?

Наиболее интенсивные поднятия наблюдаются на Дальнем Востоке, Южной Сибири, Кавказе. Эти территории входят в область кайнозойской складчатости (Альпийско-Гималайский геосинклинальный пояс).

*Определите, какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие – в более южных районах, где происходит таяние льда.

В центрах оледенения преобладают экзарационные формы – ледниковые ложбины, бараньи лбы, фиорды. В местах таяния ледника происходит накопление обломочного материала и формируются камы, озы, гряды конечной морены на озерно-ледниковых равнинах. Еще южнее потоками талых вод образованы зандровые равнины.

1. Какие процессы, происходящие в наше время, свидетельствуют о непрерывном развитии рельефа?

Эндогенные процессы – тектонические движения. Экзогенные процессы – деятельность текучих вод, живых организмов, ветра.

2. Назовите наиболее крупное покровное оледенение четвертичного периода?

3. Какое влияние на современный рельеф оказал ледник?

Из центров оледенения вместе с массой льда увлекалось огромное количество обломочного материала. При этом сглаживались скалы, образовывались рытвины. На юге во время таяния ледника обломочный материал оседал и формировались аккумулятивные формы рельефа.

4. В каких районах нашей страны особое влияние на рельеф оказала деятельность текучих вод, а в каких – деятельность ветра?

Деятельность текучих вод особенно ощутима в районах с наклонными поверхностями и горных районах со значительным количеством осадков. Там, где осадков выпадает мало, преобладает деятельность ветра. На территории страны она выражена в Прикаспийской низменности, на балтийском побережье в районе Калининграда.

5. Какие стихийные явления связаны с литосферой?

Землетрясения, извержения вулкана, обвалы, оползни, лавины, грязекаменные потоки.

1. Какие источники географической информации следует использовать для того, чтобы составить характеристику рельефа той или иной территории?

Тектоническую и физико-географическую карты, аэрофотоснимки и космоснимки.

2. Объясните закономерности размещения основных форм рельефа на территории России. Какие карты вы при этом использовали и почему?

Крупнейшие формы рельефа в своем размещении соответствуют крупным тектоническим структурам. Равнины и низменности находятся на платформах. Горы соответствуют складчатым областям. Для установления закономерности необходимо использовать тектоническую и физико-географическую карту.

3. Докажите, что и в наше время происходит формирование рельефа.

Рельеф Земли непрерывно изменяется под действием внутренних и внешних сил. Эндогенные процессы – тектонические движения. Экзогенные процессы – деятельность текучих вод, живых организмов, ветра.

4. Практическая работа №3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения Земной коры.

Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин, используя следующий план:

5. Составьте характеристику любого из горных массивов России, расположенных на юге Сибири, используя приведенный выше план.

а) где находится территория

Горная система расположена там, где сходятся границы России, Монголии, Китая и Казахстана

б) к какой тектонической структуре приурочена

область каледонской складчатости

в) породы какого возраста слагают территорию

породы каледонского возраста

г) средние, минимальные и максимальные высоты территории, причины их размещения

Минимальные высоты – 200 м в области древнего пенеплена. Максимальные высоты в области альпийского высокогорного рельефа – до 4506 м. Средние высоты 800-1800 м – имеет среднегорный рельеф, который занимает большую половину Алтая.

д) какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа

деятельность текучих вод, физическое выветривание, горные ледники.

е) какие формы рельефа созданы этими процессами; их размещение;

Область древней равнины представляет собой высокие горные массивы с широким развитием поверхностей выравнивания и крутыми, ступенчатыми, изменёнными регрессивной эрозией склонами. Над поверхностями выравнивания возвышаются отдельные вершины и небольшие хребты, сложенные более твёрдыми породами с относительными превышениями 200—400 м. Альпийский рельеф менее распространён, чем поверхность древнего пенеплена. Хребты с альпийскими формами рельефа — это наиболее приподнятые их осевые части (до 4000-4500 м), сильно расчлененные эрозией и морозным выветриванием. Основными формами рельефа здесь являются островершинные пики и карлинги, кары, троговые долины с озёрными котловинами, моренные холмы и гряды, обвалы, осыпи, морозно-солифлюкционные образования. Среднегорный рельеф характеризуется сглаженными, округлыми формами невысоких хребтов и их отрогов, разделённых речными долинами.

ж) какие полезные ископаемые есть на данной территории

полиметаллические руды, ртутные месторождения, железные руды, бокситы, медные руды, руды магния.

з) чем объяснить их нахождение именно здесь

размещение полезных ископаемых связано с геологическим строением – они приурочены к складчатым областям.

и) какие стихийные явления связаны с особенностями рельефа, а так же тектоническим и геологическим строением

источник

Тема: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

Цели работы: установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры; проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности; по тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых; объяснить выявленные закономерности.

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

3. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

4. Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?

5. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

6. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

7. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Вывод об установленной зависимости

выступ кристаллического фундамента

Осадочные (нефть, газ, уголь…)

Тема: «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны».

Цели работы: определить закономерности распределения суммарной радиации, объяснить выявленные закономерности; изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения; учиться работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Рассмотрите рисунок 31 на странице 59 в учебнике. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карте? В каких единицах она измеряется?

Определите суммарную радиацию для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Суммарная радиация, ккал/см 2

Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации. Объясните полученные результаты.

Рассмотрите рисунок 35 на странице 64 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Рассмотрите рисунок 36 на странице 65 в учебнике. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Рассмотрите рисунок 37 на странице 66 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где – меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

источник

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Сегодня я составлю сравнительную характеристику основных геопараметров крупнейших российских равнин — Западно-Сибирской и Русской, а также постараюсь выявить закономерности расположения их рельефных форм и залегания полезных ископаемых от строений коры нашей планеты.

Русская равнина раскинулась в северо-восточном регионе Восточной Европы, от побережья Каспия и Азова до холодных северных морей Баренцева и Белого. Её территория очерчена:

  • с запада рекой Вислой;
  • с северо-запада Скандинавским хребтом;
  • с юго-востока и юго-запада, соответственно, Кавказом и европейскими горами.

Равнина находится на одноимённой плите докембрийской эпохи (возраст более 540 млн лет), средняя, максимальная и минимальная высоты составляют 170, 470 и -28 метров соответственно (последний показатель – каспийское побережье).

Практически все формы рельефа — тектонического происхождения. В направлении с севера на юг резкое чередование крупных возвышенностей сменяется преобладающими низменностями. Огромные заболоченные территории богаты торфом, а в горах найдены обширные месторождения каменного угля. Почва весьма плодородна.

За счёт своей протяжённости Русская равнина подвержена ураганам и засухам, особенно в южной части (каждый третий год — аномально низкая влажность).

Эта равнина находится в Азии, в северной её части; её территория очерчена:

  • Казахским мелкосопочником на юге;
  • побережьем Карского моря на севере;
  • Горной Шорией и Алтаем на юго-востоке.

Расположена равнина на складчатой Западно-Сибирской плите, образовавшейся в эпоху палеозоя, то есть сразу после докембрия. Происхождения также тектонического. Средняя высота — около 150 метров, на юге и западе — до 250-300.

Поскольку на Западно-Сибирской равнине наблюдается в основном низинный рельеф, то закономерно образование здесь месторождений газа, нефти и торфа (около 50% запасов России).

Здесь также нередки ураганы, особенно в приморских областях.

Русская равнина расположилась в Восточной Европе, а Западно-Сибирская на севере Азии. Первая раскинулась на Русской плите с докембрийским фундаментом, а вторая — на Западно-Сибирской плите с палеозойским фундаментом. Соответственно возраст пород Русской равнины около 4 млрд.лет, а Западно-Сибирской — 540 млн.лет. У Западно-Сибирской равнины самая низкая высота 50-100 м, средняя высота — 140 — 150 м, а самая высокая высота 250 м. Тогда как самая низкая высота Русской равнины — 200-300 м, средняя высота — 171 м, а самая большая — 479 м.

На формирование рельефа Русской равнины повлияло оледенение, когда возникли многие озера, а Западно-Сибирской — опускание и поднятие части плиты, из-за чего особенно сильно выражена заболоченность территории. Обе равнины особенно богаты водными и растительными ресурсами, рудными, нерудными и топливными полезными ископаемыми.

Месторождения полезных ископаемых на нашей планете зависят от строения Земной коры и от расположения разных форм рельефа.

Так, рудные ископаемые, которые были образованы, в большинстве своем, из магмы, которая попала в земную кору. Поэтому их месторождения располагаются в горах или на древних щитах. Ископаемые образовались, когда было активное излияние магмы также там, где фундамент близко к поверхности.Осадочные ископаемые чаще всего залегают в предгорных прогибах, в осадочном чехле платформ, а так же в краевых и внутренних прогибах древних платформ.

Из-за равнинного рельефа на территории Западной-Сибири осуществляется свободный воздухообмен, что вызывает суровый континентальный климат, а также циклоны на границе территорий с разным давлением. Равнинный рельеф на территории Русской равнины так же благоприятствует переносу воздуху, что приходят циклоны с Атлантики или Арктики, а также антициклоны с континента.

источник

Интересная и полезная информация

Рабочая программа «Биология» для учащихся 8 класса (уровень: общеобразовательный)
Рабочая программа
Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством В.В. Пасечника/авт. Составитель Г.М. Пальдяева.- М.: Дро. полностью>>

Учебно-тематический план создание и использование электронных образовательных ресурсов в техническом университете Цель
Учебно-тематический план
ПК 2. Разрабатывать электронные образовательные ресурсы для дисциплин, преподавание которых осуществляется на основе современных технологий электронно. полностью>>

«Система подготовки к грамоте в доу». Рекомендации по практическому использованию игр по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников
Документ
01.11.2013 г. – семинар для методистов, воспитателей и логопедов ДОУ «Система подготовки к обучению грамоте детей в ДОУ». I часть — методологическая. полностью>>

Читайте также:  Презентация полезные и вредные продукты

Программа производственной практики специальность: 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Программа
В соответствии с учебным планом по специальности 100103 «СКС и туризм» предусматривается прохождение производственной практики на 4-м курсе очного обу. полностью>>

Тема: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»

Тема: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

Цели работы: установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры; проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности; по тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых; объяснить выявленные закономерности.

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

3. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

4. Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?

5. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

6. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

7. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Вывод об установленной зависимости

выступ кристаллического фундамента

Осадочные (нефть, газ, уголь…)

Тема: «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны».

Цели работы: определить закономерности распределения суммарной радиации, объяснить выявленные закономерности; изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения; учиться работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Рассмотрите рисунок 31 на странице 59 в учебнике. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карте? В каких единицах она измеряется?

Определите суммарную радиацию для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Суммарная радиация, ккал/см 2

Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации. Объясните полученные результаты.

Рассмотрите рисунок 35 на странице 64 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Рассмотрите рисунок 36 на странице 65 в учебнике. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Рассмотрите рисунок 37 на странице 66 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где – меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

источник

Тема: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».
Цели работы: установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры; проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности; по тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых; объяснить выявленные закономерности.

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Формы рельефа

Тектонические структуры, залегающие в основании территории Восточно-Европейская равнина
Западно-Сибирская низменность

3. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

4. Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?

5. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

6. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

7. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Тектоническая структура
Вывод об установленной зависимости
Пункты

Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации. Объясните полученные результаты.

  • Рассмотрите рисунок 35 на странице 64 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?
  • Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
  • Рассмотрите рисунок 36 на странице 65 в учебнике. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?
  • Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
  • Рассмотрите рисунок 37 на странице 66 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где – меньше всего?
  • Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    источник

    Творческая лаборатория учителей географии.

    Тема: 1 «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы».

    Разработала — Шалонова Н. М. учитель географии МОУ гимназия № 79.
    Пояснительная записка.
    Основные понятия: рельефообразующий процесс,

    геологическое время, этапы складчатости, геологические структуры, минеральные ресурсы, экзогенные и эндогенные процессы, оползни, сели.

    Знать – основные тектонические структуры, формирующие земную кору; зависимость рельефа России от внешних и внутренних факторов; формы рельефа третьего порядка; строение геохронологической таблицы.

    Уметь – показывать основные формы рельефа на физической карте, тектонические структуры на карте строения земной коры, месторождения полезных ископаемых на физической карте России; работать с геохронологической таблицей.

    Понимать – взаимосвязь между рельефом, строением земной коры, полезными ископаемыми.
    По данной теме предлагается тест для проверки ЗУН на уроке обобщающего повторения. Он включает два варианта. Часть А состоит из 10 вопросов требующих 1 правильный ответ. Часть В имеет 2 вопроса на соответствие и подборку пары. В ней проверяется знание номенклатуры. Часть С имеет 3 вопроса. На определения, определение объекта по описанию и знание краеведческого материала. Предлагаются ответы и по элементный анализ.
    На втором уроке по данной теме выполняется часть практической работы №3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»

    ( заполняется первая и вторая колонки таблицы).

    На третьем уроке работа продолжается по третьей колонке таблицы и делается вывод.
    На урок обобщающего повторения.

    Тест по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые».

    Часть А

    1. Россия имеет общий уклон территории на

    1) север 2) юг 3) запад 4) восток
    2. Самые высокие горы России

    1) Алтай 2) Кавказ 3) Саяны 4) Урал

    3. Самая большая равнина России

    1) Восточно-Европейская 2) Западно-Сибирская 3) Прикаспийская

    4) Среднесибирская
    4. Крупнейшими действующими вулканами России являются

    1) Казбек 2) Ключевская Сопка 3) Кроноцкая Сопка 4) Эльбрус

    5. Наука о вымерших организмах и развитии органического мира называется

    1) геологией 2) минералогией 3) палеонтологией 4) петрографией

    6. Эра средней жизни называется:

    1) мезозой 2) кайнозой 3) архей 4) палеозой

    7. Выберите из приведённых утверждений неправильное. Главными особенностями рельефа России являются:

    1) большое разнообразие рельефа

    2) преобладание равнинных территорий

    3) большой уклон территории страны к югу

    4) преобладание гор на юге, востоке и северо-востоке
    8.В Западной Сибири расположены крупнейшие месторождения

    1) каменного угля 2) руд цветных металлов 3) нефти и газа 4) угля

    9. Овраг – результат деятельности:

    1) карстовых процессов 2) ледников 3) текучих вод 4) ветра

    10. Выберите, какие формы рельефа созданы деятельностью человека:

    1) карьер 2) овраг 3) холм 4) балка

    Горы Возраст складчатости

    2)Сихотэ-Алинь Б) Мезозойская

    3)Восточный Саян В) Кайнозойская

    4)Западный Саян Г) Герцинская
    12. Подберите пару:

    объект рельефа тектоническая структура

    1. Восточно-Европейская равнина А) Балтийский щит
    2. Среднесибирское плоскогорье Б) Сибирская платформа
    3. Хибины В) Восточно-Европейская платформа
    4. Срединный хребет Г) область кайнозойской складчатости

    1.. Дать определение 1) платформа 2) щит.

    2. Какие полезные ископаемые добываются в вашей местности и могут быть открыты. Своё предположение объясните.

    3. Определите форму рельефа по описанию.

    Находится на севере Русской равнины. Самая высокая точка 410 м. Является водоразделом между 2 реками одного океана.

    Часть А

    1. Самая высокая вершина России

    1) Белуха 2) Ключевская Сопка 3) Народная 4) Эльбрус

    1. Самые протяженные горы страны

    1) Алтай 2) Кавказ 3) Сихотэ-Алинь 4) Уральские

    3. Вулканы на территории России расположены на:

    1) Алтай 2) Курилы 3) Кавказ 4) Урал

    4. К тектоническим структурам не относятся

    1) платформы 2) равнины 3) складчатые пояса 4) щиты

    5. Эра новой жизни называется

    1) мезозой 2) кайнозой 3) архей 4) палеозой

    1) нефтью 2) каменным углём 3) рудами чёрных и цветных металлов

    4) газом
    7. Овраг – результат деятельности:

    1) карстовых процессов 2) ледников 3) текучих вод 4) ветра

    8. Выберите, какие формы рельефа созданы деятельностью человека:

    1) карьер 2) овраг 3) холм 4) балка

    9. К областям альпийской складчатости относятся

    1) Алтай 2) Кавказ 3) Урал 4) Хибины

    10. Выберете верное утверждение

    1) Основной горной системой Камчатки является хребет Сихотэ-Алинь

    2) К северо-востоку от реки Лены лежат хребты Верхоянский и Черского

    3) К северу от Байкала расположен Яблоновый хребет

    4) К югу от Восточно-Европейской равнины лежат горы Алтай
    Часть В

    11. Установите соответствие:

    Горы Возраст складчатости

    2)Верхоянский хребет Б) Мезозойская

    3)Срединный хребет В) Кайнозойская

    4)Западный Саян Г) Герцинская
    12.Подберите пару:

    объект рельефа тектоническая структура

    1. Среднесибирское плоскогорье А) Балтийский щит
    2. Сихотэ-Алинь Б) Сибирская платформа
    3. Хибины В) область мезозойской складчатости
    4. Срединный хребет Г) область кайнозойской складчатости

    Часть С

    1. Дать определение 1)полезные ископаемые 2) оползни.

    2. Под действием каких рельефообразующих факторов, рельеф вашей местности продолжает изменяться.

    3. Определите форму рельефа по описанию.

    Находится на севере Русской равнины. Самая высокая точка 410 м. Является водоразделом между 2 реками одного океана.

    Часть С.

    1. 1)Платформа – древний выровненный устойчивый участок земной коры.

    2) Щит – выход кристаллического фундамента на дневную поверхность.

    1. Нефть, газ, песок, глина, мел, известняк, диатомит, горючие сланцы – осадочные. Могут открыть другие полезные ископаемые осадочного происхождения, т.к. местность лежит на платформе, а кристаллический фундамент залегает глубоко.
    2. Тиманский кряж.

    Ответы.

    12. 1 –Б 2 – В 3 – А 4 — Г
    Часть С.

    1. 1) Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности.

    2) Оползни – смещение горных пород вниз по склону.

    2. Воды, ветра, деятельности человека.

    По 1 баллу за вопрос, всего — 10 баллов

    2 вопроса по 4 балла. Всего – 8 баллов.

    1 вопрос – 2 балла, по 1 за ответ

    3 вопрос – 1 балл. Всего -7 балла.

    Максимальное количество баллов – 25.

    источник

    Материки и океаны – основные формы рельефа Земли. Их образование обусловлено тектоническими, космическими и планетарными процессами.

    Материк – это крупнеИшиИ массив земноИ коры, который имеет трехслойное строение. Большая часть его поверхности выступает над уровнем Мирового океана. В современную геологическую эпоху существует 6 материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

    Мировой океан – непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и обладающая общностью солевого состава. Мировой океан делится материками на 4 океана: ТихиИ, Атлантический, ИндиИскиИ и Северный Ледовитый.

    Поверхность Земли составляет 510 млн. км 2 . На долю суши приходится всего 29 % площади Земли. Все остальное – Мировой океан, то есть 71 %.

    Горы и равнины, так же как материки и океаны, являются основными формами рельефа Земли. Горы образуются в результате тектонических поднятий, а равнины – в результате разрушения гор.

    Равнины – обширные участки с относительно ровной поверхностью. Они различаются по высоте. Примеромнизменности (от 0 до 200 м над уровнем моря) может служить Амазонская низменность – самая большая на Земле, а также Индо‑Гангская низменность. Бывает, что низменности располагаются ниже уровня моря, – этовпадины. Прикаспийская низменность расположена на 28 м ниже уровня моря. Примером собственно равнины может служить крупнейшая Восточно‑Европейская равнина.

    На высотах 200–500 м над уровнем моря располагаются возвышенности. Например, Среднерусская, Приволжская, а выше 500 м –плоскогорья инагорья. Крупнейшими из них являются Среднесибирское,

    Бразильское, Декан, Гвианское, Восточно‑Африканское, Большой Бассейн, Аравийское.

    Горы – участки земной поверхности, значительно приподнятые над уровнем моря на высоту более 500 м и сильно расчлененные. Горы считаются низкими, если их высота – от 500 до 1000 м; средними – от 1000 до 2000 м и высокими – свыше 2000 м. Самая высокая горная вершина на Земле – гора Джомолунгма (Эверест) в Гималаях имеет высоту 8848 м. Определить высоту гор можно по физической карте, пользуясь шкалой высот.

    Размеры форм рельефа отражают особенности их происхождения. Так, наиболее крупные формы рельефа – тектонические – образовались в результате преобладающего влияния внутренних сил Земли. Формы средних и мелких масштабов образовались при преимущественном участии внешних сил(эрозионные формы).

    Горы различаются не только по высоте, но и по форме (табл. 7.3). Группа гор, вытянутых цепочкой, носит название горный хребет. Такую форму имеют, например, горы Кавказа.

    Выделяют горные пояса, например Альпийско‑Гималайский, и горные страны, например Памир.

    Горы и равнины расположены как на материках, так и в океанах.

    Классификация форм рельефа по их размерам

    Люди еще в древности научились применять для своих нужд некоторые из этих ресурсов, что нашло свое выражение в названиях исторических периодов развития человечества: «каменный век», «бронзовый век», «железный век». В наши дни используются более 200 различных видов минеральных ресурсов. По образному выражению академика А. Е. Ферсмана (1883–1945), ныне к ногам человечества сложена вся периодическая система Менделеева.

    Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве, скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – бассейны.

    Распространение полезных ископаемых в земной коре подчиняется геологическим (тектоническим) закономерностям (табл. 7.4).

    Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и обычно сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам. Так что название «бассейн» отражает их происхождение довольно точно – «морской бассейн».

    На земном шаре известно более 3,6 тыс. угольных бассейнов и месторождений, которые в совокупности занимают 15 % территории земной суши. Основная часть ресурсов угля приходится на Азию, Северную Америку и Европу и сконцентрирована в десяти крупнейших бассейнах Китая, США, России, Индии, Германии.

    Нефтегазоносных бассейнов разведано более 600, разрабатывается 450. Общее число нефтяных месторождений достигает 35 тыс. Основные запасы находятся в Северном полушарии и являются отложениями мезозоя. Главная часть этих запасов также сконцентрирована в небольшом числе крупнейших бассейнов Саудовской Аравии, США, России, Ирана.

    Рудные полезные ископаемые обычно приурочены к фундаментам (щитам) древних платформ, а также к складчатым областям. В таких областях они нередко образуют огромные по протяженности рудные (металлогенические) пояса, связанные своим происхождением с глубинными разломами в земной коре. Ресурсы геотермальной энергии особенно велики в странах и районах с повышенной сейсмической и вулканической активностью (Исландия, Италия, Новая Зеландия, Филиппины, Мексика, Камчатка и Северный Кавказ в России, Калифорния в США).

    Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания (скопления) полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья.

    Добыча минеральных ресурсов закрытым (шахтным) способом в мировых масштабах ведется в зарубежной Европе, Европейской части России, США, где многие месторождения и бассейны, находящиеся в верхних слоях земной коры, уже сильно выработаны.

    Если полезные ископаемые залегают на глубине 20–30 м, выгоднее снять бульдозером верхний слой горной породы и вести добычу открытым способом. Открытым способом добывают, например, железную руду в районе Курска, уголь на некоторых месторождениях Сибири.

    По запасам и добыче многих минеральных богатств Россия занимает одно из первых мест в мире (газ, уголь, нефть, железная руда, алмазы).

    В табл. 7.4 показана зависимость между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых.

    Залежи полезных ископаемых в зависимости от строения и возврата участка земной коры и форм рельефа

    источник

    Процессы, формирующие рельеф. Было бы ошибкой считать, что только формирование тектонических структур в далеком геологическом прошлом повлияло на облик современного рельефа. Как и все другие компоненты природы, рельеф постоянно меняется. Даже в таких стабильных областях земной коры, как платформы, происходит постоянное изменение форм поверхности.

    Современные рельефообразующие процессы можно разделить на две группы: внутренние (эндогенные), вызванные движениями земной коры (их называют неотектоническими или новейшими), и внешние (экзогенные).

    Новейшие тектонические движения земной коры могут проявляться как в горах, так и на равнинных платформенных участках. В областях древних складчатых сооружений, где земная кора утратила пластичность, сделалась жесткой и породы потеряли способность изгибаться в складки, под воздействием новейших тектонических двиясений образовались мощные разломы и сбросы. Они расчленили территорию на монолитные глыбы: одни из них поднялись в виде возрожденных высоких хребтов, другие опустились, образовав межгорные понижения. Новейшие поднятия происходят на Кавказе, причем амплитуда движений достигает нескольких сантиметров в год.

    Экзогенные процессы, формирующие современный рельеф, связаны прежде всего с деятельностью текучих вод, в первую очередь рек и ледников, а также с особенностями климатических условий. Таков, например, рельеф, создающийся мерзлотными процессами.

    Древнее оледенение на территории России. В четвертичный период из-за изменения климатических условий во многих районах Земли возникло несколько покровных оледенений. Самым крупным из них было так называемое Днепровское. Центрами оледенения в Евразии служили горы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана на севере Среднесибирского плоскогорья и горы Бырранга на полуострове Таймыр. Отсюда лед распространялся на другие территории.

    Рис. 23. Древнее оледенение

    По рисунку 23 определите южную границу распространения покровного оледенения. Какие территории нашей страны испытали наибольшее влияние ледника?

    При движении ледника на юг поверхность Земли сильно изменялась. Из центра оледенения вместе со льдом перемещались камни (валуны) и рыхлые отложения (песок, глины, щебень). На своем пути ледник сглаживал скалы, оставляя на них глубокие царапины. В южных районах с более теплым климатом ледник таял, откладывая принесенный с собой материал. Рыхлые глинистовалунные ледниковые отложения называют мореной. Моренный холмисто-грядовый рельеф преобладает на Валдайской и Смоленско-Московской возвышенностях Русской равнины.

    Какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие — в более южных районах, где происходило таяние льда?

    При таянии ледника образовались огромные массы воды, которые переносили и отлагали песчаный материал, выравнивая поверхность. Так создавались водно-ледниковые равнины по окраинам ледника. В северных районах талые ледниковые воды заполняли понижения, углубленные ледником в твердых кристаллических породах. Так образовались многочисленные озера на северо-западе Русской равнины.

    Деятельность текучих вод. Поверхность суши постоянно подвергается воздействию текучих вод — рек, подземных вод, временных водотоков, связанных с атмосферными осадками. Особенно усиливается деятельность текучих вод в районах со значительными уклонами и большим количеством осадков. Поэтому во многих горных районах преобладает водно-эрозионный рельеф.

    Текучие воды не только расчленяют поверхность, создавая ущелья, овраги, ложбины, но и отлагают продукты разрушения в долинах рек, в предгорных районах и на отлогих склонах гор.

    Рис. 24. Формы ледникового рельефа

    Деятельность ветра. Там, где выпадает небольшое количество осадков, ведущую роль в изменении рельефа играет ветер. Деятельность ветра в европейской части России особенно проявляется в районах Прикаспийской низменности.

    Там, где распространены пески, ветер создает эоловый рельеф с дюнами, как, например, на Куршской косе на побережье Балтийского моря в районе города Калининграда.

    Деятельность человека. Еще академик В. И. Вернадский отмечал, что деятельность человека по добыче полезных ископаемых превратила его в серьезный рельефообразующий фактор.

    Рис. 25. Антропогенные воздействия на рельеф

    Так, при открытом способе добычи полезных ископаемых создаются огромные карьеры, котлованы, и вся местность приобретает жутковатый фантастический вид. Люди строят каналы, плотины, железнодорожные тоннели, перемещая огромные массы грунта. Все это приводит к ускорению рельефообразующих процессов. При этом часто они сопровождаются неблагоприятными последствиями для человека: образуются оползни и обвалы, затопляются большие участки плодородных земель и т. д.

    Стихийные природные явления, происходящие в литосфере и приносящие большие бедствия людям, — это землетрясения и извержения вулканов, а также обвалы, оползни, лавины и грязе-каменные потоки.

    В 1995 г. в результате сильного землетрясения (около 8 баллов по шкале Рихтера) на севере острова Сахалин в считанные минуты был буквально стерт с лица земли поселок нефтяников Нефтегорск. Пострадали тысячи жителей. Разрушения были столь велики, что правительственная комиссия приняла решение о невозможности восстановления города на этом месте.

    Рис. 26. Пояса землетрясений и вулканизма

    По рисунку 26 определите сейсмоактивные районы нашей страны. Вспомните, какие по мощности землетрясения вызывают большие разрушения и опасны для жизни человека.

    Большие неприятности приносят людям обвалы, осыпи, оползни, лавины. Все они происходят чаще всего в горных районах, когда под действием силы тяжести по горным склонам перемещаются обломки пород или массы снега.

    Сели — бурные грязекаменные потоки. Чаще всего они возникают недалеко от конца ледника после сильных ливней или бурного снеготаяния, когда насыщенный влагой грунт со всевозрастающей скоростью начинает спускаться вниз по долине, захватывая с собой массу камней.

    Оползни — это смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести. Образуются они при неглубоком залегании водоупорных пород или при чередовании водоносных и водоупорных слоев. Переувлажненные верхние пласты соскальзывают по водоупору, увлекая за собой все, что находится на поверхности. Оползневые процессы усиливаются при землетрясениях, выпадении обильных осадков.

    Вопросы и задания

    1. Какие процессы, происходящие в паше время, свидетельствуют о непрерывном развитии рельефа?
    2. Когда было древнее покровное оледенение? Покажите южную границу самого крупного оледенения.
    3. Какое влияние на современный рельеф оказал ледник?
    4. В каких районах нашей страны на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, в каких — деятельность ветра?
    5. Какие стихийные явления связаны с литосферой?
    6. На контурной карте покажите районы нашей страны, где могут происходить землетрясения, извержения вулканов, сели, оползни.

    Итоговые задания по теме

    1. Какие источники географической информации следует использовать для того, чтобы составить характеристику рельефа той или иной территории?
    2. Объясните закономерности размещения основных форм рельефа на территории России. Какие карты вы при этом использовали и почему?
    3. Докажите, что и в наше время продолжается процесс формирования рельефа.
    4. Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

    Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин, используя следующий план: где находится территория; к какой тектонической структуре приурочена; породы какого возраста слагают территорию; средние, минимальные и максимальные высоты территории; причины их размещения; какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа; какие формы рельефа созданы тем или иным процессом; их размещение; какие полезные ископаемые есть на данной территории; чем объяснить их нахождение именно здесь; какие стихийные явления связаны с особенностями рельефа, а также с тектоническим и геологическим строением; возможные меры борьбы с ними.

  • Составьте характеристику любого из горных массивов России, расположенных на юге Сибири, используя приведенный выше план.
  • Дайте характеристику рельефа своей области (края, республики).
  • источник

    Мурманск
    Название Рабочая программа По учебному курсу «География»
    страница 3/3
    Дата публикации 20.11.2013
    Размер 417.57 Kb.
    Тип Рабочая программа

    top-bal.ru > География > Рабочая программа

    Практическая работа №2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

    Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

    1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.

    2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

    ^ Практическая работа№3. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

    1. Определить, используя карты атласа суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в районах расположения г. Архангельска и г. Оренбург. Сравнить полученные результаты и сделать выводы о причинах выявленных отличий.

    ^ Тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые
    Город Суммарная радиация ккал/см2 Годовое количество осадков мм Испаряемость мм Коэффициент увлажнения

    ^ Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 1 вариант

    Цель работы: формирование умений определения поясного времени.

    Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из V часового пояса :

    Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

    Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

    Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 1 вариант

    Цель работы: формирование умений определения поясного времени.

    Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из V часового пояса :

    Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени в:

    Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет через:

    Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 1 вариант

    Цель работы: формирование умений определять поясное время.

    Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из V часового пояса :

    Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

    Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

    Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2 вариант

    Цель работы: формирование умений определять поясное время.

    Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

    Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

    б) в Петропавловск- Камчатском

    Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

    Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2 вариант

    Цель работы: формирование умений определять поясное время.

    Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

    Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

    б) в Петропавловск- Камчатском

    Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

    Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2 вариант

    Цель работы: формирование умений определять поясное время.

    Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

    Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

    б) в Петропавловск- Камчатском

    Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

    Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 3 вариант

    Цель работы: формирование умений определять поясное время.

    ^ Задание №1. Сколько времени будет в Хабаровске , когда в Калининграде 5 часов?
    Задание №2.Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку в Москве( II часовой пояс) самолет, вылетевший из Читы (VIII часовой пояс) в 7 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов.
    Задание №3На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

    ^ Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 3 вариант

    Цель работы: формирование умений определять поясное время.

    ^ Задание №1. Сколько времени будет в Хабаровске , когда в Калининграде 5 часов?
    Задание №2.Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку в Москве( II часовой пояс) самолет, вылетевший из Читы (VIII часовой пояс) в 7 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов.
    Задание №3На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

    ^ Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 3 вариант

    Цель работы: формирование умений определять поясное время.

    ^ Задание №1. Сколько времени будет в Хабаровске , когда в Калининграде 5 часов?
    Задание №2.Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку в Москве( II часовой пояс) самолет, вылетевший из Читы (VIII часовой пояс) в 7 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов.
    Задание №3На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :


    Практическая работа 1. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

    Цель работы: формирование умений составлять экономико – географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям.

    Дать характеристику угольного бассейна по плану:

    3.Общегеологические и промышленные запасы.

    4.Условия добычи и затраты на добычу 1 т условного топлива.

    5.Количество и качество добываемого угля.

    6.Проблемы окружающей среды.
    Практическая работа 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

    Цель работы: формирование умений выделить главные условия размещения металлургических предприятий.

    1.Указать города, в которых есть предприятия по производству меди.

    2.Объяснить, почему производство меди размещено именно здесь.

    3.Указать города, в которых находится алюминиевое производство.

    4.Почему производство алюминия размещается у источников электроэнергии?

    Практическая работа 3. Определение районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

    Цели работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

    1.Дать определения понятий: наукоемкое, трудоемкое, металлоемкое машиностроение.

    2. С помощью карт атласа и учебника подготовить ответы на вопросы:

    — Какие отрасли относятся к наукоемкому машиностроению? По карте определить центры наукоемкого машиностроения.

    — Какие отрасли относятся к трудоемкому машиностроению? Определить центры по карте.

    — Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению? Определить центры по карте.

    —Почему отрасли станкостроения, электротехнической промышленности обычно размещаются в районах, где имеются квалифицированные кадры?

    — Записать общий вывод о принципах размещения машиностроения.
    ^ Практическая работа 4. Сравнение географического положения двух столиц – Москвы и Санкт–Петербурга.

    Цель работы: отработать прием сравнения.

    1. На каких реках расположены города?

    3.Какова планировка городов?

    5.Почему Москва стала центром Русского государства?

    Практическая работа 5. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

    Цель работы: углубление знаний о взаимосвязи различных отраслей производства; формирование умений составлять экономико-географическую характеристику промышленного узла на основе экономических карт и текста учебника.

    2.Природные условия и ресурсы.

    3Набор производств, их взаимосвязь.

    Тест 1 Почва и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир.
    1. Основатель науки о почвах:

    2.Какие почвы называются тяжелыми:

    3. Чернозем — самая плодородная почва, так как:

    а) в ней содержится больше гумуса;

    в) она дает высокие урожаи.

    4. Почвенная карта дает информацию:

    а) о распространении типов почв;

    б) о механическом составе почв;

    5. Найдите соответствие типа почв природной зоне:

    6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности:

    а) в России преобладает равнинный рельеф;

    б) на территории преобладает горный рельеф;

    в) Россия вытянута с севера на юг.

    7. Какие почвы формируются при увлажнении 0,3-0,4:

    8. По видовому составу богаче:

    9.Найдите ошибку: характерная растительность тундры-

    10. Лемминги – представители фауны:

    11. Найдите ошибку: основные типы растительности России-

    12. Основным продуктом леса является:

    Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

    Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

    1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.
    2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

    Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

    Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

    1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.
    2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

    Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

    Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

    1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.
    2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

    ^ Перечень учебно – методических средств обучения:

    Основная литература

    1.Дронов В.П.,Баринова И.И.,Ром В.Я.,Ложбанидзе А.А. География России.Природа.Население.Хозяйство.Учебник .8 класс. –М.: Дрофа,2012 год.
    3. Природа России. 8 кл.: Атлас. — М.: Дрофа, 2012
    4. Природа России. 8 кл.: Контурные карты.- М.: Дрофа, 2012

    1. Дополнительная литература
      Жижина Е. А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М.: ВАКО, 2009.- 352 с.
    2. Баринова И. И. Сборник заданий и упражнений по географии: 8 класс к учебнику И. И. Бариновой География России : Природа 8 класс» / И. И, Баринова.- М.: изд. Экзамен.2007.- 159 с.
    3. Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах/ сост. А. Ф. Романова.- Волгоград: Учитель, 2007.158 с.
    4. Экономическая и социальная география мира.10 класс. Ч. 1. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника Максаковского .- Волгоград: Учитель, 2007.- 143 с.
    5. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. Алексеева.А.И. « География Росии.8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений.»/ В. И. Евдокимов.-М.: изд. «Экзамен», 2009.- 127с.
    6. Малый атлас России. Изд. «Ультраэкстен», 2006.-48 с.
    7. География белгородской области: Учеб. Пособие. Часть1: Природа; Часть 2: Население и хозяйство.- М. из-во МГУ, 2008.- 136 с.
    8. Практические работы школьников по экологии: Ч. 4. Красная Книга Белгородской области и Земли Северной Рейн- Вестфалии./ научн. Редактор. А. В. Присный. — Белгород: изд-во Белгородского гос. ун-та., 1999.-52 с.
    9. Практические работы школьников по экологии: ч. 3. Природные условия и экологические проблемы Белородской области Земли Северной Рейн- Вестфалии./ научн. Редактор. А. В. Присный. — Белгород: изд-во Белгородского гос. ун-та., 1999.-52 с.

    10.География белгородской области: Учеб. Пособие. Часть1: Природа; Часть 2: Население и хозяйство.- М. из-во МГУ, 2008.- 136 с.
    11 Белгородская область: История и современность- М.: Консалтинговая группа «Имидж-контакт», 2007.- 64 с.: ил., карт.- (серия «Великая Россия»).

    Электронные пособия
    1. Уроки географии 8 класс
    2. Уроки географии 8 класс. Интерактивные уроки
    3. Географическое положение России
    4.Тектоника и минеральные ресурсы России
    5.Водные ресурсы России
    6.Урал физическая карта
    7.Народы России
    8.При родные зоны мира
    9.Дальний Восток. Физическая карта
    10.Западная Сибирь. Социально- экономическая карта
    11.Экологические проблемы России

    источник

    Источники:
    • http://gigabaza.ru/doc/110418.html
    • http://travelask.ru/questions/110547-ob-yasnenie-zavisimosti-raspolozheniya-krupnyh-form-reliefa
    • http://site-to-you.ru/sty/index-id=110418.php
    • http://birmaga.ru/dostc/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0+%E2%84%963+%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%B0:+%C2%AB%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC+%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%84%D0%B0+%D0%B8+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85+%D0%BE%D1%82+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8B+%D0%BD%D0%B0+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5+%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9%C2%BBc/main.html
    • http://gazya.ru/nuda/tema-1-geologicheskoe-stroenie-releef-i-mineralenie-resursi/main.html
    • http://studfiles.net/preview/5850719/page:5/
    • http://tepka.ru/geografiya_8/9.html
    • http://top-bal.ru/geografiya/11018/index.html?page=3