Меню Рубрики

Окружающий мир 3 класс проект полезные ископаемые

Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цветов), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Слово «гранит» происходит от слова «гранум» – в переводе «зерно», то есть гранит состоит из отдельных зёрен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. Очень прочный. Хорошо полируется.
Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Особая разновидность известняка – мел, самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
Осадочная горная порода органического происхождения, состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.
Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1 тонны нефти расходуется 2–3 тонны каменного угля; например, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также в качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина – осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр. Образуется при разрушении различных горных пород, например гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий: кирпича, черепицы, посуды. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Техническая керамика – большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства.
Производство цемента.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств.
В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2 мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый; жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Песок представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Используется в строительстве.

Железная руда – чёрного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, люди строят буровые вышки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.
Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось чёрного золота?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля – ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он – практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам – авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам – дизельное топливо, кораблям – мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.
Из нефти делают типографские краски – значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино у нас тоже не было бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они – продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии – вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей – все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть – это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир – это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

источник

Окружающий мир. 3 класс Полезные ископаемые © Сергеева Елена Викторовна ГОУ СОШ 409 г. Пушкин, 2010. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемnsportal.ru

Презентация на тему: » Окружающий мир. 3 класс Полезные ископаемые © Сергеева Елена Викторовна ГОУ СОШ 409 г. Пушкин, 2010.» — Транскрипт:

1 Окружающий мир. 3 класс Полезные ископаемые © Сергеева Елена Викторовна ГОУ СОШ 409 г. Пушкин, 2010

2 Проверка домашнего задания Назови три кита экономики. Расскажи о значении природных богатств для экономики. Что такое капитал? Приведи примеры. Для чего необходим труд? От чего зависит успех труда людей в экономике? Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?

3 — Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? — Какие виды топлива вы знаете? — Как получают металлы? Где их используют? — Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? Ответь на вопросы:

4 Тема урока: «Полезные ископаемые» Подумай, что такое полезные ископаемые.

5 Полезные ископаемые это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые огромное бесценное богатство Земли.

7 Песок Песок — это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм. Песок это продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металла; в строительстве.

8 Глина Глина это осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается на дне морей и озёр. Глина очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. Широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Также изготовляют посуду,игрушки, фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

9 Гранит Возникает из глинистых сланцев и песчаников. Зернистый, твёрдый и прочный. Название гранит произошло от греческого «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло- серого цвета) и слюды (черного цвета). Используется при строительстве и сооружении памятников. Гранитом облицованы набережные в Санкт- Петербурге, отделаны стены домов и станций метро.

10 Известняк Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Обыкновенный известняк плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстве домов, мощении дорог, приготовлении извёстки.

11 Известняк Мрамор твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Используется для украшения зданий, из него делают колонны, статуи, лестницы.

12 Нефть Нефть это жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Её называют чёрным золотом. Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же она появилась. Скорее всего, она образовалась из каких-то живых организмов. Самый обычный способ поиска и добычи нефти бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. Из нефти производят керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт, ткани.

13 Каменная соль Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово «солдат» произошло от сочетания «соль давать», так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью.

14 Железная руда Слово «железо» возникло от санскритского слова «джальза» (металл, руда). На поверхности Земли находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда, охоты. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Как-то раз в костёр попали куски окисленной руды, с виду обыкновенного камня, и расплавились. Так было положено начало металлургии. Железная руда чёрного цвета, твёрдая и плотная, притягивает металлические предметы. Из неё делают машины, вагоны, рельсы, ножницы.

15 Каменный уголь Уголь образовывается из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Торф используется как топливо, а также как подстилку для домашних животных.

16 Каменный уголь Затем торф превращается в бурый уголь, потом в каменный уголь и затем в антрацит уголь самого высокого качества. Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Он используется для отопления жилых помещений, изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы, духов.

17 Запишем определение полезных ископаемых в рабочей тетради на странице 25. Помощь в учебнике на странице 48. Выполним практическую работу в рабочей тетради на странице вариант — нефть, известняк. 2 вариант — гранит, глина. 3 вариант — железная руда, песок. 4 вариант — каменный уголь, природный газ. Практическая работа

18 Задания Прочитай статьи в учебнике «Для чего их добывают» и «Как их добывают» на странице 49-50, рассмотри фотографии в учебнике. Выполни задание 5 в рабочей тетради. В старой шахте отыщите дорогу к кладу. 6. Проверь у соседа. Выполни задание 3 в рабочей тетради. Самостоятельно впиши в клеточки названия полезных ископаемых. Проверь у соседа. Заполни таблицу 4. Поставь + в соответствующую графу. Самостоятельно.

19 Домашнее задание 1. Учебник, 48-50, вопросы. 2. Рабочая тетрадь, 7-8, стр.29

источник

Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему:
Полезные ископаемые. Презентация к уроку окружающего мира. УМК «Школа России». 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира «Полезные ископаемые». УМК «Школа России». 3 класс

Окружающий мир. 3 класс Полезные ископаемые © Сергеева Елена Викторовна ГОУ СОШ № 409 г. Пушкин, 2010

Проверка домашнего задания Назови три кита экономики. Расскажи о значении природных богатств для экономики. Что такое капитал? Приведи примеры. Для чего необходим труд? От чего зависит успех труда людей в экономике? Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?

— Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? — Какие виды топлива вы знаете? — Как получают металлы? Где их используют? — Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? Ответь на вопросы:

Читайте также:  Семена тыквы чем полезны

Тема урока: «Полезные ископаемые» Подумай, что такое полезные ископаемые.

Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное бесценное богатство Земли.

Песок Песок — это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм. Песок — это продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металла; в строительстве.

Глина Глина — это осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается на дне морей и озёр. Глина очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. Широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Также изготовляют посуду,игрушки, фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

Гранит Возникает из глинистых сланцев и песчаников. Зернистый, твёрдый и прочный. Название гранит произошло от греческого «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). Используется при строительстве и сооружении памятников. Гранитом облицованы набережные в Санкт-Петербурге, отделаны стены домов и станций метро.

Известняк Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены . Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстве домов, мощении дорог, приготовлении извёстки .

Известняк Мрамор — твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Используется для украшения зданий, из него делают колонны, статуи, лестницы.

Нефть Нефть — это жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Её называют чёрным золотом. Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же она появилась. Скорее всего, она образовалась из каких-то живых организмов. Самый обычный способ поиска и добычи нефти — бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. Из нефти производят керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт, ткани.

Каменная соль Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово «солдат» произошло от сочетания «соль давать», так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью.

Железная руда Слово «железо» возникло от санскритского слова «джальза» (металл, руда). На поверхности Земли находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда, охоты. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Как-то раз в костёр попали куски окисленной руды, с виду обыкновенного камня, и расплавились. Так было положено начало металлургии. Железная руда чёрного цвета, твёрдая и плотная, притягивает металлические предметы. Из неё делают машины, вагоны, рельсы, ножницы.

Каменный уголь Уголь образовывается из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Торф используется как топливо, а также как подстилку для домашних животных.

Каменный уголь Затем торф превращается в бурый уголь, потом — в каменный уголь и затем в антрацит — уголь самого высокого качества. Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Он используется для отопления жилых помещений, изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы, духов.

Запишем определение полезных ископаемых в рабочей тетради на странице 25. Помощь в учебнике на странице 48. Выполним практическую работу в рабочей тетради на странице 26 № 2. 1 вариант — нефть, известняк. 2 вариант — гранит, глина. 3 вариант — железная руда, песок. 4 вариант — каменный уголь, природный газ. Практическая работа

Задани я Прочитай статьи в учебнике «Для чего их добывают» и «Как их добывают» на странице 49-50, рассмотри фотографии в учебнике. Выполни задание № 5 в рабочей тетради. В старой шахте отыщите дорогу к кладу. № 6 . Проверь у соседа. Выполни задание №3 в рабочей тетради. Самостоятельно впиши в клеточки названия полезных ископаемых. Проверь у соседа. Заполни таблицу № 4. Поставь + в соответствующую графу. Самостоятельно.

Домашнее задание 1. Учебник, 48-50, вопросы. 2. Рабочая тетрадь, № 7-8, стр.29

Ресурсы Интернет: Песок http://nika-media.ru/news/3535/date2009-09-28.html Коллекция «Полезные ископаемые » h ttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ca811f4-7aea-42ca-b5da-534dfd445e6c/PoleznyeIskopaemye.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f11-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_06_01.jpg

Презентация разработана к уроку окружающего мира 3 класса по программе «Школа ХХI века».Цель: познакомить детей с историей имен.

Презентация и конспект урока по курсу окружающий мир, 3 класс. Презентация выполнена в формате Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся знакомятся с природнымиразрушителями – грибами, их отл.

Урок и презентация по курсу окружающий мир, 3 класс. На уроке учащиеся знакомятся с понятием экосистема озера. В ходе урокаучащиеся знакомятся с происхождением и видами озер. На уроке.

Презентации к урокам окружающего мира УМК «Гармония» 3 класс.

Презентации к урокам окружающего мира УМК «Гармония» 3 класс (2 часть).

Презентации к урокам окружающего мира УМК «Гармония» 3 класс (3 часть).

Ниже представлен конспект и презентация к уроку «Семейный бюджет».Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК «Школа России».

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ Горючие Рудные Нерудные (металлические) (строительные) каменный уголь, медная руда, известняк, торф, железная руда глина, нефть, песок, природный газ гранит

Глина Глина — это осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается на дне морей и озёр. Глина очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. Широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Также изготовляют посуду,игрушки, фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

Гранит Гранит — зернистый, твёрдый и прочный. Название гранит произошло от греческого «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). Используется при строительстве и сооружении памятников. Гранитом облицованы набережные в Санкт-Петербурге, отделаны стены домов и станций метро.

Известняк Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстве домов, дорог, приготовлении извёстки.

Известняк Мрамор — твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Используется для украшения зданий, из него делают колонны, статуи, лестницы.

Железная руда Слово «железо» возникло от слова «джальза» (металл, руда). На поверхности Земли находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда, охоты. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Как-то раз в костёр попали куски окисленной руды, с виду обыкновенного камня, и расплавились. Так было положено начало металлургии. Железная руда чёрного цвета, твёрдая и плотная, притягивает металлические предметы. Из неё делают машины, вагоны, рельсы, ножницы.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Задай свой вопрос по этому материалу!

Хо­ти­те узнать, какие бо­гат­ства пря­чут­ся под зем­лей? Гор­ные по­ро­ды и ми­не­ра­лы, ко­то­рые че­ло­век ис­поль­зу­ет для своих хо­зяй­ствен­ных нужд, на­зы­ва­ют по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Боль­шин­ство из них – твер­дые: ка­мен­ный уголь, торф, гра­нит, мра­мор, алмаз, песок. Но есть и жид­кие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, это нефть и ми­не­раль­ная вода. Также есть га­зо­об­раз­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые – при­род­ный газ. Гео­ло­ги все время за­ни­ма­ют­ся раз­вед­кой ме­сто­рож­де­ний по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (рис. 1).

Рис. 1. По­лез­ные ис­ко­па­е­мые (Ис­точ­ник)

Чтобы из­го­то­вить стек­ло и сде­лать ста­кан, нужен осо­бый песок, это по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы суп был со­ле­ным, нужна соль, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы сде­лать чашку или блюд­це, нужна осо­бая белая глина – ка­о­лин (рис. 2).

Чай­ная ложка сде­ла­на из ме­тал­ла, и же­лез­ная до­ро­га, и оке­ан­ский лай­нер, и стан­ки, и часы, и мно­гие дру­гие пред­ме­ты. Ме­тал­лы вы­плав­ля­ют из руды, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое (рис. 3). Из­го­тов­лен­ные че­ло­ве­ком са­мо­ле­ты, ма­ши­ны теп­ло­во­зы сами не по­едут и не по­ле­тят, им необ­хо­ди­мо го­рю­чее – бен­зин и ке­ро­син, ко­то­рые про­из­во­дят из нефти. Нефть вы­ка­чи­ва­ют из земли, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. При­род­ный газ, ко­то­рый го­лу­бы­ми огонь­ка­ми горит на ку­хон­ной плите, – это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Вот сколь­ко су­ще­ству­ет раз­ных под­зем­ных бо­гатств.

С каж­дым годом рас­тет по­треб­ность людей в го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Ка­мен­ный уголь, торф, при­род­ный газ – это ос­нов­ное топ­ли­во для жилых домов, для фаб­рик и за­во­дов и теп­ло­энер­го­стан­ций. Самые необ­хо­ди­мые че­ло­ве­ку по­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это ка­мен­ный уголь и нефть. Всем из­вест­но, что уголь чер­но­го цвета, но он бы­ва­ет и жел­то­го цвета, на­зы­ва­ет­ся он сла­нец (рис. 4).

Также есть зо­ло­ти­стый уголь, и даже уголь го­лу­бо­ва­то-фи­о­ле­то­во­го цвета. Углем ка­мен­ным его на­зва­ли по­то­му, что дол­гое время счи­та­ли его кам­нем, ведь он очень твер­дый. Раз­га­дал тайну про­ис­хож­де­ния угля рус­ский уче­ный – Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов (рис. 5).

Он до­ка­зал, что ка­мен­ный уголь об­ра­зо­вал­ся из древ­них рас­те­ний, ко­то­рые росли на земле сотни мил­ли­о­нов лет назад. Без ка­мен­но­го угля нель­зя вы­пла­вить ме­тал­лы из руд, нель­зя при­го­то­вить це­мент. Из ка­мен­но­го угля про­из­во­дят пласт­мас­су, смолу, ле­кар­ства, жид­кое топ­ли­во, кис­ло­ту, пи­ще­вую соду, крас­ки и чер­ни­ла. Сам уголь без за­па­ха, но из него про­из­во­дят духи и раз­ные па­ху­чие си­ро­пы для кон­фет и пи­рож­ных. Уголь непро­зрач­ный, но из него де­ла­ют самое луч­шее стек­ло, лег­кое, твер­дое, чи­стое. Еще уголь ис­поль­зу­ют в про­из­вод­стве удоб­ре­ний, от ко­то­рых лучше пло­до­но­сит земля, рас­тут овощи, фрук­ты, зер­но­вые куль­ту­ры. Из угля можно до­быть даже ви­та­ми­ны.

Из нефти по­лу­ча­ют более тысяч ве­ществ. Из этой мас­ля­ни­сто-ко­рич­не­ва­той жид­ко­сти по­лу­ча­ют чи­стей­ший бен­зин и ке­ро­син для авиа­ции, ди­зель­ное топ­ли­во. Их от­ли­чие от ка­мен­но­го угля в том, что при сго­ра­нии они вы­де­ля­ют зна­чи­тель­но боль­ше тепла. Из нефти из­го­тав­ли­ва­ют небью­ще­е­ся стек­ло, пласт­мас­су, ко­то­рую ис­поль­зу­ют при стро­и­тель­стве домов, из­го­тав­ли­ва­ют из них ме­бель и де­та­ли для машин, со­зда­ют укра­ше­ния.

Битум, ко­то­рый также про­из­во­дят из нефти, необ­хо­дим для ас­фаль­то­во­го по­кры­тия дорог (рис. 6).

А как об­ра­зо­ва­лась нефть? Уче­ные до сих пор не могут прий­ти к еди­но­му мне­нию по этому во­про­су. Мно­гие счи­та­ют, что за сотни мил­ли­о­нов лет ве­ще­ства, со­став­ляв­шие ко­гда-то во­до­рос­ли, рыб, рач­ков, пре­вра­ти­лись в нефть. Во­до­рос­ли и рачки уми­ра­ли, и их остан­ки вме­сте с ра­куш­ка­ми, вме­сте со ске­ле­та­ми рыб скап­ли­ва­лись в спо­кой­ных водах мор­ских за­ли­вов в огром­ных ко­ли­че­ствах. Они сме­ши­ва­лись с илом и пес­чин­ка­ми, ко­то­рые при­но­си­ли реки, впа­да­ю­щие в море. Зна­чит, нефть можно найти в тех ме­стах, где ко­гда-то были древ­ние моря? Так и есть. Гео­ло­ги разыс­ки­ва­ют за­ли­вы и бе­ре­га давно ис­чез­нув­ших морей и, как пра­ви­ло, об­на­ру­жи­ва­ют там за­па­сы нефти. Наша стра­на очень бо­га­та нефтью. Нефть до­бы­ва­ют между Ура­лом и Вол­гой, за Ура­лом, в вер­хо­вье реки Лены, на ост­ро­ве Са­ха­лин, в Во­сточ­ной Си­би­ри. Самые круп­ные ме­сто­рож­де­ния ка­мен­но­го угля на­хо­дят­ся в рай­оне Вор­ку­ты, в До­нец­ком бас­сейне (рис. 7).

Рис. 7. Неф­те­нос­ные за­па­сы Рос­сии (Ис­точ­ник)

А какие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые на­зы­ва­ют­ся руд­ны­ми? Че­ло­век с дав­них пор ищет ме­сто­рож­де­ния руд, со­дер­жа­щие ме­тал­лы. Из руд чер­ных ме­тал­лов вы­плав­ля­ют же­ле­зо, сталь, чугун, а из руд цвет­ных ме­тал­лов – алю­ми­ний, цинк, сви­нец, медь. Как пра­ви­ло, из­де­лия со­дер­жат не чи­стые ме­тал­лы, а их спла­вы. Спла­вы – это ве­ще­ства, ко­то­рые по­лу­ча­ют при плав­ле­нии двух или более ме­тал­лов. Одним из­де­ли­ям необ­хо­ди­мы пла­стич­ность, упру­гость, гиб­кость, дру­гим – проч­ность, твер­дость, дол­го­веч­ность, а тре­тьим – лег­кость и блеск. На­при­мер, чи­стое же­ле­зо – очень мяг­кий ме­талл, из ко­то­ро­го не сде­ла­ешь ни гвоз­дя, ни ножа. Чтобы по­лу­чить сталь, в же­ле­зо до­бав­ля­ют дру­гие ме­тал­лы и раз­лич­ные при­ме­си. Сплав алю­ми­ния, хрома, ти­та­на ис­поль­зу­ет­ся в про­из­вод­стве проч­ных и дол­го­веч­ных кос­ми­че­ских и во­ен­ных ко­раб­лей, са­мо­ле­тов, ракет. А в тон­кие алю­ми­ни­е­вые листы – фоль­гу – за­во­ра­чи­ва­ют шо­ко­лад, чай, плав­ле­ные сырки.

Юве­ли­ров с дав­них пор при­вле­ка­ют за­ме­ча­тель­ные свой­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов: зо­ло­та, се­реб­ра, пла­ти­ны (рис. 8). Из них из­го­тав­ли­ва­ют юве­лир­ные из­де­лия, че­ка­нят мо­не­ты. Эти дра­го­цен­ные ме­тал­лы ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в ра­дио­тех­ни­ке, из них из­го­тав­ли­ва­ют сверх­точ­ные кос­ми­че­ские при­бо­ры.

Если вы жи­ве­те на Урале, За­бай­ка­лье, на Алтае, в Крас­но­яр­ском крае, в Во­сточ­ной Си­би­ри или на Даль­нем Во­сто­ке, то ваш край богат ме­сто­рож­де­ни­я­ми руд цвет­ных ред­ких ме­тал­лов. В Яку­тии, на­при­мер, до­бы­ва­ют нефть, ал­ма­зы, бурый уголь.

Жизнь со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка невоз­мож­но пред­ста­вить без по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. По­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это огром­ное, бес­цен­ное бо­гат­ство нашей стра­ны.

Се­год­ня на уроке вы по­зна­ко­ми­лись с но­вы­ми по­ня­ти­я­ми: по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, ме­сто­рож­де­ние, руда, спла­вы. Вы узна­ли о го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых и руд­ных и об их зна­че­нии в жизни со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка.

Опре­де­лим свой­ства гор­ных пород, ко­то­рые че­ло­век на­учил­ся ис­поль­зо­вать с дав­них вре­мен. Это из­вест­няк, мра­мор, песок и глина. Нач­нем с изу­че­ния свойств из­вест­ня­ка.

Если из­вест­няк рас­смот­реть под лупой, то можно уви­деть, что его ча­сти­цы зна­чи­тель­но мель­че ча­стиц сы­пу­че­го песка и цвет у этих ча­стиц бы­ва­ет раз­ный: белый, жел­тый, серый. Если опу­стить ку­со­чек из­вест­ня­ка в ста­кан воды, то мы уви­дим, что из­вест­няк уто­нет, зна­чит, он тя­же­лее воды. Из­вест­няк – твер­дая гор­ная по­ро­да. Раз­но­вид­но­стью из­вест­ня­ка яв­ля­ет­ся мра­мор. Рас­смот­рим мра­мор вни­ма­тель­нее (рис. 1).

Читайте также:  Полезные свойства маргеланская редька

Цвет его ча­стиц может быть раз­ным: белым, крас­ным, серым, чер­ным. Мра­мор имеет ма­то­вый блеск, а если его срав­ни­вать с из­вест­ня­ком, то можно ска­зать, что мра­мор твер­же из­вест­ня­ка.

По­го­во­рим о свой­ствах песка и глины (рис. 2). Если про­во­дить опыты, то можно об­на­ру­жить, что песок хо­ро­шо про­пус­ка­ет воду, а глина плохо. Если по­ло­жить ку­со­чек глины в ста­кан с водой и тща­тель­но все раз­ме­щать, то можно уви­деть, что на дно ося­дут мел­кие ка­муш­ки, пес­чин­ки, а мел­кие ча­стич­ки будут пла­вать, делая воду мут­ной. Если слить эту мут­ную воду и дать ей от­сто­ять­ся, то скоро на дне мы об­на­ру­жим слой гли­ни­сто­го ила. А если смо­чить об­раз­цы песка и глины водой и по­про­бо­вать ска­тать ша­ри­ки, то можно уви­деть, что из глины легче ска­тать шарик. При на­мо­ка­нии глина ста­но­вит­ся мяг­кой и пла­стич­ной, после вы­сы­ха­ния шарик со­хра­нит свою форму.

Из песка шарик сле­пить труд­но, но даже если это уда­ет­ся, то после вы­сы­ха­ния песок ссып­лет­ся. Это зна­чит, что глина об­ла­да­ет свой­ством вяз­ко­сти, а песок нет. Песок сы­пу­чий, он со­сто­ит из от­дель­ных мел­ких пес­чи­нок раз­но­го цвета, одни пес­чин­ки непро­зрач­ные, дру­гие про­зрач­ные и по­хо­жи на ку­соч­ки мут­но­го стек­ла (рис. 3).

Ча­стич­ки глины непро­зрач­ные, небле­стя­щие. По цвету глина бы­ва­ет раз­ная: белая, серая, ко­рич­не­вая, жел­тая.

Песок, глину, мра­мор, гра­нит, из­вест­няк на­зы­ва­ют стро­и­тель­ны­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Песок, по ко­то­ро­му мы ходим, – рых­лая гор­ная по­ро­да. Он сы­пу­чий и хо­ро­шо про­пус­ка­ет воду, по­это­му его ши­ро­ко ис­поль­зу­ют в стро­и­тель­стве ав­то­мо­биль­ных дорог и же­лез­но­до­рож­ных на­сы­пей (рис. 4).

Также песок при­ме­ня­ют для из­го­тов­ле­ния це­мен­та и бе­то­на. Из бе­ло­го квар­це­во­го стек­ла из­го­тав­ли­ва­ют стек­ло.

Глина – плот­ная гор­ная по­ро­да, при на­мо­ка­нии она ста­но­вит­ся вяз­кой и пла­стич­ной, она долго со­хра­ня­ет свою форму при вы­сы­ха­нии. В печи обо­жжен­ные из глины из­де­лия ста­но­вят­ся твер­ды­ми и проч­ны­ми. Из глины из­го­тав­ли­ва­ют кир­пи­чи, че­ре­пи­цу, иг­руш­ки. Осо­бен­но це­нит­ся белая глина, из ко­то­рой про­из­во­дят фа­ян­со­вую и фар­фо­ро­вую по­су­ду (рис. 5).

Мра­мор – это раз­но­вид­ность из­вест­ня­ка, после по­ли­ров­ки на нем вы­сту­па­ет кра­си­вый узор­ча­тый ри­су­нок раз­ной окрас­ки. Древ­ние греки вы­се­ка­ли из мра­мо­ра па­мят­ни­ки, стро­и­ли храмы. Стан­ции Мос­ков­ско­го метро от­де­ла­ны этой гор­ной по­ро­дой раз­но­го цвета (рис. 6). Из из­вест­ня­ка по­стро­е­ны из­вест­ные на весь мир церк­ви и со­бо­ры.

Рис. 6. Стан­ция Ма­я­ков­ская. Мос­ков­ский мет­ро­по­ли­тен (Ис­точ­ник)

Осо­бен­но из по­лез­ных ис­ко­па­е­мых це­нит­ся гра­нит. Он об­ла­да­ет осо­бой твер­до­стью и проч­но­стью. Его ис­поль­зу­ют при стро­и­тель­стве опор для моста и фун­да­мен­тов для вы­со­ко­го зда­ния. По­ли­ро­ван­ный гра­нит укра­ша­ет полы и лест­ни­цы двор­цов и му­зеев. Имен­но из гра­ни­та в Санкт-Пе­тер­бур­ге сде­ла­ны ко­ло­ны Ка­зан­ско­го со­бо­ра (рис. 7), бор­ти­ки Иса­а­ки­ев­ско­го со­бо­ра (рис. 8), а огром­ный ка­мень, на ко­то­ром уста­нов­лен па­мят­ник Петру I, также из этой гор­ной по­ро­ды.

По­че­му надо бе­речь по­лез­ные ис­ко­па­е­мые? Каж­дый год в нашей стране до­бы­ва­ет­ся огром­ное ко­ли­че­ство по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. На об­ра­зо­ва­ние боль­шин­ства из них по­на­до­би­лось мил­ли­о­ны лет, и у каж­дой из цен­ных пород своя осо­бая, слож­ная и за­га­доч­ная ис­то­рия. У одних ис­то­рия на­чи­на­ет­ся в глу­би­нах морей и оке­а­нов, озер и болот. Вы уже зна­е­те, что на дне во­до­е­мов об­ра­зо­ва­лись торф, из­вест­няк, ка­мен­ный и бурый уголь, песок и глина. У дру­гих ис­то­рия на­чи­на­ет­ся в нед­рах пла­не­ты. Там, глу­бо­ко под зем­лей, на­хо­дит­ся рас­ка­лен­ное ве­ще­ство – магма. По­то­ки магмы при из­вер­же­нии вул­ка­на могут из­ли­вать­ся на по­верх­ность земли и осты­вать, а могут за­сты­вать в глу­бине земли, не до­хо­дя до по­верх­но­сти. Из магмы об­ра­зо­ва­лись гра­нит, ба­зальт, руд­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые. Но за­па­сы по­лез­ных ис­ко­па­е­мых на Земле не бес­ко­неч­ны. Уче­ные пред­ска­зы­ва­ют, что уже в нашем XXI веке раз­ве­дан­ные за­па­сы нефти, зо­ло­та и меди могут быть ис­чер­па­ны. На их об­ра­зо­ва­ние ушли мил­ли­о­ны лет, а че­ло­век из­рас­хо­до­вал их так быст­ро. Их нель­зя вос­ста­но­вить, как, на­при­мер, лес после вы­руб­ки.

Что же дол­жен де­лать че­ло­век, чтобы по-хо­зяй­ски рас­хо­до­вать бо­гат­ства под­зем­ных кла­до­вых? Уче­ные со­зда­ют новые ис­кус­ствен­ные ма­те­ри­а­лы для за­ме­ны ме­тал­ла и го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Вме­сто ме­тал­ла все боль­ше и боль­ше при­ме­ня­ет­ся пласт­мас­са. По­смот­ри во­круг, и ты уви­дишь, как много вещей сде­ла­но из пласт­мас­сы вме­сто до­ро­го ме­тал­ла и цен­ной дре­ве­си­ны. Топ­ли­во из ка­мен­но­го угля и нефти за­ме­ня­ют дру­гие ис­точ­ни­ки тепла. Стро­ят­ся гид­ро­элек­тро­стан­ции, на ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся силы воды, или силы ветра, или сол­неч­ное тепло. Люди со­би­ра­ют ме­тал­ло­лом, из ко­то­ро­го на за­во­дах вы­плав­ля­ют ме­тал­лы. Ис­поль­зо­ва­ние ме­тал­ло­ло­ма поз­во­ля­ет бе­реж­но от­но­сить­ся к руд­ным по­лез­ным ис­ко­па­е­мым и эко­ном­но их рас­хо­до­вать. Нужно также сле­дить, чтобы без на­доб­но­сти не го­ре­ли га­зо­вые и элек­три­че­ские при­бо­ры, бе­речь тепло в школе и дома в хо­лод­ное время года, не остав­ляя от­кры­ты­ми на­стежь двери в подъ­ез­дах. Сле­ди­те за эко­ном­ным рас­хо­до­ва­ни­ем пи­тье­вой воды, ведь ее очист­ка и до­став­ка по тру­бам в жилые дома, на фаб­ри­ки и за­во­ды невоз­мож­на без ис­поль­зо­ва­ния по­лез­ных ис­ко­па­е­мых.

Се­год­ня на уроке вы узна­ли о свой­ствах по­лез­ных ис­ко­па­е­мых: из­вест­ня­ка, мра­мо­ра, песка и глины, а также по­зна­ко­ми­лись с тем, как че­ло­век ис­поль­зу­ет в своей де­я­тель­но­сти стро­и­тель­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые.

источник

Становление человеческой жизни на Земле прошло долгий путь. Люди приобрели многие знания и навыки. Теперь они привыкли жить хорошо и ни в чем не нуждаться. Чтобы улучшить свою жизнь, людям необходимо привлекать затраты и разнообразные ресурсы. Основная масса таких ресурсов добывается из недр планеты. Все добытые полезные ископаемые можно классифицировать и, конечно же, различать. Все ископаемые проходят классификацию по востребованности, ценности и способу залегания в недрах Земли.

Все полезные ископаемые – это либо минералы, либо разнообразные горные породы, которые применяются человеком в народном хозяйстве. Их так же различают по типу. Ископаемые могут быть твердыми, жидкими и даже газообразными. Отличаются они и по своему происхождению. Различают метаморфические, магматические и осадочные полезные ископаемые. Чтобы упростить их способы отличия, люди решили различать их на те, из которых получаются металлы, каменные руды и те, из которых получается топливо.

Такие ископаемые, как газ, нефть и уголь, человек использует как топливо. Именно эти ресурсы упрощают жизнь человека на Земле, и самое главное обеспечивают энергией всю нашу планету. Люди научились добывать уголь из шахт. Его достают кусками, а потом уже перевозят и используют. С помощью насосов из земли добывают газ и нефть. Это очень трудоемкий процесс. Для такой добычи необходимы не только наносы, но еще и специальные трубопроводы и станции. Так же шахтовым способом добывают и железные руды. Их добыча наносит огромный ущерб нашей природе. Огромного значения имеет добыча каменных руд. Ведь они очень ценятся и широко используются. Их добывают с помощью взрыва. В этом случае, в местах скопления руд закладывается взрывчатка. С помощью взрыва добывается огромное количество нужного материала, но большая его часть крошиться в процессе такой работы.

Из многих добытых богатств земли люди научились делать красивые вещи. К примеру, из гранита делается много всего, начиная плиткой, заканчивая красивой статуэткой. Из золота и алмазов делаются украшения и другие красивые ювелирные изделия. Слюда используется как хороший материал изоляции. Мрамор применяют в строительстве и ландшафтном дизайне. И это лишь небольшой список того, что люди научились правильно использовать.

Сегодняшний мой доклад касается полезным ископаемым, но прежде чем я начну читать его, хотелось бы в двух словах объяснить, что же такое полезное ископаемое.

Полезное ископаемое — это богатство природы, которое находится в недрах земли. Это минеральное и органическое соединение, которое встречается в земной коре. Полезные ископаемые — исчерпаемые и невозобновимые ресурсы Земли, т.е они когда-нибудь закончатся и их невозможно возобновить.

Полезные ископаемые делятся на несколько категорий: горючие, руды, строительные материалы и драгоценные камни и другие. Рассмотрим каждый пункт.

1.Горючие полезные ископаемые — это те минералы, которые в основном используются как топливо. Например: нефть, газ, уголь. Горючими полезными ископаемыми очень богата наша страна, Россия!

Нефть — природная горючая жидкость, состоящая из смеси углеводородов. Нефть в переводе с греческого означает «каменное масло». Впервые нефть начали добывать еще в Древнем Мире, а именно у берегов реки Ефрат. По прогнозам учёных нефть еще хватит на 50 лет, а потом закончится. Именно поэтому уже строят машины, которые будут ориентированы на электричество. На сегодняшний день лидер по добычу нефти является Саудовская Аравия. Вслед за Саудовской Аравии идет Российская Федерация, а потом и Соединённые Штаты Америки. Здесь надо и отметить стран Персидского залива: Иран, Объединённые Арабские Эмираты, Катар, Кувейт. По запасам нефти первое место занимает Венесуэла. Потом идут Саудовская Аравия, Канада, Иран, Ирак и Россия.

Природный газ — еще одно горючее ископаемое, это смесь различных газов. По запасам природного газа лидирует наша родина-Россия, Иран, большинство стран персидского залива, Канада, США, Норвегия. Из бывших стран советского союза можно отметить Туркменистан, Азербайджан и Узбекистан. Природный газ по прогнозам хватит нам еще на 100 лет.

Уголь — горючее топливо, которое было образовано из частей древних растений. Уголь подразделяется на: каменный и бурый уголь. По мировым запасам угля лидирует Россия, США и Китай. По прогнозам уголь хватит человечеству дольше нефти и газа, целых 150 лет.

Торф, как и уголь, образован из частей древних растений. Более 50% содержания в составе угля — это углерод. Торф — рыхлая горная порода, так же является газоносным материалом.

2. Руды — это природные минералы, которые содержат металлы и их соединения. С течением времени круг используемых руд все расширяется и расширяется. Бывают различные виды руд: руды черных металлов и цветных.

В основном, руды используются в промышленности и металлургии. По запасам черных металлов лидирует Россия, Бразилия и Китай, а по запасам цветных металлов — США, Россия, Канада.

3. Строительные материалы — это материалы, нужные для постройки чего-либо. Например: кирпич, глина, песок, различные камни и т.п. Строительные материалы также делятся на два вида: естественные, т.е без изменения состава и внутреннего строения, т.е в естественном виде; и искусственные.

4. Драгоценные камни — это минералы, которые внешне очень красивы, их встретишь редко и, именно поэтому, так дороги. Эти самые драгоценные камни используют в ювелирном деле, коллекционеры и используются как банковские активы. Драгоценные камни: алмаз, изумруд, рубин и т.п.

Ну и в конце хочу рассказать о странах, которые богаты природными ресурсами.

Самой богатой страной по запасам природных ресурсов является Россия. Наша Родина лидирует по мировым запасам природного газа и древесины, вторая в мире по запасам угля и третья по величине месторождений золота. Общая стоимость всех ресурсов составляет 76 триллионов долларов.

На втором месте находятся Соединенные Штаты Америки. США богаты по запасам угля, золота, меди и природного газа. Общая стоимость составляет 45 триллионов долларов.

На третьем месте идет Саудовская Аравия. И все это благодаря нефти. Ожидается, что эта арабская страна скоро потеряет свою высшую позицию. А общая стоимость всех ресурсов составляет 35 триллионов долларов

Для 3, 4, 5, 7, 8, 9 класс, окружающий мир

Танцы — способ выражения эмоций через движения. Танцуя, мы получаем удовольствие, делимся эмоциями с другими. Но в различных случаях люди двигаются по-разному. Разнообразием движений называются виды танцев. О них мы сейчас и узнаем.

Василия Андреевича можно назвать одним из самых немаловажных стихотворцев XVIII века. Изучив труды западных просветителей, он писал прекрасные вещи, в которых проглядывалась вера в светлые времена для народа, в то, что он может быть

Здоровье каждого человека – это тот подарок, который подарила нам природа. Казалось бы, что там стоит взять, и начать приучать свой организм к закаливанию, ведь это первый залог здорового организма. Но просто так, это сразу сделать, не получиться.

источник

Урок — проект по окружающему миру в 3-м классе «Полезные ископаемые»

Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи.

Способствовать развитию внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, развитие воображения, коммуникативной деятельности учащихся, развитие воли, эмоций, интересов, способностей каждой личности, то есть активизировать познавательные способности

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

образцы полезных ископаемых (гранит, известняк, песок, каменный уголь) и их условные знаки (на каждого ученика);

карточки для самостоятельной работы;

карта Ставропольского края;

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Во!
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь, давайте поздороваемся с нашими гостями.

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование , на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

– Правильно! (Геолог) (1 слайд) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания. На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики. Сегодня на уроке мы закрепим знания по этой теме.

1. Три кита экономики – это:

2. К природным богатствам относятся:

А) одежда и обувь В) полезные ископаемые

А) ферма В) железные дороги

4. К природным богатствам не относятся:

5. В каком утверждении содержится ошибка?

А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, писатель.

Б) Умственным трудом занимаются архитектор, учитель, учёный.

— Сегодня на уроке мы начнём знакомство с одним из китов экономики — познакомимся с полезными ископаемыми. Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека.

-Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства. Работа будет проходить в группах. У каждой группы есть свой командир. Вначале урока вы выбрали картинку, она подскажет вам, в какой группе вы будете работать. Эта картинка – условное обозначение того полезного ископаемого за которое отвечает ваш командир. Командиры поднимите свои условные обозначения, члены групп займите свои места согласно вашему условному знаку.

нефть каменный уголь газ

железная руда известняк гранит

Читайте также:  Земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после

глина

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

Подойдите возьмите образцы полезных ископаемых.

-Отгадайте загадки: ( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.)

Красивы будут и заметны. (Гранит)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Ножницы, ключи. (Железная Руда)

5.Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Сам он удобрение. (Известняк)

Делать краски и эмали. (Уголь).

-Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

– Давайте проверим, как вы выполнили работу.

-Каждый командир подготовил презентацию про своё полезное ископаемое и мы сейчас посмотрим что ещё добили наши исследователи и дополним их рассказ своим исследованием.

– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкульт.минутку.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

– Как одним словом назвать все эти образцы? (ответы детей).

– А что значит «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»? (Ответы детей, а затем учитель дает определение).

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

– Ну, что ж геологи, хорошо поработали!

– А какие другие полезные ископаемые вы знаете?

– А как добывают полезные ископаемые? (ответы детей).

– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.

ПОКАЗ ВИДЕОФИЛЬМА или ПРЕЗЕНТАЦИЯ

— А какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

— В кладовой земли Ставропольской хранятся кварцевый песок, пресная вода, нефть, газ. Всего в крае выявлено около 300 месторождений полезных ископаемых. Самые ценные — это строительные материалы, их доля от всех подземных богатств около 42%. На втором месте — нефть и газ — 38%, причем львиная доля из них приходится на нефть — 32%. По 10% в потенциале Ставрополья занимают: титан, цирконий, стекольные пески, минеральные и теплоэнергетические воды.

Одним из главных природных богатств Ставрополья являются минеральные воды. Их целебные свойства принесли мировую известность городам – курортам Кавказских Минеральных Вод

Об этом полезном ископаемом нашего края сообщение подготовила Киселёва Виктория.

– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

5.3ачем мы собираем металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

(Самопроверка по мультимедийному проекту).

– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

– Сегодня мы с вами попробовали быть геологами.

– Как вы думаете, нужны Ставропольскому краю люди с такой профессией как геологи?

– Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов . Но для вас это пока будущее.

И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами которого вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому.

– На память о нашем уроке-исследовании я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.

источник

Презентация «Полезные ископаемые» в легкой и доступной для понимания форме рассказывает детям о том, что такое полезные ископаемые, каким образом человек научился их добывать, какие виды ископаемых известны и как применяются для человеческой и промышленной деятельности.

Для проведения урока учителем

  • с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;
  • со способами их добычи;
  • с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые

узнать важную роль полезных ископаемых в экономике страны

  • Подберите синонимы к каждому из слов.
  • Попробуйте сделать вывод, что называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

Дайте характеристику полезного ископаемого по плану

  1. Название.
  2. Свойства:
    1. цвет;
    2. твердое или жидкое;
    3. прозрачное или непрозрачное;
    4. плотное или рыхлое.
  3. Способы добычи.
  4. Значение и применение.
  5. Условное обозначение на карте.
  1. Чёрного цвета
  2. Твёрдое
  3. Непрозрачное
  4. Плотное
  5. Притягивает металлические предметы
  1. Жидкое
  2. Черного цвета
  3. С резким запахом (бензина)
  4. Легче воды
  5. Хорошо горит
  1. Твёрдый
  2. Серого или красного цвета
  3. Непрозрачный
  4. Зернистый
  5. Очень прочный
  1. Твёрдый
  2. Белого, серого или жёлтого цвета
  3. Непрозрачный
  4. Плотный
  5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)
  1. Твёрдый, но хрупкий
  2. Черного цвета, блестит
  3. Хорошо и ярко горит
  4. В воде не растворяется
  1. Твёрдый, сыпучий
  2. Коричневого или желтого цвета
  3. Не горит
  4. В воде не растворяется
  1. Слоистая
  2. Имеет стеклянный блеск
  3. Хрупкая
  4. В воде не растворяется
  1. Коричневый
  2. Легкий, впитывает влагу
  3. Непрозрачный
  4. Рыхлый, непрочный, хорошо горит
  5. Образуется из остатков растений на болотах
  • Строительство (песок, гранит, глина, известняк)
  • Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ)
  • Металлургия (руда)

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. Карьер – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – шахта. Глубина подземных разработок до 4 км.

  1. Что такое полезные ископаемые?
  2. Для чего люди добывают их?
  3. Приведи примеры полезных ископаемых
  4. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?

О каком полезном ископаемом идёт речь?

Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже

Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи.

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны

Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий

По трубе течет,
Пироги печет

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением

  1. На уроке я узнал …
  2. Мне было трудно …
  3. Мне понравилось …

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Учитель начальных классов

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства.

Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Компетенции: воспитательная, коммуникативная.

Структурные элементы, хронометраж

Дети приветствуют учителя.

Включение в учебную деятельность

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы сделаете несколько маленьких, но очень важных открытий. Но чтобы сделать эти открытия, нам необходимо вспомнить из каких трех китов состоит экономика? (слайд1)

повторение тех знаний, которые необходимы для построения нового знания.

Мотивация и целеполагание.

— Сегодня мы поработаем только с одной частью нашего кластера: с природными богатствами. Мы постараемся расширить знания об этих богатствах.

Показ образцов полезных ископаемых. Ребята, что это?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Для того чтобы приступить к изучению нового, мы должны вспомнить все, что уже знаем о П.И.

-На какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?

Полезные ископаемые (слайд 2)

Некоторые виды п.и., где добывают, залежи п.и.-это месторождения, геологи-люди, которые ищут месторождения п.и.

Как отличаются друг от друга полезные ископаемые? Где находятся? Как их добывают? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые?

Цель: развитие познавательных интересов учащихся.

В ходе обсуждения составляется кластер.

Планирования поиска способа решения.

— Ребята, а вам интересно узнать что-нибудь новое о п.и.? А знаете ли вы кто такие исследователи?

Исследовать – это значит осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь.

КАК вы думаете, чем мы сейчас будем заниматься?

Верно, мы сегодня будем исследовать различные п.и. и их свойства.

Распределите роли для работы в группе.

(В каждой группе учителем назначается консультант, который будет направлять деятельность всей команды.)

Выслушиваются варианты ответов детей.

Дети определяют свои роли в группе.

Цель: координирование слаженной работы.

Ребята, наша тема состоит из двух слов. Как вы понимаете каждое из них?

Дайте определение «полезные ископаемые».

“Полезные ископаемые» — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют.(слайд 5)

— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу. (слайд 6)

Полезные – нужные, необходимые….

Ископаемые – то, что выкопали….

Выслушиваются варианты детей.

Детям дается план исследования. Каждая группа исследует два вида п.и.

По окончанию работы выслушиваются сообщения и заполняется таблица на доске.

Свойства полезных ископаемых.

Жидкое; легкая; маслянистая

Практическая работа. Исследование.

Оценивание учителем, самооценка.

План изучения свойств гранита (слайд9).

1. Рассмотрите в кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Вывод по таблице о граните.

— Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

План изучения свойств известняка (слайд10).

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Что происходит?

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

5. Где используют и на основании какого свойства?

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

Что было обнаружено в ходе исследования?

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (слайд17).

— Итак, мы теперь знаем свойства некоторых полезных ископаемых, знаем где их используют. А интересно вам узнать как их добывают? (слайд18-21)

А кто знает какие п.и. добывают в нашей области?

Какие п.и. вы запомнили? Нужны ли п.и. человеку и для чего?(слайд 18)

Загадки о полезных ископаемых (слайд 24-32)

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Какие открытия для себя сделали?

Составить кроссворд, приготовить сообщение о любом полезном ископаемом, составить тестовые вопросы, узнать о полезных ископаемых в нашем регионе, прочитать учебник и выполнить задание в тетради.

Дети проводят исследование.

Каждое п.и. обладает определенными свойствами. Используются в:

(песок, гранит, глина, известняк)

(каменный уголь,торф,нефть, газ)

Твердые, жидкие, газообразные (составляем новую таблицу)

На сегодня Восточная Сибирь один из перспективных регионов по добыче нефти и газа. За последние 4-5 лет были открыты их крупнейшие месторождения.

Слюда (Слюдянка), соль (Усолье),

Около 40 месторождений угля, золото (Бодайбо)

Дом.задание выполняется по уровню подготовленности учащихся.

Цель: исследовать свойства полезных ископаемых.

Цель: профилактика переутомления

Цель: подведение итогов исследования.

Цель: проверить качество запоминания нового материала

источник

Источники:
  • http://www.myshared.ru/slide/224276
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/01/21/poleznye-iskopaemye-prezentatsiya-k-uroku
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-poleznie-iskopaemie-klass-516825.html
  • http://www.kursoteka.ru/course/4302/lesson
  • http://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/geografiya/poleznyie-iskopaemyie-dlya-3-4-5-7-8-9-klass-okruzhayushhij-mir
  • http://globuss24.ru/doc/urok-proekt-po-okruzhayushtemu-miru-v-3-m-klasse-poleznie-iskopaemie
  • http://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/poleznye-iskopaemye-17039