Меню Рубрики

Окружающий мир полезные ископаемые 2 класс

Человек издавна использует богатства природы – горные породы и минералы. Их называют полезными ископа́емыми.

Скопления полезных ископаемых называются месторожде́ниями. Полезные ископаемые делят на три группы: твёрдые, жидкие и газообразные.

Твёрдые полезные ископаемые

Торф – ископаемое бурого или серого цвета.

Мох сфа́гнум и водные растения отмирают и оседают на дне болот. Постепенно на дне скапливается толстый слой полусгнивших остатков растений. Они слёживаются, уплотняются, и со временем из них образуется торф.

Сухой торф хорошо горит и используется как топливо. В медицине торф используется при изготовлении лекарств.

Ка́менный уголь – твёрдое вещество чёрного цвета. Каменный уголь образовался из остатков древних растений, которые оседали на дне водоёмов. Постепенно их заносило илом, песком, и они превращались в торф. В недрах земли под большим давлением торф со временем превращался в каменный уголь.

На кусочках каменного угля встречаются отпечатки листьев, стеблей, корней растений, что и доказывает происхождение этого полезного ископаемого.

Каменный уголь хорошо горит и при горении выделяет много тепла. Его используют для отопления помещений. Из него получают краски, спирт, бензин, резину.

Известня́к – твёрдое вещество белого или светло-серого цвета.

Остатки скелетов, панцирей, раковин древних живых организмов веками оседали на дне морей, уплотнялись и образовывали слои известняка.

Люди давно научились использовать известняк в строительстве. Из него получают известь и готовят раствор для скрепления кирпичей.

Рудные полезные ископаемые

Рудные полезные ископаемые также относятся к твёрдым полезным ископаемым. Они одни из наиболее ценных в этой группе.

На металлурги́ческих заводах из железной руды получают чугун и сталь. Их главная составная часть – железо. Из чугуна изготавливают тяжёлые детали машин. Из стали делают строительные инструменты, металлическую посуду, детали автомобилей.

Чугун, сталь выплавляют из таких руд, как магнитный железняк, красный железняк и бурый железняк.

Медь извлекают из руды – медного колчеда́на. Эту красивую руду легко узнать по желтоватому цвету и металлическому блеску.

Медь – мягкий металл, поэтому мало применяется в чистом виде. А сплавы меди с другими металлами человек использует широко (например, лату́нь, бронза).

Лёгкий серебристый металл алюминий получают из руды – бокси́та. Алюминий широко применяется при сооружении зданий, в производстве самолётов и кораблей.

Жидкие полезные ископаемые

Нефть – горючая тёмно-бурая жидкость с резким запахом.

Нефть залегает глубоко в земле. Чтобы поднять её на поверхность, бурят скважины и устанавливают специальные насосы, которыми выкачивают нефть.

Из нефти получают топливо для автомобилей, самолётов и ракет, делают резину, пластмассы и различные краски.

Газообра́зные полезные ископаемые

Природный газ – летучее вещество. Он залегает глубоко в земле. Для добычи газа бурят скважины. От них проводят трубы, по которым газ перекачивают в специальные хранилища. Оттуда газ попадает на заводы, где его перерабатывают и получают резину и пластмассы.

Природный газ хорошо горит и даёт много тепла. Его используют в быту для отопления помещений, в котельных и на электроста́нциях.

Запасы полезных ископаемых не безграничны. С каждым годом в недрах земли остаётся всё меньше каменного угля, руды, нефти и других ископаемых. Человек должен бережно относиться к этим богатствам и экономно их расходовать.

Полезными ископаемыми называют горные породы и минералы, используемые в народном хозяйстве. Их делят на твёрдые, жидкие и газообразные.

Вопросы и задания

1. Что называют полезными ископаемыми?

2. На какие три группы делятся полезные ископаемые?

Какое утверждение верно?

а) Торф – негорючее полезное ископаемое;

б) каменный уголь образовался из остатков древних растений;

в) нефть – газообразное полезное ископаемое.

Выбери правильный ответ.

Древние греки использовали нефть для приготовления «греческого огня» – огненной жидкости. С её помощью они защищали свои города и корабли от нападения врагов.

Египтяне использовали нефть для бальзамирования тел.

источник

Полезные ископаемые 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полезные ископаемые Презентацию подготовила Сковородина Елена Павловна, учитель начальных классов Кыштовской средней общеобразовательной школы №1

Полезные ископаемые – это горные породы, которые человек использует в хозяйстве. Твёрдые Жидкое – нефть Газообразное – природный газ

Месторождения – места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые Изучают, отыскивают месторождения ГЕОЛОГИ

Железная руда Железной рудой называются природные минеральные образования, которые содержат железо в больших количествах. Железные руды различаются по минеральному составу, содержанию железа, полезных и вредных примесей, условиям образования и промышленным свойствам. Железные руды разделяют на богатые (более 50% железа), рядовые (50-25%) и бедные (менее 25% железа). Некоторые химические элементы (помимо железа) могут извлекаться из руды и использоваться для других целей.

Бакчарское железорудное месторождение Это месторождение является одним из крупнейших месторождений железной руды в России и мире. Оно находится на территории Томской области в междуречье рек Андорма и Икса. Месторождение было открыто случайно при разведке нефтяных месторождений в 1960-х годах. Бакчаровское железорудное месторождение занимает площадь в 16 тысяч км². Железорудные образования находятся на глубине от 190 до 220 метров. Содержание железа в обогащённой руде достигает 95-97 %. Запасы железной руды на данной территории оцениваются в 28,7 миллиардов тонн. В настоящее время внедряются новые технологии разработки месторождений. Добычу руды предполагается вести не карьерным способом, а с помощью скважинной гидродобычи.

Каменный уголь Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300—350 миллионов лет тому назад.

Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр.

Нефть Нефть— горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах; на сегодня — одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Добыча нефти и природного газа ведется на северо-западе Новосибирской области. Крупнейшее в области месторождение нефти – Верх-Тарское месторождение (60% запасов нефти в общеобластном масштабе). Данное месторождение подготовлено к эксплуатации, наряду с Малоичским. Прочие месторождения региона – Восточно-Тарское, Ракитинское, Тай -Дасское, Восточно-Межовское и Восточное, законсервированы. В области разведаны 7,2 млрд. тонн запасов торфа, но работы по добыче торфа в силу больших затрат в основном не ведутся.

Гранит Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников и на гранитный щебень.

источник

Методическая разработка урока по окружающему миру

УМК: «Школа Росси»

Тема урока: Полезные ископаемые

Тип урока: изучение нового материала

Туманов Алексей Анатольевич

Методическая разработка урока по окружающему миру

Тема урока: Полезные ископаемые

Тип урока: изучение нового материала

Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, а также их свойствами,.

Развивать, наблюдательность, логическое мышление, речь.

Воспитывать, бережное отношение к природе, приучать экономно использовать богатства нашей планеты.

Учебная литература: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2/ А.А.Плешаков.-2.е изд.- М.: Просвещение, 2012-175с.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 М.: Просвещение, 2010-95с.

ТСО: персональный компьютер, интерактивная доска.

Программное обеспечение: интернет, браузер, презентация PowerPoint 2007.

-Сегодня мы отправимся в далекое приключение по кладовым полезных ископаемых. А помогать нам в пути будет друид-Панорамикс. Он попросил помочь собрать полезные ископаемые для его коллекции.

— Но прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним, что мы уже знаем. Панорамикс приготовил для вас волшебный кроссворд.

По горизонтали:

Буквально «правила ведения хозяйства»

Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

Всё, что нужно людям для жизни, называется…

Без этого природного богатства, человек не может прожить более 3- дней.

Данное природное богатство называют кормилицей?

Эту работу, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей называют?

-Кто-нибудь может назвать тему нашего урока?

-Как вы думаете, что такое полезное ископаемое? Для того чтобы ответить на данный вопрос прочтём определение. (Приложение 1)

(Полезные ископаемые — это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве).

-Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, определим их свойства, узнаем, где они используются. Панорамикс приготовил для вас интересное задание. Ну, что в путь…

— На парту: гранит, известняк, каменный уголь, нефть, железная руда, песок, глина.

Название полезного ископаемого

-Итак, для того чтобы заполнить таблицу определим свойства каждого из полезных ископаемых: цвет; прозрачно или непрозрачное; твердое или жидкое; плотное или рыхлое; горючее или нет; с запахом или без; сыпучее или нет.

— Определим, где может применяться, и на каких свойствах основано применение данного полезного ископаемого.

Название природного ископаемого

Черного цвета, непрозрачный, твердо-рыхлые, горюч, не имеет запаха.

Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

Темно-коричневого цвета, непрозрачное, жидкое, имеет запах бензина, горючее.

Керосин, бензин, смазочные материалы, мыло, технический спирт, вазелин.

Черного цвета, непрозрачное плотное вещество, твердое, не горючее, притягивает металлические предметы

Мышином строительстве, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы и тд.

От белого до коричневого цвета, непрозрачное, твердое, не имеет запаха, в виде крупинок, сыпучее.

Бурого, желтого, белого с примесью цвета, твердо-рыхлое, не имеет запаха

Черно-красный, твердый, прочный , не имеет запаха, зернистый

Строительство фундаментов зданий, набережных дорог, памятников, отделка станций метро.

Белого, серого, желтого цвета; при попадании воды выделяет тепло, непрозрачный

По ходу урока заполняется таблица №2 стр. 26 (Приложение 4)

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть

-Панорамикс просит вас прочитать статью на странице 47 «Для чего добывают полезные ископаемые» (Приложение 2)

-Для чего люди добывают полезные ископаемые?

-Может ли экономика страны обойтись без полезных ископаемых?

-Приведите примеры использования полезных ископаемых.

Прочитайте статья на странице 48 «Как добывают полезные ископаемые» (Приложение 3)

-Где добывают полезные ископаемые?

-Кто занимается поиском полезных ископаемых?

-Как добывают полезные ископаемые. Приведите примеры.

— А сейчас выполним №3 в рабочей тетради стр 26-27. (Приложение 4)

— А сейчас самое трудное задание Панорамикса. Проверим, какие свойства некоторых полезных ископаемых вы запомнили. Для этого сядем за компьютеры, войдем по ссылке на сайт.

Iвариант выбирает из списка свойства для железной руды (http://LearningApps.org/display?v=puvptwz2k) и песка (http://LearningApps.org/display?v=pi61rhd1v)

II вариант выбирает из списка свойства для нефти (http://LearningApps.org/display?v=prjq2vz0c) и гранита (http://LearningApps.org/display?v=pwuhhkmtn).

-Вы все большие молодцы. Панорамикс благодарит вас за то, что вы помогли определить свойства некоторых полезных ископаемых и добавить их в его коллекцию.

Самостоятельная работа учащихся в интернете.

-Чем сегодня занимались на уроке?

(Знакомились с некоторыми полезными ископаемыми, определяли их свойства.)

-Для чего добывают полезные ископаемые?

(Для использования их человеком, для создания различных предметов, жидкостей(бензина)).

-Где добывают полезные ископаемые?

(В котлованах, карьерах, в шахтах, в морях)

-Оценивание работы учащихся.

-Домашнее задание рабочая тетрадь стр 27 №4 (Приложение 5).

источник

На этом уроке мы с вами узнаем, что такое полезные ископаемые, как их добывают и для чего используют. Кроме того мы подробнее рассмотрим гранит как полезное ископаемое. А также познакомимся с понятиями минерал и горная порода.

Тема: Природа

Урок: Кладовые Земли

Полезные ископаемые – это богатства, которые добываются из недр Земли или ее поверхности. Жизнь в современном мире невозможна без полезных ископаемых. Некоторые полезные ископаемые используются в строительстве:

Другие используются как топливо:

Из рудосодержащих ископаемых выплавляют металл:

Геологи – изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения.

Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Нередко геологи проводят много месяцев вдали от дома, в горах, в тайге или в пустыне. У них есть сложная аппаратура, которая помогает им в их поисках и даже снимки Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах, глубоких колодцах, а для того чтобы извлечь из Земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный песок. Песок – полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, соль — тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина – каолин, и она тоже полезное ископаемое.

И маленькая чайная ложка, и огромный самолет сделаны из металла. Их выплавляют из руд, всякая руда – полезное ископаемое.

Очень интересные, хотя и малозаметные для нас объекты природы – камни. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы. Минералы – это природные вещества, а горные породы – это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

Рассмотрим полезное ископаемое гранит.

Гранит – очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле и на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета. Гранит – это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов, в основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна – это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие – кварц, черные – слюда. Зерно по латыни – грано, отсюда и название – гранит.

Слюда – минерал, состоящий из пластин, которые легко отделяются друг от друга, они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Полевой шпат – это самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они не прозрачные, некоторые из них используются для изготовления украшений.

Кварц – минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Прозрачный, бесцветный кварц называют горным хрусталем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц, он называет аметист. Все эти камни используются с давних пор для изготовления украшений.

Гранит – очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется. Его используют для облицовки стен зданий и станций метро.

Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камушек, мы можем заметить, что часто он бывает разноцветным, в полосочку, пятнистым или с разводами. Это происходит потому, что найденный камушек состоит из минералов, на которых оставили следы естественные природные процессы.

Минералы отличаются весом, цветом и твердостью. Из них, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы – и большие валуны, и мелкий песок.

Красивые поделочные драгоценные камни – агат, сапфир, гранат – это тоже минералы.

Минералом также является обычная соль, которую мы употребляем в пищу. Геологи называют ее галит.

Минералы и горные породы образуют неживую природу. Горные породы составляют толщи Земли. Из-за названия может показаться, что горные породы можно встретить в горах. Это не совсем так. Горные породы есть повсюду, только они скрыты от наших глаз слоем земли. Горные породы мы можем увидеть на обрывистых склонах оврагов или по берегам рек.

Читайте также:  Продукты полезные для потенции мужчин

Полезные ископаемые – клад нашей Земли, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. с. 34-37, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 16 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Узнай, какие полезные ископаемые, минералы добываются в твоем регионе.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

Наша машина ездит на бензине, который делают из нефти мы варим еду на плите, которая работает на газе чтобы сделать шашлык на даче нужен уголь посуда сделана из глины

2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».

Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».

Ход работы (по заданиям учебника).

  1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название.
  2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
  3. Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

4. Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка.

6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь её стрелкой. Начни свой путь с лифта.

Путь обозначен на рисунке тонкой синей линией.

7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия,

известняк, нефть, песок

8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нём.

1. Название полезного ископаемого
2. Где добывается
3 Свойства полезного ископаемого
4. Использование его в хозяйственной деятельности

Алюминиевая руда — боксит

Всем известный металл алюминий в чистом виде в природе не встречается. Добывают его из алюминиевых руд — полезных ископаемых, содержащих в себе различные соединения этого вещества. Наиболее известная и широко добываемая алюминиевая руда называется боксит.

В нашей стране бокситы добываются на Урале, в Сибири, в Прибайкалье и на Кольском полуострове. Также имеются месторождения бокситов в Венгрии, в Центральной и Южной Африке, на Украине, в Казахстане, во Франции и в Индии.

После специальной обработки из боксита выделяется чистый алюминий. Это очень легкий по весу металл серебристо-белого цвета. Он легко поддаётся ковке, прекрасно проводит тепло и электричество, и, в отличие от большинства металлов, практически не подаётся коррозии.

Благодаря своим свойствам алюминий очень широко применяется в промышленности. Из него делают посуду (кастрюли, сковороды, подносы, ложки и вилки), алюминиевую фольгу для выпекания и упаковки, провода, трубы, его используют при производстве микросхем, из алюминия делают краску, а также рамы для самокатов и велосипедов, фюзеляжи самолетов и многое другое .

Воспользуйся записью при выступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

источник

1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название. При необходимости воспользуйтесь атласом-определителем.

Учитель выдал для практической работы полезное ископаемое — уголь.

2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

Свойства угля: это твердое полезное ископаемое. Уголь непрозрачный, черного цвета, достаточно плотный, но при этом легко раскалывается и крошится.

Уголь — горючее полезное ископаемое.

Уголь может применяться для отопления домов, для получения тепла в металлургических печах.

Его применение основано на горючих свойствах этого ископаемого.

Среди известных мне полезных ископаемых есть еще железная руда, уголь, торф, каменная соль, глина, песок.

Полезные ископаемые бывают твердыми, жидкими и газообразными.

Они могут быть горючими и не горючими.

Люди добывают полезные ископаемые, чтобы с их помощью получить нужные им продукты.

Например, из нефти люди получают бензин, из руды — металлы.

Глина используется в строительстве и производстве посуды, известняк в строительстве.

Применение полезных ископаемых основано на их свойствах.

Полезные ископаемые добывают в карьерах, котлованах, разрезах, шахтах, а нефть и природный газ добывают из недр земли с помощью бурения.

В нашей местности добывают много полезных ископаемых.

В основном это нефть и природный газ.

В меньшей степени уголь и металлические руды.

Также у нас добывают торф, известняк, сланцы, гранит.

3. С помощью атласа-определителя подготовь сообщение о каком-нибудь полезном ископаемом (по своему выбору).

Железная руда используется для получения железа, а потом для производства стали и чугуна.

В природе она встречается в древних горных породах.

Железная руда твердая и имеет черный цвет.

Она не прозрачная, но на воздухе может окисляться и приобретать рыжеватый оттенок.

Месторождения железной руды возникли много миллионов лет назад, когда в морях и океанах было много растворенного железа.

Это железо оседало на морском дне, вступало в реакцию с кислородом и накапливалось.

Постепенно возникли залежи железной руды, которые в результате горообразования оказались на суше.

Железная руда считается одним из основных полезных ископаемых используемых в экономике.

Ведь из нее делают железо, а без железа невозможно строительство машин, домов, простых и нужных в быту вещей.

Человек научился добывать и перерабатывать железную руду в глубокой древности, несколько тысяч лет назад.

Сейчас добыча железной руды в мире и России очень велика, и поэтому геологи постоянно ищут все новые и новые месторождения железной руды.

Вспомни, какие растения называют культурными. Приведи примеры таких растений. Какие работы по выращиванию растений проводятся в разные времена года? Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?

Культурными называют растения, которые выращивает для своих нужд человек.

Это могут быть растения, которые используются в пищу, например зерновые культуры, или овощи, это могут быть технические культуры, которые используются для получения ткани, например хлопок или лен, это могут быть масленичные культуры, из которых получают масло, как например подсолнечник, а могут быть растения, из которых получают сахар, например сахарный тростник.

Весной растения сеют, для чего сперва пашут землю.

Потом за ними ухаживают — поливают, полют, удобряют, уничтожают вредителей.

Летом растениеводы собирают урожай и перерабатывают его.

Осенью растениеводы закладывают свой урожай на хранение.

Некоторые самые качественные растения фермер откладывает на семена, чтобы весной посеять новый урожай.

Зимой растениеводы отдыхают, готовятся к новому сезону.

Примерами сельскохозяйственных профессий могут быть: механизатор, агроном, тракторист, комбайнер, хлебороб, мелиоратор.

источник

Полезные ископаемые 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полезные ископаемые Презентацию подготовила Сковородина Елена Павловна, учитель начальных классов Кыштовской средней общеобразовательной школы №1

Полезные ископаемые – это горные породы, которые человек использует в хозяйстве. Твёрдые Жидкое – нефть Газообразное – природный газ

Месторождения – места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые Изучают, отыскивают месторождения ГЕОЛОГИ

Железная руда Железной рудой называются природные минеральные образования, которые содержат железо в больших количествах. Железные руды различаются по минеральному составу, содержанию железа, полезных и вредных примесей, условиям образования и промышленным свойствам. Железные руды разделяют на богатые (более 50% железа), рядовые (50-25%) и бедные (менее 25% железа). Некоторые химические элементы (помимо железа) могут извлекаться из руды и использоваться для других целей.

Бакчарское железорудное месторождение Это месторождение является одним из крупнейших месторождений железной руды в России и мире. Оно находится на территории Томской области в междуречье рек Андорма и Икса. Месторождение было открыто случайно при разведке нефтяных месторождений в 1960-х годах. Бакчаровское железорудное месторождение занимает площадь в 16 тысяч км². Железорудные образования находятся на глубине от 190 до 220 метров. Содержание железа в обогащённой руде достигает 95-97 %. Запасы железной руды на данной территории оцениваются в 28,7 миллиардов тонн. В настоящее время внедряются новые технологии разработки месторождений. Добычу руды предполагается вести не карьерным способом, а с помощью скважинной гидродобычи.

Каменный уголь Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300—350 миллионов лет тому назад.

Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр.

Нефть Нефть— горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах; на сегодня — одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Добыча нефти и природного газа ведется на северо-западе Новосибирской области. Крупнейшее в области месторождение нефти – Верх-Тарское месторождение (60% запасов нефти в общеобластном масштабе). Данное месторождение подготовлено к эксплуатации, наряду с Малоичским. Прочие месторождения региона – Восточно-Тарское, Ракитинское, Тай -Дасское, Восточно-Межовское и Восточное, законсервированы. В области разведаны 7,2 млрд. тонн запасов торфа, но работы по добыче торфа в силу больших затрат в основном не ведутся.

Гранит Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников и на гранитный щебень.

источник

Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы — это твердые природные вещества, минералы являются составной частью горных пород. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения. Не зря тему «минералы и горные породы» дети начинают изучать еще в первом классе, а потом повторяют и закрепляют во втором, третьем, четвертом. Поможет определиться в мире камней атлас-определитель наподобие атласа Плешакова. В нем есть рисунки, по которым камень можно легко идентифицировать, найти его название. А так же вы многое узнаете о некоторых из них.

Некоторые минералы в природе образуют кристаллы — это такие фигуры с ровными гранями, некоторые образуют вкрапления в горную породу, а другие могут встретиться в природе в виде больших камней.

Яркие, красивые камни люди зовут самоцветами. Из них делают украшения и поделки. Некоторых минералов так мало в природе и их так трудно добыть, поэтому изделия из них очень дорогие, это драгоценные (или ювелирные) камни. Те, что встречаются чаще — полудрагоценные (топаз, малахит, опал, аметист). Еще чаще — поделочные, из них делают статуэтки, шкатулки, сувениры (агат, яшма, селенит, оникс).

Драгоценных камней не так уж и много, к примеру, алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Камни шлифуют, нанося на них грани, и от этого природный кусок минерала становится гораздо красивее. Ограненный алмаз называется бриллиант.

Но камни годятся не только на украшения. Из отходов от обработки алмазов, а это как известно самый твердый минерал, делают инструменты для резки стекла. Раньше рубины использовали в производстве лазеров, теперь их заменили искусственные рубины.

Бирюза — красивый слегка голубоватый или ярко голубой минерал с темными прожилками. Интересная презентация о бирюзе здесь >>

Малахит — ярко-зеленый минерал с красивым темным рисунком. Раньше в больших количествах добывался на Урале, в горах. В сказах Бажова воспет труд мастеров, обрабатывающих уральский малахит. Из малахита изготавливали украшения, шкатулки, и даже вазы и статуэтки.

Янтарь — это окаменевшая смола деревьев. Она сохраняет свой желто-оранжевый цвет и прозрачность. Иногда в янтаре встречают разных насекомых, которые увязли в смоле многие годы назад.

Коралл — это скелет морских обитателей, коралловых полипов. Кораллы похожи на окаменевшие пористые ветви дерева разных цветов от желтоватого до красного и даже черного. Из кораллов делают украшения.

Жемчуг — это не минерал и не горная порода, хотя на вид похож на круглый камушек. Жемчуг вырабатывают морские ракушки — двустворчатые моллюски. Каждая жемчужина покрыта слоем перламутра, она гладкая и блестящая. Бывает белый, розовый и черный жемчуг.

Камни используют и в строительстве в качестве стройматериалов (известняк, песчаник) и отделочных материалов (гранит, мрамор).

Эти камни объединяют под названием полезные ископаемые. Часть из них — минералы, часть — горная порода, а некоторые образовались из лавовой пены или останков растений.

Каменная соль (минерал галИт). Если очистить этот минерал от примесей, получится обычная поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. А в природе она встречается в виде огромных кристаллических глыб. Галит очень хрупкий и легко растворяется в воде.

Полевой шпат — минерал, один из самых распространенных на земной поверхности. Цвет камня от желтоватого, зеленоватого до коричневого.

Кварц — минерал, образующий красивые продолговатые кристаллы. Если кристаллы прозрачны, в народе его называют горный хрусталь. Если к тому же они окрашены фиолетовым цветом — это аметист. Если белые — молочный кварц. Есть и много других видов кварца. Они используются для изготовления сувениров и украшений. Кварц входит в состав гранита.

Слюда — слоистый и блестящий минерал. Входит в состав гранита и придает ему блеск.

Песчаник — горная порода, состоящая из зёрен песка, сцементированных глинистым или другим материалом. Песчаник может быть разного цвета, но преобладает серый, желтовато-серый или белый, реже красноватый. Его часто используют в строительстве и дизайне участков.

Кремень. С древних времен этот минерал широко применялся в огнивах — приспособлениях для добывания огня. В связи с этим один из элементов огнива стал называться кремень, хотя сегодня вместо минерала используют закаленную сталь. Кремень, к тому же, легко раскалывается на острые обломки, поэтому ранее первобытные люди его применяли для изготовления орудий труда и острого охотничьего оружия.

Пемза — это окаменевшая лава, пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании раскаленной лавы. Она не тонет в воде. Используется пемза для гигиенической чистки пяточек от сухой кожи и вы ее можете обнаружить у себя в ванной.

Читайте также:  Чем полезен драконий глаз фрукт

Гранит — это горная порода, которая состоит из кварца, полевого шпата и слюд. От соотношения минералов зависит цвет гранита. Красноватые, коричневатые, зеленоватые или рыжеватые вкрапления в граните — это кусочки полевого шпата, темные и блестящие — слюда, белые полупрозрачные — кварц. Камень как-будто зернистый, а зерно по латыни звучит как «гранум», отсюда и название породы — гранит. Камень твёрдый и прочный.

Известняк — Мел — Мрамор.

Основу известняка составляют останки (панцири, раковины, скелеты) моллюсков и других древних обитателей морей. Они за многие годы под землей измельчились и спрессовались. Но порода все равно не прочная, размывается водой. Используют известняк как строительный камень. Известняк, в котором заметны раковины морских животных и их обломки, называется ракушечником.

Особая форма известняка — мел. Он образован очень мелкими органическими частичками, оставшимися от мертвых морских обитателей. Мел хрупкий, легко крошится. Существуют целые меловые острова, как-будто выросшие из моря.

Мрамор — это отвердевший известняк. Он, как и известняк, состоит из кальцита, но содержит в своем составе еще и примеси. От этих примесей и зависит окраска мрамора — это и полоски разного оттенка, и изогнутые линии. После полировки на поверхности мрамора вырисовывается красивый рисунок, и поэтому его часто используют для декоративной отделки помещений и зданий.

Торф — Бурый уголь — Каменный уголь — Антрацит.

Торф состоит из разложившихся растений, растущих на болотах. Основная его составляющая — мох сфагнум. Торф активно используется и в качестве топлива, и как удобрение, и даже в качестве фильтра для сточных очистительных сооружений.

Со временем торф уплотняется и превращается в бурый уголь.

А если он еще полежит под землей долгие годы, он станет каменным углем. Залежи каменного угля, который люди добывают сейчас, образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад. Это очень длительный процесс. Каменный уголь используют в качестве топлива.

Со временем каменный уголь становится антрацитом. На антрацитах даже можно иногда увидеть отпечатки древних растений — гигантских папоротников. Из таких растений и получился весь существующий сейчас в мире антрацит.

Железная руда — основной источник получения железа. Она, как правило, черного цвета, слегка блестит, со временем рыжеет, очень твердая, притягивает металлические предметы.

Если говорить о полезных ископаемых, нельзя не упомянуть о нефти, хотя это не камень, не минерал и не горная порода. Нефть — полезное ископаемое вещество, вязкая жидкость темного цвета с запахом бензина, горюча. Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Ее добывают из самых глубин Земли. Используется для получения топлива, смазок, пластмасс.

На данной странице часть атласа-определителя, посвященная камням и минералам. Все части атласа:

источник

1. Тема урока: Полезные ископаемые.

2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)

5. Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: полезные ископаемые

1. Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;

2.Познакомить со свойствами песка, глины, угля, нефти.

3. Формировать общеучебныеумения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развивать коммуникативные навыки.

I. Организационный момент урока.

II. Сообщение темы и целей урока.

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле (слайд1-2).

Красивы будут и заметны. (Гранит)

В школе не лежит без дела:

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Сам он удобрение. (Известняк)

6. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов и на слайдах № 3-4.

-Как назвать все эти отгадки?

— Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

На доске и в тетрадях тема: «Полезные ископаемые» (слайд 5).

— Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы? (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

— Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?)

-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.( слайд 6)

— Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

— Что изучают геологи? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их)

— Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 8).

— А сейчас мы с вами узнаем о некоторых полезных ископаемых. Внимание на экран. https://www.youtube.com/watch?v=zbzDrph6HLs

-Да, ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Да? – да! ( хлопок над головой).

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами),

Да? – да! ( хлопок над головой).

— Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

2. Если встретить на дороге,

Она понадобится сразу (глина) (слайд 9)

Работать будете в паре. Заполняете таблицу и бланки исследований. Сегодня мы заполним только первые два элемента нашей таблицы- песок и глина.(слайд 10)

1) Рассмотрите песок и глину через лупу

Определите состояние (твердое, жидкое, газообразное)

Прозрачные или непрозрачные.

2) Понюхайте песок и глину.

Итак, мы установили, что песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма, размеры, расстояние между частицами у них различны

3) Высыпьте песок и глину из стакана на лист бумаги. (сыпучий или вязкий).

Песок пересыпается легко, струйкой, а глина струйку не образует. Значит: песок сыпучий.

4)Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?

5)Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение. Можно ли изготовить для выставки такую картину? Почему?

6) Возьмите 2 стакана и поместите в них воронки. В воронки поместите фильтр из кусочков ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй размельчённую смоченную глину. Отмерьте одинаковое количество воды и налейте одновременно в обе воронки. Понаблюдайте, что произойдёт.

Раньше появляются капли воды из той воронки, в которой лежит песок. Значит: песок хорошо пропускает воду. У глины слабая водопроницаемость.

— Объясните, почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых скапливается много воды?

Как пригодилось свойство песка пропускать воду? В строительстве дорог.

7) Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Подождите, пусть немного подсохнет. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

-В блюдце с водой положите небольшой кусок глины: вода вскоре исчезла с блюдца. Понемногу подливаем воду, глину разминаем до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.

Глина легко скатывается в шарик. Он прочный, эластичный. Из песка шарик сделать не удалось. песок не обладает вязкостью, крупные округлые частицы его плохо прилипают друг к другу Он легко рассыпается. Значит: глина обладает хорошей вязкостью., мелкие плоские частицы ее легко и прочно прилипают друг к другу.

Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?

Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем подумать как люди используют песок и глину.

— Как вы думаете, это свойство глины не пропускать воду, пластичность где пригодилось человеку?

Способность глины не пропускать воду — важное свойство, благодаря ему, глину стали использовать для приготовления посуды.

-А знаете ли вы, что непрозрачный песок становится прозрачным стеклом?

— Ребята, а как вы думаете, какие полезные ископаемые есть у нас в Саратовской области?

Основными полезными ископаемыми области являются нефть и газ, которые нередко встречаются в едином месторождении. Впервые было открыто месторождение газа на территории области в 1906г. в 40 км к северу от рабочего посёлка Дергачи, когда бурили артезианский колодец.
Особенно активно начались поиски нефти и газа в 1932 году.
Признаки нефти находили во многих местах области.
В 1941 году началось бурение в окрестностях деревни Елшанка около Саратова. В 1942 году из скважины стал выделяться природный газ, и в конце октября ударил мощный газовый фонтан в виде голубоватого столба высотой 40 метров. Началось строительство первого в стране газопровода Елшанка-Саратов. С 1943г. саратовским газом пользуется столица нашей страны – Москва. (слайды 11-16)

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Какие открытия для себя сделали?

— Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

— Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Саратовской области.

— Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

1. Учебник «Окружающий мир» для3 класса часть 2; ПНШ;О.Н. Федотова и др.

источник

Интернет-урок окружающего мира «Горные породы». Вы знаете, что наша планета Земля состоит из нескольких оболочек — сфер: атмосфера (воздушная оболочка), литосферы (земная кора), гидросферы (водная оболочка) и биосферы (сфера живых организмов). Недра Земли разделяются на три основных области: земную кору, мантию и ядро…

Сегодня мы будем изучать земную кору — литосферу . «Литос» с греческого языка означает «камень». Литосфера — самый верхний слой Земли (земная кора). Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет кожицей. Но именно эта «кожица» используется человеком. На ее поверхности построены города, заводы, из ее недр добывают полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию, одежду и многое другое. Поскольку земная кора самый верхний слой Земли, то и изучена лучше всех. В её недрах залегают очень ценные для человека горные породы и минералы, который он научился использовать в хозяйстве.

Итак, литосфера(земная кора) состоит из горных пород, минералов и земли (или почвы). Следует запомнить, что…

Горные породы состоят из минералов. То есть минерал — чистое вещество.

Почва — это плодородный слой Земли.

Горные породы, которые использует человек, называют полезными ископаемыми.

Как вы думаете, где используют полезные ископаемые?…

  • строительство
  • сельское хозяйство
  • медицина
  • пищевая промышленность
  • промышленность

Для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться, их нужно еще найти. Этим нелегким делом занимаются геологи.

Сегодня мы тоже с вами геологами и отправимся в экспедицию…

Сегодня в науке известно свыше 3500 видов минералов. Правда, некоторые из них столь редки, что находятся в нескольких экземплярах.

Большая часть минералов состоит из 2 элементов. Смотри Интернет-урок по окружающему миру «Химические элементы». Тем не менее существуют одноэлементные минералы. Например, золото, серебро, медь, алмаз, сера и другие.

А ты знаешь, что скородит («skoron» — чеснок) назван так, потому что при нагреве распространяет запах чеснока.

Азурит стал один из первых минералов, из которого человек получил синий пигмент. На древней живописи, которую обнаружили в египетской пирамиде Майдума изображены гуси. Так вот художник использовал малахит для зелёного цвета и азурит для синего.

Со временем выяснилось, что при контакте с воздухом азурит приобретает зеленоватый оттенок.

Кстати, самый крупный экземпляр азурита хранится в Американском музее в Нью-Йорке. Вес камня 4,5 тонны (!)

АУРИПИГМЕНТ

Название минерала в переводе с латыни означает «золотая краска». Это говорит и о цвете минерала, и о его применении — изготовлении жёлтой краски.

Аурипигмент содержит на 61 % мышьяк. Это значит, что минерал токсичен! «Золотой яд» был очень востребован алхимиками (- это древние учёные, маги). А в XI веке люди считали, что этот минерал имеет ключ к получению философского камня — камня мудрости. Аурипигмент ценился и в медицине.

Назван в честь австрийского минералога Франца фон Вульфена, нашедшего минерала в Австрии.

Из вульфенита добывают молибден, химический элемент. Дело в том, что сам молибден — металл, в природе не встречается. Но у него есть замечательное свойство, которое очень ценится в ракетной и ядерной технике. Молибден — металл, который плавится при температуре 2620 гр. Этот металл значительно превосходит качества обычной стали. Именно из молибденовой стали изготавливаются тросы для висячих мостов.

Самый известный висячий мост — «Золотые ворота», пересекающий залив Сан-Франциско.

Самый распространенный минерал, который можно найти, просто гуляя в горах. В пещерах кальцит принимает форму сталактитов и сталагмитов.

Сталактит — это отложения в пещерах, свешивающиеся с потолка. А сталагмиты «растут» со дна пещеры, то есть снизу вверх.

Кальцит состоит из известняка и мрамора. Применяется в строительстве. в химической промышленности, в металлургии, и даже в сельском хозяйстве — как удобрение.

Касситерит ИЛИ «оловянный камень» (в переводе с греческого языка «олово») — это основной источник получения олова, металла.

В соединении с медью он даёт один из наиболее востребованных сплавов — бронзу. Открытие бронзы стало началом грандиозных изменений в истории человечества. Бронза легко плавилась, поддавалась ковке, была твёрже меди. Из бронзы делали оружие, статуи, посуду, инструменты.

Мировая промышленность требует огромного количество олова, большая часть которого (около 90%) добывается из касситеритов.

Минерал редкий, но очень важный для получения ртути. На сегодняшний день ртуть редко где применяется, так как очень токсична, ядовита.

Весь мир помнит трагедию Минаматы. Трагедия произошла в заливе Минамата (Япония) в 1950-х годах.

Сотни лет рыбаки поселка Минамата занимались промыслом рыбы, креветок. Вскоре рядом заливом был построен небольшой химический завод. С этого момента и начинается страшная история появления болезни, которая сегодня входит во все медицинские справочники Японии под названием «синдром минамата».

Первые признаки катастрофы, обрушившейся на рыбаков и крестьян залива Минаматы, были загадочными и жуткими. Неизвестный недуг вызывал отмирание мышц рук и ног, потерю речи, поражал головной мозг. Люди умирали…

Минерал промышленного значения. В состав колеманита входит химический элемент — бор, который применяется в производстве стекла и отбеливателей.

Борная кислота применяется в химической промышленности. Также из борной кислоты изготавливают лекарства, например, для лечения глазных, кожных заболеваний.

Бор является составным элементом ракетного топлива.

Основной состав настурана — кислород и уран. Странно, но этот минерал тяжёлый, твёрдый, но хрупкий, и разбить его очень просто.

Настуран — основной источник получения урана, что делает это очень значимый для науки и промышленности.

Современная цивилизация использует два основных источника энергии: углеводородное топливо (нефть, газ) и уран, который получают из настурана.

В переводе означает «ровный» и «спайность».

Жители Древнего Китая прекрасно знали ценности ортоклаза ка катализатора (то есть вещество, ускоряющее реакцию) при изготовлении керамики.

В настоящее время ортоклаз используется в производстве фарфора — начиная от посуды и заканчивая стоматологическими смесями, керамическими эмалями.

Из-за великолепного золотого блеска пирит нередко путают с золотом. Пирит используют для получения серной кислоты. Иногда красивые кристаллы пирита идут на изготовление ювелирных украшений.

А в доколумбовой Америке пирит применяли в качестве зеркала. Некоторые индейские племена использовали куски пирита для, чтобы передавать сообщения на дальние расстояния с помощью солнечного света.

Читайте также:  Что полезно утром есть

Рутил является важным источником титановых руд. Титан — это металл с очень широким применением: производство эмалей, лаков, красок. титан применяют в космической, текстильной, промышленности, металлургии. Его используют и в медицине для изготовления суставных протезов. Кстати, титан — это единственный металл, который не отторгается организмом человека.

Ценный металл, который занимает 2 место после золота. Из серебра изготовляют ювелирные украшения, чеканят монеты.

Алмазы признаны самыми твердыми минералами, добываемыми из недр земли. При этом удар, нанесенный молотком с большой силой, может расколоть камень на мелкие кусочки.

За характерные цвет и запах (у серы резкий запах) серу долгое время считали порождением дьявола. Но это не помешало найти минералу множество применений, включая изготовление пороха и фейерверков.

Кстати, сера — один из первых химических элементов, открытых человеком.

Древние алхимики пологали, что сера, сгорая, превращается в другие вещества. И она способна превратить металлы в золото.

Сегодня сера служит для изготовления серной кислоты, которая применяется в химической промышленности. Кроме того, сера входит в состав бумаги, используется при производстве шин.

РОЗА ПУСТЫНИ

Песок, солнце и немного воды вот всё, что нужно природе, чтобы создать эти минеральные образования. Из-за высокого содержания песка гипс непригоден для строительства и не имеет промышленного применения.

Оставляя этот минерал дома, не стоит забывать, что он очень сильно пылит….

Название происходит от латинского «небесный». В состав целестита входит стронций. Это металл, который используют для фейерверков, дающих огни красного цвета.

Ценное сырьё для химической промышленности и металлургии. Этот полезный минерал используется в производстве стали и алюминия.

Первым нам попался гранит

Гранит — это горная порода, которая залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхности земли целыми глыбами.

Рассмотрим гранит внимательно:

Гранит состоит из зёрен. Вот почему назвали так эту горную породу, ведь слово «гранит» произошло от слова «гранул», что означает «зерно». Но это не зёрна пшеницы, это минералы: кристаллы кварца, слюды и полевого шпата.

Гранит очень прочный и это является одним из главных его свойств. Из-за прочности добывать гранит нелегко. Иногда даже используют взрывчатку, так как только сильный взрыв разделяет гранит на куски.

Где используют такой прочный материал? Конечно, в строительстве. Из него сооружают опоры мостов, набережные, фундаменты домов, памятников. Древние египтяне использовали гранит для строительства храмов и знаменитых пирамид.

В Санкт — Петербурге на гранитном камне установлен памятник Петру I. Этот камень такой огромный, что в перевозке его участвовало 15 000 человек.

Гранит известен как прочный стройматериал. Но далеко не всем известно, что он проводит звук гораздо быстрее, чем воздух. Скорость прохождения звуковых волн по граниту в 10 раз больше, чем прохождения по воздушному пространству.

Следующие полезные ископаемые, которые нам попались в нашей геологической экспедиции, известны всем… песок и глина . Кстати, глина — это горная порода, состоящая из мелко перетёртых камней.

Когда твёрдая скала подвергается воздействию ветра, дождя, солнца, она распадается на маленькие кусочки — это и есть песок. Песок обычно залегает неглубоко. Поэтому добывают его открытым способом в карьерах.

Если у гранит главное свойство — прочность, то у песка и глины — пластичность. Проверим? Намочите слегка глину и помните. Что обнаружили? ….Верно, она стала мягкой, податливой.

Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, посуду, вазы. Чтобы изделия стали более прочными, их обжигают в печи. Такие изделия называют керамикой. Керамика — «глина».

А ещё глина является основным материалом для изготовления кирпичей, которые издавна применяют в строительстве.

Величественные стены Московского кремля тоже выполнены из кирпича.

Песок тоже очень важен. Его добавляют в цемент и получают раствор, которым скрепляют кирпичи. Чтобы получить стекло, нужен песок, только не обычные жёлтый, а белый. Также песок используют для изготовления наждачной бумаги.

Дальше наша дорога в поисках полезных ископаемых вывела нас на болото. Мы заблудились? Нет. Оказывается и на болоте поджидает нас интересное полезное ископаемое — торф .

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нём легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Деревья, растущие по берегам болот, падая в воду, постепенно разлагаются и через несколько лет превращаются в спрессованную массу. Это торф.

Какое же у него главное свойство, которое применяет человек? Он отлично горит. Торф относят к горячим полезным ископаемым. К этой же группе относят и каменный уголь .

Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. За твёрдость его называют каменным.

Чаще всего уголь имеет чёрный цвет. Довольно твёрдый, но хрупкий — при ударе разбивается на куски. Главное свойство каменного угля — он хорошо горит, выделяя много тепла. Разжечь его труднее, чем дрова. Зато сгорает он медленнее и даёт больше тепла.

Главным образом каменный уголь используется как топливо для получения тепла и электроэнергии. Свет в дома приходит с электростанций, где сжигают уголь. Горячая вода для людей часто нагревается в котельных, работающих на угле.

Поезда на железных дорогах и станки на заводах работают на электроэнергии, полученной при сжигании угля.

Скопление угля в земле называется месторождением. Месторождения на карте обозначаются чёрным квадратом.

Каменный уголь добывают в карьерах или шахтах в зависимости от глубины его залегания в земле. Работа шахтёров очень нужна людям, но она очень опасна.

Отправляемся дальше в путь… И пока мы послушайте историю.

Много веков тому назад в одном местечке Дельфы в Греции один пастух заметил, что из земли что-то выделялось такое, что заставляло овец вести себя странно, а у людей путалась речь. Греки решили, что это был дух какого -то бога и построили на этом месте храм. Что же это был за дух?…..

Газ . Вы видели на кухне газовую плиту. Мама зажигает конфорку, открывает краник — и на плите расцветает огонёк. Это и есть природный газ.

Вы догадались каким главным свойством он обладает?….. Верно, горение. Газ — это ценное топливо. Кроме того, из него получают пластмасс, каучук (из которого получают резину).

Газ — замечательный помощник человека, но он может быть и опасным, если с ним неосторожно обращаться — утечка газа. Всегда проверяйте, выключили ли вы газовую плиту.

Вместе с газом глубоко в земле есть ещё одно полезное ископаемое, которое величают «чёрным золотом»….

Это нефть — маслянистая горячая жидкость. Пожалуй, это самое ценное полезное ископаемое.

Люди издавна находили в земле и на её поверхности тёмную маслянистую жидкость, которую на Руси называли «земляной дёготь» за сходство с дёгтем, получаемым из берёзовой коры. Эту жидкость использовали для смазки (осей телег, обуви), употребляли даже как лекарство. Жидкость эта хорошо горит, поэтому с древнейших времён применялась на войне, где зажигательными стрелами и бомбами поджигались укрепления неприятеля. Это была нефть.

Нефть — жидкость бурого или тёмного цвета, с резким запахом, она легче воды, но главное её достоинство — она хорошо горит, за что её и ценят.

Чтобы представить себе, как появилась нефть, нужно перенестись на миллионы лет назад.

Останки морских живых организмов оседали в илистых донных отложениях. Век за веком формировались пласты «захоронений». Далее начинался процесс бактериального брожения при отсутствии кислорода, в результате чего получался кероген. Уже позже кероген превращается в нефть.

Основная характеристика нефти — это теплоотдача, позволяющая использовать нефть в качестве источника энергии. Кроме того, нефть является певоосновой мощной отрасли промышленности — нефтехимии.

Основное применение нефти — это получение энергии из продуктов перегонки: бензина, солярки, керосина, бутана и другие.

Когда нефть очистят, она превращается в более, чем 2000 полезных продуктов: изготовление пластика, растворителей, спирта, масло для смазки деталей, моющие средства, свечи, мазут, мыло, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски, ткани, одежду и даже взрывчатку для бомб и снарядов.

Добывается нефть нефтяниками под землёй, откуда её по скважинам выкачивают насосами — качалками. От скважин по трубам — нефтепроводам, нефть подаётся на нефтеперерабатывающие заводы, где из неё изготавливают различные вещества.

Нефть и продукты её переработки перевозятся также в цистернах по железным дорогам и на специальных кораблях — танкерах. Корабль — танкер имеет много отсеков — танков — для устойчивости и безопасности.

Месторождения нефти на карте обозначаются тёмными вышками-треугольниками.

Отправляемся дальше к подножью вулкана.

Вы уже знаете, что внутри Земли есть магма, температура которой достигает + 5500 градусов. При такой температуре камень существует в расплавленном состоянии. Это магма. Под давлением магма поднимается наверх. Магма, вышедшая на поверхность земли, называется лава. Повторяющиеся извержения лавы, которые накладываются слой за слоем, образуют гору- вулкан .

В магме содержится много горных пород и среди них есть руды.

Руда — это горная порода, продукт действия вулкана. Из руды получают металлы. Для этого руду очень сильно нагревают в специальной печи. Один из первых известных металлов была бронза . Из бронзы люди делали более совершенные орудия труда, чем из камня.

Уже давно люди выяснили, что можно расплавлять красные камни и изготовлять из расплавленной массы чашки и кувшины, эти камни были железной рудой . Почему железная? Это руда, в которой содержится железо. Чтобы добыть железную руду строят рудники и шахты. Или. добывают открытым способом — взрывают.

Железную руду добывают в шахтах или карьерах.

Откуда она привозится в доменные печи, где из неё выплавляют чугун.


Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из него варят сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжёлый.
Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, оружие и многие другие нужные предметы.
Часть чугуна из доменной печи идёт на отливку частей станков, батарей отопления, сковородок и др.

Очень интересно было открыто самое крупное в мире месторождение руды. Однажды, пролетая на самолете недалеко от г. Курска, летчик заметил, что стрелка его компаса не стоит на месте. Об этом случае узнали геологи. Они обнаружили в этом месте магнитный железняк , который имеет свойство магнита.

Ещё существуют бурый и красный железняк.

Очень трудно определить на глаз чем они отличаются, но ученые нашли выход. Если провести камнем и останется красный след — это красный железняк, если темный — бурый.

Главное свойство руды — плавкость. Благодаря этому свойству, из железной руды получают металлы: железо — самый распространенный металл на земле. на заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

Из них делают стальные ножи, сковородки, посуду, рельсы, станки, машины, космические корабли.

Есть ещё алюминиевая руда . А из медного колчедана делают медь. Медь начали использовать раньше, чем золото. Медь хорошо проводит электрический ток, поэтому она незаменима при изготовлении телевизоров, магнитофонов, телефонов и другой радиотехники.

Медь является единственным металлом, который не выдает искры при трении, поэтому инструменты из меди могут использоваться в местах, где есть повышенная опасность возгорания.

Запомните, что металлы всё же отличаются друг от друга. Железо — мягкое, ковке, чугун — хрупкий, а сталь — прочная и упругая.

Металлы тверды , как камень, но в отличие от него пластичны : они не хрупкие и поддаются ковке. Все металлы расширяются при нагревании , хотя не так сильно, как жидкости и газы. Вот почему в жару электропровода провисают между опорами, а зимой сильно натягиваются.

Металлы обладают способностью хорошо проводить тепло . Вот почему утюги и сковородки делают из теплопроводных сортов стали.

Металлы хорошо проводят электрический ток . Особенно медь.

Кроме свойств, общих для всех металлов, у каждого из них есть свои особенности.

Магний горит так ярко, что из него готовят горючие смеси для фейерверков, салютов.

Серебристо — белый алюминий очень лёгок: из его твёрдых сплавов строят самолёты.

Ртуть — металл, который плавится при температуре ниже нуля. Её использую в приборах.

Сплав никеля и хрома от электричества сильно нагревается, а вольфрам даже светится. Из них делают спирали для лампочек, плиток, обогревателей.

Из стекла, покрытого тонким слоем серебра , никеля или алюминия, получается зеркало. А ещё серебро издавна славится своими бактерицидными свойствами. Еще воины древнего Рима использовали его для лечения. Если в бою человеку наносились серьезные раны, то целители обкладывали места увечий серебряными пластинами. После таких процедур раны быстро и без всяких осложнений заживали

Золото было признано одним из самых гибких металлов. Оно используется даже для изготовления швейных нитей. Из одной унции золота можно получить нить длиной около 80 км.

Необычайно интересную историю имеет королева металлов – платина. В XVl веке она была обнаружена испанскими путешественниками, прибывшими к берегам Африки. После исследования этого материала была обнаружена его тугоплавкость. По этой причине платина была признана непригодной и была оценена ниже стоимости серебра.

Уран – это металл, который считается одним из самых тяжелых химических элементов. В урановой руде содержится ничтожное количество чистого металла. Уран имеет 14 стадий превращений. Все элементы, которые образуются в ходе превращения, являются радиоактивными. Безопасным считается только свинец, который является заключительной стадией превращения. Для полного преобразования урана в свинец понадобится около миллиарда лет.

Вот ещё любопытный камень нам попался. Рассмотрите его внимательно…

Это известняк . Камень серо-белого цвета, который состоит из мелких частичек. Из известняка получают известь, которую используют для скрепления строительных материалов — цемент. Из смеси цемента с водой и песком или гравием делают бетон, а из бетонных плит строят дома.

Верно, это мел. А мел — это известняк.

В водах океана известняк образуется из раковин морских животных и их обломков. Отмирая, они опускаются на океанское дно. Со временем образуется толстый слой из этих панцирей. На это уходит миллионы лет. Постепенно слой цементируется и превращается в мягкий известняк.

Ещё существует твердый известняк. Глубоко под землей известняк нагревался и за счет огромного давления превращается в твёрдый известняк. Это мрамор .

Мрамор еще в древности использовался для отделки помещений и создания различных декоративных элементов. Обусловлено это удивительной твердостью материала и его износостойкостью. Мрамор на протяжении 150 лет сохраняет первоначальный вид даже при воздействии температуры, влаги или солнечных лучей.

Мраморный зал в Санкт-Петербурге

Тадж Махал в Индии построен из мрамора…

Много разных известняков в природе. Но трудно не сказать ещё об одном, самом красивом…

Это жемчуг . Он бывает розовым, белым, голубым и чёрным.

Этот вид известняка находится в раковинах морских животных. Добывать его очень сложно. Но люди научились делать искусственный жемчуг.

И последняя наша остановка в пещере. Там тоже мы встретим известняк. Это сталактиты и сталагмиты .

Крошечная капелька воды зависла на потолке пещеры в том месте, где был известняк. Постепенно дождевых капель становилось все больше и больше. Известняк превращался в сосульки, которые росли и увеличивались в размерах. Этот процесс происходил несколько сот лет. Сосульки — сталактиты, падали на пол, образовывая «свечи»- сталагмиты.

Что ж, вот и закончилась наша экспедиция. Проверим, многое ли вы узнали и запомнили. Хорошие ли вы геологи?…

Существует ещё множество горных пород и минералов, драгоценных металлов и драгоценных камней.

источник

Источники:
  • http://uslide.ru/nachalnaya-shkola/22472-poleznie-iskopaemie-klass.html
  • http://multiurok.ru/index.php/files/okruzhaiushchii-mir-polieznyie-iskopaiemyie-1.html
  • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/2-klass/okruzhayuschiy-mir-2-klass/kladovye-zemli
  • http://okrmir1234.ru/3-otvety/139-poleznye-iskopaemye.html
  • http://okrmyr.ru/okruzhayuschiy-mir-3-klass-2-chast-poleznye-iskopaemye-str-46.html
  • http://uslide.ru/nachalnaya-shkola/22472-poleznie-iskopaemie-klass.html
  • http://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/1169-atlas-opredelitel-kamnej-i-mineralov-dlya-detej-okruzhayushchij-mir-ot-zemli-do-neba-pleshakov.html
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_po_okruzhayushemu_miru_po_teme_poleznie_iskopae_141334.html
  • http://www.klass39.ru/internet-urok-po-okruzhayushhemu-miru-gornye-porody-i-mineraly/