Меню Рубрики

Песок полезное ископаемое 3 класс

Песок — мелкообломочная рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зёрен минералов разрушенных горных пород. Природный песок представляет собой рыхлую смесь зёрен размером 0,14-5 мм., образовавшуюся в результате разрушения твёрдых горных пород. Состоит главным образом из зёрен минералов (кварца, полевого шпата, слюд и др.), мелких обломков пород и иногда частиц скелетов ископаемых организмов (кораллов и др.).
Размеры зёрен в песках колеблются обычно от 0,1 до 2,0 мм.

По величине зёрен выделяют пески:

  • грубозернистые (2,0-1,0 мм.),
  • крупнозернтнстые (1,0-0,5 мм.),
  • среднезеринстые (0,5-0,25 мм.),
  • мелкозернистые (0.25-0,01 мм.).

Форма зёрен бывает окатанная, полуокатанная, угловатая и остроугольная — в зависимости от происхождения и длительности переноса зёрен.

По происхождению песок может быть речным, озёрным, морским и донным, а по составу — кварцевым, глауконито-кварцевым, аркозовым, магнетитовым, нефелиновым, слюдистым, полимиктовым и др. Чаще всего встречаются кварцевые и полимиктовые пески с большей или меньшей примесью других минеральных компонентов (глина, слюды, хлорит, окислы железа, полевой шпат, глауконит, карбонаты).

Часто пески бывает мономинеральными кварцевыми, и тогда состоят из почти чистого кварца.
В зависимости от условий залегания природные пески могут быть речные, морские, горные, овражные. Речные и морские пески имеют округлую форму зёрен, горные пески содержат остроугольные зёрна. Горные пески обычно более загрязнены вредными примесями, чем речные и морские.

В результате естественной цементации песков образуются песчаники.
Термин пески в геоморфологии используется для обозначения равнинных пространств, покрытых более или менее мощным песчаным покровом.

Песок широко используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки фасадов зданий и разных изделий, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий и в быту (засыпка дорожек, устройство детских песочниц, туалетов для кошек, грунтов в теплицах и др.), при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ. Широко спользуется в бетонном производстве; при производстве железобетонных изделий, бетона высоких марок прочности. Важный материал при строительстве дорог, насыпей, а также при производстве тротуарной плитки, бордюров, колодезных колец (в этих случаях используют крупнозернистый песок Мк 2,2 — 2,5). Мелкий строительный песок используется для приготовления накрывочных растворов. Речной строительный песок широко применяется в различных декоративных (смешивают со связующими компонентами и красителями для получения специальных структурных покрытий) и отделочных работах. Строительный речной песок выступает компонентом асфальтобетонных смесей, которые используются в строительстве и укладке дорог. Кварцевые пески — ценное сырьё для стекольной промышленности.

В современном строительстве чаще всего используются речной песок и карьерный песок.
Речной песок — это природный материал, добываемый со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глинистых частиц, а так же камней и камушков. Модули крупности речного песка в основном средние. Частицы речного песка бывают мелкими (до 2 мм.), средними (2,0 до 2,8 мм.) и крупными (от 2.9 до 5 мм.). Цвет речного песка может быть серым или желтым. Речной песок считается универсальным материалом и используется для любых видов строительных работ, так как в его составе отсутствуют различные примеси. Речной песок стал основным компонентом, необходимым для производства бетона. Также речной песок широко используется для различных отделочных работ. Речной песок применяют в качестве компонента для асфальтобетонных смесей при строительстве дорог, он бывает необходим также во время укладки дорог. Основным недостатком речного песка является его высокая себестоимость, что существенно снижет возможную область его применения.

Карьерный песок. В отличие от речного песка, карьерный песок как правило содержит различные примеси, в частности, глину и пыль. В связи с этим для приготовления растворов карьерный песок использовать проблематично. Однако при помощи несложного оборудования карьерный песок промывается в ангарах или насыпях большим количеством воды. После обработки вымыванием карьерный песок может быть использован в качестве наполнителя для бетонов. Крупный карьерный песок применяется для устройства оснований и покрытий автодорог и аэродромов.

Искусственный песок получается в результате дробления таких горных пород как гранит, мрамор, известняк, а также техногенных субстанций — шлаков и тд. Искусственный песок обычно применяют для приготовления декоративного раствора и для фактурного слоя наружных строительных панелей.

Керамзитовый песок (мелкий керамзит) — строительный материал, который не является песком в строгом смысле этого слова, но поскольку такой термин укоренился, то о нём тоже следует упомянуть. Керамзитовый песок — сыпучий пескообразный материал, получаемый искусственно обжигом глинистой мелочи. Процесс обжига происходит в специальных вращающихся и шахтных печах. Также керамзитовый песок можно получить с помощью дробления керамзитового гравия. Как правило, размер частиц такого песка составляет от 0,14 до 5 мм. Главным назначением керамзитового песка является наполнение лёгких бетонов. Существует несколько способов получения керамзитового песка, но самым эффективным на сегодняшний день является обжиг в кипящем слое. Такая технология является наименее затратной, что обеспечивает в итоге более низкую себестоимость керамзитового песка; объём полученного песка всегда меньше, чем объём гравия.

Песок добывается открытым и намывным способом. Для этого используется различное оборудование. Тот или иной способ выбирается исходя из условий, в которых добывается материал. К месту добычи обязательно организовывается удобный подъезд. Это важно сделать для рационального использования денежных средств.

источник

Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цветов), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Слово «гранит» происходит от слова «гранум» – в переводе «зерно», то есть гранит состоит из отдельных зёрен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. Очень прочный. Хорошо полируется.
Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Особая разновидность известняка – мел, самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
Осадочная горная порода органического происхождения, состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.
Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1 тонны нефти расходуется 2–3 тонны каменного угля; например, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также в качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина – осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр. Образуется при разрушении различных горных пород, например гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий: кирпича, черепицы, посуды. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Техническая керамика – большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства.
Производство цемента.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств.
В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2 мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый; жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Песок представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Используется в строительстве.

Железная руда – чёрного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, люди строят буровые вышки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.
Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось чёрного золота?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля – ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он – практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам – авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам – дизельное топливо, кораблям – мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.
Из нефти делают типографские краски – значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино у нас тоже не было бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они – продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии – вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей – все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть – это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир – это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

Читайте также:  Полезные ископаемые условные знаки 4 класс

источник

Песок представляет собой ископаемое, которое образуется из твердых горных пород. Это происходит при землетрясениях, выветриваниях или вымывании водой. Части твердых пород постепенно разрушаются и превращаются в песок.

Песок состоит из кварца, частиц слюды, а также полевого шпата. Его добывают во всех частях мира. Размеры и форма зависят от вида песка, но бывает он не больше 5мм в диаметре. Рассмотрим какой песок чаще всего встречается на земле и где его добывают.

Так, по месту расположения он бывает: овражный, речной, морской, горный и искусственный.

Песок, который находится на дне водоемов имеет округлую форму, серого или желтого цвета без примесей. Овражный или карьерный песок содержит примеси глины, но его чаще добывают, поскольку песок из водоемов более дорогой.

Что касается искусственного песка, то он добывается из горного гранита, известняка или мрамора. Имеет форму разных размеров и острые углы, что широко применяется в дизайне.

Несмотря на свою внешнюю простоту, песок обладает рядом удивительных и полезных свойств.

Механические. Песок всегда равномерно и с одинаковой скоростью высыпается по поверхности. В связи с этим, были изобретены известные песочные часы. Также песок способен пропускать воду и задерживать примеси, тем самым фильтруя воду. Наподобие такого механизма придумана работа современных фильтров. Ну и наконец, песок нельзя сжать и если его насыпать в банку, то он будет давить не только на дно, но и на стенки. Такое свойство песка бывает полезно в строительстве.

Химические. Песок не поддается воздействию кислот, щелочей и прочих веществ, что помогает изготавливать стойкие строительные материалы. До температуры 500 градусов Цельсия, песок не меняет свои свойства, что делает его огнестойким. Когда температура становится выше, то из песка делают стекла. Также песок используется в нашей обыденной жизни. Например, когда нужно сделать дороги менее сколькими во время гололеда, поскольку песок морозоустойчив.

Помимо этих свойств, песок может иметь и совершенно поразительные качества. Так, людьми был обнаружен так называемый “поющий” песок, который способен издавать звуки, если его затронуть. Ученые пока не установили почему это происходит.

Лечебные. Песок способен равномерно прогреваться, что делает его полезным в медицине. Его часто применяют при лечении суставов.

Таким образом, песок — одно из самых полезных ископаемых. Он обладает массой свойств, благодаря которым, его применяют во многих сферах деятельности: в строительстве, изготовлении стекла, медицине, дизайне и др. Его количество на земле постоянно увеличивается, так как песок образуется от разрушения горных пород, а этот процесс не останавливается.

Местом рождения великого русского писателя И.А. Гончарова является город Симбирск. Иван Александрович родился в 1812 году в семье зажиточного купца. Детские годы запомнились ему атмосферой достатка

Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт. Родился 26 мая в Москве в 1799 году. В детстве его воспитанием занимался французский гувернер

О кончине сына Ивана Грозного сообщалось в большинстве русских летописей. Среди них, например: «Морозовская летопись», «Московский летописец», «Псковская летопись», «Пискаревский летописец». Впрочем, они свидетельствовали лишь о гибели царевича

Спорт – это очень древнее искусство. В России история развития спорта закладывалось с давних времен.

Уильям Шекспир – один из лучших поэтов и драматургов всех времён и народов. 154 сонета, 4 поэмы, 3 эпитафии и 38 пьес составляют его творческое наследие. Произведения этого автора остаются необычайно популярными даже спустя

источник

Песок – это ископаемое, представляющее собой мелкие зерна горных пород, которые накапливаются и формируют песчинки. Удары волн, выветривание, извержения вулканов и землетрясения разрушают горные породы и способствуют образованию песка.

Основная его составляющая – диоксид кремния (кварц), также включает частички слюды и полевого шпата. Песок бывает разного размера: от 0,2 до 5мм. Он распространен по всему миру. Форма песчинок бывает остроугольная или окатанная, в зависимости от его происхождения. Исходя из места расположения, песок бывает речной, морской, овражный, горный.

Песок на дне рек и других водоемов имеет округлую форму. Он чистый, не содержит примесей глины и крупных включений, цвет серый или желтый. Поэтому речной песок активно добывают (намывают). Это универсальный материал, но в то же время – это более дорогая разновидность песка.

Получают эту породу также из карьеров, затем его специально просеивают, чтобы удалить примеси. Или промывают, чтобы удалить глину.

Есть так называемый искусственный песок. Он представляет собой измельченную горную породу гранита, мрамора или известняка. Такие песчинки имеют острые углы и зерна различного размера. Из-за этого штукатурка на основе искусственного песка получается интересной фактуры, ее используют для наружной отделки зданий.

Песок широко используется в строительстве. Он входит в состав растворов на основе цемента, используемых при фундаментных работах, укладке плитки. Добавляют песок и в смесь для асфальта, бетон. Перед постройками часто намывают слой песка на участок. При помощи мельчайших песчинок, подаваемых сильной струей воздуха производят обработку различных поверхностей: стекла, металла, камней. Благодаря высокой абразивности песка, он счищает все загрязнения, ржавчину, подготавливает поверхность к нанесению разных покрытий.

Без этой породы невозможно представить ни одной детской песочницы или дворовых дорожек. Песчаные скульптуры давно уже вышли за пределы детских игр. Сейчас среди мастеров этого искусства, использующих песок и воду, проводятся мировые чемпионаты. Песчаные пляжи – любимое место отдыха и развлечений. Соревнования по пляжному волейболу проводят только на песчаных площадках.

Еще его добавляют в наполнители для кошачьих туалетов, а также в землю в теплицах и для комнатных растений. Без песка кактус на подоконнике не вырастить.

Песок – это основной компонент для производства стекла. Его смешивают с содой и карбонатом кальция и плавят эту смесь при температуре около 2000 градусов.

Еще одна сфера его применения – это фильтрование и очистка воды.

В некоторых частях планеты встречается черный песок, который может быть очень радиоактивным. Он представляет собой мелкие частички темноокрашенных минералов. Существуют зыбучие пески, которые из-за того, что содержат много воздуха или пара обладают способностью засасывать вглубь все, что в них попадает. Они очень опасны для человека.

Песок образуется из многолетних могучих скал. Он имеет вид мелких крупинок. Этот природный ископаемый довольно распространен в природе. Его можно без труда увидеть буквально в любом, месте, особенно там, где природа довольно активно влияет на горные породы. Таким местом можно назвать побережье моря. Так как морская вода обладает огромным разрушительным свойством и постепенно разрушает горные породы, тем самым способствует обильному появлению песка.

Так же неисчисляемое количество песка находиться в пустыни. Существует достоверная информация, что пустыни образовались, на месте где находились, когда-то моря, но спустя сотни тысяч лет вода ушла.

В песке содержаться довольно много разных минералов. Основным составляющим является кварц. Размер песчинки достигает не более пяти миллиметров.

Какие виды песка существуют?

Он бывает речной, его добывают со дна водоемов и он обладает природной чистотой.

Морской, является самым востребованным и его используют практически везде.

Искусственный – это тот песок, который создан неестественным путем, а при помощи измельчения разнообразных материалов.

Учеными доказано, что существует песок черного цвета, но в отличие от обычного песка, который пользуется особой актуальностью изо дня в день в быту, то черный песок, является радиоактивным.

Свойства песка

Без него не обойтись в наше время, так как он в жизни человека играет не маленькую вспомогательную роль. Его используют зачастую в строительстве, для изготовления стекла, а также используют в фильтрах для очищения поступающей воды. Поэтому однозначно можно с уверенностью сказать, что это нужное и конечно же полезное ископаемое.

Присутствие в нашей жизни — письменной и устной речи — пословиц и поговорок стало неотъемлемой частью. Они говорят о богатом духовном наследии, которым мы с гордостью владеем в настоящее время. Эти устойчивые выражения,

Тяжело найти другую науку, имеющую настолько большое влияние на жизнь человека и общества в целом, как математика. Значение медицины тоже нельзя недооценивать. Без нормального функционирования людского организма и гарантии

Металл, как известно многим, способен принимать ту форму, которую предложит ему человек. Этот факт был замечен ещё в древние времена. Возможность использовать железо для плавления различных фигурок, состоялось благодаря метеоритом. Метеоритное

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПЕСОК Автор : Ивашкина Елена Александровна, учитель высшей категории. МОУ « Гимназия № 9» г.о. Электросталь

Песок состоит из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой, он разного цвета, не имеет запаха, твердый, рыхлый, пропускает воду. Песок бывает желтый, серый, белый, бурый. Песок содержит разнообразные минералы. Основной элемент, составляющий песчинки — это кварц, но в разных количествах встречаются и другие минералы: руда, слюда, гранат, топаз.

Природный песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород. Когда прочная могучая скала в течение сотен лет пыталась выстоять под влиянием порывистых ветров, леденящего холода, сильного ливня, и других природных катаклизмов, она потихоньку разрушалась на крохотные кусочки, которые называются песком. Он выглядит, как мелкие крупинки, из которых состоят горные хребты.

МОРСКОЙ ПЕСОК Постоянные приливы воды и ее разрушительное влияние на горные породы, за счет постоянного соприкосновения, распад некоторых минеральных элементов в соленом море — все это способствует появлению песка. Морской песок считается самым востребованным и применяется практически везде.

РЕЧНОЙ ПЕСОК Речной песок добывается со дна водоемов и отличается природной чистотой

Песок есть и в пустынях. Большая его часть принесена ветрами. Известны такие случаи, когда пустыни появлялись там, где раньше простирались моря, но спустя тысячи лет вода ушла.

Существует и особый песок черного цвета. Причина такой окраски — вымывание светлых элементов, но в отличие от остальных видов песка, которые применяются в хозяйственных и промышленных целях, такой песок радиоактивен. Он непривычно блестящий и его можно встретить в разных уголках планеты. РАДИОАКТИВНЫЙ (МОНАЦИТОВЫЙ) ПЕСОК

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИРОДНОГО ПЕСКА 1. СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ основа для дорог, насыпей создания строительных растворов (кирпичная кладка, штукатурка, фундамент, бетон, тротуарная плитка, бордюры, кольца для колодцев) для декоративного украшения территорий (речной песок) отделочных работ внутри уже построенного здания фильтрация и очистка воды создание материалов для сварки (кварцевый песок)

Песок превращается в стекло только в расплавленном состоянии при температуре около 1700 градусов! Песок – основной компонент в выплавке стекла

2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло. В Древнем Египте были в моде стеклянные колечки, бусины и прочие украшения. Люди научились делать изделия из стекла уже очень давно А вот технология приготовления листового стекла (которое вставляют в окна) стала известной только во второй половине семнадцатого века. Первые стекла не отличались гладкостью, да и были они совсем небольшие — размером с книгу.

Издавна люди лечились горячим песком, из мешочков с горячим песком делали грелки. По горячему песку полезно бегать босиком, из горячего песка делают ванночки для ног. В современной медицине есть целое направление лечения горячим песком – ПСАММОТЕРАПИЯ. Медицина

Зыбучие пески способны поглотить не только человека, но и целый город. Даже птицы улетают подальше от зыбучих песков. Человеку, который попал в песчаную ловушку, нельзя совершать резких движений. Нужно лечь на спину, широко раскинуть руки и постараться плавно освободить ноги из зыбучего болота. ЗЫБУЧИЕ ПЕСКИ пески в пустыне, перенасыщенные воздухом (газом или горячими парами), влагой, из-за чего способны засасывать вглубь попадающие на них предметы

ПОЮЩИЕ ПЕСКИ это необычное природное явление, песчинки скатываются по склонам песчаных дюн и создают необычные звуки, которые слышатся даже за километры В древних преданиях издаваемые песком звуки трактуются, то как звон колоколов засыпанных городов, то как голос сирен, пытающихся заманить путника в глубь пустыни. В прежние века этот феномен природы страшил людей. Под влиянием инфразвука человека охватывает беспричинная паника. «Петь» может только сухой песок.

ОПЫТЫ Песок сыпучий Сухой песок хорошо пересыпается. Он не сохраняет форму. Но если песок намочить, то он хорошо держит форму.

Текучесть. Песок может двигаться Взять горсть песка и сыпать струйкой в одно место. Образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если песок сыпать долго, то возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.

Свойства песка в воде Опустить немного песка в стакан с водой. Что произошло? Выводы: песок тяжелее воды тонет не растворяется

Для опыта понадобятся два стакана (один стакан пустой, второй стакан с водой), воронка, бумага. В воронку вложить бумагу, а сверху в воронку насыпать песок. Налить воду до краев воронок. Водопроницаемость песка Вывод: песок хорошо пропускает воду Эта способность связана с его строением.

Данный материал предназначен для ознакомления с полезным ископаемым ПЕСОК на уроках окружающего мира в 3 классе по программе УМК » Планета Знаний»

В презентации описаны: процесс образования песка, состав,свойства , использование.
Представлены опыты по выявлению свойств данного полезного ископаемого. Так же в конце презентации имеются вопросы для проведения рефлексии.

Читайте также:  Полезные завтраки рецепты детям

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Песок – одно из самых распространенных ресурсов, имеющихся на нашей планете. Песок образовался из древних осадочных горных пород, которые прошли многомиллионый путь измельчения, расщепления и дробления твердых частичек на более мелкие.

Вода не только точит камень, но и полирует его. Постоянные приливы воды за счет постоянных соприкосновений привели к распаду некоторых минеральных элементов в толще морской воды, что привело к формированию залежей песка.

Различают три основных вида песка:

  • острый, который формировался в почве;
  • речной, более гладкий и обтесанный течением;
  • морской, максимально приближенный к округлой форме.

По своей структуре песок выглядит в виде рыхлой смеси песчинок диаметром до 5 мм.

Количество областей применения песка просто поражает. Основным направлением, где он используется, было и остается строительство. Песок служит подушкой в дорожном строительстве, используется для насыпей, различные виды песка используются для декорирования территорий, в виде наполнителя, для цементного раствора, а кварцевый песок даже идет на производство силикатного кирпича или на создание материалов для сварки.

Песок – основной элемент при изготовлении железо-бетонных конструкций, тротуарной плитки и бордюрного камня, колец для колодцев. Песок является исходным элементом для выплавки стекла.

Песок бывает разных цветовых оттенков – желтого, белого, оранжевого и даже черного!

Интересным фактом является информация о том, что песок относится к первому классу радиоактивности, то есть считается радиационно безопасным. Только черные пески имеют радиоактивность.

Добывается песок достаточно легко. На земле экскаваторы копают карьеры, которые называются песчаные. Затем ковшами они грузят песок в грузовые машины, которые доставляют песок до места назначения. Если требуется речной песок – его черпают со дна водоемов. Но самый востребованный – мелкозерненый морской песок.

Песок был и остается самым важным, востребованным и популярным полезным ископаемым!

Песок – это мельчайшие зерна горных пород. Они скапливаются и со временем образуют это полезное ископаемое. Горные породы разрушаются из-за воздействия на них ветров, волн, при извержениях вулканов, землетрясениях. Следует различать природный и искусственный песок, который получают принудительным измельчением мраморных или гранитных осколков, известняка.

Песок состоит из диоксида кремния с примесями слюды и полевого шпата. Размер песчинок варьируется от 0,2 до 5 мм. Это полезное ископаемое встречается по всей планете. Песчинки могут быть округлыми или с острыми углами. Различают морской и речной песок, а также горную и овражную его разновидности в зависимости от места, где он образуется.

Морской и особенно речной песок имеет округлую форму. Это более дорогой материал, отличается тем, что не содержит глины и других примесей. Речной песок считается универсальным, поэтому постоянно добывается. На суше полезное ископаемое берут прямо из карьеров. Но такой песок требует очистки, просеивания, промывания водой, чтобы удалить мешающую глину.

По цвету песок бывает серым или желтым. В редких местах находятся залежи черного песка, обладающего высокой радиоактивностью. Он состоит из минералов темного цвета.

Основная сфера применения песка – это строительство. Все растворы с добавлением цемента включают также и песок. Его используют при возведении фундаментов, при укладке тротуарной плитки, асфальтных покрытий.

Огромное значение имеет песок для производства стекла и изделий из него, ведь он – основное сырье. При температурах выше 2 тысяч градусов он вместе с карбонатом кальция и содой плавится и превращается в стекло.

Используют песок для обустройства пляжей, детских площадок с песочницами, площадок для соревнований по пляжному волейболу. Из этой породы создают удивительные скульптуры и даже проводят чемпионаты мира среди песочных скульпторов.

Для очистки питьевой воды от взвесей также используют песок в качестве фильтрующего материала. Есть он и в домашних аквариумах. Находит свое применение полезное ископаемое в цветоводстве и сельском хозяйстве, он помогает разрыхлять грунт. Песок добавляют в наполнители для туалетов домашним животным.

Мелкие песчинки хорошо очищают любую поверхность от загрязнений. Если подавать их вместе со струей воздуха, то можно удалить ржавчину с металла.

Негативное значение породы в том, что зыбучие пески затягивают людей, которые в них попадают.

Мрамор – это горная порода, основной составляющей которой является кальций. Мрамор – это полезное ископаемое, которое образуется из известняка в результате воздействия физико-химических проце

Олимпийские игры, главные спортивные соревнования, существуют свыше двух тысяч лет. Впервые они состоялись в Древней Греции, в городе Олимпии. В те времена в играх участвовали лучшие атлеты

За все время существования человечество создавало и совершенствовало политику, политический строй и взаимоотношения людей в государстве. Самой примитивной формой правления является

Степь – не самое благоприятное место для обитания животных. Летом здесь знойная жара, от которой трудно скрыться, а зимой лютые морозы до -40 градусов. Степные метели опасны и суровы для е об

Теплопередача – это одна из форм изменения внутренней энергии тела. При этом процессе теплота переходит от предмета с высокой температурой к предмету, температура которого ниже.

На сегодняшний день футбол является одним из наиболее популярных видов спорта во всем мире. Однако, не следует считать футбол (который в Америке называют соккер) самым популярным спортом.

источник

Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе «Полезные ископаемые (песок, глина)» по программе «Планета знаний»

Белоусова Ольга
Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе «Полезные ископаемые (песок, глина)» по программе «Планета знаний»

Урок Полезные ископаемые (песок, глина)

(Учебник «Окружающий мир» Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. 3 класс, стр. 60-63) Программа «Планета Знаний»

учителя Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении. Создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми (песок, глина, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока Открытие нового знания

результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать

с учебником, картой, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают необходимость сотрудничества и взаимопомощи; ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей

обучения Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная

Оборудование Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России, карта области (края); коллекция полезных ископаемых

понятия Полезные ископаемые

Организационная структура (сценарий) урока

и упражнения Деятельность учителя Деятельность

учащихся Формы организации

на уроке Формируемые умения

учебные действия) Промежуточный

сти Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

– Сядем кружком, потолкуем ладком о том, о другом и урок со сказки начнем.

В некотором волшебном царстве, в подземном государстве жила Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная, а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите побывать в этом царстве, узнать про сокровища Хозяйки медной горы?

Хозяйка подземных богатств

В свое царство приглашает нас.

Открыты ворота подземной страны,

Любые клады на карте найдете вы.

Спускаемся в пещеру. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место

к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету Устные ответы,

организация рабочего места

домашнего задания Слайды 4-11

Вся поверхность Земли состоит из горных пород.

Что называют горными породами?

После урока дети поспорили.

Саша сказал: «Горные породы лежат под асфальтом улицы, по которой мы идём. Коля возразил: «Горные породы встречаются только в горах? Кто из детей был более внимателен на уроке?

Где встречаются горные породы? Только в горах?

Из чего состоят горные породы?

Рассмотри фотографию, на которой показан выход горных пород на поверхность Земли. Расскажи, как залегают слои горных пород.

Дома вы думали над сложным вопросом.

-Почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами?

Молодцы! Справились с заданием и получаете шкатулку с сокровищем. Появляется шкатулка. В ней глина и песок. Выполняют

Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли в больших массах называют горными породами.

Более внимателен на уроке был Саша. Горные породы встречаются не только в горах. Они лежат повсюду: под фундаментами домов, под асфальтом улиц и площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей, лугов, на дне рек, озёр, морей и океанов.

Кварцевый песок состоит из кварца. Гранит из трех минералов: полевого шпата, кварца, слюды.

Слои горных пород на фотографии залегают ровно. Сначала идёт почва, затем пласт песка, потом пласт глины и опять пласт песка. Под ним, в самом низу идёт пласт гранита.

Стекло и сахар это изделия, изготовленные человеком. А дерево – это живой организм или изделие (материал для приготовления предметов). Индивидуальная, фронтальная Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля

и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют

цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для реше-

III. Изучение нового материала Рассказ учителя.

Учитель достает из шкатулки кусочек глины и песок.

— Что же это за сокровище? Он блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Это урок нам покажет можно ли считать песок и глину сокровищем.

Тема сегодняшнего урока — исследование свойств песка и глины

Песок, глина, гранит, уголь, нефть, газ. – очень нужны человеку. Они ему полезны. Их берут из глубин земли или с ее поверхности, их называют полезными ископаемыми. Потому, что многие из них находятся под землей, закрыты от нас. Их надо извлечь («ископать», говорили в старину). Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, – это полезные ископаемые. Полезные ископаемые встречаются в различных районах нашей страны.

Некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты и разрабатываются, другие еще только разведываются. Внимательно слушают.

Практическая работа. Составление таблицы

Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу

Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

• 2 группа. » Экспериментаторы».

Чтоб природе другом стать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

1) Вместе с другом рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их цвет и состояние (твёрдое, жидкое, газообразное).

2) Потрите песком и глиной по стеклу. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать из этого опыта?

3) Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах. Сделайте вывод.

2 группа. » Экспериментаторы».

4) Слепите из сырого песка и мокрой глины шарики и вы сушите их. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

5) Вылепите из влажной глины чашку и налейте в неё воды. Пропускает ли эта чашка воду? Сделайте вывод.

Присели, собрали и дальше пошли.

Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорога высыхает быстро?

Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу.

Читайте также:  Полезные фрукты и овощи для зубов

Песок рыхлый и хорошо пропускает воду. Глина плотная, плохо пропускает воду.

Групповая ния проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

IV. Первичное осмысление и закрепление. Слайды 20-24

Проверим записи таблицы по учебнику страница 61, дополним.

Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем подумать, как люди используют песок и глину.

— Как вы думаете, это свойство глины не пропускать воду, пластичность где пригодилось человеку?

Способность глины не пропускать воду — важное свойство, благодаря ему, глину стали использовать для приготовления посуды.

— Как называли такую посуду?

«Посуды нет такой давно, все металлическая и стеклянная,

А в старину у всех была посуда …».

А глиняная посуда, это хорошо или плохо?

Глиняная посуда самая экологически чистая, полезная для здоровья человека. Кто изготавливал посуду и как называлась профессия человека?

А знаете ли вы, что непрозрачный песок становится прозрачным стеклом?

http://www.youtube.com/watch?v=_tU65V0V-2 Заполняют таблицу.

Фронтальная, коллективная. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической рабо- ты следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Личностные: оценивают усваива-емое содержание с нравственно-этической точки зрения Устные ответы,

Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.

Выставление оценок Слайды 27-28

Какие полезные ископаемые рассмотрены на уроке? Повторим материал, закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я”.

Перечислите свойства песка, глины.

Глина и песок – настоящие сокровища, одни из древнейших освоенных людьми материалов. Сокровище оказывается не только то, что блестит, но и такая некрасивая на вид глина и песок тоже является сокровищем.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

– Что же мы называем полезными ископаемыми?

– В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Решают кроссворд Фронтальная, индивидуальная.

Коллективная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: оценивают собственную

деятельность на уроке Устные ответы,

VI. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, стр. 60-61, 63. Свойства полезных ископаемых по таблице. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Вам понравилось, друзья? Задают уточняющие вопросы Фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Он и на стройке, и на пляже,

И в стекле он расплавлен даже.

2. Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи…

7. Если встретишь на дороге,

(Глина.) 4. Очень прочен и упруг,

8. По трубе течет, пироги печет.

10. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением

Ключевые слова: ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА.

Состояние и свойства Песок Глина

1)Состояние (твёрдое, жидкое или газообразное) твёрдое твёрдое

Твёрдость (рыхлый/плотный, сыпучий/вязкий) рыхлый, сыпучий плотная, вязкая

2)Цвет (прозрачный/непрозрачный) непрозрачный непрозрачная

3)Запах не имеет характерный запах

4)Сохраняет ли форму в сухом виде нет да

5)Проницаемость (пропускает ли воду) пропускает задерживает

Применение строительство дорог, при производстве стекла Изготовление посуды, игрушек, кирпич

Беседа в средней группе на тему «Природный материал: песок, глина, камни» Задачи: Образовательные: Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Формировать умение исследовать свойства природных.

Пояснительная записка к предмету «Окружающий социальный мир», 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок Пояснительная записка (к предмету: «Окружающий социальный мир», 1 класс (2 год обучения) (0,5ч. в неделю, 17 ч. в год). Настоящая программа.

«Песок и глина — наши помощники». Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе Тема: Песок и глина — наши помощники. Цели: 1. Дать представление о свойствах песка и глины. 2. Формировать умение делать простейшие.

Конспект урока «Окружающий мир» в 4 классе Тема: «Чудо-волны» Цель: сформировать представления о свойствах света и звука; формировать умения ра-ботать с дополнительной литературой,.

Конспект занятия по моему краю «Полезные ископаемые» Цель: Развивать интегративные качества в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Задачи: Формирование первоначальных представлений.

Урок биологии в 5 классе «Плесневые грибы и дрожжи» по программе Пасечника В. В. Урок биологии в 5 классе по теме: «Плесневые грибы и дрожжи» (Программа Пасечника В. В.) Подготовила: Торак Елена Александровна, учитель.

Урок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музее Цель: создание условий для формирования представлений о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве. Задачи: познакомить.

источник

Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цветов), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Слово «гранит» происходит от слова «гранум» – в переводе «зерно», то есть гранит состоит из отдельных зёрен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. Очень прочный. Хорошо полируется.
Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Особая разновидность известняка – мел, самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
Осадочная горная порода органического происхождения, состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.
Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделке тротуаров.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1 тонны нефти расходуется 2–3 тонны каменного угля; например, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также в качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина – осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр. Образуется при разрушении различных горных пород, например гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий: кирпича, черепицы, посуды. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Техническая керамика – большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства.
Производство цемента.
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств.
В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2 мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый; жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Песок представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Используется в строительстве.

Железная руда – чёрного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, люди строят буровые вышки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.
Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось чёрного золота?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля – ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он – практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам – авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам – дизельное топливо, кораблям – мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.
Из нефти делают типографские краски – значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино у нас тоже не было бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они – продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии – вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей – все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть – это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир – это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

источник

Источники:
  • http://volzsky-klass.ru/o-poleznyx-iskopaemyx-doklad-referat-3-klass/
  • http://sochinite.ru/otvety/geografiya/pesok-poleznoe-iskopaemoe
  • http://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/geografiya/pesok-poleznoe-iskopaemoe-3-4-klass
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-klass-tema-poleznie-iskopaemie-pesok-2361521.html
  • http://doklad-i-referat.ru/soobshchenie/okruzhayushchij-mir/pesok-poleznoe-iskopaemoe
  • http://www.maam.ru/detskijsad/urok-poleznye-iskopaemye-pesok-glina-uchebnik-okruzhayuschii-mir-g-g-ivchenkova-i-v-potapov.html
  • http://volzsky-klass.ru/o-poleznyx-iskopaemyx-doklad-referat-3-klass/