Меню Рубрики

По информатике полезная информация

Понятие информации в современном научном мире неоднозначно. Несмотря на то, что появилось оно довольно-таки давно, до сих пор ученые не могут дать строгое определение данному термину и утверждают, что его следует рассматривать в качестве неопределимого первичного понятия. В учебниках по информатике можно найти такие определения:

Информация – сведения или знания о чем-либо; знания, которые можно собрать, хранить, передать, обработать и использовать. Информация в информатике – базовое понятие науки, так как информатикой называют науку об информации, ее структуре и свойствах, способах ее обработки и передачи. Информатика изучает информацию при помощи главного инструмента – компьютера.

Сам термин в переводе с латинского означает «сведения», «изложение». Сегодня наука находится в поисках общих свойств и закономерностей, которые присущи информации, но пока информация в информатике – интуитивное понятие, которое имеет разные смыслы в разных сферах человеческой деятельности.

Несмотря на наличие большого количества определений, выделим наиболее общее и понятное. Информация – отражение окружающего мира посредством сигналов и знаков. Ценность информационного сообщения заключается в новых знаниях, которые содержатся в нем.

Виды информации в информатике. В зависимости от способа восприятия, она может быть воспринята при помощи глаз, органов слуха, обоняния, вкуса и осязания. Кроме того, по форме представления выделяют текстовую, числовую, графическую и звуковую. В этой же классификации находится и видеоинформация.

Информация в информатике обладает рядом свойств. К ним относится полнота, достоверность, актуальность, доступность, защищенность, релевантность (способность соответствовать запросам), эргономичность.

Информация как особый вид ресурса обладает свойствами, характерными для него. К таковым относятся: запоминаемость, воспроизводимость, передаваемость, преобразуемость и стираемость.

При этом носителем информации может быть любой предмет материального мира, волны (акустические, электромагнитные и т.д.), вещество в любом состоянии. Есть также машинные носители (например, магнитная лента). Передается информация в информатике при помощи сигналов.

Сигнал – физический процесс, который имеет информационное значение и может быть дискретным или непрерывным. Первый принимает лишь конечное число значений за определенное число моментов времени, а непрерывный – тот, который постоянно изменяется как во времени, так и по амплитуде. Сигналы, которые несут символическую или текстовую информацию – дискретные. В качестве примеров аналоговых сигналов можно привести телефонную связь или телевидение.

В наши дни информатика развивается очень стремительно, и уже сегодня в науке об информации выделяют ряд новых направлений, таких как программирование, кибернетика, искусственный интеллект, вычислительная техника, информационные системы и теоретическая информация. Понятие информации в информатике – сравнительно новое в лексиконе человека, и несмотря на повсеместное использование этого слова в речи, содержание его остается нечетким и размытым. Информатика связана с информацией и ее обработкой на компьютерах. На интуитивном уровне все ясно, однако, если присмотреться поближе, вопрос становится намного сложнее, чем может показаться с первого взгляда.

Так как компьютеры сегодня широко распространены, и человечество переживает информационный бум, азы информатики должны быть понятны каждому современному индивиду, который хотя бы немного хочет шагать в ногу со временем. Именно эти факторы повлияли на то, что преподавание информатики введено в школьный курс и каждый молодой человек имеет возможность освоить эту новую, но очень интересную и нужную науку.

источник

Программистан
Бесплатные программы для вашего компьютера, полезные советы по Windows

советы → Полезные сведения → Сведения по информатике: необходимый минимум

Основные понятия и определения информатики.

Информатика(применительно к вычислительной технике) техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

УУ – устройство управления; УВВ – устройство ввода; АЛУ – арифметико-логическое устройство; ОЗУ – оперативно запоминающее устройство; ВЗУ – внешнее запоминающее устройство; УВЫ – устройство вывода

Единицей измерения объема памяти является – наименьшая структурная единица памяти.

В информатике часто используется величина, называемая (byte) и равная 8 битам. И если бит позволяет выбрать один вариант из двух возможных, то байт, соответственно, 1 из 256 (28). Наряду с байтами для измерения количества информации используются и более крупные единицы:

1 Кбайт (один килобайт) = 2 10 байт = 1024 байта;
1 Мбайт (один мегабайт) = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайта;
1 Гбайт (один гигабайт) = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайта.

Например, книга содержит 100 страниц; на каждой странице – 35 строк, в каждой строке – 50 символов. Объем информации, содержащейся в книге, рассчитывается следующим образом:

Страница содержит 35 × 50 = 1750 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах):

1750 × 100 = 175 000 байт.
175 000 / 1024 = 170,8984 Кбайт.
170,8984 / 1024 = 0,166893 Мбайт.

ОЗУ – представляет собой основную или оперативную память (ОП), предназначенную для временного хранения информации непосредственно во время работы ЭВМ.

ОП состоит из ячеек для хранения информации. Единица измерения информации называется бит (bit) – сокращение от латинских слов binary digit, что означает двоичная цифра. Каждая ячейка вмещает в себя 8 бит или 1 байт информации. У каждой ячейки есть свой номер, начиная с нуля. Две смежные ячейки образуют машинное слово.

ВЗУ предназначена для длительного хранения информации. К ним относятся дискеты, ленты, лазерные оптические, жесткие диски.

Единицей хранения информации во внешней памяти является – последовательность байтов, записанная в устройство внешней памяти и имеющая имя. Обмен информации между оперативной памятью и внешней осуществляется файлами.

Жесткий диск (HDD) – устройство памяти (физический диск) или раздел винчестера (логический диск). Диск имеет имя и таблицу размещения файлов.

Файл – наименьшая единица хранения информации, содержащая последовательность байтов и имеющая уникальное имя.

Группы файлов на диске образуют каталоги и подкаталоги. «Главный» каталог, который не входит ни в один другой, называется корневым.

Каждый файл имеет адрес, имя и расширение имени. Пример: C:\My Documents\ Отчет.doc. Расширения указывают на тип хранящейся информации.

Система счисления – способ представления числовых знаков. Системы счисления делятся на непозиционные и позиционные.

Различие между позиционной и непозиционной системами счисления легче всего понять на сравнении двух чисел.

В позиционной системе счисления сравнение двух чисел происходит следующим образом: в рассматриваемых числах слева направо сравниваются цифры, стоящие в одинаковых позициях. Бóльшая цифра соответствует бóльшему значению числа. Например, для чисел 123 и 234 1 меньше 2, поэтому число 234 больше, чем число 123. В непозиционной системе счисления это правило не действует. Примером этого может служить сравнение двух чисел – IX и VI. Несмотря на то, что I меньше, чем V, число IX больше, чем число VI.

Число X позиционной системы счисления с основанием p представляется в виде:
x=a n xp n +a a1xp 1 +axp 0 , где an…a — цифры в представлении данного числа.
Так, например:
103510=1×10 3 + 0x10 2 + 3×10 1 + 5×10 0 ;
10102= 1×2 3 + 0x2 2 + 1×2 1 + 0x2 0 =10.

Числа, поступающие в компьютер, переводятся в двличную систему счисления. Двоичная система счисления – позиционная система счисления с основанием 2. Используются цифры 0 и 1.

Двоичная система используется в цифровых устройствах, поскольку является наиболее простой и удовлетворяет требованиям:
— Чем меньше значений существует в системе, тем проще изготовить отдельные элементы.
— Чем меньше количество состояний у элемента, тем выше помехоустойчивость и тем быстрее он может работать.
— Простота создания таблиц сложения и умножения – основных действий над числами.
— Для представления двоичных отрицательных чисел в компьютерах часто используется дополнимтельный код.

Таблица сложения двоичных чисел:
0+0=0; 0+1=1; 1+0=1;
1+1=10 перенос 1 (англ. Carry или carry bit).
Если 1+1=1, то это – не сложение двоичных чисел, а сложение логических выражений, где, скажем, за 0 обозначена «ложь», а за 1 – «истина» (или наоборот).

Таблица умножения двоичных чисел:
0x0=0; 0x1=0; 1×0=0; 1×1=1;

Набор цифр от 0 до 9 с основанием 10.
Пример: 5 2 2 1 7 0 , 3 -1 4 — 2 =5×10 2 + 2×10 1 + 7×10 0 + 3×10 -1 + 4×10 -2 .

Набор цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F.
Перевод чисел из десятичной системы счисления в другую (с основанием p) осуществляется с помощью правила деления для целой части и правила умножения для дробной части.
Пример перевода чисел из десятичной в двоичную систему счисления: 37,4510 – N2.

Суждения бывают истинными (1) и ложными (0). Все суждения связаны между собой связками и (логическое умножение), или (логическое сложение), не (отрицание).

Существует два способа представления графической информации: растровый и векторный.

Изображение разбивается прямоугольной сеткой на элементы – пиксели. Полученный двухмерный массив называется растром.

Разрешение изображения – количество пискселов на единицу длины. Каждый пиксел характеризуется цветом. Чем больше в изображении пикселов, тем больше размер файлов.

Изображение рассматривается как совокупность отдельных объектов – точек, линий, многоугольников, эллипсов и т.д. Объекты хранятся в памяти в виде набора параметров (форма, толщина, цвет и т.д.).

Перед выводом на экран или на печать каждого объекта программа векторной графики вычисляет координаты точек в изображении объекта по соответствующим математическим формулам.

В векторной графике, в отличие от растровой, информация записывается компактно, масштабирование и другие преобразования объектов производятся без потерь качества изображения.

– совокупность четко определенных правил для решения задачи за конечное число шагов. – процесс составления алгоритмов.

Существуют 5 основных свойств алгоритмов:

  1. Дискретность – переход к следующему действию возможен только после выполнения предыдущего.
  2. Понятность – точность и подробность в написании алгоритма.
  3. Определенность – исполнитель должен знать, к какому пункту ему переходить после определенного действия.
  4. Массовость – применение одного алгоритма к решению многих однотипных задач.
  5. Результативность – направленность на получение конкретного результата.

Алгоритм можно записать на естественном языке с помощью слов и предложений, на алгоритмическом (формальном) языке, на языке блок-схем (графическое представление).

  1. Линейная – операторы (команды) выполняются строго по порядку, от первого до последнего.
  2. Условное выполнение – состоит из управляющего выражения (проверяемого на истинность) и блока команд.
  3. Цикл – многократное повторение одних и тех же действий.
  1. Разработка алгоритма.
  2. Создание программы. Программа – описание алгоритма с помощью программного кода.
  3. Преобразование текста программы в машинный код (в виде 0 и 1) с помощью программы-транслятора. Трансляторы разделяются на два типа: компиляторы (переводит сразу весь исходный текст и записывает код в память в виде файла) и интерпретаторы (переводят программу по строках и сразу её выполняют).

Системное ПО – операционные системы и дополняющие их модули (системные утилиты, драйверы, архиваторы, антивирусные средства и др.).

Операционная система ОС – комплекс взаимосвязанных программ, который управляет работой всех устройств компьютера, загрузкой в память и выполнением прикладных программ, обеспечивает интерфейс пользователя.

Основные типы ОС для персональных компьютеров: Unix, DOC/Windows, Windows NT, MacOS.

Прикладные программы предназначены для пользователей. Наиболее распространенные: текстовые и графические редакторы, информационно-поисковые системы и пр.

Примером управляющей программы, необходимой для работы на компьютере, является (Basic Input/Output System).

Это комплексы аппаратуры и программного обеспечения, решающие задачи передачи данных от одного компьютера к другому.

Протокол – свод правил взаимодействия в процессе обмена данными и форматы передаваемых блоков данных.

Сервер – компьютер, предоставляющий вычислительные ресурсы (например, файлы, принтеры) сетевым пользователям.

Клиенты – компьютеры, которые используют доступ к вычислительным ресурсам.

Локальная сеть – компьютерная сеть на ограниченной территории, например в пределах одного здания, для совместного использования ресурсов – данных, программ, периферийных устройств.

Глобальная сеть – сеть, связывающая удаленные друг от друга локальные сети. Единое информационное поле, возникшее при объединении многих глобальных сетей – Internet.

Основные службы Интернета: доступ к удаленному компьютеру (telnet), передача файлов (ftp), телеконференция (usenet), электронная почта (e- mail), WWW (World Wide Web).

При полной или частичной публикации статьи в Интернете обязательно указание активной гиперссылки на источник http://programmistan.narod.ru

Сведения по информатике: необходимый минимум для школьника и пользователя компьютера, описание основных понятий и определений информатики.

источник

Не включается компьютер? Флешка перестала работать? Забыли основные комбинации клавиш? и т.п. . Не беда. Вот лишь некоторые советы, которые помогут значительно облагчить Вашу IT-жизнь!

Вложение Размер
101_kombinatsiya_na_klaviature.docx 19.27 КБ
kak_byt_esli_fleshka_pritormazhivaet_komp.docx 10.56 КБ
kak_spasti_dannye_s_fleshki.docx 12.12 КБ

101 комбинация на клавиатуре,

которая может облегчить вашу жизнь

Если вы много работаете с компьютером, то вы знаете, что для быстрой и продуктивной работы нужно стараться обходиться без мыши. В этом выпуске Наука и Техника расскажет как более удобно использовать: Windows, Chrome, Firefox, Gmail, Mac, MS Excel, MS Word.

Ctrl+L или ALT+D или F6 — перейти в адресную строку и выделить её содержимое;
Ctrl+K или Ctrl+E — перейти в адресную строку и ввести запрос к выбранному по умолчанию поисковику;
Ctrl+Enter — превратит tratata в адресной строке в www.tratata. com 🙂
Ctrl+T — новая вкладка;
Ctrl+N — новое окно;
Ctrl+Shift+T — вернуть последнюю закрытую вкладку;
Ctrl+Shift+N — секретный уровень «Хрома» 🙂 Новое окно в режиме «Инкогнито»;
Shift+Esc — ещё один секретный уровень 🙂 Встроенный диспетчер задач;
Ctrl+Tab или Ctrl+PageDown— как и везде, листаем вкладки слева направо;
Ctrl+Shift+Tab или Ctrl+PageUp — листаем вкладки справа налево;
Ctrl+1, . Ctrl+8 — переключает между первыми восемью вкладками;
Ctrl+9 — переключает на последнюю вкладку;
Backspace или Alt+стрелка влево — переход на предыдущую страницу в истории текущей вкладки;
Shift+Backspace или Alt+стрелка вправо — переход на следующую страницу в истории текущей вкладки;
Shift+Alt+T — переход на кнопочную панель инструментов; после этого по ней можно перемещаться стрелками влево и вправо, а выбирать кнопку нажатием Enter;
Ctrl+J — открыть вкладку всех загрузок;
Ctrl+Shift+J — открыть инструменты разработчика (меню Просмотр кода элемента);
Ctrl+W или Ctrl+F4 — закрыть активную вкладку или всплывающее окно;
Ctrl+R или F5 — как и везде, обновить (открытую вкладку);
Ctrl+H — открыть вкладку истории (History);
Ctrl+Shift+Delete — окно очистки истории;
Ctrl+F или Ctrl+G — поиск текста на открытой странице;
Ctrl+U — просмотр HTML-исходника страницы; кстати, адресная строка вида view-source: ПОЛНЫЙ_URL покажет исходник с этого URL;
Ctrl+O — как и везде, окно открытия файла… и меню «Файл» искать не нужно;
Ctrl+S — аналогично — сохранение текущей страницы;
Ctrl+P — печать текущей страницы;
Ctrl+D — добавить в закладки, как и у большинства браузеров;
Ctrl+Shift+B — открыть Диспетчер закладок;
Alt+Home — вернуться на домашнюю страницу;
Ctrl++ (плюс), Ctrl+- (минус) — увеличить и уменьшить масштаб отображения; «плюс» и «минус» можно обычные или серые;
Ctrl+0 — вернуться к масштабу отображения 100%;
F11 — в полный экран и обратно.
Открывать ссылки в «Хроме» тоже удобно, если привыкнуть, и правая кнопка мыши не нужна:
Ctrl + нажатие на ссылку (вариант — нажатие на ссылку средней кнопкой мыши или колесом прокрутки) — открыть ссылку в новой вкладке без переключения на нее;
Ctrl + Shift + нажатие на ссылку (вариант — Shift + нажатие на ссылку средней кнопкой мыши или колесом прокрутки) — открыть ссылку в новой вкладке с переключением на нее;
Shift + нажатие на ссылку — открыть ссылку в новом окне.

— Поднять или опустить страницу. Пробел – опустить страницу, Shift+пробел – поднять страницу.

— Найти. Ctrl+F или Alt-N для следующей страницы.

— Добавить страницу в закладки. Ctrl+D.

— Новая вкладка. Ctrl+T.
— Перейти на панель поиска. Ctrl+K.
— Перейти в адресную строку. Ctrl+L.
— Увеличить размер текста. Ctrl+=. Уменьшить размер текстаCtrl+-
— Закрыть вкладку. Ctrl-W.
— Обновить страницу. F5.
— Перейти на домашнюю страницу. Alt-Home.
— Восстановить закрытую страницу. Ctrl+Shift+T.
— Закладки по ключевым словам. Это наиболее продуктивно. Если вы часто заходите на сайт, вы делаете закладку (конечно!), затем перейдите к свойствам закладок (щёлкните по ним правой кнопкой мыши). Добавьте короткое ключевое слово в строку ввода ключевых слов, сохраните, и после этого вы можете просто вводить в адресную строку (Ctrl+L) это ключевое слово и сразу же переходить на сайт.

— Написать новое письмо. C.
— Ответить на письмо. R.
— Ответить всем.A.
— Переслать письмо. F.
— Сохранить текущее письмо и открыть следующее письмо.Y+O.
— Удалить письмо и открыть следующее. #+O (или Shift-3+O).
— Отправить написанное письмо. Tab-Enter.
— Поиск. /.
— Навигация. Перемещение вниз J и вверхK по списку контактов.
— Список сообщений. N и P передвигают курсор на следующее или предыдущее сообщение и списке сообщений.
— Игнорировать. M– письма с отмеченными адресами перестают попадать в список входящих писем и архивируются.
— Выбрать цепочку писем. X – цепочка писем будет выбрана. Её можно заархивировать, применить к ней ярлык и выбрать для неё действие.
— Сохранить черновик. Control-S.
— Перейти к списку сообщений. G+I.
— Перейти к помеченным письмам. G+S.
— Перейти к адресной книге. G+C.

Читайте также:  Енотовый жир чем полезен

— Создание комбинаций клавиш быстрого переключения. Для того чтобы создать комбинации клавиш для быстрого переключения, щёлкните правой кнопкой мыши по иконке создания клавиш быстрого переключения (такая есть на вашем рабочем столе) и введите комбинацию. Например, такую как Ctrl-Alt-W для программы Word.

— Переключение между окнами. Alt-Tab – выберете нужное окно, после этого опустите клавиши. Или удерживайте клавишу Windows, нажмите на Tab для того, чтобы пройтись по кнопкам на панели задач и найти нужное окно, затем, найдя его, нажмите Enter. Если добавить кнопку Shift к любому из этих методов, выбор окон будет осуществляться в обратном направлении.

— Перейти на рабочий стол. Клавиша Windows-D.

— Контекстное меню. Вместо того, чтобы щёлкать правой кнопкой мыши, нажмите Shift-F10. Затем прокрутите меню вверх или вниз при помощи клавиш со стрелками вверх и вниз.

— Выключение. Для того чтобы быстро выключить компьютер, нажмите клавишу Window, а затем U. С этой клавишей вы также можете нажать на S для паузы, на U для выключения или на R для перезагрузки.

— Наиболее общее. Вы это, конечно, знаете, но для новичков нужно упомянуть наиболее известные комбинации: Ctrl-O– открыть, Ctrl-S – сохранить, Ctrl-N – открыть новый документ, Ctrl-W – закрыть окно, Ctrl-C –копировать, Ctrl-V – вставить, Ctrl-X – вырезать. Ctrl-Z – отменить (назад), Ctrl-Y – отменить (вперёд). Для того чтобы увидеть содержание буфера обмена в MS Office, нажмите Ctrl-C дважды. Ctrl-Home– перейти к началу документа, Ctrl-End – перейти к концу.

— Меню. Когда вы нажимаете Alt, появляется меню, в котором нужно работать, используя кнопки со стрелками. Alt плюс подчёркнутая буква каждой опции меню ведёт к использованию этой опции. Или просто запоминает комбинацию клавиш для этой опции для ещё более быстрого использования.

— Проводник Windows (Explorer). Windows-E – запускается программа Мой компьютер.

— Переключение Dock. Option-Cmd-D – показать/спрятать Dock.
— Спрятать всё остальное. Cmd-Option-H прячет все остальные окна, кроме того, в котором вы находитесь. Облегчает ваш экран.
— Закрыть окно. Cmd-W закрывает активное открытое окно. Option-Cmd-W закрывает все открытые окна.
— Развернуть каталог. Option-Cmd-стрелка вправо – развернуть каталог и подкаталоги в списке в Finder.
— Вперёд и назад. Cmd-[ andCmd-] работает с программами Finder, Safari и Firefox.
— Копировать экран. Cmd-Shift-3 – для всего экрана. Cmd-Shift-4 – создает границы для копирования выбранной части экрана.
— Выход. Shift-Cmd-Q – выход осуществится через 2 минуты. Shift-Option-Cmd-Q – выход осуществится немедленно.
— Очистить корзину. Shift-Cmd-Delete.
— Новое окно в Safari. Cmd-T.
— Помощь. Cmd-shift-.
— Загрузка CD. Нажмите C и во время запуска (сразу после мелодии) загрузите CD.
— Загрузиться из другого отдела. Option-Cmd-Shift-Delete– начнёт начальную загрузку, пока не будет найден другой отдел, такой как CD или диск.
— Дополнительная информация. Cmd-Option-I открывает окно с дополнительной информацией, которая позволяет вам увидеть и сравнить в одном окне много файлов и папок.
— Спящий режим, перезагрузка и выключение. Cmd-option-eject, Cmd-ctrl-eject, и Cmd-Option-ctrl-eject.
— Принудительное выключение. Cmd-opt-Esc – основное, но очень полезное.
— Быстрый протокол FTP. Cmd-K откроет соединение с сервером.

— Редактировать ячейку. F2. Наверное, это главная клавиша, которую нужно знать.
— Выбор колонки. Ctrl-пробел.
— Выбор ряда. Shift-пробел.
— Денежный формат. Ctrl+Shift+4 (точнее, Ctrl+$).
— Процентный формат. Ctrl+Shift+5 (точнее, Ctrl+%).
— К началу. Ctrl-Home делает ячейку A1активной.
— Ввод текущей даты. Ctrl-двоеточие.
— Ввод текущего времени. Ctrl-знак деления.
— Копировать ячейки. Ctrl — двойные кавычки скопируют верхние ячейки (без форматирования).
— Формат ячеек. Ctrl-1 откроет окно формата ячеек.
— Навигация. Ctrl-PageUp и Ctrl-PageDown.
— Многократный ввод. Ctrl-Enter вместо простого Enter, после введённых данных в одной из нескольких выбранных ячеек, перенесёт данные во все остальные выбранные ячейки.

— Форматирование по умолчанию. Ctrl-Space включает нормальный стиль для текущего выделения и последующего ввода текста.
— Интервалы между абзацами. Ctrl-0 (ноль сверху на клавиатуре) добавляет или удаляет интервал перед текущим абзацем. Ctrl-1 (вверху на клавиатуре) – одинарный межстрочный интервал абзаца. Ctrl-2 (вверху на клавиатуре) – двойной межстрочный интервал абзаца. Ctrl-5 (вверху на клавиатуре) изменяет межстрочный интервал на полуторный.
— Обновление даты и времени. Alt-Shift-D – внесение обновлений даты. Alt-Shift-T – внесение обновлений времени.

Как быть, если флешка «не желает работать»?

Устали от того, что флешка почти постоянно притормаживает работу компьютера. И USB-разъем тут абсолютно в большинстве случаев не при чем. Все дело в том, что в флешке скапливается статическое электричество, и поэтому при подключении в USB-разъеме происходит короткое замыкание.

Выход: легонько постучите флешкой по металлической поверхности («помогите» разрядить флеш-накопитель)

Как спасти данные с флешки, которая перестала открываться?

(Windows простит отформатировать диск)

  1. Скачайте программу Recuva, предназначенную для восстановления файлов, случайно удаленных с компьютера

Вот некоторые ссылки на сайты, с которых можно осуществить скачивание:

  1. Соглашайтесь с Windows форматировать флешку. Установить флажок способ форматирования БЫСТРЫЙ (очистка оглавления) ( при таком форматировании данные с диска не удаляются, очищается только информация о размещении файлов на диске )
  2. Запустите программу Recuva и восстановите данные с флешки. Восстановленные данные СОХРАНЯЙТЕ на компьютер.
  3. После восстановления данных флешку нужно отформатировать полностью (снимите флажок способ форматирования — БЫСТРЫЙ)

Как вести тетради по математике — полезные советы.

Данный проект выполняется с учащимися 8 — 9 классов на уроках социально — бытовой ориентировки. Результатом выполнения проекта является готовая подборка советов и заметок, необходимых в повседневной ж.

Несколько полезных советов ребятам, выбравшим в качестве экзаменя химию.

Советы и правила полива для юных цветоводов.

Несколько полезных советов для родителей.

В письменной части работы по английскому языку предусмотрено задание, предлагающее написать личное письмо. Рекомендации по оформлению письма актуальны для учащихся выпускных классов.

Советы по бисероплетению для начинающим мастериц.

источник

Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что означает разъяснение, высказывания, осведомленность. Само слово информация лишь сравнительно недавно стало превращаться в точный термин. До этого информацию воспринимали как то, что присутствует в языке, письме или передается при общении. Сейчас смысл, который вкладывается в это понятие, очень изменился и расширился. Возникла особая математическая дисциплина — теория информации.

Хотя в теории информации и вводится несколько ее конкретных определений, все они не охватывают всего объема этого понятия. Рассмотрим некоторые определения.

Информация — это отражение реального (материального, предметного) мира, которое выражается в виде сигналов, знаков.

Информация — любая совокупность сигналов, сведений (данных), которые какая-либо система воспринимает из окружающей среды (входная информация), выдает в окружающую среду ( исходная информация ) или сохраняется внутри определенной системы (внутренняя информация).

Информация существует в виде документов, рисунков, текстов, звуковых и световых сигналов, энергетических и нервных импульсов и т.п.

Под информацией понимают сведения об объектах окружающего мира, которые воспринимаются человеком, животным, растительным миром или специальными устройствами и повышают их уровень информированности.

Информация передается с помощью сообщений. Сообщение бывают устными, письменными, в виде рисунков, жестов, специальных знаков или организованными каким-то другим образом. Примерами сообщений являются: показания измерительного устройства, дорожные знаки, текст телеграммы, устный рассказ и тому подобное.

С помощью сообщений происходит обмен информацией между людьми, между людьми и машинами, между машинами; обмен сигналами в растительном и животном мире, от клетки к клетке, от организма в организм и тому подобное. Рекомендуем также прочитать статью «Информационные сообщения и процессы«.

Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам:

Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих ее:

  • Визуальная — воспринимается органами зрения.
  • Аудиальная — воспринимается органами слуха.
  • Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами.
  • Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами.
  • Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами.

По форме представления информация делится на следующие виды:

  • Текстовая — что передается в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
  • Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
  • Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.
  • Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путем.
  • Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
  • Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
  • Личная — набор сведений о какой-либо личности, которые определяют социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

Полезность. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее использованием. Сведения, важные и полезные для одного человека, оказываются бесполезными для другого, если он не может их использовать.

Актуальность. Информация актуальна (своевременна), если она важна в данный момент времени. Если вы собираетесь ехать поездом, то для вас важна информация о том, когда этот поезд отправляется. Однако эта информация теряет свою актуальность после того, как поезд тронулся.

Вероятность (правдивость). Информация считается достоверной, если она не противоречит реальной действительности, правильно ее объясняет и подтверждается. Если вы узнали о наводнении из информационной телепрограммы, то эта информация, по всей вероятности, является достоверной. В то же время слухи о пришествии инопланетян, которое ожидается на следующей неделе, недостоверны.

Объективность. Информация может быть объективной или субъективной (зависеть или не зависеть от чьего суждения). Например, сообщение «вода в море холодная» является субъективным, одновременно сообщение «температура воды +17 градусов Цельсия» дает объективную информацию.

Полнота. Информация полная, если ее достаточно для правильных выводов и принятия правильных решений. Если человеку на основе какой-либо информации приходится что-то решать, то он сначала оценивает, достаточно этой информации для принятия правильного решения.

Понятность. Информация понятна, если при ее восприятии нет необходимости в дополнительных сообщениях (не возникает вопросов). Если человеку говорят что-то, к восприятию чего он еще не подготовлен, например обращаются английском раньше, чем человек выучил этот язык, то он из услышанной информации вынесет совсем другую информацию, чем это было бы тогда, когда человек выучил английский язык.

Среда, в которой зафиксировано сообщение, называют носителем сообщения. В «докомпьютерную» эру информацию хранили на бумаге, фотографиях, кинопленке, магнитной ленте и др. С появлением первых компьютеров нашли широкое применение перфокарты и перфоленты, магнитные диски, компакт-диски.

Перфокарта — это лист тонкого картона стандартных размеров. В определенных позициях перфокарты пробивают дырочки. Наличие дырочки в определенной позиции считают единицу, а ее отсутствие — ноль.

Перфолента — это лента плотной бумаги стандартной ширины, на которую заносится информация пробивкой дырочек в соответствующих позициях на 5-ти или 8-ми параллельных дорожках.

Конечно, за дырочками, нанесенными на перфокарты или перфоленты, стоит вполне определенная информация.

Магнитные ленты и магнитные диски для хранения информации начали использовать с развитием вычислительной техники. Для записи 1 (единицы) намагничивалась небольшая область. Размагниченная (или намагниченная противоположно) область означала 0 (ноль).

Гибкие магнитные диски, или ГМД (FDD), позволяли легко переносить информацию с одного компьютера на другой, а также сохранять информацию, которая не используется на компьютере постоянно. Выпускались дискеты, как правило, с диском диаметром 3,5 дюйма и имели емкость всего 1,44 Мбайта.

Жесткие магнитные диски, или винчестеры (HDD), и сегодня являются основным типом носителей для долговременного хранения информации. Накопитель включает собственно магнитный диск, систему позиционирования и комплект магнитных головок — все это размещено в герметично закрытом корпусе.

Магнитные карточки содержат закодированную информацию, эта технология используется в кредитных, телефонных и регистрационных карточках, а также пропусках и «ключах» для кодовых замков.

Компакт-диски (оптические диски или CD) — это диск из специальной пластмассы с зеркальным покрытием с той стороны, с которой записывается и считывается информация. Информация на диск записывается так: диск вращается, и на его поверхности лазером в определенных местах наносятся «повреждение» поверхности таким образом, чтобы от них не отражался луч лазера при считывании. Таким образом записывается 1, «неповрежденные» места означают логический 0.

Существуют CD-R, DVD-R — оптические диски, на которые можно осуществлять однократную запись, а также CD-RW, DVD-RW — оптические диски, на которые можно осуществлять многократную запись.

Символьная форма представления информации является наиболее простой, в ней каждый символ имеет какое-то значение. Например: красный свет светофора, показатели поворота на транспортных средствах, различные жесты, сокращения и обозначения в формулах.

Текстовая форма представления информации является более сложной. Эта форма предусматривает, что содержание сообщения передается не через отдельные символы (цифры, буквы, знаки), а их сочетанием, порядком размещения. Последовательно расположены символы образуют слова, которые в свою очередь могут образовывать предложения. Текстовая информация используется в книгах, брошюрах, газетах, журналах и т.

Графическая форма представления информации, как правило, имеет наибольший объем. К этой форме относятся фотографии, картины, чертежи, графики и тому подобное. Графическая форма более информативна. Видимо, поэтому, когда берем в руки новую книгу, то первым делом ищем в ней рисунки, чтобы создать о ней наиболее полное впечатление.

Информацию можно подавать одним из способов: буквами и знаками, жестами, нотами музыки, рисунками, картинами, скульптурами, звукозаписью, видеозаписью, кинофильмами и тому подобное.

Информация может быть в виде непрерывных (аналоговых) и дискретных (цифровых) сигналов.

Информация в аналоговом виде меняет свое значение постепенно (показатели термометра, часов со стрелками, спидометра и т.д.).

Информация в дискретном виде меняет свое значение с определенным шагом (показатели электронных часов, весы с гирями, подсчет количества предметов и т.п.).

Термин информатика происходит от двух слов: информация и автоматика. Значит информатика это «наука о преобразовании информации».

Этот термин впервые введен в обиход во Франции в середине 60-х годов XX в., когда началось широкое использование вычислительной техники. Тогда в англоязычных странах вошел в употребление термин «Computer Science» для обозначения науки о преобразовании информации, которая базируется на вычислительной технике. Теперь эти термины являются синонимами.

Основа информатики — информационные технологии — совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется информационные процессы во всех сферах жизни и деятельности человека.

Информационная системавзаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации с целью достижения конкретной задачи.

Современное понимание информационной системы (ИС) предусматривает использование компьютера в качестве основного технического средства обработка информации. Как правило, это компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами.

В работе ИС, в ее технологическом процессе можно выделить следующие этапы :

  1. Зарождение данных — формирование первичных сообщений фиксируют результаты определенных операций, свойства объектов и субъектов управления, параметры процессов, содержание нормативных и юридических актов и т.п.
  2. Накопление и систематизация данных — организация такого их размещения, которое обеспечивало бы быстрый поиск и отбор нужных сведений, защита их от искажений, потери, деформирование целостности и др.
  3. Обработка данных — процессы, в результате которых на основании ранее накопленных данных формируются новые виды данных: обобщающие, аналитические, рекомендательные, прогнозные. Производные данные также могут проходить дальнейшую обработку, давая сведения обобщенности и др.
  4. Отображение данных — представление их в форме, пригодной для восприятия человеком. Прежде всего — это вывод на печать, то есть изготовление документов, удобных для восприятия человеком. Широко используют построение графических иллюстративных материалов (графиков, диаграмм) и формирование звуковых сигналов.

Сообщения, которые формируются на первом этапе, могут быть обычным бумажным документом, сообщением «в электронном виде» или тем и другим одновременно. В современных информационных системах сообщение по большей части имеют «электронный вид». Основные составляющие информационных процессов:

  • сбор данных: накопление данных с целью достаточной полноты для принятия решений;
  • сохранения;
  • передача;
  • обработка.
Читайте также:  Полезные ископаемые евразии карта

Одним из важнейших условий применения электронно — вычислительных машин (ЭВМ) для решения тех или иных задач является построение соответствующего алгоритма (программы), содержащий информацию о правилах получения результирующей (итоговой) информации из заданной (входной) информации.

Программирование — дисциплина, исследующая методы формулировки и решения задач с помощью ЭВМ, и является основной составной частью информатики.

Итак, информация, ЭВМ, алгоритм — три фундаментальных понятия информатики.

Информатика — комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты проектирования, создания, оценки, функционирования компьютерных систем обработки информации, ее применение и влияние на различные области социальной практики.

Родоначальниками информатики является науки: документалистика и кибернетика. Кибернетика — переводится, как «искусный в управлении».

В информатике выделяют три основных части:

  • алгоритмы обработки информации ( algorithm )
  • вычислительную технику ( hardware )
  • компьютерные программы ( software ).

Предмет информатики составляют понятия:

  • аппаратное обеспечение средств вычислительной техники
  • программное обеспечение средств вычислительной техники;
  • средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  • средства взаимодействия человека и аппаратного и программного обеспечения.

Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называется интерфейсом.

В разговорной речи часто встречаются такие выражения, как передача информации, сжатие информации, обработка информации. В таких случаях всегда идет об определенном сообщении, которое закодировано и передано тем или иным способом.

В вычислительной технике наиболее часто применяется двоичная форма представления информации, основанной на представленные данных последовательностью двух знаков: 0 и 1

Эти знаки называются двоичными цифрами, по — английски — binary digit , или, сокращенно bit (бит).

Также используется восьмеричная форма представления информации (основана на представленные последовательности цифр 0, 1, …, 7) и шестнадцатеричная форма представления информации (основана на представленные последовательностью 0, 1, …, 9, A, B, C, …, F).

Информационным объемом сообщение называется количество битов в этом сообщении. Подсчет информационного объема сообщение является чисто техническим заданием, так как при таком подсчете содержание сообщения не играет никакой роли.

В современной вычислительной технике биты принято объединять в восьмерки, которые называются байтами : 1 байт = 8 бит. Наряду с битами и байтами используют и большие единицы измерения информации.

  • 1 bit binary digit ;
  • 1 байт = 8 бит;
  • 1 Кбайт = 2 10 байт = 1024 байт;
  • 1 Мбайт = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт = 2 20 байт;
  • 1 Гбайт = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт = 2 30 байт;
  • 1 Тбайт = 2 10 Гбайт = 1024 Гбайт = 2 40 байт.
  • 1 Пбайт = 2 10 Тбайт = 1024 Тбайт = 2 50 байт.
десятичное число двоичное число байт
1 1 0000 0001
2 10 0000 0010
255 1111 1111 1111 1111

С помощью двух бит кодируются четыре различных значения: 00, 01, 10, 11. Тремя битами можно закодировать 8 состояний:

  • 000 001 010 011 100 101 110 111

Вообще с помощью n бит можно закодировать 2 n состояний.

Скорость передачи информации измеряется количеством битов, передаваемых за одну секунду. Скорость передачи бит за одну секунду называется 1 Бодом. Производные единицы скорости передачи называются Кбод, Мбод и Гбод:

  • 1 Кбод (один килобод) = 2 10 бод = 1024 бит / с;
  • 1 Мбод (один мегабод) = 2 20 бод = 1024 Кбод;
  • 1 Гбод (один гигабод) = 2 30 бод = 1024 Мбод.

Пример. Пусть модем передает информацию со скоростью 2400 бод. Для передачи одного символа текста нужно передать около 10 битов. Таким образом, модем способен за 1 секунду передать около 2400/10 = 240 символов.

На ЭВМ можно обрабатывать не только числа, но и тексты. При этом нужно закодировать около 200 различных символов. В двоичном коде для этого нужно не менее 8 разрядов ( 2 8 = 256 ). Этого достаточно для кодирования всех символов английского и русского алфавитов (строчные и прописные), знаков препинания, символов арифметических действий некоторых общепринятых спецсимволов.

В настоящее время существует несколько систем кодирования.

Наиболее распространенными являются следующие системы кодирования: ASCII, Windows-1251, KOИ8, ISO.

ASCII (American Standard Code for Information Interchange — стандартный код информационного обмена)

В системе ASCII закреплены 2 таблицы кодирования: базовая и расширенная. Базовая таблица закрепляет значения кодов от 0 до 127, расширенная от 128 до 255.

В первых 32 кодах (0-31) размещаются так называемые управляющие коды, которым не соответствуют никакие символы языков, и, соответственно коды не выводятся ни на экран, ни на устройстве печати.

Начиная с кода 32 по код 127 размещены коды символов английского алфавита.

Символы национального алфавита размещены в кодах от 128 до 255.

Кодирования Windows-1251 стала стандартом в российском секторе Wold Wide Web .

KOИ8 (код обмена информацией) является стандартным кодированием в сообщениях электронной почты и телеконференций.

ISO ( International Standard Organization ) — международный стандарт. Это кодирования используется редко.

Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора, обработки и передачи информации, связанной с фиксацией данных на машинных носителях. Основной инструмент информатики — компьютер.

Компьютер, получивший свое название от первоначального назначения — выполнения вычислений, имеет второе очень важное применение. Он стал незаменимым помощником человека в его интеллектуальной деятельности и основным техническим средством информационных технологий. А быстрое развитие в последние годы технических и программных возможностей персональных компьютеров, распространение новых видов информационных технологий создают реальные возможности их использования, открывая перед пользователем качественно новые пути дальнейшего развития и адаптации к потребностям общества.

Дезинформация — заведомо неверная, ложная информация, предоставляемая оппоненту или противнику для более эффективного ведения военных действий, получения каких либо конкурентных преимуществ, для проверки на утечку информации и выявления источника утечки, определения потенциально ненадежных клиентов или партнеров. Также дезинформацией называется сам процесс манипулирования информацией, как то: введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не актуальной информации, искажения контекста, искажения какой либо части информации.

Дезинформация, как мы видим, — это результат деятельности человека, желание создать ложное впечатление и, соответственно подтолкнуть к требуемым действиям и/или бездействию.

источник

В этом разделе вы можете найти Полезные материалы по информатике. Они помогут вам сделать свою работу более простой, современной и интересной. При этом вы сократите время на подготовку к урокам, а ваши уроки информатики станут еще более эффективными.

В процессе изучения такого предмета, как информатика, учащиеся сталкиваются с различными программами. Данная памятка поможет изучить и лучше запомнить интерфейс изучаемых программ, ведь её можно распечатать и держать всегда при себе.

31 марта в мире отмечают Международный день резервного копирования, который имеет необычное название — День бэкапа. Наша интерактивная игра «День бэкапа» позволит ученикам не только проверить свои знания по данной теме, но и узнать много нового.

Ежегодно во всех школах проходит единый урок по безопасности в сети Интернет. На нашем сайте есть много полезных и интересных материалов по данной теме. В этой же статье вам предлагается план-конспект урока. С помощью данных материалов учитель сможет не только провести урок по теме «Безопасность в сети Интернет», но и закрепить знания при помощи раздаточных материалов.

С помощью данных материалов учитель сможет оценить полученные знания учащихся за весь учебный год или же проверить знания в начале учебного года. Также сами учащиеся могут заняться разгадыванием кроссвордов и оценить, на сколько улучшились их знания по курсу или же какой объём информации они знают с прошлого года. Кроссворды предназначены для использования на заключительных или же первых уроках.

С помощью данных материалов учитель сможет оценить полученные знания учащихся за весь учебный год. Также сами учащиеся могут пройти эти тесты и оценить, на сколько улучшились их знания по курсу. Тесты предназначены для использования на заключительных уроках.

С помощью данного плаката можно провести пятиминутную физкультминутку для глаз. Таким образом это поможет не только сделать небольшую передышку при работе на уроке, но и даст возможность глазам учащихся, а также учителя отдохнуть и снять напряжение на протяжение некоторого времени. Таким образом, визуальная информация начнёт восприниматься намного лучше, соответственно материал будет усваиваться быстрее.

Эта викторина может быть использована учителями информатики в начале учебного года для закрепления знаний по правилам безопасного поведения в компьютерном классе. Она будет полезной и для учащихся, которые хотят самостоятельно проверить свой уровень знаний по этой теме.

В памятке «Горячие клавиши Windows 10» собраны самые полезные горячие клавиши Windows 10, которые пригодятся всем пользователям без исключения.

Памятка «Основы формальной логики в информатике» содержит необходимый минимум информации для учеников 8 класса, которая может понадобится им при изучении элементов алгебры логики.

Ученикам 9−11 классов эта памятка будет полезна во время изучения основ алгоритмизации и программирования, электронных таблиц и баз данных. При подготовке ученику достаточно открыть соответствующую страницу памятки, содержащую необходимый ему закон, определение или логическую операцию.

В памятке «Основы языка разметки HTML» прописаны основные теги для создания и редактирования HTML-документов.

источник

Информа́цией (от лат. informatio — «научение», «сведение», «оповещение») называется продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия. Информация первична и содержательна[источник?] — это категория, [источник?], поэтому в категориальный аппарат науки она вводится портретно — описанием, через близкие категории: материя, система, структура, отражение. В материальном мире (человека) информация материализуется через свой носитель и благодаря ему существует. Сущность материального мира предстаёт перед исследователем в единстве формы и содержания. Передаётся информация через носитель. Материальный носитель придаёт информации форму. В процессе формообразования производится смена носителя информации. Определения термин информация не имеет, так как не является[источник?] понятием. Существует информация в каналах связи систем управления. Не следует путать категорию информация с понятием знание. Знание определяется[источник?] через категорию информация.

В XX веке слово «информация» стало термином во множестве научных областей, получив особые для них определения и толкования. [1].

Согласно «Новейшему философскому словарю», ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio — разъяснение, изложение, осведомленность) — одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.(статья Информация)

В более старом и менее строгом представлении, слово Информация было производным от Информировать, т. е., поставлять какие-либо сведения (такое значение, например, в толковом словаре).

Согласно тому же философскому словарю, Информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Носителем ее является сообщение. Таким образом, информация не существует сама по себе, а только через использование носителя, которым может быть очень многое — от звука или сотрясания твёрдых предметов до импульсов электрической энергии.

На сегодня наиболее используемые виды информации — текстовая (книги, письма, документация и др.) и электронная (наборы электронных знаков, которыми записана какая-либо информация, от текстов до фильмов).

По-видимому, только философия рассматривает информацию как таковую, научная работа же направлена не на неё, а на различные способы получения информации, способы хранения, передачи, обработки, интерпретации, в соответствии со спецификой научных дисциплин (таких как Информатика, Литературоведение, Биология, Юриспруденция и все остальные сферы знаний).

Несмотря на недостаточную чёткость в представлении людей о значении слова «информация», сама информация является единственным средством взаимодействия человека как с другими людьми, так и с познаваемым миром. Обо всех моментах, в которые мы «что-то узнали» можно сказать, что мы «получили информацию». Само познание возможно лишь благодаря способности человека выделять из окружающего мира (в самом широком смысле слова) информацию и пригодности мира быть проводником для передачи информации.

Виды информации и её свойства

Понятие информации, ее виды и свойства

В литературе можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. В «Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html) дается следующее определение этого термина: «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 определения слова «информация»:

Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информации, средства массовой информации — печать, радио, телевидение, кино).

Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин, таких как теория информации (математическая теория систем передачи информации), кибернетика (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах), семиотика (наука о знаках и знаковых системах), теория массовой коммуникации (исследование средств мас-совой информации и их влияния на общество), информатика (изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки), соционика (теория информационного метаболизма индивидуальной и социальной психики), информодинамика (наука об открытых информационных системах), информациология (наука о получении, сохранении и передаче информации для различных множеств объектов) и т. д.

В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина: Информация — это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д. Каждого человека в мире окружает море информации различных видов.

Стремление зафиксировать, сохранить надолго свое восприятие информации было всегда свойственно человеку. Мозг человека хранит множество информации, и использует для хранения ее свои способы, основа которых — двоичный код, как и у компьютеров. Человек всегда стремился иметь возможность поделиться своей ин-формацией с другими людьми и найти надежные средства для ее передачи и долговременного хранения. Для этого в настоящее время изобретено множество способов хранения информации на внешних (относительно мозга человека) носителях и ее передачи на огромные расстояния.

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

+графическаяили изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

+звуковая— мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г. (см., например, историю звукозаписи на сайте — http://radiomuseum.ur.ru/index9.html); ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

+текстовая— способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

+числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем сис-темы кодирования (счисления) могут быть разными;

+видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества — передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее — с использованием радиоволн.

Создателем общей теории информации и основоположником цифровой связи считается Клод Шеннон (Claude Shannon). Всемирную известность ему принес фундаментальный труд 1948 года — «Математическая теория связи» (A Mathematical Theory of Communication), в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации.

С появлением компьютеров (или, как их вначале называли в нашей стране, ЭВМ — электронные вычислительные машины) вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров — ПК (80-е годы 20 века) — до 80 % их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией.

Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние но-сители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

Читайте также:  Чем полезна белая фасоль в томатном соусе

Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределенной информации больших объемов и особые способы работы с различными видами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, обеспечивающее коллективную работу с информацией всех видов.

Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенность информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информации.

С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

Объективностьинформации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.

Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.

Достоверностьинформации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Точностьинформации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Актуальностьинформации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

Полезность(ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные при-знаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат; cumulatio – увеличение, скопление).

Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.

Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

«Информация» в разговорном языке означает передаваемые сведения, знания; нечто осмысленное и как-то полезное получателю. Такое словоупотребление довольно верно́: informare с латыни — «научать». Информацией является и эта книга. Для примера — кусочек информации:

Это слово несёт обширный и притом чёткий смысл: вы знаете о деревьях и видели их немало, можете вспомнить научные истины о природе, строении и видах деревьев или вообразить какое-нибудь дерево в уме. Но что вы воистину знаете? Ведь, глядя на дерево, мы не принимаем в память само вещественное дерево, а видим лишь отражённый от него свет, и даже тот не «захватываем» по правде: попав на сетчатку глаза, свет преобразуется в электрические импульсы в нашем мозгу. Под их действием состояния многих-премногих нейронов поменялись и зримый образ дерева отпечатался в памяти.

Поэтому «дерево» для вас — не просто ряд из шести букв (сам по себе содержащий пустяково мало информации), но знак, вызывающий огромный объём воспоминаний, впечатлений, ассоциаций, знаний о деревьях. Мы вспоминаем информацию, полученную через органы чувств.

Ваша подруга по мобильному сказала, что гуляет в парке. Возможно, она лжёт о своём занятии, — даёт совершенную дезинформацию. Но слова и интонации голоса были слышны, стало быть, в каком-то смысле дала информацию. Есть где запутаться.

В примере с деревом информация передавалась световыми лучами, в примере с подругой информацию несли радиоволны, передаваемые сотовой телефонной сетью.

Матрос совершает особые взмахи флажками. Лишь увидев его, мы получаем информацию. Но зная расшифровку жестов, мы можем получить ещё больше информации (или же дезинформацию!) от матроса.

Такая последовательность жестов будет означать: «внимание».

Информация по оптоволокну передается следующим образом: светодиод загорается и тухнет в определенном порядке, свет внутри оптоволокна передает информация от последовательности включения и выключения светодиода к фотоприемнику, фотоприемник преобразует свет в импульсы электрического напряжения.

Звуковые волны, так же как и свет могут отражаться от преград, таким образом можно получать информацию, например, о рельефе дна водоема. По такому принципу работает эхолот.

Через воздух передается речь.

Человечество изобрело кучу способов передавать информацию посредством электричества. Телеграф это одно из самых первых способов передачи информации посредством электричества. Для того, чтобы передавать информацию через телеграф была придумана специальная азбука – азбука Морзе. Высокий потенциал в течении короткого времени назвали точкой, высокий потенциал в течении длительного времени назвали тире. Определенная последовательность точек и тире обозначает одну букву. Например, последовательность точка, точка, точка, пауза, тире, тире, тире, пауза, точка, точка, точка передает информацию о бедствии – SOS.

С изобретением телефона человечество научилось передавать с помощью электричества голосовую информацию. Последовательное изменение давления воздуха (звуковые колебания) преобразовывалось в последовательное изменение электрического напряжение, которое передавалось по проводам и потом обратно преобразовывалось в звуковые колебания.

Посредством радиоволн информация передается через сотовую связь, так же она передается от радиостанций и телестанций, радары получают информацию о движении самолетов, компьютере через радиомодемы и беспроводные сети друг с другом общаются.

С помощью радиации (рентгеновское излучение) врачи получают информации о внутреннем состоянии больного. Искусствоведы узнают о том, что под слоем краски картины неизвестного художника спрятано, произведение гениального художника Леонардо да Винчи.

Свет далёких звёзд добирается до нас годы, века, тысячелетия… Свойства света от звезды несут информацию о ней. Пока свет летит, он хранит о ней информацию, но это очень ненадежный способ хранения. Стоит только свету попасть в телескоп или просто в глаз человеку, хуже — просто встретить случайную преграду, так тут же информация о звезде преобразуется в другой вид, да в такой, что никакими ухищрениями нам её преобразовать к понятному представлению не удастся. После получения информации её нужно где-то хранить.

Один способ хранения информации — человеческий мозг. Человек, что-то услышал, что-то увидел, что-то почувствовал и информация тут же сохранилась у него в мозгу. Потом все, что он запомнил, он рассказывал своим детям и внукам, так хранились легенды и предания.

Наскальные рисунки это тоже способ хранения информации, достаточно трудоемкий, но зато очень надежный.

Очень долго бумага была практически главным способом хранения информации. И только за последнии два века человечество изобрело целую кучу способов хранения информации.

На виниловых пластинах записывается звук, на целлулоидной пленке хранятся фотографии и фильмы. Магнитную ленту в аудиокассетах используют для хранения и звука и в видеокассетах хранятся фильмы. Магнитные диски различных размеров и плотности (дискеты, жесткие диски), магнитооптические диски, оптические диски (CD, DVD) используются для хранения различных видов информации (текстов, фильмов, музыки, результаов экспериментов, математических расчетов и т.п).

Аналоговая и цифровая информация

Звук это волновые колебания в какой-либо среде, например в воздухе. Когда человек говорит, колебание связок горла преобразуются в волновые колебания воздуха. Если рассматривать звук не как волну, а как колебания в одной точке, то эти колебания можно представить, как изменяющееся во времени давление воздуха. С помощью микрофона можно уловить изменения давления и преобразовать их в электрическое напряжение. Произошло преобразование давления воздуха в колебания электрического напряжения. Такое преобразование может происходить по различным законам, чаще всего преобразование происходит по линейному закону. Например, по такому:

где U(t) – электрическое напряжение, P(t) – давление воздуха, P– среднее давление воздуха, а K – коэффициент преобразования.

И электрическое напряжение, и давление воздуха являются непрерывными функциями во времени. Функции U(t) и P(t) являются информацией о колебаниях связок горла. Эти функции непрерывны и такая информация называется аналоговой.

Музыка это частный случай звука и её тоже можно представить в виде какой-нибудь функции от времени. Это будет аналоговое представление музыки. Но музыку так же записывают в виде нот. Каждая нота имеет длительность кратную заранее заданной длительности, и высоту (до, ре, ми, фа, соль и т.д). Если эти данные преобразовать в цифры, то мы получим цифровое представление музыки.

Человеческая речь, так же является частным случаем звука. Её тоже можно представить в аналоговом виде. Но так же как музыку можно разбить на ноты, речь можно разбить на буквы. Если каждой букве дать свой набор цифр, то мы получим цифровое представление речи.

Разница между аналоговой информацией и цифровой в том, что аналоговая информация непрерывна, а цифровая дискретна.

Преобразование информации из одного вида в другй в зависимости от рода преобразования называют по разному: просто «преобразование», например, цифро-аналоговое преобразование, или аналого-цифровое преобразование; сложные преобразования называют «кодированием», например, дельта-кодирование, энтропийное кодирование; преобразование между такими характеристиками, как амплитуда, частота или фаза называют «модуляцией», например амплитудно-частотная модуляция, широтно-импульсная модуляция.

Обычно, аналоговые преобразования достаточно просты и с ними легко справляются различные устройства изобретенные человеком. Магнитофон преобразует намагниченность на пленке в звук, диктофон преобразует звук в намагниченность на пленке, видеокамера преобразует свет в намагниченность на пленке, осцилограф преобразует электрическое напряжение или ток в изображение и т.д. Преобразование аналоговой информации в цифровую заметно сложнее. Некоторые преобразования машине совершить не удается или удается с большим трудом. Например, преобразование речи в текст, или преобразование записи концерта в ноты, и даже по природе своей цифровое представление: текст на бумаге очень тяжело машине преобразовать в тот же текст в памяти компьютера.

Зачем же тогда использовать цифровое представление информации, если оно так сложно? Основное приимущество цифровой информации перед аналоговой это помехозащищенность. То есть в процессе копирования информации цифровая информация копируется так как есть, её можно копировать практически бесконечное количество раз, аналоговая же информация в процессе копирования зашумляется, её качество ухудшается. Обычно аналоговую информацию можно копировать не более трех раз.

Если у Вас есть двух-кассетный аудио-магнитофон, то можете произвести такой эксперимент, попробуйте переписать несколько раз с кассеты на кассету одну и ту же песню, уже через несколько таких перезаписей Вы заметите как сильно ухудшилось качество записи. Информация на кассете храниться в аналоговом виде. Музыку в формате mp3 Вы можете переписывать сколько угодно раз, и качество музыки от этого не ухудшается. Информация в файле mp3 храниться в цифровом виде.

Человек или какой нибудь другой приемник информации, получив порцию информации. разрешает некоторую неопределенность. Возьмем для примера все тоже дерево. Когда мы увидели дерево, то мы разрешили ряд неопределенность. Мы узнали высоту дерева, вид дерева, плотность листвы, цвет листьев, если это плодовое дерево, то мы увидели на нём плоды, насколько они созрели и т.п. До того как мы посмотрели на дерево, мы всего этого не знали, после того как мы посмотрели на дерево, мы разрешили неопределенность – получили информацию.

Если мы выйдем на луг и посмотрим на него, то мы получим информацию другого рода, на сколько луг большой, как высока трава и какого цвета трава. Если на этот же самый луг выйдет биолог, то он по мимо всего прочего сможет узнать: какие сорта трав растут на лугу, какого типа этот луг, он увидит какие цветы зацвели, какие только зацветут, пригоден ли луг для выпаса коров и т.п. То есть, он получит количество информации больше чем мы, так как у него, перед, тем как он посмотрел на луг, было больше вопросов, биолог разрешит большее количество неопределенностей.

Чем большая неопределенность была разрешена в процессе получения информации, тем большее количество информации мы получили. Но это субъективная мера количества информации, а нам бы хотелось иметь объективную меру.

Существует формула для расчета количества информации. Мы имеем некоторую неопределенность и у нас существует N-ое количество случаев разрешения неопределенности, и каждый случай имеет некоторую вероятность разрешения, тогда количество полученной информации можно расчитать по следующей формуле, которую предложил нам Шеннон:

Количество информации измеряется в битах – сокращение от английских слов BInary digiT, что означает двоичная цифра.

Для равновероятных событий формулу можно упростить:

Возьмем, для примера, монету и бросим её на стол. Она упадет либо орлом, либо решкой. У нас есть 2 равновероятных события. После того, как мы бросили монетку, мы получили log22 = 1 бит информации.

Попробуем узнать сколько информации мы получим после того, как бросим кубик. У кубика шесть граней – шесть равновероятных событий. Получаем: .

После того, как мы бросили кубик на стол, мы получили приблизительно 2,6 бита информации.

Вероятность того, что мы увидим марсианского динозавра, когда выйдем из дома, равна одной десяти-миллиардной. Сколько информации мы получим о марсианском динозавре после того как выйдем из дома?

Предположим, что мы бросили 8 монет. У нас 2 8 вариантов падения монет. Значит после броска монет мы получим log22 8 = 8 бит информации.

Когда мы задаем вопрос и можем в равной вероятности получить ответ «да» или «нет», то после ответа на вопрос, мы получаем один бит информации.

Удивительно, что если применить формулу Шеннона для аналоговой информации, то мы получим бесконечное количество информации. Например, напряжение в точке электрической цепи может принимать равновероятное значение от нуля до одного вольта. Количество исходов у нас равно бесконечности и подставив это значение в формулу для равновероятных событий, мы получим бесконечность – бесконечное количество информации.

Сейчас я покажу, как закодировать «Войну и мир» с помощью всего лишь одной риски на любом металлическом стержне. Закодируем все буквы и знаки встречающиеся в «Войне и мир» с помощью двухзначных цифр, их должно нам хватить. Например, букве «А» дадим код «00», букве «Б» код «01» и так далее, закодируем знаки припинания, латинские буквы и цифры. Перекодируем «Войну и мир» с помощью этого кода и получим длинное число, например, такое 70123856383901874. пририсуем перед этим числом запятую и ноль (0,70123856383901874. ). Получилось число от нуля до единицы, поставим риску на металлическом стержне так, чтобы отношение левой части стержня к длине этого стержня равнялось как раз нашему числу. И так если вдруг нам захочется почитать «Войну и мир», мы просто измерим левую часть стержня до риски, и длину всего стержня, поделим одно число на другое, получим число и перекодируем его назад в буквы («00» в «А», «01» в «Б» и т.д.).

источник

Источники:
  • http://programmistan.narod.ru/useful/2.html
  • http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2015/02/23/poleznye-sovety-po-informatike
  • http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/nauka-i-tehnika/ponyatie-informatsii-informatika.html
  • http://videouroki.net/blog/informatika/3-tips/
  • http://studfiles.net/preview/400124/