Меню Рубрики

Почему учить стихи полезно

К сожалению, современные дети очень мало учат стихов в дошкольном возрасте. И поэтому им тяжело запомнить даже небольшое поэтическое произведение в школе. Родители недоумевают – почему же у их ребёнка в школе такая плохая память? Это всё потому, что до 7-8 лет дети мало учат стихов.

Зачем детям учить стихи наизусть?

Я, как учитель-логопед, педагог, с большой уверенностью могу сказать: стихи учить необходимо, потому, что заучивание наизусть стихотворных произведений – самый верный способ развития ребёнка.

  • Развивается детская память.
  • Увеличивается активный словарь детей.

Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь.

Пассивный словарь – это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их.

Активный словарь – это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи.

Малыш может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.

  • Формируется чувство языка.

Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.

  • Развивается фонематический слух.

Фонематический слух – это различение звуков в слове. Если малыш не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали.

Учить стихи с детьми можно с любого возраста. И чем раньше вы начнёте, тем лучше.

Какие стихи учить самым маленьким детям?

Первые стихи должны быть понятны и просты. Для этого подойдут потешки, считалки или детский фольклор. Ну, а потом уже можно перейти к стихам А.Барто и другим авторам.

Стихотворная форма произведений воспринимается детьми лучше, чем прозаическая. В стихотворении есть напев и мелодия, в прозе – всё монотонно, нет рифмы. Не случайно многие писатели обращаются к изложению своих произведений именно в стихотворной форме. Сказки и рассказы, изложенные в рифме легко воспринимаются и учатся. Вспомните стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского. Каждый взрослый наверняка процитирует строчки из произведений этих писателей.

Многим родителям тяжело учить с детьми стихи. Находится тысяча причин – домашние дела, поездка, да и просто нежелание ребёнка.

Не нужно усаживать ребёнка, например, за стол и говорить: «Сейчас мы с тобой будем учить стишок ко Дню рождения бабушки.» Не нужно вообще сообщать маленькому ребёнку, что он должен выучить стишок.

Если вы хотите, чтобы ваше чадо выучило стихотворение, то сначала выучите его сами . Выберите для заучивания стихотворение, которое нравится в первую очередь вам и соответствует возрасту вашего малыша. Расскажите ребёнку стихотворение сами и объясните непонятные слова, если они есть в тексте.

Рассказываете это стихотворение ребёнку целиком как можно чаще в течение дня. Если куда-то идёте – рассказывайте, если стоите в очереди – рассказывайте, если моете посуду, а ребёнок около вас – рассказывайте, если ребёнок качается на качелях – рассказывайте, одеваете ребёнка -рассказывайте, купаете — рассказывайте, перед сном – тоже рассказывайте, и не по одному разу, а по многу раз.

Сначала малыш будет договаривать последние слоги фраз, потом рифмованные слова, а потом и всё стихотворение расскажет.

К сожалению, современные дети очень мало учат стихов в дошкольном возрасте. И поэтому им тяжело запомнить даже небольшое поэтическое произведение в школе. Родители недоумевают – почему же у их ребёнка в школе такая плохая память? Это всё потому, что до 7-8 лет дети мало учат стихов.
Советую учить как можно больше произведений в детском саду, потому что — это самый хороший способ для дальнейшего формирования необходимого объёма памяти школьников.
В свою очередь, мы с воспитателями, каждую неделю стараемся дать детям для заучивания, соответствующие теме недели. Пусть это небольшие стихи (загадки), по 6-8 строчек, но благодаря такому подходу в обучении, у детей будет хорошо развита память. И к школе они уже будут подготовлены в этом плане.

Советы родителям при заучивании стихотворений.

Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально , красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

Затем проводится словарная работа , т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.к . после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

Игровые приемы, которые помогут вам при этом:

— Заучивание стихотворения в лицах, драматизации. Этот прием помогает лучшему осмыслению текста, выбору нужной интонации и большей выразительности речи.

источник

Не случайно оно и зовется зазубренным. С 5-го класса помню, что у пчелы жало зазубренное, а у осы – гладкое. Поэтому пчела подыхает, единожды всласть ужалив тебя. Но вот ради чего старались наши учителя, убеждая учить наизусть стихи?

Сколько раз ни отвечал на этот вопрос, а он волнует и волновал многих. Вот и сейчас наткнулся на воспоминания англичанина Патрика Л. Фермора, филолога-классика, который в 1934 году, восемнадцатилетним юношей, отправился пешком из Оксфорда через всю Европу в Стамбул. В одиночку. В конце путешествия он составил длинный список стихотворений (да и кусков прозы), которые декламировал сам себе, пока стирал подошвы своих башмаков. От Гомера и Алкея до Шекспира и Поля Валери, все то, что запоминалось с 5 до 18 лет, всплывало в сознании путешественника так, словно это сам пейзаж, или портал собора, или случайный взгляд встречного-поперечного снова и снова писали для Фермора то, что тот однажды выучил наизусть.

Это – хорошо знакомое чувство. Из людей, которых я знал и любил, особенно двое заразили меня таким отношением к стихам. Иосиф Львович Гринберг был литературным критиком. Он обладал так называемой феноменальной памятью: раз взглянув на текст, запоминал его навсегда. Но этого мало. Он мог вызвать его в нужном месте и даже прочитать в обратном порядке и целыми кусками, и отдельными знаками.

Эту его способность однажды обыграл в юбилейном очерке о Гринберге другой критик – Лев Аннинский. Немного уколов Гринберга, Аннинский назвал свою статью о собрате по перу «Яицикафину». Если прочитать наоборот, получается «унификация». И в самом деле, разве заучивание наизусть стихов, пусть даже и канонических, лучших, прекраснейших стихов, не унифицирует сознание целых поколений? Пусть и по самой высокой планке?

Ну да, мы ведь беспрерывно цитируем, даже когда говорим самые простые вещи. И без «иицикафину» мы бы попросту не понимали друг друга. Так что пусть лучше будем цитировать Пушкина, чем кого-нибудь еще.

И все-таки зараза принудительного цитирования стихов в тот самый миг, когда под них начинает подлаживаться сама так называемая действительность, прицепилась крепко, прицепилась навсегда. Не знаю, сколько тысяч раз, наблюдая, как падают сумерки, я декламировал Николая Заболоцкого «Когда минует день, и освещение природа выбирает не сама…» А когда попадал под дождь и ветер ломал зонтик, сколько раз повторял его же стихи «Мой зонтик рвется, точно птица, и вырывается, треща…»

А вдова Иосифа Львовича, Лариса Владимировна, когда я говорил молодой жене, что все ее просьбы едва ли выполнимы, цитировала: «Сколько просьб у любимой всегда, У разлюбленной просьб не бывает…»

Если бы жив был мой другой старший друг – Виктор Моисеевич Смирин, замечательный историк, переводчик, знаток поэзии, он обязательно вспомнил бы вот какую историю. Дело было под Прагой, мы страшно продрогли в замке Карлштайн и спускались с крутой горки. Не знаю, что на меня нашло, но я вдруг прочитал начало стихотворения Ходасевича «Что ж, от озноба и простуды Горячий грог или коньяк. Здесь музыка и звон посуды И лиловатый полумрак…» Смирин шел чуть впереди и вдруг остановился как вкопанный. Поравнявшись с ним, я понял, в чем дело: за поворотом было питейное заведение, и на грифельной доске мелом были написаны два слова и две цифры: Грог – 6, кажется, крон; коньяк – 9, кажется, крон. Смирин в ответ часто цитировал свою любимую поэтессу – Ольгу Седакову, особенно нравились ему стихи про «светлочерного кота». А от меня требовал медленного чтения Фета. Светлочерный кот Седаковой рифмовался с тем хрестоматийным котом, который «поет, глаза прищуря». И оба мы, уже далеко не дети, были в эти минуты тем самым мальчиком, который «дремлет на ковре» у Фета.

К чему я все это говорю? А вот к чему. Все эти воспоминания и раздумья о смысле заучивания стихов наизусть разом, одним ударом вернулись в память, когда я прочитал в книге Фермора эпизод его фронтовой молодости. Высадившись во главе британского разведотряда на Крите, молодой майор Фермор оказывается в греческом партизанском отряде, взявшем в плен генерала вермахта. Как-то под вечер, пишет Фермор, генерал пробормотал себе под нос полтора латинских стиха Горация…

«А я знал продолжение и тут же ответил генералу полным текстом «Оды к Талиарху». Вот они в переводе Афанасия Фета:

Ты видишь, как Соракт от снега побелел:
Леса под инеем с повисшими ветвями
Едва не ломятся, и ток оцепенел
От злого холода меж сонными брегами.

На очаге огонь широкий разведя,
Ты стужу прогони веселою пирушкой,
И пей, о Талиарх, подвалов не щадя,
Четырехлетнее вино сабинской кружкой.

А впрочем, на богов бессмертных положись:
В тот час, когда они ветрам повелевают
Не бороздить морей, не дрогнет кипарис,
И старых ясеней вершины замолкают.

Что завтра принесет — не спрашивай!
Лови Минуты счастия душою благородной:
Не бегай, юноша, веселия любви,
Для сердца сладостной, и пляски хороводной.

Пока от седины угрюмой ты далек,
Теперь еще твое, по прихоти желанья,
Все: поле Марсово и площадь, в вечерок
Любовь при шепоте условного свиданья,

И в темном уголке красотки молодой
Предатель звонкий смех, и вовремя проворно
Похищенный у ней с руки залог немой
Иль с тонкого перста, упрямого притворно.

«Ах вот как, господин майор!» – сказал генерал, дослушав до конца».
На чей-то вкус, признаемся, все это как-то и пафосно, и банально, и даже почти вульгарно – заставлять Горация работать коллективной совестью европейцев. И все-таки что-то кроме ненависти и вражды возникло в этот самый момент, решивший, что людям, стоявшим рядом возле Иды – места, где когда-то появился на свет Зевс, – жить дальше, а не убивать друг друга.

Бывают, конечно, и ужасные моменты, когда стихи цитируются до того неуместно, до того не вовремя, как это случилось некоторое время назад со мной, когда, по неосторожности, отмечая с бывшей ученицей, взрослой дамой и даже матерью малолетних детей, ее академические успехи, я возьми и процитируй все того же любимого Ходасевича: «Что верно, то верно: нельзя же силком Девчонку тащить на кровать! Ей надо сначала стихи почитать, Потом угостить вином!» О ужас, думал я, еще механически дочитывая опасные строки. Что она должна подумать обо мне?! Да ладно тебе, дурачина! – отвечал мне внутренний голос. – Вино-то вы пить начали до чтения стихов, поэтому никакой опасности неверного истолкования как самого стихотворения, так и твоей, так сказать, педагогической стратегии, нет и быть не может. Потрясенный, я даже и не вспомню теперь, чем дело кончилось.

Потому что главное все-таки, чтобы не кончались стихи.

источник

Тут по сети ходит ссылка на ролик, где мальчик учит-учит стихотворение Плещеева «Травка зеленеет, солнышко блестит», никак не может сдвинуться со второй строчки – и, наконец, разражается отборным матом, проклиная училку, которая трудное задает.

Мать безмолвствует. Комментаторы изощряются в остроумии – кто по поводу самого ребенка, кто – новых стандартов образования. Мало кто пытается всерьез понять, в чем проблема, все и так знают: родители – быдло, ребенок – идиот, в школе ничему не учат.

Проблема вообще-то закопана несколько глубже. И у нее нет никакого простого решения. И у нее несколько составляющих, о которых, пожалуй, стоит поговорить, поскольку родители детей, которые не матерятся, испытывают иногда ничуть не меньше трудностей, и русская поэзия, вместо того, чтобы приносить радость, становится орудием пытки.

Теперь попробуем по порядку – не претендуя на исчерпывающий анализ.

1) Не только дети, но и многие родители этого не понимают. Единственная причина, которая кажется им заслуживающей внимания, – это «тренировка памяти». Но память, в принципе, можно тренировать на чем угодно. А зачем еще? Поскольку этот вопрос мне задавали и мои дети, и мои ученики, у меня есть примерно 15 вариантов ответ на него. Тренировка памяти – первый.

2) встроенный эстетический стандарт. Когда ты учишь наизусть хорошие стихи – а в школе обычно (если это не стихи на утренники и официальные мероприятия) – дают для заучивания хорошие стихи – это встраивает в тебя привычку к хорошим стихам. Ты носишь их в себе, они делаются частью тебя, ты привыкаешь измерять ими другие стихи – как привыкаешь мерить пространство шагами, как можешь отмерить один метр руками… Ты просто чувствуешь поэзию, носишь ее в себе, а это –

3) расширение твоих границ понимания мира. В них добавляется чье-то поэтическое восприятие, которое не уничтожает твое, а обогащает его. Ты выходишь на море купаться – и радуешься морю,солнцу, теплым волнам, синеве; этому ничуть не мешает «зыбь ты великая, зыбь ты морская» – это только добавляет новое измерение, в котором вы с морем существуете. И потом, уезжая от моря, ты уносишь с собой и море, и стихи, и их качающий ритм, и парус одинокий, и – прощай, свободная стихия… Ты учишься новым чувствам, привыкаешь смотреть на мир глазами талантливых и умных людей – и сам становишься умнее и талантливее.

4) апдейт и апгрейд мозга. Со временем мы понимаем, что лишиться можно всего – и друзей, и родственников, и имущества. Единственное, чего у нас нельзя отнять – это содержимого головы. Памяти, разума, чувств. Наша голова – рабочий инструмент гораздо совершеннее компьютера, планшета, айфона. Она может хранить очень много нужного и ненужного; весьма вероятно, что лучше загружать в нее проверенные временем шедевры, а не сиюминутный мусор. Будет что обрабатывать, над чем задуматься. Особенно важно это тогда, когда вдруг отключаются все внешние источники информации. Так бывает, например, когда болеешь и не можешь читать, сидеть за компьютером или смотреть телевизор. Бывают и более тяжелые варианты (тут я иногда рассказываю ученикам историю о том, как Татьяна Гнедич переводила байроновского «Дон Жуана»).

5) жизнь в шкуре автора. Что запомнил – то твое, никому не отнять. Ты можешь носить стихи с собой, думать о них, разговаривать с ними, понимать их. Ты пропускаешь через себя стихи – и делаешься немножко их автором, вживаешься в него, учишься смотреть на мир его глазами, говорить его словами, его интонациями, чувствовать его чувства. В классе становится понятно: есть стихи, которые нельзя читать тихонько, на ушко. Хочешь научиться легко говорить с аудиторией – выучи Маяковского, выйди, говори с ней во весь голос, громко и свободно. Выучи Пушкина – научись этому стремительному движению стиха; научись восторгу битвы, кружению в вихре света – научись внутренней свободе. Выучи Цветаеву – научись сложно интонировать; научись рассказывать о своей боли без воплей. Выучи Ахматову – научись читать стихи звучно, царственно, – так, чтобы на последнем ряду тебя слышали, хотя ты не напрягаешь голосовых связок. Выучи Блока – пусть на тебя все смотрят зачарованно, как кролики на удава, ты услышишь сам эту мертвую тишину, которая бывает, когда хорошо читают Блока.

Умение говорить с людьми так, чтобы тебя слышали – полезное для жизни. Умение не бояться публики – тоже. Взрослые, а взрослые, кто тут недавно жаловался, что боится делать доклад на профессиональной конференции?

Актерское мастерство – тоже важно. Любой актер вам скажет, что стихотворение, которое собираешься читать вслух, нельзя прочитать хорошо, если не знаешь его наизусть, не прожил его, не прочувствовал.

6) гармонизация мира. Стихи гармонизируют мир и делают его выносимым. Стихи учат справляться с эмоциями. Стихи дают слова для счастья и для горя. Однажды мне довелось побывать в американском городе Баффало, в творческом центре для трудных подростков, переоборудованном из старого заводского здания. Когда российская учительская делегация выходила из микроавтобуса, гид предупредила, чтобы никто не оставлял в нем вещей: район неблагополучный, воруют. Так вот в этом творческом центре трудных детей учили выражать свои эмоции в творчестве – в стихах, в картинах, в звуках, – а не в драках, битье стекол и поджогах машин. В центре была литературная студия, где трудных подростков учили писать стихи.

Читайте также:  Книги интересные и полезные

Это как с музыкой. Я очень люблю Чайковского и Паганини; это воплощенная тоска – но тоска, спетая скрипкой, пропущенная через творческое сознание мастера, делается песней о тоске – и отпускает ее, и тоску становится возможно вынести. Когда трудно жить – можно включить E lucevan le stelle в исполнении Паваротти, послушаешь – и как-то дышать начинаешь. И со стихами так же: вроде бы и тоска, тоска, тоска – но тоска, у которой появляется голос; она не обессиливает, потому что необыкновенная энергия стиха дает силы – скептически, горько и спокойно, как античный стоик, терпеть, научась у Бродского. Или – научившись у Блока – увидеть, как сквозь самую темную тьму

В тишине голубой и глубокой

С дивной ратью своей многокрылой

Бог идет сквозь ночные леса.

Я намеренно не привожу все свои пятнадцать аргументов; попробуйте сами изобрести для своих детей хоть парочку. Правда, надо быть готовым к тому, что вашему классу – или вашему ребенку – из них покажется самым убедительным последний: в ЕГЭ есть сочинение, там должны быть два аргумента из текста. Нужны цитаты. Если у вас в голове полно стихов – проблем меньше.

Возвращаясь к несчастному ребенку, которого пытают Плещеевым, – заметна вторая серьезная проблема: отсутствие стиховой культуры (да и вообще культуры). Про общую культуру и так понятно: мама даже не реагирует, когда ребенок на видео первый раз матерится. Давайте лучше о стиховой культуре.

Ребенок на видео не чувствует поэтического ритма, сбивается с него, все время ломает строку, делая ее прозаической. Так редко бывает с детьми, которым с раннего детства много пели песен и читали стихов (кстати, замечу, что особенно в этом смысле хорош Чуковский, которого принято шпынять за страшные ужасные сюжеты; хорош он необыкновенной стиховой энергией и поразительным разнообразием стиха: он ненавязчиво вводит ребенка в мир русской поэзии, знакомя его не только с типичными для детской поэзии хореями, но и с дактилями, и с амфибрахиями, и с пэонами…

Ребенок вырастает, уже пропитанный этими ритмами, стихи легко воспринимаются и легко учатся. А когда этого нет – попытка выучить стихотворение оказывается сродни попытке за один вечер овладеть тувинским горловым пением. Вот вам запись и полчаса времени на домашнюю работу – попробуйте-ка выучить и спеть:

Разумеется, бывает стиховая глухота. Дети, когда учат длинные стихи, часто забывают отдельные слова. Но одни подставляют синонимы с сохранением размера – «мой дядя самых честных правил, когда ужасно занемог», а другие – выбрасывают забытое слово, переставляют слова – и, кажется, вовсе не слышат, что у них вышло. «Ну и день был, сквозь дым летучий французы пошли как тучи». В этих случаях обязательно нужно обращать внимание на ритм, отбивать его, отстукивать, скандировать, – учить слышать стихи.

Глухота бывает и менее выраженной – например, читая вслух Пушкина, дети по привычке читают «раскаленной» и «безнадежно» как «раскалённой»и «безнадёжно», отчего стихи сразу начинают хромать. Они, разумеется, ничего не знают о церковнославянизмах и не понимают, почему тут должно быть Е вместо Ё, и их не смущают даже рифмы «раскалённой – Вселенной» « «безнадёжно – нежно». Но что мешает взрослым поговорить с ними об этом?

С первой строчкой, «травка зеленеет, солнышко блестит», у ребенка не возникает никаких проблем. Травка и солнышко ему понятны. А вот «ласточка с весною в сени к нам летит» – это уже проблема. Может, он никогда не видел ласточки. Может? Очень даже. Вот вы когда и где в последний раз видели ласточку? А ваши дети? А как в их сознании ласточка связана с весною? А что такое «сени»? Спросите своего городского ребенка, что такое «сени» – многие ли ответят? «Лететь с весною» – это образ отвлеченный, а ребенок мыслит конкретно. Для него вся эта строчка – чистая абракадабра, он ее и повторить-то не может, не то что запомнить. А дальше?

Что значит «солнце краше»? почему «весна милей»? Что значит «прощебечь»? Чтобы ребенок хоть что-то понял – надо все это с ним обсудить. Запас слов у детей ограничен, им стоит помочь.

Эти трудности не проходят с возрастом. Абракадабра обрушивается на ребенка внезапно – задали учить наизусть «Бородино», – это о чем вообще? Один знакомый ребенок смог выучить стихотворение только после того, как родители прочитали с ним статью про Бородинское сражение, вычертили карту и разыграли сражение с солдатиками. Только тогда он смог представить, что означает «построили редут», «но тих был наш бивак открытый», «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами»… А можно было, наверное, показать кусок из «Войны и мира» с комментариями…

Когда моя дочь училась в 8 классе, она чуть не плакала над стихотворением «На смерть поэта». Когда начали вникать – оказалось, она вообще не понимает, что все это значит:

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов…

Кто такие «надменные потомки»? почему они надменные? Какой подлостью прославлены их отцы? Почему пята – рабская? Какие обломки она попирает? Что это за обломки родов? Почему они обижены игрою счастия? Эти четыре строчки требуют серьезного историко-литературного комментария, и пока ребенок не разберется в том, что эти слова означают, он так и будет путать их, заменять, забывать…

В рассказе Виктора Голявкина «Крути снежные вертя» главный герой доучился до «Утро воет небо могилою», пока пытался бездумно зазубривать «Буря мглою небо кроет». Выход у Голявкина тоже предложен, читайте.

У каждого, наверное, есть история про то, как ребенок не расслышал каких-то слов в песне или стихотворениии понял их иначе. У Симона Соловейчика в одной статье упоминается «алый бангорит на груди» (это у красного командира; «бангорит» казался ребенку драгоценным камнем). Мама моя рассказывала мне, что слышала в известной песне: «В далекий край товарищ улетает, родные вещи вслед за ним летят, любимый город в синий дым китает». Я сама – уже взрослая – в попсовой песенке, которую слушала соседка в общежитии, расслышала однажды «вам будет крайне неудобно маршировать задумчиво в строю». Меня так озадачило задумчивое марширование, что я попросила кого-то из своих гостей послушать песню (соседка ее крутила раз сто подряд) и сказать мне, что там на самом деле поется. На самом деле там было «маскировать забывчивость свою». Когда ребенок пытается учить на слух – проблемы интерпретации очень возможны. Решение проблемы – в том, чтобы сначала попытаться понять, что значит каждая строчка.

Кроме того, даже когда все слова понятны, из них не складывается образ. Ребенок говорит слова – а не видит ни травки, ни солнышка, ни ласточки, которая летит «с весною». Стоит спросить его, как он это видит, обсудить эту картинку, – когда она есть в голове, выучить стихотворение гораздо легче.

Иногда попадаются трудные строчки. Однажды мы с сыном учили «Завещание» Лермонтова http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/37.htm , – верней, учил он, а я помогала, но тоже выучила за компанию. Оказалось, что ни он, ни я не в состоянии запомнить строчку, которую я выделяю жирным:

Смотри ж… Да что? моей судьбой,

Все остальные строчки в стихотворении – текучий монолог. А здесь, да еще в последней строфе, плавное течение спотыкается, слова не связаны друг с другом, рассыпаются. Это Лермонтов специально так сделал, не будем сейчас выяснять, зачем – но запомнить эту последовательность слов оказалось очень трудно. Поскольку, как всегда, стихи учатся в последний момент, через полчаса после отбоя – времени на размышление особо не было. Мы выпутались при помощи простого мнемонического приема: для каждого из логических отрезков строки придумали жест. «Смотри ж» – смотрим в бинокль, «да что» – разводим руками. «Моей судьбой» – прижимаем руку к груди, ну уж как придумалось.

Запомнить три жеста проще, чем шесть слов. Ребенок тормозит – я подсказываю жестами.

Кроме того, одним детям легче учить со слуха, другим – глядя в книжку. В книжку глядеть очень полезно, особенно если ребенок на слух не различает анафор, одинаковых начал строчек, и пытается их заменять какой-нибудь ерундой: «Тогда пойдем ломить стеною» вместо

Уж мы пойдем ломить стеною,

Покажите им это «уж», «уж» – если не слышат, пусть увидят.

Есть дети, которые почему-то предпочитают учить стихи, стоя на голове. Есть дети, которые качаются на табуретке в такт (если жалко табуретку, дайте то, на чем можно качаться). Есть дети, которым помогает скандировать, и дети, которым помогает написать стих по памяти, а потом доучить места, которые не вспоминаются с первого раза. Некоторым помогает меняться с мамой: сначала мама читает все четные строчки, а ребенок нечетные, потом наоборот. Вообще учить с ребенком стихи – прекрасная затея, взрослым это тоже полезно (см. пункт 1).

Очень может быть, что у ребенка на видео есть реальные проблемы, которые мешают ему учить стихи – и это может быть не только низкий культурный уровень и отсутствие привычки слышать и читать стихи, не только усталость и немотивированность. Это очень может быть проблема понимания на слух, например, или проблема памяти. К сожалению, обычно эти проблемы у детей остаются нераспознанными, что с ними делать и к какому специалисту вести ребенка – мало кто знает. Н екоторые комментаторы, впрочем, справедливо замечают, что мы ничего не знаем о ребенке на видео и его родителях; это вполне может быть усыновленный ребенок с вынесенной из прошлой жизни манерой выражаться.

По-хорошему, ребенку может быть нужна консультация нейропсихолога и помощь коррекционного педагога, но в большинстве городов страны таких специалистов и взять-то негде. И помочь ребенку особенно никто не может, и вместо радости от того, что весна, счастье, солнце, птичий щебет, – получается унылая тоска и истязание, а вместо поэзии – площадная брань в детских устах.

источник

«Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия», — писал Кант в «Критике способности суждения». А учёные давно доказали, что заучивать стихи наизусть полезно для мозга и общего развития личности. Вот несколько причин:

1. Когда человек учит стихи, то он синхронизирует свой мозг с образом мыслей гениев. Человек запоминает обороты. Речь такого человека становится более афористичной и развитой.
2. Увеличивается способность к запоминанию информации – становится легче учить иностранные языки! Это объясняется тем, что наша память поддается тренировке – как и мышцы.
3. Мышление становится ярким и образным, развивается способность к созданию ассоциаций, что помогает в творчестве и в повседневных задачах.
4. Тренируется чувство ритма.
5. Иосиф Бродский, заставляя своих студентов учить стихи наизусть, говорил, что каждое выученное стихотворение можно считать своим. Когда вы знаете стихотворение наизусть, вы можете использовать его в подходящих ситуациях, а также оно становится частью вас.
6. Когда вам скучно, вы можете вместо бессмысленного чтения новостей или интернет-серфинга вспоминать заученные стихи, которые, несомненно, придадут вашей повседневности очарование и помогут держать в тонусе память.
7. Расширяется кругозор и словарный запас!

В действующем каталоге Книжного Клуба вы можете приобрести в превосходных подарочных изданиях 7 сборников стихотворений известнейших и любимых поэтов: Омара Хайяма, Александра Блока, Анны Ахматовой, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского и многих других. Членам Клуба – скидка!

Мудрые четверостишия Омара Хайяма, выдающегося персидского поэта и мыслителя XII века, занимают особое место в сокровищнице мировой культуры. Его рубаи цитируют все, кто любит меткое слово от тамады на пышную свадьбу в умудренного жизнью отшельника-писателя. На протяжении многих веков они привлекают ценителей изящного своим дорогим словесным огранке. В филигранном четверостишии Хайяма умещается весь жизненный опыт человека, отражены соображения любого мыслящего души: веселый спор с Судьбой и печальный диалог с Вечностью. Хайям сделал жанр рубаи широко известным, довел эту поэтическую форму до совершенства и оставил потомкам вечное послание, наполненное редкой свободой духа.

Эта книга — драгоценный трофей истинного библиофила. Каждую его страницу можно рассматривать не спеша, со вкусом. На фарфоровой поверхности бумаги рождаются тончайшие арабески персидского шелка — словно воспоминание упоминание о тех золотых временах, когда искусством именовались только шедевры, а мудрость жизни умещалась в четыре поэтические строки.

В этот том вошли многие стихотворения Александра Блока из составленного им «романа в стихах», пронзительные стихотворения о России, поэмы «Возмездие» и «Двенадцать», пьесы, проза разных жанров. Личность Александра Блока, его судьба в неразрывности жизни и литературы — вот объединяющая идея книги. Представлены также фрагменты его дневников и записных книжек, избранные письма, воспоминания современников о Блоке. Печатаются все произведения поэта, включенные в основные российские школьные программы по литературе.

Лирический дневник эпохи! Серебряный век – удивительный период в истории русской культуры. Это было время интеллектуальных прозрений и социальных потрясений, получившее широкое воплощение в искусстве и литературе. В книге вы найдете шедевры мастеров той эпохи.

Анна Ахматова — признанный поэт еще в 20-е годы ХХ века, человек с драматичной судьбой, подвергалась замалчиванию, травле, цензурированию. Однако еще при жизни ее поэзия была любима миллионами читателей, а имя уже тогда окружала слава среди почитателей поэзии, как в СССР, так и за рубежом. Тонкое понимание психологии чувства и осмысление общенародных трагедий ХХ века и сейчас привлекают читательский интерес к творчеству А. Ахматовой.

«Андрей Вознесенский ворожит-завораживает, иронизируя, играя, перетекая через ритм от звука, намека и недомолвок к всепоглощающему смыслу в пространстве собственных слов и строф,» – писал Эрнст Неизвестный. Поэтические озарения большого поэта возникают в обыденной жизни, но этим они еще более ценны. При всех открытиях в области звуковых метафор, видеом, кругометров А. Вознесенский не теряет главное свойство своей поэзии – нежный трагический лиризм. Автор либретто к знаменитой рок-опере «Юнона и Авось», объехавшей весь мир, всенародно любимых романсов «Сага», «Белый шиповник», песен, среди которых «Миллион роз», «Вальс при свечах», «На бис», «Часы». Все эти песни и другие, любимые читателями стихотворения, собраны в этой книге.

Роберт Рождественский родился поэтом. Его интонацию не спутаешь ни с какой другой. В шестидесятые годы, когда поэзия вырвалась на площади и стадионы, он заявил о себе громко, ершисто, обращаясь к своим сверстникам, «парням с поднятыми воротниками», таким же, как и он сам. А потом был «Реквием», и лирика, и пронзительные последние стихи. И конечно, песни — они звучали по радио, их пела вся страна, они становились лейтмотивом наших любимых картин. Достаточно вспомнить хотя бы это: «Не думай о секундах свысока. ».
Роберт Рождественский, поэт и человек, предстает перед нами со страниц этой книги.

Лицам, не достигшим 18 лет, данный товар выслан не будет.

Каждая строка этих произведений пронизана пылкой чувственностью и неудержимым желанием. Пикантные и где-то неожиданные творения А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Северянина, А. Фета, М. Цветаевой, М. Волошина и других поэтов доставят истинное удовольствие ценителям откровенной литературы.

источник

В наше время кажется, что информация вечна и всегда доступна. Так зачем же нам заучивать литературные произведения, когда стихи Пушкина можно найти в интернете?

Автор колонки «Письмо от любопытного родителя» в The Guardian Майкл Роусен публикует актуальные вопросы министру образования США. Одним из его последних вопросов был следующий: должны ли школьники учить наизусть литературные произведения, чтобы лучше их понимать и достичь больших успехов в учёбе? И как же быть с теми, кто никак не может этого сделать?

Дело в том, что сегодняшние американские школьники должны будут в выпускном сочинении по английскому языку использовать цитаты из литературных произведений, заученные наизусть, и многие взрослые сомневаются в необходимости такой нормы. Российских школьников не просят демонстрировать на экзаменах дословное знание литературы. Тем временем учебный план предполагает, что заучить витиеватые обороты оды Ломоносова и вторить революционному ритму стихов Маяковского всё же придется. Традиционным остаётся и выбор отрывка из романа «Война и мир» для чтения наизусть, и описания природы из произведений Гоголя. Сложности, связанные с необходимостью искать правильные методы для запоминания, часто не дают обратить внимание на главное: зачем ученикам вообще решать такие задачи?

Наверное, этот вопрос — учить ли наизусть литературные произведения — актуален сейчас во всех системах образования, в которых традиционная система обучения утратила свои позиции. Часть педагогов отстаивает принцип понимания вместо запоминания, часть утверждает, что нельзя отказываться от выверенного годами способа работы с текстом. Давайте рассмотрим основные аргументы обеих позиций.

Читайте также:  Кавказская мушмула полезные свойства

Многие, кто страдал в школе от невозможности запомнить всю последовательность эпитетов, метафор и сравнений литературных отрывков и стихов, и, главное, от необходимости это делать, с радостью согласятся: заучивание наизусть не приводит к пониманию материала, а создаёт только видимость понимания.

Преподаватели, которые говорят об этом, имеют в виду, что заучивание литературы превращает общение с произведением в механический процесс запоминания. Кроме того, так как ученикам сложно объяснить практическую пользу от этого действия (ведь, в самом деле, потренировать память можно и более увлекательными способами), то неприязнь к заучиванию текстов распространяется на весь школьный предмет «литература».

Самый главный аргумент «против» — оценка умения учить стихи никак не должна влиять на оценку по литературе.

Видно, что главные претензии противников заучивания стихов относятся, прежде всего, к школьной системе.

Я понимаю, что эффективность обучения, ориентированного на усвоение информации, зависит от того, как учитель учил, а ученик учился. Но когда умение заучивать наизусть привязано к итоговым тестам, от которых зависит будущее, большая часть студентов могут решить для себя, что они не способны учиться, хотя они всего лишь не способны учить наизусть,

— пишет в своей колонке неравнодушный американский родитель Майкл Роусен.

Многие сторонники этой точки зрения часто апеллируют к развитию памяти, тренировке собственного красноречия и уважению к своей культуре. Но некоторые предлагают обратить внимание на сам предмет заучивания — художественный текст.

Художественный текст, будь то поэзия или проза, имеет свои закономерности построения. Если процесс запоминания соединить с анализом, то ученик осваивает не только конкретное произведение, но и литературный язык как таковой. Здесь играет на руку сам механизм заучивания. Маленькие дети, например, учат язык методом постоянного повторения, в том числе своих любимых сказок и стихов. При этом сначала усваиваются ритм, система рифмовки и грамматических построений, а затем автоматическое узнавание и запоминание уступает место смысловому. В сознательном возрасте постоянное проговаривание художественного текста также помогает понять его скрытые смыслы, которые возникают на уровне связи слов. Но, конечно, какие-либо открытия возможны только при неторопливом запоминании и при наличии более увлекательного стимула, чем получение хорошей оценки.

Отрывок из фильма « Возврата нет » . Источник: Youtube

Иосиф Бродский, заставляя своих студентов учить стихи наизусть, говорил, что каждое выученное стихотворение можно считать своим. Конечно, это надо воспринимать как метафору (что так созвучно особенностям художественного текста): когда вы знаете стихотворение наизусть, вы можете использовать его в подходящих ситуациях, а также оно становится частью вас (опять метафора).

В своём эссе 2009 года «Got Poetry?» философ и писатель Джим Холт призывал читателей учить стихи наизусть и поделился своим опытом ежедневных занятий. На момент написания эссе он выучил больше 2000 строк англоязычной поэзии, включая стихи Боба Дилана. Он учил по несколько строк каждый день, а затем декламировал их себе под нос во время рутинных занятий. Сложно представить, сколько томов составляет его «внутренняя» поэтическая библиотека сейчас! По его словам, своим необычным увлечением он развеял три мифа:

  • Стихи трудно учить. Легко! — утверждает Холт. Нужно лишь делать это в удовольствие.
  • Нашей памяти не хватит на то, чтобы ещё и помнить стихи. Наша память тренируема, как мышцы, уверен Холт.
  • Знание стихов абсолютно бесполезно. Не менее бесполезны, считает Холт, интернет-сёрфинг и чтение новостей, чтобы «убить время». Философ вместо этого предлагает вспоминать заученные стихи, которые, несомненно, придадут вашей повседневности очарование и помогут держать в тонусе память.

Актёр Вениамин Смехов читает стихи. Источник: Youtube

В романе-антиутопии Рея Бредбери «451° по Фаренгейту» люди учили книги наизусть, чтобы противостоять системе, которая эти книги сжигала, и стать носителями уничтожаемого знания. В современных антиутопиях контроль за информацией осуществляется куда более изощрёнными способами, и, пожалуй, необходимости запоминать произведения для сохранения культурного наследия нет. Но зачем искать рациональные причины, чтобы выучить красивое стихотворение или понравившийся отрывок прозы?

Позиции «за» и «против» запоминания литературных произведений наизусть, на самом деле, не противоречат друг другу. Только приверженцы одной из них делают акцент на пользе самого метода работы с текстом при правильном его применении, а другие — на неспособности системы образования, которая по природе своей стандартизирована, «пощадить» живой интерес к литературе и всему, что стандартизации не поддаётся.

Есть ли способ «настроить» систему так, чтобы «выучить наизусть» было методом познания, а не принуждения?

источник

Память — один из самых важных инструментов интеллекта, однако он, как и любой другой навык, требует постоянного внимания, тренировки и развития.

Поэзия гораздо легче воспринимается мозгом (конечно, если стихи хорошие) и потому процесс запоминания проходит быстрее и проще. Именно поэтому в школе детям задают для заучивания стихи очень часто, а вот прозу — достаточно редко.

Ежедневное запоминание хотя бы нескольких стихотворных строчек формирует между нейронами новые связи, поэтому способности памяти расширяются, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.

Кроме того, учить стихи полезно и по другим причинам:

  • Происходит развитие речи . Заучивание новых слов, оборотов, фраз расширяет словарный запас и обогащает речь художественными выражениями;
  • Улучшается дикция . Постоянное чтение вслух (еще лучше — перед публикой) развивает ораторские способности, помогает свободно общаться на любом уровне без стеснения, делает речь разборчивой, разрабатывает интонацию.

Человек, который знает наизусть множество стихов, имеет богатый культурный багаж и воспринимает его адекватно, то есть понимает то, что хотел сказать автор. А это — уже шаг к личностному росту. В пожилом возрасте именно интенсивная умственная деятельность и заучивание стихов помогли многим известным людям сохранить ясность ума и твердую память.

Заучивание стихов должно быть не обычной зубрежкой, а осознанным восприятием информации.

Именно ритмическое построение и (дополнительно) эмоциональная наполненность стихотворений позволяют быстро выучить заданный материал, что намного тяжелее при заучивании прозы.

Однако обязательность осознанности порождает определенные различия между заучиванием поэзии взрослым человеком и нюансами при осуществлении того же процесса у детей.

Главное правило — поэзия должна вам нравиться. Стихи известных поэтов имеют четкий ритм, понятный и доходчивый смысл, а для многих являются любимыми. Поэтому запоминание будет легким и приятным процессом. Кому-то будет проще воспринимать информацию визуально, другим — на слух, третьи для облегчения запоминания помогают себе жестикуляцией.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

Посмотри, как преображена
Огневой кожурой абажура
Конура, край стены, край окна,
Наши тени и наши фигуры.

Ты с ногами сидишь на тахте,
Под себя их поджав по-турецки.
Все равно, на свету, в темноте,
Ты всегда рассуждаешь по-детски.

Замечтавшись, ты нижешь на шнур
Горсть на платье скатившихся бусин.
Слишком грустен твой вид, чересчур
Разговор твой прямой безыскусен.

Пошло слово любовь, ты права.
Я придумаю кличку иную.
Для тебя я весь мир, все слова,
Если хочешь, переименую.

Разве хмурый твой вид передаст
Чувств твоих рудоносную залежь,
Сердца тайно светящийся пласт?
Ну так что же глаза ты печалишь?

Заучивание стихов с ребенком подчиняется также нескольким общим рекомендациям, в соответствии с которыми и стоит выбирать поэтические произведения:

  • Основное требование — все слова должны быть понятны ребенку и соответствовать его уровню развития. Если некоторые из них неизвестны малышу, следует объяснить их значение — это расширит его кругозор;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка . Если произведение для 3-4-летнего малыша наполнено, главным образом, существительными и глаголами, то в 4-5 лет в стихотворении уже присутствуют абстрактные величины и явления, причем обязательно добавляется мотивация — для утренника, рассказа бабушке и дедушке. С 6 лет содержание становится еще более сложным, а к заучиванию добавляется анализ текстов.

Как правило, в детских изданиях имеется разбивка по разным возрастам, облегчающая выбор подходящих текстов.

Как солнцу рады ласточки,
Как высоко взвились!
Звенит их криком радостным
Вся голубая высь.

Поля кругом раскинулись, —
Конца им не видать.
Рожь поднялась, волнуется, —
Простор и благодать!

Но в сердце, как в ромашке,
Мы увезем домой
Июльские ромашки —
Пусть светят нам зимой.

Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.

Миленькая мамочка,
Мама, улыбнись!
Своим сердцем ласковым
Ты ко мне прижмись!

Мама – как волшебница,
Если улыбается,
Каждое желание
У меня сбывается!

Поцелует мама –
Плохое забывается.
Новый день, веселый день
Сразу начинается!

Да неужели жизнь – не сказка?
А быль? Природы красота
Не может сказкой называться?
И сказка – это доброта!

Она нас всех отучит злиться,
Научит всех людей дружить…
Кто сказки в жизни сторонится,
Тому на свете скучно жить!

Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.

Не лениться, не зевать,
И иметь терпение,
И ученье не считать
За своё мучение.

Говорят: под Новый год
Что ни пожелается —
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.

Как же нам не загадать
Скромное желание —
На «отлично» выполнять
Школьные задания.

Чтобы так ученики
Стали заниматься,
Чтобы двойка в дневники
Не смогла пробраться!

Методик заучивания существует несколько, однако большей популярностью пользуется классическая схема:

  1. Начинать заучивание за несколько (2-3) дней до срока;
  2. Прочитывать текст несколько раз подряд, лучше вслух — так к визуализации добавится звуковое восприятие;
  3. Представить образы и события, описываемые в произведении. При возможности — даже зарисовать;
  4. Выделить главных действующих лиц стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремится передать автор;
  5. Переписать текст на бумагу, так усилится визуальное восприятие;
  6. Еще раз медленно прочитать стихотворение вслух, запоминая формы слов и их время;
  7. Начать заучивание по принципу «снежный ком»: запомнить первую строчку, затем первые 2 строчки, затем — первые 3 и т. д.;
  8. Составить шпаргалку из первых букв строчек.

Если взрослый может заставить себя учить стихи простым усилием воли, то ребенок часто капризничает и не хочет заниматься заучиванием. Поэтому для осуществления процесса запоминания стоит придерживаться нескольких рекомендаций:

  • Начинать знакомство со стихами следует в самом раннем возрасте — когда малыш еще лежит в коляске;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка;
  • Заучивание должно быть обязательно эмоциональным и с выражением;
  • Следует объяснять ребенку непонятные слова;
  • Часто повторять стихотворения (любые) малышу во время прогулок и игр — это поможет ему привыкнуть к стихотворной речи.

Стихотворения для развития памяти можно проиллюстрировать рисунком — это облегчит процесс запоминания и превратит его в увлекательную игру. Не стоит сбрасывать со счетов и мотивацию — возможность порадовать близких или удивить друзей может стать мощным рычагом для осуществления заучивания стихотворения.

  1. Буреш Я: Методика и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / Я. Буреш, О. Бурешова, Дж.П. Хьюстон. -М.,1991. 400с.
  2. Cavanaugh, J. C., & Poon, L. W. (1989). Metamemorial predictors of memory performance in young and older adults. Psychology and Aging, 4, 365-368. doi: 10.1037/08827974.4.3.365
  3. Ковалев Г.В. Ноотропные средства,/ Ковалев Г.В. Волгоград, 1990.
  4. Verhaeghen, P., Marcoen, A., & Goossens, L. (1992).Improving memory performance in the aged through mnemonic training: A meta-analytic study. Psychology and Aging, 7(2),242-251.doi:10.1037/0882-7974.7.2.242
  5. Cronbach, L. J. (1951). Coefficient alpha and the internal structure of tests. Psychometrika, 16, 297-335.
  6. Воронина, Т. А. Современные проблемы фармакологии ноотропов: состояние и перспективы / Т. А. Воронина // Фармакология и токсикология. 1987. -№ 3.

Окончила Педагогический институт имени В. Г. Белинского. После чего 4 года работала психологом в детском саду. С 2017 года является тренером по скорочтению и развитию памяти для взрослых и детей.

источник

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Тема статьи зрела у меня очень давно и вот я решилась с вам поговорить о том, зачем учить стихи с детьми? Начну с одной небольшой истории. Ехали мы как-то с Дашей в такси, ехать было далеко, а Дашка была маленькая, годика 3-4. За первые минут 20 езды мы успели переиграть во все игры, а потом она начала немного капризничать и я стала читать ей сказки в стихах (по памяти). Чтобы удержать ее внимание, я могла в любой момент прерваться и она должна была закончить фразу. Мы так прочитали практически всего Чуковского: Краденое солнце, Федорино горе, Мойдодыр, Путаница. Вспомнили Дядю Степу и другие стихи Михалкова. На Спящей царевне Пушкина водитель такси резко обернулся и замер. Мы удивленно посмотрели на него.

— Вы специально от меня книгу прячете?

— Ну где у вас сказки! Я как не посмотрю в зеркало заднего вида, у вас в руках ее нет, но вы же откуда-то читаете сказки.

— Не может быть! И ребенок не может знать столько сказок в таком возрасте.

— А что по-вашему она в три года, читает книгу, прячет ее и пытается довести вас до исступления?

— Ну да, не логично, — задумался наш водитель и мы поехали дальше.

И скажу вам, это не единственный человек, который удивлялся нашим поэтическим играм и памяти, встретившийся нам. Были и родители, которые не понимали, зачем учить стихи, если их можно прочитать, были и дети, которые думали, что нас кто-то заставил, «не иначе».

Но нас никто не заставлял и специально мы ничего не учили, просто мы так часто и много читали стихи, что они сами запоминались и большие и маленькие. Я помню половину стихотворений, выученных в школе (иногда отдельные слова забываются, но стоит один раз прочитать и снова много лет произведение хранится у меня в голове).

А вот теперь встает вопрос зачем? Зачем учить стихи?

Первый ответ, который я слышу всегда: «Чтобы тренировать память!». В этот момент мне хочется завыть и закричать: «Никто из поэтов не писал свои стихи, чтобы у детей была хорошая память!». Стихотворение – это целый мир!

Я сама не фанат поэзии, я люблю прозу, но есть в этом мире авторы, которые покорили мое сердце и я знаю очень много стихов наизусть. И в отличие от прозы классической, которую мы проходили в школе, я помню много стихов поэтов серебряного и золотого веков. Не ради развития памяти.

Давайте разбираться, для чего детям читать и самое главное учить стихи.

Во-первых, стихи расширяют кругозор и помогают чувствовать язык, красивый русский язык, великий русский язык.

Стихотворение наполняет тебя образами, чувствами, открывает тебе обычный сумрачный день с новой стороны.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Сквозь тучи мрачные желтела,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

И закрывая глаза пред собой ты видишь не просто горы снега зимой, ты чувствуешь каждый лучик солнца, отражающийся от снега, ты всей кожей ощущаешь морозец, может даже дуновение ветра. И это не просто слова, это маленькая вселенная.

Во время заучивания стихотворения, ребенок запоминает фразы, обороты, правильные конструкции, необычные сравнения. Впоследствии это пригодится ему, когда он будет писать сочинения или строить фразы в разговоре.

Во-вторых, при чтении и заучивании стихотворений развивается фонематический слух.

Фонематический слух (Фонематика) — различение звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Стихи же учат ребенка прислушиваться к звукам, дают понять, что есть слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Есть очень много игр для развития фонематического слуха, но об этом в следующий раз.

В-третьих, мы помогаем ребенку развить активный и пассивный словарь. Активный словарь – это те слова, фразы, обороты, которые ребенок использует в жизни и разговоре, а пассивный – которые он понимает, но сам не использует.

В-четвертых, стихи помогают развивать память (но, как говорилось ранее, это не основная их задача, не для этого они создавались).

В-пятых, знание стихотворений и их авторов, помогает ребенку выглядеть грамотным и образованным человеком, интересным собеседником. Да, в современном обществе мы не устраиваем баллов и не обсуждаем стихи и произведения великих людей, как это было принято в дворянских семьях. Но если мы хотим для ребенка лучшей жизни, правильный круг общения, то он должен у меть поддержать разговор и как бы не звучало это сейчас странно, знание великих поэтов и писателей классиков, ему пригодится.

Читайте также:  Чем полезен дурнишник обыкновенный

А теперь вопрос ?

Учители ли вы с ребенком стихи, легко ли это получается, какие стихи вы любите?

С уважением, Костюченко Мария

Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

Спасибо,Вам,Мария, за статью. Мы с ребёнком читаем книгу со стихами о зиме разных русских поэтов: Пушкин, Блок, Фет. Хоть он и маленький, но ему очень нравится, когда я читаю.

Екатерина, а вы сами стихи любите? Я так как сама не очень люблю стихи, я их помню, знаю, но вот люблю только нескольких авторов или конкретные произведения, то сложно было привить любовь Даше

Хорошая статья, спасибо. Я учитель по профессии и люблю читать, в том числе и стихи. К сожалению, у меня не получилось привить любовь к книгам мою старшую дочь, она любила рисовать. Сейчас я воспитываю маленького сына. С самого рождения я читала ему сказки и стихи. Надеюсь, что он полюбит чтение, так же, как и я. Сейчас я читаю ему в основном детские стишки, ему очень нравится их слушать. Жду с нетерпением момента, когда мы будем вместе читать моих любимых поэтов: Лермонтова М.Ю., Блока А.А., Маяковского В.В.

А я вот как раз читала Даше то, что сама люблю даже если ей не по возрасту. она маленькая была, я ей Асадова всего перечитала, Пушкина читала только из-за ритма стихотворного, даже когда она была мала для него

Здравствуйте, Мария. Спасибо за статью. Я своей дочке начала читать стихи с раннего возраста. Ей было примерно мес.6 и на прогуле в коляске, если начинала капризничать я начинала читать Телефон К. Чуковского сихи А. Барто, те которые помнила и она отвлекалась на меня и успокаивалась, в такси тоже читали — помогало отвлечь. Сейчас нам 2,5 года, книги читать любим. Специально ничего не заучиваем. Просто читаем, а потом через какое то время выясняется, что она уже знает наизуть. Сейчас целиком рассказывает Мойдодыра, частично Кошкин дом и некоторые стихи С. Михалкова. Очень нравится про Трезора, Мой щенок и Про упрямого лягушонка.

Я когда Дашку в годик где-то спать укладывала в коляске (качала), то в какой-то момент колыбельные уже заканчивались и я начинала под однотонную мелодию пропевать дядю степу )) и другие стихи ?

У меня двое детей 7 и 5 лет, вечерами мы стараемся почитать что-то познавательное и учим стихи. Дети болтаются по комнате, повторяют за мной при этом. Чуть поучили новое, повторили уже выученные стихи. Запоминают очень легко. Частенько придумываем свои шуточные рифмы к этим стихам, так веселее) Сейчас учим стихи из книги «Что я видел в Эрмитаже» Отличное подкрепление к экскурсии будущей или уже состоявшейся.(плюс все это дело с портретами, рисунками) Так же учим стихи о временах года, например сейчас о весне. Много неожиданных сравнений у авторов, обсуждаем, ну и конечно, пополняется словарный запас интересными оборотами.

да, согласна, обороты интересные дети быстро черпают из стихов, иногда забавно слышать, как они их используют в разговорах

Мария, спасибо за статью!
Мы стихи любим и учим. В основном о временах года и к праздникам. Ещё иногда учим стихи в рамках проведения тематических дней. Ну Барто и Чуковского учили, когда дети маленькие были. Любим сказки в стихах (Пушкина и Ершова), старший сын одно время цитировал сказку «О золотой рыбке» почти целиком.

Золотую рыбку сложно помнить! там нет рифмы, которая помогала бы, как мне кажется, поэтому сыну аплодирую ?

Мария, всецело согласна с Вами. Со своими детьми специально и насильно никогда стихи не учила. До школы просто читали много сказок и стихов — как к празднику, так и просто. Дочкам что-то нравилось и они просили читать и не по одному разу. А потом выяснялось, что ребенок может этот стих рассказать самостоятельно и целиком. К тому же я заметила, что мои дети, будучи малышами, лучше слушают сказку именно в стихах, чем в прозе. Сейчас в школе (3 класс) любые стихи они учат за 2-3 минуты, максимум 5 минут. Им это очень нравится. Иногда играем в игру по типу буриме — начинает строчка из одного стиха, продолжает — из другого. Смешно получается. )) И сочинения в школе они уже пишут и причем самостоятельно. Очень интересные обороты и словосочетания используют. Думаю, что это также сказались наши стихи. Так что, чтение — это всегда интересно и полезно.

Анна, согласна, сказки в стихах — это особый мир. Я обожаю Горбунка именно из-за стихов. сама готова его перечитывать сотни раз ?

Здравствуйте! Интересная статья. Я тоже долго не могла понять, зачем бабушки пристают к нам с ребенком, «а какие стишки ты знаешь?» «Вы что не учите стихотворения. » Нет, мы не учили, но также активно читали, и мой сын никогда не цитировал полностью произведения и не рассказывал. Но иногда в разговоре он вспоминает, что и о чем говорилось в той или иной книге, помнит, о чем это стихотворение, иногда рассказывает какие-то детали, которых я не помню и я читаю заново узнать, а было ли там такое, о чем говорит сын.
Сейчас, когда в садике просят выучить, мы рисуем картинки по стихотворению.
Когда маленький был, читали и рассматривали иллюстрации к стихотворению, обсуждали, иногда находили несоответствие текста и картинки.
Читаю детям и классиков и детские стихотворения Заходера, Чуковсткого, Благининой и многих других. Слушают они с интересом и вниманием.

Мы особо никогда не учили ради того, чтобы выучить (только для школы учит и то она учит их минут 5, 10 максимум), а так обычно все само запоминалось ))

Здравствуйте, Мария. Мы начали читать примерно с 6 месяцев и не перестаём до сих пор. Сейчас дочке 4 года. Читаю столько, сколько она просит. Стихи тоже читаем постоянно. Кроме книг со стихами, у нас в комнатах развешены стихотворения, которые дочка просит читать всё время и очень интересно, когда вдруг, она во время своей игры начинает рассказывать стихотворения Есенина или Сурикова. Очень надеюсь, что у нее интерес к поэзии не пропадёт.

Я помню, как в 6 месяцев на распев были читала (но не адаптированные детские, а именно былинным слогом). Даша аж замирала ))

Здравствуйте! Мы специально стихи не учим, а просто читаем и прозу,и стихи. Иногда в разговоре с дочерью я вспоминаю какое-то четверостишье по теме и ей читаю, привлекая внимание. Ей становится интереснее, она просит продолжения, и я рассказываю ей еще.

Елена, отличный вариант знакомства со стихами!

Мария, спасибо за статью. Нам это актуально, когда мы с детками (близняшками 5 лет) регулярно учим стихи, или читаем- вижу бОльший интерес и желание. В нашем случае не всегда детки могут договориться- что читать- Алеша хочет одно, Ксюша другое. Иногда приходится идти на хитрость. Или вот, например, не очень хотели учить стихотворение о весне, которое мне очень понравилось) играли в тем.занятие с динозавриками (за что отдельное спасибо)- в дополнение я придумала сюжет с волшебной пещерой, из которой не может выйти мама динозавр- прочли стихотворение- пещера открылась.

Наши любимые стихи- сказки Пушкина, любим басни Крылова, Чуковский, Барто, Михалков, Маршак и другие.

Спасибо, Мария, что подняли такую тему. Хочу поделиться своим опытом. У нас с сестрой большая разница в возрасте (11,5 лет). Играть в игрушки я не слишком любила. Поэтому наш общий совместный досуг во многом состоял из разговоров, рассказов и чтения стихов. Стихотворений было много! Очень много!Я училась в гуманитарном классе, литература была одним из ведущих предметов с увеличенным количеством часов, стихотворений задавали учить не просто много, а неимоверно много- по 5-10 листов мелкого шрифта еженедельно в качестве внеклассной нагрузки, т.е помимо основной программы. И не таких чудесных и запоминающихся, как у Пушкина. Так вот, с маленькой сестрой, в качестве общения с самого ее рождения были во многом стихи. Школьную программу за младшие и средние классы она знала, еще не будучи школьницей. Но это скорее побочный результат- т.к. тут работает непроизвольная память, т.е. запоминание без усилий с ее стороны. Позже, в начальных классах, уже учили (целенаправленно!) более длинные стихи. Всё обучение было на слух, т.к. часто это было в дороге, на прогулках, т.е. между делом. Во многом такое «обучение» закончилось к ее годам 7,5 — 8. У меня окончание ВУЗа, а у нее уже очень большой список школьных и внешкольных дел и кардинальное несовпадение свободного времени.

Могу поделиться результатом, т.к. это уже взрослая девица, 26 лет от роду. Достижение такого результата не было целью, просто так получилось и эффект интересный. Необыкновенно развита слуховая память- она даже физику учила на слух. Практически все уроки усваивались ей, прослушав объяснение учителя на уроке, каких-то дополнительных усилий дома с книжкой от нее требовалось минимум, причем из материала прочитанного и услышанного запоминался лучше услышанный. Это не имеет отношения к генам, т.к. у всех остальных членов семьи лучше развита визуальная память и слабо слуховая. Про сочинения говорить вообще лишнее- они были необыкновенно красивы, нетривиальны , образны и поэтичны. Стихи одно время она тоже писала. Красивая речь и яркое образное восприятие действительности- всё есть.

Должна сказать и о негативных моментах. Такая способность легко и без особых усилий запоминать услышанное, ее слишком расслабила и не всегда она готова была трудиться, когда встречалось что-то сложное, что не давалось с первого раза. Но такое встречается и у тех, кто и не имеет столь необыкновенной слуховой памяти :).

Вот к какому выводу пришла.
Ребенка, который схватывает «всё на лету», нужно целенаправленно учить преодолевать препятствия, а не почивать на лаврах в расслабленном состоянии, что всё у него получается. Учить преодолевать трудности обязательно и, даже если всё чудесно, найти такую область, которая интересна ребенку или просто нужна (! очень важное слово), но не дается легко, чтобы хоть на ней ребенок оттачивал навыки преодоления трудностей, потому что с трудностями обязательно столкнется к старшим классам, а навыка у таких детей их преодолевать нет! И им безумно сложно заставить себя целенаправленно что-то делать, а не с налета и наскока. И имея талантливого, умного, чудесного, тонко чувствующего ребенка, можно всё разрушить, не научив его трудиться целенаправленно!

Почему 10-ый раз повторяю это слово? В надежде, что это позволить иначе взглянуть на ситуацию тех мам, которые радуются, что всё происходит само собой и усилий не требуется! Непроизвольное запоминание хорошо только (подчеркиваю- только!) для дошкольников, чем старше ребенок, тем больше нужно делать акцент на произвольное обучение (целенаправленное) и не только того, что нравится, но и что совсем не интересно и не нравится, но нужно! И это может быть что угодно- спорт, языки, окружающий мир, трудовые навыки.

Обязательно показывать как правильно учить стихи. Удивлена была, что не все это умеют. В начале учится четверостишие, потом следующее четверостишие, потом сразу два- первое и второе. Потом отдельно третье. Снова всё вместе — с первого по третье, и так далее, прибавляя всё время по одному. Уверяю, что выучить 12 строчек в начальной школе единым текстом -это совсем не тоже самое, что выучить стихотворение на несколько листов в старших классах. А навыка может и не сформироваться, если изначально полагаться на непроизвольное запоминание единым текстом!

Да, с сестрой всё хорошо, мама ее фактически заставила закончить школу, сдать экзамены и поступить в хороший ВУЗ, который она с красным дипломом и закончила. А сколько сил и седых волос это стоило маме- заставить ее учиться, когда сложно и нужны усилия! Даже страшно вспоминать, что она могла просто не закончить школу! Сейчас она повзрослела и поумнела, выработала навык целенаправленного обучения, в совершенстве владеет английским и закончила магистратуру в Великобритании в престижном ВУЗе.

И именно сестра считает, что ее способности всё легко ловить и воспринимать на слух связаны со стихами, которые мы учили в ее детстве.

Своему сыну (ему недавно 5 исполнилось) читаю стихи о природе во время наших прогулок, как правило, когда чувства переполняют, а простые слова слишком примитивны, чтобы описать окружающую красоту или те изменения, которые происходят в природе. Целенаправленно пока учили мало. Рано еще. Всему свое время. Но уже планирую выбирать подходящие к ситуации стихи и целенаправленно их учить. Лет с 3 читаем очень много ( и стихи , и прозу)! До трёх практически у него вообще не было желания что-либо слушать по книгам. Но с 3-х- это невероятно! Стали читать и читать безумно много, довольно сложные тексты, хоть день напролет. Я читаю, он играет, занимается своими делами. И это активное чтение- т.е. с моими пояснениями, комментариями непонятных слов, событий, явлений. Каждую книгу слушать готов хоть по 50 раз! Я столько не выдерживала читать одно и то же! Да, он потом эти тексты кусками наизусть выдавал или своими словами рассказывал, т.е. я понимала, что он осознал услышанное. В 4 мне на помощь пришел магнитофон. Т.е уже был достаточный словарный запас, чтобы он мог сам слушать записи (до 4-х магнитофон вообще не воспринимал). Живое чтение у нас остается- 15 минут-2 часа ежедневно. А вот магнитофонные записи может хоть 10 часов слушать, причем один и тот же диск и мало ему ещё! Он бы и меня столько слушал, да я столько не могу позволить себе читать, есть и другие дела. К тому же- это чудесные радио-постановки с нашими замечательными советскими артистами, прекрасное художественное чтение, мастерское исполнение + песни. Мы обсуждаем услышанное, непонятные слова спрашивает или я сама объясняю. Речь его, конечно, очень развитая, красивая, образная.
Для меня образцом в художественном чтении неизменно остается Василий Лановой. Когда попадаю случайно по телевизору, и слышу, как он читает стихи- просто не могу оторваться, сижу и слушаю! Завораживает! Он очень любит Пушкина и сейчас поняла, что надо найти его записи и включать ребенку. Вот на таких лучших образцах и нужно учиться! Вот какие образы и примеры должны с детства проникать в душу!

И для тех, кто дочитал до конца, хочу поделиться безумно красивой, поэтической книгой, которую мы сейчас читаем. Хоть и проза, но язык, как белый стих! Сказочно красиво и поучительно. Для ребенка новый мир востока, с его специфической лексикой (барханы, чайхана, беи, чалма, медресе и пр.), называется «Зеленая пиала», если кому понравится, буду очень рада! http://www.labirint.ru/books/571179/

Добрый день) Мария, спасибо вам за интересную тему.
Я очень люблю читать и эта любовь передалась старшему сыну))) мы с мальчиками всегда читаем перед сном. Стихи тоже учим, разные, на разные темы. Иногда просто какие по нравятся. Младший сын не ярый книголюб, но благодаря регулярным чтениям,и он приобщается.
Любим стихи Есенина, Фета.Знаем наизусть много стихов Чуковского,Михалкова, Барто.
Учим и просто стихи про времена года, к конкурсам чтецов.
Очень много приходится объяснять когда учим стихи о войне.
С детьми я по новому открываю мир поэзии и литературы. И мне это безумно нравится))).

Здравствуйте Мария! Моему сыну почти шесть,если точно пять лет и девять месяцев и он очень любит учить стихотворения. Учим разные то на праздник, то просто так. Стихотворение из четырех четверостиший мы учим примерно за тридцать минут перед сном, а утром встаём и все помним. Помним даже те стихи которые учили полтора года назад, и все без подсказок. Одно из его любимых он учил к 8 марта для моей мамы, своей любимой бабушки.
Бабушка родная, солнышко мое.
Мне всегда с тобою радостно, тепло.
Я тебе желаю, бабушка моя,
Крепкого здоровья, счастья и добра!
Он очень любит выступать в садике. Сейчас мы на день матери будем петь песню ≤Ты не бойся мама я солдат≥ из четырех куплетов и стихотворение из четырех четверостиший. В садике его очень любят и хвалят. Но вот в чем проблема: мой муж считает, что это вредно для сына столько много учить. Я же на против очень рада и всячески поддерживаю его. Стихи учим вместе, песни поем вместе, и причем у меня к нему всегда высокие требования. Если учим стихотворение, то только с выражением. И вот мой вопрос к вам: а как считаете вы, сколько ребенок должен учить в этом возрасте? Заранее спасибо за ответ! С уважением Дарья!

источник

Источники:
  • http://vogazeta.ru/articles/2019/1/22/poetry/5884-o_polze_i_neobhodimosti_uchit_stihi_naizust
  • http://www.pravmir.ru/zachem-i-kak-uchit-stihi/
  • http://bookclubby.livejournal.com/411710.html
  • http://newtonew.com/school/uchit-naizust
  • http://brain-hack.ru/stihi-dlya-razvitiya-pamyati-dlya-vzroslyh-i-detey/
  • http://www.schoolearlystudy.ru/vozrast/2-4-goda/zachem-uchit-stihi-s-detmi