Меню Рубрики

Почему ветхие рукописи полезны современным людям

Все православные христиане считают своим долгом исполнение 10 заповедей Ветхого Завета, данных Господом своим ученикам и дошедших до наших времен. Однако мало кто знает, что в древнем христианском учении есть тайна, способная полностью изменить вашу жизнь.

Современный православный христианин с детства усваивает большинство церковных догм и правильное поведение. Как известно, христианам предписывается соблюдение постов, посещение храма, чтение вечерних и утренних молитв. В Библии содержится исчерпывающая информация о том, как должен вести себя истинный православный человек, а в общем христианском учении есть также несколько запретов, нарушение которых считается смертным грехом.

Самый известный и актуальный в наше время запрет звучит так: нельзя ворожить и обращаться за помощью к колдунам. Но мало кому известно, что в изначальной версии Ветхого Завета и так называемых апокрифах было написано несколько по-иному.

В наше время многие люди верят в магию и колдовство: «Битва экстрасенсов», различные оккультные практики, медитации и ритуалы прочно вошли в нашу жизнь. Вера в сглаз, порчу и любовные привороты делает возможным влияние на окружающих людей и помогает избежать этой опасности самим.

Священнослужители крайне негативно отзываются о любом колдовстве, ссылаясь на библейское учение: «Не ворожите и не гадайте», «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей» и даже: «Ворожеи не оставляй в живых».

Получается, что любое поощрение колдовства, любые экстрасенсорные способности или обращение к тем, кто ими обладает, за помощью является смертным грехом. Но что делать тем людям, которые от рождения имеют магический дар, даже не развивая его? Получается, что они «ворожеи и колдуны» от рождения, а значит, греховны и не имеют возможности попасть в Царство Небесное.

В отличие от библейского учения, апокрифы Ветхого Завета не содержат в себе столь неутешительную информацию: первые последователи Христа считали, что колдовство и ворожба, идущие на благо людям — и сами благо.

Всем известна фраза, в неизменном виде сохранившаяся в Библии: «И создал Бог человека по образу и подобию Своему». Также в учении описываются чудеса исцеления, прорицания и даже воскрешения из мертвых, сотворенные Господом и его учениками. Последователи Христа и составители первой «версии» Ветхого Завета не считали, что ворожеи и колдуны — слуги дьявола. Целители, знахари, травники, прорицатели и провидцы считались наделенными Божьим даром учить, исцелять и просвещать, избавляя от мук и страданий.

Это учение существовало достаточно долгое время и было изменено только в преддверии наступления времен инквизиции. Впоследствии первоначальное учение о людях, наделенных необычными способностями, стало настоящей тайной Ветхого Завета.

В наше время известны случаи, когда человека, наделенного особыми способностями, признает церковь. Примером может служить святая Матрона Московская, всю свою жизнь открывавшая людям скрытую правду и исцеляющая от сглаза и порчи. По этому яркому примеру и подобным ему можно судить, что «ворожба и колдовство», приносящие людям исцеление и просветление, не являются грехом. Мы желаем вам счастливой жизни и удачи. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

источник

Сообщите, пожалуйста, какой возраст имеют самые старые экземпляры Нового и Ветхого Завета из существующих поныне и где они хранятся?

Ученые текстологи при составлении классификации библейских манускриптов, учитывают не только их содержание (ветхозаветные и новозаветные тексты), полноту (весь библейский корпус, отдельные книги и фрагменты), но также материал (папирус, пергамент) и форму (свиток, кодекс).

Древние библейские рукописи дошли до нас на папирусе и пергаменте. Для изготовления папируса внутренняя часть волокнистого тростника разрезалась на полосы. Они плотно укладывались на гладкую доску. На первый слой под прямым углом клали другие полосы, смазанные клеем. Образовавшиеся листы шириной около 25 см. высушивались под прессом на солнце. Если тростник был молодой, то страница была светло-желтого цвета. Из старого тростника получался папирус темно-желтый. Отдельные листы склеивали. Получалась полоса длинной около 10 метров. Хотя известен свиток (небиблейский), достигающий 41 м., папирусы размером более десяти метров были весьма неудобны для употребления. Такие большие книги как Евангелие от Луки и Деяния св. Апостолов помещались в отдельные папирусные свитки длиной 9,5 — 9,8 м. Слева и справа свитка крепились валики. На один из них наматывался весь папирус: тексты на еврейском и других семитских языках на левый, а на греческом и римском языках – на правый стержень. При чтении свиток разгибался на величину страницы. По мере прочтения страницы папирус наматывался на другой валик. Для большего удобства большие свитки иногда разрезались на несколько частей. Когда Спаситель вошел в Назаретскую синагогу, Ему подали книгу пророка Исаии. Господь Иисус Христос раскрыл книгу и нашел место. В греческом тексте буквально: раскатав книгу (Лк.4:17) и скатав книгу (4:20).

Со 2-го века до Р.Х. для письма стали использовать пергамент – материал из обработанной специальным способом кожи животных. Пергамент использовался иудеями для записи священных текстов. Для этой цели использовалась только кожа чистых (по закону Моисея) животных. Кожаные книги упоминает св. апостол Павел (2Тим.4:13).

Пергамент имел преимущества по сравнению с папирусом. Он был значительно прочней. На пергаментной полосе можно было писать с двух сторон. За такими свитками закрепилось название опистограф (греч. opisthe – сзади; grapho – пишу). Вертикальные волокна на оборотной стороне папируса затрудняли работу писцов. Однако у пергамента были свои недостатки. Читать папирусы было легче: полированная поверхность пергамента утомляла глаза. Углы пергаменных листов со временем начинают морщиться и становятся неровными.

Свиток был неудобен в употреблении. При чтении заняты были обе руки: одной приходилось раскручивать свиток, а другой наматывать его по мере прочтения. Свиток имел еще одно недостаток. Поскольку библейские тексты использовались ранними христианами в богослужебных целях, то трудно было быстро найти необходимое место Священного Писания. В конце 1 в. или в начале 2 в. в раннехристианских общинах стали употреблять кодексы. Согнутые посередине листы папируса складывались вместе и затем сшивались. Это были первые книги в нашем понимании. Данная форма папируса дала возможность христианам соединить в одну книгу все четыре Евангелия или все Послания апостола Павла, чего не позволял свиток, ибо становился огромным в размерах. Переписчикам теперь было легче сверять рукописи с автографами. «Вероятно, справедливо предположение, что именно христиане из язычников довольно рано стали использовать форму кодекса для Священного Писания вместо свитков, чтобы тем самым сознательно провести различие между практикой Церкви и практикой синагоги, где по традиции сохранялась передача текста Ветхого Завета при помощи свитков» (Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета, М., 1996, с. 4).

Специалисты различают: полные библейские рукописи, включающие весь текст Священного Писания, полный корпус Ветхого Завета, полный корпус Нового завета, отдельные книги и фрагменты книг.

Самые древние ветхозаветные рукописи датируются 3-им веком до Р.Х. Речь идет о рукописях, найденных в окрестностях Вади-Кумран близ Мертвого моря. Из свыше 400 текстов – 175 библейские. Среди них – все ветхозаветные книги, кроме книги Есфирь. Большинство из них – неполные. Древнее всех из библейских текстов оказалась копия Книги Самуила (1-2 Книги Царств) (3-й век до Р. X.). Самой ценной находкой являются два манускрипта книги пророка Исаии (полный и неполный). Дошедшая до нас целиком книга великого пророка, датируется 2-м веком до Р.Х. До открытия ее в 1947 году в пещере № 1 самым древним еврейским текстом был масоретский – 900 год по Р.Х. Сличение двух документов разделенных по времени 10-ю веками, показало исключительную надежность и точность, с какой на протяжении 1000 лет копировался еврейский священный текст. Ученый Глисон Арчер (G.L.Archer) пишет, что найденные в пещере Кумрана копии книг пророка Исаии «оказались слово в слово совпадающими с нашей стандартной еврейской Библией на более чем на 95 процентов объема текста. А 5 процентов различий сводятся, главным образом, к очевидным опискам и к вариантам написания слов». Для свитков Мертвого моря устроено в Иерусалиме специальное хранилище. В особом отделении его располагаются драгоценные рукописи пророка Исайи. Почему священные библейские тексты на еврейском языке (если не считать свитки Мертвого моря) весьма поздние (9 – 10 века по Р.Х.)? Потому, что у евреев был с давних времен обычай не употреблять в богослужении и молитвенном чтении священные книги, ставшие потертыми и обветшавшими. Этого не позволяло ветхозаветное благочестие. Огню священные книги и предметы не предавались. Устраивались так называемые генизы (евр. сокрытие, погребение). Там они находились веками, постепенно разрушаясь. После того, как гениза заполнялась, собранные в ней предметы и книги погребали на еврейских кладбищах с обрядовой торжественностью. Генизы находились, по-видимому, при Иерусалимском храме, а позже при синагогах. Множество старых рукописей было найдено в Каирской генизе, помещавшейся на чердаке построенной в 882 году синагоги Эзра в Фостате (Старый Каир). Гениза была открыта в 1896 г. Ее материалы (более ста тысяч листов документов) были перевезены в Кембриджский университет.

2. На греческом языке. Текст Септуагинты дошел до нас в форме кодексов.

Синайский кодекс (Sinaiticus). Датируется 4-м веком. Он найден в 1859 г. в монастыре св. Екатерины (на Синае) и передан в Императорскую библиотеку в Санкт-Петербурге. В этом Кодексе содержится почти полный текст Ветхого Завета (в греческом переводе) и полный текст Нового Завета. В 1933 г. советское правительство продало его Британскому музею за 100 000 фунтов стерлингов.

Ватиканский кодекс (Vaticanus). Датируется серединой 4-го века. Принадлежит Ватикану. Кодекс содержит весь текст греческой Библии (Септуагинты). Текст Нового Завета имеет утраты.

Александрийский кодекс ( Alexandrinus). Текст написан в 450 г. в Египте. Манускрипт содержит весь Ветхий Завет и Новый Завет, начиная с 25-й главы Евангелия от Матфея. Кодекс хранится в Британском музее.

Текстология Нового Завета добилась выдающихся достижений в 20 столетии. В настоящее время имеется более 2328 рукописей или фрагментов рукописей на греческом языке, дошедших до нас от первых трех веков христианства.

К 1972 г. испанский ученый-палеограф Хосе О’Каллахан завершил работу по идентификации 9 фрагментов из пещеры №7 близ Мертвого моря в качестве новозаветных отрывков: Мк. 4:28; 6:48, 52-53; 12:17; Деян. 27:38; Рим.5:11-12; 1Тим. 3:16; 4:1-3; 2 Пет. 1:15; Иак. 1:23-24. Фрагменты из Евангелия от Марка датируются 50 г. по Р.Х. Из Деяний 60-м годом, а остальные ученый относит к 70-му году. Из этих 9-ти отрывков особую ценность представляет 1Тим. 3:16: И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1Тим.3:16). Эти открытия имеют неоценимое значение для подтверждения историчности новозаветных текстов и опровержения ложных утверждений, что нынешние христиане пользуются искаженными текстами.

Самой древней рукописью Нового Завета (часть Евангелия от Иоанна: 18:31-33, 37-38) является Фрагмент Дж. Райленда (Р52) – папирус, датируемый периодом 117 – 138 гг., т.е. временем правления императора Адриана. А. Дейссман (Deissman) допускает, возможность появления этого папируса еще при правлении императора Траяна (98 – 117 гг.). Хранится он в Манчестере.

Другой древнейший новозаветный манускрипт – Папирус Бодмера (Р75). На 102 уцелевших страницах содержатся тексты Евангелий от Луки и Иоанна. «Издатели этого документа, Виктор Мартен и Родольф Кассер, определили, что он написан в период между 175 и 225 г. Таким образом, эта рукопись является самым ранним из имеющихся на сегодняшний день списков Евангелия от Луки и одним из самых ранних списков Евангелия от Иоанна» (Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета, М., 1996, с. 39). Этот ценнейший манускрипт находится в Женеве.

Папирусы Честера Битти (Р45, Р46, Р47). Находятся в Дублине. Датируется 250-м годом и немного позже. Кодекс этот содержит большую часть Нового Завета. В Р45 тридцать листов: два листа из Евангелия от Матфея, шесть из Евангелия от Марка, семь из Евангелия от Луки, два из Евангелия от Иоанна и тринадцать из Книги Деяний. Несколько малых фрагментов Евангелии от Матфея из этого кодекса находится в собрании рукописей в Вене. Р46 состоит из 86 листов (11 х 6 дюймов). Папирус Р46 содержит послания св. апостола Павла к: Римлянам, Евреям, 1 и 2 Коринфянам, Ефесянам, Галатам, Филиппийцам, Колоссянам, 1 и 2 Фессалоникийцам. Р47 – десять листов, содержащих часть Откровения (9:10 – 17:2) апостола Иоанна Богослова.

Унциалы на пергаменте. Речь идет о появившихся в 4 веке кожаных кодексах, написанных унциалами (лат. uncia – дюйм) – буквами без острых углов и ломаных линий. Письмо это отличается большей изысканностью и четкостью. Каждая буква стояла в строке изолированно. Имеется 362 унциальных рукописей Нового Завета. Древнейшие из этих кодексов (Синайский, Ватиканский, Александрийский) были уже упомянуты выше.

Эту внушительную коллекцию древних новозаветных рукописей ученые дополнили текстом Нового Завета, который был составлен из 36 286 цитат Священного Писания Нового Завета, встречающихся в творениях святых отцов и учителей Церкви со 2-го по 4-й век. В этом тексте не достает только 11 стихов.

Ученые-текстологи в 20-м веке проделали колоссальную работу по сличению всех (несколько тысяч!) новозаветных рукописей и выявили все разночтения, возникшие по вине переписчиков. Была сделана их оценка и типологизация. Сформулированы четкие критерии установления правильного варианта. Для знакомого с этой строго научной работой очевидны ложность и голословность утверждений об искаженности нынешнего священного текста Нового Завета.

Необходимо обратиться к результатам этих исследований, чтобы убедиться, что по числу древних манускриптов и краткости времени, отделяющего самый ранний дошедший до нас текст от оригинала, с Новым Заветом не может сравниться ни одно произведение античности. Сравним время, отделяющее самую раннюю рукопись от оригинала: Вергилий – 400 лет, Гораций – 700, Платон – 1300, Софокл – 1400, Эсхил – 1500, Эврипид – 1600, Гомер – 2000 лет, т.е. от 400 до 2000 лет. До нас дошло 250 манускриптов Горация, 110 Гомера, около ста – Софокла, 50 Эсхила, только 11 Платона. Грустно сознавать, как сильно отравлены ядом неверия миллионы наших современников, как на почве греховной жизни глубоко пустила корни антихристианская настроенность. Если человек усомнится в подлинности трактатов Аристотеля, речей Цицерона, книг Тацита или будет утверждать, что мы пользуемся искаженными текстами античных авторов, то возникнет мысль о его умственном или психическом здоровье. В отношении Библии люди могут позволить себе любые грубые и нелепые высказывания. Сейчас мы являемся свидетелями того, как детектив, полный ложных идей и грубых ошибок, возникших в силу невежества и антихристианской настроенности автора, увлек десятки миллионов людей. Причина всему – массовое неверие. Без благодати человек полон врожденного и непоправимого заблуждения. Ничто не указывает ему истины; напротив, все вводит его в заблуждение. Оба проводника истины, разум и чувства, помимо присущего обоим недостатка правдивости, еще злоупотребляют друг другом. Чувства обманывают рассудок ложными признаками. Разум тоже не остается в долгу: душевные страсти помрачают чувства и вызывают ложные впечатления (Б. Паскаль. Мысли о религии).

источник

Блажен, кто, Библии страницы пробегая,
Высокий смысл их разумел.
Но лучше во сто крат, о смертный, не родиться,
Чем строки дивные надменно отвергать!
Байрон

Вспоминается один случай из моей жизни. Он был связан как раз с тем вопросом, что вынесен в заглавие данной статьи. Однажды мной был приглашён потенциальный покупатель нашей квартиры, чтобы внимательно её осмотреть. Однако, чего я даже и не ожидал, он был настолько внимателен, что рассмотрел на моём письменном столе раскрытую Библию. Священное Писание же лежало открытым на книге пророка Иеремии. Покупатель обратил на это своё внимание и, между прочим, спросил: «Вы любите читать Библию?». Я подтвердил это и сообщил ему, что эта книга является темой моей будущей работы. Однако мой собеседник глубоко посочувствовал мне и добавил: «И зачем это надо копаться в такой старине?». Покупатель ушел. Я затворил за ним входную дверь, за которой скрылся другой менталитет, скрылись другие ценности, наконец, другой образ жизни. В доме наступила тишина. По уходе этого человека я задумался; этот вопрос достаточно меня затронул. Наверняка у этого человека и Новый Завет вызовет ту же самую реакцию, какая только что была выражена в адрес одной из ветхозаветных книг. Думаю также, что и ответ, содержащийся в этой статье, не произвёл бы на него должного впечатления. Однако этот визит побудил меня дать ответ на поставленный вопрос прежде всего самому себе. Ведь действительно, как справедливо заметил Питер Крифт [1] , нет бессмысленней ответа, чем тот, которому не предшествует вопрос.
Итак, прежде всего сформулируем вопросы. Зачем понадобилось размышлять над столь древней, пусть даже включённой в состав Священного Писания, книгой под именем пророка Иеремии? Зачем переворачивать пласты глубокого прошлого судьбы еврейского народа? Для чего понадобилось разглядывать личность еврея, носящего имя Иеремия? Быть может, это старомодно, как «пища» богословской науки XIX века? Далее, для чего христианину вообще задерживать своё внимание на книгах Ветхого Завета? Ведь обошёлся же евангелист Марк при написании Евангелия без ветхозаветной базы. Он, как и апостол Павел, не стал обременять слушающих, например, законом Моисея. Наконец, сама Церковь сегодня возвышается над землёй как Тело Христово, и каждый желающий, вступая в Завет со Христом, может войти в неё. Если, к примеру, Иеремия указывал: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет ( Иер.31:31 ), то Христос уже говорит: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:28 ). Тогда — обещание, теперь — исполнение. Тогда народ Божий кочевал по пустыням и странам преселения, ища себе упокоения в Земле обетованной, теперь же, вступивший в Новый Завет, пребывает в корпусе Христова строения. Для чего же обращаться к тени?
Однако примечателен следующий факт: Церковь и не собиралась расставаться с Ветхим Заветом! Были, конечно, Маркион, А. Гарнак, российские черносотенцы, выступавшие против, но Церковь выступала в защиту ветхозаветного Писания, тем самым отчётливо выражая свою позицию по отношению к нему. Более того, Ветхий Завет тщательно оберегался не для того, чтобы быть «законсервированным», как древний экспонат в музее, но чтобы быть включённым в литургическую жизнь самой Церкви. «Стоит только обратить внимание на богослужение Восточной Церкви, чтобы убедиться в её глубоком благоговении к Священному Писанию» [2] . В этом отношении можно вспомнить радостное восклицание приснопоминаемого С. С. Аверинцева: «Какое, по правде сказать, чудо, какое благое чудо, что Церковь сумела в своё время отвергнуть соблазн маркионитства и вопреки всему сохранила в своём обиходе Ветхий Завет!» [3] . И всё же вопрос: «Для чего это Церкви?» остаётся открытым.
Может быть, Ветхий Завет необходимо рассматривать как самую большую ценность письменности и культуры вообще и тем оправдать его наличие в Церкви? Безусловно, перед нами памятник мирового масштаба. В таком случае «не служит ли всемирная классическая литература лишь комментарием к этой книге, преломляющим её вечные вселенские идеалы в условиях различных эпох и стран?» [4] . Когда-то известный физик Бойль, сравнивая Библию с литературой, сказал, что все человеческие книги суть планеты, которые заимствуют свой свет и сияние от неё, как от солнца. Однако мы не можем поставить во главу ценности Ветхого Завета его красоту. Значит, за этим сиянием необходимо искать более высокое призвание, а не останавливаться на эстетических чертах Писания. Может быть, ценностью здесь является древность текстов. Бесспорно, они древни. Но знаменитый эпос о Гильгамеше [5] , царе Урука, древнейший из сохранившихся письменных источников (который датируется примерно XXVII веком до Р. X .), известный также своей поэтической изящностью и лаконичностью, никогда не имел столь высокого авторитета, как Библейские Писания. Итак, мы должны посмотреть глубже.

Читайте также:  Poe маленький но полезный подарок из глубины веков

Весьма интересную мысль выражает митрополит Сурожский Антоний, когда рассуждает о первых главах книги Бытия. Этот текстовый отрезок от сотворения мира до падения раскрывает нам мир, абсолютно неизвестный. Читая его, «мы можем гадать, можем пытаться представить, что тогда могло быть, но мы не можем опытно войти в это» [6] . Митрополит Антоний называет эту историю рассказом, написанным «языком падшего мира о том, что было когда-то, когда мир ещё не пал» [7] . Поэтому, пишет далее архипастырь, «мы не можем знать опытно, непосредственно то, что знал Адам, что знала Ева, что знала вся тварь до того, как она оторвалась от Бога». Значит, «мы должны его читать как метаисторию, то есть не как историю, где описано всё, как было, а где в форме описаний падшего мира говорится о мире, которого больше нет и которого мы не знаем, о мире, которого даже никогда больше не будет, потому что когда кончится время, когда наступит окончательная победа Божия мы, однако, не сможем вернуться к тому моменту, когда на земле ещё никогда не было греха» [8] .

Если митрополит Сурожский Антоний предлагает всматриваться в ветхозаветный текст как в пространство, которое скрывает в себе мир, содержащий неповторимый уникальный опыт отношений его с Творцом, то С.С.Аверинцев видит онтологическую связь между текстом Писания и его читателем. «Ветхий Завет так же насущно необходим христианину, как всякой человеческой личности необходима живая память о первичных переживаниях в начальные годы нравственных и духовных истин: как следует обдумывать и формулировать эти истины он сможет много позже, но не дай Бог забыть первой остроты, начальной свежести самого опыта, когда переживаемое ещё не имело готовых имен! [9] . Другими словами, прочитываемые священные тексты рождают в нас, читателях, переживание открываемых истин, которое было названо «первичным переживанием». И это очень важный момент для человека. В качестве иллюстрации здесь можно привести одну историю, произошедшую в годы атеистического насилия в советской России. Это случилось в году в верующей многодетной семье. Младший ребёнок, которому исполнилось семь лет, тяжело заболел. Его поместили в костнотуберкулёзный диспансер, где мальчик пролежал до года. Столь длительный период оказался временем не только излечения, но и трагедии — духовного разрыва с семьёй. Семья встретила его уже другим: он не мог молиться. В доме, где вновь собралась семья в полном составе, по-прежнему звучали молитвы, но, к сожалению, без его участия.
Однако же мать не теряла надежды. Всеми способами она пыталась «вернуть» сына, возродить в его душе духовную весну. Не переставая просить у Бога за своего ребёнка, она раскрыла Библию и стала, как в былые времена, негромко перечитывать перед ребёнком главу за главой Ветхий Завет. И, наконец, произошло чудо. Когда мать дочитала до места, когда Иосифа Прекрасного, сына патриарха Иакова, предали родные братья,
мальчик неожиданно заплакал и попросил, чтобы мама опять вернулась к началу Библии и заново стала её читать. «Весна» вернулась — семья обрела своё чадо. Дом, где в полном составе собралась семья, теперь уже наполнился молитвой всех его
жильцов.
Итак, продолжим нашу тему. Эти так называемые первичные переживания, по мысли святителя Игнатия Брянчанинова, побуждаются никем иным как Святым Духом: «Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его» [10] . Как пишет диакон Андрей Кураев, «чтобы человек Предания мог приступить к толкованию его главной Книги, Предание должно уже начать свершаться в сердце человека. Библия богодухновенна — значит, понять ее и расслышать ее основную весть о Слове, ставшем плотью, о любви Отца, явленной в Сыне, может лишь человек, уже коснувшийся Духа» [11] . Соответственно читатель должен быть чужд предвзятости к текстам и быть готовым их услышать. Поэтому становится понятным предостережение преподобного Иоанна Лествичника: «Глубоко море Писания и не безбедственно носится по нему ум безмолвника: опасно плавать в одежде, и касаться богословия страстному» [12] . Читающий строки Писания встаёт перед ответственностью правильно их услышать и принять их. «Божественные Писания Царь-Бог, как послания, предложил людям, объявляя ими, чтобы взывавшие к Богу и уверовавшие просили и получали небесный дар от ипостаси Божества Его. Если же человек не приходит, не просит, не приемлет, то не будет ему пользы от чтения Писаний, а напротив того, соделается повинным смерти за то, что не восхотел от Небесного Царя приять дар жизни, без которого невозможно улучшить бессмертную жизнь, то есть Христа» [13] . Более того, мы слышим голос святителя Иринея Лионского, утверждающего, что «Сын Божий повсюду рассеян в Его Писаниях» [14] . Это значит, что читающий священный текст вступает в «поиск» Сына Божия и, конечно, для того, чтобы встретить Его. Преподобный Исидор Пелусиот под «поиском» Сына Божия в Писаниях рассматривает не случайные блуждания путника, а целенаправленное движение, имеющее своим завершением Бога: «Священные свитки засвидетельствованных Божественных Писаний суть ступени восхождения к Богу. Поэтому всё, предлагаемое в Церкви Божией и переплавленное Божественным Духом истины, принимай, как чистое золото» [15] .
«Поиски» не остаются бесследными для самого исследователя: они способны изменить отношения между читателем и произведениями Духа, имевшиеся в начале пути их построения. В конце же он сам становится прочитанным; он, исследователь, становится исследованным. Выступающий изначала в роли наблюдателя, теперь он проявляется в качестве объекта наблюдения. Наконец, он, ищущий для себя открытий, когда перелистывает Писание, неприметным образом вплетает себя в «ткань» Откровения, становясь его частью. «Сообразно своему духовному состоянию, во всякое время каждый должен избирать для себя соответствующий псалом и читать сие как бы написанное о самом читающем и приведя себя в расположение, согласно с написанным, вознести сие к Богу» [16] . И это, по мысли святителя Феофана Полтавского, является простым путем, который вводит читателя в Откровение, соделывая его своей частью: «Если нужен опыт и пример, до какого успеха в духовной жизни может довести простое поучение в псалмах и пениях, и песнях духовных, по руководству Христовой Церкви; то для сего мы можем указать на многих прославленных в Церкви Святых. Какой простой путь — упражнением в слове псалмопения дойти до чистого состояния духовного, до спасения души, до славы чад Божиих» [17] . При этом Святитель делает важное замечание относительно вступления на этот «простой путь», а именно, по руководству Христовой Церкви. Руководствоваться же Церковью может лишь только находящийся в ней, её послушник. И после того как вступивший в отношения с Писанием начинает трудиться над своей душой согласно написанному, ритм его сердца сливается с гармонией, производимой Духом Писания. И здесь, в этой гармонии, можно расслышать ритмы многих сердец, в своей свободе последовавших за Ним. Влекомые Духом в Нём и Им Самим преображаются. Преображение изменяет и прежние отношения с Писанием. «Смотрите — как Писание согласно с Отцами!» — слышим мы дерзновенные слова святителяИгнатия (Брянчанинова), — «Писание говорит: Всесожжения не благоволиши жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит! Жертвы и самые всесожжения человеческие должны быть основаны на чувстве нищеты духовной, на чувстве покаяния» [18] . Более того, этот библейский народ или народ Божий претворяется в такую общину, «которая могла бы сама написать Священное Писание, проповедовать его из собственного опыта, дать ему начало, родить его» [19] . В довольно категоричной форме завершает свою мысль митрополит Антоний: «Если мы не такая община — мы не принадлежим поистине ни Евангелию, ни народу Божию» [20] . Это-то хоровое пение множества духоносных сердец и является свидетельством живой части «ткани» Откровения.

Продолжая далее тему об отношениях к библейским текстам, открывающихся для читателя при чтении им Священного Писания, упомянем и о параллели с училищем и учеником, которую мы встречаем у церковных Отцов. Училище — место образования, формирования личности, место, в котором черпают знания. Писание — критерий истины, судебная инстанция: «Всякое слово или дело должно подтверждать свидетельством богодухновенного Писания, в удостоверение добрых и в посрамление злонравных» [21] . В стенах училища собираются слушатели, чтобы стать его учениками. Также и читающий Писание может стать его учеником: «Если кто будет читать Писания то будет совершенный ученик» [22] . Подобно ученику, который приобретает учебники для учёбы, верующий «получает» книги, излагающие веру: «Нашей вере учат две книги, из которых одна называется Ветхим, а другая — Новым Заветом» [23] . Как учащийся в училище, так и поучающийся в библейских текстах стремятся к образованию: «Какой удобный способ образования духовного. Не посылают вас в училища на продолжительные и трудные уроки вам предлагается род самообучения в христианстве. Упражняйтесь, говорят вам, во псалмах и песнях духовных: это не столько труд, сколько увеселение духовное; только делайте сие не просто и без внимания, но с сим вместе учите и вразумляйте сами себя и друг друга. Когда слышишь, или произносишь слова псалма собирай в них мыслящую силу твою, углубляй внимание твоё, примечай, какая в них заключается истина, или какая открывается тайна, или какое преподаётся правило жизни» [24] .

Мы только что рассмотрели Писание в качестве критерия истины, некоей судебной инстанции, которая позволяет каждому, прибегающему к ней, корректировать свой жизненный путь. Можно, однако, подойти к библейским текстам и несколько иначе. Рассказы из Библии являются, как говорит митрополит Сурожский Антоний, рассказами «о человеческой жизни, человеческой истории, человеческих душах, какими их видит Бог и какими люди просвещённые, стоящие перед лицом Божиим, могли видеть себя самих и окружающих людей» [25] . Эти рассказы довольно разнообразны: от радостных, теплых страниц до леденящих, отталкивающих от себя читателя. Он наблюдает за падением человека в истории со всеми его печальными последствиями, за логическим завершением богооставленности. И читатель вправе дать оценку тому или иному историческому персонажу или событию. Или ещё такое сравнение: тексты Писания суть фотографии человечества в его далеком прошлом. Их можно разглядывать, изучать, вглядываться в мелкие детали. В них мы видим запёчатлёнными как светлые вдохновляющие, так и весьма негативные «горькие» эпизоды. Эти фотографии, разумеется, можно сравнивать и с современными снимками. Они удобны и для того, чтобы предупредить и не повторить, скажем, неудачные сцены из жизни, которые ещё только могут произойти. И неважно, будь то рассказы или фотоснимки: человек предупреждён о том, каковы в действительности последствия греха во всём его подлинном обличий и без какой-либо ретушировки. Вот что сказал по этому поводу блаженный Феодорит, епископ Кирский, размышляя над книгой «Плач Иеремии»: «Хотя плач — знак сострадания и сердоболия; но этот плач написан, думаю, богомудрым пророком на пользу людям как тогдашнего времени, так и времён последующих, чтобы те и другие дознали из пророческих писаний, скольких зол виною грех» [26] . Когда-то в раю Адам был предупреждён о последствии первого возможного греха, однако ж он не мог опытно наблюдать и перенести в своём существе горького «плода», когда был безгрешен. Оказавшись виновником вселенской трагедии, он вывел за «двери» райские как себя, так и своих потомков. История падшего человечества — рассказ или картина того, какую горечь содержал в себе этот плод. Священное Писание и есть голос Божий, обращённый к человеку, следующему потомку Адама, входящему в человечество, чтобы продолжить его историю. Теперь же этот голос сопровождается яркими красочными «иллюстрациями» или скорее «иллюстрированной энциклопедией» о жизни души человеческой. И вот, читатель вправе сделать свой нравственный вывод, вправе сделать свой выбор: за каким Адамом ему последовать?

Читайте также:  Полезные свойства рябины черноплодная

Наконец, необходимо рассмотреть отношение Ветхого Завета к Завету Новому. Если мы назовём Ветхий Завет формой или силуэтом, тогда Новый предстанет в качестве исполнения формы или сущностью силуэта. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф.5:17 ; ср. Лк.22:37, 24:44 ; Ин.17:4 ; Деян.1:16, 7:17 ). Другими словами, Ветхий Завет через точные наброски обнажает нам жизнь Мессии, Его дело, Его «портрет». «Что пророки изрекли чрез столь великий ряд Писаний, истинно духовный (христианин) объяснит, к какой особенной черте распоряжения Господа относится каждое из изречений и вместе покажет весь состав дела Сына Божия, всегда зная Одного и Того же Бога и всегда познавая то же Слово Божие, хотя Оно ныне только открылось нам…» [27] . Ветхий Завет христоцентричен: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Поэтому-то священномученик Ириней Лионский и советует внимательней читать как Евангелие, так и Писания пророков, поскольку там «вы найдете, что вся деятельность, всё учение и всё страдание Господа нашего предсказано ими» [28] . Такое прочтение Нового Завета (через Ветхий) является, по мысли святителя Игнатия Брянчанинова, одним из важнейших условий для правильного его разумения [29] . Ветхий Завет, в свою очередь, открывает свои смыслы, когда прочитывается через Новый. Христос — средоточие Писания, высвобождает его от наложенного на него покрывала (см. 2Кор.3:13-16 ). Таким образом, как говорит Сугерий ( XII в.), «что Моисей скрывает, учение Христа вскрывает» [30] . Подобное высказывание мы находим и на статуе апостола Павла в церкви святого Трофима в Арле: «Закон Моисеев скрывает то, что учение Апостола раскрывает: зёрна, данные на Синае, благодаря Апостолу стали мукою» [31] . Если говорить о соотношении обоих Заветов между собой, то они будут связаны как рука и душа, как деятельность, побуждаемая сердцем, самим сердцем. «Учения закона и пророков дают законы руке, а Евангелие — душе. Они исправляют и направляют деятельность, а Евангелие — сердце. Они подобны учителю-грамматику, а Евангелие — высокому философу», — таким видит это соотношение преподобный Исидор Пелусиот [32] . Два Завета через взаимосвязи укоренены друг в друге, оба вплетены в историю человечества. Однако ни один из них не является целью как таковой для другого: Ветхий Завет — чтобы достичь и претвориться в Новый, а Новый — чтобы стать исполнением Ветхого, так же, как человечество не для того родилось, чтобы о нём была написана история. Оба Завета имеют одну общую цель, одно средоточие, один центр. Об этом прекрасно сказал знаменитый ученый Блез Паскаль: «Оба Завета взирают на Него, Ветхий как на своё упование, Новый — как на образец, и оба как на своё средоточие» [33] . А средоточие обоих — Христос.
Этим мы завершим свой ответ на поставленный вопрос об актуальности чтения для нас ветхозаветных текстов Священного Писания. Теперь вкратце подведём итоги сказанного выше. Сделаем это в виде святоотеческих изречений, несколько их перефразировав.

Итак, Ветхий Завет — это:

  • метаистория мира, в котором никогда не было греха
    (первые главы Бытия);
  • предупреждение о последствиях греха;
  • духовное образование, «школа на дому»;
  • вхождение в чин учеников;
  • первый раздел учебника по «нашей вере»;
  • критерий истины, «судебная инстанция»;
  • ответственность;
  • ключ к Новому Завету;
  • путь;
  • «лестница» к Богу;
  • поиск Сына Божия;
  • диалог между текстом Писания и его читателем;
  • начертание духовного лика читателя.

1. Питер Крифт (профессор Бостонского университета, США) — христианский философ, последователь К. С. Льюиса. — Ред. © Р. Я. Штаудингер, 2007

2. Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского / Сост. игумен Марк (Лозинский). М.—СПб., 1995. Письмо 229: О святоотеческих творениях и Св Писании. С. 444—447.

3. Псалмы Давидовы / Пер. С. С. Аверинцева. Клев, 2004. С. 109.

4. Марцинковский Б. Ф. Христос и евреи. СПб., 1992. С. 6.

5. Эпос о Гильгамеше / Пер. И. М. Дьяконова. М.—Л., 1961.

10. Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова. Письмо 229.

11. Диакон Андрей Кураев. Традиция, догмат, обряд. М.—Клин, 1995. С. 64—65.

12. Цит. по: Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова. Письмо 229.

14. Св. Ириней Лионский. Творения. Кн. 4. М., 1996. С. 340.

15. Преподобный Исидор Пелусиот. Письма. Т. 1. М., 2000. Киру. С. 152.

16. Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. III . М., 1994. Послание к Маркеллу, об истолковании псалмов.

17. Свт. Феофан Полтавский, новый затворник. Творения. СПб., 1997. Об источниках и способах христианского знания. С. 561.

18. Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова. Письмо 229.

19. Митрополит Сурожский Антоний. Наблюдайте, как вы слушаете… С. 152— 153.

21. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесари Каппадокийския. Ч. III . М., 1993. Правило 26. С. 396.

22. Св. Ириней Лионский. Творения. Кн. 4. Гл. 26: Сокровище, скрытое в Писании… С. 386-387.

23. Преподобный Исидор Пелусиот. Письма. Т. 1. Схоластику Аммонию. С. 12.

24. Свт. Феофан Полтавский, новый затворник. Творения. С. 563.

25. Митрополит Сурожский Антоний. Труды. М., 2002. Мысли при чтении Священного Писания. С. 519.

26. Блаженный Феодорит, епископ Кирский. Творения. Плач Иеремиев. Ч. 6. М., 1859. С. 334.

29. Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова. Письмо 229.

30. Quod Moyses velat, Christi doctrina revelat. Цит. по: Библия. Брюссель, 1973. От Ветхого Завета к Новому. С. 12.

32. Преподобный Исидор Пелусиот. Письма. Т. 1. Светлейшему Иераку. С. 418

33. Цит. по: Библия. Брюссель, 1973. Там же. С. 13.

источник

Три главные мировые религии — иудаизм, христианство и ислам — исходят из Библии (от греч. библос — книга), называемой также «Священное Писание» и вошедшей в библию христиан под названием «Ветхий Завет» (в смысле «древний», чтобы подчеркнуть её исходное, первоначальное значение). Все три религии явно или неявно признают это первоначальное значение Ветхого Завета, но главными священными книгами считают не его, а иудаисты — Талмуд, христиане — Новый Завет, а мусульмане — Коран. Почему? Ведь сам Господь Бог на горе Синай дал людям через пророка Моисея (Мусу), одинаково почитаемого всеми тремя религиями, Библию (Священное Писание) в письменном виде. Видимо, для каждой из названных религий в Ветхом Завете было что-то, не полностью их устраивающее, поэтому потребовалось его толкование в нужном смысле и направлении. Что же такое Ветхий Завет (завет — договор меду Богом и людьми, переданный через евреев)? Имеется два слова, отвечающие на этот вопрос: Тора и Танах. Тора — это Пятикнижие Моисея, или Закон, включающее первые 5 книг Ветхого Завета — Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Именно Тора была вручена Богом Моисею на горе Синайской. Танах (Священное Писание), кроме Торы, включает ещё два больших раздела — Пророки и Писания, дополнившие Библию позднее. Следовательно, Ветхий Завет — это и есть Танах. А теперь попробуем разобраться, чем же не устроил Танах главные религии мира?

Иудеев Тора и Танах не устраивали по двум главным причинам. Во-первых, там нечетко была прописана богоизбранность евреев (и вроде да, но, с другой стороны, Иегова — Бог всех людей). А во-вторых, Бог через пророков многократно обличал евреев в отступничестве и в неблаговидных делах. К примеру, пока Моисей получал на горе Синай Тору, евреи сотворили золотого тельца (кумира) и молились ему. Талмуд появился как толкование Торы и расширенные комментарии этого толкования. И, попутно, в нём были изрядно «причёсана» сама Тора. Было придумано объяснение, что Моисей получил не только письменную, но и устную, расширенную Тору, составившую основу Талмуда и впоследствии истолкованную и записанную. В Талмуд входят Галаха — законы жизни евреев, Мишна — расширенный комментарий Торы, Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, общим у которых служит Гемара — толкование Мишны. Надо сказать, что толкования писали разные люди (в основном раввины), их было много, и они допустили множество противоречий, намного больше, чем их содержится в Торе. Не долго думая, еврейские мудрецы поступили очень просто: они объявили, что Талмуд важнее Торы, а содержащиеся в нём слова раввинов — это истина в последней инстанции. А если они противоречат друг другу, то каждый волен выбирать, что ему больше нравится. Таким образом, Талмуд (учёба, обучение) — это незаконченный, продолжающийся труд. На его основе была создана Галаха, включающая подробные законы жизни евреев. Только непосредственно из текста Торы сформулировано 613 законов — заповедей, предписывающих (как надо) и запрещающих (как не надо). Но в Галахе их гораздо больше.

Для христиан (в том числе православных) Ветхий Завет — это начало их веры. Но их не устраивали утверждение о богоизбранности евреев, которых сам же Бог постоянно ругал и порицал (ведь бог-то общий для всех людей), а также появление Спасителя в далёком будущем, тогда как он уже появился, взял на себя (искупил) все прошлые грехи людей, принял за это великие муки и вознёсся к своему отцу — Господу, став ещё одним его воплощением. А конечное спасение людей тем же Спасителем (второе пришествие) христиан вполне устроило. Новый Завет — это четыре жизнеописания Спасителя, данные четырьмя его учениками и выбранные из многих других за совпадение по большинству деталей, а также дополнения к ним. Однако важно то, что в Новом Завете описано (Нагорная проповедь и др.), как Иисус Христос оспорил многие заповеди Торы и дал им новое толкование, отрицающее прежние толкования. У евреев Бог существует в двух ипостасях — физической и духовной. У христиан появилось триединство: отец, сын и дух святой, как три равноправных аспекта, три лица Бога единого. Поскольку христианство не делит людей по национальностям (для Господа нет ни иудея, ни эллина) и общественному статусу, для многих, особенно бедных, гонимых и угнетённых, эта религия оказалась более привлекательной, чем иудаизм.

Ислам исходит от одного человека, исторического лица, Пророка Мухамеда (Магомет, Мухаммад). Понятие «ислам» на арабском языке означает «предание себя Богу» (Аллаху) и подразумевает подное подчинение верующего воле Господа. Мухамед воспитывался в вере в Бога Единого, то есть в вере иудаизма. Был он неграмотен, поэтому религиозные истины узнавал с чужих слов, а его высказывания вспоследствии были записаны окружавшими его людьми или с их слов. Откровения и видения, исходящие, как утверждал Мухамед, от самого Бога, сначала распространялись устно, а потом были записаны и сведены в единую книгу — Коран, который толкуется, как Божественное откровение, переданное Пророку от Бога. При этом возле Аллаха существует еще верный, божественный Коран. Это собрание проповедей, молитв, назидательных рассказов и притч, охватывающих все стороны жизни мусульманина. Мухамед не отрицал Тору. Но он считал, что иудаисты скрывают ту часть Торы, в которой о них говорится не очень хорошо, чтобы представить себя в выгодном для других свете, а христиане исказили Тору, чтобы приравнять Иисуса Христа к Господу. Это он считал уступкой многобожию (то есть язычеству). Иисус, по мнению Мухамеда, не божественное лицо, а лишь избранный пророк и посланник Божий (подобный Аврааму и Моисею). И поскольку Святое Писание искажено и неполно, следовать нужно только Корану.

Мне кажется, что истинная причина появления Талмуда, Нового Завета и Корана состоит в том, что Тора и Танах (то есть Священное Писание или Ветхий Завет), составленные раз и навсегда в незапамятные времена, со временем перестали соответствовать развивающемуся обществу, и потребовались новые идеи. А для людей главное — верить в то, что им близко, но не навязано со стороны. В этом и состоит разница между верой (религией) и церковно-иерархической организацией, не прописанной ни в каких священных книгах, однако присвоившей себе право управлять верующими и их мировоззрением. Но, с другой стороны, не будь этих организаций, кто бы снабдил нас информацией о вере (религии), которую мы, как нам кажется, исповедуем? И в этом состоит вопрос, который каждый верующий решает для себя сам.

А я желаю всем, кто всё это прочитал, а также всем посетителям ШЖ здоровья, успехов, благополучия в семье и доброжелательности по отношению к другим людям. Мир вам!.

Войти через социальные сети:

Что за бред Вы пишите?
«Три главные мировые религии — иудаизм, христианство и ислам — исходят из Библии (от греч. библос — книга), называемой также «Священное Писание» и вошедшей в библию христиан под названием «Ветхий Завет» (в смысле «древний», чтобы подчеркнуть её исходное, первоначальное значение). Все три религии явно или неявно признают это первоначальное значение Ветхого Завета, но главными священными книгами считают не его, а иудаисты — Талмуд, христиане — Новый Завет, а мусульмане — Коран. Почему?»

Это не правда. Вы не разобрались в ситуации.
Давайте разберёмся с терминами.
Что касается мусульман, но в России их мало и они действительно считают главной своей книгой Коран.
Христианство — система верований, которая основана на учении прежде всего Ветхого Завета. Ветхий завет запрещает любое идолопоклонство и сотворение СЕБЕ кумиром всего, что есть на Земле и т.д.
Одним словом Православие — уже не попадает в определение христианства, потому как само по себе и является язычеством.
Православие никогда не было христианством. НИКОГДА.

Заметьте, что не Бог, а люди разделили СЛОВО БОЖЕЕ на два завета, на книги, главы, стихи. Для Бога нет этих разделений. Все Писания Господа «БОГОДУХНОВЕННЫ». Начиная от Бытия и до Откровения — это Его Слово, Его план спасения человечества. Если иудеи до сих пор не принимают Писания, написанные после рождества Христова -это их проблема, если некоторые Христианские церкви не придают должного внимания так называемому Танаху (Ветхому Завету), то это тоже их проблема. Что касается мусульман, то они также принимают из Писаний то, что им подходит. Не надо никого судить. Есть БИБЛИЯ, она написана каждому и каждый сам решает во что, а вернее в Кого ему верить. Бог не делит людей по вероисповеданию, для Него важно не к какой церкви Вы относитесь, а как Вы относитесь к Богу и ближнему. Ему важно, доверяете ли Вы Ему по-настоящему, имеете ли Вы истинную любовь в сердце, стремитесь ли жить по христианским принципам — вот что важно.

Отличная статья! Самое ценное, видно, что она не является конспектом или рефератом какого-либо другого опуса. Своего рода маленькое самостоятельное исследование, с правильными, на мой взгляд, выводами.
Не обращайте внимания на обвинения в профанации. Если кто-то считает, что статья оскорбляет «религиозные чувства», могу сказать, что удаление статьи оскорбит мои личные чувства, а именно, чувство справедливости. Ведь в статье написано «как есть», иудеев ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не устраивала Тора.
P.S.: Александра Шайдта «ниасилил, многа букв», а если серьезно, не перевариваю такой стиль ведения дискуссии, когда в обильных цитатах теряется логическая фабула.

Читайте также:  Чем полезно инжирное варенье

P.P.S.: В самом начале, как правильно заметил Александр, действительно есть неточность, «библией» как именем собственным Ветхий завет называть нельзя. Лучше просто написать «Священное Писание» или даже точнее — «тексты, составляющие Ветхий Завет», поскольку сам термин «Ветхий Завет» тоже применяется лишь в христианстве.

ничего не поняла , но тон и манера дискуссии восхищают.

Богдан С. Петров, я не увидела оскорбления никаких религий. Лично мне было любопытно почитать, кое-что для себя новое открыла. спасибо

Александра Толстикова, если бы редакторы усмотрели в статье оскорбление религий, ее бы уже не было не сайте. «Кое-что новое», изложенное Богданом, лучше проверьте по другим источникам — вот Александр Шайдт, например, поясняет некоторые моменты в комментарии выше.

Вы пишите в конце 1 азаца:
. «Именно Тора была вручена Богом Моисею на горе Синайской». . Как это вы себе представляете ?
Никак ?! Это в корне не верно . .
На горе Синае Господь явился Моисею, чтобы заключить с народом Израиля Завет, но здесь ни в коем случае не может идти речь о вручении Торы. Будем чётко последовательными , ибо мы касаемся самого Святого, что есть в этом мире, Самого Всевышнего Творца-Создателя, Живого Бога!
И вручил Бог Моисею не Тору(пятикнижие). Это ещё надо было написать. Но Свой Завет с народом иудейским, десятисловие, или десять заповедей и пока устно. Весьма Свято-великодержавным был тот момент в жизни этого народа.
Обращаем свои взоры к Святому Писанию, книге Исход (вторая книга из пятикнижия), которая любезно повествует :

« Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:
вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;
итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.
И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним [и будем послушны]. И донес Моисей слова народа Господу.
И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил слова народа Господу.
И сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои,
чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; (но не в прямом смысле как человек, а в действии),
и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти;
рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука, [когда облако отойдет от горы,] могут они взойти на гору.
И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою.
И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам.
На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.
И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.
Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;
и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.
И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей.
И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него;
священники же, приближающиеся к Господу [Богу], должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь.
И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее.
И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы [Господь] не поразил их.
И сошел Моисей к народу и пересказал ему».(Исх.19:3-25).

Т.е.вот общение Всевышнего со Своим творением.
Бог приготавливает Свой народ к заключению завета, как Он дает видимые и слышимые знаки Своего присутствия. «Вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда». Как важно для нас, людей, для нашей веры, это видение и слышание! Но Евангелие открывает (т.е. продолжает и совершенствует Ветхий Завет) и показывает вторую сторону взаимоотношений Бога с человеком, что без веры мы не уразумеваем и то, что видим и слышим. Вера — дар от Бога, но мы отвечаем за то, как мы используем этот дар. Бог делает все, чтобы умножить в нас веру, но всегда ли мы внимательны к Его делам?

Теперь же, когда Моисей сошёл к народу, Творец представил им Свои десять заповедей (Десятисловник), и, пока в устной форме.
В этом ничуть не сомневался основоположник российской и мировой науки, Михаил Ломоносов.
Вот его слова : «Создатель дал роду человеческому две книги; в одной показал Свое величество, а в другой — Свою волю. Первая — видимый сей мир. Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его создания, признал Божественное Всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая — Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению“.

Он продолжает: « «Правда и вера суть две сестры, родные дщери Одного Всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду вскинет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого междоусобия».
Просвещённый Франсуа Вольтер взволнованно обращая взор свой, к деяниям Всевышнего, говорит: «Нужно быть слепым, чтобы не быть ослепленным этой картиной, нужно быть глупцом, чтобы не признать ее Творца, нужно быть безумцем, чтобы перед Ним не преклоняться. Есть только одна истина, которая достойна внимания это Библия. В ней есть ответ на любой вопрос, как духовный, так и научный. Бог создал нас для общения с Ним . ». И сей свято-державный список можно с удовольствием продолжить. Исследуйте Святое Писание!
Обильных вам благословений.

Александр Шайдт, а как насчёт каменных скрижалей?

Исход, 31, 18: М когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых было написано перстом Божиим.

Второзаконие, 31, 24: Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, 25: Тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: 26: Возьмите сию книгу закона, и положите её одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она будет там свидетелем против тебя [народа Израиля].

Опять же цитата из Ломоносова о втором даре очень показательна!

Часть 1
Учёные-богословы Санкт-Петербургской Духовной Академии нам сообщают:
. « Десять заповедей – один из центральных документов библейского откровения. Декалог был центральным в Законе в ветхозаветную эпоху; не потерял он своего значения и после заключения Нового завета. Кроме того, в течение трех с лишним тысячелетий, прошедших с момента откровения Декалога, он оказал и продолжает оказывать исключительное, ни с чем не сравнимое воздействие на культуру и цивилизацию. То, что современный человек называет «общечеловеческими ценностями», в сущности, является нравственной составляющей Декалога. Данные иудеям, заповеди Декалога без изменения входят в христианскую и исламскую традицию.
Декалог, в отличие от остального Закона, возник в результате непосредственного Откровения Божьего, данного Моисею на горе Синай. Приблизительно это событие можно датировать 1250 годом до Р.Х. Согласно преданию, Бог Сам таинственным образом начертал Десять заповедей на каменных досках (скрижалях), приготовленных Моисеем.(После того как он в гневе разбил Первое Божие Письмо).Вот народ ?

Содержание Декалога очевидным образом разделяется на две части: первая, включающая 1 – 4 заповеди, говорит об отношении человека к Богу и устроении духовной жизни людей; вторая, включающая последние 6 заповедей, говорит о нравственном устроении жизни и отношений людей друг с другом. Важнейшей особенностью Декалога является соединение этих двух разделов в единое целое. Декалог придает обоим своим частям равное значение; тем самым нравственность становится формой поклонения Богу, а не только принципами наилучшего устроения земной жизни. Одновременно только в единстве религиозной и нравственной жизни человека последняя обретает твердые основания. Таким образом, Декалог на все времена стал главным манифестом библейского этического монотеизма».

Позже, на рубеже 7–6 вв. до Р.Х., Господь через пророка Иеремию вновь подчеркивает, что смысл Завета не в исполнении набора отдельных «самостоятельных» заповедей, но в послушании ясно выраженной воли Творца. Именно это, а не пышный культ или обильные жертвоприношения нужны Богу, и именно в этом суть Завета. Эта истина повторяется через пророков многократно; наиболее важны здесь слова пророка Осии (сер. 8 в. до Р.Х.) «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6) и слова пророка Михея «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8).
См.далее. (Часть 2).

Искренне благодарю Богдан С. Петров! (Часть 2).

Окончательную полноту заповедей открывает в Нагорной проповеди Господь Иисус Христос, призывая людей быть совершенными, как совершен Сам Небесный Отец» (Комментарий к «Толковой Библии» под ред. А.П. Лопухина. См. Л.и К° ).
(См. Евангелие от Матфея 5 глава).
Полюбопытствуйте пожалуйста. Чрезвычайно божественно-созидательна и современна эта часть премудрости Творца Всевышнего .
И ещё.
«Последние наставления Моисея Иисусу Навину и израильтянам заканчивают целую эпоху с истории ветхозаветной Церкви. Для Израиля начинается «взрослая жизнь». Бог не оставит Свой народ, но сам народ теперь может беспрепятственно отпадать от Бога. Рано или поздно такой период наступает в жизни каждого человека — время самому принимать решения, делать выбор между верой и неверием. Это время личных ответственных отношений с Богом. Господь предупреждает израильтян, что впереди тяжелые времена борьбы за свою веру, борьбы с внешним язычеством и с собственной неверностью. И на пороге этого времени очень важно не испугаться грядущих трудностей, не испугаться собственной слабости, нестойкости в вере. Этот страх преодолевается только полным доверием Богу, верой в то, что Он рядом, что Он никогда не оставит и всегда поддержит нас». (См. Л.и К°. Втор.31гл. ).
Очень примечательны здесь слова величайшего пророка Исайи: «. и до старости вашей Я Тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас». (Ис.46:4).
Возлюбленные ! Кто из каких либо богов может такому уподобится .

Неустанно с вдохновением читаем: . ознакомившись «с осведомленностью библейских авторов, мы должны будем признать их Боговдохновенность вместе с французским физиком Биа (1774-1861), который сказал: «Или Моисей имел столь же глубокую научную опытность, какою обладает наш век, или он был вдохновлен свыше».
В Библии мы не находим древних представлений о том, что небо есть твердый свод, к которому прикреплены звезды. Согласно книге Бытие, небо — есть протяженная среда, отделяющая воды, которые вверху, от вод, которые внизу. В то время как древние учили, что земля утверждена на некоторых подпорах, Библия говорит, что Бог повесил землю ни на чем ( Книга Иов. 26,7).
Замечательны также и другие естественнонаучные положения, которые были известны Библии задолго до того, как они были открыты наукой. К таким «предварениям» можно отнести слова пророка Исайи: По множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает (Ис. 40,26), подтвержденные открытыми лишь в позднейшее время законами сохранения материи (Ломоносов, Лавуазье) и законом сохранения энергии (Р. Майер, 1814-1876).
Мудрость говорит о себе в притчах Соломоновых: «Когда Он еще не сотворил начальных пылинок вселенной. я была там» (Притч. 8,26). (Т.е.мудрость!). Не намек ли это на элементы материи? Постепенные научные открытия все более и более оправдывают научную точность библейской картины природы и истории».
Всемирно прославившие Всевышнего сыны Божии под Его благодатью нам оставили исследования, всецело опираясь на законы Божии : «. такие как Фарадей, Ом, Кулон, Ампер, Вольт и другие, ученые. Галилео Галилей (1564-1642), физик и астроном: «Священное Писание не может ни в коем случае ни говорить зла, ни ошибаться, — изречения его абсолютно и непреложно истинны». Роберт Бойль (1627-1691), химик: «Сопоставленные с Библией все человеческие книги, даже самые лучшие, являются только планетами, заимствующими весь свой свет и сияние от солнца».
Исаак Ньютон (1643-1727), математик и философ: «Небесный Владыка управляет всем миром, но не как душа его, а как Властитель Вселенной. Он правит всем миром, тем, что есть, и тем, что может быть. Он всегда и везде Тот же Единый Бог..».

Великие события освящённые Господом во времена А. Суворова . Примерно в те же годы, что и «Гром победы, раздавайся!», композитор Д. Бортнянский написал гимн на слова Михаила Хераскова «Коль славен наш Господь в Сионе. »
И ещё ! Как говорят музыканты . доминантсептаккорд!: Великие творцы в духе Бога живого , сообщяет композитор А.Н. Скрябин(1872-1915) .

«Первое серьёзное размышление: начало анализа. Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге»,- писал он. Третья симфония (Божественная поэма), до минор .
Даже в годы господства большевистской идеологии с ее верным стражем, эстетической цензурой, такие выдающиеся художники, как Дмитрий Шостакович, Галина Уствольская, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Александр Кнайфель, Георгий Свиридов, Родион Щедрин, Сергей Слонимский, Борис Тищенко, Владимир Артемов и многие другие в своих творческих интуициях разворачивались в сторону религиозного понимания Бытия, Человека и Красоты, истории и нравственности. .
к Богу. «Торжественная месса» Бетховена».

Словом.Исследуйте Писания!
Обильных Вам Божиих благословений.

Л.и К° -Современная версия «Толковой Библии» под ред. А.П. Лопухина.
Знаменитое собрание комментариев Библии, написанных группой православных авторов под общей редакцией профессора Александра Павловича Лопухина (1852-1904) и изданное в 12 томах в 1904-1913 гг.

источник

Источники:
  • http://pravoslavie.ru/6839.html
  • http://azbyka.ru/zachem-chitat-vetxij-zavet
  • http://shkolazhizni.ru/@bsp100/posts/23826/