Меню Рубрики

Подземная разработка месторождений полезных ископаемых специальность

130404 — Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

Базовое образование, форма и срок обучения

Факультеты, ведущие обучение

Факультет техники разведки и разработки

Разработки месторождений стратегических видов минерального сырья и маркшейдерского дела; Геотехнологии и комплексного освоения МПИ

Русский язык, математика, физика

Из Государственного образовательного стандарта

Подземная разработка месторождений полезных ископаемых — отрасль горной науки и производства, связанная с реализацией совокупности методов, способов и средств при извлечении полезных ископаемых из недр и их первичной переработки для использования в различных сферах человеческой деятельности. Объектами профессиональной деятельности являются угольные шахты и рудники, горные предприятия со скважинной технологией добычи твердых полезных ископаемых.

О специальности

Острая необходимость в стратегических видах сырья, включая атомную промышленность России, диктует высокую потребность в квалифицированных горных инженерах для разработки месторождений цветных, редких и радиоактивных металлов. Наши выпускники работают на крупнейших добывающих предприятиях по всей России (Михайловский и Стойленский ГОКи, добывающие предприятия концерна KNAUF, Якуталмаз, АЛРОСА и многих других), а также за рубежом.

Подготовка горных инженеров по специальности » Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» на Факультете техники разведки и разработки РГГРУ включает: изучение специальных дисциплин по технологии разработки месторождений полезных ископаемых, необходимых народному хозяйству, с разнообразными природными условиями от простых до сложных в топографических и суровых климатических районах; профильных дисциплин по механизации, электрификации, автоматизации горных работ и транспорту; компьютеризации и дистанционному управлению со спутниковой навигацией производственными процессами и в целом горного производства; контролю производственной среды для обеспечения безопасных, комфортных условий труда на горных предприятиях и сохранения окружающей природной среды.

Во время обучения студенты РГГРУ получают глубокие знания по общей отраслевой и конкретной экономике предприятия, энерго- и материалосбережению, эффективности новаций и современным системам управления производством и трудовым коллективом.
Аудитории и лаборатории оборудованы современными средствами для интересного и эффективного обучения и проведения практических и лабораторных работ.

Наши студенты проходят практику на добывающих предприятиях в различных регионах России, в том числе и в заповедных местах. Это позволит Вам не только ознакомиться с новейшими методами горных работ, но и оценить красоту природы нашей страны.

В настоящее время направление подготовки горных инженеров по специальности » Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»делится на три специализации:

  • Подземная разработка месторождений, цветных, редких металлов и алмазов (ГИР);
  • Подземная разработка пластообразных месторождений (ГИРП);
  • Комбинированная разработка месторождений цветных, редких металлов и алмазов (ГИРК).

Подземная разработка месторождений, цветных, редких металлов и алмазов (ГИР)

Цветные, редкие и радиоактивные металлы и алмазы крайне необходимы для освоения космоса, оборонной промышленности, новых средств связи, а также для обеспечения сырьём атомных электростанций. Добыча алмазов позволяет иметь постоянный приток валютных средств. В настоящее время и в будущем эти полезные ископаемые будут разрабатываться подземным способом и, в основном, на больших глубинах. Однако, подземная разработка этих полезных ископаемых имеет свои специфические, геологические, геомеханические особенности, поэтому необходима целенаправленная подготовка горных инженеров в области подземной разработки этого минерального сырья.

В недрах Земли, в забоях старых рудников сосредоточены большие запасы руд редких, цветных металлов, которые в свое время не были востребованы по экономическим или техническим причинам. Изыскания технологий отработки таких месторождений — увлекательная и перспективная задача для будущих горных инженеров.

Подземная разработка пластообразных месторождений (ГИРП)

Выделение разработки пластообразных месторождений в специализацию обусловлена их специфическими горно-геологическими условиями, которые определяют особую технологию горных работ. Специфичность условий связана (прежде всего) со структурой пластообразных залежей.

Применяемые способы разработки пластообразных месторождений иногда приводят к нерациональному использованию запасов недр. В связи с этим мы обучаем наших студентов самым современным технологиям разработки, базирующимся на инновационных идеях и научно обоснованных решениях.

Комбинированная разработка месторождений цветных, редких металлов и алмазов (ГИРК)

Комбинированная (совмещенная) разработка месторождений представляет собой все разновидности сочетания открытых и подземных работ по взаимосвязанным технологическим схемам в пространстве и во времени при отработке запасов минерального сырья в пределах одного месторождения. К комбинированной разработке месторождений относятся:

  • ведение открытых и подземных горных работ с совмещением в пространстве по вертикали или по горизонтали в пределах одного месторождения;
  • ведение открытых и подземных горных работ в определенные периоды времени в пределах общего срока отработки запасов месторождения с одновременной или последовательной открыто-подземной или подземно-открытой разработкой.

В повседневной работе специалисты по комбинированной разработке месторождений полезных ископаемых решают вопросы:

  • анализа особенностей горно-геологических, горнотехнических, гидрогеологических и технологических условий комбинированной разработки месторождения;
  • обоснования производственной возможности и технико-экономической целесообразности комбинированной разработки месторождения;
  • определения параметров карьерного и шахтного полей с запасами полезных ископаемых, намечаемых к отработке открытым и подземным способами;
  • определения границ зон влияния подземных разработок (опасных сдвижений, обрушений, воронкообразования);
  • обеспечения безопасного ведения горных работ.

Начиная с третьего курса, когда студенты начинают постигать специальные дисциплины, факультет предоставит Вам возможность активно проводить свои научные исследования по проблемам горнодобывающей промышленности. Особенно полезны для дальнейшей практической работы исследования в областях:

  • разработки технологий открытых и подземных горных работ в сложных природных условиях;
  • комплексной механизации, компьютеризации и дистанционного управления горными работами с использованием спутниковой навигации системы ГЛОНАСС;
  • создание безопасных и комфортных условий работы глубоких карьеров;
  • разработки месторождений редких, драгоценных металлов и алмазов;
  • создания ресурсосберегающей технологии разработки месторождений полезных ископаемых;
  • технологии открытой разработки месторождений с сохранением окружающей природной среды.

Участие в научных исследованиях позволит Вам заложить основы для продолжения обучения в аспирантуре и получения научной степени кандидата технических наук.

Клочков Николай Николаевич ,

декан факультета техники разведки и разработки

источник

21.02.17 (130405) Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

Горняки, как работники горной промышленности, не только добывают ископаемые, но среди них есть и ремонтники, шахтостроители, горноспасатели, монтажники. Добывали полезные ископаемые еще в далекой древности. Добыча получила свое развитие совместно с развитием социально-экономической структурой общества. Еще в древности появилось два вида добычи ископаемых: шахтный (подземный) способ и открытый. Позднее появились способы: путем бурения и по технологии разработки месторождений в морских акваториях. Горный промысел получил развитие благодаря расширению разновидности ископаемых от нерудного минерального сырья, цветных руд и драгоценных металлов. А также, горючих и радиоактивных ископаемых и благодаря, усовершенствованию орудий производства. В конце 20 века горное дело имело широкие масштабы по комплексному производству обеспечения населения сырьем.

Нам всем понятно, что мы все зависим от сырьевых ресурсов. Каждая страна, включая нашу страну, ведет конструктивные разработки в горнодобывающей индустрии, что влечет за собой актуальную необходимость в квалифицированных горняках.
Квалифицированные горные специалисты на сегодняшний день востребованы и являются высокооплачиваемыми работниками. Но эта работа не во всех регионах нашей страны, а лишь там, где производится добыча полезных ископаемых. Стоит отметить, что работа горняка сопряжена с высокой опасностью. Требования к горняку тоже высокие: отличаться высокой ответственностью и внимательностью.

В профессии горняка много риска, экстремальных условий и сложностей. Человеку в горной профессии приходится прилагать огромные физические нагрузки, переносить сырость и пыль. Есть и профессиональные заболевания из-за отсутствия естественного освещения. В связи с этим срок работы у горняков составляет 20 лет. В этой однообразной работе не часто виден быстрый прогресс.

Реализация специальности в техникуме:

В техникуме специальность была открыта в 1968 г. Первый набор осуществлялся в рамках подготовки кадров для градообразующего предприятия ОАО «Учалинский горно-обогатительный комбинат». Без преувеличения можно сказать, что это не только одна из старейших, но и одна из основных специальностей техникума, непосредственно направленная для подготовки специалистов горнодобывающих предприятий. На протяжении нескольких лет в конце XX столетия техникум не производил набор студентов по данной специальности. В 1990 году обучение молодежи по одной из самых почетных и опасных профессий – «горный техник-технолог» — было возобновлено. В течение этих лет УГМТ является стартовой площадкой, источником получения профессиональных знаний, умений и навыков для тружеников Учалинского горно-обогатительного комбината и других промышленных предприятий.

по очной (дневной) форме обучения:

  • на базе основного общего образования (9 кл.) – 3 года 10 месяцев.
  • на базе среднего (полного) общего образования (11 кл.) – 2 года 10 месяцев.

по заочной форме обучения:

  • на базе среднего (полного) общего образования (11 кл.) – 3 года 10 месяцев.

После окончания обучения присваивается квалификация: горный техник – технолог.

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ на производственном участке по добыче полезных ископаемых подземным способом.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • горные работы;
  • технологический процесс разработки горных пород;
  • горнотранспортное оборудование;
  • техническая и технологическая документация;
  • управление персоналом участка;
  • первичные трудовые коллективы;

Горный техник-технолог готов к следующим видам деятельности:

  • Ведение технологических процессов горных и взрывных работ.
  • Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работ.
  • Организация деятельности персонала производственного подразделения.
  • Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностей служащих: гидромониторщик, горнорабочий очистного забоя, горнорабочий подземный, машинист подземных установок, машинист проходческого комплекса, проходчик, гидромонтажник подземный, электрослесарь подземный.

Горный техник-технолог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
  10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В нашем техникуме вы овладеете профессиональными компетенциями, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

Ведение технологических процессов горных и взрывных работ.

  1. Оформлять техническую документацию на ведение горных и взрывных работ.
  2. Организовывать и контролировать ведение технологических процессов на участке в соответствии с технической и нормативной документацией.
  3. Контролировать ведение работ по обслуживанию горно-транспортного оборудования на участке.
  4. Контролировать ведение работ по обслуживанию вспомогательных технологических процессов.
  5. Обеспечивать выполнение плановых показателей участка.

Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работ.

  1. Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ.
  2. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
  3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.
  4. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.

Организация деятельности персонала производственного подразделения.

  1. Проводить инструктажи по охране труда и промышленной безопасности.
  2. Обеспечивать материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала.
  3. Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: гидромониторщик, горнорабочий очистного забоя, горнорабочий подземный, машинист подземных установок, машинист проходческого комплекса, проходчик, гидромонтажник подземный, электрослесарь подземный .

За время учебы вы изучите дисциплины:

  • Горное дело;
  • Технология и безопасность взрывных работ;
  • Горные машины и комплексы;
  • Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий;
  • Горная механика;
  • Рудничный транспорт;
  • Автоматизация производства;
  • Охрана труда;
  • Вскрытие и подготовка месторождений полезных ископаемых;
  • Процессы очистной выемки;
  • Основы открытой разработки месторождений полезных ископаемых;
  • Рудничная аэрология;
  • Основы обогащения полезных ископаемых.

Студенты специальности проходят производственную практику на следующих предприятиях:

  • подземные рудники ОАО «Учалинский ГОК» (Учалинский подземный рудник, Узельгинский подземный рудник, Молодежное месторождение).
  • ОАО «Уральские камни»
  • Сангалыкский диоритовый карьер
  • вновь строящиеся горно — добывающие предприятия.

Выпускник специальности Подземная разработка месторождений полезных ископаемых готов к профессиональной деятельности в качестве горного мастера на горно–строительных, горно–добывающих предприятиях, горно-разведочных, проектных организациях.

Выпускники специальности работают горными техниками, техниками-технологами, горными мастерами, заместителями начальников подземных участков, являются руководителями среднего звена.

Наши выпускники имеют возможность продолжить свое обучение в Магнитогорском техническом университете им. Г.И. Носова по сокращенной программе.

Если хочешь знать секрет Земли – поступай на ПРМПИ!

источник

130404 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых. Государственный образовательный стандарт

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию УТВЕРЖДАЮ: Заместитель Председателя Госкомвуза России _______________ В.Д.Шадриков «30 » мая 1995 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 090200 — Подземная разработка месторождений полезных ископаемых Вводится в действие с даты утверждения Москва — 2 — 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 090200 — ПОДЗЕМНАЯ РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 1.1. Специальность утверждена приказом Государственного ко- митета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 г. N 180. 1.2. Квалификация выпускника — горный инженер, нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения — 5 лет. 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности вы- пускника. 1.3.1. Место специальности в горном деле. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых — отрасль горной науки и производства, связанная с реализацией совокупности методов, способов и средств при извлечении полез- ных ископаемых из недр и их первичной переработки для использо- вания в различных сферах человеческой деятельности. 1.3.2. Объекты профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности горного инженера по специальности 090200 — Подземная разработка месторождений полез- ных ископаемых являются угольные шахты и рудники, горные пред- приятия со скважинной технологией добычи твердых полезных иско- паемых. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности. Горный инженер может выполнять следующие виды профессио- нальной деятельности: — производственно-технологическая; — организационно-управленческая; — проектно-конструкторская; — научно-исследовательская. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ ГОРНОГО ИНЖЕНЕРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 090200 — ПОДЗЕМНАЯ РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИС- КОПАЕМЫХ 2.1. Общие требования к образованности горного инженера. Горный инженер отвечает следующим требованиям: — 3 — — знаком с основными учениями в области гуманитарных и со- циально-экономических наук, способен научно анализировать соци- ально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной дея- тельности; — знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; — имеет целостные представления о процессах, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных науч- ных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходи- мом для решения задач, имеющих естественно-научное содержание, возникающих при выполнении профессиональных функций; — способен продолжить обучение и вести профессиональную де- ятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализа- цию в полном объъме через 10 лет); — имеет научное представление о здоровом образе жизни, вла- деет умениями и навыками физического самосовершенствования; — владеет культурой мышления; знает его общие законы, спо- собен в письменной и устной речи правильно (логично) оформлять его результаты; — умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирова- ния) информации, применяемыми в сфере его профессиональной дея- тельности ; — владеет знаниями основ производственных отношений и прин- ципами управления с учътом технических, финансовых и человечес- ких факторов; — умеет использовать методы решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем; — способен в условиях развития науки по изменяющейся соци- альной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя совре- менные информационные образовательные технологии; — понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной сис- — 4 — теме знаний; — способен к проектной деятельности в профессиональной сфе- ре на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозированию различных явлений,осущест- влять их качественный и количественный анализ; — способен поставить цель и сформулировать задачи, связан- ные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук; — готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполни- телей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, знает основы педагогической деятельности; — методически и психологически готов к изменению вида и ха- рактера своей профессиональной деятельности, работе над междис- циплинарными проектами. 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам. 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-эконо- мическим дисциплинам. Требования к знаниям и умениям горного инженера соответс- твуют Требованиям (федеральный комплект) к обязательному миниму- му содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года. 2.2.2. Требования по математическим и общим естественнона- учным дисциплинам. Горный инженер по специальности 090200 — Подземная разработ- ка месторождений полезных ископаемых должен: в области математики и информатики: иметь представление: — о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений; — о математическом моделировании; — об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; знать и уметь использовать: — основные понятия и методы математического анализа, анали- — 5 — тической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексно- го переменного, операционного исчисления, теорий вероятностей и математической статистике, дискретной математики; — математические модели простейших систем и процессов в ес- тествознании и технике; — вероятностные модели для конкретных процессов и проведе- ния необходимых расчетов в рамках построенной модели; иметь опыт: — употребления математической символики для выполнения ко- личественных и качественных отношений объектов; — исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценки пределов применимости полученных результатов; — использования основных принципов обработки и эксперимен- тальных данных; — аналитического и численного решения алгебраических урав- нений; — исследования, аналитического и численного решения основ- ных уравнений математической физики; — программирования и использования возможностей вычисли- тельной техники и программного обеспечения; — использования средств компьютерной графики; в области физики, теоретической механики, химии и экологии: иметь представление: — о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции; — о фундаментальном единстве естественных наук, незавершен- ности естествознания и возможности его дальнейшего развития; — о дискретности и непрерывности в природе; — о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядочен- ности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот; — о динамических и статистических закономерностях в природе; — о вероятности как объективной характеристике природных систем; — об измерениях и их специфичности в различных разделах ес- тествознания; — о фундаментальных константах естествознания; — о принципах симметрии и законах сохранения; — 6 — — о соотношениях эмпирического и теоретического в познании; — о состояниях в природе и их изменениях со временем; — об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе; — о времени в естествознании; — об основных химических системах и процессах, реакционной способности веществ; — о методах химической идентификации и определения веществ; — об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем; — о биосфере и направлению ее эволюции; — о целостности гомеостазе живых систем; — о взаимодействии организма и среды, сообществе организ- мов, экосистемах; — об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий; — о новейших открытиях естествознания, перспективах их ис- пользования для построения технических устройств; — о физическом, химическом и биологическом моделировании; — о последствиях своей профессиональной деятельности с точ- ки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека; знать и уметь использовать: — основные понятия, законы и модели механики электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статической физики и термодинамики, химических систем, реакционной способ- ности веществ, химической идентификации, экологии; — методы теоретического и экспериментального исследования в физике, механике, химии, экологии; — уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания. 2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам. Горный инженер по специальности 090200 — Подземная разработ- ка месторождений полезных ископаемых должен: иметь представление: — о месте и роли горного дела в развитии науки, техники и производства, принципах комплексного освоения ресурсов недр Земли; — о месторождениях полезных ископаемых и строительных мате- — 7 — риалах, их геологии и основных характеристиках; — об основах проектирования объектов горного производства как технологических систем; — о теории процессов горного производства; — об общих свойствах физических систем в состоянии термоди- намического равновесия; — о законах механики сплошных сред (горных пород, грунтов); — о научных и организационных основах мер ликвидации пос- ледствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвы- чайных ситуаций; знать и уметь использовать: — принципы графического представления пространственных об- разов, систему проектно-конструкторской документации, правила построения технических схем и чертежей; — методы статического, кинематического и динамического рас- чета механизмов и машин; — методы определения внутренних напряжений в деталях машин и элементах конструкций, расчета на прочность и жесткость; — общие законы статики и кинематики жидкостей и их взаимо- действия с твердыми телами и оконтуривающими поверхностями, принцип действия и методы расчета гидравлических машин и обору- дования; — основные законы термодинамики и теплопередачи; — законы и методы исследования напряженно-деформированного состояния горных пород и грунтов; — физико-химические и физико-механические свойства горных пород и грунтов, методы оценки их изменений под воздействием внешних факторов; — характеристики конструкционных и строительных материалов, применяемых в горном производстве, способы получения заданных свойств, технологические процессы обработки; — методы расчета электрических цепей, электрических машин и оборудования; — основные законы генерации, передачи и трансформации электрической энергии; — законы структурообразования механизмов и машин, конструи- рования и расчета деталей, узлов и машин; — 8 — — принципы проектирования, производства и эксплуатации гор- ных машин и оборудования; — способы и методы ведения горных работ, определение их ос- новных параметров; — способы и методы обогащения и комплексной переработки ми- нерального сырья; — способы и средства геологического изучения объектов гор- ного производства; — методы и средства пространственно-геометрических измере- ний на земной поверхности и внутри горных объектов; — методы качественного и количественного анализа особо опасных, опасных и вредных антропогенных факторов; иметь навыки: — чтения и разработки технических чертежей; — определения свойств конструкционных и строительных мате- риалов, горных пород и грунтов; — расчета технических и эксплуатационных параметров горных машин и оборудования; — прочного расчета элементов строительных конструкций и де- талей машин; — сбора и обработки результатов хронометражных наблюдений за функционированием объектов горного производства; — работы с геодезическими приборами. 2.2.4. Требования по специальным дисциплинам. Горный инженер по специальности 090200 — Подземная разработ- ка месторождений полезных ископаемых должен: иметь представление: — о современном состоянии технологии горного производства и направлениях ее развития на ближайщую перспективу; — об основных научно-технических проблемах подземной разра- ботки месторождений полезных ископаемых; — о размещении производственного потенциала горнодобывающих отраслей промышленности, осуществляющих разработку месторождений полезных ископаемых подземным и геотехнологическими способами; знать: — физико-механические и технологические свойства горных по- род и массивов; — механические процессы в горных массивах, происходящих в — 9 — результате нарушения естественного напряженного состояния при ведении горных работ; — закономерности проявлений горного давления в очистных и подготовительных выработках; — технологические и организационные принципы формирования структур производственных процессов добычи полезных ископаемых подземным и геотехнологическими способами; — прогрессивные технологические схемы подземной разработки месторождений полезных ископаемых; — передовые методы эксплуатации средств механизации горных работ; — основные принципы выбора рациональных вариантов техноло- гических схем горных работ; — методы и формы организации горного производства и труда; — нормативные документы, регламентирующие обоснование топо- логий сети горных выработок и технико-технологических решений по отработке запасов участков шахтных полей; — общие принципы, виды и организацию проектирования горных предприятий, состав и содержание проектной документации, методы инженерного проектирования, системы автоматизированного проекти- рования; — методы технологического и экономико-математического моде- лирования, методы оптимизации параметров горных предприятий; — принципы и методику оценки качества проектных решений с учетом требований к конечной продукции, комплексного использова- ния ресурсов месторождения, энергосбережения, эффективности и экологической чистоты горного производства; — научные основы рудничной аэрологии, газовой и пылевой ди- намики, методику обоснования параметров шахтных вентиляционных систем; — нормативные документы и инженерные принципы охраны труда, предупреждения производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий, пожаров и взрывов при ведении горных работ; уметь: — проектировать подготовку и разработку запасов выемочных полей (блоков); — осуществлять эксплуатационные расчеты горных машин и — 10 — комплексов, обосновывать их выбор для заданных горно-геологичес- ких условий и объемов производства; — обосновывать технологические схемы внутришахтного транс- порта; — выбирать схемы и технические средства проветривания очистных, подготовительных и нарезных выработок; — обосновывать выбор схем и оборудования для шахтного водо- отлива, определять степень загрязнения шахтных вод в процессе ведения горных работ, разрабатывать мероприятия по предотвраще- нию отрицательного воздействия на окружающую среду, утилизацию отходов горного производства; — разрабатывать графики организации горного производства и труда; — решать задачи горного производства с использованием сов- ременных методов и вычислительной техники; — оценивать пропускную способность технологических звеньев шахты и выявлять «узкие» места в них; — обосновывать и доводить до исполнителей наряды и задания на выполнение горных работ; осуществлять контроль и обеспечивать правильность выполнения заданий на производство горных работ ис- полнителями; руководить оперативным устранением нарушений в ходе ведения горных работ; — квалифицированно анализировать и оценивать действия под- чиненных, контролировать моральный климат в коллективе, поддер- живать необходимый уровень трудовой и исполнительской дисципли- ны, предотвращать нарушения и конфликты в трудовом коллективе; — вести первичный учет выполняемых работ, анализировать оперативные и текущие показатели производства; владеть: — горной терминологией; — навыками работы на ЭВМ; — методами управления процессами горного производства при подземной добыче полезных ископаемых, отвечающими требованиям по качеству конечной продукции и комплексному освоению ресурсов месторождений; — методами технического контроля в условиях действующего — 11 — горного производства; — методами разработки нормативной документации по соблюде- нию технологической дисциплины при ведении горных работ; — основами методологии разработки технико-экономического обоснования и заданий на новое строительство и реконструкцию подземных горных предприятий, оценки прогрессивности и эффектив- ности проектных технологических решений, уровней механизации и автоматизации, унификации и стандартизации, экологической чисто- ты и безопасности производства; — методами анализа причин производственного травматизма и разработки мероприятий по его предупреждению; — методами обоснования сменно-суточных заданий технологи- ческим звеньям предприятий и разработки производственных прог- рамм. Дополнительные требования к специальной подготовке горного инженера по специальности 090200 — Подземная разработка место- рождений полезных ископаемых устанавливаются высшим учебным заве- дением с учетом особенностей его специализаций. — 12 — 3. МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ГОРНОГО ИНЖЕНЕРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 090200 — ПОДЗЕМНАЯ РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ _________________________________________________________________ Индекс Наименование дисциплин и их основные Всего разделы часов _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социольно-экономические дисциплины 1800 Перечень дисциплин и их основное содержание соответствует Требованиям (федеральный ком- понент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-эко- номические дисциплины», утвержденным Государ- ственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 г. ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные дисциплины 1930 ЕН.01 Математика: 600 алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображе- ния, булевы алгебры; геометрия: аналитическая геометрия, диффе- ренциальная геометрия кривых и поверхностей, элементы топологии; дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, комбинаторика; — 13 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ анализ: дифференциальное и интегральное ис- числение, элементы теории функций и функцио- нального анализа, теория функций комплексно- го переменного, дифференциального уравнения; вероятность и статистика: элементарная тео- рия вероятностей, математические основы тео- рии вероятностей, модели случайных процес- сов, проверка гипотез, принцип максимального подобия, статистические методы обработки экспериментальных данных. ЕН.02 Информатика: понятие информации; общая характеристика 200 процессов сбора, передачи, обработки и накоп- ления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислитель- ных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технология программирования; компьютерная графика. ЕН.03 Физика: физические основы механики: понятие состоя- 500 ния в классической механике, уравнения дви- жения, законы сохранения, основы релятивист- ской механики, кинематика и динамика твер- дого тела, жидкостей и газов; электричество и магнетизм: электростатика и магнетостатика в вакууме и веществе, уравне- ния Максвелла в интегральной и дифференциаль- ной форме, материальные уравнения, квазиста- ционарные токи, принцип относительности в электродинамике; — 14 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ физика колебаний и волн: гармонический и ангармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волно- вых процессов, нормальные моды, интерферен- ция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики; квантовая физика: корпускулярно-волновой ду- ализм, принцип неопределенности, квантовые состояния, принцип суперпозиции, квантовые уравнения движения, операторы физический ве- личин, энергетический спектр атомов и моле- кул, природа химической связи; статистическая физика и термодинамика: три начала термодинамики, термодинамические функ- ции состояния, фазовые равновесия и фазовые превращения, элементы неравновесной термо- динамики, классическая и квантовая статис- тики, кинетические явления, системы заряжен- ных частиц, конденсированное состояние. ЕН.04 Теоретическая механика: 200 плоская и пространственная система сил; ус- ловия равновесия; трение; кинематика точки и твердого тела; сложное движение точки и твер- дого тела; геометрия масс; общие теоремы ди- намики точки и системы; основные принципы механики; колебания систем; теория удара. ЕН.05 Химия: 140 химические системы: растворы, дисперсные сис- темы, электро-химические системы, катализа- торы и каталитические системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энерге- тика химических процессов, химическое и фа- — 15 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ зовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и пе- риодическая система элементов, кислотно-ос- новные и окислительно-восстановительные свой- ства веществ, химическая связь, комплементар- ность; химическая индентификация: качественный и ко- личественный анализ; аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ. ЕН.06 Экология: 70 биосфера и человек: структура биосферы; взаимоотношение организма и среды; экология и здоровье человека; глобальные проблемы окру- жающей среды; экологические принципы рацио- нального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природо- пользования; экозащитная техника и техноло- гия; основы экологического права, профессио- нальная ответственность; международное сот- рудничество в области окружающей среды. ЕН.07 Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- 220 навливаемые вузом (факультетом) ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины, направления 2160 ОПД.01 Начертательная геометрия и графика: 200 метод проектирования; комплексный чертеж; позиционные задачи; метрические свойства прямоугольных проекций; способы преобразова- ния проекций; многогранники; образование по- — 16 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ верхностей; пересечение фигур; аксонометри- ческие проекции; проекции с числовыми отмет- ками; построение технических форм; нанесение размеров; эскизы и рабочие чертежи; система конструкторской документации. ОПД.02 Прикладная механика. Сопротивление материалов: 180 кинематика и структура механизмов; кинемати- ческий и силовой анализ; расчет на прочность элементов механизмов; растяжение и сжатие бруса; механические свойства материалов при деформации; расчеты на прочность при растя- жении и сжатии; напряженное и деформирован- ное состояние; гипотезы прочности и пластич- ности; сдвиг, кручение; геометрические ха- рактеристики плоских сечений; изгиб прямых брусьев; определение перемещений при изгибе; статически неопределимые балки; сложное со- противление; устойчивость стержней; динами- ческие нагрузки и напряжения. ОПД.03 Гидромеханика: 170 основы гидростатики; общие уравнения гидро- динамики; уравнения движения жидкости; урав- нения вихревого движения несжимаемой жидкос- ти; элементы подобия гидродинамических про- цессов; теория гидродинамических сопротивле- ний; реология, потоки вязких жидкостей; ос- новы диффузионного массопереноса; основы тео- рии фильтрации. ОПД.04 Термодинамика: 120 основные законы термодинамики; равновесие и фазовые переходы в термодинамических систе- — 17 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ мах; химическая термодинамика; тепловые свойства веществ; тепло- и массоперенос; тепло земных недр; теплообмен в горных выра- ботках; промерзание связных пород; заморажи- вание при строительстве; подземная выплавка серы; подземная газификация твердого топлива; термическое и термодинамическое разрушение пород; процессы сушки горной массы; термоди- намические процессы при агломерации и оком- ковании полезных ископаемых. ОПД.05 Геомеханика: 200 деформирование и разрушение горных пород; деформационные и прочностные свойства; рео- логические свойства; деформирование и разру- шение пород при объемном нагружении; механи- ческие свойства грунтов; природные и техно- генные структурно-механические особенности массива горных пород; деформируемость и проч- ность массивов; особенности механического состояния грунтовых массивов; начальное нап- ряженное состояние породных и грунтовых мас- сивов; геомеханические процессы вокруг выра- боток и подземных сооружений; геомеханичес- кие процессы под влиянием горных работ; моде- лирование геомеханических процессов; контроль механического состояния породного массива. ОПД.06 Материаловедение: 100 строение материалов; горные породы; металлы и сплавы; неметаллические материалы; компо- зиционные материалы; дисперсные материалы; жидкие материалы; газообразные материалы; лесные материалы. — 18 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ ОПД.07 Электротехника и электроника: 150 электрические и магнитные цепи; электричес- кие цепи постоянного тока; цепи однофазного синусоидального тока; трехфазные цепи; электрические измерения и приборы; трансфор- маторы; асинхронные машины; синхронные маши- ны; машины постоянного тока; элементная база электронных устройств; электронные устройст- ва; импульсная и цифровая техника; электро- снабжение потребителей; электропривод машин и механизмов. ОПД.08 Машины и механизмы: 140 классификация; основные характеристики и принципы действия; основы геометрического и прочностного расчета; типы машин и механиз- мов в горном производстве. ОПД.09 Основы горного дела: 200 классификация объектов освоения месторожде- ний полезных ископаемых; элементы горно- шахтного комплекса, комплексы подземных и открытых горных выработок; основы разрушения горных пород; способы строительства горно- технических объектов; технология разработки месторождений полезных ископаемых подземным способом; технология разработки месторожде- ний полезных ископаемых открытым способом; основы обогащения и переработки полезных ис- копаемых. ОПД.10 Геология: 200 происхождение и история развития Земли; строение земной коры; химический и минераль- — 19 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ ный состав земной коры; петрографический состав земной коры; возраст горных пород; геологические процессы; экзогенные процессы; техногенные изменения геологической среды; полезные ископаемые и их месторождения; раз- ведка месторождений; основы инженерной геоло- гии; гидрогеология. ОПД.11 Геодезия и маркшейдерия: 160 определение положения точки на земной поверх- ности и ориентирование линий; угловые и ли- нейные измерения; погрешности измерений; гео- дезические сети и съемка; теодолитная съемка; геометрическое нивелирование; топографические съемки; топографические задачи, решаемые по топографическому плану; геодезические работы при строительстве сооружений и горных пред- приятий; маркшейдерская графическая докумен- тация; геометрия недр; маркшейдерское обес- печение рационального использования недр; маркшейдерские съемки; маркшейдерские работы при строительстве и проведении горно-капи- тальных выработок; сдвижение горных пород под влиянием работ и наблюдения за устойчивостью бортов и отвалов. ОПД.12 Безопасность жизнедеятельности: 150 организационно-правовые, социально-экономи- ческие, медико-биологические и гигиенические основы безопасности жизнедеятельности; вред- ные факторы производственной среды; методы и средства создания здоровых и безопасных усло- вий труда; методы и средства обеспечения устойчивости и функционирования технических систем. — 20 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ ОПД.13 Горное право: 30 органы государственного управления горной промышленностью; аспекты государственного управления, их виды; трудовое право; юриди- ческая ответственность за правонарушения; понятие ответственности и виды правонаруше- ний; понятие уголовного преступления; меры наказания за уголовные преступления и поря- док их применения; хозяйственные преступле- ния; должностные преступления. ОПД.14 Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- навливаемый вузом (факультетом) 100 СД.00 Специальные дисциплины 1920 СД.01 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых: 1020 общие вопросы подземной разработки месторож- дений полезных ископаемых; вскрытие пласто- вых и рудных месторождений; подготовка место- рождений; системы разработки месторождений в различных горно-геологических условиях; тех- нология очистных работ при подземной разра- ботке месторождений; организация очистных работ; технологические схемы проведения участковых выработок; процессы охраны и под- держания участковых выработок; технологичес- кие схемы внутришахтного транспорта; шахтный водоотлив; процессы в околоствольном дворе шахты; рудничный подъем; процессы при эксплуатации комплексов поверхности шахт; процессы аэропылегазодинамики; основные прин- — 21 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ ципы электрификации и автоматизации подземных горных работ; сведения о системах автоматизи- рованного управления горными предприятиями; технологические схемы шахт; качественные и количественные характеристики, основные прин- ципы взаимосвязи характеристик; основные ме- тодические принципы синтеза технологической схемы шахты; конструирование рациональной технологии сети горных выработок; обоснова- ние структур механизации горных работ; крите- рий оценки качества вариантов технологической схемы шахты; организация проектирования гор- ных предприятий; содержание проектов на строительство и реконструкцию предприятий; методы решения проектной документации; сущ- ность автоматизированного проектирования предприятий по подземной разработке месторож- дений полезных ископаемых; основные принципы оценки качества и принятия проектных решений. СД.02 Экономика горного производства и менеджмент: 110 специфика экономики горного производства в рамках рыночных отношений; ресурсы горных предприятий; финансирование инновационной деятельности; экономические обоснование инже- нерных решений; особенности ценообразования на продукцию горных предприятий на различных типах рынков; коммерческая и внешнеэкономи- ческая деятельность; анализ организационной деятельности горных предприятий; методы оцен- ки уровня деятельности; основные пути совер- шенствования управления горным производством. — 22 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ СД.03 Горное дело и окружающая среда: 50 воздействие антропогенных факторов горного производства на подсистемы биосферы; сопря- женные системы природопользования; методы оценки ущерба и воздействия на окружающую среду; охраны недр и земной поверхности при подземной разработке месторождений полезных ископаемых; охрана атмосферного воздуха и водной среды. СД.04 Технология и безопасность взрывных работ: 110 основные понятия; классификация и общая ха- рактеристика способов бурения шпуров и сква- жин; основы теории взрыва; классификация и общая характеристика промышленных и взрывча- тых веществ (ВВ); основные компоненты промыш- ленных ВВ; методы оценки эффективности каче- ства ВВ; способы и средства инициирования за- рядов ВВ; технология огневого, электроогнево- го и электрического взрывания; сущность ко- роткозамедленного взрывания; требования к ка- честву взрыва; классификация массивов горных пород по взрываемости; общие принципы расчета шпуровых, скважинных и камерных зарядов ВВ; схемы и средства механизации взрывных работ, техническая документация и ответственность при производстве промышленных взрывных работ. СД.05 Безопасность ведения горных работ и горно- спасательное дело: 110 основные законодательные акты и их действие в части обеспечения безопасности горного производства при подземной добыче полезных — 23 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ ископаемых; предупреждение и ликвидация ава- рий при проведении горных работ; основные положения горноспасательного дела; виды ответственности за нарушение требований безопасности; анализ и прогнозирование безопасности при ведении подземных горных работ; методы прогнозирования безопасности условий труда; социально-экономические воп- росы безопасности горного производства. СД.06 Вентиляция шахт: 100 состав атмосферы горных выработок, его изме- нение; допустимые уровни концентрации компо- нентов рудничной атмосферы; основные законы движения воздуха в горных выработках, их ос- новные характеристики; способы, схемы и поря- док расчета вентиляции при ведении подземных горных работ в различных условиях; средства и способы контроля параметров атмосферы гор- ных выработок. СД.07 Механизация и электрификация горных работ: 100 классификация горных машин и оборудования для ведения горных работ; очистные и проход- ческие комбайны; угольные струги; бурильные машины и отбойные молотки; крепи очистных вы- работок; погрузочные и буропогрузочные маши- ны; погрузочно-транспортные машины; скребко- вые и ленточные конвейеры; локомотивный транспорт; очистные и проходческие комплексы и агрегаты; подъемные, вентиляторные водоот- ливные и пневматические установки; электри- — 24 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ фикация, силовое оборудование и электропри- вод горных машин; эксплуатация горных машин, охрана труда и техника безопасности. СД.08 Строительство и реконструкция горных пред- приятий: 70 горнопроходческие работы при сооружении вер- тикальных горных выработок; работа подгото- вительного периода; буро-взрывная технология сооружения стволов; технология работ с ис- пользованием стволопроходческих комбайнов и комплексов; технологические схемы проведения горизонтальных горных выработок; горнопроход- ческие работы при проведении наклонных выра- боток; специальные способы проведения вырабо- ток в сложных горно-геологических условиях; организация горнопроходческих работ; работы по реконструкции горных предприятий. СД.09 Дисциплины специализаций 250 Ф.00 Факультативы 450 Ф.01 Военная подготовка 450 Всего часов теоретического обучения 8260 Практика, текущая и государственная итоговая квалификационная аттестация составляет не более 33 недель Срок реализации образовательной программы инженера при оч- ной форме обучения составляет 256 недель, из которых 153 недели теоретического обучения, не менее 37 недель каникул, включая 4 недели после дипломного отпуска. — 25 — Примечение: 1. При разработке профессиональной образовательной програм- мы подготовки инженера вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин — в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл — в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студентов и при сохранении минималь- ного содержания, указанного в настоящем документе. 1.2. Устанавливать объем часов по общим гуманитарным и со- циально-экономическим дисциплинам (кроме иностранного языка и физической культуры). 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и соци- ально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных кур- сов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практи- ческих занятий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, также и научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла. 1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдель- ных разделов общих гуманитарных и социально-экономических, мате- матических и общих естественно-научных дисциплин (графа 2) в со- ответствии с профилем специальных дисциплин. 2. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные прак- тические занятия по физической культуре и факультативным дисцип- линам. 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным пла- ном вуза, но не являются обязательными для изучения студентом. 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учеб- ной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводи- мых на ее изучение. — 26 — 5. Наименование специализаций утверждается Учебно-методи- ческим объединением вузов Российской Федерации по горному обра- зованию, наименование дисциплин специализаций и их объем устана- вливаются высшим учебным заведением. Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по горному образованию Л.А.Пучков Ю.Н.Кузнецов Г.Г.Ломоносов Г.Г.Милехин Главное управление образовательно-профессиональных программ и технологий Ю.Г.Татур Н.С.Гудилин

источник

Подземная разработка месторождений полезных ископаемых – это широкая профессиональная область, специалисты которой востребованы при проведении любых подземных работ – строительство и эксплуатация шахт, рудников, работа в системе метрополитена. Специалисты в этой области принимают участие как в формировании технической документации на проведение подземных работ, так и организации технических процессов, контроле выполнения работ с точки зрения соблюдения требования и нормативной документации, принятой в отрасли, а также основ безопасности при разработке месторождений подземным способом.

Читайте также:  Чем полезен кешью для мужчин

Изучить специфику подземных работ позволяет обучение разработке месторождений от Современной научно-технологической Академии, которая проводит курсы горного дела для маркшейдеров и специалистов строительных специальностей.

Особенности учебной программы

Курсы маркшейдерского дела проводятся в рамках программы повышения квалификации, обязательного для представителей этой специальности, так же, как и профпереподготовка для специалистов в других областях. Программа подразумевает обучение горных инженеров по ключевым темам разработки месторождений ископаемых подземным способом, в частности:

  • основные показатели и технические процессы при ведении разработки подземным способом;
  • особенности отбойки и доставки руды;
  • производственные процессы как на подземном, так и поверхностном этапах;
  • рудные и нерудные месторождения, основные особенности и технологии их разработки;
  • поддержание очистного пространства естественным и искусственным путем;
  • оценка систем разработки по экономическим показателям и проведение их оптимизации;
  • существующие системы для разработки различных месторождений и критерии выбора конкретной из них для проведения работ;
  • горные и геологические факторы, оказывающие влияние на выбор технологии разработки месторождений.

Курсы горного дела включают в себя основы горного и маркшейдерского дела, рассмотрение основ экономического анализа ведения разработок подземным способом, а также основ безопасности и охраны труда, действующих в отрасли. Это позволяет сделать повышение квалификации всесторонним и подготовить высококвалифицированных специалистов для горной отрасли.

Интенсивное и эффективное обучение в удобной форме

Наша Академия переподготовки приглашает пройти обучение по данному курсу в удобном для слушателей формате – очное или заочное обучение, дистанционное образование , которое базируется на современной материальной и технической базе и производится без отрыва от рабочего процесса. Учеба на горного инженера проводится на основе современных программ, которые включают в себя рассмотрение теоретической базы, ознакомление с современными методиками ведения подземных разработок, а также практические аспекты их применения в условиях конкретных месторождений.

Читайте также:  Чем полезен чай шиповника

Переквалификация в рамках этой специальности позволяет актуализировать имеющиеся знания и получить новые, овладеть современными методами работы и научиться решать профессиональные задачи с применением актуальных и эффективных технологий. Благодаря правильно построенной программе курсы маркшейдерского дела отличаются высокой интенсивностью и дают возможность за короткое время получить знания во всех областях, которые связаны с подземной разработкой месторождений, начиная от планирования и расчетов экономической и технической обоснованности работ, заканчивая выбором конкретной технологии и мониторингом эффективности ее применения.

источник


ЭКСКУРСИЯ
1


ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ
САМООБСЛЕДОВАНИЯ


ПРИВЕТСТВИЕ
ДИРЕКТОРА


ИНФОРМАЦИЯ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК


ПУБЛИЧНЫЙ
ДОКЛАД

Форма обучения – очная, на бюджетной основе.

Нормативный срок освоения программы при очной форме получения образования:

  • на базе среднего (полного) общего образования 2 года 10 месяцев;
  • на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев.

Срок освоения ППССЗ СПО базовой подготовки по заочной форме получения образования увеличивается:

  • на базе среднего (полного) общего образования не более чем на 1 год;
  • на базе основного общего образования не более чем 1,5 года.

Требования к поступающим:

  • на базе среднего (полного) общего образования аттестат о среднем (полном) общем образовании
  • на базе основного общего образования аттестат об основном общем образовании.

Квалификация после окончания техникума – горный техник-технолог

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;
  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
  • документ об образовании более высокого уровня;
  • аттестат об основном общем образовании.

Место специальности в области производства – подземная разработка месторождений полезных ископаемых – область производства, связанная с изучением методов, способов и средств добычи полезных ископаемых из недр Земли для использования в различных сферах человеческой деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ на производственном участке по добыче полезных ископаемых подземным способом.

Объекты профессиональной деятельности выпускников: горные породы; технологический процесс разработки горных пород; горнотранспортное оборудование; техническая и технологическая документация; управление персоналом участка; первичные трудовые коллективы.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена обучающиеся должны овладеть следующими основными видами профессиональной деятельности:

1. Ведение технологических процессов горных и взрывных работ.
2. Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работ.
3. Организация деятельности персонала производственного подразделения. 4 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Выпускники знают: требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем, к оформлению технической и технологической документации по ведению горных работ; основные понятия и определения стандартизации и сертификации по проведению работ в очистном и подготовительном забоях, ремонтно-восстановительных работ и внутришахтного транспорта; правила проектирования и ведения очистных, подготовительных работ с применением горных машин и буровзрывным способом; горно-графическую документацию горной организации; общие вопросы проведения и крепления горных выработок, наклонных и вертикальных стволов; общие сведения о давлении горных пород и управлении горным давлением в очистных забоях и подготовительных выработках; способы газификация угля, борьбы с метаном и запыленностью шахтной атмосферы; маркшейдерские планы горных выработок; технологию и организацию ведения буровзрывных работ, выемки полезного ископаемого в различных горно-геологических и горнотехнических условиях; организацию обеспечения безопасного производства подготовительных, добычных и вспомогательных работ; технологию ремонта, восстановления и погашения горных выработок; условия применения, принцип действия, устройство и правила эксплуатации рудничного транспорта; схемы электроснабжения горнотранспортного оборудования; устройство, назначение, принцип действия основных элементов систем горной автоматики; состав рудничного воздуха; способы и схемы проветривания очистных и подготовительных выработок; нормирование труда, нормы выработки.

Выпускники умеют: выполнять и читать технологические схемы ведения горных работ на участке; производить оформление технологической документации с применением аппаратно-программных средств; контролировать ведение очистных и подготовительных работ; читать планы и карты, геодезические и маркшейдерские сети; оценивать горно-геологические условия разработки месторождений полезных ископаемых; рассчитывать паспорта забоев; выбирать схемы ведения горных работ для заданных горно-геологических и горнотехнических условий; производить эксплуатационные расчѐты различного горно-транспортного оборудования в различных горно-геологических условиях; обосновывать выбор применяемого горнотранспортного оборудования; производить выбор оборудования подземных погрузочных пунктов; обеспечивать высокую надѐжность транспортных процессов; использовать материалы, применяемые в горной промышленности; читать блок-схемы систем автоматики, автоматизированных горнотранспортных машин и конвейерных линий; выбирать электрооборудование горных машин и комплексов по их рабочим параметрам; работать со схемами электроснабжения участка; пользоваться приборами контроля расхода воздуха и аэрогазового контроля; определять положительные и отрицательные факторы, влияющие на себестоимость работ на участке.

Программы подготовки специалистов среднего звена:

источник

Источники:
  • http://xn--c1anqn.xn--p1ai/index.php?id=16
  • http://eduscan.net/standart/130404
  • http://www.snta.ru/perepodgotovka/marksheyderskoe-delo/podzemnaya-razrabotka-mestorozhdeniy-poleznykh-iskopaemykh/
  • http://xn--c1arqe.xn--p1ai/index.php/73-spetsialnosti/309-spetsialnost-podzemnaya-razrabotka-mestorozhdenij-poleznykh-iskopaemykh-21-02-17