Меню Рубрики

Полезная еда в школьной столовой

Полноценное питание в школах является залогом нормального умственного и физического развития ребенка. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» данные учреждения обязаны обеспечивать учащихся полноценными завтраками и горячими обедами. Питание в школах строго регламентируется санитарными правилами и нормами – оно должно быть сбалансированным (оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов), комплексным. Кроме того, вместе с пищей ребенок должен получать не только питательные вещества, но и витамины и минералы.

Многочисленные наблюдения показали, что ребенок, получающий сбалансированный завтрак и обед, меньше устает, у него хорошая успеваемость, и дольше сохраняется высокий уровень работоспособности. Поэтому организация питания в школе должна быть построена так, чтобы охватить 100% обучающихся. Поскольку основное время ребенок находится на занятиях, то завтраки и обеды должны покрывать его потребности в энергии. Например, дети младших классов тратят в день около 2500 Дж, среднее и старшее звено – 2900 Дж. Эти затраты должны полностью покрываться за счет завтраков и обедов. При длительном пребывании детей в школе их дополнительно необходимо обеспечивать полдником.

Обеденный зал должен хорошо освещаться и отапливаться. Обязательно наличие достаточного количества мебели. Шумы и запахи из производственных помещений и пищеблока не должны попадать в столовую. Приветствуется художественно-эстетическое оформление зала, хорошо, если есть стенды с информацией о здоровом питании. У ребенка при входе в столовую должен пробуждаться аппетит, это способствует подготовке организма к приему пищи и хорошему пищеварению.

Предпочтение следует отдавать стеклянной и фарфоровой посуде. Запрещается использование пластмассовых и эмалированных тарелок, кружек.

Согласно санитарным требованиям и нормам завтрак должен включать в себя закуску (салаты), горячее блюдо (как правило, это молочные каши, супы, омлеты, сырники и запеканки) и горячий напиток (чай, какао, компот). Обед же должен состоять из закуски, первого блюда (супа), второго (рыба или мясо с гарниром из овощей или круп) и третьего (сладкий чай, кисель, компот). В полдники рекомендуется включать булочки и кисломолочные напитки или молоко. Кстати, в большинстве регионов нашей страны дети начальных классов (независимо от льготной категории) бесплатно обеспечиваются молоком и булочкой.

Организация питания в школе предусматривает щадящие режимы приготовления, такие как варка, запекание, тушение. Они направлены на максимальное сохранение питательных веществ и витаминов в пище. Жарение не допускается. Рекомендуется составление разнообразного и сбалансированного меню на 12 дней.

Горячее питание в школах должны получать все учащиеся с 1 по 11 класс. Несмотря на это многие родители не имеют возможности оплачивать школьные завтраки и обеды. Некоторые категории детей могут получить бесплатное питание в школе. Льготой могут воспользоваться многодетные и малоимущие семьи. Таковой считается семья, в которой 3 и более детей возрастом до 18 лет. Если ребенок совершеннолетний, но он является студентом образовательного учреждения, семья носит статус многодетной до момента окончания им учебы. Малообеспеченной принято считать семью, среднемесячный доход на одного члена в которой не превышает установленной законодательством суммы.

Кроме этого, льготное питание в школе могут получить сироты, инвалиды, а также дети, оказавшиеся в трудных жизненных условиях.

Чтобы получить бесплатное питание в школе, родителям придется собрать определенный пакет документов и направить его в отдел социальной защиты. В каждом регионе свой перечень, в большинстве случаев требуют:

  • Копию документа, удостоверяющего личность (паспорт, обязательно страницы с информацией о прописке, количестве детей и семейном положении).
  • Справку о составе семьи.
  • Копии свидетельств о рождении детей.
  • Копию удостоверения многодетной семьи (при наличии).

Если семья признана малообеспеченной, то дополнительно к вышеперечисленным документам необходимо предоставить справку о доходах каждого родителя за последние 3 месяца (в некоторых случаях за 6 месяцев). Льготы на питание в школах предоставляются органами социальной защиты. Однако документы могут потребовать и в самом образовательном учреждении. Кроме всего прочего, так же необходимо написать заявление на питание в школе.

Дети, оставшиеся без попечительства родителей, также могут получить бесплатное питание в школах. В таких случаях написать заявление должен законный опекун.

Если ребенок – инвалид, он также может бесплатно питаться в школе. В этом случае к бланку заявления дополнительно прикрепляется справка, подтверждающая инвалидность.

Особой категорией считаются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. По сути, официального подтверждения этому нет, поэтому здесь статус должен определить классный руководитель. Родители сами должны объяснить учителю, по какой причине их семья оказалась в такой ситуации, и почему оплата питания в школе стала невозможной. Затем классный руководитель должен обследовать жилищные условия семьи и составить об этом акт.

Закон определяет сумму на оплату питания детей, и она меняется каждый год. И если стоимость завтрака или обеда превышает лимит, прописанный в законе, родителям предлагают компенсировать эту разницу за свой счет. Если они против дополнительного сбора денежных средств, в таких случаях составляется отдельное меню, как правило, оно в разы уступает по качеству сбалансированному обеду.

Частично оплачивать льготное питание в школе может и местный бюджет, но и здесь каждое отдельное муниципальное учреждение принимает свое решение. Кроме этого, как уже было сказано выше, дети младших классов дополнительно могут обеспечиваться булочкой и кисломолочным напитком.

источник

Приготовьтесь ощутить вкус детства. При прочтении нового ТОПа от «Хороших Новостей» вы окажетесь в школьной столовой, причем совершенно не важно, в каком городе и в каком году. Так уж повелось, что в России не только всех учителей зовут Мариваннами, но и кормят абсолютно одинаково. Для тех, кто скучает по звонкам, переменам, домашкам, предлагаем целых семь классических школьных блюд с рецептами!

Начнем со сладкого, мы же уже большие. Молочный коржик казался в детстве чем-то божественным. Удивительно, как он сочетался с компотом и сладким чаем. Его было так удобно делить на троих, да что уж там, и на четверых. Оказывается, приготовить молочный коржик не так уж и сложно.

Вам понадобятся:

500 гр муки, сахар 260 гр, молоко 100 мл, сливочное масло 100 гр., 20 гр растительного масла, яйцо, 2 ч.л. разрыхлителя, щепотка соли, ванилин.

Приготовление:

Замесить тесто из масла, сахара и молока с добавлением 1/2 яйца смешенного с солью и ванилином. Отдельно просеять муку с разрыхлителем.

Сформировать коржики, обязательно сделать зубчатый край, смазать оставшимся яйцом и вилкой сделать легкие надрезы ситичком.

Выпекать 15 минут при температуре духовки в 200 градусов до знакомого золотистого цвета.

Школьная тушеная капуста всегда выигрывала в неравном бою с другими гарнирами. Просто так дома именно такой капусты у вас не получится, нужно знать тайный рецепт, и сейчас вы его узнаете!

Вам понадобятся:

Что-нибудь мясное (вареный окорочок или колбаса)

2 ст. ложки томатной пасты, 1 ст. ложка уксуса (6 % )

По одной столовой ложке сахара и муки

Лаврушка и растительное масло.

Приготовление:

Порезать репчатый лук, нашинковать капусту. Лук обжарить на масле, потом положить к нему капусту, добавить полстакана воды или мясного бульона, накрыть крышкой и тушить 40 минут. Пока капуста тушится, подготовить мясо, нарезав его на кусочки. Через 40 минут тушения смешать томатную пасту с мукой, добавить их в капусту вместе с уксусом, сахаром, солью, лавровым листом, перцем, потушить еще 10 минут. Готово!

Ну какая столовая без нее, родимая запеканка — полезная и вкусная. Однозначно лучше заморских чизкейков и тирамису.

Вам понадобятся:

500 гр. творога (желательно влажный творог, процент жирности для меня роли не играет)

50 гр. мягкого сливочного масла

Приготовление:

Творог, сахар, яйца, размягченное сливочное масло, молоко, ванилин выложить в чашку, хорошо взбить миксером и потихоньку всыпать манную крупу так, чтобы не было комочков.

Готовую массу выложить в форму (можно застелить форму пекарской бумагой или смазать маслом) . Оставить на 40 минут для набухания манки. Выпекать в духовке при температуре 180-200 градусов, примерно 30 минут, до золотистого цвета, но время выпечки будет зависит от размера формы, если вы будете печь запеканку в маленькой форме, то и времени потребуется чуть больше.

Тесто можно делать с вечера, и оставить в холодильнике до утра. Готовность определять деревянной зубочисткой. Чтобы было совсем по-школьному, кушать запеканку нужно в чуть тёплом виде или, когда совсем остынет.

Отчего школьные котлеты получались такими вкусными? Ведь ни мама, ни бабушка так не могли готовить. А все дело в том, что родные клали слишком много мяса. Да-да, не удивляйтесь, большое количества мяса котлетам вредит.

Для секретных школьных котлет вам понадобится:

500 г фарш мясного (например, говяжий)

60% от объёма фарша мякоти чёрного хлеба вымоченной в воде

Приготовление:

Секрет этого блюда заключается именно в мякоти чёрного хлеба и в её большом содержании – только ни кому!

Замачиваем хлеб в воде, разминаем руками и добавляем фарш, затем лук, специи и 1 зубчик чеснока, хорошо вымешиваем, панируем в сухарях и жарим на растительном масле.

Пожалуй, это самое сложное блюдо из всего школьного меню. Но у вас все получится! Мы верим! Тем более, сырники – это короли школьной кухни.

Вам понадобится:

500 гр. творога в обычных пачках (по 200гр). Лучше не очень жирного, но главное чтобы не сухого, либо развесного ( но чтобы без добавок)

2 яйца, ванильный сахар — 1 пакетик, сахар -2 столовые ложки

125 гр. муки ( либо 1.5-2 ст.л на пачку творога в 200гр)

Мука для обвалки 0.5-1 стакан.

(получается целых две сковородки с сырничками!)

Приготовление:

Растереть яйца с ванильным и обычным сахаром.

Добавить творог и все хорошо размять, вымешивая вилкой.

Высыпать частями, размешивая, всю муку (1.5-2 ст.л на 200гр. творога), просеивая ее через ситечко прямо в тесто. Хорошо все вымесить вилкой.

На доску высыпать 0.5-1 стакан муки и разровнять. Выложить тесто. Чуть присыпать сверху мукой с доски и скатать колбаску. Муку в тесто не вмешивать. Она только для обвалки сырников.

Нарезать, примерно по 2 см, ножом сырнички, обваливая с обеих сторон тут же мукой, похлопывая, чуть приплющивая ножом. Выложить на сковородку кусочек сливочного масла пополам с растительным. Как только масло зашипит, выложить не очень плотно друг к другу сырнички. Огонь убавить до среднего и жарить, пока не подрумянятся края и низ. Крышкой не накрывать (если накрыть сразу крышкой, то сырники расползутся ). Перевернуть и только тогда накрыть крышкой.

Убавить огонь до минимума и жарить до готовности минуты три. Если серединка стала выпуклой, значит сырнички готовы. Главное не пережарить.

Для молочно-сметанной подливки понадобится:

Сахар по вкусу (у меня 1 ст. ложка)

1-2 ст. л сметаны любой жирности

Приготовление:

Молоко довести до несильного кипения. Пока греется молоко, развести в стаканчике 2-3 ст. ложки теплой воды и 2 ч. ложки муки. Размешать хорошо вилкой. Вылить все в закипающее молоко, постоянно помешивая. Довести до кипения и загустения, мешая. Снять. Дать немного остыть. Процедить через ситечко, если вдруг образовались маленькие комочки, добавить 1-2 ст. ложки сметаны. Хорошо перемешать. Подлива готова.

Со сгущенкой, конечно, можно съесть что угодно, даже подметку. Но вот толстенькие школьные оладьи – это вам не эмульгаторы с красителями, а самое настоящее лакомство, которое школьники России по сей день поедают с аппетитом и восторгом.

Вам понадобится:

растительное масло — 1 ст.л;

растительное масло — для жарки;

В стакан теплого молока добавить дрожжи, размешать до растворения. В миску насыпать муку и влить молоко. Размешать до однородной консистенции и оставить в теплом месте на 30 минут.

Добавить в опару яйца, сахар, соль, ванильный сахар и подсолнечное масло. Хорошенько размешать и оставить в теплом месте на 30 минут для поднятия теста.Разогреть сковороду с подсолнечным маслом и аккуратно выкладывать ложкой небольшие порции. Выкладывать тесто и каждый раз ложку смачивать в холодной воде.

Как добавить сгущенку, вы сами разберетесь.

Именно так называется это фантастическое школьное блюдо в столовской технологической карте. Для нас же оно больше известно под простым русским словосочетанием – макаронная запеканка.

Помните страшные истории о том, что ее готовят из вчерашних макарон? Хотя, может, вам таких не рассказывали.

Итак, вам понадобятся:

100 граммов сливочного масла

Приготовление:

Отвари макароны, как обычно – высыпав в подсоленную кипящую воду. Откинь на дуршлаг, дай стечь воде. В круглую форму для торта (или в большую сковородку) выложи макароны ровным слоем, добавив сливочное масло, разделенное на небольшие кусочки. Тщательно размешай отдельно яйца, сахар и тёплое молоко и залей этой смесью макароны. Запеки в духовке до образования румяной корочки. Макароны в духовке – десерт, который подаётся на стол тёплым. Сверху блюдо можешь посыпать сахарной пудрой.

Приятного аппетита! Балуйте себя вкусной, а главное — полезной пищей!

Друзья, сообщайте нам свои новости и истории.

источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. СУБХАНКУЛОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Школьное питание – правильное, здоровое питание

Читайте также:  Вредные мутации и полезные

Шарифуллина Гульназ Гаязетдиновна

высшей квалификационной категории

  1. Роль питания в формировании здорового образа жизни школьников……. 4
  1. Правильное питание – главное условие здорового образа жизни человека………………………………………………………………………..4
  2. Из чего состоит наше питание……………………………………………….5
  3. Организация питания школьника……………………………………………9
  1. Социологическое исследование………………………………………………12
  1. Подсчет калорийности……………………………………………………. 12
  2. Анализ школьного меню…………………………………………………. 12
  3. Анкетирование и его результаты…………………………………………. 14

Список использованных источников……………………………………………. 17

«Даже маленькие дети должны знать: чтобы быть ловким и сильным, как Джеймс Бонд, надо правильно питаться»

Правильное питание – залог здоровья человека, фундамент его счастья. Нарушение в питании детей, его несбалансированность и несвоевременность могут привести к задержке физического и психического развития, серьезным обменным нарушениям. Проблема питания ребенка – не только узкосемейная, не только медицинская – это проблема социальная, общественная, государственная.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Если учесть, что большую часть времени мы проводим в школе, то и полноценно питаться должны здесь же. Можно сказать, что наше здоровье зависит от школьного питания.

Школьное питание организовано таким образом, что все необходимые питательные вещества имеются в блюдах, предлагаемых учащимся в столовой.

Данная работа представляет собой исследование о значимости правильного, разнообразного питания в жизни школьника с целью привлечения детей к питанию в школьной столовой.

Цельисследования : Обоснование значимости школьного питания, как правильного, здорового питания.

  1. Уточнить понятие « Правильное питание»
  2. Изучить источники информации о питании школьников, его составе и качественных характеристиках
  3. Выяснить отношение учащихся и их родителей к школьному питанию (провести анкетирование и проанализировать результаты);
  4. Доказать школьникам, что школьное питание – правильное, здоровое питание

Объект исследования: школьное питание

Предмет исследования: влияние школьного питания на здоровье школьник ов .

Гипотеза: если школьники будут питаться в школьной столовой, то у них будет меньше проблем со здоровьем, утомляемостью, успеваемостью.

а) изучение различных источников информации;

б) проведение и анализ результатов анкетирования;

в) сбор и анализ информации.

База исследования: МБОУ СОШ с. Субханкулово

Согласно результатам проведенного исследования, мы хотим провести ряд мероприятий в школе по повышению степени информированности учащихся о правильном, здоровом питании:

А) Подготовить презентацию по данной теме, провести классные часы

Б) Выпустить стенгазеты «О здоровом питании» и «О вредных продуктах».

В) Провести родительские собрания

  1. Теоретическая часть
  1. Правильное питание – главное условие здорового образа жизни человека

Философскую и в какой то мере нравственную концепцию правильного питания академик И. П. Павлов определил так: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие. И истина здесь, как и повсюду, лежит в середине».

Энциклопедический словарь медицинских терминов (изд. 1983 г.) так определяет правильное питание : сбалансированное питание при оптимальном режиме приема пищи, а сбалансированное питание — соответственно полноценное питание, характеризующееся оптимальными (т. е. соответствующими физиологическим потребностям организма) количеством и соотношением всех компонентов пищи.

Таким образом, питание считается правильным, если оно восполняет энергетические затраты организма, обеспечивает его потребность в пластических веществах, а также содержит все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-, микро-элементы, пищевые волокна, а сам пищевой рацион по количеству и набору продуктов соответствует ферментативным возможностям желудочно-кишечного тракта. В переводе с латыни слово «рацион» означает суточную порцию пищи, а слово «рациональный» — разумный, целесообразный.

Удовлетворение голода является одним из самых важных инстинктов организма, так как он гарантирует сохранение жизни. Следовательно, от того что мы едим, в каком количестве, когда и каким образом, зависит наша жизнь во всех её проявлениях и аспектах.

Питание человека – один из самых важных факторов, напрямую влияющих на здоровье человека.
Неправильное питание приводит к нарушению функций как отдельных органов человека так и организма в целом. Пагубно влияет и неполноценная по составу пища, и недостаток пищи и ее переизбыток.

Именно поэтому питанию необходимо уделять внимание и прикладывать необходимые усилия для того чтобы оно было полноценным!

Здоровое правильное питание – это поступление в организм и усвоение тех веществ, которые необходимы для восполнения затраченной энергии, построения и восстановления тканей, регулирования работы всех органов и систем организма человека.

  1. Из чего состоит наше питание

С хематическое изображение основополагающих принципов здорового питания можно увидеть, посмотрев на пирамиду питания, разработанную зарубежными диетологами и одобренную российскими специалистами. В пирамиде питания представлены не конкретные продукты, а пять больших групп продуктов, что позволяет разнообразить свой рацион питания и выбирать те продукты , которые вам больше нравятся или подходят для вашего образа жизни . Сбалансировать свое питание, пользуясь пирамидой питания довольно просто.

Внизу пирамиды (в основании) находятся продукты, которых в рационе питания человека должно быть больше всего и чем выше к вершине, тем меньше соответствующих продуктов должен употреблять человек.

Продукты в пирамиде питания условно разделяют на порции. Порция – это условная величина и может равняться, например 100 гр. или другой величине, которая более удобна вам. Количество порций необходимых конкретному человеку зависит от возраста, пола, комплектации, состояния здоровья и степени активности конкретного человека. Пирамида питания для среднестатистического человека, не ослабленного болезнями и не занятым тяжелым физическим трудом. ( Приложение № 1)

  • Жир, соль, сахар, сладости (необходимо свести к минимуму)
  • Молочные продукты, йогурты, сыр (2-3 порции)
  • Мясные продукты, птица, рыба, бобы, яйца , орехи (2-3 порции)
  • Овощи и фрукты (5-9 порций)
  • Цельнозерновые продукты (6-11 порций)

Это основа здорового питания. Эти продукты обеспечивают организм сложными углеводами, важным источником энергии. Цельнозерновая пища богата витаминами группы В, минералами и клетчаткой, необходимыми каждому человеку.

Овощи обеспечивают нас витаминами, являются отличным источником белка, кроме того, они не богаты жирами.

Фрукты – богатый источник витаминов, в первую очередь витамина С. Это низкокалорийные продукты, практически не содержащие жиров.

Животные продукты являются отличным источником белка, железа, цинка и витаминов группы В, так же как фасоль, орехи и семена.

Молочные продукты незаменимые источники кальция. Они также обеспечивают организм белками и витамином B12. Для употребления в пищу следует выбирать нежирные сорта молочных продуктов, поскольку в них содержится минимум холестерина, насыщенных жиров и, конечно же, калорий.

Эти продукты высококалорийны и очень питательны. Ими не следует злоупотреблять, но и полностью отказываться не стоит. В рационе обязательно должны присутствовать растительные масла, которые являются богатым источником витамина Е.

Все наше питание можно разложить на несколько групп: белки, жиры, углеводы, клетчатка, минеральные соли и витамины. И о каждом из них следует рассказать более подробно.
Белки необходимы нам для роста, восстановления и замещения тканей организма. Содержатся в бобовых (бобы, чечевица, горох) и крупах, а также в мясе, рыбе и молочных продуктах.
Углеводы – главный источник питания, но при избыточном поступлении в организм они откладываются в виде жира. Углеводы содержатся в злаках, крупах и корнеплодах в виде натуральных сахаров и крахмала.
В жирах сконцентрированы запасы энергии, и она дают организму больше калорий, чем любые другие пищевые вещества. Насыщенные жиры содержатся главным образом в продуктах животного происхождения, в молочных продуктах и яйцах. В домашней птице, маргарине и оливковом масле содержатся много мононенасыщенных жирных кислот а в рыбе кукурузе и подсолнечном масле — полиненасыщенных.
Клетчатка представляет собой остатки растительных продуктов, которые не усваиваются в пищеварительном тракте.
Витамины – это сложные химические соединения необходимые организму в крохотных количествах для регуляции обмена веществ и образовании энергии из углеводов и жиров.
Минеральные соли . К ним относятся соли железа, калия кальция и натрия (в поваренной соли). Они нужны организму в минимальных количествах.

Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма.

  • Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.

В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:

  • молоко или кисломолочные напитки;
  • творог;
  • сыр;
  • рыба;
  • мясные продукты;
  • яйца.
  • Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника.

Норма потребления жиров для школьников — 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.

Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:

  • сливочное масло;
  • растительное масло;
  • сметану.
  • Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов

организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие не перевариваемые пищевые волокна.

Суточная норма углеводов в рационе школьника – 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г .

Необходимые продукты в меню школьника:

  • хлеб или вафельный хлеб;
  • крупы;
  • картофель;
  • мед;
  • сухофрукты;
  • сахар.

Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма. В рационе школьника также обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.

Это следует иметь в виду при организации питания учащихся в наших школах. Добиться кардинальных изменений к лучшему в этой сфере можно только на пути промышленного приготовления стандартизированных школьных завтраков, а также специальных продуктов и напитков, которые соответствовали бы требованиям современной науки о питании человека.

  1. Организация питания школьника

Организация питания подростков, школьников 7-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:

* Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.

* Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.

* На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.

* Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

Именно в эти годы — фактически начиная с 7 лет — ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

При составлении рациона для школьников 7-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Основные требования к пищевому рациону:

— энергетическая ценность рациона должна компенсировать энергозатраты организма, а в раннем онтогенезе – обеспечивать процессы роста и развития;

— оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых и биологически активных веществ;

— хорошая усвояемость пищи, зависящая от состава и способа ее приготовления;

— высокие органолептические свойства пищи (внешний вид, вкус, запах, цвет, температура);

— способность пищи создавать чувство насыщения за счет объема, состава и кулинарной обработки;

— санитарно-эпидемическая безупречность и безвредность пищи (Яценко, Воеводская, 2003).

Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

  • 7-10 лет – 2400 ккал
  • 11-13 лет – 2400 -2600 ккал
  • 14-17лет – 2600-3000ккал

если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Питание школьника должно быть сбалансированным. Сбалансированное питание – это определенное соотношение в рационе всех компонентов питания.

Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4

Однообразное питание, исключение на длительный срок отдельных групп пищевых продуктов нарушают сбалансированность пищевых компонентов, понижают усвояемость и синтез веществ.

Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.

Читайте также:  Срок полезного использования что это

Нами был изучен суточный набор продуктов школьников, который представлен в СанПине. (Приложение № 2)

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

  1. Социологическое исследование
  1. Подсчет калорийности

Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе. Познакомившись с калорийностью продуктов, я решила подсчитать энергетическую ценность блюд, которые нам готовят в школьной столовой. Так как я учусь в первую смену, то можно придерживаться следующего режима питания:

1 завтрак дома (7.30) – 20% калорийности суточного рациона;

2 завтрак в школе (11 часов) – 20% калорийности суточного рациона;

Обед дома (14-15 часов) – 35% калорийности суточного рациона;

Ужин дома (19-20 часов) – 25% калорийности суточного рациона.

Исходя из этого примера, 20% калорийности суточного приема приходится на питание в столовой. То есть, если норма для школьников примерно составляет 2500 Ккал, то блюда школьной столовой должны иметь энергетическую ценность не меньше 500 Ккал. В течение пяти дней нами было отслежено меню блюд, а затем подсчитала их калорийность. (Приложение № 3) В результате вычислений получилось, что энергетическая ценность составляет в среднем примерно 591 Ккал, это соответствует норме для подростков. Блюда, предлагаемые для ребят – вкусные и полезные. В меню преобладающими блюдами являются: макароны, картофельное пюре, колбаса, рыба, котлеты мясные, чай, какао. В меню присутствуют также салаты, иногда появляются фрукты.

Поэтому, считать его рациональным и полноценным для растущего организма подростка, можно.

Схема здорового питания включает большое разнообразие продуктов. Чтобы больше узнать о здоровом питании мы отправились на кухню школьной столовой и проанализировали пятидневное школьное меню. Меню составляется с учетом СанПина. Нами были изучены порции, рекомендованные СанПином и их массовая доля, сравнили с меню и увидели, что выход продукта соответствует норме. (Приложение № 4)

В нашей столовой часто готовят каши (гречневая, рисовая, пшённая или манная), либо продукты, заменяющие кашу по пищевой ценности. Это омлет, творожная запеканка или яйцо. Кроме этого, обязательно предлагается компот из сухофруктов, какао или чай с лимоном.

Особенно полезны для нашего здоровья каши.

Гречневая — одна из самых полезных. В ней содержатся незаменимые растительные белки, к тому же гречка – чемпион среди злаков по содержанию витаминов группы В, которые помогают справиться со стрессами и бессонницей, а заодно и отвечают за хорошее состояние кожи, волос и ногтей.

Пшенная каша поставляет организму железо, необходимое для нормального кровообращения и здорового цвета лица, фтор, без которого невозможно сохранить здоровые зубы.

Как и другие злаки, рис может похвастаться обилием витаминов группы В, витамина Е (защищает от преждевременного старения) и целым набором микроэлементов, таких как железо, цинк (избавляет от проблем с сосудами), магний (главный «враг» плохого настроения), кальций (избавляет от лишних визитов к стоматологу), калий (улучшает работу сердца) и др.

Испокон веков манка считалась дорогой и очень редкой на Руси. В манной крупе много крахмала и белка, много витаминов Е и В1, а также калия, почти столько же витаминов В2, В6, РР и железа.

Врачи настаивают на том, что завтрак школьника должен быть горячим, и они правы. Нужно приучаться завтракать каждый день.

В столовой готовят и супы , которые являются самыми полезными для организма, а также рассольники и рыбные супы. Установлено, что ежедневное употребление супов, усиливает моторную функцию кишечника и препятствует развитию сердечнососудистых заболеваний и онкологических образований в области желудка и кишечника. Бульон хорошо усваивается в желудке, регулирует водно-солевой баланс, обладает большой энергетической ценностью и после него легче справиться со вторым блюдом.

На гарнир готовится рис, овощи, гречку, макароны, картофель, богатые белком, углеводами и витаминами. К гарниру предлагается мясная или рыбная котлета, приготовленная на пару, тушёное мясо, рыба, припущенная с овощами. После обеда – свежие овощи, кисель или компоты из сухофруктов.

Вывод: Рацион в школьной столовой достаточно разнообразный. При составлении меню учитываются рекомендации СанПина, строго подсчитывается калорийность блюд и количество белков, жиров и углеводов, необходимых для питания детей. Поэтому я рекомендую всем учащимся посещать столовую и съедать все предложенные блюда.

3. Анкетирование и его результаты

Для анкетирования мы не случайно взяли учащихся и их родителей с разных параллелей: 4-х,7-х, 10-х, 11-х классов. (Приложение № 5,7)

По результатам анкетирования из диаграмм мы видим, что именно начальная школа питается правильно, детям нравятся предлагаемые им блюда, к тому же они все приходят в школу, позавтракав дома, в этом возрасте они быстро утомляются и второй завтрак в школе для них как спасение. Также мы видим, что дети имеют представление о пользе школьной столовой.

Но почему то, чем старше становится школьник, стереотипы у него меняются. Из диаграммы мы видим, что в среднем звене учащиеся начинают выбирать, но больше в пользу выпечки. Здесь они уже самостоятельно делают заказ ответственному по питанию, что им есть из предложенного меню, когда в начальной школе за питание несет ответственность классный руководитель. К 10, 11 классу учащиеся взрослеют, увеличивается нагрузка и они уже готовы съесть все, что им предложат.

При анкетировании учащихся нашей школы…

Какое блюдо тебе нравится

Во всех параллелях дети отдали предпочтение пюре с котлетой, шницелем; борщу, плову, рыбе.

Какое блюдо тебе не нравится

В каждой из параллелей встречались такие ответы на этот вопрос – различные каши, рагу из овощей.

Знаешь ли ты, что такое правильное и здоровое питание

118 опрошенных ответили, что знают и лишь два человека – что нет.

Где вы получаете информацию о здоровом питании

58 человек ответили – дома, 38 – в сети интернет, 27 – в школе.

Немало важную роль в организации питания играют родители учащихся. Результаты анкетирования среди родителей показывают, что большинство их интересуется организацией горячего питания, меню школьной столовой, их устраивает качество школьного питания, устраивает оформление обеденного зала. Почти все родители считают питание своего ребенка полноценным и здоровым.

У большинства родителей не нашлось свободного времени для разговоров о пользе той или иной пищи. Наиболее частые пожелания по вопросу организации питания в школе были следующими:

— увеличить разнообразие подаваемых салатов

— включить в меню свежие фрукты

— по возможности добавить в меню молочные продукты и йогурты. (Приложение № 6,8)

В нашей школе проводятся дегустации школьных блюд на родительских общешкольных собраниях (родительский комитет), хотелось чтоб такие собрания проходили ежегодно.

Проблема здоровья учащихся является одним из приоритетных направлений развития образовательной системы современной школы. Изучение особенностей питания современных школьников и их отношения к основам здорового образа жизни и рациональному питанию как его неотъемлемой части является актуальным, так как несет важную информацию для работников общеобразовательных учебных заведений, родителей и учителей.

Настоящее исследование особенностей питания школьников как компонента образа жизни было направлено на изучение физиологических аспектов питания школьников как компонента формирования здорового образа жизни, отражающих степень его рациональности, сбалансированности и оптимальности для детей школьного возраста, а его предметом являлась связь нарушений рационального питания школьников с состоянием их здоровья. Сейчас я имею представление, как связано наше здоровье с правильным питанием. Питание — один из важных факторов здорового образа жизни. Но наша молодежь не всегда отдает предпочтение рациональному питанию. Нельзя сказать, что здоровье подрастающего поколения полностью зависит от того, питается ребенок в школе или нет. Но большое значение имеет школьное горячее питание, которое позволяет сохранять здоровье за счет правильно подобранных блюд и режима питания, повысить работоспособность и повлиять на успеваемость.

Цель работы я достигла, провела исследование: влияние школьного питания на здоровье учеников. Нами принято решение провести агитационную работу по вовлечению наибольшего количества учащихся в процесс питания в школе.

Гипотеза подтвердилась:Если школьники не будут пропускать школьные обеды, то у них будет меньше проблем со здоровьем.

Список использованных источников

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/Методическое пособие.- М.: ОЛМА Групп, 2007.

2. Здоровое питание. Здоровый образ жизни. – М.:АСТ: Апрель. 2005.

3. Конь И. «Книга о здоровом питании школьников», М. «Просвещение» 2010 г.

4. Энциклопедия для детей. Правила питания -залог здоровья. 2009.

источник

Приход осени ознаменовывает собой возвращение школьных будней, дождливую осеннюю погоду и умственные нагрузки. Именно поэтому диетологи советуют обращать внимание на правильное питание школьника в этот нелегкий период их жизни. Помимо школы, многие дети посещают дополнительные занятия по танцам, рисованию, ходят в спортивные секции.

Важность правильного и здорового питания для школьника трудно переоценить. Растущему организму необходимо получать максимум полезных микроэлементов и минералов для своего нормального развития. Так что же важно включать в рацион подростка? Изучаем советы диетологов и составляем правильное меню.

Рациональным питание школьника могут сделать только родители. Полезные продукты активизируют мозговую деятельность, придадут сил и энергии, в то время как вредная пища создаст дискомфорт в животе и проблемы с органами ЖКТ.

Диетологи советуют ввести в правильное меню для школьника такие составляющие питания:

  • молочные продукты, поскольку они способствуют укреплению и росту костей;
  • жиры растительного происхождения, благоприятно влияющие на ногти, волосы;
  • овощи и фрукты, ведь в них содержится целый кладезь витаминов;
  • белковую пищу, которая поможет восстановить энергию после тяжелого школьного дня.

Диетологи составили список вредных продуктов, которые наносят вред организму и становятся причиной развития желудочных заболеваний. Поэтому, если вы хотите обеспечить здоровое питание школьнику, исключите данную категорию из рациона:

  • сосиски, сардельки и другие продукты из соевого белка;
  • магазинные сухарики с различными добавками;
  • чипсы;
  • сладкую газировку;
  • фастфуд и различную острую пищу;
  • колбасы;
  • кофе и продукты, содержащие кофеин;
  • различные соусы, майонез, кетчуп.

Вот такие основные правила питания следует соблюдать родителям подростков.

На время принятия пищи большое влияние оказывает смена обучения ребенка. Если школьник посещает занятия в первую смену , то оптимальным вариантом для трапезы будут такие часы:

  • завтрак 7:00 — 8:00;
  • ланч 10:00 — 11:00;
  • обед 13:00 — 14:00;
  • ужин 18:00 — 19:00.

Для тех, кто ходит в школу во вторую смену , принимать пищу нужно в такое время:

  • завтрак 8:00 — 9:00;
  • обед 12:00 — 13:00;
  • полдник 16:00 — 17:00;
  • ужин 19:00 — 20: 00.

Не забывайте об основных правилах диетологии, обед и завтрак в сумме составляют около 60% общей суточной калорийности. Вечерний прием пищи осуществляется не позднее, чем за два часа до сна.

Меню школьника на неделю должно состоять из питательных и энергетически ценных блюд. Такая правильная пища обеспечит ребенка энергией, повысит мозговую деятельность. Итак, что же рекомендуется включать в недельный рацион.

Один из основных приемов пищи, который зарядит бодростью на весь день.

  • овсяные хлопья с яблоком или ягодами, зеленый чай;
  • гречневая каша, приготовленная на молоке, цикорий;
  • омлет с сыром, сладкий чай;
  • сырники, какао;
  • рисовая каша с кусочками тыквы, чай;
  • оладьи, какао;
  • творог с ягодами или медом, сладкий чай.

Обед является самым энергетически ценным элементом питания для школьника. В обеднюю трапезу обязательно должны входить первые жидкие блюда, чтобы обеспечить нормальную работу кишечника. На второе желательно кушать мясное или рыбное блюдо, которое насытит организм белком.

  • красный борщ, пюре с куриной котлеткой, овощной салат;
  • рассольник, свекольный салат, бефстроганов с тушеными овощами;
  • куриный суп-лапша, рыбная котлетка с рисом, овощной салат;
  • картофельный суп, печень с рисом, баклажанная икра;
  • свекольник, биточек из говядины, морковный салат;
  • овощной суп, запеченная рыба с макаронами, цветная капуста;
  • крем-суп из морепродуктов, куриная отбивная с овощами.

Этот прием пищи можно счесть за перекус перед ужином. Полдничать ребенок может как дома, так и в школе. Варианты:

  • овсяное печенье, яблоко, кефир;
  • творожная булочка, груша, молоко;
  • булочка с изюмом, апельсин, простокваша;
  • галетное печенье, яблоко, ряженка;
  • бисквит, апельсин, чай;
  • творожное печенье, груша, кефир.

Вечерний прием пищи школьника должен быть максимально легким и проводиться не позднее 2-х часов до сна. Не давайте ребенку мясо, иначе в желудке возникнет чувство тяжести, с которым будет трудно уснуть. На ужин нужно готовить основное блюдо и напитки.

  • картофельные зразы, клюквенный морс;
  • омлет с зеленым горошком, чай;
  • блины с творожной начинкой, какао;
  • рисовый пудинг, ряженка;
  • омлет с томатами, молоко;
  • творог с цукатами, какао;
  • запеканка из цветной капусты, зеленый чай.

Питание школьников в учебное время не менее важно, чем дома. Что же можно приготовить ребенку с собой, если в заведении отсутствует столовая или вы не доверяете местному общепиту?

Читайте также:  Шикша ягода чем полезна

Для начала поинтересуйтесь у чада, что он бы хотел видеть в своем ланч-боксе на обед. Возможно, это будут сухие завтраки из сухофруктов и орехов, а возможно, он захочет запеканку. Не нужно класть в коробку нелюбимое блюдо подростка, ведь высока вероятность того, что он не захочет это кушать.

Опираясь на мнение диетологов, правильный ланч (или полдник) для школьника может состоять из:

  • кусочков свежих фруктов, орехов, сухофруктов — это сухой сыпучий завтрак;
  • йогурта, творожков, сырковой массы;
  • полезных бутербродов, в основе которых злаковый хлеб, масло, свежие овощи, мясные ломтики;
  • питательных роллов, приготовленных из лаваша, свежей зелени и мяса;
  • яиц, ломтиков сыра, овощей;
  • творожных или ягодных запеканок;
  • японского перекуса.

Последний вариант питания является оптимальным для подрастающего организма, поскольку в бенто-ланче или сухом перекусе, присутствуют различные блюда, которые богаты белком, витаминами и минералами. Как видите, приготовление ланчей в школу не занимает много времени. Достаточно просто найти свой рецепт и следовать пожеланиям ребенка.

Диетологи рассчитали оптимальное количество потребляемой пищи для школьника:

Завтрак Рекомендуемый вес блюда — 300 г.
Обед На первое ребенок должен съедать 300 г. жидкого блюда, на второе — 300 г. каши и мясного.
Полдник Традиционный полдник состоит из фруктов — 100 г. и выпечки — 100 г.
Ужин Легкий прием пищи составляет 300 г.

Правильное питание детей-школьников целиком зависит от родителей. Приучить ребенка к здоровой пище можно только личным примером. Исключите из рациона все продукты с искусственными добавками и красителями, разнообразьте меню мясными и рыбными блюдами, добавьте овощей. Здоровое питание является залогом успешной учебы в школе.

источник

Вопрос о правильном рационе питания детей школьного возраста волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих отпрысков. Карманные деньги, выдаваемые на «мелкие расходы», чаще всего тратятся на вредные вкусности, а значит, нужно не только придирчиво изучать меню в школьной столовой, но и самим составить такой рацион питания, при котором все потребности растущего организма будут удовлетворены в полной мере.

Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка. Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий и большой траты времени не только в школе, но и дома. Море информации (чаще, к сожалению, ненужной), обрушивающейся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Наши дети – атомные, их физическое и половое развитие идёт на порядок быстрее. Добавьте к этому невероятные психические нагрузки, связанные с социальной адаптацией, и взбесившиеся гормоны – и получите довольно грустную картину. Как сохранить здоровье ребёнка, помочь ему справиться со всеми нагрузками?

Помните древнее выражение – «Ты есть то, что ты ешь»? Как ни странно это не звучит, но питание школьников играет очень важную роль. Правильное питание школьников – залог их здоровья, успеваемости и нормального развития. По мнению диетологов, ребёнок, учащийся в школе, должен есть не менее 4 раз в день, причём завтраки, обеды и ужины обязательно должны включать в себя горячие блюда. Школьники проводят по полдня вне дома, а некоторые – и вовсе весь день, оставаясь в продлёнке. Наша задача – накормить детёныша правильным завтраком и ужином и дать с собой не только вкусный, но и полезный «тормозок».

Составляя рацион для школьника, помните о балансе важных питательных веществ и витаминов. Но для начала давайте вспомним, для чего нужны эти вещества и где они находятся.

Витамин А – обеспечивает нормальное состояние слизистых оболочек и кожи, улучшает сопротивляемость организма, отвечает за нормальное состояние зрения. Витамин А содержится в рыбе и морепродуктах, печени, абрикосах, моркови.

Витамин В1 – улучшает пищеварение, укрепляет нервную систему и память. Этот витамин находится в овощах, рисе, мясе птицы.

Витамин В2 – укрепляет ногти и волосы и положительно влияет на состояние нервов. Витамин В2 содержится в яйцах, молоке, капусте брокколи.

Витамин В6 – отвечает за нормальную работу печени, улучшает кроветворение, благотворно влияет на функции нервной системы. Этот витамин содержится в яичном желтке, пивных дрожжах, бобовых и в цельном зерне.

Витамин В12 – стимулирует рост, способствует кроветворению, улучшает состояние центральной и периферийной нервной системы. Содержится в мясе, сыре, морепродуктах.

Витамин РР – регулирует уровень холестерина и улучшает кровообращение. Витамин РР содержится в рыбе, мясе, орехах, овощах, в хлебе грубого помола.

Пантотеновая кислота – благотворно влияет на функции нервной системы и двигательную функцию кишечника. Содержится в яичном желтке, мясе, фасоли, цветной капусте.

Фолиевая кислота – необходима для роста и нормального кроветворения. Это «зелёный» витамин, фолиевой кислоты много в шпинате, зелёном горошке, савойской капусте и т.д.

Биотин – отвечает за состояние кожи, ногтей и волос, регулирует уровень сахара в крови. Биотин содержится в яичном желтке, буром рисе, соевых бобах, помидорах.

Витамин С – полезен для иммунной системы, соединительной ткани и костей, ускоряет заживление ран. Витамина С много в шиповнике, облепихе, сладком перце, чёрной смородине, лимоне.

Витамин D – укрепляет зубы и кости. Витамин D находится в печени, икре, яйцах, молоке.

Витамин Е – борется с разрушительным воздействием свободных радикалов, влияет на функции эндокринных и половых желёз, замедляет старение. Содержится в орехах и растительных маслах.

Витамин К – отвечает за нормальную свёртываемость крови. Этот витамин находится в шпинате, кабачках, салате и белокочанной капусте.

Всем известное трио основных питательных веществ – белки, жиры, углеводы – содержатся во всех видах продуктов в разном соотношении, но качество этих веществ напрямую зависит от вида и качества продукта.

Белки – это строительный материал для клеток организма. Для растущего организма белки особенно важны, поэтому следует осознанно подходить к этому вопросу. Большинство родителей свято убеждены, что мясо является лучшим поставщиком белка в организм, и усиленно пичкают детей котлетами, жареными окорочками и пельменями. Но, по мнению диетологов, детям лучше всего давать рыбу, яйца и молочные продукты – именно их белки наилучшим образом усваиваются. Не забывайте о растительных белках – они содержатся в бобовых. Фасоль, бобы, нут, маш, соя (не та, что в колбасе, а настоящие соевые бобы) – всё это разнообразие должно появляться на столе не реже 2-3 раз в неделю. А мясо, так любимое многими – всего лишь пару раз, и то в варёном, тушёном или запечённом виде, и уж никак не в жареном. Отдельно нужно сказать о колбасе, сосисках и сардельках. В детском питании эти «деликатесы» не должны появляться вовсе! Вместе с полезным белком ваш ребёнок получит массу совершенно не полезных ингредиентов вроде красителей, ароматизаторов, идентичных натуральным, консервантов и прочих «радостей». Не покупайтесь на названия типа «Колбаса Детская» или «Сосиски Детские», ничем, кроме названия, они от обычных не отличаются (а иной раз и похуже бывают!). Если ваша семья любит бутерброды, приготовьте домашнюю колбасу или её упрощённый вариант.

Жиры являются главным поставщиком энергии в наш организм, обеспечивают всасывание жирорастворимых витаминов в кишечнике, участвуют во многих процессах жизнедеятельности клеток тела, а жировые запасы в теле необходимы для поддержания и амортизации внутренних органов и для теплоизоляции. Так что без жиров никуда. Даже если ваш ребёнок страдает ожирением, это не повод сажать его на низкожировую диету. Все виды жира по-своему полезны и необходимы. Отдавайте предпочтение растительным маслам (желательно, нерафинированным) и не забывайте о сливочном масле, только выбирайте качественное, без различных добавок. Достаточное количество жира содержится в сливках, сметане, мягких сырах, свинине, мясе индейки и утки. Но в то же время не забывайте о норме!

Углеводы являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов. Они служат источником энергии, а также выступают в качестве запасных питательных веществ. Углеводы бывают быстрыми и медленными. Быстрые (или простые) углеводы быстро усваиваются организмом и так же быстро тратятся. Быстрые углеводы подразделяются на моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза) и дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза). Простые углеводы содержатся в сладких фруктах, овощах, ягодах, молочных продуктах, пиве. Медленные (или сложные) углеводы (крахмал, гликоген, клетчатка, инсулин, пектиновые вещества) медленно высвобождают сахар в кровь, чем поддерживают постоянный уровень энергии и помогают дольше сохранять чувство насыщения. Медленные углеводы содержатся в картофеле, зерновых и бобовых культурах, дрожжах, морепродуктах, фруктах. Несмотря на то, что неумеренное потребление быстрых углеводов может привести к ожирению и диабету, совсем отказываться от них нельзя. Только вместо сладких булочек и конфет покупайте детям фрукты, ягоды, мёд и сухофрукты, это намного полезнее. Что же касается медленных углеводов, то именно на них нужно обращать особенное внимание, готовя детёнышу завтрак и ужин. Завтрак, состоящий из каши или мюсли с йогуртом или соком – это наилучший вариант. Подробнее о правильном завтраке и сбалансированном рационе вообще вы можете прочитать в разделе Здоровое питание нашего сайта.

Обязательно нужно учитывать потребность ребёнка в калориях. Детям 7-11 лет необходимо получать примерно 2300 ккал в день, 11-14 лет – 2500 ккал, 14-18 лет – до 3000 ккал. Если ваш ребёнок посещает спортивные секции, нужно увеличить калорийность пищи примерно на 300 ккал, точно так же следует увеличить калорийность, если ребёнок учится в специализированной школе с углублённым изучением того или иного предмета.

Режим питания школьника зависит от времени обучения. Для детей, занимающихся в первую смену, оптимальным будет такой режим:

1 завтрак – 7-00 – 7-30
2 завтрак – 10-30 – 11-00
Обед – 14-00 – 15-00
Ужин – 19-00 – 20-00

Для детей, обучающихся во вторую смену:

Завтрак – 8-00
Обед – 12-30
Полдник – 15-00
Ужин – 20-00 – 20-30

Промежутки между приёмами пищи не должны превышать 4-5 часов, так как в таком случае обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи.

Обратите внимание на то, как организовано питание школьников в самой школе. В меню не должно быть блюд вроде макарон по-флотски с фаршем, яичницы, холодных супов, кисломолочных продуктов с добавлением ароматизаторов. В школьном буфете требованиями СанПиН 2.5.2409-08 строго запрещена продажа выпечки с кремом, карамели, чипсов, попкорна, жевательной резинки, консервов, сырокопчёных мясных изделий, колбасы, грибов и блюд из них, паштетов и блинчиков с творогом и мясным фаршем, соусов, блюд, приготовленных во фритюре, молочных продуктов и мороженого на основе растительных жиров, ядер косточек абрикоса и арахиса, субпродуктов (кроме печени, сердца и языка) и сладких газированных напитков. Если в школе присутствуют нарушения этих правил, вам следует обратиться в Роспотребнадзор.

Дома же старайтесь привить ребёнку культуру питания и стремление употреблять полезные продукты. Готовя еду для семьи, помните, что не все блюда одинаково хороши как для взрослых, так и для детей. Не кормите детей не до конца прожаренным мясом с кровью (как, впрочем, и жареным), суши и сырыми яйцами. Исключение составляют перепелиные яйца, они не заражены сальмонеллёзом, только не забывайте мыть скорлупу перед тем, как её разбить. Постарайтесь максимально ограничить употребление продуктов с искусственными красителями, ароматизаторами, консервантами и стабилизаторами. Конечно, трудно удержать ребёнка от соблазна съесть что-нибудь вкусно-вредное, но постараться свести количество всей этой гадости к минимуму нужно.

Основные же принципы здорового питания одинаковы для всей семьи. Чаще готовьте салаты из свежих овощей с зеленью, пусть дети заряжаются витаминами. Научите ребёнка пользоваться блендером и предоставьте ему возможность самому себе готовить полезные смузи из свежих соков, фруктов или ягод с зеленью или проростками пшеницы. Отдавайте предпочтение приготовлению на пару – это быстро, удобно и намного полезнее, чем, скажем, варка или жарка. На гарнир старайтесь готовить не традиционные макароны или жареную картошку, а овощные блюда, припущенные, сваренные на пару или запечённые в духовке. В обычные оладьи для завтрака добавьте нарезанные тонкими дольками яблоки, натёртую морковь или капусту, нашинкованную максимально мелко – это и вкусно, и полезно. В тесто для домашней выпечки щедро добавляйте отруби – клетчатка жизненно необходима абсолютно всем, а уж детям, по полдня проводящим за партой, тем более. Отруби можно добавить и в творожную запеканку. Не забывайте о бобовых, как об источнике растительного белка. Кроме горохового супа, из бобовых можно приготовить множество очень вкусных блюд, стоит только захотеть. Котлетки из фасоли, фалафель из нута, индийский дхал, плов из риса и маша – на нашем сайте вы можете найти практически любой рецепт!

Правильная организация питания школьников обеспечивает организм детей всеми ресурсами не только для роста и развития, но и для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. И ваш вклад, как родителей, особенно важен.

Питайтесь разнообразно и правильно и будьте здоровы!

источник

Источники:
  • http://hornews.com/top/top-7_klassicheskih_blyud_shkolnoy_stolovki/
  • http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/11/25/issledovatelskaya-rabota-shkolnoe-pitanie-pravilnoe-zdorovoe-pitanie
  • http://edakarapuza.ru/pitanie/menu/pitanie-shkolnika.html
  • http://kedem.ru/health/pitanie-shkolnikov/