Меню Рубрики

Полезная информация для 9 класса

Рекомендации при подготовке к экзаменам:

1. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
3. Подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
4. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Состав план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
5. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.
6. Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
7. Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
8. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала.
9. Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте — сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
10. Ежедневно выпопняйте упражнения, которые способствуют снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Советы выпускникам
Подготовка к экзамену
1. Подготовь место для занятий;
2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;
3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут- перерыв;
6. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
8. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать с ощущением бодрости, боевого настроя.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Если на улице холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.

Перед началом тестирования
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д).
Будь внимателен! Оттого, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Во время тестирования
1. Пробеги глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся.
2. Внимательно прочитай вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.

Адрес : 396950, Воронежская область, Семилукский район,

источник

Государственная итоговая аттестация (ГИА) — это относительно новая форма проведения выпускных экзаменов в 9-м классе школы. Эксперименты по введению ГИА проводились в различных регионах с 2002 года. Экзамен проводится в виде тестирования на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ.

Выпускники 9-х классов общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Красногорского района Московской области сдают 4 экзамена. Из них 2 обязательных: математика и русский язык, а также два экзамена по выбору из числа предметов, изучавшихся в IX классе.

Задания для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов разрабатываются специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Государственную итоговую аттестацию (ГИА) выпускникам 9-го класса необходимо сдавать, потому что:

  • результаты ГИА рассматриваются при зачислении в 10-й класс;
  • результаты ГИА могут быть засчитаны при поступлении в профессиональные училища и колледжи.

Какие предметы по выбору можно сдавать на ГИА?

На территории Московской области определены следующие сроки проведения ГИА-9 в новой форме:

Какие предметы являются обязательными на ГИА?

Для сдачи в формате Государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9-м классе обязательными являются два предмета: русский язык и математика.

Когда будет проходить итоговая аттестация?
28 мая (вт.) – математика;
31 мая (пт.) – история России, обществознание, физика, химия, география, биология, литература;
4 июня (вт.) – русский язык;
7 июня (пт.) — история России, обществознание, физика, химия, география, биология, литература (только для участников ГИА-9 в новой форме, у которых совпадают экзамены 31 мая);
11 июня (вт.) – резервный день: математика, история России, география, биология, физика;
14 июня (пт.) – резервный день: русский язык, обществознание, химия, литература.

Управление образования обращает внимание, что резервные дни предусмотрены для участников ГИА -9 в новой форме, не имевших возможности по уважительной причине, подтвержденной документально, сдать экзамены в установленные сроки.

ГИА-9 по другим общеобразовательным предметам, изучавшимся в IX классе, проводится в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

Экзамен по государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников 9-х классов проводится в здании своей школы. При проведении экзамена не допускается присутствие посторонних, в том числе и учителя, преподававшего предмет, не только в аудитории проведения экзамена, но и на этаже.

Будут ли учащиеся знать, в каком кабинете они будут проходить ГИА?

Да, непосредственно в день экзамена учащиеся ознакомятся с распределением по аудиториям. Дежурный или сопровождающий от ОУ сообщает участникам экзамена номер аудитории, в которой они будут сдавать экзамен. Также участники экзамена могут уточнить номер аудитории по спискам распределения участников экзамена по аудиториям ОУ-ППЭ, размещенным на информационном стенде в вестибюле ОУ-ППЭ.

Кто может находиться с детьми в аудитории, где идет итоговая аттестация?

В аудитории могут находиться организаторы экзамена и независимые наблюдатели. Для проведения экзаменов по общеобразовательным предметам назначаются организаторы из числа учителей, не ведущих преподавание данных предметов и прошедшие подготовку.

Прослушивание текста изложения по русскому языку производится с использованием аудиозаписи. Организацию воспроизведения аудиозаписи осуществляет технический специалист.

Возможно двукратное прочтение текста изложения учителем-словесником. Учитель-словесник, не работавший с экзаменуемыми, приглашается только для двукратного прочтения текста изложения.

Решение об использовании аудиозаписи или двукратного прочтения текста изложения принимается территориальной экзаменационной комиссией. Задача наблюдателя – следить за тем, чтобы все процедуры итоговой аттестации были соблюдены. Чтобы выполнить свою функцию, наблюдатель должен пройти аккредитацию.

Кто допускается до сдачи ГИА?

До сдачи Государственной итоговой аттестации (ГИА) допускаются выпускники 9-х классов:

  • имеющие годовые оценки по всем предметам программы 9-го класса не ниже тройки;
  • имеющие не более одной двойки с обязательной сдачей предмета, по которому получена неудовлетворительная оценка.

Будут ли консультации перед экзаменом?

Да. Смотрите график своего учебного заведения.

Можно ли уйти с экзамена досрочно?

Да. Ученик предупреждает организатора в аудитории и следует его инструкциям.

Могут ли учащиеся выходить из аудитории в период экзаменов?

Да. Выход из аудитории фиксируется организатором в специальном протоколе.

Сколько времени выделяется на сдачу ГИА?

В 2013 году для сдачи Государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9-м классе отводится следующее количество времени для каждого предмета:

Предмет Время, мин.
Русский язык 240
Математика 240, из них 90 на первую часть
Физика 180
Химия 120
Биология 150
География 120
Обществознание 180
История России 150
Литература 240

Как влияют результаты ГИА на школьный аттестат?

Оценка за экзамен Государственной итоговой аттестации (ГИА) в новой форме по разным предметам составляет от 26 до 43 первичных баллов. Эти баллы пересчитываются в стандартную пятибалльную систему.

Что делать, если на ГИА была получена «двойка»?

В случае получения неудовлетворительной оценки по одному или двум предметам выпускнику разрешается пересдать предмет в дополнительные сроки.

В случае неполучения удовлетворительной оценки и на пересдаче выпускнику не будет выдан аттестат. Вместо него будет предоставлена справка о прохождении обучения. В справке указываются предметы, по которым была получена неудовлетворительная оценка, и в следующем году можно будет пересдать только эти предметы.

Порядок подачи и рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными отметками.

Апелляция о несогласии с выставленными отметками подается выпускником в территориальную конфликтную комиссию в течение двух рабочих дней после объявления результатов экзамена.

Апелляции о несогласии с выставленными отметками рассматриваются территориальной конфликтной комиссией не более четырех рабочих дней с момента ее подачи в соответствии с инструкцией для ТКК.

Выпускник имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С выпускником имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции один из его родителей (законных представителей). Родитель (законный представитель), присутствующий при рассмотрении апелляции, должен иметь при себе документ, удостоверяющий его личность.

Материалы удовлетворенных апелляций по русскому языку и математике передаются в РЦОИ.

  • по вопросам содержания и структуры экзаменационных заданий (контрольно-измерительных материалов) по общеобразовательным предметам;
  • по вопросам, связанным с нарушением выпускником правил по выполнению экзаменационной работы;
  • просто посмотреть работу.

Права и обязанности выпускников основной школы:
Выпускники приходят своевременно на экзамены государственной (итоговой) аттестации в ОУ-ППЭ. Опоздавшие допускаются на экзамен по решению руководителя ОУ-ППЭ в случаях, если их появление не будет препятствовать нормальному ходу экзамена. На каждом экзамене выпускники должны иметь письменные принадлежности, а на экзаменах по математике и физике — также чертежные принадлежности.

На экзаменах выпускникам запрещается иметь при себе и пользоваться любыми техническими средствами, телефонами, письменными изданиями и материалами.

При нарушении порядка проведения государственной (итоговой) аттестации и отказе от его соблюдения выпускник может быть удален с экзамена.

источник

Здесь будут размещены дополнительные материалы и полезная информация для сдающих историю.

Фильм История государства Российского он-лайн можно здесь посмотреть :

Пособие для подготовки к экзамену, там есть и билеты и ответы, можно скачать здесь :

Ответы на экзаменационные билеты по истории России (9 класс)

Девятиклассники! Здесь выложены приблизительные ответы на новые экзаменационные билеты.

Билет № 1. Вопрос 1. Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.

862-879 — годы правления Рюрика,

879-912 — годы правления Олега,

907, 911 — походы Олега на Византию,

912-945 — годы правления Игоря,

941, 944 — походы Игоря на Византию,

945 — убийство Игоря древлянами,

945-972 — годы правления Святослава,

945-964 — годы регентства Ольги,

965 — покорение Хазарского каганата,

968 — победа над Волж ской Булгарией,

972 – 980 — годы правления Ярополка,

980-1015 — годы правления Владимира,

988 — принятие хри стианства,

1015 – 1019 — годы правления Святополка I Окаянного,

1019-1054 — годы правления Ярослава Мудрого,

1054 — разделение единой христианской церкви на православную и

1054 — … — 1078 — годы правления Изяслава I,

1078-1093 — годы правления Всеволода I,

1093-1113 — годы правления Святополка II,

1113 – 1125 — годы правления Владимира Мономаха

Образование древнерусского государства. Существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян.

  1. Славянская (антинорманнская). Отрицается роль варя гов в образовании древнерусского госу дарства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов).
  2. Норманнская. Древнерусское госу дарство создано нор маннами (варягами) с добровольного согла сия славян (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер).
  3. Центристская (современная). Древнерусское госу дарство возникло как результат внут реннего обществен ного развития сла вян, но и при уча стии варягов (большинство современных историков).

Древнерусские князья и их деятельность.

Рюрик. Родоначальник династии Рюриковичей. Считается, что в 862 г. несколько славянских племен пригласили скандинавского конунга (правителя) Рюрика и его легендарных братьев (Синеуса и Трувора) княжить на принадлежавшей им территории. В соответствии с «Повестью временных лет » Рюрик умер в 879 г. и его преемником стал Олег.

Олег. Олег во время своего правления завоевал Киев (882 г.), Смоленск и ряд других городов. Упрочил внешнеполитическое положение Руси. В 907 г. Совершил удачный военный поход на Константинополь (Византия), итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.) .

Игорь. Организовал военные походы против Византии (941 г. – закончился неудачей, 944 г. – заключение взаимовыгодного договора). Расширил границы древнерусского государства. Таким образом, под контролем Игоря оказались племена радимичей, вятичей, уличей, кривичей и др. Отношения между князем и подчиненными ему племенами строились на системе уплаты дани (полюдье). Полюдье — это ежегодный объезд князьями вместе с боярами и дружи ной подвластных им территорий с целью сбора податей с местного населения. В 945 г. вспыхнуло восстание древлян против слишком высокого размера требуемой дани. В результате волнений Игорь был убит.

Ольга. После гибели Игоря его жена Ольга для стаби лизации ситуации ввела вместо полюдья нормированный размер дани ( уроки ) и установила места сбора дани ( погосты ). В 957 г. Первой из русских князей приняла христианство под именем Елена.

Святослав. (сын Игоря и Ольги) Инициатор и руководитель многих военных походов (разгром Хазарского каганата, Волжской Булгарии, войны с Византией, столкновения с печенегами).

Владимир I Святой. 980 г. – языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих славянских богов во главе с Перуном (неудачная попытка приспособить язычество к цели объединения Руси), 988 г. – принятие христианства. Дальнейшее расширение и укрепление государства. Успешные военные походы против поляков, печенегов.

Ярослав Мудрый. Способствовал возвышению международного авторитета Руси (установил широкие династические связи с Европой и Византией). Военные походы в Прибалтику, в польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов. Основатель письменного русского законодательства («Русская Правда» → «Правда Ярослава»).

Владимир II Мономах. (внук Ярослава Мудрого) Организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111). Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на котором рассматривались вопросы вреда междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Остановил распад Древнерусского государства. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой (был женат на дочери английского короля Гарольда II).

Социальная структура Киевской Руси. К высшим категориям населения Руси относились князья, священники (с Х в.), бояре (потомки родоплеменной знати, воеводы). Основу власти князя составляли дружинники . Это были наиболее приближенные к князю люди. Из них же князь назначал высших должностных лиц. Особой категорией, обозначенной в судебниках того времени, были «люди» и «смерды». Считается, что «люди» были полностью свободными, а «смерды» должны были платить князю определенную дань. Далее по социальной лестнице шли «холопы», которые были полностью бесправными. Про межуточное положение занимали «закупы» и «рядовичи», которые находились в зависимом положении до выплаты ими долга кредиторам. Самой низшей категорией населения были «изгои», которыми становились несостоятельные должники, люди, ушедшие по каким-либо причинам из общины, которая являлась основной формой социальной организации.

Читайте также:  Карта евразия рельеф и полезные ископаемые

Социальная структура и основные категории населения

Вожди племен, позже — правители государственных образований

Свободные крестьяне — общинники.

другого землевладельца ссуду («купу») скотом,

орудиями труда и т.п. и обязанные отработать этот долг

Билет № 2. Вопрос 1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII в.

1223 – первое столкновение русских войск с монголо-татарскими войсками на реке Калка (русские потерпели поражение)

1236 – разгром монголо-татарами Волжской Булгарии

1237 – 1238 – I поход Батыя на Русь

1239 – 1242 – II поход Батыя на Русь

1242 – Ледовое побоище на Чудском озере

1252 – 1263 – годы правления Александра Невского

Монголо-татарское нашествие и установление ига над Русью.

Ко времени начала вторжения на терри торию Руси монгольский правитель Чингисхан успел покорить племена бурят, яку тов, империю Цзинь (Китай), Хорезм, Закавказье и стал угрожать территориям, ко торые контролировали половецкие племена. В это время русские князья находились в дружественных отношениях с половцами, поэтому половцы совместно с русскими князьями в 1223 г. выставили против монголов объединенное войско и, несмотря на численное превосходство, потерпели поражение на р. Калке.

После смерти Чингисхана в 1227 г. его разросшаяся к этому времени империя была поделена между сыновьями. Один из внуков завоевателя, Батый, возглавил поход в Европу (1235 г.). По пути была завоевана Волжская Булгария и ряд прожи вавших по соседству племен. В 1237 г. войска татар появляются у границ р. Воронеж и начинают мощное наступление на южные земли Руси. Были разрушены Ря зань, Москва, Ростов, Суздаль, Владимир. В первый поход на Русь Батый не смог дойти до Новгорода и его войско повернуло обратно. Военное вторжение было во зобновлено в 1239 г. Монголы нанесли поражение разрозненным силам русских князей и взяли Муром, Чернигов, Переяславль, Киев. Войско Батыя дошло до Ад риатического моря и в 1242 г. внезапно вернулось в степи, что было связано со смертью одного из сыновей Чингисхана — Угедея. Предстояли новые выборы вели кого хана, и Батый посчитал для себя участие в этих выборах важнее дальнейшего продвижения на Запад. В итоге над Русью было установлено иго (господство) монголо-татар.

На востоке от Руси образовалась в 1243 г. Золотая Орда, государственное образование во главе с Ханом Батыем. Между Ордой и Русью установилась система взаимоотноше ний, которая строилась на уплате русскими князьями дани татарам. Кроме того, бы ла определена система утверждения всех русских князей, которые должны были получать в Орде ярлык, дававший им право княжить.

Причины поражения Руси в борьбе с монголами

Столкновение двух различных типов

социально-экономической и политической организации общества

  1. Отставание от Европы за 240 лет ига
  2. Сокращение населения, уничтожение городов и сел
  3. Вассальная зависимость от Орды – дань, ярлыки, систематические набеги
  4. Сокращение посевных площадей
  5. Утверждение самодержавной власти.

Борьба северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей.

Швеция, Прибалтика — цели → захват новых земель

Июль 1240 г. – Невская битва .

Шведы поднялись по Неве с целью охватить Новгородскую землю «клещами»: с запада – немцы, с северо-запада – шведы ➔ молниеносное нападение русских дружин и ополчения князя Александра Ярославича ➔ шведы потерпели поражение. Причины поражения шведов : героизм новгородских воинов, талант Александра Невского (внезапность, преградил шведам отход к кораблям, разделил противника пехотой и конницей на части). Значение победы: Новгород сосредоточил все свои силы против немецких рыцарей.

Апрель 1242 г. – Ледовое побоище.

Тактика рыцарей ➔ клином-«свиньей» прорвать оборону русских, разбить их по частям.

Тактика Александра Невского ➔ окружение врага, лед не выдерживает тяжеловоору-женных немцев. Причины победы русских: Талант Александра Невского: выбор места для решающего сражения, знание тактики противника (построение «свиньей»), умелая расстановка русской армии, героизм русских воинов. Значение победы: новгородская и псковская земли сохранили свою независимость. Предотвращение дальнейшего вторжения в русские земли. Князь Александр Невский причислен к лику святых.

Билет № 3. Вопрос 1. Культура Руси в XIV – XVI вв.

Монголо-татарское иго нанесло неповторимый удар по раз витию русской культуры. В различных сферах культуры наблю дается упадок.

  1. памятники русского зодчества;
  2. письменности;
  3. прекратилось каменное строительство;
  4. исчезли некоторые виды ремесел.

Со второй половины XIV века начался постепенный подъем русской культуры. Ведущей темой в культуре стала идея единства русской земли и борьба с иноземным игом.

Для былинного эпоса характерно обращение к эпохе независимости. Формируется новый жанр устного народного творчества — истори ческая песня. Появление бумаги сделало доступным книги.

Особое влияние на развитие русской литературы оказала Куликовская битва. Произведения, посвященные Куликовской битве: «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище» — были очень популярны на Руси.

В начале XV века появился первый общерусский летописный свод — Троицкая летопись.

Московские князья огромное внимание уделяли составлению летописей, что способствовало объединению земель.

В середине XV века была составлена Всемирная история с кратки ми сведениями по истории Руси -русский хронограф.

Итог: на Руси появляются многие произведения искусства, сюда переезжают жить и творить талантливые мастера из других стран.

В XIV-XV веках большое развитие получила живопись.

Феофан Грек (работал в Новгороде, Москве. Известные работы: роспись церкви Спаса-на-Ильинке, церкви Рождества Богородицы, Архангельского собора Московского Кремля и другие).

Андрей Рублев (работал в Москве. Известные работы: роспись Благовещенского собора, Успенского собора во Владимире, фрески и иконы Троицкого собора, знаменитая икона «Троица»).

Итог: манера письма двух талантливых мастеров оказала силь ное влияние на последующие поколения русских художников.

Каменное зодчество возрождалось очень медленно. Продолжали развиваться традиции областных архитектурных школ. В 13 67 году были возведены белокаменные стены Кремля, позже используется крас- ; ный кирпич.

В начале XV века строятся Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря и собор Андронникова монастыря в Москве.

В конце XV — начале XVI веков был создан ансамбль Московского Кремля.

Русская культура в конце XV — начале XVI развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости.

Разрабатывается официальная идеология Российского государства. В начале XVI века была выдвинута идея «Москва — третий Рим». Суть теории:

  1. Рим — вечно существующее царство — переходит из одной стра ны в другую;
  1. Рим погиб — явился второй Рим — Византия;
  2. Византия погибла — ее сменила Москва (третий Рим);
  3. четвертого Рима не будет.

В «Сказаниях о князьях Владимирских» нашла отражение политическая теория происхождения русского государства: Москов ские князья — прямые потомки Римского Императора Августа.

Церковь идеологически обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Церковь яростно преследует ереси.

Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества стала историческая песня:

— воспевалась борьба Ивана Грозного с боярством;

— поход Ермака в Сибирь;
-взятие Казани;

Литературе того времени характерна публицистика в виде по сланий и писем.

Крупнейшим событием в истории русской культуры стало возникновение книгопечатания.

В 1553 году началось издание книг в Москве.
1564год Иван Федоров и Петр Мстиславец (издали первую печатную книгу «Апостол»)

Во второй половине XVI века в России было издано около 20 больших печатных книг.

Грандиозным событием в архитектурном строительстве стало стро ительство нового Кремля. Итальянский зодчий Фиораванти (Успенский собор);

В этот период строятся кремли в других городах: Новгороде, Туле, Коломне.

Церковь в селе Коломенском была построена с элементами деревянного зодчества;

В 1560 году русские зодчие Барма и Постник закончили строительство храма Василия Блаженного (ослеплены). В церковном строительстве появился шатровый стиль.

Живопись представлена росписью храмов и иконописью. Самым выдающимся мастером был Дионисий.

  1. икона Успенского собора московского Кремля;
  2. роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре;

Период конца XV-XVI веков характеризуется накоплением 1 теоретических и практических знаний в области математики и механики.

Путешественник Афанасий Никитин собрал ценные географичес- j кие сведения — «Хождение за три моря».

Появляются карты территории Русского государства. Начинает развиваться литейное дело:

  1. стал действовать государственный Пушечный двор;
  2. мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку (вес 40 тонн).

Итог. Создание централизованного государства, яростная борьба с ересями и свободомыслием привели к жесткому контролю государства над всеми формами искусства

Билет 4. Вопрос 1. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление Русского централизованного государства в XIV – XV вв.

В середине XIII века при сыне Александра Невско го Данииле Александровиче Москва стала удельным княжеством и начала проводить самостоятельную по литику. В это же время значительно усилилось Твер ское княжество, также претендовавшее на лидерство среди русских земель. Вскоре началась борьба за вла димирский стол между Юрием Даниловичем Московским и Михаилом Ярославичем Тверским. В спор вмешалась Орда. В 1327 г. против татар восстала Тверь. В раз громе восстания участвовал Иван Калита, князь Мос квы, получивший за это владимирское княжение и право сбора дани с русских земель. Он приобрел ряд земель (Белоозеро, Углич, Галич Мерьский). В Мос кву переехал из Владимира митрополит, что усилило ее влияние. При Дмитрии Ивановиче (1359—1389) Мос ква стала подминать под себя Тверь, Нижний Новго род, Рязань. В 1368—1372 гг. она выдержала войну с литовским князем Ольгердом, помогавшим Твери. В 1370-х гг. правитель Орды темник Мамай решил осла бить Москву, в 1377 г. татары разбили московско-нижегородские отряды на р. Пъяне и сожгли Нижний Новгород. Но в 1378 г. московско-рязанская рать на несла поражение ордынцам на р. Воже, а в 1380 г. объединенные рати Дмитрия Донского и других рус ских князей разгромили войска Мамая на Куликовом поле. Однако хан Тохтамыш разорил Москву в 1382 г. и вернул ее под власть Орды.

После разгрома Орды Тимуром в 1395 г. Василий I (1389—1425) несколько лет не платил ей дани. В 1408 г. правитель Орды Едигей вновь осадил Москву, не взял ее, но страшно разорил окрестные города. Власть татар вновь укрепилась. В то же время западные русские зем ли захватывала Литва — в 1403 г. литовский князь Витовт овладел Смоленском. Василий I еще в 1392 г. захватил Нижегородское княжество, купив права на него у Орды.

Централизованное Русское государство с центром в Москве оформилось в правление сына Василия II Ивана III (1462—1505). При нем к Москве были присое динены Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка. Иван III перестал платить дань Большой Орде (наибо лее крупной части распавшейся Золотой Орды). Хан Ахмат попытался ослабить мощь Москвы и двинулся против нее походом. Но после «.стояния на Угре» в 1480т., когда татары не решились напасть на русские полки, Ахмат отступил в степи и погиб. Ордынское игЪ пало.

В 1472 г. Иван III женился вторым браком на пле мяннице императора Византии Софье (Зое) Палеолог. Гербом Руси со временем стал византийский двуглавый орел. Москва выступила как бы в роли преемника Ви зантии. Формируются основы централизованного госу дарственного аппарата. Центральными его органами являлись Боярская Дума и казна (канцелярия). На мес тах — в уездах и волостях — управляли наместники и волостели. При Иване III становится массовой раздача земель служилым людям (дворянам, детям боярским) — костяку армии. Иван III подумывал о конфискации на эти цели земель церкви (секуляризацию), но не решился на это из-за давления духовенства, ожидая, что оно пожертвует ему свои владения добровольно.

В 1497 г. был издан Судебник — первый общерус ский свод законов. Он впервые ввел единый для всей страны срок переходов крестьян от господ в Юрьев день осенний (неделя до и после) при условии уплаты дол гов и соответствующих повинностей («пожилого»).

При Василии III (1505-1533) Москва присоединила последние самостоятельные центры на Руси — Псков и Рязань, что завершило объединение страны. Еще более усилился деспотизм великокняжеской власти. В то же время произошло более четкое размежевание функций между великим князем и Боярской Думой. Продолжался начавшийся при Иване III экономический подъем.

Объединение Руси шло во многом силовыми мето дами, ибо экономические предпосылки для него со зрели не до конца. И знать, и простолюдины были практически бесправны по отношению к великому кня зю (они называли себя его холопами), чью власть огра ничивали лишь вековые обычаи.

Билет 5. Вопрос 1. Преобразования Петра I: содержание, итоги.

Необходимость добиться выхода к Черному и Балтийскому морям для нормального развития экономики (исходный пункт). → Для этого были нужны сильная армия и флот — этим обусловлены военные реформы. → Для успешного ведения боевых действий по мимо армии и флота необходимо было вооруже ние и обмундирование — этим обусловлены эко номические реформы. → Для ведения войны требовались дополни тельные источники дохода — этим обусловлены денежная и налоговая реформы. → Чтобы лучше собирать налоги, необходима была централизованная система управления и система контроля — этим обусловлены админи стративные реформы. → Чтобы управление стало более эффективным, необходимо было повысить уровень образования чиновников — этим обусловлены реформы в об ласти культуры и образования.

Цели реформ Петра I (1682—1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшими сподвижниками Петра I были А. Д. Мен тиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский, П. П. Шафиров, Ф. Ю. Ромодановский, Я. Брюс.

Военная реформа. Была ведена рекрутская повин ность, новые уставы, экипировка на западный манер, построен флот. Однако говорить о создании регуляр ной армии вряд ли верно, она существовала уже с се редины XVII в., сменился лишь ее кадровый состав в результате роспуска стрелецких полков. Замена дво рянской конницы драгунской привела к снижению бо еспособности кавалерии.

Реформа государственного управления. Боярская Дума была заменена высшим государственным орга ном — сенатом (1711), призванным при необходимос ти заменять царя, приказы — коллегиями. Введена «Табель о рангах», предусматривавшая систему чинов и порядок их присвоения не по знатности, а в соответ ствии со служебными показателями. Указ о престоло наследии позволил царю назначать наследником кого угодно. Столица в 1712 г. перенесена в Петербург. В 1721 г. Петр принял императорский титул. Церковная реформа. В 1721 г. было ликвидировано патриаршество, церковь стала управляться Святейшим синодом и была лишена части своих богатств. Свя щенники переведены на казенное жалованье, число их сократилось, причем часть их перешла в разряд поме щичьих крепостных.

Читайте также:  Полезно или вредно сало соленое

Изменения в экономике. В 1724 г. была введена по душная подать, взимавшаяся со всех мужчин податных сословий независимо от возраста, появилась масса косвенных налогов (на гробы, бороды, бани и т. п.), корабельные поборы и др. В целом налоги выросли примерно в Зраза. Создано до 180 мануфактур, что положило начало крупной отечественной промышлен ности. Введены казенные монополии на разные това ры, которые, впрочем, к концу правления Петра ста ли отменяться. Строятся каналы и дороги, но многие проекты не были реализованы из-за нехватки средств.

Социальные реформы. Указ о единонаследии (1714) приравнял поместья к вотчинам и запретил их дробить при наследовании, чтобы те барские сыновья, кото рые не получат поместья, шли на государеву службу. Для крестьян вводятся паспорта, крепостные и холо пы фактически приравниваются, что положило начало крепостному праву в его «классической», наиболее жестокой форме.

Реформы в области культуры. Созданы Навигацкая, Инженерная, Медицинская и пр. школы, первый пуб личный театр, первая общедоступная газета «Ведомо сти», музей (Кунсткамера), Академия наук. Дворян отправляют учиться за границу. Однако заметно обра зовательный уровень дворянства повысился лишь во второй пол. XVIII в. Вводится западное платье для дво рян, бритье бород, курение, ассамблеи.

Итоги. Окончательно сформировался абсолютизм. Выросла военная мощь России: она стала играть видную роль в европейской политике. В то же время серьезно обострился антагонизм между верхами и низами, крепостное право начало приобретать рабские формы. Непо мерно усилился налоговый пресс, причем положитель ный эффект не соответствовал вложенным средствам. Чрезвычайно разросся бюрократический аппарат. Выс ший класс слился в одно дворянское сословие, продол жавшее, впрочем, сохранять свою неоднородность.

Последствия. Реформы Петра вызвали недовольство практически всех слоев населения. В 1698 г. восстали недовольные ухудшением условий службы стрельцы, подвергшиеся за бунт свирепой расправе — более 1000 человек было казнено, стрелецкие полки распу щены. В 1705—1706 гг. произошло восстание в Астра хани, на Дону и в Поволжье в 1707—1709 гг. — восста ние К. А. Булавина, в 1705—1711 гг. — в Башкирии. В разное время бунтовало до 60 уездов.

Билет 6. Вопрос 1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Россия времен Екатерины Великой — так именовали ее многие современники -достигла высшего уровня развития абсолютизма. Ее правление они называли «золотым веком». Это было время безраздельного господ ства российского дворянства, на которое опиралась новая императ рица. Энергичная и талантливая, образованная Екатерина II управ ляла огромной империей, умела привлекать одаренных людей, пору чала им важные дела в соответствии с их способностями и энергией. В своих мемуарах она признавалась: «Я хотела быть русской, хоте ла чтобы русские меня любили». В начале своего царствования Ека терина II пыталась проводить в жизнь идеи «просвещенного абсо лютизма» — общественно-политической теории XVIII века, согласно которой развитие общества обеспечивается эволюционным путем под руководством просвещенного и «народолюбивого» монарха. Его помощниками должны быть мудрые философы-советники.

Екатерина II не стремилась изменить общественное устройство России. Империя основывалась на труде крепостных крестьян и ра бочих, опорой трона было дворянство, бесконтрольно властвовав шее над крепостными. Военная сила Российской империи и безраз дельное господство дворян требовали только «мудрого управления»: государыни — всею империей, дворян — подвластными им рабами.

Государственные преобразования Екатерины II. Деятельность Екатерины II была направлена на укрепление самодержавия и его совершенствование. Но она пыталась освободить страну от наиболее неприятных «наследий прошлых режимов». Были восстановлены и усилены государственные органы, созданные еще при Петре I. Был восстановлен и реформирован Сенат (1763), который разделили на шесть департаментов со своим кругом полномочий. Генерал-прокурор теперь не только наблюдал за работой Сената, но и само стоятельно решал сенатские дела. Были восстановлены и приступили к своим делам Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Главный маги страт. Продолжился процесс централизации страны и бюрократиза ции управления. На Украине было ликвидировано гетманство (1764). Теперь ею правил назначаемый императрицей президент Малорос сийской коллегии и генерал-губернатор. Им стал выдающийся рос сийский военный и государственный деятель П. А. Румянцев.

Подготовка нового свода законов. Важным шагом в реализа ции новых идей и подготовке реформ стал созыв в 1767 г. Комиссии для составления нового Уложения (Свода законов). Императрица сама составила наказ для работы комиссии, в котором изложила свое видение будущего России, основанное на идеях европейских про светителей. В состав комиссии вошли 189 представителей дворян, от учреждений — 28 человек, от городов — 216 депутатов, от крестьян (некрепостных) — 24. Но уже в ходе работы комиссии Екатерина II потеряла интерес к реформам, а начавшаяся в 1769 г. война с Турци ей оказалась поводом к ее роспуску. Реформы стали делом самой императрицы и узкого круга высших сановников государства.

Новые реформы Екатерины П. В 1775 г. началась реформа управления. Вместо прежних 23 губерний было создано 50 новых. Губернию возглавлял губернатор, а группу из двух-трех губерний, или наместничество, — генерал-губернатор. Делами губернии ведало гу бернское правление. Казенная палата занималась промышленностью, доходами и расходами, Приказ общественного призрения — школа ми и больницами. Суды были отделены от администрации. Губер нии делились на уезды во главе с капитанами-исправниками, город ской жизнью руководили городничие или коменданты. Создалась еди нообразная система управления страной, подчиненная губернаторам, наместникам, центральным коллегиям и императрице. В этом же году был издан Указ о свободе открытия промышленных предприятий. Указ 1779 г. вдвое повысил заработную плату на заводах, а их владель цев освободил от обязательных поставок железа и снарядов в казну. Предоставлялись льготы купечеству и ремесленникам. В 1785 г. была дарована «Жалованная грамота» дворянам, закрепившая их феодаль ные привилегии, право сословного суда, выборность своих должно стных лиц, создание дворянских «обществ».

Деятельность Екатерины II положительно сказалась на развитии страны: существенно приросла территория, население увеличилось на 75 %, доходы казны — вчетверо. Но положение народа не улучша лось. В правление Екатерины II Россию потрясла мощная крестьянс кая война во главе с Е. И. Пугачевым. Просвещенный абсолютизм Екатерины II не решил стоящих перед страной проблем.

Билет 7. Вопрос 1. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.: задачи, основные направления, итоги

Приоритетными направлениями внешней политики Российской империи во второй половине XVIII века были: участие в европей ских делах; решение спорных вопросов с Турцией и, в последние годы, борьба против революционной Франции.

Европейские дела. Несмотря на обвинение Петра III в «анти российской» политике, вступившая на трон Екатерина II не стала возобновлять войну с Пруссией. Екатерина считала, что это может привести к усилению Австрии и нарушению европейского баланса. Когда в Польше умер король Август III (1763), приоритетным для Екатерины стало решение «польского вопроса» в своих интересах русская императрица и прусский король поддержали избрание на польский трон Станислава Понятовского, бывшего польского посланника в России. Пруссия и Россия заключили между собой союз Л 764), направленный против Австрии, Франции, Испании и Саксо нии. В 1768 г. в Польше началось восстание против уравнения в пра вах католиков и диссидентов (лиц других вероисповеданий, в том числе православных). По просьбе Понятовского в Польшу были вве дены русские войска.

Русско-турецкие войны. Воспользовавшись этим, турецкий султан объявил России войну, а его крымские вассалы совершили жестокий набег на русские земли. В ответ Россия перенесла войну на территории Молдавии и Валахии, принадлежавших тогда Турции. Война (1768-1774) закончилась поражением Турции. Ряд побед одержали выдающие русские полководцы. В 1770 г. А. П. Румянцев в сражениях при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле разбивает вчетверо превосходящие его по численности силы Турции, а русские флото водцы А. Г. Орлов и Г. А. Спиридов уничтожают турецкий флот в Чес менской бухте. В 1771 г. был занят Крым, в 1773-1774 гг. одержал победы при Туртукае и у Козлуджи А. В. Суворов. В 1774 г. султан подписал Кучук-Кайнарджийский мир, по которому к России ото шли часть Крыма, земли между Днепром и Бугом, ряд крепостей и городов. В 1783 г. Екатерина приняла решение о включении всего Крыма в состав России, а по Георгиевскому трактату в состав Рос сии вошла Грузия.

В 1778 г. Турция вновь объявила войну России, требуя вывода русских войск из Грузии и возвращения Крыма. Попытку турок вы садиться в Крыму отразил Суворов. Флот султана был разгромлен у мыса Фидониси, в дальнейшем Ф. Ушаков наносит турецким мо рякам еще целый ряд серьезных поражений. В 1790 г. Г. А. Потем кин штурмом взял Очаков; в 1791 г. Суворов одерживает крупные победы при Фокшанах и Рымнике. Последнюю — с армией в 25 тыс. человек против 130 тыс. турок. Ряд побед одерживает и М. В. Куту зов. Турция подписывает Ясский мир (1792). В ходе войн против Тур ции Россия показала возросшую военную мощь, силу и мужество солдат, ум и энергию полководцев; русская армия использовала так тику колонн и рассыпного строя. Швеция, начавшая войну против России одновременно с Турцией, тоже потерпела ряд поражений и в 1790 г. запросила мира.

В 1780 г. Россия выступила с декларацией о морском вооружен ном нейтралитете. Фактически эта декларация поддержала амери канцев, восставших против англичан.

Разделы Польши. В 1772 г. произошел первый раздел Польши. Россия вернула себе ранее утраченные древнерусские земли Восточ ной Белоруссии. В 1792 г. состоялся второй раздел Польши, к Рос сии присоединены Минск, Волынь и Подолия. В 1794 г. Россия по давляет восстание поляков, во главе которого стоял герой северо американской войны за независимость Т. Костюшко. По третьему разделу (1795) к России отходят Западная Белоруссия, Западная Волынь, Литва и Курляндия, Австрии — Краковская, Сандомирская и Люблинская области, остальные земли с Варшавой — Пруссии.

Внешняя политика Павла I (1796-1801). После смерти Ека терины II Павел I меняет многие приоритеты внешней политики страны. Он вывел войска из Грузии, прекратил подготовку к войне с революционной Францией. Однако вскоре ему пришлось многое исправлять. Экспансия Франции в Италии и в Египте вызывает его опасения. Павел I решает вступить в антифранцузскую коалицию и направляет против французов армию во главе с А. В. Суворовым. Русский флот во главе с Ф. Ф. Ушаковым борется против Франции на Средиземном море. Успехи Суворова и Ушакова вызывают инт риги союзников, попытки присвоить себе достижения и победы рус ского оружия. Павел I испытывает разочарование от политики сво их союзников — Англии и Австрии, и намечает поворот внешней политики к союзу Францией. Он готовится к войне против англичан и задумывает поход в Индию через Среднюю Азию. Но 11 марта 1801 г. Павла убивают заговорщики. Взошедший на трон Александр I провозглашает неизменность внешней политики, возврат к «идеалам» Екатерины II и союзу с Австрией и Англией.

Билет 8. Вопрос 1 . Культура и общественная мысль России в XVIII в.

В XVIII в. культура России претерпевает огромные изменения. Россия начинает ускоренными темпами ликвидировать свое отста вание от европейских стран. Базой культурного развития страны ста ли успехи просвещения. При Петре I и после него были открыты школы — навигацкая, инженерные, артиллерийские, гор ные, епархиальные, цифирные и адмиралтейские. Начали издаваться учебные пособия, словари, буквари. Стала выходить первая рус ская печатная газета «Ведомости». Появлялись солдатские школы -для детей солдат. Дети дворян учились в пансионах, шляхетских корпусах; девушки-дворянки — в институте благородных девиц (Смольный институт). К концу XVIII в. в России было 550 учебных заведений с 62 тысячами обучающихся. В 1725 г. возникла Россий ская академия наук в Петербурге с университетом и гимназией. В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова и М В. Ломоносова основан Москов ский университет. Через два года — Академия художеств.

Развитие наук. При Петре I в России начинает развиваться наука. Она обслуживает интересы растущего государства. Многочисленные экспедиции составляют географические карты и геологические опи сания, занимаются поиском полезных ископаемых. Первый геогра фический атлас Российской империи появляется в 1734 г. Для про паганды науки и научных знаний при Петре I открывается Кунстка мера — первый российский музей естественных наук. Ученые занимаются вопросами металлургии (производство пушек). Бурно развивается историческая наука. Петр I сам принимает участие в на писании «Истории Северной войны» и «Книги Марсовой». Появля ется первая «История Российская», созданная В. Н. Татищевым, в которой было использовано значительное количество не дошед ших до настоящего времени летописей. В дальнейшем традицию на учного летописания истории России продолжает М. М. Щербатов («История Российская от древнейших времен»). Первым русским уче ным-энциклопедистом стал М. В. Ломоносов.

Развитие искусств. Продвинулась вперед и литература. Стали издаваться светские книги. В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Его представителями были А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин. Событием стало сентиментальное творчество Н. М. Карамзина. В театре ставились первые русские комедии Д. И. Фонвизина «Бри гадир» и «Недоросль». Признанным поэтом стал Г. Р. Державин.

Исключительного успеха достигла архитектура. Русские и иностранные зодчие воздвигли посреди невских болот новую столицу России — Санкт-Петербург. В середине XVIII в. русское зодчество эпохи классицизма достигает своего высшего развития. Архитекторы А Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Д. Кваренги и другие со здают большое количество зданий в Петербурге и Москве. Их отли чают величественная простота, торжественность и гармоничность. Выдающимся зодчим России был признан В. И. Баженов. В стиле барокко работал В. В. Растрелли.

Русская живопись и скульптура также заявили о себе как самостоятельное культурное явление. Наиболее известны имена художников Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, скульпторов Б.-К Растрелли, Э.-М. Фалъконе, Ф. И. Шубина.

Появился национальный театр под руководством Ф. Г. Волкова.

Общественно-политическая жизнь. До начала XVIII в. в Рос сии любые попытки гласно обсуждать вопросы государственного ус тройства, развития общественной жизни карались как одно из са мых страшных государственных преступлений. Пусть робко и сла бо, но новые общественные силы начинают заявлять о себе. Так, И. Т. Посошков, автор книги «О скудости и богатстве», писал в за щиту нарождающихся буржуазных классов России — торговцев, купечества, промышленников. С проектами и предложениями выс тупали вице-канцлер П. П. Шафиров («Рассуждение о причинах Свейской войны»), Феофан Прокопович («Правда воли монаршей»), В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов. На антикрепостнических позици ях стояли депутаты Уложенной комиссии дворяне Г. С. Коровин, Я. П. Козельский и другие. Общественно-политические темы осве щались в журналах Н. И. Новикова, резко критиковал крепостное пра во в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Ради щев. Для него это обернулось сожжением тиража книги и ссылкой. Развитие культуры сопровождалось и большими изменениями в жиз ни православия. XVIII в. — время начала синодиального периода в истории русской церкви. После смерти патриарха Адриана (1700) во главе церкви оказался всего лишь «местоблюститель патриарше го престола». Церковь была поставлена под неусыпный контроль обер-прокурора Синода и его агентов, лишилась большей части земельных владений.

Читайте также:  Полезные свойства сухое молоко

Билет 9. Вопрос 1. Отечественная война 1812г. Заграничный поход русской армии (1813-1814 гг.)

В 1807 г. между Францией и Россией был заключен Тильзитский мир, по которому Россия присоединилась к континентальной блока де Англии. Для России это было невыгодным: уменьшилась тради ционная русская хлебная торговля, страдали другие промыслы. Каз на лишилась доходов от таможенных пошлин. В обход соглашения торговлю с Англией вели на американских судах. Недовольный дву личным поведением России, Наполеон решил начать с ней войну.

12 июня 1812 г. почти 640-тысячная армия Франции перешла рос сийскую границу и начала продвижение в глубь страны. Уступавшие ей в численности и разделенные на три части русские войска отсту пали. Чтобы быстро увеличить численность армии, Александр I ре шился на необычный для того времени шаг: 6 июля он выпустил манифест с призывом создавать народное ополчение, а также одоб рил партизанские действия против французов. Александр I сумел уловить господствующие в обществе патриотические настроения и использовать их в борьбе с Наполеоном. Верным оказалось и реше ние назначить главнокомандующим князя М. И. Голенищева-Кутузова, победоносно завершившего войну с Турцией и популярного в народе. Александр I лично провел переговоры со шведским ко ролем и удержал Швецию от союза с Францией. Хотя русская армия сумела соединиться под Смоленском, отступ ление продолжалось. Решительное сражение, одно из крупнейших в Европе, состоялось 26 августа (8 сентября) 1812 г. на Бородинском поле в 110 км от Москвы. Силы противников были примерно равны. Русская армия избрала оборонительный план сражения. Сражающи еся армии потеряли убитыми и ранеными до трети своего состава (французы — более 50 тыс. чел., русские — почти 45 тыс. чел.), но ни одна из сторон не достигла решительных успехов. По решению воен ного совета и фельдмаршала Кутузова отступление было продолже но. Через несколько дней Наполеон вступил в оставленную русскими Москву. Тогда же начался огромный пожар, в результате которого сго рело три четверти городских построек, огромные интендантские скла ды. Французская армия оказалась на грани голода.

В течение месяца Наполеон простоял в Москве, тщетно предла гая Александру I заключить мир: тот отказывался это сделать, пока «хоть одна нога захватчика будет на русской земле». Русская армия сосредоточилась юго-восточнее Москвы около села Тарутино. В стра не ширилось партизанское движение, наносившее удары по тыло вым коммуникациям французов. Признав бесперспективность «си дения в Москве», Наполеон начал отступление. Прорыв француз ских войск в южные российские губернии не удался: отступать пришлось тем же путем, что и идти на Москву — по старой смоленс кой дороге, местность вокруг которой была разорена войной. Армия Наполеона быстро таяла: делали свое дело удары преследовавших ее русских войск, налеты и нападения партизан, голод и болезни. Огромные потери французы понесли при переправе у реки Березины -только 20 тыс. человек, жалкие остатки «Великой армии», сумели выйти за пределы России. Тяжелыми были и потери русских.

Русская армия продолжила свой военный поход в Европе до свер жения Наполеона. Возникла новая антифранцузская коалиция в со ставе Англии, России, Пруссии, Австрии и Швеции. В октябре 1813 г. произошла грандиозная битва при Лейпциге («битва народов»), в ко торой Наполеон был разбит, но сумел вырваться из окружения. Вес ной 1814 г. союзные войска вступили во Францию и заняли Париж. Наполеон отрекся от престола и был выслан на остров Эльба в Среди земном море. Тем не менее уже через год он высадился на француз ском берегу, быстро занял Париж и вновь собрал армию. Но теперь его правление продолжалось всего сто дней. В решающем сражении под Ватерлоо (Бельгия) Наполеон потерпел свое последнее поражение.

Время после победы над Наполеоном — период небывалого евро пейского влияния России. Сыграв решающую роль в победе над Францией и восстановлении прежних порядков в Европе, Россия до билась лидерства в образованном Священном союзе. Но Европа всту пила на путь капиталистического развития, роль европейских мо нархий неуклонно падала и уменьшалось значение самой России.

Билет 10. Вопрос 1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.

Формирование идеологии декабризма. «движение декабрис тов» — революционное движение прогрессивно настроенных дворянских офицеров, направлен ное на кардинальное изменение политических и социальных порядков в стране: свержение само державия, отмена крепостного права .

При чины его зарождения — патриотический подъем 1812 г., знакомство дворян в ходе заграничных походов 1813—1814 гг. с порядками в Западной Европе, где не было крепостного права, фило софия Просвещения и ее распространение в Рос сии — деятельность Н. И. Новикова и А. Н. Ра дищева, специфика международной обстанов ки — революции в Европе в начале 1820-х гг.).

Затем надо кратко рассказать о первых организа циях декабристов по плану:

  1. название;
  2. когда существовала;
  3. состав участников;
  4. программные цели, их реализация (если такие попытки имели место).

«Союз спасения» (1816—1817) был создан по типу масонского ордена, его деятельность но сила строго конспиративный характер. Состоял из 10 — 12 человек: братья А. Н. и Н. М. Му равьевы, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин. Це ли: ликвидация самодержавной формы правле ния и введение конституции, отмена крепост ного права. В 1817 г. предпринята попытка организовать «Московский заговор»: планы убийства Александра I из националистических побуждений — ходили слухи, что царь собирает ся сделать Польшу независимой и даже присо единить к ней часть исконно русских губерний.

В целом его деятельность носила чисто про светительский характер: публикация переводов произведений французских мыслителей в целях воздействия на общественное мнение и т. д. Союз распался из-за разногласий по поводу программы и методов борьбы.

«Союз благоденствия» (1818 — 1821) на считывал уже более 200 членов. Его цели были такими же, как у «Союза спасения», но методы изменились: помимо воздействия на обществен ное мнение осуществлялась политика проникновения в аппарат власти, а также организация школ самообразования для солдат в целях их воспитания в оппозиционном духе (ланкастерские школы). В 1821 г. расколол ся на Южное и Северное общества.

Далее следует кратко описать деятельность этих обществ, особое внимание уделив сравни тельной характеристике двух программ.

источник

Для того, чтобы успешно сдать итоговые экзамены за основную школу, необходимо иметь не только хорошие знания по предмету, но также хорошо представлять себе процедуру сдачи экзамена. Причем психологическую подготовку необходимо начинать как можно раньше (благо контролирующих тестов по разным классам выпускается достаточное количество), чтобы боязни самого экзамена и процедуры его прохождения у Вас не возникло. Важно готовиться, психологически настраиваться к сдаче выпускного экзамена. Подготовка может осуществляться также в форме спецкурса (или элективного курса). Цели такого курса: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. (Методы проведения таких занятий разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу).

За каждые «да» начисляете себе по 1 баллу.

1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.

2. Больше всего на свете я боюсь получить «двойку».

3. Я готов на все, чтобы получить «пятерку».

4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.

5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.

6. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.

7. Мне трудно выступать перед классом.

8. Объявление оценок я всегда жду с волнением.

9. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал мой учитель.

10. Бывает, что даже на легкие вопросы я не могу хорошо ответить.

11. Накануне контрольных работ я всегда испытываю тревогу.

12. Перед экзаменами у меня бывает внутренняя дрожь.

0 -4: вы спокойны, рассудительны, умеете управлять эмоциями. Вы уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.

5-8: вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.

9-12: стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.

Технологические особенности новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов Рособрнадзор предлагает следующие:

а) по содержанию экзаменационной работы

технология экзамена в новой форме предполагает наличие у каждого выпускника индивидуального бланка с текстом экзаменационной работы;

б) по структуре экзаменационная работа представлена тремя частями: первая – изложение прослушанного текста; вторая — выбор одного ответа из представленных вариантов, третья– написание сочинения (спецификация прилагается)

На мой взгляд, экзамен довольно сложный , особенно первая и третья части, так как на изложение по программе в 9-ом классе отведено всего 2-3 часа, а на сочинение 3 часа.

Часть 1. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту.

Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности на правописных нормах, но, прежде всего, структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, отсекать второстепенное. Сжатое изложение – это такая форма творческой работы, которая побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. Если проанализировать тексты, предлагаемые для прослушивания и написания изложения, то можно заметить, что они публицистического или научного стиля, точнее, научно-популярного подстиля, что требует от учащегося в первую очередь умения отбирать лексические и грамматические средства, употреблять синтаксические и грамматические конструкции, позволяющие связно и кратко передать полученную информацию, владеть связностью речи и логикой изложения. На каждом уроке русского языка в качестве лингвистической разминки провожу такой вид работы как «Письмо по памяти» (тексты можно брать из научно – познавательных журналов, газет и пр.), что позволяет тренировать память, пополнять и обогащать лексический запас ученика, развивать логическое мышление, обрабатывать полученную информацию.

Часть 2. Задания с выбором ответа (2 — 14)

Задания с выбором ответа проверяют глубину и точность понимания содержания текста, его основной проблемы или её аспектов , позиции автора или героя , характеристики героя , понимание важных для содержательного анализа отношений синонимии и антонимии как на лексическом, так и на текстовом уровне ; понимание роли номинации героев в выявлении авторского отношения к ним; опознавание изученных средств выразительности речи.

Таким образом, комплекс заданий группы 2 части представляет собой анализ, соотнесённый с основными приёмами и аспектами анализа содержания текста.

Задания с кратким ответом проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами.

Советы учащимся перед выполнением работы

1. Внимательно читать каждое задание и предлагаемый вариант ответа.

2. Отвечать следует только после того, как стал понятен вопрос

и проанализированы все возможные варианты ответов.

3. Выполнять задание в том порядке, в котором они даны.

4. Для экономии времени можно пропустить задание, которое не удается выполнить сразу, и вернуться к нему после выполнения всей работы, если останется время.

Часть 3. Творческие задания (СОЧИНЕНИЯ).

Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых выпускник должен выбрать только одно. Задания представляют собой написание сочинения-рассуждения и выполняются на основе того же текста, с которым выпускники работали во второй части.

Все три задания части 3 одинаковы по уровню сложности, поскольку сочинение-рассуждение на лингвистическую тему не предполагало каких-либо углублённых знаний. Эта тема может быть раскрыта школьниками в общекультурном плане с учётом тех ценностных ориентиров, которые были сформированы в результате всего курса русского языка в основной школе. Задание дает возможность учащимся, интересующимся филологией, проявить глубину понимания проблемы и лингвистическую эрудицию.

Задание С2.2 направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста.

Как работать над сочинением

1. Рассмотреть иллюстрацию, представить ситуацию, о которой говориться в высказывании 2. Доказать верность представленного суждения

3. Подобрать аргументы, доказывающие справедливость позиции участника диалога, причём аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний

4. Перечитать текст, предложенный в части 2.

5. Найти в исходном тексте примеры, которые могут подкрепить аргументацию . 6. Приводя примеры из текста, следует цитировать (а значит, надо уметь вводить цитаты в текст!) или указывать в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации.

7. Надо оформить текст композиционно: сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод, а также вступление и заключение.

8. Следует развить мысль так, чтобы объём сочинения был не менее 70 слов.

9. Писать надо так, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфии.

Как работать над сочинением С 15.1, 15.2, 15.3.

1.Перечитать исходный текст части 2, выделить в нём указанный в задании фрагмент, вдуматься в смысл фрагмента, проникнув в авторский замысел, осознав явные и скрытые значения, поняв значение всех входящих в выделенный фрагмент слов и фраз, метафорических, образных выражений и позицию автора.

2. Сформулировать собственное мнение о смысле фрагмента текста (в данном случае смысл фрагмента заключается в следующем: в жизни общества важное место занимает искусство).

3. Привести два аргумента, подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента.

4. Подобрать из исходного текста два примера, подкрепляющие вашу аргументацию.

5. Приводя примеры из текста, следует цитировать или указывать в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе рассуждения.

6. Надо оформить текст композиционно: сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод, а также вступление и заключение.

7. Следует развить мысль так, чтобы объём сочинения был не менее 70 слов.

8. Писать надо аккуратно, чтобы экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования каллиграфиии.

Оценочные слова и речевые клише

1. Выражение эмоциональной оценки:

к сожалению, нельзя не согласиться; вызывает восхищение; радует то, что; интересно и пр.

2. Выражение согласия/несогласия с позицией автора:

должны согласиться; разделяю точку зрения; следует признать, отметить; не можем не согласиться; с удовольствием отмечаем ;

к сожалению, вынуждены возразить (отметить, оспорить); сомнительно то, что. ; автор упускает из виду и тот факт.

3. Выражение уверенности, предположения:

убежден, уверен; считаю, что. ; полагаю, что. ; автор убедительно доказывает, что. ; автор отстаивает точку зрения, свою позицию.

4. Глаголы, комментирующие подачу информации в авторском тексте:

автор отмечает, доказывает, называет, описывает, подчеркивает, ссылается на. останавливается на. отмечает важность, приводит пример; объясняет это.

Для успешной сдачи экзамена по русскому языку необходимо психологически настроиться. Много и серьёзно ГОТОВИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

источник

Источники:
  • http://obrazkras.ru/gia-9-klass/2014-god/doc1.php
  • http://nsportal.ru/user/66794/page/poleznoe-dlya-9-klassa-istoriya
  • http://infourok.ru/informaciya-dlya-vipusknikov-klassa-1209673.html