Меню Рубрики

Полезная информация и бесполезная

Решил подтянуть знания по технической части ЭУ и сразу устремился в интернет. Не в том дело, что мне лень листать стыре учебники и справочники. Нужны были ёмкие ответы на конкретные вопросы. Размечтался.

При этом, манера подачи может быть такой, что хоть вешайся. Но это не главное. Итогом стало то, что лучшие ответы на отдельные вопросы — выдержки прямо из учебников и ответы на вопросы таких же лодырей как я на «мыле».

И на закуску о том, как выглядит инфа по гуманитарным предметам.

Так что, для тех, кто не хочет мучиться со старыми учебниками, есть интернет, где можно скачать их в электронном виде)

P.S: страшно подумать, насколько информативны статьи по законам, праву и т.д.

P.P.S: такое чувство, что я подал свою мысль как на первой картинке)

НЕ ПИШИТЕ ПУТИНУ
Регулярно в консультации сталкиваюсь с людьми, которые хотят написать Путину, или уже писали.
Запомните, приемная президента по сути — просто пересылочная база. Абсолютно все, что туда приходит, перенаправляется вниз по территориальности (полиция, трудовая инспекция, администрация и т.д.).
Ах, да, вы думаете, что компетентные органы будут более тщательно работать, если ваша жалоба придет из администрации президента?
http://musical-radio.ru/test/online-test-0246.php — вот вам тест на наивность.
По сути, вы просто потеряете время. Ведь ваша жалоба должна дойти, распечататься, рассмотреться, перенаправиться по почте. Минимальная потеря времени — неделя.
Если вы не знаете куда писать жалобу, тогда без проблем, можно писать президенту, они перенаправят куда надо. А если знаете, не теряйте время.
То же самое происходит с жалобами, направленными в Ген. Прокуратуру, Госдуму, Совет Федерации, Правительство и т.д.
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ТАКОВ:
Вышестоящая организация не будет рассматривать ваше обращение, если вы не приложили доказательства обращения в нижестоящую организацию.
Мне многие пишут в консультацию «наша прокуратура куплена, хочу сразу писать в областную/Генеральную/республиканскую.
Нет, все инстанции надо проходить пошагово, иначе, ваше обращение просто спустят вниз.

Смотрела недавно очередной фильмец (сейчас уже не вспомню какой), в котором присутствовала избитая тема — главный герой встречает свою вторую половинку, которая его совсем не помнит (амнезия, параллельная вселенная или еще какой заговор рептилоидов). И вот гг вспоминает какую-то такую подробность, маленькую деталь, которую может знать только очень близкий человек, чем доказывает своей пассии, что они действительно были вместе. Танцы, пени, слоны. Хэппи энд.
И чето мне не спалось в ту ночь и всякая ересь в голову лезла. Я вспомнила этот сюжет и подумала, что я бы за 5 сек доказала своему мужу то, что он действительно мой муж, если бы вдруг он попал в параллельную вселенную, где таковым бы не являлся. Ну и, вжившись в образ несчастной героини, попыталась вспомнить какие-нибудь аргументные аргументы. И. Не смогла) Как так то? Мы же уже 10 лет вместе, я же знаю его лучше всех. В этом и проблема, мы получается вместе выросли, ведь начали встречаться в 17 лет. Получается, что если бы мы не встретились, то все привычки, любимая еда, памятные места, все бы было другим. Родимые пятна? Брехня, если бы ко мне на улице подошел незнакомый чувак и сказал бы, что он мой парень из параллельной вселенной, а аргументом было бы «у тебя на левом полужопии (нет) родинка!», то я бы попыталась вспомнить, где находится ближайшая психиатрическая лечебница и почему там сегодня день открытых дверей. Короче говоря, я так и не смогла придумать убедительный аргумент. Потом вспомнила, что мы не в фильме, забила и наконец уснула. Не представляю, какую подробность из жизни можно упомянуть, чтобы на тебя не накатали заяву в полицию за слежку или не отправили бы в психушку. Вот такие важные мысли приходят в голову, когда долго не можешь уснуть, в стиле «а крокодилы ведь ходят лежа!».

Никогда нигде ничего не писала по следам чужих постов. И вот прям захотелось. Случайно попался мне тут сейчас вот такой пост: https://pikabu.ru/story/vot_pochemu_ya_nikogda_ne_uedu_iz_ro.
А, ну-ка, попробуем с высоты 4,5 летней иммиграции.

Чему я научилась, переехав в Аргентину:
1. Спать днем.
2. Спать ночью.
3. Экономить воду.
4. Готовить.
5. Вязать крючком.
6. Спокойно и долго ждать.
7. Держать свои шутки при себе.
8. Улыбаться всем без разбору.
9. Поддерживать разговор в очередях.
10. Верить в Бога.
11. Жить одним днём.
12. Мечтать увидеть углы мира ещё укромнее и дальше. Ещё!

Я разучилась, переехав в Аргентину:
1. Проводить время за компом.
2. Париться из-за плохого интернета.
3. Есть химическую еду.
4. Выходить из дома и звонить по телефону с 13:00 до 17:00.
5. Говорить с кем-то о литературе и кино.
6. Встречать по одежке.
7. Принимать адекватно свой возраст.
8. Находить друзей и единомышленников.
9. Обосновывать необходимость иметь в жизни кота.

Что я пытаюсь сохранить:
Умение говорить и писать по-русски.

Фенек — миниатюрная лисица своеобразной внешности, которая живёт в пустынях Северной Африки. Иногда её относят к особому роду Fennecus. Своё имя этот зверёк получил от арабского fanak, что означает «лиса».

Фенек — самый маленький представитель семейства псовых, по размерам он меньше домашней кошки. Высота в холке 18—22 см, длина тела — 30—40 см, хвоста — до 30 см, весит он до 1,5 кг.

Морда короткая, заострённая. Глаза большие. Уши фенека — самые большие среди хищников по отношению к величине головы; они достигают 15 см в длину и нужны для лучшего охлаждения тела в дневную жару. Стопа опушена, что позволяет фенеку двигаться по горячему песку. Зубы у него маленькие (особенно клыки), похожие на зубы большеухой лисицы.

Волосяной покров у фенека высокий, густой и мягкий, защитного окраса: сверху рыжеватый или палевый, снизу белый. Хвост пушистый, с чёрным кончиком. Так называемая «фиалковая», или надхвостовая, железа, характерная для всех лисиц, скрыта под тёмными жёсткими волосами. Молодые фенеки почти белые.

Человек 10 разномастной толпы на автобусной остановке. Пара представителей металлистов, гордящаяся длинными (много ниже плеч) волосами. Ждем опаздывающих. На остановку пришли 2 девушки и шушукаясь бросают томные взгляды на волосатиков. Дэн решил понтануться и наклонившись вперёд (типа шнурки поправить), с грацией фотомодели поднимается вверх, эффектно возвращая волосы за спину. Красота. Но! За спиной у Дэна шикарный куст шиповника и волосатик оказывается «пойман». Хохот общий, мат Дэна. Распутали, обрезать даже ничего не пришлось, но желание понтовать — отбило у Дэна навсегда.
***
Большой праздник в городе. Народ едет в центр — себя показать, представления посмотреть. Наша компания не стала исключением. Человек 15 разного внешнего вида (в силу любви разной направленности музыки) вышли из метро и решили идти к набережной. Через 10 метров нас останавливают следящие за порядком милиционеры (тогда ещё так назывались) — на предмет «лицом к стене, руки за голову, ноги на ширине плеч». Понимаем, не возмущаемся. Продолжаем движение и сворачиваем за угол. И. «Лицом к стене. » — опять шмон.
Не погуляли мы в тот вечер повышенного внимания в центре — после четвёртого раза «гимнастики» — решили, что озерцо в родном парке — самое милое место отдыха.
***
Годовщина смерти Цоя. Я тороплюсь сбежать побыстрее с работы (склад товаров связанных с электрикой — кабели, розетки, лампочки, светильники. ). Последний клиент, которому «отгружаю» товар по накладной — это оптовики из Вологды, братья. Естественно мы разговариваем и я спрашиваю — а не могли бы они подвезти? Не далеко — Богословское кладбище совсем рядом.
— А тебе зачем туда?
— Так годовщина сегодня. Цой. Память.
— Так он же не тут похоронен! Живёшь в Питере — и не знаешь.
— Что.
— Ну, он же возле Лавры похоронен! У нас лет 5-ть как автобусы туристические туда ездят с экскурсиями. И Лавру посмотреть, и другие могилы известные, и могилу Цоя — всё в одном месте! Мы с братом ездили — там ещё памятника не было, только плакат и свечи.
Уговорила потратить немного времени и увидеть настоящее место захоронения. Парни обещали, что «хитрожопым предпринимателям» подпортят «карму».

источник

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Dell EMC, объем мировой информации увеличивается более чем в 2 раза каждые 2 года и уже измеряется зеттабайтами. Только представьте себе: 1 зеттабайт получится, если все жители США будут печатать по 2 твита в минуту 30 тыс. лет без передышки. Казалось бы, оперируя такими объемами знаний, при этом легкодоступных благодаря интернету, люди должны были давно стать гениями. Однако ситуация складывается едва ли не с точностью до наоборот. И в этой статье мы расскажем почему.

AdMe.ru собрал несколько научных фактов, объясняющих, при каких условиях информация работает на повышение интеллекта, а при каких просто захламляет сознание.

Темпы роста объема информации в мире согласно докладу IDC’s Digital Universe
Study, сделанному по заказу EMC в 2011 году.

Итак, современный мир перенасыщен информацией, но проблема в том, что используется она не слишком рационально. Одним из основных критериев, по которым всегда оценивали информацию, была возможность ее практического применения. Если вы не используете получаемую информацию, то попросту зашлаковываете свое сознание ненужными данными.

Согласно опросам, лишь 13 % пользователей применяют цифровые технологии и доступ к ресурсам для самообразования, а работодатели по всему миру бьют тревогу из-за синдрома выгорания и низкой эффективности своих суперпрофессиональных с точки зрения цифровой грамотности сотрудников.

Переизбыток бесполезной информации быстро превращает ее из источника мудрости в источник опасности под названием «информационная перегрузка». Когда-то это был научный термин из области когнитивной психологии, а в наши дни он стал расхожей метафорой, которая вышла далеко за пределы науки и теперь обозначает массовое явление.

Почему же эта информационная перегрузка мешает нам стать умнее? Вот основные причины.

Это доказал эксперимент «Инфомания», который несколько лет назад провел среди офисных сотрудников английский психолог Гленн Уилсон. Часть из них занималась своими прямыми обязанностями, а часть постоянно прерывалась на СМС, звонки и проверку почты. В конце дня анализ IQ показал, что у испытуемых из 2-й группы он был снижен на 10 пунктов.

И действительно, в наши дни проверка электронной почты стала синонимом работы. Согласно докладу «Социальная экономика» Глобального института McKinsey за июль 2012 года, средний работник тратит на управление электронной почтой 28 % своего рабочего дня. Времени на обучение, получение новых знаний и обретение новых навыков попросту не остается.

Ученые из Колумбийского университета обнаружили, что люди лучше запоминают источник информации (папки, диски, сайты), чем саму эту информацию. Они провели эксперимент, в ходе которого студентам поручили напечатать несколько простых фактов (например, что мозг страуса меньше, чем его глаз), но половине участников как бы между прочим сказали, что их файлы после работы не будут сохранены. Второй группе об этом ничего не сообщили, поэтому испытуемые были уверены, что смогут вновь перечитать файл.

Когда чуть позже участников эксперимента попросили воспроизвести эти факты, выяснилось, что их запомнили только те студенты, которые знали, что не смогут вернуться к информации позже. Остальные же, подсознательно уповавшие на компьютерный архив, все факты напрочь забыли. Увы, сегодня информацию пассивно потребляют, но не хранят в памяти.

источник

Думаю, что нет смысла рассказывать о том, как много в наших головах бесполезной информации. Почти треть от всего, что мы знаем — никогда не понадобится. Ну, что же, давайте дополним это ещё 40 бесполезными, но интересными фактами.

1. Сердце белого кита размером с фольксваген Жук.
2. В 18 веке солдаты, воевавшие против армий Фридриха, принесли тараканов в Москву и в Петербург. До этого тараканов не было.
3. В Кении расходы на взятки составляют одну треть домашнего бюджета.
4. Резиновый подлокотник эскалатора в метро двигается с другой скоростью для того, чтобы пассажир не уснул на эскалаторе.
5. Пипидастры — мохнатые разноцветные штуки, которыми красиво размахивают девушки из группы поддержки спортивных команд.
6. Только женщины и лошади имеют девственную плеву.
7. Самки голубей не могут окладывать яйца в одиночестве. Им обязательно для этого нужно видеть голубя. В неволе их можно обмануть с помощью зеркала.
8. За границей все уверены, что Чебурашка – это ОНА.
9. Акулы могут представлять опасность даже до своего рождения. Так, ученый Стюарт Спрингер был укушен эмбрионом в то время, когда он исследовал внутренности беременной акулы.
10. Чтобы освободиться из челюстей крокодила, надавите большими пальцами на его глазные яблоки. Он немедленно вас отпустит

11. Язык хамелеона вдвое длиннее его тела
12. Майкла Джордана на втором курсе колледжа не взяли в баскетбольную команду из-за маленького роста
13. В городе Крескилл в Нью Джерси все коты и кошки должны носить 3 колокольчика, чтобы птицы всегда знали об их расположении.
14. Бегун способен со старта опередить гоночную машину в первые 10 метров.
15. Прыщи можно вывести смесью из размолотых таблеток любого антибиотика, аспирина и супрастина (по одной), с добавлением капли воды.
16. Колибри — единственная птица, которая может летать задом наперед.
17. Гигантские ящерицы Комодо нападают даже на оленя и кабана.
18. Каждого четвертого американца показывали по телевизору.
19. Половина мужчин не моют руки после посещения туалета.
20. Если желтую канарейку кормить красным перцем, цвет ее перьев станет ярко-оранжевым.
21. Для точного поддержания баланса и аэродинамических свойств орел, при выпадении пера из одного крыла теряет такое же перо из другого крыла.
22. Если наполнить чайную ложку веществом, из которого состоят нейтронные звезды, то ее вес будет = примерно 110 млн тн.
23. Чтобы расколоть орех, достаточно положить его в горячую воду на 48 часов.
24. Между плитами пирамиды Хеопса невозможно просунуть лезвие.
25. В Финляндии существует чемпионат по перетаскиванию жен. Победитель получает кол-во пива, эквивалентное весу супруги
26. Орлы спариваются в полете
27. Водители убивают больше оленей, чем охотники
28. Некоторые виды ленточных червей при отсутствии еды поедают сами себя. При этом они могут съесть до 95% своего тела
29. Более чем 70 процентов населения планеты никогда не слышали звонка телефона. В Африке только один из 40 человек имеет телефон.
30. Еще никто не смог приручить Африканского слона. Только Индийский слон поддается дрессировке.
31. Крыса может упасть с пятиэтажного здания без каких-либо повреждений.
32. Даже маленькая капля алкоголя, помещенная на скорпиона, сводит его с ума. Скорпион жалит себя до смерти
33. Самый распространенный язык – китайский. А второй по распространенности — испанский. Английскому же достается почетная бронза
34. Средняя продолжительность жизни японских женщин составляет 84 года; в то время как продолжительность жизни женщин в Ботсване составляет лишь 39 лет.
35. Однополые сексуальные отношения запрещены законом более чем в 70 странах. В девяти, включая Афганистан, Иран и Саудовскую Аравию, они караются смертью.
36. На Северном полюсе нет пингвинов, вопреки распространенному стереотипу.
37. В молодости во время крайней нужды Пабло Пикассо сжигал свои собственные творения, чтобы согреться
38. Полностью нагруженному танкеру, идущему на средней скорости, необходимо около двенадцати минут для полной остановки.
39. Все современные реактивные самолеты способны преодолеть скорость звука
40. Cамая молодежная страна мира — Йемен.

Читайте также:  Яблочный компот чем полезен

источник

Считается, что информация является полезной, если ее сразу можно применять, если она обеспечивает прямой выход на нужный результат. Таким образом, всякие рассуждения о самой информации, ее полезности, ценности и т.п. представляются бесполезными. С ними можно ознакомиться только для того, чтобы еще раз убедиться, насколько они бесполезны.

Однако мир устроен таким образом, что любая информации играет в нем свою роль. Даже если не известно, что делать с полученной информацией, она может оказаться весьма важной в процессе принятия решений. Так, научные теории, абсолютно бесполезные в обыденной жизни, помогают конструировать весьма полезные приспособления, т.е. без них не обойтись в профессиональной деятельности. То есть не всякое действие можно совершить на раз-два. Чаще всего приходится планировать действие, и здесь уже не обойтись без теоретического знания различных закономерностей и их следствий.

Сложно составлять план, но когда он уже есть, его можно представить как конкретную инструкцию. И люди хотят получать такие инструкции на все случаи жизни. Однако и здесь придется столкнуться с трудностями. Дело в том, что когда инструкций становится много, среди них сложно отыскать нужную. Поэтому все предлагаемые инструкции начинают казаться бесполезными. Тогда на помощь приходят эксперты, их задача – отыскать ту информацию, которая в конкретной ситуации принесет пользу. Для экспертов бесполезной информации не бывает, им приходится детально анализировать ситуацию.

За свои услуги эксперты берут деньги. Конечно, деньги – не самая большая проблема. В отношении экспертов всегда возникает тот же самый вопрос насчет их полезности. Оказывается, все эксперты предлагают разные решения, поэтому приходится собирать специальный экспертный совет, чтобы заставить экспертов прийти к единому мнению. Можно себе представить, насколько сложно организовать подобное мероприятие!

Итак, люди хотят получать и готовы платить за полезную им информацию. Что означает полезность информации? Ее легко использовать для принятия приносящего пользу решения. Прогноз погоды – полезная информация, на ее основе можно быстро сориентироваться, в какой одежде следует выходить на улицу. Общество устроено таким образом, что человек, находясь в нем, получает массу полезной ему информации. Однако при этом любой человек постоянно испытывает дефицит в подобной информации. Можно даже сказать, что чем больше информации человек получает, тем больше у него дефицит в полезной информации. Как это понять? Просто ответить на это вопрос не удастся. Он относится к разряду тех вопросов, которые отмечают вершину айсберга.

Полезная информация поддерживает жизнеспособность. Польза от нее может быть двоякая: информацию можно воспринять как инструкцию к действию, и можно усмотреть в ней уведомление, как не следует поступать.

Нередко человек получает разумное наставление, но поступает по-другому. Он ожидает предписания, чтобы определить, как он не станет поступать; запрет расценивается как побуждение к запретному действию, а разрешение – как запрет действовать подобным образом. Такое поведение называют иррациональным, при этом никто не в состоянии четко объяснить, почему иррациональность хуже рациональности.

Преступник изучает уголовный кодекс, чтобы знать, чего следует ожидать, если его поймают, как вести себя на допросе. Спекулянт изучает спрос и предложение на рынке, чтобы изменить их в свою пользу. Ученый внимательно читает статьи своих оппонентов, чтобы понять, в каком направлении он не будет вести собственные исследования.

Естественно, каждый в одной и той же информации видит нечто свое. Человек желает получать информацию, которую он поймет и примет, и не желает получать информацию, в которой он не сможет разобраться или которая причинит ему боль. При этом он осознает, что отвергаемая им информация может быть ему полезна больше, чем та, которую он принимает.

Информация, с которой человек не знает, что делать, его раздражает. Для оправдания собственного раздражения он пытается найти в ней ошибки, обосновать ее бесполезность или просто сменить тему. Так, один человек начинает рассуждать по поводу философского вопроса бытия. Другой, кому всякая философия претит, комментирует его выступление: «Я не понял, эта точка зрения агностика или гностика».

Говорят, что одна из главных проблем у людей – это то, что они все пытаются задвинуть в рамки, провести аналогию с уже известным и все объяснить. Полезная информация – это когда известно, что с ней делать. Если информацию нельзя применить, она считается бесполезной, ей не доверяют. Тут и возникает замкнутый круг: полезной информация становится только тогда, когда известно, что она полезна; неизвестная информация не может быть полезной. Еще различают вредную информацию, которая несет в себе неверные сведения. К примеру, это обман, он ведет к потерям, неприятностям.

Полезность информации зависит от полученных знаний. Чем больше кругозор, тем больше информации воспринимается как полезной. Знания нельзя просто накапливать. Полезно получать знания и полезно отдавать их другим. Аналогично с деньгами, полезно получать деньги и полезно тратить их – все зависит от ситуации, контекста.

Человек хочет принимать полезные для себя решения, причем он стремится к тому, чтобы процесс принятия решений был для него максимально простым. Получение информации всегда связано с принятием решений. Человек хочет оперативно получать такую информацию, которая облегчила бы ему принятие текущего решения. Очевидно, среда не в состоянии отследить, какое следующее решение будет принимать человек, поэтому не обеспечивает готовность для него нужной информации. Взамен появились сервисы поиска информации, благодаря которым каждый человек может быстро отыскать подходящую его запросу информацию. Польза информации определяется контекстом, а контекст сложно сформулировать в поисковом запросе. Получается, что обилие результатов запроса требует проведения анализа, сложность которого может превышать ценность получения решения. Чем больше предлагается информации, тем сложнее в ней отыскать нужную.

В ответ на информационную перегрузку человек автоматически снижает ценность любой информации. Недоверие начинают вызывать даже сообщения, полученные из надежных источников. Это своего рода психологический защитный барьер для перегрузки. В то же время поиск полезной информации не прекращается, и сильно возрастает ценность информации, которая действительно помогла.

Чтобы разобраться в вопросе о полезной информации, придется обращаться к теме эволюции. Раз эволюция сделала человека таким, какой он есть, то причины специфичности его поведения наверняка находятся в эволюционных механизмах.

Рассмотрим вкратце, как работает эволюция.

Общая суть эволюции состоит в естественном отборе наиболее жизнеспособных вариантов. Живая форма нуждается в ресурсах. Сталкиваясь с проблемой получения ресурсов, она должна проверить варианты ее решения. Если поиск верного решения идет методом проб и ошибок, то любая ситуация представляется дихотомией вариантов типа «да – нет», «потреблять – не потреблять», «нападай – убегай» и т.п. Из двух возможных вариантов выбирается тот, что оказывается полезным. Причем оба варианта не могут оказаться вредными, ибо в таком случае наступает полная неопределенность.

Эволюционная теория представляет выбор из двух вариантов как наличие двух популяций, одна из которых выбирает первый вариант, а другая – второй вариант. Выживает та популяция, которая выбрала полезный вариант, другая популяция неминуемо погибает.

Различных выборов приходится делать много, и в каждой цепочке выборов всегда существует «правильный» путь, когда всегда выбираются полезные варианты. Такой путь рано или поздно обобщается в новое качество – программу, которая выполняется на «автопилоте». С появлением новых качеств встает задача управления этими качествами – в случае необходимости переключения с одной программы на другую. Такая необходимость возникает, когда надо делать выбор, не предусмотренный в выполняемой программе; ищется программа, где имеется обработка данного выбора.

Согласно эволюционной теории, каждое новое качество проверяется на новой популяции. Выжившие популяции скрещиваются (естественно соединяются), что приводит к объединению их качеств.

Таким образом, полезные находки оформляются в конструктивные решения, и ранее полученные решения должны запоминаться, чтобы их можно было использовать в будущем. Память должна постоянно использоваться, чтобы повторно не открывать ранее открытое. Каждое новое конструктивное решение базируется на предыдущих решениях, что свидетельствует о наличии механизма обобщения, позволяющего объединять функции в процедуры, процедуры – в программы.

На определенном этапе эволюции, когда живые формы приобрели много полезных качеств, у них возникла возможность выбора: дальше приспосабливаться к среде или начать приспосабливать среду под свои потребности. Ход эволюционного процесса разделился на две ветви, ветвь изменения среды повела к появлению мозга и далее человека. С появлением человека, благодаря заложенной в нем рефлексии появилась возможность выбора: продолжать приспосабливать среду под свои потребности или начать самомодифицировать себя для приспособления к среде. Приспособление к среде путем самомодификации – это новая вариация старого механизма: если можно изменять среду, ничего не мешает начать изменять себя, если представить тело средой мозга.

Если в процессе эволюции создается то, чего раньше не было, то и человек, будучи активным продуктом эволюции, его производной, может создавать новые вещи.

Все новое базируется на уже созданном. В каждой точке пути имеется возможность выбора: продолжать путь в заданном направлении или перейти к другому пути. Если делается переход на другой путь, может появиться нечто новое. Достаточно сказать «да» там, где принято говорить «нет», и история может измениться.

Человек открывает (постигает умом) то, что уже существует. Если бы эволюции не существовало, человек не открыл бы теорию эволюции. Аналогично, если бы не существовали элементарные частицы, атомы и молекулы, человек не обнаружил бы их. Делая открытия, человек активно исследует существующие программы, пытаясь разложить их на базовые функции. В таком поведении он видит путь своего дальнейшего развития, и здесь имеется четкая логика: поняв «строительные блоки» мира, можно строить то, что приносит пользу, повышает жизнеспособность. Создавая новое, человек тем самым подстраивает мир под свои нужды. Направленность его поведения формулируется достаточно четко: мир должен стать таким, чтобы человек мог в нем доминировать.

Получается, эволюцию кроме жизнеспособности форм «не волнует» то, что будет происходить в будущем. Если форме удается выжить, значит, она имеет полное право формировать дальнейшую историю. При таком подходе рано или поздно должна появиться совершенная форма с феноменальной жизнеспособностью. Эта форма будет управлять всеми программами, на базе которых она создана. Она будет понимать, что дальнейшее развитие невозможно, и поэтому идея эволюции в перспективе вечности бессмысленна. Значит, эволюция должна базироваться на чем-то более фундаментальном. Что же можно предположить в качестве фундамента?

Все рассуждения об эволюции как непреднамеренном пути от взаимодействующих элементарных частиц к сложным биологическим организмам при детальном анализе вызывают ряд вопросов. Откуда берутся все используемые законы, критерии и механизмы? Каким образом запоминаются все удачные находки? Имеется ли у эволюции окончание?

Вообще, в отношении эволюции имеются два глобальных подхода: синтетическая теория эволюции (СТЭ), или неодарвинизм, и экосистемная теория эволюции (ЭТЭ).

В учебниках и руководствах, написанных с позиций СТЭ, изложение эволюционной теории начинается с описания элементарных эволюционных явлений. В качестве единицы наследственной изменчивости в них принята мутация. Образование новых видов и всех других групп более высокого систематического ранга объясняется аккумуляцией мутаций под действием естественного отбора. Иными словами, развертывание всей грандиозной панорамы биологической эволюции – механическое следствие ошибки в правильном воспроизведении наследственной молекулы. Эволюция с помощью мутации – это все равно что создание новой машины переделкой деталей старой. Описанную направленность причины и следствия можно назвать восходящей причинностью, а соответствующий взгляд на эволюцию – «эволюцией снизу».

Восходящая причинность – это идея, что микроскопические взаимодействия на молекулярном уровне приводят к изменениям на макроуровне. Так, например, молекулы газа приводят в движение поршень, и автомобиль выезжает на дорогу. Иными словами, причиной видимых глазом явлений служит взаимодействие мельчайших частиц.

Концепция ЭТЭ – это системный взгляда на эволюцию. Обсуждая вопрос происхождения жизни, академик В.И. Вернадский первым высказал убеждение, что жизнь на Земле не могла появиться в форме отдельных организмов, которые существовали бы сами по себе, ибо для поддержания жизни необходим круговорот веществ. Поэтому жизнь с самого начала должна была возникнуть в виде сложных комплексов – биоценозов. В наши дни Г.А. Заварзин отмечает, что теперь это уже широко распространенная точка зрения. Сообразно с ней, первоначально жизнь существовала в форме экосистемы, в составе которой лишь позже вычленились отдельные протоорганизмы. Из этого следует, что первые шаги эволюции вообще можно описывать только системно: биосфера как высшая система живого определяет возможности экосистем как своих компонентов, а те, в свою очередь, возможности входящих в них экологических групп и видов. Шмальгаузен (1968), развивая идеи саморегуляции с позиции кибернетики, также показал, что в эволюции видов контролирующая и направляющая роль принадлежит биоценозу, в который они входят.

В соответствии с теорией систем эволюционная судьба видов как компонентов и функциональных единиц экосистемы определяется состоянием экосистемы. Виды реагируют на сигналы системы, которой принадлежат. Импульс к эволюционному развитию зарождается на самом высоком уровне и передается сверху вниз – от системы к ее компонентам. Такая зависимость выражает нисходящую причинность, а соответствующий взгляд на эволюцию можно назвать «эволюцией сверху». Нисходящая причинность оставляет мало места для случайности. Она основана на обратном принципе в сравнении с восходящей причинностью. Именно нисходящая причинность согласно идее Высшего разума лежит в основе бытия. Продолжая предыдущий пример, двигатель автомобиля заводится и автомобиль выезжает на дорогу только потому, что сам человек решил нанести визит родственникам. Именно сознание индивидуума порождает сложную цепь действий и последствий как на макро, так и на микроуровне.

Если опираться на постулат, что из ничего не появляется нечто, то буквально напрашивается идея Высшего разума. Человек постигает то, что создано Высшим разумом, и посредством полученных знаний приближается к идее Высшего разума. Пока что мы очень далеки от ее сути. Большинство людей на планете верят в Бога, но не в состоянии четко сформулировать, что это такое. Все заканчивается самыми общими культовыми декларациями, что Бог всемогущ, он все видит, всем управляет и т.п. Также имеется теология, которая обслуживает складывающийся религиозный культ: религиозное образование, религиозные учения, исторический религиозный опыт. Религия – явление сугубо социальное, к постижению идеи Высшего разума не имеющее прямого отношения. Более того, она оказывает противодействие разработке этой идеи, навязывая собственные догмы, удобные ей для управления людьми.

Ясно, что если Высший разум существует, у него нет проблемы получения ресурсов. Однако такая проблема должна каким-то образом проявляться, иначе Высший разум о ней не будет знать.

Предположительно, поддержание жизнеспособности Высшего разума возможно только через фермы его самореализации, на которых «выращиваются» все возможные проблемы, которые можно только представить. Так, чтобы понять бессмысленность идеи эволюции, нужно эту идею попытаться реализовать. Сам реализуешь, к себе и придешь! Известная пословица «Познай себя, и ты познаешь мир!» близко отражает суть самореализации. У нее имеются многочисленные клоны, например, пословица «Хочешь мира, готовься к войне».

Читайте также:  Что полезнее вареная свекла или сырая

Наш мир строится на примерах. Нельзя говорить о существовании закона без примера его применения. Все, что может быть реализовано, должно так или иначе реализовываться. Если возможна некая логика, то эта логика должна в чем-то проявляться.

Высший разум организует демонстрацию примеров. Поэтому мы, люди, можем рассуждать о причинности. Не будет примеров, не будет и причинности. В каждой точке эволюции всегда можно найти причину. Причина заставляет делать выбор, результат выбора формирует новую причину…

Причинность в отношении неживых форм всегда проявляется как детерминизм. С точки зрения детерминизма отношение причинения можно определить как такую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием. Примерами детерминизма являются падение тела под действием гравитации, холодильник, работающий согласно второму закону термодинамики.

Причинность в отношении живых форм всегда характеризуется возможностью выбора. Каждая причина ставит перед выбором. Можно поступить так, как предписывает закон (программа), а можно пойти иным путем. Так как всегда есть выбор, появляются новые формы.

Таким образом, одно из отличий живого от неживого – наличие в поведении живого возможности выбора. Эволюция – это длинная цепочка выборов, ведущая к появлению и развитию жизнеспособных форм. В борьбе за жизненно важные ресурсы живая форма всегда стоит перед выбором, как поступить. Каждый выбор обусловлен своей причиной. Причинность, а значит, и закон причинно-следственной связи есть по своему содержанию продукт работы разума.

Согласно словарю, выбор – разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив путем принятия на себя ответственности за реализацию одной из имеющихся возможностей. Возможность выбора оформляется соответствующей логикой, которая проявляется в диалектике. Люди придумали диалектику, чтобы как-то обосновывать акты собственного выбора.

В основе диалектики лежат три закона: единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания и перехода количественных изменений в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий (прямая формулировка), и движение системы означает существование в ней противоречий (обратная формулировка).

В терминах классической теории систем данный закон приобретает вид: «движение системы, ее развитие есть самодеятельный диалектический процесс, т.е. процесс, в котором противоречие в данной системе вызывает ее постоянное движение и развитие» (Шпенглер О. Закат Европы).

Закон отрицания отрицания выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на более высокой стадии развития некоторых черт предыдущей стадии, указывает на принципиальные особенности процесса движения – создание новых сущностей, которые оказываются «третьими» по отношению к парам противоположностей, вызвавших движение, и на противоречивый. преходящий характер этих сущностей. Данный закон содержит в себе четыре основные черты: развитие как отрицание, поступательный характер развития, ступенчатость развития и известное повторение на последней стадии развития некоторых существенных черт первой ступени, но на новой основе.

Развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового – новейшим, в результате чего развитие сочетает преемственность и цикличность.

Категория «отрицание» выражает определенный тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, становится качественно иным и неизбежно достигает стадии отрицания. Полное отрицание – это смена качества на противоречащее. Цепь отрицания старого и возникновения нового не имеет начала и конца. Отрицание может проявляться в виде простого уничтожения объекта. Тогда о развитии говорить уже не приходится.

Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны. При этом сохраняются полезные свойства, те, что определяют существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства, что в итоге и определяет возможность скачка.

Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление превращается в свое отрицание (первая фаза); потом опять происходит отрицание (вторая фаза); в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если нет развития, то изменение идет по кругу. При наличии восходящего движения объект возвращается к исходному состоянию, но на другом, более высоком уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали.

Таким образом, данный закон демонстрирует связь старого и нового состояния объекта в развитии, их борьбу и взаимное превращение друг в друга. Всякое возникающее новое состояние (свойство) рано или поздно стареет и исчезает. Людям, если они заинтересованы в развитии каких-либо систем, в том числе самих себя, никуда не деться от отрицания старых свойств, связей и приобретения прямо противоположных, новых состояний. Старое – это разрушающиеся элементы и связи, влекущие разрушение исходного состояния всей системы, снижение ее исходных функциональных возможностей. Новое – это элементы и связи, которые преобразуют систему в целом, изменяют ее функциональные возможности.

Закон диалектики, который принято называть законом перехода количества в качество, не имеет удобной формулировки аксиоматического тина. Чаще всего он записывается в следующем виде: «накопление незаметных, постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому». Более содержательная формулировка, основополагающую роль в которой играет понятие взаимодействия, принадлежит Ф. Энгельсу.

Три закона диалектики образуют систему. Системное содержание диалектики выражается в классическом законе всеобщей связи явлений. Кроме того, следует учитывать и причинно-следственную связь между законами диалектики. Принцип причинности в действительности и есть не что иное, как допущение закономерности всех явлений природы. Закон причинности утверждает существование причины того или иного процесса; он определяет направление следования процесса, которое нельзя изменить.

Причинность совпадает е понятием закона. Законы бывают только основанные на причинности. Принцип причинности по отношению к диалектике можно отобразить схемой, приведенной на рисунке.


Рис. Причинно-следственная связь между законами диалектики

Причинные отношения еще называют каузальными (от лат. causa – причина). Они подразумевают, что одно явление влечет за собой другое. Первое из них назвали причиной, второе – следствием. Следствие, произведенное некоторой причиной, само становится причиной и порождает новое следствие и так далее. Это и есть причинно-следственная связь или то, что можно также назвать причинным рядом или причинной цепью.

Самый простой вариант, когда причинно-следственная связь направлена от причины к ее следствию. Имеется в виду, что причины вызывают не любые, а определенные, соответствующие им следствия. Скажем, из косточки винограда вырастает виноградная лоза, из котенка вырастает именно кошка, а не собака. Это самая простая схема. Некоторые причины вызывают многочисленные, долго развивающиеся следствия.

Широко распространен тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий, подобно тому как падение одной кости домино в длинном ряду вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костей.

Причинные связи могут быть прямыми (например, при ударе одного шара о другой) или опосредствованными. Примеры опосредованных причинно-следственных связей, имеющие глобальное значение для всего человечества, описываются, например, в докладах, посвященным проблемам и последствиям глобального изменения климата на Земле.

Способность улавливать связь между причиной и следствием на основе предыдущего опыта для прогнозирования ситуаций в будущем считается одной из граней интеллекта, а именно – логическим мышлением. Долгое время считалось, что логическое мышление свойственно только человеку. Но в ходе различных исследований выяснилось, что и некоторые животные (крысы, обезьяны) обладают зачатками логического мышления, то есть способны отличать случайную связь от причинно-следственной.

Аристотель считал, что ища причину вещей или явлений, наш ум ставит не один, а четыре различных вопроса, и только при определенном ответе на все четыре мы получаем полное понятие искомой причины, могущее окончательно удовлетворить требования мысли по данному предмету:

  • Из чего происходит данный факт, составляется данный предмет? Это есть вопрос о материи, илиматериальной причины того, что дано.
  • От чего или чьим действием произведена данная действительность? Это есть вопрос о производящей причине, или о «начале движения».
  • Почему или сообразно чемуданный предмет есть то, что он есть? Это вопрос о специфической идее, об образующей форме, или формальной причине.
  • К чему, для или ради чего нечто происходит или существует? Вопрос о цели или конечной причине.

Человек (и все остальные живые формы) во всем пытается усмотреть некий алгоритм. Алгоритмом называется точное описание последовательности элементарных операций, связанных между собой необходимыми, существенными, устойчивыми и воспроизводимыми причинно-следственными связями, системно обеспечивающими неотвратимое достижение поставленной цели.

Операция выбора – это универсальная операция алгоритма (применяемая во всех алгоритмах). Каждая причина предполагает некий выбор. Выбор может быть детерминированным, т.е. без вариантов, а может делаться из нескольких вариантов (как правило, двух). Вариативность выбора приводит к созданию новых алгоритмов. Эволюционный процесс строится на вариативности выбора, одна живая форма выбирает путь А, другая выбирает путь В, какой из путей окажется более полезным, покажет будущее. Каждый путь – это отдельный алгоритм. Алгоритмов столько, сколько различных путей.

Для каждой причины важно определить возможные варианты выбора. Можно попытаться объяснить, каким образом появляются различные варианты. Существует мнение, что возможные варианты определяются путем прогнозирования. Но чтобы делать прогноз, надо обладать знаниями, что будет происходить, т.е. должно быть известно, как развивается ситуация. Если же ситуация совершенно новая, ее нельзя свести к одной из уже известных, то в этом случае мы имеем дело с полной неопределенностью. Здесь начинает работать метод проб и ошибок и срабатывает предопределенная программа «нападай – убегай». Рассмотрим этот случай на гипотетическом примере. Допустим, два человека столкнулись с неким неизвестным явлением. Первый человек решает побыстрее от него убежать, полагая, что это явление может нанести ему вред. Другой человек решает исследовать явление, полагая извлечь из своих действий пользу. В результате если второй человек погибает, то первый будет знать, что поступил верно. Если же второй человек получает непредвиденные ресурсы, то первый и второй будут знать, что явления не только не следует опасаться, но его появление надо всячески стимулировать.

Для обеспечения собственной жизнеспособности человек пытается отыскать детерминированные (однозначные, без вариантов) алгоритмы на все случаи жизни и запрограммировать ими свою психику. Ярчайший пример запрограммированности психики человека – это выдвижение разнообразных гипотез и теорий насчет организации мироздания и возникновения жизни. Дело дошло до того, что была создана теория игр, предлагающая алгоритмы поведения в неопределенных ситуациях.

Все высказываемые предположения базируются на использовании механизмов логики. Принимая что-либо за основания, пытаются найти логичный переход (логический обосновать) к следующему этапу развития, затем выстраивают логику возникновения очередного эволюционного этапа и т.д.

Считается, что во всем есть логика, т.е. все можно обосновать. Постижение закономерностей мироздания идет через формулирование причинно-следственных цепочек. Причина и следствие выявляются путем наблюдения повторяемости. Если повторяется следование одного явления за другим, то считается, что оба явления имеют причинно-следственную связь.

Логика базируется на принципе казуальности «ничто не возникает из ничего (без причины) и не превращается в ничто (не имеет следствий)». В данной формулировке принцип каузальности обнаруживает свою сущность как один из принципов (законов) сохранения материи и движения (энергии), тем более что в физике каузальная связь реализуется через перенос материи и движения. Поэтому отрицать объективность причинно-следственной связи значит отрицать возможность движения, изменения вообще. Без причинно-следственных связей мир не мог бы «покидать» старые свои состояния и переходить в новые, т.е. не мог бы развиваться, а значит, и существовать.

Причинность, а значит, и закон причинно-следственной связи есть по своему содержанию продукт психической деятельности. Понятие причинности складывается у всякого человека рано или поздно, но, в общем, сравнительно быстро, и его мышление оказывается под властью последнего. Поэтому люди стремятся объяснять все явления посредством причин и ищут причины для каждого наблюдаемого ими процесса, называя найденные ими причинные соотношения законами природы. Так причинность из явления психики («привычка») превращается в своего рода гносеологическую необходимость, а проблема причинности приобретает облик теоретической проблемы обоснования законов природы и применения индуктивных выводов в науке.

Законом называется необходимая, существенная, устойчивая и воспроизводимая причинно-следственная связь между явлениями.

Закономерность – это наличие выраженных общих черт однотипных причинно-следственных зависимостей, полученных в разных условиях.

Наше мышление носит принципиально модельный характер, то есть оно оперирует не явлениями, а их моделями, создаваемыми в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия нами этих явлений. Модель может быть определена как упрощенное, идеализированное представление о наиболее существенных сторонах явления. При выявлении значимых для человека (и, следовательно, подлежащих трансляции) причинно-следственных связей речь должна идти о моделях этих связей, общих для всех людей. Поэтому закон мы устанавливаем не для реальных причинно-следственных связей, неизмеримых ввиду богатства оттенков и привходящих обстоятельств, а для моделей этих связей. Таким образом, законом называется формализованное модельное представление необходимой, существенной, устойчивой и воспроизводимой причинно-следственной связи между явлениями.

Закон именно устанавливается (в крайнем случае выявляется), но ни в коем случае не «открывается». Использование лексической конструкции «открытие закона» психологически чрезвычайно вредно, тем более в образовательном процессе и сопровождающих его дидактических материалах. Эта конструкция формирует у обучающихся представление о существовании определенной чрезвычайно малочисленной группы «избранных» по непонятному признаку (обычно именуемому гениальностью), представители которой без интеллектуальных усилий «открывают» законы «в готовом виде» подобно двери в кладовку.

Как только модель сформирована и введена, мы имеем дело с законом. Закон справедлив только для конкретной модели (вне зависимости от типа закона); закон всегда имеет границы применимости, продиктованные выбором модели. Собственно закон как причинно-следственная связь всегда формулируется в результате логически-речевой операции и имеет вид: «если. то. ».

Применительно к практическому использованию закона мы всегда должны сделать некоторые допущения, усложняющие модель, с целью приближения ее к действительности. Легко видеть, что такое выведение следствия из закона также не зависит от характера причинно-следственной связи и способа ее описания.

Сущность затруднений в понимании собственно феномена закона, а также его специфики для различных отраслей знания заключается в том, что при описании причинно-следственных зависимостей возможны три варианта математического подхода (и, соответственно, аппарата): аналитический, статистический и вероятностный. Использование этих вариантов обусловлено особенностями исследуемых систем, но не областей знания. Так, например, статистически описывается поведение ансамблей, состоящих из большого числа однотипных по какому-либо признаку объектов. Сюда относятся поведение сообщества людей, ансамблей элементарных частиц и других ансамблей, отличающихся отсутствием определенности (детерминизма) поведения отдельных элементов этих ансамблей. Поведение самих элементов ансамблей обусловлено их природой, и описывается средствами вероятностного аппарата математики. Сюда относятся поведение отдельных людей, отдельных элементарных частиц, отдельных молекул в веществе и т.п. Наконец, для величин, однозначно характеризующихся определенными значениями, причинно-следственные связи столь же однозначно предопределены (детерминированы): возможно аналитическое (детерминистское) описание таких причинно-следственных зависимостей. Это может быть, например, зависимость величины ускорения тела от величины приложенной к нему силы; зависимость времени воспроизведения навыка от числа предъявлений однородных и одноуровневых задач; зависимость качества выполнения работы от уровня профессионального образования в данной области. В итоге мы имеем три типа законов — детерминистские (представляемые математически в аналитической форме), статистические и вероятностные. Различия между этими типами законов связаны лишь со способами их математического описания, но не с путями их установления. В таком случае совершенно очевидно, что эти пути должны сводиться к одной определенной последовательности действий, поскольку все три типа законов характерны для любой отрасли знаний в равной степени.

Читайте также:  Что полезно для простаты и потенции

Наиболее важно понимать, что экстраполяционные (в конечном итоге, строгие прогностические) возможности предоставляет только аналитически описанный закон, в то время как статистический и вероятностный законы обеспечивают лишь корректность значений исследуемых величин. Здесь же надо указать на связь статистических и вероятностных законов посредством эргодической гипотезы. Смысл ее заключается в следующем: предполагается равенство средних по времени значений величин, характеризующих систему, их средним статистическим значениям. Это дает возможность предположить, что значения величин, полученные в результате статистической обработки данных, могут рассматриваться как вероятные для отдельных членов данной группы. На уровне образов все три типа законов связаны между собой так: детерминистский (представляемый аналитически) закон описывается линией в определенной системе координат, тогда как статистический и вероятностный законы соответствуют точкам этой линии.

Несомненно, главной проблемой при трансляции процедуры установления закона является непонимание задачи установления конкретного закона, а именно: почему, с какой стати человек вдруг начинает устанавливать закон, и как это приходит ему в голову? В варианте адекватного продуктивного мышления человек, сталкиваясь с тем или иным явлением, для дальнейшего развития мыслительного процесса вынужден поставить перед собой вопрос: «Что это?» и ответить на него формированием определения соответствующего понятия. После ответа на этот вопрос относительно интересующих его явлений человек начинает искать причинно-следственные связи между явлениями, задавая себе вопрос: «Почему (зачем) это явление происходит?» В ходе поиска ответа на этот вопрос человек задает себе служебный вопрос: «Что есть причина и что есть следствие в интересующей меня совокупности явлений?» Отвечая на эти вопросы, человек приходит к предположению (гипотезе) о существовании причинно-следственной связи между явлениями. Гипотеза не может предусматривать характера, вида и деталей такой связи до проведения исследования.

Практическое использование необходимой, существенной, устойчивой и в принципе воспроизводимой причинно-следственной связи возможно только в том случае, если получен ответ на вопрос: «как именно в данной причинно-следственной связи следствие зависит от причины?» Этот вопрос и есть постановка исследовательской задачи по установлению конкретного закона.

Все сказанное выше в связи с постановкой задачи установления закона позволяет исключить представления об «озарениях», «талантливости», «гениальности» как основе действий людей, устанавливавших законы в различных сферах деятельности человека. Очевидна доступность каждому мотивированному человеку постановки задачи установления закона в интересующей его сфере явлений в результате ряда последовательных мыслительных действий, имеющих описанное однозначное речевое отражение.

После того, как задача поставлена, необходимо представить себе, спланировать и составить программу выполнения экспериментального исследования для установления закона, будь это исследование психологическим, филологическим или физическим (более того: будь оно практическим или теоретическим, мысленным, как знаменитый опыт Демокрита и Левкиппа, продемонстрировавший атомное строение вещества). Проведение измерений причины и следствия предполагает введение их мер. Здесь самым важным является принцип четкости понятийного оформления причины и следствия: подчеркнем, что введение определения понятия автоматически вводит меру определяемого явления или дает четкое прямое указание на способ ее введения.

Что касается установления конкретного вида зависимости следствия от причины, то здесь важен логический аспект текста. Люди чаще всего совершенно не задумываются над тем, что именно от чего именно зависит. В результате возникает принципиальное непонимание либо уже установленного закона, либо путей и смысла устанавливаемого закона. Если закон является таковым, то он неминуемо должен быть облечен в математическую форму, потому что только в этом случае возможно устойчивое его воспроизведение, в том числе на экстраполяционном уровне. Конкретный математический аппарат, обусловливающий тип закона, обусловлен задачей его установления, но никоим образом не меняет сущности закона как логически-речевого образования.

При выведении следствия из закона необходимо понимать, что, в отличие от строго устанавливаемого закона, следствие всегда является домыслом субъекта установления закона, основанным на произвольном распространении смысла и формы закона на другую, более частную потому более сложную, модель. Таким образом, если закон устанавливается для данной модели один раз и навсегда, следствие из него нуждается в постоянных проверке и подтверждении на практике для каждой частной модели. Математическое выражение следствия из закона столь же необходимо, как и для самого закона – по той же причине.

Краткое ознакомление с возможностями и серви­сами Бэкмологии. Облегченная версия сайта. Далее…

источник

Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.

Материал для запоминания

Свойства информации

1. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

2. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

3. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.

4. Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.

5. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

6. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Задания для повторения

· достоверной, но необъективной информации;

· объективной, но недостоверной информации;

· полной, достоверной, но бесполезной информации;

· актуальной, но непонятной информации.

В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:

1. Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи.Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но на японском языке.

2. На следующий день коммисия вывесила правильные решения всех задач.

3. Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: «Что произойдет, если я со своим войсом переправлюсь через пограничную реку?» Оракул ответил: «Государь, ты разрушишь великое царство». Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвинив того в обмане. На что оракул ответил: «Государь, а разве твое царство было не велико?»

Вопросы-проблемы

1. Какими свойствами может обладать информация о будущем (предсказания, гадания, пророчества)?

2. Приведите пример необъективной, недостоверной, неполной, неактуальной, бесполезной, непонятной информации.

3. Поговорку «Ты парень, срубил дерево не по плечу» можно трактовать так:

· срубить срубил, а унести не смог;

· завоевал женщину, которую не удержать;

· пробился к месту, которое не по способностям.

Какие свойства информации здесь проявляются?

Для любознательных

Любую информацию можно характеризовать с точки зрения ее объективности достоверности, полноты, актуальности, понятности и полезности.

Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами. А именно:

1. Имеет семантический (смысловой) характер, т.е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.

2. Имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства).

Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т.д.

3. С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом к кумулированием информации. (Кумуляция -–от лат. cumulatio- увеличение, скопление).

4. Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более ранююю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) — медленнее.

5. Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и информации.

Кодирование информации

Одну и ту же информацию мы можем выразить разными способами.

Например, каким образом вы можете сообщить об опасности?

F Если на вас напали, вы можете просто крикнуть: «Помогите!» (англичанин крикнет)

F Если прибор находится под высоким напряжением, то требуется оставить предупреждающий знак (рисунок).

F На оживленном перекрестке регулировщик помогает избежать аварии с помощью жестов.

F В театре пантомима вся информация передается зрителю исключительно с помощью мимики и жестов.

F Если ваш корабль тонет, то вы передадите сигнал «SOS» (…– – –…).

F На флоте помимо азбуки Морзе используются также семафорную и флажковую сигнализацию.

В каждом из этих примеров мы должны знать правила, по которым можно отобразить информацию об опасности тем или иным способом. Такое правило назовем кодом.

Обычно каждый образ при кодировании (иногда говорят – шифровке) представлен отдельным знаком.

Знак – это элемент конечного множества отличных друг от друга элементов. Знак вместе с его смыслом называют символом.

Набор знаков , в котором определен их порядок, называется алфавитом.

Существует множество алфавитов.

· алфавит кириллических букв

Имеются, однако, наборы знаков, для которых нет какого-то общепринятого порядка:

· набор знаков азбуки Брайля (для слепых);

· набор китайских идеограмм;

· набор знаков генетического кода (А, Ц, Г, Т).

Особенно важное значение имеют наборы, состоящие всего из двух знаков:

Как вы назвали такие наборы знаков? Правильно вы подумали: их называют двоичными. Рассмотрим более подробно двоичный алфавит (0,1). Чтобы отличить выходящие в его состав знаки от привычных (десятичных) нуля и единицы, про каждый знак мы должны сказать: знак «0» из двоичного набора знаков; знак «1» из двоичного набора знаков. Удобнее было бы сказать; двоичный знак, но тогда нам безразлично-«0» это или «1», главное, что это какой-то один из двух знаков двоичного алфавита. Двоичный знак (анг.binary digit) получил название «бит».

Важнейшие технические коды возникли с пояевлением электрического телеграфа, например

· набор знаков второго международного телеграфного кода (телекс).

Код используется для представления информации в виде, удобном для хранения и передачи.

Пример. Попробуем закодировать числа от нуля до ста, не используя арабских или римских цифр.

Прежде всего, мы должны придумать алфавит или выбрать какой-либо из известных.

Попробуем использовать в качестве букв нашего алфавита символы , или знак , или гласные буквы русского алфавита.

Каждому числу, которое нужно закодировать, поставим в соответствие “букву” из выбранных нами алфавитов. Например:

Числа 1-й алф. 2-й алф. 3-й алф.
* D а
+ o е
! ¡ ё
# и
& о
н
ы
э
ю
я

Во всех трех случаях мы не решили поставленной задачи. Мы не смогли закодировать числа от одного до ста, используя предложенные алфавиты. Получается, что наш алфавит должен состоять из ста одного знака. Но с помощью всего десяти арабских цифр мы можем записать любое число, а римских цифр для кодирования чисел от одного до ста потребуется всего пять: I, V, X, L, C.

Нужен другой подход, другое правило. Какое? Покажем, что, используя всего три символа, например , можно закодировать (зашифровать, представить) любое число. Попробуем каждое число представлять не одним, а несколькими символами из нашего алфавита. Таким образом, в нашем правиле появляется понятие “длина кода”. Длиной кода назовем то количество знаков, которое используется для представления того или иного числа. (Количество символов в алфавите кодирования и длина кода-совершенно разные вещи. Например, в русском алфавите 33 буквы, а слова могут быть длиной в 16263 и.т.д. буквы.)

Посмотрим сколько чисел мы можем закодировать, если длина кода не больше двух символов.

D ¨ ¡ DD ¨D ¨¨ ¨¡ ¡D ¡¨ ¡¡ DDD DD¨

D ¨ ¡

DD D¨ D¡ ¨D ¨¨ ¨¡ ¡D ¡¨ ¡¡

Чтобы закодировать числа 12, 13 и. т. д., следует увеличивать длину кода.

Обратная задача: есть закодированное число ¨ ¡ D, коды известны. Определите исходное число.

Так как по нашему правилу длина кода может быть 1 или 2 символа, то:

· могли быть закодированы три числа –1, 2, 0;

· могли быть закодированы два числа – 1, 9;

· могли быть закодированы два числа – 8, 0;

Все три решения справедливы. Как вы думаете, почему? Есть ли способ, который приведет нас к однозначному решению поставленной задачи?

Коды различной длины в технике встречаются довольно редко. Исключением является лишь код Морзе. ( Сэмюэль Финли Бриз Морзе был первым президентом Национальной академии искусств США. В 42 года он бросил живопись и целиком посвятил себя изобретению телеграфа.) Взгляните на международную азбуку Морзе.

A . – J . – – – S
B – . . . K – . – T
C – . – . L . – . . U . . –
D – . . M – – V . . . –
E . N – . W . – –
F . . – . O – – – X – . . –
G – – . . P . – – . Y – . – –
H …. Q – – . – . Z – – . .
I .. R . – .

Для отправителя приведенная таблица выглядит вполне логично, ибо буквы в ней расположены в алфавитном порядке. Но для человека, получающего сообщения, она малопригодна. В каком же порядке следует расположить символы чтобы, получив сигнал, мы могли, не теряя времени, определить, какой букве соответствует данный сигнал. Представим азбуку Морзе в виде дерева.

При получении сигнала – это либо точка, либо тире – будем произвольно спускаться по дереву: если точка – влево от текущей вершины, если тире — вправо, если пауза – записываем букву текущей вершины, если длинная пауза – отмечаем конец слова.

По общепринятому правилу радистов, продолжительность точки равна продолжительности паузы, продолжительность тире равна продолжительности трех точек, продолжительность пропуска (между буквами) равна трем продолжительностям паузы.

Азбука Морзе – это троичный код с набором знаков: точка, тире, пауза. Необходимо использовать паузу в качестве разделителя между буквами и словами, так как длина кода непостоянна.

В кодах с постоянной длиной закодированные символы могут следовать друг за другом непосредственно. Расположение этих символов устанавливается с помощью отсчета. Таким образом, сообщение может быть рас кодировано однозначно.

Применение кодов с постоянной длиной позволяет нам использовать для кодирования двоичный алфавит, как наиболее простой. Чем меньше букв в алфавите, тем проще должно быть устройство для распознавания (дешифровки) информационного сообщения. Однако, чем меньше букв в алфавите, тем большим их количеством (большей длиной кода) может быть записана одна и та же информация.

Вернемся к нашей задаче. Будем использовать для представления (кодирования) чисел от нуля до ста алфавит (D,¨,¡) и код постоянной длины. Какова должна быть длина кода?

В случае, когда длина кода равняется, алфавитом, состоящим из трех символов, можно закодировать 3 различных состояний ( чисел, букв, комбинаций), двоичным алфавитом можно закодировать 2 различных состояний, алфавитом, состоящим из к символов, можно закодировать к различных состояний.

Решите обратную задачу: какой длины должен быть код, чтобы, используя разные алфавиты, закодировать 10, 33, 100, 200, 1000 различных символов? Проанализируйте таблицу.

Материал для запоминания

Знак – это элемент конечного множества отличных друг от друга элементов. Знак вместе с его смыслом называют символом.

Набор знаков, в котором определен их порядок, называется алфавитом.

Алфавит, состоящий из двух знаков, называется двоичным алфавитом.

Код (фр. code — кодекс, свод законов). Начиная XIX в. это слово помимо основного значения означало книгу, в которой словам естественного языка были сопоставлены группы цифр или букв.

источник

Источники:
  • http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pochemu-nesmotrya-na-dostupnost-znanij-my-ne-stanovimsya-umnee-1803965/
  • http://gogol.livejournal.com/810492.html
  • http://becmology.ru/blog/general/useful_info.htm
  • http://megalektsii.ru/s1668t8.html