Меню Рубрики

Полезная информация примеры из жизни

УРОК «Информация и ее свойства».

Важнейшими сущностями окружающего нас мира (абстрактными понятиями) являются вещество, энергия и информация. Вещество – это все, что нас окружает (вода, земля, воздух …). Энергия – это то, что приводит наш мир в движение. Вещество и энергия изучаются на таких предметах как физика, биология, химия и др.

Задачами же предмета «Информатика» является изучение «третьего кита» — ИНФОРМАЦИИ.

Информация – это настолько глубокое и общее понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается разный смысл в технике, науке. и в жизни.

— А что вы понимаете под информацией?

— А теперь подумайте, почему явление одно, а называют ее разными словами? Наверно потому, что до сих пор не могут определит, что же такое информация.

— Давайте понаблюдаем то, что мы видим за окном. Что вы сказать о природе? (Наступила осень.)

Но почему вы решили, что наступила осень? (Листья желтые, по холодало, постоянно накрапывает дождь.)

Но ведь нигде не написано, что это признаки осени. (Но мы знаем, что все это означает: наступила осень.)

Поэтому и получается, что, то знание, которое мы извлекаем из о кружающей действительности и есть информация.

Информация — это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности.

Термин информация происходит от латинского слова informatio , которое означает пояснение, изложение .

Для того чтобы обладать информацией, необходимо извлекать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей.

Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называется сведениями.

Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Из одной и той же книги разные люди извлекают разную информацию. Даже один и тот же человек, читая одну и ту же книгу, может каждый раз извлекать разную информацию.

Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становится его знаниями. Не вся информация может стать знаниями человека, часть может быть утеряна, а часть обогащена имеющимися знаниями человека.

Знания можно сохранять на бумаге (в тетради, книге и т. д.), тогда для другого человека, все эти знания будут сведениями.

Предметное содержание информации позволяет уяснить ее основные свойства:

Объективность информации — Информация – это отображение окружающего мира, а он существует независимо от нашего сознания, знаний и мыслей о нем.

Информация достоверна , если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

1) Пропущено занятие, подруга говорит, что ничего не задано.

2) Скачали информацию в Интернете

Информация полна , если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

1) Пропущено занятие, подруга говорит, что задан только параграф и забывает про задачи.

2) На улице 20 0 С (не понятно + или -)

Актуальность (своевременность) – важность, необходимость для данного времени. Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях.

1) Предупреждение накануне о контрольной работе

2) Прогноз погоды на завтра актуальнее прогноза на вчера

Полезность (ценность) зависит от потребностей конкретных людей и от тех задач, которые можно решать с помощью полученной информации.

1) В расписании уроков указаны занятия для всех классов, для вас ценна информация лишь о ваших уроках

2) Просмотрен документальный фильм про Петра 1. На уроке информатике он ценности не имеет, но на уроке истории — имеет.

Понятность . Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

1) Дошкольник спрашивает у старшеклассника: «Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …».

2) Объяснять материал на китайском языке.

В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:

q На следующий день учительница вывесила правильные решения всех задач…

q Идет контрольная работа по математике. Вы попросили у соседа решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но . на японском языке.

q Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”

ь достоверной, но неактуальной информации;

ь актуальной, но недостоверной информации;

ь полной, достоверной, но бесполезной информации;

источник

Перечислите свойства информации, поясните их, приведите примеры.

  1. 1.Объективность
    Объективность информации заключается в ее независимости от субъективного человеческого мнения, то есть, объективная информация для всех одинакова.
    Например, выражение: Эти брюки дорого стоят не может быть признано информацией в узком научном понимании, потому что в нем отражается субъективное мнение. Для одного они дорогие, для другого вполне по карману, а третий их вообще считает дешевыми. А вот выражение Эти брюки стоят три тысячи рублей является объективной информацией, так как воспринимается всеми одинаково. И тому, для кого брюки будут дороги, и тому, кто может себе их позволить, и тому, кто считает брюки совсем недорогими всем им предоставлены одинаковые данные: брюки стоят три тысячи.
    2. Достоверность
    По-другому достоверность можно определить как правдивость и истинность. Объективная информация всегда будет достоверной, но достоверная не всегда будет объективной, она может носить и субъективный характер.
    Например: Этот фильм очень хороший! — это субъективная информация, ведь одному может понравиться этот фильм, а другому нет (в этом примере рассматриваем информацию в широком смысле, поэтому признаем ее возможность быть субъективной). Если человек, говоривший эту фразу, действительно думал так, как говорил, то это выражение считается достоверной информацией, то есть, правдивой. Получается, что наш пример является субъективной и достоверной информацией. Недостоверной информация становится в том случае, когда ее смысл искажен по разным причинам: преднамеренно или непреднамеренно, из-за недостаточной точности, вследствие воздействия различных помех.
    Точность и полнота
    Точность это степень близости информации к реальному состоянию вещей, явлений, процессов, объектов. Чем точнее информация, тем она лучше. Также с понятием точности информации связано понятие о ее полноте. Информация считается полной, если ее количества достаточно для правильного осмысливания и понимания, для верного принятия решений. Неполная информация способна привести к ошибочному пониманию и к неправильным выводам.
    Допустим, парень идет по улице со своей родной сестрой и встречает по пути свою девушку, с которой строит отношения. Все останавливаются и начинают разговаривать. Если парень представит незнакомку своей девушке неточно и неполно, например: Знакомься, это Ира, то она может подумать, что он ей изменяет с Ирой, встречается с ней за ее спиной, начнет ревновать и требовать объяснений. Если он скажет: Знакомься, это Ира, моя родная сестра, приехала погостить на пару дней, то девушка точно будет знать, что Ирина не опасна для их отношений и является просто близкой родственницей парня. Таким образом, она получит точную и полную информацию о новой знакомой и сделает правильные выводы.
    Актуальность
    актуальность важность, значимость, насущность в настоящий момент. Актуальность информации особо важна для новостных СМИ, так как новость всегда должна быть свежей, иметь непосредственное отношение к настоящему.
    Приведем пример неактуальной информации. Выражение В прошлом году я чистил снег около дома уже неактуально этой зимой, так как выпал новый снег и нужно убирать уже его, снег в прошлом году уже никого не интересует. Ценность
    Ценность информации это ее полезность. Она определяется в соответствии с нуждами конкретных людей, с тем, насколько хорошо информация удовлетворяет потребности отдельного человека.
    Например, у мужчины заболел желудок, и он ищет в Интернете информацию о том, почему болит желудок. Если он найдет хорошо написанную статью с объяснением причин, по которым болит желудок, то такая информация будет для него ценной. Если же он найдет статью, где, допустим, будет объясняться, почему болит печень, то такая информация будет для него бесполезной, т. к. она не интересует его и не нужна.

Также можно классифицировать свойства информации, характеризующие е качество, следующим образом :
Содержательность или внутреннее качество (качество, присущее собственно информации и сохраняющееся при е переносе из одной системы в другую)
Значимость (свойство сохранять ценность для потребителя с течением времени)
Полнота (свойство, характеризуемое мерой е достаточности для решения определнных задач)
Идентичность (свойство, заключающееся в соответствии информации состоянию объекта)
Кумулятивность (свойство информации, заключнной в массиве небольшого объма достаточно полно отражать действительность)
Избирательность
Гомоморфизм
Защищнность или внешнее качество (качество, присущее информации, находящейся или используемой только в определнной системе)
Сохранность
Достоверность

источник

Система связи. Формы представления информации. Преобразование информационных сообщений.

Сигнал является материальным носителем информации, которая передается от источника к потребителю.

С течением времени выделяют 2 типа сигнала:

Сигнал называется непрерывный если его параметры будут принимать любые значения в пределах интервала.(речь, изображение и т.д.)

Сигнал называется дискретным если его параметры может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала.

Дискретности могут быть записаны дискретным и конечным множеством значений параметров множества z.

Дискретные сигналы можно обозначить т.е. приписать каждому из конечного числа возможные значения сигнала в виде знака, который будет отличать данный сигнал от другого.

Знак – элемент некоторого конечного множества отличных друг от друга сущностей. Совокупность знаков используемых для представления информации посредством дискретных сигналов называется набором знаков. Набор знаков в котором установлен порядок их следования называется алфавитом.

Преобразование сигнала:

непрерывный → дискретный(N→D), данный тип преобразования характеризуется дискретизацией непрерывного сигнала и осуществляется по средству двух операций, развертка по времени квантование по величине сигнала. С математической точки зрения это замена описывающей сигнал непрерывной функции от времени (z(t))на некотором отрезке, конечным множеством.

Развертка по времени состоят в том, что наблюдая за значением величины z производится в определенные моменты времени.

Квантование по величине это отображение вещественных значений параметра сигнала, конечное множество чисел, кратной некоторой постоянной величине шагу квантования ∆z.

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

— графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

— звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г.; ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

— текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

— числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

— видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

— Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.

Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация может искажаться (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта, и, таким образом, перестать быть объективной.

— Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

— Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

— Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

— Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

— Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 4262 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Количество информации, вливаемой в уши современного человека, просто зашкаливает. Телевизионные каналы, печатные издания, интернет-ресурсы борются за своих пользователей, пытаются опередить друг друга в доступе к умам, при этом изыскивая последние новости, любые злободневные сведения и пичкая ими своих потребителей. Информация ныне становится предметом торга, разменной монетой и, безусловно, сферой влияния. Чем выделяется среди общего потока на самом деле полезная и интересная информация, знают не все. Как ее распознать и не превратиться в зомби, ведомого информационными кукловодами, расскажет наша статья.

Читайте также:  Полезны или вредны дрожжи

Генеральную уборку своего жилья, хоть и с разной периодичностью, но проводят все. А вот навести порядок в своем мозгу и разложить там все по полочкам на свои места почему-то не у каждого хватает желания и понимания. Для ясности мысли и трезвости суждений нужно прекратить пускать в «свой дом» толпы кричащих разномастных людей, пытающихся навязать свое мнение. Нужно фильтровать новостной поток и научиться находить только необходимое. Примеры полезной информации находятся вокруг нас. Для того чтобы их увидеть, попытайтесь ответить на один вопрос: «А что, собственно, мне нужно?».

Если вас интересует курс доллара, нет необходимости смотреть все экономические новости подряд, достаточно включать в нужное время определенный канал, когда передают данную сводку. Некоторые мобильные операторы также могут предоставить вам такую информацию и присылать СМС с ежедневным отчетом. Возможно, ваша работа напрямую зависит от колебания валюты на межбанковском рынке, и вас интересуют в том числе прогнозы. В таком случае, рассматривая примеры полезной информации на том же курсе доллара, стоит подписаться на какой-нибудь «экономический вестник», где, помимо котировок, можно ознакомиться с мнениями экспертов по данному вопросу. Четко зная, что конкретно вас интересует, вы можете сами найти необходимый источник, пресекая поступление ненужного информационного хлама.

Работая с печатной продукцией, намного проще оградить себя от поступления лишней информации, по сравнению, например, с телевидением. К тому же и затраты времени снижаются. Это становится понятным, если рассмотреть примеры полезной информации, допустим, на проблеме бронхита. Для того чтобы разобраться с заболеванием самостоятельно, можно просмотреть ряд программ «Здоровье», но не факт, что вы найдете подходящую передачу, в которой будут рассматривать именно ваш вопрос. Другое дело — печатные издания. Во-первых, можно с легкостью воспользоваться Медицинской энциклопедией или другим справочником для выяснения причин возникновения болезни и методов ее лечения. Во-вторых, очень полезная информация может обнаружиться и в подборке периодического медицинского издания. Достаточно будет пролистать газеты или журналы и пробежать взглядом по заголовкам, чтобы увидеть то, что вы ищете.

Наиболее полную подборку информации практически по любым интересующим вас вопросам на сегодняшний день предоставляет интернет. Обилие сайтов различной направленности позволяет доступно и легко ознакомиться с интересующей вас темой. Интернет как источник информации является, пожалуй, наиболее эффективным и удобным средством. Отсекать все ненужное во время работы в сети позволяет строка поиска. Она автоматически предлагает для ознакомления специализированный сайт.

Например, вы решили бросить курить, но у вас не получается. Вам пришлось бы пересмотреть массу литературы на бумажных или электронных носителях, прежде чем найти рекомендации и советы специалистов о том, как это лучше сделать. Интернет мгновенно предоставит всю информацию по данному вопросу. Остается только выбирать, что вам подходит больше. Полезная информация в интернете доступна круглые сутки, в любой день в году. К тому же, чтобы получить ответ на интересующий вопрос, не обязательно выходить из дома.

Вне зависимости от источника поступления информации степень ее полезности определяется достоверностью. В погоне за вниманием аудитории некоторые ресурсы не всегда пользуются проверенными данными, поэтому прежде чем принимать примеры полезной информации на веру, необходимо самостоятельно убедиться в их правдивости. Для этого стоит сравнить полученные сведения с данными из других источников, оценить авторитетность ресурса, а также проверить, если есть возможность, творческую биографию автора материалов, с которыми вы работаете.

К примеру, вы хотите похудеть и планируете сесть на определенную диету, о которой узнали в одной из телевизионных программ. Прежде чем принимать на веру ожидаемый эффект, попробуйте поискать отзывы людей, испытавших на себе данный способ, полистать справочную литературу, посчитать калории в продуктах, в конце концов, проконсультироваться со специалистом.

Надеемся, что, руководствуясь элементарной логикой, вы сможете отличить правду от вымысла и разобраться в окружающем информационном поле.

источник

ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Во время работы следует быть предельно внимательным.

Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:
• Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.
• Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.
• Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей.
• Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.
• Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.
• Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
• Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
• Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.

ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.

Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
• Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, но вытягивайте их и не подгибайте.
• Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках.
• Плечи при работе должны быть расслаблены, локти — слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
• При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

1. При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности.

2. Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией своего рабочего места.

Изучив эту тему, вы узнаете:

— какой смысл вкладывается в понятие «информация»;
— в чем отличие информации от данных;
— каковы наиболее важные свойства информации и как они проявляются.

Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

Слово «информация» происходит от латинского informatio, что означает «сведения, изложение, разъяснение».

Информация является общенаучной категорией. Существует множество определений этого термина, но в обыденной жизни информацию отождествляют с такими понятиями, как сообщение, сведения, знания. Информация позволяет человеку снизить уровень неопределенности знания о сути какого-либо объекта: предмета, явления или процесса. В результате обмена сведениями об определенном объекте у каждого из участников обмена формируется более полное представление о рассматриваемом предмете, повышается их уровень осведомленности и, соответственно, понижается уровень неопределенности знаний, касающихся этого объекта. Поэтому информацию также определяют как MeDv устюанения неопБелеленности знаний об объекте.

Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, уменьшающие степень неопределенности знаний об этих объектах или явлениях.

Информация не существует сама по себе. Всегда имеется источник, который производит информацию, и приемник, который ее воспринимает. В роли источника или приемника может быть любой объект материального мира: человек, устройство, животное, растение. То есть информация всегда предназначена конкретному объекту.

Человек получает информацию из разных источников: когда читает или слушает радио, смотрит телепередачу или разглядывает картину в музее, дотрагивается до предмета или пробует на вкус какую-нибудь еду. При этом одну и ту же информацию каждый человек может воспринимать по-разному.

Информация несет человеку знания об окружающем мире, многообразие которого и порождает ее различные виды. Так, например, существует информация для узкого круга людей, специализирующихся в определенной научной области: химии, биологии, математике, физике, информатике, литературе. Такую информацию называют научной. В каждой научной области используется специализированный язык, для понимания которого требуются определенные знания и специальное обучение.

Для человека также важную роль играют средства массовой информации: радио, телевидение, газеты и журналы. Они распространяют общественно-политическую, научно-популярную, культурологическую информацию. С их помощью люди узнают о событиях в мире, науке и искусстве.

С понятием «информация» тесно связано понятие «данные». Данные — это «сырье» для получения информации. Одни и те же данные могут нести разным людям разную информацию. Так, книга математического содержания может дать много полезной информации математику, а для специалиста в другой области знаний, например для биолога или филолога, она окажется непонятной, и поэтому все представленное в ней будет восприниматься только как совокупность данных (в виде теорем, формул, доказательств), которые никакой информации этим специалистам не несут. Одна и та же телевизионная передача кому-то даст новую информацию к размышлению, потому что заинтересует его, а другой воспримет все, что в ней рассказано, только как набор мало значащих для него сведений (данных).

Данные могут фиксироваться и храниться на каком-либо материальном носителе: бумаге, компакт-диске, магнитном диске. Следовательно, данные могут обрабатываться с помощью различных технических устройств. Они могут быть преобразованы в другую форму представления, сгруппированы, отсортированы и т. д. Так, например, сведения об учениках школы могут храниться в компьютере на жестком диске в виде базы данных. Возможны любые варианты обработки этих данных: например, их можно сгруппировать по классам или отсортировать в алфавитном порядке.

Данные превращаются в информацию только тогда, когда ими заинтересуется человек. Человек извлекает информацию из данных, оценивает, анализирует ее и по результатам анализа принимает то или иное решение. Если в базе данных, описанной выше, сделать любую операцию обработки по желанию человека, то результат обработки будет нести в себе определенную информацию. Например, директор школы может получить информацию из такой базы данных о том, кто из учеников живет на улице Счастливой, сколько девочек по имени Надежда учится в школе или кто из учеников в течение четверти ни разу не получил ни одной тройки.

Таким образом, если существует возможность использовать данные для уменьшения неопределенности знаний о каком-либо предмете, то данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

Информацию можно измерять. Мера измерения содержательности информации связана с изменением степени неосведомленности получателя и основана на методах теории информации, которые не изучаются в школе.

Более понятным и, следовательно, более распространенным методом является подход, связанный с измерением объема данных в сообщении. Это особенно важно при разработке технических систем. Так, например, при проектировании и эксплуатации систем связи важно наличие устройств, передающих наибольший объем данных за наименьшее время. Как известно, в памяти компьютера информация представляется в форме данных. В этом случае объем информации измеряется количеством двоичных разрядов (битов), содержащихся в этом сообщении.

На протяжении тысячелетий своего существования человечество накопило огромные запасы информации, которые продолжают увеличиваться. В наши дни объем информации удваивается каждые два года. От умения человека правильно понимать и обрабатывать информацию во многом зависят его способности к познанию окружающего мира.

В повседневной жизни от свойств информации зависит экономическое развитие общества, жизнь и здоровье людей. В любой ситуации приходится анализировать свойства информации, чтобы оценить, насколько она понятна, актуальна и полезна для окружающих, насколько достоверны содержащиеся в ней сведения.

Значимость тех или иных свойств информации определяется конкретной ситуацией. В одних ситуациях важна актуальность и достоверность информации: например, информационная телевизионная программа должна содержать только актуальную и достоверную информацию о событиях дня. В других ситуациях важную роль играют такие свойства, как доступность и понятность. Например, для детей младшего школьного возраста интерпретация библейской легенды должна иметь такую форму, где текст составлен из простых предложений бытового лексикона, а каждый абзац иллюстрирован. Для церковнослужителей текст должен быть такой, как в Библии, а для взрослых людей, начинающих познавать религию, текст желательно адаптировать к современному языку. Эффективность использования информации связана с такими ее свойствами, как актуальность, доступность (понятность), достоверность, репрезентативность, адекватность и полнота (рис. 1.1). Рассмотрим эти свойства более подробно.

Рис. 1.1. Свойства информации

Актуальность информации определяется тем, насколько важны для человека или общества данные сведения, могут ли они быть использованы в конкретной ситуации для решения проблемы. Это свойство во многом зависит от интервала времени, прошедшего с момента появления данной информации, а так же от того, насколько быстро изменяется ситуация. Таким образом, своевременность информации предполагает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.

Только актуальная, вовремя полученная информация может принести пользу людям. Недаром прогноз погоды сообщают накануне, а не в тот же день. В соответствии с этим же правилом ученые стараются найти более надежные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах и других стихийных бедствиях.

Доступность информации обеспечивается за счет ее преобразования в понятную форму. При этом одну и ту же информацию можно представить в разной форме в зависимости от ее получателя. Информация становится понятной, если она выражена в той форме и тем языком, который воспринимает тот, кому она предназначена.

Так, например, учебник по физике 10-го класса совершенно непонятен восьмикласснику, так как в нем содержатся незнакомые термины и формулы, а учебник по физике 8-го класса содержит доступную информацию для восьмиклассника, но десятиклассник в нем не найдет ничего нового. В книжном магазине вы найдете отдел детской литературы, где на каждой книге будет указан возраст ребенка, на который она ориентирована. Это означает, что информация в этих книгах представлена так, чтобы быть доступной и понятной читателю данного возраста. Широко внедряемая сейчас в библиотеках информационно-поисковая система библиотечного каталога спроектирована так, чтобы предоставить чита телю информацию о наличии книг по запрошенной тематике в доступной и удобной для восприятия форме.

Достоверность информации определяется ее свойством отражать состояние реально существующего объекта, процесса или явления. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию ситуации и, как следствие, к принятию неправильного решения.

Полнота (достаточность) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор данных. О полноте информации можно говорить, когда какая-либо дополнительная информация об объекте будет уже избыточна. Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность решений, принимаемых человеком на ее основе. Таким образом, информация должна быть актуальной, доступной, достоверной и полной.

Рассмотрим несколько ситуаций, где чрезвычайно важно иметь полную и достоверную информацию.

♦ Иногда бывает, что при разговоре по телефону шум мешает услышать собеседника. Из-за этого информация не всегда воспринимается точно и слова собеседника могут быть неправильно поняты и истолкованы.
♦ Предположим, вы отправляете телеграмму с информацией о дате приезда гостя, которого надо встретить на вокзале. Если при передаче телеграммы будет допущена ошибка в дате приезда, это приведет к неприятным последствиям.
♦ Если человек сел за руль автомобиля, не зная, как им управлять, то вряд ли он далеко уедет. В этом случае можно сказать, что этот человек имеет неполную информацию для управления автомобилем.

Адекватность информации — это соответствие образа, создаваемого с помощью полученной информации (информационной модели), реальному объекту, процессу или явлению. В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда существует полная адекватность информации. Всегда присутствует большая или меньшая степень неопределенности. Степень адекватности информации реальному состоянию объекта тоже влияет на правильность решений, принятых человеком.

Рассмотрим такую ситуацию. Вы успешно закончили школу и хотите продолжить образование по экономическому направлению. Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных вузах. В результате таких бесед вы получаете весьма разноречивые сведения, которые не позволяют вам принять решение в пользу того или иного варианта, то есть полученная информация не адекватна реальному состоянию дел. Для того чтобы получить более достоверные сведения, вы покупаете «Справочник для поступающих в вузы», из которого получаете исчерпывающую информацию. В этом случае можно говорить, что информация, полученная вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться с окончательным выбором.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования для адекватного отражения свойств объекта. Непременным условием определения свойства репрезентативности информации является поступление похожей информации из разных источников. Понятно, что полного совпадения по всем источникам информации никогда не будет. Однако если все сделано правильно, то полученная информация будет отражать самые важные характеристики объекта.

Важнейшее значение здесь имеют выбранные методики и методы отбора информации и ее оценки. Например, перед социальной службой города поставлена проблема: выяснить, сколько денежных средств еженедельно каждая семья в среднем тратит на питание. Невозможно представить, что для этого социальные работники будут опрашивать всех жителей города. Значит, необходимо выбрать наиболее типичную группу людей, которая и будет опрошена. В результате опроса будет сформирован массив информации, называемый выборкой. Необходимо также определить методику опроса, методы обработки собранных данных, их оценки и анализа результатов. Если полученные результаты отражают ситуацию, характерную для большинства жителей города, то говорят о репрезентативности информации, полученной в результате опроса отобранной группы людей. Заключения об адекватности и репрезентативности информации могут быть сделаны на основании специальных методов, которыми занимаются такие науки, как статистика и математическая статистика.

В любой ситуации, даже очень обыденной и простой, вам нужна актуальная, достоверная, полная и понятная информация. Рассмотрим несколько примеров, где выделены наиболее важные свойства для конкретной ситуации.

Утром, когда вы собираетесь в школу, вы обязательно смотрите на часы: вам нужна только достоверная информация. Скорее всего, вы выглянете в окно или посмотрите на термометр, чтобы решить, что следует надеть. Здесь важна актуальность информации. Затем вы идете в школу и находите кабинет, в котором проходит урок согласно расписанию. Вам нужна полная и достоверная информация, иначе невозможно найти нужный кабинет.

Вам необходимо воспользоваться географической картой для определения маршрута поездки, знакомства с новой страной, изучения исторических событий. Карта всегда служила человеку источником информации о земной поверхности. Она также является важным инструментом для исследования в различных областях. Такие задачи, как соотнесение с реальной местностью и координирование строительных работ, решаются с помощью карт. Поэтому здесь жизненно важна адекватность информации, содержащейся в картах, реальной местности. Сейчас создаются геоинформационные системы — живые карты на компьютере. В них обрабатывается и анализируется информация, поступающая со спутников. Такие системы позволяют решать нетрадиционные задачи:
♦ прогнозировать объем продаж и потенциал рынка, так как могут отображать демографические данные и информацию о расположении магазинов, ассортименте товара;
♦ анализировать последствия экологических аварий и выбирать оптимальные решения для их ликвидации;
♦ строить модели гидрографической сети и определять участки затоплений;
♦ строить модели рельефов поверхности Земли.

Все карты «описаны» специальным языком, который понятен лишь специалисту. Это означает, что данная информация доступна не всем. Каждый символ для специалиста несет большой объем достоверной, объективной и понятной инфор- мации, которая недоступна тем, кто не знает используемого языка.

В современных «космических технологиях» решающую роль играет информация, полученная с помощью различных приборов. Например, расположение станции относительно Солнца важно для работы солнечных батарей. Малейшая неточность — и космический корабль лишится энергии.

Такая информация должна быть актуальной, достоверной и полной.

1. Приведите примеры данных и условия, при которых они становятся информацией.

2. Приведите примеры, иллюстрирующие отличие информации от данных.

3. Приведите примеры одной и той же информации, представленной в разных формах.

4. Приведите примеры специальной информации, с которой вы встречаетесь на уроках в школе.

5. Приведите примеры актуальной и достоверной информации, используемой в повседневной жизни.

6. Приведите примеры доступности информации при отсутствии ее полноты.

7. Приведите примеры адекватной информации.

8. Приведите примеры, когда к информации применимо понятие репрезентативности.

9. Приведите примеры информации, для которой не все рассмотренные в теме свойства выполняются.

3. В чем проявляется различие между информацией и данными?

4. Какую роль играет информация в жизни человека?

5. Какими свойствами обладает информация? Дайте характеристику каждому свойству.

6. Всегда ли информации должны быть присущи приведенные в теме свойства? Приведите примеры.

7. Зависят ли свойства информации от человека, ее получающего?

8. Какие виды информации вы знаете? Приведите примеры.

Изучив эту тему, вы узнаете:

— что такое процесс и информационный процесс;
— где может существовать информационный процесс.

Человек постоянно участвует в разнообразных процессах дома, на работе, на улице, в общественных местах. Под процессом понимают ход, развитие какого-нибудь явления, последовательную смену состояния объекта.

Одни процессы характерны для общества, другие — для живой природы. В одних ситуациях человек активно участвует в процессе: например, школьник в процессе обучения, водитель — при управлении автомобилем, рабочий — при строительстве дома и т. д. В других случаях он пассивен и занимает позицию наблюдателя: например, во время грозы, во время экскурсии, на просмотре спектакля, у экрана телевизора.

Особую роль среди всего существующего разнообразия процессов занимает процесс, называемый информационным.

Информационный процесс — это процесс сбора (приема), передачи (обмена), хранения, обработки (преобразования) информации.

Информационные процессы протекают в человеческом обществе, в растительном и животном мире. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые воздействуют на окружающий мир.

Информационные процессы свойственны растительному и животному миру. Почему осенью листья опадают, весь растительный мир засыпает на время холодов? Почему с приходом весны листья появ ляются опять, вырастает трава, распускаются цветы? Почему определенные виды растений зацветают в одно и то же время года? Это тоже результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды (температуры, влажности, продолжительности светового дня) и соответствующим образом реагирует на них.

Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире. Реакцию животного на поступающую информацию определяет степень развития мозга. Так, для собаки и ежа, которые живут в квартире у одного хозяина, одно и то же событие может нести разную информацию, а значит, они по-разному воспринимают происходящие вокруг них информационные процессы. Например, звонок в дверь для собаки является сигналом о появлении человека, а для ежа он не значит ничего, то есть не несет никакой информации. С другой стороны, прикосновение руки для ежа служит сигналом опасности — он сворачивается в шар, а собака реагирует на прикосновение как на ласку.

Можно продолжить перечень подобных информационных процессов в животном мире. Попробуйте это сделать самостоятельно. Вам станет ясно, что в человеческом обществе, в растительном и животном мире постоянно протекает множество информационных процессов, в которых люди, животные и растения участвуют в соответствии со своими возможностями. Это отличает живую природу от неживой: у неживой природы отсутствуют органы восприятия и обработки сигналов. В неживой природе изменения могут происходить только в результате прямого физического или химического воздействия, а не информационных процессов.

В середине XX века многократно увеличилась интенсивность информационных процессов. Лавинообразный поток информации, хлынувший на человека, уже не воспринимается в полном объеме; ориентироваться в нем становится все труднее и труднее. Подчас оказывается проще создать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели разыскать сделанный ранее аналог. Для более эффективного участия в информационных процессах человек создавал и создает различные устройства, которые помогают ему воспринимать, преобразовывать, хранить и использовать информацию.

1. Приведите примеры информационных процессов в школе.

2. Приведите примеры информационных процессов, происходящих в вашей семье.

3. Приведите примеры информационных процессов в магазине, в театре и других общественных местах.

4. Сравните информационные процессы для животного и растительного мира на примерах.

1. Что такое процесс? Приведите примеры.

2. Что такое информационный процесс? Приведите примеры.

3. В каких областях деятельности человека преобладают информационные процессы?

4. Что общего между информационными процессами для человеческого, животного и растительного мира?

5. В чем состоит проблема, связанная с информационными процессами?

источник

«Это первая статья в большом цикле о том, как изменить свою жизнь» — написал я в качестве вступления. Ради Бога, не морщитесь.

Я понимаю, что интернет заполнен огромным количеством бездарных поделок на эту тему. Их авторы беззастенчиво обещают 100% работающие методики, волшебные перемены в жизни и пошаговые рецепты сумасшедшего успеха. Под лозунгом «Изменяем жизнь к лучшему» работают как опытные и мудрые наставники, так и проходимцы, которые пользуются популярностью темы.

На мой взгляд, абсолютное большинство таких статей — чушь. На своем опыте я проверил и опробовал большое количество методик управления продуктивностью, изменения привычек, убеждений и жизни. Абсолютное большинство из них на мне «не сработали».

Однако я всегда помню древнюю, но малоизвестную русскую пословицу: «У каждого урода — своя метода». Юмор Господа Бога заключается в том, что любой, даже самый дебильный метод, может кому-то помочь.

Изменить жизнь человека способно все, что угодно. Перемены в жизни героя фильма «Бриллиантовая рука» начались после того, как он поскользнулся на банановой шкурке. Алиса ничего не планировала изменить, а просто скучала. Но ненароком увидев кролика в жилетке и с часами, сдвинула свою «точку сборки» навсегда.

В моей жизни, например, был такой забавный эпизод: когда я занимался боевыми искусствами, я долгое время не мог «поставить руки» правильным образом. Однажды мой мастер дал мне предельно странную рекомендацию. Она заключалась в том, что я должен был минут 5-10 в день ходить на четвереньках. При этом мне было необходимо представлять себя беременной слонихой и чувствовать холодок в заднем проходе. Безумный совет. Не правда ли? Однако, после недели практики у меня получилось то, что не получалось на протяжении трех месяцев.

Примеры изменений можно приводить бесконечно. Точно так же, как можно бесконечно экспериментировать с различными методиками изменения своей жизни. Однако эти эксперименты не только сжирают ваше время, но, что важнее, могут навредить вашей самооценке, здоровью и мотивации.

Если вы задаете себе такие вопросы: «как измениться самостоятельно?», «как изменить жизнь к лучшему?, «как измениться самой и изменить свою жизнь?» и т.п., и хотите изменить свою жизнь, то важно понимать, какие методики вообще существуют, как они работают, кому подходят, а кому противопоказаны. Важно выбрать то, что подходит именно вам.

В этой статье представлены методики по изменению себя и жизни. Я, в той или иной степени, попробовал на себе все. Большинство экспериментов успехом не увенчались. Я задумался, почему. Начал анализировать причины этого не только на себе, но и на своих клиентах. Так появился этот каталог.

Я не просто перечисляю методики, которые предлагаются доверчивым читателям российского интернета, в качестве 100% работающих. Я провожу критический разбор каждой из них.

Зачем нужен критический анализ? Почему это так важно для вас?

1. Важно понимать, как и за счет чего методика работает на самом деле. Все методики, как правило, упакованы в привлекательную рекламную оболочку, которая не имеет отношения к действительности.

2. Необходимо убедиться, подходит ли методика изменений лично вам, соответствует ли она особенностям вашей личности. Использование методик, которые противоречат вам, вашей системе ценностей и психологическому типу, не учитывают особенности вашего характера, разрушительно. Вы теряете время, веру в себя и в возможность изменений.

3. Не менее важно проверить, насколько применение методики возможно и позитивно в вашей текущей жизненной ситуации. Ситуационным анализом вообще всерьез никто не занимается. Между тем, вся наша жизнь по большому счету является ситуацией. Не уметь ею управлять, учитывать ее особенности и, одновременно, обещать изменения — просто глупость.

Какие же методы для изменений своей жизни чаще всего предлагают, и что мы можем увидеть, глядя на них критическим взглядом?

Ниже я привожу список основных методов изменений жизни. Каждому из них я дал короткое «прозвище». В каждом прозвище есть доля шутки, с другой стороны, оно максимально точно отражает суть метода.

1. «Встряска»: экстремальный выход из зоны комфорта.

2. «Дрессировка»: выработка привычек.

3. «Фокусировка»: целеполагание и планирование.

4. «Вожделение»: культивирование энтузиазма и самомотивация.

5. «Мысли позитивно!»: рациональное управление мыслями.

6. «Молитвы»: аффирмации, медитации, работа с негативными убеждениями.

7. «Казарма»: жесткое планирование, навязывание извне сроков и темпов изменений.

8. «Делай, как я!»: абсолютизация личного опыта.

9. «Сверхсознание»: концентрация на осознанности и нахождении «здесь и сейчас».

10. «Это бизнес, детка!»: использование для изменений жизни методик и подходов из бизнеса, спорта и т.п.

Подборка, возможно, не самая полная. Но основные моменты в ней представлены.

В сегодняшней статье мы детально разберем первые пять методик.

Суть метода:

Для изменения своей жизни, вам предлагается испытать экстремальное переживание. Оно может быть однократным и коротким, как прыжок с парашютом или хождение по углям; может быть длительным, как «адская неделя».

По замыслу приверженцев этого метода, «встряска» позволяет вам получить новые впечатления, избавиться от внутренних ограничений, поверить в себя и буквально переродиться в нового человека.

Плюсы и минусы, кому подходит и кому противопоказан:

Порой «встряска» бывает полезной. Особенно когда вы живете однообразной и монотонной жизнью. История знает немало случаев, когда экстремальные переживания действительно меняли систему ценностей человека, его взгляды на жизнь и судьбу.

Сложность заключается в том, что экстремальные ситуации и выход из зоны комфорта сами по себе ничуть не более интеллектуальный инструмент, чем молоток. Если поставить в ряд миллион человек и стукнуть каждого по голове молотком, то некоторые умрут, другие потеряют сознание, но гарантированно найдутся счастливцы, которые буквально переродятся после этого нелепого действия.

Однако это не повод объявлять удар молотком по голове надежным средством для изменения своей жизни к лучшему. Любой экстремальный метод в чем-то напоминает любимое развлечение советских телезрителей. Когда телевизор работал плохо, раздраженные граждане глубокомысленно дубасили его кулаком. Порой, помогало. При этом ни один из дубасящих по телевизору не понимал: почему удар кулаком должен помочь в работе сложного электронного устройства и в чем причина неисправности.

Экстремальные способы изменения жизни гарантируют вам получение сильных эмоций. Кроме того, многие из них заметно поднимают самооценку, причем не на пустом месте. Это все является плюсами этой методики. Однако, любая экстремальная методика краткосрочна и конечна. Большинство из тех, кто ее попробовал, снова возвращаются к своей привычной жизни. Через некоторое время никаких следов от воздействия нового опыта не остается. Обыденность сильна тем, что она постоянна и поддержана всем вашим окружением.

По моим наблюдениям, те, кто попробовал на себе «встряску», делятся после нее на четыре категории:

  • Те, кого «вставило» — они почувствовали вкус адреналина и победы. Экстремальность и преодоление становятся для них смыслом жизни. Это все изменения, которые с ними произошли. Именно они и становятся пропагандистами метода «Встряска».
  • Те, кому понравилось и стало импульсом для развития. Некоторое время они пребывают в эйфории и используют ее, для того, чтобы что-то изменить в жизни. У кого-то «Встряски» хватает надолго, у кого-то нет.
  • Те, кому метод понравился, но не более. Они получили позитивные эмоции и на этом остановились. Эти люди продолжают жить как прежде.
  • Те, кого «травмировало». Таких людей не очень много, но они есть. «Встряска» не пошла им на пользу. В лучшем случае они получили разочарование. Многие потеряли веру в себя и возможность измениться.

«Встряска» — это просто удар по сложной системе, каковой является человек. Результат этого удара абсолютно непредсказуем.

Было время, когда я увлекался «Встрясками». Например, ходил с другом в экстремальные походы зимой, без палатки. Спал у костра под открытым небом, существовал на «подножном корму» и т.д. Очень любил лазить по стенам развалин в Пушкинском парке без страховки.

Все это давало море адреналина, повышало самооценку, уверенность в себе, но… на самом деле ничего не меняло в жизни. Как только я возвращался в свою повседневную реальность, она, как меланхоличная корова, пережевывала все мои «достижения».

Суть метода:

По замыслу пропагандистов и создателей «дрессировочных» методик, для того, чтобы изменить жизнь, необходимо начать с привычек и рутинных, повторяющихся действий. Основная идея заключается в том, чтобы плавно, потихоньку вводить новые модели поведения в повседневную жизнь. В этом смысле «Дрессировка» противоположна «Встряске». «Дрессировка» не предусматривает экстремальных переживаний. Зато все эти программы являются долгоиграющими.

Плюсы и минусы, кому подходит и кому противопоказан:

«Дрессировка» является весьма органичной для человеческого существа. Мы все ее проходили, начиная с детства. Нас приучали ходить на горшок, убирать за собой игрушки, чистить зубы, читать, писать и т.д. Фактически, с помощью «Дрессировки» мы во многом стали людьми.

Повторяющиеся действия и новые привычки способны действительно сильно изменить качество жизни человека. Однако, они не влияют на глубинную мотивацию наших поступков, не решают внутренних противоречий и не изменяют деструктивные убеждения.

Кроме того, существует целый класс людей, к которым метод «Дрессировки» совершенно неприменим. Их называют по-разному: интуитивисты, хаотики, «творческие натуры» и т.п. «Дрессировка» вызывает у таких людей бешеное сопротивление и убивает любую мотивацию. Ничего кроме отвращения и разочарования применение этого метода у таких людей не вызывает.

Я, бесспорно, отношусь к творческим натурам. Тупые, однообразные, повторяющиеся действия вызывают у меня ярость. Но, тем не менее, обучаться чему-то новому и приобретать полезные привычки мне нужно. Так что, после многократных попыток добиться «взаимности» от этой методики, я наше компромисс.

Теперь я отношусь к ней положительно, но с некоторыми оговорками. Я создаю чек-лист на каждый день. Туда я помещаю те привычки, которые я мог бы отработать в течение дня. Однако, я никогда (!) не выполняю все задания этого чек-листа и считаю это совершенно нормальным для себя.

Как я с ним работаю? Время от времени я заглядываю в чек-лист и прислушиваюсь к себе. Как только я чувствую желание выполнить один из пунктов, я делаю это.

Такой подход позволяет мне без насилия над собой проводить «Дрессировку» в комфортном режиме.

Суть метода:

Главное — это поставить вдохновляющую цель, а лучше не одну. Так думают многочисленные приверженцы «Фокусировки». После целеполагания нужно все спланировать и бодрым шагом двинуться навстречу процветанию. Любое препятствие на пути к цели не воспринимается трагично, а вписывается в план действий и преодолевается.

Плюсы и минусы, кому подходит и кому противопоказан:

«Фокусировка» кажется необычайно привлекательной для людей с рациональным складом ума. Для тех, кто начинает изучать эту методику, жизнь представляется простой и ясной, состоящей из трех действий: спланировал — сделал — достиг.

Особый энтузиазм вызывает то, что ты можешь достичь всего, чего ты хочешь. Для этого активно используются примеры людей, которые чего-то добились.

Я искренне люблю методы изменения жизни, основанные на «Фокусировке». Они простые, логичные и ясные. От них веет здоровым англо-саксонским оптимизмом. К сожалению, эти методы также не могут считаться универсальными. Все дело в том, что для достижения успеха с их помощью вам нужно быть роботом, а не человеком. Сама модель «Фокусировки» оставляет за бортом наличие у вас эмоций, внутренних противоречий, кризисов, комплексов и странных желаний. Между тем все эти игнорируемые и не учитываемые явления оказывают мощнейшее воздействие на вас, вашу жизнь, мотивацию и действия. Чем больше вы их игнорируете, тем сильнее и неожиданнее они проявляются.

«Фокусировка» для меня всегда была необычайно привлекательной. Ее основы мне преподавал очень сильный специалист по НЛП. На первых порах это мне показалось «волшебной палочкой», способной изменить всю мою жизнь. Однако, затем я познакомился с неприятной «дамой» по имени Прокрастинация. Сначала я, как и все, пытался побороть ее, затем обхитрить… И только позднее, когда я исследовал свои стратегии взаимоотношений со временем, особенности своего планирования и структуру ценностей, «Фокусировка» начала работать на меня. Окончательно я с ней подружился только тогда, когда начал работать над собственными эмоциями.

Суть метода:

Главное — это позитивный настрой и вИдение. Приверженцы метода «Вожделение» уверены, что их визуализации, желания и эмоции способны напрямую воздействовать на материальный мир. Поэтому они видят свою задачу в том, чтобы постоянно поддерживать высокий «градус» позитивизма и энтузиазма. В некоторых направлениях это считается достаточным для позитивных изменений жизни и достижения успеха. Другие направления комбинируют метод «Вожделения» с другими методиками, например с «Фокусировкой».

Плюсы и минусы, кому подходит и кому противопоказан:

Поддержания себя в тонусе, визуализация успеха и культивирование энтузиазма — полезная практика. Вы действительно начинаете чувствовать себя лучше, намного легче переживаете неудачи, видите больше возможностей, легче выстраиваете отношения с людьми. Это действительно положительный аспект данного подхода, который можно рекомендовать, практически, всем.

Однако, при чрезмерном употреблении у практикующих «Вожделение» теряется адекватность. Они очень умело давят в себе негативные эмоции. При этом забывают, что эти эмоции появляются не просто так, а служат определенными сигналами о «неполадках» во внешнем или внутреннем мире. Отключение негативных эмоций — это отключение системы «аварийного оповещения». Такая практика заканчивается взрывом, срывом или иным катастрофическим вариантом развития событий.

Особенно тяжело сказывается применение «Вожделения» для изменения жизни людьми, склонными к истеричному или экзальтированному поведению. У них «крышу срывает» начисто.

Мне довелось учиться у одного их мастеров этого метода. В 1994 году после очередного семинара я получил возможность убедиться в силе «Вожделения». Мне очень захотелось купить мобильный телефон. На всякий случай, для современного читателя сообщу, что его стоимость составляла 1215 долларов, что в те годы равнялось годовому (!) прожиточному минимуму семьи из 4 человек. Я в то время зарабатывал около 200 долларов в месяц. То есть покупка телефона выходила за все мыслимые рамки. Однако ровно эта сумма пришла ко мне буквально через три дня после того, как желание было сформулировано — я совершенно неожиданно получил щедрый бонус от клиента, которому здорово помог.

К сожалению, это был единственный случай в моей жизни, когда «Вожделение» сработало так ярко. Анализируя это, я понял, что не люблю долго находиться в состоянии эйфории и искусственно поддерживаемого энтузиазма, которые требуются для успешного использования этой методики. Такие эмоции лишают меня адекватного восприятия действительности.

Суть метода:

Наши мысли управляют нашей жизнью — убеждены приверженцы данного метода. Правильные мысли порождают правильные действия, которые порождают правильные результаты.

В отличие от предыдущего направления, метод «Мысли позитивно!» занимается не эмоциями, а мыслями. Он делит их на позитивные и негативные. С последними он борется.

Плюсы и минусы, кому подходит и кому противопоказан:

Практически все, что было сказано о методе «Вожделение» справедливо и для метода «Мысли позитивно!» Если использовать элементы этого подхода без фанатизма, то можно серьезно улучшить качество своей жизни. Однако этот метод, так же как и предыдущий, упускает из виду причину, из-за которой негативные мысли появляются. Кроме того, далеко не все негативные мысли являются вредными для нашей жизни.

В случае фанатичного следования методу «Мысли позитивно!» вы становитесь чрезмерно рациональным, происходит отключение себя от эмоциональной сферы. Вы становитесь похожи на робота, что обедняет вашу жизнь и отталкивает от вас других людей. Помимо этого, у вас в голове поселяется виртуальный полицейский, который отслеживает все ваши мыслепреступления. Он безжалостно наказывает вас за любую негативную мысль, что лишает вас свободы мышления.

Мыслить позитивно я начал в 1997 году. Освоил стратегию «удачника», принялся «отлавливать» негативные мысли… Но этот метод не стал для меня полностью органичным. Как я разобрался позднее, особенности моей личности и когнитивной сферы не позволяют мне сконцентрироваться только на позитиве. Я нахожу весьма полезным продумывать и анализировать возможные негативные сценарии развития событий. Несколько раз в жизни это меня сильно выручало.

На сегодня это все. Завтра «Жить интересно!» опубликует продолжение. Мы рассмотрим еще пять методов:

Если вам понравилась статья, попробуйте применить ее основные положения для того, чтобы проанализировать те методики, которые вы используете или планируете использовать для изменений себя и своей жизни. Критическое мышление поможет вам сохранить время и энергию для изменений. Понимание сути методик позволяет применять их, оставаясь самим собой.

Если у вас есть опыт применения методики изменения жизни, неважно положительный или отрицательный, расскажите о нем. Мне очень интересно узнать, какие выводы сделали вы.

источник

Источники:
  • http://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/perechislite-svojstva-informacii-poyasnite-ih-privedite-primeri/
  • http://studopedia.su/15_64039_vidi-i-svoystva-informatsii-obyazatelno-primeri.html
  • http://fb.ru/article/164901/primeryi-poleznoy-informatsii-gde-iskat-i-kak-raspoznavat
  • http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_10/informatika_materialy_zanytii_10_01.html
  • http://interesno.co/myself/9b650bcfbe9f