Меню Рубрики

Полезные ископаемые 1 класс

образовательные:

  • Закрепить знания учащихся о том, что Земля имеет три основных значения: Земля — это планета, Земля — это суша, Земля — это почва
  • Способствовать становлению у учащихся первоначального представления о внутреннем содержании Земли — полезных ископаемых и их многообразии
  • Создать условия для поиска ответов на следующие вопросы:
    -что такое почва и какова ее польза?
    -что такое полезные ископаемые?

развивающие: Продолжить формирование навыков

  • коллективной работы и сотрудничества
  • самостоятельного оценивания ответов и высказываний других детей
  • самостоятельного поиска ответов на вопросы

воспитательные: Формирование бережного отношения к земле и полезным ископаемым

Оборудование:

  • разрезные карточки,
  • лоточки с образцами земли.
  • проектор, ноутбук
  • презентация « Земля»

-Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке , надо из букв сложить слово.

Работа в группах

Дети работают в группах и выполняют задание самостоятельно.

После выполнения задания дети должны получить слово «земля».

-Но слово «земля» — многозначное слово.

— Давайте вспомним в каких случаях мы употребляем слово «земля».

По ходу ответов детей через проектор показываются иллюстрации.

  • Земля-планета, когда мы говорим о космосе (слайд)
  • Земля- суша, когда мы выходим или выплываем из воды( слайд)
  • Земля – почва, когда мы сажаем растения (слайд)

-У вас на столах стоят коробочки. Рассмотрите их содержимое. Уточните в каком значении мы сегодня будем говорить о земле.

-Представитель готовой к ответу группы поднимет руку.

(Спросить одного представителя.)

Итак, мы выяснили, что первая тема нашего урока «почва» (слайд)

— Возьмите полоску коричневого цвета и положите перед собой

-Мы знаем такие слова как «земля», «почва» (слайд)

— А что бы вы хотели узнать о почве? (Что такое почва? Значение почвы. Какая бывает почва? Как удобрять почву? Как ухаживать за почвой?)

— Мы вместе сформулировали первую цель нашего урока. Мы будем искать ответы на вопросы: «Что такое почва?» (то есть нам надо дать определение почве) «Какое значение имеет почва?» (слайд)

-При обсуждении темы урока все группы выяснили, что говоря о почве мы подразумеваем землю. Используя это слово мы и начнем выстраивать наше определение.

Работа в группах

Возьмите полоски желтого цвета и, работая вместе, выберите понятие, которое высчитаете наиболее подходящим: — слой земли

(учитель проходит по классу и помогает, если необходимо, группам)

-Все группы готовы .Покажите мне карточку, которую вы выбрали.

-Какая группа хотела бы доказать свою точку зрения?

(Спросить представителя одной -двух групп)

-Мы определили, что это слой земли.(слайд)

Теперь необходимо определить какой он?

Работа в группах

-Для этого возьмите карточки зеленого цвета и попытайтесь найти самые главные, важные признаки этого слоя. На карточках следующие слова: верхний, полезный, светлый, черный, грязный, липкий.

Выслушать представителя от каждой группы.

-Вы все выбрали слова «верхний», «полезный».(слайд)

-Меня особенно заинтересовало слово « полезный»

-А для кого он полезен прежде всего? (для растений)

-А чем полезен?( из почвы они добывают полезные вещества)

-Тогда как нам закончить наше определение?

(учитель спрашивает детей по желанию)

— Переверните карточку розового цвета и закончите определение

— Представителю самой организованной группы я предлагаю прочитать определение, которое у нас получилось.

— Давайте сверим наше определение с определением ,которое дается в учебниках.(слайд)

Почва -верхний полезный (плодородный) слой земли ,на котором могут расти растения.

Как вы считаете, мы справились с поставленной нами целью? Докажите свою точку зрения.

-Действительно мы нашли ответ на вопрос и доказали его.(слайд)

-Мы сегодня на уроке говорили о почве, как полезном слое земли.

-И сейчас на уроке мы еще раз будем использовать слово « полезный»

(Учитель раздает каждой группе коробочку, в которой лежат полезные ископаемые)

-Посмотрите на вещества, которые лежат в коробочке. Есть ли среди них знакомые вам?

-Эти вещества такие разные, а я сложила их вместе.

-Как вы думаете, почему я их объединила?

Работа в группах

-Обсудите данный вопрос в группе.

После обсуждения выслушать представителей групп.

-Действительно, все эти вещества полезные.

-Но прежде, чем оказаться в этой в этой коробочке они проделали очень долгий путь , их добывали в глубинах Земли, на поверхности Земли.

— Может кто -то знает как они называются?(полезные ископаемые)

На экране появляется слайд :Мы знаем слова :полезные ископаемые(слайд)

— Кто хочет попробовать сформулировать 2 цель нашего урока?

(учитель спрашивает одного -двух желающих)

На экране появляется слайд :мы хотим узнать «Что такое полезные ископаемые?»

«Какие бывают полезные ископаемые?»

Работа в группах

-В ходе обсуждения мы уже попытались дать определение полезным ископаемым.

Какая из групп даст более точное определение .

После обсуждения выслушать представителя каждой группы и затем сверить с аналогом.

Давайте сверим наши определения с определением , которое я взяла из учебника

Полезные ископаемые –природные богатства которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и приносят людям пользу.(слайд)

-Рассмотрите таблицу « Природные богатства Земли разнообразны» , найдите среди них полезные ископаемые и назовите.(если останется время найти исключения)

Дополниительный материал:

-Теперь я предлагаю каждой группе отгадать загадку про полезное ископаемое

1. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.(песок)

2. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

3. Белый камешек растаял,
На доске лишь след оставил(мел)

4. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.(уголь)

5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.

— Из загадок мы поняли, что каждое полезное ископаемое приносит пользу по-своему и они все для нас важны.

Работа по учебнику

-Посмотрите на страницу и назовите добыча каких полезных ископаемых здесь изображена?

-Использование какого полезного ископаемого вас больше всего удивило?

-Мы с вами живем в удивительном краю , богатом самыми разнообразными полезными ископаемыми.

— Назовите полезные ископаемые, которые встречаются на территории нашего края.(слайд)

— Мы сегодня работали по таблице «Природные богатства Земли разнообразны»

-Давайте еще раз назовем эти богатства. Они разнообразны , но не бесконечны.

Что нам нужно сделать ,что бы эти богатства достались еще нашим потомкам.

(выслушать ответы одного -двух человек)

-Какое слово мы чаще всего сегодня употребляли?( полезный)

-А для кого сегодня и урок был полезен?

— А чем же он был для вас полезен?

-А за что вы можете сегодня себя похвалить?

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

источник

Полезные ископаемые Презентацию подготовила Шатрова Людмила Петровна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 797. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемvio.uchim.info

Презентация на тему: » Полезные ископаемые Презентацию подготовила Шатрова Людмила Петровна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 797.» — Транскрипт:

1 Полезные ископаемые Презентацию подготовила Шатрова Людмила Петровна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 797

2 Полезные ископаемые Каменный уголь Гранит Глина Железная руда Песок Известняк Мрамор Месторождение –скопление полезных ископаемых.

3 Полезные ископаемые ГорючиеСтроительныеРуды нефть, торф каменный уголь природный газ песок, гранит глина мрамор известняк полевой шпат слюда железная руда алюминиевые руды бокситы Полезные ископаемые ТвердыеЖидкие Газообразные песок, гранит глина мрамор известняк слюда полевой шпат каменный уголь нефть природный газ

4 Добыча полезных ископаемых. Открытый Карьер Закрытый Шахты Способы

5 Гранит Состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Главное свойство – прочность. Хорошо полируется. Для строительства набережных рек, станций метро, облицовка зданий, фундаментов для памятников.

7 Памятник Петру I в Санкт-Петербурге Памятник установлен на гранитной скале, которую 400 человек много месяцев вырубали из скалы недалеко от берега Финского залива. Камень погрузили на платформу и по специально созданной колее покатили к воде. Погрузили на громадный плот из толстенных брёвен, который тащили 2 боевых корабля.

8 Александровская колонна Основная часть колонны из цельного гранита, весом 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали 200 человек.

10 Применяют гранит в облицовке зданий, лестниц.

11 Мрамор От греческого – «сияющий камень» Мрамор — природный камень применяется с давних времен, один из самых красивых и прочных камней. Несмотря на прочность, он удобен в обработке. Он водонепроницаем, морозоустойчив и термостоек. Из камня были построены такие памятники античной архитектуры, как Парфенон в Афинах и признанный одним из семи чудес света храм Артемиды в Эфесе.

12 Скульптуры из мрамора. Уже три тысячелетия мрамор любимый камень скульпторов и архитекторов.

15 Известняк Образовался из погибших и осевших морских организмов много миллион лет назад. Менее прочен. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок. Мел -разновидность известняк Белый и серый

16 Крепостные сооружения и здания из известняка Кремлёвские стены при Дмитрии Донском. Используется при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь для строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены).

17 Архангельский Колокольня Ивана Великого со звонницей Успенский Благовещенский Соборы Кремля

18 Глина Добыча глины Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, посуду, облицовочную плитку, вазы, цветочные горшки. Главное свойство глины пластичность. Дом из глины

19 Изделия из глины Табличка с доклинописным текстом..

20 Использование глины в медицине. Пищевая глина очищает организм от шлаков, токсинов. О пользе и целебных свойствах глины знали еще в древние времена. Грязелечение.

21 Песок Песок образуется в природе при разрушении гранита. Песок используется в строительстве, в изготовлении стекла.

22 Торф Используется как топливо. Для этого его спрессовывают в небольшие бруски – брикеты. На фермах он служит подстилкой для животных. 1 кг торфа впитывают до 20 кг влаги. Торф содержит вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф – хорошее удобрение. Из него получают некоторые лекарства. Торф тёмно-коричневого цвета. Образуется в болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 мм торфа. Залежи могут достигать несколько метров.

23 Использование торфа Используется как топливо. Для этого его спрессовывают в небольшие бруски – брикеты. Торф – хорошее удобрение.

24 Есть камни настолько лёгкие, что плавают, как дерево – это пемза. Он пористый. Образуется при извержении вулкана. Пемза применятся для шлифования металлов, дерева и мягких камней.. Пемза — кусочки застывшей лавы

25 Каменный уголь Свойство угля – горючесть. Образовался из разложения остатков растений: древовидных папоротников, хвощей и плаунов. Используется как топливо. Служит сырьем для химической промышленности. Из него получают: краски, пластмассы и другие ценные материалы.

27 Железная руда Железная руда – это общее название нескольких разновидностей минералов. Они бывают черного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Железо — самый распространенный металл в земной коре. Люди научились извлекать железо из руды и обрабатывать его около 4 тыс. лет назад.

Читайте также:  Полезно ли каждый день есть вареную свеклу

28 Добыча железной руды В карьерах В шахтах

29 Выплавка металлов из железной руды

31 Нефть Нефть –густая маслянистая жидкость темного цвета. У неё резкий запах. Она горюча. Из нефти получают жидкое топливо(бензин, керосин, мазут), смазочные масла, вазелин, краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

32 Добыча нефти Строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

33 Транспортировка нефти Нефтеперерабатывающий завод Трубопровод

34 Природный газ Природный газ образовался из остатков растений и животных. Бесцветный, легче воздуха. горит голубым пламенем. Из природного газа получают пластмассы. Волокна, и другие ценные материалы.

35 Каменный уголь Гранит Глина Железная руда Песок Известняк Мрамор Назови горючие, строительные полезные ископаемые. ТорфПриродный газ Нефть Пемза Соль

36 Как называются скопления полезных ископаемых? Назови полезное ископаемое, которое используют для изготовления стекла. Назовите самый прочное полезное ископаемое. Из чего образуется известняк? Где используется гранит? Как используется торф? Какой камень в воде не тонет?

37 Загадки Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? Нефть Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу — Она понадобится сразу. Глина Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он на стройке и на пляже Песок даже. Покрывают им дороги, Улицы в селеньях, А ещё он есть в цементе. Сам он удобрение. Известняк, Он синим цветком расцветает от с На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спичек. Природный газ Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Каменный уголь

источник

1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

Наша машина ездит на бензине, который делают из нефти мы варим еду на плите, которая работает на газе чтобы сделать шашлык на даче нужен уголь посуда сделана из глины

2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».

Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».

Ход работы (по заданиям учебника).

  1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название.
  2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
  3. Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

4. Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка.

6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь её стрелкой. Начни свой путь с лифта.

Путь обозначен на рисунке тонкой синей линией.

7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия,

известняк, нефть, песок

8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нём.

1. Название полезного ископаемого
2. Где добывается
3 Свойства полезного ископаемого
4. Использование его в хозяйственной деятельности

Алюминиевая руда — боксит

Всем известный металл алюминий в чистом виде в природе не встречается. Добывают его из алюминиевых руд — полезных ископаемых, содержащих в себе различные соединения этого вещества. Наиболее известная и широко добываемая алюминиевая руда называется боксит.

В нашей стране бокситы добываются на Урале, в Сибири, в Прибайкалье и на Кольском полуострове. Также имеются месторождения бокситов в Венгрии, в Центральной и Южной Африке, на Украине, в Казахстане, во Франции и в Индии.

После специальной обработки из боксита выделяется чистый алюминий. Это очень легкий по весу металл серебристо-белого цвета. Он легко поддаётся ковке, прекрасно проводит тепло и электричество, и, в отличие от большинства металлов, практически не подаётся коррозии.

Благодаря своим свойствам алюминий очень широко применяется в промышленности. Из него делают посуду (кастрюли, сковороды, подносы, ложки и вилки), алюминиевую фольгу для выпекания и упаковки, провода, трубы, его используют при производстве микросхем, из алюминия делают краску, а также рамы для самокатов и велосипедов, фюзеляжи самолетов и многое другое .

Воспользуйся записью при выступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

источник

Презентация расширяет и углубляет знания о полезных ископаемых, их происхождении и применении.

Вложение Размер
poleznye_1.pptx 2.39 МБ
poleznye_2.pptx 2.76 МБ

Полезные ископаемые Красивые камни в нашем доме часть 1

В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! Будьте все внимательны, Активны и старательны.

В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий —в ладошке лежать. Тяжелый, большой — одному не поднять. Камень Загадка

Камни — это часть неживой природы. Некоторые камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камень. Этот камень носит название-известняк. В школе мы пользуемся известняком – это мел. Большинство камней рождаются в глубинах Земли и вместе с раскаленным внутренним веществом Земли магмой выносятся на поверхность во время извержения вулкана. Мы говорим «камни», а в науке различаются минералы и горные породы. Минералы — это природные вещества, имеющие однородный состав, а горные породы — это соединения нескольких минералов.

Одни камни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро. А еще есть драгоценные камни и полудрагоценные. На Руси из них изготавливали украшения, шкатулки, фигурки, сувениры.

Оникс Название своё (от греч. « ónyx » — ноготь) камень получил из-за цвета светлого мраморного оникса, напоминающего цвет ногтя. Все ониксы широко используются как поделочные камни. Применяется также как материал для мозаичных и облицовочных работ.

Сердолик старинное русское слово, означающее « радующий сердце » . В природе сердолик встречается редко. Естественная его окраска бывает от нежно-розовой до красновато-розовой, иногда от морковной до мясо-красной . Лучшие в России сердолики происходят из Восточной Сибири. В качестве материала для изготовления ювелирных украшений, амулетов, талисманов и культовых предметов сердолик применялся со времён раннего неолита (18 тыс.лет до н.э.).

Яшма — один из самых древних каменных материалов, с которыми познакомился первобытный человек. Цвет различный, практически всех оттенков. Некоторые яшмы имеют сложный узор. Люди использовали яшму с давних времен — для изготовления цилиндрических печатей, мозаик, отделки зданий; делались из нее и амулеты.

Нефрит — минерал и самоцвет, полудрагоценный поделочный камень. Цвет — зелёный всех оттенков. Нефрит являлся первым материалом для изготовления орудий труда, охоты и вооружения у древних народов. Из него вырезали амулеты, фигурки богов, украшения . Этот камень обладает удивительной вязкостью и очень долго держит тепло, поэтому иногда его нагревали и использовали как грелку. Выше всего ценится изумрудно-зелёный нефрит.

Родонит — название происходит от греческого слова rhodon — роза. Родонит в небольших количествах в природе встречается довольно часто. В середине XIX в. этот красивый камень широко применялся в русском камнерезном искусстве. Из него изготовляли торшеры с канделябрами, обелиски, роскошные вазы и чаши, которые хранятся в Государственном Эрмитаже. Родонит использовался при отделке колонн станции Маяковская Московского метро.

Жадеит — минерал, похожий на нефрит, но имеющий другой состав. Жадеит благодаря своей прекрасной окраске и текстуре широко используется для изготовления колец, брошей, кулонов, бус, т.п., причем высококачественные просвечивающие зеленые камни ценятся очень дорого.

Амазонит — это камень синевато-серого цвета является символом красоты и независимости. Название «амазонит» произошло от реки Амазонки. Амазонит используют в качестве недорогого поделочного камня для изготовления украшений, художественных поделок, в инкрустациях. Сам амазонит, хотя и не считается драгоценным, очень красив, порой отсвечивает алмазным блеском и нередко встречается в виде различных недорогих поделок и украшений.

Презентацию выполнила: Юдина Н.Н. ГБОУ НОШ № 992

Полезные ископаемые Красивые камни в нашем доме часть 2

Кремень известен человечеству с древних времен, него начался каменный век. Кремень раскалывается на обломки с острыми режущими краями. Древний человек изготовлял из него свои первые орудия; благодаря способности давать искры кремень использовался для извлечения огня. Окраска минерала может быть белой, темно или светло коричневой с разными оттенками. Имеет стеклянный блеск. Кремень найти очень просто. Он похож на сильно застывший, пластилин или мыло.

Агат — полудрагоценный камень. Его отличительной чертой является полосчатость . Разные по цветовой гамме волнистые полосы образуют невероятные узоры, в которых иногда можно разглядеть целые картины: пейзажи, замки, озера и горы. С глубокой древности агат применялся для изготовления печатей, различных сосудов, декоративных и ювелирных изделий. Чаще всего встречаются агаты серого, голубого и белого оттенков. Наиболее ценные расцветки – изумрудный и розовый.

Кахолонг — камень завораживающей красоты, отличается разнообразием цветов и оттенков этого минерала. Его цвет может варьировать от чистого белого до зеленого. В мире известно более ста оттенков этого минерала. В современном мире этот камень нашел применение в ювелирных изделиях. Его вставляют в кольца и серьги, хотя сам по себе кахолонг не является дорогостоящим, несмотря на это, с ним очень любят работать ювелиры.

Чароит Камень свое название получил от реки Чара в Сибири, но, учитывая его потрясающий цвет, наименование камня вполне могло бы происходить от слова «очаровывать». На сегодня чароит — самый редкий и экзотический самоцветный камень в мире . Чароит легко полируется и очень хорошо смотрится в ювелирных изделиях. Поэтому он широко применяется при изготовлении вставок в кольца, бус и прочих недорогих украшений.

Авантюрин Авантюриновое стекло и авантюрин внешне очень похожи, существует лишь одно отличие – присутствие большого количества блестящих вкраплений в авантюриновом стекле. В настоящее время этот материал (авантюриновое стекло) широко используют для мозаики, для создания предметов интерьера.

Читайте также:  Срок полезного использования мебель

Скарн Название скарн связано со шведским словом « skarn », означающим « грязь ». В зависимости от происхождения скарна различаются и варианты его окраски. Так, встречаются зеленые, зеленовато-серые, бурые, белые экземпляры, реже – буровато-розовые. Как правило, камень имеет неоднородную, пятнистую или полосатую текстуру, сочетающую в себе несколько оттенков.

Змеевик Название камня связано с его цветом – зеленый, оливковый, оттенки с многочисленными полосками, вкраплениями и пятнышками напоминает кожу змеи. Змеевик – это такой камень, свойства которого привлекают мастеров и умельцев, потому что он очень мягкий, прекрасно шлифуется и обрабатывается. В наше время камень змеевик используют для отделки стен, потолков, полов. Змеевик помогает создать определенный интерьер в ванных комнатах, в бассейнах.

Пегматит Залежи пегматита имеются на всех континентах земного шара, а размер залежей может быть от нескольких квадратных метров до пары километров. Пегматитовые изделия – непременная атрибутика работников умственного труда. Из них изготовляют всевозможные амулеты и талисманы, а так же канцелярские принадлежности. Также пегматит в последнее время пытаются использовать как отделочный материал. Пегматит широко распространён.

Лазурит Этот самоцвет называют камнем небес, так как в нем загадочным образом отображается сияние звездного неба. Лазурит завораживал ценителей еще с древних времен. Интересно, что с виду это самый обычный минерал: в нем нет прозрачности и блеска, однако, по-настоящему ценен он благодаря своему необыкновенному цвету.

Тигровый глаз Этот камень имеет красивую золотисто-жёлтую или золотисто-коричневую окраску и шелковистый отлив на полированной поверхности. Тигровый глаз отличается от минералов эффектом «кошачьего глаза ». Сравнительно недорогой поделочный камень, популярный материал для всевозможных ювелирных украшений и мелких резных художественных изделий.

Лепидолит Как и другие минералы группы слюд, камень состоит из отдельных слоев, напоминающих чешуйки, которые довольно легко отделяются друг от друга. Отсюда и название минерала (греч. » лепидос » — «чешуя»). Цвет камня варьирует от белого, серого и желтого до розоватого, сиреневого и белого. Его тонкие пластинки обладают эластичностью и, в какой-то степени, даже упругостью: их можно немного согнуть, но через некоторое время форма восстановится.

Обсидиан Он известен людям с давних времен и является одним из первых камней, которые люди начали обрабатывать и использовать в собственных целях. Камень обсидиан образуется при застывании лавы. Окраску имеет разнообразную, но преимущественно темную . В нынешнее время обсидиан является полудрагоценным камнем и из него изготавливаются различные украшения, ювелирные изделия, статуэтки.

Льдистый кварц — один из самых распространённых минералов в земной коре. В чистом виде кварц бесцветен или имеет белую окраску из-за внутренних трещин. Кварц используется в оптических приборах, в генераторах ультразвука , в телефонной и радиоаппаратуре ,в электронных приборах . Многие разновидности используются в ювелирном деле.

Презентацию выполнила: Юдина Н.Н. ГБОУ НОШ № 992

В настоящем пособии предлагается система работы по обучению детей математике во 2 классе. Уроки разработаны в соответствии с новой программой по математике для второго класса начальной школы, рассчита.

Закрепление пройденного материала. Урок проводится в игровой форме.Решение примеров и задач. Выполнение заданий сказочных героев.

Материал содержит презентацию к фрагменту урока по теме «Числа и цифры 1 и 2».

Разрезные карточки с памятками, содержащие правила по русскому языку и математике. Предназначены для вклеивания в тетрадь с целью проведения учениками самостоятельной работы над ошибками и повторения .

Урок математики в 1 классе «Закрепление приемов сложения 1 и 2» составлен с требованиями ФГОС. К уроку прилагается призентация.

Данная презентация может использоваться при работе с модульной сиcтемой PROClass.

Урок проводится в 3 классе, позволяет на интересном литературном материале усваивать одну из трудных тем русского языка.

источник

Модель-конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Авторы учебника: Плешаков А.А., Крючкова Е.А., УМК «Школа России»

Сформировать у детей представление о различных видах полезных ископаемых, выявлении их основных свойств, раскрыв проблемы экологии и практической значимости для человека.

Продолжить формирование специальных учебных действий – умений работать с натуральными объектами – образцы полезных ископаемых; интеллектуально-познавательных УУД: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; коммуникативных: уметь воспринимать текст с учетом учебной задачи, оформлять свои мысли в устной форме; регулятивных: оценивать свою деятельность и уметь ее корректировать.

Продолжить становление целостного взгляда на окружающий мир на основе установления причинно-следственных связей между типом рельефа и размещением полезных ископаемых; формировать основы экологической культуры на основе природоохранного, социально-экономического аспектов эковоспитания; воспитывать любовь к родной природе.

Методы по источникам знаний:

Наглядные: иллюстративный; технические средства

Практические: работа с текстом учебника, моделирование

Методы контроля: тестирование

Плоскостные: статические (слайды и фотографии)

Натуральные: полезные ископаемые (набор)

Вербальные: текст учебника

Тип урока по дидактической цели: комбинированный с поэтапным закреплением материала .

Этапы и методические особенности уроков

Предметные учебные действия

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

— Ребята, сядьте на своих местах поудобнее. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страничку в книге знаний.

Не бойтесь проявлять любознательность, задавать вопросы.

самоорганизация, готовность активно участвовать в уроке

Умение слышать и понимать речь учителя.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Изучение нового материала

(беседа с элементами практической деятельности)

Практический метод (работа в рабочей тетради)

Практический метод (работа с натуральными объектами)

Практический метод (работа в рабочей тетради)

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование , на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того. чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания.

— А теперь, ребята, я хочу чтобы вы догадались о чем конкретно мы будем с вами беседовать. Послушайте загадки:

Красивы будут и заметны. (Гранит)

В школе не лежит без дела:

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7.Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.

-Как назвать все эти отгадки?

— Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

— Итак, ребята, что же такое полезные ископаемые? Чем они полезны для человека?

— Недра Земли и ее поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или с ее поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Давайте самостоятельно или при помощи учебника ответим на вопрос: «Что такое полезные ископаемые?»

(Слайд 9) Полезные ископаемые

— Полезные ископаемые – это все виды природных богатств, которые используют или может использовать человек в хозяйственной деятельности.

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента , известняка ; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти .

Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности

Одни полезные ископаемые используют в строительстве: гранит, песок, глину, известняк. Другие используют как топливо — это горючие полезные ископаемые: каменный уголь, торф, нефть, газ. Из третьих выплавляют разные металлы — это руды. К полезным ископаемым относятся и соли, например, поваренную соль человек использует для приготовления пищи и хранения продуктов питания.

— Поэтому я вам сейчас предлагаю в нашу печатную тетрадь поместить схему: «Виды полезных ископаемых»

источник

урок окружающего мира в 3 классе, УМК «Школа России»

урок: открытие новых знаний

Урок окружающего мира 3 класс (программа «Школа России)

Тема урока: «Полезные ископаемые».

— осознавать уникальность и ценность полезных ископаемых и необходимость нести ответственность за их сохранение.

— следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;

— способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

— принимать и сохранять учебную задачу урока (целеполагание);

— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);

— осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;

— производить самооценку в соответствии с предложенными критериями;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом характера сделанных ошибок (коррекция);

— выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);

— излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

— постановка и решение проблемы;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

— устанавливать причино — следственные связи;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

— осуществлять синтез как составление целого из частей;

— осуществлять моделирование (таблица, деформированные предложения).

— находить на карте условные обозначения полезных ископаемых;

— знать свойства полезных ископаемых;

— познакомиться со способами добычи полезных ископаемых;

— рассмотреть использование полезных ископаемых в народном хозяйстве;

— приводить примеры полезных ископаемых;

Цель: формирование ценностного отношения к учебной познавательной деятельности по характеристике полезных ископаемых.

Тип урока: урок формирования первичных знаний.

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: частично – поисковый метод, решение проблемной ситуации, словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, наглядный метод, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, индивидуальная работа с таблицей, самооценка.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, иллюстрации полезных ископаемых, карточки с названиями полезных ископаемых, карточки с заданиями для работы в группах, настенная карта полезных ископаемых, карточки с рассказами о полезных ископаемых, списки распределения детей по группам, правила работы в группе, деформированный текст (с пропусками), критерии самооценки, лист оценки работы в группе, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Читайте также:  Чем полезна репа желтая

1.Самоопределение к деятельности.

— Добрый день, ребята! Давайте проверим, все ли готовы к уроку?

— Какие учебные предметы нам необходимы на уроке окружающего мира?

— Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!

— проверяют готовность к уроку;

На столах у учеников учебник, ручка, лист оценки работы в группе, таблицы для заполнения, самооценка ученика (таблица), дневник.

2.Актуализация знаний, мотивация

— Посмотрите внимательно на слайд (слайд № 2)

— Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

— Какие природные богатства вы знаете?

— Как вы думаете, почему я выделила одно из природных богатств другим цветом?

писточник

Человек давно научился применять то, что так щедро дает ему природа. Полезные ископаемые – еще одно богатство Земли. На этом уроке мы поговорим о добыче, свойствах и применении таких полезных ископаемых как гранит, известняк, песок, глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ. Поговорим об охране подземных богатств и месторождениях полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек. Земная кора – источник самых разнообразных полезных ископаемых: нефти, каменного угля, железной руды, меди, золота, никеля и многих других.

Гранит – одно из наиболее известных полезных ископаемых (рис. 1).

Он очень прочный и тяжелый, встречается не только в горных районах, но и на равнинах. Гранит может быть серого, темно-красного, дымчатого цветов. Часто встречаются белые или черные вкрапления. Состоит из кварца, слюды, полевого шпата. Используется в строительстве, как облицовочный материал. Имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнению, потому он оптимален для мощений как внутри помещений, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, для создания столешниц и колонн (рис. 2–4).

Рис. 2. Гранитные ступени лестницы (Источник)

Рис. 3. Облицовка пола и стен гранитом (Источник)

Известняк – это мономинеральная порода, состоящая из кальцита с примесями (рис. 5).

Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, он широко распространен и в других местах. Известняк не блестит, обычно светло-серого цвета, хотя может быть белым и темным, почти черным, голубоватым, желтоватым или розовым – в зависимости от состава примеси. Используется в строительстве, в качестве удобрения, из него изготавливают школьный мел (рис. 6).

Песок и глина – это очень распространенные горные породы, они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используется в строительстве, а также при изготовлении стекла (рис. 7–9).

Рис. 8. Песок используется в строительстве (Источник)

Из глины же делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы (рис. 10–12).

Влажная глина очень хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали прочными и твердыми (рис. 13–15).

Изделия из обожженной глины называют керамикой (рис. 15).

Торф – это горючее полезное ископаемое, образованное скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот (рис. 16).

Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполностью разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см. Используется торф комплексно: как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал. Использовать торф нужно экономно, потому что он медленно образуется в природе. Очень важно оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары очень трудно потушить, а ведь возникнуть они могут из-за непотушенного костра, от неосторожно брошенной спички и по другим причинам.

Уголь – это горная порода, которая образовалась в недрах земли из останков древних растений (рис. 17).

Сначала образовался торф, а потом из него уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, антрацит, каменный уголь (рис. 18–20).

Уголь – это горючее полезное ископаемое. При горении он дает много тепла, вот почему его используют как топливо. Кроме того уголь служит сырьем для химической промышленности, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Уголь коксуется, а кокс используется в металлургическом производстве. Уголь добывают в специальных шахтах и карьерах (рис. 21).

Железная руда – это общее название нескольких разновидностей материалов, которые служат источником железа (рис. 22).

Они бывают черного, бурого, желтоватого или красноватого цветов. Самое главное свойство железной руды – это плавкость. На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна делают сталь (рис. 23).

Рис. 24. Чугунный радиатор отопления (Источник)

Рис. 25. Столовые приборы из нержавеющей стали (Источник)

Чугун очень хрупок, поэтому он идет на изготовление только некоторых деталей. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Из стали делают очень многое: от кухонных ножей до машинных механизмов (рис. 24, 25). Железную руду добывают в шахтах или карьерах. Как и другие полезные ископаемые, железную руду нужно расходовать экономично. В железной руде, кроме железа, содержатся другие ценные химические элементы, такие как титан, ванадий, кобальт. Это очень важные вещества. Например, без титана невозможно обойтись при создании космических ракет.

Нефть – это густая маслянистая жидкость темного цвета с резким запахом (рис. 26).

Она горючая. Попадая в воду, нефть растекается тонкой пленкой по ее поверхности. Ученые считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад. Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают топливо (бензин, керосин), мазут, смазочные масла, различные лаки, краски, пластмассы и многое другое. Для добычи нефти строят специальные буровые вышки и бурят глубокие скважины (рис. 27).

По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится помогать. Для этого ее выкачивают мощными насосами. Добытая нефть используется не только на территории нашей страны. Россия – один из самых крупных в мире экспортеров нефти. В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам – это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железной дороге в цистернах и особых морских суднах – нефтеналивных танкерах (рис. 28).

Рис. 28. Нефтеналивной танкер (Источник)

Природный газ – это очень хорошее топливо, его используют не только в быту, но и на электростанциях, котельных и на заводах (рис. 29–31).

Рис. 29. Добыча природного газа (Источник)

Рис. 31. Использование природного газа в быту (Источник)

Чтобы добыть газ из-под земли, бурят скважину, от месторождения на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Очистить загрязненную реку, посадить новый лес на месте вырубленного, получить потомство от редких или исчезающих видов животных хотя и непросто, но можно. А вот восстановить природные богатства практически невозможно. Полезные ископаемые образовались в недрах нашей земли за миллионы лет, вот почему нужно использовать их очень экономично. Часто случается так: добывают одно полезное ископаемое, а вместе с ним попадаются и другие, например, в железной руде вместе с железом добывают и другие ценные металлы, а вместе с нефтью – попутный газ. Их тоже нужно обязательно использовать.

Когда полезные ископаемые перевозят, строго следят за тем, чтобы твердые вещества не рассыпались, а нефть не проливалась, не попадала в почву, реки, моря, ведь так можно потерять много полезных ископаемых и загрязнить окружающую среду (рис. 32).

Рис. 32. Перевоз полезных ископаемых (Источник)

Вместо железной руды нередко можно использовать металлолом, а ценные материалы заменять более дешевыми. Например, сталь – пластмассой.

Как известно, полезные ископаемые относятся к неживой природе, но оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда еще не было людей, не исчезли бесследно, их остатки превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ, и этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая тесная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком.

Месторождением полезных ископаемых называют территорию, где присутствуют скопления минеральных образований, выходящих на поверхность или находящихся в недрах земной коры. В результате определенных геологических процессов природного характера создаются приемлемые условия для залегания полезных ископаемых. В месторождениях полезных ископаемых могут залегать следующие типы минеральных образований:

Полезные ископаемые газового типа (горючие и негорючие газы).

Полезные ископаемые жидкого типа (подземные воды и нефть).

Полезные ископаемые твердого типа (горные породы).

Месторождения полезных ископаемых имеют несколько классификаций, отличающихся по функциональным и практическим особенностям. С точки зрения промышленной эксплуатации месторождения полезных ископаемых подразделяют на такие типы:

Металлорудные месторождения, в которых залегают руды различных металлов (черных, драгоценных, цветных или даже радиоактивных).

Месторождения нерудного и неметаллического характера, которые служат для добычи сырья для промышленного, технического, химического, строительного и металлургического назначения.

Месторождения горючих полезных ископаемых, содержащие такие материалы, как торф, нефть, уголь, горючие газы и т. д.

Месторождения гидроминерального характера, где залегают подземные минеральные воды.

После обнаружения месторождение полезных ископаемых исследуется: определяется количество полезных и вредных компонентов в минеральных образованиях, которые пригодны для обработки. В случае если в месторождениях присутствует минимальное количество полезного сырья и его качество не достигает поставленных пределов, но при этом пригодно для эксплуатации в той или иной сфере, то такие месторождения называются промышленными кондициями. Месторождения полезных ископаемых могут истощаться, поэтому относиться к полезным ископаемым нужно бережно и расходовать их экономично.

На следующем уроке мы узнаем, из чего состоят все живые организмы (в том числе наше тело), из чего состоит клетка любого живого организма и много других интересных фактов.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Полезные ископаемые России».
  2. Подготовьте небольшое сообщение об одном из полезных ископаемых России.
  3. Обоснуйте необходимость рационального использования угля или нефти.
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте сканворд (до 20 вопросов) «Полезные ископаемые моего края».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Источники:
  • http://www.myshared.ru/slide/195367
  • http://okrmir1234.ru/3-otvety/139-poleznye-iskopaemye.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/04/22/poleznye-iskopaemye-chast-1
  • http://infourok.ru/modelkonspekt-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-poleznie-iskopaemie-klass-3334207.html
  • http://videouroki.net/razrabotki/okruzhaiushchii-mir-polieznyie-iskopaiemyie.html
  • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/rodnoy-kray-chast-bolshoy-strany/poleznye-iskopaemye-tvoego-kraya