Меню Рубрики

Полезные ископаемые 3 класс пнш конспект урока

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
  • Воспитывать толерантности.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

— Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).

— Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

— Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

— Для чего нам необходимо это знать?

— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

-Вы посажены в группы по 5 человек.

— Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

— Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).

— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).

— Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).

— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

Название Состояние Цвет Основное свойство Где используют
Нефть Жидкое; легкая; маслянистая коричневый горючесть топливо
Каменный уголь Твердое; тяжелый черный горючесть топливо
Гранит Очень твердое
тяжелый
красный, серый, белый прочность строительство

Нефть (слайд9). Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

  • Если остался след – то порода мягкая;
  • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
  • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

— Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Вывод по таблице о граните.

— Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

— Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

— Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)

— Как вы думаете, кто такие геологи?

— Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

— Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

— Какие открытия для себя сделали?

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

— Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

— Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.

— Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.

источник

Данный урок предназначен для учеников 3 класса. Знакомство с полезными ископаемыми. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, группами, а также знакомятся с месторождением полезных ископаемых.

Конспект урока в 3 классе

Тема урока : Полезные ископаемые

Цель урока : познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых.

1.1.Формировать понятие «полезные ископаемые», представления о свойствах, месторождениях, способах добычи, применении и охране полезных ископаемых;

1.2.Обучать умению распознавать полезные ископаемые, работать с картой, проводить практическую работу;

1.3.Формировать умение строить речевое высказывание осознанное и произвольное в устной и письменной форме;

1.4.Формировать умение извлекать нужную информацию из прочитанных и прослушанных текстов;

2.1. Развитие умения анализировать объекты;

2.2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

2.3. Развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности;

2.5. Развивать умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;

3.1.Формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).

Оборудование: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс 2 часть, атлас-определитель А.А.Плешакова «От земли до неба», картинки, карта, атласы, образцы полезных ископаемых (каменный уголь, известняк, гранит, нефть), таблички с обозначениями полезных ископаемых.

Литература: учебник Плешков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение.

Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

— Какие природные богатства использует экономика?

От чего же зависит успех труда в экономике?

Самоопределение к деятельности

— Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Вы узнаете много удивительных историй, узнаете о подземных сокровищах нашей планеты Земли.

— Ребята посмотрите на доску. Прочитайте слова хором. Какое слово здесь лишнее?

(написаны слова: гранит, песок, глина, известняк, дерево, нефть, железная руда, природный газ).

— Объясните свое предположение. Почему дерево лишнее слова. Давайте её уберем.

— Как можно назвать остальные вещества? (горные породы)

-А что такое горные породы? ( Различают вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры. Природные тела ученые назвали горными породами. Любая горная порода состоит из минералов.)

— Какие еще горные породы вы знаете? ( Речная галька, мрамор, каменный уголь, базальт, каменная соль, торф)

— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

— Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице с.16. (Полезные ископаемые)

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Беседа. Что такое полезные ископаемые.

— А почему полезные. Как вы думаете? (Полезные – потому, что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в строительный материал, топливо и разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят. Одним словом полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.).

— Почему ископаемые? (Ископаемые – потому, что их добывают из различных слоев Земли).

— Ребята открываем страницу 46. И читаем первый абзац.

Читайте также:  Какие орешки полезны беременным

— Кто же мне может сказать, что такое полезные ископаемые?

— Назовите мне жидкое полезное ископаемое.

— Назовите газообразное полезное ископаемое.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Полезные ископаемые добывают для хозяйственной деятельности человека в больших объемах. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

— Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?

— Люди, какой профессии занимаются добычей полезных ископаемых?

Словарная работа (произнесите хором эти слова и запомните их)

— Полезные ископаемые: твердые, жидкие, газообразные)

— Найдите по учебнику виды полезных ископаемых, которые относятся к твердым? Перечислите их. (Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы)

-А какие относятся к жидким? (Нефть, минеральная вода)

— Перечислите газообразные? (Природный газ)

— Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. В стране есть большие залежи нефти и природного газа, месторождения каменного и бурого угля, золота, алмазов. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, другие служат топливом, из руд выплавляют различные металлы, а поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

Знакомство с некоторыми полезными ископаемыми

Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из- под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.

Я ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.

Я горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.

Я довольно прочный камень белого или серого цвета.

Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

Я один из самых твердых и прочных камней. Гранит состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Меня применяют в строительных целях. Я очень живописный камень, поэтому меня используют для украшения зданий, сооружают из меня памятники. Чаще всего я красного или серого цвета, могу быть также пепельного или зеленого цвета, существует и белый гранит. Гранит залегает в основном глубоко в земле.

-Люди научились изготавливать из каменного угля и нефти искусственные материалы. Это предметы, которыми мы пользуемся: сода, свечи, зубная паста, крема, шампуни, моющие средства, стиральные порошки, керосин, бензин, смола, кислота, удобрения.

— Все полезные ископаемые делят на три группы :

1. горючие (каменный уголь, торф, нефть)

2. рудные (металлические) (медная руда, железная руда)

3. нерудные (строительные) (известняк, глина, песок

— А кто из вас сможет привести по несколько примеров полезных ископаемых для каждой из группы.

— Открываем страницу 47. И читаем для чего же добывают полезные ископаемые? (для использования в экономике)

— с. 48 – 49, как добывают полезные ископаемые.

— Какое полезное ископаемое добывают в карьере? (глину, песок, железную руду, известняк, гранит)

— Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (каменный уголь)

— Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (нефть, газ)

— Какие полезные ископаемые добывают из недр Земли? (железную руду, гранит)

— Как вы думаете почему добыть полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

— Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

Закрепление изученного материала

— А теперь поиграем в игру. Игра называется «Проверь себя» -Я вам раздам названия полезных ископаемых, вы должны определить к какому состоянию они относятся? (твердое, жидкое, газообразное)

источник

Конспект урока с презентацией по окружающему миру на тему «Полезные ископаемые родного края » (ПНШ 3 класс)

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Г А Н 6 8 7 3 5 4 9 1. Он очень прочен и упруг, Строителям надежный друг: Дома, ступеньки, постаменты Красивы станут и заметны. И Т Р 1 2

Г 2 А Н И 8 З В Е С Т Н Я К 3 4 9 6. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе. Сам он – удобрение. И Т Р 5 6 7 1

1Г А Н И З В Е С Т Н Я К Е Ж Е Л О З 5. Оно варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи… И Т Р 9 8 3 4 7 5 6 2

1Г А Н И И Н А Г Л З В Е С Т Н Я К Е 5Ж Е Л О З И Т Р 9 8 3 4 8. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. 7 6 2

1Г А Н 6 И И Н А Г Л З В Е С Т Н Я К Е 5Ж Е Л О З Ь О Л У Г И Т Р 9 8 3 4 9. Он чёрный, блестящий, Он несёт в дома тепло, От него кругом светло Помогает плавить стали, Делать краски и эмали 7 2

1Г А Н И И Н А Г Л З В Е С Т Н Я К О С Е П 5Ж Е Л О З Ь О Л У Г И Т Р 9 8 3 4 3. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. 7 6 2

4. Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. 1Г А Н 6 И И Н А Г Л З В Е С Т Н Я К О С Е П 5Ж Е Л О З Т Ф Р Ь О Л 9У Г И Т Р 8 3 4 7 2

2. Его на земле больше всего. Тебе он знаком хорошо. Без него не обойдутся Ни машины, ни конфеты, Ни станки и ни ракеты. 1Г А Н Л Ю М 6И Н И Й Н А Г Л З В Е С Т Н Я К О С Е П 5Ж Е Л О З Т Ф Р Ь О Л 9У Г И Т Р 8 3 4 7 2

1Г А Н Л Ю М 6И Н И Й Н А Г Л З В Е С Т Н Я К О С Е П 5Ж Е Л О З Т Ф Р Ь Т О Л 9У Г И Т Р 8 Ф Е 3 4 7 7. Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? 2

Геолог Изучает состав, строение, историю развития земной коры и размещение в ней полезных ископаемых.

Исследование: «Полезные ископаемые Катайского района».

Карта полезных ископаемых Курганской области

Рефлексия Всё понял. Ничего не понял. Интересно. Скучно. Однообразно. Запомню надолго. Отлично. Неинтересно.

Выбранный для просмотра документ Статья — урок.doc

Костылева Елена Геннадьевна

Урок – исследование (3 класс) по курсу: «Окружающий мир» Федотова О.Н., Трафимова Г.В. УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Полезные ископаемые Катайского района.

закрепить знания учащихся о горных породах и минералах;

ввести новые понятия: «полезные ископаемые», «месторождение»;

познакомить со значением полезных ископаемых для человека;

познакомить детей с полезными ископаемыми Воронежской области, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

развивать умение анализировать, сравнивать, и делать выводы;

развивать мыслительную деятельность через решение проблемы.

прививать любовь к родному краю;

формировать коллективизм, сплочённость.

учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельных работ, словарь, электронный справочник «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;

коллекция полезных ископаемых, отдельные образцы полезных ископаемых;

материал для деления уч-ся на группы (пиктограммы, компьютер, лупы);

установка мультимедиа, презентация.

Значит можно всем садиться…

Актуализация знаний учащихся

Сегодня мы с вами продолжаем исследовать тему: «Тайны недр земли».

Что мы уже знаем по этой теме? ( в ходе беседы заполняется таблица).

Задайте по теме вопросы, на которые вы в данный момент хотели бы получить ответ. На некоторые вопросы постараемся ответить в течении урока.

1. Мы уже знаем по этой теме?

Горные породы: магматические и осадочные.

Как разрушаются горные породы.

Какие тайны хранят недра нашего родного края?

Кто ищет горные породы и как?

Где и как человек использует горные породы и минералы?

Назовём горные породы и минералы, разгадав кроссворд (презентация прилагается, кроссворд взят из материалов Интернета) 1-гранит, 6-известняк, 5-железо, 8-глина, 9-уголь, 3-песок, 4-торф, 2-алюминий, 7-нефть.

На основе подсказок кроссворда и ваших знаний, можете ли сказать, как и где их использует человек? (ответы детей)

Можно ли сказать, что горные породы и минералы приносят пользу человеку?

Как иначе их можно назвать? (полезные ископаемые) — слайд заголовка.

Создание проблемной ситуации

С каждым годом растёт потребность людей в полезных ископаемых. Поэтому необходимо вести разведку месторождений полезных ископаемых. Что означает слово «месторождение» узнайте из словаря (поиск и ответ детей).

Зачем нужно заниматься разведкой месторождений?

Кто этим занимается, люди какой профессии? (геологи)

О профессии нам расскажет Лиза (подготовленное сообщение, приложение №1).

Постановка проблемы исследования

Как вы думаете, в нашей Курганской области есть полезные ископаемые?

Сегодня мы попробуем вести разведку полезных ископаемых нашего Катайского района.

Определение темы исследования

Тема нашего исследования «Полезные ископаемые Катайского района».

Сегодня вы выступите в роли учёных – геологов.

Перед вами карта Курганской области, которая была составлена по разведкам геологов в 1983 году. На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых, которые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйственных нуждах.

Подойдём и рассмотрим, какие полезные ископаемые были обнаружены до 1983 года на территории нашего края? (пески строительные, торф, трепелы)

Прошло почти 30 лет изменилось ли что-то? Выскажите ваши предположения?

2-й этап – сообщение профессора Институт геологии и геохимии им. академика А.Н. Заварицкого УрО РАН (г. Екатеринбург)

(доклад подготовленного ученика – приложение №4)

3-й этап – Задания по группам

Сейчас век новых технологий –исследование можно вести и через космические спутники. Вот так выглядит сейчас карта полезных ископаемых Курганской области, помещённая в Интернете (приложение №6, презентация и бумажный вариант у каждой группы). Рассмотрите на карте, где располагается наш Катайский район.

Изучив карту и сравнив с картой 1983 года, выясните, что изменилось в найденных месторождениях полезных ископаемых Катайского района за это время. Затем, выбрав любое полезное ископаемое нашего района, постарайтесь собрать о нём самую полную и достоверную информацию по плану, распределив работу в группе и используя подсказки – пиктограммы (приложение №7).

4-й этап – План сбора информации

Разгадай загадку (приложение №2)

Найди полезное ископаемое в коллекции.

Дай название полезному ископаемому.

Найди условное обозначение полезного ископаемого (приложение №3).

Собери основные сведения о нём.

Расскажи об основных свойствах по плану (приложение №5) и где они применяются.

Найди и обозначь на карте месторождение полезного ископаемого.

Объясни, в какой отрасли и как используется человеком.

Вспомним работу в группах : выбираем ответственного; отбираем подсказки, с которыми будем работать; распределяем задания по подсказкам и плану; собираем информацию, кратко фиксируя на листочки; распределяем собранную информацию по плану; выбираем лидера, который защитит ваш продукт; защита исследования.

5-й этап – Исследование полезного ископаемого

(работа в группах по 5-6 человек, распределив обязанности по интересам и способностям)

Сбор информации при помощи пиктограмм (спроси у специалиста, подумай, выясни из беседы с другим человеком, обратись к книге, узнай из компьютера, пронаблюдай, проведи опыт)

Во время исследования ученики могут свободно двигаться по классу в поисках необходимой информации (подойти к карте, компьютеру, учителю, к столу для проведения опытов и т.д.)

Лидер группы выходит к доске, отмечает на карте Курганской области месторождение полезного ископаемого при помощи нарисованного значка, показывает ископаемое и делится со слушателями собранной информацией.

8. Подведение итогов. Подтверждение гипотезы.

Ответили ли мы на поставленные в начале урока вопросы? Мы провели разведку полезных ископаемых Катайского района. Подтвердилось ли наше предположение, что выявились месторождения новых полезных ископаемых? Откуда это видно? (по условным обозначениям на карте).

Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны недр земли, а значит, становимся умнее, а главное любознательнее. В течение урока вы были учёными-геологами. Какие открытия вы сделали на уроке? Мы научились вести наблюдение, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Читайте также:  Продукты полезные для сосудов и крови

Выбери утверждение (презентация):

Большое спасибо ребятам за работу на уроке .

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир 3 класс: Учебник. 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2007.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия – М.: Академкнига/Учебник, 2007.

Большая энциклопедия для школьника. Издательство «Олма-Пресс» 1999 г

Катайск. Новые времена – Курган: Издательство «Зауралье» 2009 г. – 416 с.

Электронный справочник «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003» (8 CD ).

Выбранный для просмотра документ приложение №.doc

Геолог постоянно занят поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых, а так же изучением состава этих ископаемых. Академик Московского Государственного Университета В. И. Смирнов так описывал труд геолога: » Геолог обязан регулярно работать в поле, изучать вещество, следить за развитием науки и выступать с результатами своих исследований в печати. Только гармоничное сочетание всех этих сторон постоянного, утомительного, но радостного труда обеспечивает успех геолога». Геология полезных ископаемых изучает типы месторождений , методы их поисков и разведки

Простой геолог рисует карты и обобщает данные узких специалистов. Главные орудия геолога — геологический молоток , компас, карандаш и блокнот для документации и записи придуманных гипотез , но это было раньше. Теперь геолог пользуется сложнейшими приборами и машинами, поиск можно вести даже через космические спутники, но этим уже занимаются специалисты-геологи. С узкими специалистами в области геологии можно будет познакомиться в уголке «Почемучек».

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.

Условные обозначения (названия детям не даются)

Известняки и кирпичные и пески строительный

цементное сырьё черепичные глины камень (щебень)

Минерально-сырьевая база Курганской области представлена месторождениями и проявлениями довольно широкого спектра полезных ископаемых.
Государственными и территориальными балансами запасов полезных ископаемых Курганской области и справочником «Сапропелевые ресурсы России» учтены запасы 19 видов минерального сырья: уран, бокситы, бентонитовые глины, формовочные материалы, стекольные пески, минеральные краски, цветные камни, сульфат натрия, кремнистое сырьё, пресные подземные воды, минеральные подземные воды, лечебные грязи, камень строительный, песок строительный, песчано-гравийные смеси, кирпично-черепичное сырье, керамзитовое сырье, торф и сапропель.

Большинство месторождений этих видов полезных ископаемых разведаны и подготовлены к промышленной эксплуатации, часть из них передана в пользование и разрабатывается. Некоторые месторождения требуют окончательной разведки и постановки на баланс их запасов. Кроме того, на территории Курганской области выявлены прогнозные ресурсы следующих видов полезных ископаемых: железные руды, вольфрамомолибденовые руды, титаноциркониевые россыпи. Для полного изучения месторождений этих видов полезных ископаемых и подготовки к промышленному освоению, в случае их востребованности, требуется проведение дополнительных геолого-разведочных работ.
Наиболее значимую роль в формировании минерально-сырьевой базы и в социально-экономическом развитии Курганской области играют месторождения урана, бентонитовых глин, строительного камня, кирпично-черепичных глин, песчано-гравийных пород, строительного песка, подземных пресных и минеральных вод.
Курганская область является ведущим уранодобывающим регионом России, запасы бентонитовых глин составляют 1/3 часть запасов России, Шадринское месторождение минеральных вод считается уникальным в Уральском федеральном округе.

Строительная индустрия области имеет надёжную сырьевую базу для производства кирпича, керамзита, черепицы, облицовочной плитки, железобетонных изделий, щебня. В настоящее время в Курганской области ведется добыча следующих видов полезных ископаемых: урана, бентонитовых глин, строительных камней, кирпично-черепичных глин, строительных песков, песчано-гравийных смесей, лечебных грязей, а также пресных и минеральных подземных вод.

Синарское месторождение строительного камня в Катайском районе

С целью воспроизводства запасов полезных ископаемых Курганской области за счёт средств бюджета области и средств недропользователей проводятся геолого-разведочные работы на пресные подземные воды, минеральные подземные воды, железные руды, уран, бентонитовые глины.

Ежегодно за счет средств бюджета Курганской области проводятся поисково-оценочные работы на пресные подземные воды. В 2008 году разведано Нижне-Катайское месторождение для водоснабжения г. Катайска с запасами 2000 м3/сут

План изучения свойств песка

1. Смочите образцы песка и глины водой. Попытайтесь размять их и слепить шарики. Какая порода лучше сохраняет форму: песок или глина? А какая порода более вязкая?

лучше сохраняет форму ___________________

более вязкая _________________

2. Вставьте в стаканы воронки. Положите в воронки фильтры из комочков ваты, а на них в одну положите влажный песок, а в другую – размельчённую смоченную глину. Налейте в воронки воды. Что вы наблюдаете? Песок или глина дольше удерживает воду?

дольше удерживает воду _________________

Почему при строительстве дорог используют песок, а не глину?

План изучения свойств глины

1. Смочите образцы песка и глины водой. Попытайтесь размять их и слепить шарики. Какая порода лучше сохраняет форму: песок или глина? А какая порода более вязкая ?

лучше сохраняет форму ___________________

более вязкая _________________

2. Вставьте в стаканы воронки. Положите в воронки фильтры из комочков ваты, а на них в одну положите влажный песок, а в другую – размельчённую смоченную глину. Налейте в воронки воды. Что вы наблюдаете? Песок или глина дольше удерживает воду?

дольше удерживает воду _________________

Почему на уроках трудового обучения в качестве учебного материала применяют глину, а не песок?

Карта месторождений полезных ископаемых Курганской области 2005 год

Обратиться к

Обратиться к книге

источник

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему:
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир «Полезные ископаемые» 3 класс, УМК «ПНШ» + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Полезные ископаемые».

Цели деятельности учителя:

  1. Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;
  2. Развить мышление, наблюдательность, умение обобщить материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логично верно.

Планируемые результаты:

Личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения.

Предметные: стремятся расширить знания и представления о полезных ископаемых.

Метопредметные: учатся обрабатывать полученную информацию.

Коммуникативные: учатся работать у группе.

Понятия: «Месторождения», «материал», «сплав», «геолог», «археолог», «разведка»

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова; хрестоматия «Окружающий мир» О. Н. Федотова; презентация; карточки с заданиями; материалы для деления учащихся на группы; образцы полезных ископаемых.

Вложение Размер
Технологическая карта урока 88 КБ
Карточки 15.94 КБ
Мрамор и гранит — текст 24 КБ
Песок и глина — текст 26.5 КБ
Серебро — текст 24.5 КБ
Схемы 36.5 КБ
Схемы 2 часть 33 КБ
Презентация 1 1.37 МБ
Презентация 2 597.5 КБ
Презентация 3 1.45 МБ

Тема урока: «Полезные ископаемые».

Цели деятельности учителя:

  1. Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;
  2. Развить мышление, наблюдательность, умение обобщить материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логично верно.

— Личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения.

— Предметные: стремятся расширить знания и представления о полезных ископаемых.

— Метопредметные: учатся обрабатывать полученную информацию.

— Коммуникативные: учатся работать у группе.

Понятия: «Месторождения», «материал», «сплав», «геолог», «археолог», «разведка»

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова; хрестоматия «Окружающий мир» О. Н. Федотова; презентация; карточки с заданиями; материалы для деления учащихся на группы; образцы полезных ископаемых.

— Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я.

— Можете садиться. Давайте для начала послушаем стихотворение.

Все ль внимательно глядят?

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку

слушают стихотворение, выдвигают свои предположения

2. Проверка домашнего задания

— Молодцы, ребята, сейчас мы с вами повторим тему – минералы. Домашним заданием на сегодня у вас был пересказ стр. 12-15. Ребята, я спрошу одного ученика по данной теме. Кто хочет ответить?

— Очень хорошо ребята, ваш ответ был очень четким и выразительным!

— Сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, я раздам карточки с заданиями двум желающим. Вам необходимо заполнить пробелы в карточках и ответить на заданные вопросы по прошлым темам.

— Ребята, подойдите со своими дневниками, я поставлю вам оценку за ответ на уроке.

Проверяет домашнее задание; озвучивает тему урока

Слушают учителя, работают по карточкам; отвечают с помощью схемы

  1. Подготовка к основному этапу занятий:
  1. Мотивационный этап;
  2. Постановка целей

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие — спрятаны глубоко в Земле.

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? ( ответы детей ).

— Правильно ребята, о полезных ископаемых.

— А сейчас, подумайте и составьте схему из чего состоят полезные ископаемые.

— Посмотрите пожалуйста на слайд и проверьте правильно ли вы составили свою схему.

— Молодцы ребята, у вас все правильно!

— Какую цель можно поставить на уроке? (Узнать, что такое ископаемые)

А какую проблему мы можем поставить на уроке?

— Проблема : Если есть полезные ископаемые, есть ли не полезные?

— Открываем учебник на стр. 16. Кто нам прочитает тему урока? («Полезные ископаемые»)

— Давайте мы с вами повторим пройденное: прочитайте 2 вопроса и ответьте на них.

— Правильно, ребята! А теперь, прочитайте 1 абзац на 16 стр., давайте подумаем, что мы называем полезными ископаемыми? (ПИ – это горные породы и минералы, которые человек использует для свои хозяйственных нужд).

— Хорошо, давайте поработаем в парах. Составьте схему полезных ископаемых по 1 абзац стр. 16.

— Молодцы ребята, а я составила вот такую схему, посмотрите на экран

— Как вы думаете, почему моя и ваши схемы похожи?

– Правильно, к твердым полезным ископаемым относится торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы и другие. К жидким полезным ископаемым относится нефть, минеральная вода, к газообразным полезным ископаемым природный газ.

— Очень хорошо ребята. Перепишите мою схему со слайда в тетрадь.

— Кто прочитает нам вопрос на стр. 16?

— Теперь ребята скажите мне, что же такое разведка?

(Разведка – это работы, производимые с целью ближайшего исследования уже отрытого месторождения полезного ископаемого)

— А кто мне скажет, что такое месторождение?

— Посмотрите внимательно в учебник возле слова месторождение стоит звездочка, что нам нужно сделать? (открыть словарик и посмотреть значение).

— Кто нам прочитает? (Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые).

— Молодцы! Но чтобы нам ответить а этот вопрос, нам нужно изучит следующий абзац.

— Ребята, скажите кто такие геологи и археологи и чем они занимаются?

— Правильно ребята, геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.

А археолог – человек, который занимается раскопками древних вещей.

Уточняет понимание учащимися поставленных;

объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;

Показывает свою схему полезных ископаемых

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником

Записывают схему полезных ископаемых;

Думают над значением слов; работает со словарем

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Осладение базовыми предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи и отношение между обектами и процессами

Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;

Формулирвать собственную позицию, мнеия, контролировать действие партера.

Присели, собрали и дальше пошли

По дорожке побежим, на лужайку прибежим.

И опять работать мы пойдем.

Рассказывает и показывает упражнения к физминутке

Повторяют упражнения за учителем

— Поработаем в группах. У каждой группы будет свое задание, связанное с полезными ископаемыми. Всего групп 5 по 5 человек. Я назначу ведущего, секретаря, чтеца и двух докладчиков. Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме. Чтец, читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии. Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков. После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Каждой группе я раздам несколько карточек:

1 – инструкция работы с материалом;

2 – как нужно работать в группе;

— В 3 карточке будет написано название темы, с которой будит работать ваша группа, страницы учебника и хрестоматии и дополнительный материал.

Кадой групппе я раздам образцы полезных ископаемых.

-На эту работу вам даётся на работу 7 мин.

— Время работы подошло к концу. Давайте начнем с первой группы. Докладчики выходите отвечать. Все ребята, кто не работал над этой темой записывайте кратко в рабочую тетрадь.

— Постарайтесь каждая группа уложиться в 2 минуты.

Читайте также:  Чем полезно мясо перепелки

— Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь, давайте проверим ваши знания по всему тому, что вы усвоили за урок. Проведем тест. Я раздам вам карточки с заданиями.

Инструктирует учеников; распределяет роли

Слушают учителя, выполняют групповую работу,

находят в тексте информацию

Определение основной информации; учатся работать в группе.

Ребята, запишите домашнее задание. Р/т стр. 5 №5.

Записывают домашнее задание

— Какие чувства и ощущения возникали у вас во время работы над заданием и знакомством с данной работой?

— Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как вы их преодолевали (пытались преодолеть)?

— Какие вопросы, возникли в связи с выполняемым заданием?

Подводит учащихся к выводам о проделанной работе

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Оценка результатов работы.

Осуществлять личностную и познавательную рефлексию

— Ребята чему мы сегодня на уроке учились?

— Кто может ещё раз сформулировать цель нашего урока?

— Кто мне может перечислит полезные ископаемые, которые мы разобрали на уроке?

— Мы решили поставленную проблему, которая возникла в начале урока?

— Ребята, мне было интересно работать с вами. Вы замечательные и умные дети.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Осуществляют итоговый контроль

Задание: рассказать нам о горючих полезных ископаемых учебник стр. 16-17 + хрестоматия стр. 80- 81;

Инструкция работы с текстом:

  1. Прочитать задание
  2. Прочитать текст
  3. По ходу чтения текста выделить главную информацию по вашей теме
  4. Записать её на листочек и составить текст выступления.

Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме.

Чтец , читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии.

Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков . После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Задание: рассказ о нефти. Что из неё делают. В учебник стр. 17-18 + хрестоматия стр. 83- 84, + найти определение в словарике, что такое искусственные материалы ;

Инструкция работы с текстом:

  1. Прочитать задание
  2. Прочитать текст
  3. По ходу чтения текста выделить главную информацию по вашей теме
  4. Записать её на листочек и составить текст выступления.

Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме.

Чтец , читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии.

Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков . После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Задание: рассказ о металлах и их сплавах. В учебнике стр. 18-19 + воспользоваться текстом с дополнительной информацией о серебре + найти в словаре определение, что такое сплавы ;

Инструкция работы с текстом:

  1. Прочитать задание
  2. Прочитать текст
  3. По ходу чтения текста выделить главную информацию по вашей теме
  4. Записать её на листочек и составить текст выступления.

Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме.

Чтец , читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии.

Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков . После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Задание: Рассказ о строительных полезных ископаемых (глина, песок). В учебнике стр. 19-20 + воспользоваться текстом с дополнительной информацией про глину и песок.

Инструкция работы с текстом:

  1. Прочитать задание
  2. Прочитать текст
  3. По ходу чтения текста выделить главную информацию по вашей теме
  4. Записать её на листочек и составить текст выступления.

Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме.

Чтец , читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии.

Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков . После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Задание: рассказ о строительных полезных ископаемых (мрамор, гранит). В учебнике стр. 20-21+ вам нужно воспользоваться дополнительной информацией о мраморе и граните.

Инструкция работы с текстом:

  1. Прочитать задание
  2. Прочитать текст
  3. По ходу чтения текста выделить главную информацию по вашей теме
  4. Записать её на листочек и составить текст выступления.

Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме.

Чтец , читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии.

Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков . После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Строительные полезные ископаемые

МРАМОР
При переводе с греческого языка слово мрамор означает » сияющий камень «. Это потому, что мрамор обладает можно сказать наивысшими декоративными свойствами из всех известных горных пород. Природа создала в этом камне уникальные оттенки и рисунки, которые дают возможность каждой поверхности выглядеть очень роскошно. Богатая цветовая гамма мрамора обеспечила ему широчайшее применения практически во всех видах внутренней отделки: фонтаны, скульптуры, мозаичные полы, подоконники, камины, колонны, лестницы.

Более распространённая порода нежели мрамор. Гранит бывает серого розового, красного цвета. Его можно увидеть в городах, так как у этого камня высокие морозостойкие показатели: гранитом облицованы стены, некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников, гранитная столешница, гранитные ступени.

Он обладает высокой прочностью и устойчивостью к воздействиям окружающей среды . Примерами изделий из гранита могут служить: гранитная столешница, гранитные ступени

Строительные полезные ископаемые

Песок и глина – самые распространённые полезные ископаемые в нашей области. Образуются они при разрушении различных горных пород. Под действием солнца, воды и ветра горные породы разрушаются и превращаются в песок и глину.

На земле есть несколько разновидностей песка:

Речной песок – это строительный песок, добытый из русла рек, не имеющий глины и камушков.

Карьерный мытый песок: это строительный песок, добытый в карьере путем промывки большим количеством воды.

Карьерный сеянный – добытый в карьере, отчищенный от примесей и камней путем просеивания. Применяется на производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ. А так же в приготовлении Асфальтобетонных смесей

Песок используется при возведении дорог, при обозначения дворовых территорий, а так же при фильтрование и отчистка воды.

Есть и черный песок, ни состоят из тяжёлых минералов и имеют блеск.

Серебро добывали еще в древние времена. В Европе по количеству серебра судили о состоянии королей.

Серебро — один из наиболее распространенных металлов. Иногда находят самородки этого металла, а в Норвегии однажды был найден самородок серебра, весящий три четверти тонны! Но обычно это руда, из которой металл необходимо извлечь

Серебро — это мягкий металл, поэтому зачастую оно используется в соединении с другими металлами. Серебряные монеты, например, содержат 90% серебра и 10% меди. Состав, предназначенный для украшений, ювелирных изделий и столовых приборов, содержит 92,5% серебра и 7,5% меди.

Чистое серебро не темнеет на воздухе. Потемнение указывает на наличие серы в воздухе — например, при загрязнении воздуха или при наличии поблизости нефтедобывающих промыслов. После золота серебро является самым легким по обработке металлом. Из тридцати граммов серебра можно вытянуть проволоку длиной более 50 км. Это также самый лучший из известных проводников тепла и электричества.

Горные породы

Расскажи подробно, как образуется в природе каменный уголь?

Назовите цветные минералы

Горные породы Осадочные ________________ ______________

а) Гранит а) Каменный уголь; а) Самоцветы

б) _______ б) _______________ б) __________

в) _______________ в) ___________

Объясни, как разрушаются горные породы с помощью растений.

Чем отличаются горные породы друг от друга?

  1. К горючим полезным ископаемым относится:
  1. К строительным полезным ископаемым относятся:
  1. Группы полезных ископаемых:

а) жидкие, твердые, газообразные;

в) твердые, строительные, газообразные;

г) строительные, горючие, рудные.

в) продукт переработки нефти;

г) разновидность известняка.

5. Человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых это — …

источник

Выбранный для просмотра документ дополнительный материал.doc

Строительные полезные ископаемые

Песок – самое распространённое полезное ископаемое в Мордовии.

Образуются они при разрушении различных горных пород (осадочный способ). Под действием солнца, воды и ветра горные породы разрушаются и превращаются в песок.

На земле есть несколько разновидностей песка:

Речной песок – это строительный песок, добытый из русла рек, не имеющий глины и камушков.

Карьерный мытый песок: это строительный песок, добытый в карьере путем промывки большим количеством воды.

Карьерный сеянный – добытый в карьере , отчищенный от примесей и камней путем просеивания.

Применяется на производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ.

Песок используется при возведении дорог, при обозначения дворовых территорий, а так же при фильтрование и отчистка воды.

Есть и черный песок, они состоят из тяжёлых минералов и имеют блеск.

Строительные полезные ископаемые

Более распространённая порода нежели мрамор. Гранит — слово в переводе с итальянского означает «зернистый».

Гранит бывает серого розового, красного цвета.

Его можно увидеть в городах, так как , он обладает высокой прочностью и устойчивостью к жаре и морозу .

Примерами изделий из гранита могут служить: гранитная столешница, гранитные ступени гранитом облицованы стены, некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников, гранитная столешница, гранитные ступени.

В России месторождения гранита — Кольский полуостров.

Гранит — магматическая горная порода .

Строительные полезные ископаемые

Глина – самое распространённое полезное ископаемое в мире. Глина есть и в Мордовии тоже.

Образуются они при разрушении различных горных пород (осадочный способ). Под действием солнца, воды и ветра горные породы разрушаются и превращаются в песок и глину.

В сухом состоянии она зачастую пылеобразна, а если её увлажнить, то становится пластичным как пластилин и податливым материалом, принимающим любую форму.

При застывании глина становится твёрдой, форма её не меняется.

На земле есть несколько разновидностей глин: кирпичные, огнеупорные, гончарные и другие.

Применяется на производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ.

Песок и глина – вот основные составляющие теста, которое под воздействием высоких температур становится твёрдым и превращается в КИРПИЧ. —

Строительные полезные ископаемые


При переводе с греческого языка слово мрамор означает » сияющий камень «. Это потому, что мрамор обладает можно сказать наивысшими декоративными свойствами из всех известных горных пород.

Природа создала в этом камне уникальные оттенки и рисунки, которые дают возможность каждой поверхности выглядеть очень роскошно.

Красивые розовые, серые и полосчатые мрамора получают на Урале.

Богатая цветовая гамма мрамора обеспечила ему широчайшее применения практически во всех видах внутренней отделки: фонтаны, скульптуры, мозаичные полы, подоконники, камины, колонны, лестницы.

Способ происхожения – осадочно-магматический (из известняка)

Выбранный для просмотра документ конспект Полезные ископаемые 3 кл.docx

1. Тема урока: Полезные ископаемые

2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)

4. Автор: учитель начальных классов: Глазкова Р.И.

5. Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: знакомство с полезными ископаемыми.

Педагогические задачи урока : создать условия для знакомства с горючими, рудными и строительными полезными ископаемыми, с их значением в жизни человека; объяснить понятия «полезные ископаемые», «сплавы», «металлы», «месторождение», «руда»; раскрыть их значение в жизни человека; учить различать и называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; способствовать формированию умений высказывать предположения, обосновывать собственное мнение.

УУД: Предметные : познакомятся с понятиями «полезные ископаемые», «сплавы», «металлы», «месторождение», «руда»; «горючие, рудные и строительные полезные ископаемые»; их значением в жизни человека; научатся называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; нефтепродукты

Коммуникативные : разрешать конфликты; выявлять идентифицировать проблемы; формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные : выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

Познавательные: понимать заданный вопрос;, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку)

Личностные : учитывать чужую точку зрения; формировать умение общаться, как умение говорить и слушать формировать позитивное отношение к полезным ископаемым,

Оборудование: демонстрационный материал «Полезные ископаемые», видеоматериал,, карта полезных ископаемых; коллекция карта полезных ископаемых ;отдельные образцы полезных ископаемых; материал для деления детей на группы; учебник, хрестоматия, компьютер.

Организационная структура урока

момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся
к усвоению изучаемого материала

2.Актуализация опорных знаний.

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации

источник

Источники:
  • http://multiurok.ru/files/okruzhaiushchii-mir-3-klass-tiema-uroka-polieznyie.html
  • http://infourok.ru/konspekt-uroka-s-prezentaciey-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-poleznie-iskopaemie-rodnogo-kraya-pnsh-klass-2913249.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/04/30/uchebno-metodicheskiy-komplekt-tehnologicheskaya-0
  • http://infourok.ru/urok-konspekt-prezentaciya-videomaterial-po-okruzhayuschemu-miru-klass-pnsh-po-teme-poleznie-iskopaemie-2434671.html