Меню Рубрики

Полезные ископаемые 4 класс открытый урок

Предлагаю конспект урока по окружающему миру с презентацией «Полезные ископаемые» 4 класс. Каждый учитель старается провести урок так, чтобы он запомнился детям. Данный урок направлен на повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету и целенаправленной познавательной деятельности, так как построен на проектной технологии исследования. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала развивают доброжелательность, что помогает обеспечить мотивацию изучения нового материала через актуализацию субъектного опыта учащихся, первичное запоминание обучающимися нового материала. А также обогащает словарный запас, формирует знания о научных открытиях века. Предложенный материал углубляет знания о полезных ископаемых, их применении и пользе в жизни человека.

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Класс: 4 класс
Автор: Мокеева Любовь Николаевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 98.29 Kb

Открытый урок окружающий мир

Организационный момент перед началом урока.Этап мотивации к учебной деятельности

— Возьмемся за руки, друзья, всем пожелаем мы, удачного рабочего дня. Присаживайтесь на места.

— Приготовьте свои умения слушать и слышать, думать и обобщать.

— Закройте глаза. Что вы видите? (ничего, только темнота)

— Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля, которая полна тайн. Человек открывает неизведанные пространства Земли.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Это планета Солнечной системы.Имеет шарообразную форму.Окружена воздушной оболочкой.Поверхность ее — горы, равнины, овраги.На поверхности — вода, почва, растительность, животные, люди. Внутри (в недрах) — ?

— Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идет речь? (Речь идет о нашей планете Земля…)- Как вы озаглавите текст? ( Земля). (на доске высвечивается слово «Земля)»

.- Что же нам предстоит выяснить сегодня? (второй ?)( Нам предстоит выяснить то, что находится в недрах Земли; о ее богатствах…)

— А что является богатствами, находящимися в недрах Земли?

( Полезные ископаемые).(высвечивается словосочетание «Полезные ископаемые»).

— Сегодня мы постигнем тайны нашего общего дома – нашей планеты, на которой живем

3. Этап целеполагания и построения проекта

— Сегодня у нас урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

— Для того, чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

— Используя словарь, узнаем, кто такие геологи

(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства. Они отправляются в экспедиции для изучения полезных ископаемых)

— Какую проблему сегодня на уроке вы можете перед собой поставить?

(Что мы знаем о полезных ископаемых?)

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

— Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Вы становитесь геологами и отправляетесь в экспедицию по своему маршруту, разделившись на группы по результатам выполнения домашнего задания. Руководителям групп делаю посыл.

3. Постановка целей и задач урока

— Какие цели нашей экспедиции? (найти полезные ископаемые, исследовать их, раскрыть способ применения). Какую форму работы на уроке мы будем использовать? (групповую)

— Давайте вспомним правила работы в группе

2. Уметь слушать мнение своего товарища

4. Этапы реализации исследования

— Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки

Название полезного ископаемого __________________________________________

Твердое или жидкое ______________________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное) _______________________________________

Прозрачное или непрозрачное ______________________________________________

Горючее или негорючее ___________________________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)________________

— У каждой экспедиции на столе лежит конверт с заданием и всем необходимым материалом. Вам необходимо выполнить задание и заполнить лист – таблицу.

— Отправляясь в путь, выполним валеологическую разминку.

Рисуй глазами треугольник, теперь его переверни вершиной вниз,

И вновь глазами, ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно, ты вдоль по линии води и на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально и в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись!

Глаза открываем мы, наконец!

Зарядка окончилась, ты молодец!

5. Этапы включения в систему знаний и повторения.

1 экспедиция: Знакомится со строительными полезными ископаемыми (по учебнику)

Карточка-помогай-ка, физическая карта России, карточки с условными обозначениями

Загадка. Он черный, блестящий,

Делать краски и эмали. (уголь)

2 экспедиция: Знакомится с горючими полезными ископаемыми (исследуют гранит).

Карточка-помогай-ка, физическая карта России, карточки с условными обозначениями

3 экспедиция: Поисково-творческая работа

Изучает месторождения полезных ископаемых Чистопольского района (энциклопедии, интернет-источник), дом задание

Карточка-помогай-ка, карта Чистопольского района, карточки с условными обозначениями

1 и 2 группы рассказывают об изученном материале (по 1 чел.)

Рассказы учеников сопровождаются показом образцов природных материалов из коллекции, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых, заполнение таблицы. (использование слайдов)

— Ребята, а как вы думаете, есть ли природные ископаемые на территории нашего Чистопольского района? Давайте послушаем 3 группу исследователей, которые добывали данную информацию.

Вывод: На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы поговорили о важных полезных ископаемых, используемых в строительстве, топливе. Вы попробовали себя в роли геологов. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. И на территории Чистопольского района были найдены залежи мергеля. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет. Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе, но многие из них образовались из остатков живых организмов.

— (Выходит, растения и животные, которые жили давно, когда не было людей, не исчезли бесследно?) Выходит так. Их остатки за миллионы лет превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком.

— А, как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом, не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь.)

— И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

1. Запомнить условные обозначения.

2. Закрепить знания о полезных ископаемых, найти интересные сведения.

-Подумайте, если вы будете экскурсоводами на рынке строительных ПИ, сможете ли вы рассказать посетителям о каждом экспонате-ПИ. Если уверены -– покажите зелёный цвет, сомневаетесь — жёлтый, не сможете – красный.

«Я справился с заданием самостоятельно на «отлично»;

«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»;

«Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…»

б) Самооценка собственной деятельности Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если очень довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие.

Если вы довольны, поднимите две руки.

Если не очень довольны, то поднимите одну руку.

Проведение теста. Индивидуальная, самостоятельная работа.

Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь, как видно из названия, бурого цвета. Он не очень плотный и не блестит. Каменный уголь – черного цвета. Он гораздо плотнее бурого угля, имеет заметный, хотя и не очень сильный, блеск. Антрацит – черный, очень плотный, с сильным блеском.

Все разновидности угля горючи. Поэтому их используют как топливо. Кроме того, их перерабатывают для получения пластмасс, красок и других ценных материалов.

Добывают уголь в шахтах и карьерах. Как и другие полезные ископаемые, уголь нужно использовать бережно. Так, нельзя допускать потерь при его транспортировке. Обычно уголь перевозят по железной дороге в открытых вагонах. Пока везут, часть угля может просыпаться, да и ветер унесет немало угольных крошек. Чтобы этого не происходило, разработаны правила: насыпать уголь в вагон надо не горкой, а ровным слоем, затем уплотнять особым катком и покрывать специальным составом, который склеивает на поверхности кусочки угля и не дает им рассыпаться.

Мы исследовали полезное ископаемое гранит. Имеет свойства: порода плотная, твердая, прочная, тяжелее воды, не пропускает влагу. Цвет: имеет разные цвета, в основном серый. Состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Имеет условное обозначение:

Применяется и используется в строительстве, в качестве облицовочного материала, а также для отделки стен, лестниц, создания столешниц, колонн, для изготовления памятников.

Гранит добывают из недр земли и на ее поверхности. Раньше это делали при помощи кирки и молотка, сейчас — с помощью взрывов. Производят взрыв, затем экскаваторы подбирают куски гранита, дробильные машины измельчаю.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 9 Скачиваний: 10

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2019
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

источник

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Во что превращается полевой шлам и слюда?

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

— Кто же добывает полезные ископаемые?

Читайте также:  Полезная работа и затраченная

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

к рудным полезным ископаемым?

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

а) Тест «Полезные ископаемые».

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На парте полезные ископаемые.

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

Как называется это полезное ископаемое.

(зернистый, твердый и прочный)

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

источник

Презентация к уроку окружаещего мира в 4 классе УМК «Планета знаний»

Образовательные цели:

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

Воспитательные цели:

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

Развивающие цели:

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Учитель начальных классов: Попова Лариса Юрьевна

  • с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;
  • со способами их добычи;
  • с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые

  • важную роль полезных ископаемых в экономике страны

  • Что такое полезные ископаемые?
  • Для чего их добывают ?
  • Как их добывают ?
  • Какие полезные ископаемые вы

это горные породы и минералы , которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

2. Серого или красного цвета

2. Белого, серого или жёлтого цвета

5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)

2. Коричневого или желтого цвета

Полезные ископаемые можно разделить на 3 группы

Горючие полезные ископаемые

  • Нефть
  • Природный газ
  • Каменный уголь

3. С резким запахом (бензина)

  • Бесцветный
  • Прозрачный
  • Хорошо горит

5. Притягивает металлические предметы

Использование цветных руд

Образуется из остатков растений на болотах

Использование полезных ископаемых

(песок, гранит, глина, известняк)

(каменный уголь,торф,нефть, газ)

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и

закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи

полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА . Глубина

подземных разработок до 4 км

Открытый способ добычи полезных ископаемых.

Закрытый способ добычи полезных ископаемых.

Буровая платформа для добычи нефти.

Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Для чего люди добывают их?

3. Приведи примеры полезных ископаемых

4. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Железная_руда
  • http://www.sluda.ru/
  • http://www.zao-cmp.ru/torf.htm
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Торф
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Природный_газ
  • http://www.gazprominfo.ru/articles/natural-gas/
  • http://www.google.ru/search

источник

Малая академия искусств имени Нургисы Тлендиева

Горючие полезные ископаемые

(Открытый урок по познанию мира )

Провела: Учитель начальных классов

Тема: Горючие полезные ископаемые

Образовательная: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их свойствами, местами залегания и способами добычи; закреплять навык самостоятельно добывать знания, анализировать материал и делать выводы

Развивающая: развивать речь учащихся, познавательный интерес, самостоятельность, внимание, творческие способности; развивать интерес к предмету

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе и природным богатствам, трудолюбие, старательность, чувство коллективизма.

Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Методы обучения: Словесный, наглядный, частично — поисковый, практический, тестирование

Оборудование: условные обозначения полезных ископаемых, образцы полезных ископаемых, тесты на каждого учащегося, таблицы, кроссворд , карта полезных ископаемых РК.

II. Психологический настрой

— Ребята! Я рада видеть Вас и наших гостей. Улыбнитесь друг другу. Скажите, пожалуйста, какое у вас настроение? На что похоже? Сейчас вы по очереди будете говорить, какое у вас настроение, сравнивая с погодой, явлением природы или же с временем года. Начну с себя, моё настроение похоже на солнышко в чистом голубом небе. Учащиеся продолжают. Хорошо, всем удачного урока!

III. Проверка домашнего задания.

— Ребята, домашнее задание проверим с помощью игры «Крестики — нолики». Учитель задает вопросы , а ученики на листочках ставят +, если ответ правильный, 0 — если ответ неправильный.

1. Есть ли на территории республики Казахстан пустыни? +

2. Верно ли, что Казахстан занимает 9-е место в мире по площади? +

3. Имеет ли Казахстан общую границу с Америкой? 0

4. Верно ли, что Астана находится в горной местности? 0

5. Слово «тау» в переводе с казахского означает «цвет»? 0

6. Верно ли, что Казахстан называют «кладовой полезных ископаемых»? +

— Что означает слово «кладовая»? Подберите к данному слову проверочные слова. На доске учитель записывает получившиеся слова.

— Теперь посмотрите на доску, на ней вы видите верный варианты ответов. Возьмем простые карандаши, обменяйтесь тестами и оцените работы друг друга. ( Выставление оценок)

IV. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся.

На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых

— Ребята, что обозначают эти знаки?

— Эти знаки обозначают полезные ископаемые.

— Для чего используют эти знаки?

— Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте.

— Что мы называем полезными ископаемыми?

— Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми. Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

Учитель. А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Заполните схему самостоятельно:

— Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили?

— Мы изучили рудные полезные ископаемые. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Ученики. В твердом — гранит, в жидком — нефть, в газообразном — природный газ.

— Существует подгруппа полезных ископаемых, которые горят, обогревают наши жилища. Ребятишки, как вы, думаете, как называется это группа полезных ископаемых? (горючие полезные ископаемые)

Сегодня на уроке мы познакомимся с горючими полезными ископаемыми. Как вы думаете, почему их так называют?

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

V. Практическая работа учащихся.

Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу «Горючие полезные ископаемые». Каждому ученику заранее раздается бланк для заполнения. После заполнения ученики свои работы складывают в папки по познанию мира.

Отопление, сырьё для получения красителей, взрывчатых веществ, удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов

— Здравствуй, солнце золотое!

(Руки вверх, помахать кистями)

— Здравствуй, вольный ветерок,

(Помахать руками перед лицом)

— Здравствуй, маленький дубок!

Читайте также:  Чайный гриб полезен или нет

(Поднять руки вверх и покачать ими)

VI. Работа по физической карте Казахстана.

Покажите на карте самое крупное месторождение железной руды? Меди?

Самое крупное месторождение железной руды — Соколовско — Сарбайское, другие: в Сарыарке и Северном Приаралье.

Крупное месторождение меди — Жезказган и Конырат в Сарыарке.

Алюминий — в Арколыкском месторождении Костанайской области.

Полиметалические руды — на Алтае.

Газ и нефть — Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау.

Каменный уголь — близ Караганды и Екибастуза.

VII . Обобщение, подведение итогов урока.

Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.

1. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф)

Делать краски и эмали. (Уголь)

сам он — удобрение. (Известняк)

4. На кухне у мамы — помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

5. Этот мастер белый — белый

В школе не лежит без дела:

6. Если встретишь на дороге,

Она понадобиться сразу. ( Глина)

7. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл,

Ни поднимется ракета. Что же это?(Нефть)

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Тестирование учащихся по теме «Полезные ископаемые». Проверка по слайду и выставление оценок. (Тест прилагается )

VIII. Итог урока: — На Земле очень много полезных ископаемых. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Понравился ли вам урок? Сегодня я узнал (а)_________________

Я научился (лась)__________________

Раздать учащимся карту Республики Казахстан на формате А-4. Задание обозначить условными знаками месторождения горючих полезных ископаемых. Стр.38-42 читать, пересказ.

а) добыча полезных ископаемых

б) скопление полезных ископаемых

в) обогащение полезных ископаемых

Полезные ископаемые делятся на группы: Рудные, ………. ………….

3. Установи соответствие знаками.

4. Крупнейшее месторождение меди в Казахстане?

5. Для добычи полезных ископаемых используют:

а) шахты, открытые карьеры, бурение земных слоёв;

6. К горючим полезным ископаемым относятся:

а) соль, гранит, железная руда, уголь;

б) медная руда, железная руда, уголь;

в) каменный уголь, нефть, газ

а) на цветные и не цветные

8.К жидким полезным ископаемым относится:

9.Каменный уголь, нефть, газ — это …

А) горючие полезные ископаемые;

В) рыхлые полезные ископаемые;

С) рудные полезные ископаемые.

10.К нерудным полезным ископаемым относятся:

источник

Конспект по окружающему миру за 4 класс

Выполнила: Калугина Римма Фанисовна

Тема: «Горючие полезные ископаемые»

КО: познакомить детей с горючими полезными ископаемыми;

КВ: воспитать аккуратность при выполнении заданий;

КР: формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли.

  1. Словесные: беседа, рассказ;
  2. Наглядные: иллюстрации учебника, демонстрация мультимедийной презентации, демонстрация образцов горючих полезных ископаемых;
  3. Практические: рассмотрение образцов горючих полезных ископаемых и проведение опытов для выявления их свойств.

Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация, образцы горючих полезных ископаемых

Терминологический минимум и номенклатура: горючие полезные ископаемые, нефть, природный газ, торф, каменный уголь, газопровод, скважина.

Конспект по окружающему миру за 4 класс

Выполнила: Калугина Римма Фанисовна

Тема: «Горючие полезные ископаемые»

КО: познакомить детей с горючими полезными ископаемыми;

КВ: воспитать аккуратность при выполнении заданий;

КР: формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли.

Наглядные: иллюстрации учебника, демонстрация мультимедийной презентации, демонстрация образцов горючих полезных ископаемых;

Практические: рассмотрение образцов горючих полезных ископаемых и проведение опытов для выявления их свойств.

Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация, образцы горючих полезных ископаемых

Терминологический минимум и номенклатура: горючие полезные ископаемые, нефть, природный газ, торф, каменный уголь, газопровод, скважина.

Этап урока и его продолжительность

Сегодня мы с вами узнаем, каким бывает климат в России.

Проверка домашнего задания

Дома вы должны были прочитать параграф про песок. Ответьте на мои вопросы: 1. Из чего состоит песок?

2. Что делают из глины и песка?

Повторение (проверка знаний по ранее изученному материалу)

Что такое полезные ископаемые?

Какие полезные ископаемые вы знаете?

минеральные и органические образования земной коры , которые используются людьми в производстве.

Изложение нового материала

Рассказ о пользе горючих полезных ископаемых

Первичное закрепление изученного материала

Какие горючие полезные ископаемые вы запомнили? Расскажите о них.

Разгадаем кроссворд из презентации.

Торф, нефть, природный газ, каменный уголь.

Подведение итогов и постановка домашнего задания

Записываем домашнее задание. Нарисовать в тетради способы использования горючих полезных ископаемых.

Записывают домашнее задание.

Горючие полезные ископаемые

Подготовила: Калугина Римма Фанисовна

минеральные и органические образования земной коры, которые используются людьми в производстве.

Полезные ископаемые бывают:

  • Твердыми
  • Жидкими
  • Газообразными

Горючие полезные ископаемые

  • Они хорошо горят и при горении выделяют много тепла.
  • К ним относятся каменный уголь, торф, нефть, природный газ.
  • Торф и каменный уголь – твердые тела, нефть – жидкость, природный газ – газообразное тело.

Польза горючих полезных ископаемых

  • Используются как топливо на фабриках и заводах, в жилых домах, школах, больницах.
  • Крупные потребители – электростанции, которые снабжают весь город электричеством.
  • Из горючих полезных ископаемых получают много различных продуктов: бензин, керосин.

  • Торф – это остатки полусгнивших растений на болотах.
  • Он темно-бурого цвета, пористый.
  • В сухом состоянии легкий.
  • Толщина – от 1 метра до 11 метров
  • Добывается на торфяных болотах с помощью воды и насоса.

  • Как топливо
  • Как удобрение
  • Как подстилка для скота
  • Из торфа делают плиты, которыми утепляют стены зданий
  • Из переработанного торфа получается светильный газ, керосин.

  • Он черного или черно-бурого цвета
  • Твердый, но хрупкий.
  • Плотный, тонет в воде.
  • Медленно загорается, горит долго и ярко
  • В природе встречается 3 вида каменного угля: антрацит, обыкновенный каменный уголь и бурый уголь

  • Залегает глубоко в земле, иногда встречается и на поверхности земли
  • Толщина до 20-30 метров
  • Для добычи угля делают шахты.

Шахта – это глубокий колодец, который доходит до пластов каменного угля

Использование каменного угля

  • Им отапливают помещения, фабрики и заводы, электростанции.
  • Из него получают каменноугольную смолу, кокс, светильный газ.
  • Из каменноугольной смолы получают краски, лекарства, духи.
  • Кокс используют при плавке чугуна
  • Светильный газ используют как топливо.

  • Нефть – густая маслянистая жидкость
  • Цвет: черный, темно-коричневый, зеленовато-бурый, белый, бесцветный.
  • Легко загорается и горит неярким, коптящим пламенем
  • Не растворяется в воде и плавает на ее поверхности

  • Находится в земле на большой глубине
  • Иногда просачивается на поверхность, образуя нефтяные лужи
  • В места, где обнаружена нефть, ставят нефтяные вышки и бурят глубокие отверстия (скважины).

  • На заводах из нефти получают бензин, керосин (топливо для автомобилей, морских судов, самолетов).
  • Из нефти получают машинное масло, вазелин, парафин, духи.
  • В природе встречается густая лечебная нефть, в ней принимают оздоровительные ванны

  • Скапливается глубоко в земле
  • Бесцветен, не имеет запаха
  • В 2 раза легче воздуха
  • Горит голубоватым пламенем и не оставляет копоть и золу.
  • Для добычи природного газа бурят скважины и доставляют газ на поверхность по газопроводам (специальные трубам).

Использование природного газа

  • Как горючее для отопления домов, подогрева воды и приготовления пищи
  • Как топливо для машин, котельных, электростанций
  • Из природного газа изготавливают пластмассу.

1. остатки полусгнивших растений на болотах

2. жидкое горючее полезное ископаемое

3. природное ископаемое — каменный …

4. специальные трубы для добычи природного газа

5. газообразное полезное ископаемое – природный …

6. Глубокие отверстия для добычи нефти и природного газа

  • Нарисовать в тетради способы использования горючих полезных ископаемых.

источник

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:
Открытый урок по окружающему миру»Полезные ископаемые твоего края» 4 класс

Открытый урок по окружающему миру»Полезные ископаемые твоего края» 4 класс

«Перспективная начальная школа»

«Полезные ископаемые твоего края»

Задачи урока: изучение полезных ископаемых своего края.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, карта полезных ископаемых России, карта полезных ископаемых своего края, коллекция полезных ископаемых, выставка книг (материалы по краеведению)

Приветствие ребят и гостей в классе

Чтобы вспомнить предыдущий материал, давайте разгадаем кроссворд и узнаем зашифрованное слово.

  1. Чертеж какой-либо части земли, моря. Земная поверхность или ее участок, изображенная на плоскости: на бумаге, материи, картоне. (карта)
  2. Эта река занимает 3 место в России по своей длине (Иртыш)
  3. Показывает во сколько раз расстояние на карте меньше соответствующего расстояния на местности. Степень уменьшения горизонтальных положений линий местности при изображении их на плане или на карте. (масштаб)
  4. Это часть поверхности земного шара, на которой принято одно стандартное время, которой еще часто называют местное время.

— Что означает зашифрованное слово? Это может быть республика, автономный округ, край или область, где находится населенный пункт, в котором мы живем). Это может быть город, село, деревня, поселок, станция и т.д.(край).

— Как называется ваш родной край? (Омская область)

— Найди на карте наш край и его главный город (ребенок выходит к доске, показывает г. Омск говорит, что на карте он обозначен розовым цветом).

— Определи местоположение г. Омска (Омская область находится в Западно-Сибирской равнине и занимает 1/15 часть от всей РФ.)

— Назовите соседей Омской области? (Омская область граничит с Казахстаном, с Тюменской, с Новосибирской и Томской областью).

— А если сравнить карту Омской области и России, что можно сказать? (что у них разный масштаб)

— На какой карте удобнее изучать наш край и почему?

— А чем богата наша область? (В ней очень много рек и озер)

— Перечислите реки и озера нашей области. (ребенок перечисляет и показывает на карте)

3. Ведение нового материала

— А как вы думаете, какие еще богатства есть в нашей области? (полезные ископаемые)

— Предположите, какая будет тема нашего урока. (Полезные ископаемые твоего края )

Какие цели и задачи мы поставим на сегодняшнем уроке, работая в группах (вспомнить, что такое полезные ископаемые, расширить наши представления, узнать какими полезными ископаемыми богат наш край, их свойства: их месторождение, как добывают, где применяются, как нужно использовать. Учиться бережно, относиться к полезным ископаемым.)

— Из 3 класса вы уже знаете, что такое полезные ископаемые? Напомните, пожалуйста.

(Полезные ископаемые – это все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.)

А почему они ископаемые? А почему полезные?

Проблема: Можно ли обойтись без полезных ископаемых? (дети высказывают свои предположения).

Давайте будем выяснять это на конкретных примерах и ответим на этот вопрос в конце урока.

— Если посмотреть на Омскую область, какими полезными ископаемыми богат наш край.(нефть, песок, глина, природный газ, торф).

— Давайте, более подробно остановимся на распространённых полезных ископаемых, которые встречаются в нашей области. Пользуясь, атласом, дополнительной литературой найдем и вспомним нужную нам информацию и представим ее. Карточка-помойка будет вам помощником. (детям дается 5-7 минут для того, чтобы обсудить в группах и презентовать то полезное ископаемое, которое они выбрали).

-О каком полезном ископаемом идет речь?

Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)

  • Что это? Посмотрите, пожалуйста. Это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Легко загорается, горит неярким, желтоватым коптящим пламенем. В воде не растворяется, плавая на ее поверхности.
  • Какое условное обозначение имеет данное полезное ископаемое.
  • Крупнейшие месторождения нефти на территории Омской области:
Читайте также:  Полезные приправы и специи для здоровья

Прирахтовское и Тайтымское в Тевризском районе.

Ягыл-Яхское. В Тарском районе.

Посмотрите на карту и поставьте флажок – условное обозначение, где у нас добывают нефть. (ребенок выходит к доске и ставит флажок на том месте, где добывают полезное ископаемое)

  • Чтобы пользоваться этим богатством, его необходимо добыть. Просмотр видеофрагмента

(Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. )

  • Для чего человеку необходима нефть? Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий.

(мазут). (нефть помогает человеку приводить в движение машины, самолеты, тепловозы, корабли и т.д)

Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мазь, различные крема, мыло, моющие средства, ткани, пластмассы типографские краски для журналов, газет, книг.и т.д. .

  • На кухне у мамы помощник отличный,
    Он синим цветком, расцветает, от спичек. (Природный газ)
  • А знаете ли вы что, чистый природный газ не имеет цвета и запаха. Чтобы можно было определить утечку бытового газа по запаху, в него добавляют небольшое количество веществ, имеющих сильный неприятный запах.
  • Какое условное обозначение имеет данное ископаемое?
  • Природный газ добывают в Тевризском районе – Крапивинское месторождение. (ребенок выходит к доске и ставит соответствующий значок)
  • Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу .
  • Природный газ широко применяется в качестве горючего в домах для отопления. Его используют как топливо для машин, котельных и т.д. Это один из лучших видов топлива для бытовых и промышленных нужд. Ценность природного газа как горючего состоит еще и в том, что это экологически чистое топливо. При его сгорании образуется гораздо меньше вредных веществ по сравнению с другими видами топлива. Поэтому природный газ является одним из главных источников энергии в человеческой деятельности. Пластмассы делают из природного газа .
  1. Торф

Теперь это топливо и удобрения.

  • Посмотрите на данное полезное ископаемое и опишите его. (рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета)
  • обозначается:
  • В северных районах области сосредоточены крупные запасы торфа.
  • Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Добывается на болотах. Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции . Применяется торф и для удобрения почв, а также в виде подстилки для скота в животноводческих помещениях.

— Какое общее свойство имеет нефть, торф, природный газ.? (Горючие полезные ископаемые , топливные, т. к . основное свойство – горючесть). Они хорошо горят, выделяют тепло.

— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они не возобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – не возобновляемые

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

  • Опишите его. (состоит из мелких крупинок, частиц. Цвет – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды.)
  • Какое условное обозначение имеет песок? Покажите на карте
  • Черлак, Тавричанка, Азово и Чернолучье — месторождение кварцевого песка.
  • Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, он незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве. Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
  1. «Глина»
  • Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

  • Давайте, вспомним из 3 класса о свойствах воды. Твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
  • Какое условное обозначение имеет глина. Покажите на карте. В Омской области учтено Усть – Ишим, Тевриз, Знаменское, Тара, Муромцево, Крутинка, Тюкалинск, Большеречье, Саргатское, Называевск, Одесское, Черлак и др. месторождение.
  • Используют в строительстве: Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей и лекарственных средств. Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. В косметике глина является основой масок, некоторых мазей. Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодаря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Беседа об охране полезных ископаемых

– Месторождения охраняются законом. Добытые полезные ископаемые полностью используются для выплавки металлов. Месторождения предохраняют от затопления. Выработанные карьеры засыпают и на их мести производят посадку деревьев или используют эти территории под сельскохозяйственные угодья.

– Как называются профессии этих людей? (Геолог,нефтяник, шахтер, буровик, камнеобработчик)

Как вы думаете, легкий ли труд у этих людей? Что мы должны делать? (Уважать труд людей, занятых в добыче полезных ископаемых)

1.Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

2.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

3.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

4.Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

5. С какими полезными ископаемыми нужно обращаться осторожно?

а) горючие полезные ископаемые.

— Игра « Да-нет» (если да, то зеленый сигнал, если нет, то красный)

1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород. (да)

2. Горные породы могут быть только в двух состояниях. (нет)

3. Торф, известняк, гранит – это газообразные полезные ископаемые. (нет, твердые)

4. Торф, каменный уголь применяют в качестве топлива. (да)

5. Кварц – имеет самую высокую твердость. (нет, алмаз)

6. Мрамор, песок, гранит относят к строительным полезным ископаемым. (да)

7. Наша страна самая богатая в мире по запасам каменного угля . (нет, железной руды)

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Какие открытия для себя сделали?

-Можно ли обойтись без полезных ископаемых?

-Можно ли обойтись без полезных ископаемых?

Вывод: Полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Можно очистить реку, затратив очень много сил, времени, энергии, можно посадить новый лес, на месте вырубленного. Можно получить потомство от редких животных в зоопарке или в заповеднике. Но использованные месторождения полезных ископаемых снова создать невозможно. Ведь они образовались в недрах земли за многие миллионы лет! Поэтому необходимо очень экономно использовать подземные богатства. На этом богатства нашей Омской области не заканчиваются, мы продолжим изучать и узнавать новое и интересное на следующем уроке.

Урок по теме: Кладовые Земли (полезные ископаемые). Цель: Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного процесса.Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископа.

Представлен конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема «Полезные ископаемые» (песок , глина).

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе.

Конспект урока на тему «Полезные ископаемые».

Конспект урока по окружающему миру «Полезные ископаемые. Их добыча.

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира по теме «Полезные ископаемые», надеюсь данный материал будет вам полезен.

источник

Цель: Усвоение новых знаний о полезных ископаемых и их свойствах, способах добычи и использования в быту, правильном использовании невосполняемых ресурсов . Развитие устойчивого интереса к предмету, обогащение и усложнение словарного запаса речи, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать. Формирование позитивного отношения к учёбе, умения работать в команде.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации: практикум

Дидактическое обеспечение урока: опорные листы — схемы для самостоятельной работы, набор полезных ископаемых, физическая карта Казахстана.

Доброе утро. Сегодня к нам пришли гости, поприветствуйте их.

Сегодня на уроке познания мира мы произведём погружение в очень интересную тему. А вот в какую, вы узнаете сами. Каждому человеку перед погружением необходимо зарегистрироваться. Запишите свои данные.

Для начала необходимо собрать багаж — все знания, которые могут пригодиться в пути. Начинаем зарабатывать первые баллы в личную копилку сегодняшнего урока. Вам необходимо за 3минуты ответить на вопросы теста.

Проверка домашнего задания

1. Назови поверхности суши.

а)равнины, ямы, холмы б) овраги, горы, балки в) равнины, возвышенности, горы

2. Горы пустой породы, извлечённые из шахт при добыче угля называют.

а) террасы б) терриконы в) курганы

3. Какие горы обрамляют восточную и юго-восточную часть нашей страны?

а)Кордельеры и Анды б) Сарыарка в) Алтай и Тянь-Шань

4. Самая высшая точка Алтая — гора Белуха. Как ее называют в Казахстане?

а) Алатау б) Мұзтау в) Джомолунгма

5. У подножия каких гор расположен город Алматы?

а) Уральских гор б)Перинеев в) Заилийского Алатау

3. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.

В погружении участвует 6 команд. Вам нужно отгадать название своей команды и собрать необходимую информацию из набора слов, превратив их в предложения.

1 команда — «Каменный уголь»

12, 1, 14, 6, 15,15, 29, 11 21, 4, 16, 13, 28

3 команда — «Поваренная соль»

17, 16, 3, 1, 18, 6, 15,15, 1, 33 19, 16, 13, 28

17, 18, 10, 18,16, 5, 15, 29, 11 3, 1, 9

Вас так много и все вы разные. как вас можно назвать одним словосочетанием?

Это и есть тема нашего урока. Запишите её.

Чему мы будем учиться на этом уроке? Мы научимся различать полезные ископаемые, узнаем об их свойствах. Выясним, какую пользу они приносят и как их добывают. От вашей слаженной работы зависит количество набранных баллов и отметка за трудовую деятельность.

Почему вас называют ископаемыми?

1. Добывают, способом, открытым, уголь, закрытым, и, каменный.

2. из, образовался, на, известняк, дне, морей, океанов, и , скелетов, панцирей, и. Со, его, дна, достают.

3. соль, черпают, дна, со, водоёмов, солёных, экскаваторы, огромные, погружают, и, вагоны, в.

4. Образовалась, разрушении, при, глина, пород, горных. В, её, карьерах, добывают.

5. Добычи, для, газа, бурят, природного, скважины, искусственные.

6. Нефть, всего, очень, залегает, поэтому, глубоко, приходится, скважины, бурить.

Почему вас называют полезными?

1. овилпот еодрёвт как, тюузьлопси ьлогУ

2. атнемец и итсевзи автсдовзиорп ядл тюузьлопси кянтсевзИ

3. аде ансуквзеб тебуд илос зеБ

4. ичиприк, рофраф тюалед ынилг йоннёжжобо зИ

5. овилпот еонбоду и еотсич заг йындорирП

6. мадоваз и мялибомотва анжун ьтфеН

Подтвердите всё вышесказанное чтением учебника на странице 27. Вы меня убедили. Значит полезные ископаемые — это все природные богатства, которые люди добывают из недр земли или её поверхности и используют в хозяйстве.

4. Самостоятельное применение знаний в сходной и новых ситуациях. Самоконтроль и контроль.

Места скопления полезных ископаемых в недрах или на поверхности земли называют

Большие по площади и запасам месторождения полезных ископаемых называют

Рассмотри схему на странице 28 и текст к ней. Соотнеси данные таблицы и закрась.

Проверяем. За парвильный сбор информации — ставите +

Существует 3 способадобычи полезных ископаемых: открытый способ(карьер), шахтный способ(шахта), фонтанный способ.

Обсудите, какой способ самый дешёвый, а какой требует больших затрат.

На ваших столах лежит коллекция полезных ископаемых. Какие вы узнали? Вам нужно провести исследование и заполнить таблицу «Свойства полезных ископаемых»

источник

Источники:
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/529485/
  • http://multiurok.ru/index.php/files/polieznyie-iskopaiemyie-1.html
  • http://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/odrf8z0a.html
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-4-klass-polieznyie-iskopaiemyie
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/11/02/otkrytyy-urok-po-okruzhayushchemu-mirupoleznye
  • http://infourok.ru/otkritiy-urok-po-poznaniyu-mira-poleznie-iskopaemie-klass-2694845.html