Меню Рубрики

Полезные ископаемые 4 класс викторина

Урок-викторина по окружающему миру в 4-м классе «Обобщение материала «Горные породы и полезные ископаемые»» (по программе «Гармония»)

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания по темам: горные породы и полезные ископаемые.
  • Проверить знания понятий: горные породы, полезные ископаемые.
  • Продолжить развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте, пользоваться условными знаками распространённых полезных ископаемых.
  • Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них.

Форма проведения: урок — викторина

Оборудование: коллекция горных пород, карточки с заданиями, конверты с ключевым словом, название команд.

«Дороже всех богатств тебе дана
Бесценная жемчужина одна:
И это разум. Не сравняться с ним
Рубинам и алмазам дорогим:» (А. Новаи)

— Прозвенел звонок, значит, начался урок. Чтоб уютным был наш класс, улыбнитесь мне сейчас.

— Мир камня сказочно интересен. Во многом засекреченный. Вся неживая природа выступает перед нами, по существу, в каменном обличье. Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями — ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, поражают нас долговечностью, красотой. Наиболее красивые и драгоценные минералы сделались символом знатности и богатства. Но мы с вами должны понимать: (обсуждаются слова, взятые в качестве девиза). Именно, ваш ум и ваши знания помогут на уроке.

— Сегодня урок пройдёт в форме викторины, вы разделены на 4 команды, в каждой есть капитан.

Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.

(Команды: «Алмаз», «Жемчужина», «Малахитовая шкатулка», «Самоцветы». Каждая защищает, представляет своё название).

— Молодцы, ребята. Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт с определённой буквой, в конце урока, из которых нужно составить слово.

— Я буду задавать вопросы. Вы внимательно слушаете, обсуждаете 1 минуту и отвечаете.

Дайте определение горные породы.

  • Самый твёрдый природный минерал? (алмаз)
  • Минерал, который называют камнем плодородия? (апатит)
  • В каких состояниях встречаются полезные ископаемые? (жидкие, твёрдые, газообразные).

(по одному конверту получает каждая команда)

— Каждой команде даны информационные листы, вы в группах должны обсудить, выбрать самое главное. Один участник должен подготовить сообщение и рассказать его.

(сообщения о поваренной соли, о малахите, торфе, известняке).

— Молодцы, получите первый конверт, положите на середину стола, но не раскрывайте его.

— Каждой команде предлагаются образцы горных пород, вы должны назвать её и если сможете, то скажите несколько слов о ней.

(по одному конверту получает каждая команда)

4. Кроссворд «Полезные ископаемые»

— Каждая команда получает бланк — кроссворд. Вам нужно как можно быстрее разгадать кроссворд, чтобы получить конверт.

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.

Это мастep белый белый, —
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.

Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадёт — испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались — это:

Росли на болоте растения.
А теперь это топливо и удобрение.

Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета.
Он из зёрен состоит,
Называется:

Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.

На кухне y мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.

Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи.

(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)

(проводится с помощью учащихся)

— Вы получили карточки, где нужно соединить линией условный знак и название полезного ископаемого. Будьте внимательны!

(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)

— Вам нужно подготовить небольшое сообщение по учебнику, обсудить в команде: где и как применяют полезные ископаемые. (песок, глина, известняк, мрамор)

(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)

— Последнее задание — ребусы. Каждая команда получает по одному ребусу.

— Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете слово. (графит)

— Ребята, правильно, это графит, что вы знаете о нём? (выслушиваю ответы детей)

— Давайте подведём итог нашего урока.

— Что называют полезными ископаемыми, горными породами?

— Как вы думаете, безграничны ли запасы полезных ископаемых?

— Ребята, тогда нужно ценить и бережно относиться к богатствам земных недр.

— Вы очень хорошо поработали, теперь заполним листы самоконтроля в командах. (заполнили).

источник

Название викторины «Полезные ископаемые».

Викторина для обучающихся 5-11 классов образовательных учреждений.

Автор-составитель: Тихонова Ирина Анатольевна, учитель географии и естествознания (ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ», город Няндома, Архангельская область, tihonov .133@ mail . ru ).

Несмотря на то, что это полезное ископаемое является самым твёрдым минералом, он весьма хрупок. При ударе молотком его можно расколоть на кусочки.

Самый большой камень, который удалось добыть, весил 1,5 тонны. Обнаружив такое сокровище, горняки подарили его императрице Екатерине ll. Позднее камень стал экспонатом петербургского музея Горного института.

Этот материал обладает высокой плотностью. Он образуется под воздействием очень высоких температур при извержении магмы. Археологам удалось найти подтверждения того, что первые хирургические инструменты изготавливались из этого материала.

Это полезное ископаемое еще в древности использовалось для отделки помещений и создания различных декоративных элементов . Обусловлено это удивительной твердостью материала и его износостойкостью. На протяжении 150 лет сохраняет первоначальный вид даже при воздействии температуры, влаги или солнечных лучей.

Это полезное ископаемое издавна славится своими бактерицидными свойствами . Еще воины древнего Рима использовали его для лечения. Если в бою человеку наносились серьезные раны, то целители обкладывали места увечий пластинами из него. После таких процедур раны быстро и без всяких осложнений заживали.

Королева металлов. В XVl веке она была обнаружена испанскими путешественниками, прибывшими к берегам Африки. После исследования этого материала была обнаружена его тугоплавкость. По этой причине этот металл был признан непригодным и оценён ниже стоимости серебра.

Это полезное ископаемое издавна используется человеком. Археологам удалось доказать, что изготовление первых предметов из него датируется ll-lll вв. до нашей эры . Первыми использовали это полезное ископаемое жители Месопотамии.

Ученые продолжают преподносить новые интересные факты о металлах. Так, это полезное ископаемое было признано одним из самых гибких металлов . Оно используется даже для изготовления швейных нитей. Из одной унции этого металла можно получить нить длиной около 80 км.

Сегодня каждый человек знает, что это за полезное ископаемое, и как оно происходит. Первая теория происхождения этого полезного ископаемого предполагала, что оно является ничем иным, как мочой китов .

Это полезное ископаемое является единственным металлом, который не выдает искры при трении , поэтому инструменты из него могут использоваться в местах, где есть повышенная опасность возгорания.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые»

1) Определи полезное ископаемое по его условному обозначению.

Ф. И. ___________________________

Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые»

1) Определи полезное ископаемое по его условному обозначению. Подпиши.

__________________________ ______________________________

2) Соотнеси понятия.

Алюминий Руды цветных Красный железняк

Бурый железняк металлов Золото

Цинк Руды чёрных Свинец

3) Напиши известные тебе относящиеся к следующим группам полезнее ископаемые:

Горючие полезные Рудные полезные Нерудные полезные

ископаемы ископаемые ископаемые

________________ _________________ ____________________

________________ __________________ _____________________

_______________ __________________ _____________________

1) Природные места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются:

2) Отделение руды от пустой породы называется:

А) обогащение руды б) сплав

3) Полезные ископаемые, обладающие магнитным свойством –

А) руды цветных металлов; б) руды чёрных металлов

4) Из руд цветных металлов получают:

А) медь, свинец, алюминий, золото;

А) чугун; б) латунь; в) бронза; г) сталь.

6) Сплав меди с оловом, алюминием и никелем –

А) бронза; б) чугун; в) латунь; г) сталь.

7) Основные месторождения полиметаллических руд в Казахстане находятся:

8) Наиболее качественным каменным углём является:

Б) обыкновенный каменный уголь;

9) Горючая маслянистая жидкость с запахом бензина, называется:

А) Бензин; б) глицерин; в) нефть; г) вода.

10) Апак Байжанов открыл Карагандинское месторождение

Ф. И. ___________________________

Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые»

1) Определи полезное ископаемое по его условному обозначению. Подпиши.

__________________________ ______________________________

2) Соотнеси понятия.

Алюминий Руды цветных Красный железняк

Бурый железняк металлов Золото

Цинк Руды чёрных Свинец

3) Напиши известные тебе относящиеся к следующим группам полезнее ископаемые:

Горючие полезные Рудные полезные Нерудные полезные

ископаемы ископаемые ископаемые

________________ _________________ ____________________

________________ __________________ _____________________

_______________ __________________ _____________________

1) Природные места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются:

2) Отделение руды от пустой породы называется:

А) обогащение руды б) сплав

3) Полезные ископаемые, обладающие магнитным свойством –

А) руды цветных металлов; б) руды чёрных металлов

4) Из руд цветных металлов получают:

А) медь, свинец, алюминий, золото;

А) чугун; б) латунь; в) бронза; г) сталь.

6) Сплав меди с оловом, алюминием и никелем –

А) бронза; б) чугун; в) латунь; г) сталь.

7) Основные месторождения полиметаллических руд в Казахстане находятся:

8) Наиболее качественным каменным углём является:

Б) обыкновенный каменный уголь;

9) Горючая маслянистая жидкость с запахом бензина, называется:

А) Бензин; б) глицерин; в) нефть; г) вода.

10) Апак Байжанов открыл Карагандинское месторождение

источник

4 класс ОМ Полезные ископаемые.docx — Задания для олимпиады. Полезные ископаемые (4 класс, окружающий мир)

Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Задания для олимпиады. Полезные ископаемые (4 класс, окружающий
мир)
162. Шел урок по окружающему миру в четвертом классе по теме «Горные
породы и минералы». На партах у ребят были разложены спички, карандаши,
хлопушки, наждачная бумага, поваренная соль, порошок талька. Ребята с
«Что общего между всеми этими
недоумением смотрели на учителя.
предметами?», – спросил учитель. Ребята были в затруднении. Как бы вы
ответили на этот вопрос?
О т в е т : минералы добывают из земли, из них изготавливают многие вещи,
которыми мы пользуемся ежедневно.
Головки спичек покрывают серой, которая легко загорается. Многие
хлопушки содержат барий, который горит зеленым пламенем. Грифель
карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге. Наждачная
бумага покрыта крупинками твердого минерала – корунда. Порошок талька
представляет собой измельченный минерал тальк. Поваренная соль – это
минерал галит (хлористый натрий).
163. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?
О т в е т : нет, полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с
помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.
164. У полезных ископаемых сложная и загадочная история обра­
зования. У одних она начинается в воде, a у других – в пламени. Как вы это
понимаете?
О т в е т : на дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые
сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все
они осадочного происхождения. Иначе образуется большинство рудных
ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в
глубинах нашей планеты.
165. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того,
чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали
проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения,
закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?».
Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его

поблагодарил и сказал, что это очень важная находка. Объясните, почему
обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?
О т в е т : растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами.
Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород,
которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но
их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный
точный прибор.
166. Многие ценные природные богатства сегодня недоступны человеку, не
могут быть использованы, например, ископаемые залежи нефти, которые
находятся на глубине 15 км, ведь мы не умеем бурить скважины такой глубины.
Как же извлечь оттуда нефть? То же самое можно сказать и об угольных пластах,
залегающих на глубине 3–4 км. Добывать уголь из шахт такой глубины пока
невыгодно: он будет слишком дорогим. Как вы думаете, можно ли считать
полезными ископаемыми недоступные человеку месторождения? Бывают
ли «бесполезные» ископаемые?
О т в е т : многие ученые считают, что бесполезных ископаемых вообще не
может быть. По разным причинам те или другие минералы и горные породы не
служат нам как полезные ископаемые.
167. Почему такие полезные ископаемые, как торф, уголь, нефть,
природный газ, ученые называют «кладовыми Солнца»?
О т в е т : энергия Солнца «законсервирована», спрятана в недрах земли –
остатках растений
168. В связи с чем академик Д. Н. Прянишников назвал торф «азотной
рудой»?
О т в е т : общеизвестно значение торфа для повышения плодородия почвы
благодаря большому содержанию в нем минеральных солей, содержащих азот.
169. Какое свойство каменного угля мы можем ощутить зимой в
помещении?
О т в е т : каменный уголь горит и при этом выделяет большое количес­тво
тепла.
170. Какие лекарства изготавливают из каменного угля?
О т в е т : салол (от боли в желудке), пирамидон (от головной боли), аспирин
(от гриппа), нашатырный спирт.
171. Как каменный уголь помогает беречь вещи от моли?
О т в е т : нафталин добывают из каменного угля.

Читайте также:  Срок полезного использования деревьев

172. Какой пищевой продукт получают из каменного угля?
О т в е т : при сухой переработке каменного угля как отход получают
каменноугольный деготь (смолу), из которого добывают сахарин, ванилин.
173. Как каменный уголь используется в сельском хозяйстве?
О т в е т : из каменного угля, вернее, из каменноугольного дегтя, получают
прекрасное азотное удобрение, называемое сульфатом аммония. Из угля
добывают ускорители роста гетероауксин.
174. Какие краски получают из каменного угля?
О т в е т : анилиновые и ализариновые краски.
175. По преданию, в 1696 году во время Азовского похода несколько кусков
донецкого каменного угля показали Петру I. Один из них царь бросил в костер и,
видя, как он горит, произнес историческую фразу: «Сей минерал если не нам,
то потомкам нашим. полезен будет». Объясните смысл этих слов.
О т в е т : Петр I предвидел необходимость широкого использования этого
полезного ископаемого.
176. Почему нефть называют черным золотом?
О т в е т : нефть является ценным сырьем для химической промышлен­ности.
Из нее получают топливо, смазочные масла, керосин, каучук, мыло, пластмассы,
духи. За ценные качества, которыми обладает нефть, ее называют черным
золотом.
177. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?
О т в е т : так как добывается из­под земли.
178. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?
О т в е т : от минералов, входящих в ее состав.
179. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после
дождя?
О т в е т : так как песок хорошо пропускает воду.
180. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?
О т в е т : вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как
они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло.
Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода
просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.
181. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить
фигурки?

О т в е т : песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой,
поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между
собой (они обладают особым свойством – липучестью).
182. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на
глинистых скапливается много воды. Почему? Почему глинистые почвы
долго не просыхают?
О т в е т : песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках
после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.
183. Почему песок можно легко пересыпать из одного стакана в другой, а
глину нельзя пересыпать?
О т в е т : так как глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных
между собой.
184. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным,
зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?
О т в е т : это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что
песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.
185. Почему песок незаменим в стекольном производстве?
О т в е т : благодаря присутствию кварца.
186. Почему гранит используется человеком как строительный материал
для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?
О т в е т : гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно
эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении
памятников.
187. Какое свойство воды использует человек для получения соли из
воды?

О т в е т : вода – растворитель.
188. О каком свойстве соли говорится в загадках: «В воде родится, а
воды боится», «В земле родилась, а в воду попала и пропала»?
О т в е т : соль хорошо растворяется в воде.
189. На привале туристы нечаянно рассыпали всю соль. Она смешалась с
песком. Как быть?
О т в е т : соль хорошо растворяется в воде. Рассыпавшуюся соль надо собрать
вместе с песком в котелок, налить в него воды и размешать. Соль растворится,
песок осядет на дно, мусор будет плавать сверху. Раствор процедить через
тряпочку и выпарить. Вода испарится, а соль останется.

190. Охотники насыпают в лесу кучи соли. Для чего они это делают?
О т в е т : животные, долго не получавшие соль, начинают искать ее повсюду.
Охотники пользуются этим. Они приманивают так многих животных.
191. Всегда ли соль дешево стоила?
О т в е т : М. В. Ломоносов рассказывал, что в его время в Абиссинии были в
ходу деньги из соли в виде кирпичей. За три­пять кусков соли покупали раба.
Соль стоила так дорого, потому что добывать ее еще не умели.
192. Для чего солят мясо, рыбу, капусту, огурцы, грибы?
О т в е т : бактерии гниения не могут жить в соленой воде, поэтому продукты
не портятся.
193. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?
О т в е т : цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды,
кварца, полевого шпата.
194. Почему гранит оставляет на стекле царапину?
О т в е т : так как он тверже стекла.
195. Почему гранит трудно расколоть или разъединить на части?
О т в е т : так как он прочный.
196. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?
О т в е т : в результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра,
мороза, воды) образуются песок и глина.
197. Почему писатель М. Пришвин назвал болота «кладовыми Солнца»?
О т в е т : растения, используя для своего развития энергию Солнца, на­
капливают и сохраняют ее даже после гибели. Болота являются «фабриками» по
производству торфа. Отмершие части болотных растений частично сгнивают и
превращаются в полезное ископаемое – торф.
198. Почему пожар на торфяном болоте очень трудно погасить?
О т в е т : пламя может бушевать глубоко в слое торфа. Угаснув в одном
месте, огонь через некоторое время вырывается на поверхность далеко в стороне
и разгорается с новой силой.
199. Разреши спор двух учеников. Один утверждает, что торф легче
воды, другой – что он может быть тяжелее воды. Кто прав и почему?
О т в е т : намокший торф тяжелее.
200. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы
постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных
ископаемых?
О т в е т : так как многие из них не возобновляются.

источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Чурилковская средняя общеобразовательная школа

Учитель: Колобаева Ольга Викторовна

Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые»

Цели урока: обобщить и систематизировать знания по данной теме;

продолжить работу по географической карте;

воспитание любви к Родине, бережного отношения к её богатствам.

(Объявление учителем темы урока, его цели.

Деление класса на две команды)

— Что такое полезные ископаемые?

— Какие полезные ископаемые знаете?

(Учитель заранее готовит карточки с вопросами и раскладывает их на игровом столе. По одному ученику из каждой команды подходят к игровому столу, крутят юлу со стрелкой, которая и покажет номер вопроса. Ответ на полученный вопрос обсуждается сов сей командой, отвечает один из членов команды.)

Место, где добывают песок и гину? Расшифруй!

Где используют эти полезные ископаемые?

Назови физические состояния полезных ископаемых. Приведи примеры.

Как добывают нефть и природный газ? Где используют природный газ?

Как образуется песок и глина?

Какое полезное ископаемое необходимо организму человека? Расскажите всё, что вы знаете об этом полезном ископаемом?

Перечислить полезные ископаемые, которые залегают на поверхности земли.

Как называют людей, которые изучают и отыскивают полезные ископаемые?

Железная руда – полезное ископаемое? Докажи!

Перечислить полезные ископаемые, которые находятся в недрах (в глубине) земли?

Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Что такое месторождение полезных ископаемых?

Игра Условные обозначения»

(Каждой команде дают наборы условных обозначений полезных ископаемых. По заданию учителя каждая команда находит в своём наборе данное полезное ископаемое (условные обозначения) и показывает его. Затем на географической карте показывает места (регионы), где это полезное ископаемое добывают.

( Количество условных обозначений полезных ископаемых соответствует количеству учащихся в классе, чтобы каждый ученик поработал с ними)

Продолжение викторины “Что? Где? Когда?

Игра «Расшифруй название полезного ископаемого»

(Каждой команде даётся карточка, на которой зашифровано название полезного ископаемого) (гранит, известняк)

Расшифровать название полезного ископаемого?

Расшифруй полезное ископаемое.

( На столе разложены образцы полезных ископаемых. Приглашаются по одному ученику из каждой команды. Учитель называет полезное ископаемое, а ученик находит его среди образцов и рассказывает о нём) (каменный уголь, торф)

Продолжение викторины «Что? Как? Где?»

(Каждая команда рисует рисунок, связанный с данной темой. Меняются рисунками. Команды должны догадаться о каком полезном ископаемом идёт речь)

(Каждая команда получает наборы красных и зелёных кружков. Красный кружок обозначает «нет», зелёный – «да». Учитель называет слова, обозначающие полезные ископаемые и продукты, получаемые из них. Если – полезное ископаемое – дети поднимают зелёный кружок, если – нет, то дети поднимают красный кружок.

(бензин, железная руда, сталь, соль, песок и т.д.)

(В течение всего урока очки фиксировались на специальном табло)

Е. М. Тихомирова. М.: «Экзамен», 2007 Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас. 1 класс

М.В. Соловейчик. Москва. «Первое сентября» 2001 г. Я иду на урок в начальной школе. Природоведение.

С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Воронеж: «Учитель», 2002 г. Нетрадиционные уроки в начальной школе. ( Часть 1: математика, природоведение).

—> 12.06.2011 6 6306 1096

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Беда современного рунета в том, что все публикуют что угодно и где угодно. Порой свою статью, материалы для которой ты собирал несколько месяцев, можно увидеть на других сайтах, причем, у них указаны новые «авторы» и эти «авторы» получили сертификаты о публикации, а, возможно, и стимулирующие выплаты и баллы для аттестации. Как бороться с копированием своих статей? Об этом — в нашей статье.

Если вы — учитель, то конечно задавались вопросом: какие книги необходимо прочитать, чтобы работа приносила радость и удовлетворение? Несомненно, что сейчас можно найти море информации по этому вопросу в Интернете. Но в таком многообразии очень трудно разобраться. А выяснить, какие книги действительно станут вашими помощниками, потребует много времени. В этой статье вы узнаете о том, какие книги должен прочитать каждый учитель.

Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

источник

Презентация для 4 класса по окружающему миру. тема: «Полезные ископаемые». Автор учебника -Плешаков, программа «Школа России»

Что называют полезными ископаемыми?

Это горные породы, добываемые из недр или с поверхности Земли и используемые человеком

Происхождение горных пород

Из остатков древних растений и животных, осевшего на дно водоёмов ила

Из магмы после извержений вулканов, под действием высокой температуры и давления

Горючие полезные ископаемые

  • Используют для отопления жилищ
  • Для получения электроэнергии на теплоэлектростанциях
  • В изготовлении красок, смол, пластмасс
  • Горючий
  • Чёрного цвета
  • Тонет в воде
  • Твёрдый
  • Хрупкий

  • Горючий
  • Тёмно-бурый
  • Рыхлый
  • Хорошо впитывает воду
  • Горючее для работы небольших электростанций
  • Удобрение
  • Подстилки для скота

  • Бензин, керосин, дизельное топливо
  • Пластмассы и синтетические волокна
  • Горючая маслянистая жидкость
  • Чёрный цвет
  • Легче воды

Часто сопутствует добыче нефти

резину, искусственные волокна

  • Руды чёрных металлов: красный и бурый железняк
  • Руды цветных металлов:Медь

  • Быстро нагреваются и хорошо проводят тепло
  • Обладают электропроводностью
  • Некоторые обладают магнитными свойствами
  • Прочные, пластичные
  • Долговечные
  • Строительство
  • Провода
  • Рельсы
  • Компасы и магниты
  • Машиностроение, самолётостроение, кораблестроение

Топливо для атомных электростанций

  • Мягкий пластичный металл желтоватого цвета
  • Блеск, который сохраняется долгое время, не тускнея

Полезные ископаемые, применяемые в строительстве

  • Гранит
  • Мрамор
  • Песок
  • Глина
  • Гипс
  • Известняк

фундаменты больших зданий, станции метро, набережные, памятники

  • Серого цвета, иногда с красноватым оттенком
  • Очень твёрдый и прочный материал

Санкт-Петербург. Набережная Невы

  • Прочный
  • Хорошо полируется
  • Разнообразные оттенки цветов и узоры прожилок
  • Украшение стен, полов зданий, станций метро

  • Рыхлый
  • Сыпучий
  • Не растворим в воде
  • Строительство дорог
  • Приготовление цемента и бетона
  • Белый кварцевый песок используют для изготовления стекла

Песчаный карьер в Подмосковье

  • Красного, белого, серо-голубого цвета
  • Мокрая глина – вязкая и пластичная
  • После прокаливания – твёрдая и хрупкая

  • Производство кирпичей, строительство
  • Гончарное дело

  • Мягкий минерал белого или желтоватого цвета
  • Кристаллы гипса напоминают пластинки, иголочки или лепестки

  • Строительство и архитектура
  • Скульптура
  • Медицина

  • Чёрный
  • Мягкий
  • Легко оставляет след на бумаге
  • Грифели карандашей
  • В деталях приборов и машин

  • Цвет зелёный, синий, красный
  • Кристаллы апатита – шестигранники
  • После специальной обработки похож на драгоценный камень

  • Из него изготавливают ценные удобрения
  • Используют в ювелирном деле
Читайте также:  Зеленый грецкий орех чем полезен

отрасль науки и техники, занимающаяся добычей полезных ископаемых

скопления полезных ископаемых

Способы добычи полезных ископаемых:

Открытым способом в карьерах

Разработка месторождения известняка

Ружеальский каменный каньон – добыча мрамора

Солёное озеро Баскунчак в Астраханской области

Добыча каменного угля. Урал

Добыча руды открытым способом в карьере

Строительство нефтепроводов и газопроводов

Полезные ископаемые Нижегородской области

  • Торф
  • Фосфориты
  • Железные руды
  • Кварцевые пески
  • Глины
  • Титан-циркониевые руды «чёрные пески»

Исчерпаемы ли запасы полезных ископаемых?

Запасы Земли не бесконечны !

-Бережного и экономного использования полезных ископаемых

-Полной выработки месторождений

-Контроля за полной и эфективной переработкой добытого

-Создания искусственных материалов, которые могли бы заменить естественные

Тысячи лет вода растворяет в горных породах минералы и уносит их прочь

Столбики из натёков капель воды с крупицами минералов, «растущие» снизу вверх

Каменные сосульки, «растущие» со сводов пещеры вниз

От чего зависит цвет сталактитов и сталагмитов?

От минералов, из которых они состоят

  • Насекомые, черви, пауки
  • Протеи – хвостатые земноводные
  • Летучие мыши

источник

1. Кто основал Московский университет

2. Из чего состоят горные породы

а) тела, сделанные руками человека

б) природные тела, состоящие из кристаллов

в) природные однородные тела, состоящие из мельчайших частиц

4. Какие минералы имеют кристаллическое строение

5. Горные породы могут быть:

6. Полезные ископаемые – это

б) горные породы и минералы, которые использует человек

8. Какие вещества называются «полезными ископаемыми»?

г) залегающие под землей природные вещества

9. Выдели НЕотносящееся к данной группе полезное ископаемое

11. Какое полезное ископаемое НЕ обладает твердостью?

12. Отметь из перечисленных свойств каменного угля то, которое позволяет человеку его использовать

13. Какое полезное ископаемое используется при производстве чугуна и стали?

Полную информацию смотрите в файле.

Тест 1 «Полезные ископаемые»

1. Кто основал Московский университет

а) Пушкин б) Ломоносов в) Кутузов

2. Из чего состоят горные породы

а) из минералов б) из камней в) из воды и песка

а) тела, сделанные руками человека

б) природные тела, состоящие из кристаллов

в) природные однородные тела, состоящие из мельчайших частиц

4. Какие минералы имеют кристаллическое строение

а) алмаз б) соль в) золото г) кварц д) гранит

5. Горные породы могут быть:

а) твёрдые б) воздушные в) жидкие г) хрупкие д) газообразные

6. Полезные ископаемые – это

а) осадочные породы в) органические вещества

б) горные породы и минералы, которые использует человек

7. Месторождения полезных ископаемых – .

8. Какие вещества называются «полезными ископаемыми»?

а) все полезные вещества б) витамины в) древние вещества

г) залегающие под землей природные вещества

9. Выдели НЕотносящееся к данной группе полезное ископаемое

а) каменный уголь б) нефть в) гранит г) природный газ

а) кирпич б) песок в) железная руда г)глина

11. Какое полезное ископаемое НЕ обладает твердостью?

а) песок б) гранит в) известняк г) нефть

12. Отметь из перечисленных свойств каменного угля то, которое позволяет человеку его использовать

а) черный цвет б) твердый в) горючий г) блестящий

13.Какое полезное ископаемое используется при производстве чугуна и стали?

а) каменная соль б) железная руда в) торф г) гранит

1. Кто основал Московский университет

а) Пушкин б) Ломоносов в) Кутузов

2. Из чего состоят горные породы

а) из минералов б) из камней в) из воды и песка

а) тела, сделанные руками человека

б) природные тела, состоящие из кристаллов

в) природные однородные тела, состоящие из мельчайших частиц

4. Какие минералы имеют кристаллическое строение

а) алмаз б) соль в) золото г) кварц д) гранит

5. Горные породы могут быть:

а) твёрдые б) воздушные в) жидкие г) хрупкие д) газообразные

6. Полезные ископаемые – это

а) осадочные породы в) органические вещества

б) горные породы и минералы, которые использует человек

7. Месторождения полезных ископаемых – это места, где находятся их большие скопления.

8. Какие вещества называются «полезными ископаемыми»?

а) все полезные вещества б) витамины в) древние вещества

г) залегающие под землей природные вещества

9. Выдели НЕотносящееся к данной группе полезное ископаемое

а) каменный уголь б) нефть в) гранит г) природный газ

а) кирпич б) песок в) железная руда г)глина

11. Какое полезное ископаемое НЕ обладает твердостью?

а) песок б) гранит в) известняк г) нефть

Тест 2 Наши подземные богатства.

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…

а) археологи б) геологи в) строители

2. К полезным ископаемым относятся …

а) кирпич, бетон, бензин б) станки, вазы, ножницы

3. В строительстве используются …

а) торф, железная руда, самоцветы б) песок, глина, гранит

в) мрамор, каменный уголь, малахит

а) каменного угля, янтаря, мела б) жемчуга, известняка, торфа

в) железной руды, медной руды

5. При помощи буровых установок добывают…

а) нефть, природный газ б) калийную соль, алмазы;

а) известняк, ракушечник, гранит

б) каменный уголь, железную руду

а) известняк, песок, глину б) золото, малахит, мрамор

8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это …

б) железная руда, поваренная соль, мел

в) каменный уголь, антрацит, торф

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…

а) археологи б) геологи в) строители

2. К полезным ископаемым относятся …

а) кирпич, бетон, бензин б) станки, вазы, ножницы

3. В строительстве используются …

а) торф, железная руда, самоцветы б) песок, глина, гранит

в) мрамор, каменный уголь, малахит

а) каменного угля, янтаря, мела

б) жемчуга, известняка, торфа

в) железной руды, медной руды

5. При помощи буровых установок добывают…

а) нефть, природный газ б) калийную соль, алмазы;

а) известняк, ракушечник, гранит

б) каменный уголь, железную руду

8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это …

источник

  1. Уральские горы.
  1. Уральские горы – это граница, разделяющая две части света (два континента). Как называются эти стороны света?
  1. Европа и Америка;
  2. Азия и Австралия;
  3. Европа и Азия;
  4. Уральские горы не разделяют никакие стороны света.
  1. Достопримечательности Уралаинтересны своим многообразием, распространенностью и количеством. Некоторые даже говорят, что здесь их больше, чем в Париже. Одна из любимых туристами природных достопримечательностей Урала находится на территории Пермского края. Зимой и весной здесь можно полюбоваться сталактитами, сталагмитами и сталагнатами, а весной и летом – послушать звуки из «органных труб пещеры». Как называется это место?
  1. Невьянская наклонная башня;
  2. Медвежья пещера;
  3. Кунгурская ледяная пещера;
  4. Дивья пещера.
  1. Урал является родиной этого удивительного камня. Здесь его добывали в горных рудниках, из него уральские мастера (камнерезы и гранильщики) делали украшения, шкатулки, вазы. Сам камень зеленый с разводами. А поработает над ним мастер и вспыхнут разводы зелёным огнём, появятся красивые узоры и рисунки диковинные. Как называется этот камень?
  1. змеевик;
  2. малахит;
  3. мрамор;
  4. яшма.
  1. Сказки Бажова.
  1. В своих сказах Бажов рассказывает об уральской природе, о богатствах Уральских гор. Горы эти невысокие, но слава не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. Более 800 различных минералов хранятся здесь. Это месторождение железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Что означает это слово?
  1. самые красивые цветы;
  2. драгоценные и полудрагоценные камни;
  3. минералы, которые добывают самостоятельно;
  4. то же самое, что и «первоцветы».
  1. В сказах Бажова рассказывается, как уральские рабочие добывали в горах драгоценные камни, а искусные мастера делали из них украшения, шкатулки, другие предметы удивительной красоты. Какой мастер выточил из камня чашу в виде каменного цветка?
  1. Митюха – сын Данилы;
  2. Степан;
  3. Данила;
  4. в сказах Бажова не написано, кто сделал эту чашу.
  1. Многие из волшебных персонажей сказов Бажова дарили человеку золото и драгоценные камни или показывали место, где надо их искать. Какой из перечисленных героев не был связан с золотом и самоцветами?
  1. Огневушка-Поскакушка;
  2. Хозяйка Медной горы;
  3. Голубая змейка;
  4. все перечисленные герои связаны с золотом или драгоценными камнями.
  1. Минералы.
  1. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.
  1. кислород;
  2. песок;
  3. нефть.
  1. Про это ископаемое ПётрIсказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».
  1. нефть;
  2. каменный уголь;
  3. мел.
  1. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту.
  1. железная руда;
  2. известняк;
  3. кварц.
  1. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек.
  1. песок;
  2. торф;
  3. уголь.
  1. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д.
  1. пластилин;
  2. глина;
  3. песок.
  1. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений?
  1. каменный уголь;
  2. нефть;
  3. торф.
  1. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом?
  1. природный газ;
  2. нефть;
  3. уголь.
  1. Из какого полезного ископаемого состоят чугун и сталь?
  1. из алюминия;
  2. из железной руды;
  3. из гранита.

источник

Название Презентация должна содержать
страница 1/3
Дата публикации 01.07.2013
Размер 317.53 Kb.
Тип Презентация

lit-yaz.ru > География > Презентация

Projekti kirjeldus
Цель проекта:

  • Сформировать представления учащихся о разнообразии полезных ископаемых.
  • Познакомить учащихся с полезными ископаемыми Эстонии; их основными свойствами.
  • Познакомить c профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.
  • Познакомить со способами добычи и переработки; использованием в производстве и в быту; показать их важную роль в экономике государства.
  • Прививать навыки работы с коллекционным материалом.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, и учить экономному использованию богатств нашей планеты.
  • Научить детей способам поисковой деятельности и формировать интерес к обучению.
  • Формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности.
  • Развивать творческое воображение, фантазию, логическое мышление, память.
  • Научить использовать полученные знания при составлении своих творческих работ.
  • Использовать инфотехнологии в своей учебно-поисковой деятельности для работы над проектом.
  • Развивать умение выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умение обобщать, классифицировать.
  • Формировать навыки работы в группах, самостоятельной работы, а также умению работать в коллективе.
  • Приобщить родителей к совместной исследовательской

деятельности.

^ Проблемное задание для учеников:

Вокруг так много интересного, загадочного. На этот раз мы заглянем в недра нашей планеты и узнаем, какие сокровища она хранит. Почему полезные ископаемые называют бесценным богатством Земли? Мы организуем экспедиции, и для этого разделимся на пять команд. Каждая экспедиция выберет себе объекты исследований, создаст «Дневник экспедиции», где будет отражать самые интересные данные своих исследований. Каждая группа предоставляет отчёт о проделанной работе и размещает все свои материалы на блоге «Сокровища Земли». Собранный материал всех экспедиций объединяем в общую презентацию «Богатства Эстонии» в MS PowerPoint.

Презентация должна содержать:

  • Информацию об исследуемом полезном ископаемом (слайды, описание и краткая характеристика объекта исследования, происхождение, состав, месторождения, как используется).
  • Фотографии творческих работ.
  • Список используемой литературы или ссылки в Интернете.

Описание проекта.

  • В начале проекта через кластер рассуждаем на тему «Сокровища Земли?» и «Что такое полезные ископаемые?»
  • Проводим мозговой штурм на тему «Многообразие видов полезных ископаемых Земли». Дети записывают на листах с таблицей Донны Огл (листы ЗУХ), что они знают по теме, что бы они хотели узнать. Дети обмениваются информацией. Последнюю графу таблицы заполняют постепенно.
  • Для успешности и продуктивности работы, чтобы она была посильна и интересна детям, предлагаем разделиться на пять групп и выбрать для своей группы определённую задачу для исследовательской и творческой работы.
  • Каждая группа оформляет «Дневник экспедиции» (он может быть в виде блога), в котором фиксирует все этапы своей деятельности, виды творческих и учебных заданий, размещает фотоматериал своей группы.

Lisa 1

Projekti kirjeldus

  • Детям предлагается прочитать подборку материалов, созданных на основе журнала «Наука и жизнь». Раздел «Что у нас под ногами?», который даст детям знания о видах полезных ископаемых, их свойствах, о местах залегания и их значении для человека.
  • Проводим беседу по прочитанному материалу. Размышляем над вопросами «Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?», «Как бы проходило развитие человечества, если бы люди так и не узнали о сокровищах Земли».
  • Продолжаем знакомство с творчеством писателя А.Волкова и его произведениями: «Волшебник Изумрудного города» и «Семь подземных королей».
  • Предлагаем детям написать сочинения, рассказы, истории, сказки, синквейны на обсуждаемые темы.
  • Группы собирают свои работы и создают общую книгу рассказов, сказок, историй.
  • Предлагаем каждой группе называться экспедицией и создать условную карту своего маршрута.
  • Каждая группа, распределив обязанности между членами, приступает к сбору информации и учебных заданий для других групп, например, создание синквейнов, кроссвордов, ребусов, загадок. (Приложение 1).
  • На уроках эстонского и английского языков проводим игры с использованием названий полезных ископаемых «Crustallographu» и «Кasulikke maavarad».
  • Предлагаем детям создать словарики, где названия полезных ископаемых даны на трёх языках: русском, эстонском, английском (Приложение 1).
  • На уроках ИЗО и трудового обучения изготавливаем макеты карьеров, шахт, вагонеток и пр.
  • Проводим поисковую работу на тему «Как учёные узнают о местах залегания полезных ископаемых, и какую роль здесь играют растения?», задачей которой является найти материал о необычных способах определения местонахождении полезных ископаемых.
  • Каждая группа организовывает выставку в классе своих материалов, творческих работ, с тем, чтобы дети других «экспедиций» могли хорошо познакомиться с материалом, оценить его, высказать свои пожелания и мнения в «Книге отзывов».

Lisa 1

Projekti kirjeldus

  • Проводим интеллектуально-экологическую игру «Кладовые Земли», с целью привести в систему знания ребят о полезных ископаемых Земли и богатствах своего государства и уезда.
  • Ребята учатся создавать блог.
  • Создаём совместную презентацию на тему «Богатства Эстонии».

Презентация должна иметь соответствующее оформление:

  • Титульный слайд содержит название и имена авторов.
  • Краткая историческая и географическая справка об Эстонии.
  • Фотоматериал с краткой информацией о полезных ископаемых и других богатствах Эстонии.
  • Последний слайд содержит перечень использованных материалов.
  • На основании «Дневников экспедиций» создаём единый блог «Сокровища Земли» (http://prirodakjkg.blogspot.com/)
  • В конце проекта проводим защиту презентаций, творческих работ, обсуждаем преимущества и недостатки работ.
  • Каждый участник пишет отзыв о проекте.
  • Экскурсия на шахту «Эстония», на карьер «Айду».
  • Посещение музея-шахты «Кохтла-Нымме».
  • Посещение музея сланца в городе, беседа с работниками музея.
  • Изучение дополнительного материала «Драгоценные камни», «Камни-обереги».
  • Проведение поисковой работы на тему «Окаменелости. В гости к динозаврам».
  • Индивидуальные карточки с учебными заданиями, ребусами, кроссвордами, загадкам.
  • Проведение викторин «Полезные ископаемые» и «Узнай меня».
  • Коллективное прочтение журналов «Наука и жизнь», книги А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» и «Семь подземных королей».
  • Работа в творческих группах по составлению кроссвордов, ребусов, синквейнов, творческих рассказов и сочинений.
  • Привлечение родителей для оказания помощи при подготовке и оформлении работ детьми.
  • Совместное изучение собранного материала.
  • Составление коллективной презентации в PowerPoint «Богатства Эстонии». Создание блога «Сокровища Земли».

Оценивание учебного проекта:

  • Текущее оценивание. Оценивается: работа учеников на уроке, умение следовать указаниям, использовать выразительные средства языка, умение составления фраз на английском и эстонском языках, тщательность и аккуратность в работе, умение безошибочно списывать текст, умение использовать методы критического мышления для постановки и решения проблемных заданий, творческий подход и оригинальность в творческих работах.
  • ^ Оценивание домашней работы . Оценивается: правильность и своевременность выполнения заданий, умение находить необходимую информацию из различных источников.
  • Самооценка. Учениками оценивается: желание, старание, выполнение и итог своей работы.
  • ^ Оценивание итоговой работы . Оценивается: умение задавать вопросы из области естествознания и анализировать, способность к сотрудничеству, творческий подход и оригинальность, умение оформлять свою творческую работу в MS PowerPoint. Для оценивания презентации используется модель оценивания.

Предварительные знания и умения, которые должны иметь ученики:

  • Имеют понятия о классификации природы на живую и неживую.
  • Характеризуют понятие «богатства природы».
  • Имеют первоначальные знания о полезных ископаемых, в том числе и в нашей стране.
  • Умеют работать с географической картой.
  • Умеют находить необходимую информацию из различных источников.
  • Умеют составлять и пользоваться таблицами, схемами.
  • Умеют создавать презентации в MS PowerPoint.
  • Умеют наблюдать и анализировать.
  • Умеют безошибочно списывать рукописный и печатный текст.
  • Умеют пользоваться словарями, энциклопедиями.
  • Умеют работать в группе.
  • Умеют сотрудничать, общаться и считаться с другими.
  • Умеют давать оценку своей деятельности.
  • Знают, что люди, их мнения и оценки могут быть разными.

Достигаемые компетенции и учебные результаты из государственной программы:

Русский язык

  • Умеют анализировать тексты: определять тему, основную мысль, различают изученные стили речи, дают собственную оценку.
  • Создают устные и письменные высказывания на репродуктивном уровне (пересказ) и на продуктивном уровне (собственный текст с учётом речевой ситуации).
  • Соблюдают нормы речевого этикета.
  • Проверяют и исправляют собственные высказывания с помощью учителя и словаря.
  • Проверяют и исправляют собственные высказывания с помощью учителя и словаря.

Lisa 1

Природоведение

  • Умеют ориентироваться в определениях «горные породы», «минералы», «полезные ископаемые».
  • Знают названия химических элементов, входящих в состав минералов.
  • Умеют разделять и классифицировать горные породы, полезные ископаемые по агрегатному состоянию.
  • Умеют давать правильное описание минералов по внешнему виду и признакам.
  • Знают основные месторождения полезных ископаемых, умеют их показывать на географической карте.
  • Знают полезные ископаемые, добываемые в нашей стране и способы их использования.
  • Умеют проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать события и свои наблюдения.
  • Различают живое и неживое.
  • Умеют называть, классифицировать и описывать объекты живой и неживой природы.
  • Умеют задавать вопросы из области естествознания, а также добывать естественнонаучную информацию.

Эстонский и английский языки

  • Знают название изученных полезных ископаемых.
  • Умеют пользоваться словарями.
  • Составлять свой словарик.
  • Списывают и составляют тексты на эстонском языке.

Информатика

  • Умеют запускать и использовать простейшие компьютерные программы.
  • Умеют работать в программах MS Word и PowerPoint.
  • Используют SMART программу.

Общие компетенции

  • Умеют планировать свою деятельность.
  • Умеют выдвигать гипотезы и проверять их на основе экспериментальных данных.
  • Умеют давать оценку своей деятельности.

Lisa 1

Projekti kirjeldus

  • Умеют учиться самостоятельно и вместе с другими в паре и в группе, умеют выслушать товарища и выразить ему признание.
  • Умеют считаться с другими, быть способным к сотрудничеству, отвечают за свои поступки, проявляют готовность к общению.

Необходимые технологии и программное обеспечение:

  • Компьютер
  • Принтер
  • Проектор
  • Smart доска
  • Дигитальный фотоаппарат
  • Интернет
  • MS Word
  • MS PowerPoint

Необходимые источники и ссылки:

  1. Сирье Кальюла и Айво Саар «Природоведение» 4 класс. «Koolibri»,2003г.
  2. A . Raukas » Eesti : loodus (Эстония: природа). Tallinn : Valgus , 1995,
  3. Н.З.Соломко «Я познаю мир. Полезные ископаемые» Детская энциклопедия. ООО «Издательство АСТ». ООО «Издательство Астрель» 2003г.
  4. Н.И.Непомнящий. «Сокровища Земли» Детская энциклопедия. «Издательство АСТ.» ООО «Издательство Астрель»2000г.
  5. «Мир и человек» Географический атлас. «Картография» ГУГК 1985Г.
  6. Белла Дижур «От подножья до вершины» Издательство «Детская литература» Москва,1967г.
  7. Филипп Стил « Атлас мира». Москва « ОЛМА-ПРЕСС» 1999г.
  8. Джим Майлс «Большая энциклопедия для школьника». Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 1999г
  9. Учебник – тетрадь «Окружающий мир» 4 классы часть 4. О.Т. Поглазова, В.Д.Шилин ЗАО «ИНПРО-РЕС» 1998 г.
  10. Виктор Калашников « Чудеса природы. Самоцветы». «Белый город» Москва 2003г.
  11. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия обо всем
  12. Селищев Е.Н. География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия и К, 1998.

Lisa 1

Projekti kirjeldus

  1. Тараторина Г.Ф. Подумай, разгадай, реши, запомни. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  2. Усачев А. Мои географические открытия. М.: Самовар, 1994
  3. А.Волков «Семь подземных королей» АСТ, Астрель 2006
  4. Л.И.Барон, Н.Н.Ершов «Англо-русский словарь геологических терминов» Издательство ГИФМЛ 1958г.

Интернет:

http://nsc.1september.ru/articlef.php? >
Lisa 2

^ Отзывы учащихся о проекте.

  • Литвиненко Родион. «Наша команда «Кладоискатели» упорно трудилась над проектом. Это было как в настоящей экспедиции. Мы узнали много интересного, а главное, что узнали через поиск. Мы были в шахте два раза. Сами создали макет шахты. Всё было так интересно! А ещё, моя мама нам очень помогала. Ей тоже было интересно этим заниматься».
  • ^ Помазная Ольга. «Очень интересная работа. Мы сдружились ещё больше. Даже вечером собирались, чтобы работать над проектом. Здорово! Собирали материал. Оказалось, что в нашей маленькой Эстонии так много ценных полезных ископаемых, а мы раньше знали только про сланец!»
  • ^ Денисов Кирилл. «Работать над этим проектом мне было интересно. Мне моя группа поручила создать блог. Мы все трудились над проектом. Здорово то, что каждый делал интересную для него работу. Блог не бросим, будем туда новые работы свои размещать».
  • ^ Ксения Чернова. «Мне очень понравилось работать над проектом. Я узнала много интересного о полезных ископаемых. Особенно запомнились экскурсии в музей и нахождение в настоящей шахте Многие ребята после проекта захотели стать геологами. Или работать шахтёрами. Главное, что нам было интересно!».
  • ^ Пилицин Антон. «Мне очень понравилось работать над проектом. Я составил кроссворд, написал экологическую сказку. Ещё наша группа составила задания для интерактивной доски, которые можно учителям использовать на уроках. Было здорово».

Поисковая деятельность. Поиск информации.
Групповая работа.
Работа со SMART доской.
Защита проекта.
Изготовление макетов.
Lisa 4

Projekti kirjeldus
Методический материал.
Карточки с заданиями
Тема. «Горные породы и минералы».

Карточка №1
1.Составь таблицу «Как используют полезные ископаемые».

^ 2. Найди «лишнюю» пару.

  • глина — кирпич;
  • апатит — удобрение;
  • сталь — ножницы;
  • вода — стакан;
  • алюминий — самолёт.

Полезные ископаемые Использование полезных ископаемых
апатит
железная руда
нефть
песок
глина
гранит
кианит
памятники
кирпич
удобрение
алюминий
бензин
сталь
строительство

^ 3. Соедини стрелочками.

Викторина о полезных ископаемых.

1. Шел урок природоведения в третьем классе по теме «Горные породы и минералы». На партах у ребят были разложены спички, карандаши, хлопушки, наждачная бумага, поваренная соль, порошок талька. Ребята с недоумением смотрели на учителя.
«Что общего между всеми этими предметами?» – спросил учитель. Ребята были в затруднении.
Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

3. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

4. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?»
Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.
Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?

5. Многие ценные природные богатства сегодня недоступны человеку, не могут быть использованы, например ископаемые залежи нефти, которые находятся на глубине 15 км, ведь мы не умеем бурить скважины такой глубины. Как же извлечь оттуда нефть?
То же самое можно сказать и об угольных пластах, залегающих на глубине 3–4 км. Добывать уголь из шахт такой глубины пока невыгодно: он будет слишком дорогим.
Как вы думаете, можно ли считать полезными ископаемыми недоступные человеку месторождения? Бывают ли «бесполезные» ископаемые?

6. Почему такие полезные ископаемые, как торф, уголь, нефть, природный газ, ученые называют «кладовыми Солнца»?

7. В связи с чем академик Д.Н. Прянишников назвал торф «азотной рудой»?

8. По преданию, в 1696 году во время Азовского похода несколько кусков донецкого каменного угля показали Петру I. Один из них царь бросил в костер и, видя, как он горит, произнес историческую фразу: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим. полезен будет».
Объясните смысл этих слов.

9. Почему нефть называют черным золотом?

10. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?

11. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?

12. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

13. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?

14. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?

15. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему?
Почему глинистые почвы долго не просыхают?

16. Почему песок можно легко пересыпать из одного стакана в другой, а глину нельзя пересыпать?

17. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?

18. Почему песок незаменим в стекольном производстве?

19. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?

20. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?

21. Почему гранит оставляет на стекле царапину?

22. Почему гранит трудно расколоть или разъединить на части?

23. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?

24. Почему писатель М.Пришвин назвал болота «кладовыми Солнца»?

25. Почему пожар на торфяном болоте очень трудно погасить?

26. Разреши спор двух учеников. Один утверждает, что торф легче воды, другой – что он может быть тяжелее воды. Кто прав и почему?

27. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых?

^ Викторина о полезных ископаемых.

1. Минералы добывают из земли, из них изготавливают многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно.

Головки спичек покрывают серой, которая легко загорается. Многие хлопушки содержат барий, который горит зеленым пламенем. Грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге. Наждачная бумага покрыта крупинками твердого минерала корунда. Порошок талька представляет собой измельченный минерал тальк. Поваренная соль – это минерал галит (хлористый натрий).

2. Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.

3. На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения.

Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.

4. Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под
Lisa 4

землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор.

5. Многие ученые считают, что бесполезных ископаемых вообще не может быть. По разным причинам те или другие минералы и горные породы не служат нам как полезные ископаемые.

6. Энергия Солнца «законсервирована», спрятана в недрах земли – остатках растений.

7. Общеизвестно значение торфа для повышения плодородия почвы благодаря большому содержанию в нем минеральных солей, содержащих азот.

8. Петр I предвидел необходимость широкого использования этого полезного ископаемого.

9. Нефть является ценным сырьем для химической промышленности. Из неё получают: топливо, смазочные масла, керосин, каучук, мыло, пластмассы, духи. За ценные качества, которыми обладает нефть, ее называют черным золотом.

10. Так как добывается из-под земли.

11. От минералов, входящих в ее состав.

12. Так как песок хорошо пропускает воду.

13. Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.

14. Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).

15. Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.

16. Так как глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.

17. Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.

18. Благодаря присутствию кварца.

19. Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.

20. Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.

21. Так как он тверже стекла.

23. В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина.

24. Растения, используя для своего развития энергию Солнца, накапливают и сохраняют ее даже после гибели. Болота являются «фабриками» по производству торфа. Отмершие части болотных растений частично сгнивают и превращаются в полезное ископаемое – торф.

25. Пламя может бушевать глубоко в слое торфа. Угаснув в одном месте, огонь через некоторое время вырывается на поверхность далеко в стороне и разгорается с новой силой.

27. Так как многие из них не возобновляются.

Материал взят из журнала «Первое сентября» ссылка http://nsc.1september.ru/articlef.php? >Lisa 4

О подземных богатствах
^ 1. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

3)каменный уголь, известняк

^ 3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) каменный уголь, природный газ

4. Из каких полезных ископаемых получают металлы?

^ 5. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

6. Какие полезные ископаемые добывают в шахтах?

2) каменный уголь, железную руду

^ 7. Какие полезные ископаемые добывают в карьерах?

2) природный газ, золото, мрамор

8. Укажи полезные ископаемые нашего края.

1) нефть, торф, каменный уголь

3) природный газ, гранит, глина

^ 9. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных

Методические разработки
Тема. «Горные породы и минералы».

Карточка №1
^ 1.Составь таблицу «Как используют полезные ископаемые».

^ 2. Найди «лишнюю» пару.

  • глина — кирпич;
  • апатит — удобрение;
  • сталь — ножницы;
  • вода — стакан;
  • алюминий — самолёт.

^ 3. Соедини стрелочками.

Полезные ископаемые Использование полезных ископаемых
апатит
железная руда
нефть
песок
глина
гранит
кианит
памятники
кирпич
удобрение
алюминий
бензин
сталь
строительство

Методические разработки
Тема. «Горные породы и минералы».
Карточка №2
^ 1. Какое название «лишнее»?

Апатит железная руда нефть песок

каменный уголь гранит медно-никелевые руды глина

Торф песок кирпич

вермикулит глина апатит

мусковит гранит

^ 3. Напиши название полезных ископаемых, которые добываются в нашем уезде. Укажи их главные свойства.

Название Свойства

4. Раздели на группы полезные ископаемые, найди «лишнее».

Нефть, вода, песок, природный газ, апатит, глина, гранит, вермикулит.

Урок природоведения в 4 классе.

источник

Твёрдые Жидкие Газообразные
Источники:

Популярные записи