Меню Рубрики

Полезные ископаемые 5 класс презентация

Урок проводится согласно УМК В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой «Землеведение» в 5 классе в разделе «Земная кора». На богатом иллюстративном материале рассматриваются основные горные породы и минералы. Приводятся их морфологические классификационные признаки.

природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов

однородные природные тела, находящееся в кристаллическом состоянии

Минералы – природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками.

Самые распространенные на Земле минералы:

различают по признакам: цвет, блеск,

  • Это сочетание минералов естественного происхождения.
  • Наука, изучающая горные породы – петрография

Происхождение горных пород

Происхождение горных пород

Магматические горные породы

Магматические горные породы

1 группа: Глубинные (интрузивные)

образуются из медленно остывающей на глубине магмы (более темные и тяжелые)

— плотные горные породы с крупными кристаллами минералов.

Магматические горные породы

2 группа: Излившиеся (глубинные)

образуются из излившейся лавы на поверхности земли (более светлые и легкие)

— плотные, твердые горные породы с мелкими кристаллами минералов или стекловидной массы

Метаморфические горные породы

Греческое слово «метаморфоза» означает превращение

Метаморфические горные породы

Кимберлитовая трубка в Якутии

Обработанный алмаз – называют бриллиантом

Органические горные породы – образуются путем осаждения и накопления минералов на поверхности земной коры

Обломочные Химические Органические

Обломочные осадочные горные породы

песок, щебень, галька, гравий

Химические осадочные горные породы

Калийная соль Каменная соль Гипс

Органические осадочные горные породы

Органические осадочные горные породы

базальт, пемза, обсидиан, туф

источник

Природовение 5 класс. Для корекционной школы VIII вида. Тема «Полезные ископаемые. Нефть»

В находке геолога много железа, И тем она людям, конечно, полезна. Среди ископаемых ценной всегда Считалась добытая в шахте…

Чтоб сделать миску или вазу —

И в стекле расплавлен даже.

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек.

Это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Нефть – это маслянистая горючая жидкость, обладающая специфическим запахом, обычно коричневого цвета с зеленоватым или другим оттенком, иногда почти черная, очень редко бесцветная.

Нефть известна давно. Установлено, что её добывали и использовали уже за 5–6 тысяч лет до нашей эры. Наиболее древние промыслы известны на берегах Евфрата, в Керчи, в Китае.

В Библии говорится о смоляных ключах в окрестностях Мёртвого моря.

Использовали нефть в самых разных целях .

Во-первых, её использовали в качестве лекарства. Гиппократ (IV–V века до н.э.) рекомендовал применять нефть при болезнях глаз, суставов, а также от кашля. В Египте нефть использовали при бальзамировании.

Во-вторых, нефть применяли в строительстве, например, при сооружении Вавилонской башни, Великой Китайской стены, висячих садов Семирамиды.

Подлинным открытием древности было изобретение греческого огня. Это была смесь нефти с селитрой и серой. Трагическое поражение в 1184 году князя Игоря в борьбе с половцами объясняют тем, что Кончак и его войско уже знали греческий огонь. Половцы добывали нефть из месторождений Керчи и Тамани.

Нахождение нефти в природе.

Залежи нефти находятся в недрах земли на разной глубине (обычно около 3 км), где она заполняет пространство между породами. Если нефть находится под давлением газов, то она поднимается по скважинам на поверхность Земли.

Основные месторождения нефти:

  • (30 из 45 самых крупных месторождений) находятся на территории Азии: Ближний и Средний Восток (рост капитала Кувейта в период нефтяного бума составлял 150 долларов круглосуточно);
  • 3 месторождения-гиганта находятся в Латинской Америке;
  • 6 месторождений расположено в Африке;
  • 4 – в Северной Америке;
  • 1 – в Западной Сибири;
  • 1 – в Юго-Восточной Азии.

Продукты переработки нефти

синтетические каучуки и резины;

полимерные пленки (полиэтилен, полипропилен);

растворители, краски и лаки;

Та, что есть в фонтане этом,

В ней потом найдут бензин,

Это топливо, сырьё Из земли качают. «Черным золотом» его Люди величают.

источник

Презентацию на тему Полезные ископаемые можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : География. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 34 слайда.

МБОУ Подозёрская средняя школа

Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Полезные ископаемые» 3 класс Учитель: Щавелева Ольга Александровна

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны.

Грани́т (итал.granito, — зерно) —состоит из кварца, калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.

Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников.

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.

Известня́к — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.

Песок – рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц. Образуется из кварца. Благодаря кварцу, песок используется в изготовлении стекла.

Миллионы тонн песка используются в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички.

Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте: что же это?

Нефть (греч. ναφθα — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых.

Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи.

Эта гора железной руды будет использована в производстве стали.

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.

ГЛИНА, пластичная осадочная горная порода, состоящая в основном из глинистых минералов. Разновидности глины выделяют по преобладанию того или иного глинистого минерала. Применяется для изготовления грубокерамических изделий (посуды, кирпича и др.)

Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений (папоротников, хвощей и плаунов). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением.

ТОРФ (нем. Torf), горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Содержит 50-60% углерода. Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Мировые запасы торфа ок. 500 млрд. т (1990), в т. ч. св. 186 млрд. т. в России.

источник

Тип урока: изучение нового материала

  • Образовательные:
    продолжить формирование представлений и знаний о полезных ископаемых, практическим путем определить свойства металлов, познакомить учащихся с понятиями: “руда”, “рудные и “нерудные” полезные ископаемые, “цветные, черные металлы”.
  • Развивающие:
    продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником, способствовать формированию информационной культуры учащихся при работе с различными источниками информации, компьютерными программами: Smart Notebook; Power Point; стимулировать любознательность и познавательный интерес.
  • Воспитательные:
    формирование коммуникативной культуры.

Учебно-наглядный комплекс: Smart – доска, учебник 5 класса “Природа. Неживая и Живая.”, автор Пакулова В.М., Иванова Н.В. “Природа. Неживая и Живая”, М.: Дрофа, 2000г. – 208 с., магниты, металлические пластины из меди, железа, алюминия; денежные монеты; металлическая проволока, кусочки мела; Smart – доска. Приложение со слайдами.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в учебных парах.

1 этап. Актуализация знаний

а) организация повторения учащимися ранее изученного материала; Тема: “Строение земной коры”;
б) включить школьников в совместную деятельность по определению темы, целей учебного занятия, способов деятельности.

Учитель: Курс Природоведения 5 класса посвящен изучению оболочек Земли.

– Какие оболочки вы знаете? (Гидросфера, атмосфера, биосфера, литосфера).

– С помощью интерактивной доски, вспомним какое внутреннее строение, имеет литосфера. (Один ученик работает по заданию слайда 2).

Учитель: Согласны ли вы с утверждением?

– Горные породы – составная часть земной коры.

Предполагаемый ход рассуждений учащихся:

– формулируют понятие “горные породы”

– какая взаимосвязь существует между горными породами и минералами?

– вспоминают виды горных пород: магматические, осадочные, метаморфические.

– проверяют задание слайда 2.

(Ответ: 1 – земная кора – 5–80 км ; 2 – мантия – 2900 км.; 3 – внешнее ядро – 5500км.; 4 – внутреннее ядро – 6371км)

Работа со слайдом 3 (все объекты перемещаются маркером)

– один ученик выполняет практическое задание у доски, находит соответствующее изображение пород;

– учащиеся в тетрадях составляют схемы образования осадочных и магматических пород, работая с содержанием слайда.

Осадочные породы – обломки пород – формирование слоев – процесс накопления– уплотнение отложений – примеры: известняк, мел, гипс;

Учитель и учащиеся проверяют схемы образования осадочных горных пород.

Для проверки схемы образования магматических пород, к доске приглашается ученик (работа со слайдом 4)

Учащиеся в тетрадях записывают цифры, соответствующие схеме образования магматических пород. Магматические породы – извержение вулкана – образование потоков лавы – магма – примеры: гранит, базальт

Учитель: С какой цель человек изучает внутреннее строение Земли, горные породы?

(При работе с данным слайдом 5 возможно 2 варианта):

  1. учитель открывает “невидимую” шторку с ответами;
  2. учитель записывает ответы учащихся, не показывая текст.

2 этап урока – Изучение нового материала

При обсуждении вопроса, учитель подводит учащихся к теме урока: “Полезные ископаемые. Металлы”– Слайд 6.

Учитель: Как вы понимаете тему урока? Что вам известно о полезных ископаемых? Давайте, составим план изучения темы, какие вопросы необходимо рассмотреть сегодня на уроке?

– Определить: что такое полезные ископаемые? Чем они отличаются друг от друга?

– Выявить свойства полезных ископаемых, металлов.

– Узнать, как человек использует полезные ископаемые?

– Какие полезные ископаемые есть на территории Алтайского края?

1 шаг – учащиеся самостоятельно формулируют и записывают определение в тетрадях.

2 шаг – учитель с учащимися обсуждают результаты работы.

3 шаг – учитель открывает “шторку”, уточняет определение, дает возможность ученикам, испытывающим затруднение в решении данного вопроса получить подсказку.

После обсуждения данного вопроса, учитель проводит валеологическую минутку.

Валеологическая минутка (гимнастика для глаз)

Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди
Рисуй 8 вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись!
Глаза открываем мы, наконец!
Зарядка окончилась
Ты молодец!

Учитель: Рассмотреть свойства полезных ископаемых нам поможет учебник. Работа организуется по вариантам.

Для работы у доски поочередно вызываются 2 ученика. Вместе с классом проверяют результаты работы, делают вывод о том, что все полезные ископаемые, в зависимости от происхождения делятся, на рудные – металлы и нерудные – неметаллы. Обладают разными свойствами.

– руда – природное образование…
– из рудных п/иск. получают металлы;
– выделяют руды черных и цветных металлов;
– магматическое происхождение;
– медь, алюминий, цинк и др.

– не содержат руды металлов (неметаллы);
– осадочное происхождение;
– широкий спектр использования (многообразие свойств);
– “соли плодородия”;

Учитель предлагает учащимся распределить полезные ископаемые по группам.

(Слайд 9). Учащиеся с помощью маркера переносят изображения рудных и нерудных полезных ископаемых в соответствующие колонки в схеме слайда.

Рудные полезные ископаемые: бурый железняк, ртутная руда, ртуть, золото, боксит;

Нерудные полезные ископаемые: торф, сера, каменная соль, уголь.

Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, которые были сформулированы в процессе целеполагания. Акцентирует внимание на изучении полезных ископаемых Алтайского края.

В рамках данного урока, учитель ставит цель: познакомить учащихся с историей освоения полезных ископаемых, более подробное изучение данного вопроса предполагается в курсе “География Алтайского края”

Сообщение ученика по теме: “История освоения полезных ископаемых на территории Алтайского края”. (При прослушивании доклада учащиеся фиксирую в тетради названия полезных ископаемых, характерных для Алтайского края)

3 этап урока – Практическая работа (Слайд 10)

Цель: Определить свойства металлов, выявить различия между черными и цветными металлами.

Учитель: Объясняет особенности выполнения практической работы “в парах”, знакомит с необходимым оборудованием, которое есть у каждой пары на столе.

Определяет цель практической работы: используя методы: описания, сравнения, исследования, наблюдения, определите свойства черных и цветных металлов, выводы оформите в тетрадь.

1 шаг – Рассмотрите металлические пластины, металлическую проволоку. Опишите их свойства.

(твердые тела; имеют: разный цвет, характерный блеск, деформируются при силовом воздействии)

Учитель: по тексту учебника (страница 111, параграф №28), найдите недостающие свойства металлов.

Учащиеся дополняют свойства: ковкость, тягучесть, теплопроводность, способность плавиться при изменении температуры

2 шаг – Сравните кусочек мела с изделием из металла.

Какие выводы можно сделать? По чему у них разные свойства?

а) мел крошится, растворяется в воде, образуя взвесь, не обладает блеском;
б) разные свойства объясняются, тем, что мел относится к осадочным породам, а металлы к магматическим.

3 шаг – Возьмите монеты по 10 копеек разных годов выпуска, металлические пластины из разных металлов. Используя магнит, проделайте опыт. Расскажите о своих наблюдениях.

Примечание: Монеты достоинством 10 копеек в зависимости от года выпуска либо притягиваются магнитом, либо нет. Это объясняется свойствами металла, из которого они произведены.

Вывод: Черные металлы (чугун) притягиваются магнитом, цветные (медь, алюминий) этим свойством не обладают.

4 этап. Подведение итогов урока.

– Почему человек использует разные металлы?

– Какое биологическое значение имеют металлы?

(Содержание железа в организме человека влияет на его физическое состояние.)

– Учитель проверяет конспекты учащихся, выставляет оценки за урок.

Домашнее задание (Слайд 11): подготовить информацию о драгоценных и поделочных камнях, параграф № 28

источник

Урок географии в 5 классе

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

  • сформировать представление о минералах и горных породах;
  • раскрыть особенности происхождения горных пород;
  • начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам;
  • сформировать понятие «полезные ископаемые»
  • знать определения понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое»;
  • называть основные виды горных пород по происхождению, полезных ископаемых по характеру использования;
  • приводить примеры горных пород и полезных ископаемых (в том числе своей местности);
  • уметь определять, сравнивать горные породы разного происхождения;
  • объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами;
  • давать краткое описание горной породы;
  • понимать условные обозначения основных полезных ископаемых на карте;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности;
  • раскрывать значение охраны земных недр.
  • давать определения понятиям;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • преобразовывать схемы (модели) для решения задач;
  • владеть устной (письменной речью), строить монологическое высказывание.
  • формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения;
  • формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
  • горные породы: магматические, метаморфические, осадочные;
  • полезные ископаемые: топливные, рудные, нерудные
  • понять отличие горных пород от минералов;
  • классифицировать виды горных пород;
  • описывать горные породы по внешним признакам;
  • сравнивать свойства горных пород различного происхождения
  • показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека;
  • раскрыть значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость их рационального использования
Читайте также:  Что относится к общераспространенным полезным ископаемым

Тип урока: комбинированный

Проверка домашнего задания (Слайд 2)

  • Выбрать верные утверждения:
    • Материковая земная кора тоньше океанической.
    • Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ».
    • Температура ядра Земли такая же, как и температура поверхности Солнца.
    • Строение литосферы везде одинаково.
  • Как происходит движение литосферных плит?
  • Назвать особенности строения земной коры под материками и океанами.
  • Раскрыть взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.

Изучение нового материала.

«Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…, не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни…»

  • Как вы думаете, о чём говорил автор?
  • Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
  • Нужны ли нам эти знания?
  • Что вы хотите узнать на уроке?

Что мы знаем о горных породах (Слайд 4, 5)

Чтение текста учебника. Беседа:

  • Что такое горные породы?
  • Из чего состоят горные породы?
  • Какими свойствами обладают горные породы?
  • Каково происхождение горных пород ?

Какие бывают горные породы (Слайд 6)

Чтение текста учебника. Беседа:

  • В чём причина разнообразия горных пород?
  • Как образуются горные породы разных групп?

Что такое полезные ископаемые (Слайд 7)

Чтение текста учебника. Беседа:

  • Что называют полезными ископаемыми?
  • Что такое месторождение полезных ископаемых?
  • На какие группы можно разделить полезные ископаемые?
  • Приведите примеры полезных ископаемых. Как они используются?

Практическая работа «Определение горных пород» (Слайд 8)

2-3 образца горных пород. Изучить свойства, записать в таблицу, обсудить результаты.

источник

Презентация на тему: «Полезные ископаемые». Автор: SamLab.ws. Файл: «Полезные ископаемые.ppt». Размер zip-архива: 10969 КБ.

МОУ «Полянская НОШ» Учитель начальных классов Ухтинская Е.Г. Урок окружающего мира в 3 классе

Без чего не возможно производство товаров и услуг?

С какими природными богатствами мы уже познакомились?

способами их добычи; с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые узнать важную роль полезных ископаемых в экономике страны

пестрый кусок гранита, то желто-коричневый кремень, то черную прозрачную пластинку слюды…

Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?

Подберите синонимы к каждому из слов

Попробуйте сделать вывод, что называют полезными ископаемыми?

недр Земли и её поверхности, и используют в хозяйстве

Горные породы – природные соединения минералов

Какие полезные ископаемые вам известны?

На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

Дайте характеристику полезного ископаемого по плану

1. Название. 2. Свойства: а) цвет; б) твердое или жидкое; в) прозрачное или непрозрачное; г) плотное или рыхлое. 3. Способы добычи. 4. Значение и применение. 5. Условное обозначение на карте.

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы

1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит

Предполагают, что образуется из остатков водорослей и мельчайших растений и животных

1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный

Кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна)

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)

1. Состоит из мелких частиц – чешуек 2. Красного, жёлтого, серого или белого цвета 3. Пластична 4. Плохо пропускает воду

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется

Образуется из остатков растений на болотах

Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит

Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

разнообразных полезных ископаемых. Здесь ведётся добыча свинца, олова, угля, меди, серебра, золота, торфа. Начата переоценка перспектив края на нефть и газ

способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км

Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)

Какие полезные ископаемые мы сэкономим, соблюдая правила?

О каком полезном ископаемом идёт речь?

Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже

Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи.

Белый камешек растаял, На доске следы оставил

Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны

Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимается ракета. Отгадайте, что же это

Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу

По трубе течет, Пироги печет

Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением

Покрывают им дороги, Улицы в селениях. А еще он есть в цементе. Сам он — удобрение

Он на дорогах во дворе, Он очень нужен детворе, Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже

На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спички

1. Что такое полезные ископаемые? 2. Для чего люди добывают их? 3. Приведи примеры полезных ископаемых 4. Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны?

источник

Полезные ископаемые
Подготовил ученик начальных классов Лопатин Дмитрий 4В класса №38 школы

Природный газ
Природный газ — газы, способные гореть; встречаются в пустотах горных пород, образуя иногда большие газовые скопления. Большинство промышленных газовых месторождений связано с нефтяными, однако встречаются и самостоятельные месторождения. Запасы природных газов достигают иногда сотен миллиардов кубометров. Наиболее богаты залежами природных газов Россия, Украина, Саудовская Аравия. Природный газ — самое дешевое и удобное топливо.

Золото
Золото — мягкий ковкий металл желтого цвета, тяжелый, на воздухе не окисляется. В природе встречается главным образом в чистом виде (самородки). Самый крупный самородок, весом в 69,7 кг, был найден в Австралии. Золото встречается и в виде россыпи — это результат выветривания и размыва месторождения, когда крупинки золота освобождаются и уносятся в реки, образуя россыпи. Золото используют при производстве точных приборов и различных украшений. В России золото залегает на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Канаде, Южной Африке, Австралии. Так как в природе золото встречается в небольших количествах и добыча его связана с большими затратами, то оно и считается драгоценным металлом.

Алмаз
Алмаз — самый твердый из всех минералов. По составу он — чистый углерод. Встречается в россыпях и в виде вкраплений в изверженных породах. Алмазы бывают бесцветные, но встречаются и окрашенные в различные цвета. Ограненный алмаз называется бриллиантом. Его вес принято измерять в каратах (1 карат = 0,2 г). Самый крупный алмаз найден в Южной Африке: он весил более 3000 карат. Большинство алмазов добывается в Африке (98% от добычи в капиталистическом мире). В России крупные месторождения алмазов расположены в Якутии. Прозрачные кристаллы используются для изготовления драгоценных камней. До 1430 года бриллианты считались обычными драгоценными камнями. Законодательницей моды на них стала француженка Агнесса Сорель. Непрозрачные алмазы благодаря своей твердости используются в промышленности для резания и гравировки, а также для шлифовки стекла и камня.

Платина
Платина (от испанского plata — серебро) — драгоценный металл от белого до серо-стального цвета. Отличается тугоплавкостью, стойкостью к химическим воздействиям и электропроводностью. Добывается главным образом в россыпях. Используется для изготовления химической посуды, в электротехнике, ювелирном и зубоврачебном деле. В России платина добывается на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Южной Африке.

Драгоценные камни
Драгоценные камни (самоцветы) — минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью, прозрачностью. Они подразделяются на две группы: камни, идущие на огранку, и поделочные. К первой группе относятся алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аметист, аквамарин. Ко второй группе — малахит, яшма, горный хрусталь. Все драгоценные камни, как правило, имеют магматическое происхождение. Однако жемчуг, янтарь, коралл — минералы органического происхождения. Драгоценные камни применяются в ювелирном деле и в технических целях. В России драгоценные камни добываются в основном на Урале, а за рубежом — в Бразилии, Индии, на острове Мадагаскар.

нефть
Нефть — горючая маслянистая жидкость, обычно темного цвета, залегает среди пористых осадочных пород, пропитывая пески и известняки. Она состоит из разнообразных углеводородов. Большинство ученых предполагают, что нефть — продукт изменения органических остатков. Нефть широко используется как высококачественное топливо (теплотворная способность ее 11000 ккал/кг), сырье для получения бензина, керосина, парафина, смазочных масел, также она является сырьем для химической промышленности. В России нефть добывается в Северо —Кавказком бассейне (почти 2/3 всей добычи России), на Северном Кавказе, в Поволжье, на севере острова Сахалин. За рубежом: в странах Персидского залива, Алжире, Ливии, Индонезии, Венесуэле, США, Мексике и других странах.

Асфальт
Асфальт (смола) — хрупкая смолистая горная порода бурого или черного цвета, представляющая собой смесь углеводородов. Асфальт легко плавится, горит коптящим пламенем, является продуктом изменения некоторых видов нефти, из которых улетучилась часть веществ. Асфальт часто пронизывает песчаники, известняки, мергель. Применяется как строительный материал для покрытия дорог, в электротехнике и резиновой промышленности, для приготовления лаков и смесей для гидроизоляции. Основные месторождения асфальта в России — район г. Ухта, за рубежом — в Венесуэле, во Франции, Иордании, Израиле.

Мрамор
Мрамор — кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате метаморфизма известняков. Он бывает различного цвета. Применяется мрамор как строительный материал для облицовки стен, в архитектуре и скульптуре. В России много его месторождений на Урале и Кавказе. За рубежом наибольшей известностью пользуется мрамор, добываемый в Италии.

Бурый угоь
Бурый уголь— ископаемый уголь, содержащий до 78% углерода. Залегает пластами среди осадочных пород, образуется из растительных остатков. В буром угле обычно встречается в виде примеси глинистое вещество, отчего повышается его зольность. Он может самовозгораться. Теплотворная способность его ниже, чем у каменного угля (6000 ккал/кг), но тем не менее его используют как топливо или как сырье для получения горючего топлива и других химических продуктов. Разновидность бурого угля с ясно видимым строением остатков древесины называется лигнитом. Он чаще всего встречается в отложениях молодых геологических систем. Практически весь лигнит поступает на тепловые электростанции. В России бурый уголь добывается в следующих бассейнах: Подмосковном, Челябинском, Канско-Ачинском, Ленском. За рубежом добыча ведется в Германии, Чехии (Остравско — Карвинский бассейн).

Калийные соли
Калийные соли — осадочные горные породы, состоящие из минералов, содержащих калий, — сильвина, каинита и другие. Самые распространенные калийные соли — карналитовая, каинитовая. Наиболее крупное месторождение в России — Соликамское (Урал). Калийные соли используются для производства калийных удобрений. Добыча этих солей ведется на западе Украины, в Казахстане, Беларуси, Германии, Польше, Франции, США, Канаде и во многих других странах мира.

Нефелины
Нефелины (название происходит от греческого «нефеле», что означает облако) — минералы сложного состава, серого или зеленого цветов, содержащие значительное количество алюминия. Входят в состав изверженных пород. В России нефелины добывают на Кольском полуострове и в Восточной Сибири. Алюминий, получаемый из этих руд, — мягкий металл, дает прочные сплавы, широко применяется в машиностроении, а также в производстве товаров домашнего обихода.

Железные руды
Железные руды — природные минеральные скопления, содержащие железо. Они разнообразны по минералогическому составу, количеству в них железа и различным примесям. Примеси могут быть ценными (марганцевый хром, кобальт, никель) и вредными (сера, фосфор, мышьяк). Главными железными рудами являются бурый железняк, красный железняк, магнитный железняк.

источник

Скачать презентацию бесплатно в формате PowerPoint [ppt(x)]:

Скачать презентацию бесплатно в формате PowerPoint [ppt(x)]:

Полезными ископаемыми называют залегающие в недрах земли природные образования, используемые человеком для удовлетворения собственных нужд.

Промышленное значение полезных ископаемых неуклонно растет. Академик В. И. Вернадский писал, что в древности человек использовал всего 18 извлекаемых из полезных ресурсов химических элементов. В XII в. уже 25, в XIII в. — 29, в XIX в. — 49, а в XX в. – более 80.

Общеприняты две классификации полезных ископаемых.

По физическому состоянию выделяют:

жидкие (нефть, термические, минеральные воды)

твердые (уголь, различные руды, мрамор)

газообразные (гелий, метан, горючие газы).

По промышленному назначению различают:

горючие (газ, нефть, сланец, торф);

рудные, которые подразделяются на металлосодержащие (руды цветных, черных металлов) и не содержащие металл (графит);

нерудные – строительный материал (глина, песок) и строительный камень (туф, базальт);

поделочные (агат, обсидиан) и драгоценные камни (изумруд, алмаз);

горно-химические (фосфаты, апатит);

гидроминеральные (минеральная вода из подземных источников).

По происхождению делятся на три вида:

магматогенные – образованные в процессе извержения магмы (железные и урановые руды, золото);

метаморфические – образованные в процессе видоизменения (мрамор, графит);

осадочные – образованные путем наслоения осадочных пород (строительный материал, горючие ископаемые, алмаз).

Скопления ископаемых называют месторождением или телом. Несколько одинаковых по геологическому происхождению и структуре месторождений объединяют в рудное поле, несколько рудных полей образуют район, районы – бассейн, а бассейны – провинцию.

Залегают тремя основными способами: жилы, пласты штоки.

Жилы – заполненные ископаемыми трещины горных пород, расположенные горизонтально или под углом.

Пласты – плоские залежи, находящиеся между породами.

Штоки – распространенные во всех направлениях скопления.

Горючие ископаемые – различные виды топливно-энергетического сырья:

Некоторые из них являются базой для производства промышленных изделий. Из нефти, угля и сланца получают синтетические ткани, пластмассу, лекарства, взрывчатые вещества, масла, краски.

Рудные являются сырьем для горнодобывающей промышленности, где в результате переработки из породы выделяют почти 80 видов металла. Среди них широко распространенные железо, алюминий и редко встречающиеся золото, платина.

Нерудные не содержат металл, используются в природном виде. Это строительный материал (мел, глина, щебень) и строительный камень (туф, базальт, травертин).

Читайте также:  Чем полезен хлебный квас домашний

Поделочные и драгоценные камни используются в ювелирной и камнерезной промышленности. Алмаз, изумруд, сапфир, рубин подходят для инкрустации ювелирных изделий. Разнообразные поделочные камни – малахит, яшма, агат, обсидиан – применяются в народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве.

Горно-химическая группа ископаемых обеспечивает работу химических предприятий. Из фосфитов, апатита, калийных солей получают минеральные удобрения, из хлора, аммиака, каустической соды – неорганические соли.

К гидроминеральным относятся минеральные, термальные и пресные воды, а также лечебные грязи.

Термальные воды рассматриваются как источник энергии, минеральные могут содержать бром, йод, бор и другие элементы.

В настоящее время в России разведано более 22 тысяч месторождений. На долю России приходится 12% нефтяного, 11% угольного, 32% газового, 25% железного, 21% кобальтового,15% цинкового и 10% свинцового мирового запаса.

Скачать презентацию бесплатно в формате PowerPoint [ppt(x)]:

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Горные породы Природоведение 5 класс. Учитель: Олейникова А.В. ГБОУ гимназия 399 Санкт-Петербург

Изучение внутреннего строения Земли — сложная задача, которую решает наука Геология

Внутреннее строение Земли Земная кора – 10-70 км Мантия – 2900 км, температура от +500° до +2500°, раскалённое пластичное вещество. Ядро – температура +5000-6000° внешнее ядро – 2250 км, жидкое вещество; внутреннее ядро – 1220км, твёрдое вещество.

Земная кора — литосфера 70 км 10 км

КОЛЬСКАЯ СВЕРХГЛУБОКАЯ СКВАЖИНА Изучение

Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Минералы- это природные тела, из которых состоят горные породы.

Гранит и минералы в его составе гранит полевой шпат кварц слюда

Горные породы Г Р У П П ы П Р И М Е Р Ы

Магматические породы Магматические породы образовались из застывшей магмы

Известняк Каменная соль Песчаник Формируются на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов. Осадочные горные породы

Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств осадочных и магматических пород. мрамор кварцит гнейс Метаморфические породы Действие высоких температур и давления

известняк мрамор песчаник кварцит гранит гнейс Метаморфические породы

Горные породы Г Р У П П ы Магматические Осадочные Метаморфические П Р И М Е Р Ы Гранит, базальт Песчаник, известняк, каменная соль Мрамор, кварцит, гнейс.

Закрепление материала: Какие части выделяют во внутреннем строении Земли? Что такое литосфера (земная кора)? Из каких слоёв она состоит? Что такое горные породы? Какие группы горных пород вам известны? Чем они отличаются? Что такое минералы?

Выветривание горных пород Солнечное тепло

Выветривание горных пород вода попадает в трещины Действие воды замерзая, вода расширяет трещины от горной породы отламываются куски

Выветривание горных пород Действие ветра

Выветривание горных пород Воздействие живых организмов

Выветривание – это медленное разрушение горных пород под действием солнечных лучей, воды, ветра и живых организмов. Горные породы Солнце ветер вода организмы Обломочные горные породы

Обломочные горные породы щебень галька и гравий песок глина

Использование обломочных горных пород Название породы Где и как используется человеком? 1. Щебень, галька, гравий. 2. Песок. 3. Глина.

Полезные ископаемые – это горные породы или минералы, которые использует человек в хозяйственной деятельности.

Руда – это полезное ископаемое, из которого в промышленных условиях получают металл. Руды Чёрных металлов (содержат железо) Цветных металлов (содержат медь, алюминий, свинец, серебро и др.)

Руды чёрных металлов Магнитный железняк Красный железняк Бурый железняк железо Fe чугун сталь

Руды цветных металлов Al алюминий боксит медный колчедан свинцовый блеск цинковая обманка Cu медь Pb свинец Zn цинк

Свойства металлов 1. Твёрдость 2. Блеск 3.Плавление 4. Ковкость 5. Тягучесть 6.Электропроводность 7. Теплопроводность

Нерудные полезные ископаемые Горючие Строительное сырьё Сырьё для получения удобрений

Горючие полезные ископаемые уголь нефть газ торф Каменный уголь Бурый уголь

Сырьё для получения удобрений апатиты калийная соль Фосфорные удобрения Калийные удобрения

Полезные ископаемые Рудные Нерудные Руды чёрных металлов Магнитный железняк, красный железняк, бурый железняк Руды цветных металлов Боксит, медный колчедан, свинцовый блеск, цинковая обманка Горючие Уголь, нефть, газ, торф. Сырьё для удобрений Апатит, калийная соль. Сырьё для строи- тельства Песок, глина, щебень, гранит, известняк, гравий

Закрепление Выбрать из перечня рудные полезные ископаемые. Какие из них будут рудами цветных металлов? Какие из них руды чёрных металлов? Выбрать из перечня нерудные ископаемые. Какие полезные ископаемые будут являться горючими? Из чего можно получить удобрения? Какие полезные ископаемые можно использовать в строительстве? Песок Нефть Красный железняк Глина Гранит Торф Апатит Боксит Медный колчедан Калийная соль Магнитный железняк Уголь Мрамор Природный газ

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

источник

Становление человеческой жизни на Земле прошло долгий путь. Люди приобрели многие знания и навыки. Теперь они привыкли жить хорошо и ни в чем не нуждаться. Чтобы улучшить свою жизнь, людям необходимо привлекать затраты и разнообразные ресурсы. Основная масса таких ресурсов добывается из недр планеты. Все добытые полезные ископаемые можно классифицировать и, конечно же, различать. Все ископаемые проходят классификацию по востребованности, ценности и способу залегания в недрах Земли.

Все полезные ископаемые – это либо минералы, либо разнообразные горные породы, которые применяются человеком в народном хозяйстве. Их так же различают по типу. Ископаемые могут быть твердыми, жидкими и даже газообразными. Отличаются они и по своему происхождению. Различают метаморфические, магматические и осадочные полезные ископаемые. Чтобы упростить их способы отличия, люди решили различать их на те, из которых получаются металлы, каменные руды и те, из которых получается топливо.

Такие ископаемые, как газ, нефть и уголь, человек использует как топливо. Именно эти ресурсы упрощают жизнь человека на Земле, и самое главное обеспечивают энергией всю нашу планету. Люди научились добывать уголь из шахт. Его достают кусками, а потом уже перевозят и используют. С помощью насосов из земли добывают газ и нефть. Это очень трудоемкий процесс. Для такой добычи необходимы не только наносы, но еще и специальные трубопроводы и станции. Так же шахтовым способом добывают и железные руды. Их добыча наносит огромный ущерб нашей природе. Огромного значения имеет добыча каменных руд. Ведь они очень ценятся и широко используются. Их добывают с помощью взрыва. В этом случае, в местах скопления руд закладывается взрывчатка. С помощью взрыва добывается огромное количество нужного материала, но большая его часть крошиться в процессе такой работы.

Из многих добытых богатств земли люди научились делать красивые вещи. К примеру, из гранита делается много всего, начиная плиткой, заканчивая красивой статуэткой. Из золота и алмазов делаются украшения и другие красивые ювелирные изделия. Слюда используется как хороший материал изоляции. Мрамор применяют в строительстве и ландшафтном дизайне. И это лишь небольшой список того, что люди научились правильно использовать.

Сегодняшний мой доклад касается полезным ископаемым, но прежде чем я начну читать его, хотелось бы в двух словах объяснить, что же такое полезное ископаемое.

Полезное ископаемое — это богатство природы, которое находится в недрах земли. Это минеральное и органическое соединение, которое встречается в земной коре. Полезные ископаемые — исчерпаемые и невозобновимые ресурсы Земли, т.е они когда-нибудь закончатся и их невозможно возобновить.

Полезные ископаемые делятся на несколько категорий: горючие, руды, строительные материалы и драгоценные камни и другие. Рассмотрим каждый пункт.

1.Горючие полезные ископаемые — это те минералы, которые в основном используются как топливо. Например: нефть, газ, уголь. Горючими полезными ископаемыми очень богата наша страна, Россия!

Нефть — природная горючая жидкость, состоящая из смеси углеводородов. Нефть в переводе с греческого означает «каменное масло». Впервые нефть начали добывать еще в Древнем Мире, а именно у берегов реки Ефрат. По прогнозам учёных нефть еще хватит на 50 лет, а потом закончится. Именно поэтому уже строят машины, которые будут ориентированы на электричество. На сегодняшний день лидер по добычу нефти является Саудовская Аравия. Вслед за Саудовской Аравии идет Российская Федерация, а потом и Соединённые Штаты Америки. Здесь надо и отметить стран Персидского залива: Иран, Объединённые Арабские Эмираты, Катар, Кувейт. По запасам нефти первое место занимает Венесуэла. Потом идут Саудовская Аравия, Канада, Иран, Ирак и Россия.

Природный газ — еще одно горючее ископаемое, это смесь различных газов. По запасам природного газа лидирует наша родина-Россия, Иран, большинство стран персидского залива, Канада, США, Норвегия. Из бывших стран советского союза можно отметить Туркменистан, Азербайджан и Узбекистан. Природный газ по прогнозам хватит нам еще на 100 лет.

Уголь — горючее топливо, которое было образовано из частей древних растений. Уголь подразделяется на: каменный и бурый уголь. По мировым запасам угля лидирует Россия, США и Китай. По прогнозам уголь хватит человечеству дольше нефти и газа, целых 150 лет.

Торф, как и уголь, образован из частей древних растений. Более 50% содержания в составе угля — это углерод. Торф — рыхлая горная порода, так же является газоносным материалом.

2. Руды — это природные минералы, которые содержат металлы и их соединения. С течением времени круг используемых руд все расширяется и расширяется. Бывают различные виды руд: руды черных металлов и цветных.

В основном, руды используются в промышленности и металлургии. По запасам черных металлов лидирует Россия, Бразилия и Китай, а по запасам цветных металлов — США, Россия, Канада.

3. Строительные материалы — это материалы, нужные для постройки чего-либо. Например: кирпич, глина, песок, различные камни и т.п. Строительные материалы также делятся на два вида: естественные, т.е без изменения состава и внутреннего строения, т.е в естественном виде; и искусственные.

4. Драгоценные камни — это минералы, которые внешне очень красивы, их встретишь редко и, именно поэтому, так дороги. Эти самые драгоценные камни используют в ювелирном деле, коллекционеры и используются как банковские активы. Драгоценные камни: алмаз, изумруд, рубин и т.п.

Ну и в конце хочу рассказать о странах, которые богаты природными ресурсами.

Самой богатой страной по запасам природных ресурсов является Россия. Наша Родина лидирует по мировым запасам природного газа и древесины, вторая в мире по запасам угля и третья по величине месторождений золота. Общая стоимость всех ресурсов составляет 76 триллионов долларов.

На втором месте находятся Соединенные Штаты Америки. США богаты по запасам угля, золота, меди и природного газа. Общая стоимость составляет 45 триллионов долларов.

На третьем месте идет Саудовская Аравия. И все это благодаря нефти. Ожидается, что эта арабская страна скоро потеряет свою высшую позицию. А общая стоимость всех ресурсов составляет 35 триллионов долларов

Для 3, 4, 5, 7, 8, 9 класс, окружающий мир

Золотое кольцо России – российский туристический проект, объединивший древнерусские города в Союз Золотого Кольца. Название этому «семейству» дал искусствовед Юрий Бычков 50 лет назад. Различают города малого кольца – основной список городов,

Петр 1 — довольно особенная личность. Его неоценимый вклад в развитие осударства принес России новые возможности. Петр 1 появился на свет 30 мая 1672 г. в семье царя Алексея Михайловича из рода Романовых и царицы Натальи Нарышкиной.

С начала времён человека окутывали тайны. Непостижимые и необъяснимые явления, не имеющие разгадок. С течением времени, с ходом прогресса и развитием науки многие тайны приобрели иной смысл.

источник

Текст слайда: Окружающий мир. 3 класс Полезные ископаемые © Сергеева Елена Викторовна ГОУ СОШ № 409 г. Пушкин, 2010

Текст слайда: Проверка домашнего задания Назови три кита экономики. Расскажи о значении природных богатств для экономики. Что такое капитал? Приведи примеры. Для чего необходим труд? От чего зависит успех труда людей в экономике? Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?

Текст слайда: — Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? — Какие виды топлива вы знаете? — Как получают металлы? Где их используют? — Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? Ответь на вопросы:

Текст слайда: Тема урока: «Полезные ископаемые» Подумай, что такое полезные ископаемые.

Текст слайда: Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное бесценное богатство Земли.

Текст слайда: Песок Песок — это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм. Песок — это продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металла; в строительстве.

Текст слайда: Глина Глина — это осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается на дне морей и озёр. Глина очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. Широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Также изготовляют посуду,игрушки, фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

Текст слайда: Гранит Возникает из глинистых сланцев и песчаников. Зернистый, твёрдый и прочный. Название гранит произошло от греческого «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). Используется при строительстве и сооружении памятников. Гранитом облицованы набережные в Санкт-Петербурге, отделаны стены домов и станций метро.

Текст слайда: Известняк Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстве домов, мощении дорог, приготовлении извёстки.

Текст слайда: Известняк Мрамор — твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Используется для украшения зданий, из него делают колонны, статуи, лестницы.

Текст слайда: Нефть Нефть — это жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Её называют чёрным золотом. Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же она появилась. Скорее всего, она образовалась из каких-то живых организмов. Самый обычный способ поиска и добычи нефти — бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. Из нефти производят керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт, ткани.

Читайте также:  Чем полезна кин дза

Текст слайда: Каменная соль Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово «солдат» произошло от сочетания «соль давать», так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью.

Текст слайда: Железная руда Слово «железо» возникло от санскритского слова «джальза» (металл, руда). На поверхности Земли находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда, охоты. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Как-то раз в костёр попали куски окисленной руды, с виду обыкновенного камня, и расплавились. Так было положено начало металлургии. Железная руда чёрного цвета, твёрдая и плотная, притягивает металлические предметы. Из неё делают машины, вагоны, рельсы, ножницы.

Текст слайда: Каменный уголь Уголь образовывается из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Торф используется как топливо, а также как подстилку для домашних животных.

Текст слайда: Каменный уголь Затем торф превращается в бурый уголь, потом — в каменный уголь и затем в антрацит — уголь самого высокого качества. Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Он используется для отопления жилых помещений, изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы, духов.

Текст слайда: Запишем определение полезных ископаемых в рабочей тетради на странице 25. Помощь в учебнике на странице 48. Выполним практическую работу в рабочей тетради на странице 26 № 2. 1 вариант — нефть, известняк. 2 вариант — гранит, глина. 3 вариант — железная руда, песок. 4 вариант — каменный уголь, природный газ. Практическая работа

Текст слайда: Задания Прочитай статьи в учебнике «Для чего их добывают» и «Как их добывают» на странице 49-50, рассмотри фотографии в учебнике. Выполни задание № 5 в рабочей тетради. В старой шахте отыщите дорогу к кладу. № 6. Проверь у соседа. Выполни задание №3 в рабочей тетради. Самостоятельно впиши в клеточки названия полезных ископаемых. Проверь у соседа. Заполни таблицу № 4. Поставь + в соответствующую графу. Самостоятельно.

Текст слайда: Домашнее задание 1. Учебник, 48-50, вопросы. 2. Рабочая тетрадь, № 7-8, стр.29

источник

— Здравствуйте ребята. Здравствуйте, уважаемые гости! Нашу встречу я хочу начать с замечательных слов

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться «доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера!

— Мы с вами начинаем урок окружающего мира.

-Ребята, чтобы наш урок был удачным и интересным и принёс вам знания мы будем ; рассуждать, думать. Наблюдать. Слушать внимательно друг друга, работать дружно, добывать информацию. )

Итак, начинаем работу: рассуждаем, думаем, наблюдаем, добываем информацию.

2.Актуализация знаний Слайд 2

-Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

— Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите о чём оно. Слайд 3

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы! (Слайд)
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах. (Слайд)
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина! (Слайд)
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа(Слайд)
Тебе подсунула породу!

— Итак, о чём это стихотворение? Как можно назвать все предметы, которые хранят секреты?

3.Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

— Сформулируйте тему урока. “Полезные ископаемые” (Слайд 4).

— Что бы вы хотели узнать по этой теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем?

Где находятся? Как их добывают?)

Как люди используют в своей жизни?

Как надо охранять полезные ископаемые? схема(доска)

— Я хочу поставить перед вами вопрос на который мы постараемся найти ответ в течении урока? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (Слайд 5).

В названии нашей темы два слова. Давайте посмотрим на состав слова ископаемые.

— А какие можно подобрать близкие по смыслу слова? (добывать, извлекать).

— Что может человек добывать? (глину, песок, известняк).

— Для чего человек добывает ископаемые? (для строительства, получения бензина и тепла . ). Работа по теме урока. — полезные – значит. нужные, необходимые.

— Значит, эти ископаемые человеку приносят пользу, поэтому их называют полезными.

— Что такое полезные ископаемые? (Слайд 6)

— На экране вы видите схему. Что такое “полезные” и “ископаемые” .

— Теперь откройте учебник на стр. 46, 1 абзац. Попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (Слайд 6 -щелчок).

— Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства).

— Мы подошли ко 2 вопросу: Свойства полезных ископаемых? Предлагаю поработать в группах. — У вас на столах образцы различных видов полезных ископаемых. Работаем по плану на экране. (Слайд 7)

2.Свойства полезных ископаемых (работа в группах) Гранит Каменный уголь Известняк (карточка)

1. В коллекции полезных ископаемых рассмотрите образец полезного ископаемого. Найдите соответствующую карту для исследования свойств данного полезного ископаемого. Заполните таблицу.

Название полезного ископаемого

Использование (Топливо, строительство, пища)

4.Расскажите о полезных ископаемых.

Приложение 1 План изучения свойств каменного угля.

Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

(Слайд 8) 1. Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. Из ка­мен­но­го угля про­из­во­дят пласт­мас­су, смолу, ле­кар­ства, жид­кое топ­ли­во, кис­ло­ту, пи­ще­вую соду, крас­ки и чер­ни­ла. Сам уголь без за­па­ха, но из него про­из­во­дят духи и раз­ные па­ху­чие си­ро­пы для кон­фет и пи­рож­ных. Уголь непро­зрач­ный, но из него де­ла­ют самое луч­шее стек­ло, лег­кое, твер­дое, чи­стое. Еще уголь ис­поль­зу­ют в про­из­вод­стве удоб­ре­ний, от ко­то­рых лучше пло­до­но­сит земля, рас­тут овощи, фрук­ты, зер­но­вые куль­ту­ры. Из угля можно до­быть даже ви­та­ми­ны.

ТорфЭто ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды.

План изучения свойств гранита

Рассмотрите кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

(Слайд 9) 2. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. Гра­нит — по­лез­ное ископаемое. Он об­ла­да­ет осо­бой твер­до­стью и проч­но­стью. Его ис­поль­зу­ют при стро­и­тель­стве опор для моста и фун­да­мен­тов для вы­со­ко­го зда­ния. По­ли­ро­ван­ный гра­нит укра­ша­ет полы и лест­ни­цы двор­цов и му­зеев.

План изучения свойств ИЗВЕСТНЯКА

1.Рассмотрите образец известняка. Определите его цвет.

Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

(Слайд 10) 3. Известняк образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур. Из него делают известь, которая необходима в строительстве в строительстве, и как удобрение.

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

— А теперь возьмите карточку «Приложение 2», внимательно прочитайте и подчеркните свойства полезного ископаемого

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц (мелких крупинок). Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

Она понадобится сразу. (Глина)

Я твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкая, и из меня лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина- осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

(Слайд 13) Нефть маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из неё получают бензин, керосин, машинное масло. Из нефти из­го­тав­ли­ва­ют небью­ще­е­ся стек­ло, пласт­мас­су, ко­то­рую ис­поль­зу­ют при стро­и­тель­стве домов, из­го­тав­ли­ва­ют из них ме­бель и де­та­ли для машин, со­зда­ют укра­ше­ния. Залегает глубоко в земле. Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют « чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких — то живых организмов. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.

— Продолжение работы по теме урока

Каменная соль – это природный минерал, который возник в земной коре после высыхания древних морей (испарению древних морей могли помогать вулканы). Это твёрдое вещество в виде кристалликов белого цвета. Чаще всего соль добывают из соляных растворов методом выпаривания воды, а так же разработка шахт. Соль – это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый помощник человека в других сферах жизни. Без соли современному человек обойтись не может, а замена ей пока не найдена.

3.Как добывают полезные ископаемые

— Продолжаем добывать знания. Нам предстоит еще многое узнать.

— Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать?

Я предлагаю поработать с учебником стр.48-49 «Как добывают полезные ископаемые»

— Прежде чем приступить к следующему заданию, поработаем с понятиями:

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы. (Слайд 15)

— Игра «Да – нет» — Поставить знак «+» или «-» в зависимости от правильности предположения

1 . Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями

Полезные ископаемые, залегающие близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров. Для добычи полезных ископаемых, находящихся глубоко в земле, строят шахты. Люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых – это геологи.

5.Нефть и газ добывают только на суше.

4.Как используют полезные ископаемые?

На стр. 47 прочитать «Для чего используют полезные ископаемые»

Ребята, скажите из чего же получают все металлические предметы.

Не зря варилась в доменной печи

На славу получились ножницы, ключи!(Руда)

Применение железной руды.Из железных руд получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и многие другие металлы. Эти металлы называют цветными, потому что имеют разнообразную окраску. Металлы хорошо проводят тепло и электричество. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра, а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы, электрические провода. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

1.строительство 2.топливо(бензин) 3.газ

4.получение металла 5.пища 6.удобрения

5.Рефлексия (Стр 30 рабочая тетрадь задание №4. (Слайд 18)

Проверка на экране и выставление себе оценки

Нефть Газ Глина Руда Песок Гранит Торф Уголь Соль Известняк

Поднимите руки у кого «5», «4», «3», «2»Самооценка.

— Итак,почему полезные ископаемые играют большую роль в нашей жизни?(Слайд 19)(Схема)

Бережное использование. Вывод (Слайд20)

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

1.Экономно использовать.
2.Оберегать от пожаров.
3.Соблюдать правила перевозки.
4.Заменять по возможности искусственными материалами.

-Вот и подошло к концу наше путешествие в мир подземных сокровищ

Когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

Я благодарю всех за отличные знания, за четкую и активную работу. Все вы были дружными, проявили смекалку, ум, творчество. Спасибо вам за работу!

-На память о нашем уроке я хочу вручить вам эмблемы «Юных любителей природы».

— Ребята, продолжите фразу: «Сегодня на уроке

приготовить сообщение о любом полезном ископаемом, узнать о полезных ископаемых в нашей местности,

прочитать учебник и выполнить задание в тетради.

«Письмо-обращение к людям планеты о бережном использовании полезных ископаемых»

источник

Источники:
  • http://multiurok.ru/files/priezientatsiia-polieznyie-iskopaiemyie-nieft.html
  • http://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-geografii/808-poleznye-iskopaemye.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571678/
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/gornie_porodi_minerali_i_poleznie_iskopaemie_urok__145050.html
  • http://900igr.net/prezentacija/okruzhajuschij-mir/poleznye-iskopaemye-157547.html
  • http://topslide.ru/okruzhajushhij-mir/polieznyie-iskopaiemyie
  • http://skachat-prezentaciju-besplatno.ru/prezentaciya-na-temu-poleznye-iskopaemye-valeraepta.html
  • http://uslide.ru/geografiya/23256-gornie-porodi-klass.html
  • http://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/geografiya/poleznyie-iskopaemyie-dlya-3-4-5-7-8-9-klass-okruzhayushhij-mir
  • http://globuss24.ru/slide/poleznye-iskopaemye-prezentacia-k-uroku-okruzausii-mir
  • http://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/okr-mir/3-klass/file/46019-poleznye-iskopaemye