Меню Рубрики

Полезные ископаемые горючие 4 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, образцы каменного угля, торфа, нефти, физическая карта России, таблицы для записи выводов по результатам исследования свойств полезных ископаемых.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых результатов Учебные действия Планируемый уровень достижений результатов обучения
Предметные Д Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа; познакомить со способами добычи полезных ископаемых. Уметь формулировать свойства

горючих полезных ископаемых

метапредметные Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь находить нужную информацию в

текстах учебника, других источниках

Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий. Уметь работать по плану и оценивать

результат своих действий

Коммуникативные УУД Принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях. Уметь приходить к общему решению

в спорных вопросах и проблемных ситуациях

Личностные Проявлять учебную и коммуникативную активность. Уметь взаимодействовать в группе

в соответствии с правилами, развитие познавательных

интересов, учебных мотивов

I. Минутка вхождения в урок (создание психологического комфорта)

– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам успешной работы на уроке, узнать новое, увидеть удивительное в природе.

II. Проверка усвоения предыдущих знаний.

— На прошлом уроке мы изучили тему “ Руды металлов”. Проверим ваши знания в форме теста. Я предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить задания по вариантам, я думаю, что вы с ним успешно справитесь и получите хорошие отметки.

(листы с тестовой работой ( по вариантам) лежат на партах, учитель предлагает детям ответить на вопросы и выполнить задания, дети выполняют тест. Оценивают себя по контрольным ответам на слайде)

1. Выбери 1 верное утверждение:

А)Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в своей деятельности.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

Б) медь, алюминий, железо, олово

4. Из железной руды получают:

5. Условное обозначение месторождения железной руды:

1. Выбери 1 верное утверждение:

А) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в своей деятельности

Б) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

4. Из железной руды получают:

5. Условное обозначение месторождения железной руды:

— Проверим. Оцените свою работу. У кого “5” поднимите руки, у кого “ 4” ? Вы успешно справились с тестом! Хвалю!

III. Постановка цели и задач урока. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах?(дети отвечают)

О каких полезных ископаемых будем говорить сегодня на уроке? (каменный уголь, торф, нефть (дети — таблички на доску)

— А вот ещё об одном ископаемом загадка:

На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ) (табличка)

— Какое общее свойство у этих полезных ископаемых? (Они горят)

— Сформулируйте тему урока. (Горючие полезные ископаемые)

— Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточка — помощник на доске)

  • Какие свойства имеют горючие полезные ископаемые?
  • Кто открывает, как добывают горючие полезные ископаемые?
  • Где они применяются?
  • Нужно ли беречь горючие полезные ископаемые?

— Какие источники информации нам помогут ответить на данные вопросы? (учебник, карты..)

IV. Изучение нового материала.

1. Практика под руководством учителя.

– Для самых разных нужд человека необходимо топливо.

– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)

– Почему на дрова нельзя было надеяться? (истреблялись леса, дрова не могли выделять нужное количество теплоты …)

— Дополнительную информацию узнаем из учебника.

2) Работа с учебником. 2 минуты

Чтение 1-3 абзацев (стр. 109, 97)

– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый уголь, торф)

– Почему все они родственны? (Все образовались из остатков растений)

3) Практическая работа по группам.

Исследование свойств полезных ископаемых.

— У кого возникло желание исследовать свойства горючих полезных ископаемых? Сейчас мы с вами снова окажемся в “лаборатории” и исследуем их свойства.

Работаем в группах, на столе инструкция по исследованию полезных ископаемых, таблица для записи результатов исследований:

    Каменный уголь
  • Торф
  • Нефть
  • Газ

Цель работы: Исследование свойств каменного угля, торфа, нефти.

1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши органы чувств.

2. Разбейте молотком кусочки каменного угля и торфа. Определите их твёрдость и прочность.

3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили? Опустите кусочки торфа в воду. Что заметили? Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.

4. В учебнике на стр.111,99 найдите описание свойств природного газа, занесите данные в таблицу.

5. В графе таблицы “ Состав и свойства” напишите следующие характеристики: состояние: твёрдое, жидкое или газообразное; состав: однородное вещество или смесь веществ, цвет, запах: имеет запах, без запаха; горючесть.

Сделайте вывод: Чем схожи? Чем отличаются друг от друга?

6. Найдите на Физической карте России (форзац учебника) обозначение: нефти, газа, угля, торфа ; приготовьтесь, из предложенных карточек, на доске и на карте показать их местонахождение.

Полезное ископаемое каменный уголь торф нефть газ
состояние твердое твёрдое жидкое газообразное
состав однороден однороден смесь веществ смесь веществ
цвет чёрный коричневый

бурый

чёрный бесцветный запах без запаха без запаха резкий запах без запаха легче или тяжелее воды
(воздуха)
тяжелее легче легче легче воздуха горючесть горит горит горит горит

— Проверим результаты исследования. Слайд

(Сверяются с ответами на слайде, на доску и на карту вывешивают карточки-обозначения)

VI. Сообщения детей о способах добычи горючих полезных ископаемых.

(Узнали о свойствах горючих полезных ископаемых.)

Что будем делать дальше? (Узнаем , кто открывает, как добывают полезные ископаемые?)

— Кто открывает полезные ископаемые? (Геологи).

— Что необходимо знать и уметь геологам? (Дети говорят)

— Как добывают полезные ископаемые? (Дети могут сказать про нефтяные вышки, шахты)

— Ребята приготовили сообщения и сейчас подробнее узнаем о том, как добывают полезные ископаемые и где их применяют.

Образуется на дне болот. Здесь его и добывают. А образуется торф очень медленно — за год всего 1 мм!

В старину торф называли “горючей землёй”.

Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно торфу, чтобы было подспорье дровам”. В 1920 году в Подмосковье была построена Шатурская электростанция, которая до сих пор работает на торфе. Таких электростанций в России около 80.

Старинный способ добычи торфа: лопата.

Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.

Основные залежи угля находятся в Сибири.

Добывают уголь двумя способами: в карьерах (открытым способом) и в шахтах (закрытый способ).

В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля. На открытых месторождениях огромные шагающие экскаваторы сначала срезают верхние породы. Затем роторные экскаваторы дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные самосвалы.

Огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ.

Для добычи нефти и газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.

1) Посмотрим видео о добыче полезных ископаемых.

2) Работа в тетради (Самостоятельно.Проверка фронтально)

— Закрепим наши знания. В тетради на стр.22 найдите № 45.Что нужно сделать? (Записать способы добычи полезных ископаемых)

— Чем опасен газ в быту? (дети отвечают)

— На стр. 113, 99 старничка ОБЖ (читаем, в парах проговариваем)

— Дома напомните родителям о безопасном использовании газа.

-А как используют нефть? (бензин , керосин, дизельное топливо,даже духи)

— Я думаю, что теперь вы сможете рассказать о том как и где добывают полезные ископаемые.

— А теперь представьте себе, что на Земле закончились все запасы горючих полезных ископаемых? Что произойдёт?

-Что же должен делать человек, чтобы полезных ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь и охранять)

Каким образом человек может сберечь полезные ископаемые? (Ответы учащихся).

3) Вывод на слайде (ученик рассказывает)

Как нужно беречь полезные ископаемые?

3. Соблюдать правила перевозки.

4. Заменять по возможности искусственными материалами.

5. Собирать металлолом и макулатуру.

  • 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.
  • 1 тонна пластмассы заменяет 6 тонн стали!

— Ребята, как вы можете помочь взрослым сберегать бесценные богатсва нашей земли? (экономить свет, тепло в квартире, в школе; бережно относиться ко всему,что нас окружает)

— Наш урок подходит к концу. Подведём итоги нашей работы.

— На какие вопросы мы ответили на уроке?

  • Какие свойства имеют горючие полезные ископаемые?
  • Кто и как открывают и добывают горючие полезные ископаемые?
  • Где они применяются?
  • Нужно ли охранять горючие полезные ископаемые?

— Кому сегодняшний урок был полезен?

— Какие маленькие открытия сделали?

— Что ещё захотелось узнать?

— Прочитать дополнительный материал по учебнику стр. 113-116, 100-102, приготовиться к проверочной работе по теме “Полезные ископаемые”

— № 44,48 (кроссворд) в тетради на стр. 22,23

— по желанию составить кроссворд “Полезные ископаемые”

источник

Выбранный для просмотра документ Приложение 1.docx

1. Выбери 1 верное утверждение:

А) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в своей деятельности.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

Б) медь, алюминий, железо, олово;

4. Из железной руды получают:

5. Что получают из руд цветных металлов?

1. Выбери 1 верное утверждение:

А) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в своей деятельности

Б) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

В) медь, алюминий, железо, олово.

4. Из железной руды получают:

5. Что получают из руд цветных металлов?

Ответы: 1 вариант: А, В, Б, А, А. 2 вариант: А, Б, В, Б, В.

Шаблон солнышка настроения

Выбранный для просмотра документ окр.мир.docx

ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

Конспект урока по окружающему миру,

проведенного в МБОУ СОШ №5, в 4 классе

студенткой 412 группы специальности

«Преподавание в начальных классах»

Тема: Горючие полезные ископаемые, их использование

Методист: Шимина Е.В. ______________

Учитель: Савина Е.С. ________________

Методист подгруппы практикантов:

Спешилова О.В. _________________

Тема: Горючие полезные ископаемые, их использование

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их использованием

Читайте также:  Черный рис чем полезен

О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Программа. Окружающий мир.

О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Учебник. Окружающий мир.

О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. Рабочая тетрадь. Окружающий мир.

Личностные : положительное отношение к процессу обучения;

Регулятивные: — умение точно выражать свои мысли;
— умение определять цель деятельности на уроке;
— умение определять успешность своего задания;

Познавательные: — умение извлекать информацию из иллюстраций;
— умение выявлять сущность, особенности объектов;
— умение на основе анализа объектов делать выводы;
— умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные: — умение слушать и понимать других;
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение оформлять свои мысли в устной форме;

— Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их!

Сладко – сладко потянулись,

— Ребята, давайте проверим ваши знания в форме теста. Я предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить задания по вариантам, я думаю, что вы с ним успешно справитесь и получите хорошие отметки. (Приложение 1)

— Теперь обменяйтесь тестами. Сверьте ответы со слайдом и оцените работу своего соседа. (Слайд 1)

Если не одной ошибки поставьте оценку «5», если допущена одна ошибка, оценку «4», если больше одной ошибки поставьте оценку «3».

— Ребята, посмотрите, у вас у каждого на парте лежит карточка с буквами. Задача перед вами стоит простая, вычеркните одинаковые буквы и вы увидите тему нашего урока. (Приложение 2). (Слайд 2)

— О каких полезных ископаемых будем говорить сегодня на уроке?

— Верно, а так же поговорим об их использовании. (Слайд 3, 4)

— Давайте с вами поговорим про торф. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.94. Прочитайте абзац про торф. (Читают про себя). ( Слайд 4 — 5 )

— Скажите, пожалуйста, из чего образуется торф?

— В качестве чего земледельцы его используют?

— Для чего используют высохший торф?

— Теперь давайте узнаем про каменный уголь. Прочитайте, пожалуйста. (Читают 3 ученика, по 1 абзацу). ( Слайд 4 — 6 )

— Остатки, каких растений превратились в уголь?

— Какой уголь считается самым ценным и почему?

— Для чего используют уголь?

— Давайте немного отдохнем, встаем все!

(вкл.презентация физкультминутки прыг — скок)

— Ребята, лисичка, волк и барсук хотят поделиться с вами, интересной информацией, про жидкие полезные ископаемые. Посмотрите на экран. ( Слайд 4 — 7 )

— Что вам запомнилось из рассказа учителя.

— Давайте посмотрим на карте, где находится наиболее крупные месторождения горючих ископаемых. Кто мне покажет и зачитает? ( Слайд 5 )

— Ребята, я вам предлагаю поработать сейчас в парах. У вас на партах рисунок – схема, составьте пути нефти к потреблению. ( Приложение 3 .)

— Кто желает ответить? ( слайд 6 )

— Посмотрите, на схеме около каждого рисунка появился красный восклицательный знак, подумайте, какие негативные последствия могут возникнуть на каждом этапе.

— Откройте, пожалуйста, тетрадь на печатной основе на стр.39 и выполните №19

— Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?

— Какие задания показались трудными?

— Что вы получили от этого урока?

— За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?

— Запишите д/з в дневник стр.94 – 97 – пересказ

— У вас на партах лежат солнышки. Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на солнышке ротик (улыбку, если все на уроке понравилось и получилось, серьезное лицо – если что – то было делать трудно, грустное лицо, если на уроке было непонятно, скучно, неинтересно). ( Слайд 7 )

— Вы молодцы, я благодарю вас за работу. ( Слайд 8 )

На партах у детей лежат листы с тестовой работой по вариантам. Дети выполняют тест.

Обмениваются тестами, проверяют, оценивают работу.

Дети вычеркивают из карточки повторяющиеся буквы: Т, Б, А, С

— О горючих полезных ископаемых

Открывают стр.94 и читают абзац про торф

— Торф образуется из отмирающих болотных растений, которые опускаются на дно болот.

— Земледельцы используют торф в качестве удобрения, подстилки для скота.

— Из высохшего торфа делают брикеты, которые применяют для работы небольших электростанций.

— Остатки древних гигантских деревьев, папоротников, быстро растущих плаунов, хвощей и тростников.

— Бурый уголь, каменный уголь, антрацит

— Антрацит при горении выделяет больше тепла и поэтому считается самым ценным.

— Уголь используют для отопления жилищ, для получения электрической энергии на теплоэлектростанциях.

Дети смотрят видео про нефть и газ

Рассказывают, что запомнилось и что понравилось

Горючие полезные ископаемые находятся на западной части России. Бурый уголь добывается в Канско – Ачинском бассейне. Каменный уголь добывается в таких местах, как: Донецкий бассейн, Печорский бассейн, Кузнецкий бассейн. Нефть добывается в Западной Сибири и в Волго – Уральском бассейне, так же как и газ.

— Добыча нефти, перевозка нефти, переработка нефти, использование нефти.

— Случаются инциденты при добыче и транспортировке по суше (аварии на нефтепроводах), кроме этого серосодержащие виды нефти при добыче и переработке, которых образуется много сернистого газа – одна из причин кислотных дождей.

Выполняют задание в ПТ на стр.39 №19

Личностные : готовность и способность к саморазвитию и мотивации к познанию нового;

Познавательные: поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержании;

Коммуникативные: отвечать на вопросы, соблюдая правила речевого поведения;

Личностные: дети слушают, размышляют, отвечают на вопросы;

Регулятивные: отвечают на вопросы учителя;

Познавательные: понимать информацию представленную в изобразительной форме;

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Познавательные: формировать умение делать обобщение и выводы.

Выбранный для просмотра документ окр.мир.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверь знания! Тест 1 вариант: А, В, Б, А, А 2 вариант: А, Б, В, Б, В

Уголь Бурый уголь Каменный уголь Антрацит

Пути нефти к потреблению Добыча нефти Перевозка нефти Переработка нефти Использование нефти ! ! ! !

Выбранный для просмотра документ прыг скок.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Тема: Горючие полезные ископаемые, их использование

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их использованием

О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Программа. Окружающий мир.

О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Учебник. Окружающий мир.

Личностные : положительное отношение к процессу обучения;

Регулятивные: — умение точно выражать свои мысли;
— умение определять цель деятельности на уроке;
— умение определять успешность своего задания;

Познавательные: — умение извлекать информацию из иллюстраций;
— умение выявлять сущность, особенности объектов;
— умение на основе анализа объектов делать выводы;
— умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные: — умение слушать и понимать других;
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение оформлять свои мысли в устной форме;

Проверка готовности рабочих мест

— Пожелайте друг другу успеха

— Желаю всем сохранить радостное настроение

— Над каким разделом работаем? Давайте вспомним, что вы уже знаете? ( 7 мин)

На какие группы можно разделить все полезные ископаемые?

Перечислите способы добычи различных полезных ископаемых?

Какие полезные ископаемые используются в строительстве?

Перечислите свойства металлов?

(Одинаковые карточки раздаются по группам. Ученики отвечают на данные вопросы в группе. По команде учителя карточка передается другой группе, и ее ученики проверяют ответы предыдущей группы, исправляя ошибки ручкой своего цвета. Так происходит 5 раз. Когда карточка возвращается в команду, ученики анализируют ответы и исправленные ошибки, намечая вопросы, которые надо доработать. )

— Определите название полезных ископаемых, значки которых вы видите на слайде:

— На уроке перед нами будут стоять 2 вопроса: Где? Как?

( Установка на самостоятельную работу)

Изучение нового материала

Дополнительные сведения и вопросы

— Перед вами лист познания. Вы его будете заполнять, работая самостоятельно. Подпишите свой индивидуальный лист.

— Итак, какие ПИ нас сегодня интересует?

— Заполните 1 столбик таблицы. Не открывая учебник, напишите все, что знаете о данных ПИ. (2мин)

— Откройте учебник на с. 94. Познакомьтесь с материалом учебника на с. 94-97.

Фиксируйте основные моменты в таблицу. По ходу работы у вас могут возникать вопросы, заносите их в последний столбик таблицы. (10мин )

( В группе обсуждают полученные знания)

— На обратной стороне индивидуального листа вопросы по каждому из изученных вами ПИ.

( По окончанию работы консультант проверяет работу, фиксирует результат)

— На какой вопрос не смогли ответить?

Какое свойство объединяет

данные полезные ископаемые?

Чем нефть отличается от других

горючих полезных ископаемых?

Какое ПИ является попутчиком

Почему газ считается самым

— Что нам может помочь ответить на данный вопрос? (карта)

Перед вами карта. Определите регион, который на ней обозначен.

С помощью карты ответьте на вопрос.

— Какие горючие ПИ добывают в нашем крае? Зафиксируйте данные в таблице.

Удалось ли ответить на поставленные вопросы? А пополнить и расширить свои знания? Представляете ли вы себе жизнь без ПИ?

Можно ли закончить урок на этой положительной ноте? И так ли полна информация?

— Любая деятельность человека имеет две стороны медали. Положительную мы разобрали, а сейчас постараемся проанализировать и другую сторону.

Сейчас у каждой группы будет возможность погрузиться в профессию, относящуюся к добыче и переработке ПИ

( Каждая группа получает конверт, в котором дана подборка материалов по профессиям, работая с материалом конверта группа отмечает положительные и отрицательные моменты, связанные с данной профессией и деятельностью человека и отвечают на вопрос: Пользу или вред приносят ПИ?)

После каждого выступления представителю группы задают вопросы.

На доске появляются выводы:

ГРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Подведение итогов. Рефлексия.

— Какой вывод можно сделать по итогам сегодняшнего урока?

— С. 94-97 учебника, ТПО (для всех)

— Работа по карточкам показала, над какими вопросами нужно поработать индивидуально.

Читайте также:  Отруби ржаные или пшеничные какие полезнее

Если какая-то тема вас заинтересовала, то она и может стать темой индивидуального проекта

Применение нефти . Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как она образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают краски, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты, духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Добыча нефти. Нефть добывают в основном с помощью бурения скважин на суше, морях и океанах. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

Где добывают нефть? Крупнейшие месторождения нефти сосредоточены в Западной Сибири и Казахстане, Северной и Южной Америке, в Северной Африке.

Какую пользу приносит нефть? Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли. Без нее все двигатели остановятся из-за трения.

В чем ценность нефти? Наиболее ценное свойство нефти – то, что она выделяет при горении значительное количества тепла.

Профессии нефтедобывающей отросли

Что же это за профессия — нефтяник? Под это наименование подпадают все, кто так или иначе связан с разведкой, добычей, переработкой, транспортировкой нефти : геологи, инженеры, химики, биологи, буровики, программисты, экономисты.

Нефтяник – профессия не только почетная, но и высокооплачиваемая. Кроме того, специалисты по нефти и газу востребованы везде, имеют ряд льгот и хорошие пенсии

Нефтяник — профессия перспективная.

Любой способ добычи предусматривает выемку руды из земной коры, что приводит к образованию полостей и пустот, нарушается целостность коры.

В результате этого растет вероятность обвалов, оползней, разломов близлежащей к руднику территории.

Еще одним негативным последствием, связанным с добычей полезных ископаемых является загрязнение ими близлежащих сельскохозяйственных почв. Это происходит во время транспортировки. Пыль разлетается на многие километры и оседает на поверхности почвы, на растениях и деревьях

Колоссальные экологические проблемы оказывает добыча полезных ископаемых на атмосферу. В результате процессов первичной обработки добытых руд в воздух выбрасываются большие объёмы:

Такое загрязнение атмосферы приводит к увеличению уровня радиации, изменению температурных показателей и увеличение или уменьшения осадков.

В результате добычи природного сырья сильно истощаются водоемы как подземные, так и поверхностные, осушаются болота. При добыче угля осуществляется откачка подземных вод, которые располагаются вблизи месторождения.

Влияние на животный и растительный мир

Во время активной разработки крупных месторождений сырья радиус загрязнений близлежащих почв может составлять 40 км. Почва подвержена различным химическим изменениям, в зависимости от вредности перерабатываемых веществ. Если в землю попадает большое количество токсических веществ, на ней гибнут и не растут деревья, кустарники и даже трава.

Альтернативные источники энергии

1.Применение угля. Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах, дает своему другу — человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы .

2.Добыча угля. Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Уголь добывают в зависимости от залегания двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта это глубокий колодец.

3. Шахтер В списке профессий самой вредной и самой опасной по праву считается профессия шахтера. Только закаленные и сильные личности становятся шахтерами. Людям, не обладающим выдержкой, быстрой реакцией, дисциплинированностью лучше поискать другую профессию.

Если вы точно решили стать шахтером, то вам следует знать, что эта профессия требует психологической готовности работать в очень тяжелых условиях, ведь шахтер занимается добычей различных полезных ископаемых (алмазов, золота, серебра, меди, железа, угля, нефти). Работники горной промышленности работают в специальных сооружениях, которые находятся под землей. Одна из основных шахтных специальностей — горнорабочий очистного забоя. Она же и самая высокооплачиваемая

Учат профессии шахтера в горном институте или техникуме. Находятся они в основном вблизи районов добычи. Есть шахтерские трудовые династии

На территории регионов России небогатых такими видами энергоресурсов, как нефть, газ и уголь, в условиях затрудненности их доставки и ввиду роста цены на них, наблюдается тенденция перехода к местным видам топлива. В том числе и таким, казалось бы давно забытым, как торф.

Торф — ресурс, для России имеющий пусть не ключевое, но немаловажное значение. Большую энергетику на нем не построишь, а вот как местный вид топлива и по цене и по доступности он готов потягаться с любым другим видом энергоносителей!

В то же время, рассматривать торф исключительно в качестве топлива и удобрения в современных условиях нецелесообразно — этот вопрос ставился исследователями и производственниками ещё в советское время. Глубокая и комплексная переработка торфа позволяет получать на выходе целый спектр материалов, которые могут использоваться в сельском хозяйстве, медицине, строительстве, химической промышленности, в качестве лекарств, сорбентов, изоляционных материалов, кормовых добавок.

Профессии, связанные с добычей торфа:

Машинист машин по добыче и переработке кускового торфа;

Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации;

Машинист торфодобывающего экскаватора;

Торфорабочий, занятый на валке деревьев, на выстилке торфяных кирпичей.

Аппаратчик по сушке торфа

Машинист брикетного пресса

Машинист машин по добыче и переработке кускового торфа

Машинист машин по добыче и переработке фрезерного торфа

Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации

Машинист торфодобывающего экскаватора

Конверт №5 Работники газовой отрасли

Природный газ – это смесь газов, сформировавшихся миллионы лет назад в недрах земной коры в результате преобразования органических веществ в осадочных породах. Природный газ относится к полезным ископаемым. В течение долгого времени газ накапливается в микроскопических порах, пустотах и трещинах на большой глубине.

Найти газ очень нелегко, ведь он находится под землей и его совсем не видно! Я узнала, что исследователям иногда попадаются подсказки – бывает, что газ прячется не очень глубоко и небольшая его часть просачивается наружу. Оказывается, ни собаки, ни другие животные не умеют находить природный газ по запаху. Но у геологов – ученых, занимающихся поиском полезных ископаемых, есть специальные приборы, которые «нюхают» воздух и верхние слои земли и могут почувствовать следы природного газа. Кроме того, природный газ часто обнаруживается во время поисков или добычи нефти, только обычно он находится под землей несколько глубже.

Все ученые утверждают (представлено в учебниках), что природный газ не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Но когда включаешь газовую горелку, то чувствуешь неприятный запах. Это происходит потому, что уже после добычи в него добавляют специальное вещество –запах которого как раз и неприятен. Он необходим, чтобы предупредить человека об утечке – ведь газ взрывоопасен и ядовит для людей.

! Поэтому будьте осторожны при использовании газа в быту.

Природный газ широко используется в быту и в промышленности

Природный газ – самое экологически чистое минеральное топливо

Природный газ позволяет беречь природу, так как при его сжигании в воздух попадает гораздо меньше углекислого газа, который может привести к парниковому эффекту.

Добыча газа – это очень трудозатратные мероприятия, требующие привлечения большого количества людей. Поэтому не удивительно, что специалисты нефтегазовых специальностей достаточно востребованы, да и зарплаты, которые получают эти люди, скажем так, не сравнимы со среднестатистическим показателем по стране .

Самые востребованные нефтегазовые профессии: геолог, геофизик, инженер по бурению, менеджер

источник

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии»

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии»

ФИО студента: Пляскина Ольга Павловна

Дата проведения урока: 30 ноября 2017 года.

Дисциплина: Окружающий мир.

Тема урока: Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии.

Цель урока: Формирование познавательного интереса обучающихся к современным экологическим проблемам через их включение в активную творческую деятельность по решению проблемы поиска альтернативных источников энергии.

Обучающая: сформировать представление обучающихся о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии;

Развивающая: продолжить развитие общеучебных умений и навыков:

готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ;

ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;

выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии эколога.

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

принятие и освоение социальной роли;

формирование принимаемой обществом системы ценностей.

формировать умение наблюдать за природой;

формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;

развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;

знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;

учить анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать проблемы.

способствовать овладению обучающимися искусством дискуссии;

содействовать формированию гражданской позиции обучающихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы: объяснительно – иллюстративные, словесные.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс 1 часть.

На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых

бурый уголь — железная руда;

Учитель: Ребята, что обозначают эти знаки?

Дети: Эти знаки обозначают полезные ископаемые.

Учитель: Для чего используют эти знаки?

Дети: Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте.

Учитель: Что мы называем полезными ископаемыми?

Дети: Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми.

Учитель: Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

Учитель: А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили?

Дети: Мы изучили рудные полезные ископаемые.

Учитель: В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Дети: В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему горючие полезные ископаемые так называют?

Дети: Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются
человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле
превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Читайте также:  Для чего полезен боярышник пить

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Дети: Горючие полезные ископаемые.

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам прочесть текст на странице 94 до слов «Каменный уголь» и заполнять таблицу в ТПО на стр. 37. Откройте тетради.

Учитель: Теперь выполним то же самое с «каменным углем».

Учитель: Читаем дальше, устно выделяя главное.

Учитель: В каких местностях следует искать торф?

Учитель: Какое полезное ископаемое в старину называли «греческий огонь»?

Учитель: Какой вред природе наносит разлившаяся нефть, угольный карьер, осушение торфяных болот?

Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно наш упругий мяч.

Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение.

Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.

Как вы понимает эти слова? О каком долге идет речь?

Учитель: Для того, чтобы лучше понять, о чем же это стихотворение, предлагаю вам прочесть статью со стр. 98 по 100.

Учитель: Так о чем же этот текст?

Учитель: Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями и рассказать мне о том, какие альтернативные источники энергии использует человек.

Дети: Энергия солнца (солнечные батареи), энергия ветра (турбины), гидроэлектростанции (гидроэлектростанции преобразуют энергию потока воды в электроэнергию посредством гидравлических турбин, приводящих во вращение электрические генераторы), геотермальные электростанции (Электростанции такого типа преобразуют внутреннее тепло Земли (энергию горячих пароводяных источников) в электричество), водород (Водород, самый простой и легкий из всех химических элементов, можно считать отличным топливом. Он имеется всюду, где есть вода. При сжигании водорода образуется вода, которую можно снова разложить на водород и кислород, причем этот процесс не вызывает никакого загрязнения окружающей среды), биотопливо (это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки биологических отходов.)

Учитель: Молодцы! Вы осень любознательные дети!

Учитель: Дома вы выполните следующие задания: выделить на контурной карте крупнейшие месторождения нефти, торфа, каменного угля и природного горючего газа в России. На выполнение этой работы вам дается неделя. К следующему уроку вы выполните задания №1, 2, 3, 5,7 в ТПО.

Подведение итогов, рефлексия.

Учитель: Я думаю, что сегодня на уроке вы узнали много нового. Для того, что бы оценить свою работу на уроке, нарисуйте смайлика, отражающего ваше настроение, а после урока сдайте мне.

источник

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в четвертом классе «Горючие полезные ископаемые. Нефть и газ»

Ольга Яворская
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в четвертом классе «Горючие полезные ископаемые. Нефть и газ»

Урок №12 Дата:

Тема: Горючие полезные ископаемые. Нефть и газ.

Цели и задачи: Способствовать формированию знаний о горючих полезных ископаемых, их свойствах и применении

1. Познакомить детей со свойствами горючих полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.

2. Развивать логическое мышление, речь.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно использовать богатства нашей страны.

ТСО: карточки для проверки домашнего задания, виды угля

1. Психологический настрой.

— Что такое полезные ископаемые?

— Назовите руды черных металлов.

— Назовите руды цветных металлов.

Рассказать о рудах цветных металлов.

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка «Руды цветных металлов»

1. Это металл мягкий, красного цвета, очень хорошо проводит электрический ток, хорошо сплавляется с другими металлами – это ___

2. Сплав этот прочнее самой меди, желтоватого цвета, не ржавеет, изготавливают проволоку, корпуса часов, радиаторные трубы — ___

3. Серовато-белый тяжелый металл, ковкий, изготавливают оболочки для кабеля, пластины аккумуляторов, задерживает радиоактивные лучи — ___

4. Легкий металл серебристо-белого цвета, не ржавеет, хорошо проводит электроток, сплавы этого металла используют в авиации, делают фольгу ___

5. Голубовато-серый металл, покрытое им железо не ржавеет, изготавливают ведра, тазы, ванны, крыши — ___

6. Эта металлическая «ткань» умеет согревать и охлаждать, очень легкая. Одеяла из этой ткани весят 55 граммов. В плаще из этой ткани не жарко, если носить его металлом наружу, в холод – вывернуть его наизнанку, и металл возвратит тепло вашему телу. Это ткань из ___

7. Целый период развития человечества носит название этого сплава, из него изготавливают оружие, памятники___

— Обозначим на контурной карте месторождения руд цветных металлов.

3. Постановка темы урока.

— С каким видом полезных ископаемых мы познакомились?

— Какие еще бывают полезные ископаемые?

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Горючие строительные

— Сегодня мы познакомимся с вами с нерудными горючими полезными ископаемыми.

4. Работа по теме урока.

1. Черного цвета, твердый, горюч, тонет в воде. (каменный уголь)

2. Он есть в каждом доме, помогает готовить обед. (газ)

3. Маслянистая жидкость, хорошо горит, выделяет много тепла, из нее получают бензин. (нефть)

Работа по учебнику с. 45-46 и в тетрадях.

Антрацит Обыкновенный уголь Бурый уголь

Используют для выплавки металлов. Черный, не блестит

Используют как местное топливо.

В Торгайской степи (Ленгерское месторождение)

Обозначение на контурной карте месторождений угля.

Образование угля с. 45, с. 46 рисунок.

Открытый способ Закрытый способ (шахтный)

Карагандинское месторождение – Апак Байжанов

— Назовите месторождения угля.

С. 45-46 пересказ, ПГК с. 79 №1-11

1. Психологический настрой.

— Что такое полезные ископаемые?

— На какие группы делятся полезные ископаемые?

— Что относится к рудным полезным ископаемым?

— что относится к нерудным полезным ископаемым?

— назовите месторождения угля.

— Кто открыл Карагандинское месторождение?

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Твердое, черного цвета вещество ___

2. Наиболее качественный каменный уголь ___

3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___

4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___

5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___

6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___

7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___

8. Ленгерское месторождение – это месторождение___

3. Постановка темы урока.

— Продолжим изучать горючие полезные ископаемые.

— Какие еще горючие полезные ископаемые вы знаете?

4. Работа по теме урока.

— Составить по плану о нефти и газе.

1. Образование нефти, газа.

Нефть — самостоятельно

1. Из остатков растений и животных. Газ

2. Закрашенный треугольник Незакрашенный треугольник в виде вышки.

3. Горючая маслянистая жидкость; темно-коричневого или черного цвета; по запаху напоминает керосин; легче воды, горит

Нефтепровод

Нефтеперерабатывающие заводы

Бензин, керосин, дизельное топливо

Каучук, пластмассу, капрон, краски, лекарства В быту, в качестве топлива, каучук

Прикаспийская низменность, Мангыстау

Работа по контурной карте.

Обозначаем месторождения угля, газа, нефти.

— что узнали про нефть и газ?

— Назовите горючие полезные ископаемые.

С. 47-49 пересказ, ПГк с. с. 79-80 №12-20

1. Твердое, черного цвета вещество ___

2. Наиболее качественный каменный уголь ___

3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___

4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___

5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___

6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___

7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___

8. Ленгерское месторождение – это месторождение___

1. Твердое, черного цвета вещество ___

2. Наиболее качественный каменный уголь ___

3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___

4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___

5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___

6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___

7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___

8. Ленгерское месторождение – это месторождение ___

1. Твердое, черного цвета вещество ___

2. Наиболее качественный каменный уголь ___

3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___

4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___

5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___

6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___

7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___

8. Ленгерское месторождение – это месторождение ___

Развлечение «Овощи и фрукты — полезные продукты» В развлечение участвуют (ведущий,Петрушка,дети-морковь,петрушка,горох,лук) Декорации и реквизиты-шапочки с изображением овощей,овощи,фрукты,поднос.

Конспект занятия «Полезные и вредные продукты» Цель: Формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания. Коррекционно-образовательные задачи: — Систематизировать и обобщить.

План беседы «Овощи и фрукты — полезные продукты» Цель: Закрепить представление детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата. Ход беседы Предложить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как нефть помогла освещению домов и улиц» Программное содержание: 1. Формировать знания о нефти: как ее добывают, что из нее делают (керосин, бензин, техническое масло) 2. Расширять.

Конспект НОД «Полезные овощи» Тема непрерывной непосредственно образовательной деятельности: «Полезные овощи». Интеграция образовательных областей: «Познание»(формирование.

Консультация для родителей «Полезные игры» Многих родителей беспокоит, что у ребенка плохая «память», он плохо запоминает простые песенки, стихи. Ребенок не может сосредоточиться.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Полезные ископаемые» Цель: Пoпoлнить знания детей о тoм, какие на нашей территории региона добываются полезные ископаемые. Задачи: • Формирование представлений.

Полезные советы педагогам и родителям 1. Обнимайте детей чаще. 2. Проявляйте к малышу любовь, уважение, сострадание и внимание. 3. Хвалите ребёнка за достижения, вдохновляя на.

Стенгазета к Дню Здоровья «Полезные продукты — это наш выбор»! В преддверии Дня Здоровья с детьми в группе была проведена беседы о правильном питании, о витаминах и о вредных продуктах. Детям были предоставлены.

Вкусные и полезные конфеты для мамы. Фотоотчет К празднику 8 марта, ребята старшей группы решили сделать мамам сюрприз-приготовить вкусные и полезные конфетки. Для приготовления конфеток.

источник

Обучающая: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их свойствами, местами залегания и способами добычи; закреплять навык самостоятельно добывать знания, анализировать материал и делать выводы

Развивающая: развивать речь учащихся, познавательный интерес, самостоятельность, внимание, творческие способности; развивать интерес к предмету

Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями.

учитель начальных классов

Горючие полезные ископаемые

Как используют каменный уголь?

Природный газ, нефть, мел, песок, железная руда, медная руда, каменный уголь, глина.

Горючие полезные ископаемые

А оловянная и медная руды

Б каменный уголь, природный газ

А очищается территория от мусора

Б так сохраняются запасы руды

В люди участвуют в соревнованиях

  • В
  • А
  • Б
  • А
  • Б
  • В

  • УЗНАЛ (а)
  • НАУЧИЛСЯ(ась)
  • УДИВИЛСЯ( ась)

  • Спасибо

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-goryuchie-poleznie-iskopaemie-klass-1281570.html
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/goryuchie_poleznie_iskopaemie_121039.html
  • http://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-goriuchiie-polieznyie-iskopa.html
  • http://www.maam.ru/detskijsad/goryuchie-poleznye-iskopaemye-neft-i-gaz.html
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia_k_roku_goriuchiie_polieznyie_iskopaiemyie_dlia_4_klassa