Меню Рубрики

Полезные ископаемые изделие малахитовая шкатулка

План-конспект урока по технологии (4 класс) по теме:
Конспект урока + презентация по технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».», 4 кл, УМК «Школа России»

1. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

2. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика

3. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».

4. Тип урока: развивающее обучение

Вложение Размер
malahitovaya_shkatulka_4_klass.doc 88.5 КБ
malahitovaya_shkatulka.ppt 2.9 МБ

Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4

  1. № урока по календарно-тематическому плану:
  2. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».
  3. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика
  4. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».
  5. Тип урока: развивающее обучение
  6. Планируемые результаты:

-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

  1. Оборудование для учителя: учебник Технология 4 класс, презентация, технологическая карта, готовые образцы шкатулок, проектор, компьютер, таблицы по технике безопасности.
  2. Оборудование для ученика : учебник, цветной пластилин, ножницы, мультимедийная презентация, образцы изделий
  3. Схема доски

-Ребята достаем свои папки для технологии

Подготовка материала, самоконтроль

Р:Умение настроиться на работу

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.

Л: действия смыслообразования

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? ( твердые, жидкие, газообразные)

Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.

Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)

Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)

А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.

-ответы на вопросы в беседе

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Объяснение нового материала: анализ образца

Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)

Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].

Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

Молодцы, конечно, это мозаика.

Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)

Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

-ответы на поставленные вопросы

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)

Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)

Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)

Давайте повторим правила работы с пластилином.

  1. Работай на подкладном листе.
  2. Перед лепкой смочи руки.
  3. Разомни пластилин.
  4. Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
  5. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)

Повторим правила работы со стекой.

  1. Стека должна лежать в правом углу парты.
  2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
  3. Держи стеку как ручку.

Объяснение учебной задачи по технологической карте

  1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
  2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
  3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
  4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
  5. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
  6. Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

-Работать будем самостоятельно. Но перед работой — отдохнём.

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

источник

Презентация предназначена для урока технологии, окружающего мира, литературного чтения. Знакомство детей не только с произведением П.П.Бажова, но и с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями) для создания имитации рисунка малахита. Дети по презентации смешивают пластилин разных оттенков для создания нового оттенка цвета.

Управление образования администрации города Магнитогорска

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 86,

тел.: 26-05-48 e — mail : sch 6@ mgn . ru

Малахитовая шкатулка Технология 4 класс

Топчий Людмила Николаевна, учитель технологии.

  • Узнать что такое малахит.
  • Почему произведения П.П. Бажова называются сказами.
  • Существуют ли на самом деле места, описанные в сказах.

  • Собрать сведения о происхождении малахита из книг;
  • Из сказов П.П.Бажова выбрать названия мест, в которых происходят события.
  • Какие полезные ископаемые человек использует для изготовления предметов искусства?
  • Что такое имитация ?
  • В каком веке стал известен малахит?
  • Что изобрели русские мастера?
  • На карте Урала найти населенные пункты.

  • Картон;
  • Клей, ножницы, линейка, карандаш;
  • Пластилин (зеленого, черного, белого цвета);
  • Доска для пластилина, стеки;
  • Нитки.

Сведения об малахите и его происхождении.

  • Малахит

  • В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый , к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.
  • Малахит — этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с цветов листьев мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.

  • В малахитовую шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней. Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова, уральского сказочника, настоящего мастера своего дела. Каждый его сказ – это маленькая драгоценная вещь. В ней столько добра и любви к людям. Как интересно он описывает обычаи и приметы старого Урала, его легенды и небылицы…

Самоцветы народной мудрости щедро рассыпаны в сказах Бажова. И удача первооткрывателя ждёт того, кто задумается над тайной их не тускнеющей красоты.

Сироткой рос мальчишечка … У мастера Прокопьича малахитому делу обучался И с самой Хозяйкой Медной, говорят в народе, знался. Данила-мастер.

НОВЫЕ ИЗДАНИЯ СКАЗОВ БАЖОВА

Топнул оленёнок серебряным копытцем И оставил Дарьюшке на память самоцветных камушков целое корытце.

  • Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)
  • Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
  • (В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)
  • Отличительные черты сказа:
  • Герои – люди обыкновенные.
  • Фольклорная первооснова.
  • Присутствие рассказчика – человека из народа.
  • Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Могуч и величествен горный Урал

  • Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни.

В Петербургском Эрмитаже есть прекрасный малахитовый зал, где находятся огромные вазы из малахита.

  • Начертим, вырежем, склеим коробочку из картона.
  • Изготовим плитки, имитирующие кусочки малахита, прикрепим их на коробочку.
  • Оценим результат работы.

источник

План-конспект урока технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка»», 4 класс УМК «Перспектива». Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 000 Пушкинского района Санкт-Петербурга» . Тема урока: Полезные ископаемые.

Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 000 Пушкинского района Санкт-Петербурга» .

Тема урока: Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка».

Цели: повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»; совершенствовать навыки лепки; формировать умение самостоятельно выполнять изделия; — рассказать о профессии (мастер по камню).

  • Мультимедийный проектор;
  • Ноутбук;
  • Экран;
  • Мультимедийная презентация к уроку;
  • Учебник «Технология» 4 класс, ч. 1;
  • Рабочая тетрадь» Технология» 4 класс
  • «Толковый словарь живого великорусского языка» .
  • Иллюстрации поделок из камня;
  • Пластилин;
  • Инструменты и приспособления для работы с пластилином.

У.: — Проверьте готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, инструменты и приспособления для работы с ним.

II. Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

У.: — Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».

— Вспомните, что такое полезные ископаемые?

Д.: Полезные ископаемые — это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей, для своей пользы.

У.: Как их добывают, и транспортируют?

Д.: — Полезные ископаемые добывают из недр или с поверхности земли.

— Транспортируют по нефтепроводам или в цистернах,

У.: -На какие группы можно разделить полезные ископаемые

Д.: — Твёрдые, жидкие и газообразные?

У.: — Какие полезные ископаемые вы знаете?

— Прочитайте загадки, которые вы приготовили дома.

Д.: Читают и отгадывают загадки.

У.:- Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

— О чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?

У.: -Какое изделие будем делать на уроке?

У.: — Из чего сделана малахитовая шкатулка.

У.: -Сегодня мы узнаем какие узоры можно увидеть в камне.

У.: — Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте новую информацию о полезных ископаемых. Рассмотрите иллюстрации.

Д.: Читают, рассматривают иллюстрации с изображением поделок .

У.: — Что такое шкатулка? Для чего она используется?

Д.: Шкатулка – это ларчик, ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.

У.: — Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?

Д.: — Из сборника уральских сказок .

У.: Объясните значение понятия «поделочные камни».

Д.: — Поделочными называют камни, которые используют в качестве украшения, и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни..

У.: — Что такое малахит? – Посмотрите в словаре точное значение.

Д.: Ответы учащихся, работа со словарем.

Мультимедиа-презентация «Русский малахит»

У.: — Откройте учебник на стр. 24, прочитайте текст.

У.:- Какое изделие мы сегодня будем делать на уроке?

У.:-Какой приём будем использовать?

Д.: — Мы будем использовать прием мозаика.

У.:-Какие приёмы лепки будем использовать?

Д.: — Мы будем использовать имитацию.

У.: — Рассмотрите на стр. 26 учебника узоры малахита, созданные природой.

— Какие еще поделочные камни вы знаете? Какие изделия из них вам известны?

Д.: — Агат, оникс, лазурит, змеевик…

— Из поделочных камней делают украшения, вазы, шкатулки…

Уральские горы (шаги на месте, с подниманием рук)

По каменным плитам (изображаем руками спуск по ступенькам)

В страну малахита – (разводим руки в стороны)

В страну работящих (руки сгибаем в локтях, затем разводим)

V. Продолжение работы по теме урока.

У.: -Прочитайте план работы на стр 26-27 учебника. -Назовите этапы работы.

Д.: — Эскиз, разметка, раскрой, сборка.

У.: — Заполним технологическую карту на стр. 18 рабочей тетради.

У.: -Сравните последовательность изготовления имитации малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

Д.: — Малахит – распиливают, пластилин – разрезают на тонкие пластинки.

— Малахит наклеивают на металл, пластилин – прикрепляют к коробке.

— Из малахита подбирают единый рисунок, из пластинок пластилина тоже.

У.: Как можно получить различные оттенки цвета?

Д.: — Необходимо смешать зеленый пластилин с белым, черным и синим.

У.: — Как придать законченность изделию?

Д.: — Нужно так облепить шкатулку готовыми заготовками так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, края украсить рамочкой из жгутиков.

У.: — К чему теперь мы можем приступить?

Д.: — Мы можем приступить к выполнению изделия.

У.: — Подготовьте рабочее место. Вспомните необходимое оборудование и правила работы с пластилином.

У.: — Разделитесь на группы по четыре человека. Вспомните правила работы в группе. – Можете приступать к изготовлению шкатулки.

Д.: Выполнение задания в группе по технологической карте и слайдам в учебнике.

У.: — А сейчас мы проведем выставку малахитовых шкатулок.

Д.: Представляют полученные изделия.

У.: — Что у вас получилось лучше всего?

— В чем испытали затруднения?

— Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:

  • На уроке технологии я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Меня удивило…

У.: — К следующему уроку подготовьте сообщение о поделочных камнях, из которых выполняют декоративные предметы и о том, какие их особенности необходимо учитывать при отделке различных предметов.

источник

Конспект урока по технологии для учащихся 4 класса.

Тема: Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».

Обучающая: повторить основные сведения о полезных ископаемых; познакомить с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями).

Развивающая: развивать умения самостоятельно выполнять изделия; совершенствовать технику работы с пластилином.

Воспитательная: воспитывать интерес к новым понятиям: поделочные камни, имитация, мозаика, пластичные материалы, аккуратность.

Планируемые результаты обучения:

расширить знания учащихся о мозаике;

уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

Планировать необходимые действия (самостоятельно или в сотрудничестве с учителем).

Иметь мотивацию организовать свою деятельность.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и реализовывать их в собственной композиции.

Правильно формулировать ответ, уметь его аргументировать;

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.

Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Осознание себя как индивидуальности и, в то же время, как члена общества.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид занятия: лепка пластилином, имитирующая «русскую мозаику».

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, творческий.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: мозаика, имитация, пластичные материалы, полезные ископаемые.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, презентация.

Оборудование для учащихся: пластилин, подкладной лист, тряпка, скалка, коробочка (баночка) для изготовления шкатулки, леска.

Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний и умений.

Постановка и объяснение учебной задачи. Физминутка.

Применение полученных знаний и умений. Самостоятельная работа.

Рабочая учебная программа «Технология», составленная на основе ФГОС НОО, примерной программы «Технология», утвержденной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по технологии (Н.И. Роговцева).

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология. Учебник. 4 класс (144 с.)

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология.Рабочая тетрадь. 4 класс (80 с.)

Шипилова Н.В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс

Электронное приложение к учебнику «Технология». 4 класс.

Самоопределение к деятельности

Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Кто готов к уроку, тот может присесть.

Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? ( твердые, жидкие, газообразные)

Постановка и объяснение учебной задачи

Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.

Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)

Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)

А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.

Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)

Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].

Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

Молодцы, конечно, это мозаика.

Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)

Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)

Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)

Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)

Давайте повторим правила работы с пластилином.

Работай на подкладном листе.

Упавший пластилин нужно немедленно поднять.

После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)

Повторим правила работы со стекой.

Стека должна лежать в правом углу парты.

Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.

Объяснение учебной задачи по технологической карте

В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).

Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.

После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.

Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.

Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.

Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

А теперь отдохнем и проведем физминутку для пальцев

С чего мы начинаем работу?

Теперь обратите внимание на доску (Вывешена пословица: «Какие труды, такие и плоды»).

Как вы ее понимаете? (как потрудишься, так и получится изделие)

Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней – соблюдают их.

Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.

Работу делай лучше, материалы береги.

Упавший пластилин немедленно подними.

Во время работы держи свое рабочее место в порядке.

Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны особо стараться.

Применение полученных знаний и умений.

Самостоятельная работа. Учащиеся выполняют работу, учитель контролирует данный процесс, помогает в исправлении ошибок.

Выставка и анализ работ учащихся.

А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске [оцениваются работы, обговариваются ошибки].

Какие материалы потребовались для изготовления?

Чему вы научились на уроке?

Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности – 1 раз.

Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня – хлопните 2 раза в ладоши.

Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.

Вашим домашним заданием будет завершение работы.

источник

Формирование умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику».

Просмотр содержимого документа
«План — конспект урока технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».»»

Оценка за урок: ____________

Тема: Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

Цель урока: создать благоприятные условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику».

Образовательные: закрепить основные сведения о полезных ископаемых; познакомить с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями).

Развивающие: развивать умения самостоятельно выполнять изделия; совершенствовать технику работы с пластилином.

Воспитательные: воспитывать интерес к новым понятиям: поделочные камни, имитация, мозаика, пластичные материалы, аккуратность.

Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; осознание себя как индивидуальности и, в то же время, как члена общества.

Регулятивные УУД: планировать необходимые действия (самостоятельно или в сотрудничестве с учителем); иметь мотивацию организовать свою деятельность.

Коммуникативные УУД: правильно формулировать ответ, уметь его аргументировать; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и реализовывать их в собственной композиции.

Предметные: расширить знания учащихся о мозаике;уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, презентация.

Оборудование для учащихся: пластилин, пластмассовый нож, подкладной лист, тряпка, коробочка (баночка) для изготовления шкатулки.

І. Организация начала урока.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

2. Проверка готовности к уроку

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Кто готов к уроку, тот может присесть.

II. Актуализация умений и знаний.

Жил один парень. Звали его Данила. Он был сиротой, умел играть на дудочке и петь хорошие песни. Однажды услышал старый мастер грустные песни Данилы и пожалел парня, взял Данилу себе. Стали они жить вместе. Целый день работал, с утра до вечера у станка стоял, а Даниле не разрешал к станку подходить. Однажды пришел старый мастер домой, а Данила в это время у станка стоял и в руках что-то держал. Рассердился мастер на Данилу:

− Кто тебе разрешил к станку подходить? И что ты в руках прячешь?

− Ничего я не прячу. Вот, посмотри, браслет малахитовый.

Мастер увидел в руках у Данилы браслет из красивого зеленого камня – малахита и сказал:

− Хорошая работа, но не моя. Где ты взял этот браслет?

− Не может быть! – удивился мастер.

С тех пор они стали работать вместе, и работа у них быстрее пошла. Прошло время, и люди стали говорить, что на Урале появился новый мастер, который из камня, из малахита чудеса делает. Услышал об этом один очень богатый человек, пришел он к Даниле-мастеру и попросил его сделать чашу из малахита, большую чашу, красивую. Дал он Даниле много денег и рисунок, на котором эта чаша была нарисована. Взял Данила рисунок и стал делать эту чашу. И день, и ночь у станка стоял. Всё как на рисунке сделал: чаша на цветок была похожа, а на высокой ножке – зеленые листочки.

У: Кто помнит, из какого произведения этот отрывок??

Д: Павел Петрович Бажов сказка «Медной горы хозяйка».

У: Какой камень использовал Данила — мастер для изготовления изделия?

У: Ребята, давайте вспомним, что такое полезные ископаемые?

Д: Это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды.

У: На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

Д: Твердые, жидкие, газообразные.

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с поделочными камнями, которые используют для создания декоративных изделий.

У: Поделочные камни – это непрозрачные минералы или слабо просвечивающие, уступающие по твёрдости полудрагоценным камням. Поделочные камни имеют красивые рисунки и окраски, поэтому широко применяются в ювелирной промышленности. Это халцедон, сердолик, агат, оникс, кошачий глаз, яшма, малахит, синтетический изумруд, фианит. (Учитель демонстрирует фотографии ювелирных изделий из данных поделочных камней).

У: Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?

У: Что мы будем изготавливать на уроке?

У: А шкатулки наши будут не простые. И делать мы будем их из малахита. Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка?

У: Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне.

Малахит — красивый минерал, по строению напоминающий агат. С самых древних времён, с неолита вплоть до железного века, он был камнем ремесленников. В те времена в нём ценилась скорее не красота, а польза.

В Египте малахит применялся правителями как главный камень силы.

Фараоны верили, что он помогает мудро править. Малахит растирали в порошок, лечили им глаза и употребляли в косметике.

Прежде чем мы с вами приступим к работе, давайте повторим технику безопасности при работе с пластилином. (опрос детей)

Правила безопасной работы с пластилином.

1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Объяснение хода практической работы

У: Что нам понадобится при изготовлении «Малахитовой шкатулки»?

Д: Пластилин, пластмассовый нож, подкладной лист, тряпка, коробочка (баночка) для изготовления шкатулки.

IV. Открытие новых умений и знаний

В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).

Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.

После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.

Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем, их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.

Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.

Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики».

— А теперь приступаем к работе, не забывайте о технике безопасности и следите за правильной осанкой.

1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).

2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.

3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.

4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем, их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.

5. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.

6. Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «Русской мозаики».

– Средний пальчик, поднимись!

Выставка и анализ работ учащихся.

А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске (оцениваются работы, обговариваются ошибки).

Какие материалы потребовались для изготовления?

Чему вы научились на уроке?

Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.

Вашим домашним заданием будет завершение работы.

Спасибо за урок! Вы можете быть свободны, после того как приведете свое рабочее место в порядок.

источник

Цель: создание эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова “Медной горы Хозяйка” и условий для усвоения понятия “сказа как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.

Раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;

Развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат;

Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.

На доске: выставка рисунков по мотивам сказов П.П.Бажова.

Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок

Начало урока – дается фрагмент из художественного фильма “Каменный цветок”

Беседа по вопросам:

  1. Ребята, вы смотрели этот кинофильм?
  2. Как он называется?
  3. По мотивам какого произведения он поставлен?
  4. Кто является автором сказа “Каменный цветок”?

На экране появляются портрет и фотографии П.Бажова (комментарий учителя): насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

(Идет панорама уральских гор)

Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.

Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижниками Петра I Акинфием и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавильных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. Мариэтта Шагинян, посетив эти места, писала: “Что ни поворот, то новая выдумка природы, встреча с горным хребтом” или “уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая…взлет на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье”; пересекаешь “ изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл”, или огибаешь “золотисто-зеленые заросли” у синего озера. “Лежит озеро в полном одиночестве…ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке…” Тишина сказочная, таинственная.

На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.

Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова:

Найдут чему здесь поучиться
Любого дела мастера

П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга. Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.

Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-“рукодельню”, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером.

Семья была дружная и трудовая. “Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как видно, не было принято в заводской семье, — но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве”, — вспоминает его дочь Ариадна.

Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е.Клюква И.П.Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах”, — писал Бажов.

В.А.Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о “тайной силе”, о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.

Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: “Слыш-ко”. Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: “Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды, и была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах”. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказался от лестного предложения служить в церкви.

После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале “Красная новь” были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой “Малахитовая шкатулка”. Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня и открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и другие сказы.

Вопрос: Почему такое название?

В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый, к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.

Малахит — этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с цветов листьев мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.

(Показ изделий из малахита и других самоцветных камней)

Итак, малахитовая шкатулка открыта, и первый по порядку в ней сказ “Медной горы Хозяйка”.

1. Как вы думаете, почему не “Хозяйка медной горы”?
2. Какое слово здесь главное и почему?

Словарная работа “Устами школьника” (объяснение и толкование непонятных слов, все это выводится на монитор компьютера)

Было жарко – страсть. Парун чистый — жаркий день после дождя
Лазоревку добывали — лазурит, камень светло-синего цвета
Королек с витком попадался – частица, слиток чистого металла
Изробленный – измученный, заболевший от непосильной работы
Артуть девка – девушка, подвижная, как ртуть
Забедно стало – обидно
Известно, какое время было, — крепость, то есть крепостное право, рабочие заводов были крепостными, являлись собственностью хозяев-заводчиков
Каелка, кайло – инструмент, которым руду откалывали
Желтяки да серяки с крапинками – непригодные камни с примесью песка
Вода долить стала – одолевать, затапливать

Текст сказа звучит в исполнении учителя, при этом передается неспешность, атмосфера тайны, легкая ироничность и глубокая мудрость сказа, особый колорит диалектных и устаревших слов.

По мере чтения на мониторе компьютера появляются иллюстрации к сказу.

Вопросы:

  1. Понравился ли вам сказ?
  2. Что удивило вас?
  3. Что показалось необычным?
  4. Какие герои вызвали сочувствие?
  5. Как вы думаете, чем бы закончилась история Степана, если бы он был героем сказки?

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

  • Герои – люди обыкновенные.
  • Фольклорная первооснова.
  • Присутствие рассказчика – человека из народа.
  • Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Отличительные черты сказки:

  1. Волшебные герои — добрые или злые.
  2. Нет рассказчика.
  3. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.
  4. Не имеют реальной основы.

1) После сегодняшнего урока появится ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова?
2) Чем отличается сказ от сказки?

Д/з: подготовить пересказ любимого эпизода

источник

О малахите знает, наверное, каждый человек, читавший в детстве сказы Павла Бажова о хозяйке Медной горы, которой принадлежали все уральские сокровища, скрытые под землёй. Вся история этого самоцвета сложена из мистических событий. В древности люди считали, что малахит проводит на Землю силы Вселенной. С этим камнем связано большое количество поверий и легенд, например о том, что он может сделать человека невидимым. Считалось, что уральский малахит может исполнять желания!

Корни слова «малахит» уходят в греческий язык. Есть две версии толкования этого существительного. Согласно одной, греки называли так камень из-за его насыщенного цвета – μολόχα – «зелёный цветок». Другая версия гласит, что название произошло от слова μαλακός – «мягкий».

И действительно, малахит отличается своей хрупкостью, он неустойчив к внешним воздействиям. Ювелиры утверждают, что настоящий уральский малахит теряет цвет и тускнеет, даже если на него просто садится пыль! При этом отмечают, что мягкость этого минерала может обернуться и его преимуществом. Ведь малахит хорошо поддаётся полировке и шлифовке.

Минерал обладает приятным зелёным цветом. В природе можно встретить три основных оттенка: жёлто-зелёный, насыщенный зелёный и почти бесцветный. Однако попадаются уникальные экземпляры, цвет которых варьируется от бирюзового до изумрудного.

Самое древнее малахитовое украшение было найдено на территории Ирака 10,5 тысячи лет назад. А в Израиле были найдены бусы из малахита, возраст которых составляет девять тысячелетий. В Древнем Риме малахит применяли для создания оберегов и амулетов. Этот минерал был крайне популярен в Китае и Индии. К тому же его применяли для изготовления красок, которые подолгу не теряли своей яркости. Доказательством этого служат гробницы фараонов. А красавицы из Древнего Египта из малахитового порошка делали тени для век.

Вплоть до XVIII века малахит находили лишь в виде небольших самородков. Популярным этот минерал стал только после того, как в России началась разработка уральских месторождений. Именно русские добытчики смогли найти глыбы минерала, которые весили несколько сотен тонн. Но самая тяжелая глыба имела вес в 250 тонн. Обнаружили её в 1835 году.

Первое малахитовое месторождение было открыто в сороковых годах XVIII века. Оно носит название Гумешевское и располагается у истоков реки Чусовой. Благодаря открытию того рудника в России началось производство небольших ювелирных украшений. Кольца и бусы, серьги и подвески – камень уральский малахит обычно использовался вместе с другими камнями, чаще всего драгоценными.

Расцвет промысла начался после открытия Медноруднянского месторождения. Именно тогда появился уникальный стиль изготовления изделий из этого камня, который назвали русской мозаикой. Искусные камнерезы распиливали камни на тончайшие пластинки, подбирали узоры и наклеивали на основу. После начинался процесс шлифовки. Русские мастера создавали такие уральские изделия из малахита, что ни один наблюдатель не мог даже усомниться в монолитности изделий.

Запасы уральского малахита были настолько богатыми, что некоторые мастера могли позволить себе небрежное обращение с этим минералом. Известны случаи, когда малахитовой крошкой, с которой отказывались работать мастера, засыпали ямы в мостовых. Сегодня же подобная расточительность кажется настоящим безумием, ведь даже самые маленькие образцы – настоящее чудо.

1726 год ознаменовался тем, что на Урале появилась первая мастерская по обработке малахита. А в 1765 году по указу Екатерины Первой открылась и первая фабрика уральского малахита – Екатеринбургская гранильная фабрика. Она одновременно была комплексом по добыче и обработке этого камня, центром камнерезного дела и образовательным учреждением для нескольких поколений мастеров.

Этот камень стал украшением домов русской и европейской знати. Его применяли даже для облицовки комнат, например Малахитовой гостиной Зимнего дворца. Художественную ценность этого шедевра русского зодчества сложно переоценить. Рисунок подобран настолько искусно, что стыки между плитами совершенно невозможно разглядеть. Малахитом были облицованы и колонны Исаакиевского собора. В покоях состоятельных людей можно было встретить такие предметы, как ваза из уральского малахита, часы, табакерки, шкатулки и даже камины и столешницы из этого минерала.

Кстати, в то время было очень модно коллекционировать интересные образцы различных минералов, в том числе и малахита. Знать даже соревновалась между собой. Звание обладательницы лучшей коллекцией по праву получила императрица Екатерина II.

Существует два вида уральского малахита – плисовый и бирюзовый. Плисовый малахит отличается хрупкостью, а потому хуже поддаётся обработке. Его не используют для создания ювелирных украшений. Чаще всего этот вид интересует минераловедов. Любители и знатоки коллекционируют образцы этого минерала. Более распространённый вид малахита – бирюзовый. Его строение уникально: причудливый рисунок создают асимметричные полосы и окружности. Неповторимые зелёные узоры ценятся и коллекционерами, и ювелирами.

В конце XIX века этот восхитительный минерал стал доступен не только очень состоятельным людям, но и дворянам. Соревнования по количеству малахитовых предметов в домах прекратились, минерал стал реже использоваться в интерьерах. Применять малахит стали для изготовления краски, которой покрывали крыши домов.

Революция 1917 года привела к тому, что добыча камня существенно снизилась. Связано это было с тем, что два главных месторождения – Медноруднянское и Гумешевское – были сильно истощены. В конце XIX века Гумешевскую шахту серьёзно затопило. А потому теперь это место посещают исключительно экстремалы. Медноруднянское же месторождение функционирует и сейчас, только добывают здесь не малахит, а медную руду. Сегодня уральский малахит здесь практически не встречается, а потому ценится всё больше и больше.

Урал – далеко не единственное место в мире, где были обнаружены залежи малахита. Разработки ведутся и на территории Алтая. Кстати, порой встречаются образцы алтайского малахита, которые по красоте и причудливости колец практически не отличаются от образцов уральского минерала. Современный лидер по поставкам малахита – Республика Конго. Малахит, добываемый здесь, отличается от уральского рисунком, состоящим из ровных полос. Добывают минерал в Великобритании, Чили, Австралии, Франции и на Кубе. Однако камни, добываемые на этих рудниках, значительно уступают по своим внешним качествам уральскому малахиту.

Специалисты установили, что все мировые запасы малахита можно отнести к одному типу, а связано появление минерала с зональным окислением медных руд. То есть вероятность того, что на Урале можно найти новые месторождения малахита, крайне высока.

На протяжении нескольких лет сбором информации, которая хоть как-то связана с медными и малахитовыми месторождениями, занимается Григорий Николаевич Вертушков – профессор Свердловского университета. Он уверен, что исследователи ошиблись и на самом деле запасы уральских рудников не истощены. Григорий Николаевич утверждает, что на двух месторождениях не тронуты глубокие запасы этого уникального минерала.

Упомянутый выше Малахитовый зал – это просто кладезь изделий из этого минерала. Здесь можно увидеть вазы и столы, чаши и колонны. На всё ушло порядка двухсот пудов (к слову, 1 пуд – это 16,38 кг). Практически все изделия здесь выполнены в стиле «русская мозаика». 1500 пудов малахита понадобилось для облицовки колонн крупнейшего православного храма Санкт-Петербурга – Исаакиевского собора.

Во дворце Питти, находящемся во Флоренции, есть малахитовый стол, сохранившийся со времен расцвета малахитового промысла в России. Для Лондонской выставки в 1851 году была изготовлена невероятная коллекция предметов: двери, столы и стулья, напольные часы, вазочки и камин.

Кому подойдет уральский малахит? Украшения из этого камня астрологи советуют носить представителям таких знаков зодиака, как Козерог, Весы, Скорпион и Телец. Малахит подойдёт и людям творческих профессий. Пользу этот камень принесёт писателям, художникам, артистам. Женщинам малахит поможет долгое время сохранять молодость и привлекательность.

Уральский малахит, фото которого вы уже увидели, пользуется большой популярностью, а потому на рынке появился его синтетический аналог. Для создания подделки применяется пластмасса и стекло.

Как же отличить природный камень от подделки?

  • Настоящий малахит на ощупь прохладный. Имитация из пластмассы – тёплая.
  • Камень из стекла отличается наличием прозрачных вкраплений на поверхности.
  • Имитации, которые выполнены на основе других камней с добавлением росписи и лака, можно отличить от натурального камня, капнув на них нашатырный спирт: настоящий малахит приобретёт синий оттенок, а подделка не изменится.
  • Отличить подлинный уральский малахит от подделки можно и с помощью уксуса или лимонного сока. Правда, поверхность натурального камня после такой проверки начнёт сильно пузыриться.

Наделять зелёный минерал волшебными свойствами начали ещё в Средневековье. Небольшие кусочки малахита подвешивали над детской кроваткой, считая, что они отгонят злых духов и малыш будет спокойно спать. Чтобы защитить взрослого человека, на малахит наносили гравировку – обычно в виде солнца.

Считалось, что малахит – хороший помощник в любовных ритуалах. Он часто упоминался в гадальных и магических книгах как средство, способное привлечь любовь и удерживать её. Народные целители с помощью малахита лечили аллергию и кожные болезни, астму и мигрени.

источник

Урок технологии в 4 классе. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока

« Малахитовая шкатулка»

Цели деятельности педагога:Познакомить учащихся с содержанием понятий: поделочные камни, имитация, мозаика, с изделиями, созданными из поделочных камней, новой техникой работы с пластилином; учить технологии лепки слоями для имитации рисунка малахита, распределять роли и обязанности при выполнении проекта, рационально использовать материалы, определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика»; развивать умение выполнять работу в группах, самостоятельность; воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету

Урок технологии в 4 классе. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с содержанием понятий: поделочные камни, имитация, мозаика, с изделиями, созданными из поделочных камней, новой техникой работы с пластилином; учить технологии лепки слоями для имитации рисунка малахита, распределять роли и обязанности при выполнении проекта, рационально использовать материалы, определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика»; развивать умение выполнять работу в группах, самостоятельность; воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету

Освоение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, груповая

Основные понятия и термины

Поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика, мастер по камню

 Работа с бумагой. – Режим доступа : http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib

 Корн, И. Волшебный камень. – Режим доступа : http://stih >

 мультимедийная презентация по теме, образец изделия.

http://angcor.com.ua/contentimages/big40.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/352/65352084_7943pdk11.jpg http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-09/thumbs/1253640897_2-47.jpg http://prv3.lori-images.net/izdeliya-iz-podelochnyh-kamnei-0000257903-preview.jpg

учебник, рабочая тетрадь; пластилин, стеки, доска подкладная, салфетка, пластиковые коробочки

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: познакомятся с содержанием понятий: поделочные камни, имитация, мозаика, с изделиями, созданными из поделочных камней, новой техникой работы с пластилином; овладеют технологией лепки слоями для имитации рисунка малахита; научатся распределять роли и обязанности при выполнении проекта, рационально использовать материалы, определять способ создания изделий при помощи техники «русская мозаика».

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.); самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её; регулятивные – научатся организовывать свое рабочее место, определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные – принимают участие в коллективных работах, работах группами; умеют договариваться с партнерами и приходить к общему решению, следить за действиями других участников совместной деятельности.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; умеют ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «понимать позицию другого»

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Универсальные
учебные действия

психологическая и мотивационная подготовка

к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– А вы знаете, есть такие полезные ископаемые, которые нужны нам лишь для того, чтобы украсить нашу жизнь, подарить нам хорошее настроение. Как вы думаете, о каких полезных ископаемых идет речь? Конечно, это драгоценные и поделочные камни. Познакомимся с ними сегодня на уроке и попробуем сымитировать их красоту
с помощью пластилина. А вот какой предмет мы сделаем, вы отгадайте сами.

Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

II. Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания

организует заслушивание ответов выполненного домашнего задания в рабочей тетради (с. 17)

Участвуют
в коллективной беседе

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, слушать учителя
и одноклассников, формулировать ответы на вопросы

III. Изучение нового материала

люстративный рассказ «Поделочные камни».

выставки изделий. Просмотр мультимедийной презентации

– Самоцветы известны человеку уже не менее семи тысячелетий. Первыми из них были аметист, горный хрусталь, янтарь, гранат, нефрит, яшма, кораллы, лазурит, жемчуг, серпентин, изумруд и бирюза. Эти камни долгое время оставались доступными лишь представителям привилегированных классов. Княжеские регалии, усеянные драгоценными камнями, свидетельствовали о богатстве и могуществе феодалов. И поныне в различных сокровищницах и музеях мы любуемся великолепными драгоценностями былых эпох. Разумеется, и в наши дни находятся люди, которые надевают оправленный в золото или платину драгоценный камень, чтобы продемонстрировать свою состоятельность, но чаще ювелирные украшения служат нашему собственному удовольствию, доставляя радость своей красотой и гармонией. Даже сегодня мы приобретаем тот или иной самоцвет, испытывая к нему какую-то непонятную симпатию или склонность. Поэтому неудивительно, что в прежние, менее просвещенные времена драгоценным камням приписывалась таинственная сила. Самоцветы служили амулетами и талисманами,

Смотрят
презентацию, рассматривают выставленные изделия из поделочного камня; слушают учителя,
делятся впечатлениями
о просмотренных работах; анализируют информацию, отвечают на вопросы

Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.

Познавательные: общеучебные – умеют извлекать информацию, представленную в разных формах (рассказ, экспонат, модель, иллюстрация и др.),

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

умеют слушать собеседника, инициативно сотрудничать в поиске информации.

источник

Источники:
  • http://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/presentacii/izdieliie-malakhitovaia-shkatulka
  • http://pandia.ru/text/81/320/93065.php
  • http://infourok.ru/konspekt-po-tehnologii-na-temu-poleznie-iskopaemie-izdelie-malahitovaya-shkatulka-476148.html
  • http://multiurok.ru/files/plan-konspiekt-uroka-tiekhnologhii-na-tiemu-poliez.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/506994/
  • http://fb.ru/article/309648/uralskiy-malahit-ukrasheniya-istoriya-promyisla
  • http://videouroki.net/razrabotki/urok-tiekhnologhii-v-4-klassie-umk-shkola-rossii-tiekhnologhichieskaia-karta-uro.html
Читайте также:  Чем полезны листья смородины черной