Меню Рубрики

Полезные ископаемые нашего края окружающий мир 4 класс

  • Сформировать представления учащихся о полезных богатствах родного края.
  • Познакомить детей с полезными ископаемыми родного края, используя компьютерные технологии.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к её богатствам, чувство гордости за свой край.
  • Развивать познавательную активность, умение работать с картой, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
  • физическая карта Свердловской области;
  • коллекция полезных ископаемых;
  • мультимедийная презентация «И знаменита, и богата моя Уральская земля»;
  • фонограмма песни «С чего начинается Родина»;
  • выставка литературы
  • детские сочинения
  • Нездрлий Т П Проирода Среднего Урала. Путешествие по Свердловской области._ Екатеринбург:ООО»Форум-книга», 2007
  • Коллекция полезных ископаемых; карта г. Краснотурьинска
  • Ноутбуки на каждого ученика

Звучит музыка «С чего начинается Родина»

О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём!

У: — Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми родного края;

Будем учиться работать с картой;

Пополнять свои знания через Internet – ресурсы ( работа с ноутбуками).

— В этом нам поможет журнал:

«…И знаменита, и богата
Моя Уральская земля»

— Открываем наш журнал. Первая страничка «В гостях у Хозяйки медной горы»

Входит Хозяйка медной горы:

В моей земле богатства скрыты:
Она и золото хранит,
И рядом с медью — малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдёшь в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд:
Рубин сияет красным цветом,
Зелёным цветом — изумруд.
Темны кристаллики агата,
Лучисты грани хрусталя.
И знаменита, и богата
Моя Уральская земля.

Хозяйка. Здравствуйте! Я – Хозяйка медной горы — в гости к Вам пришла и загадки принесла! Отгадайте их.

Уч: — Работаем в паре. У вас на столе лежит коллекция полезных ископаемых. Вам нужно посоветоваться, выбрать и показать отгадку

Хозяйка загадывает загадки:

Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий –
Труженик настоящий. (Уголь)

Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение. (Известняк)

Уч: — Спасибо Хозяйке. Приглашаем её в гости к нам на урок.

— Открываем следующую страничку нашего журнала.

«Геологический музей Евграфа Степановича Фёдорова»

Уч: — Ребята, где можно увидеть коллекцию полезных ископаемых.

— Почему этот музей называется геологическим?

— В каком году был открыт этот музей?

— Только за 1900 год сюда прислали из рудников и разведывательных отрядов около 10.000 образцов. И по ним составлялась карта Северного Урала. Мы побывали в этом музее. Вы писали сочинения. Своими впечатлениями с вами поделиться Петухова Наташа.

Мы с классом ходили на экскурсию в Геологический музей имени Е.С. Фёдорова.

Этому музею уже 114 лет. Основал его Евграф Степанович Фёдоров в 1894 году. Он был талантливым, учёным, кристаллографом, минералогом, геологом, геометром, инженером. Заходя в музей, я увидела необычную обстановку. Казалось, что мы попали в другое время: скрипучие деревянные ступеньки, экспонат для воды — всё было необычным.

Много интересного узнала и увидела я в музее. Там представлены более 1.000 минералов и 1800 образцов. Мне запомнились полезные ископаемые: волосатик, марионы, радонит, яшма, лазурит. А нефрит необычен тем, что помогает при болезнях: если его положить на больное место, то всё через некоторое время пройдёт. А из гранита делают красивые бусы красные или чёрные, которые приносят счастье и здоровье владельцу. Нам показали золото для «дураков», свинцовый блеск, аметистовую щётку. А палеонтологическая коллекция удивила нас: кости бизона, мамонта огромных размеров!

Необычна и мебель в музее: огромные массивные шкафы хранят образцы горных пород, штуфов и шлифов, «Федоровский столик» изобретение ученого, стоят старинные стулья, которым 180 лет.

Собрав богатейшую геологическую коллекцию в музее, Е.С. Федоров сыграл важную роль в открытии бокситов на Северном Урале.

Мне надолго запомнится эта уникальная экскурсия в Геологический музей Е. С. Фёдорова.

Уч: — Этот музей занимает третье место по России, устапая коллекцией Московскому геологическому музею и Санкт-Петербурскому.

— Листаем наш журнал дальше.

«Велик белый свет,
Да теплей своего края нет»

Свердловская область расположена в самом сердце России. Она протянулась с севера на юг на 660 км, а с запада на восток на 450-500 км, площадь нашей области почти 195 тыс. квадратных км., по форме она напоминает треугольник.

— Открываем книгу «Путешествуем по Свердловской области» с 133. Читаем текст.

— Чем привлекает людей уголок Северного Урала?

— Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

— Лекторская группа нашего класса приготовила вам рассказ о полезных ископаемых, которые добывают в нашей местности.

Выступление лекторской группы:

1-й ученик: Руды черных металлов — плотное, мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки ее притягиваются к магниту. Железная руда тяже­лее, она тяжелее гранита; очень прочная, состоит из мелких зерен, плотно соединенных между собой.

Название магнитного железняка показывает, что он обладает свойством магнита. В этом можно убедиться, если поднести кусок руды к компасу: стрелка компаса одним своим концом повернется к руде. Красный и бурый железняки в отличие от магнитного не действуют на стрелку компаса.

Магнитный железняк можно узнать по металлическому блеску.»

Магнитных железняк — самая твердая из железных руд.

В некоторых местах железная руда залегает неглубоко, в таких месторождениях ее добывают открытым способом. Сначала пласт взрывают, в образовавшемся карьере огромные экскаваторы чер­пают руду и грузят ее в машины или железнодорожные вагоны, которые перевозят руду в разные районы нашей страны.

В других местах руда залегает глубоко, тогда для ее добычи роют глубокие шахты.

Важное свойство железной руды — плавкость. Из руды в до­менных печах выплавляют чугун, i

Добывают её у нас на шахте «Северопесчанская»

Условное обозначение —

— 2-й ученик Рассмотрите коллекцию цветных металлов.

Руды цветных металлов. Важнейшая руда, из которой добыва­ют медь, — медный колчедан. Его можно узнать по сильному ме­таллическому блеску и латунно-желтому цвету с красноватым или зеленоваты оттенком. На фарфоровой пластинке дает зеленовато-черную черту.медную руду добывают на шахте «Капитальная»

Условное обозначение —

3-й ученик: Больше всего алюминия выплавляют из алюминиевой руды, которая называется бокситом. По внешнему виду боксит очень по­хож на глину, а отличается от нее тем, что от воды не делается вязким. Чистый боксит белого цвета, дает белую черту, имеет тусклый блеск. Обычно же он бывает окрашен примесями железа в кирпично-красный, темно-буро-красный или розовый цвет.Бокситы добывают на шахте в г. Североуральске, а алюминий выплавляют у нас на Богословском Алюминиевом заводе.

Условное обозначение —

4-й ученик Золото добывают на предприятии «Золото Северного Урала»

Условное обозначение —

Где можно найти дополнительный материал для выступления?

Так и называется страничка нашего журнала «Internet – ресурсы»

Технология работы в сети Internet

  1. Зайдите в систему
  2. Подключитесь к главному ноутбуку (значок главной программы находится у вас на нижней панели)
  3. На рабочем столе найдите ярлык Internet Explorer (Интернет Эксплорер)
  4. В строке адреса выберете поисковую систему Yandex
  5. В строке поиска напечатайте запрос (шахта Северопесчанская г. Краснотурьинска)
  6. Нажмите кнопку найти
  7. Среди списка сайтов найдите одиннадцатый сайт (он находится на второй странице)
  8. Откройте этот сайт и прочитайте информацию, которая представлена здесь
  9. Закройте все окна
  10. Выключите ноутбук через кнопку ПУСК
  11. Дождитесь полного выключения экрана ноутбука.

Физкультминутка для пальчиков рук; физкультминутка для ученика

Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно.
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!
Энергично как всегда
Головой покрутим: ДА!
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.
Раз, два, три чеканим шаг.
Подаёт учитель знак.
Это значит, что пора
За компьютер сесть. Ура!

— Читаем дополнительный материал о шахте «Северопесчанская»

Поселок Воронцовка – поселок городского типа в Свердловской области РСФСР. Расположен к 18 км к югу от г. Краснотурьинска и в 14 км от ж/д станции Воронцовка. (БСЭ, т. 5, стр. 370).

В 1894 году при поисковых работах на жильное золото был открыт центральный участок Воронцовского железорудного месторождения, с запасами высококачественных красных железняков.

Наличие богатых железных руд и громадных лесных массивов явилось базой для постройки Надеждинского сталерельсового ныне Серовского металлургического завода. Инициатором строительства являлся Александр Андреевич Ауэрбах. Завод был торжественно заложен 29 мая 1894 года. В один год с Надеждинским сталерельсовым заводом образовался поселок Воронцовка.

По одной из версий, рудник получил свое название в честь Главноуправляющего Богословского горного округа В. В. Воронцова, при энергичной поддержке которого были приведены в исполнение планы разведочных работ. Активным участником геологических съемочных работ Воронцовского железного рудника был штейгер Николай Васильевич Доронин.

Первым управляющим Воронцовского рудника был Пушкарев Анатолий Иванович (1870-1937гг.). 20 лет, с1894 по 1914 гг. А. И. Пушкарев работал заведующим Воронцовского рудника.

С начала эксплуатации за 1896-1917гг. было добыто 572 тыс.тонн товарной руды. Эксплуатировались так же месторождения:

— Гаревское (1899 — 1916), добыто 400 тыс. тонн руды;

— Песчанское (1899 — 1915), добыто 80 тыс. тонн руды.

С образования рудника начал строиться поселок Воронцовка. Строился поселок в основном силами спецпереселенцев. Первыми домами были две казармы и пять домов, в том числе дом Серовых и Пушкаревых. Улицы Северной не было. В 1912 году было построено общежитие (в котором одно время находился клуб) для техников. Позже была построена больница и медпункт, фельдшером был Николай Семенович Дурбашев, друг А. А. Ауэрбаха. Первые 12-квартирные дома появились в 1913 году. В 1914 году построена первая школа (её открыли только в 1917 году). В школе было три класса.

В 1939 году была открыта шахта «Северная», затем «Южная» и «Наклонная». На этих шахтах добыча руды велась вручную лопатами. Заболотнев П. Н. – кузнец Воронцовского рудника – первый орденоносец Турьинских рудников, в 1939 году награжден Орденом «Знак почета», который ему вручил сам «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин в Москве.

1952 год. На Воронцовском руднике строится шахта «Новая». Строительство окончено в 1958 году.

Северопесчанское месторождение железномагнитовых руд было открыто в 1955 году Воронцовской геологоразведочной партией под руководством Усенко А. И.

В 1968 году в трех километрах от п. Воронцовка была открыта шахта «Северопесчанская», началось строительство. Сейчас шахта достигла своей проектной мощности.

В 1976 году в районе поселка началась разработка россыпного месторождения золота Южно-Заозерским прииском. За 20 лет было добыто более тонны драгоценного металла.

Поселок знаменит Героем Советского Союза Анатолием Константиновичем Серовым.

20 марта 1910 года в доме №23 по улице Северной в семье штейгера Воронцовского медного рудника родился Герой СССР А. К. Серов (погиб 11.03.1939).

2 апреля 1980 года в доме, где родился А. К. Серов. Был открыт мемориальный музей. На деревянном доме постройки конца XIX века установлена мемориальная доска. В настоящее время музей закрыт из-за нецелесообразности его содержания по экономическим причинам и переведен в городской краеведческий музей в г. Краснотурьинск.

Воронцовка – поселок небольшой, с прямыми длинными улицами. Всего их одиннадцать – это улицы: Первая Северная, Северная, Серова, Западная, Октябрьская, 8 Марта, Горького, Пушкина, Школьная, Спортивная, Горняков.

Улица Серова считается главной. Здесь расположены почти все административные здания: поселковая администрация (глава администрации – Ковальчук Николай Анатольевич), библиотека, почта, ЖКО, лесничество.

В поселке проживает 1100 человек. В основном это потомственные горняки, шахтостроители, добытчики золота, из них 235 пенсионеров, в том числе 28 работающих, имеющие свой совет ветеранов. Председатель совета ветеранов — Шумакова Анастасия Петровна.

Поселок богат талантливыми людьми, один из них – Сергей Лаврентьевич Гончарук (1923-2001) – ветеран труда, самодеятельный художник; любимая и главная тема творчества – природа. В 2001 году Сергея Лаврентьевича не стало, но в его картинах навсегда запечатлелась красота Уральского края и окрестностей поселка.

Поселок Воронцовка – родина еще одного летчика, командующего морской авиацией Балтийского флота, генерал-лейтенанта Виктора Николаевича Сокерина (08.04. 1955), который уже в 15 лет сам предначертал свой путь: «Первым летчиком с Воронцовки был Серов, вторым буду я!»

Поселку 110 лет. За этот значительный период облик поселка изменился к лучшему: осуществляется засыпка отработанных резервов, производится их биологическая рекультивация. На ул. Серова и 8 Марта уложен асфальт, завершена замена столбов ЛЭП.

Несмотря на нелегкий сельский уклад жизни. Труженики поселка вносят посильный вклад в социально-экономическое развитие нашего муниципального образования. В поселке развивается социальная сфера.

Уч: — Какую информацию вы узнали?

— Для чего нужен интернет? Вы теперь уже можете это сделать.

Д/з : Найти информацию о шахте Капитальная.

Работает информационное бюро – что обозначает слово Топография?

Читайте также:  Чем полезна и вредна хурма

Учимся работать с картой. Наносить условные знаки полезных ископаемых.

Алюминиевая руда — бокситы

— Молодцы! У всех всё получилось.

Переходим к следующей страничке нашего журнала «Занимательная»

Вот и закончился наш журнал. Что интересного вы узнали о нашем крае?

См. Приложение ( мультимедийная презентация)

источник

Практическая работа

  1. Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.
  2. Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.
  3. Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.

Разнообразие полезных ископаемых

Используйте эти тексты для получения информации о полезных ископаемых вашего края.

Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами.

Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в мире экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз товаров за границу для их продажи.)

В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.

Природный газ

Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.

Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию.

От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в мире экспортёров газа.

Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добывая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использовать, как и обычный природный газ.

Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно. Природный газ нужно экономить и на производстве, и в быту. Никогда не оставляйте газовую плиту гореть впустую!

Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа — горючесть.

Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Значит, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого полезного ископаемого.

Торф используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хорошее удобрение.

Использовать торф надо экономно. Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возникнуть они могут из-за забытого костра, от неосторожно брошенной спички.

Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.

Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Железная руда

Это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойство железной руды — плавкость.

На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чугун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не используется.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!

Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.

Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использовать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и космических ракет.

Как вы знаете, гранит состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мощения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

Песок и глина

Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы. Ведь влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью.

Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» — глина).

Это довольно прочный камень белого или серого цвета. Интересно, что люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океаны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка. Рассматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.

Известняк с давних пор используют при строительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей построены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.

Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

  • Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Проверь себя

  1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.
  2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору).
  3. Почему к подземных богатствам нужно относиться бережно?
Наша страна богата полезными ископаемыми. Но их запасы в недрах Земли не безграничны, а использованные месторождения невозможно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства.

Задания для домашней работы

  1. Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?
  2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?
  3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?

Ты уже знаешь, что памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге установлен на таком огромном гранитном камне, что в перевозке его участвовало более пяти тысяч человек.

Другой памятник этого города — Александровская колонна — тоже из гранита. Основная часть этой колонны, изготовленная из одного камня, имеет массу 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали её 200 человек!

На следующем уроке

Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять почву. Будем учиться ответственному отношению к природе.

Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

источник

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме:
Урок по окружающему миру 4 класс программа ПНШ по теме «Полезные ископаемые нашего края».

Урок направлен на формирование умения работать с картой, коллекционным материалом. Знакомство с полезными ископаемыми своего края, свойствами, применением, охраной.

Вложение Размер
poleznye_iskopaemye_nashego_kraya.docx 36.19 КБ
prezentatsiya_poleznye_iskopaemye.pptx 685.8 КБ

БЕЛОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ФИЛИАЛ МКОУ «ПИВКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА».

Программа «Перспективная начальная школа».

Тема урока: Полезные ископаемые твоего края.

  1. Создание психолого–педагогических условий для развития познавательной активности.
  2. Формирование у учащихся представлений о полезных ископаемых нашего края.
  3. Воспитание любви и уважения к окружающему нас миру.

1. Формировать умения работать с картой, коллекционным материалом.

  1. Развивать коммуникативные отношения учащихся через групповую работу.
  2. Развивать мыслительные операции: умение сравнивать, делать выводы, логически мыслить.
  3. Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края, их свойствами, применением, охраной.
  4. Способствовать воспитанию бережного отношения к богатствам края.

Оборудование: ноутбук, учебник, печатная тетрадь, Карта Курганской области, Карта «Полезные ископаемые России», Карта «Полезные ископаемые Курганской области», инструкция, воронки, фильтрованная бумага, коллекция полезных ископаемых, карточки для работы, карточки для кластера.

  1. Организация класса. Эмоциональный настрой.

— Улыбнулись друг другу, пожелаем успехов на уроке.

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

— Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки.

  1. Он очень нужен детворе.
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
  2. Очень прочен и упруг,
    Строителям надежный друг.
    Дома, ступеньки, постаменты
    Красивы станут и заметны. ( Мрамор )
  3. По трубе течет,
    пироги печет . (Газ)
  4. Не зря она варилась
    В доменной печи.
    На славу получились
    Ножницы, ключи: (Руда)
  5. Если встретишь по дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу,
    Она понадобится сразу. (Глина)
  6. Росли на болоте растения,
    Стали топливом и удобрением. (Торф)
  7. Он несет в дома тепло,
    От него кругом светло,
    Черный и блестящий,
    Помощник настоящий. (Каменный уголь)
  8. Ни огня,
    Ни света,
    А огнем блестит. (Золото)

— Как назвать все отгадки одним словом? ( полезные ископаемые)

— Сформулируйте тему урока. ( Полезные ископаемые)

2. Работа с картой «Природные ископаемые России».

— Назовите природные ископаемые, которыми богата наша страна и примерное место их расположений.

— Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю – не верю».( верю –поднимаем две руки, не верю – руки положили перед собой)

  • Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?
  • Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
  • Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
  • Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
  • Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
  • Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в с. Белоярское?
  • Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?
  • Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?
  • Верите ли вы, что в Курганской области есть месторождения различных полезных ископаемых?

— Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы узнать?

(ответы детей вывешиваются на доску)

  • Какие полезные ископаемые залегают в Курганской области?
  • Свойства добываемых полезных ископаемых.
  • Их месторождение.
  • Применение в народном хозяйстве.
  1. Изучение нового материала.

— Поработаем в группах для того, чтобы как можно больше выяснить о полезных ископаемых залегаемых на территории Курганской области.

1. — Прежде, чем приступить к нашей работе, скажите, на какие группы делятся природные ископаемые?

Горючие Рудные Строительные

Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых пользуясь картой.

— Своё исследуемое полезное ископаемое узнаете, расшифровав слово на карточке (у каждой группы есть одна карточка с зашифрованным названием полезного ископаемого: пкеос, лгаин, фрот, лезженая дару).

Самостоятельная работа в группах ( выбирается руководитель группы).

Читайте также:  Полезные орехи и их свойства

— Для работы используете карту «Полезные ископаемые России», карта «Полезные ископаемые Курганской области», инструкция по изучению свойств полезного ископаемого. Все результаты заносите в таблицу на листах.

Инструкция по исследованию торфа.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения торфа в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  • Исследуйте свойства торфа:
    а) Какого цвета торф?
    б) Плотное или рыхлое вещество?
    в) Прочный или непрочный?
    г) Тяжелее или легче воды?
    д) Хорошо или плохо впитывает воду?
  • Где используется торф в народном хозяйстве?
  • Отметить на контурной карте залежи торфа.

Инструкция по исследованию песка.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения песка в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  • Исследуйте свойства песка:

в) Определение вязкости песка ( Смешать песок и сделать шарики, колбаску, калачик)

д) Установить водопроницаемость песка.

( выяснить, как пропускает воду – песок. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать песок. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как проходит вода).

  • Где используется песок в народном хозяйстве?
  • Отметить на контурной карте залежи песка.

Инструкция по исследованию глины.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения глины в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  • Исследуйте свойства глины:

в) Определение вязкости глины( Смешать глину и сделать шарики, колбаску, калачик)

д) . Установить водопроницаемость глины.

( выяснить, как пропускает воду глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как проходит вода).

  • Где используется глина в народном хозяйстве?
  • Отметить на контурной карте залежи глины.

Инструкция по исследованию железной руды.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.
  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.
  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения глины в нашем крае. Запишите в тетрадь.
  • Исследуйте свойства железной руды:
    а) Какого цвета железная руда?
    б) Имеет ли блеск?
    в) Твёрдая или рыхлая?
    г) Прочная или хрупкая?
    д) Легче или тяжелее воды?
  • Где используется железная руда в народном хозяйстве?
  • Отметить на контурной карте залежи железной руды.

Отчёт о проделанной работе руководителей групп.

(На доске появляются условные значки для обозначения торфа, песка, глины, железной руды).

— Какое полезное ископаемое залегает на территории нашего сельского совета? (песок).

— Как относиться надо к природным ископаемым? Почему

Классификация полезных ископаемых.

— Разделите полезные ископаемые, которые исследовали, на группы и докажите почему так.

1 группа – строительные (песок, глина)

2 группа – горючие (железная руда, торф).

— Какими полезными ископаемыми можно дополнить эти группы?

Какие полезные ископаемые вы дополнили бы к третьей группе?

Горючие Рудные Строительные

Приведите примеры горючих, рудных, строительных природных ископаемых?

Горючие Рудные Строительные

Каменный угол различные руды глина

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  1. Игра «Кто хочет стать миллионером».
  1. Продолжите моё высказывание.
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
  • я расскажу своим родителям…
  1. Домашние задание.

Т. с. 46 – 47, работа с контурной картой, нанести расположение полезных ископаемых.

Песок – рыхлая сыпучая порода, состоящая из отдельных крупинок, образующаяся из кварца. Форма песчинок овальная, угловатая, величина песчинок различна. На ощупь песок твёрд и груб. Песок окрашен железной ржавчиной, поэтому чаще встречается жёлтого цвета, но бывает и белый. Песок лёгок, но тяжелее воды. Он быстро пропускает воду, почти не задерживая её. Месторождения песков и песчано-гравийных смесей расположены в западных районах области, вблизи района сноса терригенных обломков Урала. Они образовались на нижних террасах Исети, Миасса, являясь аллювием этих рек. Наиболее известными месторождениями строительных песков являются Водолазовское в Катайском и Косулинское в Щучанском районах. Крупные месторождения бетонного песка и гравия довольно высокого качества разведаны в Далматовском районе. Песок чаще всего залегает в верхних слоях земли. Его используют в разных целях. Из песка изготовляют строительные смеси, кирпич, для пищевой посуды используют специальный песок, а так же для изготовления стекла. В летнее время у берегов рек, озёр, а чаще всего возле моря, любители песочных скульптур используют влажный песок для изготовления своих скульптурных работ.

Пески стекольные
Имеется одно месторождение кварцевых песков — Подборновское, расположенное в Белозерском районе. Стекольные пески хорошо отсортированы, озерно-лагунные по происхождению.

Сухая глина тверда, хрупка и ломка, легко превращается в мельчайшие пылинки, пачкающие руки; на ощупь эти пылинки мелкие, нежные; при дыхании на глину ощущается характерный глинистый запах (пахнет печкой). Глина в сыром виде очень мягкая, вязкая, пластичная (из неё можно лепить). Глина медленно впитывает в себя воду, набухает и после этого воду через себя не пропускает. Глина – водонепроницаемая горная порода. Глины, содержащие в себе значительные примеси песка, называют «тощими». К кирпичным глинам относятся всевозможные сорта тощих (не пластичных) легкоплавких глин и суглинков, которые не содержат вредных примесей: кусочков серного колчедана, органических веществ и известняка. При обжиге эти глины дают крупнозернистый, пористый, с землистым изломом черепок, проницаемый для жидкостей и газов Основные запасы кирпичного сырья сосредоточены в западной части области, где и находится большая часть кирпичных заводов. Восточные районы не обладают достаточной сырьевой базой для кирпичного производства. Главным видом кирпичного сырья являются морские глины палеогенового возраста. Толща таких глин вскрывается долинами рек Тобол, Миасс , Исеть и их притоков. Мощность глин достигает в отдельных районах 30-35м.

Торф – это осадочная порода. Образуется при зарастании болот, заболоченных долин и озёр болотными растениями. Отмершие остатки растений падают на дно зарастающих водоёмов, постепенно заполняя их. Полного разложения органических остатков не происходит, так как не хватает кислорода; происходит лишь обугливание. В результате накапливаются большие толщи богатого углеродом (50-60%) торфа различного качества. Торф имеет бурый цвет. Он хорошо впитывает воду. Торф – это горючее вещество, поэтому его используют в качестве топлива. Ещё его используют при производстве органических удобрений. Основное число выявленных месторождений торфа расположено в северо-западной части области. Существует несколько сотен месторождений.

Железная руда – это природное минеральное образование, содержащее железо и его соединения. Руда – это полезное ископаемое, образовавшаяся во время застывания магматического очага, в котором содержатся металлы не в чистом виде, а вместе с такими веществами как кислород и сера. Руды имеют вес и твёрдость, но не достаточно прочны, потому что оставляют след, если поцарапать их ножом. Руда имеет особый металлический блеск, обладает плавкостью и теплопроводностью. Расплавленный металл тягуч и теплопроводен. С давних пор человек ищет месторождения руд, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из их сплавов. Одним изделиям необходимы пластичность, упругость, гибкость; другим – прочность, твёрдость, долговечность, а третьим – лёгкость и блеск. Чистое железо, например, очень мягкий металл, из которого не сделаешь и гвоздя. Чтобы получить сталь, в железо добавляют другие металлы и разные примеси. Железная руда добывается и в нашей Курганской области. Курганская железорудная зона является непосредственным продолжением главного железорудного пояса Тургая в Северном Казахстане. Она располагается в северо-восточном направлении, от границы с Казахстаном до границы с Тюменской областью.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полезные ископаемые Урала 4 класс Окружающий мир

Классификация минералов и горных пород МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ МРАМОР КВАРЦИТ ГНЕЙС ГРАНИТ БАЗАЛЬТ ПЕМЗА ОРГАНИЧЕСКИЕ нефть, торф каменный уголь, природный газ, известняк, мел ОБЛОМОЧНЫЕ песок, глина, валуны, щебень ХИМИЧЕСКИЕ поваренная соль, калийная соль, сера. апатит

Группы полезных ископаемых горючие нерудные (строительные) рудные (металлические) Каменный уголь, природный газ, торф, нефть Медь, железо, алюминий цинк, олово, свинец Поваренная соль, известняк, гранит, глина, мрамор, гипс.

Полезные ископаемые Урала Средний Урал — целая кладовая разнообразных ископаемых. Удивительное сочетание полезных ископаемых объясняется сложной геологической историей, которую пережил Урал.

При внедрении магматических пород осадочные толщи изменялись под воздействием высоких температур и давлений. Так возникли разные минералы и многие руды, которые под действием размыва, выветривания гор оказались близко расположенными к поверхности или обнажились. Основу уральской металлургии составляют руды черных металлов. Самые ценные из них — магнитные железняки (магнетиты). На Среднем Урале месторождения магнитных железняков имеются в районе Кушвы, Нижнего Тагила, Первоуральска, Качканара.

Богат Средний Урал рудами цветных, благородных и редких металлов. Месторождения медноколчеданной руды расположены в Красноуральске, Кировограде, Дегтярске.

В Верхней Пышме добываются комплексные медные руды. Есть на Среднем Урале много месторождений редких металлов: золота (Березовское месторождение, долины рек Тура, Салда, Тагил), платины (долины рек Лобва, Косья, Тагил). На Урале найдены самородки платины весом более 10 кг. В советское время открыты на Урале алюминиевые руды – бокситы.

Неметаллические полезные ископаемые Урала Нерудные полезные ископаемые Урала также разнообразны. Особенно велики месторождения огнеупорных минералов — асбеста и талька. Баженовское месторождение асбеста — одно из крупнейших в мире. Южнее Екатеринбурга размещается крупнейшее в стране Шабровское месторождение талька.

Месторождения нефти и газа Тимано-Печорское месторождение и Волго-Уральское, в том числе Оренбургское месторождение, расположены на западном склоне Уральских гор и в Приуралье

Широко распространены каменные и бурые угли. Кизеловский угольный бассейн, Егоршино-Каменский, угленосный район, Печорский угольный бассейн, Челябинский буроугольный бассейн, Серовский, Буланаш-Елкинский угленосные районы, Сосьвинско-Салехардский буроугольный бассейны.

Современная жизнь людей невозможна без полезных ископаемых. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство нашей страны.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Конспект урока. УМК «Перспективная Начальная Школа». 4 класс.

Тема: «Полезные ископаемые нашего края»

Формировать знания о полезных ископаемых, дать их характеристику, раскрыв их практическую значимость для человека;

Формировать умение извлекать информацию из текста с точки зрения определенной позиции;

Формировать знания о полезных ископаемых;

Совершенствовать умение работать с таблицей;

Воспитывать ценностное отношение к природным богатствам своей страны;

Воспитывать интерес к профессии геолога;

Развивать логические операции;

Формировать умение оценивать свою деятельность в учебном процессе;

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Знать условные обозначения полезных ископаемых на карте Пермского края;

Указывать месторождения основных полезных ископаемых на карте Пермского края;

Познакомиться с полезными ископаемыми: нефтью и природным газом ,каменным углем, торфом;

Познакомиться со способами добычи полезных ископаемых на примере нефти и каменного угля.

Формулировать тему урока, выбирать задачи урока из предложенных;

Извлекать информацию из текста;

Сравнивать полезные ископаемые, используя информацию учебника;

Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых;

Формулировать вопросы к тексту;

Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

Оценивать свою деятельность на уроке, деятельность сверстников, результативность учебной деятельности;

Понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной жизни страны ;

Понимать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны.

Методы по источникам знаний:

1 . Словесные: рассказ, беседа, дискуссия.

2 .Наглядные: иллюстративный:, картинки в учебнике, карты; демонстрационный: образцы полезных ископаемых.

3 . Практические: работа с картами, текстом, карточками;

Читайте также:  Вкусные и полезные вторые блюда

Тип урока по дидактическим целям: урок изучения новых знаний

1. Самоопределение к учебной деятельности

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.

3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

4. Построение проекта выхода из затруднения

5.Первичное закрепление во внешней речи учащихся

7.Включение в систему знаний и повторение

Приветствие.Проверка готовности к уроку

Улыбнулись друг другу, пожелаем успехов на уроке.

— Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки.

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

По трубе течет,
пироги печет . (Газ)

Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: ( железная руда)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)

— Как назвать все отгадки одним словом? ( полезные ископаемые)

— Сформулируйте тему урока. ( Полезные ископаемые)

Давайте вспомним, что мы знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем игру:

Полезные ископаемые – это природные богатства , которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности .

Полезные ископаемые – это неживая природа.

Природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

Полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

Каменный уголь относится к жидким полезным ископаемым?

Природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

Крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

Торф и каменный уголь используют как топливо?

В Пермском крае есть месторождения различных полезных ископаемых?

В Пермском крае есть каменный уголь?

— Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы

Какие цели и задачи мы поставим сегодня на уроке?

— Вспомним , что такое полезные ископаемые?

-Расширим наши представления о них?

(ответы детей вывешиваются на доску)

Какие полезные ископаемые залегают в Пермском крае?

Свойства добываемых полезных ископаемых.

Применение в народном хозяйстве.

-Если посмотреть на карту Пермского края, какими полезными ископаемыми богат наш Пермский край?

— Давайте остановимся на конкретных полезных ископаемых и расскажем о них.

-Где мы можем взять информацию о полезных ископаемых?

— Поработаем в парах для того, чтобы как можно больше выяснить о полезных ископаемых, залегаемых на территории Пермского края.

1. — Прежде, чем приступить к нашей работе, скажите, на какие группы делятся природные ископаемые?

Самостоятельная работа в парах .

— Для работы используете карту «Полезные ископаемые России», карта «Полезные ископаемые Пермского края в атласе»,

Инструкция по изучению свойств полезного ископаемого.

Все результаты заносите в таблицу на листах.

Инструкция по исследованию полезного ископаемого каменного угля .

1.Рассмотрите образец. Запишите название в таблицу.

2.По физической карте определите, каким условным знаком обозначается.

3.Зарисуйте значок в таблице.

4.По карте найдите основные месторождения.

5.Определите, есть ли месторождения угля в нашем крае. Запишите в таблицу.

6.Исследуйте свойства угля:
а) Какого цвета уголь?
б) Плотное или рыхлое вещество?
в) Прочный или непрочный?
г) Тяжелее или легче воды?
д) Хорошо или плохо впитывает воду?

7.Где используется уголь в народном хозяйстве?

Инструкция по исследованию полезного ископаемого нефти .

1.Рассмотрите образец. Запишите название в таблицу.

2.По физической карте определите, каким условным знаком обозначается.

3.Зарисуйте значок в таблице.

4.По карте найдите основные месторождения.

5.Определите, есть ли месторождения угля в нашем крае. Запишите в таблицу.

6.Исследуйте свойства угля:
а) Какого цвета уголь?
б) Плотное или рыхлое вещество?
в) Прочный или непрочный?
г) Тяжелее или легче воды?
д) Хорошо или плохо впитывает воду?

7.Где используется нефть в народном хозяйстве?

Отчёт о проделанной работе руководителей групп.

— Как относиться надо к природным ископаемым? Почему?

Классификация полезных ископаемых.

— Разделите полезные ископаемые, которые исследовали, на группы и докажите почему так.

1 группа – рудные ( железная руда)

2 группа – горючие (уголь, торф, каменный уголь ).

3 группа –строительные ( гранит, известняк, песок,глина)

— Какими полезными ископаемыми можно дополнить эти группы?

Какие полезные ископаемые вы дополни ли в каждую группу?

Уголь, торф, нефть, природный

Беседа об охране полезных искаопаемых

Итак, какие задачи ставили в начале урока?

-Как вы думаете, справились мы с этой задачей?

-Можно ли обойтись без полезных ископаемых?

Полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Можно очистить реку, затратив очень много сил и энергии , можно посадить новый лес на месте вырубленного, можно получить потомство от редких животных в зоопарке или в заповеднике , но использованные месторождения полезных ископаемых снова создать невозможно . Ведь они образовались в недрах земли за миллионы лет! Поэтому нужно экономно расходовать полезные ископаемые.–Месторождения охраняются законом., они предохраняются от затопления . Выработанные карьеры засыпают землёй и производят посадку деревьев или используют под На этом богатства нашего Пермского края не заканчиваются, мы продолжим их изучать на следующих уроках.

1.Какие полезные ископаемые используют в строительстве?

а)песок б) каменный уголь в) торф

2.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

3.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

А) нефть б) торф в) каменный уголь

4.Какие полезные относятся к газообразным ?

А)Нефть б) торф в) природный газ

5. Люди какой профессии участвуют в добыче каменного угля?

А) шахтёры б) строители в) геологи

Внести в таблицу информацию ещё по одному полезному ископаемому на выбор по данной инструкции

источник

Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга нельзя. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. Он хорошо полируется и после этого становится красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий.

Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены) .

Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

Песок и глина — очень распространенные полезные ископаемые. Мы знаем, что они образуются при разрушении твердых пород, например, гранита.

Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла, только не желтый, а белый.

Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью. Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали твердыми. Их называют керамическими изделиями. Добывают глину в карьерах.

Это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа.

Он используется как топливо в жилых домах. Для этого его спрессовали в небольшие бруски — брикеты. На фермах торф служит подстилкой для животных. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.

Торф еще и хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.

Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля — горючесть. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Добывают уголь в шахтах и карьерах. А перевозят в вагонах по железной дороге.

Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад, глубоко под землей.

Нефть — густая маслянистая жидкость темного цвета. У неё резкий запах. Попадая в воду, она растекается тонкой пленкой по её поверхности. Нефть горюча.

Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин) , смазочные масла, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления ткани.

Нефть добывают из скважин. Бурят их очень глубоко и строят буровые установки. Сейчас наша страна экспортирует нефть во многие страны мира.

По мнению ученых, природный газ, как и нефть, образовались из остатков растений и животных, которые когда — то жили на планете.

Газ бесцветный, легкий, горит голубым пламенем, мы это видим дома, когда он горит в газовой плите.

Природный газ очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.

источник

Урок по окружающему миру 4 класс по теме » Полезные ископаемые,их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Урок по окружающему миру в 4 классе

Тема. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Цель. Познакомить учащихся с видами полезных ископаемых своего края, со способами их добычи;

развивать наблюдательность, познавательный интерес;

воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым, экономное их использование.

Оборудование. Коллекция полезных ископаемых, оборудование для опытов

( стакан с водой, горелка, спички),таблицы, карта, условные обозначения полезных ископаемых, кроссворд.

Прозвенел для всех звонок,

Наш урок будет: интересным, содержательным, продуктивным.

Мы будем : активными, внимательными, умными.

( Повернитесь и улыбнитесь друг другу).

-изменения в неживой природе;

-изменения в жизни растений ;

-изменения в жизни животных;

( Заполнение календаря природы).

Народный календарь. ( Дополнительное сообщение учащихся).

Пословицы об осени. ( Дополнительное сообщение учащихся).

VI . Проверка домашнего задания.

  1. Тестирование.
  2. Индивидуальный опрос.

— Расскажите о своем крае, о местоположении его на карте.

Вода в природе встречается в……

4. Расскажи и покажи, как ориентироваться на местности.

VII . Фронтальный опрос. Игра « Аукцион».

  1. Лот. Состояние атмосферы в определенное время над определенной местностью. ( Погода).
  2. Лот. Чем измеряют температуру воздуха? ( Термометр).
  3. Лот. Прибор для определения направления ветра. ( Флюгер).
  4. Лот. Предвидение, какой будет погода в будущем. ( Прогноз).
  5. Лот. Специалисты, ведущие наблюдения за погодой. ( Синоптики-метеорологи).
  6. Лот. Движение воздуха. ( Ветер).
  7. Лот. Виды осадков. ( Дождь, снег, град).
  8. Лот. Что приносят ветры ( северный, южный, восточный, западный)?

— Сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых своей местности.

1. Мотивация знаний учащихся. Актуализация опорных знаний.

-Что такое полезные ископаемые?

— На какие группы делятся полезные ископаемые? Приведите примеры.

2. Рассказ учителя (презентация) о полезных ископаемых своей местности, об их залежах ( месторождениях).

  1. Работа по карте. Знакомство с условными обозначениями полезных ископаемых.

4. Просмотр учебного фильма « Полезные ископаемые и способы их добычи ».

-Каким способом добывают полезные ископаемые?

  1. Практическая работа. Изучение свойств полезных ископаемых. Работа в группах.

( Каждая группа готовит сообщение о полезном ископаемом, изучает его свойства ( тяжелее или легче воды, горит или нет ( с помощью учителя), составляет синквейн)).

6. Презентация работы группы.

7. Работа по учебнику .Чтение выводов.

8. Работа в тетрадях. Заполнение таблицы. ( Полезные ископаемые : рудные, нерудные, горючие).

На ней мы с тобою родились,

Так будем же , люди, мы вместе

Мы к ней относиться добрей!

Рассказ учащимся о гербе города .

10. Природоохранный момент.

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Геологи и сейчас открывают новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые- это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет. Вот почему необходимо бережно и экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

-А как вы можете помочь в охране подземных богатств?( Экономно использовать, оберегать от пожаров, соблюдать правила перевозки, заменять по возможности искусственными материалами, собирать металлолом и т. д.)

Заполнение кроссворда. Тезисы о полезных ископаемых.

красивы будут и заметны. ( Гранит).

Расцветает от спички. ( Газ).

Отгадайте, что же это? ( Нефть).

Она понадобится сразу. ( Глина).

Сам он удобрение. ( Известняк).

делать краски и эмали. ( Уголь).

Ответить на вопросы к параграфу, подготовить сообщение из рубрики « Это интересно» о полезных ископаемых, заполнить страницу в тетради до конца.

  1. Урок был- полезный, познавательный…
  2. На уроке я чувствовал себя…
  3. Я доволен( не доволен )своей работой на уроке…

источник

Источники:
  • http://tepka.ru/okruzhayuschij_mir_4/22.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/02/02/urok-po-okruzhayushchemu-miru-4-klass-programma
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-poleznie-iskopaemie-nashego-kraya-klass-743366.html
  • http://infourok.ru/urok-okruzhayuschego-mira-poleznie-iskopaemie-nashego-kraya-1756657.html
  • http://znanija.com/task/25606948
  • http://mega-talant.com/biblioteka/urok-po-okruzhayuschemu-miru-4-klass-po-teme-poleznye-iskopaemye-ih-osnovnye-svoystva-prakticheskoe-znachenie-mesta-i-sposoby-dobychi-ohrana-nedr-v-nashem-krae-80135.html