Меню Рубрики

Полезные ископаемые презентация 4 класс технология

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда

НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит

кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется

слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется

ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах

ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км

Открытый способ добычи полезных ископаемых.

Закрытый способ добычи полезных ископаемых.

Буровая платформа для добычи нефти.

ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

План-конспект урока по технологии (4 класс) по теме:
Конспект урока + презентация по технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».», 4 кл, УМК «Школа России»

1. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

2. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика

3. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».

4. Тип урока: развивающее обучение

Вложение Размер
malahitovaya_shkatulka_4_klass.doc 88.5 КБ
malahitovaya_shkatulka.ppt 2.9 МБ

Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4

  1. № урока по календарно-тематическому плану:
  2. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».
  3. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика
  4. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».
  5. Тип урока: развивающее обучение
  6. Планируемые результаты:

-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

  1. Оборудование для учителя: учебник Технология 4 класс, презентация, технологическая карта, готовые образцы шкатулок, проектор, компьютер, таблицы по технике безопасности.
  2. Оборудование для ученика : учебник, цветной пластилин, ножницы, мультимедийная презентация, образцы изделий
  3. Схема доски

-Ребята достаем свои папки для технологии

Подготовка материала, самоконтроль

Р:Умение настроиться на работу

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.

Л: действия смыслообразования

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? ( твердые, жидкие, газообразные)

Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.

Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)

Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)

А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.

-ответы на вопросы в беседе

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Объяснение нового материала: анализ образца

Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)

Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].

Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

Молодцы, конечно, это мозаика.

Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)

Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

-ответы на поставленные вопросы

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)

Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)

Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)

Давайте повторим правила работы с пластилином.

  1. Работай на подкладном листе.
  2. Перед лепкой смочи руки.
  3. Разомни пластилин.
  4. Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
  5. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)

Повторим правила работы со стекой.

  1. Стека должна лежать в правом углу парты.
  2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
  3. Держи стеку как ручку.

Объяснение учебной задачи по технологической карте

  1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
  2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
  3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
  4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
  5. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
  6. Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

-Работать будем самостоятельно. Но перед работой — отдохнём.

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

источник

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Во что превращается полевой шлам и слюда?

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

— Кто же добывает полезные ископаемые?

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

к рудным полезным ископаемым?

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

а) Тест «Полезные ископаемые».

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На парте полезные ископаемые.

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

Как называется это полезное ископаемое.

(зернистый, твердый и прочный)

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

источник

Открытый урок на тему «Полезные ископаемые»

Автор: Тогызбаева А.Х. -преподаватель начальных классов, средняя школа имени Ш.Уалиханова

  • Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры , химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива ). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые .

Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями.

Горючие полезные ископаемые

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А оловянная и медная руды

Б каменный уголь, природный газ

4. Какие полезные ископаемые добывают с помощью буровых установок?

5. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

  • В
  • А
  • Б
  • А
  • В

источник

В древней легенде говорится: «…Веками лился лунный свет на землю. Земля впитала его, как впитывает дождевую влагу. Свет сливался под землёю в ручейки, заполнял пустоты и, застывая, превращался в тяжёлые слитки. Так в земле зарождалось…»

О каком полезном ископаемом идёт речь?

Ложечку из этого полезного ископаемого принято дарить младенцу «на зубок».

Это ценный металл. Из него делают украшения.

Ответ: «… Так в земле зарождалось серебро».

Серебро обладает свойством убивать микробы.

В 11 – 13 веках в Греции серебро ценили выше золота.

Самый большой самородок серебра был обнаружен в 1477 году в Германии. Вес его был 20 тонн!

В Россию до 18 века серебро ввозилось только из-за рубежа.

Первое собственное серебро было добыто на Нерчинских рудниках в Забайкалье в 1740 году.

Добывают серебро на Алтае, на Дальнем Востоке.

С середины 20 века серебро нашло очень широкое применение в промышленности и перестало быть металлом, из которого чеканили монеты.

Ковши и братины из серебра с золочением. 16 век. Москва.

Евангелие в серебряном окладе с золочением. Конец 15 века. Москва.

Лётчик Михаил Сургутанов обслуживал геологическую экспедицию в Казахстане. Во время одного из полётов он заметил нечто, о чём сразу же доложил начальнику экспедиции. Благодаря этому сообщению было найдено богатое месторождение. Лётчик получил Государственную премию.

Что заметил лётчик, и месторождение какого полезного ископаемого было обнаружено?

Это связано с показанием приборов в кабине самолёта.

Это полезное ископаемое служит человеку тысячи лет.

Ответ: Лётчик обнаружил отклонение стрелки компаса. Так было открыто богатое месторождение железной руды.

Железо было известно человеку несколько тысяч лет назад. Но в полную силу служит ему лишь немногим более ста лет.

В чистом виде (без примесей) железо в природе не встречается, его можно получить только в лабораторных условиях.

Железо поддаётся любой обработке – его можно ковать, вытягивать в проволоку, штамповать, резать и плавить.

«Дороже всех богатств тебе дана

И это разум. Не сравняться с ним

Рубинам и алмазам дорогим.»

  • Играют две команды, отвечая на вопросы по очереди.
  • Команда внимательно слушает вопрос. На обсуждение 10 секунд.
  • Если ответ верный, команда получает 3 балла, если нет – 0 баллов.
  • К вопросам есть две подсказки. Если команда воспользовалась одной подсказкой и дала верный ответ –2 балла, двумя – 1 балл.
  • Если одна команда даёт неверный ответ, другая команда имеет право ответить на этот вопрос и получить дополнительные баллы.

В древней легенде говорится: «…Веками лился лунный свет на землю. Земля впитала его, как впитывает дождевую влагу. Свет сливался под землёю в ручейки, заполнял

  • Серебро обладает свойством убивать микробы.
  • В 11 – 13 веках в Греции серебро ценили выше золота.
  • Самый большой самородок серебра был обнаружен в 1477 году в Германии. Вес его был 20 тонн!
  • В Россию до 18 века серебро ввозилось только из-за рубежа.

  • Первое собственное серебро было добыто на Нерчинских рудниках в Забайкалье в 1740 году.
  • Добывают серебро на Алтае, на Дальнем Востоке.
  • С середины 20 века серебро нашло очень широкое применение в промышленности и перестало быть металлом, из которого чеканили монеты.

Ковши и братины из серебра с золочением. 16 век. Москва.

Евангелие в серебряном окладе с золочением. Конец 15 века. Москва.

Лётчик Михаил Сургутанов обслуживал геологическую экспедицию в Казахстане. Во время одного из полётов он заметил нечто, о чём сразу же доложил начальнику экспедиции. Благодаря этому сообщению было найдено богатое месторождение. Лётчик получил Государственную премию.

Что заметил лётчик, и месторождение какого полезного ископаемого было обнаружено?

Это связано с показанием приборов в кабине самолёта.

Это полезное ископаемое служит человеку тысячи лет.

Ответ: Лётчик обнаружил отклонение стрелки компаса . Так было открыто богатое месторождение железной руды .

  • Железо было известно человеку несколько тысяч лет назад. Но в полную силу служит ему лишь немногим более ста лет.
  • В чистом виде (без примесей) железо в природе не встречается, его можно получить только в лабораторных условиях.
  • Железо поддаётся любой обработке – его можно ковать, вытягивать в проволоку, штамповать, резать и плавить.

  • Железо обрело настоящее бессмертие, когда люди научились вновь переплавлять старый металл.
  • Самые распространённые сплавы железа с углеродом – чугун и сталь.

  • Учёные научились производить такие сорта железа, которые не боятся ни ржавчины, ни огня, ни кислоты.
  • Железо встречается не только в руде. Тонкие его прожилки можно обнаружить в камнях – например в граните. Железо имеется и в воде. Оно — обязательная частица всего живого.
  • В организме взрослого человека содержится около четырёх граммов железа.

Ни один минерал не связан так тесно с культурой, бытом и историей России. Издавна Москву называли белокаменной . Из белого камня построены соборы, стоящие уже более пяти веков. Оказывается, «белый камень» — это не просто указание на цвет строительного материала, так на Руси называли полезное ископаемое . Какое?

Это полезное ископаемое очень прочное, но его можно пилить обычной пилой.

Это полезное ископаемое осадочного происхождения.

  • Церковь Покрова на Нерли построена из белого камня – известняка — в 1165 году!

М. В. Ломоносов, внёсший большой вклад в изучение полезных ископаемых, был ещё и блестящим переводчиком. Вот перевод стихотворения одного из римских поэтов:

« В тени лесов гуляя, муравей

В прилипчивой смоле завяз ногой своей.

Хотя он у людей был в жизнь свою презренный,

По смерти в … у них стал драгоценный».

Вам надо назвать пропущенное слово – полезное ископаемое .

На Руси это полезное ископаемое называли камень-алатырь.

Это полезное ископаемое называют застывшими слезами деревьев.

Только пятая часть всего добытого янтаря идёт на изготовление украшений.

Из янтаря делают лаки, по прочности и блеску превосходящие все остальные. Музыкальные инструменты прославленных мастеров покрыты янтарным лаком.

Янтарь применяют в медицине, в парфюмерии, производстве красителей, для обработки семян растений и т. д.

На Руси жемчуг начали добывать более тысячи лет назад. Наибольшего рассвета жемчужный промысел достиг в 16-17 веках. Организацией промысла занимались, в основном, монастыри, расположенные по берегам северных рек. Наиболее ценились жемчужины, которые получили название « скатный жемчуг».

Чем эти жемчужины отличались от остальных?

Родственные слова: с кат ываться, кат иться.

Эти жемчужины отличались по форме.

Ответ: жемчужины правильной формы без выступов и наростов называли скатным жемчугом, так как они легче других могли скатываться по наклонной плоскости.

  • Размер речного жемчуга 2-3 мм в диаметре. Отдельные жемчужины достигают размера 10 мм.
  • Самая крупная в мире жемчужина обнаружена в раковине гигантского морского моллюска. Она имела диаметр 16,5 см и вес 6 кг 400 г .
  • На Руси рукодельницы использовали жемчуг в художественном шитье.

Митра, расшитая жемчугом. 1674 г., Москва

  • По легенде, невеста Садко — Любава, завидев жениха, бросилась ему навстречу. Украшавшее девушку жемчужное ожерелье рассыпалось. Из каждой жемчужинки выросли цветы – маргаритки! («Маргарита» переводится как «жемчужина»)
  • В настоящее время более 90% всего жемчуга (90 жемчужин из 100) выращивается искусственно.

«Камень этот разрывается на тонкие листы, а потом из него делают окна».

О каком полезном ископаемом поведал путешественник?

Этот минерал входит в состав гранита.

В Иркутской области добывают это полезное ископаемое.

  • Русскую листовую слюду вывозили в страны Европы. Там она получила название «мусковит» (от «Муска» — Москва).
  • Пластины слюды вставлялись в окошки карет царской семьи и знатных вельмож.
  • Слюда хорошо переносит высокую температуру, поэтому её долго использовали для изготовления фонарей.
  • Использовали слюду и для покрытия икон.
  • В настоящее время слюду используют в приборостроении.

Однажды к римскому императору пришел незнакомец и преподнес ему чашу из серебристого и очень легкого металла. “Из чего ты ее сделал?”,- спросил император. “Из глины”, — ответил умелец. Удивился император, ведь глина встречается повсюду, и приказал казнить умельца, чтобы это неожиданное изобретение не обесценило драгоценные металлы его казны.

Из какого металла была сделана чаша? И что за “глина”, из которой этот металл получили?

  • В 19 веке алюминий стоил чуть дешевле золота и шёл только на ювелирные украшения.
  • Фольга, в которую заворачивают ваши любимые шоколадки и конфеты, тоже сделана из алюминия.

Противогаз был изобретён около ста лет назад. Благодаря этому изобретению спасены жизни миллионов людей.

Какое полезное ископаемое используется в противогазе, задерживая вредные соединения?

Это же вещество используется в фильтрах для очистки воды.

При расстройстве желудка применяется лекарство из этого же вещества.

Ответ: это уголь (активированный)

  • Самый толстый угольный пласт находится в Канаде – 450 метров! Пласты Челябинского угольного бассейна – до 250 метров.
  • Одна из самых глубоких шахт (почти 1,5 км) находится в Донецком Бассейне.
  • Учёные научились из угля получать искусственную нефть.
  • Нагревая антрацит, можно получить графит, а нагревая под большим давлением (не пробуйте сами!) графит, можно получить алмаз.

Знаменитый путешественник 13 века Марко Поло писал: «К северу от Армении есть большой колодец с маслом, которым можно навьючить много верблюдов. Это масло употребляется не для еды, а только вместо мази при кожных заболеваниях у людей и скота, равно как и при других недугах».

Чудесное масло, о котором говорил путешественник – это …

  • Первое месторождение нефти в нашей стране открыто в 1864 году в районе Иркутского острога.
  • На Руси нефть называли «земляным дёгтем» и использовали прежде всего, как лекарство и для смазки колёс телеги.
  • Нефть как лекарственное средство успешно используется и в настоящее время. Особенно знаменита лечебными свойствами каспийская нефть.

  • Из нефти в Англии вырабатывается превосходная бумага. Она во много раз прочнее обычной, чрезвычайно устойчива к воздействию света, едких веществ и бактерий.
  • Возраст добываемой сейчас нефти – около миллиона лет. Самая древняя нефть обнаружена в Австралии – 1,5 млрд. лет. Нефть, найденная в селе Марково Иркутской области значительно моложе. Ей «от роду» всего 600 тысяч лет. Она не чёрная, а светлая!

  • Из нефти можно получить до миллиона различных соединений!
  • На севере, у реки Печора, залегает тяжёлая нефть. Она не может течь по трубам, её добывают в шахтах. Добыча эта обходится очень дорого, но тяжёлая нефть имеет одно ценное свойство: продукты её переработки не замерзают при очень низких температурах. Используют для работы на Крайнем Севере, в экспедициях в Антарктиду.

Это кристаллическое полезное ископаемое используется при производстве стекла, при выплавке металлов, в мыловарении, для очистки сточных вод, для производства бумаги, в пищевой промышленности. Мы им пользуемся каждый день . Человек и большинство живых организмов не могут обойтись без этого полезного ископаемого. Что это?

Это полезное ископаемое растворимо в воде.

Это полезное ископаемое съедобно.

Ответ: это поваренная соль .

  • Для поддержания здоровья человек должен потреблять 4-8 граммов соли в день. Но это не значит, что мы должны обильно солить пищу. В натуральных пищевых продуктах содержится достаточное количество соли. Избыток соли также вреден, как и недостаток!

  • Пласты соли, лежащие под землёй могут быть толщиной до полутора километров!

Назови эти самоцветы, добываемые в Иркутской области.

  • На территории Прибайкалья нефрит известен ещё с каменного века. Древние люди делали из него наконечники для стрел, рыболовные крючки, ножи. Саянский нефрит очень ценится в мире.
  • Месторождение чароита открыто в 1977 году.
  • Саянский лазурит использовался для отделки Екатерининского дворца в Царском Селе.

источник

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Технология» для 4 класса общеобразовательных учреждений к УМК образовательных систем «Перспектива», «Школа России» и «Гармония», а также тематическое планирование по действующим учебникам системы «Начальная школа XXI века», соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям ИПК.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВА» И «ШКОЛА РОССИИ»
Тематическое планирование 6
Знакомство с учебником 7
Урок 1. Как работать с учебником 8
Человек и земля 13
Уроки 2, 3. Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» 14
Урок 4. Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка» 24
Урок 5. Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» 31
Уроки 6, 7. Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ» 36
Урок 8. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали» 44
Урок 9. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Медаль» 50
Уроки 10, 11. Фаянсовый завод. Изделия «Основа для вазы», «Ваза» 53
Урок 12. Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» 61
Урок 13. Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», «Птичка» 68
Уроки 14, 15. Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» 73
Уроки 16, 1 7. Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» 83
Уроки 18, 19. Кондитерская фабрика. Изделия «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» 93
Урок 20. Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа» 101
Урок 21. Бытовая техника. Изделие «Абажур». Сборка настольной лампы 108
Урок 2 2. Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» 114
Человек и вода 119
Урок 23. Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер» 120
Урок 24. Порт. Изделие «Канатная лестница» 125
Урок 25. Узелковое плетение. Изделие «Браслет» 131
Человек и воздух 136
Урок 2 6. Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет» 138
Урок 2 7. Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель» 144
Урок 28. Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей» 148
Человек и информация 152
Уроки 2 9, 3 0. Издательское дело. Изделия «Титульный лист», «Таблица» 154
Урок 31. Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание» 162
Уроки 3 2, 3 3. Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника» 166
Урок 34. Подведение итогов года. Презентация выполненных работ 168
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ГАРМОНИЯ»
Тематическое планирование 171
Из глубины веков — до наших дней 172
Урок 1. Введение. Керамика в культуре народов мира 173
Урок 2. Сосуд с магическим орнаментом (отрывная аппликация, роспись) 177
Уроки 3, 4. Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. Коллективное панно (лепка, роспись) 181
Уроки 5, 6. Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги. Плетеный короб 185
Уроки 7, 8. Украшения в культуре народов мира. Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии 192
Традиции мастеров в изделиях для праздника 198
Урок 9. Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования 199
Урок 10. Бумагопластика. Раскладная открытка 202
Урок 11. Упаковка-футляр для подарка 206
Урок 12. Оформление упаковки новогоднего подарка 210
Урок 13. Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами) 213
Урок 14. Традиционные народные праздники. Святочные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста) 217
Уроки 15, 16. Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и лепка декоративной рамки 223
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие 227
Урок 17. Вязание как один из видов рукоделия. Простейшие приемы вязания крючком 227
Уроки 18, 19. Простейшие приемы вязания крючком. Вязание панно 232
Урок 20. Петельный шов: приемы выполнения 235
Уроки 21, 2 2. Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки 239
Уроки 2 3, 2 4. Окантовка картона 242
Уроки 2 5, 2 6. Жесткий переплет 246
В каждом деле — свои секреты 250
Урок 27. Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки 250
Уроки 2 8, 2 9. Дарим людям свое мастерство. Игрушки из соломки и ниток 254
Уроки 3 0, 31. Металл в руках мастера. Тиснение по фольге 257
Урок 32. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Кусудама 261
Урок 33. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Коробочка санбо 265
Урок 34. Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся 269
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тематическое планирование по УМК «Начальная школа XXI века» 271
Правила техники безопасности на уроках технологии 276
Физкультминутки 278
Список литературы 283

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

источник

Полезные ископаемые
Подготовил ученик начальных классов Лопатин Дмитрий 4В класса №38 школы

Природный газ
Природный газ — газы, способные гореть; встречаются в пустотах горных пород, образуя иногда большие газовые скопления. Большинство промышленных газовых месторождений связано с нефтяными, однако встречаются и самостоятельные месторождения. Запасы природных газов достигают иногда сотен миллиардов кубометров. Наиболее богаты залежами природных газов Россия, Украина, Саудовская Аравия. Природный газ — самое дешевое и удобное топливо.

Золото
Золото — мягкий ковкий металл желтого цвета, тяжелый, на воздухе не окисляется. В природе встречается главным образом в чистом виде (самородки). Самый крупный самородок, весом в 69,7 кг, был найден в Австралии. Золото встречается и в виде россыпи — это результат выветривания и размыва месторождения, когда крупинки золота освобождаются и уносятся в реки, образуя россыпи. Золото используют при производстве точных приборов и различных украшений. В России золото залегает на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Канаде, Южной Африке, Австралии. Так как в природе золото встречается в небольших количествах и добыча его связана с большими затратами, то оно и считается драгоценным металлом.

Алмаз
Алмаз — самый твердый из всех минералов. По составу он — чистый углерод. Встречается в россыпях и в виде вкраплений в изверженных породах. Алмазы бывают бесцветные, но встречаются и окрашенные в различные цвета. Ограненный алмаз называется бриллиантом. Его вес принято измерять в каратах (1 карат = 0,2 г). Самый крупный алмаз найден в Южной Африке: он весил более 3000 карат. Большинство алмазов добывается в Африке (98% от добычи в капиталистическом мире). В России крупные месторождения алмазов расположены в Якутии. Прозрачные кристаллы используются для изготовления драгоценных камней. До 1430 года бриллианты считались обычными драгоценными камнями. Законодательницей моды на них стала француженка Агнесса Сорель. Непрозрачные алмазы благодаря своей твердости используются в промышленности для резания и гравировки, а также для шлифовки стекла и камня.

Платина
Платина (от испанского plata — серебро) — драгоценный металл от белого до серо-стального цвета. Отличается тугоплавкостью, стойкостью к химическим воздействиям и электропроводностью. Добывается главным образом в россыпях. Используется для изготовления химической посуды, в электротехнике, ювелирном и зубоврачебном деле. В России платина добывается на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Южной Африке.

Драгоценные камни
Драгоценные камни (самоцветы) — минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью, прозрачностью. Они подразделяются на две группы: камни, идущие на огранку, и поделочные. К первой группе относятся алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аметист, аквамарин. Ко второй группе — малахит, яшма, горный хрусталь. Все драгоценные камни, как правило, имеют магматическое происхождение. Однако жемчуг, янтарь, коралл — минералы органического происхождения. Драгоценные камни применяются в ювелирном деле и в технических целях. В России драгоценные камни добываются в основном на Урале, а за рубежом — в Бразилии, Индии, на острове Мадагаскар.

нефть
Нефть — горючая маслянистая жидкость, обычно темного цвета, залегает среди пористых осадочных пород, пропитывая пески и известняки. Она состоит из разнообразных углеводородов. Большинство ученых предполагают, что нефть — продукт изменения органических остатков. Нефть широко используется как высококачественное топливо (теплотворная способность ее 11000 ккал/кг), сырье для получения бензина, керосина, парафина, смазочных масел, также она является сырьем для химической промышленности. В России нефть добывается в Северо —Кавказком бассейне (почти 2/3 всей добычи России), на Северном Кавказе, в Поволжье, на севере острова Сахалин. За рубежом: в странах Персидского залива, Алжире, Ливии, Индонезии, Венесуэле, США, Мексике и других странах.

Асфальт
Асфальт (смола) — хрупкая смолистая горная порода бурого или черного цвета, представляющая собой смесь углеводородов. Асфальт легко плавится, горит коптящим пламенем, является продуктом изменения некоторых видов нефти, из которых улетучилась часть веществ. Асфальт часто пронизывает песчаники, известняки, мергель. Применяется как строительный материал для покрытия дорог, в электротехнике и резиновой промышленности, для приготовления лаков и смесей для гидроизоляции. Основные месторождения асфальта в России — район г. Ухта, за рубежом — в Венесуэле, во Франции, Иордании, Израиле.

Мрамор
Мрамор — кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате метаморфизма известняков. Он бывает различного цвета. Применяется мрамор как строительный материал для облицовки стен, в архитектуре и скульптуре. В России много его месторождений на Урале и Кавказе. За рубежом наибольшей известностью пользуется мрамор, добываемый в Италии.

Бурый угоь
Бурый уголь— ископаемый уголь, содержащий до 78% углерода. Залегает пластами среди осадочных пород, образуется из растительных остатков. В буром угле обычно встречается в виде примеси глинистое вещество, отчего повышается его зольность. Он может самовозгораться. Теплотворная способность его ниже, чем у каменного угля (6000 ккал/кг), но тем не менее его используют как топливо или как сырье для получения горючего топлива и других химических продуктов. Разновидность бурого угля с ясно видимым строением остатков древесины называется лигнитом. Он чаще всего встречается в отложениях молодых геологических систем. Практически весь лигнит поступает на тепловые электростанции. В России бурый уголь добывается в следующих бассейнах: Подмосковном, Челябинском, Канско-Ачинском, Ленском. За рубежом добыча ведется в Германии, Чехии (Остравско — Карвинский бассейн).

Калийные соли
Калийные соли — осадочные горные породы, состоящие из минералов, содержащих калий, — сильвина, каинита и другие. Самые распространенные калийные соли — карналитовая, каинитовая. Наиболее крупное месторождение в России — Соликамское (Урал). Калийные соли используются для производства калийных удобрений. Добыча этих солей ведется на западе Украины, в Казахстане, Беларуси, Германии, Польше, Франции, США, Канаде и во многих других странах мира.

Нефелины
Нефелины (название происходит от греческого «нефеле», что означает облако) — минералы сложного состава, серого или зеленого цветов, содержащие значительное количество алюминия. Входят в состав изверженных пород. В России нефелины добывают на Кольском полуострове и в Восточной Сибири. Алюминий, получаемый из этих руд, — мягкий металл, дает прочные сплавы, широко применяется в машиностроении, а также в производстве товаров домашнего обихода.

Железные руды
Железные руды — природные минеральные скопления, содержащие железо. Они разнообразны по минералогическому составу, количеству в них железа и различным примесям. Примеси могут быть ценными (марганцевый хром, кобальт, никель) и вредными (сера, фосфор, мышьяк). Главными железными рудами являются бурый железняк, красный железняк, магнитный железняк.

источник

Документы в архиве:

Название документа багатства недр 4класс.doc

Тема: Полезные ископаемые — богатства недр

Цель: ознакомление учащихся с объектами природы своей местности

Показать значение добычи и использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей;

Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд);

Учить сравнивать, обобщать, делать выводы;

Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых

Учебник «Окружающий мир». Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 4 класс, 2014 года, УМК «Планета знаний»; Рабочая тетрадь к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир», 4 класс, 2014г.; физическая карта России, карта Хабаровского края, коллекция полезных ископаемых: каменный уголь, торф, нефть, руды металлов; лупы, компас, гвозди; ЦОР «Календарь погоды»; презентация «Полезный ископаемые- богатства недр»

Послушаем синоптика о погоде : ЦОР Календарь погоды

Мы ведём репортаж с урока «Окружающего мира» в 4 классе

Булгинской средней школы с.Булгин.

Мы проводили исследования полезных ископаемых Хабаровского края и Охотского района.

— Ребята, вы конечно любите приключенческие книги, фильмы, где герои ищут таинственные клады, спрятанные пиратами в глубоких подземельях.

— Давно нет на земле пиратов, но люди по-прежнему ищут подземные сокровища.

-Об искателях кладов написал в своём стихотворении «Геологи» поэт Степан Щипачёв: слад №2

Ничего на свете нет богаче

Недр земных, что нам принадлежат.

С сотворенья мира, не иначе,

Эти клады под землёй лежат

-Если мы посмотрим на карту полезных ископаемых Хабаровского края, то увидим на ней настоящие россыпи квадратов, треугольников и кружочков.

Давайте вместе попробуем разобраться в загадке «Где что лежит»

Выбери правильное утверждение

Полезные ископаемые- это всё, что находится в земле

Полезное ископаемые- это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли

Полезные ископаемые- это всё, что служит человеку

Горные породы, из которых получают металлы, называются:

Медь, алюминий, железо, олово

Из железной руды получают:

III . Построение проекта выхода из затруднения — слайд № 5

Тема урока «Полезные ископаемые- богатства недр»

IV . Реализация построенного проекта

Наш Хабаровский край является частью великого рудного пояса, который расположен в западной части Охотского моря вдоль Тихого океана. Титанические силы Земли, смявшие её покров в грандиозные каменные складки, вынесли из глубинных недр и обнажили для человека ископаемые сокровища. По разнообразию и запасам минерального сырья наш регион относится к числу богатейших районов страны.

Чем богаче страна полезными ископаемыми, тем больше возможностей для её экономического развития, а значит , повышение уровня жизни населения. Вот почему так важно знать о свойствах важнейших полезных ископаемых и их использовании .

Бесконечно разнообразны сокровища наших гор и долин. Как в драгоценной шкатулке лежат в недрах Земли уголь и железная руда, золото и оловянная руда, редкие металлы, голубая яшма и горный хрусталь. Целые горы сложены мрамором разных цветов. Глыбы гранита и базальта. Во многих районах в неограниченном количестве – песок и гравий.

Какие полезные ископаемые вы знаете? (строительные)

*А как человек использует эти полезные ископаемые?

Для самых разных нужд человека необходимо топливо.

*Какие виды топлива вы знаете?

*Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами)

*Почему сейчас не отапливают дровами? (истреблялись леса, дрова не могли выделить большое количество тепла)

*Что сейчас человек использует вместо дров?

Горючие полезные ископаемые

Исследование свойств каменного угля (по группам)

*На столах у вас лежат образцы полезных ископаемых. Я предлагаю вам исследовать свойства каменного угля с помощью карточки — инструкции

Цвет и блеск _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Легче или тяжелее воды _______________

Полезные свойства ____________________

1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Сравни твёрдость, проведи по нему гвоздём

3.Опусти в воду, плавает ли в воде

4.Какое свойство применяют

5.Подготовь сообщение о данной породе

*Какая группа будет рассказывать о свойствах каменного угля?

В Хабаровском крае много залежей каменного угля, некоторые выходят прямо на поверхность, даже шахты рыть не надо.

Самая большая угольная «кочегарка» края находится на ю-в

* Буреинский каменноугольный бассейн

*Хабаровский район (бурый уголь)- очень глубоко залегает, на глубине150м , поэтому его не добывают

*Комсомольский район (бурый уголь)

*Охотский район (бурый уголь) – используется для местных кочегарок

Каменный уголь исследовал Ромашов Сергей . Слово исследователю – слайд № 6, № 7, № 8

Бурый уголь- горючее полезное ископаемое. Материалом для образования бурого угля послужили лиственные деревья и торфяные растения, которые постепенно разлагались под водой без доступа воздуха под слоем глины и песка. Первой стадией истлевания после торфа является бурый уголь. Дальнейшее разложение завершается превращением в каменный уголь и антрацит и даже графит.

На глубине в 1километр из 20-метрового слоя торфа получается пласт бурого угля толщиной в 4 метра. На глубине в 3 километра слой торфа превратится в пласт каменного угля толщиной в 2 метра. На большей глубине от 6 км , 20 метровый слой торфа становится пластом антрацита толщиной в 1,5 метра. Чем глубже находится торф, тем качественнее будет уголь.

Как топливо бурый уголь в России и многих странах употребляется значительно меньше, чем каменный уголь. Однако из-за низкой стоимости и маленьких котельных он более популярен и занимает около 80%. У нас в Охотском районе используют бурый уголь, который здесь и добывают.

Добыча угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведётся открытым и закрытым способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты у нас в России до 1200 метров.

Учитель . Различают несколько видов каменного угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Самый молодой уголь- бурый, а самый древний- антрацит, который образовался более 200млн лет назад. Антрацит при горении выделяет больше тепла и поэтому считается самым ценным.

Исследование свойств торфа (карточка инструкция) слайд № 9

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Легче или тяжелее воды _______________

Полезные свойства ________________________

1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Опусти в воду, плавает ли в воде

3.Какое свойство применяют

4.Подготовь сообщение о данном полезном ископаемом

Какая группа расскажет об исследовании торфа ( опыт горения торфа)

Вывод : уголь сгорает почти полностью и выделяет при горении больше тепла, поэтому уголь более ценное топливо, чем торф.

6.Торф исследовал Тен Ваня–демонстрация пособий у доски

Торф образуется из отмирающих корней болотных растений- пушицы, осоки, мха сфагнума, которые опускаются на дно болот. На болотах высокая влажность и недостаток воздуха. В таких условиях растительные остатки полностью не разлагаются и накапливаются по 1мм в год на дне болот. Постепенно слои спрессовываются и получается бурое вещество- торф. Высохший торф хорошо горит.

Используют торф в качестве удобрения на полях, в теплицах и парниках. Из торфа изготавливают: воск, парафин, органические красители, уксусную кислоту, смазочные масла, активированный уголь. Торф хорошо впитывает влагу, поэтому его используют для подстилки животным.

В старину торф называли «горючей землёй». Петр 1 в 1703 году издал указ: «искать всемерно торф, чтобы было подспорье дровам». В 1920 году в Подмосковье была построена Шатурская электростанция, которая до сих пор работает на торфе. Таких электростанций сейчас в России около 80

Учитель .*Месторождения торфа находятся вдоль реки Амур и на Охотском побережье

Нефть исследовала Крупницкая Саша – слайд-№ 10, 11 демонстрация пособия

Нефть- одно из горючих полезных ископаемых, которое широко используется в наше время. Слово «нафата» в переводе с арабского означает «извергать». Действительно при бурении скважин нефть вырывается из недр земли фонтанами чёрной маслянистой горючей жидкости. Одни учёные утверждают, что нефть образовалась из остатков древних растений и останков животных, другие – из минеральных веществ. Известна нефть с древних времён. Её ещё называли горным маслом. Использовали нефть для обмазки днищ лодок, для освещения жилища и улиц, из неё делали лекарства. Бензин, керосин, соляр, парафин, вазелин, дизельное топливо, мазут- это продукты переработки нефти.

Из нефти делают пластмассы и синтетические волокна. Также используют нефть в парфюмерной и косметической промышленности для изготовления мазей, кремов и в бумажной промышленности . Двадцатый век иногда называют веком нефти.

Нефть легче воды. Это свойство нефти приводит к большим бедствиям. При аварии судов, перевозящих нефть, она растекается тонкой плёнкой, покрывая огромные пространства воды и причиняя большой ущерб растениям и животным морей и океанов. Особенно страдают птицы. Оказавшаяся в воде нефть может воспламениться.

Учитель. *Нефть занимает особое место в экономике, потому что очень широко применяется в промышленности. Её называют «чёрным золотом» , так как от цен на нефть зависит развитие экономик всех стран в мире.

Нефть нашли в Охотском районе, на Шантарских островах и в Сахалинском заливе

Природный газ — слайд № 12 – Зачитать по учебнику на с. 46 природный газ и найти свойства природного газа .

Раньше природный газ, который выходил из земных трещин и горел, считали «священным огнём» и строили храмы около тех мест, где он горел. Сегодня свойство природного газа гореть без дыма и давать при этом много тепла делает его эффективным горючим материалом. Природный газ сопутствует месторождениям нефти.

* К нам природный газ и нефть по трубам перекачивают с Сахалинской области

Работа в печатной тетради на с.18 № 30. Заполнить в таблице горючие полезные ископаемые

Руды чёрных и цветных металлов -слайд № 14

Хабаровский край богат различными полезными ископаемыми. Особенно много в крае рудных полезных ископаемых: железная руда и руды цветных металлов

Знакомства с рудными породами (коллекция)

Записать названия руд в таблицу ( печатная тетрадь)

Исследование железной руды по группам. Сейчас мы исследуем железную руду

*Провести исследовательскую работу с помощью карточки инструкции

Цвет и блеск _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Легче или тяжелее воды _______________

Плотное или рыхлое ___________________

Полезные свойства _____________________________

1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Сравни твёрдость, проведи по нему гвоздём

3.Опусти в воду, плавает ли в воде

4.Подготовь сообщение о данной породе

Какая группа расскажет о своём исследовании

Из красного и бурого железняка выплавляют железо, чугун и сталь (показ металлов)

Опыт с компасом (магнитный железняк отклонил стрелку компаса)

Что вызвало отклонение стрелки? (магнит, эта руда богатая, в ней много железа)

Месторождения железной руды – в Тугуро- Чумиканском районе

Из цветных руд получают медь, алюминий, свинец, серебро, золото и другие металлы. Эти металлы называют цветными потому, что они имеют разнообразную окраску. В природе металлы могут встречаться и в чистом виде. Среди горных пород можно найти чистое золото, серебро, медь. Ну а сейчас юные исследователи расскажут о своих исследованиях: какие полезные ископаемые есть в нашем Охотском районе слайд № 15, 16

Базальт исследовал Алексейцев Сергей – слайд № 17

Базальт- это наиболее распространённый природный камень возникший после извержения вулкана. Базальт имеет чёрный, дымчатый, тёмно-серый или зеленовато-чёрный цвет. Основу его состава образует полевой шпат. Базальты покрывают дно океанов и большие пространства суши.

Из него можно лить тёмное стекло, трубы, изоляторы.

Данный минерал используется в качестве строительного камня.

Виды базальта отличаются друг от друга. Самой известной торговой маркой является разновидность под названием «базальтина». Это материал итальянского происхождения. Его прочность сравнима с прочностью гранита.

Другая разновидность- азиатская. Её отличает тёмно- серая окраска. Его широко используют в дизайнерских и архитектурных целях.

Мавританский зелёный базальт имеет насыщенный тёмно- зелёный оттенок

Сумеречный базальт привозят из Китая. Он имеет дымчато- серый или чёрный цвет. Его признают самым крепким и износо – морозостойким среди всех разновидностей данного минерала.

Месторождения базальта у нас в стране расположены в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Нефрит исследовала Ким Лиза – слайд № 18

Нефрит- замечательная особенность этой породы в её вязкости. Обломки нефрита очень сложно расколоть на куски. Прочность нефрита можно сравнить с хорошими сортами стали. Он в 2 раза прочнее стали.

Цвет разнообразный- от белого до желтоватого, травянистого, изумрудного, болотного, до почти чёрного. Встречается голубой и красный нефрит, но он редок и очень ценен. Окраска зависит от содержания железа и примесей хрома и марганца.

Нефрит используют в качестве поделочного камня и как уникальный материал для изготовления ювелирных и декоративно- художественных изделий.

Люди использовали его как камень для изготовления очень прочного оружия и орудий труда, позже- в качестве предметов и украшений.

14 . Золото исследовал Арбузов Саша – слайд № 19

Чистое золото- мягкий металл жёлтого цвета.

Люди добывают золото с незапамятных времён. С золотом человечество столкнулось уже в V веке до нашей эры в самородном состоянии.

В России до петровских времён золото не добывалось. Оно ввозилось в обмен на товары. Первое открытие запасов золота было сделано в 1732 году в Архангельской губернии. Была обнаружена золотая жила.

В России существует около 16 золотодобывающих компаний. Лидером добычи золота в России является компания «Полюс Золото», на которую приходится около 20% рынка.

Золото является важнейшим элементом мировой финансовой системы. Золото издавна использовалось многими народами в качестве денег. Но золотые монеты утвердились только к XIX веку.

Самым крупным потребителем золота является ювелирная промышленность. Ювелирные изделия изготавливают не из чистого золота, а из сплавов с другими металлами для его прочности и стойкости.

Золото добывают в Охотском районе на Хакандже, Юрьевское месторождение и Озёрное.

Также золото добывают в Аяно- Майском районе, в Николаевском районе разрабатывается. В Хабаровском крае более 500 россыпных месторождений, из них 200 уже разработали

16. Горный хрусталь исследовала Логвина Настя –слайд № 20

Горный хрусталь- минерал. Бесцветная прозрачная разновидность кварца. Красивый декоративно- коллекционный камень, используется для украшения интерьеров. Горный хрусталь применяется в радиотехнике для получения ультразвуковых колебаний. Изготавливают из него линзы. Окрашенные кристаллы горного хрусталя применяются как полудрагоценные камни. Горный хрусталь используется для изготовления ювелирных изделий и предметов роскоши.

В Оружейной палате Московского Кремля находятся различные сосуды из горного хрусталя: самовар Петра I , выточенный из цельного куска горного хрусталя, бочонок, перечница, кружка, чаши и т.д.Коллекция посуды из горного хрусталя имеется в Музее истории искусства в Вене. В Американском музее истории в Нью- Йорке имеется печать русской работы в виде Атласа, держащего на плечах земной шар.

В России XVIII — XIX веках из горного хрусталя вырезали табакерки, пуговицы, печатки. Церковную утварь.

Сердолик исследовала Конищева Ира – слайд № 21

Сердолик- минерал, цвета от жёлтого до красного

Название минерала связано с окраской камня, сердолик от древнерусского означает «обликом как сердце».

Используется в изготовлении ювелирных изделий. Сравнительно недорогой поделочный камень. Из него изготовляют бусы, амулеты, статуэтки, шкатулки.

Современные исследования показали, что камень красноватого цвета успокаивает нервную систему, улучшать кровообращение и укреплять иммунитет.

Месторождением сердолика богата и Россия- лучшие месторождения сердолика находятся на Дальнем Востоке, в том числе и в Охотском районе

21.Агат исследовала Перкова Саша – слайд № 22

Агат- минерал- разновидность халцедона. Разновидности агата: голубой, чёрный, звёздчатый, дисковой, деревянистый, бастионный, глазковый и т.д.

Месторождения встречаются в извержениях и в осадочных породах. В Охотском районе также есть этот минерал.

Ценный поделочный и полудрагоценный камень широко используется в ювелирном деле и как материал для художественной резьбы. Применяется в точном приборостроении.

С древних времён использовался для изготовления украшений, печатей, сосудов и для вырезания изображений.

Подведём итог нашего урока, используя карточки на столах:

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2017/01/31/tema-uroka-poleznye-iskopaemye-izdelie-malahitovaya
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/529485/
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-polieznyie-iskopaiemyie-4-klass
  • http://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-okruzhayushchemu-miru-poleznye-iskopaemye.html
  • http://alleng.org/d/add/teh061.htm
  • http://topslide.ru/okruzhajushhij-mir/polieznyie-iskopaiemyie
  • http://www.metod-kopilka.ru/metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_okruzhayuschemu_miru_na_temu_quotpoleznye_iskopaemye-_nedra-31334.htm
Читайте также:  Чем полезным можно заняться дома